1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022 | Главная страница Автореферат Анализ Анкета Бизнес-план Биография Бюллетень Викторина Выпускная работа Глава Диплом Дипломная работа |
Предмет, цели, задачи психологии общения. — Студопедия
Поделись
Курс лекций по дисциплине
«Психология делового общения»
Предмет, цели, задачи психологии общения.
Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей. В общении они передают друг другу разнообразную информацию; обмениваются мнениями, суждениями, знаниями, убеждениями, идеями, результатами своей деятельности; заявляют о своих потребностях, интересах, целях; приобретают практические умения и навыки; усваивают нравственные принципы и правила этикета, обычаи, обряды, традиции; ведут поиск путей и мер преодоления возникающих трудностей и проблем; принимают коллективные решения.
В психологии общение определяется как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера. Общение бывает непосредственным, когда взаимодействие людей осуществляется лицом к лицу, и опосредованным, реализуемым через деловые письма, приказы, распоряжения, отчеты, телефонную, радио- и телевизионную связь.
В процессе непосредственного общения его участники (субъекты) имеют возможность не только передавать информацию друг другу, обмениваться мнениями, суждениями и планами, но и следить за реакцией собеседника, видеть, как информация воздействует на поведение и поступки людей. Иными словами, между участниками общения при непосредственном контакте устанавливается постоянная обратная связь.
При опосредованном общении постоянная обратная связь отсутствует. Например, при переписке она ограничена, а в процессе телефонного разговора собеседники имеют возможность обмениваться информацией в форме диалога, но при этом не могут видеть выражения лица и других телодвижений, которые иногда говорят больше, чем слова. Однако в опосредованном общении есть свои преимущества. Это, прежде всего, возможность общаться, находясь далеко друг от друга, что обеспечивает большой выигрыш во времени и средствах.
В общении устанавливаются контакты между отдельными личностями, группами людей, а также между личностью и группой (организацией, фирмой). Группу в общении представляют, как правило, ее руководители или лидеры. Как между личностями, так и между группами формируются и развиваются определенные психологические и этические отношения, которые в значительной степени определяют культуру делового взаимодействия.
Общение бывает деловым (официальным) и неофициальным (неформальным, светским). Деловое общение связано с трудовой, хозяйственной деятельностью, неофициальное – с досугом. В настоящем конспекте внимание концентрируется преимущественно на деловом общении. Неофициальное взаимодействие людей рассматривается постольку, поскольку оно связано с тем или иным бизнесом. Деловое общение включает также служебное общение.
Служебное общение – это взаимодействие людей, находящихся на службе, как правило, государственной. Оно осуществляется в рабочее время в стенах предприятия, фирмы, магазина и других служебных помещений. Деловое общение шире служебного, так как включает в себя взаимодействие и работников, находящихся на службе у кого-то, и бизнесменов-работодателей. Деловое общение происходит не только на предприятиях и в офисах, но и на деловых приемах, семинарах, выставках и т. д.
Есть различия и у понятий “деловое общение” и “деловые (служебные) отношения”. Отношения – это устойчивые связи и состояния взаимодействия людей. Они бывают хорошими или плохими, производственными, политическими, семейными, дружескими. Общение, в отличие от отношений, включает в себя не только процесс взаимодействия, но и различные виды коммуникаций: деловую переписку, беседы и переговоры, общение по телефону, электронной почте, интернету и т. д.
Понятие культура употребляется в разных значениях. В самом общем значении это совокупность созданных человечеством (народом или группой народов) материальных и духовных ценностей (именно людьми, а не природой). В зависимости от характера этих ценностей культуру делят на материальную и духовную. Однако нередко бывает, что между творениями ума и рук человеческих трудно провести четкую грань с позиции материального и духовного. Книга, идея, воплощенная в компьютер или станок, письмо, скульптура и многие другие предметы и результаты умственной деятельности можно отнести одновременно к материальной и духовной культуре [1].
В обиходе под культурой часто понимают явления духовной жизни людей: образование, науку, мораль, искусство. Безусловно, все они имеют прямое отношение и к деловому общению. Чтобы умело организовать и вести его, необходимы научные знания и обучение людей. Деловое общение строится на основе совокупности нравственных принципов, этических правил и норм. Оно требует также творческого подхода и высокой степени умений, мастерства, т. е. искусства. Деловая культура предполагает эстетичность в одежде, в оформлении рабочих помещений, деловых приемов (застолья) и т. д.
У понятия “культура” есть еще один важный аспект. Им обозначают уровень развития общества, характерный для того или иного исторического этапа, а также уровень развития личностных качеств людей. При всем многообразии смыслов и значений, которые могут быть применены к понятию “культура”, относительно общения рассмотрим основные [2].
Культура общения как альтернатива варварству. В этом качестве культура общения может трактоваться как первый опыт нормативной регуляции человеческих отношений и общения в условиях первобытной общины. На смену сексуально неупорядоченным отношениям пришла система нравственных запретов “табу”, пресекавшая кровно-родственную сексуальную связь, чреватую вырождением рода. В роли инструмента нормативной регуляции человеческих отношений культура общения сохранилась и до наших дней, закрепившись в этике и этикете коммуникативного поведения.
Культура как исторический тип человеческого общения. Это подтверждают различия коммуникативной практики в эпоху варварства и цивилизации, матриархата и патриархата, в процессе смены общественно-экономических формаций и в период переходных состояний от одной эпохи к другой.
Культура как уровневая характеристика общения. Определение уровня адекватности всех коммуникативных функций индивида в ситуации взаимодействия с другими: восприятия и понимания друг друга партнерами по общению, их отношения и обращения друг к другу, способов реагирования и воздействия друг на друга и др. В зависимости от степени реализованности этих характеристик можно весьма условно говорить, например, о трех уровнях культуры общения – высоком, среднем и низком. Высокий уровень культуры общения предполагает максимальную обращенность субъектов общения к несиловым средствам достижения согласия и взаимопонимания в отличие от практики грубого психологического давления друг на друга или манипуляции; богатство средств вербальной и невербальной выразительности коммуникативного поведения; формирование и развитие атмосферы взаимной симпатии, расположенности к взаимопомощи и сотрудничеству. По мере снижения уровня общения происходит “вычитание” из коммуникативного взаимодействия партнеров тех или иных качественных характеристик, названных выше.
Культура общения как видовая характеристика тех или иных элементов в структуре общения или областей его проявления. Культура восприятия партнерами друг друга или культура взаимного обращения друг к другу, культура речевого контакта или культура их невербального поведения, культура психического состояния (психологическая включенность, взаимное внимание или, наоборот, безразличие, индифферентность) и реагирования. Здесь же уместно говорить о культуре политического или экономического, научного или духовного, религиозного или эстетического общения и т. д. Сюда могут быть отнесены и типологические характеристики делового или межличностного, делового или игрового, личностного или безличного общения и т. д.
Культура общения как способ регуляции человеческих отношений, отличный от науки и искусства. Культура общения носит нормативный характер, ее предписания, адресованные коммуникативному поведению людей, определенны и однозначны, носят стабильный характер, отвечающий стандартам и требованиям своего времени.
Применительно к современному деловому общению культура характеризует, прежде всего, соответствие делового взаимодействия требованиям цивилизованных рыночных отношений, которые обеспечивают высокий уровень производства и бытовых услуг, торговли и других отраслей хозяйственной деятельности, социальную направленность экономики, развитие личностных качеств субъектов рынка (бизнесмены, предприниматели, коммерсанты, потребители).
Культура делового общения – это уровень речевого, письменного и неречевого взаимодействия, который позволяет устанавливать точное межличностное восприятие, понимание и взаимодействие людей в процессе трудовой деятельности. Главными показателями культуры делового общения являются уровень его мастерства, искусства (технология), соответствие его общечеловеческим и профессиональным этическим требованиям, учет в общении личностных и групповых психологических характеристик. Проблемы, связанные с данными культурными показателями, изучаются в курсе “Коммуникативная культура”. Поскольку понятия “этика” и “психология” являются основными для культуры общения, рассмотрим их содержание.
Этика в научной литературе рассматривается как наука, изучающая мораль. Мораль(нравственность) – это способ регуляции поведения людей в обществе с помощью принятых в нем норм и правил. Нравственность упорядочивает действия человека во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и хозяйственной. В отличие от права, призванного регламентировать человеческие взаимоотношения посредством государственных законов, выполнение моральных норм контролируется общественным мнением и таким свойством человека, как совесть. Главным критерием этичности (нравственности) поведения людей является причинение ими добра и зла
Выделяя личность как субъекта делового общения в контексте категории “культура”, следует определить понятие “культурный деловой человек”. В основе этого понятия лежат качества, характерные для человека как существа разумного, общественного, сознание и поведение которого определяются общечеловеческими духовными ценностями и культурными требованиями, предъявляемыми ему теми общественными группами, в системе которых осуществляется его жизнедеятельность. Еще древними мыслителями, в частности греческими, выделены такие основные критерии культурного делового человека, как образованность, нравственность, внутренняя собранность и организованность. Позднее, в капиталистическую эпоху, к ним стали добавлять такое качество, как гуманизм (человеколюбие). В последнее время понятие “культурный деловой человек” обогатилось за счет конкретных деловых свойств: высокого профессионализма, предприимчивости, умения общаться с равными себе, подчиненными и др. Безусловно, в определении уровня культуры человека важнейшим критерием является его нравственность.
Социальная психология общения: Общение как реализация социальных и межличностных отношений | Муротмусаев
Социальная психология общения: общение как реализация социальных и межличностных отношений
Муротмусаев Комильон Бурибаевич, Тангрикулова Регина
Аннотация
реализуются межличностные отношения. Поднимаются два важных вопроса, на которых сосредоточена социальная психология. Отмечается важность интерактивной стороны общения. Отмечается необходимость коммуникативной стороны общения в процессе совместной деятельности. Ставятся вопросы о месте общения во всей сложной системе связи человека с внешним миром. Также раскрывается сущность онтологической и эпистемологической модели общения.
Ключевые слова
Символический интеракционизм; деструктивный конфликт; Коммуникативный; процессы; Коммуникация; Коммуникация; дестабилизация; Эмоциональные процессы; Отношение; Контакт; запрет; Очарование
Полный текст:
PDFСписок литературы
Андреева Г.М. (1981) Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. Москва.
Бодалев А.А. (1982) Человеческое восприятие и понимание. Москва.
Данилин К.Е. (1981) Формирование внутригрупповых установок и рефлексивная структура группы. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивная структура группы // Внутриличностное восприятие в группе. Москва.
Гибш X., Форверг М. (1972) Введение в марксистскую социальную психологию. Москва.
Гозман Л.Ю. (1987) Психология эмоциональных отношений. Москва.
Интернет-издание www.rian.ru по материалам РИА Новости
Келли Г. (1984) Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Москва.
Кон И.С. (1978) Открытие себя. Москва.
Муротмусаев К. (2021) Психологические аспекты здоровья человека и сила любви.
Муздыбаев К. (1983) Психология ответственности. Л.
Петровская Л.А. (1989) Коммуникабельность. Москва.
Поршнев Б.Ф. (1968) Социальная психология и история. Москва.
Рубинштейн С.Л. (1960) Принципы и пути развития психологии. Москва.
Соловьева О.В. (1992) Обратная связь в межличностном общении. Москва.
Стефаренко Т.Г. (1987) Социальные стереотипы и межличностные отношения // Коммуникация и оптимизация командной работы. Москва.
Выготский Л.С. (1983) История развития высших психических функций. Собрание сочинений. Москва, вып. 2.
Жардамалиева Ж.Б., Орынханова Г.А., Нурпеисова А.Т. (2015) КУЛЬТУРА общения и ее особенности // Международный журнал экспериментального образования. — № 2-3. — С. 375-379..
Жуков Ю.М. (1978) Проблемы измерения точности межличностного восприятия // Вестник Московского университета. Психология. № 1.
DOI: http://dx.doi.org/10.18415/ijmmu.v8i5.2634
Рефбеки
- На данный момент рефбеков нет.
Copyright (c) Международный журнал мультикультурного и мультирелигиозного взаимопонимания, 2021 г.
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
https://ijmmu.com
[email protected]
facebook.com/ijmmu
Copyright © 2014-2018 ИЖММУ. Все права защищены.
Психология общения и рекламы
Курс
Психология
Предмет
Психология общения и рекламы
Тип
Факультативный (ОП)
Credits
6. 0
Semester
2nd
Group | Language of instruction | Teachers |
---|---|---|
G15, classroom instruction, afternoons | Catalan | Yirsa Tibisay Jiménez Pérez |
Цели
- Изучение, анализ и интерпретация информации о человеческом общении, убедительном общении и когнитивных процессах обработки информации.
- Изучите различные психологические парадигмы межличностного, группового и массового общения.
- Анализ влияния культуры СМИ на общество и на развитие личности и социальной идентичности.
- Разработать план коммуникации (для проекта, связанного с организациями, психологическими службами, профилактикой психического здоровья и другими темами, представляющими интерес для профессии).
- Развивать знания, применяемые к устным, текстовым, визуальным и аудиовизуальным языкам в средствах массовой коммуникации.
- Научитесь разрабатывать элементы рекламной коммуникации, информации и распространения для различных аудиторий.
- Защитить коммуникативный проект, используя устные, текстовые, аудиовизуальные навыки общения, методы убеждения и владение невербальным поведением.
Результаты обучения
- Организация и планирование информации для создания увлекательной и конкретной речи
- Правильно применяет принципы межличностного и группового человеческого общения
- Узнайте о психосоциальных процессах и эффектах опосредованной коммуникации
- Критически анализирует роль СМИ, социальных сетей и рекламы как инструментов социального влияния для изменения поведения и отношения
- Правильно использует информационные и коммуникационные средства и технологии
- Адекватно сообщать о результатах диагностики и коммуникационной стратегии продукта, услуги и/или организации
- Он умело общается с людьми в своей рабочей среде и в групповой работе
Навыки
Общие
- Действуйте с соблюдением этических норм.
- Уметь анализировать, интерпретировать и обобщать информацию для вынесения суждений, включающих размышления о соответствующих социальных, научных и этических проблемах.
- Уметь общаться устно и письменно на своем родном языке и на других языках, а также общаться невербально и аудиовизуально.
- Уметь заниматься критикой и самокритикой.
- Уметь принимать решения и брать на себя ответственность.
- Уметь решать проблемы и отстаивать профессиональные позиции.
- Уметь работать в команде и эффективно сотрудничать.
- Быть компетентным в использовании информационных и коммуникационных технологий в психологии.
- Демонстрация инициативы и предприимчивости.
- Иметь хорошие лидерские качества.
- Иметь навыки межличностного общения.
- Признавать и уважать человеческое разнообразие.
- Проявлять заботу о качестве своей работы и знать, как разрабатывать системы для обеспечения качества обслуживания.
Конкретный
- Уметь ставить психологические цели в различных ситуациях, предлагая и обсуждая цели с субъектами.
- Уметь планировать и проводить интервью.
- Уметь давать адекватную и точную обратную связь субъектам.
- Проведение анализа потребностей и требований субъектов в различных контекстах.
- Знать, как определить цели и разработать план вмешательства на основе целей (профилактика, лечение, консультирование, интеграция, поддержка и т. д.).
- Знать, как составлять устные и письменные отчеты.
- Овладейте стратегиями и техниками, связанными с вмешательством в субъекты.
- Понимать и соблюдать профессиональную этику в психологии.
Core
- Проецируйте ценности предпринимательства и инноваций в свою академическую и профессиональную карьеру посредством контакта с различными практическими контекстами и мотивацией для профессионального развития.
Содержимое
Теоретическое содержание:
- Введение в общение
- Введение в психологию общения
- Устное общение и невербальное поведение
- Навыки межличностного общения и техники публичных выступлений
- Убеждающее общение и творчество
- Устная и текстовая коммуникация в СМИ
- Визуальная коммуникация: сила изображений
- Гендерные стереотипы, предрассудки и дискриминация в СМИ
- Цифровая коммуникация: социальные сети, доверие и дезинформация
Практическое содержание:
- Введение в план коммуникации
- Фоновый анализ и анализ окружающей среды и SWOT
- Цели коммуникации и сегментация аудитории
- Ключевые сообщения и креативные сообщения для целевых аудиторий
- Коммуникационные стратегии и действия
- Анализ СМИ, социальные сети
- Производство аудиовизуальных произведений и изображений для передачи сообщений и эмоций
- Выявление гендерных стереотипов в рекламе, новостях, сетях и других аудиовизуальных продуктах
- Защита проектов связи
- Анализ невербального поведения
Оценка
Для оценки общих и специальных навыков предмета учитываются процессы обучения и их результаты. Таким образом, деятельность, осуществляемая при развитии непосредственного, направленного и автономного субъекта, представляет собой в унисон учебную деятельность и оценочную деятельность. Это включает в себя активное участие в заданиях, предложенных на индивидуальном и/или групповом уровне, ответы на вопросы анкеты и упражнения, а также расположение, активность и спонтанный вклад студентов.
Критерии оценки взвешиваются следующим образом:
- Продолжение оценки : составляет 50% итоговой оценки:
- Индивидуальные и/или групповые практики, основанные на теоретическом содержании, упражнениях и учебных мероприятиях:
- a) Отчет CNV (15%, не подлежит возврату)
- b) Анализ изображения (15%, восстанавливаемый)
- Непрерывная учебная деятельность в течение курса (20% индивидуально, не подлежит возврату)
- Суммарная оценка : составляет 50% итоговой оценки:
- Коммуникационный план (25%, возмещаемый)
- План связи и рекламные материалы Министерства обороны (25%, невозвратные)
Преподавательский состав определяет конкретное содержание и педагогическую методологию, которые наиболее подходят для каждого вида деятельности для достижения целей обучения.
В мероприятиях по групповой оценке все члены группы должны присутствовать и участвовать в мероприятии в дату и время, назначенные для этой оценки. Студент, который не посещает или не участвует, не получит соответствующую оценку. В случае неявки (обоснованной форс-мажорными обстоятельствами) студент должен предъявить соответствующие справки и каждый преподаватель в своей группе будет решать необходимые действия студента для демонстрации полученных знаний по предмету.
Действия по оцениванию, требующие предоставления отчетов, материалов или любых других доказательств, будут отправлены на оценку через виртуальный класс. По этому каналу она не доставляется, считается, что деятельность не представлена, и студент не получит соответствующую квалификацию.
Библиография
Basic
- Añanos, E. y Gamero, B (2008). Psicología y Comunicación Publicitaria . Servei de Publicacions Universitat Autònoma.
- Берджано, Э. и Пиназо, С.