Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

По э эриксону стадия средней взрослости охватывает возраст: Высшее образование БГПУ

Взрослость

Таким образом, в период взрослости (25-30 – 40-45 лет) происходит усиление социального развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе природных задатков его как индивида. В то же время процесс ее развития зависит от уровня и степени социальной активности и продуктивности самой личности. Период взрослости является наиболее благоприятным для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности с.40.

Ближе к сорока годам человек начинает отчетливо осознавать, насколько расходятся его мечты, жизненные планы с ходом и результатами их осуществления [с.37].

Серьезные изменения претерпевает область сексуальных отношений (одни охладевают к интимной жизни, другие смотрят на представителей своего пола как на потенциальных «соперников»).

В целом, в массе своей взаимоотношения полов становятся более спокойными, качественно меняются личностные отношения, становясь более глубокими и весьма интересными по содержанию. Вместе с тем потеря внешней привлекательности и вообще расставание с молодостью для многих красивых мужчин и очаровательных женщин сопровождается периодом тяжелой депрессии, при которой человек субъективно испытывает прежде всего тяжелые, мучительные эмоции и переживания – подавленность, тоску, отчаяние, общую пассивность поведения и т.п. (Япко М. Помоги себе сам. Депрессия: пер. с англ. – М., 1996) [с.38].

Специалисты утверждают, что самым опасным в период взрослости следует считать состояние застоя, при котором прогрессивного развития личности не происходит. И, напротив, разумная и адекватная переоценка ценностей в середине жизни приведет к глубинному обновлению личности, создаст благоприятные предпосылки для успешного «вхождения» в следующий период – период зрелости (40-45 – 55-60 лет), к росту удовлетворенности не только в период зрелости, но и на более поздние годы [с.

39].

Обратим внимание на то, что кризис взрослости (как и другие возрастные кризисы) несет в себе положительное начало, так как способствует самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, качественным новообразованиям в психике. А вот каким будет это переживание кризиса, приведет оно к депрессии, застою или к созиданию, будет зависеть от конкретных условий его протекания, непосредственно от данного человека с.40.

Хронологически средний возраст охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет, но специалисты значительно расходятся в определении начала и конца среднего возраста. Многое зависит от стадии жизни, которую проживает в это время конкретный человек (родился ли ребенок в 41, курсы переподготовки) с. 745.

  1. Древняя китайская классификация: от 40 до 50 лет – познание собственных заблуждений [с.9].

  2. Средний (зрелый) возраст, второй период – 36-60 для мужчин, 36-55 для женщин. Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в г. Москве в 1965 году.

  3. Периодизация Дж. Биррена: 25-50 – зрелость.

  4. Возрастная периодизация Д.Б.Бромлей: 40-55 – поздняя взрослость.

  5. Стадии развития личности по Э. Эриксону: 40-45 – 60 – средняя взрослость.

  6. Схема В.В.Бунак: зрелый период, второй возраст – 46-55 лет для мужчин, 41-50 лет для женщин [с.9-13].

Средний возраст – это промежуточный период, своего рода мостик между двумя поколениями. Достигшие середины жизни сознают свою обособленность не только от молодых людей, но и от тех, кто вышел на пенсию и дожил до старости. Другие признаки являются физическими и биологическими. Существуют и психологические признаки; большая их часть связана с вопросами преемственности и изменением жизни с. 745.

Обычно люди склонны отмечать начало среднего возраста в соответствии с классическим семейным циклом, — когда их дети начинают покидать родной дом или, если они бездетны, когда те сделали бы это, будь они у них. Определяющие признаки могут быть связаны и с профессиональной карьерой: люди более не продвигаются по службе с. 745.

Психологи, социологи и сами представители этой возрастной группы расходятся во мнении о том, может ли человек рассматривать этот жизненный этап как время реализации своих возможностей, стабильности или потенциального лидерства или же для него это период неудовлетворенности, внутреннего смятения и депрессии с. 746. Одни способны принимать решения с такой легкостью и уверенностью в своих силах, которые ранее им были недоступны. Вот почему возрастную категорию 40 – 60-летних называют поколением руководителей и вот почему большинство людей, ответственных за принятие решений в правительстве, в промышленных корпорациях и обществе в целом, принадлежит к этой возрастной категориис. 746. Другие чувствуют, что они не в состоянии распорядиться собственной жизнью, не то что управлять другими. По-видимому, некоторые люди после 40 лет начинают утрачивать свою жизненную энергию.

Френкель – Брунсвик, например, не считает людей среднего возраста «поколением руководителей». Она рассматривает этот период жизни как фазу снижения жизненной активности, наступление которой, приходящееся примерно на 48-летний возраст, бывает обычно отмечено как психологическими, так и биологическими кризисами. Левинсон (Levinson, 1978) и его коллеги также полагают, что «переход середины жизни – это время умеренного или даже тяжелого кризиса»с. 746.

Большинство людей двояко относится к среднему возрасту (Chiriboga, 1981;Sherman, 1987). Средний возраст может быть периодом расцвета применительно к семейной жизни человека, его карьере или творческим способностям, но при этом люди все чаще задумываются о том, что они смертны и что их время уходит. Некоторых людей в середине жизни начинают беспокоить вопросы реализации своего творческого потенциала и необходимости передать что-то следующему поколению, мучить опасения по поводу стагнации и упущенных возможностей, одолевать заботы о том, как сохранить близкие отношения с родными и друзьями.

Каждое значительное событие – рождение ребенка, смерть, перемена работы, развод – заставляет взрослого человека посмотреть на свою жизнь под новым углом зрения (Sherman, 1987). Для некоторых девизом в этот период становятся слова: «Все свои дела мы должны успеть сделать сейчас» (Gould, 1978). То, как люди относятся к этому настоятельному внутреннему зову, наряду с происходящими в их жизни событиями, определяет, станет ли средний возраст этапом плавного перехода и переоценки ценностей или же периодом кризиса середины жизнис. 746 — 747.

Готовый тест по дисциплине «Психология личности» для МГТУ (newlms.magtu.ru).

Перейти к содержимому



или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Вопрос 1 Э.Эриксон в развитии личности выделил: Выберите один ответ: a.6 стадий b.7 стадий c.9 стадий d.8 стадий Вопрос 2 По Э.

Эриксону, стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим людям, наиболее характерны для стадии: Выберите один ответ: a.ранней взрослости b.средней взрослости c.поздней взрослости d.половой зрелости Вопрос 3 Важнейшими элементами психологической структуры личности являются… Выберите один ответ: a.характер b.все ответы верны c.темперамент d.направленность Вопрос 4 В структуру личности по С.Л.Рубинштейну входит: Выберите один ответ: a.индивидуально-типологические особенности b.все ответы верны c.знания, умения, навыки d.направленность Вопрос 5 Процесс приобретения человеком социального опыта, основных психологических человеческих качеств и форм поведения, называется: Выберите один ответ: a.социализацией b.индивидуализацией c.все ответы верны d.персонализацией Вопрос 6 Какая теория основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам: Выберите один ответ: a.
гуманистическая b.психоаналитическая c.когнитивная d.теория черт Вопрос 7 Структуру личности составляют: Выберите один ответ: a.индивидуальность b.психические состояния c.направленность d.субъект деятельности Вопрос 8 По Э.Эриксону, стадия средней взрослости охватывает возраст: Выберите один ответ: a.от 11 до 20 лет b.от 40-45 до 60 лет c.от 20 до 40-45 лет d.свыше 60 лет Вопрос 9 Какая теория рассматривает процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей: Выберите один ответ: a.психодинамическая b.феноменологическая c.теория черт d.теория социального научения Вопрос 10 Кто в своих взглядах на развитие придерживался эпигенетического принципа: Выберите один ответ: a.Э.Фромм b.А.Адлер c.К.Юнг d.Э.Эриксон Вопрос 11 З.Фрейд в психосексуальном развитии выделил: Выберите один ответ: a.
7 стадий b.6 стадий c.4 стадии d.5 стадий Вопрос 12 Структура личности по К.К.Платонову является: Выберите один ответ: a.социальной b.статистической c.динамической d.психодинамической Вопрос 13 Статистическая структура личности включает: Выберите один ответ: a.всеобщие свойства психики b.социально-специфические особенности c.все ответы верны d.индивидуально-неповторимые свойства психики Вопрос 14 В какой теории развитие личности понимается как адаптация биологической природы человека к жизни в обществе, выработка у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей: Выберите один ответ: a.гуманистическая b.теория социального научения c.психоаналитическая d.теория черт Вопрос 15 Какая теория трактует развитие личности как процесс становления «Я»: Выберите один ответ: a.гуманистическая теория b.
теория научения c.теория черт d.психоаналитическая

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Психосоциальное развитие в среднем возрасте | Продолжительность жизни Развитие

Результаты обучения

  • Опишите Эриксоновскую стадию продуктивности и стагнации
  • Оцените понятие кризиса среднего возраста Левинсона
  • Изучение основных теорий старения, включая теорию социально-эмоциональной избирательности (SSC) и теорию отбора, оптимизации и компенсации (SOC)

Какой этап жизни вы считаете самым счастливым? А как насчет самых грустных этапов? Удивительно, но Бланчфлауэр и Освальд (2008) обнаружили, что зарегистрированные уровни несчастья и депрессивных симптомов достигают пика в начале 50-х годов для мужчин в США и, что интересно, в конце 30-х годов для женщин. В Западной Европе минимальное счастье отмечается примерно в середине 40-х годов как для мужчин, так и для женщин, хотя и с некоторыми значительными национальными различиями. Стоун, Шнайдер и Брадок (2017) сообщили о резком снижении воспринимаемого стресса у мужчин в США с начала 50-летнего возраста. В настоящее время существует мнение, что «пожилые люди» (50+) могут быть «счастливее» молодых людей, несмотря на некоторые когнитивные и функциональные потери. Это часто называют «парадоксом старения». Позитивное отношение к продолжению когнитивной и поведенческой деятельности, межличностному взаимодействию и их оживляющему влиянию на нейронную пластичность человека может привести не только к увеличению продолжительности жизни, но и к продолжительному периоду как самоудовлетворения, так и продолжительного участия в жизни общества. [1]

Теория Эриксона

Как вы уже знаете, теория Эриксона основана на идее, называемой эпигенезом, означающей, что развитие является прогрессивным и что каждый человек должен пройти через восемь различных стадий жизни, все время находясь под влиянием по контексту и окружению. Каждый этап формирует основу для следующего этапа, и каждый переход к следующему отмечен кризисом, который необходимо разрешить. Самоощущение, каждое «сезонное время» вырывалось из этого конфликта и благодаря ему. Возраст 40-65 лет ничем не отличается. Человек по-прежнему стремится продуктивно заниматься, но воспитание детей и получение дохода приобретают меньшее функциональное значение. Откуда человек будет черпать свое чувство собственного достоинства и собственного достоинства?

Генерация против стагнации — так Эриксон характеризует фундаментальный конфликт взрослой жизни. Это седьмой конфликт его знаменитых «8 сезонов человека» (1950), и преодоление этого конфликта приводит к добродетели осторожности. Генерация — это «в первую очередь забота о создании и руководстве следующим поколением» (Эриксон, 1950, стр. 267). Генеративность — это забота об обобщенном другом (а также о близких человеку) и возникает, когда человек может направить свою энергию на заботу о следующем поколении и наставничество. Одним из очевидных мотивов такого генеративного мышления может быть отцовство, но другие предполагают намеки на собственную смертность. Джон Котре (1984) предположил, что генеративность — это эгоистичный акт, заявив, что его основная задача — пережить себя. Он рассматривал генеративность как форму инвестиций. Тем не менее, приверженность «вере в виды» может быть принята во многих направлениях, и, вероятно, правильно будет сказать, что большинство современных трактовок генеративности рассматривают ее как совокупность граней или аспектов, включая творчество, продуктивность, приверженность, межличностную заботу. , и так далее.

По ту сторону генеративности застой . Это чувство вялости, отсутствия энтузиазма и участия как в личных, так и в общественных делах. Это может также означать недоразвитое чувство собственного достоинства или некоторую форму раздутого нарциссизма. Эриксон иногда использовал слово «неприятие», говоря о серьезном застое. глубокого кризиса, лежащего в основе середины взрослой жизни. Концепция кризиса среднего возраста настолько распространена, что более 9 лет0% американцев знакомы с этим термином, хотя тех, кто действительно сообщает о таком кризисе, значительно меньше (Wethington, 2000).

Левинсон основывал свои выводы о кризисе среднего возраста на биографических интервью с ограниченной выборкой из 40 мужчин (без женщин!), причем полностью американской выборки. Несмотря на эти серьезные методологические ограничения, его выводы оказались чрезвычайно влиятельными. Левинсон (1986) определил пять основных стадий или «сезонов» жизни человека следующим образом:

  1. Предвзрослый возраст: от 0 до 22 лет (с 17 до 22 лет — переходный возраст)
  2. Ранняя взрослость: 17–45 лет (40–45 лет — переходный возраст)
  3. Средняя взрослость: возраст 40–65 лет (60–65 лет — поздний переходный возраст)
  4. Поздняя взрослость: 60–85 лет
  5. Поздняя поздняя взрослость: возраст 85+

Рисунок 1 . По словам Левинсона, мы переживаем кризис среднего возраста. Хотя большинство людей слышали о кризисе среднего возраста и часто ассоциируют его со спортивными автомобилями, присоединением к группе или поиском новых отношений, теория, предложенная Левинсоном, очень мало поддерживает.

Теория Левинсона известна как стадийно-кризисный взгляд. Он утверждал, что каждый этап перекрывается и состоит из двух отдельных фаз — стабильной фазы и переходной фазы к следующему периоду. Последний этап может включать в себя вопросы и изменения, и Левинсон считал, что 40-45 лет были периодом глубоких изменений, кульминацией которых могла быть только переоценка или, возможно, переутверждение целей, обязательств и предыдущего выбора — время для подведения итогов и перекалибровки. что было важно в жизни. Важно отметить, что Левинсон утверждал, что гораздо более широкий спектр факторов, включая, в первую очередь, работу и семью, повлияет на эту оценку — чего он добился, а чего нет; то, что он считал важным, но принесло лишь ограниченное удовлетворение.

В 1996 году, через два года после его смерти, было опубликовано исследование, которое он проводил со своим соавтором и женой Джуди Левинсон, о «временах жизни», переживаемых женщинами. Опять же, это было небольшое исследование с участием 45 женщин, которые были профессионалами / деловыми женщинами, учеными и домохозяйками в равной пропорции. Изменение места женщины в обществе Левинсон считал важным моментом в социальной эволюции человеческого вида, однако оно привело к фундаментальной полярности в том, как женщины формировали и понимали свою социальную идентичность. Левинсон называл это «мечтой». У мужчин «мечта» формировалась в возрастной период 22-28 лет и во многом была связана с профессиональной ролью и профессиональными амбициями. Левинсон понимал женскую «мечту» как фундаментально расколотую между этой ориентированной на работу ориентацией и желанием/императивом замужества/семьи; полярность, которая предвещала как новые возможности, так и фундаментальную тревогу.

Левинсон обнаружил, что мужчинам и женщинам, с которыми он беседовал, иногда было трудно примирить свои «мечты» о будущем с реальностью, которую они переживали в настоящее время. «Что я действительно получаю и даю своей жене, детям, друзьям, работе, сообществу и себе?» — может спросить мужчина (Левинсон, 1978, с. 192). Задачи перехода среднего возраста включают:

  1. окончание раннего взросления;
  2. переоценка жизни в настоящем и внесение изменений при необходимости; и
  3. примирение «полярностей» или противоречий в самоощущении.

Возможно, ранняя взрослость заканчивается, когда человек больше не стремится к взрослому статусу, а чувствует себя полноценным взрослым в глазах окружающих. Это «разрешение» может привести к другому выбору в жизни — выбору, который делается для самореализации, а не для общественного признания. В то время как люди в возрасте 20 лет могут подчеркивать, насколько они стары (чтобы заслужить уважение, чтобы их считали опытными), к тому времени, когда люди достигают 40 лет, они, как правило, подчеркивают, насколько они молоды (немногие 40-летние режут друг друга за то, что они такой молодой: «Тебе всего 43? Мне 48!!»).

Этот новый взгляд на время вызывает новое ощущение безотлагательности жизни. Человек становится сосредоточенным больше на настоящем, чем на будущем или прошлом. Человеку становится не терпится оказаться в «зале ожидания жизни», откладывая дела, которые он всегда хотел сделать. «Если это когда-нибудь произойдет, то лучше сделать это сейчас». Прежняя сосредоточенность на будущем уступает место акценту на настоящем. Neugarten (1968) отмечает, что в среднем возрасте люди больше не думают о своей жизни с точки зрения того, как долго они прожили. Скорее, жизнь мыслится с точки зрения того, сколько лет осталось. Если взрослый человек не удовлетворен в среднем возрасте, у него появляется новое чувство срочности, чтобы начать вносить изменения сейчас.

Изменения могут включать прекращение отношений или изменение ожиданий от партнера. Эти модификации легче, чем изменение себя (Levinson, 1978). Средний возраст — это переходный период, когда человек сохраняет прежние образы себя, формируя новые представления о себе будущего. Ощущение молодости сопровождает более глубокое осознание старения, и вред, который мог быть нанесен ранее в отношениях, преследует новые мечты о содействии благополучию других. Эти полярности представляют собой более тихую борьбу, которая продолжается после исчезновения внешних признаков «кризиса».

Левинсон охарактеризовал средний возраст как время кризиса развития. Однако, как и любое произведение, оно подвергалось критике. Во-первых, размер выборки населения, на котором он основывал свои первичные выводы, слишком мал. По какому праву мы обобщаем результаты интервью с 40 мужчинами и 45 женщинами, какими бы продуманными и хорошо проведенными они ни были? Во-вторых, Chiriboga (1989) не смог найти каких-либо существенных доказательств кризиса среднего возраста, и можно утверждать, что это, а также дальнейшие неудачные попытки воспроизведения указывают на когортный эффект. Выводы населения Левинсона указывают на общую историческую и культурную принадлежность, а не на кросс-культурную универсальность, с которой сталкиваются все или даже большинство людей. Середина жизни — это время переоценки и перемен, которые могут ускользать от точного определения как во времени, так и в географическом пространстве, но люди выходят из него и, похоже, наслаждаются периодом удовлетворенности, примирения и принятия себя.

Смотреть

В этом видео рассказывается об исследованиях и дискуссиях вокруг концепции кризиса среднего возраста.

Вы можете просмотреть стенограмму выступления «У всех ли бывает «кризис среднего возраста»?» здесь (откроется в новом окне).

Попробуйте

Теория социально-эмоциональной избирательности (SST)

Неотвратимая судьба человека — знать, что его жизнь ограничена. По мере того, как люди движутся по жизни, цели и ценности имеют тенденцию меняться. То, что мы считаем приоритетами, целями и устремлениями, подлежит пересмотру. Привязанность к другим, текущим и будущим, ничем не отличается. Время не является неограниченным благом, как его воспринимает ребенок в нормальных социальных условиях; это очень ценный товар, требующий тщательного рассмотрения с точки зрения вложения ресурсов. Это стало известно в академической литературе как значимость смертности.

Mortality salience утверждает, что напоминания о смерти или конечности (на сознательном или подсознательном уровне) наполняют нас ужасом. Мы пытаемся отрицать его реальность, но осознание растущей близости смерти может иметь сильное влияние на человеческое суждение и поведение. Это стало очень важным понятием в современной социальной науке. Именно с таким пониманием Лаура Карстенсен разработала теорию теории социально-эмоциональной избирательности , или СТП. Теория утверждает, что по мере сокращения временных горизонтов, как это обычно происходит с возрастом, люди становятся все более избирательными, вкладывая больше ресурсов в эмоционально значимые цели и действия. Согласно теории, мотивационные сдвиги также влияют на когнитивную обработку. Старение связано с относительным предпочтением позитивной информации негативной. Это избирательное сужение социального взаимодействия максимизирует положительный эмоциональный опыт и минимизирует эмоциональные риски по мере взросления человека. Они систематически оттачивают свои социальные сети, чтобы доступные социальные партнеры удовлетворяли их эмоциональные потребности. Адаптивный способ поддержания положительного аффекта может состоять в том, чтобы уменьшить контакты с теми, кто, как мы знаем, может негативно повлиять на нас, и избегать тех, кто может.

SST — это теория, которая делает акцент на временной перспективе, а не на хронологическом возрасте. Когда люди воспринимают свое будущее как бесконечное, они, как правило, сосредотачиваются на перспективном развитии или целях, связанных со знаниями. Когда они чувствуют, что время уходит, а возможность пожинать плоды реализации целей, ориентированных на будущее, сокращается, их внимание, как правило, смещается в сторону целей, ориентированных на настоящее, эмоций или удовольствия. Исследования по этой теории часто сравнивают возрастные группы (90–100, например, 9 лет).0101, юношеская взрослость по сравнению с пожилой взрослостью), но изменение приоритетов целей — это постепенный процесс, который начинается в раннем взрослом возрасте. Важно отметить, что теория утверждает, что причиной этих сдвигов целей является не сам возраст, , т. е. , не само течение времени, а скорее связанный с возрастом сдвиг во временной перспективе. Теория также фокусируется на типах целей, которые люди мотивированы для достижения. Цели, связанные со знаниями, направлены на приобретение знаний, планирование карьеры, развитие новых социальных отношений и другие усилия, которые окупятся в будущем. Цели, связанные с эмоциями, направлены на регулирование эмоций, стремление к эмоционально приятному взаимодействию с социальными партнерами и другие занятия, преимущества которых могут быть реализованы в настоящем.

Это смещение акцента с долгосрочных целей на краткосрочное эмоциональное удовлетворение может помочь объяснить отмеченный ранее «парадокс старения». То есть, несмотря на заметные физиологические ухудшения и некоторые заметные самоотчеты о снижении удовлетворенности жизнью в это время, после 50 лет, по-видимому, наблюдается значительное увеличение субъективного благополучия. SST не защищает социальную изоляцию, которая вредна для здоровья человека, но показывает, что повышенная избирательность в человеческих отношениях, а не воздержание, приводит к более позитивному влиянию. Возможно, «кризис среднего возраста и выздоровление» может быть более подходящим описанием периода 40–65 лет.

Смотреть

Смотреть Лаура Карстенсен в этом выступлении TED объясняет, как счастье на самом деле увеличивается с возрастом.

Стенограмму выступления «Пожилые люди стали счастливее — Лаура Карстенсен» можно посмотреть здесь (откроется в новом окне).

Рисунок 2. Итальянский футболист Пауло Мальдини в 2008 году, всего за год до ухода на пенсию в возрасте 41 года. За свою 25-летнюю карьеру он участвовал в невероятных 8 финалах лиги чемпионов. Защитные игроки, такие как Мальдини, как правило, имеют более долгую карьеру из-за их опыта, компенсирующего снижение темпа, в то время как нападающие обычно пользуются спросом за их ловкость и скорость.

Отбор, оптимизация, компенсация (SOC) 

Немецкие психологи развития Пол и Маргрет Балтес определили другой взгляд на старение. Их текст Successful Aging (1990) ознаменовал сейсмический сдвиг в движении социальных исследований старения от точки зрения, в основном основанной на недостатках, к более новому пониманию, основанному на целостном взгляде на сам жизненный путь. Первые, как правило, сосредотачивались исключительно на том, что было утрачено в процессе старения, а не рассматривали это как баланс между потерями и приобретениями в таких областях, как регуляция эмоций, опыта и мудрости.

Модель успешного старения Балтес утверждает, что на протяжении всей жизни люди сталкиваются с различными возможностями или проблемами, такими как работа, возможности получения образования и болезни. Согласно модели SOC, человек может выбирать определенные цели или опыт, или обстоятельства могут навязывать им себя. В любом случае процесс выбора включает в себя сдвиг или изменение целей в зависимости от выбора или обстоятельств в ответ на эти обстоятельства. Изменение направления может происходить на подсознательном уровне. Эта модель подчеркивает, что постановка целей и направление усилий на достижение конкретной цели благотворно влияют на здоровое старение. Оптимизация заключается в том, чтобы наилучшим образом использовать имеющиеся у нас ресурсы для достижения целей. Компенсация, как следует из ее названия, заключается в использовании альтернативных стратегий для достижения этих целей. [2]

Процессы отбора, оптимизации и компенсации можно обнаружить на протяжении всей жизни. С возрастом мы выбираем области, в которые размещаем ресурсы, надеясь, что этот выбор оптимизирует имеющиеся у нас ресурсы и компенсирует любые дефекты, возникающие в результате физиологических или когнитивных изменений. Предыдущие описания старения недооценивали степень, в которой возможности, из которых мы выбираем, были устранены, а не уменьшены или даже просто изменены. Когда мы выбираем области для инвестиций, всегда есть альтернативные издержки. Мы хозяева своей судьбы, и наша индивидуальная ориентация на процессы SOC будет диктовать «успешное старение». Вместо того, чтобы рассматривать старение как процесс постепенного отказа от социальных и общественных ролей, выполняемых группой, Балтес утверждал, что «успешное старение» — это вопрос постоянной индивидуальной вовлеченности, сопровождаемой верой в индивидуальную самоэффективность и мастерство.

Модель SOC охватывает ряд функциональных областей — мотивацию, эмоции и познание. Мы могли бы стать более искусными в игре SOC с течением времени, поскольку мы работаем, чтобы компенсировать и приспосабливаться к меняющимся способностям на протяжении всей жизни. Например, у футболиста в 35 лет уже может не быть той сосудистой и мышечной подготовленности, которая была у него в 20, но ее «чтение» игры может компенсировать это снижение. Она вполне может быть лучшим игроком, чем в 20 лет, даже с меньшим количеством физических ресурсов в игре, которая якобы отдает им приоритет. Работа Пола и Маргарет Балтес оказала большое влияние на формирование очень широкой перспективы развития, которая объединилась вокруг центральной идеи устойчивости. [3]

Попробуйте

Глоссарий

Генерация:
способность выйти за рамки личных интересов и мотивировать себя заботиться о благополучии следующего поколения и способствовать его благополучию
теория социально-эмоциональной избирательности:
теория, связанная со специалистом по развитию Лаурой Карестенсен, которая постулирует сдвиг в жизненном пути в это время, вызванный сдвигом временных горизонтов. Время, оставшееся в нашей жизни, теперь короче, чем время, потраченное ранее. Сознательно или подсознательно это влияет на большее нежелание «с удовольствием терпеть дураков» или терпеть неудовлетворительные ситуации на работе или в другом месте. Эмоциональная регуляция и удовлетворение, которое она дает, становятся все более важными и требуют реализации в настоящем.0143
теория выбора, оптимизации, компенсации (SOC):
, которая утверждает, что наблюдаемые в настоящее время спады не являются простыми или абсолютными потерями. Или, скорее, они не должны быть. Балтес утверждает, что жизнь представляет собой серию адаптаций и что выбор меньшего количества целей, оптимизация наших личных и социальных ресурсов для их достижения, а затем компенсация любой потери жизненным опытом должны компенсировать эти потери. Они не отрицают их полностью, но позитивный настрой может привести и приводит к успешному старению
сцена-кризис вид:
теория, связанная с Левинсоном (и Эриксоном раньше), что каждая стадия жизни характеризуется фундаментальным конфликтом (конфликтами), который необходимо разрешить, прежде чем переходить к следующему. На каждом этапе есть свои проблемы, которые решаются, инициируя переходный период, который готовит почву для следующего
.
застой:
чувство оторванности от более широкого общественного опыта у тех 40-65 лет, которые не могут развить отношение заботы, связанное с генеративностью

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее


  1. Бланчфлауэр, Д. Г., и Освальд, А. Дж. (2008, апрель). Является ли благополучие U-образным на протяжении жизненного цикла? Получено с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18316146 ↵
  2. Стефани Р., Марджи Л. и Элизабет Р. (2015). Стратегии саморегуляции в повседневной жизни: выбор, оптимизация и компенсация и повседневные проблемы с памятью. Международный журнал поведенческого развития, 40(2), 126-136. ↵
  3. Вайс, Л. А., Вестерхоф, Г. Дж., и Болмейер, Э. Т. (2016). Можем ли мы улучшить психологическое благополучие? Влияние вмешательств на психологическое благополучие: метаанализ рандомизированных контролируемых испытаний. PloS 1, 11(6), e0158092. doi:10.1371/journal.pone.0158092 ↵

Периоды человеческого развития – индивидуальное и семейное развитие, здоровье и благополучие

Перейти к содержимому

Лаура Оверстрит и Люмен Обучение

  • Охарактеризуйте основные периоды развития человека

Подумайте о продолжительности жизни и составьте список того, что вы считаете основными периодами развития. Сколько периодов или этапов в вашем списке? Возможно, у вас их три: детство, взрослость и старость. Или, может быть, четыре: младенчество, детство, отрочество и взрослость. Специалисты по развитию часто разбивают продолжительность жизни на восемь этапов: 90 015.

  1. Пренатальное развитие
  2. Младенчество и юность
  3. Раннее детство
  4. Среднее детство
  5. Подростковый возраст
  6. Раннее взросление
  7. Средняя взрослость
  8. Поздняя взрослость

Кроме того, к теме «Смерть и умирание» обычно обращаются после позднего взросления, поскольку в целом вероятность смерти увеличивается в более позднем возрасте (хотя существуют индивидуальные и групповые вариации). Смерть и умирание будут темой нашего последнего модуля, хотя это не обязательно этап развития, происходящий в определенном возрасте.

Список периодов развития отражает уникальные аспекты различных стадий детства и взрослой жизни, которые будут исследованы в этой книге, включая физические, когнитивные и психосоциальные изменения. Таким образом, хотя и 8-месячный, и 8-летний ребенок считаются детьми, у них очень разные двигательные способности, когнитивные навыки и социальные отношения. Их потребности в питании различны, и их основные психологические проблемы также различны. То же самое относится к 18-летнему и 80-летнему, оба считаются взрослыми. Мы также обнаружим различия между 28 и 48 годами. Но сначала, вот краткий обзор этапов.

Пренатальное развитие Рисунок 1 . Эмбрион на 8 неделе развития. (Источник изображения: Jacopo Werther, CC BY 2.0) 90 012 Происходит зачатие и начинается развитие. Существует три стадии внутриутробного развития: зародышевый, эмбриональный и плодный периоды. Формируются все основные структуры тела (рис. 1), и здоровье матери имеет первостепенное значение. Существуют различные подходы к родам, родам и родам с потенциальными осложнениями беременности и родов, а также риски и осложнения у новорожденных, а также достижения в тестах, технологиях и медицине. Влияние природы (например, генетики) и воспитания (например, питания и тератогенов, которые являются факторами окружающей среды во время беременности и могут привести к врожденным дефектам). Эволюционная психология, наряду с изучением близнецов и усыновлений, помогает нам понять взаимодействие факторов и относительное влияние природы и воспитания на человеческое развитие.

Младенчество и детский возраст Рисунок 2 . Основное развитие происходит в течение первых двух лет жизни, о чем свидетельствуют этот новорожденный ребенок и его младший брат. (Источник изображения: Pixabay на Pexels, CC 0)

Первые полтора-два года жизни — это годы резкого роста и перемен. Новорожденный с множеством непроизвольных рефлексов и острым слухом, но плохим зрением за относительно короткий период времени превращается в ходящего и говорящего малыша (рис. 2). Воспитатели аналогичным образом превращают свои роли из тех, кто управляет расписанием кормления и сна, в постоянно меняющихся гидов и инспекторов по безопасности для мобильных, энергичных детей. Развитие мозга происходит с удивительной скоростью, как и физический рост и развитие речи. Младенцы имеют свои собственные темпераменты и подходы к игре. Взаимодействие с основными опекунами (и другими) претерпевает изменения под влиянием возможной тревоги разлуки и развития стилей привязанности. Социальные и культурные проблемы сосредоточены вокруг грудного вскармливания или искусственного вскармливания, сна в кроватках или в постели с родителями, приучения к туалету и необходимости делать прививки.

Раннее детство Рисунок 3 . Раннее детство или дошкольные годы в возрасте от 2 до 6 лет наполнены невероятным ростом и изменениями. (Источник изображения: Pixabay, CC0)

Раннее детство также называют дошкольным возрастом, состоящим из лет, которые следуют за детством и предшествуют формальному школьному обучению, примерно в возрасте от 2 до 5 или 6 лет (рис. 3). В дошкольном возрасте ребенок занят изучением языка (с поразительным ростом словарного запаса), обретает чувство собственного достоинства и большей независимости и начинает изучать устройство физического мира. Это знание, однако, не приходит быстро, и у дошкольников могут первоначально быть интересные представления о размере, времени, пространстве и расстоянии, например, демонстрация того, сколько времени что-то займет, вытянув два указательных пальца на расстоянии нескольких дюймов друг от друга. Яростная решимость малыша что-то сделать может уступить место четырехлетнему ребенку с чувством вины за то, что он делает что-то, что вызывает неодобрение окружающих.

Среднее детство

Рисунок 4. Среднее детство охватывает большую часть того, что традиционно считается начальной школой, или возраст от 6 до 11 лет. (Источник изображения: Pxhere, CC0)

Возраст от 6 до 11 лет включает среднее детство, и многое из того, что дети переживают в этом возрасте, связано с их участием в младших классах школы (рис. 4). Теперь мир становится миром изучения и проверки новых академических навыков и оценки своих способностей и достижений путем сравнения себя и других. Школы участвуют в этом процессе, сравнивая учеников и публикуя эти сравнения через командные виды спорта, результаты тестов и другие формы признания. Мозг достигает своего взрослого размера к семи годам, но продолжает развиваться. Темпы роста замедляются, и на этом этапе жизни дети могут совершенствовать свои двигательные навыки. Дети также начинают узнавать о социальных отношениях за пределами семьи через общение с друзьями и однокурсниками; однополая дружба особенно заметна в этот период.

Подростковый возраст

Рисунок 5. Подростковый возраст, или возраст примерно от 12 до 18 лет, характеризуется половым созреванием и половым созреванием, сопровождающимся серьезными социально-эмоциональными изменениями. (Источник изображения: Alexis Brown на Unsplash)

Подростковый возраст — это период резких физических изменений, отмеченный всплеском общего физического роста и полового созревания, известный как половое созревание; время может варьироваться в зависимости от пола, когорты и культуры. Это также время когнитивных изменений, поскольку подросток начинает думать о новых возможностях и рассматривать абстрактные понятия, такие как любовь, страх и свобода (рис. 5). По иронии судьбы у подростков есть чувство непобедимости, которое подвергает их большему риску смерти в результате несчастных случаев или заражения инфекциями, передающимися половым путем, которые могут иметь последствия на всю жизнь. Исследования развития мозга помогают нам понять склонность подростков к риску и импульсивное поведение. Основная задача развития в подростковом возрасте связана с установлением собственной идентичности. Подростки обычно изо всех сил пытаются стать более независимыми от своих родителей. Сверстники становятся более важными, поскольку подростки стремятся к чувству принадлежности и принятия; смешанные группы сверстников становятся все более распространенными. Изучаются новые роли и обязанности, которые могут включать свидания, вождение автомобиля, подработку и планирование будущей учебы.

Раннее взросление

Рисунок 6. Ранняя взрослость, примерно в возрасте от 20 до 40 лет, может быть разделена на еще одну категорию «зарождающейся взрослости», поскольку между более молодыми людьми и теми, кому за 30, часто существуют глубокие различия. (Источник изображения: WOCinTech, CC BY 4.0)

Поздний подростковый возраст, двадцатые и тридцатые годы часто считают ранним взрослением (студентам, которым за тридцать или больше тридцати, может быть приятно услышать, что они молодые люди!). Это время, когда мы находимся на пике своего физиологического развития, но наиболее подвержены риску причастности к насильственным преступлениям и злоупотреблению психоактивными веществами. Это время сосредоточиться на будущем и вложить много энергии в выбор, который поможет заслужить статус полноценного взрослого в глазах других (рис. 6). Любовь и работа являются главными заботами на этом этапе жизни. В последние десятилетия было отмечено (в США и других развитых странах), что молодым людям требуется больше времени, чтобы «взрослеть». Они дольше ждут, чтобы покинуть родительские дома, закончить формальное образование, начать работу/карьеру, выйти замуж и завести детей. Один психолог, Джеффри Арнетт, предположил, что существует новая стадия развития после подросткового возраста и до начала взрослой жизни, называемая «начинающейся взрослостью», от 18 до 25 (или даже 29 лет). ), когда люди все еще исследуют свою идентичность и еще не совсем чувствуют себя взрослыми. Когорта, культура, время в истории, экономика и социально-экономический статус могут быть ключевыми факторами, когда молодежь берет на себя роли взрослых.

Средняя взрослость

Рисунок 7. Средняя взрослость охватывает период от 40 до 65 лет. (Источник изображения: Pxhere, CC0)

Возраст от тридцати (или 40) до середины 60 лет считается средним возрастом. Это период, когда начавшееся ранее физиологическое старение становится более заметным, период, когда многие люди находятся на пике продуктивности в любви и работе. Это может быть период приобретения опыта в определенных областях и способности понимать проблемы и находить решения с большей эффективностью, чем раньше. Это также может быть время, когда вы станете более реалистично смотреть на возможности в жизни; распознавать разницу между тем, что возможно, и тем, что вероятно (рис. 7). Называемые поколением сэндвичей, взрослые среднего возраста могут заботиться о своих детях, а также заботиться о своих стареющих родителях. Заботясь о других и о будущем, люди среднего возраста могут также сомневаться в собственной смертности, целях и обязательствах, хотя и не обязательно переживают «кризис среднего возраста».

Смотри: серия UP


В 1964 году исследователи и кинематографисты начали снимать увлекательный и знаковый документальный сериал, известный как серия UP. Британская команда «Мир в действии» из Гранады, вдохновленная иезуитским принципом «Дайте мне ребенка, пока ему не исполнится семь, и я дам вам мужчину», провела интервью с разнообразной группой семилетних детей со всей Англии. В первом фильме под названием «Семеро вверх!» они расспрашивали семилетних детей об их жизни, мечтах и ​​страхах перед будущим. Майкл Аптед, исследователь оригинального фильма, возвращался, чтобы взять интервью у этих людей каждые семь лет с тех пор, в возрасте 14, 21, 28, 35, 42, 49 лет., 56 лет, а сейчас 63 года. 

Это видео дает хороший обзор сериала (через призму анализа фильма, что делает его таким успешным и привлекательным). Сериал Up можно посмотреть на YouTube.

Вы можете просмотреть стенограмму «Some Kind of Connection — The Up Series» здесь (откроется в новом окне).

Поздняя взрослость Рисунок 8. Поздняя взрослость обычно считается возрастом 65 лет и старше, но существуют невероятные различия в состоянии здоровья и образа жизни между «молодыми стариками» и «самыми старыми стариками», которым может быть далеко за 100 лет. (Источник изображения: PXhere, CC 0)

Этот период продолжительности жизни, поздняя взрослость, увеличился за последние 100 лет, особенно в промышленно развитых странах, по мере увеличения средней продолжительности жизни. Поздняя взрослость охватывает широкий возрастной диапазон с большим количеством вариаций, поэтому полезно разделить ее на такие категории, как «молодые-старые» (65-74 года), «старые-старые» (75-84 года). и «самый старый» (85+ лет; рис. 8). Молодые и старые похожи на взрослых среднего возраста; возможно, все еще работает, женат, относительно здоров и активен. Пожилые люди имеют некоторые проблемы со здоровьем и трудности в повседневной жизни; самые старые-старые часто немощны и нуждаются в длительном уходе. Однако здесь задействовано множество факторов, и лучший способ оценить разнообразие пожилых людей — это выйти за рамки хронологического возраста и изучить, переживает ли человек оптимальное старение (как у джентльмена, изображенного на рис. 8, у которого очень хорошее здоровье для его возраста и продолжает вести активную, стимулирующую жизнь), нормальное старение (при котором изменения аналогичны большинству изменений того же возраста) или нарушение старения (имеется в виду тот, у кого больше физических проблем и болезней, чем у других того же возраста) .

Смерть и умирание

Рисунок 9. То, как люди думают о смерти, подходят к ней и справляются с ней, зависит от многих факторов. Фото предоставлено Робертом Полом Янгом,

Исследование смерти и умирания редко получает то внимание, которого оно заслуживает. Конечно, мысли о смерти вызывают определенный дискомфорт, но есть и определенная уверенность и принятие, которые могут прийти от изучения смерти и умирания. Такие факторы, как возраст, религия и культура, играют важную роль в отношении и подходах к смерти и умиранию. Существуют разные виды смерти: физиологическая, психологическая и социальная. Наиболее распространенные причины смерти зависят от возраста, пола, расы, культуры и времени в истории. Умирание и скорбь — это процессы, и они могут иметь общие стадии реакции на утрату (рис. 9).). Есть интересные примеры культурных различий в ритуалах смерти, траура и скорби. Концепция «хорошей смерти» описывается как включающая личный выбор и участие близких на протяжении всего процесса. Паллиативная помощь — это подход к поддержанию уровня комфорта умирающих, а хоспис — это движение и практика, включающая профессиональную и волонтерскую помощь и уход за близкими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *