Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Переориентация целей установок взглядов и убеждений партнера это предполагаемый результат: 5) Виды коммуникаций по цели сообщения

5) Виды коммуникаций по цели сообщения

В зависимости от целей сообщения в научной литературе[6] выделяют пять моделей коммуникации: познавательная, убеждающая, экспрессивная, суггестивная, ритуальная. Для каждой из этих моделей характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы и средства.

Познавательная коммуникация

Цель: расширить информационный фонд партнера, передать необходимую информацию, прокомментировать инновационные сведения.

Условия организации коммуникации: учет познавательных возможностей конкретных деловых партнеров, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее переработки, понимания и восприятия.

Коммуникативные формы: лекции и семинары, беседы и консультации, отчёты и др.

Коммуникативные средства и технологии: комментарий, аргументация и доказательство; характеристика причинно-следственных связей, сравнительный анализ; интерпретация новой лексики, резюмирование, использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический каналы, речевая культура и ораторское мастерство.

Ожидаемый результат: освоение новой информации и применение ее в практической деятельности, внедрение инноваций и саморазвитие.

Убеждающая коммуникация

Цель: вызвать у делового партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником.

Условия организации коммуникации: опора на восприимчивость партнера, его личностную мотивацию и интеллектуально-эмоциональную культуру.

Коммуникативные формы: убеждающая, призывающая к действию речь, пресс-конференция, дискуссия, переговоры, деловая беседа, презентация и др.

Коммуникативные средства и технологии: аргументация, демонстрация и доказательство; разъяснение и сравнительный анализ; факты, цифры и примеры, показывающие преимущества; опора на эмоциональный настрой партнера и включение его кинестетического канала с помощью вербальных и невербальных ключей доступа; учет контраргументов партнера; психологические приемы присоединения, формирование аттракции, создание атмосферы доверия.

Ожидаемый результат: изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориентация целей.

Экспрессивная коммуникация

Цель: сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию.

Условия организации коммуникации: опора на эмоциональную сферу партнера, использование художественно-эстетических средств воздействия на все сенсорные каналы партнера.

Коммуникативные формы: речи по специальному поводу, презентации; беседы и собрания; митинги; мозговой штурм и др.

         Коммуникативные средства и технологии: аудио-, видео- и художественные средства; выразительность речевых конструкций; эмоционально окрашенная, образная лексика; умелое использование невербальных средств: улыбка, голос, взгляд, жестикуляция и др.

        Ожидаемый результат: изменение настроя партнера, провоцирование необходимых чувств (сострадания, сопереживания), вовлечение в конкретные акции и действия.

Суггестивная (внушающая) коммуникация

Цель: оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения.

Условия организации коммуникации: внушаемость партнера, его недостаточная информированность, недостаточная критичность ума,  высокий авторитет партнёра, осуществляющего внушение, создание атмосферы доверительности.

Коммуникативные формы: беседы, митинги, пресс-конференции, брифинги, дебаты, реклама, собрания, консультации, тренинги.

Коммуникативные средства и технологии: разъяснение внушаемых установок; управление эмоциональным напряжением; угроза, шантаж и другие приемы манипулирования.

Ожидаемый результат: изменение поведения партнера, смена установок, ценностных ориентаций.

Ритуальная коммуникация

Цель: сохранять традиции любой коммуникативной группы: семьи, фирмы, предприятия, — создавать новые.

Условия организации коммуникации: ритуальный (церемониальный) характер акций, художественно оформленная пространственная среда; соблюдение конвенций; опора на национальные, профессиональные традиции и нормы общения.

Коммуникативные формы: торжественная, траурная речи, ритуальные акты, церемонии, обряды; праздники, посвящения, чествования; презентации и торжественные собрания.

Коммуникативные средства и технологии: использование вербальных и невербальных средств в процессе ритуала; включение участников в активную массовую деятельность; неординарность сюжетов при сохранении традиций.

Ожидаемый результат: формирование чувства патриотизма и национальной гордости; корпоративной принадлежности; сохранение традиций, закрепление новых ритуалов.

Знание перечисленных видов коммуникации позволяет правильно выбрать ту или иную коммуникативную форму, грамотно использовать коммуникативные средства и технологии,  более эффективно подготовиться к той или иной коммуникативной деятельности, разработать сценарий вербального и невербального поведения в конкретной ситуации общения для того, чтобы получить планируемый результат.

          6) По форме коммуникативного события выделяют лекции, семинары, тренинги, инаугурации, беседы, переговоры, презентации, совещания и многие другие события. Особенности данных видов коммуникаций связаны с их целями и методами организации, которые подробно описываются в научной литературе.  

Кроме того, все коммуникации можно подразделить на 

формальные (деловые, а следовательно  —  принудительные) и неформальные (дружеские, проходящие  в непринуждённой атмосфере). Формальные коммуникации осуществляются на уровне социальных ролей – начальник-подчинённый, продавец-покупатель, учитель-ученик. Неформальное общение возможно, если партнёры чувствуют себя комфортно в обществе друг друга, интересны друг другу.  

В заключение следует отметить, что границы рассмотренных выше типологий подвижны и свидетельствуют о сложном взаимодействии многоплановых факторов, определяющих типы коммуникации

 

Виды деловых коммуникаций — Студопедия

Поделись  

Коммуникативные события так разнообразны, что для их изучения необходима классификация. В зависимости от того, какие критерии берутся за основу классификации, выделяют различные виды коммуникаций.

    
 
  
 

О вербальной и невербальной коммуникации мы уже упоминали на прошлом занятии, поэтому рассмотримостальные виды коммуникаций.

Прямойназываетсякоммуникация, при которой партнеры направляют свои действия конкретно друг на друга, воспринимая информацию «от первого лица».

Под непосредственнойкоммуникацией понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных(речевых) и невербальныхсредств (неречевых).

Опосредованная коммуникация – это «неполный» контакт, который осуществляется с помощью письменных или технических устройств (телефона, телеграфа, сети Интернет и пр.

), затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Очевидно, что появление различных технических коммуникативных устройств значительно увеличило число источников человеческого опыта, но и многократно усложнило систему человеческого общения.

Косвенным называется общение, в процессе которого информация достигает партнера не напрямую, а через действия, направлявшиеся на предметы окружающей среды или других людей. Это означает, что следы нашей деятельности являются информативными для тех, кто потом их увидит или узнает о них от кого-либо. Например, мнение о компании, распространяющееся среди населения формируется не только за счет прямого общения клиентов с руководством фирмы (что происходит нечасто). В основном впечатление об организации складывается на основе информации, полученной косвенным путем (рассказы других людей, внешний вид товара и его упаковки, содержание и эффектность рекламы и пр.)

По содержанию коммуникации подразделяются на познавательную, убеждающую, экспрессивную, суггестивную, ритуальную.

 
 

Цель:расширить информационный фонд партнера

Условия организации коммуникации: учет познавательных возможностей партнера (интеллекта, опыта, установок на получсние новой информации)
Коммуникативные формы: совещания, семинары, доклады, отчеты, сообщения, лекции, конференции, консультации и проч.
Коммуникативные приемы, средства и технологии: комментарий, аргументация, анализ, резюмирование, технологии нейро-лингвистического программирования, невербальные средства.  
Ожидаемый результат: освоение партнером новой информации и применение ее в практической деятельности


    
 
Ожидаемый результат: переориентация целей, установок, взглядов, убеждений партнера.
 
  

 
 
Цель:сформировать у партнера психоэмоциональный настрой для побуждения к необходимому действию.

Коммуникативные приемы средства и технологии: Аудио- , видео и другие художественные средства, образная речь, разнообразие и выразительность мимики, жестов, интонаций, опора на актуальные потребности партнера и пр.
Коммуникативные формы: презентации, митинги, шоу, брифинги, «мозговой штурм», демонстрации кино- и видеофрагментов, лозунги, призывы и пр.
Условия организации коммуникации: опора на эмоциональную сферу партнера и его каналы восприятия.
 
 
Ожидаемый результат: провоцирование чувств партнера, необходимых для побуждения его к определенным действиям.

 
 

Цель:оказать на сознание партнера глубокое устойчивое воздействие с целью изменить его ценностные ориентации, установки, поведение.


Ожидаемый результат: подчинение партнера своей цели через устойчивое изменение его установок и ценностных ориентаций.
    
  
 
 

Цели делового взаимодействия часто бывают так сложны, что различные его виды переплетаются друг с другом. Например, коммуникация может быть одновременно и познавательной, и убеждающей, и экспрессивной. Но в любом случае взаимодействие в бизнесе направлено на изменение эмоционального состояния и поведения партнера для реализации деловых интересов.

По форме коммуникативного события выделяют переговоры, презентации, совещания и другие. Особенности данных видов коммуникаций связаны с их целями и методами организации, которые подробно описываются в литературе по практической психологии, менеджменту и пр.

Кроме перечисленных видов можно разделить коммуникации на формальные (деловые) и межличностные.

Формальные коммуникации (на уровне социальных ролей) — начальник-подчиненный, продавец-покупатель, учитель-ученик, диктуются исполняемой ролью, в зависимости от места, которое занимает партнер в обществе.

Из формальных можно выделить деловые и светские коммуникации.

Деловые коммуникации направлены на достижение какой-то предметной договоренности. У деловых коммуникаций (в отличие, например, от светских) всегда есть цель, связанная с бизнесом.

Светские коммуникации способствуют созданию благоприятного имиджа, а также позволяют установить первичный контакт между партнерами.

Под межличностными коммуникациями подразумевается общение двух конкретных личностей, обладающих индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения.

Важно отметить, что на успешность деловых коммуникаций влияют и коммуникации в межличностной сфере (например, когда складываются определенные человеческие отношения между партнерами по бизнесу).

В то же время, существует и обратное влияние. Деловые коммуникации, в свою очередь, в многом определяют характер межличностного взаимодействия.



Поведение в отношении здоровья и санитарное просвещение

Отношение к поведению: положительная или отрицательная оценка человеком того или иного поведения. Понятие — это степень, в которой выполнение поведения оценивается положительно или отрицательно. Он определяется общим набором доступных поведенческих убеждений, связывающих поведение с различными результатами и другими атрибутами.

Поведение: наблюдаемая реакция человека в данной ситуации по отношению к данной цели. Айзен сказал, что поведение является функцией совместимых намерений и восприятия поведенческого контроля, поскольку ожидается, что воспринимаемый поведенческий контроль смягчит влияние намерения на поведение, так что благоприятное намерение вызывает поведение только тогда, когда воспринимаемый поведенческий контроль силен.

Поведенческое намерение: указание на готовность индивидуума выполнить данное поведение. Предполагается, что это является непосредственным предшественником поведения (Ajzen, 2002b). Он основан на отношении к поведению, субъективной норме и воспринимаемом поведенческом контроле, при этом каждый предиктор взвешивается по его важности по отношению к поведению и интересующей популяции.

Поведенческие убеждения: убеждения человека о последствиях определенного поведения. Концепция основана на субъективной вероятности того, что поведение приведет к данному результату.

Контролирующие убеждения: убеждения человека о наличии факторов, которые могут способствовать или препятствовать выполнению поведения (Ajzen, 2001). Концепция воспринимаемого поведенческого контроля концептуально связана с самоэффективностью.

Описательная норма: относится к восприятию того, что делают другие в социальных или личных сетях. Предназначен для выявления ситуаций, в которых существует сильная социальная идентичность.

Прямое измерение: относится к измерению основного конструкта (пример: отношение, субъективные нормы, воспринимаемый поведенческий контроль). Обычно они более тесно связаны с результатами, чем косвенные показатели.

Исследования по выявлению: исследования, проведенные для определения и выбора содержания для конструктивных показателей.

Оценка результатов поведения: положительных или отрицательных суждения о результатах поведения.

Эмпирическая установка (или аффект): — эмоциональная реакция человека на идею осуществления поведения

Инструментальная установка (или когнитивная): определяется убеждениями о результатах поведения

Косвенное измерение: относится к измерению второстепенных конструктов, составляющих основной конструкт, и последующему подсчету этих баллов по результатам поведения.

Запретительная норма (аналогична субъективной норме): относится к нормативным убеждениям о том, что, по мнению других, человек должен делать, и мотивации к соблюдению.

Нормативное убеждение: восприятие человеком конкретного поведения, на которое влияет мнение значимых других (например, родителей, супруга, друзей, учителей).

Воспринимаемый поведенческий контроль: воспринимаемая человеком легкость или трудность выполнения определенного поведения (Ajzen, 1988).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *