Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Прагматизм истина: Вопрос 15.Прагматизм: истина, вера и знание.

Содержание

Вопрос 15.Прагматизм: истина, вера и знание.

Середина 20 века – формируется в Северной Америке. Прагматизм – прагма – дело, действие.

Суть: прагматизм рассматривает, целесообразно ли человеческое действие. Истина – достижение успеха. Основные идеи прагматизма сформулированы в трудах Чарльза Пирса, Уильяма Джемса и Джона Дьюи. Рассмотрение мира самого по себе – задача малодостойная, поиск причины существования – тоже. Самое важное ответить на вопрос о воздействии мира на людей и верном поведении для достижения нужных результатов. Задача прагматизма – преодолеть отрыв философии от жизни. Философия должна отвечать на значимые для человека вопросы.

Чарльз Пирс (1839 — 1914).

Основатель философии прагматизма, самый выдающийся американский философ.

Решил привнести в философию здравый смысл. Критикует рационализм Декарта, который основывался на 3 главных принципах: методологического сомнения, интуитивного постижения, ясности.

Принцип методологического сомнения – мы должны ставить под сомнение любое положение, которое претендует на статус истинного, это начало любого познания. Пирс говорит, что Декарт лукавит. Он говорит о методологическом сомнении, но его переживёт любой человек. Человек не может стремиться к сомнению как к основе дальнейшего рассуждения. Нормальное познание начинается с веры. Для сомнения должны быть веские основания.

Принцип интуитивности – источник знания (математическая интуиция). Истины, которые познаются интуитивно, не нуждаются в доказательстве. Пирс: любое знание вытекает из другого знания, первоначальных знаний нет. Нельзя найти ни начала, ни конца процесса познания.

Критерий истинности. Ясность и отчетливость наших идей – критерий их истинности. Пирс: ясных идей не существует, ясная идея сама по себе знания не содержит, ее нужно толковать путем выведения практических следствий из данной идеи.

Пирс формулирует свой принцип (основополагающий принцип прагматизма): понятие об объекте достигается на основании рассмотрения всех практических следствий, которые могут быть произведены данным объектом. Не существует абсолютных первоначальных ценностей, которые являются истинными сами по себе. Любой объект должен быть рассмотрен с точки зрения практических следствий, которые может дать объект. Идеи нужно рассматривать не как истинные и ложные, а как живые или мертвые. Идеи становятся живыми благодаря вере. Сомнение мешает человеку в достижении целей, нужна вера.

Мышление — это приспособительная деятельность, которая направлена на выработку веры. Само мышление начинается с веры и должно быть на неё направлено. Есть обстоятельства, когда вера сменяется сомнением. Сомнение означает приостановление действия. Любая остановка в деятельности – это серьёзная помеха, поэтому человек стремится избавиться от сомнений. Наука и философия должны помогать человеку в этом. Пирс: я мыслю — я верю.

Главная ценность – вера, человек может верить и в то, что является ложным. Главное, чтобы человек верил в истинность своей идеи.

Методы формирования и углубления прагматической веры:

  • Упорство – упорство в достижении своей цели, человек держится своих взглядов и не принимает критику

  • Авторитет – могущественная организация (церковь, государство) предписывает людям обязательную совокупность верований, инакомыслящие преследуются, наказываются. Этот метод можно принять, поскольку он обеспечен.

  • Априорный – люди должны следовать установкам общей разумности, но эти установки нужно перенести из философии и сделать ясными для каждого отдельного человека

  • Научный – этот метод будет эффективным, т.к. будет защищать нас от абсолютного человеческого произвола. К науке относятся с уважением, и наука может многое сделать, чтобы укрепить принцип прагматической веры.

Уильям Джемс (1842-1912)

Основной мотив философствования – ответ на вопрос как лучше устроиться в этом мире, чтобы «чувствовать себя во Вселенной, как дома». Человек – это существо, которое находится в некоторой среде, стремится выжить в ней и активно приспособиться к меняющимся условиям. Главная характеристика интеллекта – избирательность, человек – разумное существо, которое осуществляет отбор того, что ему нужно. Человеку непосредственно дан «цветущий, жужжащий беспорядок».

Наша избирательная активность выделяет группы ощущений в этом беспорядке. Мы выбираем на основании того, что служит нашей цели. Каждый человек создает свой особый мир, основываясь на целях в нашем сознании. Мир – совокупность миров, которые существуют параллельно. Люди договариваются между собой, что считать более важным, обозначают это одними и теми же понятиями, чтобы можно было взаимодействовать. Истинные идеи – те, которые оказались полезными в нашем опыте. Понятие истины связано с деятельностью отдельного человека. Истина – определенное состояние веры, которая не подвержена сомнению.

Джон Дьюи (1859-1952)

Сформулировал свой вариант прагматизма – инструментализм. Понятие опыта охватывает все вещи и явления в жизни человека. Задача прагматизма должна состоять в том, чтобы помочь изменить опыт. Философия прагматизма должна помочь улучшить условия человеческой жизни, усовершенствовать опыт. Идеи человека – инструменты, которые помогают ему в его активном творчестве.

Изменение опыта должно помогать нам разрешать проблемные ситуации.

Процедура решения проблемной ситуации:

  1. Осознание затруднения – мы испытываем неприятное, тревожное ощущение затруднения, нужно понять, в чем его источник, в чем состоит проблема.

  2. Превращение неопределенной ситуации в проблематическую – мы осознаем цель, к которой мы стремимся, мы должны понять трудности в её реализации

  3. Выдвижение гипотезы, как именно решить данную проблему, пытаемся представить последствия разных действий

  4. Критическое рассмотрение гипотезы

  5. Экспериментальная проверка гипотезы – как она работает, и каковы её следствия на практике

Каждый человек, владея определенным инструментарием, должен таким образом рассматривать проблему. Решение проблемы ведет к определенности, усовершенствованию опыта, переходу к новой реальности. Истина тождественна успеху и пользе.

Понятия высшего блага не существует. Каждая моральная ситуация, в которой оказывается человек, уникальна, в ней есть свое собственное высшее благо. Оценить наши действия, как нужно поступить в данной ситуации, можно только при условии осознания уникальности данной ситуации. Человек стремится не к справедливости вообще, а к справедливости в данной ситуации. Этот прагматический метод должен быть применим и к моральным проблемам.

2. Где польза – там и истина (прагматизм). Популярная философия. Учебное пособие

2. Где польза – там и истина (прагматизм)

Направлением в современной философии во многом близком позитивизму является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX века Чарльз Пирс. Его основной мыслью было утверждение о том, что значение идей и понятий состоит в их практических последствиях, которые мы можем от них ожидать. Иначе, по мнению Пирса истинно то, что полезно для нас. Мы уже говорили о том, что греческое слово «прагма» переводится на русский язык терминами «дело», «действие», поэтому прагматизм – это философия, которая вовсе не ставит перед собой задачи познания объективного мира и не считает истиной действительное положение вещей, но призывает исходить из нашей собственной практической жизни и полагать истиной то, что служит ее успеху, благополучию и процветанию.

Прагматизм продолжает субъективистские идеи в философии. Когда мы рассматриваем утверждение, что истинность – это практическая полезность, то невольно вспоминаем знаменитый протагоровский тезис о человеке как мере всех вещей. Что нам до объективной картины мира, говорит известный греческий софист, важно ведь как мы относимся к происходящему, что оно собой для нас представляет, каким каждый из людей видит его. Далее вспомним Юма с его утверждением, что действительность для человека – это поток его ощущений; кантовскую критику разума, по которой мы видим не то, что есть, а только то, что можем видеть в силу своего устройства; странное положение Фихте «весь мир – это Я», преломляющее реальность исключительно через субъективное ее восприятие, и убедимся в том, что прагматизм не является принципиально новым направлением в философии, но представляет собой в иных формах выраженные идеи, возраст которых насчитывает две с половиной тысячи лет.

Объективная действительность непознаваема, говорят представители прагматизма (помимо Ч.

 Пирса ими являются американские философы Уильям Джемс и Джон Дьюи): то, что представляется нам, и то, что существует на самом деле – два разных мира, между которыми лежит пропасть. Не смешно ли пытаться сделать то, что в принципе невыполнимо: преодолеть ее? Не лучше ли принять такое положение вещей как должное и позаботиться о себе и своих ближайших делах? Познание по Пирсу является движением не от незнания к знанию, а от сомнения к вере (то есть к вере в то, что все именно так, как мне кажется). Вопрос о том, соответствует ли это мое верование реальному миру, бессмысленный. Если оно помогает мне жить, приводит к поставленной цели, является полезным для меня, значит оно истинно.

Поскольку мир непознаваем, мы имеем полное право представлять его себе каким угодно, думать, что захочется и считать истиной любое симпатичное нам утверждение. Получается, что реальности как таковой для нас нет, так как она – совокупность наших мнений, то есть мы сами ее создаем, конструируем в силу своих субъективных желаний.

Действительность, говорят представители позитивизма, абсолютно «пластична»: усилием воображения мы можем придать ей любую форму (вспомним утверждение Канта, что человек упорядочивает внешний мир с помощью врожденных форм своего сознания). То, каким мы себе представляем мироздание является, конечно же, не знанием о нем, но верованием в то, что это наше представление и есть истина. У человека в силу его устройства имеется одна принципиальная особенность, которая заключается в том, что не будучи в состоянии знать о существующем, ему ничего не остается, кроме как верить в него (невозможно не вспомнить «естественную религию» Юма). «Мы имеем право, – говорят сторонники прагматизма, – верить на свой риск в любую гипотезу». Так, например, одного желания, чтобы Бог был, достаточно для веры в Бога (почти то же самое, что и кантовский нравственный аргумент).

Понятно, что мы будем верить в то, что для нас наиболее выгодно, удобно и полезно. Поэтому наши понятия, идеи, теории – это не отражения объективного мира, а орудия, которыми мы пользуемся для достижения неких своих практических целей или инструменты, помогающие нам ориентироваться в той или иной ситуации. Значит, наука представляет собой не знание о реальности, а своего рода ящик с инструментами, из которого человек берет наиболее подходящие в каких-то определенных условиях. В силу этих положений прагматизм иногда называют инструментализмом.

Конечно же, в данном воззрении нет совершенно никаких глобальных философских проблем, оно в принципе чуждо дерзновенных попыток проникнуть в тайные глубины существующего, открыть вечные связи и законы мироздания и единой грандиозной философской системой исчерпать и объяснить все нас окружающее. Но разве не можем мы жить, не имея окончательных знаний о мире? Разве хуже мы ориентируемся в действительности, без полного и всестороннего представления о ней? Неужели отсутствие объективной истины так уж сильно отравляет наше существование? А что, если вполне возможно прожить и без ответов на вечные вопросы и даже обрести счастье, не проникая в сокрытые причины и основания Бытия? Найдите хотя бы одного человека, который просыпаясь у себя дома в преддверии грядущего дня, думал бы о происхождении мира, вечных его тайнах и судьбах человечества и считал бы день потерянным, если бы ему не удалось ответить на эти метафизические вопросы и обрести истину…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Прагматизм

Прагматизм «Прагматизм» — это не очень ясное, двусмысленное и затертое слово. Однако именно им склонны определять главное достижение интеллектуальной традиции нашей страны.(«Следствия прагматизма», 160)Рорти сыграл одну из ключевых ролей в недавнем возрождении

2. Прагматизм

2. Прагматизм Прагматизм называют оригинальной и во многом самобытной американской философией, существенно отличающейся от традиционных европейских философских направлений. Безусловна и сравнительная популярность прагматизма, потому что произведения его

1. Истина как одна истина и как много истин.

1. Истина как одна истина и как много истин.  — То, что экзистенция различает истины, — истину, которую я знаю как убедительную, истину, к которой я причастен (идея), истину которая я сам есмь, — позволяет ей самой стать действительной. Только убедительная, в силу рациональности

Глава 1. Прагматизм Д. Дьюи

Глава 1. Прагматизм Д. Дьюи Джон Дьюи (1859–1952) — наиболее влиятельный из всех американских прагматистов.Для американских философов, да, пожалуй, и интеллектуалов вообще, он был и остался высшим философским авторитетом.В отличие от Джемса, известность и влияние Дьюи никак

§ 2. Прагматизм

§ 2. Прагматизм Прагматизм как философское течение возник и сложился в США. В 70-х годах XIX в. основные принципы этой философии были высказаны как бы мимоходом крупным американским логиком Чарлзом Пирсом (1839–1914). Они были развиты в более популярной форме Уильямом Джемсом

12.

3.6. Прагматизм

12.3.6. Прагматизм Ця філософська течія виникла ще в 70-х роках XIX ст. в США і є найбільш оригінальним внеском американців у філософську думку. Після Другої світової війни інтерес до прагматизму дещо знизився, однак у останні два десятиліття ряд провідних американських вчених

7. Прагматизм

7. Прагматизм Прагматизм – одно из влиятельных философских течений XX столетия, особенно на его родине – в Соединенных Штатах Америки. Название происходит от греческого слова, означающего дело, действие. Прагматизм нередко называют философией дела, действия, тем самым

11.7. Истинно то, что полезно (прагматизм)

11.7. Истинно то, что полезно (прагматизм) Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в

Американский прагматизм (Пирс)

Американский прагматизм (Пирс) Прагматизм — философская школа, которая была особенно влиятельна в США в начале XX столетия (Уильям Джеймс, William James, 1842–1910, Чарлз Сандерс Пирс, Charles Sanders Peirce, 1839–1914, Джон Дьюи, John Dewey, 1859–1952). Как утонченные, так и примитивные формы прагматизма

2. Истина веры и научная истина

2. Истина веры и научная истина Не существует противоречия между верой в ее истинной природе и разумом в его истинной природе. А это значит, что не существует сущностного противоречия между верой и познавательной функцией разума. Познание во всех его формах всегда

3. Истина веры и историческая истина

3.  Истина веры и историческая истина Характер исторической истины сильно отличается от характера естественно-научной истины. История сообщает об уникальных событиях, а не о повторяющихся процессах, которые можно подвергать постоянной проверке. Исторические события не

3. Философ и общество: истина и «истина»

3. Философ и общество: истина и «истина» Ибн-Рушд, как об этом только что говорилось, предостерегал философов от посвящения в свои сокровенные мысли теологов. И это понятно: поскольку в действительности богословы еще располагали реальной силой, они могли принести

Прагматизм (Pragmatisme)

Прагматизм (Pragmatisme) Подход или учение, отдающее предпочтение действию, особенно успешному действию, и доходящее до того, что только его считает законным критерием оценки. Что считать хорошим? То, что приносит успех. Что считать истинным? То, что оказывается полезным или

Прагматизм и функция истины | Значение без представления: очерки истины, выражения, нормативности и натурализма

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗначение без представления: очерки истины, выражения, нормативности и натурализмаЭстетика и философия искусстваФилософия языкаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗначение без представления: очерки истины, выражения, нормативности и натурализмаЭстетика и философия искусстваФилософия языкаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Ссылка

Мисак, Шерил,

«Прагматизм и функция истины»

,

Стивен Гросс, Николас Теббен и Майкл Уильямс (редакторы) и натурализм

(

Оксфорд,

2015;

онлайн Edn,

Oxford Academic

, 17 сентября 2015

), https://doi. org/10.1093/acprof:oso/978019822222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222н2н. 0013,

по состоянию на 8 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗначение без представления: очерки истины, выражения, нормативности и натурализмаЭстетика и философия искусстваФилософия языкаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗначение без представления: очерки истины, выражения, нормативности и натурализмаЭстетика и философия искусстваФилософия языкаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Некоторые прагматики, например Куайн и Рорти, пытались следовать классическому дискотационалисту и заявляли, что нет ничего большего, чем истина, кроме того, что охвачено схемой: «p» истинно тогда и только тогда, когда p. В этой главе утверждается, что нам следует поучиться у одного из лучших прагматиков — Фрэнка Рэмси. Он утверждал, что, хотя мы должны принять трюизмы, такие как те, что отражены в схеме дискотирования, мы должны затем перейти к полному исследованию того, что влечет за собой утверждение р. В истине есть нечто большее, чем то, что схвачено дисцитированием — как утверждали Рэмси (и Пирс), истинные убеждения — это те, которые противостоят опыту, доказательствам и аргументам. Дисквотационизм не может объяснить этот факт.

Ключевые слова: истина, прагматизм, дефляционизм, дисквотационизм, Ричард Рорти, У.В.О. Куайн, Чарльз Пирс, Фрэнк Рэмси

Предмет

Эстетика и философия искусства Философия языка

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Прагматическая теория истины — OeisWiki

Прагматическая теория истины относится к тем описаниям, определениям и теориям концепции истины , которые различают философии прагматизма и прагматизма. Рассматриваемая концепция истины варьируется в зависимости от направлений, отражающих влияние нескольких мыслителей, прежде всего Чарльза Сандерса Пирса, Уильяма Джеймса и Джона Дьюи, но можно выделить ряд общих черт. Наиболее характерными чертами являются (1) опора на прагматическая максима как средство прояснения значений сложных понятий, истина в частности, и (2) акцент на том, что продукт по-разному клеймится как убеждение , уверенность , знание , или истина является результатом процесса , а именно запроса .

Содержимое

  • 1 Фон
  • 2 Пирс
  • 3 Джеймс
  • 4 Дьюи
  • 5 ресурсов
    • 5.1 Информация и запросы
    • 5.2 Связанные статьи
  • 6 Каталожные номера
  • 7 История документа

Предыстория

Прагматические теории истины выходят на сцену, заложенную философиями прежних веков, с особым упором на древних греков, схоластов и Иммануила Канта. Вспоминая несколько элементов этого фона, можно получить бесценное представление об игре идей, которые развились в наше время. Поскольку прагматические представления об истине часто смешивают с рядом совершенно различных понятий, полезно сказать несколько слов об этих других теориях и выделить существенные различия.

В одной классической формулировке истина определяется как благо логики, где логика является нормативной наукой, то есть исследованием блага или ценности , которая ищет знания о нем и средствах его достижения. С этой точки зрения, истина не может толком обсуждаться вне контекста исследования, знания и логики, рассматриваемых в очень широком смысле.

Большинство исследований характера истины начинаются с представления об информативном, осмысленном или существенном элементе, истинность информации, значения или значимости которого может быть поставлена ​​под сомнение и нуждается в оценке. В зависимости от контекста этот элемент может называться 9. 0013 artefact , expression , image , impression , lyric , mark , performance , picture , sentence , sign , string , symbol , text , мысль , токен , высказывание , слово , работа и так далее. Как бы то ни было, задача состоит в том, чтобы определить, действительно ли носители информации, значения или значимости правдоносцы . Это суждение обычно выражается в форме определенного предиката истинности , положительное применение которого к знаку и т. д. утверждает, что знак истинен.

Рассматривая в самом широком горизонте, мало оснований воображать, что процесс суждения о произведении , который ведет к предикации ложного или истинного, обязательно поддается формализации и всегда может оставаться тем, что обычно называют суд вызов . Но действительно есть много четко очерченных областей, в которых полезно рассматривать дисциплинированные формы оценки, и соблюдение этих ограничений позволяет установить то, что называется метод оценки истины и лжи.

Один из первых вопросов, который можно задать в этой обстановке, касается взаимосвязи между значимым исполнением и его рефлексивной критикой. Если кто-то выражает себя определенным образом, и кто-то говорит «это правда», можно ли вообще что-нибудь полезное сказать об отношениях между этими двумя действиями? Например, добавляет ли критика ценности критикуемому выражению, говорит ли она что-то значимое само по себе или это просто нематериальное эхо исходного знака?

Теории истины могут быть описаны в соответствии с несколькими аспектами описания, которые влияют на характер предиката «истинно». Предикаты истинности, которые используются в различных теориях, могут быть классифицированы по количеству вещей, которые необходимо упомянуть, чтобы оценить истинность знака, считая сам знак первым. В формальной логике это число называется -й арностью предиката. Затем виды предикатов истинности можно подразделить в соответствии с любым числом более конкретных признаков, которые различные теоретики признают важными.

  1. Одноместный предикат истины — это предикат, который применяется к своему основному предмету — обычно к конкретному представлению или его абстрактному содержанию — независимо от ссылки на что-либо еще. В этом случае можно сказать, что носитель истины истинен сам по себе.
  2. диадический предикат истины — это такой предикат, который применяется к своему основному субъекту только по отношению к чему-то другому, второму субъекту. Чаще всего вспомогательным субъектом является объект , интерпретатор или язык , к которому представление имеет некоторое отношение.
  3. триадный предикат истины — это предикат, который применяется к своему основному субъекту только в отношении второго и третьего субъектов. Например, в прагматической теории истины необходимо указать как объект знака, так и либо его интерпретатора, либо другого знака, называемого интерпретантом , прежде чем можно будет сказать, что знак истинен из , его объект к его интерпретирующий агент или знак.

В отношении любой такой радикально простой схемы классификации необходимо помнить о нескольких оговорках, поскольку реальная практика редко представляет какие-либо чистые типы, и есть ситуации, когда полезно говорить о теории истины, которая «почти k -adic, или что «было бы» k -adic, если некоторые детали можно абстрагировать и игнорировать в конкретном контексте обсуждения. Тем не менее, учитывая родовое деление предикатов истинности в соответствии с их арностью, дальнейшие виды могут быть дифференцированы внутри каждого рода в соответствии с рядом более тонких признаков.

Предикат истинности, представляющий интерес в типичной корреспондентной теории истины, говорит об отношении между представлениями и объективными положениями дел и, следовательно, по большей части выражается диадическим предикатом. В общих чертах говорят, что репрезентация истинна в отношении объективной ситуации, короче говоря, что знак верен в отношении объекта. Характер соответствия может варьироваться от теории к теории в этой семье. Соответствие может быть достаточно произвольным или носить характер аналогия , иконка или морфизм , посредством чего представление становится истинным относительно своего объекта благодаря существованию соответствующих элементов и аналогичной структуры.

Пирс

Основная статья: Чарльз Сандерс Пирс

Очень немногое в мысли Пирса можно понять в правильном свете без понимания того, что он считает все мысли знаками, и, таким образом, согласно его теории мышления, нет мысль понятна вне контекста знакового отношения. Знаковые отношения, взятые в совокупности, составляют предмет теории знаков. Итак, Пирс семиотика , его теория отношений знаков, является ключом к пониманию всей его философии прагматического мышления.

В своем вкладе в статью «Истина, ложь и заблуждение» для Болдуина Словарь философии и психологии (1901) Пирс определяет истину следующим образом:

Истина есть то соответствие абстрактного утверждения тому идеальному пределу, к которому бесконечные исследования стремятся привести научную веру, каким соответствием может обладать абстрактное утверждение в силу признания его неточности и односторонности, и это признание есть существенное ингредиент правды. (Пирс 1901, СР 5.565).

Это утверждение подчеркивает точку зрения Пирса о том, что идеи приближения, неполноты и пристрастности, которые он описывает в другом месте как фаллибилизм и «отсылка к будущему», необходимы для правильной концепции истины. Хотя Пирс иногда использует такие слова, как соответствие и соответствие для описания одного из аспектов прагматических отношений знаков, он также совершенно недвусмысленно заявляет, что определения истины, основанные на простом соответствии, не более чем 9013.0013 номинальных определений, которые он, следуя давней традиции, относит к более низкому статусу, чем реальных определений.

То, что истина есть соответствие представления его объекту, есть, как говорит Кант, лишь номинальное определение его. Истина принадлежит исключительно предложениям. Предложение имеет подлежащее (или множество подлежащих) и сказуемое. Субъект — это знак; сказуемое является признаком; а предложение есть знак того, что сказуемое есть знак того, знаком чего является подлежащее. Если это так, то это правда. Но в чем же состоит это соответствие или отнесение знака к его объекту? (Пирс 1906, СР 5.553).

Здесь Пирс делает утверждение, имеющее решающее значение для понимания отношения между его прагматическим определением истины и любой теорией истины, которая оставляет ее исключительно и просто вопросом репрезентаций, соответствующих их объектам. Пирс, как и Кант до него, признает аристотелевское различие между номинальным определением , определением только по имени, и реальным определением , определяющим функцию понятия, .0013 vera causa или причина его зачатия, и, таким образом, указывает на сущность , лежащую в основе субстанцию ​​ его объекта. Это говорит нам о смысле, в котором Пирс придерживался корреспондентной теории истины , а именно чисто номинальном смысле. Чтобы разобраться в поверхностности номинального определения, необходимо более глубоко проанализировать понятие соответствия.

Готовясь к этой задаче, Пирс использует аллегорическую историю, опущенную здесь, мораль которой состоит в том, что бесполезно искать концепцию истины, которую мы не можем вообразить себе способной зафиксировать в человечески мыслимом понятии. Таким образом, мы могли бы также исходить из того, что у нас есть реальная надежда понять ответ, что мы сможем «справиться с правдой», когда придет время. С учетом этого проблема определения истины сводится к следующему виду:

Теперь мысль имеет природу знака. В таком случае, если мы можем найти правильный метод мышления и можем следовать ему — правильный метод преобразования знаков, — тогда истина может быть не чем иным, как последним результатом, к которому привело бы следование этому методу. в конце концов нести нас. В таком случае то, чему должно соответствовать представление, само есть нечто в природе представления или знака — нечто ноуменальное, умопостигаемое, мыслимое и совершенно не похожее на вещь в себе. (Пирс 1906, СР 5.553).

Теория истины Пирса зависит от двух других, тесно связанных предметов, его теории знаковых отношений и его теории исследования . Исследование есть частный случай семиозиса , процесса преобразования знаков в знаки при сохранении специфического отношения к объекту, причем этот объект может находиться вне траектории знаков или находиться в конце ее. Исследование включает в себя все формы пересмотра убеждений и логического вывода, в том числе научный метод , что Пирс здесь подразумевает под «правильным методом преобразования знаков». Подписанная транзакция, относящаяся к объекту, — это транзакция, в которой участвуют три стороны, или отношение, в котором задействованы три роли. Это называется тернарным или тройным отношением в логике. Следовательно, прагматические теории истины в значительной степени выражаются в терминах триадных предикатов истины.

Приведенное выше утверждение говорит нам еще об одном: Пирс, начав в согласии с Кантом, здесь дает понять, что он расстается с кантовской идеей о том, что конечный объект представления есть непознаваемое. 0013 вещь в себе . Пирс сказал бы, что объект познаваем, на самом деле он познан в форме своего представления, пусть несовершенного или частичного.

Реальность и истина являются согласованными понятиями в прагматическом мышлении, каждое из которых определяется по отношению к другому, и оба вместе, поскольку они участвуют во временной эволюции исследования. Исследование — это не бестелесный процесс и не занятие отдельного человека, а общая жизнь неограниченного сообщества.

Таким образом, реальное есть то, к чему рано или поздно приведут информация и рассуждения, и что, следовательно, не зависит от моих и ваших капризов. Таким образом, само происхождение концепции реальности показывает, что эта концепция по существу заключает в себе понятие СООБЩЕСТВА, не имеющего определенных границ и способного к неограниченному увеличению знаний. (Пирс 1868, CP 5.311).

Различные умы могут исходить из самых антагонистических взглядов, но прогресс исследования приводит их силой вне их самих к одному и тому же заключению. Эта деятельность мысли, которая несет нас не туда, куда мы хотим, а к предопределенной цели, подобна действию судьбы. Никакое изменение принятой точки зрения, никакой выбор других фактов для изучения, никакая даже естественная склонность ума не могут позволить человеку избежать предопределенного мнения. Этот великий закон воплощен в концепции истины и реальности. Мнение, с которым суждено в конце концов согласиться всем исследователям, и есть то, что мы подразумеваем под истиной, и объект, представленный в этом мнении, есть реальный. Именно так я бы объяснил реальность. (Пирс 1878, CP 5.407).

Джеймс

Истина, как скажет вам любой словарь, есть свойство некоторых наших идей. Это означает их «согласие», а ложь означает их несогласие с «реальностью». И прагматики, и интеллектуалы принимают это определение как нечто само собой разумеющееся. Они начинают ссориться только после того, как ставится вопрос о том, что именно можно понимать под термином «согласие», а что — под термином «реальность», когда реальность берется как нечто, с чем могут согласиться наши представления. (Джеймс 1907, 198).

Уильям Джеймс (1907) начинает свою главу «Прагматистская концепция истины» почти в той же букве и духе, что и вышеприведенная подборка из Пирса (1906), отмечая номинальное определение истины как правдоподобную отправную точку, но сразу же отмечая что поиск прагматиком значения истины может только начаться, но не закончиться на этом.

Популярно мнение, что истинная идея должна копировать свою реальность. Как и другие популярные взгляды, этот следует аналогии с самым обычным опытом. Наши истинные представления о чувственных вещах действительно копируют их. Закрой глаза и подумай о тех часах на стене, и у тебя получится точно такое же истинное изображение или копия их циферблата. Но ваше представление о его «работах» (если вы не часовщик) гораздо менее копия, но оно выдерживает проверку, ибо никоим образом не противоречит действительности. Несмотря на то, что оно должно сократиться до простого слова «работает», это слово по-прежнему верно вам служит; и когда вы говорите о «функции хронометража» часов или об «упругости» их пружины, трудно понять, что именно ваши идеи могут скопировать. (Джеймс 1907, 199).

Джеймс демонстрирует способность к популярному выражению, которую Пирс редко искал, и здесь его анализ корреспонденции посредством простого мысленного эксперимента подводит прямо к сути первого важного вопроса, который нужно задать по этому поводу, а именно: в какой степени понятие соответствия, связанного с истиной, охватываемой представлениями об аналогах, копиях или иконических изображениях представляемой вещи? Ответ состоит в том, что иконический аспект корреспонденции может быть понят буквально только в отношении чувственных переживаний более точно эйдетического рода. Когда дело доходит до того рода соответствия, о котором можно сказать, что оно существует между символом, таким словом, как «работает», и его объектом, пружинами и защелками настенных часов, прагматик признает, что более чем номинальное объяснение по этому вопросу еще многое предстоит объяснить.

Dewey

В своей книге Logic: The Theory of Inquiry (1938) Дьюи дал следующее определение исследования:

Исследование есть управляемое или направленное преобразование неопределенной ситуации в такую, которая настолько определена в составляющих ее различиях и отношениях, что превращает элементы исходной ситуации в единое целое. (Дьюи, стр. 108).

Указатель той же книги имеет ровно одну запись под заголовком правда и ссылается на следующую сноску:

Лучшее определение истины с логической точки зрения, которое мне известно, дано Пирсом: это мнение истинно» [CP 5.407]. (Дьюи, 343 n ).

Дьюи говорит больше о том, что он понимает под истиной в терминах предпочитаемой им концепции гарантировал достоверность как цель и заключение расследования (Дьюи, 14–15).

Ресурсы

  • Программа по логике

Информация и запросы

  • Запрос
  • Динамика запросов
  • семиотический
  • Логика информации
  • Описательная наука
  • Нормативная наука
  • Прагматичный принцип
  • Теория истины

Статьи по теме

  • Прагматическая семиотическая информация

Ссылки

  • , 15, 40–52. Архив. Онлайн.
  • Болдуин, Дж. М. (1901–1905), Философско-психологический словарь , 3 тома в 4, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.
  • Дьюи, Джон (1929), В поисках уверенности : исследование взаимосвязи знания и действия , Минтон, Балч и компания, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. Перепечатано, стр. 1–254 в Джон Дьюи, The Later Works, 1925–1953, Volume 4 : 1929 , Джо Энн Бойдстон (ред.), Гарриет Ферст Саймон (текст. ред.), Стивен Тулмин (введение) , Southern Illinois University Press, Carbondale and Edwardsville, IL, 1984.
  • Дьюи, Джон (1938), Logic: The Theory of Inquiry , Henry Holt and Company, New York, NY, 1938. Перепечатано, стр. 1–527 в John Dewey, The Later Works, 1925–1953, Volume 12: 1938 , Джо Энн Бойдстон (редактор), Кэтлин Пулос (редактор текста), Эрнест Нагель (введение), Southern Illinois University Press, Carbondale and Edwardsville, IL, 1986.
  • Ferm, Vergilius (1962), «Consensus Гентиум», с. 64 в рунах (1962).
  • Хаак, Сьюзен (1993), Доказательства и расследование: на пути к реконструкции в эпистемологии , издательство Blackwell Publishers, Оксфорд, Великобритания.
  • Хабермас, Юрген (1976), «Что такое универсальная прагматика?», 1-е издание, «Was heißt Universalpragmatik?», Sprahpragmatik und Philosophie , Карл-Отто Апель (ред.), Suhrkamp Verlag, Франкфурт-на-Майне . Перепечатано, стр. 1–68 в Jürgen Habermas, Communication and the Evolution of Society , Thomas McCarthy (пер.), Beacon Press, Boston, MA, 1979.
  • Habermas, Jürgen (1979), Communication and Эволюция общества , Томас Маккарти (пер.), Beacon Press, Бостон, Массачусетс.
  • Хабермас, Юрген (1990), Моральное сознание и коммуникативное действие , Кристиан Ленхардт и Ширри Вебер Николсен (перевод), Томас Маккарти (введение), MIT Press, Кембридж, Массачусетс.
  • Хабермас, Юрген (2003), Истина и оправдание , Барбара Фултнер (перевод), MIT Press, Кембридж, Массачусетс.
  • Джеймс, Уильям (1907), Прагматизм : новое имя для некоторых старых способов мышления, Популярные лекции по философии , Longmans, Green, and Company, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.
  • Джеймс, Уильям (1909 г.), Значение истины : продолжение «Прагматизма» , Longmans, Green, and Company, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.
  • Кант, Иммануил (1800), Введение в логику . Перепечатано, Томас Кингсмилл Эбботт (перевод), Деннис Свит (введение), Barnes and Noble, New York, NY, 2005.
  • Пирс, К.С., Библиография.
  • Пирс, К.С., Сочинения Чарльза С. Пирса, Хронологическое издание , Проект издания Пирса (ред.), Издательство Индианского университета, Блумингтон и Индианаполис, Индиана, 1981–. Том 1 (1857–1866) , 1981. Том 2 (1867–1871) , 1984. Том 3 (1872–1878) , 1986. Цитируется как том CE, стр.
  • Пирс, К.С., Собрание статей Чарльза Сандерса Пирса , тома. 1–6, Чарльз Хартсхорн и Пол Вайс (ред.), тт. 7–8, Артур В. Беркс (редактор), Harvard University Press, Кембридж, Массачусетс, 1931–1935, 1958. Цитируется как CP vol.para.
  • Пирс, К.С., The Essential Peirce, Selected Philosophical Writings, Volume 1 (1867–1893) , Nathan Houser and Christian Kloesel (eds.), Indiana University Press, Bloomington and Indianapolis, IN, 1992. Цитируется как ЭП 1, стр.
  • Пирс, CS, The Essential Peirce, Selected Philosophical Writings, Volume 2 (1893–1913) , Peirce Edition Project (eds.), Indiana University Press, Блумингтон и Индианаполис, Индиана, 1998. Цитируется как EP 2, стр.
  • Пирс, CS (1868 г.), «Некоторые последствия четырех неспособностей», Journal of Speculative Philosophy 2 (1868 г.), 140–157. Перепечатано (CP 5.264–317), (CE 2, 211–242), (EP 1, 28–55). Онлайн. NB. Опечатки в CP и Online копии.
  • Пирс, CS (1877 г.), «Закрепление веры», Popular Science Monthly 12 (1877 г. ), 1–15. Перепечатано (CP 5.358–387), (CE 3, 242–257), (EP 1, 109–123). Онлайн.
  • Пирс, К. С. (1878 г.), «Как прояснить наши идеи», Popular Science Monthly 12 (1878 г.), 286–302. Перепечатано (CP 5.388–410), (CE 3, 257–276)), (EP 1, 124–141). Онлайн.
  • Пирс, CS (1901), «Правда, ложь и ошибка» (частично), стр. 718–720 в Дж. М. Болдуине (ред.), Dictionary of Philosophy and Psychology , vol. 2. Перепечатано (CP 5.565–573).
  • Пирс, CS (1905), «Что такое прагматизм», The Monist 15, 161–181. Перепечатано (CP 5.411–437), (EP 2, 331–345).
  • Пирс, CS (1906 г.), «Основы прагматизма», впервые опубликовано в Сборнике статей , CP 1.573–574 и 5.549–554.
  • Решер, Николас (1995), Плюрализм: против требования консенсуса , Oxford University Press, Оксфорд, Великобритания.
  • Рорти Р. (1979), Философия и зеркало природы , Princeton University Press, Принстон, Нью-Джерси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *