Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Периодизация выготского: Высшее образование БГПУ

Периодизация л.С. Выготского

Основные понятия теории Выготского. Для Льва Семеновича Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются воз­растными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, кото­рых не было раньше в готовом виде. Источником развития, по Выготскому, является социальная среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и об­учающим его, определяет возникновение возрастных новообразований.

Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» специфическое для каждого возраста от­ношение между ребенком и социальной средой. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей.

Социальная ситуация развития меняется в самом начале воз­растного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразова­ние

, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.

Законы детского развития. Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.

1-й закон. Первый из них — цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие цик­лы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.

2-й закон. Второй закон — неравномерность развития. Разные сто­роны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начи­нается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более слож­ные. В ран­нем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.

3-й закон. Третья особенность — «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь из­менений качественных, превращений одной формы в другую. Ре­бенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно от­лична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4-й закон. Четвертая особенность — сочетание процессов эволюции и ин­волюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научив­шийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исче­зают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаз­дывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Динамика возрастного развития. Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от од­ного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризис­ные стадии развития.

Для стабильного периода характерно плав­ное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно неза­метны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного пе­риода, можно представить себе тот огромный путь, который про­шел ребенок в своем развитии.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразо­вания, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчи­выми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психоло­гов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бес­кризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Выготский придавал кризисам большое значение и рас­сматривал чередование стабильных и кризисных периодов как за­кон детского развития.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в раз­витии.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новы­ми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Периоды детского развития. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэто­му возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис нрворожденности — младенческий возраст (2 месяца-1 год) — кризис 1 года — раннее детство (1-3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3-7 лет) — кризис 7 лет — школь­ный возраст (8-12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.

3. Периодизация л.С. Выготского и д.Б. Эльконина

III Группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков.

1) В.И. Слободчиков

1 ступень — оживление (0-12мес)

2 ступень — одушевление (11-12мес — 5-6 лет)

3 ступень — персонализация (5,5 — 18 лет)

4 ступень — индивидуализация (17-42года)

2) Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина.

 В них используются три критерия — социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Социальная ситуация развития — это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие «ведущая деятельность» было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

 Новообразование — те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Младенчество 0-1

Ведущая деятельность и Новообразование:

 эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое слово

Социальная ситуация:  Освоение норм отношений между людьми 

Ранний возраст 

1-3

Периодизация психического развития

Ведущая деятельность и Новообразование: предметная деятельность «внешнее Я сам» по Выготскому

Социальная ситуация:  Усвоение способов деятельности с предметами 

Дошкольный возраст 3-6(7)

Ведущая деятельность и Новообразование: ролевая игра произвольность поведения

Социальная ситуация:  Освоение социальных норм, взаимо-отношений между людьми 

Младший школьный возраст 6(7)-10(11)

Ведущая деятельность и Новообразование: учебная деятелльность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта

Социальная ситуация:  Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности.  

Средний школьный возраст, подросток 

10(11) — 14(15)

Ведущая деятельность и Новообразование: интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство «взрослости», возникновение представление о себе «не как о ребенке»

Социальная ситуация:  Освоение норм и отношений между людьми 

Старший школьник (ранняя юность) 14(15) -16(17)

Ведущая деятельность и Новообразование: учебно-профессиональная деятельность профессиональное и личностное самоопределение

Социальная ситуация:  Освоение профессиональных знаний, умений 

Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25Ведущая деятельность и Новообразование: Трудовая деятельность, профессиональная учеба.

   Социальная ситуация:  Освоение профессионально-трудовых умений 

Зрелость после 25

Ведущая деятельность и Новообразование: 20-50 лет — зрелость,50-75 -поздняя зрелость,75- .

. -старость 

34. Периодизации психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина. Понятие и виды ведущей деятельности.

С точки зрения Л.С. Выготского, развитие ребенка – это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды.

Причина первых кризисов – назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают.

Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди людей, и стремлению это место изменить.

Возраст

Стабильный период развития

Критический период

0–2 мес.

Кризис новорожденности

2 мес. – 1 год

Младенческий возраст

Кризис 1 года

1–3 года

Раннее детство

Кризис 3 лет

3–7 лет

Дошкольное детство

Кризис 7 лет

7–13 лет

Школьный возраст

Кризис 13 лет

13–17 лет

Пубертатный возраст

Кризис 17 лет

Эльконин Д. Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими

В пределах одной и той же деятельности можно выделить ее этапы:

1. Усвоение мотивов и задач деятельности.

2. Активность ребенка направлена на действия с предметами, их познание.

3. Познание взаимоотношений с людьми. Общение. В процессе общения формируются потребность, мотивы, цели другой складывающейся деятельности. Представим концепцию периодизации развития психики по Д.Б. Эльконину 

Возраст

эпоха

Период

Ведущая деятельность

Тип отношений

0-1 год

Раннее детство

Младенчество

Непосредственно-эмоциональное общение

Человек-человек

1-3 года

Раннее детство

Раннее детство

Предметно-манипулятивная деятельность

Человек-предмет

3-7 лет

Детство

Дошкольное

Сюжетно-ролевая игра

Человек-человек

7-11 лет

Детство

Младш. школьн

Учебная деятельность

Человек-предмет

11-13 лет

Подростничество

Младшее

Интимно-личностное общение

Человек-человек

13-15 лет

Подростничество

Старшее

Учебно-профессиональная деятельность

Человек-предмет

Теории детского развития Фрейда и Выготского

Предметом психоаналитической теории являются человеческие эмоции и межличностные отношения. Зигмунд Фрейд объяснял развитие личности биологическими факторами и опытом раннего семейного общения. Он считал, что дети проходят пять стадий психического развития. На каждом этапе интересы ребенка сосредоточены вокруг определенного тела, которое служит источником удовольствия. В концепции развития показано, что ведущую роль в развитии человека играет другой человек, а не окружающие его предметы. При этом личность состоит из трех компонентов: «Оно» — носитель инстинктов, «кипящий котел влечений» (Вишня, 2021). Будучи иррациональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия, «Я» — принципу реальности, «Сверх-Я» — носитель нравственных норм.

Cut 15% СКИДКА на первый заказ

Мы доставим заказную Теории развития человека бумагу с учетом ваших требований с хорошей скидкой на том, что большинство функций в культурном развитии ребенка проявляются дважды, в двух плоскостях, сначала социальной, затем психологической — сначала между людьми, затем внутри ребенка. Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: возникают опосредованные социальные контакты ребенка со взрослыми, а затем «прокручиваются» в его сознание, что подтверждается следующими фактами (Вишенка, 2019). ). Во-первых, ведущая деятельность ребенка должна быть значимой для ребенка: бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Во-вторых, в контексте этой деятельности формируются первичные отношения со взрослыми и сверстниками (McLeod, 2020). Наконец, в связи с развитием ведущих действующих лиц возникают основные возрастные новообразования (ряд способностей, позволяющих реализовать эту деятельность, например, речь).

Сходство и преимущества этих теорий сосредоточены на взаимодействии с другими людьми и делают это взаимодействие ключевым. В процессе общения у ребенка формируются принципиальные отношения, которые могут стать основополагающими в его мыслительном процессе. Отличие теорий заключается в углублении изучения различных аспектов: Фрейд более подробно описывает личность, а Выготский – смысл ее деятельности. Я больше согласен с теорией Выготского, так как он более подробно описывал периодизацию этапов детского развития и придавал большое значение так называемой «зоне ближайшего развития», высоко оценивал пластичность психики детей и соблюдение ими воспитательно-образовательных педагогические изменения, что более выгодно для непосредственного воспитания ребенка.

Черри, К. (2019). Социокультурная теория когнитивного развития.

Черри, К. (2021). Работы и теории Зигмунда Фрейда.

Маклеод, К. (2020). Социокультурная теория Льва Выготского.

Своевременная доставка!

Получите индивидуальную Бумагу без плагиата всего за 3 часа

Приступим

322 Специалисты онлайн

АПА-6

Справочник

ПсихологияПисьмо. (2023, 24 января). Теории развития ребенка Фрейда и Выготского. Получено с https://psychologywriting.com/freuds-and-vygotskys-theories-of-child-development/

Ссылка

PsychologyWriting. (2023, 24 января). Теории развития ребенка Фрейда и Выготского. https://psychologywriting.com/freuds-and-vygotskys-theories-of-child-development/

Процитированная работа

«Теории развития ребенка Фрейда и Выготского». PsychologyWriting , 24 января 2023 г., психология письма.com/freuds-and-vygotskys-theories-of-child-development/.

Список литературы

ПсихологияПисьмо . (2023) «Теории развития ребенка Фрейда и Выготского». 24 января.

Список литературы

ПсихологияПисьмо . 2023. «Теории развития ребенка Фрейда и Выготского». 24 января 2023 г. https://psychologywriting.com/freuds-and-vygotskys-theories-of-child-development/.

1. ПсихологияПисьмо . «Теории развития ребенка Фрейда и Выготского». 24 января 2023 г. https://psychologywriting.com/freuds-and-vygotskys-theories-of-child-development/.

Библиография

ПсихологияПисьмо . «Теории развития ребенка Фрейда и Выготского». 24 января 2023 г. https://psychologywriting.com/freuds-and-vygotskys-theories-of-child-development/.

мане пуэриция, юность, старость. aetatis характеристики

Периодизация Выготского и знаменитого психолога в 20-м веке, tamen non perdidit suam уместность. Hoc autem ex multis текущее расследование. Периодизация Выготский: dat sensus hominis personam mutare quomodo vos peragranti variis vitae.

Академический магис в Пуэриции. Nec mirum, quia hoc fundauit personam subitmutations основных circa vitae suae. Периодизация Выготского эффективна, если исследовать интеллектуально, quid exspectare mutat in persona pueri, et dedit ex senectute. Inquisitio scientiae operam valde parentibus suis ignoro quid agatur.

Psychologia studiis cursus progressionis puero praebet descriptionem aetatis diversa tempora. Quod оперирует понятиями «pueritia» и «возраст». Tempus aetatis (aetatem) Эст puer цикл развития, quod structuram et dynamica virtus habet proprium.

Temporis aetas Conditionis

Est autem рассмотрит вопрос о том, что является единственным в своем роде animi aetatis fastis pueri et senectute, de quibus in prima ejus nativitate certificatorium et postea nupsit, не всегда совпадающим. Tu quoque necesse est dicere omne tempus se habet ad naturam propriae personae mentis munera, relations cum aliis. Insuper, et ob certas metas, quae tamen potest accipere. Est puer unus vertit ex esse maxime tempore in tempus, antequam hanc discoveryem ingrediatur, et alia — v. Mete fretum adulescentiae, quae pubertatem consociata cum «color» est praecipue fortes.

pueritia

Pueritia initial includit omne tempus aetatis. Est periodo praeparationis per se est, quia pueri sui, Laboris, ad ineuntem Adultam aetatem. Ad proprietate inclusa spatia decreta ab aetatis gradu et cultureae et societatis progressum socialem et oeconomicum, ad quam pertinet puero, quo instituantur atque edu centur.

Cum ad finem venit pueritia diebus nostris? В психологии ut esse solet exequamur a nativitate usque ad tempus aetatis suae anno VII. Autem, в современной pueritia, utique, ad pueri продолжает post scholam intrat. Scilicet, включая adhuc iunior puer studiosum. Aliqua animi, per viam, квазичтутно: «In longum differentur pueritia» и др. adulescentia. Quidquid autem potest separari videtur, dicendum est, quod ipsa est in sua Adulta efficiatur puerum exspectat 15-17 лет.

Развитие де Л. С. Выготского

Age progressus humani — a processus difficile. Hoc maxime verum est scriptor progressionem filii. De uterque iuxta castrorum loca diversa aetate hominem. Progressus est secundum S. Vygotskomu L. (upra ostendit hoc photo) — est super omnes, cessum novum. Sic, in gradu progressus est secundum hoc, психолог охарактеризовал Neoplasmata maligna organorum quidam aetate, т. е. рассказы, обладающие обусловленными качествами, quae est in perfecta forma antea erat. Autem, pro novum Выготский scribit «non cadere de caelo». Quod naturaliter agitur. Incrementum prioris quidem totius praeparat.

В элитном социальном развитии. Quisque in gradum progressionem in filii mutantur influit per viam pueri elit. Dum fit motus ex alia aetas aliud. Л. С. Выготский о «реи социальной эволюции». Sub hoc conceptu, physicus, ut certo tempore efficitur Specifica et sociali necessitudine inter hominis environment. Puer coetu coetu sociali evolvantur, quae docet effert. родственные Neoplasmata maligna organorum.

Usus et actiones

Et qualiter natos nulla penitus? Et opus experientia — analysis de duo Unitates ex gradibus rei socialis evolutionis, ut aiunt, qui Л. С. Выготский partita imperia. Actionibus liberis actionem externam commode serveur. Autem, experti sumus atque consilium, consilii, quod est internum. Filios variis modis usus familiaris eundem situm. Verum etiam geminos seu filii aequales. Qua de causa, puta conflictus inter debiliter afficit parentes pueri in progressus, включая ex alia causa neuros varii errores. Praeterea movere ab uno ad aliud aetatis, in puer eadem in nova via, quod certo perambulabat familia situ.

Vygotsky de via evolutionis

Идентифицированный Выготским duo haec via evolutionis est. Uni ex eis — различение est. Et subito apparuerunt herbae virentes et cursim Filioque procedit. Secundum viam progressionem — cessabit (quitur). In quadam aetatem, realiter, est propria per a progressio quitur, id est, patiens fluxus. Per multos fere annos tegamur его temporibus habilis фундаментальные пороки mutat. Qui deprehendi totum aedificare. Tantum в longa-terminus fluxus propter absconditum processus заметны мутации.

quitur Periodi

In saeculorum относительная стабильная прогрессия, а первоначальная максимальная дебитация ad мутации в личности. Vbi ad certum igitur inveniuntur in saltum benigno formam aetatem. Per magnam partem temporis pueritia tali occupatus Erat. Quia cum progressio est fieri in medio eorum ut ita dicam, a sub terra, scilicet ad Alterationes personalitatis apparebit comparando eam ad initium et Finem ex tempore aliquid. Quanto magis firmum saeculorum Ученые Studio quam propria Rerum Momenta — альтерум род развития.

Corfinium,

Et inventum fuisse empirice et usque ad systema enumerantur. Виды Quaedam vultus extra tempora e saeculis Constanti stabilia. Относительный brevi tempore periodi super caput conuenerunt in hac arte cucurrit vestibus extendis et cisis interruptisque мутации, мутации в angustiis et личности. In brevi puer mutat toto in suo marisque личности. In hoc tempus, in celeri progressionem accipit, spíritus procellárum: nunc calamitosas. Hoc est интересная плюма est periodization humanae progressionem.

Выготский. Hic transtus ad novas формы и нравы. Ученые идентифицируют pueritia de aetatis discriminine in sequentibus, neonatales tempus: unus anno tres annos sex aut septem annis, Teenia sua.

Возрастная периодизация Выготский

Primum ubi est qui natus est discrime, sequitur quod iunior aetate (ut duobus mensibus a anno). Et hoc est противоречие continetur intra summam минимумы и суммам maximam facultatem communicare cum puer socialis.

I anno aetatis Discrime Периодизация Выготского продолжается. Hoc sequitur a pueritia diluculo (ut unus e tribus annis). In hoc tempore, opus fieri re-gun ab infante puerulo seu puella est, quod «gravis ludum». Puer apparuit oratione, ambulans, et totius corporis.

Hoc sequitur ex discrimine III annis, post quem fit in adplicavi aetate (tribus ad septem annos). Temporis Adulto est tendentia separare (libertas) magna ut superbum nonaffectuspartum. Видетур «михи». In discriminine annis III est positivum valorem, quae sunt novae expressit per hoc quod persona. Quod si неученые invenitur, ex variis causis, tenui discrime est piger: et in sequente aetate paulo mora, puer vel puella, ostendit значительно affus et volitiva respicit ad развитие личности quod facies.

Hoc sequitur ex discrimine VII annis, post quem fit novus tempus — schola aetate (ut de XII annis VIII). Quod infantile ad certum praefinitum tempus amisit. Et hoc quidem ut effectus ex interno et externo sunt diversae vitae. Est sensus ratio вообще, опыт пуэра фактичен. Praeterea non est a ego-suspicio. Ad tertium dicendum quod discrimen VII annis, researches advertendum quod in hoc tempus, существенные res gestae sunt, ad mutare puer ratione ad alia filii, et augendae est libertatem.

In sequentibus annis XIII annorum discrimen. Hoc sequitur pubertatem (XVIII ad XIV). In hoc sensu nihil est de sua Adulta efficiatur. Пуэр incipit esse sentire suae identitatis eius conscientiae oritur. Consul decrescit in ratione mentis opus продуктивность ob occasu visibilismutations didicerunt. Decrementum Effectus Temporalis est comitante, transeundum ad faciles humana forma est altior operatio Intelligentis.

Выготский ait adolescens qui — hoc est a tempore XVIII ad XXV annis. Secundum leges et basic sensus communis est primae aetatis tempus in saecula saeculorum. Л. С. Выготский провел детальную периодизацию non pueritia, sed in futuro Alterationes personalitatis humanae. Определены Animi sustulimus perseverante studiis, quae in sequentibus saeculis.

пуэр

Учёные в открытом доступе ad definiri solet inter saecula saeculorum XIX de XXX annis. Tamen, quod sciendum, quod est terminus in ipso aetatis suae conditionis. Hoc pelagus actio personalis contactu rerum extremarum intima et membra contrarium tempus est sexus. Est etiam attenendum quod pubes — Aliquam eu est.In hoc tempus, industria est plenus ac viribus, in desiderio proposita ad effectum deducendi. Iuventae tempus — оптимальная самореализация.

дискриминация творчества

rerum discriminine, in interface inter media a puero usque ad aetatem (средний aetate — ut de XXX annis XLV). Augmentum ratio artis habeat quod augmentum verto. Et domus stabiliuntur vitae Lorem. Intellectus est magis capax est. Non erat in hoc tempore, populum saepe mutant suasprofessionalis sunt repudiata.

In mediocris aetatis discrimine de hoc tempus,

Mediocris aetatis — Est et ilia conditionalis sit aetatis. Точное определение конечной точки Impossibile autem est fere XXX in latitudinem annis XLV. Per hoc tempus est non excelsum efficiency. Quærenda experientia: Homo Fit Bonus ex genere est homo, et artifex. Remanet primum serio cogitant post mortem. Per Finem huius vitae gradu est дискриминация среднего возраста. Quod est ratio Superior et alia intelligit, oportet рассматривать, vel elit conequat mauris prioribus libris veterum studia. Per hoc различение фактически существующих проблем (reludet mortem, ex significatione fucking) и конкретных проблем (неадекватность, socialis dissitissima terrae regione, всеобщие ценности).

gaudeant maturitate,

maturitatis tempus primum ergo dicendum quod inter XLV aetatis LX annorum, et, quamquam mobilis multum et fines ejus. Et pelagus actio in hoc est tempus partum, самореализация. Dignitatis effectum: Transierunt est muneris expertam cognitionem et usum. Hominem sine mora sua proposita. Qui tollit abteenia falso ut opes et fallacia sevocat.

quoquo discrime

In altera aetate discrime tempus подведение итогов. Ex causa quia — снижение социального статуса, tumdamna vitaeque progressum, nisi pro fecundos fructus protulit. Interdum, omne ducit ad deterioracionem vie quia acri mentis et corporis conditio.

сенектуте

сенектут — aetatis LX annorum Periodum, aut magis. Qui tum animi proprium statum contemplation is Quietem vitae asthenia sapientiae illustratione obnoxia memoria. Senem faciunt femina duxisse et nepotes et pronepotes ad fugiendum locum.

Erikson crediderunt quia hoc tempus est propria, non est a discrimine, et integration, summa iudicium et omnia priora, progressionem.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *