Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Понятие культ личности: Культ личности | это… Что такое Культ личности?

Культ личности | это… Что такое Культ личности?

Август из Прима-Порта

Культ личности — возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах.

Утверждается, что личность имеет многочисленные таланты во всех областях человеческой деятельности, ей приписывается необычайная мудрость, способность предвидеть будущее, выбрать единственно правильное решение, определяющее процветание народа и др. В государственных учреждениях развешивают портреты данного вождя, на демонстрациях люди носят его изображения, возводятся памятники. В дополнение к чертам выдающегося государственного деятеля личности начинают приписывать замечательные человеческие качества: доброту, любовь к детям и животным, простоту в общении, скромность, способность снизойти к нуждам и чаяньям простого человека. Хотя подобное обожествление представителей власти существовало во все времена, термин «культ личности» наиболее часто применяют к социалистическим и тоталитарным режимам.

Наиболее известны культы личности Ленина, Муссолини, Гитлера, Сталина и Мао Цзэдуна.

Содержание

  • 1 Исторические предпосылки и критика культа личности
  • 2 Примеры (в хронологическом порядке)
    • 2.1 Ленин
    • 2.2 Иосиф Сталин
    • 2.3 Леонид Брежнев
    • 2.4 Саддам Хусейн
    • 2.5 Сапармурат Ниязов
    • 2.6 Ким Чен Ир
  • 3 Примечания
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки

Исторические предпосылки и критика культа личности

Монумент Китайскому императору Цинь Шихуанди

На протяжении истории большинство государственных деятелей претендовало на некие выдающиеся качества.[источник не указан 958 дней]

В абсолютных монархиях императора, короля, царя, султана и т. д. практически обожествляли. Утверждалось, что монарх — воплотитель воли бога или сам является божеством (полубогом). Обожествление правителя особенно характерно для Китая имперского периода, древнего Египта и Римской империи.

В некоторых[каких?] монархиях, однако, почитается скорее титул монарха, чем его личность, и у монарха не предполагается каких-то особо выдающихся личных свойств: он обладает властью не на основании этих предполагаемых свойств, а по праву рождения. Совершенно иная ситуация складывается при диктатурах харизматических лидеров, которым необходимо оправдывать свою власть именно предполагаемыми выдающимися качествами. Нечто подобное современному культу личности впервые наблюдается в ранней Римской империи, когда при шаткости и смутности правовых оснований власти «цезаря» ему приписывались функции героя и спасителя Отечества, а восхваление его выдающихся личных достоинств и заслуг перед государством стало обязательным ритуалом. Это положение нашло наивысшее развитие в тоталитарных диктатурах XX века, причем диктаторы, в отличие от предыдущих эпох, имели в своих руках мощнейшие инструменты пропаганды, такие как радио, кинематограф, контроль над прессой (то есть над всей доступной подданным информацией).

Наиболее впечатляющие примеры культа личности дали режимы Сталина в СССР, Гитлера в Германии, Мао Цзэдуна в Китае и Ким Ир Сена в Северной Корее. В период расцвета их правления эти лидеры почитались как богоподобные вожди, не способные совершить ошибку. Повсеместно развешивались их портреты, художники, писатели и поэты плодили произведения, раскрывающие различные грани неповторимых личностей диктаторов.

Критика культа личности возникла в связи с тем, что возвеличивание отдельных личностей стало происходить в революционных движениях, которые, казалось бы, должны были бороться за равные права всех членов общества. Одними из первых критиков были Маркс и Энгельс, что не помешало их последователям поддерживать культ их личностей посмертно. Маркс писал Вильгельму Блосу:

Памятник Марксу и Энгельсу

«…Из неприязни ко всякому культу личности я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран, — я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами (Лассаль впоследствии поступал как раз наоборот)» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVI, изд. 1-е, стр. 487—488).

Энгельс высказывал аналогичные взгляды:

«И Маркс, и я, мы всегда были против всяких публичных демонстраций по отношению к отдельным лицам, за исключением только тех случаев, когда это имело какую-либо значительную цель; а больше всего мы были против таких демонстраций, которые при нашей жизни касались бы лично нас» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVIII, стр. 385).

Самым же известным разоблачителем культа личности был Хрущев, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущев, в частности, сказал:

Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году. Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и народов». Не было уже других слов, чтобы еще больше восхвалять роль Сталина. Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагроможденные в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги.

[1]

Сам Сталин показательно «критиковал» культ своей личности. Например, известно следующее письмо:

ПИСЬМО В ДЕТИЗДАТ ПРИ ЦК ВЛКСМ
16.02.1938
Я решительно против издания «Рассказов о детстве Сталина».

Книжка изобилует массой фактических неверностей, искажений, преувеличений, незаслуженных восхвалений. Автора ввели в заблуждение охотники до сказок, брехуны (может быть, «добросовестные» брехуны), подхалимы. Жаль автора, но факт остается фактом. Но это не главное. Главное состоит в том, что книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и людей вообще) культ личностей, вождей, непогрешимых героев. Это опасно, вредно. Теория «героев» и «толпы» есть не большевистская, а эсеровская теория. Герои делают народ, превращают его из толпы в народ — говорят эсеры. Народ делает героев — отвечают эсерам большевики. Книжка льет воду на мельницу эсеров. Всякая такая книжка будет лить воду на мельницу эсеров, будет вредить нашему общему большевистскому делу. Советую сжечь книжку. И. Сталин[2]

Также известно, что в 1931 году, когда Е. Ярославский хотел написать книгу о Сталине, Сталин сказал: «Рано ещё».

[источник не указан 537 дней]

После разоблачения культа личности Сталина, в кругах сталинистов получила популярность фраза: «Да, культ был, но ведь и личность была!», авторство которой приписывается различным историческим персонажам.

Одним из известных литературных произведений, разоблачающих культ личности, является книга Джорджа Оруэлла «1984», в которой выведен образ всевидящего Старшего брата (или Большой Брат Большого брата), постоянно наблюдающего за каждым шагом членов общества. Очень метко тема лести правителям раскрыта в сказке Ганса Христиана Андерсена «Новый наряд короля». Известен также комикс Херлуфа Бидструпа, названный «Культ личности» .

Примеры (в хронологическом порядке)

Нейтральность этого раздела статьи поставлена под сомнение.

На странице обсуждения должны быть подробности.

Ленин

Основная статья: Культ личности Ленина

Иосиф Сталин

Основная статья: Культ личности Сталина

Леонид Брежнев

Славословие в адрес Брежнева (или «дорогого Леонида Ильича») было отличительной чертой «развитого социализма». Этот мелкий культ, поддерживаемый в основном номенклатурой, включал в себя вручение Брежневу непомерного количества правительственных наград[3] (в их числе «Орден Победы», которым первоначально награждали великих полководцев Второй мировой войны, и четыре золотых звёзды Героя Советского Союза) и публичное провозглашение его верным ленинцем. Активно развешивались портреты Брежнева и транспаранты с его изображениями и крылатыми выражениями из зачитанных им речей («Ленинским курсом к коммунизму», «Экономика должна быть экономной» и т. д.) Во время демонстраций люди носили портреты Брежнева и других членов Политбюро. В последние годы жизни под авторством Брежнева было опубликован ряд произведений: «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина», которые были отмечены вручением Брежневу Ленинской премии. Вместе с тем известен факт, что авторами являлись на самом деле группы писателей. Претензии Брежнева на величие отразились в большом количестве анекдотов. После смерти Брежнева его имя решено было увековечить в географических названиях. Его преемники, однако, поспешили стереть личность Леонида Ильича с карты страны и из анналов истории[источник не указан 537 дней].

Саддам Хусейн

Как и все остальные диктаторы, Саддам установил свой культ личности. В аэровокзале Багдада на каждой стене можно было видеть портреты президента страны и председателя совета революционного командования Саддама Хусейна. На бетонных колонах вокзала краской было написано «С нами Аллах и президент, долой Америку», памятники Хусейну стояли во всех госучреждениях. За время правления Саддама в Ираке было установлено множество его изваяний и портретов. На всех министерствах страны висели огромные портреты Саддама с деятельностью того или иного правительственного ведомства. В 1991 г. в стране был принят новый флаг Ирака. Хусейн собственноручно написал фразу «Аллах Акбар» на флаге. Помимо неё на флаге были запечатлены три звезды, символизирующие единство, свободу и социализм — лозунги партии «Баас».

Древний дворец царя Навуходоносора был перестроен: на кирпичах запечатлели имя диктатора. По улицам Багдада невозможно было пройти сто метров, не увидев на заборах, в магазинах, гостиницах, парикмахерских, медресе портрет лидера страны. По телевизору ко времени намаза появлялась картинка мечети с обязательным фото того же Хусейна в уголке. Иракские средства массовой информации представляли Саддама как главу нации, строителя школ и больниц. На многих видеокадрах времен его правления можно было увидеть, как иракцы просто подходят к президенту и целуют его руки или его самого.

Сапармурат Ниязов

Президент Туркмении Сапармурат Ниязов (Туркменбаши) убедительно показал всему миру, что культ личности не уходит в прошлое[источник не указан 756 дней]. В стране сохранилось много памятников Ниязову, многие из них покрыты золотом. Грандиозный 63-метровый монумент в Ашхабаде увенчан позолоченной статуей Ниязова, которая постоянно вращается таким образом, чтобы лицо Ниязова было обращено к солнцу (в мае 2008 года руководством Туркмении принято решение о переносе монумента на окраину столицы). Его именем названы город Туркменбаши (бывший Красноводск), огромное количество улиц, заводов, колхозов, школ. Президент иногда призывал сдерживать чрезмерную страсть восторженных граждан к увековечиванию его имени. Впрочем, он не скрывал, что заслуги его перед туркменским народом велики. В частности, он издал законы, запрещающие зубные протезы из золота, запретил пение под фонограмму, радио в автомобилях, бороды и длинные волосы, ввёл в обращение новый календарь (в настоящее время отменён

[4]), в котором дни недели и месяца получили новые названия, закрыл все сельские больницы, отменил пенсии пожилым, имеющим детей, явился автором идеи построения ледового дворца в пустыне и многое-многое другое. Он объявил свою книгу «Рухнама» («Духовность») священной, и обязательной к преподаванию в учебных заведениях всех уровней. Утверждалось, что каждый, прочитавший эту книгу три раза, попадёт в рай.

Прижизненная купюра национальной валюты Туркменистана с портретом С. Ниязова

Ниязов отмечен множеством наград. В каждой армейской казарме есть комната «Рухнамы». Подобно Брежневу, Ниязов пять раз был назван Героем Туркменистана и награждался медалью «Алтын Ай» («Золотой полумесяц»). Ниязов — академик Туркменистана, доктор политических и экономических наук. Его заслуги не обошли вниманием и ряд зарубежных академий и университетов. Ниязов награждён золотой медалью Международной академии информатизации, золотой медалью Всемирной академии медицины имени Альберта Швейцера, премией Международной академии компьютерных наук и систем, премией Шёлкового пути.

Ким Чен Ир

Основная статья: Культ личности в КНДР

Культ личности Ким Чен Ира в Северной Корее является полурелигиозным. Власть он получил от своего отца Ким Ир Сена. Хотя Ким Чен Ир родился в 1941 году в Хабаровском крае[5], во время пребывания Ким Ир Сена в этих местах в изгнании, официальная пропаганда утверждает, что он родился в партизанском лагере, разбитом на самой высокой вершине Северной Кореи Пэктусан, и в этот момент на небе появились двойная радуга и яркая звезда. Портреты Ким Чен Ира обязательны во всех жилых домах и служебных помещениях, газетные публикации активно цитируют его работы. Имя Ким Чен Ира должно при этом набираться специальным жирным шрифтом, а в школах обучают правильной грамматике при построении фраз, восхваляющих нынешнего и покойного вождя. Он Герой КНДР, три раза был награждён Орденом Ким Ир Сена, имеет в списке наград разнообразные ордена КНДР и зарубежных стран. Ким Чен Ир имеет звание почётного доктора наук нескольких иностранных университетов. Его труды «Об идеях чучхе», «О некоторых вопросах, возникающих при изучении философии чучхе», «О киноискусстве», «О литературе, основанной на принципе чучхе» считаются классическими. Ким Чен Ир считается замечательным композитором, причём шесть опер, авторство которых ему приписывается, были написаны за два года. Он также великий архитектор, создавший план «Башни Чучхе» в Пхеньяне. Ким Чен Ир с 2003 года прочно входит в тройку лидеров наиболее свирепых диктаторов, ежегодно составляемую американским журналом «Parade». В 2003 и 2004 годах он был лидером этого конкурса. Понятие «диктатор» при этом определяется как «глава государства, который деспотически распоряжается жизнью своих граждан и не может быть отстранён от власти законными способами».

Примечания

  1. Доклад Хрущёва «О культе личности и его последствиях» на XX съезде КПСС
  2. Вопросы истории. 1953. № 11; И. В. Сталин, ПСС в 16 томах, т. 14
  3. Фото церемонии вручения награды Комсомольская правда 21 февраля 1978 г., № 44(16155), стр.1.
  4. [1] Официальная хроника: В Меджлисе Туркменистана
  5. Вести.Ru: Смерть в бронепоезде: Ким Чен Ира похоронят 28 декабря

См.

также
  • Переписывание истории
  • Рассказы о Ленине
  • Суперпрезидентская республика
  • Культ личности Сталина
  • Культ личности Путина

Ссылки

  • Г. Х. Андерсен «Новый наряд короля»
  • Рейтинг диктаторов журнала Parade

Культ личности | это… Что такое Культ личности?

Август из Прима-Порта

Культ личности — возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах.

Утверждается, что личность имеет многочисленные таланты во всех областях человеческой деятельности, ей приписывается необычайная мудрость, способность предвидеть будущее, выбрать единственно правильное решение, определяющее процветание народа и др. В государственных учреждениях развешивают портреты данного вождя, на демонстрациях люди носят его изображения, возводятся памятники. В дополнение к чертам выдающегося государственного деятеля личности начинают приписывать замечательные человеческие качества: доброту, любовь к детям и животным, простоту в общении, скромность, способность снизойти к нуждам и чаяньям простого человека. Хотя подобное обожествление представителей власти существовало во все времена, термин «культ личности» наиболее часто применяют к социалистическим и тоталитарным режимам. Наиболее известны культы личности Ленина, Муссолини, Гитлера, Сталина и Мао Цзэдуна.

Содержание

  • 1 Исторические предпосылки и критика культа личности
  • 2 Примеры (в хронологическом порядке)
    • 2.1 Ленин
    • 2.2 Иосиф Сталин
    • 2.3 Леонид Брежнев
    • 2.4 Саддам Хусейн
    • 2.5 Сапармурат Ниязов
    • 2.6 Ким Чен Ир
  • 3 Примечания
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки

Исторические предпосылки и критика культа личности

Монумент Китайскому императору Цинь Шихуанди

На протяжении истории большинство государственных деятелей претендовало на некие выдающиеся качества.[источник не указан 958 дней]

В абсолютных монархиях императора, короля, царя, султана и т.  д. практически обожествляли. Утверждалось, что монарх — воплотитель воли бога или сам является божеством (полубогом). Обожествление правителя особенно характерно для Китая имперского периода, древнего Египта и Римской империи.

В некоторых[каких?] монархиях, однако, почитается скорее титул монарха, чем его личность, и у монарха не предполагается каких-то особо выдающихся личных свойств: он обладает властью не на основании этих предполагаемых свойств, а по праву рождения. Совершенно иная ситуация складывается при диктатурах харизматических лидеров, которым необходимо оправдывать свою власть именно предполагаемыми выдающимися качествами. Нечто подобное современному культу личности впервые наблюдается в ранней Римской империи, когда при шаткости и смутности правовых оснований власти «цезаря» ему приписывались функции героя и спасителя Отечества, а восхваление его выдающихся личных достоинств и заслуг перед государством стало обязательным ритуалом. Это положение нашло наивысшее развитие в тоталитарных диктатурах XX века, причем диктаторы, в отличие от предыдущих эпох, имели в своих руках мощнейшие инструменты пропаганды, такие как радио, кинематограф, контроль над прессой (то есть над всей доступной подданным информацией). Наиболее впечатляющие примеры культа личности дали режимы Сталина в СССР, Гитлера в Германии, Мао Цзэдуна в Китае и Ким Ир Сена в Северной Корее. В период расцвета их правления эти лидеры почитались как богоподобные вожди, не способные совершить ошибку. Повсеместно развешивались их портреты, художники, писатели и поэты плодили произведения, раскрывающие различные грани неповторимых личностей диктаторов.

Критика культа личности возникла в связи с тем, что возвеличивание отдельных личностей стало происходить в революционных движениях, которые, казалось бы, должны были бороться за равные права всех членов общества. Одними из первых критиков были Маркс и Энгельс, что не помешало их последователям поддерживать культ их личностей посмертно. Маркс писал Вильгельму Блосу:

Памятник Марксу и Энгельсу

«…Из неприязни ко всякому культу личности я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран, — я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами (Лассаль впоследствии поступал как раз наоборот)» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVI, изд. 1-е, стр. 487—488).

Энгельс высказывал аналогичные взгляды:

«И Маркс, и я, мы всегда были против всяких публичных демонстраций по отношению к отдельным лицам, за исключением только тех случаев, когда это имело какую-либо значительную цель; а больше всего мы были против таких демонстраций, которые при нашей жизни касались бы лично нас» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVIII, стр. 385).

Самым же известным разоблачителем культа личности был Хрущев, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущев, в частности, сказал:

Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году. Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и народов». Не было уже других слов, чтобы еще больше восхвалять роль Сталина. Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагроможденные в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги.[1]

Сам Сталин показательно «критиковал» культ своей личности. Например, известно следующее письмо:

ПИСЬМО В ДЕТИЗДАТ ПРИ ЦК ВЛКСМ
16.02.1938
Я решительно против издания «Рассказов о детстве Сталина». Книжка изобилует массой фактических неверностей, искажений, преувеличений, незаслуженных восхвалений. Автора ввели в заблуждение охотники до сказок, брехуны (может быть, «добросовестные» брехуны), подхалимы. Жаль автора, но факт остается фактом. Но это не главное. Главное состоит в том, что книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и людей вообще) культ личностей, вождей, непогрешимых героев. Это опасно, вредно. Теория «героев» и «толпы» есть не большевистская, а эсеровская теория. Герои делают народ, превращают его из толпы в народ — говорят эсеры. Народ делает героев — отвечают эсерам большевики. Книжка льет воду на мельницу эсеров. Всякая такая книжка будет лить воду на мельницу эсеров, будет вредить нашему общему большевистскому делу. Советую сжечь книжку. И. Сталин[2]

Также известно, что в 1931 году, когда Е. Ярославский хотел написать книгу о Сталине, Сталин сказал: «Рано ещё».[источник не указан 537 дней]

После разоблачения культа личности Сталина, в кругах сталинистов получила популярность фраза: «Да, культ был, но ведь и личность была!», авторство которой приписывается различным историческим персонажам.

Одним из известных литературных произведений, разоблачающих культ личности, является книга Джорджа Оруэлла «1984», в которой выведен образ всевидящего Старшего брата (или Большой Брат Большого брата), постоянно наблюдающего за каждым шагом членов общества. Очень метко тема лести правителям раскрыта в сказке Ганса Христиана Андерсена «Новый наряд короля». Известен также комикс Херлуфа Бидструпа, названный «Культ личности» .

Примеры (в хронологическом порядке)

Нейтральность этого раздела статьи поставлена под сомнение.

На странице обсуждения должны быть подробности.

Ленин

Основная статья: Культ личности Ленина

Иосиф Сталин

Основная статья: Культ личности Сталина

Леонид Брежнев

Славословие в адрес Брежнева (или «дорогого Леонида Ильича») было отличительной чертой «развитого социализма». Этот мелкий культ, поддерживаемый в основном номенклатурой, включал в себя вручение Брежневу непомерного количества правительственных наград[3] (в их числе «Орден Победы», которым первоначально награждали великих полководцев Второй мировой войны, и четыре золотых звёзды Героя Советского Союза) и публичное провозглашение его верным ленинцем. Активно развешивались портреты Брежнева и транспаранты с его изображениями и крылатыми выражениями из зачитанных им речей («Ленинским курсом к коммунизму», «Экономика должна быть экономной» и т. д.) Во время демонстраций люди носили портреты Брежнева и других членов Политбюро. В последние годы жизни под авторством Брежнева было опубликован ряд произведений: «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина», которые были отмечены вручением Брежневу Ленинской премии. Вместе с тем известен факт, что авторами являлись на самом деле группы писателей. Претензии Брежнева на величие отразились в большом количестве анекдотов. После смерти Брежнева его имя решено было увековечить в географических названиях. Его преемники, однако, поспешили стереть личность Леонида Ильича с карты страны и из анналов истории[источник не указан 537 дней].

Саддам Хусейн

Как и все остальные диктаторы, Саддам установил свой культ личности. В аэровокзале Багдада на каждой стене можно было видеть портреты президента страны и председателя совета революционного командования Саддама Хусейна. На бетонных колонах вокзала краской было написано «С нами Аллах и президент, долой Америку», памятники Хусейну стояли во всех госучреждениях. За время правления Саддама в Ираке было установлено множество его изваяний и портретов. На всех министерствах страны висели огромные портреты Саддама с деятельностью того или иного правительственного ведомства. В 1991 г. в стране был принят новый флаг Ирака. Хусейн собственноручно написал фразу «Аллах Акбар» на флаге. Помимо неё на флаге были запечатлены три звезды, символизирующие единство, свободу и социализм — лозунги партии «Баас».

Древний дворец царя Навуходоносора был перестроен: на кирпичах запечатлели имя диктатора. По улицам Багдада невозможно было пройти сто метров, не увидев на заборах, в магазинах, гостиницах, парикмахерских, медресе портрет лидера страны. По телевизору ко времени намаза появлялась картинка мечети с обязательным фото того же Хусейна в уголке. Иракские средства массовой информации представляли Саддама как главу нации, строителя школ и больниц. На многих видеокадрах времен его правления можно было увидеть, как иракцы просто подходят к президенту и целуют его руки или его самого.

Сапармурат Ниязов

Президент Туркмении Сапармурат Ниязов (Туркменбаши) убедительно показал всему миру, что культ личности не уходит в прошлое[источник не указан 756 дней]. В стране сохранилось много памятников Ниязову, многие из них покрыты золотом. Грандиозный 63-метровый монумент в Ашхабаде увенчан позолоченной статуей Ниязова, которая постоянно вращается таким образом, чтобы лицо Ниязова было обращено к солнцу (в мае 2008 года руководством Туркмении принято решение о переносе монумента на окраину столицы). Его именем названы город Туркменбаши (бывший Красноводск), огромное количество улиц, заводов, колхозов, школ. Президент иногда призывал сдерживать чрезмерную страсть восторженных граждан к увековечиванию его имени. Впрочем, он не скрывал, что заслуги его перед туркменским народом велики. В частности, он издал законы, запрещающие зубные протезы из золота, запретил пение под фонограмму, радио в автомобилях, бороды и длинные волосы, ввёл в обращение новый календарь (в настоящее время отменён[4]), в котором дни недели и месяца получили новые названия, закрыл все сельские больницы, отменил пенсии пожилым, имеющим детей, явился автором идеи построения ледового дворца в пустыне и многое-многое другое. Он объявил свою книгу «Рухнама» («Духовность») священной, и обязательной к преподаванию в учебных заведениях всех уровней. Утверждалось, что каждый, прочитавший эту книгу три раза, попадёт в рай.

Прижизненная купюра национальной валюты Туркменистана с портретом С. Ниязова

Ниязов отмечен множеством наград. В каждой армейской казарме есть комната «Рухнамы». Подобно Брежневу, Ниязов пять раз был назван Героем Туркменистана и награждался медалью «Алтын Ай» («Золотой полумесяц»). Ниязов — академик Туркменистана, доктор политических и экономических наук. Его заслуги не обошли вниманием и ряд зарубежных академий и университетов. Ниязов награждён золотой медалью Международной академии информатизации, золотой медалью Всемирной академии медицины имени Альберта Швейцера, премией Международной академии компьютерных наук и систем, премией Шёлкового пути.

Ким Чен Ир

Основная статья: Культ личности в КНДР

Культ личности Ким Чен Ира в Северной Корее является полурелигиозным. Власть он получил от своего отца Ким Ир Сена. Хотя Ким Чен Ир родился в 1941 году в Хабаровском крае[5], во время пребывания Ким Ир Сена в этих местах в изгнании, официальная пропаганда утверждает, что он родился в партизанском лагере, разбитом на самой высокой вершине Северной Кореи Пэктусан, и в этот момент на небе появились двойная радуга и яркая звезда. Портреты Ким Чен Ира обязательны во всех жилых домах и служебных помещениях, газетные публикации активно цитируют его работы. Имя Ким Чен Ира должно при этом набираться специальным жирным шрифтом, а в школах обучают правильной грамматике при построении фраз, восхваляющих нынешнего и покойного вождя. Он Герой КНДР, три раза был награждён Орденом Ким Ир Сена, имеет в списке наград разнообразные ордена КНДР и зарубежных стран. Ким Чен Ир имеет звание почётного доктора наук нескольких иностранных университетов. Его труды «Об идеях чучхе», «О некоторых вопросах, возникающих при изучении философии чучхе», «О киноискусстве», «О литературе, основанной на принципе чучхе» считаются классическими. Ким Чен Ир считается замечательным композитором, причём шесть опер, авторство которых ему приписывается, были написаны за два года. Он также великий архитектор, создавший план «Башни Чучхе» в Пхеньяне. Ким Чен Ир с 2003 года прочно входит в тройку лидеров наиболее свирепых диктаторов, ежегодно составляемую американским журналом «Parade». В 2003 и 2004 годах он был лидером этого конкурса. Понятие «диктатор» при этом определяется как «глава государства, который деспотически распоряжается жизнью своих граждан и не может быть отстранён от власти законными способами».

Примечания

  1. Доклад Хрущёва «О культе личности и его последствиях» на XX съезде КПСС
  2. Вопросы истории. 1953. № 11; И. В. Сталин, ПСС в 16 томах, т. 14
  3. Фото церемонии вручения награды Комсомольская правда 21 февраля 1978 г., № 44(16155), стр.1.
  4. [1] Официальная хроника: В Меджлисе Туркменистана
  5. Вести.Ru: Смерть в бронепоезде: Ким Чен Ира похоронят 28 декабря

См.

также
  • Переписывание истории
  • Рассказы о Ленине
  • Суперпрезидентская республика
  • Культ личности Сталина
  • Культ личности Путина

Ссылки

  • Г. Х. Андерсен «Новый наряд короля»
  • Рейтинг диктаторов журнала Parade

Культ Личности | Encyclopedia.com

гейл

просмотров обновлено 23 мая 2018

БИБЛИОГРАФИЯ

Культ личности Культ личности — уничижительный термин в рамках почти единого и детаратарного государства, означающий концентрацию всей власти в одном государстве. лидер государственной пропаганды. Тоталитарные режимы используют подконтрольные государству средства массовой информации, чтобы посредством беспрекословной лести и восхвалений культивировать невероятный общественный образ лидера. Лидеров хвалят за необычайное мужество, знания, мудрость или любые другие сверхчеловеческие качества, необходимые для легитимации тоталитарного режима. Культ личности служит для поддержания такого режима у власти, препятствует открытой критике и оправдывает любые политические повороты, на которые он может пойти. Среди наиболее печально известных и широко распространенных культов личности в двадцатом веке были культы, окружавшие Гитлера, Муссолини, Сталина, Мао Цзэдуна, Франсиско Франко, Чан Кайши, Хо Ши Мина, Ким Ир Сена, Хуана и Эвиту Перон, Пол Пота, Аугусто Пиночета, Ким Чен Ир и Саддам Хусейн. Этот термин иногда — хотя и идиосинкразически — применяется к национальным лидерам, которые не искали подобного богоподобного поклонения в течение своей жизни или срока пребывания в должности, но позже были прославлены правительством или в национальных средствах массовой информации. Примеры могут включать Джорджа Вашингтона, Наполеона Бонапарта, Авраама Линкольна, Владимира Ленина, Мустафу Кемаля Ататюрка, Шарля де Голля, Рональда Рейгана, Маргарет Тэтчер и других.

Культ личности отличается от «поклонения героям» Томаса Карлайла тем, что он намеренно строится вокруг национального лидера и часто используется для оправдания авторитарного правления. В одном из наиболее идиосинкразических употреблений оно иногда применяется по аналогии для обозначения публичного почитания известных лидеров социальных движений, таких как Карл Маркс, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг-младший, Че Гевара, Малкольм Икс, Нельсон Мандела и другие. другие. Фактически, сам термин происходит от критики Карлом Марксом «суеверного поклонения авторитетам», которое развилось вокруг его собственной личности, признанных заслуг и вклада в работу Первого Социалистического Интернационала во второй половине XIX века.

Исторически так сложилось, что многие правители поддерживали свои собственные культы личности. Абсолютные монархии были преобладающей формой правления на протяжении большей части письменной истории, и большинство традиционных монархов вызывали общественный трепет и обожание. Например, Египет фараонов, Императорский Китай и Римская империя предоставили своим коронованным правителям статус почитаемых королей-богов. Доктрина божественного права королей утверждала, что монархи-абсолютисты, такие как Генрих VIII, Людовик XIV или Екатерина Великая, восседали на своих тронах по воле Бога. Демократические революции восемнадцатого и девятнадцатого веков сделали для традиционных автократов все труднее сохранять свою божественную ауру. Однако развитие современных средств массовой информации, государственного государственного образования и правительственной пропаганды позволило некоторым недавним национальным лидерам манипулировать общественным мнением и создавать почти столь же превозносимый общественный имидж. Культы личности развивались вокруг некоторых из самых печально известных тоталитарных диктаторов двадцатого века, таких как Гитлер, Сталин и Мао, которых на пике их личностной власти превозносили как непогрешимых, богоподобных существ. Их портреты висели в каждом частном доме или общественном здании, а художники и поэты страны должны были создавать произведения искусства, преклоняющиеся перед героем-вождем.

Многие менее известные автократы занимаются подобным самопрославлением, подчиняя почти все аспекты национальной жизни своему непостоянному тщеславию, мании величия и тщеславию. В постсоветском Туркменистане, например, покойный пожизненный президент Сапармурат Ниязов поощрял собственный культ личности, усеивая местные пейзажи общественными памятниками себе и даже переименовывая месяцы в году, чтобы отдать дань уважения себе и своей семье. . После провозглашения независимости Туркменистана 19 октябряВ 91 году бывший председатель Совета министров советской эпохи и первый секретарь Туркменской коммунистической партии быстро зарекомендовал себя как центр и источник всей политической власти в новой стране. Ниязов стал первым президентом независимого Туркменистана и выиграл безальтернативные выборы 1992 года, которые были единственными президентскими выборами, проведенными во время его правления. Он принял титул Туркменбаши («глава всех туркмен»), и послушный законодательный орган страны провозгласил его пожизненным президентом. Он даже написал книгу — Рухнама , или «Книга Духа», стала обязательной частью учебных программ на всех уровнях национальной системы образования.

Термин культ личности стал модным словечком после того, как советский лидер Никита Хрущев резко осудил почти обожествление Сталина перед закрытым заседанием ХХ съезда партии 25 февраля 1956 года:

Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что Сам Сталин всеми мыслимыми способами поддерживал прославление собственной персоны… Одним из наиболее характерных примеров сталинского самопрославления и отсутствия у него даже элементарной скромности является издание его Краткая биография , вышедшая в свет в 1948 году. Эта книга — выражение самой безудержной лести, пример превращения человека в бога, превращения его в непогрешимого мудреца, «величайшего вождя», «возвышенного стратега всех времен и народов». В конце концов, не нашлось больше слов, которыми можно было бы восхвалять Сталина до небес. Нам нет нужды приводить здесь примеры отвратительной лести, заполняющей эту книгу. Остается только добавить, что все они были одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них были добавлены его собственной рукой к черновому тексту книги. (Хрущевская 1989)

В стране, давно известной своим традиционным поклонением религиозным святым и царям, публичное возвеличивание советских лидеров сознательно проводилось как необходимое для построения национального единства и консенсуса. Результатом стал культ личности Сталина — полная верность и преданность всех советских граждан всемогущему вождю, чья полубожественная личность олицетворяла героизм и славу «построения социализма в одной стране». «Секретная речь» Хрущева стала серьезным прорывом постсталинского руководства с гнетущим господством сталинизма. «Большой брат», вымышленный персонаж знаменитого романа Джорджа Оруэлла 9.0012 Девятнадцать восемьдесят четыре , широко распространено мнение, что это сатира на культ личности Сталина (хотя в равной степени вероятно, что он был основан на вездесущем британском лорде Китченере).

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ Авторитаризм; Автократия; Божественное право; Гитлер, Адольф; Хрущев, Никита; Мао Зедун; перонизм; Социальные движения; Сталин, Иосиф; сталинизм; Тоталитаризм

Боун, Мэтью С. 1991. Культ личности: апофеоз Сталина, 1945–56. В Искусство при Сталине . Нью-Йорк: Холмс и Мейер.

Чендлер, Дэвид П. 1999. Брат номер один: политическая биография Пол Пота . Боулдер, Колорадо: Westview.

Холландер, Пол. 2002. Культ личности в коммунистических государствах. В Недовольства: Постмодернизм и посткоммунистический . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Транзакция.

Хрущев, Никита С. 1989. О КУЛьТе ЛИЧХОКТИ Иеро IIOCЛеДCTBИЯX [О культе личности и его последствиях]. И3БЕКТИЯ ЦПЦК [Известия Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза] 3 (март).

Овери, Ричард Дж. 1997. Культ личности: Сталин и наследие войны. В Война России: Кровь на снегу . Нью-Йорк: телекниги.

Райан, Луиза. 2001. Культ личности: переоценка движений за лидерство и избирательное право в Великобритании и Ирландии. В Лидерство и социальные движения , изд. Колин Баркер, Алан Джонсон и Майкл Лавалетт, 196–212 гг. Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета.

Россен Василев

Международная энциклопедия социальных наук

gale

просмотров обновлено 21 мая 2018

«Секретная речь». Он заявил: «Недопустимо и чуждо духу марксизма-ленинизма возвеличивать одного человека, превращать его в сверхчеловека, обладающего сверхъестественными свойствами, подобными божественным». Помимо перечисления сталинских репрессий против коммунистической партии во время чисток, Хрущев рассказал, как в фильмах, литературе, его Краткая биография, и Краткий курс истории Коммунистической партии, Сталин сместил Владимира Ленина, партию и народ и взял на себя ответственность за все успехи революции, гражданской войны и Второй мировой войны. . В своей речи Хрущев превозносил Ленина как скромного «гения» и требовал, чтобы «история, литература и изобразительное искусство должным образом отражали роль Ленина и великие дела нашей Коммунистической партии и советского народа». Формулировка Хрущева раскрывает парадокс «культа личности». Очерняя культ Сталина, Хрущев возродил культ Ленина.

Аналитики проследили культ вождя до самых первых дней Советского Союза, когда вокруг Ленина спонтанно вырос культ личности. Культ вырос среди большевиков из-за статуса Ленина как лидера партии, а среди населения из-за русских традиций олицетворения политической власти в царе (Tucker, 1973, стр. 59–60). Сам Ленин был потрясен тенденцией превращения его в мифического героя и боролся с ней. Однако после смерти вождя в 1924 году почитание Ленина стало неотъемлемой частью борьбы Коммунистической партии за легитимность. Лидеры партии опирались как на политические, так и на религиозные традиции в своем решении разместить мавзолей с забальзамированным телом Ленина в географическом и политическом центре советской власти на Красной площади в Москве. Как только Ленин был прославлен как священная фигура, его потенциальные преемники постарались позиционировать себя как его истинные наследники.

После того, как Сталин укрепил свою власть и встал на путь социалистического строительства, он начал строить свой собственный культ личности. Усилиям Сталина способствовал существовавший ранее культ вождя, и он трубил о своих особых отношениях с Лениным. Ранние свидетельства культа Сталина можно найти в освещении в прессе его пятидесятилетия в 1929 году, в котором превозносится «любимый вождь, вернейший ученик и соратник Владимира Ильича Ленина» (Брукс, 2000, с. 61). . В начале 19В 30-е годы Сталин формировал свой образ лидера, зарекомендовав себя как превосходного эксперта в областях, не связанных с политикой. Он стал «главным из ныне живущих философов-марксистов» и авторитетным историком партии (Tucker, 1992, стр. 150–151). Сталин беззастенчиво переписал историю партии, чтобы в 1917 году стать главным помощником и советником Ленина. Советская общественная культура 1930-х и 1940-х годов приписывала все достижения советского государства непосредственно Сталину и восхваляла его военный гений в создании победы во Второй мировой войне. Жестокие сталинские репрессии шли рука об руку с почти обожествлением его личности. Излияние горя по поводу его смерти в 19 г.53 раскрыл силу образа Сталина как мудрого отца и вождя народа.

Придя к власти, Никита Хрущев сосредоточился на уничтожении культа Сталина. Многие считают нападение Хрущева на культ Сталина в 1956 году его лучшим политическим моментом. Хотя Хрущев критиковал Сталина, он подтвердил институт культа вождя, ссылаясь на Ленина и продвигая свои собственные достижения. Осуждение Хрущевым культа Сталина также ограничивалось его стремлением сохранить легитимность социалистического строительства, начатого Сталиным. После падения Хрущева Леонид Брежнев подверг критике личный стиль руководства Хрущева, но прекратил нападки на культ личности Сталина. Затем он использовал институт культа вождя, чтобы повысить свою легитимность.

Как и культ Сталина, культ Брежнева подчеркивал «связь с Лениным, [его]… роль в достижении успехов… и его отношения с народом» (Гилл). Партия брежневской эпохи также увековечила культ Ленина и подчеркнула свою связь с Лениным, организовав пышное празднование столетия со дня рождения Ленина в 1970 году. Ассоциация советских достижений с Брежневым меркнет по сравнению с культом Сталина и восхвалением достижений Брежнева. часто связывали их и с Коммунистической партией. И Хрущев, и Брежнев стремились поднять статус Коммунистической партии по отношению к ее лидеру. И все же Сталин, Хрущев и Брежнев понимали роль народа как последовательно подчиненную вождю и партии.

Только в середине 1980-х годов, когда Горбачев ввел политику гласности или открытости, институт культа личности подвергся постоянным нападкам. Советская пресса разоблачила преступления Сталина, а затем начала тщательно анализировать действия всех советских руководителей, в том числе и Ленина. Горбачевская пресса фактически разрушила институт культа советского вождя, разоблачив гротескные фальсификации, необходимые для его увековечения, и жестокие репрессии против населения, скрытые за его фасадом. Эти нападки на культ личности подорвали легитимность Советского Союза и способствовали его падению.

В постсоветский период аналитики стали замечать признаки нарастания культа личности вокруг Владимира Путина. Другие наблюдатели, однако, скептически относятся к тому, насколько успешным мог бы быть такой культ лидера в отсутствие партийной структуры для его продвижения и с учетом широкого доступа к информации, которым пользуются современные россияне. Культ личности сыграл решающую роль в развитии Советского государства и в его распаде. Дискредитация культа вождя как института в позднесоветский период делает его постсоветское будущее в лучшем случае неопределенным.

См. также: Хрущев Никита Сергеевич; могила Ленина; Ленин, Владимир Ильич; путин владимир владимирович; сталин иосиф виссарионович

библиография

Брукс Джеффри. (2000). Спасибо, товарищ Сталин! Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.

Гилл, Грэм. (1980). «Культ советского лидера: размышления о структуре лидерства в Советском Союзе». Британский журнал политических наук 10(2):167–186.

«Насколько вероятен культ личности Путина?» (2001). [Панельная дискуссия] Текущий дайджест постсоветской прессы 53(21):4–6.

Хрущев Никита. (1956). «О культе личности и его пагубных последствиях» Протоколы и дебаты Конгресса 84-го Конгресса, 2-я сессия (22 мая – 11 июня), C11, Часть 7 (4 июня), стр. 9 389–9 403.

Такер, Роберт С. (1973). Сталин как революционер, 1879–1929 гг. Нью-Йорк: Нортон.

Такер, Роберт С. (1992). Сталин у власти: революция сверху, 1928–1941 гг. Нью-Йорк: Нортон.

Тумаркина Нина. (1983). Ленин жив! Культ Ленина в России. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

Карен Петроне

Энциклопедия истории России ПЕТРОН, КАРЕН

Культ личности Определение и значение

  • Основные определения
  • Викторина
  • Примеры на основе уровней сложности
  • 7

Сохрани это слово!

Показывает уровень сложности слова.


сущ.

культ, пропагандирующий преклонение перед живым национальным лидером или общественным деятелем, поощряемый Сталиным для расширения своей власти.

ВИКТОРИНА

ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?

Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!

Вопрос 1 из 7

Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.

Возникновение культа личности

Вероятно, ранее 1965–1970 гг.; перевод русского культ личности

Слова рядом культ личности

возделывать, культивировать, возделывать свой огород, возделывать, земледелец, культ личности, возделывать, культурный, культурная антропология, культурное присвоение, культурный капитал

Dictionary.com Unabridged Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022

Как использовать «культ личности» в предложении

  • За последний год ее занятия по фьюжн-тренировкам стали культовыми и стали обязательными среди знаменитостей.

    Как «Класс» Тэрин Туми стал последним увлечением фитнесом в Нью-Йорке|Лиззи Крокер|9 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • И, особенно когда дело доходит до середины, важна личность.

    Почему это Liberal Hearts Huckabee|Салли Кон|6 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • Далласские ковбои распродают свой ультрасовременный футбольный стадион.

    Останется ли Техас техасцем?|Дэвид Фонтана|29 декабря 2014|DAILY BEAST

  • Мы радостно поднимаем наш гоголь-моголь в воздух, обнимаем друг друга и поднимаем фальшивые голоса в песне.

    Объяснение текста самой запутанной рождественской музыки (ВИДЕО)|Кевин Фэллон|24 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

  • «Мы выиграли войну», — заявил на прошлой неделе представитель Fox News.

    Почему я за войну на Рождество|Асавин Суебсенг|23 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

  • Однако, достигнув Испании, магия личности Императора вскоре восстановила силу и престиж французского оружия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *