Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Предметное общение это: Предметное общение | это… Что такое Предметное общение?

Предметное общение

Общение ребенка со взрослыми не только способствует формированию у него так называемого базового доверия к миру, но также, что крайне немаловажно, очень рано открывает ребенку пространство предметов – вещей, в которых воплощен общественно-исторический опыт взаимодействия с физическим миром. С помощью языка, а также других средств общения взрослый вводит ребенка в мир, который имеет строгую организацию, в котором каждая вещь и каждый предмет занимают определенное место и выполняют определенные функции. Продуктивность взаимодействия ребенка с предметами, в частности с игрушками, обязательно связана с его общением со взрослыми Известно, что малыш испытывает наибольший интерес к тем вещам и игрушкам, которые побывали в руках у взрослого или которыми он играл со взрослым.

Еще не владея речью, ребенок вступает в активное общение со взрослым, используя при этом жесты, мимику, вокализации. Таким образом, он всем своим поведением дает понять, что требует сотрудничества.

С помощью жестов и голоса он обращается к взрослому для того, чтобы заполучить какой-нибудь предмет, или дает понять, что хочет приблизи гься к чему-то, рассмотреть, открыть, достать, потрогать. Так игрушки становятся активно используемыми средствами общения. Взрослый превращается в партнера по совместной деятельности, причем партнера, который не только показывает ребенку, как надо играть и что делать, но кроме этого еще и оценивает, насколько успешной была попытка малыша совершить то или иное действие. Именно поэтому в подобном общении взрослого с ребенком все более важной становится роль одобрения и порицания действий, совершаемых малышом.

Предметное взаимодействие со взрослым может превращаться в игру, инициатором которой является ребенок. Он может, например, протягивая волчок, этим жестом просить его завести. Или же может бросать игрушку на пол и ждать, чтобы ему ее подняли. К этому времени ребенок уже понимает значение отдельных слов, может отличать ласковые интонации от упреков, хотя развитие речи у него находится на стадии лепета.

Речевое общение

В возрасте до одного года понимание ребенком речи взрослого носит еще сугубо ситуативный характер. Ребенок скорее реагирует на интонацию и выражение лица близкого человека, чем на собственно значение сказанного им слова. Значения слов представлены ему единичными объектами в знакомых ситуациях.

На втором году жизни начинает стремительно развиваться процесс обобщения. К концу второго года ребенок имеет активный словарный запас – уже в два-три десятка слов. Он может уже связывать их в предложения, состоящие из двух-трех слов. Несмотря на то что слова произносятся неправильно, ребенок может уже с их помощью выразить свое желание, приглашение, вопрос. Где-то именно в этом возрасте адресованные взрослому неоформленные возгласы с просьбой назвать предмет заменяются первыми вопросами типа «Что это?».

Подражание – источник развития ребенка

Подражание – здесь: воспроизведение ребенком в своих действиях поведения взрослого в различных ситуациях. Основным механизмом развития ребенка как субъекта деятельности и общения является подражание взрослым, которое приобретает в разные периоды жизни самые различные формы.

У младенца до шести месяцев подражательные действия являются исключением, поэтому основная форма подражания ребенка в этот период представляет собой эмоциональное заражение. Оно способствует формированию между ребенком и взрослым пространства непосредственно-эмоционального общения. Благодаря механизму эмоционального заражения ребенок воспроизводит предречевые вокализации, которые создают модель интонационной, ритмической и фонематической стороны взрослой речи.

— Механизм

эмоционального заражения

– появление эмоциональной реакции или эмоционального состояния у ребенка, соответствующих таковым у взрослого в процессе общения с ним.

После 6 месяцев подражание становится подлинным источником развития, поскольку именно подражание является

основой для овладения ребенком новыми средствами коммуникации и способами предметных манипуляций.

В этот период подражание ребенка взрослым приобретает новую форму – форму «копирования» (Шаповаленко И. В., 1988), причем до 1 года копируются действия с конкретным предметом, после 1 года происходит перенос действий на сходные предметы – «курение», говорение по «телефону», а ближе к 2 годам ребенок уже может воспроизводить цепочки предметных действий, например «укладывать спать» другого человека.

Резюме

Основная линия развития поведения ребенка в раннем возрасте представляет собой последовательное движение от менее дифференцированных движений, характерных для первой половины первого года жизни, когда реализуется стремление к формированию эмоционального контакта со взрослым, через интенсивное освоение своего собственного тела к достаточно высоко дифференцированной предметной деятельности, становлению речи и интенсификации общения со взрослым на втором году жизни.

Вопросы для повторения

1. Каковы две основные формы человеческого поведения?

2. Как проявляется рефлекс Моро?

3. Чем отличается спонтанная улыбка от социальной?

4. К какому возрасту у ребенка формируется ситуативно-деловой тип общения со взрослыми?

5. Что такое «механизм эмоционального заражения»?

6. Когда ребенок начинает не просто подражать действиям взрослых, но копировать их?

Ключевые термины и понятия

• Схема тела

• Рефлексы новорожденного

• Манипуляторный характер действий

• Зрительно-моторная координация

• Функциональный характер действий

• Изначальная социальность

• Синхронизация сложных действий матери и младенца

• Эмоциональное общение

• Ситуативно-деловое общение

• Базовое доверие

• Процесс обобщения

• Механизм эмоционального заражения

ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА СО ВЗРОСЛЫМ | Консультация:

ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА СО ВЗРОСЛЫМ

Становление предметной деятельности связано с изменением характера общения ребёнка со взрослыми. Взрослый становится для малыша не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» разных предметов и игрушек, как это было в младенческом возрасте, но и образцом действий с предметами. Его роль уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов, теперь ребёнку необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же «дела». Основным содержанием потребности в общении с окружающими людьми становится потребность в сотрудничестве. В таком сотрудничестве взрослый является партнёром, участником общего дела, поэтому на центральное место среди всех мотивов общения для ребёнка выдвигается деловой мотив. Малыши проявляют огромный интерес к тому, что и как делают с вещами взрослые, стремятся подражать их действиям и вовлечь в свои занятия. Деловые качества взрослых выступают для ребёнка на первый план. Поэтому такое общение получило название «ситуативно-делового» (М.И. Лисина). В ходе ситуативно-делового общения ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в своих действиях и, главное, овладевает новыми для него культурными способами действия с предметами. Взрослый разъясняет ребёнку назначение различных предметов, показывает, как ими пользоваться, помогает овладеть действиями, оценивает правильность их выполнения, корректирует их.

Таким образом, в ходе ситуативно-делового общения взрослый выполняет несколько функций:

.   как партнёр и помощник в совместной деятельности;

.   как образец для подражания;

.   как «эксперт» по оценке умений и знаний малыша.

В ходе ситуативно-делового общения со взрослыми ребёнок пользуется разными коммуникативными средствами. Как и прежде, он использует экспрессивно-мимические средства общения: мимику (взгляды, улыбки, выражения недовольства и др.), жесты, вокализации. Они выражают внимание, интерес к другому человеку, расположение к нему или, наоборот, недовольство, нежелание общаться.

Постепенно в совместной деятельности со взрослым ребёнок осваивает новый вид коммуникативных средств — предметно-действенные. Они выражают готовность ребёнка к взаимодействию, приглашение к совместным занятиям. Такой способ общения наиболее часто встречается на втором году жизни, когда ребёнок ещё не умеет говорить.

Наиболее распространёнными способами вовлечения в совместную деятельность являются указательные жесты на предметы, протягивание взрослому предмета, вкладывание его в руку. Иногда ребёнок выражает своё расположение взрослому, принося ему все свои игрушки, складывая их рядом или на колени взрослому.

К предметно-действенным средствам относятся также движения и позы детей, с помощью которых ребёнок выражает готовность к взаимодействию и показывает, чем он хочет заниматься со взрослым. Например, малыш изображает «рисунок» действия, которое ему ранее показывал взрослый (совершает движения рукой, как будто заводит юлу, разбирает матрёшку и т.п.).

И, наконец, на протяжении раннего возраста появляются речевые средства общения: сначала в виде лепета, затем в виде автономной детской речи, а затем и практически полноценной активной речи. На возникновение и развитие речи общение со взрослыми оказывает решающее влияние. Взрослый создаёт для ребёнка практическую необходимость усвоить и актуализировать связь между предметом и его словесным обозначением. В процессе ситуативно-делового общения у ребёнка формируется такое отношение к предметной среде, которое требует обозначения в речи. Использование речи расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности ребёнка.

Ситуативно-деловое общение имеет большое значение для социально-личностного развития ребёнка. В раннем возрасте дети проявляют ярко выраженную избирательность в общении с окружающими людьми. С близкими взрослыми малыш легко вступает как в эмоциональные контакты, так и в игры с предметами. Незнакомые люди, особенно в новой ситуации, часто вызывают скованность, зажатость, а иногда и страх ребёнка. Познавательная активность и исследовательская деятельность малыша во многом определяется его отношениями с близкими взрослыми. Отсутствие привязанностей к ним тормозит развитие интереса ребёнка к внешнему миру и познавательной активности малыша. Если у ребёнка сформирована привязанность к близким, их присутствие стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность даже в новой и вызывающей у ребёнка опасение ситуации. Рядом с мамой малыш чувствует себя в безопасности, старается привлечь её к игре, поделиться с ней своими впечатлениями. В раннем возрасте привязанность к близким взрослым проявляется наиболее ярко. Часто можно наблюдать, как остро ребёнок реагирует на разлуку с мамой. Попав в новую обстановку, он не отпускает её от себя, боится остаться хотя бы на минуту вдали от неё. Однако по мере накопления опыта общения с разными людьми ребёнок становится всё более самостоятельным и независимым от близких взрослых. Чувство защищённости и безопасности становится внутренним и уже не столь жёстко определяется присутствием мамы. Овладение ситуативно-деловой формой общения помогает ребёнку вступать в контакты не только с близкими взрослыми, но и с посторонними людьми.

Общение со взрослыми является одним из решающих факторов развития личности и самосознания ребёнка. Благоприятный опыт сотрудничества со взрослыми влияет на развитие у ребёнка представления о себе, своих возможностях, стимулирует формирование таких личностных качеств, как любознательность, стремление к самостоятельности, настойчивость, целенаправленность в деятельности.

В рамках ситуативно-делового общения закладываются предпосылки возникновения новой его формы — внеситуативно-познавательной. Эта форма общения зарождается к концу раннего возраста, в период, когда ребёнок овладевает активной речью и начинает задавать взрослым вопросы об окружающем его мире, обсуждать увиденное на картинках, прочитанное в книжках. Малыша уже не удовлетворяют одни лишь практические способы познания, поэтому он начинает инициировать чисто познавательное, «теоретическое» общение, в ходе которого взрослый выступает как источник новых знаний о предметах, с которыми ребёнок не может взаимодействовать непосредственно. Возникновение новой формы общения отражает важные преобразования во внутреннем мире ребёнка — появление у него потребности в уважительном отношении со стороны взрослых к его стремлению к познанию, в признании за ним права задавать вопросы и получать серьёзные ответы, иметь своё мнение.

Общение ребёнка со взрослыми, которые организуют стимулирующую развитие предметную среду, привлекают внимание малыша к новым объектам, поощряют и поддерживают детскую любознательность, является одним из важных условий развития познавательной активности ребёнка.

Использованная литература: «Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» под редакцией Е.О.Смирновой, Л.Н.Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой. ФГОС ДО. 2019 г.

Принципы межличностного общения | SkillsYouNeed

Общими для всех межличностных коммуникаций являются некоторые основные принципы.

Эти принципы определяют эффективность наших коммуникаций; они могут быть простыми для понимания, но на их освоение может уйти целая жизнь.

На этой странице объясняются эти принципы и приводятся примеры того, как, почему и когда происходит межличностное общение.

Межличностное общение необязательно

Иногда мы можем стараться не общаться; но не общаться не вариант. На самом деле, чем больше мы пытаемся не общаться, тем больше мы делаем! Не сообщая, мы что-то сообщаем: возможно, что мы застенчивы, возможно, мы злимся или дуемся, возможно, что мы слишком заняты. Игнорирование кого-то — это общение с ним, мы можем не говорить им, что игнорируем их, но с помощью невербального общения мы надеемся сделать это очевидным.

Мы общаемся гораздо больше и гораздо честнее с помощью невербального общения, чем с помощью слов. Поза и положение нашего тела, зрительный контакт (или его отсутствие), малейшие и самые незаметные манеры — все это способы общения с другими. Кроме того, с нами постоянно общаются, мы получаем сигналы от других и интерпретируем их определенным образом, и то, понимаем мы или нет, зависит от того, насколько мы искусны в интерпретации межличностного общения.

См. наши страницы: Невербальное общение и Внешний вид для получения дополнительной информации.

Как только он вышел, он вышел.

Процесс межличностного общения необратим, вы можете сожалеть о том, что не сказали что-то, вы можете извиниться за то, что вы сказали, а потом сожалеть, но вы не можете взять это обратно.

Мы часто ведем себя и поэтому общаемся с другими на основе предыдущих коммуникативных встреч. Эти встречи могут быть или не быть подходящими точками отсчета. Мы стереотипируем людей, часто подсознательно, возможно, по полу, социальному положению, религии, расе, возрасту и другим факторам — стереотипы — это обобщения, часто преувеличенные.

Из-за этих стереотипов, когда мы общаемся с людьми, у нас могут быть определенные предубеждения относительно того, что они думают или как они могут себя вести, у нас могут быть представления об исходе разговора.

Эти предубеждения влияют на то, как мы говорим с другими, какие слова мы используем и на тон голоса. Мы естественным образом общаемся так, как нам кажется, наиболее подходящим для человека, с которым мы разговариваем. К сожалению, наши предубеждения о других часто неверны. Это может означать, что наше общение неуместно и, следовательно, с большей вероятностью будет неправильно понято. Поскольку целью любого общения должно быть понимание, можно сказать, что мы не смогли общаться. Общаясь таким образом, находясь под влиянием предвзятых идей, мы передаем дополнительные стереотипы человеку, с которым разговариваем, тем самым усугубляя проблему.

Начинайте любое межличностное общение непредвзято; слушайте то, что говорят, а не то, что вы ожидаете услышать. Тогда у вас будет меньше шансов быть неправильно понятым или сказать что-то, о чем вы потом пожалеете.

Научитесь развивать свои навыки слушания на наших страницах: Навыки слушания и Активное слушание . Также посетите нашу страницу: Искусство такта и дипломатии для помощи в этих областях.


Бесконечная сложность

Ни одна форма связи не является простой, существует множество причин, по которым происходит коммуникация, как она происходит и как сообщения передаются и принимаются.

Переменные в общении, такие как язык, окружающая среда и отвлекающие факторы, а также люди, участвующие в общении, влияют на то, как сообщения отправляются, принимаются и интерпретируются.

Когда мы устно общаемся, мы обмениваемся словами — словами, которые имеют, возможно, неявное значение для разных людей в разных контекстах. Можно возразить, что слова на самом деле являются просто символами, которыми мы обмениваемся друг с другом, и что они вообще не имеют внутреннего значения — см. 9.0011 Philosophy и Rhubarb за беззаботное обсуждение в этой области. Мы можем сообщать одно и то же разным людям, но у каждого человека может быть разное понимание или интерпретация сообщения.

В любой момент общения любое недопонимание, каким бы незначительным оно ни казалось, повлияет на получаемое сообщение.

См. Общение в трудных ситуациях и Барьеры на пути к эффективному общению для получения дополнительной информации.

Контекст общения

Все общение имеет контекст; общение происходит по какой-то причине.

Коммуникация может завершиться неудачно, поскольку один или несколько участников упускают из виду контекст. Чтобы помочь избежать недоразумений и, следовательно, общаться более эффективно, важно, чтобы контекст общения был понятен всем. Почему происходит общение? Важно, чтобы участники находились на одной «волне», чтобы они понимали, почему происходит общение. Может быть полезно начать более широкий разговор, объяснив, почему это происходит.

Понимание того, почему происходит общение, является важным первым шагом, однако существуют проблемы, влияющие на контекст общения:

Время

Время имеет основополагающее значение для успешного общения. а также обдумывая подходящее время для беседы, вы должны убедиться, что у вас достаточно времени, чтобы охватить все необходимое, включая время для уточнения и переговоров. Говорить с сотрудником о стратегическом решении, например, за пять минут до того, как ему нужно будет покинуть офис на целый день, вероятно, будет не так успешно, как такой же разговор на следующее утро.

Местоположение

Должно быть совершенно очевидно, что общение будет менее эффективным, если оно будет осуществляться в шумном, неудобном или людном месте. В таких местах много отвлекающих факторов и часто отсутствует уединение.

Заблуждения

Контекст общения также определяется нашими собственными чувствами по этому поводу.

Как уже говорилось, мы стереотипно воспринимаем людей, и поэтому у нас могут возникать неверные представления и ложные предположения. При общении мы можем предположить, что:

  • все стороны знают, о чем мы говорим;
  • мы знаем точку зрения и мнение другого человека о ситуации;
  • мы не должны проявлять никаких эмоций;
  • мы правы, они ошибаются.

Есть много других примеров неверных представлений, подчеркивающих важность тщательного размышления и разъяснения во всех коммуникациях.



Дополнительная литература по навыкам, которые вам нужны


Навыки, которые вам нужны. Электронные книги по навыкам межличностного общения.

Развивайте навыки межличностного общения с помощью нашей серии электронных книг. Узнайте и улучшите свои коммуникативные навыки, займитесь разрешением конфликтов, выступите посредником в трудных ситуациях и развивайте свой эмоциональный интеллект.


Связь | Определение, типы, примеры и факты

связь

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Эрнест Г. Борман Жан-Мари Мессье Максвелл МакКомбс Уилбур Шрамм Юрген Хабермас
Похожие темы:
язык общественное мнение общение с животными теория информации массовая коммуникация

Просмотреть весь связанный контент →

общение , обмен значениями между людьми через общую систему символов.

В этой статье рассматриваются функции, виды и психология общения. Для лечения общения животных см. поведение животных. Для дальнейшего рассмотрения основных компонентов и методов человеческого общения

см. язык; речь; письмо. Что касается технологических аспектов, включая устройства связи и информационные системы, см. вещание; словарь; энциклопедия; обработка информации; теория информации; библиотека; печать; издательское дело, история; телекоммуникационные СМИ; телекоммуникационная сеть; телекоммуникационная система.

Тема общения волновала ученых со времен Древней Греции. Однако до нового времени эта тема обычно относилась к другим дисциплинам и воспринималась как должное как естественный процесс, присущий каждой из них. В 1928 г. английский литературовед и писатель И.А. Ричардс предложил одно из первых — и в некотором смысле до сих пор лучшее — определение коммуникации как отдельного аспекта человеческой деятельности: происходит переживание, похожее на переживание в первом уме, и оно частично вызвано этим переживанием.

Определение Ричардса является одновременно общим и грубым, но его применение почти ко всем видам коммуникации, включая коммуникации между людьми и животными (но исключая машины), отделило содержание сообщений от процессов в человеческих делах, посредством которых эти сообщения передаются. . Совсем недавно были подняты вопросы относительно адекватности любого отдельного определения термина сообщение в том виде, в каком оно используется в настоящее время. Американский психиатр и ученый Юрген Рюш определил 40 разновидностей дисциплинарных подходов к предмету, включая архитектурные, антропологические, психологические, политические и многие другие интерпретации кажущегося простым взаимодействия, описанного Ричардсом. В целом, если включить такие неформальные коммуникации, как сексуальное влечение и игровое поведение, существует по крайней мере 50 способов межличностного общения, основанных на десятках дискретных интеллектуальных дисциплин и аналитических подходов.

Таким образом, коммуникацию можно анализировать по меньшей мере 50 различными способами.

Викторина «Британника»

Викторина «Первые коммуникации»

Интерес к коммуникации был вызван достижениями в науке и технике, которые по своей природе привлекли внимание к людям как к общающимся существам. Среди первых и наиболее впечатляющих примеров изобретений, ставших результатом технологической изобретательности, были телеграф и телефон, за которыми последовали другие, такие как беспроводное радио и телеобъективы. Развитие популярных газет и периодических изданий, радиовещания, кино и телевидения привело к институциональным и культурным нововведениям, которые позволили эффективно и быстро общаться между несколькими людьми и большими группами населения; эти средства массовой информации несут ответственность за рост и социальную силу нового феномена массовой коммуникации. ( См. также теория информации; обработка информации; телекоммуникационная система. )

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Примерно с 1920 года рост и явное влияние коммуникационных технологий привлекли внимание многих специалистов, которые пытались выделить коммуникацию как особый аспект своих интересов. Психологи в своих исследованиях поведения и психики разработали концепции коммуникации, полезные как для их исследований, так и для некоторых форм терапии. Социологи определили различные формы коммуникации, с помощью которых мифы, стили жизни, нравы и традиции передаются либо из поколения в поколение, либо из одного сегмента общества в другой. Политологи и экономисты признали, что общение многих типов лежит в основе закономерностей социального порядка. Под влиянием новых технологий, особенно высокоскоростных компьютеров, математики и инженеры пытались количественно определять и измерять компоненты передаваемой информации и разрабатывать методы перевода различных типов сообщений в количества или суммы, поддающиеся как их процедурам, так и инструментам. Художники, архитекторы, ремесленники, писатели и другие задавали многочисленные и по-разному сформулированные вопросы об общем влиянии различных типов коммуникации. Многие исследователи, работающие в соответствующих областях своих дисциплин, также искали возможные теории или законы причины и следствия, чтобы объяснить, каким образом определенные виды общения влияют на человеческие наклонности при определенных обстоятельствах, а также причины таких изменений.

В 1960-х годах канадский педагог Маршалл Маклюэн свел интерес к области коммуникации к точке зрения, связывающей многие современные психологические и социологические явления со средствами массовой информации, используемыми в современной культуре. Часто повторяемая идея Маклюэна о том, что «медиа — это сообщение», стимулировала многих кинематографистов, фотографов, художников и других, которые приняли точку зрения Маклюэна о том, что современное общество перешло (или движется) от «печатной» культуры к «визуальной». . Конкретные формы, представляющие наибольший интерес для Маклюэна и его последователей, были связаны со сложными технологическими инструментами, к которым молодежь проявляет особый энтузиазм, а именно с кино, телевидением и звукозаписями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *