Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Предметом изучения экзистенциальной психологии является: Экзистенциальная психология: предметное поле

Экзистенциальная психология: предметное поле

Развитие современной цивилизации обостряет фундаментальные проблемы человеческого существования. Именно человеческое существование — изучение взаимоотношений человека с миром его жизни, его отношение к базовым проблемам существования, таким как смысл жизни, ее конечность и т. д., — становится фактическим предметом экзистенциальной психологии.

Первые определения экзистенциальной психологии, появившиеся в академических учебниках в начальный период ее становления, отличались сдержанностью и скорее формальным характером. Например, Г. Холл и Г. Линдсей указывают: «Экзистенциальную психологию можно определить как эмпирическую науку о человеческом существовании, использующую метод феноменологического анализа» [Холл, Линдсей, 1997, с. 310].

Экзистенциально ориентированные авторы дают более развернутые определения. Так, Якобсен отмечает, что, «используя философию как основание, экзистенциальная психология представляет собой совокупность концептов, теорий и эмпирического знания, описывающих, как человеческие существа взаимодействуют с большими вопросами жизни и как базовые условия управляют нашей жизнью и проявляются в наших повседневных жизненных ситуациях».

Он предлагает следующее определение экзистенциальной психологии: «Экзистенциальная психология — область психологии, которая рассматривает отношение человеческого существа к наиболее сущностным человеческим дилеммам, так называемым большим вопросам жизни. Экзистенциальная психология скорее стремится к тому, чтобы уловить дух и чувство жизни, чем описывать жизнь в рамках системы логических и систематических категорий. Экзистенциальная психология также стремится включить в психологическое понимание базисные философские размышления, в то же время образуя основания для экзистенциальной терапии, консультирования и коучинга» [Jacobsen, 2007, p. 1].

Одна из первых попыток определения предметной области экзистенциальной психологии в отечественной литературе принадлежит Д. А. Леонтьеву. Анализируя ее философские, феномен оло-гические, онтологические основания, он считает, что экзистенциальная психология — это «психология взаимоотношений человека с жизненным миром, взятым как целое. Она исходит из признания наличия и принципиальной важности общих законов бытия человека в мире, познание которых необходимо для решения любых конкретных проблем» [Леонтьев, 2001, с.

5].

В. Н. Дружинин, автор одной из первых в отечественной литературе работ по экзистенциальной психологии, приводит несколько ее определений, позволяющих обозначить проблемное поле экзистенциальной психологии:

«Экзистенциальная психология — наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти. Она призвана объяснить, почему жизнь человека складывается определенным образом, а не иначе».

«Экзистенциальная психология — наука о разнообразии и типологии человеческих жизней, ибо как все люди уникальны, равно уникальны их жизненные пути».

«Экзистенциальная психология — наука о человеческом сознании и субъективной реальности, которая есть отражение жизни в образе индивидуального жизненного пути» [Дружинин, 2000, с. 5-6].

Довольно часто экзистенциальная психология описывается через фундаментальные проблемы человеческого существования. Так, В. В. Знаков очерчивает предметное поле экзистенциальной психологии через формулировку глобальных проблем человеческого бытия: «жизнь и смерть человека; свобода и детерминизм; моральный выбор и ответственность; общение и одиночество; смысл и бессмысленность, абсурдность существования» [Знаков, 2001, с. 14]. Иногда выделяется какая-то, по мнению специалистов, центральная проблема. Например, Ю. В. Тихонравов определяет главный предмет экзистенциальной психологии как «смысл человеческой жизни, условия его обретения, изменения и утраты» [Ти-хонравов,1998, с. 6].

Таким образом, несмотря на различия в приведенных определениях, проблемное поле экзистенциальной психологии очерчивается довольно определенно.

Новизна и принципиальное отличие экзистенциальной психологии от других, в том числе и современных подходов психологии — в том, что предметом ее внимания становится существование человека, его жизнь в мире с ее вечными вопросами о смысле жизни, свободе и ответственности, о смерти и одиночестве, надежде и отчаянии. Как подчеркивает Р. Мэй, для экзистенциалистов «важны не отдельные психологические реакции, а скорее психологическое бытие человека существующего, который осуществляет свой опыт, то есть они используют психологическую терминологию в онтологическом смысле» [Мэй, 2004, с. 56].

Особенности экзистенциального направления в психологии становятся более очевидными при его сравнении с другими подходами. Наиболее часто это сравнение проводится с гуманистической психологией, в рамках которой (в том числе) зарождается новое направление.

Действительно, А. Маслоу, признанный лидер гуманистического движения, уже в работах 60-х годов начинает формулировать идеи, относящиеся к психологии бытия. В свою последнюю книгу, вышедшую в русском переводе под названием «Дальние пределы человеческой психики», он включает раздел «Заметки по психологии Бытия» (отмечая, однако, их незавершенный характер). В этом разделе он размещает наброски относительно «предмета, проблем, полномочий» психологии бытия. В его представлении эта область направлена на изучение целевых состояний человека, «окончательных состояний», «окончательных переживаний», ценностей совершенства, метамотивации человека. Маслоу формулирует задачи исследования постижения бытия, а также описания его характеристик.

В пространство интересов психологии бытия включаются и «негативные» состояния, если они «могут способствовать постижению истины и реальности» [Маслоу, 1999, с. 139-143].

Для понимания сущности экзистенциального подхода несомненный интерес представляет и работа А. Маслоу под примечательным названием «Чему психология может научиться у экзистенциалистов» (глава в книге «По направлению к психологии бытия»; также публикована отдельной статьей в сборнике «Экзистенциальная психология»).

А. Маслоу подчеркивает два основных момента экзистенциального подхода, представляющих, по его мнению, особый интерес. Первый из них связан с понятием идентичности как сущностной характеристики человеческой природы, которое, как считает Маслоу, возможно, более других экзистенциальных понятий доступно эмпирической работе с ним. Второй акцент он делает на том, что данный подход «в большей мере идет от опытного знания, чем от системы понятий или абстрактных категорий. Экзистенциализм основывается на феноменологии, то есть использует личный, субъективный опыт как основу, на которой строятся абстрактные знания» [Маслоу, 2002, с.

22].

Далее в своих рассуждениях Маслоу останавливается на насущных проблемах психологической науки и практики в понимании человека. Природа человека двойственна — он одновременно актуален и потенциален, наделен «низшим» и «высшим» началом, но «ничто не может быть отброшено, только интегрировано». Мас-лоу пишет о «самости» человека, его ответственности, одиночестве и других экзистенциальных темах. Стоит процитировать еще одно его высказывание, касающееся принципиального момента экзистенциального подхода: «Для психологов чрезвычайно важно, что экзистенциалисты могут связать психологию с глубинной философией, которой сейчас недостает. Логический позитивизм был ошибкой, особенно для клинических психологов и персонологов. В любом случае основные философские проблемы должны быть снова открыты для обсуждения» [Там же, с. 23].

Как уже отмечалось, постепенное развитие идей гуманистической психологии приводит к серьезным расхождениям во взглядах ее представителей. В конце 80-х годов возникает дискуссия, начатая статьей Дж. Роуэна под знаковым названием «Две гуманистические психологии или одна?». В результате полемики о базовых идеях и методологических принципах изучения человека в рамках гуманистического подхода начинает выделяться экзистенциальное направление, которое, разделяя ряд общих представлений, предлагает другой взгляд на развитие и основные проблемы человека.

Д. А. Леонтьев в своей статье «Что такое экзистенциальная психология?» (одной из первых по данной проблематике, появившихся в России) указывает на следующие различия в подходах гуманистической и экзистенциальной психологии.

Основная идея гуманистической психологии, выраженная в работах ее основателей А. Маслоу и К. Роджерса, сводится к тому, что человеку присуща тенденция к самоактуализации как некая внутренняя сила, направляющая его в сторону развития, разворачивания его потенций и возможностей. Экзистенциальные психологи, например Р. Мэй, считают, что такой силы нет, а направление развития определяется выборами, которые делает человек. «Представители экзистенциального направления утверждают, что неправильный выбор, плохое осознание альтернатив, бегство от ответственности за свой выбор — это предпосылки “нездорового” развития, т. е. какой-то однозначно заданной направленности или сущности у человека нет» [Леонтьев, 1997а, с. 41]. Это различие, по мнению специалистов, является принципиальным: речь идет о наличии или отсутствии у человека заданной природы, предза-данности в его развитии. Аналогичную позицию можно найти и у философов: «Никакой предзаданной “человеческой природы” нет. Каждый из нас есть то, чем он может стать в процессе активного и осмысленного проживания своей жизни» [Гуревич, 2009, с. 4].

Позиция экзистенциалистов отражает фундаментальные для них идеи свободы и «самотворения» человека. Одно из самых известных экзистенциальных высказываний — «Существование предшествует сущности» (Сартр) — отражает именно эту позицию: человек своими выборами определяет свое существование и тем самым, через свое существование, определяет самого себя. Наше существование определяет нашу сущность. (Соотношение существования и сущности — экзистенции и эссенции — имеет и другие интерпретации в философии [см., напр.: Шумский, 2010].)

Таким образом, психологи экзистенциального направления считают, что развитие человека определяется его выбором (а не разворачиванием уже заложенного в человеке потенциала), человек творит самого себя, и важнейшим условием его развития является диалог с миром (поэтому человек должен изучаться в контексте, во взаимодействии с окружающим миром).

Отсюда логично вытекает и следующее расхождение в подходах гуманистических и экзистенциально ориентированных психологов, которое Леонтьев демонстрирует через обращение к понятиям «онтология изолированного индивида» и «онтология жизненного мира» (категории, введенные в отечественную психологию Ф. Е. Василюком). Личностно-центрированный подход Маслоу и Роджерса фактически имеет дело с «изолированным индивидом». Человек наделен определенным набором качеств, которые, как уже отмечалось, реализуются и раскрываются в процессе развития. Эта позиция не разделяется теми психологами, которые основываются на том, что человек находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром, в частности экзистенциальными психологами (но не только ими, например, идея «жизненного пространства», объединяющего личность и окружающий мир, впервые высказана К. Левином). Альтернативной единицей анализа и понимания человека в этом мире становится «онтология жизненного мира».

В качестве еще одного значимого расхождения личностно-центрированного и экзистенциального подходов Леонтьев отмечает существующие между ними различия в понимании добра и зла, при этом он ссылается на дискуссию между такими корифеями психологической науки, как Р. Мэй и К. Роджерс. Последний, как уже отмечалось, считал, что природа человека изначально позитивна, а его деструктивные или негативные проявления обусловлены искажением его позитивной природы. С точки зрения экзистенциального подхода, который отстаивал Мэй, не существует никакой априорной предрасположенности человека к добру или злу. Все, в том числе и добро, и зло, определяется выборами, которые делает человек [Леонтьев, 1997а]. 

Якобсен следующим образом обозначает различия и сходства гуманистической и экзистенциальной психологии: «Гуманистическая психология:

  • фокусируется на человеческих потенциях и возможностях,
  •  подчеркивает позитивные измерения жизни,
  • применяет по преимуществу методы феноменологического исследования (изучение человеческой жизни изнутри).

Экзистенциальная психология:

  • фокусируется на сущностных жизненных дилеммах и больших вопросах жизни,
  • подчеркивает как позитивные, так и негативные измерения жизни,
  • применяет по преимуществу методы феноменологического исследования (изучение человеческой жизни изнутри)» [Jacobsen, 2007, р. 21].

Главные различия, по мнению Якобсена, таким образом, связаны с фокусом внимания к тому, что является предметом данной научной дисциплины.

Экзистенциальное направление в психологии: описание подхода, представители

Содержание:

  • Сущность экзистенциальной психологии
  • История возникновения, представители
  • Идеи экзистенциального подхода в психологии
  • Понятие личности в экзистенциальной психологии
  • Методы и техники экзистенциального подхода
  • Видео

Изучением развития жизни человечества и особенностей существования людей занимается экзистенциальная психология. В компетенции этой отрасли психологии находятся проблемы любви и смерти, поиска смысла жизни и возможности выбора.

Экзистенциальный подход

Сущность экзистенциальной психологии

Экзистенциализм в психологии появился благодаря философии. Экзистенциональное течение в психологической науке появилось в 19 веке и не потеряло актуальности сегодня.

Экзистенциальный подход в психологии – это направление, согласно философским основам которого человек является уникальным созданием, жизнь личности представляет научную ценность, потому что она неповторима.

Центральное место в экзистенциальном направлении психологии отводится индивиду. Важные положения экзистенциальной психологии это:

  • Индивид представляет собой активную сущность. Ее бытие вызывает научный интерес.
  • Жизненный путь индивида – это самобытный неповторимый процесс.
  • Человек открыт миру. Он ощущает себя именно в том месте и времени, в которых живет.
  • В своих поступках и действиях человек движим простой потребностью в самореализации. На протяжении всего жизненного пути он развивает свои способности.
  • В выборе ценностей индивид самостоятелен. Способность делать правильный выбор формируется в процессе воспитания.

История возникновения, представители

Гуманистическая психология — кратко и понятно

Внимание! Исследователи не могут точно сказать, кто был основателем нового направления изучения личности в психологии. Экзистенциализм в психологии связывают с идеями Б. Медарда, Л. Бинсвангера, Р. Мэй, А. Ленгле, К. Ясперса. В России представители экзистенциальных психологов – это Ф.И. Достоевский и Л.Н. Толстой.

На протяжении 19 века экзистенциальная психология активно развивалась, у нее формировались узконаправленные отрасли, одной из которых является логотерапия. Это разновидность психотерапии, основоположником которой считают В. Франкла. Как экзистенциальный психолог В. Франкл отличился тем, что все психотерапевтические методы и приемы данного направления проверил на себе. Занятия с ним помогали клиентам найти выход из трудной жизненной ситуации, обрести смысл жизни.

Идеи экзистенциального подхода в психологии

Позитивная психология — что это такое

Основными определениями в экзистенциальном подходе являются поиск смысла, свобода, выбор, сознание, ответственность, осознание смерти. Пограничной наукой для экзистенциализма выступает философия, откуда и взяты его основные идеи:

  • Потребность и способность к непрерывному саморазвитию и обучению определяется свободной волей личности;
  • Человек стремится познать себя и свой внутренний мир;

Познание своего внутреннего мира

  • Мощным ресурсом для реализации творческого потенциала личности является принятие смертной природы человека;
  • Для полноценной жизни человеку необходимо сформулировать цель своего существования.

Понятие личности в экзистенциальной психологии

Специальная психология — что это такое

Экзистенция – это в психологии неповторимость и уникальность личности. Этот подход не ограничивает изучение личности только настоящим. Настоящее – это короткий миг, который дает лишь краткую информацию о личности. Чтобы индивидуальность стала понятной, необходимо заглянуть в прошлое человека, а также узнать его планы на ближайшее и отдаленное будущее.

Дополнительная информация. Консультирование в рамках этого подхода основывается на изучении процесса личностного развития. В других школах психологии на первый план в решении личностных проблем выходят черты характера.

Методы и техники экзистенциального подхода

Экзистенциальное направление в психологии можно считать научным, потому что у него есть свои объект, предмет, методы исследования и специфические приемы работы.

Внимание! Все методы и психотерапевтические техники данного подхода отличаются аутентичностью. Психолог не просто дает клиенту выговориться, он становится для него наставником. В основе сотрудничества специалиста и клиента лежат личное участие и заинтересованность.

Чтобы психотерапевтический процесс был эффективным, специалисту нужно установить доверительные отношения с клиентом. Это выводит процесс консультирования на новый уровень: клиент признает свои проблемы. Согласно принципам экзистенциального подхода, выход из вакуума начинается в тот момент, когда человек осознает, где он ошибся, что делал не так. Накопленный опыт помогает поставить цель и продумать путь ее достижения.

Наиболее распространенными методами работы экзистенциальных психологов являются:

  • Техника «Ценность времени». Через открытый диалог с клиентом психотерапевт учит его ценить время, рационально его использовать.

Ценность времени

  • Методика определения способов уклонения от ответственности. В основе нее лежит анализ привычных стереотипов поведения личности. Психолог учит клиента брать на себя ответственность за собственные неудачи и плохое настроение. В результате психотерапевтической работы нормализуются отношения клиента с родственниками и коллегами.
  • Техника «Работа с механизмами защиты личности». Она направлена на трансформацию неадекватных механизмов личностной защиты в рациональные способы достижения цели.
  • Методика работы со сновидениями позволяет выявить фобии и внутриличностные конфликты человека.
  • Методика «Недолговечность» помогает понять тревогу пациента за свою жизнь и состояние здоровья через описание клиентом признаков заболевания. Данный метод работы позволяет человеку спокойно принять тот факт, что по достижению взрослости начинается процесс старения организма.
  • Техника «Столкновение с реальностью» предназначена для того, чтобы изменить отношение клиента к неприятным событиям в его жизни. Психолог помогает человеку выделить те сферы жизни, которые можно изменить. При этом он показывает, что существуют такие стороны жизни, воздействовать на которые люди не в силах.
  • Методика работы с чувством вины. Ошибки и неудачи снижают у человека уверенность в себе. Низкая самооценка порождает чувство вины, которое тормозит процесс личностного развития. Коррекционная работа ведется в группе с использованием притч и тренинговых упражнений.
  • Техника «Принятие решений». Она используется в работе с неуверенными в себе людьми. Психолог учит клиента продумывать несколько вариантов развития ситуации и выбирать оптимальный.
  • Методика «Переопределение проблемы» основана на углубленном понимании человеком проблемы с помощью многократного объяснения ее разными фразами и формулировками. В результате клиент сам продуцирует комплексное видение проблемы и находит способы ее решения.

Внимание! В зависимости от запроса клиента и выявленных у него проблем, психотерапевт выбирает те или иные методы работы. Форма коррекционной терапии может быть как групповой, так и индивидуальной.

Экзистенциальный подход в психологии не теряет актуальности, так как обретение жизненной цели и смысла деятельности крайне важно для любого человека. Работа с психотерапевтом в рамках этого подхода помогает клиенту преодолеть страх смерти, научиться ценить жизнь и замечать в ней прекрасное.

Ценность жизни

Видео

Автор:

Верa Пyстoвидкo

Экзистенциальная терапия | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Экзистенциальная терапия фокусируется на свободе воли, самоопределении и поиске смысла, часто сосредотачиваясь на человеке, а не на его симптомах. Подход подчеркивает способность человека делать рациональный выбор и развивать свой максимальный потенциал. Некоторые практикующие врачи считают экзистенциальную терапию ориентацией на терапию, а не отдельной модальностью как таковой. Этот тип терапии часто полезен для пациентов, которые испытывают экзистенциальную угрозу или страх, когда безопасность и идентичность чувствуют себя в опасности.

Экзистенциальная терапия основана на работах философов Фридриха Ницше и Серена Кьеркегора, в которых природа человека является центральной философской проблемой. Другие теоретики, такие как Мартин Хайдеггер, внесли свой вклад в экзистенциализм; и гораздо позже Отто Ранк применил эту философию к лечебному процессу терапии.

Экзистенциальный подход подчеркивает, что:

  • Все люди обладают способностью к самосознанию.
  • Каждый человек имеет уникальную личность, которую можно узнать только через отношения с другими.
  • Люди должны постоянно воссоздавать себя, потому что смысл жизни постоянно меняется.
  • Беспокойство является частью человеческого состояния.
Содержимое
  • Когда это используется
  • Что ожидать
  • Как это работает
  • Что искать в экзистенциальном терапевте

Когда это используется

Экзистенциальная терапия может быть полезна при лечении психологических проблем, которые, как считается, являются результатом подавленной способности делать подлинный, осмысленный и самостоятельный выбор. Вмешательства часто направлены на повышение самосознания и самопонимания. Экзистенциальные психотерапевты пытаются понять и облегчить множество симптомов, включая чрезмерную тревогу, апатию, отчуждение, нигилизм, избегание, стыд, зависимость, отчаяние, депрессию, вину, гнев, ярость, негодование, озлобленность, бесцельность, психоз и насилие. Они также сосредотачиваются на улучшающих жизнь переживаниях, таких как отношения, любовь, забота, приверженность, мужество, творчество, сила, воля, свобода действий, присутствие, духовность, индивидуализация, самоактуализация, подлинность, принятие, трансцендентность и благоговение.

Что ожидать

Экзистенциальная психотерапия использует ряд подходов, но основные темы сосредоточены на концепциях ответственности и свободы. Терапевты помогают вам найти смысл перед лицом беспокойства, выбирая думать и действовать ответственно и противостоять негативным внутренним мыслям, а не сосредотачиваться на внешних силах, таких как давление общества или удача. Поощрение творчества, любви, подлинности и свободы воли — общие пути, которые помогают вам двигаться к трансформации. Точно так же при лечении зависимостей экзистенциальный терапевт учит человека сталкиваться с беспокойством, которое может облегчить злоупотребление, и побуждает его брать на себя ответственность за свою жизнь. Цель: принимать более осознанные решения о том, как жить, опираясь на творчество и любовь, вместо того, чтобы позволять внешним событиям определять свое поведение.

Как это работает

Эта практика — из-за сосредоточенности на существовании и цели — иногда воспринимается как пессимистичная, но она должна быть позитивным и гибким подходом. В своих лучших проявлениях, по словам философа 20-го века Пола Тиллиха, экзистенциальная психотерапия справедливо и честно противостоит «главным заботам» жизни, включая одиночество, страдание и бессмысленность. Конкретные опасения коренятся в опыте каждого человека; современный экзистенциальный психотерапевт Ирвин Ялом утверждает, что универсальные проблемы — это смерть, изоляция, свобода и пустота.

Экзистенциальная терапия фокусируется на беспокойстве, которое возникает, когда вы сталкиваетесь с этими врожденными конфликтами, и роль терапевта состоит в том, чтобы способствовать личной ответственности за принятие решений. Ялом, например, воспринимал терапевта как «попутчика» по жизни, и он использует эмпатию и поддержку, чтобы добиться понимания и выбора. А поскольку люди существуют в присутствии других, реляционный контекст групповой терапии является эффективным подходом, утверждает он. Основной вопрос, который решается в этом виде терапии, звучит так: «Как мне существовать перед лицом неопределенности, конфликта или смерти?»

Хотя экзистенциальная терапия может быть основана на теории, она также полностью практична. Некоторые считают это исследованием жизни пациента и того, что он переживает, открытием цели, смысла, того, кто вы есть, и определением среди других вечных затруднений существования.

Что искать в экзистенциальном терапевте

Проверьте своего потенциального терапевта лично, по видеосвязи или по телефону. Во время этого начального знакомства спросите терапевта:

  • Как они могут помочь с вашими проблемами
  • Если они сталкивались с проблемой такого типа до
  • Опишите их процесс
  • Лечение временной шкалы

В дополнение к обучению в области психического здоровья экзистенциальные терапевты часто имеют опыт работы в области философии. Лицензия варьируется от штата к штату, но многие экзистенциальные терапевты, например, имеют ученые степени в области психологии или консультирования. Они также выполняют дополнительные полевые исследования в области экзистенциальной терапии под наблюдением.

Ссылки

Национальный центр биотехнологической информации

Американская психологическая ассоциация

Центр экзистенциальной психотерапии Южной Калифорнии

Центр экзистенциальной психотерапии Южной Калифорнии

Последнее обновление: 02.09.2022

Экспериментальная экзистенциальная психология — Психология

Введение

Экзистенциальная психология была разработана в попытке понять, как люди справляются с реалиями существования. Это включает в себя то, как люди думают о себе (например, самосознание), как они относятся к другим, как они создают осмысленную и приносящую удовлетворение жизнь и как они справляются с тревогами, связанными с неизбежностью смерти. Экзистенциальная традиция возникла в области психологии в конце XIX в.ХХ века в ответ на психоаналитическую мысль Фрейда. Например, Отто Ранк был одним из первых теоретиков, предложивших экзистенциальную перспективу для понимания человеческого поведения, утверждая существование как страха жизни, так и страха смерти в человеческом развитии и в отношениях людей с другими (см. Ранк 1936, цитируется в разделе «Близкие отношения»). ). Аналогичные рассуждения можно увидеть у Франкла 1959 г. (цитируется в разделе «Значение») о значении и страдании, в мае 1953 г. (цитируется в разделе «Психопатология») о тревоге и одиночестве и у Фромма 19.41 (цитируется в разделе «Свобода») о стремлении к свободе и уклонении от нее, а также в Becker 1973 (цитируется в разделе «Политика»), Lifton 1979 (цитируется в разделе «Творчество и исследование») и Yalom 1980 (цитируется в разделе «Большая пятерка» экзистенциальных проблем). Для Ялома главной заботой людей является их противостояние осознанию смертности. Хотя люди могут пытаться избегать мыслей о смерти, бессмысленности, свободе и экзистенциальной изоляции, эти беспокойства нельзя отбросить в сторону, влияя на мотивацию и поведение, осознают это люди или нет. К сожалению, большая часть работ по психологии в 20-м веке не исследовала экзистенциальные проблемы, учитывая, что они были слишком расплывчатыми и субъективными, чтобы их можно было изучать научными методами. С возникновением социальной психологии в 19 в.Однако в 50-х и 1960-х годах многие теоретики и исследователи признали, что можно экспериментально исследовать, как на людей влияет самосознание, наряду с дилеммами существования. Целью этой статьи является обзор исследований экспериментальной экзистенциальной традиции в психологии за последние тридцать лет. Это начнется с обсуждения пяти основных проблем: смерть, свобода, идентичность, изоляция и смысл. После этого будет представлен обзор теории и исследований по управлению терроризмом (см. «Смерть и экспериментальная экзистенциальная психология»), поскольку на сегодняшний день это наиболее сложный и эмпирически подтвержденный подход в экспериментальной экзистенциальной психологии. Наконец, учитывая, что исследователи в этой области активно изучают широкий спектр экзистенциальных проблем, в разделе «Дополнительные исследования» будут рассмотрены такие темы, как сходство человека и животных, здоровье, психопатология, духовность, межличностные отношения и межгрупповые конфликты.

Экзистенциальные проблемы «большой пятерки»

Ялом 1980 утверждает, что людям приходится сталкиваться с четырьмя экзистенциальными проблемами: смертью, изоляцией, свободой и смыслом. Хотя люди могут прожить жизнь незатронутыми этими тревогами, Ялом предположил, что они находятся в подсознании каждого и могут всплыть на поверхность в тот или иной момент (например, конфронтация с собственной смертностью, крах схемы, обеспечивающей смысл) . Самый опасный вопрос, по Хайдеггеру 1962, Kierkegaard 1957 и May 1957 — это осознание и неизбежность личной смерти. С экзистенциальной точки зрения этот конфликт возникает из-за повышенной значимости смертности в сочетании с одновременным желанием продолжения существования. Вторая проблема связана с изоляцией; то есть неспособность полностью соединиться с другим человеком. Этот атрибут тесно связан со смертью, поскольку люди вступают в существование в одиночестве и сами должны покинуть его. Рисунок из Buber 1970 и Fromm 1956, динамический конфликт здесь происходит между осознанием фундаментальной изоляции от других и желанием слиться и стать частью большего целого. В-третьих, хотя свобода обычно считается положительным понятием, согласно Сартру 1956, она относится к полному отсутствию внешней структуры в жизни. Ожидается, что люди сами создадут себя и мир вокруг себя. Но в то же время они осознают, что под ними нет почвы (т. е. случайности, небытия). Конфликт возникает из осознания людьми свободы и беспочвенности и в то же время жажды какой-то структуры. Наконец, Франкл 1972 предполагает, что люди — существа, ищущие смысл. Это проявляется в способности людей видеть закономерности в случайных раздражителях или воспринимать целые объекты, когда они представлены как незавершенные. Точно так же, как люди пытаются организовать случайные стимулы, экзистенциальная точка зрения предполагает, что люди ищут закономерность, объясняющую осмысленное существование. Совсем недавно Гринберг и соавт. 2004 и Pyszczynski, et al. 2015 предложили пятую проблему для людей: идентичность. Это связано с четким пониманием того, кто вы есть и как вы вписываетесь в мир. Его отличают ограниченное самопознание, отсутствие четких границ между собой и другими и/или переживание конфликтов внутри человека (например, самоконтроль). В следующих разделах каждая из этих тем рассматривается более подробно, а также обсуждаются эмпирические данные в этой области.

  • Бубер, М. 1970. Я и ты . Перевод В. Кауфмана. Нью-Йорк: Чарльз Скрибнер.

    Основная идея этой книги заключается в том, что люди находят смысл в своих отношениях с другими. Согласно Буберу, конечные отношения — это отношения с Богом (то есть с Вечным Ты).

  • Франкл, В. 1972. Чувство бессмысленности: вызов психотерапии и философии . Милуоки, Висконсин: Marquette Univ. Нажимать.

    Сборник статей, посвященных поиску человеком смысла. Франкл утверждает, что даже если наши основные потребности удовлетворены, экзистенциальные заботы могут помешать людям жить полной жизнью.

  • Фромм Э. 1956. Искусство любить . Нью-Йорк: Харпер и Роу.

    Согласно Фромму, люди ищут романтической любви и брака (частично) из-за чувства отчуждения и одиночества. Однако это трудно сделать, если человек не разовьет целостную личность, не испытает любви к ближнему и не проявит истинного смирения и дисциплины.

  • Гринберг Дж., С. Л. Коул, Т. Пыщински. 2004. Справочник по экспериментальной экзистенциальной психологии . Нью-Йорк: Гилфорд.

    Вклад выдающихся ученых в области психологии, обеспечивающий широкий обзор многих экзистенциальных проблем и эмпирических исследований по состоянию на 2004 г. Включает главы, посвященные объективации, отношениям между человеком и природой, принятию риска, религии, морали, ностальгии, самоанализу. идентификация, свобода воли, автономия и другие темы.

  • Хайдеггер, М. 1962. Бытие и время . Перевод Дж. Маккуорри и Э. Робинсона. Лондон: Блэквелл.

    Эта работа Хайдеггера, разделенная на две части, стремится определить временность существования и идею времени как предела в вопросе о смысле бытия.

  • Кьеркегор, С. 1957. Концепция страха . Перевод У. Лоури. Принстон, Нью-Джерси: Принстонский университет. Нажимать.

    Для Кьеркегора тревога или «ужас» являются результатом свободы делать то, что мы хотим, даже при самых ужасающих возможностях (то, что он называл «головокружением свободы»). У нашего беспокойства есть преимущества, поскольку оно информирует нас о нашем выборе, приводит к самосознанию и личной ответственности и увеличивает сознательную саморефлексию.

  • Май, Р. 1957. Значение тревоги . Нью-Йорк: В. В. Нортон.

    Эта книга предполагает, что переживание беспокойства необходимо человечеству (например, для повышения творческого потенциала, обострения чувств, сохранения человеческого существования и т. д.). Мэй утверждает, что тревога может способствовать самореализации, сталкиваясь с ней и справляясь с ней.

  • Пищинский Т., Д. Салливан и Дж. Гринберг. 2015. Экспериментальная экзистенциальная психология: жизнь в тени фактов жизни. В Справочник АПА по психологии личности и социальной психологии . Том. 1, Отношения и социальное познание . Под редакцией М. Микулинцера и П. Р. Шейвера, 279–308. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

    Обзор теории и исследований последствий экзистенциальной угрозы, включая ее историю и текущее состояние, по состоянию на 2015 год. Перевод Х. Э. Барнса. Нью-Йорк: Философская библиотека.

    Этот взгляд на экзистенциализм фокусируется на сознании бытия, свободе и ответственности, недобросовестности (т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *