Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Периодизация выготского: Высшее образование БГПУ

Периодизация л.С. Выготского

Основные понятия теории Выготского. Для Льва Семеновича Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются воз­растными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, кото­рых не было раньше в готовом виде. Источником развития, по Выготскому, является социальная среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и об­учающим его, определяет возникновение возрастных новообразований.

Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» специфическое для каждого возраста от­ношение между ребенком и социальной средой. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей.

Социальная ситуация развития меняется в самом начале воз­растного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразова­ние

, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.

Законы детского развития. Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.

1-й закон. Первый из них — цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие цик­лы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.

2-й закон. Второй закон — неравномерность развития. Разные сто­роны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начи­нается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более слож­ные. В ран­нем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.

3-й закон. Третья особенность — «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь из­менений качественных, превращений одной формы в другую. Ре­бенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно от­лична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4-й закон. Четвертая особенность — сочетание процессов эволюции и ин­волюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научив­шийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исче­зают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаз­дывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Динамика возрастного развития. Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от од­ного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризис­ные стадии развития.

Для стабильного периода характерно плав­ное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно неза­метны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного пе­риода, можно представить себе тот огромный путь, который про­шел ребенок в своем развитии.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразо­вания, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчи­выми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психоло­гов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бес­кризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Выготский придавал кризисам большое значение и рас­сматривал чередование стабильных и кризисных периодов как за­кон детского развития.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в раз­витии.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новы­ми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Периоды детского развития. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэто­му возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис нрворожденности — младенческий возраст (2 месяца-1 год) — кризис 1 года — раннее детство (1-3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3-7 лет) — кризис 7 лет — школь­ный возраст (8-12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.

Возрастная периодизация Л.Н. Выготского — презентация онлайн

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация.

Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. Возрастная периодизация Л.Н. Выготского.

Выполнила Студентка Группы ДФОп 1501
Скидан Екатерина
Законы детского развития по Выготскому.
1) Цикличность развития (периоды подъёма интенсивного
развития, сменяются периодами замедления, затухания).
2) Неравномерность развития — разные стороны личности
(психические функции) развиваются неравномерно.
Дифференциация функций начинается с раннего возраста
(выделяются и развиваются сначала основные, а потом
более сложные).
3) Метаморфозы в детском развитии ( развитие не сводится к
количественным изменениям, это цепь превращений одной
формы в другую).
4) Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии
ребёнка.

3. Основные понятия теории Выготского.

Выготский рассматривает развитие, прежде всего как
возникновение нового. Стадии развития характеризуются
возрастными новообразованиями, т.е. качествами или
свойствами, которых не было раньше в готовом виде.
Источником развития, по Выготскому, является социальная
среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным
окружением, воспитывающим и обучающим его,
определяет возникновение возрастных новообразований.
Выготский вводит понятие «социальная ситуация
развития» — специфическое для каждого возраста
отношение между ребенком и социальной средой. Среда
становится совершенно иной, когда ребенок переходит от
одной возрастной стадии к следующей.
Динамика возрастного развития.
Л.С. Выготский выделяет стабильные и кризисные стадии развития. Для
стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких
сдвигов и перемен в личности ребенка. Стабильные периоды составляют большую
часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные
новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются
устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Кризисы, в отличие
от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при
неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет.
Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные
сдвиги в развитии.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны,
между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными
возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и
сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые
другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического
развития.
Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги
— переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в
нем три этапа:
• предкритический — отказ от прежних форм отношений и поведения;
• критический — идет поиск новых форм поведения;
• посткритический — отработка усвоенных форм поведения.
Критический период может быть просто переходным при
соответствующей ситуации развития и изменении отношений со
взрослыми.
Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства
возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и
подростковый период.
Периоды детского развития.
Кризисные и стабильные периоды развития чередуются.
Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет
следующий вид:
1. Кризис новорожденности – самый яркий и несомненный
кризис в развитии ребенка, т.к. происходит смена среды,
переход из утробной среды во внешнюю среду.
2. Младенческий возраст (2 мес.-1 год).
3. Кризис одного года — имеет позитивное содержание: здесь
негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны
с позитивным приобретениями, которые делает ребенок,
становясь на ноги и овладевая речью.
4. Раннее детство (1год–3года).
5. Кризис 3-х лет – называется также фазой строптивости или
упрямства. В этот период, ограниченный коротким
промежутком времени, личность ребенка претерпевает
резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет
строптивость, упрямство, негативизм, капризность,
своеволие. Позитивное значение: возникают новые
характерные черты личности ребенка.
Периоды детского развития (продолжение).
5) Дошкольный возраст (3-7 лет).
6) Кризис 7 лет – был открыт и описан раньше других кризисов.
Негативные стороны: нарушение психического равновесия,
неустойчивость воли, настроения и т.д. Позитивные стороны:
возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его
отношение к другим детям.
7) Школьный возраст (8-12лет).
8) Кризис 13 лет – негативная фаза возраста полового созревания:
падение успеваемости, снижение работоспособности,
дисгармоничность во внутреннем строении личности,
свертывание и отмирание прежде установившейся системы
интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это
вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от
наглядности к пониманию. Переход к высшей форме
интеллектуальной деятельности сопровождается временным
снижением работоспособности.
9) Пубертатный возраст (14-18 лет).
10) Кризис 17 лет
Возрастная периодизация Л.С. Выготского в таблице (кратко).

English     Русский Правила

раннее детство, подростковый возраст, пожилые люди. Характеристика возрастов

Периодизация Выготского, известного психолога начала ХХ века, до сих пор не теряет своей актуальности. Она была положена в основу ряда современных исследований. Периодизация Выготского дает ключ к пониманию того, как меняется личность человека при прохождении им различных этапов жизни.

Ученого особенно привлекало детство. И это не случайно, ведь именно в это время закладываются основы личности, происходят коренные изменения, влияющие на всю остальную жизнь. Периодизация Выготского позволяет понять, каких изменений следует ожидать в личности ребенка того или иного возраста. Исследования ученых могут сильно помочь родителям, которые не понимают, что происходит с их детьми.

Возрастная психология, изучающая развитие ребенка, дает описание различных возрастных периодов. Она оперирует такими понятиями, как «детство» и «возраст». Возрастной период (возраст) – это цикл развития ребенка, имеющий свою динамику и структуру.

Условность возрастных периодов

Следует отметить, что психологический возраст отдельного ребенка и календарный возраст, зафиксированный сначала в свидетельстве о его рождении, а затем в паспорте, не всегда совпадают. Также нужно сказать, что каждый период имеет свои особенности развития личности ребенка и его психических функций, взаимоотношений с окружающими. Кроме того, у него есть определенные границы, которые, впрочем, можно сдвинуть. Получается, что один ребенок раньше вступает в тот или иной возрастной период, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, который связан с половым созреванием.

Детство

Детство включает в себя все начальные возрастные периоды. Это целая эпоха, которая по своей сути является подготовкой ребенка к самостоятельной работе, к началу взрослой жизни. Специфика включенных возрастных периодов определяется уровнем культурного и социально-экономического развития общества, к которому принадлежит ребенок, в котором он воспитывается и воспитывается.

Когда в наше время заканчивается детство? В психологии традиционно это период от рождения до 7 лет. Однако современное детство, безусловно, продолжается и после поступления ребенка в школу. Конечно, младший школьник – это еще ребенок. Некоторые психологи, кстати, видят в нем «затянувшееся детство» и отрочество. Какое бы мнение мы ни разделяли, мы должны констатировать тот факт, что настоящая взрослость ждет ребенка только в 15-17 лет.

Л. С. Выготский о развитии

Возрастное развитие человека сложный процесс. Особенно это касается развития детей. На каждом из возрастных этапов меняется личность человека. Развитие по Л. С. Выготскому (фото его представлено выше) — это, прежде всего, появление нового. Таким образом, стадии развития, по мнению этого психолога, характеризуются определенными возрастными новообразованиями, т. е. теми свойствами или качествами, которые ранее не имелись в готовом виде. Однако, как писал Выготский, новое «с неба не падает». Оно возникает естественным образом. Весь ход предыдущего развития подготавливает его.

Социальная среда является источником развития. Каждый шаг в развитии ребенка меняет то, как окружающая среда влияет на ребенка. Совсем другим он становится при переходе из одной возрастной группы в другую. Л. С. Выготский говорил о «социальной ситуации развития». Под этим понятием ученый понимал связь между человеком и социальной средой, характерную для определенного возраста. Ребенок взаимодействует с социальной средой, которая обучает и воспитывает его. Это взаимодействие определяет путь развития, приводящий к возникновению возрастных новообразований.

Опыт и деятельность

Как дети взаимодействуют с окружающей средой? Опыт и деятельность — две единицы анализа так называемой ситуации общественного развития, которые выделил Выготский. Активность ребенка, его внешнюю деятельность легко наблюдать. Однако есть план переживаний, то есть внутренний план. Разные дети по-разному переживают одну и ту же ситуацию в своей семье. Это касается даже близнецов, то есть детей одного возраста. В результате, например, конфликт между родителями мало отразится на развитии одного ребенка, вызывая при этом неврозы и различные отклонения у другого. Кроме того, переходя из одного возраста в другой, один и тот же ребенок по-новому переживает иную семейную ситуацию.

Выготский о путях развития

Выготский выделил следующие два пути развития. Один из них критический. Он появляется внезапно и бурно течет. Второй путь развития – спокойный (литический). Действительно, в некоторых возрастах развитие характеризуется литическим, т. е. медленным течением. В течение длительного периода, обычно охватывающего несколько лет, в эти периоды не бывает резких, принципиальных изменений и сдвигов. А те, которые можно наблюдать, не реконструируют всю личность человека. Только в результате длительного течения латентного процесса появляются заметные изменения.

Литические периоды

В относительно стабильном возрасте развитие происходит в основном за счет небольших изменений личности. Накапливаясь до определенного предела, они затем выявляются резко в виде того или иного возрастного новообразования. Именно на такие периоды приходится большая часть детства. Так как развитие внутри них происходит подземным путем, изменения личности отчетливо выделяются при ее сравнении в начале и в конце определенного временного интервала. Стабильные возрасты исследованы учеными гораздо полнее, чем те, для которых характерны кризисы — другой тип развития.

Кризисы

Они были обнаружены опытным путем и до сих пор не введены в систему. Снаружи эти периоды характеризуются появлением черт, противоположных стабильным, или устойчивым возрастам. На довольно короткое время в эти периоды концентрируются капитальные и резкие сдвиги и сдвиги, надломы и изменения личности. В короткий срок ребенок меняется во всем, в основных чертах личности. В это время развитие принимает бурный, бурный характер, иногда катастрофический. Такой интересной особенностью является периодизация развития человека.

Выготский также отметил положительные сдвиги, имеющие критический период. Это переход к новым формам поведения. Ученый выделил следующие критические периоды детства: период новорожденности, год, три года, шесть-семь лет, подростковый период.

Возрастная периодизация по Выготскому

Сначала возникает кризис новорождённости, за ним следует более молодой возраст (от двух месяцев до года). В это время возникают противоречия между минимальными возможностями общения и максимальной социальностью ребенка.

Возрастное деление Выготского продолжается с кризисом 1 года. За ним следует раннее детство (от года до трех лет). В это время деятельность, которую осуществляет маленький мальчик или девочка, является предметом-орудием, это «серьезная игра». У ребенка есть речь, ходьба, жесты.

Затем наступает кризис 3 лет, после которого наступает дошкольный возраст (от трех до семи лет). В этот период наблюдается тенденция к отделению от взрослого (раскрепощение), а также к волевой, а не аффективной форме поведения. Появляется «Я сам». Кризис 3 лет имеет положительное значение, выражающееся в том, что появляются новые черты личности. Учеными установлено, что если по тем или иным причинам этот кризис протекает невыразительно, вяло, то в более позднем возрасте у маленького мальчика или девочки наблюдается значительное отставание в развитии волевой и аффективной сторон личности.

Затем следует кризис 7 лет, после которого начинается новый период — школьный возраст (с 8 до 12 лет). Детская непосредственность в указанное время теряется. Это происходит в результате дифференциации внешней и внутренней жизни. Возникает логика чувств, обобщений, переживания ребенка приобретают смысл. Кроме того, есть самооценка. Относительно кризиса 7 лет исследователи отмечают, что в этот период достигнуты значительные успехи: меняется отношение ребенка к другим детям, растет его самостоятельность.

В 13 лет наступает очередной кризис. За ним следует пубертатный возраст (14-18 лет). В это время появляется ощущение взрослости. Ребенок начинает ощущать собственную личность, развивается его самосознание. Наблюдаемое снижение продуктивности умственного труда объясняется тем, что установка меняется со зрительной на дедуктивную. Временное снижение работоспособности сопровождается переходом человека к высшей форме интеллектуальной деятельности.

Выготский отмечал, что молодежью является возраст от 18 до 25 лет. По основным законам и общему смыслу это первый период среди зрелых возрастов. Л. С. Выготский дал подробную периодизацию только детства, но в дальнейшем личность человека меняется. Психологи, продолжая исследования, выделили следующие периоды.

Молодость

Ранний возраст ученые обычно определяют как возраст от 19 до 30 лет. Однако следует отметить, что границы возраста весьма условны. Основной деятельностью в этот период является интимно-личностное общение с представителями противоположного пола. Следует также отметить, что молодость – это время оптимизма. В это время человек полон энергии и сил, желания выполнять поставленные цели. Молодость – лучшее время для самореализации.

Кризис творческой деятельности

Кризис творческой активности возникает на границе молодости и среднего возраста (средний возраст от 30 до 45 лет). Причиной этого является повышение мастерства, которое сопровождается увеличением рутины. Профессиональная и семейная жизнь стабилизируются. Есть понимание, что человек способен на большее. Именно в это время люди часто меняют профессию, разводятся.

Средний возраст и кризис этого периода

Средний возраст тоже очень условный возраст. Нельзя точно определить его границы, но обычно они устанавливаются в пределах от 30 до 45 лет. В этот период наблюдается высокая работоспособность. Приобретая жизненный опыт, человек становится хорошим семьянином и специалистом. Он сначала всерьез задумывается о том, что останется после его смерти. К концу этого этапа жизни человека наступает кризис среднего возраста. Причина этого в том, что он находится наверху и понимает, что надо искать другие стратегии для достижения старых целей или пересматривать старые устремления. Во время этого кризиса актуализируются экзистенциальные проблемы (изоляция, смерть, потеря смысла), появляются специфические проблемы (дезадаптация, социальное одиночество, полная смена ценностей).

Зрелость

Срок зрелости определяется как возраст от 45 до 60 лет, хотя его границы также весьма подвижны. Основная деятельность в этот период – творчество, самореализация. Достигается положение в обществе, передаются профессиональные навыки, передается опыт. Человек переосмысливает свои цели. Он избавляется от неоправданных надежд и иллюзий молодости.

Кризис подведения итогов

За периодом зрелости следует кризис подведения итогов. Причиной его является снижение социального статуса, а также потеря жизненного ритма, сохранявшегося десятилетиями. Иногда все это приводит к резкому ухудшению психического и физического состояния.

Старость

Старость — возрастной период 60 лет и более. Психологическое состояние человека в это время характеризуется созерцательностью, умиротворением, жизненной астенией, мудрой просветленностью, склонностью к воспоминаниям. У пожилого мужчины или женщины вырабатывается заботливое, но отстраненное отношение к внукам и правнукам.

Эриксон считал, что эта фаза характеризуется не новым кризисом, а интеграцией, суммированием и оценкой всех предыдущих стадий развития. В старости часто наступает умиротворение, которое проистекает из умения взглянуть на прожитую жизнь и сказать смиренно, но твердо: «Мне приятно». Те, кто смог это сделать, не страшатся неминуемости смерти, так как видят продолжение себя либо в своих творческих достижениях, либо в своих потомках. Но некоторые люди относятся к прожитой жизни как к череде ошибок и нереализованных возможностей. Они понимают, что начинают слишком поздно.

Надо сказать, что приведенная выше характеристика возрастов раскрывает лишь общие черты развития личности. Каждый из нас уникален. У разных людей разный рост и развитие. Поэтому невозможно установить точные границы того или иного периода. Психологи, конечно же, учитывают это, когда говорят о таком понятии, как возрастная стратификация.

Л.С. Выготский Л.С. Педологические сочинения Выготского. Том 2.: Проблема 9-летнего возраста0001

Если обложка и название не совпадают, то название правильное

Расскажите об этом товаре друзьям:

Л.С. Педологические сочинения Выготского. Том 2.: Проблема возраста — перспективы культурно-исторических исследований 1-е изд. издание 2021 года


Войдите в систему, чтобы получать уведомления, когда продукт снова будет доступен

Новый список желаний. ..

Включает проблему возраста и возрастной периодизации; структура и динамика возраста, психологическая характеристика возрастных кризисов и диагностика развития по отношению к возрасту, а также зона ближайшего развития, ставшая его наиболее широко известным, но наименее понятым теоретическим нововведением.


337 страниц, 1 иллюстрация, черно-белая; XXIII, 337 с. 1 илл.

    Медиа Книги Книга в твердом переплете (Книга с твердым корешком и обложкой)
    Выпущено Сингапур, 2 ноября 2021 г.
    ISBN13 9789811619069
    Издатели Springer Verlag, Сингапур
    Страницы 337
    Размеры 711 г
    Переводчик Келлог, Дэвид
    Переводчик Вересов Николай


    Показать все

    Еще от

    L. S. Выготского

    • Книга в мягкой обложке

      Перепечатка оригинального 1-го изд. в мягкой обложке. Издание 1997 г.

      Собрание сочинений Л. С. Выг… (2012)

      Л.С. Выготский

      319,49 Купить

    • Книга в мягкой обложке

      Перепечатка оригинального 1-го изд. в мягкой обложке. Издание 1999 г.

      Собрание сочинений Л. С. Выг… (2012)

      Л.С. Выготский

      319,49 Купить

    • Книга в мягкой обложке

      Перепечатка оригинального 1-го изд. в мягкой обложке. Издание 1993 г.

      Собрание сочинений Л.С. Выго… (2012)

      Л.С. Выготский

      341,49 Купить

    • Книга в мягкой обложке

      Перепечатка оригинального 1-го изд. в мягкой обложке. Издание 1987 г.

      Собрание сочинений Л. С. Выг… (2011)

      Л.С. Выготский

      319,49 Купить

    • Книга в твердом переплете

      Издание 1999 г.

      Собрание сочинений Л. С. Выг… (1999)

      Л.С. Выготский

      319,49 Купить

    • Книга в твердом переплете

      Издание 1997 г.

      Собрание сочинений Л. С. Выг… (1997)

      Л.С. Выготского

      319,49 Купить

    • Книга в твердом переплете

      Исправленное издание

      Собрание сочинений Л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *