Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Периодизация возрастного развития по выготскому и эльконину: Высшее образование БГПУ

Психическое развитие ребенка: периоды

На всем протяжении развития детской (а также возрастной) психологии известно множество вариантов периодизаций детского психического развития. Все они строились согласно различным критериям.

Виды периодизаций развития ребенка

Периодизации могут классифицироваться по одному внешнему критерию, связанному с процессом психического развития ребенка. В качестве примера подобного часто приводят периодизацию Р. Заззо, которая основывается на ступенях системы воспитания и обучения детей. В ней выделяют следующие стадии развития:

  • раннего возраста (до 3 лет) — ее основой является семейное воспитание;
  • дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) — основным содержанием этой стадии является воспитание не только в семье, но и в дошкольном учреждении;
  • начального школьного образования (от 6 до 12 лет) — основным содержанием здесь является приобретение основных для начальной школы интеллектуальных навыков;
  • обучения в средней школе (от 12 до 16 лет) — ее содержанием является получение общего образования;
  • высшего (университетского) образования — наступает после достижения ребенком 16 лет.

Помимо такого варианта периодизации могут формироваться по одному внутреннему критерию — они строятся на основе одной из сторон развития ребенка. Хорошо иллюстрирует это периодизация П. П. Блонского, которая основывается на таком физиологическом признаке, как появление и смена зубов. В ней выделяют следующие стадии детства:

  • беззубое (от 8 месяцев до 2-2,5 лет) — то есть до прорезывания всех молочных зубов;
  • молочнозубое (примерно до 6,5 лет) — соответственно до начала смены зубов;
  • постояннозубое — вплоть до появления зубов мудрости.

Также были созданы периодизации по нескольким существенным признакам развития (иначе — комплексным возрастным критериям). К ним относятся периодизации Выготского Л. С., Слободчикова В. И., Эльконина Д. Б. и прочих им подобных.

Л. С. Выготский предполагал, что развитие ребенка — это непрерывный переход от одного возрастного этапа к другому, связанный с изменением и построением личности. Он выполняется посредством возрастных кризисов, которые вызываются расхождениями между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения.

Каждый переход к новому такому периоду предшествует возникновению неудовлетворенности ребенка занимаемым им местом в обществе и желания изменить свое текущее положение. Периоды стабильного/кризисного развития согласно этой возрастной периодизации таблицей представлены на рисунке ниже:

Рисунок 1. Возрастная периодизация психического развития по Л. С. Выготскому

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина

Д. Б. Эльконин (годы жизни 1904-1984) развил теории Л. С. Выготского и положил следующие критерии в основу собственной периодизации:

  • социальная ситуация развития;
  • ведущая деятельность;
  • новообразования личности;
  • характер течения возрастного кризиса.

Согласно его мнению ребенка, следует рассматривать в форме целостной личности, активно изучающей окружающий мир, состоящий из мира предметов и человеческих взаимоотношений. Окружающий мир познается ребенком в двух системах: «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый».

Эти системы осваиваются им через различные деятельности, подразделяемые на две группы. Первая группа включает в себя деятельности, позволяющие усваивать нормы человеческих отношений (главным образом в них осуществляется развитие мотивационно-потребностной сферы). Вторая группа включает в себя ведущие деятельности, которые способствуют формированию выработанных социумом способов действий с предметами (развитие интеллектуально-познавательной сферы).

Замечание 1

Обе линии развития составляют единый процесс психического развития, но на любом возрастном этапе доминирует только одна из них.

Наглядно эта периодизация представлена на следующей схеме:

Рисунок 2. Периодизация психического развития по Д. Б. Эльконину

Рисунок 3. Расшифровка значений периодизации Д. Б. Эльконина

Периоды/стадии развития детей Д. Б. Эльконин разделял по следующей схеме.

  1. Раннее детство. Этот этап включает в себя 2 стадии. Первой стадией является младенчество, начинается она с кризиса новорожденности. Ведущей деятельностью младенчества является общение со взрослыми, что ведет к преимущественному развитию мотивационно-потребностной сферы. Следующей стадией является ранний возраст, который начинается с кризиса первого года жизни. На всем его протяжении ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная сфера, а также в нем доминирует интеллектуально-познавательная линия развития.
  2. Детство. Этот этап начинается с кризиса 3 лет, который знаменует собой начало дошкольного возраста. В это время ведущей деятельностью становится игровая деятельность, а также развитие мотивационно-потребностной личностной сферы. Следующая стадия начинается кризисом 6-7 лет. Это начальный этап младшего школьного возраста. Ведущей деятельностью на это время становится учебная, интеллектуально-познавательная сфера вновь доминирует;
  3. Отрочество. Этот этап также делится на две стадии. Первой стадией является подростковый возраст, который начинается с кризиса 11-12 лет. В этот период ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, преимущественное развитие вновь переходит к мотивационно-потребностной личностной сфере. Вторая стадия — это ранняя юность, она берет начало от кризиса 15 лет. Ведущая деятельность на этот период — учебно-профессиональная, доминирующая линия развития — интеллектуально-познавательная.

Д. Б. Эльконин считал, что в каждой точке своего развития ребенок имеет расхождения между усвоенным в прежних отношениях «человек-человек» и усвоенным из системы «человек-предмет». Тот момент, когда подобное расхождение оказывается в своей высшей точке и является кризисом, после которого идет развитие стороны, отстающей в прошлый период. Такие кризисы делятся на кризисы отношений «человек-человек» (3 и 13 лет) и кризисы личности/самосознания (1, 7 и 17 лет).

Современные периодизации психического развития ребенка

Из таких периодизаций выделяется периодизация В. И. Слободчикова, разработанная в 80-е годы прошлого века. Ее базисом является понятие «событийной общности», которая охватывает такие стороны развития, как его объект и источник. Внутри такой общности формируются те человеческие способности, которые позволяют личности включаться в разные социальные группы и приобщаться к конкретным формам культуры, а еще выходить из групп социума, проявлять собственную индивидуальность/самобытность и производить новые формы. Идея событийной общности основывается на фундаментальном положении об интерпсихическом этапе развития любой высшей функции психики, которое было сформулировано Л. С. Выготским. Такая периодизация представляет собой конкретную карту людских общностей, только внутри которых могут достигаться разные уровни развития всех функций психики, которые необходимы для существования внутри групп социума, их изменения и создания новых.

В. И. Слободчиков предложил схему, именуемую «матрицей возраста» — в ней каждая ступень представляет собой относительно завершенный цикл развития психики. В ней имеется горизонтальная периодическая последовательность (становление/реализация) психического развития.

Рисунок 4. Периодизация психического развития по В. И. Слободчикову

Периодизация развития психики является довольно обширной темой, вызывающей большой интерес. И в настоящее время в этой сфере продолжаются исследовательские работы.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Тема 4 Возрастная периодизации психического развития


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации



Тема 1.4 Возрастная периодизации психического развития.
1. Общая характеристика категории «возраст». Виды возраста.
2. Параметры возраста. Проблема соотношения оснований и результатов возраста.
3. Основные подходы к построению возрастной периодизации психического развития в зарубежной психологии.
4. Принципы и основания построения возрастной периодизации психического развития в детском возрасте (Л.С. Выготский, Д.Б.
Эльконин, Д.И. Фельдштейн).
1.

Общая характеристика категории «возраст». Виды
возраста.
С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста.
Общепринятым считается определение возраста как качественно своеобразного периода физического, психологического и поведенческого развития, характеризующегося присущими только ему особенностями.
По Л.С. Выготскому
, возраст
— это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
В психологии возраст подразделяют на физический
(хронологический) и психологический.
Физический возраст
— это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.
Психологический возраст
, по Выготскому, — это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития.
Иногда бывает так, что ребенку пять лет, а по психическому развитию он соответствует шести–семилетнему, а бывает и наоборот.
Поэтому календарный возраст и психологический могут не совпадать.
Возраст
— это временная характеристика онтогенетического развития человека. Б.Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияний роста, общесоматического и нервно- психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека.
Поэтому возраст — это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.



Как человек в целом, так и его временные характеристики (имеется в виду возраст) есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения отдельных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.

Каталог: blog -> averyanova -> article -> lection
article -> Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте
lection -> Тема 1 Предмет, задачи и методы детской психологии. Детство как научная проблема
article -> Этапы формирования личности в онтогенезе Лидия Ильинична Божович
lection -> А. В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе
lection -> Феномен общения в социальной психологии Понятие, содержание и сущность общения. Функции общения. Виды общения. Уровни общения
lection -> 4. Механизмы психологической защиты


Скачать 332,54 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

404 Страница ошибки

ISSN-1550-7521 SJR Value-0,11

Global Media Journal предлагает платформу с открытым доступом для ученых, исследователей, академиков и студентов, изучающих средства массовой информации и коммуникации, с целью публикации самых актуальных и инновационных исследований, посвященных медиа, общества и культуры в условиях глобализации.

В сочетании с революцией в области информационных и коммуникационных технологий глобализация может привести к феноменальным изменениям в области массовой коммуникации во всем мире. Журнал стремится фиксировать основные события в медиа-индустрии, которая растет вертикально и горизонтально. Влияние глобальных медиа в обществах без границ столь же огромно. Журнал поощряет оригинальные исследования СМИ об обществе и культурах, затрагивающие экономику класса, пола, возраста, региона и религии.

Заявление об открытом доступе

GMJ соблюдает Будапештскую инициативу открытого доступа (BOAI), Берлинскую декларацию об открытом доступе к знаниям в области естественных и гуманитарных наук, Заявление Bethesda об публикациях в открытом доступе. Окончательная опубликованная онлайн-версия статьи становится немедленно доступной для загрузки, повторного использования и распространения по всему миру с надлежащим указанием авторства. Помимо архива журнала, статья может быть размещена автором или издателем в любом электронном репозитории открытого доступа.

После двойного рецензирования журнал приглашает рукописи в качестве исследовательских статей, обзоров, тематических исследований, комментариев и авторских статей в таких областях, как политическая экономия средств массовой информации с подробным описанием прав собственности и контроля, телевизионных жанров глобальной эпохи, появления конгломераты СМИ, проблемы и вызовы, связанные с управлением, СМИ как культурная индустрия, культурные практики, основанные на потреблении и образе жизни, регулирование и контроль, этика СМИ в условиях конкуренции в преимущественно капиталистических условиях, коммерциализация новостей, новые медиатехнологии, глобальные vs.

. местные, альтернативные СМИ и множество проблем, которые могут возникать время от времени.

Global Media Journal играет потенциальную роль в областях политической экономии средств массовой информации, подробно описывая собственность и контроль, телевизионные жанры глобальной эпохи, появление медиа-конгломератов, вопросы и проблемы, связанные с управлением, СМИ как культурная индустрия, культурные практики. сосредоточены на потреблении и образе жизни, регулировании и контроле, этике СМИ в условиях конкуренции в преимущественно капиталистических условиях, коммерциализации новостей, новых медиа-технологиях, глобальных и местных, альтернативных медиа и множестве вопросов, которые могут возникать время от времени. .

Уважая разнообразие и мультикультурализм, журнал продвигает междисциплинарные исследования в области медиа-исследований. Журнал удовлетворяет потребности широкого круга аудитории, включая студентов, хорошо разбирающихся академиков, сезонных исследователей и новаторов в области медиа и массовых коммуникаций, а также передовые институты, заинтересованные в продвижении сценаристов нового поколения, продюсеров и предпринимателей.

Журнал Global Media адресован разнообразным интересам студентов, преподавателей, ученых, исследователей и организаций, занимающихся международной деятельностью, в частности.
С момента своего открытия Global Media Journal был доступен для заинтересованных лиц бесплатно (открытый доступ). Этот журнал обеспечивает немедленный открытый доступ к своему содержанию, исходя из того принципа, что свободный доступ к исследованиям для общественности способствует более широкому глобальному обмену знаниями.

Обратите внимание, что GMJ находится на платформе открытого доступа, поэтому плата за обработку и публикацию будет взиматься со всех представленных статей после их принятия.

Быстрое редакционное оформление и процесс рецензирования (FEE-Review Process):

Global Media Journal участвует в Быстром процессе редакционного оформления и рецензирования (FEE-Review Process) с дополнительной предоплатой в размере 99 долларов США помимо обычной платы за обработку статьи. Быстрое редакционное оформление и процесс рецензирования — это специальный сервис для статьи, который позволяет получить более быстрый ответ на этапе предварительного рецензирования от редактора-обработчика, а также рецензию от рецензента. Автор может получить более быстрый ответ на предварительное рецензирование максимум через 3 дня с момента подачи, а процесс рецензирования рецензентом максимум через 5 дней с последующей доработкой/публикацией через 2 дня. Если статья получает уведомление о пересмотре от редактора, занимающегося рецензированием, то потребуется еще 5 дней для внешнего рецензирования предыдущим рецензентом или альтернативным рецензентом.

Принятие рукописей полностью обусловлено рассмотрением соображений редакционной группы и независимым рецензированием, что гарантирует соблюдение самых высоких стандартов независимо от пути к регулярной рецензируемой публикации или быстрого процесса редакционного рецензирования. Обрабатывающий редактор и автор статьи несут ответственность за соблюдение научных стандартов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *