Отклоняющееся поведение и его типы (вопросы кодификатора ЕГЭ)
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Ичалковская средняя школа»
презентация по обществознанию
Отклоняющееся поведение и его типы
(вопросы кодификатора ЕГЭ)
Ганюшин М.Е.,
учитель истории
высшей
квалификационной
категории
с. Ичалки
ЕГЭ 2016
Социальные
отношения
Обществознание. Кодификатор вопросов ЕГЭ.
3.11. Отклоняющееся поведение и его
типы
Девиантное (отклоняющееся) поведение:
1) поступок, действия человека, не соответствующие
официально установленным или фактически
сложившимся в данном обществе нормам или
стандартам;
2) социальное явление,
выраженное в массовых
формах человеческой
деятельности, не
соответствующих официально
установленным или фактически
сложившимся в данном
обществе нормам или стандартам.
Делинквентное (преступное) поведение – состоит в
нарушении норм; подпадающее под категорию
противоправного действия.
Причины девиантного поведения
1) Биологические особенности
нарушителей норм.
2) Аддикция, т. е. со стремление избежать
внутреннего социально-психологического дискомфорта.
3) Маргинализация. В качестве характерной черты социального
поведения маргиналов можно назвать снижение уровня
социальных ожиданий и социальных потребностей.
4) Распространение различного рода социальных патологий (рост
психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшение
генетического фонда населения).
5) Социальное неравенство.
6) Влияние семьи и семейного воспитания
7) Конфликт между нормами культуры данной социальной группы
и общества.
8) Социальные (в том числе войны), техногенные и природные
катаклизмы нарушают психику людей, усиливают социальное
неравенство, вызывают дезорганизацию правоохранительных
органов, что становится объективной причиной девиантного
поведения многих людей.
Типы отклоняющегося поведения
Социально одобряемые – позитивные, направленные на
преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с
социальным творчеством, способствующие качественным
изменениям социальной системы (гениальность, героические
поступки, спортивные достижения, лидерские способности)
Нейтральные – чудачество, эксцентричность, стремление
выделиться среди окружающих манерой одеваться, манерой
поведения и т. п.
Социально неодобряемые – негативные, дисфункциональные,
дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к
разрушению, приводящие к девиантному
поведению поступки, которые наносят
ущерб обществу (отклонения, направленные
на причинение вреда другим (разнообразные
агрессивные, противоправные, преступные
действия) – делинквентное поведение;
отклонения, которые причиняют вред самой
личности (алкоголизм, самоубийство, и др.).
Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и
индивидуальный характер. Распространение первого обычно
связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями
которой являются деклассированные слои общества.
Категории населения, более других предрасположенные
совершать девиантные поступки, называют группами риска.
К таким группам, в частности, относят определённые слои
молодёжи.
Основные формы
девиантного поведения:
пьянство
наркомания
преступность
проституция
суицид
Функции девиантов
в обществе
1. способствует сплочению
социальных групп и помогает
людям более глубоко осознать
себя как личность и понять
свои собственные ценности
2. определяет границы
допустимости некоторых форм
поведения, определяется, до
какой степени общество может
терпеть поведение некоторых людей
3. определенные виды девиантов являются предохранительным
клапаном в обществе, который может снять социальную
напряженность в определенные кризисные моменты
4. наличие большого количества девиантов указывает на то, что в
обществе есть какой-то дефект, с которым необходимо бороться
1. Выберите верные суждения об отклоняющемся
поведении и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Негативное отклоняющееся поведение всегда
является проявлением недостатков социализации
индивида.
2) Отклоняющееся поведение может быть вызвано
социальными условиями проживания индивида.
3) Отклоняющееся поведение может иметь как
негативный, так и позитивный характер.
4) Отклоняющееся поведение может быть только
индивидуальным.
5) Отклоняющееся поведение предполагает нарушение
общепринятых норм
235
2. Выберите верные суждения об отклоняющемся
поведении и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Нервно-психические заболевания человека, задержка
его психического и физического развития являются
одной из причин отклоняющегося поведения.
2) Примером позитивного отклоняющегося поведения
является занятие благотворительностью.
3) Снижение уровня экономического развития не
связано с увеличением числа лиц с отклоняющимся
поведением.
4) Распад существующей системы социальных
ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность
людей, вызывает девиантное поведение.
5) Основными формами девиантного поведения
являются: пьянство, наркомания, преступность.
125
3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение
которого обозначено определенной буквой.
(А) В современном обществе возникают ситуации,
когда человек сознательно участвует в различных
культурных традициях. (Б) Очевидно, они связаны с
миграциями населения, модернизацией. (В)
Последствием может стать психологическая
расщеплённость, формирование «расколотого» типа
личности. (Г) Социологи называют положение такой
личности маргинальным. (Д) Опасностью
маргинального положения является воздействие на
человека противоречащих друг другу норм и
ценностей.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждения
3) характер теоретических утверждений
12213
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд
слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые
необходимо вставить на место пропусков.
«Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным
___ (А). Поведение индивида в группе, не соответствующее
ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества,
называется ___ (Б).
Негативная дезорганизация на уровне личности проявляется в
___ (В) и иных правонарушениях, в аморальных поступках. На
уровне малых социальных групп в деформациях ___ (Г) людей
(раздоры, скандалы и т. д.). В деятельности государственных и
общественных ___ (Д) дезорганизация проявляется в
бюрократизме, ___ (Е), волоките и других болезненных явлениях».
1) отклоняющееся
4) организация
7) ответственность
2) взаимоотношения
5) партия
8) санкция
3) нормы
6) коррупция
9) преступление
319246
5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить
на место пропусков.
«Практически нет таких ________ (А), которые во всех обществах
(группах) рассматривались бы как отклоняющиеся или, наоборот,
как допустимые. ________ (Б) поведения всегда определяется лишь
по отношению к конкретной группе. Девиантное поведение – это не
всегда ________ (В), точно так же, как ________ (Г) – далеко не всегда
благо. Для того, чтобы оберегать общество от избыточного уровня
девиации, существует ________ (Д), под которым понимают
механизм регуляции отношений индивида и общества с целью
укрепления порядка и ________ (Е) в обществе».
Cписок терминов:
1) негативное явление
2) социальный контроль
3) форма поведения
4) конформизм
5) социальная стабильность
6) социальная мобильность
7) девиантность
8) социальная стратификация
9) деятельность
371425
Часть 2.
6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие
«отклоняющееся поведение»? Привлекая знания
обществоведческого курса, составьте два предложения: одно
предложение, содержащее информацию о негативных формах
отклоняющегося поведения, и одно предложение, раскрывающее
на примере положительное влияние отклоняющегося поведения.
1) смысл понятия, например: «Отклоняющееся поведение –
поведение, не соответствующее принятым в обществе
поведенческим стандартам, правилам и нормам»;
2) предложение, содержащее информацию о негативных формах
отклоняющегося поведения: «К негативным формам
отклоняющегося поведения относятся преступность, пьянство и
алкоголизм, наркомания»;
3) предложение, раскрывающее на примере положительное
влияние отклоняющегося поведения: «Отклоняющееся поведение
не всегда носит негативный характер, к примеру, девиация может
выступать в виде неординарных способностей личности».
7. Назовите три любые черты человека,
предопределяющие его негативное отклоняющееся
поведение.
Черты человека, предопределяющие негативное
отклоняющееся поведение:
1) ограниченность потребностей и интересов;
2) искажённое представление о том, «что такое хорошо
и что такое плохо»;
3) отсутствие чувства социальной ответственности;
4) привычка к некритической оценке собственного
поведения;
5) психические отклонения.
8. С опорой на обществоведческие знания, личный
опыт смоделируйте конкретную ситуацию,
иллюстрирующую отклоняющееся поведение.
Приведите три примера неформальных негативных
санкций, возможных в этом случае.
В ответе должны присутствовать следующие элементы:
1) модель ситуации негативного отклоняющегося
поведения: К. подвёл своих товарищей по работе: не
выполнил взятых на себя обстоятельств по
организации вечера, посвящённого юбилею старейшего
сотрудника фирмы;
2) три примера неформальных негативных санкций,
допустим:
— некоторые из сослуживцев отказались подавать ему
при встрече руку;
— некоторые сослуживцы сделали ему замечание;
— художник нарисовал карикатуру.
9. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме
«Отклоняющееся поведение и его виды». Составьте план, в
соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
1) Понятие об отклоняющемся поведении
2) Причины отклоняющегося поведения:
а) влияние семьи и семейного воспитания
б) наличие способностей и талантов
в) кризисные явления в обществе
г) проблемы социализации молодёжи
3) Виды отклоняющегося поведения:
а) позитивное
б) девиантное
в) делинквентное
4) Формы девиантного поведения:
а) алкоголизм
б) табакокурение
в) наркомания
г) проституция и др.
5) Реакция общества на различные проявления социальной
девиации.
Литература
1) ЕГЭ 2016. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л.
Рутковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
2) Обществознание: ЕГЭ-учебник / П.А. Баранов, С.В. Шевченко / Под ред. П.А.
Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
3) Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. –
М.: Издательство «Национальное образование», 2014.
4) Обществознание. 10-11 класс. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Все
темы курса и способы учебных действий: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин
– Ростов н/Д: Легион. – 2014.
5) Шемаханова И.А. Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ. –
2014.
Интернет-ресурсы
1)
2)
3)
4)
5)
6)
http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=756DF168F63F9A6341711C61AA5EC57
8 – ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ. Обществознание
http://soc.reshuege.ru/ — Решу ЕГЭ
http://www.sstu.ru/upload/iblock/bb5/240455.jpg — изображение «девиантное поведение»
http://aplik.ru/wpcontent/uploads/media/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B8%CC%86%D0%A1%D1%83%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B4/image2.jpeg — изображение «девиант»
http://5psy.ru/images/stories/Articles/problem-teens-2187. jpg — изображение «группы риска»
http://mediksnews.ru/alcoholizm/wp-content/uploads/2015/06/35783-zhenskiy-alkogolizm-lechenienarodnymi-sredstvami-navsegda.jpg — изображение «причины девиантного поведения»
Социальные нормы и отклоняющееся поведение | План-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему:
Сценарий урока (занятия) в соответствии с одним из действующих Федеральных государственных образовательных стандартов на тему:
«Социальные нормы и отклоняющееся поведение»
Рекомендуемый класс: 10
Время урока: 30 минут
Современные образовательные технологии:
технология критического мышления, развивающего обучения, проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии, построение логико-смысловых моделей, проблемно-модульного обучения..
Технологическая карта урока
Цели для ученика 1.Уяснить, что совместная жизнь и деятельность требуют упорядочения отношений между людьми, установления определенных правил, направленных на защиту их безопасности, координацию действий, поддержание целостности общества 2. Жизнь общества зависит от каждого из нас, поддержание стабильности и порядка в обществе. 3.Уметь применять полученные знания на практике. | Цели для учителя Развивающие: формирование у учащихся способностей к рефлексии как собственных поступков, так и других людей, развивать умения учащихся применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач, работа над формированием высокой коммуникативной культуры учащихся. Образовательные: раскрыть сущность таких явлений, как отклоняющееся поведение и социальный контроль, показать их взаимосвязь, описать последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения, усвоение обществоведческих терминов и понятий. Воспитательные: формирование навыков социального поведения, профилактика опасных форм отклоняющегося поведения, создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний. Метапредметные: Регулятивные: Организовать пространство диалога, творческой деятельности на уроке. Способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух, развивать умение делать выводы, переключать внимание. Осуществлять познавательную рефлексию и отношение действий по решению учебных и познавательных задач Познавательные: Применять теоретические положения источников в процессе анализа учащимися фактов истории или современной действительности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества — договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; взаимодействие — строить монологическое высказывание. Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Аргументация своей точки зрения. Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать. Личностные: Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками. Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества. Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса. Возможность самостоятельно ставить цели и задачи урока. Навык планирования путей достижения целей. Предметные: Развивать в детях чувство ответственности. Способствовать усвоению новых понятий, знаний о вкладе(открытиях, изобретениях, новые культурные ценности) в историю страны и Победу деятелей искусства и науки а также простых людей. |
Тип урока Урок открытия новых знаний Формы работы на уроке Фронтальная, индивидуальная, групповая | Методы урока Словесный, проблемно-поисковой, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления, игровые технологии, технологии проблемного обучения. Оборудование урока Рабочие листы, распечатанные тексты, презентация, видеоролик, ноутбук, проектор, доска, листы формата А3, маркеры, клей. |
Опорные понятия, термины: Нормы поведения в обществе, санкции | Новые понятия. Социальные нормы, девиантное поведение, делинквентное поведение, конформное поведение. |
Формы контроля | Домашнее задание: параграф 16, 1.Выяснить причины девиантного поведения. 2.Написать эссе на одну из тем Эссе « Нас формируют те поступки, которые мы совершаем» Аристотель Эссе « Отклоняющееся поведение – добро или зло?» Эссе «Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятые: голод, чума и война”. У. Гладстоу |
Этап урока | Рекомендуемое время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | Оборудование урока | |
| 7 минут | 1.Создает эмоциональный настрой, приветствует учащихся (посмотрели и улыбнулись), Предлагает просмотреть видеоролики. (Прямой эфир с Зеленским, эпизод из фильмов «Закон каменных джунглей», видеоролик из интернета ) 2. Задает наводящие вопросы, приводит к понятию социальных норм. 4. Организует беседу, о разновидностях социальных норм 5. Подводит итог беседы, фиксируя на слайде определение понятия социальные нормы | Просматривают подборку видеофрагментов Слушают вопросы Учителя .Отвечают на вопросы учителя Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Самостоятельно стараются определить цель и задачи урока | Выделять существенную информацию из видеосюжетов. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания Контролируют правильность ответов обучающихся Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Формулировать,принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | Видеоролики (слайд 1),, слайд 1,2,3 презентации, памятка | |
3.Изучение нового материала | 18 минут | 1.Просит распределиться по группам (3 группы) в соответсвии с полученным заданием на листочках (примеры социальных норм) 2. Просит просмотреть фото ряд и определить виды поведения , которые не соответсвуют социальным нормам. 3 Вводит новые термины (девиация, делинквентность, конформность) 4.Предлагает создать мини-проект «Санкции» | Слушают задание учителя, занимают свое место за соответсвующим столом. Делают предположения о видах отклоняющегося поведения( нейтральное, негативное, позитивное) Находят понятия в памятках. Работают в группах. Классифицируют санкции, каждая группа находит санкции, касающиеся только их социальных норм. | Отвечают на вопросы учителя Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания Контролируют правильность ответов обучающихся Анализируют информацию, делают выводы, принимают решения. Работают в группах, ищут пути решения проблемы, учатся выстраивать отношения, представляют результаты проекта. | Приложения, слайд 4,5, 6,7,8 фоторяд, приложение 1,2,3,4 | |
4.Первичное осмысление и закрепление. | 2 минута | 1.Обощение материала урока | Организует работу по вопросу: что нового вы узнали сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы. | ||
5.Рефлексия | 2 минуты | 1.Подводит итоги урока 2.Предлагает ученикам сформулировать вывод урока 3. Просит на примере конкретных ситуаций, определить санкции. | Формулируют выводы, осуществляют самооценку. | Развивают умение рефлексировать, адекватно оценивать свой вклад в урок и действия других | ||
6.Домашнее задание | 1 минуты | 1.Объясняет цель и содержание, алгоритм выполнения д\з, отвечает на уточняющие вопросы. 2. Благодарит учащихся за работу на уроке | параграф 16, 1.Выяснить причины девиантного поведения. 2.Написать эссе на одну из тем Эссе « Нас формируют те поступки, которые мы совершаем» Аристотель Эссе « Отклоняющееся поведение – добро или зло?» Эссе «Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятые: голод, чума и война”. У. Гладстоу | Развивают умение слушать, правильно фиксировать д\з | Слайд 9 |
Приложение:
Рефлексия (Обведите нужную цифру)
Эмоциональная атмосфера занятия | Полезность занятия | Вклад группы в общую работу |
12345 | 12345 | 12345 |
Девиантность – это поведение, не соответствующее социальным ожиданиям отклонение?
- Девиантность – это поведение, не соответствующее социальные ожидания. Это нарушает правила группы (обычай, закон, роль или моральный кодекс).
- Девиантность социально создается и определяется большинство. Есть несоответствия между обществами в отношении того, что такое девиантность, и несоответствия в маркировке поведения как девиантного в пределах одного общество.
- «Поведение, позволяющее одному человеку попасть в тюрьму может квалифицировать другого как святого, поскольку качество самого действия во многом зависит от обстоятельств, при которых оно было совершено, и настроение публики, которая это видела» (Эриксон, 1966). Проблемы с отклонениями по своей сути политический. Почему?
Перспективы на девиации:
Теоретики Ордена: Они сосредотачиваются на самих девиантах и предполагают неадекватную социализацию как причина. Реабилитация (заключение, психиатрические больницы, наркотики и т. д.), чтобы «помочь» девиантам соответствовать социальные нормы — это лекарство.
Наказание девианта является выражением коллективного негодования и подтверждает правила.
Установленный порядок охраняется и правительство, экономика, система стратификации, система правосудия и система образования свободна от вины. Нормы, которые могут быть расистскими или сексистскими, не оспариваются. Мало сочувствия правительству программы повышения благосостояния бедных.
Теоретики конфликта : Они считают, что установленная система является основным источником социального проблемы, и он, а не отдельный девиант, должен быть реструктурирован. Хотя, возможно, стоит изучить положение обездоленных в обществе, ориентированном на успех, конфликтный взгляд поставит под сомнение жизнеспособность социальной системы с такой ценностью в ее основе.
Взято слишком далеко, эта позиция рассматривает людей как роботов, полностью контролируемых их социальная среда. В какой степени отвечают ли люди за свое поведение?
«Когда больше нет необходимости в том, чтобы один класс господствовал над другим, когда нет больше не нужна правовая система для защиты интересов капиталистического господства.
Теория маркировки: Эта точка зрения подчеркивает важность определения обществом того, что является незаконным, и назначения девиантных статус для конкретных людей, который, в свою очередь, доминирует над их идентичностью и поведение.
Кто быть помеченным как отклоняющееся, это не просто вопрос удачи или случайного выбора, но результат систематического общественного предубеждения против бессильных. У обеспеченных гораздо больше шансов избежать ярлыка преступника.
Решение проблемы отклонения:
Радикальное невмешательство Взгляд : Политика должна приспосабливаться к обществу в самых широких пределах. возможное разнообразие моделей поведения и отношений. Стратегия, позволяющая оставить несовершеннолетних правонарушителей в покое возможно, например, вместо того, чтобы давать им отрицательную метку. Считать меньше деяний преступными или девиантный.
«Избавьтесь от понятия отклонение».
Для мысль:
Почему Стрельба в школах происходит?
Кто девиант на войне — человек, который убивает врага или человек, который отказывается убить врага?
The Routledge Handbook of Deviant Behavior
Допустимое, приемлемое и позитивное отклонение объединяет тот факт, что каждое из них объясняет, как люди отличаются по одному или нескольким важным параметрам от подавляющего большинства других в своей группе или более широком местном сообществе, в котором они живут. Из того, что в настоящее время известно о девиантности, рассматриваемой с этих трех точек зрения, лучше всего рассматривать каждую из них как номинальную или отдельную схему. Размещение их в каком-либо континууме в настоящее время логически невозможно и, возможно, никогда не будет.
В этой главе сначала рассматривается допустимая девиантность — подход, наиболее тесно связанный с общепринятой теорией девиантности и криминологии. Далее рассматривается приемлемое отклонение, которое в некоторых отношениях напоминает своего терпимого родственника. С этими двумя в качестве фона мы находимся в хорошем положении, чтобы исследовать положительное отклонение.
Допустимое отклонение
Эта перспектива восходит к 1988 году и первому изданию книги автора Отклонение: Допустимые различия . Настоящее утверждение взято из второго издания (Stebbins 1996), однако, где я определяю девиантность как поведение, расцениваемое как нарушение одной или нескольких из моральных норм сообщества . Это суждение является коллективным, результатом того, что многие люди обладают достаточной властью или влиянием, чтобы сделать суждение верным. Моральные нормы возникают из определения сообществом правильного и неправильного поведения и деятельности в определенных эмоционально заряженных областях повседневной жизни. Они служат общими директивами, с помощью которых члены сообщества реализуют свои институционализированные решения проблем, существенно влияющих на их ценный образ жизни.
Несмотря на моральный подтекст, некоторые девиантные действия терпимы к большинству членов сообщества. Толерантность — это отношение или ориентация, которую люди придерживаются к определенным действиям или мыслям других, которые существенно отличаются от их собственных (Stebbins 1996: 3). Это относительно пассивная установка, находящаяся примерно посередине между презрением или пренебрежением к действию или образцу мышления, с одной стороны, и их принятием или принятием, с другой. И презрение, и принятие, в отличие от терпимости, являются активными подходами к рассматриваемому поведению. Когда что-то терпят, этому придается легитимность, хотя, возможно, и неохотно.
В то же время, поскольку терпимые мысли и поведение, тем не менее, представляют собой умеренную угрозу, люди мало заинтересованы в том, чтобы на самом деле принимать терпимое поведение или модели мышления как свои собственные или даже принимать их в качестве альтернатив, которые они могли бы принять в будущем.
Наличие толерантности в обществе придает допустимому отклонению особый статус. Считается, что при таком отклонении благополучие общества сохраняется. Но эта точка зрения верна только до тех пор, пока такое поведение осуществляется лишь небольшой частью членов таким образом, что это лишь слегка угрожает большинству сообщества. Допустимое отклонение отличается от
Многие люди неоднозначно относятся к одному или нескольким видам деятельности, подпадающим под категорию допустимых отклонений. Они знают, что должны воздерживаться от участия в них, но им трудно избежать их магнетического притяжения. Именно этот тип девиации имел в виду Беккер (1963: 26), когда заметил, что «гораздо более вероятно, что большинство людей часто испытывают девиантные импульсы. По крайней мере, в фэнтези люди гораздо более девиантны, чем кажутся». Неудивительно, что терпимое отклонение является классификационным домом большинства форм девиантного досуга (см. главу 41).
Типы допустимых и недопустимых отклонений
Однако взаимосвязь между допустимыми и недопустимыми отклонениями более сложна, чем было описано. Таким образом, допустимое отклонение может быть классифицировано как криминальное, некриминальное или законное. Преступно допустимое отклонение , хотя оно фактически является незаконным в соответствии с уголовным законодательством, обычно рассматривается полицией и более широким сообществом как имеющее второстепенное значение по сравнению с обычным недопустимым отклонением.
Неуголовное допустимое отклонение
не подпадает под юрисдикцию закона. В настоящее время во многих странах Запада не существует законов, запрещающих супружескую измену (когда нравственность несовершеннолетних детей не подвергается опасности) или стриптиз (когда это делается в разрешенных законом пределах раздевания). Нудизм, практикуемый на частных курортах, часто не является незаконным, равно как и злоупотребление алкоголем и пьянство вне общественных мест. Многие политические юрисдикции определяют как незаконные только определенные формы азартных игр, ничего не говоря о других.Легитимное допустимое отклонение гарантируется законом. В большинстве прозападных стран люди на законных основаниях могут думать так, как они хотят, причем некоторые из них придерживаются религиозных и политических убеждений, которые значительно отличаются от взглядов большинства в обществе. Они также могут принимать веру в сверхъестественное, отвергая тем самым научные объяснения физической и психологической реальности. Некоторые незначительные формы психических расстройств также допустимы и не противоречат закону, если, по мнению широкой общественности, они представляют собой не более чем «искаженные» наборы убеждений. К неврозам, в отличие от психозов (которые следует отнести к непереносимым девиациям), относятся такие реакции, как фобии, невротическая тревога, парциальные нарушения личности, обсессивно-компульсивные действия.
Взаимосвязь между допустимыми и недопустимыми отклонениями представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1 Допустимое и недопустимое отклонение
Шкала угроз | Нормы | Преступное отклонение | Непреступное отклонение | Законное отклонение |
---|---|---|---|---|
Великий | Нравы | ID | ID | – |
↓ | Уголовное право | ID/TD | – | – |
Мягкий | Прочие нормы морали | – | ТД | ТД |
Ключ: ID = Недопустимое отклонение TD = Допустимое отклонение
– = Логически невозможная перекрестная классификация
Источник : Stebbins 1996: 5
Конечно, для классификации того или иного типа девиантности как допустимого или недопустимого требуется гораздо больше аргументов, чем это может быть рассмотрено в этой главе. Частично это сделано в Stebbins (1996: chs. 3–10) и в главе 41 этой книги. В то же время следует понимать, что типы допустимых и недопустимых отклонений в сообществе, существующие в определенное время в истории, отражают текущие ценности людей, коллективно достаточно могущественных, чтобы влиять на общественное мнение и формировать законодательную, правоприменительную и судебную практику. Другими словами, их определение угрозы таково, что некоторые формы отклонения официально рассматриваются как недопустимые, а другие формы неофициально считаются терпимыми. Группы, не обладающие такой властью, могут косо смотреть на некоторые из этих обычно терпимых форм отклонения, как, например, многие курильщики, размышляя о сегодняшних ограничительных законах, регулирующих курение в общественных местах.
Приведенные выше три типа допустимых отклонений составляют неполный список, потому что по мере изменения распределения власти этот список также имеет тенденцию меняться. Некоторые формы нетерпимых отклонений могут постепенно стать терпимыми, что в настоящее время в большей или меньшей степени проявляется в отношении абортов, употребления марихуаны, производства и потребления порнографии. Между тем, переносимые формы могут смещаться в сторону непереносимости, что, по-видимому, происходит сегодня с курением и, в некотором роде, уже произошло с использованием допинга в спорте.
Недопустимое отклонение, напротив, — это поведение, нарушающее мощные криминальные и некриминальные моральные нормы. Его основные формы являются незаконными — то, что Дэниел Глейзер (1974: 60) поэтически назвал «преступлениями хищничества». Эти действия включают кражу, изнасилование, кражу со взломом, убийство, подлог и нападение, а также мошенничество, растрату и другие виды мошенничества. Взяточничество также относится к этой категории. Некриминальные формы недопустимых отклонений рассматриваются как причудливые психические отклонения или тяжелые, разрушительные зависимости; они включают самоубийство, алкоголизм, наркоманию, игроманию и тяжелые психические расстройства (например, психоз). Они нарушают моральный принцип, согласно которому люди должны контролировать свои мысли, поведение и эмоции. Ясно, что некоторые формы отклонения допускаются на определенном уровне, например, злоупотребление алкоголем или привычка к азартным играм, но становятся все более презираемыми по мере того, как вызывают привыкание. Поскольку недопустимая девиация по сравнению с другими типами описана в другом месте этой книги, а также из-за ограниченного места, она не будет рассматриваться в этой главе.
Зачем заниматься терпимым отклонением?
Перспектива терпимого отклонения предлагает три основные причины, которые помогают объяснить, почему люди ведут себя так. Во-первых, иногда они обращаются к такому извращению, потому что им интересно или приятно заниматься досугом . Во-вторых, в общих чертах люди иногда занимаются допустимыми отклонениями как средств к существованию или как помощь в средствах к существованию или как серьезное любительское занятие. В-третьих, некоторое допустимое отклонение служит режимом корректировка , как способ достижения поведенческого баланса между личными потребностями и целями, с одной стороны, и требованиями других людей и общества, с другой. Обычно это длительный процесс, занимающий несколько лет. В то время как большинство, если не все, допустимых отклонений можно рассматривать как форму приспособления, многие из них также могут быть идентифицированы и оправданы как отдых или работа, или и то, и другое. Тем не менее, существует остаточная категория девиантной адаптации, для которой в нашей культуре нет явного термина. Остаточные корректировки, известные как «остаточное нарушение правил» (Scheff 1984: 38), иногда профессионалы и широкая публика объединяют их под заголовком психического заболевания или психического расстройства.
Несмотря на изобилие теорий преступности и девиантности, только предыдущая точка зрения имеет непосредственное отношение к допустимым девиациям. Некоторые другие теории, хотя они никогда прямо не относятся к такому отклонению, тем не менее косвенно помогают объяснить его возникновение, сохранение, упадок и место в обществе в целом. Эти теории — деформация аномии, навешивание ярлыков, конфликт ценностей, функционализм и медикализация — не могут быть подробно рассмотрены здесь, но заинтересованные читатели найдут их подробные обзоры в других местах этой книги.
Допустимое отклонение
Лесли Харман (1985) впервые выдвинул идею приемлемого отклонения . Ее целью было пролить дополнительный свет на нечеткую и сложную линию, разделяющую соответствие и отклонение. Она определила приемлемое отклонение как «поведение, которое настолько отклоняется от нормы, что не является полностью предсказуемым, но в то же время достаточно соответствует норме, чтобы быть приемлемым в качестве обозначения членства» (Harman 1985: 2). Она заметила, что в западном обществе преобладает либерально-демократическая этика, идеология, утверждающая, что люди имеют право и свободу выражать свою уникальную идентичность. Поощряется рост индивидуальности и творчества общества. Тем не менее существование общества как совокупности управляемых правилами индивидуумов, заинтересованных в общей цели социального порядка, требует, чтобы члены разделяли основные представления о том, что делает их группой. Эти два требования соответствия и отклонения противоречат друг другу.
Харман отмечает, что люди обычно заботятся о том, чтобы их не считали «чрезмерно вовлеченными». Иными словами, приемлемый член общества приходит к согласованному компромиссу между крайними требованиями конформизма и отклонения, причем приемлемое отклонение является очевидным решением этого «парадокса». Если смотреть с другой точки зрения, человек, будучи допустимо девиантным, участвует в «нарушении правил». «Можно изменять правила до такой степени, что кажется, что индивидуум контролирует их, но не до такой степени, что он/она представляет угрозу общественному порядку» (Harman 19).85: 2–3). В этом отношении Харман расширяет идеи Ирвинга Гоффмана о вовлеченности — главной и побочной, доминирующей и второстепенной, — а также его наблюдения о дистанции правила. Она говорит, что для человека приемлемо нарушать правила социального взаимодействия (участвуя в второстепенных действиях), если ясно, что он может объяснить девиантное действие (будучи готовым участвовать в доминирующем участии, когда оно возникает) , и до тех пор, пока подчиненное участие не станет доминирующим. Актеры должны всегда демонстрировать свою приверженность группе, что дает им свободу самовыражения посредством участия в второстепенных и основных мероприятиях.
Харман проиллюстрировала свое представление о приемлемых отклонениях наблюдениями за модой и сленгом. Быть модным — значит быть приемлемо девиантным. Личный хороший вкус удерживает модного человека в безопасности от выхода за рамки приемлемости к формам одежды, которые считаются серьезным отклонением от нормы. Последнее является «возмутительной» модой.
Что касается сленга, Харман говорит, что должны быть способы ввести новые разговорные выражения в группе. Тем не менее, любой член, делающий это, предпринимает рискованное нововведение, поскольку другие члены могут отказаться от нового срока. Если оно задержится в их лексиконе в качестве возмутительного элемента, это будет отклоняющимся и неприемлемым. Если несколько членов начинают использовать новое слово или фразу, их возмутительность уменьшается, становясь модной. Если эта тенденция сохранится, новый термин станет все более распространенным в лексиконе группы, его использование станет признаком принадлежности к ней.
Мутунда (2007) проанализировал образцы сленга ньянджа среди молодых людей в Лусаке, Намбия. Из пятнадцати причин использования сленга, выявленных в более раннем исследовании, среди которых чистое приподнятое настроение и проявление остроумия или изобретательности, одна выделялась. Это было «стремление порвать с условностями прошлого или даже настоящего и добиться оригинальности, хотя бы в малой степени, используя новое, а если не новое, то нетрадиционное слово или выражение». Эта причина, замечает Мутунда, особенно актуальна для молодежного сленга, поскольку это приемлемое отклонение. Члены группы, использующие такие термины, демонстрируют соответствующее чувство модности. Быть в моде за счет введения и использования нового сленга также является признаком отличительной идентичности пользователя.
До сих пор идея допустимых отклонений не вызвала особых исследований. Этот термин время от времени встречается в научных статьях, но редко в качестве пояснительного понятия, как его использовал Мутунда.
Положительное отклонение
Обсуждение здесь ограничивается дебатами о положительном отклонении/отрицательном отклонении, которые также начались в 1985 году и придали теоретический оттенок социологическим исследованиям отклонения. Из соображений объема исключено использование позитивной точки зрения в качестве инструмента управления и лидерства в различных организациях и ее несколько приложений в других сферах жизни.
Брэд Уэст (Brad West, 2003) написал вдумчивую статью, в которой резюмирует дебаты об идее положительного отклонения и взвешивает свои собственные выводы в качестве предлагаемого решения разногласий. Дэвид Додж (1985) разжег полемику в ее современной версии статьей, в которой он исследовал «чрезмерно негативную концептуализацию девиантности». Он призвал специалистов по изучению девиаций признать положительно девиантными «тех людей и действия, которые оцениваются как превосходящие, потому что они превосходят общепринятые ожидания» (Dodge 19). 85: 18). Достойные восхищения, почетные исключения, например, в спорте, искусстве, науке и политике, по сравнению с тем, что обычно достигается, должны быть изучены. Такие люди тоже девиантны, хотя и положительно. Додж утверждал, что слишком много внимания уделялось негативным, предосудительным видам отклонений.
Эрих Гуд (1991) и Эдвард Сагарин (1985), среди прочих, возражали, что идея положительного отклонения является оксюмороном, противоречием в терминах. Ничего не получится, внося подобную путаницу в теорию девиаций, поскольку идея девиантности как хвостов колоколообразного распределения поведения, рассчитанного по общему измерению, уже была убедительно отвергнута (см. Сагарин 19).85). Два конца предполагаемого измерения очень различны.
Додж, однако, утверждал, что некоторые люди, получившие высокую оценку за свои достижения, также являются негативно девиантными, хотя, следует добавить, в кругах, не относящихся к тем, кто награждает. Исключительно способный карманник может высоко цениться за свои способности среди местных воров того же склада, но презираться как полицией, так и потерпевшими. Подобные контрастные образы были бы у харизматичного лидера девиантной религиозной группы или выдающегося игрока в покер.
Конечно, можно заметить, что негативное отклонение иногда имеет положительные последствия, как, например, у серийного насильника или поджигателя, чьи действия объединяют местное сообщество, чтобы попытаться положить конец бедствию. Тем не менее, мы вряд ли могли бы назвать положительной активизацию девиантной деятельности. То же самое относится и к девиантному поведению одной эпохи, которое вызывает социальные изменения, ведущие к позитивному пониманию этого в будущей эпохе. Христос был отклоняющимся в свое время, даже если христианство сейчас является уважаемой религией во многих частях мира.
Конечно, общественность или значительная ее часть могут быть двойственными в своих суждениях об определенных девиантах. Уэст (2003) приводит ряд примеров таких «антигероев», прославленных убийц, грабителей банков и им подобных, которые привлекли значительные толпы последователей, не являющихся девиантами. Эти Джесси Джеймсы и Робин Гуды приобрели мифический статус и уровень харизмы у некоторых слоев населения. Тем не менее, это можно было бы более точно рассматривать как проблему интерпретации: считает ли сообщество этих людей достаточно плохими, чтобы их можно было назвать девиантами, и продолжает ли оно со временем верить в свои суждения? Речь идет не столько о позитивности или негативности как таковых, сколько о предшествующем процессе суждения об индивидууме и его сомнительной деятельности.
В своем заключительном слове Запад в значительной степени придерживается отрицательного или традиционного подхода: Концептуализация позитивной девиантности в этой статье противоречит первоначальной пропаганде, что она относится к «лицам и действиям, которые оцениваются как превосходящие» из-за отклонения от норм, поскольку «они превосходят общепринятые ожидания» (Dodge 1985: 18). Критики концепции позитивной девиантности правы в своем суждении о том, что использование термина таким образом является оксюмороном и ведет поле в направлении, несовместимом с девиантностью.
Тем не менее, мы также должны обращать внимание на положительную сторону жизни, говорит Уэст, даже в ее девиантных формах. В этой мутной сфере жизни тоже не все так негативно.
В более широком плане акцент на положительных отклонениях следует рассматривать в свете гораздо более серьезной проблемы социологии, которую я определил как ее склонность к «решению проблем» (Stebbins 2009). Эта дисциплина долгое время была сосредоточена на негативе, на многих жизненных проблемах, включая девиантное поведение. Настало время для «позитивной социологии», которая исследует, как, почему и когда люди преследуют в жизни то, чего они желают, и что они делают, чтобы сделать свое существование привлекательным и достойным жизни. Позитивная социология — это изучение того, что люди делают для организации своей жизни таким образом, чтобы эти жизни в совокупности становились существенно полезными, удовлетворяющими и приносящими удовлетворение, что иногда принимает форму позитивного отклонения. Это не означает, что мы отказываемся от изучения негативных отклонений. Скорее, нам следует избегать попыток привить к нему изучение позитивной девиации и рассматривать вторую как отдельное, хотя иногда и связанное направление развития позитивной социологии. Эта новая область уходит своими корнями в социологию досуга, связь которой с девиациями исследуется в других местах этой книги.
Выводы
Допустимые и недопустимые отклонения идентифицируются через нарушение моральных норм, состояние, не разделяемое двумя другими точками зрения. Напротив, при приемлемой девиантности рассматриваемая норма вообще не нарушается, а лишь несколько растягивается в ее интерпретации допустимо девиантным человеком. При этом любая норма (моральная, неморальная) может быть исследована на допустимое отклонение от нее.
При положительном отклонении нормы, по которым выносятся суждения об отклонении, обычно не являются моральными; по существу они не касаются того, что является морально правильным и неправильным в сообществе. Скорее рассматриваемые нормы, по сути, устанавливают уровни совершенства, которые благодаря положительному отклонению некоторым известным людям удается достичь исключительно и, следовательно, превосходно. Хотя, как только что было отмечено, такие нормы могут иметь моральную окраску, их сущность заключается в их способности направлять и измерять достижения, причем это достижение признается большинством заинтересованных лиц. Каждая точка зрения способствует нашему пониманию того, как люди отличаются по одному или нескольким важным параметрам — терпимости, приемлемости, совершенству — от подавляющего большинства людей в своей группе или более широком местном сообществе.
Ссылки
Becker, H.S. (1963) Посторонние: исследования в области социологии девиантности, Нью-Йорк: Free Press.
Додж, Д. Л. (1985) «Чрезмерно негативная концептуализация девиантности: программное исследование», Deviant Behavior, 6: 17–37.
Глейзер, Д. (1974) «Классификация правонарушений и правонарушителей», в Д. Глейзер (ред.), Справочник по криминологии, Чикаго, Иллинойс: Рэнд МакНалли.
Гуд, Э. (1991) «Позитивное отклонение: жизнеспособная концепция», Deviant Behavior, 12: 289.–309.
Хаган, Дж. (1991) Позорные удовольствия: преступления и отклонения в Канаде (3-е изд.), Торонто, Онтарио: McGraw-Hill Ryerson.
Харман, Л. Д. (1985) «Приемлемое отклонение как социальный контроль: примеры моды и сленга», Deviant Behavior, 6: 1–15.
Мутунда, С. (2007) «Языковое поведение в Лусаке: использование сленга ньянджа», International Journal of Language Society and Culture , 21 (опубликовано в Интернете).
Сагарин Е. (1985) «Позитивное отклонение: оксюморон», Deviant Behavior, 6: 169.–181.
Шефф, Т.Дж. (1984) Быть психически больным: социологическая теория (2-е изд.), Нью-Йорк: Альдин.
Стеббинс, Р. А. (1996) Допустимые различия: жизнь с отклонениями (2-е изд.), Торонто, Онтарио: McGraw-Hill Ryerson.
Стеббинс, Р. А. (2009) Личные решения на общественной площади: от решения проблем к позитивной социологии, Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Транзакция.