Зависит ли успеваемость студентов на кафедре патологической физиологии от преобладающего типа мышления?
Шилин К.А., Лигецкая И.В., Ковзова Е.И., Беляева Л.Е.
УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск, Республика Беларусь
Современный этап развития высшего образования невозможен без учета и анализа индивидуальных особенностей мышления студентов. Мышление представляет собой обобщенную форму психического отражения человеком окружающей действительности, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами. Профиль мышления, отображающий индивидуальные способы переработки информации, является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Тип мышления — это индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации [1].
Выделяют пять базовых типов мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, креативное мышление.
Наглядно-образное мышление играет значительную роль в интеллектуальном развитии студента. Опираясь на него, обучающийся получает возможность овладеть представлениями, отображающими сущность явлений, что, в свою очередь, является ключевым этапом получения научных знаний. Следует отметить, что приведенные типы мышления в чистом виде встречаются редко, в большинстве случаев имеет место быть комбинация нескольких типов мышления у одного человека.
Коллективом кафедры патологической физиологии УО «ВГМУ» была поставлена цель определения ведущих типов мышления у обучающихся и поиска корреляции между преобладающим типом мышления и успеваемостью студентов, изучающих дисциплину «Патологическая физиология». Нами было проведено анкетирование студентов с использованием методики «Тип мышления» (в модификации Г.В. Резапкиной) [4]. В опросе принимали участие студенты 3 курса лечебного факультета обоих полов, которые были разделены на группы с низкой успеваемостью (рейтинговая оценка 4-5 баллов за пятый семестр) (n=30) и высокой успеваемости (рейтинг: 6-9 баллов за пятый семестр) (n=31).
Результаты анкетирования показали, что предметно-действенное мышление в группе студентов с низкой успеваемостью развито в средней и высокой степени у 93,3% респондентов, в группе с высокой успеваемостью — у 87,3%. Абстрактно-символическое мышление оказалось развито у 30,0% обучающихся с низкой успеваемостью и 35,5% студентов, имеющих высокий рейтинг. Выраженное словесно-логическое мышление присутствует у 66,7% и 64,5% студентов со слабой и сильной успеваемостью, соответственно. Наглядно-образное мышление развито у 93,3% респондентов с низкой текущей успеваемостью и 96,8% обучаемых с высоким рейтингом. Креативное мышление, в свою очередь, развито у 76,7% студентов с низким рейтингом и 64,5% с высоким рейтингом.
Анализ результатов анкетирования позволил сделать следующие выводы: (1) у студентов обеих исследуемых групп словесно-логическое и наглядно-образное мышление развито в приблизительно равной степени; предметно-действенное и креативное мышление в незначительной степени более развито у студентов с низким рейтингом; студенты с высоким рейтингом имеют в незначительной степени более развитое абстрактно-символическое мышление; (2) самым распространенным типом мышления у анкетируемых студентов является наглядно-образный тип мышления, что сочетается с проведенным нами изучением ведущего типа перцепции — для большинства студентов наиболее характерны зрительный и смешанный типы модальности восприятия (35,6% и 32,3% соответственно) [2].
Резюмируя полученные данные, мы можем предположить, что успешное обучение зависит не только от наличия одного или нескольких развитых типов мышления, а и от массы других факторов: мотивации, работоспособности, особенностей темперамента, усидчивости, трудолюбия, систематичности и регулярности занятий и т.д.
Использованные источники:
- Коломинский Я. Л. Человек: психология / Я. Л. Коломинский // Москва, 1986. – С. 35
- Лигецкая, И.В. Использование современных психологических методов оценки восприятия и поиск новых подходов к улучшению усвоения учебного материала студентами во время лабораторных занятий на кафедре патофизиологии / И.В. Лигецкая [и др.] // Витебск: ВГМУ, 2014 – С. 31.
- Прохорова, О. Н. Ментальные структуры и их репрезентация лексическими средствами в германских и романских языках: монография / О. Н. Прохорова [и др.] // Москва: ФЛИНТА, 2013. – C. 67-68.
- Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В Резапкина // Москва: Генезис, 2005.
Отличительные особенности выраженности формы мышления у юношей и девушек 10 и 11 классов
Библиографическое описание:Снегирёва, В. О. Отличительные особенности выраженности формы мышления у юношей и девушек 10 и 11 классов / В. О. Снегирёва, Т. А. Синельникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 1 (1). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/young/archive/1/25/ (дата обращения: 06.04.2023).
Во все времена на протяжении многих лет была и остается проблема взаимопонимания между мужчиной и женщиной. То, что женщине кажется очевидным, мужчине трудно понять, и наоборот. С точки зрения науки, мужчины и женщины — это два совершенно разных создания.
Может быть, все эти противоречия связаны в разновидностью выраженных видов и способов мышления мужского и женского полов? Если такие отличия существуют, тогда возникает вопрос: «Почему мужчины и женщины думают по-разному?». Оказывается, этим вопросом заинтересовались уже давно психологи, социологи, конфликтологи.
Изучив имеющие данные по проблеме: видеофильмы «Любовь глазами мужчин» и «Любовь глазами женщин», материалы исследований [4, 5, 8, 9 и др.], я узнала о том, что «среднестатистические» мужчины и женщины думают по-разному, а потому понять с точки зрения мужской логики ход размышления женщины, разумеется, трудно. Мужчина часто опирается на логику и чаще рассматривает происходящее объективно. У женщины же, все «пропитано» чувствами; она оценивает многие обстоятельства субъективно, часто опирается на свою интуицию, мыслит образами.
Из выше сказанного, можно предположить, что у женщин больше развито наглядно-образное мышление, а у мужчин — словесно-логическое мышление. Мне очень интересна эта тема, так как она затрагивает тему взаимопонимания разных полов.
В той связи, мною была выдвинута следующая гипотеза: у мужчин развиты по большей части словесно-логические виды мышления, а у женщин — наглядно-образные.
Изучая общие представления о понятии процесса мышления с помощью толковых словарей, мною были сделаны выводы о том, что мышление можно представить как процесс познавательной деятельности человека посредством его восприятия, переработки и воспроизведения полученной информации [1, 2, 3, 6, 7].
Рассматривая среди множества различных трактовок видов классификаций мышления [10, 11], особым образом выделила виды мышления по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное (словесно-логическое).
Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.
Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации под определенный образ. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств.
Абстрактное или словесно-логическое мышление происходит с опорой на понятие, суждение, без использования эмпирических данных.
Для проведения экспериментального исследования, я привлекла учащихся 10–11 классов общеобразовательной средней школы в возрасте 15–17 лет. Всего были обследованы: 31 ученик и 31 ученица старшего школьного (юношеского) возраста. Итого: 62 человека. Была использована методика «Тип мышления» (методика определения типа мышления в модификации Г. В. Резапкиной). В случае проведения данной методики, можно выявить выраженность у юношей и девушек выше перечисленные виды мышления. Диаграммы и выводы представлены ниже (Рисунок 1, 2, 3, 4).
Рис. 1. Диаграмма показателей выраженности предметно-действенного мышления у юношей и девушек 10–11 классов
Вывод: у большего количества девушек, чем юношей обладает предметно-действенное мышление.
Рисунок 2. Диаграмма показателей выраженности наглядно-образного мышления у юношей и девушек 10–11 классов
Вывод: большее количество девушек в сравнении с юношами имеют показатели преимущества выраженности наглядно-образного мышления.
Рис. 3. Диаграмма показателей выраженности абстрактно-символического мышления у юношей и девушек 10–11 классов
Вывод: если брать выборку показателей высокого уровня развития абстрактно-символического мышления, то количество девушек с такими показателями больше. Но если в общей сумме взять за основу высокие и средние результаты показателей девушек и юношей, то оказывается, что юношей с выраженностью данного феномена больше, чем девушек (58,05 % и 41, 92 % соответственно).
Существует мнение, что абстрактно-символическим мышление обладают люди, которые могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Также, говорится о том, что мужское мышление — цифровое, женское — аналоговое. У женщины нет такого абстрактного мышления, как у мужчины [12].
Сравнительные данные выраженности и преобладания определенных видов мышления у юношей и девушек, обучающихся в 10 и 11 классах школы, требуют дальнейших исследований. Имеющиеся показатели на данном этапе эксперимента, свидетельствуют о том, что отличия выраженности наглядно-образного, предметно-действенного и абстрактно-символического мышления у юношей и девушек все-таки, существуют.
Литература:
1. Ожегов. С. И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов /С. И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова.-24-е изд, испр.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. — 640с.
2. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
3. Советский энциклопедический словарь/ главный редактор А. М. Прохоров, стр.351
4. http://lurkmore.to/Женская_логика.
5. http://inosmi.ru/world/20120908/198829777.html.
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мышление.
7. http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_myshleniya.
8. http://the-cinema.ru/film2011/1651-lyubov-glazami-muzhchin.html.
9. http://films-online.su/news/ljubov_glazami_zhenshhin_2011/2011–03–07–4949.
10. http://psyznaiyka.net/view-michlenie.html?id=vidy-myshleniya.
11. http://www.psychologos.ru/articles/view/chto_takoe_intuiciya_dvoe_zn__zhiznennyy_op ytzpt_mistika_ili_deshevaya_pridumka_vop_zn._
12. http://inosmi. ru/world/20120908/198829777.html.
Основные термины (генерируются автоматически): наглядно-образное мышление, абстрактно-символическое мышление, диаграмма показателей выраженности, девушка, женщина, мужчина, юноша, предметно-действенное мышление, словесно-логическое мышление, вид мышления.
Actionable Thought — критическое мышление для повседневного использования
28.07.2020 Фарук
Несмотря на то, что альтруизм преподносится как высшая форма морали, он не может быть логически последовательным понятием. В этой статье мы исследуем, имеет ли смысл альтруизм в контексте этических структур.
Продолжить чтение →
Опубликовано в: Критическое мышление, Этика Рубрики: альтруизм, этика, социальная структура, правда23.04.2020 Фарук
Краткий опрос, который поможет вам понять вашу собственную этическую позицию и принадлежность к основным этическим теориям.
Продолжить чтение →
Опубликовано в: Этика Рубрики: Действия, этика15. 09.2019 Фарук
Наука не является истиной, и она не дает нам истины. Радикальная идея, как отмечает Куна.
Продолжить чтение →
Опубликовано в: Критическое мышление Рубрики: История, Кун, Наука, Правда26.07.2019 Фарук
Был ли Нед Старк хорошим парнем? Возможно, нет.
Продолжить чтение →
Опубликовано в: Этика Рубрики: Деонтическая этика, Эддард Старк, этика, Игра престолов, Игра престолов, Кант, Восстание24.07.2019 Фарук
Были ли действия Дейенерис Таргариен в 8 сезоне нехарактерными? Возможно, нет.
Продолжить чтение →
Опубликовано в: Этика Рубрики: Дейенерис Таргариен, Дени, Этический эгоизм, Игра престолов, Игра престолов20.12.2018 Фарук
На фоне слушаний в Сенате, возмущения общественности и т. д. мы рассматриваем понятие конфиденциальности и этики в Интернете с широкой точки зрения, оставляя нам больше вопросов, чем ответов.
Продолжить чтение →
Опубликовано в: Без рубрики14.05.2018 Фарук
Что значит бунтовать против государства? Каковы этические и практические последствия восстания? При каких условиях возможен бунт? Учитывая нашу частую подготовку и вооружение иностранных повстанцев, нам надлежит иметь функциональное понимание этих вопросов.
Продолжить чтение →
Опубликовано в: Критическое мышление, Этика, Военная этика Рубрики: этика, фонд, Ближний Восток, насилие, война05.05.2018 Фарук
Предварительно изложив мою точку зрения на феномен стрельбы в школах, эта статья углубляется в решения, предлагаемые, как правило, двумя сторонами дебатов о контроле над огнестрельным оружием. В нем указываются проблемы со многими решениями, предложенными до сих пор, и делается предварительное предложение по значимому решению.
Продолжить чтение →
Опубликовано в: Критическое мышление, Этика Рубрики: контекст, образование, этика, контроль над огнестрельным оружием, массовая стрельба, психология, школа, школьная стрельба, социальная структура, насилие05. 04.2018 Фарук
То, как мы думаем о школьных расстрелах (и массовых расстрелах в целом), может быть ошибочным; а ошибочный диагноз приводит к неправильному лечению. В этом интеллектуальном очерке я предлагаю другой взгляд на диагноз.
Продолжить чтение →
Опубликовано в: Критическое мышление, Этика Рубрики: контекст, образование, этика, массовая стрельба, психология, школа, школьная стрельба, социальная структура, насилие04.01.2018 Фарук
Рассмотрев в предыдущем посте обязанности учащихся, пора переключить внимание на педагогов. Должно быть…
Продолжить чтение →
Опубликовано в: Критическое мышление Рубрики: образование, знанияэтика – действенная мысль
28.07.2020 Фарук
Несмотря на то, что альтруизм преподносится как высшая форма морали, он не может быть логически последовательным понятием. В этой статье мы исследуем, имеет ли смысл альтруизм в контексте этических структур.
Продолжить чтение →
Опубликовано в: Критическое мышление, Этика Рубрики: альтруизм, этика, социальная структура, правда23.04.2020 Фарук
Краткий опрос, который поможет вам понять вашу собственную этическую позицию и принадлежность к основным этическим теориям.
Продолжить чтение →
Опубликовано в: Этика Рубрики: Действия, этика26.07.2019 Фарук
Был ли Нед Старк хорошим парнем? Возможно, нет.
Продолжить чтение →
Опубликовано в: Этика Рубрики: Деонтическая этика, Эддард Старк, этика, Игра престолов, Игра престолов, Кант, Восстание14.05.2018 Фарук
Что значит бунтовать против государства? Каковы этические и практические последствия восстания? При каких условиях возможен бунт? Учитывая нашу частую подготовку и вооружение иностранных повстанцев, нам надлежит иметь функциональное понимание этих вопросов.
Продолжить чтение →
Опубликовано в: Критическое мышление, Этика, Военная этика Рубрики: этика, фонд, Ближний Восток, насилие, война05. 05.2018 Фарук
Предварительно изложив мою точку зрения на феномен стрельбы в школах, эта статья углубляется в решения, предлагаемые, как правило, двумя сторонами дебатов о контроле над огнестрельным оружием. В нем указываются проблемы со многими решениями, предложенными до сих пор, и делается предварительное предложение по значимому решению.
Продолжить чтение →
Опубликовано в: Критическое мышление, Этика Рубрики: контекст, образование, этика, контроль над огнестрельным оружием, массовая стрельба, психология, школа, школьная стрельба, социальная структура, насилие05.04.2018 Фарук
То, как мы думаем о школьных расстрелах (и массовых расстрелах в целом), может быть ошибочным; а ошибочный диагноз приводит к неправильному лечению. В этом интеллектуальном очерке я предлагаю другой взгляд на диагноз.
Продолжить чтение →
Опубликовано в: Критическое мышление, Этика Рубрики: контекст, образование, этика, массовая стрельба, психология, школа, школьная стрельба, социальная структура, насилие24. 09.2017 Фарук
Даже в наш век «уникальных» личностей проблемы, отмеченные еще в 1500 г. до н.э. (или ранее), продолжают досаждать нам как обществу. Слепое следование требует отказа от разума и, таким образом, сводит на нет нашу человечность, поскольку мы пытаемся вписаться в наше окружение.
Продолжить чтение →
Опубликовано в: Критическое мышление Рубрики: аль Газали, контекст, этика, знание, религия, мудрость13.07.2017 Фарук
Говорить правду — это не только вопрос хороших манер, но и ключ к общению и цивилизации. Понимание роли правды в общении показывает, что проблемы лжи гораздо глубже, чем кажутся на первый взгляд.
Продолжить чтение →
Опубликовано в: Критическое мышление Рубрики: благотворительное чтение, контекст, этика, фейковые новости, знание, ложь, пытки, правда10.06.2017 Фарук
Действия имеют последствия. Военные действия имеют очень большие, широкомасштабные и долговременные последствия. Однако военные действия в конечном счете находятся под нашим контролем. За кого мы голосуем, за что мы голосуем, что мы поддерживаем и что мы осуждаем — все это элементы, которые непосредственно формируют наши представления о вооруженных силах и их использовании. Понимание этих вопросов является необходимой частью функционального демократического участия, а также этического взаимодействия с миром.
Продолжить чтение →
Опубликовано в: Военная этика Рубрики: контекст, демократия, этика, информация, знание, военная этика, понимание, война03.06.2017 Фарук
Недавняя тенденция «отлучения» людей от различных групп в качестве отказа от их поведения является плохим вариантом по нескольким причинам. Да, идея о том, что члены ИГИЛ являются мусульманами, звучит отвратительно для мусульман, а идея о том, что правительство Мьянмы, проводящее геноцид, отвратительна для буддистов. Но попытка просто назвать их немусульманами или небуддистами создает гораздо больше проблем, чем решает.