Стихи и потешки для развития речи и памяти малышей | Картотека (младшая группа) на тему:
1. СТИШКИ И ПОТЕШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПАМЯТИ МАЛЫШЕЙ
ЗАЙКА
— Зайка-зайка, ты куда?
— Еду к деткам в города!
— А зачем? Там будешь жить?
— Буду с детками дружить!
(Кирилл Авдеенко)
***
МЫШКА И ХЛЕБУШЕК
Мышка лапками стучит:
— Где тут хлебушек? — кричит.
— Мне оставьте на ночь корку!
Отнесу я деткам в норку.
(Кирилл Авдеенко)
***
ХОМЯЧОК
Хомячок, хомячок,
За щекою сундучок!
Там орешки, там зерно,
Будет на зиму оно!
(Кирилл Авдеенко)
***
ПАУЧОК
Паучок на веточке
В паутинке-клеточке,
Растопырил лапки,
Лапки-расцарапки,
Чтоб не двигаться, дремать,
Чтоб жучков схватить, поймать!
Лапки-цапки как крючки —
Берегитесь все жучки!
(Кирилл Авдеенко)
***
ПТИЧКИ
Хлеб и крошки
На окошке —
Прилетайте, птички, к нам!
Клюйте, птички, понемножку,
И летите к облакам!
(Кирилл Авдеенко)
***
КОЗЛИК
Козлик-козлик:
-Ме-ме-ме!
Я учусь считать в уме!
Cколько будет два плюс пять?
Ме-ме-ме, забыл опять!
Очень мама огорчится!
Ме-ме-ме — бегу учиться.
(Кирилл Авдеенко)
****
ПОПУГАЙ
Попугай-попугай
Весело танцует,
Попугай-попугай
Пляшет и балует;
Попугай-попугай
Опрокинул чашку,
Попугай-попугай
Съел из блюдца кашку!
(Кирилл Авдеенко)
****
ХРЮШКИ
Хрюшки-хрюшки недовольны:
— Хрю-хрю-хрю!- кричат-кричат,
— Не хотим носы такие!
Лишь две дырочки торчат.
(Кирилл Авдеенко)
****
КУРЫ-КУРЫ
Куры-куры: «Ко-ко-ко!
Мы снесли яички;
Ку-ку-кушайте, ко-ко,
Детки-невелички!»
(Кирилл Авдеенко)
****
СОВЁНОК
Угу! Угу!
Гуляют на лугу;
С утра там всё поют,
Поспать мне не дают.
(Кирилл Авдеенко)
***
СУСЛИК
Суслик, суслик — погляди,
Держит лапки впереди!
Смотрит суслик — где же враг?
Не забрался ли в овраг?
И стоит он так весь год —
Охраняет в норку вход!
Ущипнет, того гляди —
Лучше, враг, не подходи!
(Кирилл Авдеенко)
***
БЫЧОК И ЛУЧОК
Ходит по полю бычок:
«Вкусно пахнет как лучок!
В носике щекочется —
Скушаю, раз хочется»
Сорока. Русская народная потешка.
Сорока, сорока,
Сорока — белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой
Этому дала,
По очереди загибают пальцы, начиная с большого
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
Этому не дала:
Мизинец не загибать.
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил
Тебе ничего нет!
Братья. Русская народная потешка.
Ивану-большаку — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить.
Мишке-середке — печку топить.
Тришке-сиротке — кашу варить.
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.
Загибая по одному пальцы, начиная с большого, пропевают потешку.
(с 9-месячного возраста)
Ладушки. Русская народная потешка.
— Ладушки, ладушки! Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Ребенок и взрослый, ритмично хлопают текст потешки
Кашку поели,
Бражку попили.
Шу-у-у… Полетели!
Нa головку сели,
Петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
Поднимают рук вверх и опускают на голову
Братцы.
Идут четыре брата
Навстречу старшему.
— Здравствуй, большак! —– говорят.
— Здорово, Васька — указка,
Гришка – сиротка
Мишка – середка.
Да крошка Тимошка.
Соединяют большой палец одной руки с другими пальцами по очереди.
Кто приехал. Болгарская народная потешка
Кто приехал?
Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Быстро хлопать кончиками больших пальцев.
Мы, мы, мы!
Кончики больших пальцев прижать друг к другу, а кончики остальных одновременно быстро хлопают
Мама, мама, это ты?
Хлопать кончиками больших пальцев
Дa, да, да!
Хлопать копчиками указательных пальцев.
Папа, папа, это ты?
Хлопать кончиками больших пальцев
Дa, да, да!
Хлопать кончиками средних пальцев.
Братец, братец, это ты?
Хлопать кончиками больших пальцев
Да, да, да!
Хлопать кончиками безымянных пальцев
Ох, сестричка, это ты?
Хлопать кончиками больших пальцев
Дa, да, да!
Хлопать кончиками мизинцами.
Все мы вместе,
Хлопать всеми пальцами
Дa, да, да!
Апельсин. Л. В. Зубкова
Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.
Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.
Эта долька — для ежа.
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра
По очереди загибают пальцы, начиная с большого.
А для волка — кожура.
Сжимают пальцы обеих рук в кулаки
Он сердит на нас — беда;
Разбегайтесь – Кто куда!
Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки
Пять малышей. По мотивам английского фольклора
Один малыш
качается в саду,
Указательный, палец правой руки выпрямлен и направлен вверх, остальные сжаты в кулак
Два малыша
купаются в пруду,
Теперь выпрямлены два пальца указательный и средний.
Три малыша
ползут к дверям в квартире,
Выпрямить еще и безымянный палец.
А в эту дверь
стучат еще четыре.
Выпрямлены все пальцы, кроме большого
С пятью другими
тоже все в порядке:
Раскрыть всю ладонь
Им весело,
они играют в прятки.
Закрыть лицо руками.
Где притаились, ясно и ежу,
Пальцы обеих рук сжаты в замок. Выпрямить пальцы левой руки и большой палец правой.
Но я глаза зажмурил и вожу:
Закрыть глаза рукой.
«Один, два, три, четы ре, пять…
По очереди раскрывают пальцы, сжатые в кулак: указательный, средний, безымянный, мизинец, большой
Ну, берегитесь: я иду искать!»
Погрозить указательным пальцем.
Котята. По мотивам английского фольклора
Вот пятеро котят.
Один ушел — и нет его.
Ладонь правой руки раскрыта
Ну, нет его и нет.
Котят осталось четверо.
Загните большой палец.
Вот четверо котят.
Один ночной порою
На дерево залез
котят осталось трое.
Загнуть мизинец
Но где-то запищал
мышонок тонко-тонко.
Котенок услыхал —
осталось два котенка.
Загнуть безымянный палец
Один из них с мячом
исчез в дверях бесследно,
Загнуть средний палец.
А самый умный — тот,
оставшийся, последний,
Указательный палец приложите ко лбу
Он к миске подошел
и, как и должно киске,
Лакать за пятерых
стал молоко из миски.
Ладонь сложить ковшиком. Языком изобразить лакающие движения.
Варежка
Маша варежку надела:
Сжать пальцы в кулак
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
Все пальцы разжать, кроме большого.
В свой домишко не попал».
Разогнуть оставшийся согнутым палец
Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь — и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?»
Сжать пальцы в кулачок
Дом и ворота. Т. А. Ткаченко
На поляне дом стоит,
Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом
Ну, а к дому путь закрыт.
Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом
Мы ворота открываем,
Развернуть ладони параллельно друг другу
В тот домик приглашаем.
Изобразить крышу дома
Картотека «потешки в режимные моменты для детей младшей группы | Картотека (младшая группа) на тему:
Баранова Е.М.
Картотека
«Потешки в режимные моменты для детей младшего возраста»
Потешки. Утренний приём
Он ребятам очень рад Улыбаются матрешки, С добрым утром говорят. |
Дарит деточкам свой свет. А со светом к нам приходи Дружба – солнечный привет. |
По утрам кричит он, здравствуй, На ногах его сапожки На ушах висят сережки, На головке – гребешок, Вот какой он петушок |
Ты умница, разумница, Про то знает вся улица, Петух да кошка, Да я немножко. |
Колокольчики звонили. Дили-дили-дили-дили!- Колокольчики будили Всех жуков, пауков И весёлых мотыльков. Динь, день! Динь, день! Начинаем новый день! Дили-дили-дили-дили! Колокольчики будили Всех зайчат и ежат, Всех ленивых медвежат. И воробушек проснулся, И галчонок встрепенулся… Динь, день! Динь, день! Не проспите новый день! |
Вы проснулись? Доброе утро, носик! Ты проснулся? Доброе утро, ушки! Вы проснулись? Доброе утро, ротик! Ты проснулся? Доброе утро, ручки! Вы проснулись? Доброе утро, животик! Ты проснулся? Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! |
Здесь игрушки ждут ребят, Ждет здесь Ксюшу верблюжонок, Сашу ждет большой слоненок, Даша с мишкою играет, Тема Даше помогает, Нянчит Милечка мартышку, А Кирюша смотрит в книжку. Детям весело в саду! С ними я сюда приду. |
И погладит малыша. «Мяу-мяу» – скажет киска, Наша детка хороша |
Да в садик забегай , Умываться мы пойдем, Где водичка, мы найдем! | |||
| |||
Кто у нас пригожий? Коленька (имя ребенка) хороший, Коленька (имя ребенка) пригожий. | |||
Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папенька, Этот пальчик — маменька, Этот пальчик — наш малыш А зовут его…. . |
Потешки
для тех, кто плачет или шумит
1.Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка, Принесет орешки – Для Машиной потешки. Если будешь плакать, Дадим худой лапоть. | 2.Тише, тише, тишина, Разговаривать нельзя. А кто будет говорить, Того будем выводить, Выводить, наказывать, Слезы не показывать | 3.Это что тут за рев? Уж не стадо ли коров? Это не коровушка – Это Вова-ревушка. Не плачь, не плачь, Куплю калач. | 4.Что ты плачешь, «ы» да «ы», Слезы поскорей утри. Будем мы с тобой играть, Песни петь и танцевать | ||
5.Абри-фини, абри-кос! Едут слезы без колес! Едут, едут, ка-тят-ся! Капают на платьице! Плачут щечки, плачет нос: «Нам не дали Аа-бри-кооос! Ну подумаешь — не дали Абри-фини, абри-кос! Но зато — по-це-ло-вали У лисы боли, у медведя боли, — А Петенькины боли Уйдите за горы. В самый мокрый в мире нос! Чмок!!! | 6.Левушка? Не Левушка… Ревушка? Не ревушка… Так откуда «Уу-уу!!» Раздается — не пойму. Нету ревушек у нас, Кто ж тут плачет целый час? Чей тут мокрый кулачок? Ой, размокнет мужичок. Не размокнет, чики-чок! Посмотрите в кулачок Лева слезки прячет – Больше он не плачет | 7.Случится ли такое! Глазам своим не верю: Бегут две горьких речки и будят весь наш дом! А впрочем, вот послушай: Однажды в Горькой речке Козленок искупался и стал таким соленым! И горьким стал таким, что до сих пор козленка, Который искупался однажды в Горькой речке, Нельзя поцеловать | 8.Го-ро-шинки, Не-про-шенки, Откуда вы взялись? Трамваем или поездом До Насти добрались? Не-е-ет, Портить настроение Никто вас не просил! А может мы не плакали, А дождик моросил? | ||
9. Ах, кокля-мокля, Глазоньки промокли. Кто будет детку обижать, Того коза будет бодать. | |||||
10.У киски боли, У собачки боли, А у моего малыша Заживи-заживи-заживи. | 11.Придет киска неспеша И погладит малыша Мяу-мяу – скажет киска Наша детка хороша. | 12.Ой, Никитушка-Никита, Испугался Айболита! Айболит его послушал, Ой, да ой! Покой нарушил! Ну что ты шумишь? Успокойся малыш. | 13.Ты, Катюшечка, не плачь, Я куплю тебе калач, На шею повешу, А потом утешу. | ||
14.А у нашего Петра Настроенья нет с утра! Хнычу-плачу, хнычу-плачу, Не помогут доктора! Ну а если доктор — Дынька? Доктор Персик? Виноград? Пусть приходят, прилетают! И домой, и в детский сад! | 15. Ани-бани, трукатани, Едет баба по Рязани, Она едет на печи, Продает калачи. Калач Горяч, Выходи, Не плачь! | 16.Чики-чики, чики-чок, Где ты, дедушка Молчок? Заходи к нам, посидим, Помолчим… Слышишь, добрый старичок? Тишина! Пришел Молчок! Не спугни его, смотри, Ничего не говори. | 17.Послушай, что тебе скажу: Давай не будем плакать! А то услышит наш сосед, Сосед, которому сто лет, — И нам подарит лапоть! Куда мы в нем с тобой пойдем? Разок шагнем и упадем. | ||
18.Кто тут плачет, Ой-ей-ей! Говорят, сынишка мой? Нет, не плачет мой сынок, Зря вы говорите! Улыбается уже — Посмотрите! | 19.Это — ты, А это — я. Ты хороший у меня, Мой подарок дорогой, И не нужен мне другой! | 20. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик уж вздремнул, Этот пальчик уж уснул. Этот крепко, крепко спит, И тебе он спать велит. | 21.Дедушка-вредушка, К нам не заходи! Дедушка-вредушка, Дом наш обойди, Нет у нас капризных деток — Нет, нет, нет! Видишь, спать ложимся? Видишь — выключаем свет? | ||
22.Уходите, боли, в пол. Уходите, боли, в лес. К лисе хитрющей, К волку в пущу, К вороне в гнездо, К рыбке на дно, К медведю в берлогу, Ко всем по-немногу. Улетели боли, Не вернутся боле. | 23.Маленькая мышка, Утешь мою малышку. Не будет Маша плакать Не будет горевать. Пойдем мы по дорожке На встречу к тете кошке. | 24.В деревню Потеряево Пошли гулять колготки. Пошли и потерялись там, Ах, бедные сиротки! Сидят они под кустиком, Не плачут, а ревут! Хозяюшку, хозяюшку, Хозяюшку зовут. И вспомнила хозяюшка, Где вечером была! Сходила в Потеряево, Колготочки нашла. |
Потешки на зарядку
1.Рано утром на зарядку Выходили по-порядку: Пес-Барбос, утенок смелый И котенок белый-белый. | 2.Большие ноги Шагали по дороге: ТОП, ТОП, ТОП! Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ-топ-топ! | 3.Мишка лапки подними, Мишка лапки опусти, Мишка, Мишка покружись, А потом земли коснись. И животик свой потри, Раз, два, три — раз, два, три! | 4.На лугу, на лугу Стоит миска творогу, Прилетели две тетери Поклевали Улетел . |
5.Ой, качи, качи, качи, В головах-то калачи, В ручках пряники, В ножках яблочки, По бокам конфеточки, Золотые веточки. | 6.Вдоль — растушки, Поперек — толстушки, Ручки — берушки, Ножки — бегушки, Глазки — смотрушки, Роток — говорок. | 7.Ручки-ручки — потягушки И ладошки — похлопушки. Ножки-ножки – топотушки, Побегушки, попрыгушки. С добрым утром, ручки, Ладошки И ножки, Щёчки-цветочки – Чмок! | 8.Ручку ручкою погладим, Пальчик пальчиком потрём, Отдохнём совсем немножко, А потом опять начнём |
9.Тушки-татушки, Испекли ватрушки На окно поставили Остывать оставили А пшеничный пирожок — Он на опарышке взмешён Так высо-о-оконько-высок! | 10. Потягуни — потягушечки, От носочков до макушечки, Мы потянемся-потянемся, Маленькими не останемся. Вот уже растем, Растем, Растем! | 11.Скок-поскок, Раз — подскок! Два — подскок! Высоко Потолок! Я скачу! Я — лечу! Стать Вы-со-ким Хочу! | 12.Чушки, вьюшки, перевьюшки, Тимбирлим сидит в кадушке А мы его по макушке Бац-бац-бац! |
Потешки при умывании
1.Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся. | 2.Чистая водичка Умоет Саше личико, Анечке — ладошки, А пальчики — Антошке. | 3.Не умыться, не напиться без воды, Листику не распуститься без воды, И потому всегда Всем, везде нужна вода. | 4.Водичка серебристая Струится из-под крана. И мыло есть душистое, Совсем как в нашей ванной | |
5.Тёма, Тёма-малышок! Ты садись-ка на горшок, Не ходи угрюмый, Посиди-подумай! | 6.Чешу, чешу волосоньки, Расчесываю косоньки! Что мы делаем расческой? Тане делаем прическу | 7.Горшок – зеленый наш дружок. Твой цвет всегда нам говорит: «Садись скорей, Ведь путь открыт! | 8.Расти коса до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, коса, не путайся, Взрослых, детка, слушайся | |
9.Мышка плохо лапки мыла: Лишь водичкою смочила, Мылить мылом не старалась, И на лапках грязь осталась. Полотенце в черных пятнах! Как же это неприятно! Попадут микробы в рот. Может заболеть живот. Так что, (имя ребенка), старайся, Чаще с мылом умывайся! Надо теплою водой Руки мыть перед едой! | 10.Полотенчико попросим С нами в прятки поиграть. Прячьте глазки! Прячьте носик! Где ребятки? — Не видать. Вот, нашла! А где же капли? Может сдуло ветерком? Полотенце из слизало, Как котёнок язычком. | 11.Кран, откройся! | 12.Ах, водичка хороша! Хороша водичка! Мы умоемся водичкой, Чтоб сияло личико! 13.Кто не моет руки с мылом От среды и до среды. На мохнатом полотенце Отпечатаны следы. | |
14.Нам водичка — добрый друг, Скажут детки все вокруг. Мы на руки все польем, — А потом играть пойдем. Говорим тебе — спасибо, Ты даешь ребятам силу. | 15.В ручейке вода струится В речке плещется вода. Мы под краном будем мыться, Без воды мы никуда. Моем руки, моем лица Мылом, щеткой и водой. Если ты не любишь мыться, Эту песенку не пой. | 16.Каждый день я мою мыло Под горячею водой. Мойся, мыло, не ленись, Не выскальзывай, не злись. Вот оно и не упало, Мы не моем его сначала. Ах, опять оно упало, Будем мыть его сначала. Умываемся мы быстро, Вытираемся мы чисто, Так опрятны, аккуратны, Всем смотреть на нас приятно. | 17.Это что стоит? Горшок! Раз-два-три-четыре-пять — Будем мы штаны снимать! Присядем аккуратно. Знают все детишки: Очень неприятно Писаться в штанишки! Мы все сделаем, как надо. Мама будет очень рада! | |
18.Ах, водичка хороша! Хороша водичка! Искупаем малыша, Чтоб сияло личико! | ||||
19.От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! Таня умывается, Солнцу улыбается! | 20.Руки надо чисто мыть, Рукава нельзя мочить. Кто рукавчик не засучит, Тот водички не получит! | 21.Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! Брызги- вправо, брызги – влево! Мокрым стало наше тело! Полотенчиком пушистым, Вытрем ручки очень быстро. | 22.Тёплою водою Руки чисто мою. Кусочек мыла я возьму И ладошки им потру. | |
23.Из колодца принесла Курица водицы. И цыплята всей гурьбой Побежали мыться. | 24.Кто не моет руки с мылом От среды и до среды. На мохнатом полотенце Отпечатаны следы. | 25.Моем, моем трубочиста Чисто чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист Чист, чист, чист, чист. | 26.Нам водичка — добрый друг, Скажут люди все вокруг. Мы на руки все польем, А потом играть пойдем. Говорим тебе — спасибо, Ты даешь ребятам силу. |
Потешки при кормлении, обеде
1.Идет коза рогатая за малыми ребятами. Кто кашу не ест, кто молоко не пьет — Забодает, забодает, забодает. | 2.А у нас есть ложка Волшебная немножко. Вот -тарелка Вот-еда, Не останется следа! | 3.Кушай кашку, девочка, | 4. На моей тарелочке Рыженькая белочка, Чтоб она была видна, Все съедаю я до дна. |
5.Я обед съедаю сам. Открываю рот и — ам! Чтобы силы были, супчик мы сварили. Мой хороший аппетит в животе один сидит. Ножками топочет — он обедать хочет! Вот несет мне ложечка супчик из горошка И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет. Шепчет тихо аппетит: «сыт, сыт, сыт, сыт». | 6.Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас, Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку, За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко, Дайте ложечку и мне… Вот и кончился обед. | 7.Вот и полдник подошел, Сели дети все за стол. Чтобы не было беды, Вспомним правила еды: Наши ноги не стучат, Наши язычки молчат. За обедом не сори, Насорил — так убери. | 8.Повара нам супчик сварили Самое вкусное туда положила. Мясо, яички, картошку, укроп Очень хотят попасть к …. в роток. Давай-ка не станем их обижать И все что в тарелке будем съедать |
9.Бери ложку, бери хлеб, И скорее за обед. 10.Час обеда подошел, Сели деточки за стол. | 11.Люли, люли, прилетели гули, Коровку подоили, молочком напоили. | 12.Супик жиденький, Но питательный! Будешь худенький, Но пузатенький! | |
13.Гу-гу-гу, гу-гу-гу, На зеленом на лугу, На зеленом на лугу Стоит чашка творогу. Прилетели две тетери, Поклевали, улетели. Как они летели, Мы на них глядели. Ам! | 14.Утка утенка, Кошка котенка, Мышка мышонька Зовет на обед. Утки поели, Кошки поели, Мышки поели. А ты еще нет? | 15. Жили-были сто ребят, Все ходили в детский сад. Все садились за обед, Все съедали сто котлет. Все потом ложились спать. Начинай считать опять | 16.Глубоко-не мелко, Корабли в тарелках: Луку головка, Красная морковка, Петрушка, картошка И крупы немножко. Вот кораблик плывёт, Заплывает прямо в рот. |
Потешки при одевании на прогулку и на прогулке
1.Хоть устали одеваться, Но не будем возмущаться! Что осталось – голова? Вот и шапочка – раз, два! | 2.Грязи в дом не принесу, Каждой ножкой потрясу! И потопаю потом, — Ой, какой от ног погром! | 3.Руки спрячем в рукавички — Разноцветные сестрички. Сможем дольше мы опять На морозе погулять! | 4.Тушки-тутушки, Где твои ушки? Ушки в шапке, Не достанут лапки. |
5.Раз, два, три, четыре, пять Собираемся гулять. Завязала Катеньке Шарфик полосатенький. Наденем на ножки Валенки-сапожки И пойдем скорей гулять, Прыгать, бегать и скакать. | 6.Таня варежку надела, | 7.У девочек и мальчиков Зимою мерзнут пальчики. Чтобы пальчики согреть, Что на ручки нам одеть?! | 8.Я умею обуваться, Если только захочу. Я и маленького братца Обуваться научу. |
9.Завяжи потуже шарф, Буду делать снежный шар. Я шар покачу, Гулять хочу. | 10. Мама, бабушка, смотрите: Подарил мне папа свитер, Чтоб носить его всегда И не мерзнуть в холода | ||
11.Большие ноги шли по дороге: Топ, топ, топ, топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ, топ. Топ-топ по земле, Ведь земля-то наша. И для нас на ней растут Пироги да каша! | 12.Вот они, сапожки: Этот — с левой ножки, Этот — с правой ножки. Если дождичек пойдет, Наденем сапожки: Этот — с правой ножки, Этот — с левой ножки. Вот так хорошо! | 13.На дворе большой мороз, Отморозит кукла нос, Теплый шарфик нужен ей, Чтоб укрыться потеплей | 15.Одеваем ревушку Шапку на головушку валенки на ножки, А теперь калошки Ты постой, не реви, А шубейку натени! Рукавички — невелички Прилетели словно птички, на правую ручку скок — На левую ручку скок Мы гулять пойдем, Мы собачку найдем! |
14. Мы снимаем тапки, надеваем шапки, Шарфики, штанишки, сапоги, пальтишки, Надеваем куртки — готовы для прогулки |
Потешки. Готовимся ко сну.
1.Баю, баю, байки, Прилетели чайки, Стали крыльями махать, Наших деток усыплять. | 2.Тишина у пруда, Не качается вода. Не шумят камыши, Засыпают малыши | 3.Баю, баю, спать пора. Гости едут со двора, Со двора едут домой На лошадке вороной. | 4.Спи-ка, Маша – солнышко, Спи-ка, житно зернышко, Спи, моя родная, Рыбка золотая. |
5.Бай, бай, бай, бай, Ты, собаченька, не лай И в гудочек не гуди Наших деток не буди. Наши детки будут спать Да большими вырастать Они поспят подольше, Вырастут побольше | 6. Байки-побайки, Прискакали зайки, Стали люльку качать, Сладку дрему навевать, Стали в дудку играть, Начал Миша засыпать. | 8.Со станции Топтушкино, До станции Кровать Скорей добраться нужно нам! И — чуточку поспать! На станции Вставайкино Проснешься — выйдешь сам! И побежишь в Играйкино, К друзьям и чудесам! Ну а пока приехали На станцию Кровать! На этой сонной станциии Так сладко засыпать… | 9.Ходит сон у колыбели, Баю – бай, Чьи тут глазки спать хотели? Баю – бай, Ты не три их кулачками, Закрывай, Сон качает колыбельку, Засыпай |
7.Утром солнышко проснулось. Деткам в окна улыбнулось. Ты, Юрасенька, вставай, И кроватку заправляй | |||
10.Ходит сон по лавочке В красненькой рубашечке, А Сониха — по другой- Сарафанец голубой. Они вместе идут, Дрему Катеньке несут. | 11.Баю-баю, за рекой Ты скорее засыпай. | 12.Маленькие заиньки Захотели баиньки, Захотели баиньки, Потому что заиньки. Мы немножечко поспим, Мы на спинке полежим. Мы на спинке полежим И тихонько посопим | 13.Вот лежат в кроватке Розовые пятки. Чьи это пятки — Мягки да сладки? Прибегут гусятки, Ущицнут за пятки. Прячь скорей, не зевай, Одеяльцем накрывай! |
Игры с рифмами | Classroom Strategies
Рифмы можно найти в стихах, песнях и многих детских книгах и играх. Большинство детей также любят петь и рассказывать детские стишки. Слова, которые можно сгруппировать по общему звуку, например, семейство «-ат» — кошка, шляпа и сидел — можно использовать для обучения детей сходным написаниям. Дети могут использовать эти семейства рифм при обучении чтению и правописанию.
Как использовать: | Индивидуально | С небольшими группами | Установка для всего класса |
Зачем учить рифмовать?
Развитие фонологического восприятия ребенка является важной частью обучения чтению. Способность маленьких детей идентифицировать рифмованные единицы является важным компонентом фонологической осведомленности. Исследования показывают, что учащиеся получают пользу от прямых инструкций по распознаванию рифм в сочетании с веселыми занятиями, нацеленными на этот навык.
В этом учебном видеоролике от Heggerty инструктор обсуждает и моделирует повторение рифм, распознавание рифм и создание рифм. (Хеггерти)
Что рифмуется с этой картинкой? (весь класс)
Учащиеся решают, рифмуются ли их объекты с картинкой, а затем сравнивают написанные рифмующиеся слова. (Сбалансированная диета для повышения грамотности)
Сопоставьте рифмующиеся объекты (небольшая группа)
В небольших группах учащиеся сопоставляют изображения рифмующихся объектов, чтобы развить фонологическую осведомленность. (Сбалансированная диета для грамотности)
Сбор ресурсов
Книга рифм
Учащиеся могут рисовать изображения предметов, которые рифмуются, или вырезать рифмующиеся картинки из журналов и помещать их в свои книги.
Упражнения по рифмованию
Этот PDF-файл включает цели, указания и материалы для девяти различных упражнений на рифмование, разработанных Флоридским центром исследований чтения.
Упражнения на рифмование ›
Рифмование слов: игра частей тела
Узнайте, как играть в эту простую игру на рифмование, в которой дети думают о словах, которые рифмуются с различными частями тела, такими как «голова» или «глаз».
Игра «Рифмуй части тела» ›
Стихи на космическую тематику
Игра «Папка с файлом», которую можно найти по ссылке ниже, помогает учащимся подобрать рифмующиеся слова. Учителя могут скачать и распечатать игру со всеми материалами и инструкциями.
Игра в рифмы на космическую тематику ›
Таблица семейств слов
В этой статье Reading Rockets описывается несколько идей для игр в рифмы и занятий в классе. В качестве одного из приведенных примеров показано, как создать диаграмму семейства слов из различных рифмующихся слов. Учителя могут использовать рифмующиеся слова из рассказа или детского стишка, чтобы подобрать слова для таблицы.
How Now Brown Cow: занятия по изучению фонем ›
Дифференциальное обучение
для изучающих второй язык, учащихся с разными навыками чтения и младших учащихся
- Используйте картинки вместо слов в заданиях для младших и младших читателей
- Включите упражнения по устному рифмованию.
- Включите письменное задание для более продвинутых учащихся.
- Используйте пустые диаграммы для более продвинутых учащихся (см. пример здесь).
См. исследование, подтверждающее эту стратегию
Bradley, L., & Bryant, P. (1985). Рифма и разум в чтении и правописании . Анн-Арбор, Мичиган: University of Michigan Press.
Брайант П., Маклин М. и Брэдли Л. (1990). Стихотворение, язык и детское чтение . Прикладная психолингвистика, 11, 237-252.
Рвы, Л. и Толман, К. (2008). Развитие фонологических навыков.
Сноу, К., Бернс, М., и Гриффин, П. (ред.). (1998). Предотвращение затруднений при чтении у детей младшего возраста . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии.
Детские книги для использования с этой стратегией
Овца в джипе
Автор: Нэнси Шоу
Жанр: Художественная литература
Возрастной уровень: 3-6
Уровень чтения: Начинающий
Глупые рифмы о глупых действиях заставляют слова отрываться от страницы, дополненные юмористическими иллюстрациями.
Jamberry
Автор: Брюс Деген
Жанр: Художественная литература
Возрастной уровень: 6-9
Уровень чтения: Независимый читатель (буквально) как следует за игрой животных с ягодами всех видов.
Жирафы не умеют танцевать
Автор: Giles Andreae
Жанр: Художественная литература
Возрастной уровень: 3-6
Уровень чтения: Начальный читатель не танцуй. Конечно, они оказались неправы, поскольку Джеральд делает свое дело в этой рифмованной сказке. Эта книга также может вдохновить на аллитеративное использование языка.
Я не могу сказать Муравей
Автор: Мэтью Полли
Жанр: Художественная литература
Возрастной уровень: 3-6
Уровень чтения: Начинающий
Невероятная кумулятивная сказка с множеством интересных рифм, в которой иллюстрации служат ключом к разгадке смысла.
Хомячки, ракушки и орфографические пчелы: школьные стихи
Автор: Lee Bennett Hopkins
Жанр: Поэзия
Возрастной уровень: 3-6
Уровень чтения: Начинающий
Знакомые в кратком стихотворении представлены круг писателей. Эти легкие для чтения произведения как раз и способствуют внимательному прослушиванию.
Лама Лама Красная пижама
Автор: Анна Дьюдни
Жанр: Художественная литература
Возрастной уровень: 0-3
Уровень чтения: Предварительный чтение страхи, которые опускаются, когда мама-лама покидает его комнату. Юные читатели (и их родители) увидят собственное поведение в рифмованном тексте и выразительных и выигрышных иллюстрациях.
Комментарии
детских стишков, занятий, поделок, уроков и распечаток
Рассказывая детские стишки, дети смогут практиковать следующие навыки ранней грамотности:
1. Концепция печати: (Чтение текста слева направо, изучение разницы между буквами и словами и понимание того, что слова передают смысл.
2 Знания алфавита (Знание названий и звуков, связанных с буквами)
3. Рифмование слов (Распознавание рифмующихся слов)
4. Распознавание слов с помощью зрения
5. Понимание (Может ли он или она сказать вам, что происходит в рифме и/или нарисовать фото?)
Джек-Би-Проворный
Джек проворный,
Джек проворный,
Джек перепрыгни
Подсвечник.
Прочитайте детский стишок «Джек-проворный» и подставьте имя каждого ребенка, чтобы по очереди прыгать через предметы. Меняйте высоту и ширину объекта(ов) по мере того, как дети набираются опыта и навыков.
Вариант: Поставьте свечу на пол. Прочтите рифму и замените имя и «количество раз».
«Джек» будь проворным,
«Джек» будь быстрым,
Прыгай « Три » раза
над Подсвечником.
Пока другие дети хлопают и считают, выбранный ребенок трижды перепрыгивает через подсвечник.
Jack-Be-Nimble Бесплатный рабочий лист Jack-Be-Nimble Prewriting
«Прыжки с Джеком» Письмо J
Это увлекательное занятие научит детей распознавать букву /j/. Прочитайте детскую песенку «Джек-будь-шустрый», делая ударение на звуке /j/ в числе 9.0081 Джек и прыгают. Спросите детей, знают ли они, с какой буквы начинается Джек и прыжок . Пусть дети раскрасят страницу контуром буквы j и приклеят скотчем к полу. Прочтите стишок и пусть дети перепрыгивают через букву j всякий раз, когда они слышат звук буквы j.
Продлите занятие, сказав пару слов. Одно слово с буквой j в нем и другое без. Примеры банка / велосипед . Если слова начинаются с буквы /j/, дети перепрыгивают распечатку буквы J. Если слово начинается с другого звука, дети останавливаются. Слова на букву j: банка, джип, куртка, прыжок, кувшин, медуза, струя и т. д.
Детские стишки для печати, раскраски и ресурсы
Эй, Диддл Диддл Плакат | Хикори, Дикори, док Плакат | Гикори, Дикори, Док Рабочий лист | Шалтай-Болтай Закуска и идея украшения |
|
Хикори, Дикори, Док
Хикори, Дикори, Док,
Мышь подбежала к часам.
Часы пробили час,
Мышь пробежала.
Хикори, Дикори, Док.
Прочтите стишок пару раз, затем посмотрите, смогут ли дети прочитать стишок вместе с вами.
Рифмующиеся слова
Прочтите рифму, опуская последнее слово в каждом предложении. Побуждать детей вставлять пропущенные слова. Подкрепляйте рифмующиеся пары в стихотворении, выполняя действие каждый раз, когда встречаете рифмующееся слово. Например, хлопайте каждый раз, когда произносите рифмующееся слово в стихотворении: «Гикори, дикори, док (хлопать или прыгать на причале)», «Мышь подбежала к часам (хлопать или прыгать по часам)».
Слова: вверх и вниз
Дошкольные занятия:
Корень носителя
Сосредоточьтесь на словах вверх и вниз. Сделайте доску объявлений с большими часами, как показано нашим участником Джиной, и позвольте детям использовать распечатанные часы, чтобы нарисовать мышь, бегущую вверх или вниз.
Занятия для дошкольников:
Media Root
Часы
Покажите детям аналоговые и цифровые часы, а затем сравните два типа часов. Укажите на часовую и минутную стрелки на аналоговых часах, затем пусть они посчитают от 1 до 12. Пусть дети сядут в круг. Поместите большой обруч в центр для «циферблата». Поместите большие пластиковые цифры 1-12 на циферблат часов. Используйте два указателя, один длиннее другого, для часовой и минутной стрелок. Пока вы указываете часовой стрелкой на различные числа, дети будут называть время.
Изготовление часов из бумажной тарелки
Сделать часы из бумажной тарелки.
Дошкольные занятия:
Media Root
Горбатая разрсания для детской рифмы для дошкольного и детского садаHumpty Gumpty
Hump Dill -Satty Sat, 9017, 9018, 9018 Hump Sattty Sat, 9017.
Все лошади короля и все люди короля
не смогли снова собрать Шалтая.
Прочитайте вслух стишок и предложите детям присоединиться к вам, пока вы будете перечитывать потешку. Задайте вопрос, например:
Где сидел Шалтай-Болтай?
Что случилось с Шалтаем-Болтаем, когда он упал?
Была ли стена подходящим местом для яйца? (Продемонстрируйте, пытаясь сбалансировать пластиковое яйцо на столе. )
Кто пытался помочь Шалтай-Болтай после того, как он упал?
Как вы думаете, почему они не смогли снова собрать Шалтая-Болтая?
Пусть дети разыгрывают стишок, пока вы его перечитываете.
Пазл Шалтай-Болтай
Распечатайте и заламинируйте пазл Шалтай-Болтай, чтобы дети снова собрали Шалтая-Болтая.
Занятия для дошкольников:
Медиа-корень
Рифмующие слова
Напишите слова из набора рифмующихся слов на маленьких самоклеящихся этикетках и приклейте одну этикетку к внутренней стороне картонных стаканчиков для яиц. Наклейте другие слова на пластиковые яйца. Попросите детей подобрать рифмующиеся слова, поместив яйцо в подходящую подставку для яиц.
Гонки с яйцами и ложками
Разделите детей на команды и дайте каждой команде по ложке и пластиковому яйцу. Поместите половину каждой команды на одном конце гоночной площадки, а другую половину на другом конце. Объясните, что каждый член команды должен бежать с яйцом в ложке и передавать его следующему члену команды по пути. Если яйцо падает с ложки, когда ребенок бежит или проходит мимо, бегун должен поднять его и начать заново. Побеждает та команда, в которой все бегуны завершат круги первыми, но цель игры — повеселиться и много посмеяться, поэтому у всех команд должен быть шанс финишировать.
Дошкольные занятия:
Media Root
Эй, Диддл, Диддл Детско -Рамонд кот и скрипка,Корова прыгнула через луну.
Собачка засмеялась,
Увидеть такой спорт,
И тарелка убежала
Ложкой.
Напишите стихотворение на доске.
Прочитайте стихотворение, а затем спросите детей, действительно ли корова может перепрыгнуть через луну? Может ли блюдо убежать вместе с ложкой? и т. д. Устная речь
Дошкольная деятельность:
Media Root
Позиционные слова (над, под, рядом, вне, на. впереди, позади)
Напишите предложение «Корова прыгнула _____ на луну .
Позвольте детям создать куклу из палочек в виде коровы и луны. Прочтите рифму и позвольте детям с помощью кукол-палочек разыграть строчку «Корова прыгнула через луну».
Укажите на предложение на доске и прочитайте его вместе. Спросите детей, какое слово пропущено в предложении. Затем поместите слово «over» в пустое место. Повторите вместе с детьми другие позиционные слова. Затем замените слово «над» другим словом. Прочитайте исправленное предложение вместе и позвольте детям разыграть предложение со своими куклами.
Игра «Собери тарелку и ложку»
Наклей соответствующие наклейки на пластиковую ложку и маленькую бумажную тарелку. Пусть дети сопоставят ложку и тарелку.
Семейная игра «Блюдо и ложки»
Занятия для дошкольников:
Media Root
Игра «Блюдо и ложка убегай»
Наклейте цветные наклейки на пластиковые ложки.