Перцептивная сторона общения: понятие, примеры, значение
Перцептивная сторона общения – фундамент коммуникации между индивидами. С ее помощью люди могут «читать» своих собеседников, предсказывать их поведение в определенных ситуациях, находить к ним подход с целью выстраивания эффективной коммуникации. Если человек неправильно интерпретирует информацию, полученную в ходе оценки поведения и слов собеседника, то это может привести к возникновению недопонимания или конфликта.
Что такое перцептивная сторона общения?
Перцептивная сторона общения (от лат. perceptio — восприятие) — это особый процесс, который проявляется в ходе взаимодействия между индивидами на основании естественного общения, благодаря чему участники коммуникации могут правильно воспринимать действия и поступки друг друга. Говоря простым языком, в рамках перцептивной стороны общения люди «считывают» друг друга, что позволяет получить гораздо больше информации, выйти за пределы простого словесного обмена.
Перцепция характеризует собой восприятие одного человека другим, когда участники коммуникации получают возможность сформировать представление о себе и собеседнике. Это стало возможным благодаря пониманию целевых установок и мотивов, что не менее важно, чем слова, сказанные вслух. Человек в рамках диалога осуществляют объективную оценку собеседника, внутренние качества которого могут не соответствовать его собственным качествам. Такой формат позволяет людям понимать друга и обозначать возможности и перспективы коммуникации на основе совпадения интересов, взглядов и мировоззрения.
В психологии перцепция рассматривается, как способность человека отображать на познавательном уровне предметы окружающего мира, с которыми он сталкивается на протяжении всей своей жизни. Среди проявлений перцепции можно выделить понимание и принятие. Эта особенность позволяет людям находить общий язык и выстраивать прочную коммуникацию.
Примеры социальной перцепции
Навыки перцептивного общения начинают формироваться с первых лет жизни, когда ребенок начинает различать мимику родителей и распознавать их эмоции. Чем сложнее механизмы восприятия, тем больше факторов воспринимает человек в рамках коммуникации с другими людьми. С их помощью он получает возможность для формирования полноценного впечатления о собеседнике и его характеристиках на основании полученной информации.
Если у человека проявляется интерес к новому знакомому, то предпринимает активные действия для получения как можно большего количества информации о нем посредством вопросов — такой подход позволяет лучше понять его внутренний мир и взгляды. Перцептивное общение заметно ускоряет адаптацию индивида в новой социальной группе, потому что в процесс коммуникации человек доносит до других сведения о себе и получает обратную связь от других участников группы.
Компоненты перцептивной стороны общения
Перцептивная сторона включает в себя совокупность процессов, среди них можно выделить:
- Оценка невербальных сигналов, транслируемых собеседником;
- Наблюдение за поведенческими установками;
- Формирование на основе полученной информации представлений о внутреннем мире собеседника;
- Формирование восприятия субъекта на эмоциональном уровне;
- Создание эффективной и прочной коммуникации.
Практическая реализация перцепции
Рассматриваемый элемент позволяет человеку грамотно интерпретировать внешний вид и поведение собеседника. На основе полученных сведений человека формирует собственное заключение об отличительных чертах личности, мотивах поступков. Перцепция оказывает большое влияние на результативность коммуникации. С ее помощью анализируется внутреннее состояние собеседника.
Социальная перцепция позволяет правильно воспринимать окружающие объекты, налаживать коммуникацию с ними. Эффективность социальной перцепции напрямую зависит от того, насколько человек не подвержен влиянию стереотипов, они оказывают негативное влияние на объективное оценивание собеседника, результатом является формирование искаженного образа в сознании.
Механизмы социальной перцепции
Перцептивная сторона коммуникации состоит из совокупности инструментов, с их помощью человек может наладить эффективное взаимодействие с собеседником.
- Рефлексия – это способность человека к самоанализу. С ее помощью человек может понять то, каким его видит собеседник. В рамках коммуникации нам важно знать, как мы выглядим в глазах собеседника, какое впечатление произвели на него, и как он воспринимает наши слова;
- Идентификация – это механизм, за счет которого человек может поставить себя на место собеседника с целью формирования взгляда на проблему с позиции. Это дает возможность полностью или частично разделить мнение собеседника и его взгляды;
- Эмпатия – это способность к неподдельному сочувствию и сопереживанию другому человеку, базируется на полном понимании и принятии переживаний и внутреннего мира собеседника;
- Аттракция – это механизм, с помощью которого формируется предварительное отношение к человеку. Позитивный формат мышления выступает в качестве фундаментальной основы для создания эффективной и прочной коммуникации. Аттракция строится на общих интересах, ценностях.
- Казуальная атрибуция – это механизм, с помощью которого человек может формировать представление о поведении и словах собеседников, опираясь на собственные предположения и данные, полученные в ходе наблюдения.
Функции социальной перцепции
Существует несколько основных функций, которые реализуются в рамках перцептивной стороны общения:
- Развитие взаимопонимания. Эта функция выступает в качестве обязательного условия для построения продуктивной коммуникации между индивидами. Наличие общих интересов, разделение одинаковых ценностей и убеждений – это фундамент для получения пользы от общения. Также это дает возможность для поиска компромиссов в спорных ситуациях;
- Развитие эмоционального взаимодействия. Неотъемлемой частью отношений являются чувства и эмоции. Положительные чувства и эмоции формируют симпатию, негативные чувства и эмоции приводят к враждебности.
- Формирование представлений о себе. Участник коммуникации может получать информацию о себе с помощью выводов, полученных в ходе диалога с другими людьми. В рамках взаимодействия с собеседником, человек может ретранслировать его установки и взгляды на себя.
- Формирование представлений о собеседнике. Это проявляется в понимании взглядов, мировоззрения людей из ближайшего социального окружения. В таких условиях человек может формировать полноценное представление о собеседнике. Альтернативных путей нет. Коммуникация выступает в качестве фундаментальной основы для любого вида отношений;
- Организация совместной деятельности. Если люди, вступающие в коммуникацию, понимают и принимают друг друга, то это помогает им вести совместную деятельность с ориентацией на качественный результат. Знания о собеседнике дают возможность выстроить стратегию общения с ним в любых ситуациях. Перцепция приобретает новое значение, когда речь заходит о коммуникации в масштабах целой социальной группы. Продуктивная совместная деятельность может осуществляться только при наличии полного понимания и принятия между членами группы.
Заключение
Уровень перцептивных навыков у личности оказывает прямое влияние на ее способность к формированию продуктивной коммуникации с другими членами социума, социальными группами и объединениями. Понимание особенностей субъектов коммуникации позволяет налаживать качественное взаимодействие.
Среди особенностей этого процесса можно выделить зависимость от возрастных, профессиональных, половых, эмоциональных и психологических факторов. Перцептивная сторона общения оказывает большое влияние на коммуникацию между людьми. Чем лучше один человек понимает другого, тем крепче будут их отношения.
Перцептивная сторона общения в психологии
Перцептивная сторона общения – основа взаимодействия между людьми. А как вы строите общение? Всегда ли у вас получается донести свою точку зрения, завоевать доверие собеседника, вызвать желание продолжить диалог? Если нет, механизмы перцепции помогут исправить ситуацию. Вы научитесь видеть человека «насквозь», понимать мотивы его поступков, правильно оценивать его как личность. Сплошные преимущества. Как научиться перцептивному общению?
Содержание
- Что такое перцепция
- Функции и предназначение социальной перцепции
- Ошибки первого впечатления
- Перцептивный компонент
- Аспекты
- Механизмы социальной перцепции
- Рефлексия
- Идентификация
- Эмпатия
- Стереотипизация
- Аттракция
- Казуальная атрибуция
- Эффекты межличностного восприятия
- Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения
- Заключение
Что такое перцепция
Перспективной стороной общения или перцепцией в психологии называется процесс взаимодействия между людьми. Основан на обычном общении, понимании и восприятии человека человеком. Термин «перцепция» происходит от латинского perceptio, означающего «восприятие».
Есть и другое определение понятия. Перцепция в психологии – это отображение индивидом на когнитивном уровне встречающихся ему объектов и явлений.
Если сказать кратко, перцепция означает восприятие одного человека другим, осознание ими личностных качеств друг друга. Это происходит благодаря пониманию установок, целей, мотивов. Вы проводите объективную оценку собеседника, качества которого не похожи на ваши.
Перцепция проявляется не только в понимании, но и в принятии. Получается, что два человека разделяют ценности и убеждения, согласовывают их между собой. В результате развивается дружба, привязанность, влюбленность.
Перцепция помогает «читать» окружающих людей, видеть то, что они о себе не говорят. Если анализ произведен неточно, случается конфликтная ситуация.
Функции и предназначение социальной перцепции
Итак, перцептивная сторона общения представляет собой серьезный процесс обмена информацией между людьми. Они рассматривают, оценивают, пытаются понять и принять друг друга.
К функциям социальной перцепции относят 5 пунктов:
- Изучение себя. Осуществляется благодаря осознанию себя через других людей. Взаимодействуя социально с окружающими, вы получаете информацию о самом себе. Воспринимая личность собеседника, вы обретаете возможность примерить черты его характера на себя. Это помогает увидеть свои собственные скрытые желания, страхи, потребности.
- Изучение партнера. Эта функция перцепции включает в себя понимание взглядов, убеждений окружающих вас людей. Только так вы можете получить на 100% точную информацию о человеке. По-другому это сделать невозможно. Коммуникация – это основа любого вида отношений, будь то романтические, дружеские или приятельские.
- Организация совместной работы. Если субъекты социальных отношений понимают и принимают друг друга, они легко смогут вести совместную деятельность. Знание установок партнера, его мотивов, ценностей помогает правильно вести себя с ним. Во взаимодействии не двух человек, а группы перцепция имеет еще более важное значение. Совместная деятельность в таком случае возможна только при полном понимании и принятии одним членом коллектива всех остальных и наоборот.
- Развитие взаимопонимания. Такая функция перцепции является основой любых отношений. Точки соприкосновения, общие интересы и взгляды – это залог получения удовольствия от общения. Также это возможность находить компромиссные решения в спорных ситуациях.
- Развитие эмоционального взаимодействия. Любые отношения вызывают в человеке чувства и эмоции. В результате между людьми появляются симпатия, враждебность, дружба и другие виды отношений.
Получается, что перцепция помогает создать образ человека, лучше рассмотреть его качества, охарактеризовать его как личность.
Ошибки первого впечатления
Иногда механизмы перцепции или восприятия срабатывают неправильно. К примеру, вы ведете с человеком дружелюбный диалог. Соответственно и образ собеседника складывается такой же. Вы превозносите некоторые его качества. Автоматически считаете его умнее и талантливее вас. Но так ли это на самом деле?
Подобные ошибки возможны и при оценке внешней привлекательности.
Перцептивный компонент
Эта составляющая перцепции помогает правильно оценить внешность и поведение собеседника. Полученная информация позволяет изучить его характер, мотивы, причины поступков. Без перцептивной стороны общения сделать такие выводы не получится. А если и получится, они будут поверхностными. Вы увидите «картинку», но не сможете понять ее содержание.
Развитие социальной перцепции – возможность увидеть, что думает человек, почему он поступил так, а не иначе, о чем он переживает и тревожится. Главное – не спешить. Дайте время на то, чтобы сформировалась достоверная оценка.
Интересно, что перцептивный компонент помогает изменить первое впечатление, сложившееся мнение о человеке. Представьте, что вы встретили давнего знакомого и сразу заметили, как сильно он изменился. Перцептивная сторона общения в этом случае поможет вам поменять свое мнение, отказаться от первичной оценки. Рассматривать оппонента вы теперь будете на основании его изменений, того, каким он является в текущий момент времени.
Аспекты
Перцепция – это процесс, проявляющийся при первой встрече с индивидом. На основе анализа его внешних данных вы пытаетесь понять, какой он внутри. Не зря физиогномики говорят, что между лицом и психологическими особенностями человека есть связь.
Следующий этап перцепции – создание эмоционального контакта. Он может быть негативным и позитивным. Все зависит от контекста беседы.
Для получения полной информации о человеке нужно обращать внимание не только на внешнюю составляющую и эмоции. Также важно поведение.
Механизмы социальной перцепции
В психологии выделят 6 механизмов перцептивной стороны общения.
Рефлексия
Это процесс самопознания. Человек оценивает свои мысли и поступки, анализирует ошибки, делает выводы и, возможно, меняет план действий. В общении с окружающими способность к рефлексии предполагает оценку впечатления, которое вы оказываете на собеседника.
Если сказать понятным языком, рефлексировать – взглянуть на происходящее со стороны, с помощью рационального мышления выявить мотивы, причины, понять суть.
Идентификация
Этот механизм перцепции представляет собой попытку понять человека, войти в его ситуацию, поставить себя на его место. Идентификация пригодится, когда вы хотите понять внутренний мир другого человека, посмотреть на окружающий мир через призму его взглядов и ценностей.
Эмпатия
Означает способность сопереживать, разделять эмоции и чувства оппонента. Сильнее всего такая способность развита у людей, имеющих свою систему ценностей. Им легче, чем другим оценивать состояние окружающих по их поступкам, жестам, словам.
Стереотипизация
Оценка личности происходит на основании внешних данных и социального статуса того или иного человека. Например, глядя на глубоко посаженные глаза собеседника, вы можете сделать вывод о наличии жесткости в его характере. Красивая же девушка с идеальной фигурой кажется добрым, открытым, отзывчивым человеком. При этом внешность никак не отображает то, что находится у нее внутри. И таких примеров множество.
Аттракция
Еще одна составляющая перцепции. Это понимание и приятие другого человека, основанное на давно сформированных позитивных чувствах по отношению к нему. Эти чувства провоцируют развитие дружбы, привязанности, любви.
Аттракция существует как в межличностных, так и в деловых отношениях. В первом случае фундаментом для нее являются общие взгляды, ценности и интересы. Эти объясняется, почему к кому-то вы относитесь с симпатией, а кто-то вызывает в вас лишь неприязнь.
В деловой сфере эта часть перцепции помогает наладить контакт абсолютно со всеми людьми. Так, психологи рекомендуют быть доброжелательными даже с теми клиентами, которые не вызывают положительных эмоций. Чаще всего такое поведение играет на руку – помогает сменить негативное отношение на позитивное. Плюс ко всему, человек развивает в себе способность к социальной перцепции. Она поможет получить как можно больше информации о собеседнике.
Казуальная атрибуция
Это механизм перцепции, предполагающий трактовку слов и поведения окружающих людей на основании своих собственных предположений, рассуждений, наблюдений, опыта.
Казуальная атрибуция подчиняется нескольким закономерностям, влияющим на то, как люди понимают друг друга:
- События, которые сопровождают наблюдаемую ситуацию, часто являются причиной ее возникновения.
- В случаях, когда вы хотите объяснить необычный поступок, его причиной считается предшествовавшее ему такое же необычное явление.
- Человек неправильно объясняет поведение других в том случае, когда у него есть несколько вариантов трактовки.
- Свое поведение вы объясняете сложившимися вокруг вас обстоятельствами (влияние внешних ситуаций). Поведение же других оценивается на основании внутренних причин, к которым относятся особенности характера.
На способность к перцепции влияет и культура. Например, в западных странах принято считать, что главная причина происходящего вокруг – сами люди, а не ситуации и обстоятельства.
Эффекты межличностного восприятия
Их 9:
- Эффект первичности или порядка. Эта составляющая часть перцепции проявляется, когда происходит общение с незнакомым человеком. Его суть заключается в следующем: если первое впечатление оставило противоречивые чувства, образ будет сформирован на основании полученной ранее информации.
- Эффект края. Объекты восприятия, которые находятся по краям, воспринимаются лучше, чем те, что расположены в центре.
- Эффект новизны. В случае с ранее знакомым человеком новая информация о нем играет более важную роль в его восприятии.
- Эффект ореола. Краткое объяснение выглядит так: новая информация о человеке накладывается на уже привычный образ. Последний и является «ореолом». Он мешает воспринимать личность правильно. Если у вас о собеседнике позитивное мнение, то любая информация приведет к такой же позитивной оценке. Точно так происходит и с негативом. Чаще всего этот эффект возникает, если идет речь о моральных принципах.
- Эффект первого впечатления. Приводит к появлению устойчивого мнения о человеке. Все последующие оценки сочетаться с действительностью не будут.
- Эффект проекции. Это состояние, при котором вы приписываете оппоненту свои преимущества или недостатки. Все зависит от мнения о нем.
- Эффект средней ошибки. Намеренное преуменьшение сильных черт характера собеседника.
- Эффект Барнума. Человек воспринимает свои характеристики как наиболее правильные в том случае, когда они подтверждены научными, магическими или ритуальными аргументами.
- Эффект бумеранга. Его суть состоит в том, что информация, передаваемая собеседнику, вызывает эффект, обратный ожидаемому. Так бывает, если вы вызываете у оппонента неприязнь или преподносите недостоверные данные. Еще одна причина развития эффекта – недоверие к вам.
В этот список можно добавить еще одну составляющую перцепции – стереотипизацию. Как сказано выше, это оценка человека на основании внешности, поведения, статуса, общественного положения.
Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения
Перцепция – термин, обозначающий понимание и принятие другого человека. Как видно, он тесно переплетается с множеством стереотипов, навязанных обществом. В процессе общения они появляются под влиянием 3 факторов:
- Превосходство. Сильнее всего заметно, если собеседники имеют разный статус, материальное положение, интеллектуальные способности. Вы можете либо переоценить человека, либо, наоборот, недооценить его.
- Привлекательность. В любом случае на перцепцию влияет симпатия или антипатия. Красивым людям всегда приписывается больше положительных качеств.
- Отношение к нам. Тех людей, которые хорошо к вам относятся, вы, скорее всего, всегда будете воспринимать позитивно.
Эти факторы социальной перцепции искажают представление о человеке, мешают созданию его объективной оценки.
Кроме стереотипов, нарушить механизм перцепции могут некоторые барьеры:
- Использование в речи жаргона, неизвестных слов, терминов, понятий.
- Боязнь выражать свои чувства и эмоции.
- Отсутствие интереса к обсуждаемой теме.
- Несовпадение во мнениях.
- Наличие физических проблем, например, нарушений слуха или речи.
- Невозможность понять и оценить поведение собеседника из-за общения по телефону или через интернет.
- Языковые различия.
- Нежелание принимать услышанное.
- Отличия в культуре и мировоззрении в целом.
Убрать эти барьеры при перцепции практически невозможно, поскольку человек осознает информацию, только пропустив ее через несколько своих «фильтров». Поэтому в процессе разговора вам нужно выделить, а потом передать суть так, чтобы собеседник смог правильно ее расшифровать. Ответственность за это лежит на перцептивной стороне общения. Поняв внутренний мир оппонента, вы сможете выбрать правильную модель поведения. Их 4:
- Гуманистическая. Между вами и оппонентом возник взаимный интерес, проявляется эмпатия.
- Манипулятивная. Вы пытаетесь навязать свою точку зрения, позицию. Подобные поступки не всегда имеют положительные последствия.
- Ритуальная. Ваше поведение учитывает культурные традиции собеседника.
Еще одна модель поведения носит название трансакционного анализа. Это способ взаимодействия, учитывающий роль каждого участника разговора. Таких ролей всего 3:
- «родитель» рассказывает, как нужно себя вести;
- «взрослый» рассказывает, как сочетать желания и обязанности;
- «ребенок» руководствуется эмоциями.
Если и у вас, и у вашего собеседника эти роли совпадают, будьте уверены, что информация воспримется правильно.
Заключение
Перцепция – самая важная часть общения между отдельными людьми или в группе. Именно от нее зависит, смогут ли собеседники понять друг друга, донести нужно информацию. Этот процесс тесно связан не только с изучением оппонента, но и с самопознанием. Знакомьтесь со своим внутренним «Я». Учитесь понимать и принимать окружающих. Это поможет вам не только общаться, но и вести плодотворную совместную деятельность.
Особенности восприятия
Восприятие включает в себя множество атрибутов, но три наиболее признанных свойства восприятия включают постоянство, группировку (особенно принципы гештальта) и эффект контраста.
Откройте для себя еще 31 статью по этой теме
Не пропустите эти статьи по теме:
- Обработка сверху вниз и снизу вверх
- Ощущение и восприятие
- Типы иллюзий
- Законы сходства и близости: гештальт-законы
- Избирательное восприятие
Постоянство
С точки зрения восприятия, постоянство относится к способности одной или нескольких перцептивных систем идентифицировать один и тот же объект среди множества сенсорных входов. Например, монета выглядит круглой, если держать ее лицевой стороной, и эллиптической, если держать ее стороной. Но постоянство позволяет нам идентифицировать объект как монету, даже если он находится в любом положении. Без постоянства мы могли бы воспринимать один объект как другой сенсорный вход, если воспринимать его под другим углом, углом, интенсивностью или частотой.
Существуют различные виды постоянства. Один тип цветового постоянства называется основным фокусом в области восприятия. Например, белая бумага обычно воспринимается как «белая» даже при различной интенсивности и цвете света. Другие включают запах, мелодию, яркость, слова и шероховатость. Вид воспринимаемой информации идентифицируется мозгом прежде, чем перцептивные системы достигают соответствующего перцептивного постоянства.
Группировка
Группировка — это характеристика восприятия, которая следует принципам, изначально предложенным гештальт-психологами. Принципы группировки были сформулированы для анализа естественного восприятия человеком объектов как организованных и структурированных. Шесть принципов группировки гештальта включают близость, сходство, завершенность, хорошее продолжение, общую судьбу и хорошую форму. Узнайте больше о них здесь.
Эффект контраста
Эффект контраста относится к увеличению или уменьшению восприятия по отношению к нормальной интенсивности, степени, частоте или другим характеристикам. Так называемое «нормальное восприятие» основано на предыдущем опыте человека.
Джон Локк, философ 17 века, был одним из первых ученых, наблюдавших эффект контраста. Предположим, вы коснулись чашки А горячей водой. По его словам, чуть теплая вода в чашке Б может восприниматься как «горячая». Но теплая вода будет казаться «холодной», если ваша рука до этого коснулась чашки с холодной водой. Много лет спустя Вильгельм Вундт заявил, что контраст является основным принципом восприятия. Для правильного контраста сравниваемые объекты должны быть похожи друг на друга. С начала 20 века исследователи провели несколько наблюдений, чтобы подтвердить эффекты контраста. Одно исследование восприятия музыки показало, что испытуемые определяли песню как «хорошую» или «плохую» в зависимости от того, насколько ранее услышанная музыка субъективно «хорошая» или «плохая». Эффекты контрастов влияют на визуальные качества, такие как яркость и цвет, а также на другие параметры, такие как вес и легкость.
Полная ссылка:
Вам разрешено копировать текст
Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).
Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующий кредит и предоставляете ссылку/ссылку на это страница.
Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).
Статьи по теме
Страницы по теме:
aardvark.ucsd.edu
Хотите быть в курсе? Подписывайтесь на нас!
Подписаться на @ExplorableMind
Домен 2: Восприятие | Illinois Early Learning Project
Иллинойсские рекомендации по раннему обучению: для детей от рождения до трех лет (IELG)
Развитие восприятия относится к тому, как дети начинают воспринимать, интерпретировать и понимать сенсорную информацию. 1 Восприятие позволяет детям адаптироваться и взаимодействовать с окружающей средой с помощью своих органов чувств. Дети рождаются со способностью видеть, слышать, обонять, ощущать вкус и осязать. Хотя эти чувства не полностью развиты при рождении, они быстро улучшаются в первые несколько месяцев жизни. Например, зрение новорожденного ограничено от восьми до 12 дюймов. 2
За несколько коротких месяцев их зрение значительно улучшилось, так как дети могут видеть предметы с другого конца комнаты, различать узоры и цвета. 3 Дети могут слышать звуки еще до рождения, а в младенчестве они начинают различать эти звуки. Способность делать это напрямую влияет на развитие речи детей.
Развитие восприятия тесно связано с физическим развитием, поскольку растущие двигательные способности детей позволяют им по-новому исследовать окружающую среду. Дети могут использовать свою подвижность, чтобы тянуться к предметам или играть с предметами по-разному.
Когда они станут старше, они смогут использовать сенсорную информацию, чтобы изменить действие или поведение. Например, дети могут понимать, как обходить препятствия своим телом, или знать, как держать в руках предметы, которые они считают хрупкими. Дети познают свой мир, взаимодействуя своими чувствами с окружающей средой. Вот почему для маленьких детей поощряется соответствующая стимулирующая среда, осмысленное участие и взаимодействие.
Разработка настроек
Каждый ребенок уникален, когда дело доходит до сенсорных симпатий и антипатий. Некоторым детям нравится плескаться в ванне или пачкать руки, исследуя разные текстуры. Другие дети могут уклоняться от прикосновения к различным материалам, вместо этого предпочитая просто наблюдать. Точно так же, как у взрослых есть предпочтения, у маленьких детей развиваются предпочтения в отношении того, что они видят, слышат, осязают, обоняют и пробуют на вкус. Воспитатели должны обращать внимание на то, что нравится детям и чего они избегают. Воспитатели должны быть чуткими к этим различиям и создавать различные виды деятельности, чтобы учесть сенсорные предпочтения детей. Например, детей, которым не нравится пачкать руки, не следует заставлять играть с песком, водой или другими сенсорными материалами, которые могут вызывать у них дискомфорт. Детям, которые перегружены слишком большим количеством звуков и образов, следует внимательно следить за признаками чрезмерной стимуляции во время игры. Положительный ранний опыт, адаптированный к уровню комфорта и потребностям детей, важен для здорового развития.
От рождения до 9 месяцев
Дети начинают использовать свои чувства, чтобы исследовать и узнавать окружающую среду.
Показатели для детей включают:
- Реакция на изменения в окружающей среде, например, вздрагивает, когда слышит громкий шум, поворачивает голову в сторону света звуки, слышимые в окружающей среде
- Имеет диапазон зрения до нескольких футов, что, в свою очередь, позволяет видеть цвета и предметы на расстоянии
- Чувствует ощущение прикосновения и оглядывается, чтобы определить источник прикосновения, например, человека или предмет
- Узнает знакомые объекты и начинает проявлять фаворитизм к определенным игрушкам окружающая среда, в которой ребенок может наблюдать и исследовать
- Поместите зеркала и привлекательные игрушки в поле зрения ребенка, например, мобиль над кроваткой
- Взаимодействуйте с ребенком, пойте песни и играйте вместе с игрушками
- Предложите предметы и впечатления, которые охватывают различные цвета, звуки, текстуры, например, музыкальную шкатулку, светящуюся игрушку, книгу с различными текстурами
От 7 до 18 месяцев
Дети начинают использовать сенсорную информацию, полученную среду, чтобы изменить то, как они взаимодействуют и исследуют.
Показатели для детей включают:
- Начинает манипулировать материалами, например, взвешивает тесто для лепки, сжимает продукты, которые можно есть руками
- Начинает проявлять предпочтение или отвращение к определенным сенсорным действиям, например, отдергивает руку от незнакомых предметов или неприятных текстур
- Осознает препятствия в окружающей среде, например, ползает вокруг стола, чтобы достать мяч
- Приспосабливается ходьбы в зависимости от поверхности, например, осторожно ходит по гравию
Стратегии взаимодействия
- Предоставьте ребенку возможность экспериментировать с сенсорными объектами
- Наблюдайте за реакцией ребенка на объекты и опыт, чтобы отметить, что ему или ей нравится
- Познакомьте ребенка с различными текстурами, запахами, звуками и зрелищами
От 16 до 24 месяцев
Дети продолжают работать над использованием воспринимаемой сенсорной информации, чтобы решить, как взаимодействовать с окружающей средой.
Показатели для детей включают:
- Игры с водой и столами с песком; исследует, заливая, копая и заполняя
- Любит физическую игру, например, борьбу, щекотку
- Распознает ситуации, к которым нужно подходить осторожно, например, медленно ходит с чашкой воды или с едой на тарелке
- Приспосабливается к окружающей среде, например, меняет объем голос, чтобы приспособиться к уровню шума в окружающей среде
Стратегии взаимодействия
- Предоставьте ребенку возможность испытать сенсорную игру, например, с пластилином, водой, песком
- Следуйте за ребенком во время игры;
- Участвуйте в занятиях, поощряющих использование различных звуков и движений, например, читайте книгу, в которой используется как шепот, так и громкий голос
От 21 до 36 месяцев
Дети начинают более эффективно обрабатывать сенсорную информацию и использовать эту информацию для изменения поведения при взаимодействии с окружающей средой.
Показатели для детей включают:
- Подражает знакомым взрослым при раскрашивании; рисует линии и/или круги
- Регулирует подход к неизвестным объектам, например, сильнее нажимает на кусок глины
- Воспринимает и действует соответственно, когда держит хрупкий предмет, как в реальном окружении, так и в игре, например, ходит осторожно, когда держит имитация чайной чашки
Стратегии взаимодействия
- Проведите время с ребенком; рисовать, раскрашивать и раскрашивать вместе
- Предложите ребенку обсудить, что он или она чувствует во время сенсорной игры, например: «Как ощущается краска от пальцев на ваших руках?»
- Позвольте ребенку свободно исследовать и развлекаться во время обучения, например, ребенок рисует пальцами свое лицо и визжит от восторга
Примечания
- Bjorklund, D. F. (2000). Детское мышление: функция развития и индивидуальные различия .