Вопрос 41. Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации.
Понятие мышления.
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.
Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, осуществленных для решения познавательных проблем, систематической ориентации в конкретных ситуациях. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи.
Существуют разные психологические теории мышления. Согласно ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Представители вюрцбюргской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно психологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, приобретая характер внутренних «умственных» действий.
Мышление — высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.
Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.
Мышление носит активный и проблемный характер. Оно направлено на решение проблем. Выделяют такие фазы мыслительного процесса:
Осознание проблемной ситуации – возникает осознание наличия информации о дефиците.
Не стоит думать, будто это есть начало мышление, ведь осознание проблемной ситуации уже включает в себя предварительный мыслительный процесс.Осознание наметившегося решения как гипотезы – включает в себя поиск вариантов решения.
Фаза проверки гипотез – ум тщательно взвешивает все «за» и «против» своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.
Решение проблемы – получение ответа на поставленный вопрос или решение поставленной задачи. Решение фиксируется в суждении по данному вопросу.
Мыслительные операции. Формы мышления.
1. Анализ – разложение целого на части или свойства (форма, цвет и т.д.)
2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое
3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия
4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам
5. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.
6. Конкретизация — это процесс противоположный абстракции. Мы используем конкретные явления.
Эти операции не просто различные рядоположные и независимые варианты умственных действий, а между ними существуют отношения координации, поскольку они являются частными, видовыми формами основной, родовой мыслительной операции опосредования. Более того, произвольная регуляция мышления создает возможность обратимости операций: расчленение и соединение (анализ и синтез), установление сходства и выявление различий (или сравнение: если A>B, то B<A), обобщение и конкретизация (родо-видовые отношения)
Понятие и научное познание. Наше мышление будет тем точнее, чем более точные и бесспорные понятия мы связываем. Понятие возникает из обычного представления путем уточнения, оно является результатом процесса мышления, с помощью которого и ребенок и взрослый открывает взаимосвязи между предметами и событиями.
Формы – суждение, умозаключение, понятие, аналогия.
Обобщенность и опосредованность мысли.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека, позволяет отражать окружающую действительность, обобщать и устанавливать связи и отклонения между предметами и явлениями. Обобщенность мысли представлена вычленением общих отношений посредством операции сопоставления. Мышление – это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного (частного) к общему. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Мышление опосредованно действием.
Виды мышления.
Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией.
Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно, абстрактно – логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций.
Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления)
Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль)
Практическое мышление
Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.
Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением репродуктивным.
Критическое мышление – представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.
Пралогическое мышление— понятие, введенное Л.Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий смежных во времени и пространстве служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром.
При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил – магическое мировоззрение. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе парципации, а не логического мышления)
Вербально – логическое мышление – один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.
Пространственное мышление – совокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.
Интуитивное мышление – один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.
Реалистическое и аутическое мышление. Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания.
Также существует непроизвольное и произвольное мышление.
Возможности классификации.
(Л.Л. Гурова) принятой классификации видов и форм мышления, отвечающей современной теории мышления, не существует. Так, неверно устанавливать разделительную границу между теоретическим и практическим мышлением, образным и понятийным, как это делается в старых учебниках психологии. Виды мышления следует различать по содержанию совершаемой деятельности – решаемых в ней задач, а формы мышления, по-разному связанные с содержанием, — по характеру выполняемых действий и операций, их языку.
Могут выделять таким образом:
по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое;
по характеру решаемых задач: теоретическое – практическое;
по степени развернутости: дискурсивное – интуитивное
по степени новизны: репродуктивное – продуктивное.
13. Понятие о мышлении. Виды мышления, формы мышления. Психология
13. Понятие о мышлении. Виды мышления, формы мышления. ПсихологияВикиЧтение
Психология
Богачкина Наталия Александровна
Содержание
13. Понятие о мышлении. Виды мышления, формы мышления
Мышление – это наиболее сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира.
Черты мышления:
1) творчески перерабатывает уже имеющиеся представления и создает новые, которых в данных момент еще не существует ни у субъекта, ни в самой действительности;
2) способно отражать не только отдельные предметы, явления и свойства, но и существующие между ними связи, причем в обобщенной форме.
3) опосредованно отражает окружающий мир
К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:
а) если непосредственное познание невозможно, так как наши анализаторы несовершенны или вовсе отсутствуют;
б) если непосредственное познание невозможно в условиях реального времени, например археологические раскопки
в) если непосредственное познание нецелесообразно, например, нет смысла выходить на улицу чтобы узнать температуру воздуха;
4) активно функционирует в условиях проблемной ситуации
5) расширяет границы познания;
6) позволяет предвидеть наступление некоторых событий, например, солнечного затмения
По характеру решаемых задач выделяется мышление теоретическое, с помощью которого устанавливаются общие закономерности, и практическое, посредством которого решаются конкретные задачи. По степени развернутости мышление бывает дискурсивным (задача решается постепенно, шаг за шагом) и интуитивным (решение приходит внезапно, на основании догадки).
В зависимости от оригинальности, новизны выделяют мышление репродуктивное (усвоение готовых знаний) и продуктивное (творческое). По форме мышление бывает наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление направлено на решение задач посредством внешних, практических действий. Наглядно-образное мышление опирается на представления или восприятие, так как задачи решаются посредством образов. Словесно-логическое мышление – это мышление понятийное, когда задача решается при помощи рассуждений. Форма мышления, посредством которой отражаются общие, наиболее существенные свойства явлений и предметов окружающего мира, называется понятием. Понятия подразделяются на общие (отличаются большим объемом) и конкретные. Общие понятия выражаются через конкретные, например, сажают не просто дерево как таковое, а конкретно березу, яблоню и т. д. Суждения подразделяются на общие, частные, единичные. Общие суждения содержат утвердительную или отрицательную информацию обо всех предметах и явлениях («у детей высокая переключа-емость внимания»). Частные – только о части предметов и явлений, включенных в понятие («дети этого класса хорошо танцуют»). Единичные – речь идет об индивидуальном понятии («Витя Иванов хорошо рисует»). Форма мышления, посредством которой сопоставляются и анализируются разнообразные суждения с целью получения нового суждения, называется умозаключением.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Особенности мышления
Особенности мышления Между мальчиками и девочками имеются не только физические и половые, но и психические различия. Они отчетливо проявляются уже в дошкольном возрасте. Затем с началом учебы в школе становятся еще более выраженными. Особенности мышления обусловлены
30. ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ
30. ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ Сторонники ассоциативной теории для того, чтобы объяснить направленный характер мыслительного процесса, попытались использовать персеверацию. Она выражается в тенденции представлений удерживаться каждый раз, снова проникая в течение наших
31. ПРОЦЕССЫ, ФОРМЫ, СВОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ. ВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
31. ПРОЦЕССЫ, ФОРМЫ, СВОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ. ВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Процессы мышления – те процессы, с помощью которых человек решает определенные задачи. Это могут быть внутренние и внешние процессы, и в разных видах мышления они выступают как различные.Под
22. ПРОЦЕССЫ, ФОРМЫ, СВОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ.
ВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ22. ПРОЦЕССЫ, ФОРМЫ, СВОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ. ВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Процессы мышления – те процессы, с помощью которых человек решает определенные задачи. Это могут быть внутренние и внешние процессы, и в разных видах мышления они выступают как различные.Под
Расстройства мышления
Расстройства мышления Расстройства мышления обычно распознаются по речи и письму. О них может также свидетельствовать неспособность пациента справиться с определенными заданиями (так, при выполнении одного из психологических тестов на выявление расстройств мышления
III Уровень развития мышления
III Уровень развития мышления ЛМ – Логическое мышление1. Логическое мышление не развито.2. Не умеет сравнивать, обобщать, систематизировать.3. Испытывает затруднения при сравнении, обобщении, выполнении действий по аналогии. Часто ошибается или не может сделать верного
30 МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БЕЗРАБОТНЫМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ, ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ОКАЗАНИЯ, РАЗМЕР
30 МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БЕЗРАБОТНЫМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ, ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ОКАЗАНИЯ, РАЗМЕР Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной
16. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
16. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА Государственный орган – это структурно обособленное звено государственного аппарата, обладающее следующими основными признаками:1) осуществляет от имени государства его задачи и функции;2) обладает
14. Операции мышления.
Индивидуальные особенности мышления14. Операции мышления. Индивидуальные особенности мышления Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.Анализ – мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части.Синтез – мысленное объединение
39. Развитие мышления
39. Развитие мышления Подростковый возраст характеризуется умением обучаться как в теоретическом, так и в практическом плане. Впервые проявляется такая особенность, как склонность к экспериментированию, частным проявлением которой является нежелание все принимать на
Важные процессы мышления
Важные процессы мышления Поскольку память имеет сложную и многогранную структуру, очень важно попытаться понять, какие взаимосвязанные функции мышления влияют на память и какую роль они при этом играют. Существенное воздействие на память оказывает концентрация, но не
Секрет позитивного мышления
Секрет позитивного мышления Лучший способ заставить ваш мозг работать эффективно (для вас, а не против вас) состоит в применении позитивного мышления. Негативное мышление заставляет ваш мозг работать против самого себя. Но часто позитивное мышление не приносит
Техника созидательного мышления
Техника созидательного мышления В том случае, если ум освободился от печали, уныния, беспокойства и напряжения, а также от таких чувств как злоба, ненависть, жадность и гордыня, то поддержание его в этом состоянии называется позитивным мышлением. Замена этих
Азбука позитивного мышления
Азбука позитивного мышления А Абсолют Абсолют (абсолютный) – не ограниченный никакими условиями, обладающий полной свободой. В литературе часто употребляется слово «Абсолют» для описания Высшего, Божественного, Вечного и Всеблагого.«За природой стоит величайшая
Основные типы мышления и их понимание
Основными стилями мышления являются критическое мышление, аналитическое мышление, конкретное мышление, абстрактное мышление, творческое мышление, дивергентное мышление и конвергентное мышление. Это способы, которыми человек распознает обработку данных мыслей для построения своих действий и решений.
Понимание мыслительных процессов необходимо для создания умных планов, принятия правильных решений и выбора, изучения новых вещей, размышлений и сохранения как можно большего количества информации в памяти. Есть разные типы мыслителей. На пути к выяснению своего стиля мышления и обработки данных можно правильно организовать свой опыт. Этот процесс способствует точному и глубокому интуитивному пониманию. Ваши умственные и когнитивные процессы будут под вашим контролем. Таким образом, вы можете создать свой стиль обучения, взломать свое познание и расширить свою память. Это также позволяет понимать собственные чувства и выражать себя другим.
Типы мышления
Четкое понимание того, какой вы мыслитель, может помочь вам повысить эффективность обучения, обработки новой информации и запоминания сложных понятий. Итак, давайте рассмотрим распространенные типы более подробно и сравним некоторые из них.
Критическое мышление
Люди с критическим типом мышления стремятся учиться и получать новые знания и опыт. Широкий круг интересов позволяет стать свободомыслящим и терпимым к разнообразным взглядам. Это также означает, что ваш разум готов наблюдать, анализировать и синтезировать информацию. Существует множество признаков, которые помогут вам понять, критично ли ваше мышление. Один из них использует несколько источников при изучении одной темы, чтобы делать разумные выводы и формировать неограниченные мнения. Гибкость ума и способность распознавать собственные ошибки — это другие качества, которыми обладают критически мыслящие люди. Стремитесь всегда быть хорошо информированным, непредубежденным и уверенным в своих рассуждениях. Тогда человек более способен развиваться и расти в различных направлениях. Предположим, вы заметили какие-то барьеры, которые мешают вам разумно мыслить. Было бы здорово проверить упражнения на критическое мышление, чтобы укрепить навыки, необходимые для достижения впечатляющих успехов в карьере или учебе, отшлифовать рассуждения и развить творческий потенциал.
Аналитическое мышление
Аналитическое и связное мышление относится к числу распространенных типов мышления, которые каждый должен развивать и развивать. Это означает, что ваш разум способен собрать все необходимые детали и принять во внимание все переменные, прежде чем что-то решить или сделать выбор. Аналитические мыслители, столкнувшись с проблемой, легко придумают хорошо продуманный алгоритм действий, чтобы знать, какой шаг предпринять дальше, так как они любят, когда им бросают вызов. Большинство видов работ и профессий требуют сильных навыков применения логических рассуждений. Умение подходить к задачам и делать выводы непредвзято и непредвзято для учащихся также весьма полезно. Кроме того, чтобы достичь гармонии и последовательности мыслей, вы должны быть готовы к разным взглядам при рассмотрении вопросов. Кроме того, ваш мозг должен быть готов принять тот факт, что вы можете ошибаться. Наконец, вы должны воспринимать каждую неудачу и трудность как возможность расти и учиться.
Конкретное мышление против абстрактного мышления
Чтобы продвинуться дальше в раскрытии различных типов мышления, было бы полезно сравнить абстрактное и конкретное мышление. Абстрактный тип мышления относится к нашей способности формировать идеи и концепции, не привязываясь к физическим вещам. Это способ мышления, который включает в себя символизм и концептуальные формы. Многие авторы, писатели, живописцы и художники используют абстрактные мысли для создания оригинального произведения искусства. Абстрактные мыслители лучше работают и могут лучше усваивать знания благодаря превосходной гибкости ума. Конкретный тип означает полагаться на факты и физический мир, не воспринимая информацию за пределами существующих вещей. Целый ряд специалистов требует конкретного подхода, например, бизнес- и финансовые аналитики или инженеры-технологи. Но выигрышная ситуация состоит в том, чтобы объединить два типа мышления. Таким образом, вы будете эффективно использовать свои навыки абстрактного мышления без ограничений и в то же время сможете научиться использовать четкие факты, когда это необходимо.
Креативное мышление против дивергентного мышления
Что касается творческого мышления, это тип мышления, который можно подпитывать и развивать. Имея одну проблему, творческое мышление побуждает искать разные решения и выбирать то, которое обязательно принесет ожидаемые результаты. Это похоже на дивергентный мыслительный процесс, который включает в себя свободный и неограниченный метод решения проблемы. Следуя многим направлениям мысли, свежие и оригинальные идеи будут легко генерироваться. Однако дивергентное мышление — это лишь часть творческих процессов, происходящих в нашем мозгу. Креативное мышление охватывает гораздо больше процессов, позволяя вам легко выражать свои мысли и генерировать идеи. Любой может заниматься творчеством с помощью специально разработанного набора упражнений, чтобы оставаться умственно гибким и сохранять память острой. Внедрение техник для развития творческого мышления имеет множество далеко идущих преимуществ для вашего мозга. Так что будьте готовы обрести аналитический склад ума и нестандартное мышление, развивая свою творческую силу.
Конвергентное мышление
Способность придумывать более одной интерпретации является мощным навыком. Хотя иногда для получения работоспособного решения проблемы требуется точность. К конвергентным типам мыслителей относятся личности, способные обходить стороной ненужные вещи, отвлекающие внимание, и быстро находить правильное решение. Этот навык находится в авангарде каждого мощного организационного процесса, где для успеха необходимо быстрое принятие решений. Опираясь только на установленные стандарты, правила и критерии, а также логически обдумывая проблемы, конвергентные мыслители могут быть сосредоточены и принимать только твердые решения, не теряя времени на рассмотрение альтернатив. Однако должно быть ясно, что такое понятие противоположно творчеству и должно использоваться правильно.
Считается, что у большинства людей преобладает один образ мышления, в то время как другие способы используются в той или иной степени. Тем не менее, стили мышления определенно могут быть улучшены. Каждое когнитивное умение можно улучшить, будь то способность концентрировать внимание на чем-то одном за счет всего остального или более открыто и без границ анализировать ситуацию. Чтобы достичь многоуровневого мышления и получить больший контроль над когнитивными процессами, рекомендуется разработать индивидуальную стратегию стимуляции мозга. Правильно подобранные инструменты ума помогут вам избавиться от слабостей, улучшить интеллект и активировать различные типы мышления, когда это необходимо больше всего.
Проверенные способы развития мыслительных навыков и переосмысления шаблонов мышления
Самый ценный актив, которым мы все обладаем, — это наш мозговой потенциал и сила мышления. Таким образом, затраты времени и усилий на укрепление памяти, развитие различных типов мышления и оттачивание умственных способностей окупятся и принесут выдающиеся результаты. Бдительность ума и быстрая обработка информации являются ключевыми составляющими вашего успеха на работе или в университете. Борьба с признаками старения, повышение уверенности в себе и усиление любознательности также являются отличным бонусом, который может получить любой человек, если он включит умные упражнения в свой ежедневный график.
Существует множество очевидных способов отточить свое мышление. Это может быть чтение, изучение нового языка, начало занятий йогой или корректировка диеты. Однако ничто не может сравниться с мнемоникой и техниками запоминания, такими как дворец разума. С помощью этого типа тренировки мозга вы не только значительно улучшите свои навыки памяти, снизите уровень беспокойства и улучшите настроение. И даже если на первый взгляд строительство дворца памяти кажется сложной задачей, регулярно занимаясь физическими упражнениями, каждый может раскрыть природную силу ума.
Откройте для мозга новые возможности с помощью набора методов, одновременно добавляйте стимулирующие и развлекательные приложения и оставайтесь умственно активными. В результате вы измените свое мышление, улучшите скорость запоминания и восстановите мотивацию и вдохновение для достижения более выдающихся результатов.
Часто задаваемые вопросы
Каковы четыре состояния ума?
Ваш разум может находиться в критическом или автопилотном состоянии — это считается вредным режимом, который может помешать человеку быть разумным. Напротив, занятое или мыслящее состояние — это то, что позволяет вам оставаться умственно активным.
Каково высшее состояние ума?
Наши эмоции, мысли и более глубокое понимание, которые находятся за пределами нашего сознания, трудно раскрыть. Таким образом, наше состояние бессознательности является высшим уровнем ума.
Какой тип мышления лучше?
Лучший способ грамотно действовать в уме – тренировать и комбинировать несколько типов мышления.
Концепции мышления: определение и психология
Что такое мышление? Как мы мыслим мозгом? Наш разум — это бесконечные загадки мыслей, проблем и решений. Как работает все это мышление?
- Какие понятия мышления в психологии?
- Каково определение мышления в психологии?
- Какие концептуальные инструменты мышления существуют в психологии?
- Каковы некоторые примеры и характеристики мышления в психологии?
Концепции мышления в психологии
Мышление — это широкая тема, и существуют разные типы, способы и характеристики мышления. В центре этой темы находится то, что мы называем познанием.
Познание — это все умственные способности и действия, связанные с запоминанием, мышлением, общением и знанием.
Концепции
Как мы организуем всю информацию, о которой думаем? Мы мысленно распределяем информацию по категориям. Понятия — это ментальные группировки событий, сходных объектов, идей и людей. Фрукты являются примером концепции. Есть много видов фруктов, которые вписываются в эту категорию в нашем сознании. Более того, концепция желтых фруктов, вероятно, заставляет вас думать о бананах и ананасах.
Группировка информации в концепции дает нашему уму меньше работы. Без такой организации информации нам пришлось бы придумывать новое слово для всего! Как мы создаем концепцию в уме? Создание концепции начинается с прототипа!
Прототипы
Прототипы — это просто репрезентативные мысленные образы или примеры концепции. Когда мы сопоставляем новый элемент с прототипом, это создает путь для быстрой сортировки, чтобы потом его было легче вспомнить. Когда вы думаете о фруктах, какие фрукты первыми приходят на ум? Это яблоко? Если да, то, вероятно, это ваш фруктовый прототип! Он говорит вам, что квалифицируется как фрукты и должно быть отсортировано в эту категорию.
Когда мы сталкиваемся с новым для нас объектом, нам может понадобиться новый прототип. Мы можем создать в уме совершенно новую категорию для объекта или узнать больше об объекте, чтобы увидеть, можем ли мы поместить его в существующую категорию. Может быть, мы полностью изменим наше понимание концепции и прототипа, чтобы соответствовать новому примеру!
Знаете ли вы, что помидоры — это фрукты? Фрукты содержат мякоть и семена, и помидоры идеально подходят под эту категорию. Огурцы, авокадо, оливки и кукуруза также являются фруктами. Бамия и стручковая фасоль также технически являются фруктами. Нужно ли изменить вашу концепцию и прототип фруктов, чтобы приспособить их к этим продуктам питания?
Концепция и прототип, StudySmarter Original
Определение мышления в психологии
Когда мы намеренно и тщательно применяем наши мысли к окружающему миру, чтобы понять, связать и решить проблемы, наше познание превращается в критическое мышление . Джон Дьюи (1910) ввел термин критическое мышление и описал его как применение понимания . Он также называл критическое мышление рефлексивным мышлением или рефлексивным мышлением.
Критическое мышление Джона Дьюи
Джон Дьюи заявил, что критическое или рефлексивное мышление начинается с желания решить проблему . Дьюи говорит, что поиск ответа на основе имеющихся данных является абсолютной сущностью научного подхода. Ответ на вопрос с использованием научного подхода требует творчества, интеллектуальная честность и надежное суждение.
I интеллектуальная честность решение проблем с беспристрастным и честным отношением.
Исследователь пришел к выводу об исследовании. Позже исследователь просматривает исследование и понимает, что допустил ошибку. Если они интеллектуально честны, они признают ошибку и исправят ее.
Критическое мышление требует более высокой формы обработки мысли и утонченной когнитивные способности . Критическое мышление требует таких навыков, как концептуализация, интерпретация и анализ . Как мы мыслим критически? Например, когда мы сдаем тест по математике, какие когнитивные инструменты или концепции мы можем использовать, чтобы ответить на вопросы?
Концепции и инструменты мышления в психологии
Точно так же, как вам нужны инструменты для создания вещей в реальной жизни, мы используем когнитивные инструменты для решения проблем и понимания новой информации.
Инструменты мышления в таксономии Блума
Бенджамин Блум (1956) разработал иерархию когнитивных инструментов, названную таксономией Блума . Он включает в себя 6 уровней когнитивных инструментов, которые переходят от простого к сложному. Эти уровни (по порядку): запоминание, понимание, применение, анализ, оценка, и создание . Если вы хотите узнать, насколько хорошо вы понимаете тему, посмотрите, сколько инструментов Блума вы можете использовать, когда думаете и говорите на эту тему.
Таксономия Блума, StudySmarter Original
Подумайте о предмете или теме, которую вы очень хорошо знаете. Мы будем использовать цветы в качестве примера. Что вы помните о цветах? Какие факты вы можете легко извлечь из своего ума? Как хорошо ты разбираешься в цветах? Понимание может выглядеть как суммирование частей цветка, сравнение различных видов цветов, классификация цветов по группам, объяснение того, как функционируют части цветка, и интерпретация научного языка о цветах.
Основываясь на своем понимании, вы можете применить свои знания о цветах. Если вам показывают определенный цветок, можете ли вы рассказать о нем кому-нибудь? Подача заявки часто также включает в себя анализ. Можете ли вы отличить разные цветы, организовать их и приписать им разные функции? Если вы можете применить и проанализировать тему, вы готовы приступить к ее оценке. Имеет ли смысл то, что вы уже узнали о цветах?
Возможно, раньше вы узнали о цветах что-то, что теперь известно только для определенных видов цветов. Вы критикуете учебники, которые чрезмерно обобщают этот аспект цветов. Чем больше вы знаете о такой теме, как цветы, тем больше вы можете оценить, что другие люди говорят и пишут о них. Создание — высший уровень таксономии Блума. Сможете ли вы со всеми своими знаниями о цветах составить реалистичный план цветочной фермы? Можете ли вы предложить решения проблем в выращивании цветов? Можете ли вы найти новые способы дольше сохранять свежесть срезанных цветов?
Цветочная ферма, pexels.com
Примеры концепций мышления в психологии
Мы в значительной степени полагаемся на различные виды мышления, чтобы найти ответы на многие вопросы и проблемы в жизни. Каковы примеры использования различных видов мышления в реальной жизни?
Алгоритмы
На уроках естествознания или математики нас учат алгоритмам, которые помогают нам находить решения. Алгоритм — это метод или процедура поиска решения проблемы. Примером этого является PEMDAS или порядок операций в математике. Ответ на математическую задачу будет разным в зависимости от того, какой порядок операций вы используете для ее решения! Алгоритмы гарантируют правильный ответ, если они используются правильно.
Эвристическое мышление
Более простой тип мышления называется эвристическое мышление . Хотя эта стратегия проста и быстра, в ней также много места для ошибок. Вы можете думать об эвристическом мышлении как о методе проб и ошибок для решения проблем.
Вам нужно поменять лампочку в доме, но вы не знаете, какую лампочку купить. Вы идете в магазин и покупаете тот, который похож на тот, что дома. Пробуя новую лампочку, вы понимаете, что это не тот тип лампочки. Вы повторяете процесс похода в магазин в поисках того, который, похоже, будет работать. В конце концов, вы найдете тот, который работает!
Что произойдет, если эвристическое мышление не даст вам решения? Часто мы уходим от проблемы и занимаемся своими делами. Проходя тест, мы можем пройти мимо вопроса, на который не можем ответить. Внезапно, без предупреждения, кажется, что ответ просто всплывает в вашей голове! Это называется проницательностью, часто называют «Ага!» момент.
Характеристики мышления в психологии
Ментальные установки, интуиция и метапознание являются некоторыми характеристиками мышления в психологии. Подходим ли мы к проблеме каждый раз одинаково? Следуем ли мы внутреннему инстинкту или интуиции, чтобы ответить на вопрос? Что такое метапознание?
Ментальная установка означает подход к решению проблемы таким же образом, как и в прошлом. Это сработало для нас в прошлый раз, так почему бы не попробовать еще раз? Всегда ли этот подход или способ мышления работает для любого вида проблем? Нет, но ментальные установки все же могут быть полезны в качестве быстрого мышления. Если на улице идет дождь, мы автоматически берем с собой зонт, потому что зонт оказался полезным в прошлом.
А как насчет нашей интуиции ? Это мысли или чувства, интуиция, которые могут быть оторваны от разума или основаны на наших эмоциях. Интуиция означает, что вы просто знаете, что делать. Когда нам нужно действовать или решить проблему быстро, мы можем использовать интуицию, чтобы найти решение. Часто наша интуиция коренится в эвристическом мышлении.
Метапознание думает о вашем мышлении. Это то, как мы планируем, оцениваем и контролируем нашу работу по заданию, пониманию определенного предмета или решению проблем. Метапознание помогает человеку переупорядочить свои мысли о конкретной задаче или проблеме. Обучение, понимание и другие стратегии мышления укрепляют ваши когнитивные способности. В конечном счете, они помогают вам глубже размышлять о разных темах и развивать метапознание.
Вчера Мэдди и ее парень сильно поссорились. Они оба были уставшими и эмоционально реактивными. Мэдди думает о сегодняшней драке и понимает, что отреагировала, основываясь на своих эмоциях, и позволила эмоциям руководить своими мыслями. Она думает о своем мышлении и надеется использовать то, что она узнала из этого боя, чтобы помочь ей лучше реагировать в будущем.