Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Потребности самого человека его мотивация а также внешние стимулы деятельности и общения: 11. Ключевые мотивы человека. Мотивация

Мотивация в современной психологии | Студент-Сервис

В предыдущей лекции мы уже говорили, что личность – это то, что присуще только человеку, что отличает его от животных.

То, что присуще только человеку и вместе с тем каждому человеку, – это его внутренний мир. Внутренний мир – это не просто образ внешнего; такой образ есть и у животных, даже низших животных. Внутренний мир имеет свое специфическое содержание, свои законы формирования и развития, которые во многом (хотя не полностью) независимы от мира внешнего.

Начнем с того, что дает человеку обладание внутренним миром. Поведение животных определяется двумя рядами факторов: внешними стимулами, вызывающими автоматические инстинктивные или прижизненно сформированные реакции, и внутренними состояниями напряжения тех или иных потребностей, от которых зависит готовность животного к тем или иным формам поведения и к реагированию на те или иные стимулы.

Взаимодействие этих двух рядов может порождать иногда очень сложные механизмы детерминации поведения, но это поведение всегда оказывается подчинено только одной логике – логике удовлетворения актуальных потребностей.

Поведение человека также зачастую подчиняется именно такой логике и сводится к реагированию на стимулы и удовлетворению сиюминутных мотивов. Вместе с тем все поведение человека нельзя свести только к этому. Как точно заметил Гегель, обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь тогда, когда он сам позволяет им это.

Различение двух логик человеческого существования четко представлено в концепции американского психолога Сальваторе Мадди. Мадди выделяет у человека три группы потребностей. Две из них вполне традиционны и отмечаются большинством психологов – это потребности биологические и социальные.

Третья же группа потребностей никем раньше в подобные перечни не включалась. Мадди называет эту группу потребностей психологическими и включает в нее потребности в суждении, воображении и символизации.

Мадди описывает два типа развития личности в зависимости от того, какие потребности выходят у нее на первый план. В одном случае у человека безраздельно доминируют биологические и социальные потребности, а психологические очень слабы.

В этом случае человек воспринимает самого себя как не более чем воплощение набора биологических нужд и социальных ролей и ведет себя сообразно им, то есть в соответствии с логикой, которую мы можем назвать логикой удовлетворения актуальных потребностей.

Мадди называет этот путь развития личности конформистским. При другом, индивидуалистском, пути развития личности главенствующее положение занимают психологические потребности, и это играет ключевую роль в изменении всей логики поведения. Человек выходит за пределы биологических нужд и социальных ролей, преодолевает ситуативность своего поведения именно благодаря суждению, воображению и символизации.

С их помощью он строит не только картину мира как он есть, но и картину желательного мира и картины других возможных миров; он связывает в сознании актуальную ситуацию со многими другими обстоятельствами, которые не присутствуют в ней непосредственно, в том числе с ее отдаленными причинами и последствиями; он обретает целостность картины мира во временной перспективе, становится способным планировать свои будущие действия и оценивать смысл любого своего действия либо внешнего обстоятельства в контексте не сиюминутной ситуации, а всей своей жизни, а порой и в более широком контексте.

Выдающийся психолог нашего времени Виктор Франкл  писал, что животное не является личностью, потому что для животного не существует лежащего перед ним мира; для животного существует лишь окружающая среда.

Напротив, личность живет как раз не в среде, а в мире, отношения с которым она строит с помощью своего внутреннего мира на основе логики жизненной необходимости – логики, в свете которой каждое действие или обстоятельство выступает как имеющее в контексте всей жизни личности определенный

смысл, иными словами, определенное место и роль.

И если С. Мадди несколько упрощает картину, деля людей на два типа – конформистов и индивидуалистов, то мы можем (считая более правильным) видеть в этом, скорее, две логики поведения и существования, которые в разные моменты может демонстрировать один и тот же человек.

Одна из них – реактивная логика, логика удовлетворения потребностей – наиболее прямолинейна и является общей для человека и животных, вторая – смысловая логика, логика жизненной необходимости – является исключительно достоянием человека. Человек может жить и действовать сообразно этой логике благодаря механизмам смысловой регуляции, которые образуют ядро внутреннего мира – второго уровня личностной структуры.

Внутренний мир – это не набор эзотерических сущностей, не имеющих ничего общего с внешним миром. Мы уже говорили, что внутренний мир включает в себя специфическим образом преломленную и обобщенную внешнюю реальность, окрашенную тем смыслом, который она имеет для человека. Что является основными его составляющими?

Конечно же, не сами объекты, явления и обобщенные категории внешней, объективной реальности. И не психические механизмы, отвечающие за их преломление в сознании человека. Основными составляющими внутреннего мира человека являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов.

Поэтому в психологии иногда используют понятие “ценностно-смысловая сфера личности” для обозначения того, что на обыденном языке называется внутренним миром человека.

Среди всех понятий, которые используются в психологии для объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.

Термин “мотивация” представляет более широкое понятие, чем термин “мотив”. Слово “мотивация” используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это – поиск ответов на вопросы типа “почему?”, “зачем?”, “для какой цели?”, “ради чего?”, “какой смысл?…”. Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности.

В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются.

В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, то есть так, как человек понимает и оценивает её.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией.

Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного в дефицитом того, что требуется организму (личности).

Потребность есть у всех живых существ. И этим живая природа отличается от неживой. Другим её отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, то есть на то, чего организму в данный момент времени не хватает.

Потребность активизирует организм, стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице.

Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.

Известный американский психолог А. X. Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации (“Мотивация и личность”), предложив следующую классификацию человеческих потребностей:

  1. Потребности физиологические (органические) – голод, жажда, половое влечение и др.
  2. Потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.
  3. Потребности в принадлежности и любви – принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими.
  4. Потребности уважения (почитания) – компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.
  5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.
  6. Эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота.
  7. Потребности в самоактуализации – реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

В соответствии со своей моделью А. X. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Что же касается самого высокого класса способностей – самоактуализации, то, по А. X. Маслоу, самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся.

Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, то есть совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Если всю сферу осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель.

Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти.

Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели – являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

Каждая из диспозиций может быть реализована во многих потребностях. В свою очередь, поведение, направленное на удовлетворение потребности, разделяется на виды деятельности (общения), соответствующие частным целям.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей, целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек.

Скажем, для этого индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством её удовлетворения являются также разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Заметим, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта – это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость – подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Наконец, иерархизированность – это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций.

Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Кроме мотивов, целей и потребностей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения.

Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени, потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Задача как частный ситуационно – мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как и интерес.

Желания и намерения – это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения, хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека.

И те и другие занимают одно и то же место в структуре мотивации человека и в структуре порождения смыслов: смысл для человека приобретают те объекты, явления или действия, которые имеют отношение к реализации каких-либо его потребностей или личностных ценностей. Эти смыслы индивидуальны, что вытекает не только из несовпадения потребностей и ценностей разных людей, но и из своеобразия индивидуальных путей их реализации.

Возьмем для примера агрессивные действия хулигана, которые многие юристы обычно классифицировали как “немотивированные” преступления. Психологический анализ показывает, что за ними стоят реальные мотивы и потребности, в частности потребность в самоутверждении, которая присуща в той или иной степени всем людям.

Однако у разных людей реализация этой потребности достигается разными путями; у одних – через творческие достижения, у других – через обогащение, у третьих – через успех у противоположного пола, у четвертых – через карьеру, и только у некоторых – через насилие, физическое подавление других людей.

В отличие от большинства людей для хулиганов (впрочем, и для некоторых политиков) унижение и физическое подавление других людей имеет смысл самоутверждения, истоки которого лежат в неблагоприятных условиях формирования их личности.

Но, помещая во главу угла потребности, мы целиком ставим внутренний мир личности в зависимость от внешнего мира, в котором личность живет и действует. Такая зависимость существует, но кроме этого в личности есть некая точка опоры, позволяющая ей встать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям. Эту точку опоры образуют личностные ценности.

МОТИВ И МОТИВАЦИЯ

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Вторую мы уже в основном рассмотрели в предыдущих главах, а теперь обратимся к первой. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Рассмотренные нами психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции — все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя пред-

ставление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Рассмотрим их.
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении, хотя в некоторых случаях, когда это необходимо (и оговорено), будем обращаться и ко второму его значению. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность, эмоционально специфическая окрашенность.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это — поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл…?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, жела-

ниях, интересах и т.п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Практически любое действие человека следует поэтому рассматривать как двоякодетермини-рованное: диспозиционно и ситуационно.
Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т.е. так, как человек понимает и оценивает ее.
Известный немецкий психолог КЛевин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами.
Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом

этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решении на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.
Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).
Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.
Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.
Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти.
Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели — являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Соотношение между ними и общая структура мотивационной сферы человека представлены схематически на рис. 64.
Каждая из диспозиций может быть реализована во многих потребностях. В свою очередь поведение, направленное на удовлетворение потребности, разделяется на виды деятельности (общения), соответствующие частным целям.
Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей, пред-

ДИСПОЗИЦИИ (МОТИВЫ)

Рис. 64. Общее строение мотивационной сферы человека
ставленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотива-ционного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мо-тивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.
лел

Заметим, что широта и гибкость характеризуют мотивацион-ную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотива-ционной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.
Наконец, иерархизированность — это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.
Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.
Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, — это научные и художественно-творческие изыскания.
Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как и интерес.
Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъектив-

ные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.
Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Жизненно важное значение и преимущества мотивации

Пассивность не является нашим поведением по умолчанию, как человеческие существа.

Иначе мы родились бы ленивцем или пандой (не в обиду этим милым существам).

В нашей природе стремиться, хотеть и двигаться в направлении чего-то, что мы желаем и считаем ценным.

Действие не всегда приносит счастье, но без действия счастья не бывает.

Уильям Джеймс

В этой статье объясняются причины, по которым понимание человеческой мотивации важно и стоит потраченного времени на ее повышение. В нем перечислены многие преимущества здоровой мотивации и выделены типы мотивации, которые более эффективны в нашей сложной и быстро меняющейся среде.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения для достижения цели. Эти подробные, научно обоснованные упражнения помогут вам или вашим клиентам поставить действенные цели и освоить методы, позволяющие добиться устойчивых изменений в поведении.

Эта статья содержит:

  • Почему важна мотивация?
  • Преимущества мотивации
  • Внешняя мотивация
  • Внутренняя мотивация
  • Самомотивация
  • Мотивационная цитата
  • 11 лучших мотивационных видео
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Почему важна мотивация?

Почему важно понимать мотивацию? Почему нас волнует, чего хотят люди и почему они этого хотят? Как насчет того, что это может улучшить нашу жизнь.

Понимание мотивации дает нам много ценных сведений о человеческой природе. Это объясняет, почему мы ставим цели, стремимся к достижениям и власти, почему у нас есть желание психологической близости и биологического секса, почему мы испытываем такие эмоции, как страх, гнев и сострадание.

Изучение мотивации ценно тем, что помогает нам понять, откуда берется мотивация, почему она изменяется, что ее увеличивает и ослабляет, какие ее аспекты можно и нельзя изменить, а также помогает нам ответить на вопрос, почему некоторые виды мотивации выгоднее других.

Мотивация отражает что-то уникальное в каждом из нас и позволяет нам добиваться ценных результатов, таких как повышение производительности, улучшение самочувствия, личностный рост или целеустремленность. Мотивация — это способ изменить наш образ мыслей, чувств и поведения.

Преимущества мотивации

Поиск способов повышения мотивации имеет решающее значение, поскольку он позволяет нам изменять поведение, развивать компетенции, проявлять творческий подход, ставить цели, развивать интересы, строить планы, развивать таланты и повышать вовлеченность. Применение мотивационной науки в повседневной жизни помогает нам мотивировать сотрудников, тренировать спортсменов, воспитывать детей, консультировать клиентов и вовлекать студентов.

Преимущества мотивации видны в том, как мы живем. Поскольку мы постоянно реагируем на изменения в окружающей среде, нам нужна мотивация, чтобы предпринимать корректирующие действия перед лицом меняющихся обстоятельств. Мотивация — жизненно важный ресурс, который позволяет нам адаптироваться, продуктивно функционировать и поддерживать благополучие перед лицом постоянно меняющегося потока возможностей и угроз.

Я научился на своих ошибках и уверен, что смогу повторить их в точности.

Питер Кук

Увеличение мотивации приносит много пользы для здоровья. Мотивация как психологическое состояние связана с нашей физиологией. Когда наша мотивация истощается, страдает наше функционирование и благополучие.

Некоторые исследования показывают, что, когда мы чувствуем себя беспомощными, например, в осуществлении контроля, мы склонны быстро сдаваться, когда нам бросают вызов (Peterson, Maier, & Seligman, 1993). Другие доказали, что когда нас принуждают, мы теряем доступ к нашим внутренним мотивационным ресурсам (Deci, 19).95).

Качественная мотивация позволяет нам процветать, а ее недостаток заставляет нас барахтаться. Социальные преимущества повышенной мотивации видны в большей вовлеченности студентов, большей удовлетворенности работой сотрудников, процветающих отношениях и институтах.

Но нездоровые колебания мотивации также объясняют зависимость, азартные игры, риск и чрезмерное использование Интернета. Мотивация, лежащая в основе аддиктивного поведения, имеет неврологическую подоплеку, связанную с системой вознаграждений, ориентированной на дофамин, и сложной внутренней работой цикла удовольствия.

Это затрудняет и часто затрудняет изменение поведения в ситуациях, связанных с зависимостью. См. нашу статью о мотивационном интервьюировании, чтобы узнать больше об этапах изменения и методах мотивационного интервьюирования, которые практикующие врачи используют, чтобы мотивировать клиентов изменить нежелательное поведение.

Внешняя мотивация

Является ли какой-либо источник мотивации более мощным или более эффективным в мотивации людей, чем другой? В первую очередь люди мотивированы внутренними мотивами или внешними вознаграждениями, или люди в равной степени движимы внутренними и внешними триггерами?

Человеческие мотивы сложны, и, будучи социальными существами, мы встроены в окружающую среду, а социальные группы часто являются важным источником влияния благодаря наличию вознаграждений и рассмотрению возможных последствий нашего выбора для окружающих.

Теория самоопределения (SDT) объясняет, как внешние события, такие как вознаграждение или похвала, иногда положительно влияют на мотивацию, но в других случаях могут быть весьма пагубными (Ryan & Deci, 2008). Скрытая стоимость некоторых видов поощрений заключается в том, что они подрывают внутреннюю мотивацию, снижая чувство автономии и компетентности.

Континуум самоопределения с типами мотивации, типами регулирования и локусом причинности. Адаптировано из Deci, E.L., and Ryan, R.M. (Eds.)

 

Существует компромисс между удовлетворением и подрывом потребности в компетентности, когда мы предлагаем вознаграждение (Reeve, 2018). Эта форма внешней мотивации также может подорвать наше чувство автономии, поскольку вознаграждение используется для обеих целей: для контроля поведения и подтверждения уровня компетентности кого-либо. Мы хотим вознаграждать таким образом, чтобы поощрять компетентность, не угрожая чувству автономии.

Мой дед однажды сказал мне, что есть два типа людей: те, кто работает, и те, кто берет кредит. Он сказал мне попытаться попасть в первую группу; конкуренции было гораздо меньше.

Indira Gandhi

Вознаграждения должны быть зарезервированы для действий, которые не представляют интереса, и должны быть предоставлены, когда их не ожидают. Например, похвала предпочтительнее денежного вознаграждения, поскольку она поддерживает психологические потребности и имеет более продолжительную ценность (Reeve, 2018).

Как и в случае с наградами, навязанные цели сужают фокус и снижают креативность. Исследования показывают, что постановка навязанных целей увеличивает неэтичное поведение и склонность к риску, сужает фокус и снижает сотрудничество, внутреннюю мотивацию и креативность. Это отличный пример безумных целей (Pink, 2009).

Многие современные исследования показывают, что внутренняя мотивация чаще оказывается более эффективной и более устойчивой. Однако в некоторых обстоятельствах внешняя мотивация может оказаться более подходящей, например, в случае неинтересной деятельности.

Также можно более эффективно использовать стимулы, поощряя людей идентифицировать себя с ними и интегрировать их в свое самоощущение (Reeve, 2018). Привести пример выявления и интеграции внешних мотивов, соответственно, все равно что описать разницу между высказыванием: « Я делаю это, потому что это правильно » и « Я делаю это, потому что я хороший человек».

Внутренняя мотивация

Внутренняя мотивация присуща деятельности, которую мы выполняем для чистого удовольствия или удовлетворения. Мы участвуем в внутренне мотивированном поведении, потому что хотим испытать действие ради него самого. В отличие от внешне мотивированного поведения, оно выбирается свободно (Deci, & Ryan, 19 лет).85).

Внутренняя мотивация может быть обусловлена ​​любопытством, которое связано с желанием знать и побуждает нас учиться и исследовать окружающую среду в поисках ответов (Loewenstein, 1994). Внутренняя мотивация также может исходить из потребности активно взаимодействовать и контролировать окружающую среду. Теория действенной мотивации объясняет, как внутренняя мотивация побуждает нас развивать компетентность (White, 1959).

Наконец, концепция Оллпорта о функциональной автономии мотивов объясняет, как поведение, первоначально осуществляемое по внешним причинам, может стать чем-то, что выполняется ради самого себя (19).37).

Судьба не дело случая; это вопрос выбора. Это не то, чего нужно ждать, это то, чего нужно достичь.

William Jennings Bryan

Когда дело доходит до внутренней мотивации, важно различать действия, которые мотивируют внутренне, и развитие того, что Чиксентмихайи называет аутотелической самостью (1975, 1988). Термин autotelic происходит от греческого слова auto, , что означает самость и 9.0079 телос означает цель.

Внутренняя деятельность самодостаточна, потому что ее выполнение само по себе является наградой. Аутотелический опыт, производимый внутренней деятельностью, заставляет нас обращать внимание на то, чем мы занимаемся ради самого себя и во избежание последствий. Когда опыт внутренне вознаграждает, жизнь оправдана в настоящем и не привязана к какой-то гипотетической будущей выгоде.

Наиболее важной характеристикой аутотелического опыта является его внутренне мотивированный характер. Профессор Чиксентмихайи, который ввел термины поток, определил этот оптимальный опыт как стремление к приятной, интересной деятельности ради самого опыта, где мотивационным фактором является удовлетворение, получаемое от самого действия (1990).

Аутотелическая самость активно ищет внутренне мотивирующую деятельность. Человек, о котором говорят, что он обладает аутотелической личностью, ценит возможности, когда он или она может испытать полное погружение в текущие задачи. Они трансформируют личность, делая ее более сложной. Комплексное «я» имеет следующие пять характеристик:

  • Ясность целей
  • Я как центр управления
  • Выбор и знание того, что жизнь не с тобой происходит
  • Приверженность и забота о том, что вы делаете
  • Вызов и повышенная тяга к новизне (Чиксентмихайи, 1975, 1988).

Аутотелическое Я, согласно Чиксентмихайи, склонно создавать порядок из хаоса, потому что оно видит в трагедии возможность быть на высоте и склонно направлять всю психическую энергию на преодоление вызова, созданного поражением (19).90). Таким образом, развитие аутотелической личности является стоящим делом, поскольку оно воспитывает устойчивость.

Фалько и Энгезер в своем недавнем исследовании мотивации и потока использовали термин мотивация, связанная с деятельностью, вместо внутренней мотивации, чтобы более конкретно говорить о «расширенной когнитивной модели мотивации» (2018).

Они измерили различные связанные с деятельностью стимулы качественными и количественными способами и обнаружили, что опыт потока представляет собой один из наиболее интенсивно изученных. Положительные стимулы, проистекающие из ориентации на цели обучения, опыта компетентности, интереса и вовлеченности, приводят к тому, что мы занимаемся деятельностью исключительно для удовольствия (Falko & Engeser, 2018).

Наши планы проваливаются, потому что у них нет цели. Когда человек не знает, к какой гавани он направляется, никакой ветер не является правильным ветром.

Сенека, 4 г. до н.э. – н.э. 65

Профессор Михай Чиксентмихайи, разработавший теорию потока, утверждает, что счастье зависит от внутренней гармонии, а не от контроля, который мы можем осуществлять над окружающей средой или обстоятельствами, и поэтому описывает поток как оптимальное состояние бытия, приносящее порядок сознанию. .

За годы исследований креативности и продуктивности, а также интервью с людьми, считавшимися успешными в самых разных профессиях, многие из которых были лауреатами Нобелевской премии, он обнаружил, что секрет их оптимальной работы заключается в их способности войти в состояние потока часто и преднамеренно.

Они описывали чувство компетентности и контроля, потерю самосознания и такую ​​сильную поглощенность поставленной задачей, что теряли счет времени.

Многие из наиболее совершенных и творческих людей достигают своего пика, когда они испытывают « единое течение от одного момента к другому, когда мы чувствуем контроль над своими действиями и когда между собой и окружающей средой мало различий. ; между стимулом и реакцией; или между прошлым, настоящим и будущим » (Чиксентмихайи, 1997, стр. 37).

Современные исследования мотивации показывают, что внутренняя мотивация, возникающая из внутренних мотивов, часто воспринимается как более непосредственная и мощная, чем внешняя мотивация.

Сегодня мы знаем, что внутренняя мотивация больше влияет на качество поведения, например на школьные занятия, а внешняя мотивация больше влияет на количество поведения (Deckers, 2014).

Также было показано, что внутренне мотивированное стремление к цели дает более долгосрочные результаты, потому что оно удовлетворяет наши психологические потребности в автономии и компетентности и, в свою очередь, создает более позитивные состояния, которые укрепляют петлю положительной обратной связи и увеличивают вероятность повторения. Рив, 2018).

Самомотивация

Никто не знает о самомотивации больше, чем авторы теории самоопределения. Основываясь на предположении, что у нас есть врожденная склонность к личностному росту в сторону психологической интеграции, теория самодетерминации Райана и Деси предполагала, что любое поведение можно понимать как лежащее в континууме внешней регуляции, или гетерономии и подлинной саморегуляции. или автономия (2008 г.).

Райан и Деси различают различные степени внешней мотивации в зависимости от уровня автономии, присутствующей при осуществлении желаемого поведения. С одной стороны, существует внешнее регулирование поведения, при котором вознаграждение используется исключительно для контроля над поведением, а согласие происходит, чтобы избежать последствий, и определяется как отсутствие автономии.

Они объясняют, что хотя внешнее регулирование в форме вознаграждения может управлять поведением, само по себе оно не является мотивацией.

Во всех человеческих делах всегда есть цель — удовольствие, честь или выгода.

Полибий, 125 г. до н.э.

Нас также может мотивировать избегание чувства вины и потребность повысить самооценку. Эта форма саморегуляции поведения характеризуется низкой самостоятельностью и языком « я должен » и « мне нужно ».

Когда мы руководствуемся непредвиденными обстоятельствами, связанными с нашей самооценкой, и оказываем давление на себя из-за страха стыда или неудачи, говорят, что у нас интроецированная регуляция. Эта форма регуляции, будучи более эффективной, чем внешняя мотивация, остается амбивалентной и нестабильной, поскольку сопровождается внутренним конфликтом, напряжением и негативными эмоциями (Ryan & Deci, 2008).

Они тесно связаны с тем, что известно в исследованиях благополучия как ориентация на профилактику, когда эмоциональная регуляция обусловлена ​​потребностью в безопасности и избеганием (Kahneman, Diner, & Schwartz, 19).99).

Когда мы сознательно принимаем поведение как важное и когда мы действительно ценим результат, это обеспечивает сильные стимулы и ведет к идентификации. Эта более самоопределяемая форма регуляции особенно важна, когда речь идет о поддержании поведения, включающего действия, которые по своей сути не интересны и не доставляют удовольствия.

Когда мы отождествляем себя с регулированием И координируем свои действия с другими основными ценностями и убеждениями, говорят, что мы обладаем наиболее автономной формой внешней мотивации – интегрированным регулированием. Эта форма регулирования возникает, когда эти ценности становятся частью личности и согласуются с чувством идентичности.

Это приводит к наиболее положительным и устойчивым результатам внешней мотивации, поскольку человек обладает полной автономией (Reeve, 2018).

Эта форма регулирования очень похожа на внутреннюю мотивацию, потому что мы действуем добровольно. Это полностью самоопределение, но, в отличие от внутренней мотивации, оно не должно включать деятельность, доставляющую удовольствие или интересную. Это особенно важно для поведенческих изменений в клинических условиях, где требуется уровень интернализации и интеграции для поведения, не связанного с внутренней мотивацией.

Никогда не поздно стать тем, кем ты мог бы быть.

Джордж Элиот

Когда дело доходит до самомотивации в изменении поведения, ориентация на автономию или контроль также может играть роль в сохранении изменений поведения с течением времени. Людям, ориентированным на автономию, обычно удается поддерживать долгосрочные изменения в поведении (например, потеря веса, отказ от курения), тогда как людям, ориентированным на контроль, обычно не удается поддерживать такие изменения поведения с течением времени.

Причинно-следственная ориентация автономии тесно связана с ориентацией на профилактику, где эмоциональная регуляция обусловлена ​​возможностью положительных результатов и мотивацией приближения (Kahneman, Diner, & Schwartz, 1999).

Люди, ориентированные на автономию, рассматривают все в своем окружении и свои реакции на него как вопрос своего собственного выбора, и эта перспектива может придавать сил и служить отличным источником внутренней мотивации.

Они склонны сканировать свое окружение в поисках возможностей, проявляют инициативу, ставят собственные цели и одинаково интересуются своим окружением и собственным внутренним опытом. У них есть внутренний локус контроля, и они ведут себя с сильным чувством воли. Они понимают, что их внимание определяет их реальность, и у них есть ощущение, что они формируют свою судьбу (Рив, 2018).

Причинно-следственная ориентация автономии характеризует людей с особым складом ума, когда они полагаются на внутренние ориентиры для регуляции поведения, в отличие от тех, кто ориентирован на контроль и обращает внимание на внешние ориентиры, такие как социальные очереди и экологические стимулы — этот локус контроля влияет на мотивацию и настойчивость.

Когда мы чувствуем, что наше поведение является чем-то, что мы инициируем и регулируем, мы можем вносить и поддерживать изменения. Это контрастирует с теми, кто на другом конце спектра принимает менталитет жертвы обстоятельств (Рив, 2018).

См. запись в нашем блоге «19 лучших книг по самодисциплине и самоконтролю».

Мотивационная цитата

Все знают:
Вы не можете быть всем для всех людей.
Вы не можете делать все сразу.
Вы не можете делать все одинаково хорошо.
Вы не можете делать все лучше, чем все остальные.
Ваша человечность проявляется так же, как и у всех остальных.

Итак:
Вы должны узнать, кто вы есть, и быть этим.
Вы должны решить, что важнее, и сделать это. 902:35 Вы должны обнаружить свои сильные стороны и использовать их.
Ты должен научиться не соревноваться с другими,
Потому что никто другой не участвует в соревновании *быть тобой*.

Тогда:
Вы научитесь принимать свою уникальность.
Вы научитесь расставлять приоритеты и принимать решения.
Вы научитесь жить со своими ограничениями.
Вы научитесь относиться к себе с должным уважением.
И ты будешь самым живучим смертным.

Осмельтесь поверить:
Что вы замечательный, уникальный человек.
Что вы — уникальное событие в истории.
Что это больше, чем право, это ваш долг быть тем, кто вы есть.
Что жизнь — это не проблема, которую нужно решить, а подарок, которым нужно дорожить.
И вы сможете оставаться на высоте в том, что раньше вас подводило.

11 лучших мотивационных видео

На YouTube есть десятки мотивационных видео и каналов, но, к сожалению, мы не смогли перечислить их все. Вместо этого мы выбрали несколько видео, которые мы считаем лучшими мотивационными видео.

1. Мечта

Чтобы достичь великих целей, вы должны сначала поверить в себя, а затем иметь достаточно большую мечту, чтобы мотивировать вас.

2.

Последняя лекция

Даже если вы столкнулись с неизлечимой формой рака, можно найти и отпраздновать радость в своей жизни.

3. Помни меня

Когда все сказано и сделано, быть человеком, тем, кто ты есть, более удивительно, чем все технологии в мире.

4. Поиск

Не позволяйте технологиям загипнотизировать себя. Будьте в моменте и испытайте чудо прямых связей.

5. Почему мы делаем то, что делаем

Если вы понимаете, почему вы мотивированы и вдохновлены, становится легче стать мотивированным и вдохновленным. Тони Роббинс все объясняет.

6. Amazing Grace

Классический духовный гимн, исполненный а капелла удивительным и всегда творческим Джесси Кэмпбеллом.

7. Никогда не сдавайся

Независимо от препятствий, которые жизнь ставит на вашем пути, если вы продолжите следовать за своей мечтой, вы добьетесь результатов.

8. Удивительная наука о счастье

Дэн Гилберт оспаривает идею о том, что мы будем несчастны, если не получим то, что хотим, и объясняет, как чувствовать себя по-настоящему счастливым, даже если дела идут не по плану.

9. Непреклонность

Преданность своим целям заставляет вас двигаться вперед, даже если вы сталкиваетесь с препятствиями.

10. Как сильно ты этого хочешь?

Иногда нужно просто так сильно желать успеха, что вы сделаете все возможное, чтобы победить.

11. Оправдания

Даже если вам предстоит тяжелая битва, вы продолжаете сражаться. Потому что, если ты просто сдашься, ты проиграл.

Важная информация

Контекст имеет значение, и вопрос не в том, какой тип мотивации важнее, а в осознании того, где нам не хватает необходимого баланса для создания идеального катализатора для достижения цели.

Важные проблемы сегодняшнего дня не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором они были созданы.

Альберт Эйнштейн

Внешние события могут стать подсказками к желаемому поведению и могут способствовать его подкреплению, но чтобы замечать их, нам нужно находиться в положительных психических и эмоциональных состояниях, вдали от чувства выученной беспомощности, как это определил доктор , Мартин Селигман.

Часто наши цели также должны представлять для нас что-то ценное и удовлетворять наши психологические потребности, как это определено теорией самоопределения Райана и Деси, особенно для создания энергии, необходимой для упорства (Reeve, 2018).

У вас есть история о вашем идеальном катализаторе для достижения цели? Поделитесь этим с нами здесь.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения для достижения целей.

  • Бек, Р. К. (2004). Мотивация: теории и принципы (5-е изд.). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
  • Чиксентмихайи, М. (1997). В поисках потока: психология участия в повседневной жизни . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги.
  • Деси, Э.Л., Олафсен, А.Х., и Райан, Р.М. (2017). Теория самоопределения в организациях труда: состояние науки . Ежегодный обзор организационной психологии и организационного поведения.
  • Декерс, Л. (2014). Мотивация: биологическая, психологическая и экологическая (4-е изд.). Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
  • ДеКатанзаро, Д.А. (1999). Мотивация и эмоции: эволюционная, физиологическая, эволюционная и социальная перспективы . Прентис-Холл, река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси.
  • Эдвардс, округ Колумбия (1999). Мотивация и эмоции: эволюционные, физиологические, когнитивные и социальные влияния . Сейдж, Таузенд-Оукс, Калифорния.
  • Фергюсон, Э. Д. (2000). Мотивация: биосоциальная и когнитивная интеграция мотивации и эмоций . Издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк.
  • Франкен, RE (2006). Человеческая мотивация (6-е изд.). Wadsworth Thomson Learning, Белмонт, Калифорния.
  • Галви, В. Т., Ханзелик, Э., и Хортон, Дж. (2009). Внутренняя игра стресса: перехитрить жизненные вызовы и реализовать свой потенциал [версия Kindle для iOS]. Получено с Amazon.com
  • Gollwitzer, PM & Bargh, JA (1996). Психология действия: связь познания и мотивации с поведением . Гилфорд Пресс, Нью-Йорк/
  • Горман (*). Мотивация и эмоции
  • Хекхаузен, Дж. и Двек, К.С. (1998). Мотивация и саморегуляция на протяжении всей жизни . Издательство Кембриджского университета, Нью-Йорк.
  • Канеман, Д., Динер, Э., и Шварц, Н. (1999). Благополучие: основы гедонистической психологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа.
  • Нуньес, Р. и Фриман, В. Дж. (1999). Восстановление познания: приоритет действия, намерения и эмоций . Выходные данные Academic, Торвертон, Великобритания.
  • Петерсон, К., Майер, С.Ф., и Селигман, M.E.P. (1993). Выученная беспомощность: теория эпохи личного контроля . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Петри, Х.Л., и Говерн, Дж.М. (2013). Мотивация: теория, исследования и приложения (6-е изд.). Белмонт, Калифорния: Томсон Уодсворт.
  • Рив, Дж. (2015). Понимание мотивации и эмоций (6-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: Wiley.
  • Сансон, К. и Харацкевич, Дж. М. (2000). Внутренняя и внешняя мотивация: поиск оптимальной мотивации и производительности . Academic Press, Сан-Диего, Калифорния.
  • Шелдон, К. М. (ред.) (2010). Современные направления мотивации и эмоций . Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
  • Вагнер, Х. (1999). Психобиология мотивации человека . Рутледж, Нью-Йорк.

Полезно ли самоопределение для вашей эффективности? Изучение факторов, влияющих на производительность в рамках теории самоопределения

1. Деси Э.Л., Райан Р.М. Теория самоопределения. Справочник по теориям социальной психологии: Том первый. 2011авг.3:416. [Академия Google]

2. Деси Э.Л., Райан Р.М. Теория самоопределения: макротеория человеческой мотивации, развития и здоровья. Канадская психология. 2008;49(3):182–5. [Google Scholar]

3. Деси Э.Л., Райан Р.М. «Что» и «почему» достижения цели: потребности человека и самоопределение поведения. Психологический запрос. 1 октября 2000 г .; 11 (4): 227–68. [Google Scholar]

4. Райан Р.М., Райан В.С., Ди Доменико С.И., Деси Э.Л. ГЛАВА 6 Природа и условия человеческой автономии и процветания. Оксфордский справочник по мотивации человека. 2019:89. [Google Scholar]

5. Teixeira PJ, Marques MM, Silva MN, Brunet J, Duda JL, Haerens L, et al. Классификация методов мотивации и изменения поведения, используемых в вмешательствах, основанных на теории самоопределения, в контексте здоровья. Мотивационная наука. 2020дек;6(4):438. [Google Scholar]

6. Cerasoli CP, Nicklin JM, Nassrelgrgawi AS. Производительность, стимулы и потребность в автономии, компетентности и родстве: метаанализ. Мотивация и эмоции. 2016 декабрь; 40 (6): 781–813. [Академия Google]

7. Ван ден Брок А., Феррис Д.Л., Чанг Ч., Розен К.С. Обзор основных психологических потребностей теории самоопределения на работе. Журнал управления. 2016июль;42(5):1195–229. [Google Scholar]

8. Деси Э.Л., Кестнер Р., Райан Р.М. Метааналитический обзор экспериментов по изучению влияния внешних вознаграждений на внутреннюю мотивацию. Психологический бюллетень. 1999 ноябрь; 125 (6): 627–668. дои: 10.1037/0033-2909.125.6.627 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

9. Vansteenkiste M, Ryan RM, Soenens B. Базовая теория психологических потребностей: достижения, важные темы и будущие направления. Мотивация и эмоции. 2020; 44:1–31. [Академия Google]

10. Ntoumanis N, Ng JY, Prestwich A, Quested E, Hancox JE, Thøgersen-Ntoumani C, et al. Метаанализ интервенционных исследований, основанных на теории самоопределения, в области здоровья: влияние на мотивацию, поведение в отношении здоровья, физическое и психологическое здоровье. Обзор психологии здоровья. 3 апреля 2021 г .; 15 (2): 214–44. дои: 10.1080/17437199.2020.1718529 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

11. Ng JY, Ntoumanis N, Thøgersen-Ntoumani C, Deci EL, Ryan RM, Duda JL, et al. Теория самоопределения применительно к контексту здоровья: метаанализ. Перспективы психологической науки. 2012 г., июль; 7 (4): 325–40. дои: 10.1177/1745691612447309 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

12. Perlman D, Patterson C, Moxham L, Burns S. Изучение качества клинического размещения психического здоровья с использованием подхода теории самоопределения. Медицинское образование сегодня. 2020Апр1;87:104346. doi: 10.1016/j.nedt.2020.104346 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

13. Шелдон К.М., Филак В. Манипулирование поддержкой автономии, компетентности и связанности в контексте игрового обучения: новые доказательства того, что все три необходимы иметь значение. Британский журнал социальной психологии. 2008 г., июнь; 47 (2): 267–83. [PubMed] [Академия Google]

14. Тан М., Ван Д., Герриен А. Систематический обзор и метаанализ удовлетворения основных психологических потребностей, мотивации и благополучия в дальнейшей жизни: вклад теории самоопределения. журнал Псих. 2020 фев; 9 (1): 5–33. doi: 10.1002/pchj.293 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

15. Рейс Х.Т., Шелдон К.М., Гейбл С.Л., Роско Дж., Райан Р.М. Ежедневное благополучие: роль автономии, компетентности и родства. Вестник личности и социальной психологии. 2000 Апрель; 26 (4): 419–35. [Google Scholar]

16. Олафсен А.Х., Халвари Х., Форест Дж., Деси Э.Л. Показать им деньги? Роль оплаты, поддержки управленческих потребностей и справедливости в модели теории самоопределения внутренней мотивации труда. Скандинавский журнал психологии. 2015 г., август; 56 (4): 447–57. doi: 10.1111/sjop.12211 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

17. Канат-Маймон Ю., Элимелех М., Рот Г. Мотивация работы как предпосылки и результаты лидерства: интеграция теории самоопределения и теории лидерства полного диапазона. Европейский журнал менеджмента. 2020 1 августа; 38 (4): 555–64. [Академия Google]

18. Ковянич С., Шух С.К., Йонас К. Трансформационное лидерство и производительность: экспериментальное исследование посреднических эффектов удовлетворения основных потребностей и вовлеченности в работу. Журнал профессиональной и организационной психологии. 2013, декабрь; 86 (4): 543–55. [Google Scholar]

19. Vasconcellos D, Parker PD, Hilland T, Cinelli R, Owen KB, Kapsal N, et al. Теория самоопределения в применении к физическому воспитанию: систематический обзор и метаанализ. Журнал педагогической психологии. 2020октябрь;112(7):1444. [Академия Google]

20. Шелдон К.М., Чжаоян Р., Уильямс М.Дж. Удовлетворение психологических потребностей и результативность баскетбола. Психология спорта и физических упражнений. 1 сентября 2013 г .; 14 (5): 675–81. [Google Scholar]

21. Хейдари А. Роль удовлетворения базовых психологических потребностей и автономной мотивации в академических достижениях: взгляд теории самоопределения. Журнал Руеш-э-Раваншенаси (RRJ). 2019, 10 декабря; 8 (10): 63–70. [Google Scholar]

22. Го Ю. Влияние академической автономной мотивации на вовлеченность в обучение и удовлетворенность жизнью у подростков: опосредующая роль удовлетворения базовых психологических потребностей. Журнал образования и обучения. 2018;7(4):254–61. [Академия Google]

23. Сильвестр Б.Д., Карран Т., Стендэдж М., Сабистон К.М., Бошан М.Р. Прогнозирование мотивации к упражнениям и поведения при выполнении упражнений: модерируемая модель посредничества, проверяющая взаимодействие между воспринимаемым разнообразием упражнений и удовлетворением основных психологических потребностей. Психология спорта и физических упражнений. 20181 мая; 36:50–6. [Google Scholar]

24. Райан Р.М., Деси Э.Л. Теория самоопределения: основные психологические потребности в мотивации, развитии и благополучии. Публикации Гилфорда; 2017Фев14. [Академия Google]

25. Cerasoli CP, Nicklin JM, Ford MT. Внутренняя мотивация и внешние стимулы вместе предсказывают производительность: 40-летний метаанализ. Психологический бюллетень. 2014июль;140(4):980. doi: 10.1037/a0035661 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

26. Deci EL, Ryan RM, Williams GC. Необходимо удовлетворение и саморегуляция обучения. Обучение и индивидуальные различия. 1996, 1 ​​января; 8 (3): 165–83. [Google Scholar]

27. Баард П.П., Деси Э.Л., Райан Р.М. Удовлетворение внутренней потребности: мотивационная основа производительности и благополучия в двух условиях работы 1. Журнал прикладной социальной психологии. 2004 г., октябрь; 34 (10): 2045–68. [Академия Google]

28. Bonner SE, Sprinkle GB. Влияние денежных стимулов на усилия и выполнение задач: теории, доказательства и основа для исследований. Бухгалтерский учет, организации и общество. 2002, 1 мая; 27 (4–5): 303–45. [Google Scholar]

29. Аткинсон А.А., Банкер Р., Каплан Р.С., Янг С.М. Управленческий учет (3-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-Холл. 2001. [Google Scholar]

30. Меслек Н., Курсеу П.Л., Фодор О.К., Кенда Р. Влияние харизматического лидерства и вознаграждения на индивидуальную эффективность. Лидерство ежеквартально. 2020Dec1;31(6):101423. [Академия Google]

31. Cadsby CB, Song F, Tapon F. Сортировка и стимулирующие эффекты оплаты за производительность: экспериментальное исследование. Журнал Академии управления. 1 апреля 2007 г .; 50 (2): 387–405. [Google Scholar]

32. McGee HM, Dickinson AM, Huitema BE, Culig KM. Влияние индивидуальных и групповых денежных стимулов на высокую производительность. Ежеквартальное улучшение производительности. 2006 декабрь; 19 (4): 107–30. [Google Scholar]

33. Менгук Б., Тансу Баркер А. Влияние планов поощрительных выплат на основе результатов на торговые организации: контекстуальный анализ. Журнал личных продаж и управления продажами. 2003, 1 сентября; 23 (4): 341–58. [Академия Google]

34. Понта Л., Дельфино Ф., Кайнарка Г.К. Роль денежных стимулов: премия и/или стимул. Административные науки. 2020;10(1):1–8. [Google Scholar]

35. Гарберс Ю., Конрад Ю. Влияние финансовых стимулов на производительность: количественный обзор индивидуальных и групповых финансовых стимулов. Журнал профессиональной и организационной психологии. 2014 март; 87 (1): 102–37. [Google Scholar]

36. Хендиджани Р., Бищак Д.П., Арваи Дж., Дугар С. Внутренняя мотивация, внешнее вознаграждение и их влияние на общую мотивацию и производительность. Производительность человека. 2016Авг7;29(4): 251–74. [Google Scholar]

37. Хьюитт Р., Конвей Н. Еще раз об эффекте подрыва: значимость повседневных словесных вознаграждений и самоопределяемой мотивации. Журнал организационного поведения. 2016, апрель; 37 (3): 436–55. [Google Scholar]

38. Houlfort N, Koestner R, Joussemet M, Nantel-Vivier A, Lekes N. Влияние вознаграждения, зависящего от результатов, на воспринимаемую автономию и компетентность. Мотивация и эмоции. 2002 декабрь; 26 (4): 279–95. [Google Scholar]

39. Райан Р.М., Деси Э.Л. Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию. Американский психолог. 2000, январь; 55 (1): 68–78. [PubMed] [Академия Google]

40. Варнекен Ф., Томаселло М. Внешние поощрения подрывают альтруистические наклонности у 20-месячных детей. Развивающая психология. 2008;44(6):1785–8. дои: 10.1037/a0013860 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

41. Ballen CJ, Wieman C, Salehi S, Searle JB, Zamudio KR. Повышение разнообразия в науке бакалавриата: самоэффективность способствует повышению производительности при активном обучении. CBE — образование в области наук о жизни. 2017декабрь;16(4):ar56. doi: 10.1187/cbe.16-12-0344 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

42. Кропанцано Р., Райт Т.А. 5-летнее исследование изменения взаимосвязи между благополучием и производительностью труда. Журнал консалтинговой психологии: практика и исследования. 1999;51(4):252. [Google Scholar]

43. Медина-Гарридо Дж. А., Биедма-Феррер Дж. М., Рамос-Родригес А. Р. Взаимосвязь между балансом между работой и семьей, благополучием сотрудников и производительностью труда. Academia Revista Latinoamericana de Administración. 2017Мар6. [Google Scholar]

44. McAuley E, Duncan T, Tammen VV. Психометрические свойства опросника внутренней мотивации в условиях соревновательного спорта: подтверждающий факторный анализ. Ежеквартальные исследования по физическим упражнениям и спорту. 1989Мар1;60(1):48–58. дои: 10.1080/02701367.1989.10607413 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

45. Brzozowski, P. (2010). График положительного и отрицательного влияния. Польская адаптация PANAS Дэвида Уотсона и Ли Анны Кларк [польский]. Pracownia Testów Psychologicznych Polskiego Towarzystwa Psychologicznego. Варшава, Польша, 34–113.

46. De Muynck GJ, Vansteenkiste M, Delrue J, Aelterman N, Haerens L, Soenens B. Влияние валентности и стиля обратной связи на удовлетворение потребностей, разговор с самим собой и настойчивость среди теннисистов: экспериментальное исследование. Журнал спортивной и физической психологии. 2017Jun3;39(1): 67–80. doi: 10.1123/jsep. 2015-0326 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

47. Янс-Бекен Л. Диалектическая динамика между благодарностью, субъективным благополучием и психопатологией за 30 недель. Консультативная психология ежеквартально. 20192 октября; 32 (3–4): 502–15. [Google Scholar]

48. Рассел Э. и Дэниелс К., 2018 г. Измерение аффективного благополучия на работе с помощью кратких шкал: последствия для аффективных структур и инструкции для участников. человеческие отношения, 71 (11), стр. 1478–1507. дои: 10.1177/0018726717751034 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

49. Ryff CD. Счастье — это все или нет? Исследования значения психологического благополучия. Журнал личности и социальной психологии. 1989 декабрь; 57 (6): 1069. [Google Scholar]

50. Росс М. Значение вознаграждения и внутренней мотивации. журнал личности и социальной психологии. 1975 г., август; 32 (2): 245. [Google Scholar]

51. Акизуки К., Охаси Ю. Измерение сложности функциональных задач во время моторного обучения: какой уровень сложности соответствует оптимальной контрольной точке?. Наука о движении человека. 20151 окт.; 43:107–17. doi: 10.1016/j.humov.2015.07.007 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

52. Орвис К.А., Хорн Д.Б. и Беланич Дж. (2008). Роль сложности задачи и предыдущего опыта видеоигр в производительности и мотивации в обучающих видеоиграх. Компьютеры в человеческом поведении, 24 (5), 2415–2433. [Google Scholar]

53. Wall TD, Kemp NJ, Jackson PR, Clegg CW. Результаты автономных рабочих групп: долгосрочный полевой эксперимент. Журнал Академии управления. 1 июнь 1986 г.; 29 (2): 280–304. [Google Scholar]

54. Сарагих С. ​​Влияние автономии работы на результаты работы: Самоэффективность как промежуточная переменная. Международный исследовательский журнал бизнес-исследований. 2015Авг24;4(3). [Академия Google]

55. Раух А., Фрезе М. Вернемся к исследованию предпринимательства: метаанализ взаимосвязи между личностными качествами владельцев бизнеса, созданием бизнеса и успехом. Европейский журнал трудовой и организационной психологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *