Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Понятие обозначающее социальную сущность людей или устойчивую систему социально значимых черт: Ответы на тесты по философии_ Сущность и природа человека

Готовый тест по дисциплине «Философия человека и познания» для ДПО ОСЭК (dpo.i-spo.ru).

Перейти к содержимому



или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Вопрос 1

Понятие «экзистенция» переводится как:

Выберите один ответ:

a. Существование 

b. Порядок

c. Сущность

Вопрос 2

Понятие, подразумевающее под собой отсутствие всяких ограничений, барьеров деятельности и мышления – это:

Выберите один ответ:

a. Сознание

b. Ответственность

c. Свобода 

Вопрос 3

Что не относится к формам рационального познания?

Выберите один ответ:

a. Воля 

b. Суждения

c. Понятия

Вопрос 4

Способность сознания создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным образом:

Выберите один ответ:

a.  Креативность 

b. Трансцендентальность

c. Идеальность

Выберите один ответ:

a. Внутренний мир 

b. Ощущение

c. Сознание

Вопрос 6

Свобода выбора формируется:

Выберите один ответ:

a. Отсутствием набора возможных поступков

b. Наличием определенных потребностей

c. Наличием набора возможных поступков 

Вопрос 7

Пренатальной общность – это:

Выберите один ответ:

a. Отношения между матерью и ребенком

b. Особые отношения между матерью и плодом 

c. Отношения в семье

Вопрос 8

Тотемизм – это:

Выберите один ответ:

a. Вера в сверхъестественное родство между человеческими группами и определенными видами животных 

b. Одухотворение природных объектов и явлений, вера в существование духов

c.  Почитание каких-либо предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства

Выберите один ответ:

a. Совесть, стыд 

b. Вкус, цвет

c. Умозаключение, теория

Вопрос 10

Мировой религией не является

Выберите один ответ:

a. Христианство

b. Буддизм

c. Конфуцианство 

Вопрос 11

Целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов – это:

Выберите один ответ:

a. Религиозная картина мира

b. Научная картина мира 

c. Всеобщая картина мира

Вопрос 12

Самосознание — это

Выберите один ответ:

a. Восприятие своих внутренних состояний 

b. Восприятие окружающего мира

c.  Деятельность души человека

Выберите один ответ:

a. Сознание 

b. Личность

c. Познание

Вопрос 14

Век, когда была разработана концепция бессознательного:

Выберите один ответ:

a. XIX в.

b. XXI в.

c. XX в. 

Вопрос 15

Эта форма познания не относятся к теоретическому познанию:

Выберите один ответ:

a. Понятие

b. Умозаключение

c. Представление 

Вопрос 16

Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

Выберите один ответ:

a. Заблуждение 

b. Предрассудок

c. Суждение

Вопрос 17

Человек – это:

Выберите один ответ:

a. Представитель животного мира

b. Социальное существо

c. Биосоциальное существо 

Вопрос 18

Независимость истины от познающего субъекта означает ее:

Выберите один ответ:

a.  Абсолютность

b. Абстрактность

c. Объективность 

Вопрос 19

Одухотворение природных объектов и явлений, вера в существование духов – это:

Выберите один ответ:

a. Фетишизм

b. Тотемизм

c. Анимизм 

Вопрос 20

Гносеология — это учение:

Выберите один ответ:

a. О развитии вселенной

b. О сущности познания, о путях постижения истины 

c. О ценностях, об их происхождении и сущности

Вопрос 21

Специфическая особенность конкретного человека – это:

Выберите один ответ:

a. Характер

b. Личность

c. Индивидуальность 

Вопрос 22

Создателем концепции бессознательного является:

Выберите один ответ:

a. Энгельс

b. Фрейд 

c.  Маркс

Вопрос 23

То, что отличает человека от других живых существ:

Выберите один ответ:

a. Сознание 

b. Мозг

c. Мышление

Выберите один ответ:

a. Обыденным 

b. Абстрактным

c. Божественным

Вопрос 25

Одна из форм чувственного познания:

Выберите один ответ:

a. Мысль

b. Ощущение 

c. Умозаключение

Вопрос 26

Фундаментальная идея психоанализа – идея:

Выберите один ответ:

a. Бытия

b. Бессознательного 

c. Абсурда

Вопрос 27

Два фактора, сыгравшие решающую роль в возникновении сознания человека:

Выберите один ответ:

a. Мутагенез и изменение климата

b. Предметно-практическая деятельность и речь 

c.  Увеличившийся объем мозга и прямохождение

Вопрос 28

Эмпиризм — это:

Выберите один ответ:

a. Направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания 

b. Направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания

c. Направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания

Вопрос 29

Одной из ранней формы религиозного отношения к миру является:

Выберите один ответ:

a. Христианство

b. Тотемизм 

c. Конфуцианство

Вопрос 30

Понятие, обозначающее социальную сущность людей или устойчивую систему социально значимых черт:

Выберите один ответ:

a. Личность 

b. Характер

c. Индивидуальный закон

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Человек как предмет философии

1. Человек как  предмет философии

 

Предметом философии человек становится в такой философской дисциплине, как философская антропология, изучающей  человека, его специфику по сравнению  с другими живыми существами, его  место в универсуме (мире), особенности  его существования и мировосприятия. В отличие от культурной антропологии, занятой изучением образа жизни и сознания людей конкретных культур, философская антропология фиксирует свое внимание на основных чертах человека как рода. В то же время она может включать в себя и включает изучение человека как индивидуальности, как субъекта уникальных переживаний (экзистенциальные проблемы).

Надо иметь в виду, что в  качестве самостоятельного раздела  философская антропология сформировалась приблизительно к XVIII в., однако выяснение специфики человека — это ведущая задача всякого философствования.

Природа человека глубоко противоречива, поэтому человек всегда выступает  загадкой для самого себя. С одной  стороны, человек — существо физическое, телесное, подчиненное всем законам биологии и физиологии. Он захвачен влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы, им владеют инстинкты и страсти, он легко впадает в страх и гнев.

С другой стороны, человеческая природа  являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысления обстоятельств. Человек может познавать объективные характеристики действительности, даже если они прямо не отвечают на его биологические потребности. Человек демонстрирует способность быть нравственным, подниматься над своими естественными влечениями и делать свободный выбор. Сознание, разум и свобода присущи природе человека. Человек над биологией надстраивает биографию.

Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека, отличающую его как особое существо от биофизических проявлений его природы. Существует три возможных варианта решения данной проблемы.

1. Сущность человека духовна.

  Эта версия характерна для  всех религиозных и эзотерических  (тайных) учений. В соответствии с  ней истинная самость человека  не имеет отношения к эмпирическому миру. Так, в соответствии с христианством Бог наделяет человека единством духа и души, способных подняться над инстинктами и телесными требованиями, а также над любыми соблазнами материальной жизни. Человек духовен и потому способен господствовать над плотью.

2. Сущность человека — разум. Эта  версия сформировалась в Новое  время (рационализм). Она предполагает, что разум — особая самостоятельная  инстанция (дух) и человек отличается  от животных именно разумом  — умением логически мыслить, познавать себя и мир. Разум позволил человеку выделиться из животного царства, используя силы самой природы, и он же залог грядущего счастья и прогресса в обществе.

3. Сущность человека — предметно-деятельная, социокулътурная. Человек 

выступает здесь как существо, которое не пассивно приспособляется к природе, а активно приспосабливает природу к собственным потребностям. Являясь существом трудовым, человек выступает и существом социальным. Он не может трудиться вне общения. Покорение природы и преобразование ее в культуру связано с постоянным взаимодействием людей, со складыванием социальных групп.

2. Основные  концепции антропосоциогенеза.

Для выяснения сущности человека большое  значение имеет вопрос о его происхождении. Согласно многим современным концепциям человек возник одновременно с обществом. Становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) составляют две стороны  единого процесса — антропосоциогенеза.

Общий смысл антропосоциогенеза особенно прояснился в XIX веке после создания Ч. Дарвиным эволюционной теории. Это позволило с научной точки зрения объяснить естественное происхождение человека от обезьяны через влияние таких факторов, как труд, игра, язык, творчество, регулирование брачных отношений, нравственность  т.п.

Особенно плодотворной оказалась  трудовая теория происхождения человека. В ходе трудовой деятельности рука становилась все более гибкой и свободной. Одновременно развивался мозг, достигалась все более тесное сплочение людей и возникали  потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека.

Согласно эволюционной теории человек – существо биосоциальное. С одной стороны он обладает биологическим началом, приобщающим его к высшим млекопитающим. С другой стороны, он обладает социальным началом, то есть способностью к высокому уровню общественной организации.

В данном случае речь идёт о диалектическом единстве биологического и социального  в человеке. Будучи по своей сути животным, человек не может существовать вне общественной системы. Он отличается от животных способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры.

Развитие человека не является завершенным, оно продолжается.

Несмотря на достижения науки, антропосоциогенез  до сих пор во многом остается загадочным. Первая загадка в том, что ученым никак не удается найти недостающее звено в цепи эволюции (переходная форма между нашими обезьяноподобными предками и современными разумным человеком). Вторая загадка в том, что возможности мозга человека во много раз превышают те требования, которые предъявляют к нему земные условия (в данный момент люди используют лишь мизерную часть свого мозга). Все это дает поводы для теистических и даже инопланетных подходов к проблеме происхождения человека.

 

Сознание — одно из основных понятий  философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а так же специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Сознание выступает в двух формах: общественной и индивидуальной. В философии при материалистическом решении вопроса о первичности бытия или сознания, сознание рассматривается как осознанное бытие, как отношение «Я» к «не Я». , как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительности, как субъективный образ объективного мира. В более узком смысле под сознанием понимают высшую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку.

В истории философии исследования проблемы сознания шли двумя путями. Первый состоял в описании способов, какими вещи даны в сознании (описание феномена, явления сознания). Второй — объяснял, как возможно само сознание, т.е. объяснял сам феномен сознания.

Процесс формирования образа в сознании — это одновременно процесс выделения  человеком себя из окружающего мира, противопоставления себя этому  миру. Имея образ, человек различает себя и мир. Такое различение и есть условие возможности сознания. Выделение своего «Я» из природы, его противопоставление природе и есть начало сознания. При этом следует понять, что этот этап в сознании не является самосознанием. Дело в том, что образ — это то состояние человека, в котором ему становится доступен внешний мир. Содержание образа отождествляется с содержанием только предметов и вещей внешнего мира. Образ — это результат направленности внимания человека на внешний мир, вовне. О таких актах человек не сосредоточивается на самом себе, на своем внутреннем мире, что, собственно, и есть самосознание.

 

5. Жизнь, смерть  и бессмертие человека. Ценность  жизни человека.

Проблема жизни и смерти связана  с переживаниями человеком своего собственного пребывания в мире. Двойственная (биологическая и социальная) природа человека обуславливает то, что он рождается как бы дважды. В начале как биологическое существо (индивид), а затем как социальное (личность). Поэтому философы и смерть рассматривают не только как природное, но и как социальное явление.

Под смертью вообще понимается естественный конец всякого живого существа. Поэтому, принадлежа к живым существам, человек так же смертен, как и они.

Однако, в отличие от других живых существ, человек осознает свою смертность. При этом осознание или осмысление смерти происходит по-разному. Вопрос о смерти становится для человека предметом его духовного измерения, личностного и религиозного переживания, связанного с таким экзистенциалами, как страх, любовь, вера, надежда, вина и т.п.

Сосредоточение на проблеме смерти стимулирует поиски смысла жизни, что делает смерть менее страшной, поскольку обретая смысл жизни, человек выходит (теоретически) за её границы.

Проблема жизни и смерти в  философии связана с идеей обретения бессмертия. В качестве компенсации за страх перед смертью родилась мечта людей о бессмертной душе, остающейся после разложения тела и обретающей вечную жизнь в Боге, в аду или в раю.

Реальное же бессмертное человека, по мнению многих мыслителей, состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в его делах, детях, результатах творчества, памяти людей.

Смысл бессмертия и пути его достижения являются обратной стороной проблемы смысла жизни.

 

Смысл жизни не дается человеку извне. Его надо найти. Уже сами поиски смысла делают жизнь осмысленной. В философии существуют различные концепции смысла жизни:

  1. Гедонизм (жить – значит наслаждаться).
  2. Аскетизм (жить – значит отрекаться от мира, истязать плоть ради искупления грехов и т.п.).
  3. Эвдемонизм (жить – значит стремиться к счастью как назначению человека).
  4. Этика долга (жить – значит жертвовать собой во имя служения идеалу).
  5. Утилитаризм (жить – значит из всего извлекать пользу).
  6. Прагматизм (жить – значит стремиться к успеху, следуя принципу «цель оправдывают средства»).

Смысл жизни – это личностный выбор каждого отдельного человека. Он заключается в самореализации потенциала личности, в выборе не только общепринятых в обществе ценностей, но также и тех, которые обусловлены индивидуальными качествами человека, его личной жизнью.

 

4. Аксиологические  параметры бытия человека

Аксиологические параметры бытия  человека осмысливались прежде всего в философии экзистенциализма, психоаналитической философии, персонализме, неопротестантизме.

Для классической философии был  характерен интерес к сущности человека. Понятие «сущность» знаменует поиск имманентного способа бытия человека, его внутреннего закона. В философии марксизма этот поиск конкретизировался в содержании понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», диалектика которых отражает последовательность движения мысли, постигающей человека в его единичных, особенных, всеобщих чертах. «Индивид» — это понятие, подчеркивающее единичность человека как представителя человеческого рода. Понятие индивидуальности фиксирует неповторимость конкретного человека, обусловленную своеобразным сочетанием в нем биологического, психического и социального начал. Категория «личности» призвана подчеркнуть социальную сущность человека, устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена определенного общества.

В современной философии акцентируются  проблемы человеческого существования, так называемые «экзистенциальные проблемы». Это проблемы, связанные с переживанием человеком собственного пребывания в мире: проблемы жизни, смерти, смеха, стыда, любви, счастья, свободы, вины, смысла жизни и т. д. Объектом философского внимания становится повседневный, обыденный мир человека. Особое значение в современных условиях социального отчуждения приобретает проблема свободы человека, ставшей естественным и неотъемлемым достоянием людей в процессе длительного развития культуры и общества. Последние десятилетия XX в. отмечены возрождением интереса к человеческой телесности. В истории философии и культуры интерпретации телесности проецировались на соответствующее понимание природы (тело — Космос, тело — механизм, тело — организм и т. д.).

На пороге нового тысячелетия актуализировалась  проблема поиска новых типов интерсубъективной коммуникации. В частности, получил обоснование особый тип коммуникации и мышления — диалогизм, определяющий возможность понимания человеком мира и во многом задающий перспективы развития современной культуры и решения социальных проблем.

Диалектика — система знаний об умении вести спор или дискуссию.

 

6. Методологические значение принципов и основных законов диалектики.

Принципы диалектики: 1. Все в  мире находится в движении, всему  присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений — развитие 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются. 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения — внутреннее противоречие.

 

7. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие

Существуют  два основных уровня организации знания: эмпирический и теоретический.

Достаточно  четкая фиксация этих уровней была осуществлена уже в позитивизме 30-х годов, когда анализ языка  науки выявил различие в смыслах  эмпирических и теоретических терминов. Такое различие касается средств исследования. Но кроме этого можно провести различение двух уровней научного познания, принимая во внимание специфику методов и характер предмета исследования.

Эмпирическое  исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.

Социальная стратификация, социальное неравенство и глобальная стратификация

Цели обучения

  • Описать социальную стратификацию и социальное неравенство
  • Объясните глобальную стратификацию

Социальная стратификация

Рис. 1.  Плоские породы иллюстрируют социальную стратификацию. Люди сортируются или распределяются по социальным категориям. Многие факторы определяют социальное положение человека, такие как доход, образование, профессия, география, а также возраст, раса, пол и даже физические способности. (Фото предоставлено Just a Prairie Boy/flickr)

Социальная стратификация — это система ранжирования отдельных лиц и групп в обществе. Это относится к ранжированию общества своих людей по социально-экономическим уровням на основе таких факторов, как богатство, доход, раса, образование и власть. Возможно, вы помните слово «стратификация» из курса геологии. Отчетливые горизонтальные слои, обнаруженные в горных породах, называемые «слоями», являются иллюстративным способом визуализации социальной структуры. Слои общества состоят из людей, а ресурсы общества распределены по слоям неравномерно. Социальное расслоение было частью всех обществ, начиная с сельскохозяйственной революции, которая произошла в различных частях мира между 7000-10000 лет до н.э. Однако, в отличие от относительно равномерных слоев горных пород, в каждом слое общества не одинаковое количество людей. Обычно их очень мало наверху и очень много внизу, а посередине несколько слоев с различной населенностью.

Социальное неравенство

Социальное неравенство — это состояние неравного распределения ценных благ и возможностей. Во всех обществах сегодня существует социальное неравенство. Изучение социальной стратификации требует макросоциологической точки зрения, чтобы рассматривать социальные системы , которые делают видимым неравенство. Хотя люди могут поддерживать неравенство или бороться с ним, социальная стратификация создается и поддерживается обществом в целом посредством ценностей и норм и последовательно устойчивых систем стратификации.

Большинство из нас привыкли думать о стратификации как об экономическом неравенстве. Например, мы можем сравнить заработную плату в США с заработной платой в Мексике. Однако социальное неравенство столь же вредно, как и экономическое несоответствие. Предрассудки и дискриминация — будь то в отношении определенной расы, этнической принадлежности, религии и т. п. — могут стать причинным фактором, создавая и усугубляя условия экономического неравенства как внутри стран, так и между ними.

Гендерное неравенство — еще одна глобальная проблема. Рассмотрим полемику вокруг женского обрезания (также известного как калечащие операции на женских половых органах или УЖГ). Страны, поддерживающие эту практику, часто через систему патриархальной власти, защищают ее как давнюю культурную традицию среди определенных племен и утверждают, что Запад не должен вмешиваться. Однако западные страны осуждают эту практику и работают над ее разоблачением и прекращением.

Неравенство, основанное на сексуальной ориентации и гендерной идентичности, существует во всем мире. По данным Amnesty International, ряд преступлений обычно совершается против лиц, которые не соответствуют традиционным гендерным ролям или сексуальной ориентации (несмотря на то, что они определяются культурой). От изнасилований, санкционированных культурой, до казней, санкционированных государством, злоупотребления серьезны. Эти узаконенные и принятые культурой формы предубеждений, дискриминации и наказания существуют повсюду — от Соединенных Штатов до Сомали и Тибета — ограничивая свободу людей и часто подвергая их жизнь риску (Amnesty International 2012).

Смотреть

Посмотрите первые несколько минут этого видео, чтобы узнать о стратификации в общих чертах. Вы узнаете некоторые ключевые принципы социальной стратификации, а именно:

  • Стратификация универсальна, но различается в разных обществах;
  • Это характеристика общества, а не вопрос индивидуальных различий; другими словами, нам нужно использовать социологическое воображение, чтобы понять социальную стратификацию и увидеть ее как социальную проблему, а не только индивидуальную проблему;
  • Он сохраняется из поколения в поколение, хотя часто допускает некоторую степень социальной мобильности;
  • Продолжается расслоение из-за убеждений и взглядов о социальном расслоении

Попробуйте

Глубоко задумавшись о неравенстве

Как, по вашему мнению, лучше всего распределять богатство в Соединенных Штатах? Посмотрите эту интерактивную анимацию об экономическом неравенстве от Института экономической политики.

Ссылка на обучение

Представьте, что США разделены на квинтили (нижние 20%, вторые 20%, средние 20%, четвертые 20% и верхние 20%).

  • Как вы думаете, как распределяется богатство в Соединенных Штатах? Какой процент вы бы отнесли к каждому квинтилю?
  • Как вы думаете, какое распределение является идеальным?

А теперь посмотрите видеоролик «Неравенство богатства в Америке» и сравните свои ответы с реальным распределением богатства. Имейте в виду, что эти цифры относятся к 2012 году, но с тех пор уровень неравенства не улучшился.

Глобальная стратификация

Рисунок 2. (a) В этой травяной хижине в Эфиопии живет семья. (b) Другая семья живет в трейлере одинарной ширины в парке трейлеров в США. Обе семьи считаются бедными или низшим классом. Что представляет собой бедность при таких различиях в глобальной стратификации? (Фото (а) любезно предоставлено Canned Muffins/flickr; Фото (b) любезно предоставлено Herb Neufeld/flickr)0013 глобальная стратификация относится к этому неравному распределению среди наций. У этой стратификации есть два аспекта: разрывы между нациями и разрывы внутри наций. Когда дело доходит до глобального неравенства, как экономическое, так и социальное неравенство могут концентрировать бремя бедности на определенных слоях населения Земли (Myrdal 1970).

Как упоминалось ранее, один из способов оценки стратификации состоит в том, чтобы рассмотреть, сколько людей живет в бедности, особенно в крайней нищете, которая часто определяется как нуждающаяся в выживании менее чем на 1,9 долл. США.0 в день. К счастью, до тех пор, пока пандемия COVID-19 не затронула экономику в 2020 году, уровень крайней бедности снижался в течение 20 лет. В 2015 году 10,1 процента населения мира жили в условиях крайней нищеты; в 2017 году это число упало на целый процентный пункт до 9,2 процента. Хотя это и положительно, но эти 9,2 процента эквивалентны 689 миллионам человек, живущих менее чем на 1,90 доллара в день. В том же году 24,1 процента населения мира жили менее чем на 3,20 доллара в день, а 43,6 процента — менее чем на 5,50 доллара в день в 2017 году (World Bank 2020). В приведенной ниже таблице различия в уровне бедности очень ясны.

.
Различия между странами очевидны, если принять во внимание уровень их крайней бедности. По большей части выбранные страны демонстрируют различия даже внутри стран из одних и тех же регионов. Все данные за 2018 г. (Всемирный банк, 2020 г.)
Страна Процент людей, живущих менее чем на 1,90 доллара США Процент людей, живущих менее чем на 3,90 доллара США Процент людей, живущих менее чем на 5,50 долларов США
Колумбия 4.1 10,9 27,8
Коста-Рика 1,4 3,6 10,9
Грузия 4,5 15,7 42,9
Кыргызстан 0,9 15,5 61,3
Сьерра-Леоне 40,1 74,4 92,1
Ангола 51,8 73,2 89,3
Литва 0,7 1,0 3,8
Украина 0,0 0,4 4,0
Вьетнам 1,9 7,0 23,6
Индонезия 3,6 9,6 53,2

Глобальная стратификация сравнивает богатство, экономическую стабильность, статус и могущество стран по всему миру, а также выделяет мировые модели социального неравенства внутри наций.

В первые годы цивилизации общества охотников-собирателей и земледельцев жили за пределами земли и редко взаимодействовали с другими обществами (за исключением периода войны). По мере того как цивилизации начали расти, а новые города развивали политические и экономические системы, торговля росла, как и военные завоевания. Исследователи отправились на поиски новых земель и ресурсов, а также для торговли товарами, идеями и обычаями. В конце концов они захватили землю, людей и ресурсы со всего мира, строя империи и создавая сети колоний с империалистической политикой, основополагающими религиозными идеологиями и невероятной экономической и военной мощью.

В девятнадцатом веке промышленная революция создала беспрецедентное богатство в Западной Европе и Северной Америке. Благодаря механическим изобретениям и новым средствам производства на фабриках стали работать люди — не только мужчины, но и женщины и дети. Промышленная революция также привела к росту огромного неравенства между промышленно развитыми и неиндустриальными странами. В то время как одни нации осваивали технологии и видели увеличение богатства и товаров, другие сохраняли свой путь; по мере того как разрыв увеличивался, неиндустриальные страны отставали еще больше. Некоторые социальные исследователи, такие как Уолт Ростоу, предполагают, что неравенство также было результатом различий во власти. Применяя точку зрения теории конфликта, он утверждает, что индустриальные страны присвоили и воспользовались ресурсами традиционных наций. По мере того как промышленно развитые страны богатели, другие страны становились бедными (Ростоу 19).60).

Социологи, изучающие глобальную стратификацию, анализируют экономические сравнения между странами. Доход, покупательная способность и богатство, основанное на инвестициях и собственности, используются для расчета глобальной стратификации. Глобальная стратификация также сравнивает качество жизни, которое могут иметь отдельные граждане и группы населения страны.

Уровни бедности сильно различаются. Бедняки в богатых странах, таких как США или Европа, живут намного лучше, чем бедняки в менее индустриальных странах, таких как Мали или Индия. В 2002 году ООН реализовала «Проект тысячелетия» — попытку сократить бедность во всем мире к 2015 году. Планировщики в 2006 году подсчитали, что для достижения цели проекта промышленно развитые страны должны откладывать 0,7 процента своего валового национального дохода — общую стоимость блага и услуги нации, плюс или минус доход, полученный от других стран и отправленный им — для помощи развивающимся странам (Landler and Sanger, 2009).; Проект тысячелетия 2006).

Хотя в рамках Проекта тысячелетия были достигнуты некоторые успехи, такие как сокращение уровня крайней нищеты в мире наполовину, Организация Объединенных Наций в настоящее время продвинулась вперед со своей программой экономического роста и устойчивого развития в своем новом проекте Цели устойчивого развития, принятые в сентябре 2015 года.

Смотреть

Подумайте об этом

  • 300 самых богатых людей в мире имеют больше богатства, чем 3 миллиарда самых бедных людей. Вас это удивляет? Почему или почему нет?
  • Почему увеличился разрыв в благосостоянии между самыми богатыми и самыми бедными странами? Чем это отличается от доминирующих нарративов в СМИ?
  • Какие изменения можно было бы внести, чтобы уменьшить глобальное расслоение и неравенство?

Попробуйте

глоссарий

глобальная стратификация:
сравнивает неравное богатство, экономическую стабильность, статус и могущество стран по всему миру
социальное неравенство:
— состояние неравного распределения ценных благ и возможностей
социальная стратификация:
система ранжирования отдельных лиц и групп в обществе

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Социальная структура | Определение, примеры, теории и факты

Карл Маркс

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Герберт Спенсер Юрген Хабермас Гуннар Мюрдал Талкотт Парсонс А. Л. Роуз
Похожие темы:
управление родство защита окружающей среды институционализм брак

См. весь связанный контент →

социальная структура , в социологии, характерное, стабильное устройство институтов, посредством которого люди в обществе взаимодействуют и живут вместе. Социальную структуру часто рассматривают вместе с концепцией социальных изменений, которая имеет дело с силами, изменяющими социальную структуру и организацию общества.

Хотя общепринято, что термин социальная структура относится к закономерностям социальной жизни, его применение непоследовательно. Например, этот термин иногда применяется неправильно, когда другие понятия, такие как обычай, традиция, роль или норма, были бы более точными.

Исследования социальной структуры пытаются объяснить такие вопросы, как интеграция и тенденции неравенства. При изучении этих явлений социологи анализируют организации, социальные категории (например, возрастные группы) или нормы (например, преступность или рождаемость). Этот подход, иногда называемый формальной социологией, не имеет прямого отношения к индивидуальному поведению или межличностному взаимодействию. Следовательно, изучение социальной структуры не считается наукой о поведении; на этом уровне анализ слишком абстрактен. Это шаг в сторону от рассмотрения конкретного человеческого поведения, даже если явления, изучаемые в социальной структуре, являются результатом реакции людей друг на друга и на свое окружение. Однако те, кто изучает социальную структуру, придерживаются эмпирического (наблюдательного) подхода к исследованиям, методологии и эпистемологии.

Социальную структуру иногда определяют просто как шаблонные социальные отношения — те регулярные и повторяющиеся аспекты взаимодействия между членами данной социальной сущности. Даже на этом описательном уровне концепция весьма абстрактна: она выбирает только определенные элементы из текущей социальной деятельности. Чем крупнее рассматриваемая социальная единица, тем более абстрактной может быть концепция. По этой причине социальная структура малой группы обычно более тесно связана с повседневной деятельностью ее отдельных членов, чем социальная структура более крупного общества. При изучении более крупных социальных групп остро стоит проблема отбора: многое зависит от того, что входит в состав социальной структуры. Различные теории предлагают разные решения этой проблемы определения первичных характеристик социальной группы.

Прежде чем обсуждать эти различные теоретические взгляды, необходимо сделать несколько замечаний об общих аспектах социальной структуры любого общества. Социальная жизнь структурирована по измерениям времени и пространства. Конкретные социальные действия происходят в определенное время, а время делится на периоды, связанные с ритмами социальной жизни — распорядком дня, месяца и года. Конкретные социальные мероприятия также организуются в определенных местах; определенные места, например, предназначены для таких занятий, как работа, поклонение, еда и сон. Территориальные границы очерчивают эти места и определяются правилами собственности, которые определяют использование и владение дефицитными товарами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *