Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Прагматизм называют философией: 2. Прагматизм. Введение в философию

Содержание

2. Прагматизм. Введение в философию

2. Прагматизм

Прагматизм называют оригинальной и во многом самобытной американской философией, существенно отличающейся от традиционных европейских философских направлений. Безусловна и сравнительная популярность прагматизма, потому что произведения его сторонников чаще всего написаны четким и ясным языком и во многом носят своего рода «рецептурный» характер. Апологеты этого направления называют прагматизм философией делового человека.

Слово «pragma» греческого происхождения и означает «дело, действие». Анализ действий, деятельности человека, его личностного восприятия мира составляет принципиальную основу прагматизма, причем главным в действиях представляется их результативность или успешность, а философия призвана помочь человеку успешно реализовывать свои действия, добиваться успеха в любом начинании.

Истоки прагматизма восходят к 70-м годам XIX века, когда были написаны работы американского философа, логика, естествоиспытателя Чарлза Пирса (1839–1914), в которых он пришел к выводу, что наши представления о том или ином объекте сводятся к тому, какие практические последствия он имеет для нас.

Основоположником и популяризатором этого направления считается американский философ и психолог Уильям Джеймс (1842–1910). Он исходил из того, что сама действительность пластична, обладает множеством форм, отсюда свободное творчество человека создает плюралистическую картину мира, потому что философствовать означает «иметь индивидуальный способ восприятия и чувствования биения пульса космической жизни», причем способ философствования зависит от врожденного темперамента человека. Философия, по его мнению, сформировалась как метод улаживания споров, которые возникают из-за многообразных результатов практических действий людей, преследующих самые разные цели.

Человек, полагал Джеймс, считает истиной то, что наилучшим образом руководит им, что лучше приспособлено к любой части жизни и позволяет лучше слиться со всей совокупностью его опыта. В этой связи прагматизм можно охарактеризовать и как своеобразный конвенциализм (соглашение о целесообразности) в теории познания, поскольку, с его точки зрения, истина не самоцель, это то, что лучше работает на нас, истина нужна для практической деятельности, должна быть полезной.

Крылатая фраза Джеймса «Истина — это кредитный билет, который имеет силу только в определенных условиях» основана на пересмотре традиционных представлений об истине как постижении сущности вещей.

Особое внимание в философии прагматизма уделяется понятию опыта, который, по мнению другого авторитетного представителя этого направления Джона Дьюи (1859–1952), включает в себя все формы жизнедеятельности людей, все проявления их жизни. В этом смысле он, как и Джеймс, считал себя сторонником радикального эмпиризма. Дьюи утверждал, что прагматизм не интересуют традиционные философские проблемы онтологии, потому что эта философия предполагает разрешение реальных потребностей людей, их интересов и ситуаций, которые и заставляют их философствовать. В центре философии стоит теория познания, а начало познания — всегда затруднение в деятельности, и философия призвана обеспечить успешность действий человека. Именно поэтому каждому человеку необходимо иметь не один, а множество методов или способов познания мира, тех инструментов, которые помогают эффективным и успешным действиям.

Дьюи считают основателем инструментализма в философии, методологии науки, ибо он усилил подход к знанию как средству успешной ориентации в опыте.

Дьюи подчеркивал, что познание начинается тогда, когда ситуация становится для познающего субъекта проблематичной, он находится в затруднении и не знает, как поступить. С точки зрения прагматизма возникающая проблемная ситуация проходит пять этапов в процессе своего разрешения: ощущение затруднения заставляет человека искать его источник и сформулировать проблему; неопределенность в последующих действиях заставляет уточнить формулировку поставленной проблемы; происходит формирование гипотезы решения проблемы, этот этап во многом зависит от знаний и опыта, которыми располагает субъект; затем следует критическое рассмотрение гипотезы с предвидением возможных успехов и неудач, связанных с ее реализацией; опытная экспериментальная проверка гипотезы — важнейшая часть прагматистской теории познания, которая и позволяет определить эту философию как своеобразную разновидность эмпиризма и позитивизма.

Утилитарный настрой прагматизма заставляет его сторонников отказываться от многих традиционных проблем философии, объявляя их спекулятивными и метафизическими, избыточными по отношению к деятельности человека.

С точки зрения Дьюи, субъект и объект представляют собой лишь различия, устанавливаемые для определенной цели внутри данного опыта, они не характеризуют разные сферы или виды существования. В этом смысле вещь становится результатом нашего произвола, когда мы вычленяем вещи из потока чувственного опыта, подчиняя в конечном счете опыт интересам практической целесообразности.

Утилитарный подход проявляется и в трактовке прагматизмом морального сознания. Мораль рассматривается как специфическое инструментальное средство, обеспечивающее жизнь социума. Поскольку любая моральная ситуация неповторима и каждая из них требует своего уникального решения, общих представлений о добре и зле не может быть, более того, человек сам постоянно меняет свое представление о добре и зле. Отсюда нравственным признается все, что приносит пользу действующему субъекту. С точки зрения прагматизма вообще невозможно оценить деятельность с позиций морали, потому что оценивающий имеет свое, отличающееся от других представление о добре и зле, о должном и сущем.

В историю духовной культуры XX столетия Дьюи вошел не только как философ, но и как создатель новой педагогической теории, подчеркивающей необходимость «прогрессирующего образования» и обучения «посредством деланья». Задача школы, по мнению Дьюи, не в том, чтобы заполнить голову ребенка самыми разными сведениями, а в том, чтобы пробудить и развить в нем те способности и задатки, которыми располагает всякий человек.

Прагматистская педагогика рассматривает школу как естественную и составную часть образа жизни каждого ребенка, а учение — как важный вид деятельности, не прекращающийся даже после окончания школы. Отсюда возникает теория непрерывного образования, оказавшая существенное воздействие на педагогику. Под влиянием программной работы Дьюи «Школа и общество» формируется отношение к школе как к важнейшей заботе всего общества, заинтересованного в сохранении и приращении своей культуры, как к приоритетной сфере.

С конца 60-х годов прагматизм переживает своеобразный ренессанс, прежде всего на американской почве, потому что в эти годы складывается общий подход к духовной культуре и, в частности, к философии как к интерпретируемому знанию, обладающему не одним, а множеством возможных истолкований. Мысль о том, что любая идея представляет собой инструмент для успешного действия, открыла новый подход к духовному производству; утверждение активного деятельного начала человека способствовало разработке эвристических возможностей продуктивной теории деятельности; рассмотрение человека с позиций прагматизма стимулировало разработку вопросов относительно роли и значения социальных технологий и теорий социального управления («социоцентристский прагматизм» Р. Рорти), а создание «школы действий» Дьюи до настоящего времени стимулирует реформирование высшей и средней школы как фактора динамического изменения общества.

2.

 Где польза – там и истина (прагматизм)

2. Где польза – там и истина (прагматизм) Направлением в современной философии во многом близком позитивизму является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX века Чарльз Пирс. Его основной мыслью было утверждение о том, что значение идей и понятий

Прагматизм

Прагматизм «Прагматизм» — это не очень ясное, двусмысленное и затертое слово. Однако именно им склонны определять главное достижение интеллектуальной традиции нашей страны.(«Следствия прагматизма», 160)Рорти сыграл одну из ключевых ролей в недавнем возрождении

2. Прагматизм

2. Прагматизм Прагматизм называют оригинальной и во многом самобытной американской философией, существенно отличающейся от традиционных европейских философских направлений. Безусловна и сравнительная популярность прагматизма, потому что произведения его

Глава 1. Прагматизм Д. Дьюи

Глава 1. Прагматизм Д. Дьюи Джон Дьюи (1859–1952) — наиболее влиятельный из всех американских прагматистов.Для американских философов, да, пожалуй, и интеллектуалов вообще, он был и остался высшим философским авторитетом.В отличие от Джемса, известность и влияние Дьюи никак

§ 2. Прагматизм

§ 2. Прагматизм Прагматизм как философское течение возник и сложился в США. В 70-х годах XIX в. основные принципы этой философии были высказаны как бы мимоходом крупным американским логиком Чарлзом Пирсом (1839–1914). Они были развиты в более популярной форме Уильямом Джемсом

С. Франк Прагматизм как гносеологическое учение

С. Франк Прагматизм как гносеологическое учение IТак называемый, «прагматизм» по своему внутреннему существу есть не только новая философская теория, но вместе с тем и новое практическое учение, новая проповедь, направленная на пересмотр целей и ценностей человеческой

7. Прагматизм

7. Прагматизм Прагматизм – одно из влиятельных философских течений XX столетия, особенно на его родине – в Соединенных Штатах Америки. Название происходит от греческого слова, означающего дело, действие. Прагматизм нередко называют философией дела, действия, тем самым

§ 38. Истинно то, что полезно (прагматизм)

§ 38. Истинно то, что полезно (прагматизм) Направлением в современной философии во многом близком позитивизму является прагматизм, основателем которого являлся американский философ Чарльз Пирс. Основной его идейной установкой являлось положение о том, что значение идей и

11.

7. Истинно то, что полезно (прагматизм)

11.7. Истинно то, что полезно (прагматизм) Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в

Прагматизм. Истинно то, что полезно

Прагматизм. Истинно то, что полезно Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в их

Глава 24. Ницше и прагматизм

Глава 24. Ницше и прагматизм Жизнь. Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche, 1844–1900) родился в семье немецкого пастора. Он рос в пуританской среде и рано обнаружил интерес к философии, музыке и литературе. Молодым студентом Ницше изучал классическую филологию и в возрасте двадцати

Американский прагматизм (Пирс)

Американский прагматизм (Пирс) Прагматизм — философская школа, которая была особенно влиятельна в США в начале XX столетия (Уильям Джеймс, William James, 1842–1910, Чарлз Сандерс Пирс, Charles Sanders Peirce, 1839–1914, Джон Дьюи, John Dewey, 1859–1952). Как утонченные, так и примитивные формы прагматизма

Истинно то, что полезно. Прагматизм

Истинно то, что полезно. Прагматизм Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в их

Прагматизм (Pragmatisme)

Прагматизм (Pragmatisme) Подход или учение, отдающее предпочтение действию, особенно успешному действию, и доходящее до того, что только его считает законным критерием оценки. Что считать хорошим? То, что приносит успех. Что считать истинным? То, что оказывается полезным или

2.7.3 Философия прагматизма в сша

Прагматизм (греч. pragma – дело, действие) – философская концепция, возникшая в США в 70-е годы Х1Х в. и оказавшая в ХХ в. сильное влияние на духовную жизнь страны. Основными представителями прагматизма являются американские мыслители Чарльз Пирс (1839 – 1914), Уильям Джеймс (1842 – 1910) и Джон Дьюи (1859 – 1952).

Родоначальником прагматизма был американский философ, логик и математик Чарльз Пирс, который в статьях «Как сделать наши идеи ясными?» и «Закрепление верования» (1877 – 1888) ввел термин «прагматизм» и сформулировал основные принципы этого учения. Обвинив всю прежнюю философию в абстрактности рассматриваемых ею проблем и отрыве от жизни, Пирс выдвинул идею «реконструкции в философии»: она должна заниматься не отвлеченными размышлениями о первопричинах бытия, а стать методом решения жизненно важных вопросов, с которыми сталкиваются люди в практической деятельности. Отвергнув все предшествующие учения об истине, Пирс выдвинул положение, получившее позже название «принцип Пирса», согласно которому правильные знания об объекте достигаются изучением всех практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом. Истинным прознается то, относительно чего в данный момент времени нет оснований для сомнения, следовательно, истина – объект «прагматического верования», а наука — это метод закрепления веры в правильность некой идеи.

Другой основоположник прагматизма, американский философ и психолог Уильям Джеймс характеризовал свою философию как «радикальный эмпиризм», называя единственной реальностью «человеческий опыт», понимаемый в самом широком смысле этого термина: от чувственно-эмоционального восприятия мира до «потока сознания» и духовно- мистических озарений («Многообразие религиозного опыта», 1902). Другим важным принципом философии Джеймса был плюрализм. В работе «Вселенная с плюралистической точки зрения» (1911) он характеризует Вселенную как «великий, цветущий, жужжащий беспорядок», который изменчив, пластичен и податлив человеческим усилиям, но его невозможно выразить в одной-единственной логически последовательной системе. Следовательно, необходимо признать плюрализм концепций и мнений о мироздании как непреложный факт бытия. Существует не «истина», а «истины», поскольку каждый человек имеет право на свое видение мира. Опираясь на идеи Ч.Пирса, Джеймс разработал учение об истине, согласно которому качество различных идей и теорий определяется исключительно их практическими последствиями, а истина зависит от успешности или полезности их практического применения. Джеймс распространил свои выводы на все виды знаний: от научных до обыденных. Даже религия в его интерпретации истины получила «прагматическое оправдание», поскольку она может быть полезна для человека и общества: «…гипотеза о Боге истинна, если она служит удовлетворительно».

Новую версию прагматизма, получившую название «инструментализм», создал известный американский философ, социолог и педагог Джон Дьюи. Он, как и его предшественник – У. Джеймс – центральным понятием своей философии делает «опыт», в который включает все содержание человеческого сознания, как врожденное, так и приобретенное в процессе жизнедеятельности. Задача философииспособствовать «реконструкции опыта», то есть помочь человеку в решении проблем и тем самым изменить к лучшему его жизнь. Средством для этого является так называемая «инструментальная логика», в которой идеи и концепции выступают как «интеллектуальные инструменты» для разрешения проблемной ситуации. Метод Дьюи предполагает пять этапов: 1) осознание возникшей проблемы; 2) прояснение ее сущности, значимости для личности; 3) выдвижение гипотезы о возможном решении проблемы; 4) анализ всех возможных последствий, их критическое рассмотрение; 5) практическая проверка гипотезы. Поскольку все проблемные ситуации уникальны, каждый раз придется начинать сначала, действую путем проб и ошибок. «Интеллектуальные инструменты» (идеи, гипотезы и пр.), оказавшиеся «успешными и пригодными» для оптимального достижения человеком своих целей, признаются истинными.

Прагматизм иногда называют «типично американской философией», «характерной чертой американского менталитета». Это не случайно: смещение внимания представителей прагматизма с фундаментальных вопросов философской теории на повседневную практическую деятельность человека, перевод гносеологической проблематики с «истинности» в плоскость «полезности», не могло не импонировать практичным и предприимчивым американцам, культивирующим жизненный успех и процветание. Философия прагматизма не получила широкого распространения в Европе, но в США до сих пор пользуется большой популярностью.

Прагматизм Определение и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Подробнее о прагматизме
  • Примеры
  • Британский
  • Уровень сложности слов
  • 7 90 18 показывает культурные уровни сложности.

    [ prag-muh-tiz-uhm ]

    / ˈpræg məˌtɪz əm /

    Сохранить это слово!

    См. синонимы слова «прагматизм» на сайте Thesaurus.com

    Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.


    существительное

    характер или поведение, подчеркивающее практичность.

    Философское движение или система, имеющая различные формы, но обычно подчеркивающая практические последствия как составляющие существенный критерий при определении значения, истины или ценности.

    ТЕСТ

    МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЫЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?

    Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

    Вопрос 1 из 7

    Какое предложение верно?

    Сравните прагматизм, инструментализм.

    Происхождение прагматизма

    Впервые записано в 1860–1865 гг. ; pragmat(ic) + -ism

    ДРУГИЕ СЛОВА ОТ pragmatism

    prag·ma·tis·tic, прилагательное·ti·prag·ma·tism, существительное

    Слова рядом с pragmatism

    прагматичный, прагматизм, прагматика, прагматическая санкция, прагматическая теория, прагматизм, прагматик, Прага, Пражская школа, Пражская весна, Прага

    Dictionary.com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

    БОЛЬШЕ О ПРАГМАТИЗМЕ

    Что означает

    прагматизм ?

    Прагматизм — это способ решения проблем или ситуаций, основанный на практических подходах и решениях, которые будут работать на практике, а не идеальны в теории.

    Слово прагматизм часто противопоставляется слову идеализм, что означает основанный на высоких принципах или идеалах или имеющий их. Прагматизм , с другой стороны, основан на условиях или обстоятельствах реального мира — принимая во внимание то, что реально можно сделать, а не лучший теоретический образ действий.

    Более конкретно, прагматизм может относиться к философскому движению или подходу, который делает упор на практические последствия в определении значения, истины или ценности.

    Форма прилагательного прагматичный означает практичный, особенно при принятии решений. Слово прагматик может относиться к человеку, который предпочитает действовать прагматично, или к философу, который придерживается движения прагматизма.

    Пример: Нам нужен кандидат, который ценит прагматизм и может добиться цели в реальном мире, а не идеалист, который никогда не пойдет на компромисс.

    Откуда

    прагматизм ?

    Первые записи слова прагматизм родом из 1800-х годов. В конечном итоге оно происходит от греческого pragmatikós , что означает «практический», от pragma, означает «действовать», от prāssein , «делать». Слова практический и praxis происходят от одного и того же корня.

    Люди, считающиеся идеалистами, обычно пытаются реализовать наилучший сценарий — сценарий, основанный на их идеалах. Таким идеалистам иногда говорят, что они должны попробовать прагматизм , что означает, что они должны сосредоточиться на реалистичных вариантах или курсах действий. Конечно, многие люди ориентируются в жизни с балансом 9.0071 прагматизм и идеализм: иногда они идут на компромисс, а иногда придерживаются своих принципов, несмотря ни на что.

    Прагматизм не всегда противопоставляется идеализму. Иногда это просто используется для обозначения практичного, логического или разумного способа ведения дел.

    Знаете ли вы…?

    Как

    прагматизм используется в реальной жизни?

    Прагматизм обычно используется в положительном ключе в контексте выбора или действий, которые считаются практичными и разумными. Он часто используется в контексте политических позиций или действий.

    Я бы хотел, чтобы мы не путали «полное отсутствие воображения» с «критическим мышлением и прагматизмом»

    — Джози Даффи Райс (@jduffyrice) 13 июня 2020 г.

    Является ли прагматизм действительно прагматизмом, если вы постоянно пытаетесь решать проблемы с помощью решений, которые уже показали свою неэффективность?

    Просто мысль.

    — Джонатан Брейлок (@jonbraylock) 10 июня 2020 г.

    Искусство никогда не должно быть связано прагматизмом.

    — Джонатан Р. Джонсон (@walks_among_us) 10 июня 2020 г.

    Какое из следующих слов НАИМЕНЕЕ подходит для описания действия, которое считается примером прагматизма ?

    A. реалистический
    B. разумный
    C. утилитарный
    D. идеалистический

    Слова, относящиеся к прагматизму

    пренебрежение, критерий, инакомыслие, утилитаризм, заносчивость, предположение, дерзость, зазнайство, самомнение, снисходительность, презрение, эгоизм, презрение эгоизм, высокомерие, высокомерие, высокомерие, раздражительность, нескромность, наглость, высокомерие

    Как использовать прагматизм в предложении

    • Мы должны найти способ сбалансировать стремление к чистой, неутилитарной природе литературы с признанием того, что прагматизм — это неплохо.

      Литературе следует обучать как науке — Выпуск 97: Чудо|Кевин Бергер|24 февраля 2021|Наутилус

    • Пекин игнорирует тот факт, что ценность Гонконга заключается в его судебной независимости, общем праве и уникальном сочетании прогрессивных идеалов и деловой прагматизм.

      Единственный путь для Гонконга — это реформы|Брайан Вонг|13 января 2021|Время

    • Во время Второй мировой войны утопические мечты угасли, уступив место прагматизму.

      От энциклопедий к телефонным книгам, как алфавитизация захватила современный мир|Джудит Фландерс|28 октября 2020|Time

    • Меня привлекал ее прагматизм, Михлали это знала, но я также мог сказать, что она была полна энтузиазма об этом, как я был.

      Художественная литература: Философия тихой земли|Кэти Маклин|21 октября 2020 г.|MIT Technology Review

    • Вместо этого эти инициативы руководствуются прагматизмом и стратегическими интересами.

      Эффект бабочки: Путин и Си превосходят Америку в вакцинной дипломатии|Чару Кастури|8 октября 2020 г. |Ози

    • Де Робертис, опора Ист-Виллидж, завтра закрывается — момент для ностальгии, но также и для прагматизма.

      Де Робертис, представительница Нью-Йорка, прощается|Лиззи Крокер|4 декабря 2014|DAILY BEAST

    • Но чем больше они говорят, тем больше их объединяет прагматизм.

      Евангелие от Томаса Джефферсона (и Толстого, и Диккенса)|Сэмюэл Фрагозо|26 октября 2014|DAILY BEAST

    • Он защищает прагматизм, потому что Качество можно найти повсюду.

      Дзен, мотоциклы и культ технологий: как классика Роберта Пирсига предвосхитила будущее|Натаниэль Рич|31 ​​августа 2014 г.|DAILY BEAST

    • Магия в лунном свете действительно исследует битву между прагматизмом и «волшебством». ”

      Вуди Аллен о «Магии лунного света», кризисе в Газе и этих утверждениях|Марлоу Стерн|18 июля 2014 г.|DAILY BEAST

    • То, что на экране изображает бездонное насилие и жестокий цирк, затмевает коммерческий прагматизм.

      Путин против. Обама — в спандексе: новая холодная война рестлинга|Тим Тиман|14 мая 2014 г.|DAILY BEAST

    • В течение последних нескольких лет Ойкен уделял много внимания системе Жизни, представленной в «Прагматизме».

      Интерпретация философии Рудольфа Ойкена|W. Тюдор Джонс

    • Достоинство прагматизма в том, что он настаивает на том, чтобы задача выполнялась по частям, чтобы человек не падал духом с самого начала.

      Интерпретация философии Рудольфа Ойкена|W. Тюдор Джонс

    • Особое внимание уделяется прагматизму как методу, я понимаю его в подзаголовке как «новое название для некоторых старых способов мышления».

      Очерки экспериментальной логики|Джон Дьюи

    • Альтернатива между рационализмом и прагматизмом «касается структуры самой вселенной» (стр. 258).

      Очерки экспериментальной логики|Джон Дьюи

    • Казалось бы, строгий прагматизм требует первой интерпретации.

      Эссе в экспериментальной логике | Джон Дьюи

    Британские определения словаря для прагматизма

    Прагматизм

    / (ˈpræɡməˌtɪzəm). догма

    философия

    1. учение о том, что содержание понятия состоит только в его практической применимости0004

    Производные формы прагматизма

    pragmatist, существительное, прилагательноеpragmatistic, прилагательное

    Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

    Культурные определения прагматизма

    прагматизм


    Подход к философии, в основном придерживающийся американских философов, согласно которому истинность или смысл высказывания измеряться его практическими (то есть прагматическими) последствиями. Уильям Джеймс и Джон Дьюи были прагматиками.

    Новый словарь культурной грамотности, третье издание Авторское право © 2005 г., издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

    Значение, определение, принципы и характеристики прагматизма

    Этимологически слово прагматизм происходит от греческого слова «прагма», что означает деятельность или выполненную работу. Некоторые другие ученые считают, что

    Значение прагматизма

    Этимологически слово Прагматизм происходит от греческого слова « Прагма », что означает деятельность или выполненную работу. Некоторые другие ученые считают, что слово «прагматизм» произошло от греческого слова « прагматикос », что означает осуществимость или полезность. Таким образом, согласно этой идеологии большое значение придается практичности и полезности. Прагматики твердо придерживаются мнения, что сначала выполняется деятельность или эксперимент, а затем на основе результатов выводятся принципы или идеи.

    Следовательно, прагматизм также известен как экспериментализм или консеквенциализм. Он называется экспериментализмом, потому что прагматики считают эксперимент единственным критерием истины. Для них Истина, Реальность. Добро или зло — все это относительные понятия. Эти понятия не являются предопределенными и абсолютными. Они доказаны собственным опытом человека.

    Приведенное выше обсуждение ясно показывает, что прагматизм очень тесно связан с человеческой жизнью и человеческим благополучием. Именно поэтому ее также называют гуманистической философией жизни. В двух словах можно сказать, что там, где натурализм нейтралоцентричен, идеализм психоцентричен, а прагматизм антропоцентричен, согласно которому собственные переживания человека являются центрами реальности и истины.

    Определение прагматизма

    1. Согласно Дж. С. Росс , «прагматизм по существу является гуманистической философией, утверждающей, что человек создает свои собственные ценности в ходе деятельности, что реальность все еще находится в процессе становления и ожидает своей части завершения от будущее, что в неустановленной степени наша истина является рукотворным продуктом».

    2. Согласно Джеймсу Б. Претту , «прагматизм предлагает нам теорию значения, теорию истинности знания и теорию реальности».

    Формы прагматизма

    Существуют три формы прагматизма как под-

    1. Гуманистический прагматизм:- Согласно его идеологии, только те вещи или принципы являются истинными, которые удовлетворяют потребности, потребности, стремления и цели человека существ и заботиться о благе человечества. Другими словами, истинно и реально только то, что удовлетворяет человеческую природу. Гуманистические прагматики верят: «Все, что соответствует моей цели, удовлетворяет мое желание, развивает мою жизнь, является правдой».

    2. Экспериментальный прагматизм:- В соответствии с этой идеологией истинна та вещь или принцип, истинность которых может быть проверена экспериментально. Следовательно, согласно экспериментальным прагматикам, «все, что может быть подтверждено экспериментально, является истинным или то, что работает, является истинным».

    3. Биологический прагматизм:- Согласно биологическому прагматизму, та сила или способность человека является ценной и важной, которая позволяет ему приспосабливаться к окружающей среде или дает ему возможность изменять свою среду в соответствии со своими потребностями и требованиями. главным героем этой идеологии был Джон Дьюи из Америки, который провозгласил. «По этому типу прагматизма тест обнаруживается в функции мышления, в приспособлении человеческого организма к окружающей его среде».

    Принципы прагматизма

    Ниже приведены основные принципы прагматизма-

    1. Изменение природы истины:- Прагматики не верят в предопределенную истину. По их мнению, истина всегда меняется в зависимости от времени, места и ситуации. Они также верят, что то, что является верным для человека в определенное время, в определенном месте и ситуации, не обязательно должно быть верным для других» или для кого-либо еще в каком-либо другом месте или времени. вчерашний день не обязательно должен быть для него таким же сегодня или останется таким же на завтра». 0019

    2. Истина формируется своим результатом:- По мнению прагматиков, истина не является фиксированной и определенной сущностью. По их мнению, истина — это относительный термин, меняющийся в зависимости от стадий развития и ситуаций, с которыми сталкивается человек в процессе своего роста и прогресса. Главная причина этого в том, что изменение ситуаций порождает новые проблемы, которые необходимо решать новыми мыслями и новыми усилиями. Из этих мыслей истинна только та мысль из всего множества, которая служит решению задачи и достижению желаемого результата. Следовательно, прагматизм твердо придерживается мнения, что именно результат формирует или строит истину.

    3. Проблемы как мотивы истины:- Согласно прагматизму, человеческая жизнь подобна лаборатории, в которой каждый человек проводит различные эксперименты для решения проблем, с которыми он сталкивается в ходе своего роста и развития. Успех эксперимента – это поиск истины. Следовательно, проблемы являются движущей силой поиска истины.

    4. Акцент на социальных и демократических ценностях:- Прагматизм считает, что человек является социальным существом. он рождается в обществе и все его развитие происходит в обществе. Следовательно, прагматики поддерживают социальные и демократические взгляды и ценности.

    5. Акцент на принципах полезности:- Прагматизм — это утилитаристская идеология, согласно которой реальность принципа заключается в его полезности. Любая идея или вещь, которая нам полезна, правильна и правильна. Если это бесполезно, то это неправильно, неправильно и не соответствует действительности. Другими словами, истинны только те идеи и вещи, которые полезны для человека. По словам Уильяма Джеймса: «Это правда, потому что это полезно».

    6. Важность человеческой силы:- Прагматизм придает большое значение силе человека. В силу этой силы человек может создать среду, полезную, выгодную и способствующую его собственному развитию и благополучию общества.

    7. Важность деятельности:- Прагматизм уделяет большое внимание деятельности, а не идеям. Прагматики придерживаются мнения, что идеи рождаются из деятельности. Человек — активное существо. Он учится на своей деятельности, которой он всегда занимается на своем длинном жизненном пути. Таким образом, наибольший вклад прагматизма в образование это принцип обучения действием.

    8. Вера в настоящее и будущее:- Прагматизм не держится за прошлое. Согласно этой идеологии каждый человек должен решать проблемы своей настоящей и будущей жизни. Следовательно, настоящее и ближайшее будущее имеют большую ценность для человека. Прошлое мертво и ушло, говорит Прагматизм. Таким образом, бесполезно думать и говорить о том, что умерло и ушло.

    Прагматизм и цели образования

    В отличие от идеализма идеология не верит в заранее определенные и фиксированные цели жизни. Когда ничто не предопределено и абсолютно истинно, как могут быть предопределены цели образования? Прагматизм подчеркивает, что цели человеческой жизни всегда меняются со сменой времени, мест и обстоятельств.

    По словам Джона Дьюи, «образование как таковое не имеет цели; образование — это абстрактная идея». Цели есть только у людей. А цели людей бесконечно разнообразны, различны у разных детей, меняются по мере взросления детей и их учителей.

    Приведенное выше утверждение ясно показывает, что прагматизм не верит в фиксированные, заранее определенные, конечные и общие цели образования для этой идеологии, если может быть какая-либо цель образования, это может быть согласно ниже. Для прагматизма единственная цель образования состоит в том, чтобы дать ребенку такое динамичное направление и руководство в соответствии с его естественными интересами, склонностями и способностями в области академической деятельности, чтобы он рос и развивался все больше и больше и наделялся способностями противостоять постоянно меняющиеся проблемы и вызовы современной жизни, успешно ведущие к более счастливой, лучшей и богатой жизни.

    Прагматизм и учебная программа

    1. Принцип полезности:- Первый принцип прагматической учебной программы – это принцип полезности. В соответствии с этим принципом в учебную программу должны быть включены только те предметы, виды деятельности и опыт, которые полезны для текущих потребностей ребенка, а также соответствуют будущим ожиданиям взрослой жизни. Как таковой Язык, Физическое благополучие. Физическая культура, география, история, естествознание, сельское хозяйство и домоводство для девочек должны быть включены в учебную программу. Он должен меняться в соответствии с меняющимися потребностями и требованиями меняющегося общества.

    Согласно прагматизму, простое получение знаний ради знаний не является реальной целью образования. Согласно этой идеологии, различные аспекты воспитания, а именно — умственное, религиозное и эстетическое, — это различные способы человеческой деятельности. Прагматики твердо убеждены в том, что посредством этих различных видов деятельности человек создает свои собственные идеалы и ценности. По словам Джона Дьюи, «философия — это теория образования в самом общем смысле».

    Характеристики прагматического образования

    Ниже приведены основные характеристики прагматического образования-

    1. Образование как жизнь:- Прагматики твердо верят, что старое и традиционное образование мертво и безжизненно. Она дает ребенку приготовленное знание, которое притупляет его исследовательский дух и делает его пассивным «получателем» без всякого динамизма и напора. Настоящие знания можно получить только путем деятельности, экспериментов и реального жизненного опыта.

    2. Образование как рост:- Согласно прагматизму общество находится в процессе постоянных изменений. Образование также должно соответствовать своей деятельности и организации изменениям в обществе. Только тогда образование будет полезным процессом, обеспечивающим рост и развитие как личности, так и общества, неотъемлемой частью которого он является. Можно отметить, что процесс социального роста сегодня идет очень быстро по сравнению с условиями около шестидесяти лет назад.

    3. Образование как непрерывная реконструкция опыта:- Прагматизм считает, что образование – это развитие, а не просто книжное знание. Прагматики твердо верят, что знание не фиксировано и не предопределено. Он меняется в зависимости от времени и обстоятельств.

    Вышеприведенные принципы ясно показывают, что прагматики хотят создать такую ​​гибкую, динамичную и интегрированную учебную программу, которая все больше и больше помогает развивающемуся ребенку и меняющемуся обществу в соответствии с потребностями, требованиями и ситуациями.

    Прагматизм и методы обучения

    Как и в области построения учебных программ, так и в области методологии прагматизм внес большой и очень важный вклад. Эта идеология не поддерживает никаких устаревших.

    Прагматизм и Учитель

    Согласно Прагматизму, учитель является другом, философом и проводником для детей. Таким образом, ему необходимы два качества, а именно: (1) способность вступать в близкие отношения с детьми, чтобы знать их интересы, и (2) полное понимание условий и ситуаций меняющегося общества. Согласно его идеологии, от учителя требуется ставить перед детьми такие задачи, соответствующие их интересам, чтобы они занимались решением задачи и собственными усилиями получали все больше и больше знаний. В то же время учитель также должен создавать такие ситуации, чтобы все дети могли развивать социальные интересы, взгляды и привычки на благо всего общества, неотъемлемой частью которого они являются.

    Прагматизм и дисциплина

    Прагматизм осуждает принудительную дисциплину и выступает за социальную дисциплину, основанную на интересах ребенка, деятельности и чувстве социальной ответственности. Согласно Джону Дьюи, дисциплина — это своего рода психическое состояние, в формировании которого большую роль играют социальные условия. Все эти факторы учитываются в методе проектов. Прагматизм выступает за слияние игры с работой. Такое слияние игры и работы разовьет в ребенке интерес и целеустремленность выполнять свою работу с радостью и рвением, не мешая работе других.

    Это психическое состояние вселяет в человека серьезность, искренность и внимание к другим. Он разовьет уверенность в себе, самостоятельность, сотрудничество. сочувствие и сочувствие к другим. По мере развития этих социальных качеств у него разовьется чувство социальной дисциплины и морального долга по отношению к себе и другим. Следовательно, согласно прагматизму, школа должна предоставлять ребенку целенаправленный и благоприятный опыт в свободной и благоприятной атмосфере, чтобы у него развилось чувство социальной ответственности и он стал настоящим гражданином в реальном смысле этого слова.

    Прагматизм и школа

    Прагматики рассматривают школу как социальный институт, где ребенок получает реальный жизненный опыт, который развивает в нем социальное чувство и чувство долга перед обществом и нацией. Джон Дьюи утверждает, что школа — это общество в миниатюре, где ребенок получает реальный опыт действовать и вести себя в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями.

    Групповые игры, работа в лабораториях и занятия в библиотеках с другими людьми – это различные виды деятельности и опыт, которые прививают детям социальную позицию, а также дух взаимопомощи и совместной деятельности. Таким образом, согласно прагматизму, школа является не только центром образования, но и общественным центром различных видов деятельности и опыта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *