Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Потребности и мотивы в психологии: 2. Потребности и мотивы деятельности личности

Понятия мотивации, потребности, мотива

27.12.2014

Причины активности человека и животных изучались еще мыслителями древности. Демокрит рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощренным. Гераклит, говоря о связях побудительных сил и разума, отмечал, что «всякое желание покупается ценой психеи». Злоупотребление вожделениями ведет к их ослаблению, умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Сократ писал о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. Главное заключается в том, какое место они занимают в его жизни. Аристотель считал, что любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющие активность человека, имеют природное основание.

В зарубежной психологии проблема мотивации была рассмотрена психологами разных школ:

  • Психоанализ.
    3. Фрейд считал, что в основе мотивации поведения лежит стремление удовлетворить врожденные инстинкты: инстинкт жизни (воспроизведение себе подобных — половая потребность; поддержание жизни — физические потребности) и смерти (агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничтожение).
  • Бихевиоризм. Основой активности индивида является некоторая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Эта нужда в свою очередь создает побуждение, оно и приводит организм в состояние активности.
  • Гуманистическая психология. А. Маслоу описал человека как «желающее существо», потребности которого требуют постоянного удовлетворения, стремящегося к беспрерывному развитию.

В отечественной психологии человека рассматривают как деятеля. А. Н. Леонтьев выделил два класса мотивов — неосознаваемые и осознаваемые. К неосознаваемым мотивам относятся влечения, конформизм, установки. Влечения являются внутренним стимулом к совершению определенного действия и выражаются в стремлении удовлетворить недостаточно осознаваемую потребность.

Конформизм проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует она или не соответствует собственной внутренней позиции. Под установкой понимается неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к людям или объектам.

Осознаваемые мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности. К ним относятся интересы, убеждения, мировоззрение личности. Осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности.

Для ответа на вопрос «Почему организм вообще приходит в состояние активности?» анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если ставится вопрос: на что направлена активность организма, исследуются проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения.

Потребность — это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то.

Существует много оснований для классификации потребностей:

  1. По происхождению их делят на: биологические, или естественные (потребность в еде, сне, жилище), социальные (потребность в общественной деятельности, труде, общении), культурные (соответствует требованиям общества).
  2. А. Маслоу предложил систему классификации потребностей как иерархическую структуру (схема 28), в зависимости от степени социальной обусловленности соответствующих потребностей, которые делятся на первичные (нужды) и вторичные (потребности роста). К первичным потребностям относятся физиологические потребности и потребности в безопасности. После того как первичные потребности достаточно удовлетворены, актуализируются вторичные потребности: в любви и самоотдаче, уважении, познании, эстетике, красоте и самовыражении.
  3. Согласно теории Д. Макклеланда, людям присущи три вида потребностей — во власти, успехе и причастности.


А. Н. Леонтьев отмечает, что наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако, потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. Представим себе ситуацию: человек очень хочет есть, но при этом опаздывает к девушке на свидание. У него есть выбор — удовлетворить одну потребность или другую. Может быть, у него такая девушка, ради которой он готов умереть с голоду, а может он решит к ней опоздать и пойти пообедать. Однако может случиться так, что он заработался, и предмет его потребности остался никак не представленным — ни в восприятии, ни в мысленном плане, тогда никакой направленной деятельности, отвечающей данной потребности, у него возникнуть не может. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет же потребности — материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане, называется мотивом деятельности.

Мотив — это мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив» и используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.

Мотивация — процесс внутреннего управления поведением человека, включающий совокупность мотивов, поддерживающих, направляющих и определяющих поведение.

Ключевые слова: Мотивация, Потребности, Мотивы

Источник: Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Материалы по теме

Потребность, мотив, ценность и фрустрация

Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы…

Мотивационно-потребностная сфера младших школьников

Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста

Мотив как объект, отвечающий за потребности человека

И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В….

Связь между мотивами, потребностями и эмоциями

Тертель А. Л., Психология. Курс лекций

Мотивы и потребности личности

Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера…

Потребности и потребительская мотивация в рекламе

Психология рекламы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Лебедева. — М.:…

Потребность и доминирующая мотивация как системоорганизующие факторы поведения

Мотив как потребность

Мотивация и мотивы, Ильин Е.П

что это такое, примеры, виды, отличия от потребности

Что такое мотив?

Данный термин может принимать разные значения в разных областях знаний. В психологии мотив – это материальный или нематериальный объект, который определяет направление деятельности индивида, придаёт этой деятельности смысл. Сам индивид воспринимает мотив в виде особых переживаний, для которых характерны положительные эмоции, связанные с достижением цели, или отрицательные эмоции, связанные с текущим положением.

По сути, мотив представляет собой некую итоговую ценность деятельности, задаёт направление этой деятельности, придаёт ей личностный смысл.

Советские психологи Алексей Леонтьев и Сергей Рубинштейн в рамках разработанной ими теории деятельности определяли мотив как «предмет потребности» или «опредмеченную потребность». Предположим, человек заходит в магазин, чтобы купить бутылку воды. Его потребность – необходимость утолить жажду, цель – выпить воды, а мотив – бутылка холодной минеральной воды с газом. То есть, мотив в данном случае представлен конкретным материальным предметом, а деятельность человека направлена на то, чтобы получить этот предмет.

Как и любое другое животное, человек имеет определённый набор базовых мотивов, заданных природой (дети, жилище, еда и т. д.). При этом у животных этот набор зависит только от биологического вида и биологической роли внутри популяции. У человека же в течение жизни может происходить трансформация мотивов, на которую влияет общественный прогресс, появление в обществе новых ценностей, прочие личностные и социальные факторы.

Структура мотива

Российский психолог (доктор философских наук, кандидат психологических наук) Людмила Дмитриевна Столяренко выделяет в структуре мотива три ключевых составляющих:

  • Потребность. Сначала у индивида появляется нужда, потребность в чём-то, сопровождающаяся ощущением неудовлетворённости, эмоциональным беспокойством.
  • Осознание. Индивид осознаёт потребность и понимает причину чувства неудовлетворённости. У него формируется внутреннее стремление выполнить действие, которое удовлетворит потребность.
  • Реализация. Осознав потребность, индивид формулирует свою цель и определяет способ её достижения.

Эти три элемента всегда присутствуют в структуре мотива. Если индивид отчётливо понимает, что реализация желания невозможна, происходит блокирование мотива. После этого он может переключиться на другие задачи и забыть о неудовлетворённой потребности либо же продолжит страдать. Второй вариант может причинить ущерб психическому здоровью или стать причиной психосоматических расстройств, поэтому его желательно избегать.

Отличия мотива от потребности

В повседневном общении мотивом часто называют цель или потребность, однако это неправильное употребление данного термина. Согласно рассмотренной выше структуре мотива, потребность – это его часть, представляющая собой стремление получить что-то или устранить дискомфорт. Цель – это другая часть мотива, которая представляет собой выбранный индивидом способ удовлетворения потребности.

Мотив же можно рассматривать как личностное свойство индивида – потребность, воплотившуюся в цели и её реализации. Это фундамент, наделяющий действие смыслом. К примеру, сон – это потребность. Лечь спать – это цель, которую ставит перед собой человек. Если рассматривать мотив как опредмеченную потребность, то в данном случае его роль играет кровать, где человек сможет выспаться.

Механизм работы мотива

Мотив возникает благодаря опредмечиванию потребности и становится предметом данной потребности (речь может идти как о материальном объекте, так и о нематериальном). Другое определение подразумевает, что мотив – это терминальный (окончательный) смысл совершаемого действия. В любом случае, когда у индивида появляется мотив, вектор его деятельности резко меняется, и его действия обретают направленность.

Важный признак наличия мотива заключается в том, что возникает некое множество действий, собирающихся вокруг него. Все эти действия являются элементами одной вполне конкретной деятельности, которая направлена на реализацию этого мотива. То есть, для удовлетворения одного мотива индивид может выполнять много разных действий.

Не исключена и обратная ситуация, когда одно и то же действие одновременно служит для реализации нескольких разных мотивов. Такое явление называется «полимотивированностью». При этом, как правило, один из мотивов является основным (или ведущим), а остальные – второстепенными (или стимулами).

Примеры мотивов

Прежде всего, давайте вспомним о чем мы говорили в начале статьи — мотив может быть как материальным объектом (бутылка воды, кровать) так и нематериальным (самореализация).

Существует ряд фундаментальных мотивов, которые заложены в нас на уровне инстинктов и не могут меняться усилием воли. Их задача заключается в том, чтобы обеспечить выживание индивида, его потомства и популяции в целом. Некоторые из них являются циклическими. К примеру сон или приём пищи нам нужны ежедневно, но не непрерывно. Поэтому мы периодически удовлетворяем эти потребности и на некоторое время забываем о них. Но на их удовлетворение прямо или косвенно направлена значительная часть наших действий.

Существенная часть деятельности государства также направлена на то, чтобы удовлетворить базовые потребности граждан. Оно создаёт инфраструктуру, строит жильё или стимулирует его строительство, развивает медицину и технологии, укрепляет экономику и следит за порядком в обществе. Это всё необходимо для того, чтобы удовлетворить базовые потребности всех граждан, связанные с их личным выживанием, благополучием и комфортом.

Существенную роль в нашей повседневной жизни играют также мотивы, которым мы обычно вообще не придаём значения. К таковым относятся осознаваемые и неосознаваемые факторы, направленные на самосохранение и избегание опасных ситуаций. Такие мотивы заставляют нас, к примеру, устанавливать хорошие стальные двери и заменять замки на более современные.

По сути, каждая из потребностей, присутствующих в пирамиде Маслоу, лежит в основе какого-то мотива. К примеру, значительную роль в нашей жизни играет мотив развития личности и самоактуализации (высшая ступень пирамиды). Он заставляет нас прикладывать усилия, выделять время и тратить значительные ресурсы на то, чтобы становиться лучше в тех сферах жизни, которые мы считаем наиболее значимыми для себя.

Классификация мотивов

Классифицировать все существующие мотивы не так просто. Психологи используют 3 характеристики, каждая из которых позволяет разделить все возможные варианты на 2 группы: источник (внешние и внутренние), эмоциональное восприятие (положительные и отрицательные) и устойчивость (устойчивые и неустойчивые). Рассмотрим каждый из подходов подробнее.

1. Внутренние и внешние мотивы

Здесь критерием классификации является источник мотивации. Внутренняя мотивация, как несложно догадаться, определяется личностными свойствами индивида, его характером, интересами, увлечениями, отношением к жизни, самооценкой, чувствами к близким людям и множеством других аспектов, имеющих внутреннюю природу.

Как правило, внутренняя мотивация очень устойчива, поскольку обуславливающие её факторы почти не меняются или меняются очень медленно. Поэтому для успешного выполнения любого дела необходимы именно внутренние мотивы. К примеру, если у школьника появляется стремление учиться, обусловленное внутренними мотивами (жаждой знаний, интересом к конкретной информации или желанием повысить самооценку), он может добиться значительных успехов в учёбе.

Внешние мотивы определяются факторами, на которые человек повлиять не может. Таковыми могут быть рабочие обязанности, желание получить повышение или стремление лучше обеспечить семью. Ученик из примера выше может стараться не ради собственного удовольствия, а ради получения хорошей оценки или ради поощрения родителей. К примеру, если родители обещают ему новый компьютер при условии, что он закончит учебный год на «отлично», это внешняя мотивация в чистом виде.

Психологи говорят, что внешняя мотивация полезна, поскольку позволяет поощрять человека становиться лучше, заниматься важными делами. Но в то же время внутренняя мотивация гораздо эффективнее в плане влияния на развитие, самосовершенствование и самоактуализацию. Стоит отметить, что грань между внутренней и внешней мотивацией не всегда очевидна. К примеру, когда человек делает что-то, желая добиться общественного признания, в этом можно увидеть признаки как внешней, так и внутренней мотивации.

2. Положительные и отрицательные мотивы

Мотивом может служить нечто желанное – то, ради получения чего человек готов прикладывать усилия. Но точно так же мотивом может быть и нечто неприятное – то, от чего хочется избавиться или избежать этого в будущем. Таким образом, положительная мотивация включает то, что связано с радостью, удовлетворением, наслаждением и желанием обладать, а отрицательная – то, что связано со страданиями, страхом, дискомфортом и стремлением избежать этого.

Несложно догадаться, что известный метод «Кнута и пряника» – это комбинация положительной и отрицательной мотивации.

Психологи отмечают, что оба вида мотивов оказывают сильное влияние на поведение индивида и демонстрируют примерно одинаково высокую эффективность. Однако стоит принимать в расчёт, что отрицательные эмоции действуют на психику угнетающие, а в случае их избытка – разрушительно. В то же время положительные эмоции улучшают настроение, способствуют повышению самооценки и стимулируют развитие личности. Поэтому они предпочтительнее.

3. Устойчивые и неустойчивые мотивы

Как несложно догадаться, это разделение основано на устойчивости. Устойчивыми психологи называют мотивы, которые существуют продолжительное время, поддерживаются сами по себе и не требуют дополнительного подкрепления. Неустойчивые, наоборот, быстро меняются, особенно если их не подкрепляют никакие внешние факторы.

Как было отмечено выше, внутренние мотивы обычно очень устойчивы. Внешние же не обладают особой устойчивостью и продолжают существовать лишь при условии постоянного подкрепления (то есть, пока сохраняется фактор, определяющий мотивацию). К примеру, если ребёнок хорошо учится ради получения награды от родителей, это образец неустойчивой мотивации, подкрепляемой внешним фактором.

Функции мотива

Психологи выделяют три основные функции:

  • побуждение к действию;
  • придание направления деятельности;
  • смыслообразование.

Рассмотрим каждую из них подробнее.

1. Побуждение к действию

Мотив необходим для того, чтобы произвести запуск деятельности и обеспечить эту деятельность энергией. Стоит отметить, что данная функция «срабатывает» не всегда. Мотив может быть стимулом и побуждать к определённым действиям, однако это не гарантирует, что индивид не погрязнет в прокрастинации, а действительно начнёт действовать. В конце концов, мало у кого найдётся достаточно ресурсов для реализации всех имеющихся у него мотивов.

Поэтому некоторые авторы в рамках данной функции выделяют два элемента:

  • формирование потенциальной устремлённости, которая влияет на психоэмоциональное состояние личности, но не выражается в конкретных действиях;
  • реализованное побуждение (реально начатая деятельность).

2.

Придание направления деятельности

Мало просто выполнять какие-то действия. Они должны быть упорядочены, у них должен быть общий вектор, благодаря которому они обеспечат достижение поставленных целей. Советский психолог Алексей Леонтьев писал в своих работах, что деятельность в таком случае направлена на её собственный предмет. Этим предметом становится мотив, делающий деятельность целенаправленной и за счёт этого эффективной.

3. Смыслообразование

Данная функция подразумевает, что мотив выходит на личностный уровень и формирует у индивида смысл деятельности. Цель могла присутствовать и до этого, но благодаря мотиву у человека есть ответ на вопрос, зачем ему нужна была эта цель и зачем он вообще занимался своей деятельностью. Для состоявшейся личности смыслообразующая функция является главной, ведь наша психика нуждается в наличии смысла. Полное отсутствие смысла может спровоцировать экзистенциальный кризис.

Заключение

Мотив – неотъемлемая часть любой деятельности. При наличии устойчивого мотива деятельность человека обретает вектор и становится гораздо более эффективной. Кроме того, мотивация является источником энергии, позволяющей нам продуктивно работать для достижения значимых целей.

Большинство мотивов, которыми руководствуется человек, обычно связаны с его персональными интересами. Но у состоявшихся личностей на передний план выходят смыслообразующие мотивы, побуждающие их заниматься творческой, созидательной и прочей общественно-полезной деятельностью, не имеющей эгоистической подоплёки.

мотивация — В чем разница между потребностью, стремлением и мотивом?

Задавать вопрос

спросил

Изменено 3 года, 7 месяцев назад

Просмотрено 27 тысяч раз

$\begingroup$

Следуя теории снижения влечений Халла, изложенной в Psychology , Ciccarelli, 4-е издание:

Потребность – это потребность в некотором материале (например, в пище или воде), необходимом для выживания организма.

Когда у организма есть потребность, это приводит к психологическому напряжению, а также к физическому возбуждению, которое побуждает организм действовать, чтобы удовлетворить потребность и уменьшить напряжение. Это напряжение называется драйвом (Hull, 1943).

В реферате Mahatoo’s (1989) документ «Мотивы должны быть дифференцированы от потребностей, побуждений, желаний: последствия для стратегии», говорится следующее:

В предлагаемой модели мотивы предлагаются как особый мотивационный элемент, который направляет стремление потребителя к определенной реакции. Таким образом, в то время как потребности порождают склонность к ответу, мотивы определяют конкретное поведенческое действие.

Из этих двух источников информации я делаю следующие выводы:

1) Потребность – это физиологическая/психологическая потребность

2) Побуждение – это то, что побуждает организм к устранению дисбаланса

3) Мотив – это образ действий, предпринимаемый организмом при столкновении с побуждением.

Примером пункта 3 может быть случай, когда выздоравливающий наркоман, злоупотребляющий психоактивными веществами, чувствует стремление к рецидиву, он может не с помощью надлежащего клинического вмешательства, если его мотивом является достижение трезвости.

Мой вопрос: я прав? Если нет, я был бы признателен, если бы вы опубликовали исправление как для различий, так и для примера.

  • мотивация

$\endgroup$

$\begingroup$

Упомянутые вами источники и теория довольно старые и могут быть устаревшими. Я узнал о побуждениях, потребностях и мотивах в более современном контексте во время вводного курса промышленной и организационной (I/O) психологии. Общие влечения — это скорее нечеловеческая концепция, которая слишком упрощена, чтобы объяснить сложное человеческое поведение (Landy & Conte, 2013). В настоящее время приведенные ниже определения часто используются психологами.

Согласно Buchanan and Hyczynski (2013), потребность является врожденной и связана с выживанием, например потребность в воде, кислороде и т. д. Потребности, вызванные депривацией, известны как побуждения .

Buchanan and Hyczynski (2013) используют следующее описание мотива :

Социально приобретенная потребность, активизируемая желанием удовлетворения.

Побуждения и мотивы можно противопоставить, используя информацию, предоставленную Buchanan and Huczynski (2013): Диски 1. являются врожденными 2. иметь физиологическую основу 3. активируются депривацией 4. направлены на насыщение

Мотивы 1. выучены 2. иметь социальную основу 3. активируются окружающей средой 4. направлены на стимуляцию

Я знаю, что несколько приукрасил теорию, которую вы упомянули, но я посмотрел ее, и она кажется мне несколько устаревшей. Я надеюсь, что эта более свежая информация поможет ответить на ваш вопрос!

Дальнейшее чтение: Лэнди, Ф. Дж. и Конте, Дж.М. (2013). Работа в 21 веке: введение в промышленную и организационную психологию (6-е издание). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл. (Глава 8) Бьюкенен, Д. и Хучински, А. (2013). Организационное поведение: вводный текст (8-е издание). Эссекс, Великобритания: Pearson Education. (Глава 9)

$\endgroup$

$\begingroup$

Хотите улучшить этот пост? Добавьте цитаты из авторитетных источников, отредактировав пост. Сообщения с неисходным содержанием могут быть отредактированы или удалены.

В этом контексте мотив относится не к всеобъемлющей цели, а к более непосредственной цели. Судя по приведенным вами выдержкам, вот пример:

1) Моему организму нужно питательных вещества, чтобы выжить. 2) Эта потребность приводит к психологическому и физиологическому дискомфорту, также известному как 9.0031 диск : голод. 3) Из-за голода я заказываю еду на вынос. Мой мотив для этого состоит в том, что я хочу еды.

То, как я концептуализирую различия, состоит в следующем: потребность -> побуждение -> мотив -> результирующее действие.

$\endgroup$

1

Спасибо за ответ на Stack Exchange по психологии и нейробиологии!

  • Пожалуйста, не забудьте ответить на вопрос . Предоставьте подробности и поделитесь своим исследованием!

Но избегать

  • Просьба о помощи, разъяснении или ответ на другие ответы.
  • Заявления, основанные на мнении; подкрепите их ссылками или личным опытом.

Используйте MathJax для форматирования уравнений. Ссылка на MathJax.

Чтобы узнать больше, ознакомьтесь с нашими советами по написанию отличных ответов.

Зарегистрируйтесь или войдите в систему

Зарегистрируйтесь с помощью Google

Зарегистрироваться через Facebook

Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль

Опубликовать как гость

Электронная почта

Обязательно, но не отображается

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie

.

10.1 Мотивация – Психология 2e

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Дайте определение внутренней и внешней мотивации
  • Поймите, что инстинкты, снижение влечения, самоэффективность и социальные мотивы были предложены в качестве теорий мотивации
  • Объясните основные понятия, связанные с иерархией потребностей Маслоу

Почему мы делаем то, что делаем? Какие мотивы лежат в основе нашего поведения? Мотивация описывает желания или потребности, которые направляют поведение к цели. Помимо биологических мотивов, мотивации могут быть внутренними (возникающими из-за внутренних факторов) или внешними (возникающими из-за внешних факторов) (рис. 10.2). Внутренне мотивированное поведение осуществляется из-за чувства личного удовлетворения, которое оно приносит, в то время как внешне мотивированное поведение осуществляется для того, чтобы получить что-то от других.

Рисунок 10.2 Внутренняя мотивация исходит изнутри человека, а внешняя мотивация исходит извне.

Подумайте, почему вы хотите получить образование. Вы здесь, потому что вам нравится учиться и вы хотите получить образование, чтобы стать более разносторонним человеком? Если да, то вы внутренне мотивированы. Однако если вы здесь, потому что хотите получить высшее образование, чтобы сделать себя более привлекательным для высокооплачиваемой карьеры или удовлетворить требования своих родителей, то ваша мотивация носит более внешний характер.

На самом деле наши мотивы часто представляют собой смесь как внутренних, так и внешних факторов, но характер сочетания этих факторов может меняться со временем (часто таким образом, который кажется нелогичным). Есть старая поговорка: «Выбери работу, которую любишь, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни», означающая, что если тебе нравится то, чем ты занимаешься, работа не кажется… . . ну работай. Некоторые исследования показывают, что это не обязательно так (Daniel & Esser, 1980; Deci, 1972; Deci, Koestner, & Ryan, 19). 99). Согласно этому исследованию, получение некоторого вида внешнего подкрепления (т. е. оплаты) за поведение, которое нам нравится, приводит к тому, что это поведение рассматривается как работа, которая больше не приносит того же удовольствия. В результате мы можем тратить меньше времени на эти переклассифицированные модели поведения в отсутствие какого-либо внешнего подкрепления. Например, Одесса любит печь, поэтому в свободное время печет для удовольствия. Часто после того, как она заполнила полки в продуктовом магазине, она часто готовит выпечку по вечерам, потому что ей нравится печь. Когда сотрудник отдела хлебобулочных изделий магазина уходит с работы, Одесса претендует на его должность и переводится в отдел хлебобулочных изделий. Хотя ей нравится то, что она делает на своей новой работе, через несколько месяцев у нее больше нет желания состряпать вкусняшки в свободное время. Выпечка превратилась в работу, и ее мотивация измениться (рис. 10.3). То, что испытала Одесса, называется эффектом сверхоправдания: внутренняя мотивация уменьшается, когда дается внешняя мотивация. Это может привести к угасанию внутренней мотивации и возникновению зависимости от внешних вознаграждений за непрерывную работу (Deci et al., 19).99).

Рисунок 10.3 Исследования показывают, что когда то, что мы любим делать, например глазурь тортов, становится нашей работой, наши внутренние и внешние мотивы для этого могут измениться. (Фото: Agustín Ruiz)

Другие исследования показывают, что внутренняя мотивация может быть не так уязвима для эффектов внешнего подкрепления, и на самом деле такие подкрепления, как словесная похвала, могут фактически усиливать внутреннюю мотивацию (Arnold, 1976; Cameron & Pierce, 1994). ). В этом случае мотивация Одессы заниматься выпечкой в ​​свободное время может оставаться высокой, если, например, клиенты будут регулярно хвалить ее навыки выпечки или украшения тортов.

Эти очевидные расхождения в выводах исследователей можно понять, если принять во внимание несколько факторов. Во-первых, физическое подкрепление (например, деньгами) и словесное подкрепление (например, похвала) могут совершенно по-разному воздействовать на человека. На самом деле материальные вознаграждения (т. е. деньги) имеют тенденцию оказывать более негативное влияние на внутреннюю мотивацию, чем нематериальные (т. е. похвала). Кроме того, ожидание внешнего мотиватора со стороны человека имеет решающее значение: если человек ожидает получить внешнее вознаграждение, то внутренняя мотивация для выполнения задачи имеет тенденцию к снижению. Однако если такого ожидания нет, а внешняя мотивация преподносится как неожиданность, то внутренняя мотивация к выполнению задачи, как правило, сохраняется (Deci et al., 19).99).

Кроме того, культура может влиять на мотивацию. Например, в коллективистских культурах принято делать что-то для членов вашей семьи, потому что акцент делается на группе и на том, что лучше для всей группы, а не на том, что лучше для кого-то одного (Нисбетт, Пэн, Чой и др.). Норензаян, 2001). Этот акцент на других обеспечивает более широкую перспективу, учитывающую как ситуационное, так и культурное влияние на поведение; таким образом, становится более вероятным более тонкое объяснение причин поведения других. (Вы узнаете больше о коллективистских и индивидуалистических культурах, когда будете изучать социальную психологию.)

В образовательных учреждениях учащиеся с большей вероятностью будут испытывать внутреннюю мотивацию к обучению, когда они чувствуют чувство принадлежности и уважения в классе. Эта интернализация может быть усилена, если оценочным аспектам в классе не уделяется должного внимания, и если учащиеся чувствуют, что они осуществляют некоторый контроль над учебной средой. Кроме того, предоставление учащимся заданий, которые являются сложными, но выполнимыми, наряду с обоснованием участия в различных учебных мероприятиях может повысить внутреннюю мотивацию для выполнения этих заданий (Niemiec & Ryan, 2009).). Возьмем Хакима, студента первого курса юридического факультета, который в этом семестре изучает два курса: семейное право и уголовное право. У профессора семейного права довольно пугающий класс: он любит ставить студентов в тупик, задавая сложные вопросы, из-за чего студенты часто чувствуют себя униженными или смущенными. Оценки выставляются исключительно на основе викторин и экзаменов, и инструктор вывешивает результаты каждого теста на двери класса. Напротив, профессор уголовного права способствует обсуждениям в классе и уважительным дебатам в небольших группах. Большая часть оценок за курс не основана на экзаменах, а сосредоточена на разработанном студентом исследовательском проекте по проблеме преступности по выбору студента. Исследования показывают, что Хаким будет менее внутренне мотивирован на своем курсе семейного права, где студенты запугиваются в классе, а упор делается на оценки, проводимые учителем. Хаким, вероятно, испытает более высокий уровень внутренней мотивации на своем курсе уголовного права, где обстановка в классе поощряет инклюзивное сотрудничество и уважение к идеям, а студенты имеют больше влияния на свою учебную деятельность.

Теории о мотивации

Уильям Джеймс (1842–1910) внес важный вклад в ранние исследования мотивации, и его часто называют отцом психологии в Соединенных Штатах. Джеймс предположил, что поведение управляется рядом инстинктов, помогающих выживанию (рис. 10.4). С биологической точки зрения инстинкт — это видоспецифичная модель поведения, которой не учат. Однако между Джеймсом и его современниками возникли серьезные разногласия по поводу точного определения инстинкта. Джеймс предложил несколько десятков особых человеческих инстинктов, но у многих его современников были свои списки, которые отличались. Защита матерью своего ребенка, стремление лизать сахар и охота на добычу были среди человеческих поведений, которые в эпоху Джеймса считались истинными инстинктами. Эта точка зрения, согласно которой человеческим поведением управляют инстинкты, подверглась значительной критике из-за неоспоримой роли обучения в формировании всех видов человеческого поведения. Фактически уже в 19 г.В 2000-х годах было экспериментально продемонстрировано, что некоторые инстинктивные формы поведения являются результатом ассоциативного обучения (вспомните, когда вы узнали об условной реакции страха, предложенной Уотсоном в «Маленьком Альберте») (Faris, 1921).

Рисунок 10.4 а) Уильям Джеймс предложил инстинктивную теорию мотивации, утверждая, что поведение управляется инстинктами. (b) У людей инстинкты могут включать в себя такие действия, как стремление младенца ухватиться за сосок и сосание. (кредит b: модификация работы «Mothering Touch»/Flickr)

Другая ранняя теория мотивации предполагала, что поддержание гомеостаза особенно важно для управления поведением. Вы можете вспомнить из ранее прочитанного, что гомеостаз — это тенденция поддерживать баланс или оптимальный уровень в биологической системе. В системе организма центр управления (который часто является частью мозга) получает информацию от рецепторов (которые часто представляют собой комплексы нейронов). Центр управления направляет эффекторы (которые могут быть другими нейронами) на исправление любого дисбаланса, обнаруженного центром управления.

Согласно теории влечений мотивации отклонения от гомеостаза создают физиологические потребности. Эти потребности приводят к состояниям психологического влечения, которые направляют поведение на удовлетворение потребности и, в конечном счете, возвращают систему к гомеостазу. Например, если вы давно не ели, уровень сахара в крови упадет ниже нормы. Этот низкий уровень сахара в крови вызовет физиологическую потребность и соответствующее состояние влечения (например, чувство голода), которое заставит вас искать и потреблять пищу (рис. 10.5). Прием пищи устранит чувство голода, и, в конечном счете, уровень сахара в крови вернется к норме. Интересно, что теория влечений также подчеркивает роль привычек в типе поведенческой реакции, которой мы занимаемся. Привычка — это модель поведения, которую мы регулярно практикуем. Как только мы добились поведения, которое успешно ослабляет влечение, мы с большей вероятностью повторим это поведение всякий раз, когда столкнемся с этим влечением в будущем (Graham & Weiner, 19).96).

Рисунок 10,5 Голод и последующее переедание являются результатом сложных физиологических процессов, поддерживающих гомеостаз. (кредит «слева»: модификация работы «Грейси и Вив»/Flickr; кредит «в центре»: модификация работы Стивена Деполо; кредит «справа»: модификация работы Моники Ренаты)

Расширения теории влечений учитывают уровни возбуждения в качестве потенциальных мотиваторов. Как вы помните из своего исследования обучения, эти теории утверждают, что существует оптимальный уровень возбуждения, который мы все стараемся поддерживать (рис. 10.6). Если мы недостаточно возбуждены, нам становится скучно, и мы ищем какую-то стимуляцию. С другой стороны, если мы чрезмерно возбуждены, мы будем вести себя так, чтобы снизить возбуждение (Берлин, 19 лет).60). Большинство студентов испытывали эту потребность поддерживать оптимальный уровень возбуждения в течение своей академической карьеры. Подумайте о том, какой стресс испытывают студенты ближе к концу весеннего семестра. Они чувствуют себя перегруженными кажущимися бесконечными экзаменами, бумагами и важными заданиями, которые необходимо выполнить вовремя. Они, вероятно, жаждут отдыха и релаксации, которые ждут их во время продолжительных летних каникул. Однако, как только они заканчивают семестр, не проходит много времени, прежде чем они начинают скучать. Как правило, к началу следующего семестра осенью многие студенты вполне счастливы вернуться в школу. Это пример того, как работает теория возбуждения.

Рисунок 10,6 Здесь представлена ​​концепция оптимального возбуждения по отношению к выполнению задачи. Производительность максимальна при оптимальном уровне возбуждения и снижается при недостаточном и чрезмерном возбуждении.

Так какой же оптимальный уровень возбуждения? Какой уровень обеспечивает лучшую производительность? Исследования показывают, что лучше умеренное возбуждение; когда возбуждение очень сильное или очень низкое, производительность, как правило, страдает (Yerkes & Dodson, 1908). Подумайте о своем уровне возбуждения перед сдачей экзамена по этому классу. Если ваш уровень очень низкий, например, скука и апатия, ваша производительность, скорее всего, пострадает. Точно так же очень высокий уровень, например крайняя тревожность, может парализовать и мешать работе. Рассмотрим пример команды по софтболу, сталкивающейся с турниром. Им нравится выигрывать свою первую игру с большим отрывом, поэтому они вступают в игру с более низким уровнем возбуждения и проигрывают менее опытной команде.

Но оптимальный уровень возбуждения сложнее простого ответа, что средний уровень всегда лучше. Исследователи Роберт Йеркс (произносится как «Йерк-ЭЭС») и Джон Додсон обнаружили, что оптимальный уровень возбуждения зависит от сложности и трудности выполняемой задачи (рис. 10.7). Эта взаимосвязь известна как закон Йеркса-Додсона, который утверждает, что простая задача лучше всего выполняется, когда уровень возбуждения относительно высок, а сложные задачи лучше всего выполняются, когда уровень возбуждения ниже.

Рисунок 10,7 Выполнение задачи лучше всего, когда уровни возбуждения находятся в среднем диапазоне, при этом сложные задачи лучше всего выполнять при более низких уровнях возбуждения, а простые задачи лучше всего выполнять при более высоких уровнях возбуждения.

Самоэффективность и социальные мотивы

Самоэффективность — это вера человека в собственную способность выполнить задачу, которая может включать предыдущее успешное выполнение конкретной задачи или аналогичной задачи. Альберт Бандура (1994) предположил, что чувство собственной эффективности человека играет ключевую роль в мотивации поведения. Бандура утверждает, что мотивация проистекает из наших ожиданий в отношении последствий нашего поведения, и, в конечном счете, именно оценка нашей способности участвовать в данном поведении будет определять то, что мы делаем, и будущие цели, которые мы ставим перед собой. Например, если вы искренне верите в свою способность достичь высочайшего уровня, вы с большей вероятностью возьметесь за сложные задачи и не позволите неудачам помешать вам довести задачу до конца.

Ряд теоретиков сосредоточили свои исследования на понимании социальных мотивов (McAdams & Constantian, 1983; McClelland & Liberman, 1949; Murray et al. , 1938). Среди мотивов, которые они описывают, потребности в достижениях, принадлежности и близости. Именно потребность в достижениях движет достижением и производительностью. Потребность в принадлежности побуждает к позитивному взаимодействию с другими, а потребность в близости заставляет нас искать глубокие, значимые отношения. Генри Мюррей и др. (1938) разделил эти потребности на домены. Например, потребность в достижениях и признании относится к области амбиций. Доминирование и агрессия были признаны потребностями в сфере человеческой власти, а игра была признанной потребностью в сфере межличностной привязанности.

Иерархия потребностей Маслоу

В то время как описанные выше теории мотивации касаются основных биологических влечений, индивидуальных характеристик или социальных контекстов,43) предложил иерархию потребностей, охватывающую спектр мотивов от биологических до индивидуальных и социальных. Эти потребности часто изображают в виде пирамиды (рис. 10.8).

Рисунок 10,8 Здесь показана иерархия потребностей Маслоу. В некоторых версиях пирамиды познавательные и эстетические потребности также включаются между уважением и самоактуализацией. Другие включают еще один уровень на вершине пирамиды для самопревосхождения.

В основании пирамиды находятся все физиологические потребности, необходимые для выживания. За ними следуют базовые потребности в безопасности и защищенности, потребность быть любимым и иметь чувство принадлежности, а также потребность в самоуважении и уверенности. Верхний уровень пирамиды — это самоактуализация, то есть потребность, которая по существу приравнивается к раскрытию своего полного потенциала, и она может быть реализована только тогда, когда удовлетворены потребности, расположенные ниже пирамиды. Для Маслоу и теоретиков-гуманистов самоактуализация отражает гуманистический акцент на положительных аспектах человеческой природы. Маслоу предположил, что это непрерывный пожизненный процесс и что лишь небольшой процент людей действительно достигает состояния самоактуализации (Francis & Kritsonis, 2006; Maslow, 19). 43).

Согласно Маслоу (1943), необходимо удовлетворить потребности более низкого уровня, прежде чем обращаться к тем потребностям, которые возникают на более высоких уровнях пирамиды. Так, например, если кто-то изо всех сил пытается найти достаточно еды, чтобы удовлетворить свои потребности в питании, маловероятно, что он будет тратить чрезмерное количество времени на размышления о том, считают ли его другие хорошим человеком или нет. Вместо этого вся их энергия будет направлена ​​на то, чтобы найти что-нибудь поесть. Однако следует отметить, что теория Маслоу подвергалась критике за ее субъективный характер и неспособность объяснить явления, происходящие в реальном мире (Leonard, 19).82). В другом исследовании совсем недавно было рассмотрено, что в более позднем возрасте Маслоу предложил уровень самопреодоления выше самоактуализации, чтобы представить стремление к смыслу и цели за пределами интересов самого себя (Koltko-Rivera, 2006). Например, люди иногда идут на самопожертвование, чтобы сделать политическое заявление или в попытке улучшить положение других.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *