Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

По юнгу структура личности: Теория личности Карла Юнга. | Психология 108

Содержание

Теория личности Карла Юнга. | Психология 108

  • К.Г. Юнг.
  • Отход от психоанализа.
  • Появление аналитической психологии.
  • Структура личности по Юнгу.
  • Архетипы.

Данная статья не претендует на исчерпывающее изложение темы и предназначена для студентов, изучающих психологию в рамках переквалификации, на базе первичного высшего образования, а также для тех, кто только интересуется идеями психоанализа.

Основатель направления «Аналитическая психология»  Карл Густав Юнг родился в 1875 году в швейцарском городке Кесвиль в семье пастора. Окончив университет в Базеле, молодой врач около 6 лет проработал в психиатрической больнице Цюриха в качестве помощника известного психиатра Эйгена Блейлера, а начиная с 1910 года, Юнг входит в число учеников основателя психоаналитического направления Зигмунда Фрейда.
Довольно скоро Юнг становится одним из самых многообещающих учеников Фрейда и занимает ведущие позиции в психоаналитическом движении.


В период с 1909 по 1913 год, Юнг становится президентом Психоаналитического сообщества и редактором соответствующего журнала.

Отход от классического психоанализа

В 1914 между Фрейдом и Юнгом происходит разрыв.
И хотя в общем, Юнг остается на позициях психоанализа, его взгляды на одно из самых основных положений Фрейда — о доминирующей роли сексуальных влечений в мотивации человеческой личности, значительно расходятся со взглядами учителя, что приводит к непримиримым  противоречиям.

Поводов для принципиального расхождения было два — собственный подход Юнга к идеям либидо и бессознательного.

Появление аналитической психологии

Вспомним, в чем заключалась основная идея психоанализа.
Согласно Фрейду, поведение личности детерминировано бессознательными мотивами, в основе которых лежит сексуальное влечение, а причина внутренних конфликтов — неврозов и депрессий это, ни что иное, как неизбежные противоречия, возникающие между осознаваемой частью личности (супер эго) и неосознанными импульсивными желаниями (ид), обусловленными животной природой человека, которая, неизменно подавляется социальными и этическими установками.

Таким образом, в учении Фрейда человек — животное и человек — социальное существо находились в состоянии естественного противоречия.

Идеи же Карла Юнга касательно либидо и бессознательного были похожи на фрейдовские лишь на первый взгляд, а некоторые из них, особенно его взгляды на бессознательное, покоились на весьма экзотических для того времени воззрениях.

В целом, принимая саму идею либидо, Юнг лишил ее своей основной функции — сексуальной. В его понимании изначальным источником конфликта являлась не только сексуальная энергия, а некая психическая энергия как таковая. Сексуальная же энергия была не более чем ее частью и выходила на первый план (как и любая другая потребность) лишь в те моменты, когда становилась для личности актуальной.

В такой системе координат любая человеческая потребность, будучи не реализованной, могла послужить источником психологических проблем, а список таких потребностей расширялся весьма далеко за пределы сугубо животных порывов. Говоря точнее, природа базовой (животной) энергии по Юнгу оставалась прежней, но проявляла себя не только в сфере животных потребностей, но и в присущих только человеку видах деятельности.

Совершенно другие смыслы Юнг вложил и в понимание мотивов развития личности. Так, знаменитая идея Фрейда об эдиповом комплексе в понимании Юнга обретает несколько иной контекст. Теперь, привязанность ребенка к матери Юнг объясняет по большей части тем, что мать является источником удовлетворения текущих потребностей личности, например, базовых потребностей в пище и тепле. А что касается сексуальной энергии, то согласно логике Юнга, она становилась куда более актуальной в период полового созревания, а значит, гораздо позже. При этом, Юнгом вовсе не отрицался факт сексуальных влечений в раннем возрасте, но сводились они лишь к фрагментарным проявлениям, в одном ряду с другими психическими потребностями.

Исходя из разницы воззрений на доминирующую психическую энергию, вытекало и куда более далеко идущее различие, касательно основной парадигмы взглядов на личность человека, а точнее на то, чем эта личность определена в данный момент времени.

Так, согласно воззрениям Фрейда, основа человеческой личности, ее мотивы и порывы в настоящем в значительной мере определялись прошлым, а именно, детским периодом развития. Юнг же утверждал, что развитие личности вовсе не заканчивается в детстве.
Человек может значительно меняться в любом возрасте, а его побудительные мотивы, в равной мере, определяются, не только его детскими травмами, но и существующими сейчас и определяемыми в настоящем актуальными мотивами и задачами.

Так, использовав психоанализ Фрейда в качестве основы, Юнг весьма радикально обошелся с теорией своего учителя.

Однако, по-настоящему революционным воззрением Юнга стала его трактовка бессознательного, которое стало одной из основ новой теории личности.

Структура личности по Юнгу

Структурно личность Юнга почти не отличается от личности Фрейда, но только на первый взгляд.
По Юнгу, личность — душа (психе), состоит из трех компонентов — ЭГО, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.

ЭГО — центральная часть сознания, которая включает мысли, чувства, ощущения, информацию (воспоминания). Именно эта часть нашего сознания ответственна за идентификацию нас, как отдельно существующей личности, за рациональное восприятие мира и за сознательную деятельность (осознаваемое поведение).

Личное бессознательное — вместилище информации, ранее осознаваемой, однако, по определенным причинам вытесненной и забытой. Такая концепция бессознательного была бы похожа на концепцию Фрейда, если бы Юнг не пошел намного дальше, предположив, что эта же сфера содержит, так называемые комплексы, или эмоционально окрашенные (заряженные) части психики, которые приобрели свойства почти автономного существования, неких отдельных психических сущностей, способных оказывать значительное влияние на человека, его состояние и поведение. Причина возникновения таких психических структур — травмирующие ситуации из личной истории, которые находились в оппозиции к эго и не могли быть им приняты (осознаны), и поэтому, оказались запертыми в подсознании.

Нежелательный для осознания (травмирующий) материал вытесняется из сознательной части личности волевым усилием ЭГО, но при этом, без проблем продолжает свое существование в области бессознательного, вновь и вновь давая о себе знать в ситуациях, схожих с теми, при которых они возникли. Интересно, что по всей видимости, каждому вытесненному образованию (комплексу) соответствует антагонистическая идея (или убеждение), присутствующая в явном виде в сознательной части психики и являющаяся важным элементом сокрытия комплекса в бессознательном.

Для индивида проблема заключается в том, что благодаря этим компонентам психики, свобода его воли, в значительной степени нарушается, и индивид начинает вести себя, не в соответствии с требованиями реальной ситуации, а под воздействием (не актуальных в данный момент) внутренних причин из прошлого. Помимо этого, на поддержание статуса вытесненного материала в подсознании, тратится большое количество психической энергии личности, что само по себе, вызывает постоянное психологическое напряжение в жизни человека.

Комплексы влияют не только на поведение человека, но и на его мироощущение, поэтому в значительной мере определяют его стиль жизни, его поведение и перспективы дальнейшего развития.

Третья часть личности по Юнгу — коллективное бессознательное, представляет собой вместилище всеобщей памяти человечества (общая база данных), накопленное за сотни тысяч лет эволюции. Это, как бы коллективное наследие наших предков, существующее в скрытой образной форме в подсознании каждого индивида и, при определенных условиях, доступное для осознания, но также, только в виде образов.

Носителями этого коллективного наследия выступают особо значимые и энергетически мощные образы психики — архетипы (первичные модули), которые ответственны за инстинктивное поведение людей, за восприятие мира через посредство базовых идей, примерно одинаковых в различных культурах но, не связанных между собой напрямую.

Это объясняло тот факт, что люди разных культур, схожие жизненные ситуации воспринимали примерно одинаково. Например, отношение к отцу, матери, ребенку, смерти, учителям и т.п., очень похоже в разных, даже очень удаленных друг от друга культурах.

По мнению Юнга, каждый архетип ответственен за то, как именно будет вести себя индивид или группа в определенных жизненных обстоятельствах.

Примеры значимых архетипов Юнга — мать, ребенок, смерть, мудрец, бог, самость.

Юнг полагал, что восприятие архетипов доступно в образной форме во время сновидений.
Эти архетипы встречаются в разных культурах в виде символов, религиозных, художественных, литературных, философских.

Далее на рисунке представлена структура личности по Юнгу

Важнейшие архетипы Юнга

Логично, что число архетипов должно быть равно количеству типовых (повторяющихся, схожих) ситуаций нашей жизни, из чего понятно, что речь идет о фактически неограниченных их количествах. Однако, Юнг выделял особо, лишь некоторое количество самых важных из них, это маска (персона), анима, анимус, тень и самость.

Именно этот набор архетипов принимает особое участие в в формировании личности, во многом определяя ее структуру (см. рисунок).

МАСКА (персона). Один из важнейших для личности архетипов название которого говорит само за себя.
Маска, это та часть нашего сознания, которая обращена в социум. Именно через нее происходит взаимодействие с обществом.
Для каждой социальной ситуации у каждого человека есть своя разновидность маски.
Функция маски — имитировать социально приемлемый образ нас самих, а также, скрывать то, чем мы являемся на самом деле.
Маска очень важная часть нашей личности, которая ответственна за успешную социальную жизнь, но, как и любая полезная вещь, она несет в себе, как благо, так и зло. Зачастую маска начинает играть такую большую роль для большинства из нас, что мы намертво забываем то, кто мы на самом деле, это значит, что мы попадаем под власть искусного инструмента, который незаметно порабощает нас. Из сказанного легко сделать вывод, что МАСКА (ПЕРСОНА) — архетип, находящийся в процессе постоянного изменения, суть которого постоянно приспосабливаться к новым обстоятельствам.

ТЕНЬ. То, что ответственно за «примитивную» животную часть нашей личности, тень — это наши естественные импульсы (эгоистичные, сексуальные, агрессивные), которые, по разным причинам, не принимаются ни обществом, ни нами самими. Соответственно, мы склонны к подавлению ее естественных проявлений. Однако, сам Юнг считал Тень — двоякой по сути.
С одной стороны, она представляет для личности очевидные проблемы, с другой же, является мощным источником универсальной энергии, которую можно использовать и в «мирных целях», например, направить ее энергию в творческое русло.

Согласно Юнгу и Тень, и Персона представляют собой особенные архетипы и являются некой базисной структурой (ядром) в коллективном бессознательном. Причина такого воззрения вероятно в том, что эти архетипы, в отличие от остальных, отвечают за самосознание личности, и поэтому, и один, и другой проявляются, как в личном бессознательном, так и непосредственно в сознании.
Роль Эго заключается в том, чтобы создавать между Тенью и Персоной определенное подобие гармонии.
Это означает направление огромной энергии Тени в нужное русло.
С другой стороны, это означает использование Персоны, как практичного инструмента для жизни в социуме, без отождествления с ней.

АНИМА и АНИМУС. Эти два архетипа связаны с образами Отца и Матери, мужчины и женщины.
Для мужчины Анима образ — идеал, связанный, с одной стороны, с матерью, с другой, несущий в себе бессознательную женскую сторону мужской натуры, а также и представления об идеальной женщине, которые в немалой степени оказывают влияние в поиске партнерши.
Типичные проявления Анимы в мужском характере, это чрезмерная эмоциональность, чувственность, иррациональная импульсивность.
Игнорирование женской стороны своей натуры приводит к определенной дисгармонии в развитии мужской личности и потере определенных возможностей.

Для женщины Анимус, это образ идеального мужчины, партнера, отца, а также мужская часть ее личности. Проявления Анимуса в женском характере — агрессивность в обществе и семье, стремление к доминированию, самостоятельность, логика.
Так же как и в случае с мужчиной, игнорирование или отвержение мужской части личности приводит к одностороннему развитию.

САМОСТЬ. (Я, такой как есть). Не проявленный в обычных условиях, этот архетип становится центром всей личностной структуры после особого акта, который Юнг называл ИНДИВИДУАЦИЕЙ.
Индивидуация личности происходит тогда, когда все ее внутренние, в обычных условиях находящиеся в антагонизме структуры, приходят в равновесие и соединяются в одной целостной гармонии.
Только тогда, определяющим архетипом личности становится Самость.
Юнг считал, что самоактуализация Самости  весьма редкое явление, тем не менее, это основная цель человеческого существования. По мнению Юнга, Самость представляет собой воплощение нашей естественной религиозности и подсознательно подталкивает человека к развитию внутренней гармонии.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ — Личностные установки и функции. Типы личности. Развитие личности.

Комментировать через Facebook

Comment

📖 Структура личности, Аналитическая психология: основные концепции и принципы, Глава 4.

Результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. Теории личности. Хьелл Л. А. Страница 42. Читать онлайн
. . .

В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература. Эта широта интеллектуального поиска в сочетании с непростым и загадочным авторским стилем Юнга является причиной того, что его психологическая теория наиболее трудна для понимания. Понимая эти сложности, мы, тем не менее, надеемся, что краткое знакомство со взглядами Юнга послужит вам отправной точкой для дальнейшего чтения его трудов.

Структура личности.

Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного (Jung, 1931/1969).

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта (Jung, 1921/1973).

Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

И наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным (Jung, 1936/1969). Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума» (Campbell, 1971). Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей») (Jung, 1968).


6 Архетип (греч. αρχετυπον от «αρχη» — «начало» и «τυποζ» — «образ») — в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. (Прим. ред.)


В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть (табл. 4-2).

Таблица 4-2. Примеры архетипов, описанных Юнгом

Архетип
Определение
Символы
АнимаБессознательная женская сторона личности мужчиныЖенщина, Дева Мария, Мона Лиза
АнимусБессознательная мужская сторона личности женщиныМужчина, Иисус Христос, Дон Жуан
ПерсонаСоциальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрастеМаска
ТеньБессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознанииСатана, Гитлер, Хуссейн
СамостьВоплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личностиМандала
МудрецПерсонификация жизненной мудрости и зрелостиПророк
БогКонечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мирСолнечное око

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения

мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности «Я». Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Некоторые наиболее важные архетипы.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона (от латинского слова «persona», обозначающего «маска») — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой степени, «феминизировались» в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. К процессу самореализации мы вернемся позже, когда будем рассматривать юнговскую концепцию индивидуации.

Основным символом архетипа самости является мандала и ее многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство «Я», символически выраженные в завершенности фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого «Я» требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Эго-направленность.

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия (Jung, 1921/1971). Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения определенны и предсказуемы.

Психологические функции.

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им (Jung, 1921/1971), — это мышление, ощущение, чувство и интуиция.

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция — чувство — информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности вещей в категориях «плохой или хороший», «приятный или неприятный», «побуждает к чему-то или вызывает скуку». По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель которых — определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является ли этот опыт прежде всего приятным или неприятным.

Вторую пару противоположных функций — ощущение и интуиция — Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным и неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация (экстраверсия или интроверсия) обычно является доминирующей, осознаваемой, точно также только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, интегрированная, или «индивидуированная» личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все противоположные функции.

Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами. Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа был Фрейд (Hogan, 1976). Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих и индифферентен к ним. В данном случае Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя (Hogan, 1976).

Развитие личности.

В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация «Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация — это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл самореализацией. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

Заключительные комментарии.

Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наши представления о содержании и структуре личности. Хотя его концепции о коллективном бессознательном и архетипах трудны для понимания и не поддаются эмпирической проверке, они продолжают пленять очень многих. Его понимание бессознательного как богатого и жизненно необходимого источника мудрости вызвало новую волну интереса к его теории у современного поколения студентов и профессиональных психологов (Dry, 1981; Stevens, 1983). К тому же Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности. В этом состоит его особая роль как предшественника гуманистического направления в персонологии. Поспешим добавить, что в последние годы среди интеллектуальной общественности Соединенных Штатов наблюдается рост популярности аналитической психологии и согласие со многими ее положениями (Mattoon, 1981). Теологи, философы, историки и представители многих других дисциплин считают творческие находки Юнга чрезвычайно полезными в своей работе.

Психология bookap

Тем не менее, теория Юнга большей частью не поднимается выше уровня предположений. Его основные гипотезы не предоставляют достаточных возможностей для серьезной проверки. Отчасти, причиной служит тот факт, что многие его концепции не определены настолько четко, чтобы можно было оценить их валидность. Также надо принять во внимание то обстоятельство, что сам Юнг скептически оценивал роль научного метода в валидизации своих идей (Hillman, 1979). За исключением использования метода словесных ассоциаций при изучении комплексов (Jung, 1909/1973), Юнг искал подтверждения своей теории в мифах, легендах, фольклоре, а также в сновидениях и фантазиях своих пациентов.

Редкие исследования, посвященные проверке юнговской теории, касаются почти исключительно его классификации психологических типов. В этих исследованиях широко используется опросник самооценки «Индикатор типа Майерс-Бриггс» (Myers, McCaulley, 1985), предназначенный для измерения индивидуальных различий на основе типологии Юнга. Экспериментальные работы, в которых используется этот тест, подтверждают некоторые предсказания Юнга о различиях в индивидуальных воспоминаниях и содержании сновидений у представителей разных типов личности (Cann, Donderi, 1986; Carlson, 1980; Fling et al., 1981). Однако значение полученных результатов данных снижается тем фактом, что в опроснике используются не 8 юнговских основных типов, но 16 различных типов личности, причем некоторые из них не являются независимыми. Как и в случае многих других теорий, приведенных в этой книге, теория Юнга нуждается в гораздо большем количестве эмпирических исследований, чтобы ее влияние в области теории личности не ослабевало.

Теория типов личности Карла Юнга объяснила

Типы личности Юнга: в этой статье объясняется концепция типов личности Юнга , разработанная Карлом Юнгом на практике.

Смысл и бессмыслица личностных тестов, основанных на теории типов личности Юнга

В наши дни существует множество различных личностных тестов, доступных каждому. Тесты, основанные на теории типов личности доктора Карла Юнга, приобретают особую популярность среди менеджеров и руководителей.

Но почему именно личностные тесты так популярны? Что такое теория типов личности Юнга? Как вы можете использовать личностные тесты в своей компании? В этой статье мы более подробно обсудим различные аспекты личностных тестов.

Хотите неограниченный доступ без рекламы и шаблоны?

Зачем использовать личностные тесты?

Все больше и больше компаний проводят личностные тесты в рамках процесса отбора. Идея состоит в том, что личностные тесты могут подтвердить истинный характер потенциального сотрудника. Во время стандартной процедуры собеседования потенциальный сотрудник может представить себя в лучшем свете и скрыть негативные характеристики.

Тест личности позволяет определить, действительно ли человек подходит для этой работы. Это также может определить, подходят ли они для компании в целом. Хорошее соответствие может снизить текучесть кадров и повысить производительность.

Юнг теория типов личности

Юнг впервые представил свою теорию личности в своей книге «Психологические типы». Он использовал четыре психологические функции: мышление и чувство (рациональные функции) и ощущение и интуицию (иррациональные функции).

Кроме того, он различает две основные жизненные установки: интроверсию и экстраверсию. Согласно Карлу Юнгу, у каждого человека есть доминирующая жизненная позиция и основная функция. Это классифицирует его или ее как определенный тип личности.

Комбинируя различные жизненные установки и функции, вы получаете 8 юнговских типов личности:

  1. Экстравертный мыслительный тип
  2. Интровертно мыслящий тип
  3. Экстравертный чувствующий тип
  4. Интровертный чувствующий тип
  5. Экстравертный тип ощущения
  6. Интровертный сенсорный тип
  7. Экстравертный интуитивный тип
  8. Интровертный интуитивный тип

Определения типов личности по Юнгу

Чтобы понять теорию личности, важно определить вышеупомянутые концепции так, как их задумал Карл Юнг.

Интроверт против экстраверта

Интроверты сосредотачиваются на своем собственном ментальном мире. Экстраверты больше сосредотачиваются на внешнем мире.

Мыслящий тип против чувствующего

Мыслящий тип действует на основе разума. Чувствующие типы действуют в соответствии с тем, что у них на сердце.

Ощущающий тип в сравнении с интуитивным типом

Ощущающий тип руководствуется внешними сенсорными раздражителями, а интуитивный тип — неопределимыми внутренними ощущениями.

Доминирующая жизненная установка, поддерживаемая основной функцией

Как описано выше, различные жизненные установки и функции можно рассматривать как противоположные. По Юнгу, одна жизненная позиция всегда доминирует. Кроме того, есть также первичная функция, вторичные функции и низшие, менее развитые функции.

Возьмем, к примеру, интровертный тип мышления. У интровертного типа мышления доминирующая жизненная позиция — интроверсия, их основная функция — мышление. Ощущение и интуиция — второстепенные функции, а чувство — низшая, менее развитая функция.

Что Карл Юнг думал о личностных тестах?

Карл Юнг представил свою теорию личности в качестве модели для категоризации различных людей в целях психотерапии. Он никогда не планировал, что его модель станет способом навешивать ярлыки на людей. Если бы он знал, что его учение будет использоваться для определения людей на основе простых анкет, он бы не одобрил его.

Юнг упоминает противоположности в своей теории, но он не верит, что люди находятся на одном конце спектра или на другом. Цель состоит в том, чтобы с помощью психотерапии найти гармоничный баланс между различными установками и функциями.

Типы личности Юнга: различные личностные тесты

Сегодня существует множество различных личностных тестов, основанных на идеях Юнга, которые легко доступны в Интернете.

Примеры личностных тестов :

  • Индикатор типа Майерс-Бриггс
  • Индикатор ролей в группе управления
  • Тип индикатора динамики
  • Юнгианский индикатор типа
  • Открытие аналитики
  • Золотой профилировщик типов личности

У этих тестов есть и обратная сторона, поскольку идеи Юнга не предназначались для отбора сотрудников на основе их характера. Результаты часто представляют собой снимки, которые могут быть способом получить некоторое представление о личности (потенциального) сотрудника.

Однако вряд ли они научны. Эти типы тестов промахиваются, когда речь идет о цели таких личностных тестов.

Тест личности Большой пятерки: профессиональный и научный

При использовании теста личности при отборе потенциальных сотрудников лучше всего выбрать профессиональный и научный тест. Примером может служить личностный тест «Большая пятерка». В личностном тесте «Большая пятерка» для определения личности человека используются пять измерений, а именно:

  1. Экстраверсия/Интроверсия
  2. Приятность
  3. Добросовестность
  4. Эмоциональная стабильность/невротизм
  5. Открытость опыту

Заключение по теории типов личности Юнга

Внедрение личностного теста в процедуру отбора потенциальных сотрудников может быть эффективным методом набора людей. Хорошее соответствие может снизить текучесть кадров и повысить производительность. Лучше выбрать научный тест, чем тест, основанный на теории типов личности Юнга.

Попробуйте нас бесплатно и получите неограниченный доступ к более чем 1000 статей!

Ваша очередь

Что вы думаете? Каков ваш опыт работы с юнговскими типами личности и личностными тестами? Узнаете практическое объяснение или у вас есть дополнения? Каковы ваши факторы успеха для понимания личности (потенциальных) сотрудников?

Поделитесь своим опытом и знаниями в поле для комментариев ниже.

Дополнительная информация

  1. von Franz, M.L. (1975). К.Г. Юнг: его миф в наше время . Патнэм.
  2. Юнг, К.Г. (2014). Развитие личности . Рутледж.
  3. МакКрей, Р. Р. и Коста, П. Т. (1989). Переосмысление индикатора типа Майерс-Бриггс с точки зрения пятифакторной модели личности . Журнал личности, 57(1), 17-40.
  4. Бойл, Г. Дж. (1995). Индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI): некоторые психометрические ограничения . Австралийский психолог, 30 (1), 71-74.

Как цитировать эту статью:
Хендрикс, Ф. (2018). Типы личности Юнга . Получено [указать дату] с сайта Toolshero: https://www.toolshero.com/psychology/jung-personality-types/

Опубликовано: 16 февраля 2018 г. | Последнее обновление: 01.02.2022

Добавьте ссылку на эту страницу на свой сайт:
Toolshero: Типы личности Юнга

Была ли эта статья интересной для вас?

Ваша оценка более чем приветствуется или поделитесь этой статьей в социальных сетях!

Средняя оценка 5 / 5. Всего голосов: 9

Голосов пока нет! Будьте первым, кто оценит этот пост.

Сожалеем, что этот пост не был вам полезен!

Давайте улучшим этот пост!

Расскажите, как мы можем улучшить этот пост?

Метки: типы личности Теории личности

Объяснение теории личности Юнга — 4 функции и 8 типов

Карл Юнг был швейцарским психиатром и психоаналитиком, основателем аналитической психологии. Работа Юнга оказала влияние на психиатрию, антропологию, археологию, литературу, философию и религиоведение.

Юнг также работал научным сотрудником в знаменитой больнице Бургхольцли под руководством Ойгена Блейлера.

Первоначально Карл Юнг находился под влиянием Фрейда, но позже он выбрал другой путь. Это привело к разработке личностного теста Майерс-Бриггс.

Теория личности Юнга на самом деле была изобретена для демонстрации сложности личности человека и ее последствий. На самом деле он был разработан для обозначения людей на основе их типов личности.

Он был больше сосредоточен на сложности человеческого разума.

Вы получите:

Содержание

  1. Интроверсия
  2. Экстраверты
  3. Карл Юнг также описал четыре функции человеческой личности:
    • A. Экстравертное мышление0032
    • B. Introverted thinking:
    • C. Extroverted sensation:
    • D. Introverted sensation:
    • E. Extroverted feeling:
    • F. Introverted feeling:
    • G. Extroverted intuition:
    • H. Интровертная интуиция:
  4. Заключение
  5. Часто задаваемые вопросы

Теория личности Юнга была построена на основе двух установок личности, т. е. интроверсии и экстраверсии.

Интроверсия

Относится к теории личности людей, чья психическая энергия ограничивает только их собственные мысли и чувства. Они всегда думают о себе.

Интроверты считаются застенчивыми людьми. Они всегда сосредоточены на собственных мыслях. Им не нужны мнения других людей в мире.

Есть несколько черт, указывающих на то, что вы интроверт:

  1. Вам нужна тишина, чтобы сосредоточиться.
  2. Итак, вы рефлексивны
  3. Вы обладаете самосознанием.
  4. Кроме того, вам обычно требуется время для принятия решений.
  5. Вам комфортнее в одиночестве.
  6. Итак, Вы не любите работать в группе или хотите работать в одиночку.
  7. Вы предпочитаете больше писать, чем говорить.
  8. Вы чувствуете усталость после пребывания в толпе.

Если у вас есть какие-либо из вышеперечисленных черт, то вы можете считать себя интровертом.

Интроверты знают, что им нравится, а что нет. Они глубоко связаны со своими ценностями и знают, чего хотят получить от жизни. Такая сильная уверенность в себе делает человека более привлекательным, утонченным и желанным.

Факты об интровертах

Исследователи обнаружили, что интроверты имеют более высокий приток крови к лобной доле. Эта часть мозга помогает вам запоминать вещи, решать проблемы и планировать заранее.

Экстраверты

Экстраверты относятся к типу людей теории личности. Это противоположность интроверсии. Психическая энергия течет к внешнему миру и другим людям. Эти типы людей очень общительны и очень открыты.

Экстравертов часто называют душой компании. Их общительная, яркая натура привлекает к ним людей, и им трудно отвернуться от внимания. Они процветают от взаимодействия.

Есть некоторые черты, указывающие на то, что вы экстраверт:

  • Вам нравится общение в обществе.
  • Итак, Вы не хотите долго жить в одиночестве.
  • Вы процветаете среди людей.
  • Кроме того, Вы друг многих людей.
  • Вы предпочитаете обсуждать проблемы и решения.
  • Например, вы общительны и оптимистичны.
  • Вы не боитесь риска.
  • Ты гибкий.

Приведенные выше символы показывают, что у человека экстравертная личность.

Человек-экстраверт, получающий удовольствие от деятельности, связанной с большими общественными собраниями, такой как вечеринки, общественные мероприятия, публичные демонстрации, деловые или политические группы.

Они также склонны хорошо работать в группах.

Экстраверт, скорее всего, получит удовольствие от времени, проведенного с людьми, и получит меньше удовольствия от времени, проведенного в одиночестве. Они, как правило, полны энергии, когда находятся рядом с другими людьми, и более склонны к скуке, когда остаются одни.

Карл Юнг также сказал, что все люди в этом мире состоят из двух личностных отношений.

Например , если в человеке больше черт экстраверсии, чем интроверсии, то его назовут экстравертом.
Остальная личностная установка переносится в бессознательное.

Карл Юнг также описал четыре функции человеческой личности:
  1. Ощущение
  2. Мышление
  3. Feeling
  4. Intuition 

Lets learn these functions briefly:

1.

  Sensation

A mental condition or physical feeling resulting from stimulation of a sense organ or from internal bodily change, as cold или боль.

Состояние возбужденного чувства или интереса, вызванное каким-либо слухом или происшествием среди ряда лиц или в обществе.

Полностью обратная функция Интуиции. Это относится к процессу сбора информации непосредственно из органов чувств, а не из бессознательного.

2. Мышление

Мышление – основная функция человеческой личности. Эта функция в основном использует логику и доводы и меньше фокусируется на эмоциях.

Мышление означает, что когда человек наблюдает что-либо вокруг себя и в окружающем мире и думает об этом и о том, что он хочет исследовать дальше.

Также человек думает после любого обсуждения или события.

3.   Чувства

Юнг определил чувство как «прежде всего процесс, который происходит между эго и данным содержанием.

Это похоже на то, что вы хотите выразить. Например, Счастье, печаль, волнение и т. д. — это чувства, которые может испытывать человек.

4. Интуиция

Это последняя функция личности человека. Это относится к способности понять что-то быстро без сознательного рассуждения.

Это та психологическая функция, которая бессознательно передает восприятие. Например, Любовь с первого сайта.

Иногда человек видит кого-то и сразу влюбляется, не задумываясь. Это интуиция, которая играет важную роль в жизни человека.

Теперь два отношения человека, которые мы уже обсуждали, то есть интроверсия и экстраверсия, объединяются с ранее обсужденными четырьмя функциями, что приводит к образованию 8 функциональных вариаций.

Функциональные вариации также известны как следующие типы личности:

A. Экстравертное мышление

Это люди, которые обычно очень строги в своей жизни. Они очень строго соблюдают все правила и нормы. Они очень пунктуальны, а это значит, что они всегда вовремя.

В основном они работают над каждой задачей для достижения своей цели. Они всегда думают сначала о себе, а потом о других. Наконец, мы можем сказать, что они похожи на глупых людей.

Б.   Интровертное мышление:

Это люди, которых больше всего интересуют собственные мысли и чувства. Они не любят работать в группах.

Кроме того, они чувствуют усталость после пребывания в толпе. Они чувствуют себя более комфортно, живя в одиночестве большую часть времени.

Они очень творческие личности, но проявляют свои творческие способности только в одиночестве.

C.   Экстравертное ощущение:

Этих людей считают чрезвычайно счастливыми людьми. Они всегда находят счастье в обществе.

Экстраверты ни о чем не думают, а живут только ради счастья. Они также хотят видеть других людей и в основном привлекают положительную энергию. Они всегда ищут счастья и удовольствия.

Д.   Интровертное ощущение:

Это люди, которые ничего не ждут от других людей. Они хотят создавать вещи сами как можно больше.

Другими словами, можно сказать, что эти люди не зависят от общества. Также им наплевать на то, что происходит в обществе.

E.   Экстравертное чувство:

Эти люди очень эмоциональны и чувствительны. Они оценивают и реагируют на каждый момент, происходящий в их жизни, и серьезно относятся к тому, что их волнует.

Экстраверты также очень общительны, что полностью противоположно интровертному мышлению. Им нравятся групповые мероприятия, вечеринки и т. д. И они демонстрируют свое творчество на публике. Они всегда предпочитают работать в группе, а не в одиночку.

Им нравится обмениваться мыслями с другими людьми.

Ж.   Интровертное чувство:

Люди такого типа всегда сомневаются в себе. Они всегда сосредотачиваются на поиске причин или истории всего, что они делают. Они очень глубокие мыслители.

Также они ни с кем не делятся своими чувствами. Они решают большинство вопросов своей жизни в одиночку.

Интровертное Чувство имеет дело с моралью и тем, во что человек действительно верит. Интровертное чувство более глубокое и сложное. Это также известно как «функция суждения», потому что такие люди часто очень легко судят других людей.

G. Экстравертная интуиция:

Экстравертная интуиция – функция восприятия (сбора информации). Их ум очень творческий. Они всегда пытаются найти что-то новое для экспериментов. Кроме того, они собирают много информации обо всем, что поглощают в своей жизни.

По натуре они очень целеустремленные. Они всегда остаются мотивированными в любой ситуации, а также мотивируют других людей.

Некоторые спрашивают, как развить экстравертную интуицию? Ответ прост:

·   Узнайте больше и задайте больше вопросов.

·   Будьте настойчивы. Не сдавайтесь легко в вещах, которые вы изучаете.

·   Молчи. Вы должны дать себе некоторое время, чтобы посидеть в тишине.

·   Пишите или рассказывайте о своих идеях.

Г.
Интровертная интуиция:

Интровертная интуиция направлена ​​вовнутрь, на внутренний мир мыслей, идей и понятий. Эти типы людей больше сосредоточены на своем бессознательном, чем на повседневной жизни. Им не нравится их рутина.

Как правило, они строят в уме жизнь мечты и всегда думают об этой жизни и наслаждаются ею. Они не фокусируются на реальности. Они сосредотачиваются на внутреннем мире бессознательного.

Вывод

Согласно Карлу Юнгу, человек принимает множество типов личности.

Часто задаваемые вопросы

Может ли человек быть одновременно и интровертом, и экстравертом?

Да, это зависит от черт характера человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *