Что такое перцепция? Понятие, функции и механизмы перцепции в психологии.
Человек — существо социальное. Каждый день мы общаемся с большим количеством людей, создаем новые отношения, формируем существующие, активно взаимодействуем между собой. Наше мнение о собеседнике, оценка его поведения и внешнего вида зависит от определенного механизма, который называется перцепцией.
В этой статье мы расскажем, что такое перцепция в психологии, объясним процесс социального восприятия и затронем особенности социальной перцепции.
Понятие социальной перцепции в психологии
Социальная перцепция – психологический процесс, под которым понимают развитие межличностных взаимоотношений путем создания представления и образа о себе, других людях, коллективах, группах, общностях.
Перцептивные процессы включают в себя восприятие, изучение, понимание и оценку различных социальных объектов — деятельность окружающих людей и социальных процессов.
Можно дать такое определение перцепции — это наука о том, как люди создают впечатление себе и делают выводы о других исходя из полученной информации.
Результатом перцепции является получение целостного образа, единой структуры, анализ процесса общения и формирование определенного отношения к конкретному человеку или группе людей.
Под перцепцией понимается процесс восприятия социальных объектов, т.к. в переводе с латинского этот термин как раз и означает «восприятие».
Перцептивная система состоит из таких социально важных компонентов как:
- восприятие внешнего вида других людей, сюда же относят и физическое восприятие
- словесное общение
- невербальное общение (к невербальным относятся мимика, голос, жесты, положение и движение тела).
Сущность познания состоит в том, что два субъекта взаимоотношений определяют не только физические характеристики друг друга (плюс оценивают внешний вид), но и анализируют поведение, распознают эмоции и делают выводы о способностях и намерениях.
Важно! Социальное восприятие — всегда двухсторонний процесс. Субъект восприятия и объект восприятия создают единую перцептивную систему. Но точность этой оценки не всегда бывает правдивой.
Виды социальной перцепции
Психологические механизмы восприятия основаны на всех органах чувств. При этом у людей, лишенных какого-либо органа чувств, восприятие «работает» также эффективно, поэтому проблемы социальной перцепции не зависят от отсутствия у человека слуха или зрения.
Рассмотрим кратко, чем отличается зрительное перцептивное восприятие от других:
- Зрительное. Наиболее информативное восприятие внешнего мира. Зрение позволяет нам увидеть и оценить множество разноплановой информации — видеть образы, читать текст, анализировать графики, различать цвета и т.д.
- Слуховое дает нам представление об объекте восприятия и помогает ориентироваться в пространстве
- Осязательное восприятие позволяет понимать и анализировать информацию о предмете, человеке или явлении через прикосновения.
- Вкусовое. Этот вид восприятия эволюционно был дан нам для того, чтобы определять съедобное или несъедобное — каким растением можно перекусить, а каким можно и отравиться.
- Обонятельное. Для современного индивида обоняние позволяет получить информацию не только о собеседнике, но и о продукте, например, определить его качество и свежесть.
Психологи также проводят разделение восприятия на:
- Пространственное, которое помогает нам определять положение вещей в пространстве.
- Временное, помогающее определять временные промежутки и дающее ощущение времени.
Перцептивный образ складывается из совокупности свойств предмета, явления, полученных с помощью всех органов чувств.
Социальная перцепция: основные функции
В психологии различают следующие функции социальной перцепции:
- познание себя, как индивида, оценка своей личности для сравнения ее с оценкой других людей
- познание других людей для анализа социального окружения и соц взаимодействия
- выявление предпочтительных партнеров, друзей из окружения путем установления социальной аттракции (эмоциональных контактов)
- анализ и прогнозирование совместной деятельности на основе перцептивности между людьми
Межличностная перцепция позволяет индивиду сформировать представление о себе и о другом индивиде, «собрать» единый целостный образ, понять особенности и нюансы будущего взаимодействия.
Пример
При первом знакомстве парень и девушка узнают друг о друге много информации, оценивают внешний вид, манеру речи, умственные способности, стиль одежды, жизненные ценности и иные предпочтения. Девушка, как правило, оценивает еще и запах от потенциального партнера, подключая обонятельную перцепцию. По сути, это перцептивная деятельность. Соответственно, после знакомства и какого-то минимального общения каждый может понять, хочет он продолжать общение и строить отношения или нет.
Механизмы социальной перцепции
Развитию перцепции способствуют следующие механизмы, которые люди используют при оценке друг друга и интерпретации полученной информации:
- Восприятие человека через внешний облик и поведение
- Оценка внутренних характеристик через социально-психологические процессы, такие как идентификация, аттракции, симпатия
Далее рассмотрим эти процессы более подробно:
Социально-психологические процессы |
Описание и характеристика |
Идентификация |
Человек сравнивает и отождествляет себя с другими в процессе социальной перцепции. Личность изучает объект перцепции через уподобление ему. |
Эмпатия |
Способ понимания другого через чувствование его эмоций и переживаний. Стремление поддержать объект восприятия. |
Аттракция |
Процесс понимания друг друга путем формирования положительного эмоционального фона. |
Симпатия |
Это устойчивое, эмоциональное влечение, которое проявляется в оказании внимания, доброжелательности, стремлении познать собеседника. |
Социальная рефлексия |
Процесс размышления над внутренним миром объекта познания, представление о чужих мыслях, размышлениях, мнениях. |
Каузальная атрибуция |
Феномен межличностного восприятия, который заключается в выдвижении гипотез мотивов и намерениях собеседника, приписывании причин того или иного поведения. |
Механизмы социальной перцепции могут «работать» как по отдельности, так и в комплексе. То есть, например, аттракция может появиться после проявленной эмпатии, а рефлексия — после атрибуции.
Эффекты социальной перцепции
В процессе взаимодействия перцепция и оценка другой личности может быть неточной. Такое искажение называется эффект социальной перцепции. Это своеобразная ошибка мышления, основанная на неправильных установках, пережитом опыте, шаблонной модели поведения.
Рассмотрим самые популярные когнитивные искажения, связанные с социальной перцепцией:
-
Эффект ореола – когда сложившееся мнение о ком-либо дублируется на его неизвестные черты.
- Эффект новизны – мнение о незнакомце формируется после первого впечатления. Отсюда известная фраза «по одежке встречают».
- Эффект первичности – первое впечатление формирует дальнейшую оценку незнакомого человека. То есть первоначальная информация является доминирующей.
- Эффект присутствия – какой-либо устойчивый навык личности проявляется сильнее, если он находится в группе других людей.
- Эффект роли – когда мы можем приписывать собеседнику то качество, которое обусловлено его социальной ролью.
- Эффект авансирования – испытывание негативных эмоций и разочарования оттого, что личности не свойственны те качества, которые мы ему приписали.
- Презумпция взаимности — «автоматическое» хорошее отношение к собеседнику, потому что он и к нам относится хорошо.
Важно! Когнитивный диссонанс и эффекты с ним связанные оказывают негативное воздействие на психоэмоциональное и физическое здоровье индивида. Такого состояния внутреннего конфликта лучше избегать.
Как развить восприятие
Чтобы не испытывать когнитивное искажение, вызванное социальной перцепцией, не заблуждаться в человеке и не совершать ошибок нужно «прокачивать» навык межличностной перцепции.
Как это сделать? Прежде всего нужно начать с самопознания, уметь распознавать психотипы личности, не допускать стереотипного мышления, внимательно слушать собеседника и принимать его точку зрения.
Также есть некоторые психологические методы, с помощью которых можно развить социальную перцепцию. Среди таких методов можно выделить:
- Групповая дискуссия, в течение которой происходит групповое обсуждение какого-либо вопроса или проблемы. Так как у каждого участника есть собственное мнение, то обсуждаемую проблему можно увидеть с разных сторон.
- Игровой метод позволяет сплотить коллектив, участникам будет проще раскрыться друг перед другом, уйдет скованность и напряжение. Такой метод подходит и для обучающих программ (педагогические организации часто используют игры в своей работе) и для поиска оптимального решения какой-либо задачи. Игры позволяют закрепить новые навыки и умения.
- Медитации — они позволяют «разгрузить» ум, уменьшить стресс, снять излишнее напряжение.
Такие техники помогают развивать навыки социальной перцепции, лучше понимать эмоции других людей, анализировать их поступки, адекватно оценить как себя, так и других.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если в процессе восприятия или после него вы испытываете когнитивный диссонанс. Наши психологи помогут вам снять эмоциональное напряжение, научат, как правильно выражать свои эмоции и как понять психотип собеседника. Консультацию вы можете получить в любое удобное время по телефону или видеосвязи.
Частые вопросы
Что такое социальная перцепция?
+
Социальная перцепция – это процесс восприятия индивидом других людей, явлений, а также непосредственно себя с помощью изучения, анализа и оценки поступающей информации.
Задачи социальной перцепции?
+
Процесс восприятия решает несколько главных задач, среди которых: самоопределение, выделение группы, урегулирование конфликтов, создание образов, построение отношений.
Что такое стереотипное мышление и как оно связано с перцепцией?
+
Стереотипное мышление — это тоже процесс и результат когнитивного искажения. Если мы мыслим стереотипами, то мы воспринимаем личность ошибочно, на основании этих стереотипов, и, соответственно, общаемся с ней через «искаженное» понимание. Например, человека в белом халате мы будем воспринимать как врача, хотя к такой профессии он может не иметь никакого отношения. Перцепция выделяет несколько разновидностей стереотипов, например, этнические, гендерные, возрастные, профессиональные.
Заключение эксперта
В качестве заключение хочется отметить, что наше собственное восприятие и восприятие других людей влияет большое количество разнообразных факторов. Поэтому прежде чем делать вывод о ком-либо, его способностях, внешнем виде, окружении и т.д. проанализируйте всю имеющуюся у вас информацию. Быть может, первое мнение было ошибочным, и этот человек по факту окажется не тем, кем вы его себе представили.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 339
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
что это простыми словами, примеры и виды, факторы
Чувственное познание – важнейший источник полезной информации для человека. Все знания мы получаем при помощи зрения, слуха и остальных чувств. И хоть наши глаза, уши и другие органы восприятия не участвуют в мышлении, именно в них начинается важнейший когнитивный процесс – познание. Часть познания, сосредоточенная в органах чувств, называется перцепцией, и именно о ней мы будем говорить сегодня.
Что такое перцепция?
Перцепция – это процесс восприятия внешних раздражителей органами чувств, непосредственно предшествующий апперцепции. По сути, перцепция – это этап восприятия, на котором ощущение уже воспринято, но ещё не осознано и не идентифицировано. А апперцепция – это этап, на котором происходит осмысление ощущения, «дорисовывание» недостающих элементов и формирование целостного образа.
Термин «перцепция» образован от латинского слова perceptio, что переводится как «восприятие». По сути, эти слова являются синонимами, но в психологии обычно используется более узкий термин «перцепция». В широком смысле под перцепцией понимается весь процесс восприятия, включая достраивание недостающих элементов целостного образа, его идентификацию и осмысление.
Виды и примеры перцепции
Свой вид перцепции есть у каждого органа чувств. Очевидно, что их информативность сильно отличается. При этом у людей, лишённых зрения или слуха, другие чувства обостряются и позволяют получать информацию эффективнее. К примеру, шрифт Брайля позволяет незрячим людям читать с довольно высокой скоростью.
Рассмотрим каждый из видов перцепции с примерами:
- Зрительная. Зрение – наш главный способ восприятия внешнего мира. Оно обладает наибольшей информативностью, ведь ни один другой орган чувств не может воспринимать информацию в таких количествах и с такой скоростью. Кроме того, оно наиболее универсально. С его помощью мы можем видеть разные образы, получать информацию читая текст, изучая графики или диаграммы.
- Слуховая. Слух – второе по информативности чувство после зрения. Он даёт нам большое количество ценной информации об окружающем мире, помогает ориентироваться в пространстве и определять местоположение источника шума. Кроме того, речь и слух делают возможным вербальное общение.
- Осязательная. Наша кожа содержит большое количество рецепторов, реагирующих на прикосновение и температуру. Больше всего таких рецепторов находится на кончиках пальцев. Благодаря этому мы можем многое узнавать о предметах, просто ощупывая их. А людям, лишённым зрения, осязательная перцепция позволяет читать тексты, написанные шрифтом Брайля.
- Вкусовая. С точки зрения природы, вкус необходим нам, чтобы определять, какая пища является полезной и питательной, а какая может причинить ущерб здоровью. Хотя сегодня мы используем его преимущественно для того, чтобы наслаждаться вкусной пищей.
- Обонятельная. Обоняние играет важнейшую роль для животных – с его помощью они находят добычу и вовремя узнают об опасности. Для человека это чувство менее значимо. И всё же оно позволяет, например, определять по запаху качество и свежесть продуктов, что тоже важно.
- Вестибулярная. Чувство равновесия позволяет нам определять своё положение в пространстве, а также ощущать движение и ускорение.
Перечисленные виды восприятия связаны с конкретными органами чувств. Психологи выделяют ещё два вида перцепции, основанные не на ощущениях, а на понимании:
- Пространственная. Эта форма перцепции помогает нам осознавать положения предметов в пространстве, их размеры и расстояния между ними. Благодаря ей мы можем взять что-нибудь со стола, закрыв глаза, а водители «чувствуют» габариты машины, заезжая в гараж.
- Временная. Мы способны ощущать течение времени. Если речь идёт о продолжительных периодах, погрешность бывает довольно большой. Но в случае ритмического процесса точность может быть просто потрясающей. К примеру, если играет музыка, и какой-то такт оказался длиннее, это заметит даже человек, не обладающий музыкальным слухом.
В психологии рассматриваются также такие понятия как межличностная и социальная перцепция – о них мы ещё поговорим подробнее.
Перцептивные факторы
В каждую секунду мы получаем огромное количество информации от всех органов чувств. Если бы наш мозг обрабатывал всё, его ресурсы быстро закончились бы. Поэтому он фильтрует информационный шум, выбирая лишь важные сигналы. А определить, какие сигналы важны, ему помогают перцептивные факторы, которые принято разделять на внешние и внутренние.
Внешние перцептивные факторы:
- Интенсивность. Чем интенсивнее ощущение, тем скорее мы его заметим.
- Движение. Слишком слабое ощущение проще заметить, если его интенсивность меняется. К примеру, тихий белый шум неотличим от тишины. Но если он появляется и исчезает, то сразу становится заметным. Если говорить о визуальном восприятии, то движущийся объект всегда заметнее, чем неподвижный.
- Размер. Чем больше предмет, тем легче его различить (это относится преимущественно к зрительной и слуховой перцепции).
- Контраст. Чем сильнее объект выделяется на общем фоне, тем заметнее он (это относится ко всем видам перцепции).
- Повторяемость. Единичный сигнал сложнее заметить, чем последовательность одинаковых сигналов.
- Новизна. Наши чувства заточены на то, чтобы в первую очередь замечать нечто новое и необычное.
- Узнаваемость. Образы, которые мы уже знаем и легко идентифицируем, мы также замечаем быстрее.
Стоит отметить, что два последних фактора не являются чисто внешними, поскольку зависят от особенностей индивида. И всё же они отражают свойства объекта, пусть и в субъективном восприятии, поэтому относятся к внешним.
Внутренние перцептивные факторы:
- Установка восприятия. Мы можем заранее настроить восприятие на нужные нам образы. К примеру, если человек ищет конкретный предмет, он может быстро заметить его среди сотен других.
- Стимул. Высокая мотивация на достижение определённой цели может повысить узнаваемость связанных с ней объектов.
- Опыт. Наш жизненный опыт накладывает отпечаток на восприятие окружающего мира и распределяет приоритеты.
- Индивидуальные особенности. Всё люди разные. Мы отличаемся друг от друга темпераментом, характером, типом личности и прочими особенностями. Известная поговорка «Оптимист видит стакан наполовину полным, а пессимист – наполовину пустым» прекрасно иллюстрирует, как индивидуальные особенности влияют на восприятие.
- Восприятие собственного «Я». Эго контактирует с окружающим миром посредством перцепции. И то, как личность воспринимает собственное «Я», оказывает существенное влияние на особенности восприятия.
Социальная перцепция
Социальная перцепция – это восприятие индивидом общества, себя, окружающих, социальных групп, а также всевозможных явлений, происходящих в социуме. В качестве частного случая можно рассматривать межличностную перцепцию (которую называют также перцептивной стороной общения). Адекватная социальная перцепция существенно влияет на то, насколько успешной будет личность во всех сферах жизни.
Основные проявления социальной перцепции:
- понимание собственного «Я»;
- понимание окружающих;
- сближение с другими людьми;
- «вливание» в коллектив;
- формирование атмосферы, традиций.
На социальную и межличностную перцепцию оказывает сильное влияние психологическая совместимость людей, а также наличие характерных черт, вызывающих положительные или отрицательные эмоции.
Механизмы социальной перцепции
Механизмами социальной перцепции называют естественные способы, используя которые, люди формируют своё отношение к окружающим. В психологии рассматриваются такие механизмы как:
- Стереотипизация. Это важнейший механизм, использующий уже сформировавшиеся стереотипы. Он позволяет оценивать собеседника довольно быстро, но часто даёт неточные или ошибочные результаты.
- Идентификация. В основе этого механизма лежит соотнесение нового человека с другими образами из личного опыта. К примеру, если новый знакомый напоминает нам кого-то, кого мы уже знаем, мы приписываем ему черты старого знакомого и ожидаем от него характерных поступков.
- Эмпатия. Все люди в разной степени могут чувствовать чужие эмоции, это явление называется эмпатией. Эмоциональное сопереживание также является механизмом социальной перцепции.
- Рефлексия. Для людей, склонных заниматься обдумыванием своих и чужих поступков, рефлексия становится важным механизмом социальной перцепции. Мысли в стиле «А как бы поступил я?», «Как бы поступил он?», «Хороший ли это поступок?» сильно влияют на социальное восприятие.
- Аттракция. Межличностное притяжение или аттракция – важный механизм формирования социальной перцепции, заставляющий людей сближаться и интересоваться друг другом.
Очевидно, что каждый из перечисленных механизмов существует не в вакууме. Они действуют совместно, но в разных случаях их значимость различается. К примеру, стереотипизация и идентификация часто работают совместно, а эмпатия действует сильнее, когда уже возникла аттракция.
Социальное восприятие человека
РЕКЛАМА:
В этой статье мы поговорим о социальном восприятии человека. Прочитав эту статью, вы узнаете о:- 1. Значение социального восприятия 2. Точность социального восприятия 3. Факторы, влияющие .
Значение социального восприятия :Социальное восприятие просто означает восприятие социальных процессов. Объектами социального восприятия являются отношения человека с другими, в том числе его восприятие групп и социальных институтов. Изучение социального восприятия сосредоточено вокруг фактического процесса восприятия.
Социальное восприятие имеет место в социальной ситуации, когда два или более человека взаимодействуют друг с другом и воспринимают поведение, действия и реакции друг друга в связи с социальной ситуацией. Здесь то, как два человека воспринимают или оценивают ситуацию, определяет, как они будут вести себя и взаимодействовать в этой самой ситуации.
Предположим, два человека встречаются в клубе, и то, как «x» вел себя с «y», очень разозлило и взволновало «y». Поэтому он считал «х» очень безжалостным, непреклонным и высокомерным. Если бы этого случая не произошло, он бы не воспринял его таким или если бы он не вел себя с ним так, как вел себя, вероятно, представление о человеке совершенно изменилось бы.
Так, Тагиури и Петрулло (1958) считают, что «Благодаря своему собственному присутствию и поведению в ситуации восприятия другого воспринимающий может изменить характеристики восприятия человека, о состоянии которого он пытается судить». В социальном восприятии важны аспекты «воспринимающего» и «воспринимаемого».
Так как и то, и другое предполагается изменять в процессе взаимодействия, то социальное восприятие не является ригидным, и восприятие человека время от времени меняется в силу ряда интервальных и внешних факторов. Точное социальное восприятие необходимо, потому что работать и жить вместе было бы сложно, если бы восприятие других людей было неточным.
Любая социальная реакция начинается с восприятия других людей или групп. Таким образом, проблема восприятия является основной в социальном взаимодействии. Когда вы встречаете человека на рынке и разговариваете с ним, происходит социальное восприятие и социальное взаимодействие. Как люди получают знания и понимание других людей? Именно через социальное восприятие.
Социальное восприятие означает восприятие других лиц, групп и лиц в c; социальной ситуации или в социальном контексте, чтобы знать и понимать их. Хайдер говорит, что это склонность видеть людей, а не ситуации или причину действия.
То, как человек реагирует на действия другого человека, зависит от того, как он воспринимает или интерпретирует причину своего поведения. В социальном восприятии достаточное значение придается человеческому поведению и его влиянию на присутствие людей в окружающей среде, и слишком малое значение придается его ситуационному контексту.
Поэтому в социальном восприятии индивидууму или человеку придается большое значение, и все события кажутся находящимися под его собственным контролем. Короче говоря, восприятие поведения по отношению к другим членам общества называется социальным восприятием.
Точность социального восприятия :Точность социального восприятия называют социальной чувствительностью, социальной проницательностью и эмпатией. Если социальное восприятие станет неточным, работать и жить вместе будет сложно. Для того, чтобы быть успешным в обществе, социальное восприятие должно быть точным. Исследования показывают, что группы, которые точно воспринимают социальное поведение, более эффективны, чем группы, состоящие из членов с менее точным восприятием.
Точно так же и в небольшой группе правильное представление лидера о своих коллегах повышает эффективность группы. Общество больше признает тех, кто дает точное и эффективное представление о людях в обществе и их поведении.
Если человек неправильно воспринимает людей, он часто не нравится обществу. Социальное восприятие приходит через изучение социального и межличностного поведения. По Штайнеру, точность социального восприятия связана с эффективным социальным поведением.
Компетентность в межличностном поведении помогает более эффективно участвовать в групповой деятельности и групповых обсуждениях. Когда точно воспринимаемые качества членов группы имеют отношение к деятельности группы, тогда только правильное социальное восприятие ведет к увеличению межличностных отношений, компетентности и групповой эффективности.
Если психиатр не точно воспримет, скажем, душевнобольного, тогда диагноз и лечение станут неправильными. Но, скажем, в больнице мнение врача о том, что составитель несчастен и хочет бросить работу, не имеет отношения к функционированию больницы.
Факторы, влияющие на социальное восприятие :Социальное восприятие иногда становится предвзятым и ошибочным из-за социального престижа, высокого положения в обществе, большей ответственности, богатства, высокой касты и высокого социально-экономического положения. На него также влияют физические особенности, привлекательность, власть и признание, образование и т. д.
Привлекательные лица с высоким статусом, занятые на важных должностях, обычно воспринимаются как более ответственные за свои действия, чем неэффективные люди с низким статусом. Исследования подтверждают эту точку зрения.
Точно так же люди, считающие себя сильными в управлении своей судьбой и собственными действиями, воспринимают других как контролеров своей судьбы. С другой стороны, люди, которые чувствуют себя менее влиятельными или бессильными, воспринимают других как контролируемых внешними событиями. Согласно Манну, «На восприятие социальной причинности влияет оценка ситуационного давления, статуса человека и личности судьи».
Доверие, уверенность, личные отношения и тесная связь с человеком также влияют на социальное восприятие. Незнакомец воспринимается иначе, чем уже знакомый человек. В то время как доверие, уверенность и хорошие личные отношения помогают приписать положительные факторы, ведущие к положительному социальному восприятию, отсутствие уверенности, недоверие, предвзятость и предрассудки, неприятные отношения приводят к отрицательному социальному восприятию.
Роль потребности, ценности и прошлого опыта также нельзя недооценивать в социальном восприятии. Чувство благодарности зависит от восприятия. «Х», обязанный «Y», всегда воспринимает «Y» как лучшего человека по сравнению с другим человеком, который не обязан ему. Кроме того, восприятие становится более позитивным, когда он воспринимает благосклонность и обязанность как преднамеренные, чем случайные или непреднамеренные.
То, что кто-то сделал что-то преднамеренно, это восприятие развивается в среднем детстве. Пиаже обнаружил, что дети в возрасте до семи лет склонны воспринимать действие как вредное или опасное по степени причиненного им ущерба. Но дети старшего возраста судят о таких действиях по прошлой истории и намерениям человека, ответственного за действие.
Статус человека также влияет на восприятие и суждения старших детей. Обычно человек с высоким статусом воспринимается и приписывается имеющим добрые намерения во всем, что он делает, чем человек с низким статусом.
В социальном восприятии восприятие намерения играет важную роль, поскольку на реакцию и самооценку влияет действие другого человека. Когда к действию человека добавляется хорошее намерение, восприятие человека становится положительным, а когда добавляется плохое намерение, восприятие человека становится отрицательным.
Когда действие и поведение человека делают жизнь другого человека трудной, болезненной и градом, пытаются выяснить, делается ли это преднамеренно, преднамеренно или случайно или по воле случая или судьбы, и восприятие человека определяется соответственно. Таким образом, контекст действия влияет на восприятие намерений.
Когда считается, что кто-то делает вам что-то хорошее не для того, чтобы получить какую-либо благосклонность, а спонтанно, из любви или великодушно, он воспринимается как очень приемлемый, и его осыпают комплиментами. Является ли действие человека преднамеренным или случайным, определяется его знанием умений и способностей человека.
Правомерность — еще один фактор, влияющий на социальное восприятие. Оправданность социального акта зависит от степени, в которой это действие имеет адекватное основание. Если действие нарушает этические нормы или отклоняется от норм социальных норм, обычаев и традиций, оно не стоит на адекватной почве и, следовательно, он вынужден совершить негативный поступок в силу определенных неподвластных ему принуждений.
Это действие может быть воспринято даже великодушно и обычно извиняется воспринимающим. Если водитель автобуса не останавливает автобус возле остановки из-за того, что она переполнена и ни один пассажир не хочет туда спускаться, то его действия незаконным путем будут восприниматься как правомерные. Но когда водитель автобуса без видимых причин самовольно не останавливает автобус на остановке, его действие воспринимается как неоправданное.
Таким образом, одно и то же действие может быть воспринято по-разному при разных фоновых причинах. Более высокий статус человека также позволяет воспринимающему воспринимать свой поступок как оправданный Социальное восприятие в основном имеет дело с влиянием восприятия человека на человеческое взаимодействие и социальными детерминантами восприятия человека.
Он в широком смысле касается роли точного суждения в человеческом взаимодействии, управления впечатлением и интерпретации социальной причинности.
Основная цель социального восприятия состоит в том, чтобы узнать о мотивах и установках других людей в социальном взаимодействии. Он также направлен на определение уровня ответственности, преднамеренности и оправданности их действий.
В процессе атрибуции предпринимаются попытки узнать и понять поведение другого человека. Когда действия воспринимаются как непреднамеренные и из-за ситуационных требований, человеку придается мало значения, и о нем очень мало известно.
Это установленный факт, что на суждения других сильно влияет их номинальная ценность или впечатление, которое они производят на воспринимающего. Некоторые люди пытаются произвести впечатление, используя несколько тактик. В таких случаях восприятие человека становится порочным и ошибочным из-за ошибки в суждении.
Заключение об ошибках в социальном восприятии. Манн говорит: «Ошибка в суждении возникает из-за неправильного обобщения ограниченной или неточной информации, чрезмерной опоры на самовосприятие и тенденции подчеркивать роль человека в действии за счет ситуационных детерминант. Различные процессы межличностного восприятия, включая атрибуцию причинности, категоризацию и формирование стереотипов, формирование и воспроизведение впечатлений, можно рассматривать как часть общего стремления к упрощению и осмыслению крайне изменчивой среды, а также к упорядочению множества явлений. переживания и события».
Комментируя социальное восприятие, Гарднер Мерфи полагает: «В свете десяти сильных тенденций последних лет поднять проблему социальной психологии с уровня поведения на уровень осознания социальной реальности потребность в разумной теории процесса социальное восприятие стало императивом».
Психологи установили, что личность человека определяет его восприятие, поскольку мы воспринимаем стимулы не такими, какие они есть, а такими, какие мы есть. В связи с этими выводами проблема социального восприятия привлекла к себе активное внимание психологов.
Структурно-функциональные факторы социального восприятия :Согласно Купусвами, всякое восприятие основано на взаимодействии трех факторов:
(a) Логическая стимуляция
(b) и
(c) Полевые силы организмов.
Социальная ценность объекта и индивидуальная потребность в социально значимом объекте будут влиять на восприятие. Эти факторы, определяющие социальное восприятие, также называют поведенческими детерминантами.
Система координат:
Это также влияет на восприятие. Система отсчета — это фон стимуляции, который влияет на поведение человека при конкретной стимуляции. Система отсчета выявляет значение того фактора, что система функциональных отношений влияет на наше восприятие в данный момент времени.
Внешние и внутренние факторы восприятия действуют взаимозависимым образом в данное время как система отсчета рассматриваемого опыта и поведения. Восприятие хорошего и плохого, высокого и низкого, худого и толстого — относительные понятия в восприятии.
Исследование Брунера и Роттера с размером монет указывает на роль потребности и мотивации в восприятии воспринимающего. В этом исследовании бедные дети склонны считать монеты больше, чем диски того же размера. Они пришли к выводу, что социальная ценность объекта и потребность индивида в том же самом влияют на его восприятие.
Поскольку восприятие функционально избирательно, роль потребности, ценности и прошлого опыта воспринимающего в предписании очевидна.
Вещи очень редко бывают такими, какими кажутся. Восприятие человека окрашено системой взглядов, эмоциями, настроениями, темпераментами воспринимающего. Говорят, что весь познавательный мир человека, испытывающего наибольшую потребность в безопасности, будет организован на совершенно иной основе, чем у человека, не ищущего постоянных подтверждений.
Два человека, являющиеся врагами, увидят друг в друге много неблагоприятных качеств; в то время как два человека, которые дружат, увидят в личности друг друга много хороших качеств.
При неизменном стимуле, если люди меняются, восприятие также меняется. Те же самые два человека, которые были лучшими друзьями в прошлом и осыпали друг друга похвалами на публике, начинают видеть неприятные качества друг в друге, когда начинают становиться врагами. Это происходит с лицами из разных политических партий, которые внезапно меняют свою партию во время выборов, чтобы не получить билет.
Когда-то лучшие друзья становятся злейшими врагами, когда их личные потребности и корыстные интересы не удовлетворяются, и поэтому их система взглядов изменилась. Поэтому Sherif & Cantril говорят «Термин «система отсчета» просто используется для обозначения функционально связанных факторов, которые действуют в данный момент для определения конкретных свойств психологических феноменов, таких как суждение о восприятии, аффективность ».
Шериф использовал термин «Анкоридж» для объяснения концепции системы отсчета. Анкеровка — отличный ориентир, придающий значимость восприятию. Это стандарт, который влияет на то, что человек воспринимает. Это может быть связано с внешними и внутренними факторами или с социально обусловленными факторами.
Вся ситуация восприятия может быть реорганизована в соответствии с личными, функциональными и социальными факторами. Социально обусловленные факторы, такие как групповые нормы и групповое давление, могут распознавать чье-то восприятие. Выражение лица также может влиять на социальное восприятие. Гейтс сообщил об исследовании роста социального восприятия с использованием фотографий выражений лица.
Наконец, социальное восприятие может быть связано с тем, как человек воспринимает людей как членов групп. В Индии и даже в других местах статус людей воспринимается по их одежде, потому что люди с разным статусом носят разные типы одежды. Служащие армии, флота, полиции, почтовых отделений железных дорог и даже врачи носят униформу, по которой сразу видно их статус и функции.
В армии, на флоте, в ВВС и в полиции сотрудники разного статуса носят разные формы одежды и разные значки. Влияние разнообразных факторов на общественное восприятие сделало его очень сложным и запутанным.
Главная ››
Определение социального восприятия в психологии.
(существительное)
часть восприятия, позволяющая людям понимать других в их социальном мире и позволяющая человеку делать выводы и прогнозы о личности и поведении других
Социальное восприятие
- Социальное восприятие — это вид восприятия , который позволяет понимать других людей, социальные сигналы и невербальные сигналы в их окружении. В области социальной психологии исследователи, как правило, сосредотачиваются на социальном восприятии , которое является видом восприятия , которое позволяет людям понимать других людей, социальных сигналов и невербальных сигналов в их окружении.
- Этот тип восприятия обрабатывается посредством социального познания или мыслительного процесса, используемого для понимания и интерпретации социальных взаимодействий.
- Осведомленность о Социальном Тесте логического вывода — это аудиовизуальный тест, предназначенный для клинической оценки социального восприятия .
- Опишите, как восприятие связано с процессом социальное познание.
Введение в социальную психологию и социальное восприятие
- Социальная психология фокусируется на важности индивидуальных или социальных влияний на восприятие человеком окружающего мира.
- Социальное Восприятие позволяет людям выносить суждения и формировать впечатления о других людях.
- Социальные восприятия может влиять на поведение и отношение человека.
- Сюда входят такие области, как социальное восприятие , социальное взаимодействие и социальное влияние (включая доверие, власть и убеждение).
- Существует большой интерес к тому, как восприятие и мысли, а также социальные сигналы влияют на индивидуальное поведение в этой области.
Влияние культуры на восприятие
- Однако на наше восприятие наших эмоций влияет культура.
- Две теории социального восприятия — это теория атрибуции и социальная теория сравнения.
- Мотивационные факторы также влияют на восприятие как положительно, так и отрицательно.
- Чувства, которые у нас есть, влияют на наше восприятие мест, ситуаций, людей, объектов и т. д.
- Приведите примеры того, как эмоции, цели и культура влияют на наши восприятие
Значение социальной поддержки в борьбе со стрессом
- Социальная поддержка, восприятие или реальность заботы или помощи со стороны других людей жизненно важны для успешного управления стрессом.
- Социальная поддержка — это восприятие или реальность того, что о человеке заботятся, ему помогают другие и он является членом поддерживающей социальной сети .
- Социальный 9Поддержка 0171 настолько важна, что социальная изоляция может привести к депрессии, тревоге и другим негативным эмоциям. Термин «социальная преодоление» относится к человеку, ищущему социальной поддержки в состоянии стресса.
Социальная психология
- Социальная психология изучает людей в социальном контексте и исследует, как ситуационные переменные влияют на поведение.
- Социальная психология обычно объясняет поведение человека как результат взаимодействия психических состояний и непосредственных социальных ситуаций. Таким образом, социальная психология изучает людей в социальном контексте и то, как ситуационные переменные взаимодействуют, чтобы влиять на поведение.
Определение «нормального» и «ненормального»
- Представления о «нормальном» и «ненормальном» в значительной степени формируются социальными стандартами и могут иметь глубокие социальные разветвления.
- В смежном вопросе самостигматизация — это когда кто-то усваивает негативное восприятие обществом себя или людей, которых он считает похожими на себя: он начинает верить или опасается, что другие поверят, что негативные ярлыки и восприятие являются истинный.
- Беспокойство по поводу восприятия других и социальные последствия, сопровождающие ярлык психического заболевания, часто удерживают людей от обращения за помощью в любом терапевтическом, семейном, социальном или фармакологическом контексте.
- Социальная изоляция .
- Искаженное восприятие заболеваемости психическими заболеваниями.
Социальное познание
- Из-за этого большое внимание уделяется обработке информации: как люди обрабатывают информацию об окружающих их людях и как это влияет на их собственные восприятий мира?
- Точно так же известная теория социального познания представляет собой социальную теорию -схем. В социальном познании значимость — это степень, в которой конкретный социальный объект выделяется по сравнению с другими социальными объектами в ситуации.
Интерпретация
- Интерпретация, заключительная стадия восприятия , представляет собой субъективный процесс, посредством которого мы репрезентируем и понимаем стимулы.
- На стадии интерпретации восприятия мы придаем значение стимулам.
- Именно на этом заключительном этапе процесса восприятия люди наиболее непосредственно проявляют свои субъективные представления об окружающем мире.
- Этнографические исследования показывают, что существуют культурные различия в социальном понимании, интерпретации и реакции на поведение и эмоции.
- Объясните факторы, влияющие на интерпретацию, третью стадию процесса восприятия
Организация
- Организация — это этап процесса восприятия , на котором мы мысленно упорядочиваем стимулы в осмысленные и понятные паттерны.
- Гештальт-психология пытается понять законы нашей способности приобретать и поддерживать осмысленные восприятия в явно хаотичном мире.
- Закон замыкания объясняет, что наше восприятие будет завершать незавершенные объекты, такие как линии логотипа IBM.
- Мы разрабатываем схемы восприятия, чтобы систематизировать впечатления о людях на основе их внешности, социальных ролей, взаимодействия или других черт; эти схемы затем влияют на то, как мы воспринимаем другие вещи в мире.
- Хотя наша склонность группировать стимулы вместе помогает нам быстро и эффективно организовывать наши ощущения, она также может привести к ошибочному восприятию .
Введение в шизофрению и психоз
- Шизофрения — это психотическое расстройство, при котором мысли, восприятия и поведение человека теряют связь с реальностью.
- Шизофрения — это психологическое расстройство, характеризующееся серьезными нарушениями мышления, восприятие , эмоции и поведение.
- Шизофрения считается расстройством психоза, при котором мысли, восприятие и поведение человека нарушены до такой степени, что он не может нормально функционировать в жизни.
- Расстройства поведения могут включать ухудшение социального функционирования, например, социальное отчуждение, пренебрежение собой или пренебрежение к окружающей среде.