Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Понятие индивидуальности есть прежде всего внутренняя характеристика: Вопрос: Понятие индивидуальности есть, прежде всего, внутренняя характеристика: : Смотреть ответ

Индивидуальность как способ духовного бытия человека

Индивидуальность как способ духовного бытия человека

Слободчиков В. И.

С психологической точки зрения индивидуальность человека — явление многогранное. Для его описания используют определенный ряд терминов, каждый из которых подчеркивает специфическую особенность индивидуальности.

Любая индивидуальность выступает, прежде всего, как нечто единичное. Но она несводима к единичности. Единичность указывает лишь на факт существования индивидуальности, на ее наличность, но качественная определенность индивидуального бытия здесь отсутствует. Поэтому определение индивидуальности через единичность является формальной ее характеристикой, не связанной с ее подлинным содержанием.

Индивидуальность характеризуется и неповторимостью, которая обусловливает ее собственное «лицо».

Но сама по себе неповторимость, как и единичность, не является сущностным свойством индивидуальности. Индивидуальность не возникает прямо из различий индивидов, не тождественна своеобразию личности.

Гегель отмечал, что представление об индивидуальности как о неповторимости является формальным и оказывается за пределами науки. Он писал, что отдельные души, конечно же, отличаются друг от друга бесконечным множеством случайных модификаций. Но эта бесконечность представляет собой род дурной бесконечности. Своеобразию человека не следует, поэтому придавать чрезмерно большого значения. Указания на единичность и неповторимость человека выделяют лишь частные и внешние особенности индивидуальности.

Сущность индивидуальности связана с целостным представлением о человеке, взятом в единстве всех его свойств и особенностей. По словам Л.Фейербаха, индивидуальность — это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо.

Иными словами, именно такие понятия — как «целостность», «единство», «неделимость», «самобытность», «авторство», «укорененность в мире», «собственный способ жизни» и др. — входят в сущностное определение человеческой индивидуальности.

Б.Г.Ананьев полагал, что индивидуальность возможно раскрыть через интеграцию всех свойств человека как индивида, как субъекта деятельности и как личности. Аналогичной позиции придерживается и философ И.И.Резвицкий, понимая целостность индивидуальности как взаимосвязь общего, особенного и единичного в человеке. По его словам, индивидуальность включает в себя: общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и человеческого общества; особенные признаки, которые присущи ему как члену определенной общественно-экономической формации; единичные  признаки,  обусловленные  специфичностью его биологической организации и социальной микросреды.  Эти черты и свойства, взятые в их внутренней взаимосвязи и целостности, образуют индивидуальность человека, характеризуют его как конкретное существо.

С формальной точки зрения, высказанные положения может быть и не вызовут особых возражений, однако пока не выявлен и не утвержден сам принцип интеграции многообразия свойств индивидуальности, задающий самобытную «самость» человека, его способности быть самим собой, выступать самостоятельным существом, все суждения такого рода остаются предельно абстрактными.

Индивидуальность человека состоит в том, что это отдельный, самобытный мир, относительно независимый, суверенный, самостоятельный. Благодаря индивидуальности, человек обособляется, конвергирует в особую «точку бытия», творчески проявляет себя,  становится субъектом  исторической, гражданской,  личной жизни,  потенциально воплощая в себе все характеристики рода человеческого, обнаруживая себя как индиви-дуализированный род (единственный в своем роде).

Индивидуальность — это авторство собственной жизни: в миропонимании, в способах деятельности, в социальном поведении.

В индивидуальном бытии человек несет ответственность не только за отдельные слова и поступки, но и за жизнь в целом, даже за ту, в которой он фактически не участвовал — за историю. Уникальным, единственным, неповторимым в индивидуальности выступают не внешние особенности индивида, не его облик, не его манеры обращения с другими, а способ жизни, самобытные формы жизнедеятельности, бытия в обществе. Индивидуальность — это человек как распорядитель своих сущностных сил, как автор своей собственной жизни во всей ее полноте. Индивидуальность есть неповторимое выражение родовой сущности человека.

Как это не покажется парадоксальным, но в психологии используется понятие «тип индивидуальности». Но индивидуальность по определению, по самому существу своему в принципе не типологизируема. Потенциально — сколько людей, столько индивидуальностей. «Тип индивидуальности» поэтому — лишь количественная совокупность своеобразных черт и свойств субъективной реальности, но не ее целостный образ, не специфический уровень бытия человека.

Индивидуализация человеком собственной жизненной реальности – с философско-психологической точки зрения – есть высшая форма его самоопределения в мире. Это не столько включенность человека в систему личностно значимых отношений с миром, другими людьми, с самим собой, сколько его выделенность из этих отношений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия связей и отношений с миром выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием, неотторжимым достоянием своего подлинного Я.

Индивидуализация своего бытия — это встреча с собой, с собой как Другим, несовпадающим теперь уже не только с другими, но и с самим собой по основному содержанию былой жизни. Поэтому индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, трансцендирование ее пределов, и в тоже время — обращение, инверсию вглубь себя, выработку критического отношения к основному способу своей жизни. Индивидуальность — это всегда внутренний диалог человека с самим собой, это прорыв за границы собственной самости — выход на границы вечного, вселенского, универсального и одновременно вход в уникальную подлинность самого себя.

Сформулируем главное – понятие индивидуальности относится к духовным измерениям человеческой реальности, а не к наличным психологическим ее особенностям.

Различение в составе человеческого существа трех реалий — тела, души, духа — принадлежит религиозной (христианской) антропологии. Именно религиозная точ¬ка зрения на «собственно человеческое в человеке» по преимуществу настаивает на необходимости и возможности целостного виденья человеческой природы — в единстве его телесной, душевной и духовной форм жизни.

Не так обстоит дело в современной психологии. Долгое время психологическая наука пыталась изучать психическое как таковое, замкнутое в самом себе, как особый объект, имеющий вполне определенное и неизменное строение. В разное время в разных психологических школах при изучении психического делался акцент либо на его качество, либо на функции, либо на структуру, либо на предметное содержание, либо на все это вместе взятое.  Но всегда психическое рассматривалось все-таки как таковое, в своих достаточно жестких границах.

Постепенно область поиска и исследований природы психического все более расширялась: предметом изучения становились многообразные явления, возникающие, так сказать, на стыках «души» и «тела»; появились и стали интенсивно развиваться новые науки и целые отрасли психологии: психофизика, психофизиология, нейропсихология, психосоматика и др. Произошел прорыв за пределы замкнутого, феноменального мира психического как такового.

Казалось бы, вполне оправдана экспансия психологии и к другому полюсу чело-веческой реальности — к формам его духовного бытия. Только в этом объемлющем интервале (телесное существование — духовное бытие) можно было выявить и саму природу, и жизненный статус психического. Однако и по сей день собственно научная психология (в своей исследовательской, теоретической части) лишь осторожно примеривается к духовной реальности; к той реальности, само существование которой в отечественной психологии из идеологических соображений вообще отрицалось. А если и допускалось, то лишь в виде продуктов культуры, форм искусства, норм общежития.

Психология искусства, психология религии были скорее «психологической археологией», которая по вещественным останкам пыталась восстановить духовное творчество коллективных субъектов, но не духовную ипостась конкретного человека.

Надо сказать, что и в западной психологии — при всей ее, казалось бы, идеологической раскрепощенности — духовная реальность как реальность человеческая также исключалась из научного рассмотрения, за исключением, может быть специального анализа ценностных ориентаций индивида в социуме. И хотя существовала традиция относить психологию к наукам о духе, но собственно психологии духовности так и не было построено. Духовность человека, сам его индивидуальный (субъективный) дух шел, можно сказать, по «ведомству» идеалистической философии, религии, художественного творчества и т.п.

Сегодня ситуация постепенно меняется. Психология человека начинает интен-сивно осваивать наследие (и мировое, и отечест¬венное) религиозной философии, ду-ховного опыта исповедников веры, подвижников духа; расширять опыт работы с субъективным миром человека, его сознанием, а главное — строить новый взгляд, «стерео-скопическое» виденье человеческой реальности в ее субъективной проекции. В отечественной психологии работами Б.С.Братуся, В.П.Зинченко, Б.В.Ничипорова, Ф.Е.Василюка и др. предпринимаются попытки заложить основы подлинно духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни.

С житейской (светской) точки зрения различие душевной и духовной жизни в их качественном своеобразии отражается уже на уровне языка. Когда мы говорим «душевный человек», то тем самым указываем на присущие ему качества сердечности, открытости, способности сопереживать другому, способности понимать и учитывать другого в его самоценности. Говоря о духовности человека, мы имеем в виду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты.

В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры. Именно поэтому ограниченным является только узко психологический взгляд на человека, где он предстает, прежде всего, как отдельность и выделенность из рода, со стороны своих индивидно-своеобразных свойств и качеств, как внутренняя взаимосвязь множества психологических способностей и механизмов. В действительности же внутренний мир человека имеет многообразные связи и отношения со всем универсумом человеческой культуры; и именно здесь он обретает свой смысл и духовное измерение.

Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому, к Богу. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека.

Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы. Духовные искания человека фиксируются в продуктах его художественно-эстетической деятельности — произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки, драматургии.

Духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни. Дух есть то, что связывает отдельного индивида, субъекта психической деятельности, личность человека со всем человеческим родом во всей развертке его культурного и исторического бытия. Духовность придает смысл жизни отдельному человеку, в нем человек ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначение в жизни, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное и т.п.

Духовное встраивается в царство предметного мира как транссубъективное, как историческое взаимодействие и суммирование деятельности бесчисленных исторических субъектов; оно представляет собой в высшей степени сложную совокупность духовных норм и ценностей. С общекультурной точки зрения духовность представляет собой идеальный комплекс норм, которые противостоят субъекту и обществу не как данность, а как заданность и требование.

Однако неправильно было бы мыслить духовность человека, как только содержание высших образцов человеческой культуры (в виде общественно-исторических норм и ценностей). Несомненно, что усвоение этого содержания придаст и придает качественное своеобразие и определенность человеческой субъективности, расширяет ее пределы, и, тем не менее — загадка самого индивидуального, неповторимо-уникального духа конкретного человека остается. Через предметное содержание даже высших образцов культуры, имеющих общеродовой характер, индивидуальный дух не улавливается. У нас появляется уверенность, что он есть, но что он есть и как он возможен — остается неизвестным.

Неправильно было бы понимать духовность также и как новую ступень усложнения индивидуальных психических функций и способностей, «как средоточие всех функций сознания, сконцентрированных в единой индивидуальности», как более высокий уровень развития всех свойств психического, как вершина и предельная утонченность душевности. По остроумному замечанию М. Шелера, с точки зрения интеллекта различие между Эдисоном (как только механиком) и умным шимпанзе необычайно велико, но — лишь в степени. И  даже  если  все  субъективные способности человека произвольно возрастут до бесконечности,  все равно это еще  не есть духовность,  это все еще степень, а не существо различий, не другой способ бытия.

 

Страница 1 — 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

§ 2. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК — НЕПОВТОРИМАЯ ЛИЧНОСТЬ

§ 2. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК — НЕПОВТОРИМАЯ ЛИЧНОСТЬ


Индивидуальность. Индивид. Личность, ее формирование.

Чем дальше мы углубляемся в загадки природы, чем больше узнаем об окружающей среде, тем больше удивляет она нас своими таинствами и искусностью. Это можно сказать и об одном из элементов природы — человеке.

Прежде чем рассуждать о сущности человека в обществе, нам сначала необходимо познакомиться с основными понятиями и терминами. К ним относятся понятия индивидуальность, индивид и личность.

Характеристика индивидуальности. Индивидуальность (лат. individuum — «неделимый”) — абсолютно неповто­римая, живущая в данной точке пространства в данный момент времени, существенно отличающаяся от других индивидуальностей внутренняя бесконечность.

Можно ли найти среди миллиона листочков дерева два одтаковых? «Нет», — говорят ботаники. Все листья, хотя бы одной какой-либо осо­бенностью, отличаются друг от друга. Если два листочка невозможно отличить невооруженным глазом, то эти отличия очевидны под микроскопом. В миллионе песчинок пляжа не найти двух одинаковых. Две капли воды чем- нибудь да отличаются друг от друга. Современная физика отрицает возможность существования в природе двух абсолютно одинаковых частиц (электронов, фотонов, протонов). Индивидуальность — это индивидуальность, она неоспорима. Среди предметов, явлений, процессов, кажущихся, на первьм взгляд, схожими, не встречается даже двух абсолютно одинаковых.

Это положение относится и к человеку. Не бывает двух одинаковых, по всем параметрам повторяющих друг друга, людей. Даже близнецов, которых постороннему очень трудно отличить друг от друга, легко различают их родные и друзья.

Индивидуальность характеризуется своеобразными чертами, присущими определенной самостоятельно живу­щей особи, и свойствами, наследованными или приобретенными в ходе развития. В психологии проблема индивидуальности рассматривается в связи с общей характеристикой человека — всех его свойств, мыслей, чувств, свобод, побуждений, желаний, потребностей, мотивов, интересов, настроения, действий, манер, привычек, способностей и др. Конкретное наложение всех этих свойств составляет целостную структуру «Я”. Таким образом, индивидуальность характеризуется как сово­купность свойственных человеку черт. Индивидуализация реализуется через поведение человека в ситуациях общения, а также через культивирование им различных способностей в процессе деятельности.

Сколько в мире людей, столько же и индивидуаль­ностей, столько же личностей и судеб. Есть люди с похожими судьбами, но нет людей с одинаковыми.

Индивидуальность — совокупность уникальных и уни­версальных свойств, целостная система. Эта система форми­руется в процессе взаимодействия общих, типичных и особенных свойств человека. В ходе исторического разви­тия индивидуализация человека становится все более яркой.

Индивидуальность — одно из условий прогрессивного развития человечества. Индивидуализация и совершен­ствование отдельного человека играют значительную роль в борьбе с консерватизмом и стереотипами в обществе, могут стать залогом постоянного совершенствования общества и окружающей среды.

Индивид. Научное понимание индивида основывается на понятии биопсихо социального организма, рассма­тривающего человека как совокупность общественных отношений. Человек — социальный индивид, индивид как член общества. В отношении людей индивид рассма­тривается как самостоятельный представитель челове­чества, отдельный человек.

Отдельный человек с позиции социальной деятельности является индивидуальным. Индивидуальность определяет собственный мир индивида, его жизненный путь. Хотя содержательность жизни человека определяется социаль­ными условиями, его происхождение, структура и форма имеют индивидуальный характер.

Ребенок — индивид. Однако он пока не индивидуальная личность. Индивид становится индивидуальной личностью только после приобретения им некоторой самостоятельности в обществе. Индивид всегда находится в тесной связи с обществом, их нельзя противопоставлять друг другу. Так как индивид живет в обществе, то его жизнь можно рассматривать как отражение жизни общества. Но нельзя и отождествлять индивида с обществом, так как индивид, сохраняя общие черты своего происхождения, является индивидуальной личностью, проявляющейся в своих уникальных особенностях.

Каждый человек неповторим по-своему, но вместе с тем он носитель определенной родовой сущности. Он выступает как личность, когда достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления себя как субъекта исторического процесса. Становление лич­ности связано с процессом общественной дифференциации, выделением отдельного индивида из коллектива по мере развития личных прав и обязанностей.

Каждый человек — неповторимая личность. Любой человек берет из социальной жизни только то, что он в состоянии взять.

Развитие человека в качестве личности имеет своей необходимой предпосылкой природные задатки индивида и зависит от них, однако совершается оно главным образом в обществе, в котором каждый человек есть и объект, и субъект деятельности. Человек может быть свободным лишь в свободном обществе, где он не только является средством осуществления общественных целей, но выступает прежде всего как сама цель.

Личность (лат. personalitas) — устойчивая система со­циальных черт индивида, характеризующих его как члена определенного общества или сообщества. Например, когда педагог говорит о личности школьника-подростка, социо­лог — о личности рабочего, криминалист — о личности преступника, психиатр — о личности холерика, нужно понимать, что каждый из них говорит о типичных и существенных чертах, выделяющих школьника-подростка, рабочего, преступника и холерика из среды других людей.

В философии личность s— индивид как член общества, человек в качестве социальной индивидуальности, био­социальное существо, сущность которого составляет сово­купность общественных отношений, человек, впитывающий в себя все происходящее в социальной жизни.

Нельзя путать понятие личность с понятиями индивид и индивидуальность. Целостность, или, другими словами, индивидуальность, личности нельзя ограничить.

Бытие человека в качестве общественного существа, как само собой разумеющееся, предполагает взаимодействие людей. Такие взаимодействия бывают двусторонними. В обществе происходит не только действие социальных условий и других людей на данного человека, но и обратное воздействие данного человека на социальные условия, на других людей. Одной из необходимых предпосылок развития человека как личности являются природные способности индивида. Они реализовываются в основном в обществе, в котором человек живет и которое является объектом действия.

Проблему личности как объект исследования рас­сматривают философы, историки, социологи, культуро­логи, экономисты, антропологи. Для педагогов и психо­логов тема формирования личности всегда актуальна. Исследователи подходят к сущности проблемы с позиций специфики изучаемой науки. Результат их работы определяется общественной практикой.

В научной литературе встречаются десятки опреде­лений личности. В классической художественной литера­туре созданы несхожие социально-исторические типы личности, обобщенные образы. Также немало произ­ведений искусства, изображающих людей.

Основы личности закладываются в семье. Дальше формирование ее происходит под влиянием союзов: семья — детсад, семья — школа. На человека (ребенка) большое влияние оказывают обстоятельства в обществен­ных местах (места культурного отдыха, улица, стадион, транспорт, игровые площадки), а также атмосфера в его коллективе. В жизни часто большее влияние на ребенка оказывает не официальная среда воспитания, а стихийное окружение.

Границу формирования личности определить невоз­можно. Этот процесс проистекает в течение всей жизни. Если в сознании человека утвердилось чувство ответ­ственности за собственное счастье и интересы общества, если он начал активно действовать в выбранном направ­лении, то можно говорить о сущности и содержании его действий как о результате формирования личности.

Вопрос и задания

1. Дайте характеристику индивидуальности. 2. Обоснуйте поло­жение о том, что в окружающей среде невозможно существование двух абсолютно одинаковых элементов. 3. Какие факторы влияют на процесс формирования человека?

Гуманистическая перспектива | Продолжительность жизни Развитие

Результаты обучения

  • Описать основные концепции гуманистической теории (безоговорочное позитивное отношение, хорошая жизнь), разработанной Карлом Роджерсом
  • Объясните иерархию потребностей Маслоу

Гуманистическая перспектива: внимание к уникальным человеческим качествам

Гуманистическая перспектива приобрела известность в середине 20-го века в ответ на психоаналитическую теорию и бихевиоризм; эта точка зрения фокусируется на том, как развиваются здоровые люди, и подчеркивает присущее человеку стремление к самореализации и творчеству. Гуманизм подчеркивает человеческий потенциал и способность человека меняться и отвергает идею биологического детерминизма. Гуманистическую работу и исследования иногда критикуют за то, что они качественные (не основанные на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд направлений количественных исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии (Фридман, 2008).

Карл Роджерс и гуманизм

Одним из первых теоретиков-гуманистов был Карл Роджерс. Он был влиятельным психологом-гуманистом, разработавшим теорию личности, в которой подчеркивалась важность тенденции к самоактуализации в формировании человеческой личности. Он также считал, что люди постоянно реагируют на раздражители своей субъективной реальностью (9).0013 феноменальное поле ), которое непрерывно меняется. Со временем человек развивает самооценку, основанную на обратной связи из этого поля реальности.

Рисунок 1. Феноменальное поле относится к субъективной реальности человека, которая включает в себя внешние объекты и людей, а также внутренние мысли и эмоции. Мотивации человека и окружающая среда воздействуют на его феноменальное поле.

Одна из основных идей Роджерса о личности касается я-концепции, наших мыслей и чувств о самих себе. Как бы вы ответили на вопрос «Кто я?» Ваш ответ может показать, как вы видите себя. Если ваша реакция преимущественно положительна, то вы, как правило, хорошо относитесь к тому, кто вы есть, и, вероятно, воспринимаете мир как безопасное и позитивное место. Если ваш ответ в основном отрицательный, то вы можете чувствовать себя недовольным тем, кто вы есть. Далее Роджерс разделил «я» на две категории: «идеальное я» и «реальное я». Идеальное я – это человек, которым вы хотели бы быть; настоящее я – это человек, которым вы являетесь на самом деле. Роджерс сосредоточился на идее о том, что нам необходимо достичь согласованности между этими двумя «я».

Безусловное положительное отношение

Человеческие существа развивают идеальное «я» и реальное «я» на основе условного статуса положительного отношения. То, насколько близко реальное «я» человека соответствует его идеальному «я», называется конгруэнтностью. Мы испытываем конгруэнтность, когда наши мысли о нашем истинном я и идеальном я очень похожи — другими словами, когда наша я-концепция точна . Высокая конгруэнтность ведет к большему чувству собственного достоинства и здоровой, продуктивной жизни. И наоборот, когда существует большое несоответствие между нашим идеальным и реальным «я», мы испытываем состояние, которое Роджерс назвал неконгруэнтностью, что может привести к дезадаптации.

По словам Роджерса, родители могут помочь своим детям достичь идеального «я», оказывая им безусловное положительное внимание или безусловную любовь. В развитии самооценки ключевое значение имеет позитивное отношение. Безусловное положительное отношение — это среда, свободная от предвзятых представлений о ценности. Условно-позитивное отношение полно условий ценности, которые должны быть достигнуты, чтобы считаться успешным. Роджерс (1980) объяснил это так: «Поскольку людей принимают и ценят, они склонны развивать более заботливое отношение к себе» (стр. 116).

Хорошая жизнь

Роджерс описал жизнь с точки зрения принципов, а не этапов развития. Эти принципы существуют в текучих процессах, а не в статических состояниях. Он утверждал, что полностью функционирующий человек будет постоянно стремиться реализовать свой потенциал в каждом из этих процессов, достигая того, что он называл «хорошей жизнью». »  Эти люди позволяют личности и самооценке исходить из опыта. Он обнаружил, что у полностью функционирующих людей есть несколько общих черт или тенденций:

  1. Растущая открытость опыту — они отходят от защиты.
  2. Все более экзистенциальный образ жизни — проживать каждый момент полностью, а не искажать момент, чтобы соответствовать личности или самооценке.
  3. Повышение доверия организма — они доверяют своему собственному суждению и своей способности выбирать поведение, подходящее для каждого момента.
  4. Свобода выбора — они не ограничены несоответствием и могут более свободно делать широкий выбор. Они считают, что играют определенную роль в определении собственного поведения, и поэтому чувствуют ответственность за свое поведение.
  5. Более высокий уровень креативности — они будут более креативны в том, как они приспосабливаются к своим обстоятельствам, не чувствуя необходимости приспосабливаться.
  6. Надежность и конструктивность — им можно доверять, чтобы они действовали конструктивно. Даже агрессивные потребности будут согласованы и уравновешены внутренней добротой конгруэнтных людей.
  7. Богатая, наполненная жизнь – они будут более интенсивно испытывать радость и боль, любовь и горе, страх и мужество.

Попробуйте

Иерархия потребностей Абрахама Маслоу

Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения. Маслоу описал модель, по которой обычно движутся человеческие мотивации, а это означает, что для того, чтобы мотивация возникла на следующем уровне, каждый уровень должен быть удовлетворен внутри самого человека. Эти этапы включают:

  • физиологические потребности: основные физические потребности для выживания человека, включая гомеостаз, пищу, воду, сон, жилье и секс.
  • потребностей в безопасности: потребность в личной, эмоциональной, финансовой и физической безопасности. Как только физиологические потребности человека относительно удовлетворены, его потребности в безопасности становятся приоритетными и доминируют над поведением. В отсутствие физической безопасности — из-за войны, стихийного бедствия, насилия в семье, жестокого обращения с детьми, институционального расизма и т. д. — люди могут (повторно) пережить посттравматическое стрессовое расстройство или трансгенерационную травму. В отсутствие экономической безопасности — из-за экономического кризиса и отсутствия возможностей для работы — эти потребности в безопасности проявляются в таких формах, как предпочтение гарантий занятости, процедуры рассмотрения жалоб для защиты человека от односторонней власти, сберегательные счета, страховые полисы, инвалидность. приспособления и т. д. Этот уровень чаще преобладает у детей, поскольку у них обычно выше потребность чувствовать себя в безопасности.
  • любовь и принадлежность: потребность в дружбе, близости и принадлежности. Эта потребность особенно сильна в детстве, и она может преобладать над потребностью в безопасности, как это наблюдается у детей, которые цепляются за жестоких родителей. Недостатки на этом уровне иерархии Маслоу — из-за гостеприимства, пренебрежения, избегания, остракизма и т. д. — могут неблагоприятно повлиять на способность человека формировать и поддерживать эмоционально значимые отношения в целом.
  • уважение: типичное человеческое желание быть принятым и оцененным другими. Люди часто занимаются профессией или хобби, чтобы добиться признания. Потребности в уважении — это потребности эго или потребности в статусе. У людей появляется забота о признании, статусе, важности и уважении со стороны других. Большинство людей нуждаются в том, чтобы их уважали; это включает в себя потребность иметь чувство собственного достоинства и самоуважение.
  • Самоактуализация
  • : Маслоу описывает этот уровень как желание сделать все, что можно, стать максимальным, кем можно быть. Люди могут воспринимать эту потребность или сосредотачиваться на ней очень конкретно. Например, у одного человека может быть сильное желание стать идеальным родителем. В другом случае желание может быть выражено атлетически. Для других это может быть выражено в картинах, картинах или изобретениях. Некоторые примеры этого включают использование способностей и талантов, достижение целей и поиск счастья.

Кроме того, эта теория является ключевой основой для понимания того, как коррелируют влечение и мотивация при обсуждении человеческого поведения. Каждый из этих индивидуальных уровней содержит определенное количество внутренних ощущений, которым необходимо соответствовать, чтобы человек завершил свою иерархию.  Цель теории Маслоу — достичь пятого уровня или стадии самоактуализации.

Рисунок 2 . Схема иерархии потребностей Маслоу. Иерархия потребностей Маслоу часто изображается в форме пирамиды с самыми большими и фундаментальными потребностями внизу и потребностью в самореализации и трансцендентности наверху. Другими словами, суть теории заключается в том, что самые основные потребности людей должны быть удовлетворены, прежде чем у них появится мотивация для удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Смотреть

Посмотрите, как иерархия потребностей Маслоу оживает в этом коротком видео.

Вы можете просмотреть расшифровку «Иерархия потребностей Маслоу» здесь (откроется в новом окне).

Попробуйте #

Глоссарий

конгруэнтность:
пример или точка совпадения или соответствия между идеальным «я» и реальным «я» в гуманистической теории личности Роджерса
гуманизм:
психологическая теория, которая подчеркивает врожденное стремление человека к самореализации и утверждает, что люди обладают естественной способностью принимать решения о своей жизни и контролировать свое поведение
Иерархия потребностей Маслоу:
мотивационная теория в психологии, включающая пятиуровневую модель человеческих потребностей, часто изображаемую в виде иерархических уровней внутри пирамиды. Потребности, расположенные ниже по иерархии, должны быть удовлетворены, прежде чем у людей возникнет мотивация удовлетворять потребности, находящиеся выше 90–105.
феноменальное поле:
наша субъективная реальность, все, что мы осознаем, включая объекты и людей, а также наше поведение, мысли, образы и идеи
самореализация:
Согласно гуманистической теории, реализация своего полного потенциала может включать в себя творческое самовыражение, стремление к духовному просветлению, стремление к знаниям или желание внести свой вклад в жизнь общества. Для Маслоу это состояние самореализации, в котором люди достигают своего наивысшего потенциала своим уникальным способом 90–105.

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

6.2 Культурные рамки Хофстеде – Принципы управления

  1. Что такое культура и как культура может быть понята через культурные рамки Хофстеде?

По мере того, как деловой мир становится все более глобальным, сотрудники, скорее всего, в какой-то момент своей карьеры столкнутся с кем-то из другой страны, компании будут вести переговоры с компаниями из других стран, и даже сотрудники отечественных компаний, скорее всего, столкнутся с кем-то из другой страны.

Кроме того, тенденции предполагают, что иммиграция, перемещение людей из своей страны в другие страны, будет продолжать расти во всем мире, и этот процесс будет способствовать увеличению разнообразия рабочей силы компаний. Кроме того, многие транснациональные компании полагаются на экспатриантов в управлении местными операциями. Экспатриант – это иностранный работник, который переезжает и работает в другой стране в течение длительного периода времени. Все эти тенденции означают, что в течение вашей карьеры вы, вероятно, столкнетесь с кем-то из другой культуры и что потенциал межкультурной напряженности высок. Поэтому для любого иностранного студента, изучающего менеджмент, важно понимать культуру, чтобы лучше подготовиться к преодолению такой напряженности.

Согласно Герту Хофстеде, 5 , голландскому социальному психологу, культура — это «коллективное программирование разума, которое отличает члена одной группы или категории людей от другой». Он говорит людям, кто они, какое поведение приемлемо, а какое неприемлемо в любом обществе. Оно влияет почти на все, что мы делаем, видим, чувствуем и во что верим. На самом деле, если вы слышали об «американской мечте», когда человек, упорно работая, может осуществить свою мечту, вы знаете об одном характерном аспекте американской культуры.

Рассмотрим любой аспект вашей жизни, и он, вероятно, зависит от вашей культуры. Еда, которую вы едите, одежда, которую вы носите, и даже то, как вы обращаетесь к своему начальнику или учителю, зависят от вашей культуры. Общества развивают культурные нормы, ценности и убеждения, чтобы помочь своим членам адаптироваться к окружающей среде.

Почему понимание культуры имеет решающее значение для менеджера в глобальной среде? Как вы уже видели, любой человек из любой страны может столкнуться на рабочем месте с кем-то из другой страны. Такое взаимодействие может привести к недопониманию или напряженности, если оно не регулируется должным образом. Деловые журналы полны примеров межкультурного непонимания, которое обрекло отношения и бизнес. Другой пример: американские менеджеры, отправленные в Пекин, Китай, разочаровываются, потому что обнаруживают, что их хозяева больше заинтересованы в общении, чем в заключении сделки. Понимание китайской культуры предотвратило бы последнее недоразумение, потому что американские менеджеры понимали бы, что для китайских компаний очень важно узнать, с кем они работают, прежде чем подписывать какую-либо сделку. В этом разделе вы узнаете об одном из самых мощных инструментов для понимания культурных различий: модели национальной культуры Хофстеде. (см. Таблица 6.1 )

Модель национальной культуры Хофстеде
Страны Дистанция мощности Индивидуализм Избегание неопределенности Мужественность
Австралия Низкий Высокий Низкий Высокий
Канада Низкий Высокий Низкий Высокий
Китай Высокий Низкий Средний Средний
Германия Низкий Высокий Средний Высокий
Мексика Высокий Средний Высокий Высокий
Франция Высокий Высокий Высокий Низкий
Испания Средний Средний Высокий Низкий
Греция Средний Средний Высокий Средний
Дания Низкий Высокий Низкий Низкий
Финляндия Низкий Высокий Средний Низкий
Бразилия Высокий Средний Средний Средний
Индия Высокий Средний Низкий Средний
Япония Низкий Средний Высокий Высокий
Великобритания Низкий Высокий Низкий Высокий
США Низкий Высокий Низкий Высокий
Адаптировано из Geert Hofstede, « Последствия культуры: сравнение ценностей, поведения и институтов в разных странах », 2-е издание, 2001 г. , Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications.

Стол 6.1

Хотя существует несколько подходов для понимания культурных различий, одним из наиболее действенных является модель Хофстеде. 6 Хофстеде — голландский социолог, разработавший свою модель путем опроса более 88 000 сотрудников дочерних компаний IBM из 72 стран. Хофстеде разработал эту культурную модель прежде всего на основе различий в ценностях и убеждениях в отношении целей работы. Структура Хофстеде особенно полезна, поскольку она предоставляет важную информацию о различиях между странами и о том, как справляться с такими различиями. Недавние обзоры исследований показали полезность схемы Хофстеде для широкого круга управленческих действий, таких как управление изменениями, управление конфликтами, лидерство, переговоры и отношение к работе. 7

Культурное измерение 1: Дистанция власти

Первоначальный опрос, проведенный Хофстеде среди более чем 88 000 сотрудников в 72 странах, выявил четыре основных культурных аспекта. Первым культурным измерением является дистанция власти, степень, в которой члены общества принимают различия во власти и авторитете. В обществах с высокой дистанцией власти люди с большей вероятностью признают, что неравенство власти — это хорошо и приемлемо. Люди в обществах с высокой дистанцией власти с большей вероятностью признают, что есть некоторые влиятельные люди, которые несут ответственность и что эти люди имеют право на особые преимущества. Напротив, общества с низкая дистанция власти склонны считать, что все члены равны. В таблице 6.2 показаны уровни дистанции власти (и другие культурные измерения, обсуждаемые позже) в 15 выбранных обществах. Оценки Хофстеде варьируются от 100 (самая высокая дистанция силы) до 0 (самая низкая). В таблице мы разбили оценки Хофстеде на высокие (70–100), средние (40–69) и низкие (0–39).

Последствия дистанции власти
Род деятельности Высокомощное расстояние Маломощное расстояние
Организационные структуры
  • Очень централизованный
  • Высокие иерархии с четкими уровнями руководителей и подчиненных
  • Плоские организационные иерархии
  • Децентрализованные структуры
Орган управления
  • Концентрация власти наверху
  • Менеджеры полагаются на формальные правила для управления
  • Авторитетный управленческий стиль и принятие решений
  • Рассредоточенный орган
  • Менеджеры полагаются на личный опыт
  • Более консультативные или совместные формы принятия решений
Отношения с руководителями
  • Подчиненные ожидают, что им скажут, что делать
  • Идеальный начальник воспринимается как самодержец
  • Обмен информацией ограничен иерархией
  • От подчиненных часто требуется консультация
  • Идеальный менеджер воспринимается как демократический лидер
  • Открытость для обмена информацией
Прочие вопросы
  • Большой разрыв в заработной плате между верхом и низом организации
  • Менеджеры часто чувствуют, что им недоплачивают и недовольны своей карьерой
  • Низкий разрыв в заработной плате между верхом и низом компании
  • Менеджеры считают, что им платят адекватно, и они удовлетворены
Адаптировано из Герта Хофстеде, « Последствия культуры: сравнение ценностей, поведения и институтов в разных странах », 2-е издание, 2001 г. , стр. 107–108, Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications.

Стол 6.2

Как показано в таблице 6.1 , многие развивающиеся рынки в таких регионах, как Азия и Латинская Америка, такие как Индия, Бразилия и Мексика, имеют высокие показатели дистанции власти. В таких странах забота об иерархии и неравенстве в организациях коренится в ранней социализации в семье и школе. В этих странах дети должны слушаться своих родителей и старших. Когда эти дети поступают в школу, учителя берут на себя доминирующую роль. Дети должны проявлять уважение, и они редко бросают вызов авторитету учителя. По мере того, как эти люди берут на себя рабочие роли, преданность учителей передается боссам. Таким образом, люди в обществах с высокой дистанцией власти редко будут задавать вопросы своим руководителям. Напротив, англоязычные страны, такие как США, Канада и Великобритания, имеют низкую дистанцию ​​власти. В этих странах люди не ожидают разногласий во власти, и все воспринимаются как равные.

Влияние управления на дистанцию ​​власти

Каковы последствия дистанции власти для международного управления? В Таблице 6.2 показаны некоторые из ключевых различий между обществами с высоким и низким уровнем власти в вопросах, связанных с работой. Как видите, менеджерам важно выражать свой авторитет и ноу-хау в обществах с высокой дистанцией власти. Подчиненные ожидают четких указаний от своих руководителей и предполагают, что им скажут, что делать. В обществах с высокой дистанцированностью власти сотрудники часто приравнивают возраст к мудрости и старшинству. Например, если транснациональная корпорация отправляет людей для переговоров в страну с большим расстоянием власти, им следует направить менеджеров более высокого и старшего уровня, если они хотят, чтобы их воспринимали всерьез.

Культурное измерение 2: Индивидуализм и коллективизм

Второе культурное измерение, которое мы здесь рассматриваем, — это индивидуализм/коллективизм. Индивидуализм относится к степени, в которой общество фокусируется на отношении индивида к группе. Коллективизм относится к степени, в которой общество фокусируется на отношениях группы в целом.

В обществах с высокими показателями индивидуализма (или низкими показателями коллективизма) индивиды ценятся за их достижения и получают вознаграждение и признание за такие достижения. Напротив, люди, живущие в обществах с низким уровнем индивидуализма (высоким коллективизмом), рассматриваются как часть более широкой группы, известной как мы-группа. Внутренняя группа включает семью, команду или социальный класс, и то, как люди относятся к таким более широким группам, считается важным для их успеха. Другими словами, успех людей измеряется тем, как другие в их группах относятся к ним и поддерживают их.

В таблице 6.1 показаны уровни индивидуализма в выбранных 15 странах. Мы снова видим аналогичные закономерности, согласно которым большее количество англоязычных культур, таких как США, Канада и Великобритания, имеют относительно высокий уровень индивидуализма. Напротив, азиатские, латиноамериканские и многие развивающиеся страны, как правило, имеют культуры, которые находятся либо на среднем, либо на низком уровне измерения индивидуализма. Таблица 6.3 показывает некоторые последствия индивидуализма для управления. Эффекты большинства методов управления определяются тем, выполняются ли они на групповом или индивидуальном уровне. Например, в странах с низким уровнем индивидуализма можно обнаружить, что сотрудники нанимаются и продвигаются по службе в основном на основе связи с более крупной группой, такой как университет или средняя школа. В таких обществах упор делается на лояльность, старшинство и возраст. Чтобы нормально работать в таких обществах, компании должны осознавать важность более широкой социальной группы. Кроме того, как Таблица 6.3 также показывает, что следует проявлять осторожность в отношении того, как распределяются вознаграждения. Вознаграждение отдельных членов команды в обществах с низким уровнем индивидуализма может привести к напряженности, поскольку отдельный член команды может подвергнуться стигматизации. В таких случаях вознаграждения, сделанные на групповом уровне, могут работать лучше всего.

Последствия индивидуализма
Вид трудовой деятельности Низкий индивидуализм/высокий коллективизм Высокий Индивидуализм/Низкий Коллективизм
Отношения с компаниями
  • Сотрудники действуют в интересах своей группы (члены семьи или того же университета)
  • Приверженность сотрудников компании относительно низкая
  • Отношения между работником и работодателем почти как семейные
  • Сотрудники действуют в своих интересах
  • Высокая приверженность сотрудников организации
  • Отношения между работником и работодателем на основе рынка

Управление персоналом

  • При приеме на работу и продвижении по службе учитывается принадлежность к группе
  • Лучше вознаграждать на основе равенства (давать всем одинаковое вознаграждение), а не справедливости (базовое вознаграждение в зависимости от трудовых усилий) Родственники сотрудников предпочитают при приеме на работу
  • Лучше всего тренироваться, если сосредоточиться на групповом уровне
  • Прием на работу и продвижение по службе на основе правил
  • Семейные отношения не важны при приеме на работу
  • Лучшее вознаграждение на основе собственного капитала
  • Тренировки лучше всего проводить индивидуально

Прочие вопросы

  • Вера в коллективные решения
  • Относиться к друзьям лучше, чем к другим — это нормально
  • Поддержка командной работы
  • Меньшая мобильность между профессиями
  • Личные отношения очень важны в бизнесе
  • Вера в индивидуальное принятие решений
  • Отношение к друзьям на рабочем месте лучше, чем к другим считается неэтичным
  • Больше мобильности между профессиями внутри компании
  • Задачи и компания преобладают над личными отношениями в бизнесе
Адаптировано из Герта Хофстеде, « Последствия культуры: сравнение ценностей, поведения и институтов в разных странах », 2-е издание, 2001 г. , стр. 169-170, Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications.

Стол 6.3

Культурное измерение 3: избегание неопределенности

Третье культурное измерение Хофстеде — это избегание неопределенности, степень, в которой люди в обществе чувствуют себя комфортно с риском, неопределенностью и непредсказуемыми ситуациями. Люди в обществах с высоким уровнем избегания неопределенности склонны избегать неопределенности и непредсказуемости. В результате рабочая среда в таких странах пытается обеспечить стабильность и определенность с помощью четких правил и инструкций. Напротив, общества с низким уровнем избегания неопределенности спокойно относятся к риску, изменениям и непредсказуемости. В этих странах рискованные и неоднозначные ситуации реже расстраивают людей.

В таблице 6.1 подробно показаны уровни предотвращения неопределенности для выбранных 15 стран. Мы видим, что англо- и скандинавские страны имеют относительно более низкие показатели избегания неопределенности. Напротив, многие развивающиеся рынки (такие как Бразилия, Мексика и Китай) имеют средние или высокие показатели избегания неопределенности. Такие результаты предполагают, что компаниям следует адаптировать свою практику, чтобы соответствовать уровням избегания неопределенности. Например, в странах с высоким уровнем избегания неопределенности менеджерам рекомендуется обеспечить структуру и порядок, чтобы уменьшить неопределенность и двусмысленность для подчиненных. Компании в этих культурах имеют множество письменных правил и процедур, которые точно сообщают сотрудникам, что организация ожидает от них. Кроме того, менеджеры должны давать своим подчиненным четкие и четкие указания относительно того, что именно ожидается от них при выполнении их работы. Уменьшая любую двусмысленность, подчиненные меньше беспокоятся.

Напротив, в странах с низким уровнем избегания неопределенности подчиненные гораздо более удобны и двусмысленны. Таким образом, менеджеры могут предоставить больше гибкости и свободы сотрудникам. Дизайн организаций также допускает меньшее количество правил и положений.

Таблица 6.4 содержит более подробную информацию о влиянии избегания неопределенности на некоторые управленческие аспекты.

Последствия предотвращения неопределенности
Род деятельности Избегание низкой неопределенности Избегание высокой неопределенности
Отношения с компаниями
  • Слабая лояльность к компаниям
  • Средняя продолжительность занятости короче
  • Предпочтение для небольших организаций
  • Сильная лояльность к организациям-работодателям
  • Работа долгосрочная по продолжительности
  • Предпочтение крупным компаниям
Характеристики супервайзеров/менеджеров
  • Начальство с оптимизмом смотрит на амбиции и лидерские способности подчиненных
  • Топ-менеджеры, обычно вовлеченные в стратегию
  • Власть начальства на основе отношений и положения
  • Трансформационные лидеры предпочитают
  • Начальство пессимистично относится к амбициям подчиненных
  • Топ-менеджеры, часто участвующие в операциях
  • Полномочия начальства, основанные на контроле неопределенностей
  • Предпочтительны иерархические роли управления
Предпринимательство и инновации
  • Новаторы чувствуют себя менее ограниченными правилами
  • Отступник борется за
  • Допуск на неоднозначность в процедурах и структурах
  • Инновации приветствуются
  • Новаторы чувствуют себя ограниченными правилами
  • Рациональное чемпионство
  • Формализованные структуры управления
  • Инновации сопротивляются
Основано на Гирте Хофстеде, « Последствия культуры: сравнение ценностей, моделей поведения и институтов в разных странах », 2-е издание, 2001 г. , стр. 169-170, Thousand Oaks, CA: Sage Publications.

Стол 6.4

Культурное измерение 4: мужественность

Четвертое и последнее измерение, которое мы рассматриваем, — это мужественность, степень, в которой общество придает особое значение традиционным мужским качествам, таким как продвижение по службе и заработок. В обществах с высоким уровнем мужественности работа, как правило, очень важна для людей, гендерные роли ясны, а работа имеет приоритет над другими аспектами жизни человека, такими как семья и отдых. Кроме того, в мужских обществах упор делается на заработок и достижения, а сотрудники, как правило, работают очень много часов и берут очень мало отпуска.

В таблице 6.5 показаны мужские баллы для выбранных обществ. Как видно из таблицы, в англоязычных культурах, таких как США и Канада, преобладает мужественность. Это неудивительно, учитывая, что и в США, и в Канаде, как правило, самое большое количество рабочих часов. Напротив, в латиноевропейских странах, таких как Франция и Испания, мужественность гораздо ниже, что отражается в важности досуга в этих обществах. Скандинавские культуры также отражают низкую мужественность, характеристику, которая согласуется с предпочтением качества жизни в таких странах. Мы также видим, что многие из развивающихся стран имеют мужественность от средней до высокой.

В таблице 6.5 можно получить дополнительные сведения о влиянии различий мужественности на проблемы, связанные с работой. Как видите, компании в обществах с высоким уровнем мужественности могут рассчитывать на очень ориентированных на работу сотрудников. Поэтому транснациональным корпорациям рекомендуется мотивировать своих сотрудников с помощью заработной платы и безопасности. Напротив, люди в более женственных обществах, как правило, предпочитают интересную работу и больше отдыха. Сильная мотивационная политика в этих обществах подчеркивает баланс между работой и отдыхом, и транснациональные корпорации в таких обществах, как правило, проводят более жесткую политику, ориентированную на представителей обоих полов.

Последствия мужественности
Вид трудовой деятельности Высокая мужественность Низкая мужественность
Отношения с работой
  • Жить, чтобы работать
  • Предпочтение высокой заработной платы
  • Рабочие ищут безопасность, заработную плату и интересную работу
  • Работай, чтобы жить
  • Предпочтительно меньшее количество рабочих часов
  • Работники ищут лучшие условия труда и отношения на работе
Характеристики менеджеров
  • Менеджеры считаются культурными героями
  • Успешные менеджеры в основном проявляют мужские черты
  • Менеджеры должны быть конкурентоспособными, твердыми, агрессивными и решительными Менеджеры очень амбициозны
  • Меньше женщин в управлении
  • Менеджеры, готовые переехать из семьи по карьерным причинам
  • Руководители такие же наемные работники, как и все остальные
  • Считается, что успешные менеджеры обладают как мужскими, так и женскими характеристиками
  • Менеджеры имеют довольно скромные карьерные амбиции
  • Больше женщин в управлении
  • Менеджеры менее готовы покинуть семью из-за смены карьеры
Прочие вопросы
  • Большой разрыв в оплате труда мужчин и женщин Соискатели преувеличивают свои способности
  • Отсутствие по болезни ниже
  • Общее предпочтение для крупных компаний
  • Конфликты разрешаются путем драки, пока не победит лучший «мужчина»
  • Низкий разрыв в заработной плате между верхом и низом компании [как насчет гендерного разрыва?]
  • Менеджеры считают, что им платят адекватно, и они удовлетворены
  • Неявки по болезни выше
  • Предпочтение для небольших организаций
  • Конфликты решаются путем компромиссов и переговоров
Основано на Гирте Хофстеде, « Последствия культуры: сравнение ценностей, моделей поведения и институтов в разных странах », 2-е издание, 2001 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *