поиск пути – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
УДК 159.9 Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2012. Вып. 2
Н. В. Гришина
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПОИСК ПУТИ
Понимание логики развития такой научной области, как психология, требует учета не только собственно научных тенденций, но и особенностей социального контекста изменяющейся реальности. Развитие психологии, ее прикладных и практических областей всегда было неразрывно связано с проблемами текущего времени. Именно вызовы социальной реальности часто становились стимулом к новым поискам психологов, к новым поворотам психологической науки и практики.
Под влиянием стремления к созданию «объективной» науки в психологии на начальных этапах ее становления сформировалась научная идеология, утверждавшая «господство позитивистской эпистемологии», в соответствии с которой «факты «даны» в окружающей действительности», а «подлинно научный критерий — это эксперимент» [1, с. 218]. На ее основе складывается строгий канон научных исследований, а наука начинает отождествляться с определенными стратегиями и методами исследования. Всё, что не соответствует этому канону, остается за рамками науки — и это существенно сужает проблемное поле исследований человека. Следствием данного подхода становится фактический отказ от обсуждения сущностных вопросов психологии, нечто «вроде молчаливого компромисса, когда мы избегаем иметь дело с вопросами, касающимися сущности законов, к которым имеет отношение наша дисциплина, и все сводим к способу их проверки» [1, с. 218].
Нарастающий в психологической науке протест против ухода от «сущностных вопросов» приводит к появлению «третьей волны» в психологии — гуманистического подхода. Описывая эту новую психологию, Н. Смит отмечает, что она «посвящена вопросам самоактуализации, креативности, любви, автономии, «Я»-существования, радости и печали, смысла, удовлетворения потребностей, предназначения и выбора», и даже если названные понятия не являются до конца определенными, «эти темы звучат более приближенно к реальной жизни, чем те, что предлагает психология, которую интересуют вопросы выработки условных реакций у крыс или голубей, и более интригующе, чем такие темы, как научение, восприятие и мотивация, «нейронные основы» поведения, «психические» измерения, методология исследований или «обработка информации», которым обычно посвящены обзорные курсы психологии. Более того, возможно, они звучат именно так, как, по предположению человека, собирающегося заняться изучением психологии, и должны звучать темы, которые рассматривает эта наука» [2, с. 116].
Хотя истории гуманистической психологии еще предстоит быть написанной — по крайней мере, для отечественного читателя — в психологической литературе можно найти немалое число высказываний, относящихся к ее сильным и слабым сторонам. Так или иначе, очевидно, что «гуманистическая психология способствовала оформлению тех изменений, которые уже назрели в психологической мысли» и в целом оказала влияние на развитие психологии ХХ в.: «Косвенным образом развитие гуманистической психологии способствовало оживлению интереса к исследованию сознания и в рамках академической психологии, поскольку гуманистическая психология стоит у истоков движения когнитивной психологии. Основатель когнитивной психологии
Ульрик Найссер отмечал, что на него «»самое сильное влияние оказал дух гуманистической психологии. Собственно, когнитивный подход и есть гуманистический взгляд на организм человека»» [3, с. 480].
Со временем, однако, развитие идей гуманистической психологии и внутренняя дискуссия в рамках гуманистического направления приводят к постепенному расхождению взглядов ее представителей, которое было столь значительным, что вызвало серьезную полемику, начатую статьей под примечательным названием «Две гуманистические психологии или одна?» (см. [4, с. 41]). В результате дискуссии о базовых идеях и методологических принципах изучения человека в рамках гуманистической психологии выделяется экзистенциальное направление, которое, разделяя ряд ее общих представлений, предлагает иной взгляд на развитие и основные проблемы человека.
Прошедшие с тех пор десятилетия отмечены ростом влияния экзистенциальных подходов, которые, по мнению ряда специалистов, в перспективе претендуют на лидирующие, авангардные позиции в науке. «История психологии ХХ в. представляет собой последовательную смену научных теорий, исследовательских подходов к изучению психики. В конце столетия наиболее ярким проявлением этого оказалось смещение интересов большой части психологов с когнитивной парадигмы на экзистенциальную, переход от изучения отдельных психических процессов и явлений к анализу целостных ситуаций человеческого бытия» [5, с. 122].
Появление и укрепление новых векторов развития психологии имеет свою историю и свои основания. Нельзя отрицать, что гуманистическая психология оказалась достаточно чуткой к проблемам своего времени. Однако, перефразируя известное высказывание В. Франкла («У каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя психотерапия» [6, с. 24]), можно сказать: у каждого времени свои проблемы, и каждому времени требуется своя психология. Перемены в социальной реальности изменяют отношения человека с окружающим миром, устраняя одни проблемы и порождая другие. Потому психологические описания проблем человека, равно как и его личностных особенностей, оказываются релевантными для одного времени и не отвечают реальности другого.
Приведенное выше высказывание Д. и С. Шульцев о том, что гуманистическая психология в свое время оформила уже назревшие в психологии идеи, можно в полной мере отнести и к экзистенциальной психологии. И. Ялом, автор «Экзистенциальной психотерапии» [7], работы, которая стала для отечественных специалистов первым открытием данной тематики, пишет, что экзистенциальная психология сформировалась под влиянием трех основных научных традиций: экзистенциальной философии, экзистенциального анализа и гуманистической психологии.
Дж. Гринберг, С. Куул и Т. Пижински, составители и редакторы уникального издания по экспериментальной экзистенциальной психологии, считают, что экзистенциальное движение возникло в свое время во многом как реакция на ортодоксальный фрейдизм. Отто Ранк был первым теоретиком, включившим экзистенциальные концепты — страх перед смертью и страх перед жизнью — в широкую теоретическую концептуализацию человеческого поведения, анализ развития в детстве и на протяжении жизни. Европейские ученые, такие как Л. Бинсвангер, М. Босс и В. Франкл, развивают идеи экзистенциального анализа, указывают на необходимость поиска основ человеческого поведения в феноменологическом мире субъекта. К. Хорни описывает образ будущего как важнейшую детерминанту поведения. Э. Фромм анализирует поиск и бегство от свободы.
61
К. Роджерс делает акцент на аутентичности, А. Маслоу — на самоактуализации. Среди современных ученых авторы выделяют Р. Лэйнга, Э. Беккера, Р. Лифтона и И. Ялома [8, р. 6]. Я бы добавила к этому перечню имена Р. Мэя и А. Лэнгле.
Экзистенциальная психология является ответом на очевидную необходимость выхода психологической науки на новый уровень описания проблем человека, его взаимоотношений с окружающим миром. Потребность в новом уровне описания проблем человека обусловлена тем, что традиционная психология не может объяснить феномены, выходящие за пределы «заданности» психологическими и ситуационными характеристиками. Считается, что экзистенциальный подход — в гуманитарной науке и культуре в целом — возникает как ответ на кризисы современного общества, а в психологии определяет необходимость развития тех областей, которые отвечали бы потребностям своего времени.
Экзистенциальные, «философские» вопросы человеческого существования все острее встают сегодня перед человеком, что в немалой степени является следствием изменений социального контекста жизни людей. Наиболее фундаментальное из них — это переход от относительной стабильности общества к нынешней «текучей реальности», для которой характерны рост неопределенности, снижение роли внешних детерминант поведения и соответствующее усиление внутренней детерминации, самодетерминации поведения человека, фактически осуществляемый им выбор своего жизненного сценария и — как следствие — ответственность человека за свое собственное существование. Э. Фромм в свое время сформулировал эту проблему как онтологический вызов: «Жизнь не может быть «прожита» путем простого повторения модели своего вида. Человек должен жить сам. …Человек — единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему, которую он должен разрешить и от которой он не может избавиться» [9, с. 445].
Психологи экзистенциального направления считают, что развитие человека определяется его выбором (а не разворачиванием уже заложенного в нем потенциала), человек творит самого себя, и важнейшим условием его развития является диалог с миром (поэтому человек должен изучаться в контексте, во взаимодействии с окружающим миром). Развитие современной цивилизации в определенном смысле обостряет фундаментальные проблемы человеческого существования. Фактическим предметом экзистенциальной психологии становится изучение взаимоотношений человека с миром его жизни, а ее центральная проблема часто формулируется как смысл жизни, факторы утраты смысла, а также условия и механизмы его восстановления. Так, В. Н. Дружинин, автор одной из первых в отечественной литературе работ по экзистенциальной психологии, определял экзистенциальную психологию как науку «о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти», «о разнообразии и типологии человеческих жизней», «о человеческом сознании и субъективной реальности, которая есть отражение жизни в образе индивидуального жизненного пути» [10, с. 6].
Понятие «экзистенция» — «существование» — специалисты предпочитают использовать без перевода, оставляя за ним значение именно человеческого существования (в отличие, например, от существования предметов материального мира), притом существования особого, глубинного (в отличие от повседневного, рутинного).
Многозначительно происхождение слова «экзистенция»: от латинского exisistere, буквально означающего «не сдаваться, подниматься на борьбу». Это значение созвучно идеям современной экзистенциальной психологии, предполагающей, что бытие не
62
дается человеку автоматически, оно выбирается человеком и нуждается в утверждении, подтверждении.
Медард Босс (экзистенциальный аналитик, по общему признанию оказавший влияние на становление экзистенциального подхода в психологии) перечисляет следующие семь фундаментальных характеристик человеческого существования: 1) пространство — «человеческие существа живут в пространстве»; 2) время — «человеческие существа живут во времени»; 3) телесность — «человеческие существа раскрываются через свое тело»; 4) социальность мира — «человеческие существа живут в разделяемом мире»; 5) «настроенность» — «человеческие существа всегда пребывают в определенном настроении, в определенной психологической атмосфере»; 6) исторический контекст — «человеческие существа живут в историческом контексте»; 7) характеристика, именуемая в экзистенциальной литературе «бытие-к-смерти» — «человеческие существа живут с осознанием собственной смерти». Эти базовые условия, которые могут быть названы экзистенциалами, являются ключевыми факторами жизни каждого [11, р. 12-13].
Проблемное поле экзистенциальной психологии определяется содержанием экзистенциальных проблем человека, которые и находятся в центре внимания теоретического анализа и практической работы экзистенциально ориентированных психологов.
Экзистенциальные проблемы человека имеют свои принципиальные особенности, отличающие их от других психологических проблем. Прежде всего, экзистенциальные проблемы носят универсальный характер, т. е. постоянно присутствуют в жизни человека, независимо от того, переживает ли он их в данный момент и осознает ли эти проблемы вообще; кроме того, их универсальность проявляется в том, что все люди открыты этим проблемам и находятся перед необходимостью их решения. Экзистенциальные проблемы имеют фундаментальный характер, поскольку они затрагивают самые сущностные вопросы человеческого существования, а потому их решение оказывает сильное влияние на психологическое благополучие и здоровье человека. Особенностью экзистенциальных проблем является также то, что они не имеют разового решения. Психологическая проблема человека, даже сложная, может быть успешно решена, после чего человек к ней не возвращается. Экзистенциальные проблемы — это вызовы, которые требуют постоянного ответа. На каждом жизненном этапе в силу жизненных событий или возрастных изменений мы должны находить соответствующие нашему уровню зрелости ответы. Экзистенциальные психологи исходят из того, что человек всегда существует в процессе становления. Цель становления — реализовать всю полноту бытия. В сущности, в этом и состоит «функция» экзистенциальных проблем — они для того и существуют в нашей жизни, чтобы служить вызовом, «тревожить», заставлять перепроверять и пересматривать жизненные приоритеты и отношения (см. подробнее: [12]).
Цели и задачи, которые ставит перед собой экзистенциальная психология, требуют соответствующих методологических и методических решений. Так, в рамках экзистенциальных подходов присутствует осознание и утверждение своеобразия психологии как науки, недопустимости копирования образцов других наук. Еще одна важнейшая особенность экзистенциальной психологии — это опора на феноменологический подход как основную методологию теоретических и эмпирических исследований. Феноменологический подход часто ассоциируется с описательными подходами в психологии, поскольку представляет собой «описание данных (буквально — «данностей»)
63
непосредственного опыта» [13, с. 309]. Однако именно феноменологический подход был методологической основой анализа психологических явлений в гештальтпсихологии, которая является одним из наиболее развитых экспериментальных подходов в психологии. В школе гештальтпсихологии феноменология использовалась для описания психических процессов, но не личностных проявлений. Экзистенциальная психология переносит феноменологический подход на уровень описания личности, анализируя такие феномены, как свобода, независимость, смыслы существования и т. д.
Поскольку предметом экзистенциальной психологии является существование человека, его «бытие-в-мире», ее исходным тезисом выступает положение о неразрывности индивида и мира (когда-то выраженное К. Левином в понятии «жизненное пространство»). Его принятие требует поиска нового языка и новых единиц описания и изменения методологической позиции, перехода от «онтологии изолированного индивида» к «онтологии жизненного мира» (термины, введенные Ф. Е. Василюком). Различия принципиальны: первая точка зрения исходит из того, что «человек вступает во взаимодействие с миром, уже будучи наделенным определенным набором качеств», а «онтология жизненного мира» предполагает, что «только во взаимодействии с миром человек обретает свои сущностные характеристики» [4, с. 44—45].
Еще одной особенностью экзистенциальной психологии является расширение диапазона методического инструментария. Исследовательские методы психологии, сложившиеся в классический период ее развития, во многом заимствованные из естественнонаучной исследовательской парадигмы, не отвечали сложности феноменологии, относящейся к предмету, проблемному полю экзистенциальной психологии. Уже гуманистические психологи отмечали, что невозможность строго измерять сложные психологические феномены не может быть препятствием на пути их изучения. С точки зрения феноменологического подхода описание отдельного случая, отличающееся подлинностью, больше дает для понимания феномена, чем традиционные статистики.
Вместе с тем поиск методических решений остается важной задачей экзистенциальной психологии. Составители фундаментального издания по экспериментальной экзистенциальной психологии отмечают, что на протяжении большей части короткой истории научной психологии сама идея существования подобного направления никогда не рассматривалась как возможная, настолько противоположными мыслились эти два подхода — экспериментальный и экзистенциальный — в широком поле психологии. Экспериментальные психологи, отстаивая строгие научные методы, обращались в своих исследованиях к относительно простым феноменам. Экзистенциальные психологи, напротив, обращались к проблемам человеческого существования и его смыслам, которые в силу своей абстрактности казались недоступными для научных методов. И те и другие критически относились к позиции оппонентов. И. Ялом, один из наиболее влиятельных экзистенциальных психологов и психотерапевтов, язвительно заметил, что в психологических исследованиях «точность результата прямо пропорциональна тривиальности изучаемых переменных. Странный тип науки!» [8, р. 3-4]. Правда, оговариваются авторы, критические суждения Ялома относятся к концу 1970-х годов.
Усиление тенденции к включению экзистенциальных вопросов в современное психологическое теоретизирование и их исследованию, рост влияния экзистенциальных подходов инициировали проведение первой Международной конференции по экспериментальной экзистенциальной психологии в августе 2001 г. в Амстердаме.
64
То, что авторы упомянутого издания называют экспериментальной экзистенциальной психологией, точнее, наверное, было бы назвать эмпирической экзистенциальной психологией, поскольку приводимые данные получены с помощью различных методических подходов, включающих в том числе и собственно эксперименты, например по актуализации страха смерти и его эффектам. Впечатляет разброс вопросов, представленных в издании: от традиционных для экзистенциальной литературы тем смерти, свободы, смысла — до проблем справедливости, переживания ностальгии, остракизма, воли, автономии и др. «Экспериментальные экзистенциальные психологи обращаются к широкому и растущему кругу проблем, включающих сексуальность, отношения человека с природой, религию, мораль, остракизм, коммуникацию, принятие решений и достижение целей» [8, р. 497]. Новизной отличаются не только темы исследований, но и используемые подходы. «Новые научные взгляды обычно требуют нового словаря. Поэтому неудивительно, что многие труды экзистенциалистов кажутся странными для тех, кто воспитан в научных традициях девятнадцатого века. Как новые формы музыки или изобразительного искусства, диссонанс, порожденный словарем экзистенциалистов, будет постепенно уменьшаться и исчезнет» [13, с. 318].
Последнее уточнение, которое стоит сделать, описывая становление и основания экзистенциальной психологии, касается ее общей оценки. К. Холл и Г. Линдсей довольно категорично утверждают: «Было бы неверно… заключить, что экзистенциальная психология в основе своей оптимистична относительно человека. Достаточно немного почитать Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера, Сартра, Бинсвангера или Босса, чтобы понять, что это далеко от истины» [13, с. 314-315]. Однако нет оснований относить вывод авторов к психологии, поскольку они ссылаются на имена философов и психиатров, но не психологов. Более обоснованной представляется позиция У. Колин, которая говорила о Да-экзистенциалистах и Нет-экзистенциалистах. Да-экзистенциалисты — это психологи, представляющие позитивное, оптимистическое мировоззрение [14, с. 28]. Именно этот подход и является основой для экзистенциального подхода в психологии. Как пишет в начале своей книги Б. Якобсен, диагностика психологического нездоровья не является единственной целью психологии. «Психология также должна показывать людям, как можно развивать полноту бытия, как достигать трепетного чувства быть живым, как встречать несчастья и приближаться к состояниям счастья и любви и знанию того, что есть добро и зло в их жизни» [11, р. IX].
Оценка подлинного влияния того или иного направления в науке требует более широкого контекста, чем координаты актуальной ситуации. К. Холл и Г. Линдсей, посвятившие экзистенциальной психологии отдельную главу своего учебника, утверждают: «Каким бы ни было будущее экзистенциальной психологии. ясно, что сейчас она предлагает принципиально новый путь изучения и понимания человека. По этой причине она заслуживает пристального внимания тех, кто серьезно изучает психологию» [13, с. 342].
Подведем итоги. Экзистенциальная психология продолжает лучшие традиции гуманистически ориентированных психологов ХХ в. В центре ее внимания — наиболее острые проблемы, переживаемые человеком, проблемы, связанные с фундаментальными задачами его жизни. Эта обращенность к проблемам своего времени — безусловно, то, в чем нуждается психология. Речь идет о необходимости развития тех областей психологии, которые отвечают потребностям современной ситуации, включая помощь человеку в решении фундаментальных экзистенциальных задач его существования,
65
в полноте реализации им своих жизненных возможностей, что, в свою очередь, предполагает научное исследование и обоснование жизненных стратегий существования человека в этом мире.
Экзистенциальные подходы обеспечивают переход от изучения отдельных психологических реакций к изучению «психологического бытия человека существующего» [15, с. 56]. Именно экзистенциальные подходы открывают возможность преодоления традиционной ориентации психологии исключительно на изучение отдельных психических феноменов, преодоления ограничений, которые связаны с «проблемой игнорирования в психологии онтологических оснований человеческой жизни, когда нивелируются проблемы пространственно-временной развертки бытия, включая проблемы предметности, реальности и действительности мира» [16, с. 47].
Перспективы экзистенциальной психологии — в сфере фундаментальной психологии — связаны с ее ориентацией на разработку онтологической проблематики. В области практической психологии экзистенциальная психология ориентирована на решение жизненных задач, которые современная реальность ставит перед человеком. История становления практической психологии, психологической практики показывает, что по мере своего развития она оказывается перед необходимостью решения все более сложных задач — от помощи человеку в решении проблем адаптации и самореализации до решения экзистенциальных проблем, поиска смысла своего существования (см. подробнее: [17]).
Литература
1. Московичи С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М., 1984.
2. Смит Н. Современные системы психологии. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
3. Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998.
4. Леонтьев Д. А. Что такое экзистенциальная психология? // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева,
B. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 40-54.
5. Знаков В. В. Психология понимания: проблемы и перспективы. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2005.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
7. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Смысл, 1999.
8. Handbook of Experimental Existential Psychology / ed. by Jeff Greenberg, Sander L. Koole, Tom Pyszczynski. New York: Guilford Press, 2004.
9. Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.
10. Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000.
11. Jacobsen B. Invitation to Existential Psychology: A Psychology for the Unique Human Being and Its Applications in Therapy. Chichester: Wiley — Interscience, 2007.
12. Гришина Н. В. Экзистенциальные проблемы человека как жизненный вызов // Вестн.
C.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2011. Вып. 4. С. 109-116.
13. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: КСП+, 1997.
14. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
15. Мэй Р. Открытие Бытия. М.: Изд-во ин-та общегуманитарных исследований, 2004.
66
16. Клочко В. Е. Закономерности движения психологического познания: проблема ценностей и смысла в призме транспективного анализа // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / отв. ред. В. В. Знаков, Г. В. Залевский. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2008.
17. Гришина Н. В. Экзистенциальная психология: поиск смысла и самотрансценденция // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 12 / под ред. Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 15-28.
Экзистенциальная психология: предметное поле
Развитие современной цивилизации обостряет фундаментальные проблемы человеческого существования. Именно человеческое существование — изучение взаимоотношений человека с миром его жизни, его отношение к базовым проблемам существования, таким как смысл жизни, ее конечность и т. д., — становится фактическим предметом экзистенциальной психологии.
Первые определения экзистенциальной психологии, появившиеся в академических учебниках в начальный период ее становления, отличались сдержанностью и скорее формальным характером. Например, Г. Холл и Г. Линдсей указывают: «Экзистенциальную психологию можно определить как эмпирическую науку о человеческом существовании, использующую метод феноменологического анализа» [Холл, Линдсей, 1997, с. 310].
Экзистенциально ориентированные авторы дают более развернутые определения. Так, Якобсен отмечает, что, «используя философию как основание, экзистенциальная психология представляет собой совокупность концептов, теорий и эмпирического знания, описывающих, как человеческие существа взаимодействуют с большими вопросами жизни и как базовые условия управляют нашей жизнью и проявляются в наших повседневных жизненных ситуациях». Он предлагает следующее определение экзистенциальной психологии: «Экзистенциальная психология — область психологии, которая рассматривает отношение человеческого существа к наиболее сущностным человеческим дилеммам, так называемым большим вопросам жизни. Экзистенциальная психология скорее стремится к тому, чтобы уловить дух и чувство жизни, чем описывать жизнь в рамках системы логических и систематических категорий. Экзистенциальная психология также стремится включить в психологическое понимание базисные философские размышления, в то же время образуя основания для экзистенциальной терапии, консультирования и коучинга» [Jacobsen, 2007, p.
Одна из первых попыток определения предметной области экзистенциальной психологии в отечественной литературе принадлежит Д. А. Леонтьеву. Анализируя ее философские, феномен оло-гические, онтологические основания, он считает, что экзистенциальная психология — это «психология взаимоотношений человека с жизненным миром, взятым как целое. Она исходит из признания наличия и принципиальной важности общих законов бытия человека в мире, познание которых необходимо для решения любых конкретных проблем» [Леонтьев, 2001, с. 5].
В. Н. Дружинин, автор одной из первых в отечественной литературе работ по экзистенциальной психологии, приводит несколько ее определений, позволяющих обозначить проблемное поле экзистенциальной психологии:
«Экзистенциальная психология — наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти. Она призвана объяснить, почему жизнь человека складывается определенным образом, а не иначе».
«Экзистенциальная психология — наука о разнообразии и типологии человеческих жизней, ибо как все люди уникальны, равно уникальны их жизненные пути».
«Экзистенциальная психология — наука о человеческом сознании и субъективной реальности, которая есть отражение жизни в образе индивидуального жизненного пути» [Дружинин, 2000, с. 5-6].
Довольно часто экзистенциальная психология описывается через фундаментальные проблемы человеческого существования. Так, В. В. Знаков очерчивает предметное поле экзистенциальной психологии через формулировку глобальных проблем человеческого бытия: «жизнь и смерть человека; свобода и детерминизм; моральный выбор и ответственность; общение и одиночество; смысл и бессмысленность, абсурдность существования» [Знаков, 2001, с. 14]. Иногда выделяется какая-то, по мнению специалистов, центральная проблема. Например, Ю. В. Тихонравов определяет главный предмет экзистенциальной психологии как «смысл человеческой жизни, условия его обретения, изменения и утраты» [Ти-хонравов,1998, с. 6].
Таким образом, несмотря на различия в приведенных определениях, проблемное поле экзистенциальной психологии очерчивается довольно определенно.
Новизна и принципиальное отличие экзистенциальной психологии от других, в том числе и современных подходов психологии — в том, что предметом ее внимания становится существование человека, его жизнь в мире с ее вечными вопросами о смысле жизни, свободе и ответственности, о смерти и одиночестве, надежде и отчаянии. Как подчеркивает Р. Мэй, для экзистенциалистов «важны не отдельные психологические реакции, а скорее психологическое бытие человека существующего, который осуществляет свой опыт, то есть они используют психологическую терминологию в онтологическом смысле» [Мэй, 2004, с. 56].
Особенности экзистенциального направления в психологии становятся более очевидными при его сравнении с другими подходами. Наиболее часто это сравнение проводится с гуманистической психологией, в рамках которой (в том числе) зарождается новое направление.
Действительно, А. Маслоу, признанный лидер гуманистического движения, уже в работах 60-х годов начинает формулировать идеи, относящиеся к психологии бытия. В свою последнюю книгу, вышедшую в русском переводе под названием «Дальние пределы человеческой психики», он включает раздел «Заметки по психологии Бытия» (отмечая, однако, их незавершенный характер). В этом разделе он размещает наброски относительно «предмета, проблем, полномочий» психологии бытия. В его представлении эта область направлена на изучение целевых состояний человека, «окончательных состояний», «окончательных переживаний», ценностей совершенства, метамотивации человека. Маслоу формулирует задачи исследования постижения бытия, а также описания его характеристик. В пространство интересов психологии бытия включаются и «негативные» состояния, если они «могут способствовать постижению истины и реальности» [Маслоу, 1999, с. 139-143].
Для понимания сущности экзистенциального подхода несомненный интерес представляет и работа А. Маслоу под примечательным названием «Чему психология может научиться у экзистенциалистов» (глава в книге «По направлению к психологии бытия»; также публикована отдельной статьей в сборнике «Экзистенциальная психология»).
А. Маслоу подчеркивает два основных момента экзистенциального подхода, представляющих, по его мнению, особый интерес. Первый из них связан с понятием идентичности как сущностной характеристики человеческой природы, которое, как считает Маслоу, возможно, более других экзистенциальных понятий доступно эмпирической работе с ним. Второй акцент он делает на том, что данный подход «в большей мере идет от опытного знания, чем от системы понятий или абстрактных категорий. Экзистенциализм основывается на феноменологии, то есть использует личный, субъективный опыт как основу, на которой строятся абстрактные знания» [Маслоу, 2002, с. 22].
Далее в своих рассуждениях Маслоу останавливается на насущных проблемах психологической науки и практики в понимании человека. Природа человека двойственна — он одновременно актуален и потенциален, наделен «низшим» и «высшим» началом, но «ничто не может быть отброшено, только интегрировано». Мас-лоу пишет о «самости» человека, его ответственности, одиночестве и других экзистенциальных темах. Стоит процитировать еще одно его высказывание, касающееся принципиального момента экзистенциального подхода: «Для психологов чрезвычайно важно, что экзистенциалисты могут связать психологию с глубинной философией, которой сейчас недостает. Логический позитивизм был ошибкой, особенно для клинических психологов и персонологов. В любом случае основные философские проблемы должны быть снова открыты для обсуждения» [Там же, с. 23].
Как уже отмечалось, постепенное развитие идей гуманистической психологии приводит к серьезным расхождениям во взглядах ее представителей. В конце 80-х годов возникает дискуссия, начатая статьей Дж. Роуэна под знаковым названием «Две гуманистические психологии или одна?». В результате полемики о базовых идеях и методологических принципах изучения человека в рамках гуманистического подхода начинает выделяться экзистенциальное направление, которое, разделяя ряд общих представлений, предлагает другой взгляд на развитие и основные проблемы человека.
Д. А. Леонтьев в своей статье «Что такое экзистенциальная психология?» (одной из первых по данной проблематике, появившихся в России) указывает на следующие различия в подходах гуманистической и экзистенциальной психологии.
Основная идея гуманистической психологии, выраженная в работах ее основателей А. Маслоу и К. Роджерса, сводится к тому, что человеку присуща тенденция к самоактуализации как некая внутренняя сила, направляющая его в сторону развития, разворачивания его потенций и возможностей. Экзистенциальные психологи, например Р. Мэй, считают, что такой силы нет, а направление развития определяется выборами, которые делает человек. «Представители экзистенциального направления утверждают, что неправильный выбор, плохое осознание альтернатив, бегство от ответственности за свой выбор — это предпосылки “нездорового” развития, т. е. какой-то однозначно заданной направленности или сущности у человека нет» [Леонтьев, 1997а, с. 41]. Это различие, по мнению специалистов, является принципиальным: речь идет о наличии или отсутствии у человека заданной природы, предза-данности в его развитии. Аналогичную позицию можно найти и у философов: «Никакой предзаданной “человеческой природы” нет. Каждый из нас есть то, чем он может стать в процессе активного и осмысленного проживания своей жизни» [Гуревич, 2009, с.
4].Позиция экзистенциалистов отражает фундаментальные для них идеи свободы и «самотворения» человека. Одно из самых известных экзистенциальных высказываний — «Существование предшествует сущности» (Сартр) — отражает именно эту позицию: человек своими выборами определяет свое существование и тем самым, через свое существование, определяет самого себя. Наше существование определяет нашу сущность. (Соотношение существования и сущности — экзистенции и эссенции — имеет и другие интерпретации в философии [см., напр.: Шумский, 2010].)
Таким образом, психологи экзистенциального направления считают, что развитие человека определяется его выбором (а не разворачиванием уже заложенного в человеке потенциала), человек творит самого себя, и важнейшим условием его развития является диалог с миром (поэтому человек должен изучаться в контексте, во взаимодействии с окружающим миром).
Отсюда логично вытекает и следующее расхождение в подходах гуманистических и экзистенциально ориентированных психологов, которое Леонтьев демонстрирует через обращение к понятиям «онтология изолированного индивида» и «онтология жизненного мира» (категории, введенные в отечественную психологию Ф. Е. Василюком). Личностно-центрированный подход Маслоу и Роджерса фактически имеет дело с «изолированным индивидом». Человек наделен определенным набором качеств, которые, как уже отмечалось, реализуются и раскрываются в процессе развития. Эта позиция не разделяется теми психологами, которые основываются на том, что человек находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром, в частности экзистенциальными психологами (но не только ими, например, идея «жизненного пространства», объединяющего личность и окружающий мир, впервые высказана К. Левином). Альтернативной единицей анализа и понимания человека в этом мире становится «онтология жизненного мира».
В качестве еще одного значимого расхождения личностно-центрированного и экзистенциального подходов Леонтьев отмечает существующие между ними различия в понимании добра и зла, при этом он ссылается на дискуссию между такими корифеями психологической науки, как Р. Мэй и К. Роджерс. Последний, как уже отмечалось, считал, что природа человека изначально позитивна, а его деструктивные или негативные проявления обусловлены искажением его позитивной природы. С точки зрения экзистенциального подхода, который отстаивал Мэй, не существует никакой априорной предрасположенности человека к добру или злу. Все, в том числе и добро, и зло, определяется выборами, которые делает человек [Леонтьев, 1997а].
Якобсен следующим образом обозначает различия и сходства гуманистической и экзистенциальной психологии: «Гуманистическая психология:
- фокусируется на человеческих потенциях и возможностях,
- подчеркивает позитивные измерения жизни,
- применяет по преимуществу методы феноменологического исследования (изучение человеческой жизни изнутри).
Экзистенциальная психология:
- фокусируется на сущностных жизненных дилеммах и больших вопросах жизни,
- подчеркивает как позитивные, так и негативные измерения жизни,
- применяет по преимуществу методы феноменологического исследования (изучение человеческой жизни изнутри)» [Jacobsen, 2007, р. 21].
Главные различия, по мнению Якобсена, таким образом, связаны с фокусом внимания к тому, что является предметом данной научной дисциплины.
Экспериментальная экзистенциальная психология — Психология
Введение
Экзистенциальная психология разработана в попытке понять, как люди справляются с реалиями существования. Это включает в себя то, как люди думают о себе (например, самосознание), как они относятся к другим, как они создают осмысленную и приносящую удовлетворение жизнь и как они справляются с тревогами, связанными с неизбежностью смерти. Экзистенциальная традиция возникла в области психологии в конце XIX в.ХХ века в ответ на психоаналитическую мысль Фрейда. Например, Отто Ранк был одним из первых теоретиков, предложивших экзистенциальную перспективу для понимания человеческого поведения, утверждая существование как страха жизни, так и страха смерти в человеческом развитии и в отношениях людей с другими (см. Ранк 1936, цитируется в разделе «Близкие отношения»). ). Аналогичные рассуждения можно увидеть у Франкла 1959 г. (цитируется в разделе «Значение») о значении и страдании, в мае 1953 г. (цитируется в разделе «Психопатология») о тревоге и одиночестве и у Фромма 19. 41 (цитируется в разделе «Свобода») о стремлении к свободе и уклонении от нее, а также в Becker 1973 (цитируется в разделе «Политика»), Lifton 1979 (цитируется в разделе «Творчество и исследование») и Yalom 1980 (цитируется в разделе «Большая пятерка» экзистенциальных проблем). Для Ялома главной заботой людей является их противостояние осознанию смертности. Хотя люди могут пытаться избегать мыслей о смерти, бессмысленности, свободе и экзистенциальной изоляции, эти беспокойства нельзя отбросить в сторону, влияя на мотивацию и поведение, осознают это люди или нет. К сожалению, большая часть работ по психологии в 20-м веке не исследовала экзистенциальные проблемы, учитывая, что они были слишком расплывчатыми и субъективными, чтобы их можно было изучать научными методами. С возникновением социальной психологии в 19 в.Однако в 50-х и 1960-х годах многие теоретики и исследователи признали, что можно экспериментально исследовать, как на людей влияет самосознание, наряду с дилеммами существования. Целью этой статьи является обзор исследований экспериментальной экзистенциальной традиции в психологии за последние тридцать лет. Это начнется с обсуждения пяти основных проблем: смерть, свобода, идентичность, изоляция и смысл. После этого будет представлен обзор теории и исследований по управлению терроризмом (см. «Смерть и экспериментальная экзистенциальная психология»), поскольку на сегодняшний день это наиболее сложный и эмпирически подтвержденный подход в экспериментальной экзистенциальной психологии. Наконец, учитывая, что исследователи в этой области активно изучают широкий спектр экзистенциальных проблем, в разделе «Дополнительные исследования» будут рассмотрены такие темы, как сходство человека и животных, здоровье, психопатология, духовность, межличностные отношения и межгрупповые конфликты.
Экзистенциальные проблемы «большой пятерки»
Ялом 1980 утверждает, что людям приходится сталкиваться с четырьмя экзистенциальными проблемами: смертью, изоляцией, свободой и смыслом. Хотя люди могут прожить жизнь незатронутыми этими тревогами, Ялом предположил, что они находятся в подсознании каждого и могут всплыть на поверхность в тот или иной момент (например, конфронтация с собственной смертностью, крах схемы, обеспечивающей смысл) . Самый опасный вопрос, по Хайдеггеру 1962, Kierkegaard 1957 и May 1957 — это осознание и неизбежность личной смерти. С экзистенциальной точки зрения этот конфликт возникает из-за повышенной значимости смертности в сочетании с одновременным желанием продолжения существования. Вторая проблема связана с изоляцией; то есть неспособность полностью соединиться с другим человеком. Этот атрибут тесно связан со смертью, поскольку люди вступают в существование в одиночестве и сами должны покинуть его. Рисунок из Buber 1970 и Fromm 1956, динамический конфликт здесь происходит между осознанием фундаментальной изоляции от других и желанием слиться и стать частью большего целого. В-третьих, хотя свобода обычно считается положительным понятием, согласно Сартру 1956, она относится к полному отсутствию внешней структуры в жизни. Ожидается, что люди сами создадут себя и мир вокруг себя. Но в то же время они осознают, что под ними нет почвы (т. е. случайности, небытия). Конфликт возникает из осознания людьми свободы и беспочвенности и в то же время жажды какой-то структуры. Наконец, Франкл 1972 предполагает, что люди — существа, ищущие смысл. Это проявляется в способности людей видеть закономерности в случайных раздражителях или воспринимать целые объекты, когда они представлены как незавершенные. Точно так же, как люди пытаются организовать случайные стимулы, экзистенциальная точка зрения предполагает, что люди ищут закономерность, объясняющую осмысленное существование. Совсем недавно Гринберг и соавт. 2004 и Pyszczynski, et al. 2015 предложили пятую проблему для людей: идентичность. Это связано с четким пониманием того, кто вы есть и как вы вписываетесь в мир. Его отличают ограниченное самопознание, отсутствие четких границ между собой и другими и/или переживание конфликтов внутри человека (например, самоконтроль). В следующих разделах каждая из этих тем рассматривается более подробно, а также обсуждаются эмпирические данные в этой области.
Бубер, М. 1970. Я и ты . Перевод В. Кауфмана. Нью-Йорк: Чарльз Скрибнер.
Основная идея этой книги заключается в том, что люди находят смысл в своих отношениях с другими. Согласно Буберу, конечные отношения — это отношения с Богом (то есть с Вечным Ты).
Франкл, В. 1972. Чувство бессмысленности: вызов психотерапии и философии . Милуоки, Висконсин: Marquette Univ. Нажимать.
Сборник статей, посвященных поиску человеком смысла. Франкл утверждает, что даже если наши основные потребности удовлетворены, экзистенциальные заботы могут помешать людям жить полной жизнью.
Фромм Э. 1956. Искусство любить . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Согласно Фромму, люди ищут романтической любви и брака (частично) из-за чувства отчуждения и одиночества. Однако это трудно сделать, если только человек не разовьет целостную личность, не испытает любви к ближнему и не проявит истинного смирения и дисциплины.
Гринберг Дж., С. Л. Коул, Т. Пыщински. 2004. Справочник по экспериментальной экзистенциальной психологии . Нью-Йорк: Гилфорд.
Вклад выдающихся ученых в области психологии, обеспечивающий широкий обзор многих экзистенциальных проблем и эмпирических исследований по состоянию на 2004 г. Включает главы, посвященные объективации, отношениям человека и природы, риску, религии, морали, ностальгии, самоанализу. идентификация, свобода воли, автономия и другие темы.
Хайдеггер, М. 1962. Бытие и время . Перевод Дж. Маккуорри и Э. Робинсона. Лондон: Блэквелл.
Эта работа Хайдеггера, разделенная на две части, стремится определить временность существования и идею времени как предела в вопросе о смысле бытия.
Кьеркегор, С. 1957. Концепция страха . Перевод У. Лоури. Принстон, Нью-Джерси: Принстонский университет. Нажимать.
Для Кьеркегора тревога или «ужас» являются результатом свободы делать то, что мы хотим, даже при самых ужасающих возможностях (то, что он называл «головокружением свободы»). У нашего беспокойства есть преимущества, поскольку оно информирует нас о нашем выборе, приводит к самосознанию и личной ответственности и увеличивает сознательную саморефлексию.
Май, Р. 1957. Значение тревоги . Нью-Йорк: В. В. Нортон.
Эта книга предполагает, что переживание беспокойства имеет важное значение для человечества (например, для повышения творческого потенциала, обострения чувств, сохранения человеческого существования и т. д.). Мэй утверждает, что тревога может способствовать самореализации, сталкиваясь с ней и справляясь с ней.
Пищинский Т., Д. Салливан и Дж. Гринберг. 2015. Экспериментальная экзистенциальная психология: жизнь в тени фактов жизни. В Справочник АПА по психологии личности и социальной психологии . Том. 1, Отношения и социальное познание . Под редакцией М. Микулинцера и П. Р. Шейвера, 279–308. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Обзор теории и исследований последствий экзистенциальной угрозы, включая ее историю и текущее состояние, по состоянию на 2015 год.
Сартр, Дж. П., 1956. Перевод Х. Э. Барнса. Нью-Йорк: Философская библиотека.
Этот взгляд на экзистенциализм фокусируется на сознании бытия, свободе и ответственности, недобросовестности (т. е. когда люди скрывают свою свободу от самих себя) и близких отношениях с другими. Сартр утверждает, что люди развивают понимание самих себя через осознание того, чем они являются и чем не являются.
Ялом И. 1980. Экзистенциальная психотерапия . Нью-Йорк: Основные книги.
Эта книга, основанная на клиническом опыте, эмпирических исследованиях, философии и смежных дисциплинах, представляет собой всесторонний обзор четырех основных жизненных интересов: смерти, свободы, экзистенциальной изоляции и бессмысленности.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Экзистенциальный подход | NSPC
Экзистенциальный подход прежде всего философский. Он связан с пониманием положения людей в мире и с прояснением того, что значит быть живым. Он также стремится исследовать эти вопросы с восприимчивой, а не догматической позицией: целью является поиск истины с открытым разумом и удивлением, а не подгонка клиента под заранее установленные категории и интерпретации.
Экзистенциальный подход рассматривает человеческую природу как открытую, гибкую и способную к огромному диапазону опыта. Человек находится в постоянном процессе становления. Я создаю себя, как я существую. Нет сущностного, прочного «я», нет заданного определения личности и способностей.
Экзистенциальные мыслители избегают ограничительных моделей, которые классифицируют или навешивают на людей ярлыки. Вместо этого они ищут универсалии, которые можно наблюдать транскультурно. Не существует экзистенциальной теории личности, которая делит человечество на типы или сводит людей к составным частям. Вместо этого есть описание различных уровней опыта и существования, с которыми неизбежно сталкиваются люди.
Выдержки взяты из «Экзистенциальной терапии» (глава 8) Эмми ван Деурзен, изд. The Dryden Handbook of Individual Therapy, London, Sage Publications, 2008.
Экзистенциальная терапия
Всемирная конфедерация экзистенциальной терапии
Предисловие
в совместных усилиях по созданию этого широкого определения. Он был написан в духе инклюзивности и разнообразия, которые характеризуют эту уникальную ориентацию на достижение доступного, краткого, «достаточно хорошего» рабочего определения экзистенциальной терапии. Это определение признает и уважает общую и объединяющую позицию, которая лежит в основе и информирует различные способы понимания и практики экзистенциальной терапии сегодня, не нарушая присущей ей спонтанности, гибкости, творчества и таинственности. Далее следует текущая версия продолжающегося, постоянно развивающегося коллективного квеста.
- Что такое экзистенциальная терапия?
Экзистенциальная терапия – это философски обоснованный подход к консультированию или психотерапии. Он включает в себя очень разнообразный спектр теорий и практик. Экзистенциальную терапию нелегко определить отчасти из-за ее растущего разнообразия. Например, некоторые экзистенциальные терапевты считают этот подход не отдельной и отдельной «школой» консультирования или психотерапии, а скорее отношением, ориентацией или позицией по отношению к терапии в целом. Однако в последние годы экзистенциальная терапия все чаще рассматривается другими как особый и специфический подход к самой себе. В любом случае можно сказать, что, хотя ее трудно формализовать и определить, по своей сути экзистенциальная терапия представляет собой глубоко философский подход, на практике характеризующийся упором на связанность, спонтанность, гибкость и свободу от жесткой доктрины или догмы. Действительно, из-за этих основных качеств многим экзистенциальным терапевтам попытка дать определение кажется противоречащей самой ее природе.
Как и другие терапевтические подходы, экзистенциальная терапия в первую очередь (но не исключительно) касается людей, которые страдают и находятся в кризисе. Некоторые экзистенциальные терапевты вмешиваются таким образом, чтобы облегчить или смягчить такое страдание, когда это возможно, и помочь людям бороться с неизбежными жизненными проблемами более осмысленным, полноценным, аутентичным и конструктивным образом. Другие экзистенциальные терапевты менее ориентированы на симптомы или проблемы и вовлекают своих клиентов в широкомасштабное исследование существования, не предполагая каких-либо конкретных терапевтических целей или результатов, направленных на исправление когниций и поведения, смягчение симптомов или устранение недостатков. Тем не менее, несмотря на их значительные теоретические, идеологические и практические различия, экзистенциальные терапевты разделяют особое мировоззрение, основанное на философии, которое отличает их от большинства других современных практиков.
Экзистенциальная терапия обычно состоит из поддерживающего и совместного исследования жизни и опыта пациентов или клиентов. Он придает первостепенное значение характеру и качеству терапевтических отношений здесь и сейчас, а также исследованию отношений между клиентами и их контекстуальными жизненными мирами за пределами консультационной комнаты. В соответствии со своим сильным философским основанием, экзистенциальная терапия берет само состояние человека – во всех его бесчисленных аспектах, от трагического до чудесного, ужасающего и прекрасного, материального и духовного – в качестве своего центрального фокуса. Кроме того, он рассматривает весь человеческий опыт как внутренне неотделимый от основы существования или «бытия-в-мире», в котором каждый из нас постоянно и неизбежно участвует.
Экзистенциальная терапия призвана осветить способ, которым каждый уникальный человек — в определенных неизбежных пределах и сдерживающих факторах — выбирает, создает и увековечивает свой собственный способ существования в мире. Как в своей теоретической ориентации, так и в практическом подходе экзистенциальная терапия подчеркивает и чтит постоянно возникающую, раскрывающуюся и парадоксальную природу человеческого опыта и вызывает неутолимое любопытство к тому, что на самом деле означает быть человеком. В конечном счете, можно сказать, что экзистенциальная терапия сталкивается с некоторыми из самых фундаментальных и вечных вопросов, касающихся человеческого существования: «Кто я?» «Какова моя цель в жизни?» «Я свободен или полон решимости?» «Как мне справиться с собственной смертностью?» «Имеет ли мое существование какой-либо смысл или значение?» «Как мне прожить свою жизнь?» - Почему это называется «экзистенциальной» терапией?
Экзистенциальная терапия основана на широком спектре идей, ценностей и принципов, полученных из феноменологической и экзистенциальной философий. Эти философии существования подчеркивают определенные «последние заботы» — часто находящиеся в диалектическом напряжении друг с другом, — такие как свобода выбора, поиск смысла или цели, а также проблемы зла, изоляции, страдания, вины, беспокойства, отчаяния, и смерть. Для экзистенциальных терапевтов «феноменология» относится к дисциплинированному философскому методу, с помощью которого обращаются к этим конечным интересам или «данностям» и с помощью которого лучше всего может быть освещено или раскрыто основное переживание человеком бытия-в-мире, и, таким образом, более точно понял. Этот феноменологический метод начинается с сознательной попытки отложить в сторону свои предположения, чтобы быть более открытым и восприимчивым к исследованию субъективной реальности другого человека.
Хотя у людей, решивших участвовать в этом исследовательском процессе, может быть много разных мотивов, как и в большинстве форм консультирования, психотерапии или психологического и психиатрического лечения, экзистенциальная терапия обычно нужна людям, переживающим экзистенциальный кризис: некоторые конкретные обстоятельство, в котором мы ощущаем, что наше основное чувство выживания, безопасности, идентичности или значимости находится под угрозой. Такие экзистенциальные угрозы могут иметь физическую, социальную, эмоциональную или духовную природу и могут быть направлены на самого себя, других, мир в целом или на идеи и представления, которыми мы живем. Они шокируют и лишают нас чувства безопасности и самодовольства, заставляя нас подвергать сомнению наши самые глубокие убеждения или ценности. Поскольку, согласно экзистенциальным терапевтам, человеческое существование по самой своей природе постоянно меняется или становится, мы естественным образом склонны испытывать такие экзистенциальные вызовы или кризисы на протяжении всей жизни. В экзистенциальной терапии эти дезориентирующие и вызывающие беспокойство периоды кризиса воспринимаются как опасный переход и как возможность для трансформации и роста. - Как работает экзистенциальная терапия?
Экзистенциальные терапевты рассматривают свою практику как взаимный, совместный, ободряющий и исследовательский диалог между двумя борющимися людьми, один из которых ищет помощи у другого, профессионально подготовленного для ее оказания. Экзистенциальная терапия уделяет особое внимание развитию заботливых, честных, поддерживающих, эмпатичных, но сложных отношений между терапевтом и клиентом, признавая жизненно важную роль этих отношений в терапевтическом процессе.
На практике экзистенциальная терапия исследует, как чувства, мысли и динамические взаимодействия клиентов в рамках этих отношений и с другими могут освещать их более широкий мир прошлого опыта, текущих событий и будущих ожиданий. Эта уважительная, сострадательная, поддерживающая, но, тем не менее, очень реальная встреча — в сочетании с феноменологической позицией — позволяет экзистенциальным терапевтам более точно понять и описать способ существования человека в мире. Прилагая большие усилия, чтобы избежать навязывания своего собственного мировоззрения и системы ценностей клиентам или пациентам, экзистенциальные терапевты могут стремиться раскрыть и указать на определенные несоответствия, противоречия или несоответствия в чьем-то избранном, но привычном образе жизни. Поступая таким образом, некоторые экзистенциальные терапевты, когда это необходимо, конструктивно противостоят иногда саморазрушительным или разрушительным способам существования человека в мире. Другие преднамеренно избегают рассмотрения или обращения к какому-либо опыту или выражению человека в мире с точки зрения, которая истолковывает его как положительное/отрицательное, конструктивное/деструктивное, здоровое/нездоровое и т. д. В любом случае терапевтическая цель осветить, прояснить и поместить эти проблемы в более широкую перспективу, чтобы способствовать способности клиентов признавать, принимать и активно осуществлять свою ответственность и свободу: выбирать, как быть или действовать по-другому, если такие изменения так желательны; или, если нет, терпеть, подтверждать и принимать выбранные ими способы существования в мире.
Чтобы облегчить этот потенциально освобождающий процесс, экзистенциальная терапия фокусируется в первую очередь на улучшении осознания человеком своего «внутреннего» переживания, «субъективности» или бытия: временного, преходящего, жизненно важного потока мыслей, ощущений и чувств от момента к моменту. . В то же время экзистенциальная терапия признает неизбежное взаимодействие между прошлым, настоящим и будущим. В этом отношении экзистенциальные терапевты уважают впечатляющую силу прошлого и будущего и напрямую обращаются к ней, когда она влияет на настоящее. - Чем экзистенциальная терапия отличается от других видов терапии?
В дополнение к своему уникальному сочетанию философского мировоззрения, феноменологической позиции и основного акцента как на терапевтических отношениях, так и на реальном опыте, экзистенциальная терапия, как правило, менее сосредоточена на диагностике психопатологии и обеспечении быстрого облегчения симптомов как таковых, чем другие формы терапии. Вместо этого тревожные «симптомы», такие как тревога, депрессия или ярость, признаются потенциально значимыми и понятными реакциями на текущие обстоятельства и личную контекстуальную историю. Таким образом, экзистенциальная терапия в первую очередь связана с переживанием и исследованием этих тревожных явлений на глубине: прямой борьбой с ними, а не попыткой немедленно подавить или искоренить их. В соответствии с этим экзистенциальная терапия имеет тенденцию быть более исследовательской, чем целенаправленной или поведенческой. Его основная цель состоит в том, чтобы прояснить, понять, описать и исследовать, а не анализировать, объяснять, лечить или «исцелять» чье-то субъективное переживание страдания. - Какие приемы или методы используют экзистенциальные терапевты?
Экзистенциальная терапия не определяется преимущественно на основе какой-либо конкретной заранее определенной техники (методов). Действительно, некоторые экзистенциальные терапевты вообще избегают использования любых технических вмешательств, опасаясь, что такие надуманные методы могут снизить основные человеческие качества, целостность и честность терапевтических отношений. Однако единственной терапевтической практикой, общей практически для всех экзистенциальных работ, является феноменологический метод. Здесь терапевт старается максимально полно присутствовать, быть вовлеченным и свободным от ожиданий во время каждой терапевтической встречи, пытаясь временно отбросить в сторону все предубеждения относительно процесса. Цель состоит в том, чтобы получить более четкое контекстуальное глубокое понимание и принятие того, что определенный опыт может означать для этого конкретного человека в данный конкретный период его или ее жизни.
Многие экзистенциальные терапевты также используют базовые навыки, такие как эмпатическое размышление, сократовское вопрошание и активное слушание. Некоторые из них могут также опираться на широкий спектр методов, полученных из других методов лечения, таких как психоанализ, когнитивно-поведенческая терапия, личностно-ориентированная, соматическая и гештальт-терапия. Эта техническая гибкость позволяет некоторым экзистенциальным практикам свободно адаптировать конкретный ответ или вмешательство к конкретным потребностям отдельного клиента и постоянно развивающемуся терапевтическому процессу. Однако какие бы методы ни использовались или не использовались в экзистенциальной терапии, они, как правило, намеренно выбираются, чтобы помочь осветить существо человека в данный конкретный момент его или ее истории. - Каковы цели экзистенциальной терапии?
Общая цель экзистенциальной терапии – позволить клиентам честно, открыто и всесторонне исследовать свой жизненный опыт. Благодаря этому спонтанному, совместному процессу открытия клиентам помогают получить более четкое представление о своем опыте и субъективных значениях, которые они могут иметь. Это самоисследование дает людям возможность противостоять и бороться с глубокими философскими, духовными и экзистенциальными вопросами каждого рода, а также с более приземленными проблемами повседневной жизни. Полное участие в этом поддерживающем, исследовательском и сложном процессе может помочь клиентам смириться со своим существованием и взять на себя ответственность за то, как они решили жить. Следовательно, это также может побудить их выбирать способы существования в настоящем и будущем, которые они сами считают более глубоко удовлетворяющими, значимыми и подлинными. - Кому потенциально может быть полезна экзистенциальная терапия?
Экзистенциальный подход может быть полезен людям, сталкивающимся с широким кругом проблем, симптомов или трудностей. Его можно использовать с широким кругом клиентов, от детей до пожилых людей, пар, семей или групп, и практически в любых условиях, включая клиники, больницы, частные практики, рабочие места, организации и в более широком социальном сообществе. Поскольку экзистенциальная терапия признает, что мы всегда существуем во взаимосвязи с миром, она может быть особенно полезна для работы с клиентами из разных демографических и культурных слоев.
Хотя экзистенциальная терапия особенно хорошо подходит для людей, стремящихся исследовать свою собственную философскую позицию по отношению к жизни, в некоторых случаях она может быть менее подходящим выбором для пациентов, нуждающихся в быстром устранении болезненных, угрожающих жизни или изнурительных состояний. психические симптомы. Тем не менее, именно благодаря тому, что экзистенциальная терапия направлена на существование человека в целом, а не исключительно на психопатологию и симптомы, потенциально она может быть эффективным подходом к решению даже самых тяжелых реакций на разрушительные психологические, духовные или экзистенциальные нарушения или потрясения в их жизни. , будь то в сочетании с психиатрическими препаратами, когда это необходимо, или отдельно. - Какие существуют научные доказательства эффективности экзистенциальной терапии?
Ряд хорошо контролируемых исследований показывает, что определенные формы экзистенциальной терапии для определенных групп клиентов могут привести к улучшению самочувствия и чувства смысла (Vos, Craig & Cooper, 2014). Эта совокупность доказательств растет, и новые исследования показывают, что экзистенциальная терапия может привести к таким же улучшениям, как и другие терапевтические подходы (например, Rayner & Vitali, в печати). Этот вывод согласуется с десятилетиями научных исследований, которые показывают, что в целом все формы психотерапии эффективны и что в среднем большинство методов более или менее одинаково полезны (Seligman, 19).95; Wampold & Imel, 2015), с конкретными характеристиками и предпочтениями клиентов, определяющими наилучший терапевтический подход для любого конкретного человека. Существует также большое количество доказательств, указывающих на то, что одно из основных качеств, связанных с экзистенциальной терапией, — теплые, ценящие и эмпатические отношения клиента или пациента и терапевта — предсказывают положительные терапевтические результаты (Norcross & Lambert, 2011). Кроме того, было показано, что центральный акцент экзистенциальной терапии на поиске или создании смысла в целом является важным фактором эффективного лечения (Wampold & Imel, 2015). - Где я могу узнать больше об экзистенциальной терапии и/или профессиональной подготовке, чтобы стать экзистенциальным терапевтом?
До недавнего времени формальных программ обучения для экзистенциальных терапевтов практически не существовало. В последние годы эта ситуация изменилась с созданием различных программ обучения в США, Великобритании, Бельгии, Австрии, Германии, Швейцарии, Италии, Португалии, России, Канаде, Скандинавии, Израиле, Аргентине, Мексике, Чили. , Перу, Колумбия, Бразилия, Литва, Греция, Австралия и многие другие страны.
Полный список учебных курсов доступен на веб-сайте.
Подробнее об экзистенциальном подходе
Выдержка из устава Федерации экзистенциальных терапевтов Европы (FETE), которую можно найти по адресу http://existentialfete.online/:
«Экзистенциальное мировоззрение:
Экзистенциальное Терапия ценит интерактивную, реляционную и воплощенную природу человеческого сознания и человеческого существования. Она считает, что люди свободны вносить изменения в свою жизнь ответственным, обдуманным, этичным и вдумчивым образом, понимая свои трудности и соглашаясь с ними. возможности и ограничения человеческого состояния в целом и их собственной жизни в частности. Он подчеркивает важность поиска смысла и цели путем вовлечения в жизнь на многих уровнях, физическом, социальном, личном и духовном. Он не предписывает определенного мировоззрения. но исследует напряженность и противоречия в образе жизни человека. Это будет включать рассмотрение экзистенциального ограничения, такие как смерть, неудача, слабость, вина, тревога и отчаяние.
Как работает экзистенциальная терапия?
Существует много форм экзистенциальной терапии, и у каждой есть свои особые методы и способы исследования трудностей и изменений, но все формы экзистенциальной терапии работают с диалогом, чтобы дать человеку возможность обрести собственный авторитет в исследовании своей жизни и пути. они хотят жить этим. Это часто будет включать философское и этическое исследование больших вопросов человеческого существования, таких как истина, смысл, справедливость, красота, свобода, сознание, выбор, ответственность, дружба и любовь.
Экзистенциальная терапия — это прагматичный и основанный на опыте подход, который способствует воплощению, эмоциональной глубине, ясности и прямоте и использует среди других методов принципы логики, парадокса, диалектики, феноменологии и герменевтического исследования.
На что он нацелен?
Экзистенциальные терапевты стремятся подойти к беспокойству или страданию человека феноменологическим, целостным образом. Симптомы рассматриваются не как определяющий аспект проблем человека, а скорее как выражение оторванности человека от реальности или искаженной реальности.
Следовательно, экзистенциальные терапевты рассматривают симптомы как способ справиться с трудностью, проблемой или экзистенциальным кризисом. Опыт человека будет учитываться на всех уровнях.
Прошлому, настоящему и будущему человека будет уделено одинаковое внимание. Экзистенциальные терапевты способствуют лучшему осознанию человеком своего способа существования в мире, помогая ему лучше соприкоснуться со своей конкретной телесностью, своими взаимодействиями и отношениями, своей вовлеченностью в собственную идентичность или ее отсутствием, своим представлением о том, что лежит в основе их жизни. бытие и способы, которыми они могут вернуть к жизни поток и свою способность к трансцендентности, обучению и приятному движению вперед. Это помогает людям терпеть и принимать страдания и трудности, чтобы конструктивно с ними справляться.
Как мы обучаем людей?
Экзистенциальные терапевты обучаются по специализированным программам обучения, которые требуют обучения на последипломном уровне и включают теоретическое обучение, обучение навыкам, практическое обучение под наблюдением, процесс личной терапии, чтобы научиться применять экзистенциальные принципы на практике и завершение той или иной формы феноменологического исследовательского проекта или окончательного проекта, включающего теорию и практику».
- Норкросс, Дж. К., и Ламберт, М. Дж. (2011). Терапевтические отношения, основанные на доказательствах. В книге Дж. К. Норкросса (ред.), «Психотерапевтические отношения, которые работают: доказательная отзывчивость» (2-е изд., стр. 3–21). Нью-Йорк: Оксфордский университет.
- Райнер М. и Витали Д. (в печати). Краткосрочная экзистенциальная психотерапия в первичной медико-санитарной помощи: количественный отчет. Журнал гуманистической психологии. [Испанский перевод опубликован как Rayner, M.