Потребности высшие и низшие «Мотивация и личность»
в раздел Оглавление
Глава 7
Потребности высшие и низшие
Различия между высшими и низшими потребностями
В данной главе я попытаюсь показать, что можно говорить о реальных основаниях для подразделения потребностей на «высшие» и «низшие». Аргументация, которую я приведу ниже, поможет подтвердить выдвигаемое мною положение о том, что организм сам диктует иерархию ценностей, а ученый лишь наблюдает за ней и описывает ее. К сожалению, мне придется доказывать очевидные вещи, и все оттого, что в науке почему-то утвердилось представление о том, что иерархия ценностей творится ученым, что она несет на себе печать его вкусов и предубеждения, основывается лишь на его интуитивных догадках и допущениях, бездоказательных и недоказуемых. Во второй части главы я перечислю ряд возможных позитивных последствий дифференциации потребностей на высшие и низшие.
Невнимание к проблеме ценностей, нежелание признать ее научно-психологическую значимость не только ослабляет психологию как науку, не только препятствует ее полному развитию, но и подталкивает человечество к гипернатурализму, к этическому релятивизму, к хаосу и нигилизму. Если же нам удастся продемонстрировать, что способность совершать выбор между высшим и низшим, между сильным и слабым заложена в самой природе организма, то разговоры об относительности ценностей и ценностного выбора, об отсутствии естественных критериев разграничения добра и зла, о том, что одна ценность ничем не лучше другой, прекратятся за отсутствием предмета обсуждения. Принцип естественного выбора уже выдвигался мною в главе 4. Базовые потребности естественным образом выстраиваются в совершенно отчетливую иерархию, в которой более сильная, более насущная потребность предшествует менее сильной и менее насущной. Например, мы уже можем вполне определенно заявить, что потребность в безопасности сильнее, чем потребность в любви, ибо при фрустрации этих потребностей первая явно доминирует в организме. Физиологические потребности (взаимоотношения между которыми также подчиняются внутренней иерархии) насущнее, чем потребность в безопасности, которая сильнее, чем потребность в любви, которая, в свою очередь, сильнее потребности в уважении, более сильной, чем потребности в осуществлении своей самобытности, которые мы обобщаем в рамках одной потребности – потребности в самоактуализации.
Именно таков порядок потребностей, в соответствии с которым организм совершает выбор, или отдает предпочтение. Но с этим порядком связан не только процесс выбора, его отчетливое влияние обнаруживает себя и в иных сферах. Перечислим их:
В филогенетическом, или эволюционном плане более высокая потребность представляет собой более позднее образование. Если потребность в пище – общая для всех живых организмов, то потребность в любви присуща только человеку и, возможно, высшим человекообразным обезьянам, а потребность в самоактуализации, бесспорно, – одному лишь человеку. Чем выше потребность, тем более специфична она для человека.
В процессе онтогенетического развития высшие потребности обнаруживаются позже, чем низшие. При рождении человек обладает одними лишь физиологическими потребностями и, возможно, в очень слабой, зачаточной форме – потребностью в безопасности, которая проявляется в реакции испуга и наличие которой косвенно может быть подтверждено общим наблюдением, согласно которому ребенок развивается лучше, если окружающий его мир отличается стабильностью и регулярностью. Только спустя несколько месяцев ребенок начинает выказывать первые признаки социальной привязанности и избирательной любви, и еще позже, если чувствует себя в безопасности и если окружен любовью родителей, обнаруживает стремление к самостоятельности, независимости, потребность в достижении, в уважении, в оценке, в похвале. Что касается потребности в самоактуализации, то даже Моцарт обрел ее не раньше, чем в трех-четырехлетнем возрасте.
Чем выше место потребности в иерархии потребностей, тем менее насущна она для выживания, тем дольше она может оставаться неудовлетворенной и тем выше вероятность ее полного исчезновения. Потребности высших уровней отличаются меньшей способностью к доминированию и меньшей организационной силой. Если низшие потребности требуют немедленного удовлетворения, мобилизуют все силы организма и вызывают автономные реакции, призванные обеспечить их удовлетворение, то высшие потребности не так настоятельны. Отчаянное, маниакальное стремление к безопасности наблюдается гораздо чаще, чем маниакальное стремление к уважению окружающих. Депривация высших потребностей не вызывает таких отчаянных реакций самозащиты, как депривация низших потребностей. По сравнению с пищей и безопасностью уважение кажется просто роскошью.
Жизнь на более высоких мотивационных уровнях означает большую биологическую эффективность, большую продолжительность жизни, меньшую подверженность болезням, лучший сон, аппетит и т.п. Исследования в области психосоматики вновь и вновь показывают нам, что следствием тревоги, страха, отсутствия любви, деспотизма становятся крайне нежелательные физические и психологические последствия. Удовлетворение высших потребностей в конечном итоге не только повышает жизнеспособность организма, оно служит его росту и развитию.
С субъективной точки зрения высшие потребности менее насущны. Намеки высших потребностей невнятны, неотчетливы, их шепот порой заглушается громкими и ясными требованиями других потребностей и желаний, их интонации очень похожи на интонации ошибочных убеждений или привычек. Умение распознать собственные потребности, то есть понять, что тебе нужно на самом деле – само по себе огромное психологическое достижение. Все, что мы сказали здесь, вдвойне справедливо для потребностей высших уровней.
Удовлетворение высших потребностей приводит человека к субъективно желанному состоянию, он испытывает чувство покоя, умиротворенности, счастья, богатства внутренней жизни. Удовлетворение потребности в безопасности в лучшем случае может принести чувство облегчения и расслабленности, но не может подарить человеку мгновений экстаза, высших переживаний, исступленного счастья, восторга, как не может вызвать чувства умиротворенности, понимания, гордости и тому подобных чувств.
Жизнь на высших мотивационных уровнях, поиск удовлетворения высших потребностей означает движение в сторону здоровья, прочь от психопатологии. Аргументы в пользу этого тезиса приведены в главе 5.
Для актуализаци, пробуждения высшей потребности требуется больше предварительных условий, чем для актуализации низшей потребности. Мы можем говорить об этом уже потому, что для пробуждения высшей потребности необходимо удовлетворение более сильных по сравнению с ней потребностей. Например, пробуждение потребности в любви требует выполнения большего количества условий, чем пробуждение потребности в безопасности. В более общем плане можно сказать, что «высокая» жизнь несоизмеримо сложнее, чем «низкая» жизнь. Для того, чтобы испытать потребность в уважении и статусе, человек должен взаимодействовать с большим числом людей, должен иметь более широкую арену деятельности, должен ставить перед собой более долговременные задачи, должен уметь оперировать более разнообразными средствами и парциальными целями, должен сделать большее количество промежуточных шагов, чем это необходимо для пробуждения потребности в любви. То же самое можно сказать и относительно потребности в любви, если мы сравним ее с потребностью в безопасности.
Для пробуждения высших потребностей необходимы хорошие внешние условия. Для того, чтобы люди перестали убивать друг друга, необходимы соответствующие внешние условия, но для того, чтобы люди еще и любили друг друга, необходимо несколько большее. И наконец, только очень хорошие условия делают реальной возможность самоактуализации.
При условии удовлетворения и низшей и высшей потребности последняя приобретает большую субъективную значимость для человека. Ради высшего удовлетворения человек готов терпеть лишения и идти на жертвы, готов мириться с депривацией низших потребностей. Зачастую ради принципов и убеждений человек согласен вести аскетическую жизнь, он отказывается от богатства и престижа во имя возможности осуществить себя на избранном поприще. Человек, удовлетворивший низшие потребности и познавший, что такое самоуважение и самоосуществление, как правило, ставит их выше сытого желудка и чувства безопасности.
Чем выше уровень потребностей человека, тем шире круг его любовного отождествления (тем большее количество людей входит в этот круг и тем выше степень любовного отождествления). Любовное отождествление можно определить как слияние мотивационных иерархий двух или нескольких людей. Человек принимает потребности и желания любимого человека как свои собственные, не различает их. Желание любимого становится его собственным желанием.
Жизнь на высших мотивационных уровнях и удовлетворение высших потребностей вызывает желательные, благоприятные гражданские и социальные последствия. В какой-то степени здесь справедлива следующая закономерность: чем выше потребность, тем она менее эгоистична. Голод чрезвычайно эгоцентричен, утоление голода – это всегда самоудовлетворение. Но стремление к любви и уважению обязательно предполагает взаимодействие с другими людьми. Более того, его невозможно осуществить, не осознав необходимость удовлетворять потребности других людей. Люди, в достаточной мере удовлетворившие свои базовые потребности (потребность в пище и в безопасности), устремленные к любви и уважению, обнаруживают такие черты, как верность, дружелюбие, гражданское самосознание; именно из таких людей получаются хорошие родители, супруги, учителя, общественные деятели и т.п.
Удовлетворение высших потребностей в большей мере приближает человека к самоактуализации, чем удовлетворение низших потребностей. Это различие имеет чрезвычайно важное значение для теории самоактуализации. Помимо всего прочего оно означает, что люди, живущие на высоких уровнях мотивационной жизни, многими чертами похожи на самоактуализирующихся людей и похожесть эта очень заметна.
Жизнь на высоких мотивационных уровнях и удовлетворение высших потребностей приводит к более сильному и более естественному, истинному индивидуализму. Данное положение как будто вступает в противоречие с предыдущим заявлением о том, что «высокая» жизнь означает более сильное любовное отождествление, то есть социализацию. Однако, несмотря на всю кажущуюся алогичность, его следует воспринимать как эмпирическую реальность. Самоактуализирующиеся люди отличаются как высокой степенью самобытности, так и способностью любить человечество, и этот факт полностью соответствует теоретическим размышлениям Фромма относительно синергической природы взаимоотношений между любовью к себе (или вернее, самоуважением) и любовью к другим людям. В данном контексте интересны также его размышления об индивидуальности, спонтанности и роботизации (145).
Чем выше уровень потребностей, тем более податлив человек для психотерапевтического воздействия, тем эффективнее оно может быть; психотерапевт не в состоянии оказать помощь человеку, находящемуся на низких уровнях мотивационной жизни. Психотерапевтические методы ничем не помогут голодному человеку.
Низшие потребности имеют более четкую локализацию, более осязаемы и ограничены, чем высшие потребности. Голод и жажда гораздо более «соматичны», чем потребность в любви, которая, в свою очередь, более соматична, чем потребность в уважении. Кроме того, удовлетворители низших потребностей гораздо более осязаемы и очевидны, чем источники удовлетворения высших потребностей. Ограниченность низших потребностей проявляется еще и в том, что для их удовлетворения требуются конкретные удовлетворители. Чтобы утолить голод, достаточно съесть определенное количество пищи, но удовлетворение потребностей в любви, в уважении и когнитивных потребностей не знает пределов.
Высшие и низшие потребности, иерархия потребностей — «Семья и Школа»
Содержание
Потребности высшие и низшие «Мотивация и личность»
в раздел Оглавление
Глава 7
Потребности высшие и низшие
Различия между высшими и низшими потребностями
В данной главе я попытаюсь показать, что можно говорить о реальных основаниях для подразделения потребностей на «высшие» и «низшие». Аргументация, которую я приведу ниже, поможет подтвердить выдвигаемое мною положение о том, что организм сам диктует иерархию ценностей, а ученый лишь наблюдает за ней и описывает ее. К сожалению, мне придется доказывать очевидные вещи, и все оттого, что в науке почему-то утвердилось представление о том, что иерархия ценностей творится ученым, что она несет на себе печать его вкусов и предубеждения, основывается лишь на его интуитивных догадках и допущениях, бездоказательных и недоказуемых. Во второй части главы я перечислю ряд возможных позитивных последствий дифференциации потребностей на высшие и низшие.
Невнимание к проблеме ценностей, нежелание признать ее научно-психологическую значимость не только ослабляет психологию как науку, не только препятствует ее полному развитию, но и подталкивает человечество к гипернатурализму, к этическому релятивизму, к хаосу и нигилизму. Если же нам удастся продемонстрировать, что способность совершать выбор между высшим и низшим, между сильным и слабым заложена в самой природе организма, то разговоры об относительности ценностей и ценностного выбора, об отсутствии естественных критериев разграничения добра и зла, о том, что одна ценность ничем не лучше другой, прекратятся за отсутствием предмета обсуждения. Принцип естественного выбора уже выдвигался мною в главе 4. Базовые потребности естественным образом выстраиваются в совершенно отчетливую иерархию, в которой более сильная, более насущная потребность предшествует менее сильной и менее насущной. Например, мы уже можем вполне определенно заявить, что потребность в безопасности сильнее, чем потребность в любви, ибо при фрустрации этих потребностей первая явно доминирует в организме. Физиологические потребности (взаимоотношения между которыми также подчиняются внутренней иерархии) насущнее, чем потребность в безопасности, которая сильнее, чем потребность в любви, которая, в свою очередь, сильнее потребности в уважении, более сильной, чем потребности в осуществлении своей самобытности, которые мы обобщаем в рамках одной потребности – потребности в самоактуализации.
Именно таков порядок потребностей, в соответствии с которым организм совершает выбор, или отдает предпочтение. Но с этим порядком связан не только процесс выбора, его отчетливое влияние обнаруживает себя и в иных сферах. Перечислим их:
В филогенетическом, или эволюционном плане более высокая потребность представляет собой более позднее образование. Если потребность в пище – общая для всех живых организмов, то потребность в любви присуща только человеку и, возможно, высшим человекообразным обезьянам, а потребность в самоактуализации, бесспорно, – одному лишь человеку. Чем выше потребность, тем более специфична она для человека.
В процессе онтогенетического развития высшие потребности обнаруживаются позже, чем низшие. При рождении человек обладает одними лишь физиологическими потребностями и, возможно, в очень слабой, зачаточной форме – потребностью в безопасности, которая проявляется в реакции испуга и наличие которой косвенно может быть подтверждено общим наблюдением, согласно которому ребенок развивается лучше, если окружающий его мир отличается стабильностью и регулярностью. Только спустя несколько месяцев ребенок начинает выказывать первые признаки социальной привязанности и избирательной любви, и еще позже, если чувствует себя в безопасности и если окружен любовью родителей, обнаруживает стремление к самостоятельности, независимости, потребность в достижении, в уважении, в оценке, в похвале. Что касается потребности в самоактуализации, то даже Моцарт обрел ее не раньше, чем в трех-четырехлетнем возрасте.
Чем выше место потребности в иерархии потребностей, тем менее насущна она для выживания, тем дольше она может оставаться неудовлетворенной и тем выше вероятность ее полного исчезновения. Потребности высших уровней отличаются меньшей способностью к доминированию и меньшей организационной силой. Если низшие потребности требуют немедленного удовлетворения, мобилизуют все силы организма и вызывают автономные реакции, призванные обеспечить их удовлетворение, то высшие потребности не так настоятельны. Отчаянное, маниакальное стремление к безопасности наблюдается гораздо чаще, чем маниакальное стремление к уважению окружающих. Депривация высших потребностей не вызывает таких отчаянных реакций самозащиты, как депривация низших потребностей. По сравнению с пищей и безопасностью уважение кажется просто роскошью.
Жизнь на более высоких мотивационных уровнях означает большую биологическую эффективность, большую продолжительность жизни, меньшую подверженность болезням, лучший сон, аппетит и т. п. Исследования в области психосоматики вновь и вновь показывают нам, что следствием тревоги, страха, отсутствия любви, деспотизма становятся крайне нежелательные физические и психологические последствия. Удовлетворение высших потребностей в конечном итоге не только повышает жизнеспособность организма, оно служит его росту и развитию.
С субъективной точки зрения высшие потребности менее насущны. Намеки высших потребностей невнятны, неотчетливы, их шепот порой заглушается громкими и ясными требованиями других потребностей и желаний, их интонации очень похожи на интонации ошибочных убеждений или привычек. Умение распознать собственные потребности, то есть понять, что тебе нужно на самом деле – само по себе огромное психологическое достижение. Все, что мы сказали здесь, вдвойне справедливо для потребностей высших уровней.
Удовлетворение высших потребностей приводит человека к субъективно желанному состоянию, он испытывает чувство покоя, умиротворенности, счастья, богатства внутренней жизни. Удовлетворение потребности в безопасности в лучшем случае может принести чувство облегчения и расслабленности, но не может подарить человеку мгновений экстаза, высших переживаний, исступленного счастья, восторга, как не может вызвать чувства умиротворенности, понимания, гордости и тому подобных чувств.
Жизнь на высших мотивационных уровнях, поиск удовлетворения высших потребностей означает движение в сторону здоровья, прочь от психопатологии. Аргументы в пользу этого тезиса приведены в главе 5.
Для актуализаци, пробуждения высшей потребности требуется больше предварительных условий, чем для актуализации низшей потребности. Мы можем говорить об этом уже потому, что для пробуждения высшей потребности необходимо удовлетворение более сильных по сравнению с ней потребностей. Например, пробуждение потребности в любви требует выполнения большего количества условий, чем пробуждение потребности в безопасности. В более общем плане можно сказать, что «высокая» жизнь несоизмеримо сложнее, чем «низкая» жизнь. Для того, чтобы испытать потребность в уважении и статусе, человек должен взаимодействовать с большим числом людей, должен иметь более широкую арену деятельности, должен ставить перед собой более долговременные задачи, должен уметь оперировать более разнообразными средствами и парциальными целями, должен сделать большее количество промежуточных шагов, чем это необходимо для пробуждения потребности в любви. То же самое можно сказать и относительно потребности в любви, если мы сравним ее с потребностью в безопасности.
Для пробуждения высших потребностей необходимы хорошие внешние условия. Для того, чтобы люди перестали убивать друг друга, необходимы соответствующие внешние условия, но для того, чтобы люди еще и любили друг друга, необходимо несколько большее. И наконец, только очень хорошие условия делают реальной возможность самоактуализации.
При условии удовлетворения и низшей и высшей потребности последняя приобретает большую субъективную значимость для человека. Ради высшего удовлетворения человек готов терпеть лишения и идти на жертвы, готов мириться с депривацией низших потребностей. Зачастую ради принципов и убеждений человек согласен вести аскетическую жизнь, он отказывается от богатства и престижа во имя возможности осуществить себя на избранном поприще. Человек, удовлетворивший низшие потребности и познавший, что такое самоуважение и самоосуществление, как правило, ставит их выше сытого желудка и чувства безопасности.
Чем выше уровень потребностей человека, тем шире круг его любовного отождествления (тем большее количество людей входит в этот круг и тем выше степень любовного отождествления). Любовное отождествление можно определить как слияние мотивационных иерархий двух или нескольких людей. Человек принимает потребности и желания любимого человека как свои собственные, не различает их. Желание любимого становится его собственным желанием.
Жизнь на высших мотивационных уровнях и удовлетворение высших потребностей вызывает желательные, благоприятные гражданские и социальные последствия. В какой-то степени здесь справедлива следующая закономерность: чем выше потребность, тем она менее эгоистична. Голод чрезвычайно эгоцентричен, утоление голода – это всегда самоудовлетворение. Но стремление к любви и уважению обязательно предполагает взаимодействие с другими людьми. Более того, его невозможно осуществить, не осознав необходимость удовлетворять потребности других людей. Люди, в достаточной мере удовлетворившие свои базовые потребности (потребность в пище и в безопасности), устремленные к любви и уважению, обнаруживают такие черты, как верность, дружелюбие, гражданское самосознание; именно из таких людей получаются хорошие родители, супруги, учителя, общественные деятели и т.п.
Удовлетворение высших потребностей в большей мере приближает человека к самоактуализации, чем удовлетворение низших потребностей. Это различие имеет чрезвычайно важное значение для теории самоактуализации. Помимо всего прочего оно означает, что люди, живущие на высоких уровнях мотивационной жизни, многими чертами похожи на самоактуализирующихся людей и похожесть эта очень заметна.
Жизнь на высоких мотивационных уровнях и удовлетворение высших потребностей приводит к более сильному и более естественному, истинному индивидуализму. Данное положение как будто вступает в противоречие с предыдущим заявлением о том, что «высокая» жизнь означает более сильное любовное отождествление, то есть социализацию. Однако, несмотря на всю кажущуюся алогичность, его следует воспринимать как эмпирическую реальность. Самоактуализирующиеся люди отличаются как высокой степенью самобытности, так и способностью любить человечество, и этот факт полностью соответствует теоретическим размышлениям Фромма относительно синергической природы взаимоотношений между любовью к себе (или вернее, самоуважением) и любовью к другим людям. В данном контексте интересны также его размышления об индивидуальности, спонтанности и роботизации (145).
Чем выше уровень потребностей, тем более податлив человек для психотерапевтического воздействия, тем эффективнее оно может быть; психотерапевт не в состоянии оказать помощь человеку, находящемуся на низких уровнях мотивационной жизни. Психотерапевтические методы ничем не помогут голодному человеку.
Низшие потребности имеют более четкую локализацию, более осязаемы и ограничены, чем высшие потребности. Голод и жажда гораздо более «соматичны», чем потребность в любви, которая, в свою очередь, более соматична, чем потребность в уважении. Кроме того, удовлетворители низших потребностей гораздо более осязаемы и очевидны, чем источники удовлетворения высших потребностей. Ограниченность низших потребностей проявляется еще и в том, что для их удовлетворения требуются конкретные удовлетворители. Чтобы утолить голод, достаточно съесть определенное количество пищи, но удовлетворение потребностей в любви, в уважении и когнитивных потребностей не знает пределов.
Соотношение низших и высших потребностей человека — Студопедия
Поделись
Все великое многообразие потребностей можно разделить на три основные категории: витально-органические или первичные, эгоцентрически-личные и высшие.
Витально-органические потребности связаны с ростом и жизнедеятельностью организма. Они энергично стимулируют активность поведения человека в направлении их удовлетворения. Витально-органические потребности занимают первичную ступень в сложной иерархии потребностей. Они находятся в подчинении эгоцентрически-личным и высшим потребностям. Важно отметить, что удовлетворение витально-органических потребностей носит опосредованный характер: оно опосредовано условиями социально-культурной среды, правилами приличия, этикетом.
Эгоцентрически-личные потребности связаны с самоутверждением личности. Обычно они направлены на достижение определенных отличительных преимуществ в социальной сфере и в сфере обладания материальными благами. Эгоцентрически-личные потребности исторически и культурно детерминированы. Примером этому может служить стремление эгоцентрически настроенного человека отдавать должную дань существующему в его эпоху стилю жизни. Если эгоцентрически-личные потребности не ограничены в своем подчинении высшим духовным потребностям, они поистине не знают пределов, что, впрочем, необходимо приводит к печальному финалу, как в сказке о золотой рыбке.
Высшие потребности — этические, эстетические, познавательные и религиозные — называют, в отличие от первичных и эгоцентрических материальных потребностей, духовными. Высшие, или духовные, потребности следует рассматривать в двух различных аспектах — историческом и структурно-динамическом. На основании описательной этики можно проследить общую тенденцию в развитии высших потребностей в различные исторические эпохи. Изучение потребностей в структурно-динамическом аспекте открывает нам неисчерпаемый мир высокодифференцированных и весьма специфических переживаний.
Удовлетворение духовных потребностей принципиально отличается от удовлетворения витально-органических потребностей. При удовлетворении витально-органической потребности, направленной, например, на утоление голода, интенсивность ее переживания по мере ее удовлетворения постепенно снижается и сменяется периодом более или менее длительного торможения данной потребности. Наоборот, удовлетворение духовной потребности всегда характеризуется возрастанием интенсивности ее переживания. Духовные потребности неограниченна в пределах и неисчерпаемы в своей глубине и интенсивности переживания.
Иерархическая логика базовых потребностей человека в классификации Маслоу усиливается к тому же их двуступеньчатостью.
Двуступеньчатость базовых потребностей человека можно трактовать также и как разграничение «царства необходимости» и «царства свободы». Идет оно, как известно, от Маркса. «Царство свободы, — писал он, — начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства… По ту сторону его начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако. может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе».
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой «пирамидой» или «лестницей» Маслоу, является фундаментальной теорией, признанной специалистами по менеджменту во всем мире.
В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому.Маслоу представляет теоретическую структуру для понимания потребностей через теорию самореализации, который имеет 4 основных элемента:
1) Мотивы (стимулы) -очень сложны -ни один из них не работает по отдельности.
2) Потребности низкого уровня должны быть удовлетворены до того, как потребности более высокого уровня станут мотивирующими факторами.
3) Удовлетворенная потребность не является стимулом — мы всегда «существа нуждающиеся».
4) Существует больше путей удовлетворить потребности более высокого уровня, чем более низкого уровня
Иерархия потребностей Маслоу — обзор
Время чтения: 7 минут
Теория мотивации человека, разработанная американским психологом Абрахамом Маслоу и опубликованная в 1943 году, предложила пятиуровневую модель основных потребностей человека. Модель иерархии потребностей Маслоу классифицирует потребности как первичные или растущие. Дефицит или основные потребности являются наиболее важными для организма, и поэтому они должны быть сначала удовлетворены, прежде чем организм сможет продвигаться к удовлетворению новых потребностей более высокого уровня.
Иерархия потребностей Маслоу — это теория психологического здоровья, основанная на удовлетворении человеческих потребностей в соответствии с приоритетом, с вершиной в самореализации. Маслоу полностью выразил свою идею в своей книге 1954 года «Мотивация и личность», и она остается популярной основой для исследований в области социологии и высшим руководством по психологии.
Inhaltsverzeichnis
- 1 Иерархия потребностей Маслоу – часто задаваемые вопросы
- 2 Иерархия потребностей Маслоу: определение
- 3 Обзор иерархии потребностей Маслоу
- 4 Критика иерархии потребностей Маслоу
- 5 В двух словах
Иерархия потребностей Маслоу — Часто задаваемые вопросы
Каковы основные человеческие потребности согласно иерархии потребностей Маслоу?
Основными потребностями человека, согласно иерархии потребностей Маслоу, являются:
▪ Физиологические потребности – пища, вода, сон, одежда и гомеостаз
▪ Потребности в безопасности – безопасность, стабильность, свобода от страха, беспокойства и хаос
▪ Потребности в принадлежности и любви – дарить и получать привязанность, дружбу, близость и семью.
▪ Потребность в уважении – потребность в самоуважении и уважении других.
▪ Самореализация – это реализация своего полного потенциала.
Совет: Если вы закончили свою научную работу, мы можем помочь вам с печатью диссертации !
Почему важна иерархия потребностей Маслоу?
Иерархия потребностей Маслоу — полезный инструмент для оценки направления нашей жизни. Определив свои потребности и мотивы, человек может перестроить и сбалансировать свою жизнь по мере необходимости и встать на путь самосовершенствования.
Каковы некоторые реальные примеры иерархии потребностей Маслоу?
Без удовлетворения самых основных потребностей, таких как пища и вода, нельзя удовлетворять другие потребности более высокой иерархии. У голодающего, например, нет других интересов, кроме еды. Она/он будет думать о еде и воспринимать только еду.
Что является вершиной иерархии потребностей Маслоу?
Достижение самореализации.
Что представляет собой расширенная версия иерархии потребностей Маслоу?
Это восьмиуровневая модель, которая включает три дополнительные потребности: когнитивные потребности, эстетические потребности и потребности трансцендентности.
Иерархия потребностей Маслоу: Определение
Это психологическая теория, описывающая иерархическую систему человеческих потребностей. Потребности более низкого порядка должны быть удовлетворены, если человек хочет сосредоточить свою мотивацию на более высоких потребностях. В качестве альтернативы теория иерархии потребностей Маслоу может быть проиллюстрирована как динамическая иерархия, в которой различные потребности одновременно перекрываются.
Обзор иерархии потребностей Маслоу
Иерархия Маслоу часто представляется в виде пятиуровневой пирамиды, разделенной на потребности дефицита (d-потребности) и потребности самореализации. Начальные четыре уровня — это d-потребности, которые приведут к напряжению и беспокойству, если они не будут удовлетворены, и должны быть удовлетворены, чтобы побудить человека сосредоточиться на более высоких потребностях. Верхний уровень иерархии потребностей Маслоу называется b-потребностями (бытия/роста).
Вот подробный взгляд на иерархию потребностей Маслоу
Физиологические потребности (d-потребности)
Согласно иерархии потребностей Маслоу, физиологические потребности представляют собой основные физические потребности для выживания человека и включают гомеостаз, пищу и воду; это наиболее важные из всех условий. Если физиологические потребности не удовлетворены, а у организма есть другие потребности, то индивид будет отодвигать их на второй план до тех пор, пока физиологические потребности не будут удовлетворены. Физиологические потребности можно определить как черты и состояния.
Черты относятся к долгосрочным потребностям, необходимым для основной человеческой жизни, в то время как состояние относится к неприятному уменьшению удовольствия и увеличению срочности удовлетворения потребности.
Потребности в безопасности (d)
Как только физиологические потребности будут достаточно хорошо удовлетворены, потребности в безопасности (стабильность, безопасность, защита, свобода от страха и беспокойства, потребность в структуре) будут иметь приоритет. Если человек не чувствует себя в безопасности, он / она сначала будет искать безопасность, прежде чем искать более высокие потребности в иерархии потребностей Маслоу. В свои 1954 Маслоу говорит, что можно ожидать, что угроза хаоса или отсутствия безопасности приведет к отказу от более высоких требований и сосредоточению внимания на потребностях в безопасности. Потребность в безопасности также может объяснить, почему люди склонны приобретать страховку, открывать сберегательный счет и предпочитают более безопасную работу.
Принадлежность и любовь (d)
В иерархии потребностей Маслоу потребность в принадлежности и любви возникает после того, как физиологические потребности и требования безопасности будут достаточно хорошо удовлетворены. Потребности в любви включают в себя получение и проявление любви, как романтической, так и платонической. Человек, лишенный этого, почувствует отсутствие отношений и будет жаждать их. Потребность в принадлежности состоит в желании чувствовать себя частью клана, чувстве принадлежности. Достигнув других условий более низкого уровня, удовлетворение потребностей в любви и принадлежности станет главным приоритетом человека. Он/она может даже забыть, что эта потребность казалась ненужной, когда им не хватало физиологических условий.
Потребности в уважении (d)
Маслоу постулирует, что потребности в уважении можно разделить на две категории. Во-первых, самооценка, такая как стремление к силе, компетентности и уверенности в себе перед другими, и при удовлетворении она производит адекватность и полезность. Во-вторых, уважение со стороны других предполагает потребность быть признанным, уважаемым и оцененным другими. Люди будут участвовать в мероприятиях, чтобы получить признание. Маслоу далее утверждает, что самая здоровая самооценка должна быть основана на заслуженном уважении со стороны других, а не на необоснованном уважении, например, на том, которое приходит с огромной славой.
Самоактуализация (б-потребность)
Самоактуализация является кульминацией иерархии потребностей Маслоу. Даже если все d-потребности удовлетворены, люди все равно часто будут испытывать недовольство, если они не делают то, для чего они подходят. Маслоу в своей книге «Мотивация и личность» лучше всего резюмирует самоактуализацию следующим образом:
«M музыканты должны заниматься музыкой; художники должны рисовать, поэты должны писать, если они хотят в конечном счете быть в мире с самими собой. Какими люди могут быть, такими они и должны быть. Они должны быть верны своей природе. Эту потребность мы можем назвать самореализацией. . .. Эту тенденцию можно было бы сформулировать как желание становиться все более и более тем, чем человек идиосинкразически является, стать всем, чем он способен стать.
0120 ». — Абрахам Маслоу, Мотивация и личность
Выберите BachelorPrint для печати и переплета вашей диссертации:
Печать и переплет диссертации
Дизайн для иерархии потребностей — Smashing Magazine
- 13 минут чтения
- Дизайн, Веб-дизайн
- Поделиться в Twitter, LinkedIn
Об авторе
Стивен Брэдли — автор книг «Основы дизайна: элементы, атрибуты и принципы» и «Анимации и переходы CSS для современной сети». Когда не… Больше о Стивен Брэдли ↬
Основываясь на иерархии потребностей Маслоу, идея иерархии потребностей в дизайне основана на предположении, что для того, чтобы быть успешным, дизайн должен удовлетворять основные потребности, прежде чем он сможет удовлетворить потребности более высокого уровня. Прежде чем дизайн сможет удивить нас, он должен работать так, как задумано. Он должен удовлетворять некоторые минимальные потребности, иначе все остальное не будет иметь значения.Это правда? Или дизайн, который сложно использовать, все же будет успешным, потому что он делает пользователей более опытными или отвечает определенным творческим потребностям? Вы должны точно определить все потребности низкого уровня, прежде чем рассматривать потребности более высокого уровня? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте начнем с рассмотрения иерархии Маслоу.
Больше после прыжка! Продолжить чтение ниже ↓
Иерархия потребностей Маслоу
В своей статье 1943 года «Теория мотивации человека» американский психолог Абрахам Маслоу предложил идею психологической иерархии потребностей человека.
- Физиологические потребности – это условия выживания человека. К ним относятся дыхание, еда, вода, кров, секс, одежда, сон и комфорт.
- Потребность в безопасности можно рассматривать как способ удовлетворения завтрашних физиологических потребностей. Они включают в себя личную и финансовую безопасность, здоровье, порядок, закон и защиту от стихии.
- Потребности в любви и принадлежности касаются социальных взаимодействий. Мы не хотим идти по жизни в одиночестве. Социальные потребности включают дружбу, любовь, близость, семью, сообщество, принадлежность и отношения.
- Потребность в уважении включает самооценку, а также признание со стороны других. Уважение может проявляться в виде достижений, статуса, престижа, признания, мастерства, независимости и ответственности.
- Потребности в самореализации связаны с тем, чтобы стать больше, чем мы есть, и они могут исходить из мира, знаний, самореализации, реализации личного потенциала, личного роста и пиковых переживаний.
Согласно Маслоу, если вы попытаетесь удовлетворить потребности одного уровня в иерархии, не удовлетворив предварительно потребности предыдущего уровня, ваше место в иерархии будет нестабильным. Нельзя ожидать, что вы будете хорошо работать в команде (уровень 3), если вы ждете результатов медицинского обследования, чтобы определить, есть ли у вас рак (уровень 2).
Более низкие уровни иерархии служат основой для более высоких уровней. Если ваш фундамент трясется, то вас тянет обратно на более низкий уровень, чтобы стабилизировать ваш фундамент, прежде чем вы вернетесь вверх по иерархии. Если нет, вас наводят на мысли и чувства стресса и беспокойства.
Критика иерархии Маслоу
Не все согласны с Маслоу. Многие бросают вызов иерархии, потому что она не учитывает бескорыстных поступков, храбрости и милосердия. Не объясняет он и феномен «голодающих художников», стремящихся к самореализации даже тогда, когда их основные физиологические потребности практически не удовлетворяются.
Критики указывают на недостаток эмпирических данных и ограниченный объем наблюдений до того, как Маслоу разработал свои теории. Маслоу не учитывает духовную сторону людей и опускает слишком много случаев, которые не соответствуют его теории. Хорошая идея и начало, возможно, но еще далеко не принятое как есть. Интуитивно кажется, что это правильно, но иерархия Маслоу имеет ограничения, как показано ниже:
Хотя иерархия Маслоу имеет смысл с интуитивной точки зрения, существует мало доказательств, подтверждающих ее иерархический аспект. На самом деле есть данные, противоречащие порядку потребностей, заданному моделью. Например, в некоторых культурах социальные потребности ставятся выше любых других. Иерархия Маслоу также с трудом объясняет такие случаи, как «голодающий художник», когда человек пренебрегает низшими потребностями в погоне за высшими. Наконец, мало доказательств того, что люди мотивированы на удовлетворение только одного уровня потребностей за раз, за исключением ситуаций, когда существует конфликт между потребностями.
Чилийский экономист и защитник окружающей среды Манфред Артур Макс-Ниф выдвинул другую теорию фундаментальных человеческих потребностей, в которой нет иерархии, выходящей за рамки выполнения основных задач человеческого выживания. Вместо этого удовлетворение потребностей взаимосвязано и преследуется одновременно, с компромиссами в процессе.
В этой системе можно удовлетворять творческие потребности, не удовлетворяя предварительно потребности в защите и безопасности.
Иерархия Маслоу может быть переведена на дизайн, для которого иерархия от низшего к высшему будет состоять из функциональности, надежности, удобства использования, мастерства и творчества.
Функциональность
Прежде всего дизайн должен быть в состоянии функционировать. MP3-плеер должен иметь возможность воспроизводить, приостанавливать, перематывать назад и вперед MP3 и другие цифровые аудиофайлы, чтобы считаться MP3-плеером. Если он не может выполнять эти функции, значит, конструкция не удалась.
Количество функций — это отдельная история. Несмотря на то, что один MP3-плеер может воспроизводить обложки альбомов, другим это не обязательно. Но если большинство MP3-плееров могут это делать, то и ваш тоже должен это делать. Что определяет, какие функции необходимы? Сам продукт? Дизайнер? Магазин?
Проекты, отвечающие только базовым функциональным потребностям, считаются малоценными или бесполезными. Ожидается, что дизайн удовлетворит базовые функциональные потребности; это не считается чем-то особенным.
Характеристики веб-сайта, удовлетворяющего функциональные потребности, могут включать страницы, которые загружаются в течение разумного периода времени, рабочие ссылки и страницы, которые реагируют на основные кнопки браузера, такие как «Назад» и «Вперед».
Надежность
Как только ваш проект удовлетворит функциональные потребности, он может перейти на следующий уровень в иерархии дизайна: надежность. Теперь ваш дизайн должен обеспечивать стабильную и стабильную производительность. Это не только работает, но работает снова и снова.
Если ваш MP3-плеер иногда воспроизводится, а иногда нет, значит, он не отвечает требованиям надежности. Если он всегда воспроизводится, но делает это хаотично (перескакивая то тут, то там, время от времени замедляясь и ускоряясь), то он также не отвечает требованиям надежности.
Проекты, отвечающие только требованиям надежности, считаются малоценными. Опять же, мы ожидаем, что продукты, которые мы покупаем, будут работать стабильно.
Надежный веб-сайт работает стабильно. То, что работало вчера, должно работать сегодня. Когда добавляются новые страницы и разделы, они функционируют так же, как и существующие страницы и разделы.
Удобство использования
Насколько легко пользователи могут выполнять основные задачи? Может ли человек с MP3-плеером легко понять, как его включать и выключать? Как насчет воспроизведения, остановки, паузы и выбора песни? Это потребности в юзабилити. Ваш дизайн теперь работает стабильно. Вопрос в том, смогут ли люди понять, как им пользоваться?
В дополнение к простоте использования, ваш дизайн прост в использовании? Нажатие неправильной кнопки не должно удалить все песни на вашем MP3-плеере. Последствия простых ошибок не должны быть ужасными. Если движение пальца удаляет всю музыку, значит, MP3-плеером нельзя пользоваться.
Пригодные для использования конструкции оцениваются как имеющие умеренную ценность. У нас есть некоторые базовые ожидания относительно юзабилити, но мы понимаем, что многие вещи работают не совсем так, как мы ожидаем или хотели бы. Удобный дизайн отчасти отличает ваш сайт от сайтов более низкого уровня.
Пригодный для использования веб-сайт имеет простую для понимания и использования систему навигации, организацию, упрощающую просмотр содержимого, читаемый текст и макет, в котором легко ориентироваться.
Мастерство
Позволяет ли ваш дизайн людям делать больше и лучше? Позволяет ли MP3-плеер создавать списки воспроизведения и легко искать песни? Предоставляет ли он простой механизм загрузки песен из Интернета и их передачи на другие устройства и с других устройств?
Это необходимые навыки. Не обязательно, чтобы ваш MP3-плеер рекомендовал новые песни на основе ваших любимых, но желательно и значительно улучшит дизайн.
Проекты, считающиеся профессиональными, считаются функционирующими на высоком уровне. Дизайн, который позволяет людям делать вещи, которые ранее были невозможны, и расширять базовую функциональность, считается великолепным.
Профессиональный веб-сайт может включать расширенные параметры поиска, возможность объединять данные из разных источников в более сложные уровни информации и веб-инструменты.
Креативность
Как только все потребности более низкого уровня будут удовлетворены, ваш дизайн может перейти к творческим потребностям. Благодаря этому ваш дизайн теперь может взаимодействовать с людьми инновационными способами. Дизайн может исследовать и создавать вещи, которые расширяют сам продукт.
Возможно, ваш MP3-плеер преподает теорию музыки, давая рекомендации, основанные на музыкальной структуре песен, которые вы слушаете чаще всего, и предоставляет таблицы аккордов и ноты, которые визуально воспроизводятся в такт со звуком. Ваш MP3-плеер может поддерживать пользовательские скины или позволять вам комбинировать части песен для создания новой музыки. Ваш MP3-плеер может быть самым красивым на рынке.
Дизайн, отвечающий творческим потребностям, воспринимается как высший уровень. Они создают базу лояльных поклонников. Если вас смущает успех Apple, больше не удивляйтесь. Он удовлетворяет потребности творческого дизайна.
Креативный веб-сайт может включать эффекты AJAX, эстетическую привлекательность и взаимодействие с помощью голосовых команд.
Критика иерархии дизайна
Та же самая критика, примененная к иерархии Маслоу, может быть применена к иерархии дизайна. Должен ли проект быть надежным, прежде чем его можно будет использовать? Разве ты не можешь встретиться с обоими одновременно? Может ли ваш дизайн удовлетворить профессиональные потребности продвинутых пользователей, не будучи при этом наиболее удобным для новичков?
Действительно ли мы должны сделать все правильно на одном уровне, прежде чем выделять ресурсы на более высокие уровни? Будет ли рынок мириться с продуктом, который проваливается без причины в 10 % случаев, если в остальных 90 % он превосходит все ожидания?
Опять же, несмотря на то, что иерархия интуитивно понятна, потребности и желания рынка, скорее всего, определят, что наиболее важно улучшить в иерархии.
Другие иерархии потребностей
Иерархия Маслоу применялась не только к дизайну. Многие смежные дисциплины используют его, чтобы описать то, что они делают, и предложить, как сделать это лучше.
Маслоу в применении к маркетингу
Идеи Маслоу часто применяются в маркетинге. Что бы вы ни продавали, продукт предназначен для удовлетворения какой-либо потребности в иерархии. Чтобы наилучшим образом продвигать свой продукт или услугу, определите, где в иерархии они находятся, и поймите мотивацию вашего целевого пользователя для удовлетворения этих потребностей. Классический пример — шины Michelin. Вместо того, чтобы просто перечислять характеристики своих шин и хвастаться тем, насколько хорошо они сцепляются с дорогой, рекламные ролики Michelin показывают шины, которые защищают детей, с лозунгом «Потому что так много зависит от ваших шин».
Коммерческий ролик отвечает нашей потребности в безопасности. Это также касается следующего уровня иерархии, наших социальных потребностей — в данном случае нашей любви к нашим детям. Спецификации скучные. История о том, как убедиться, что вы и ваша семья в безопасности, удовлетворяет глубокие психологические потребности.
Иерархия Маслоу также помогает нам определить, на какой рынок ориентироваться и как лучше всего выйти на этот рынок. Например, у вас есть отличная идея заполнить нишу спроса на укрепление доверия. Фантастика.
Но вы нацелены на новых владельцев бизнеса. Эта группа находится на втором уровне иерархии: безопасность. Они беспокоятся о своей работе и поддержке своей семьи. Они пока не заботятся о том, чтобы чувствовать себя уверенно.
Вам нужно будет найти либо другую историю для вашего маркетинга, либо другую целевую группу.
Применение Маслоу к написанию кода
Патрик Даброу изучил иерархию Маслоу и иерархию проектирования и выдвинул иерархию потребностей в написании кода: иерархия согласуется как с иерархией Маслоу, так и с иерархией дизайна. Он также интуитивно понятен и может быть подвергнут той же критике, что и маслоу. Конечно, плохо работающий код нужно исправлять сразу, но нет причин, по которым нельзя было бы написать элегантный и эффективный код с самой первой строки.
Ресурсы
Вот несколько дополнительных иерархий, основанных на Маслоу:
- Иерархия потребностей SEO
- Иерархия потребностей пользовательского опыта
Примеры
Oliver James Gosling
Y3K
Веб-сайты Oliver James Gosling и Y3K представляют собой одностраничные портфолио. Они оба отвечают требованиям функциональности и надежности. Они также эстетически приятны и начинают удовлетворять творческие потребности. На веб-сайте Оливера есть ссылка «Вернуться наверх», которая перемещается вниз по странице вместе с вами; этот приятный штрих в удобстве использования отсутствует на веб-сайте Y3K. Оливер также предлагает PDF-файл, содержащий всю информацию о его веб-сайте, возможно, добавляя немного мастерства дизайну.
Подвальный вор Cellar Thief отвечает требованиям функциональности и является еще одним эстетически привлекательным веб-сайтом. Эстетика соответствует общему сообщению о вине. Но надежность и удобство использования можно было бы улучшить. Три основные ссылки в нижней части главной страницы («Выберите вино», «Расскажите друзьям», «Почувствуйте себя хорошо») неожиданно ведут на страницу «О нас». Кроме того, на сайте продаются только три вина дня, что прекрасно, но не сразу очевидно.
Сноуборды Elan Сноуборды Elan сочетают базовую функциональность и интересную эстетику. Много всего происходит, и трудно понять, где искать. Ссылки не всегда очевидны, и по мере того, как вы углубляетесь в веб-сайт, не всегда понятно, где вы находитесь. С другой стороны, веб-сайт предлагает форум, блоги сообщества и видео, которые делают веб-сайт более удобным для посетителей. В целом, веб-сайт больше фокусируется на потребностях более высокого уровня за счет некоторых более низких уровней. Учитывая аудиторию сайта, такой подход, наверное, оправдан.
CSS-трюки CSS Tricks, вероятно, знакомы большинству из вас. Он отвечает требованиям функциональности, надежности и удобства использования. У Криса Койера есть разделы для форума, скринкасты, халява и фрагменты кода, что придает веб-сайту уровень мастерства. В творческом плане веб-сайт имеет приятную, хотя и знакомую эстетику блога, а боковая панель имеет соответствующие штрихи AJAX. Крис также много работал над мелкими деталями, которые помогают удовлетворить творческие потребности.
Али Фельски Сайт Али Фельски представляет собой сочетание портфолио и блога. Он работает последовательно, и найти дорогу легко. Благодаря удовлетворению трех потребностей более низкого уровня веб-сайт добавляет креативности. Одна из приятных особенностей дизайна заключается в том, что вы можете удалить все эстетические штрихи и по-прежнему иметь очень функциональный, надежный и удобный дизайн.
Магазин антикварных пианино Магазин антикварных фортепиано отвечает всем требованиям дизайна более низкого уровня, предлагая приятную эстетику. Он отвечает профессиональным требованиям, предлагая страницы, на которых вы можете идентифицировать свое пианино и продать его. Учитывая характер веб-сайта, предоставление посетителям возможности услышать, как звучат пианино, могло бы помочь удовлетворить потребности в профессиональном уровне.
Жидкость 960 Сетка Система Fluid 960 Grid хорошо отвечает потребностям проектирования более низкого уровня. Он работает, работает стабильно и прост в использовании. Хотя это и не самая красивая страница, с которой вы столкнетесь, на ней есть немало вещей, отвечающих требованиям дизайна более высокого уровня. Почти каждая часть страницы представляет собой рабочую демонстрацию. Вы можете посмотреть, как каждый из них будет работать, используя библиотеки jQuery или MooTools, или вы можете полностью отключить JavaScript, чтобы увидеть, как работают демоверсии. Вы также можете переключаться между 12- и 16-колоночными плавающими и фиксированными сетками.
Резюме
Хотя иерархия Маслоу интуитивно понятна, критики указывают на скудные доказательства в ее поддержку, в частности на предположение о том, что более низкие уровни должны быть удовлетворены прежде, чем более высокие уровни. То же самое можно сказать об иерархии потребностей в дизайне или даже о любой иерархии, основанной на Маслоу. На первый взгляд они имеют смысл, но им не хватает эмпирических доказательств.
Эти иерархии не являются абсолютными, которым вы должны следовать. Как и при любом дизайне, посмотрите на критерии успеха, чтобы определить цели дизайна. Ваша аудитория вполне может предпочесть эстетически красивый веб-сайт, который время от времени дает сбои, скучному веб-сайту, который абсолютно надежен.
Нет никаких причин, по которым вы не могли бы удовлетворить потребности более высокого уровня, прежде чем полностью удовлетворить все потребности более низкого уровня, если вы понимаете, что некоторые потребности более низкого уровня абсолютно необходимы. Естественно, если ни одна из ваших страниц не загружается, то все остальное не имеет значения. Вам придется решить эту проблему, прежде чем беспокоиться о прогрессивном улучшении.
Взгляните на иерархию проекта как на руководство. В большинстве случаев имеет смысл удовлетворить потребности более низкого уровня, прежде чем пытаться удовлетворить потребности более высокого уровня. Если ваш веб-сайт непригоден для использования, вы, вероятно, захотите исправить это, прежде чем предоставлять посетителям больше возможностей для повышения квалификации.
Дополнительная информация на SmashingMag:
- Уровень личности
- Этот интерфейс — (хорошая) шутка!
- Исправление неправильного взаимодействия с пользователем
- Как вы справляетесь с перенапряженными, иррациональными клиентами?
Иерархия потребностей Маслоу | Образование, общество и учащийся K-12 |
Мы все считаем, что у нас есть различные потребности — например, потребность в еде или потребность в общении, — которые влияют на наш выбор и поведение. Эта идея также лежит в основе некоторых теорий мотивации. В 1943, Абрахам Маслоу предложил иерархию потребностей, охватывающую весь спектр мотивов, от биологических до индивидуальных и социальных.
Теория Маслоу определяет мотивацию как процесс удовлетворения определенных потребностей, необходимых для долгосрочного развития. Согласно Маслоу, потребность — это относительно длительное состояние или чувство, требующее облегчения или удовлетворения, и оно имеет тенденцию влиять на действия в долгосрочной перспективе. Некоторые потребности (например, голод) могут уменьшаться при удовлетворении, а другие (например, любопытство) — нет.
Теория Маслоу основана на простой предпосылке: у людей есть потребности, которые расположены в иерархическом порядке. Есть некоторые потребности, которые являются базовыми для всех людей, и при их отсутствии все остальное не имеет значения. Эти потребности управляют нами до тех пор, пока они не будут удовлетворены. После того, как мы удовлетворим наши основные потребности, они перестанут служить мотиваторами, и мы сможем приступить к удовлетворению потребностей более высокого порядка.
Маслоу организовал человеческие потребности в пирамиду, которая включает (от низшего уровня к высшему) физиологические потребности, потребности в безопасности, любви/принадлежности, уважении и потребности самореализации. Согласно Маслоу, необходимо удовлетворить потребности более низкого уровня, прежде чем обращаться к потребностям, которые возникают на более высоких уровнях пирамиды. Например, если кто-то голодает, маловероятно, что он будет проводить много времени или вообще какое-либо время, задаваясь вопросом, считают ли его другие люди хорошим человеком. Вместо этого вся его энергия направлена на то, чтобы найти что-нибудь поесть.
Иерархия потребностей Маслоу
В иерархии потребностей Маслоу более высокие уровни потребностей могут быть удовлетворены только тогда, когда удовлетворены более низкие уровни.
Физиологические потребности
Самые основные потребности Маслоу — это 90 233 физиологических потребностей, 90 234 таких, как потребность в воздухе, еде и воде. Например, когда вы очень голодны, все ваше поведение может быть мотивировано потребностью найти пищу. Как только вы едите, поиск пищи прекращается, и потребность в еде больше не мотивирует вас.
Требования безопасности
Как только физиологические потребности удовлетворены, люди, как правило, начинают беспокоиться о потребностях в безопасности . Защищены ли они от опасности, боли или неопределенного будущего? На этом этапе у них появится мотивация направить свое поведение на получение убежища и защиты, чтобы удовлетворить эту потребность.
Потребность в любви/принадлежности
Как только потребности в безопасности удовлетворены, социальные потребности в любви/принадлежности становятся важными. Это может включать потребность в общении с другими людьми, потребность в любви и потребность в формировании прочных привязанностей. Отсутствие привязанностей может негативно сказаться на здоровье и самочувствии; в результате люди стремятся найти друзей и романтических партнеров.
Потребность в уважении
Как только потребности в любви и принадлежности удовлетворены, потребности в уважении становятся более заметными. Потребность в уважении относится к желанию быть уважаемым среди сверстников, чувствовать себя важным и быть оцененным. Люди часто ищут способы достичь чувства мастерства, и они могут искать одобрения и похвалы от других, чтобы удовлетворить эти потребности.
Самореализация
На самом высоком уровне иерархии внимание переключается на необходимость самореализация, потребность, которая по существу приравнивается к полной реализации своего потенциала. Это можно увидеть в приобретении новых навыков, решении новых задач и в поведении, которое поможет вам достичь ваших жизненных целей.