Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Представители необихевиоризма: Необихевиоризм и его основные положения

Содержание

Необихевиоризм и его основные положения

История возникновения необихевиоризма

Определение 1

Необихевиоризм — это направление в американской психологической науке, возникшее в 30-е годы 20 века, как способ переосмысления основных идей классического бихевиоризма

Необихевиоризм вырос из классического бихевиоризма и стал ответом на кризис жесткой схемы Дж. Уотсона («стимул -> реакция»). Классические бихевиористы считали, что научение — это приобретение новых форм поведения в условиях повторяющихся стимулов. Однако с расширением экспериментальной базы стало ясно, что характер реакций отнюдь не всегда определяется самим стимулом. Между этими двумя категориями есть некая промежуточная переменная, детерминирующая характер поведенческого ответа.

Эту промежуточную переменную стали называть “операция”, и так возникло течение операционализма в психологии. В итоге схема расширилась, приняв следующий вид: «стимул -> операция -> реакция».

Сам операционализм зародился в среде физиков для определения и упорядочения понятий и конструктов, которыми они пользовались. Однако своим удобством он приглянулся и в психологической науке, положив начало необихевиоризму.

Основные концепции

Основные представители необихевиоризма: Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер, А. Бандура.

Именно Э. Толмен одним из первых предложил идею о том, что поведение человека не так прямолинейно: реакция детерминируется не характером стимула, как это утверждает классический бихевиоризм. Есть некие конструкты, которые опосредуют реакции организма человека на среду. Эти конструкты и есть промежуточные переменные. К ним относятся мотивы, цели, установки, индивидуальная значимость воздействующего стимула. Э. Толмен опроверг два основных закона классического бихевиоризма:

  1. закон упражнения: Э. Толмен ввел понятие “познавательных карт” — познавательных конструктов, с помощью которых крысы научаются находить выход из лабиринта. Эти эксперименты опровергают идею о том, что поведение — это сумма двигательных навыков, сформированных в результате упрочнения связи между стимулом и ответом.
  2. закон эффекта: Э. Толмен ввел также и понятие “латентное научение”, которое опровергает идею о том, что реакция угасает без подкрепления. В экспериментах с крысами, Э. Толмен установил, что даже без предъявления пищи животные исследовали лабиринт и обучались.

К. Халл в рамках необихевиоризма также развивал идею о промежуточных переменных, но под ними он считал не когнитивные параметры, а потребности организма (драйв), которые определяют направление энергии организма и соответственно потенциал его реакций. То есть сила потребности определяет и силу реакции организма. Основная детерминанта поведения, по К. Халлу, это снижение значимости потребности, ее редукция. Способом снижения потребности является подкрепление. К. Халл чрезвычайно важным считал элемент подкрепления, который и формирует потенциал реакции: он ввел идею о первичном и вторичном подкреплении, что переосмыслило классическую идею о том, что все условные реакции проистекают из какой-то одной базовой потребности.

Так сформировалась идея о том, что потребности могут развиваться и изменяться.

Б. Скиннер в целом отошел от идеи того, что стимул — это исходная точка. По его мнению, научение происходит не вследствие многократного предъявления стимула, а в результате реализации непосредственного поведения, которое поощряется или подвергается наказанию. Б. Скиннер развил концепцию оперантного научения. Таким образом, в концепции Б. Скиннера стимул следует за реакцией, а желательное поведение может возникать спонтанно, главное подкрепить его. Б. Скиннер выделил 3 основных типа поведения: безусловно-рефлекторное, рефлекторное и оперантное. Первые два являются респондентными, то есть отвечают на стимул, а оперантное формируется на основе проб и ошибок.

А. Бандура является основоположником теории социального научения, в рамках которой научение транслируется именно в социальном контексте: люди учатся друг у друга. Сам процесс научения начинается еще в детстве в семейной среде и дальше продолжается в других социальных группах.

Основные механизмы научения — это имитация, подражание, моделирование. Все эти механизмы формируются на основе наблюдения: наблюдая человек фиксирует модель поведения, которую вследствие способен воспроизводить. Воспроизводимость определяется социальными реакциями, которые служат механизмами подкрепления или наказания (социальное одобрение или социальное порицание).

В итоге, введенная промежуточная переменная, отражающая когнитивные и мотивационные факторы, открыла путь когнитивным концепциям.

Когнитивный бихевиоризм

Определение 2

Когнитивный бихевиоризм — это ветвь бихевиоризма, получившая свое развитие в результате распространения необихевиоризма, в которой основной акцент делается на познавательных конструктах в формировании поведенческой реакции.

Данное направление является предвестником когнитивной психологии вообще.

Развитию данных концепций способствовал прогресс счетно-вычислительных механизмов, развитие компьютерной техники. Ученые использовали метафору программ, которые заложены в компьютеры, чтобы передать наличие внутренних процессов, опосредующих реакцию относительно стимула.

В качестве промежуточных переменных в рамках данного направления исследователи выделяли два основных конструкта: образ и план: образ — совокупность информации (представления, категории, термины и т.д.), а план — это последовательность и алгоритм действий.

В итоге, человека рассматривается как сложная вычислительная машина, а его поведение — это определенная последовательность движений. Последовательность движений строится на основе плана, который содержит в себе развёртку проб действий на основе образа. Проба — это совокупность поведенческих комплексов, определяющих корректность или некорректность применяемой операции. Таким образом, поведение предполагает обратную связь через результаты проб.

Необихевиоризм в психологии кратко. Что это такое: кратко и понятно

Содержание

  1. Необихевиоризм в психологии кратко. Что это такое: кратко и понятно
  2. Критика необихевиоризма. Бихевиоризм
  3. Необихевиоризм представители. Представители необихевиоризма: К. Халл и Э. Толмен
  4. Необихевиоризм бандура. Необихевиоризм Бандуры.
  5. Необихевиоризм методы исследования. Научный метод и Необихевиоризм
  6. Необихевиоризм скиннера. Необихевиоризм Б.Ф. Скиннера

Необихевиоризм в психологии кратко. Что это такое: кратко и понятно

Рассмотрим основные понятия.

Бихевиоризм — это ответвление психологии, которое изучает набор реакций, формирующихся в результате воздействия внешних стимулов.

Ключевая особенность направления состоит в том, что оно полностью исключает вероятность существования сознания у человека в качестве самостоятельного явления.

При этом сознание отождествлялось с поведенческими реакциями, возникающими в ответ на различные стимулы.

Поскольку бихевиористы ставили «во главу угла» поведение , считая именно его предметом изучения психологии, они как бы перечеркивали явление сознания как такового.

А так как до появления революционной теории сознание отождествляли с психикой, то непризнание первого влекло за собой исключение факта наличия второго.

Бихевиорист — кто это? Это приверженец бихевиоризма, разделяющий и принимающий позицию бихевиоризма в качестве справедливой позиции по отношению к изучаемому предмету.

Бихевиористика — это интерпретированный бихевиоризм, видоизменившийся в результате дополнительных исследований и внесенных корректив.

Необихевиоризм — направление психологии, являющееся логическим продолжением или ответом классическому бихевиоризму, неспособному объяснить целостность поведения разумных организмов.

Так в классическом варианте поведение рассматривалось как множество цепочек состоящих из стимула и реакции, сформировавшихся благодаря подкреплению.

А нео-направление вводит еще одну переменную под названием «промежуточные факторы». Эта переменная влияет на процесс подкрепления помогая или препятствуя ему.

Критика необихевиоризма. Бихевиоризм

Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в 20-м столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название — от англ, behavior — поведение.) Поскольку же тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Его стали называть «психологией без психики».

Истинный смысл событий, связанных с генезисом и стремительным развитием бихевиористского движения был иным и заключался не в аннигиляции психики, а в изменении понятия о ней. Во время появления бихевиоризма под психологией понималась наука о сознании. Как известно, превратить сознание в предмет детерминистского и экспериментального анализа она из-за ограниченности своих методологических средств не смогла. Ни структурализм, ни функционализм не создали науки о сознании. Их концепция сознания была сопряжена с субъективным методом, разочарование в котором нарастало повсеместно. В итоге все то, с чего психология, как это казалось многим, начинала свой путь в качестве самостоятельной науки, становилось призрачным: ее предмет (сознание), ее главная проблема (из чего построено сознание), ее метод (интроспекция), ее объяснительный принцип (психическая причинность как обусловленность одних явлений сознания другими). Ощущалась потребность в новом предмете, новых проблемах, методах, принципах. Особенно остро это ощущалось в Соединенных Штатах Америки, где в силу своеобразия исторического развития страны, господствовал утилитаристский подход к исследованию человека и его нервно-психических ресурсов. Об этом свидетельствовало уже функциональное направление, в центре интересов которого находилась проблема адаптивного действия, возможно более эффективного приспособления индивида к среде. Но функционализм, который исходил из воззрения древних на сознание как на особую, устремленную к цели сущность, был бессилен дать причинное объяснение регуляции человеческих поступков, построения новых форм поведения.

Необихевиоризм представители. Представители необихевиоризма: К. Халл и Э. Толмен

Яркими представителями необихевиоризма являются также Кларк Л. Халл и Эдвард Ч. Толмен. Профессор Йельского университета Кларк Леонард Халл (1884–1952) впервые попытался подойти к изучению поведения человека с позиции логико-дедуктивных правил и принципов известных в математике. Основываясь на трудах Чарлза Дарвина и экспериментах И. П. Павлова, он предложил в качестве промежуточных элементов рассматривать потребности организма и силу навыка (условного рефлекса). Результаты своих работ Кларк Халл изложил в предложенной им теории научения.
Эдвард Чейс Толмен (1886–1959), преподаватель Калифорнийского университета в Беркли, в свою очередь, дополнил необихевиоризм концепцией когнитивных карт. Когнитивная карта – это образ (представление) субъекта, который сформировался у него в результате его взаимодействия с окружающим миром. Анализ развития событий при этом учитывает имеющийся субъективный опыт и сложившееся восприятие человека в плане оценки вероятности.
Во многих странах проведение опытов над людьми ограничено законодательно. Представителей необихевиоризма иногда не без основания критикуют за неэтичность некоторых опытов. Особое возмущение у некоторых представителей научного сообщества вызывает положение, при котором результаты экспериментов над подопытными животными переносятся на людей.
Общепринятого мнения на этот счёт нет. Иногда практическая целесообразность бывает более важна, чем теоретические рассуждения на эту тему. А в некоторых случаях бывает крайне важно наглядно показать опасные последствия определённой поведенческой модели (с последующим устранением полученных негативных результатов).
Как уже говорилось в предыдущей статье, методы поведенческой психотерапии наиболее эффективны для так называемого среднестатистического человека, малых и больших социальных групп.
При определённых обстоятельствах методы и приёмы теории оперантного подкрепления и социального научения являются, пожалуй, единственными, с помощью которых последователи бихевиоризма решали сложные практические задачи.

Необихевиоризм бандура. Необихевиоризм Бандуры.

Наиболее значительные труды в области социального научения принадлежат А. Бандуре (1925-1988).Начав с методологии «стимул-реакция»,, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований, что людям далеко не всегда требуется для научения прямое подкрепление, они могут учиться и на чужом опыте. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут привести к слишком неприятным или даже фатальным последствиям.Так появилось важное для теории Бандуры понятие косвенного подкрепления, основанного на наблюдении за поведением других людей и последствиями этого поведения. Иными словами, значительную роль в социальном научении играют когнитивные процессы, то, что думает человек о заданной ему схеме подкрепления, предвосхищая последствия конкретных действий. Исходя из этого, Бандура уделял особое внимание исследованию подражания. Он, что в качестве моделей для подражания выбирают людей своего пола и примерно того же возраста, которые с успехом решают проблемы, аналогичные тем. что встают перед самим субъектом.Особую роль в формировании образцов поведения играют средства массовой информации, распространяющие символические модели в широком социальном пространстве. Легко вызывается и подражание агрессивному поведению, особенно у детей.В работах Бандуры впервые исследовались и механизмы самоподкрепления, связанные с оценкой собственной эффективности, умения решать сложные проблемы. Эти исследования показали, что человеческое поведение мотивируется и регулируется внутренними стандартами и чувством своей адекватности (или неадекватности) им. Люди с высокой оценкой собственной эффективности легче контролируют свое поведение и действия окружающих, более успешны в карьере и общении. Люди с низкой оценкой личной эффективности,, пассивны, не могут преодолевать препятствия и влиять на окружающих. Таким образом, Бандура приходит к выводу, что наиболее значимым механизмом персонального действия является ощущаемая человеком эффективность попыток контроля над разнообразными аспектами человеческого бытия. Большое значение имеют работы Ф. Петермана, А. Бандуры и других ученых, посвященные коррекции отклоняющегося поведения. Были разработаны планы занятий, направленных на снижение агрессии у детей 8-12 лет, которые состояли из шести уроков по 45 минут каждый, проводимых индивидуально или группой. На индивидуальных занятиях обсуждаются альтернативы агрессивному поведению, используются видеофильмы, проблемные игры. На групповых занятиях проигрываются различные варианты поведения с помощью ролевой игры в близких к жизни ситуациях. Кроме того, в занятиях участвовал «образцовый ребенок», который уже «приобрел набор хорошо скорректированных навыков социального поведения» и поведению которого начинают подражать дети.Бандура также является автором психотерапевтического метода, получившего название «систематической десенсибилизации». При этом люди наблюдают за поведением «модели» в таких ситуациях,, вызывающими чувство напряжения, тревоги (например, в закрытом помещении, в присутствии змеи, злой собаки и т. д.). Успешная деятельность вызывает стремление к подражанию и постепенно снимает напряжение у клиента. Эти методы нашли широкое применение не только в образовании или лечении, но и в бизнесе, помогая адаптации к сложным производственным ситуациям.

Необихевиоризм методы исследования. Научный метод и Необихевиоризм

⇐ Предыдущая Стр 30 из 49 Следующая ⇒

Психология в 1920-е гг. представляла собой огромное многообразие направлений, и это было особенно явно в США, просто потому, что профессиональных психологов там было больше всего. Между психологией как естественной наукой — академической дисциплиной — и психологией как прикладной дисциплиной, стоявшей на службе обществу, была огромная дистанция — как и между экспериментаторами и тестологами. Были психологи, занимавшиеся популярными проблемами — например воспитанием детей, — и те, кто изучал процессы ощущения и восприятия, доступные лишь посвященным. Согласие по поводу базовых понятий или необходимости общей теории отсутствовало. Психологов, которые работали с оглядкой на физические науки, казавшиеся цельными, такая ситуация не могла удовлетворить.

Во второй половине 1920-х гг. появилось несколько откликов на сложившуюся ситуацию. Боринг, например, опубликовал большое исследование под названием «История экспериментальной психологии» (A History of Experimental Psychology, 1929), чтобы выстроить генеалогию экспериментальной психологии и показать, что именно она является полноправным претендентом на звание науки. На протяжении полувека эта книга оказывала решающее влияние на представления о психологии и ее развитии, чему способствовала и важная позиция, которую Боринг занимал в Гарвардском университете в период между 1922 и 1968 гг. и в Американской Психологической Ассоциации. Карл Мёрчисон (Carl Murchison, 1887–1961), декан факультета психологии в университете Кларка, Массачусетс, в 1925 и в 1930 гг. составил своеобразные сборники манифестов, в которых сопоставлялись позиции около дюжины разных школ теоретической психологии. В 1931 г. Вудворте из Колумбийского университета опубликовал труд «Современные школы психологии» (Contemporary Schools of Psychology), и преподавание курса «систем и теорий» в психологии заняло прочное место в учебной программе университетов. Эдна Хайбредер (Edna Heidbreder, 1890–1985), преподававшая в Колледже Уэллесли, опубликовала широко используемый учебник под говорящим названием «Семь психологий» (Seven Psychologies, 1933). Тем не менее психологи считали изучение истории и систем психологии слабой заменой единой теории.

Необихевиоризм скиннера. Необихевиоризм Б.Ф. Скиннера

Необихевиоризм опирается на тот же самый принцип, что и концепция Уотсона, а именно : психология не имеет права заниматься чувствами или влечениями или какими-либо другими субъективными состояниями; он отклоняет любую попытку говорить о «природе» человека, либо конструировать модель личности, либо подвергать анализу различные страсти, мотивирующие человеческое поведение. Всякий анализ поведения с точки зрения намерений, целей и задач Скиннер квалифицирует как донаучный и как совершенно бесполезную трату времени. Психология должна заниматься изучением того, какие механизмы стимулируют человеческое поведение и как они могут быть использованы с целью достижения максимального результата. «Психология» Скиннера — это наука манипулирования поведением; ее цель — обнаружение механизмов «стимулирования», которые помогают обеспечивать необходимое «заказчику» поведение.

Вместо условных рефлексов павловской модели Скиннер говорит о модели «стимул — реакция». Иными словами, это означает, что безусловно-рефлекторное поведение приветствуется и вознаграждается, поскольку оно желательно для экспериментатора. (Скиннер считает, что похвала, вознаграждение являются более сильным и действенным стимулом, чем наказание.) В результате такое поведение закрепляется и становится привычным для объекта манипулирования. Например, Джонни не любит шпинат, но он все же ест его, а мать его за это вознаграждает (хвалит его, одаривает взглядом, дружеской улыбкой, куском любимого пирога и т.д.), т. е., по Скиннеру, применяет позитивные «стимулы». Если стимулы работают последовательно и планомерно, то дело доходит до того, что Джонни начинает с удовольствием есть шпинат. Скиннер и его единомышленники разработали и проверили целый набор операциональных приемов в сотнях экспериментов. Скиннер доказал, что путем правильного применения позитивных «стимулов» можно в невероятной степени менять поведение как животного, так и человека — и это даже вопреки тому, что некоторые слишком смело называют «врожденными склонностями».

Необихевиоризм, бихевиоризм и психоанализ | Пример бесплатного эссе

Влияние необихевиоризма Школа

Необихевиоризм возник, когда бихевиоризм соединился с идеями логического позитивизма. Представители последних считали, что научные утверждения о мире должны исходить из физических наблюдений; в противном случае они не были бы научными (Hergenhahn & Henley, 2014).

Наши эксперты могут подготовить эссе по необихевиоризму, бихевиоризму и психоанализу
по вашим инструкциям
всего за 13,00 долларов США 11,05 долларов США за страницу

308 квалифицированных специалистов онлайн

Узнать больше

Подобно бихевиористам, необихевиористы полагали, что стимулы, поступающие из окружающей среды, ответственны за формирование поведения человека; однако, в отличие от своих предшественников, необихевиористы пытались сформулировать и формализовать законы, которые, по их мнению, управляют человеческим поведением. Этот новый принцип формализации таких законов был привнесен в психологию этой школой мысли. Представление о том, что психика и познание являются наблюдаемыми характеристиками поведения человека, также было новым для психологии и вышло даже за пределы предпосылок так называемых радикальных бихевиористов.

Практика использования животных для изучения человеческого поведения, напротив, не была новой для психологии. Однако необихевиористы предложили несколько новых причин, по которым в таких исследованиях следует использовать животных; они считали, что единственная разница между людьми и животными, когда речь идет о восприятии и обучении, заключается только в степени, поэтому экспериментальные результаты, полученные на животных, следует распространить на людей; и, поскольку при работе с животными легче контролировать важные переменные, такие методы должны быть очень эффективными (Hergenhahn & Henley, 2014, стр. 407-408).

Несмотря на то, что школа прекратила свое существование, методы экспериментального и прикладного анализа поведения по-прежнему используются для поиска ответов на различные вопросы, возникающие в таких областях, как развитие ребенка, образование, бизнес и наркомания (DeGrandpré & Buskist, 2000, p. 393).

Бихевиоризм против психоанализа

Принципы

Бихевиористы считали, что у людей нет свободы воли и что любое поведение является реакцией на стимулы, исходящие из окружающей среды; до получения каких-либо раздражителей человек представляет собой tabula rasa. Напротив, психоаналитики считали, что характер, поведение и т. д. людей в значительной степени происходят из их внутреннего, бессознательного, на которое сильно влияют события раннего детства человека (Gabbard, Litowitz, & Williams, 2012).

Ценности

Бихевиористы хотели предсказать человеческое поведение и объяснить его с точки зрения стимулов, используя научные методы; эти объяснения должны были дополнять физиологию. Психоаналитики хотели использовать свои методы, чтобы лучше понять, как бессознательное влияет на личность человека и, в частности, какие проблемы оно может вызвать. Полученные знания часто использовались в клинической практике (психотерапия).

Предмет изучения

Бихевиористы считали, что психология должна изучать наблюдаемое поведение и что это поведение можно использовать для «индексирования когнитивных или психологических событий», происходящих в человеке (Hergenhahn & Henley, 2014, стр. 39).5). Психоаналитики изучали сны и воспоминания людей, чтобы понять конфликты, существующие в их подсознании.

Своевременная доставка! Получите свой 100% индивидуальный документ
готово за
всего за 3 часа

Давайте начнем

Исследовательские подходы

Бихевиористы собирали информацию, тщательно измеряя наблюдаемое поведение и делая выводы о том, какие стимулы провоцируют поведение. Некоторые из них (радикальные бихевиористы) даже утверждали, что никакое поведение нельзя объяснить с помощью (ненаблюдаемых) ментальных событий (Hergenhahn & Henley, 2014, стр. 39).5). Психоаналитики, напротив, просили своих испытуемых рассказывать им о своих мыслях и воспоминаниях во время контролируемого процесса, чтобы лучше понять подсознательные движущие факторы. Многие такие факторы (например, либидо, Эдипов комплекс и различные защитные механизмы, используемые для самообмана) были важны для психоаналитиков при объяснении человеческого поведения (Wertheimer, 2012, стр. 195).

Прикладные методы

Бихевиористы часто использовали лабораторные эксперименты на животных (исходя из предположения, что, поскольку люди являются животными, животные должны реагировать на стимулы аналогичным образом и, таким образом, могут использоваться для изучения человеческого поведения). Психоаналитики анализировали и интерпретировали личные события и сны, наблюдали за свободными ассоциациями человека и т. д., чтобы сделать выводы о внутреннем душевном состоянии человека.

Ссылки

ДеГрандпре, Р. Дж., и Бускист, В. (2000). Бихевиоризм и необихевиоризм. В А. Е. Каздин (ред.), Энциклопедия психологии (Том 1, стр. 388-392). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

Габбард, Г. О., Литовиц, Б. Е., и Уильямс, П. (ред.). (2012). Учебник психоанализа . Вашингтон, округ Колумбия: Американское психиатрическое издательство.

Хергенхан, Б. Р., и Хенли, Т. Б. (2014). Введение в историю психологии (7-е изд. ). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Вертхаймер, М. (2012). Краткая история психологии (5-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press, Taylor & Francis Group.

Кларк Леонард Халл | Encyclopedia.com

( b . Акрон, Нью-Йорк, 24 мая 1884 г.; d . Нью-Хейвен, Коннектикут, 10 мая 1952 г.)

психология, теория поведения, обучение животных, тестирование способностей, гипноз, формирование понятий .

Халл был одним из самых влиятельных американских психологов в период с 19с 30 по 1950 год. Его основной вклад можно найти в его необихевиористической теории поведения, которая дала новый импульс исследованиям обучения животных. Кроме того, он внес важный вклад в области тестирования способностей и гипноза, а также является автором докторской диссертации о развитии концепций, которые широко цитировались в психологической литературе того времени.

Образование . Халл родился в бревенчатом фермерском доме недалеко от Акрона, штат Нью-Йорк. Он был сыном Леандера Гилдея Халла, вспыльчивого фермера, который мало учился, потому что в детстве ему приходилось работать, и Флоренс Траск, нежной женщины из Коннектикута, которая помогла своему мужу улучшить его навыки чтения после их свадьбы. Когда Халлу было три или четыре года, семья переехала в Сиклс, штат Мичиган, и его формальное образование началось в однокомнатной школе этой крошечной деревни. В семнадцать лет он сдал экзамен на учителя и позже год преподавал в той же школе. Затем он еще год учился в средней школе Вест-Сагино, где впервые в жизни ощутил удобства городской жизни.

В 1903 году Халл продолжил учебу в Мичигане в Академии Альма Колледжа. Там он увлекся геометрическими рассуждениями и способностью дедуктивного метода генерировать новые знания. В своей автобиографии он писал: «Изучение геометрии оказалось важнейшим событием моей интеллектуальной жизни; она открыла мне совершенно новый мир — тот факт, что мысль сама могла порождать и действительно доказывать новые отношения из ранее имевшихся элементов» (1952а, с. 144).

В конце второго года обучения в Академии он перенес тяжелый приступ брюшного тифа, который оставил его с плохой памятью на имена и задержал его поступление в колледж на год. После выздоровления Халл поступил в колледж Альма в 1906 году на первом курсе и прошел курсы по математике, физике и химии, чтобы подготовиться к карьере горного инженера. Два года спустя, работая на железных рудниках Оливера в Хиббинге, штат Миннесота, он стал жертвой эпидемии полиомиелита, которая сделала его частично инвалидом и положила конец его ранним надеждам на карьеру инженера. В поисках нового занятия выбрал психологию; эта новая область науки была связана с философией в том смысле, что она включала теорию и давала ему возможность проектировать техническое лабораторное оборудование и работать с ним. В качестве предварительного обзора предмета во время выздоровления он изучил два тома «9-й книги» Уильяма Джеймса.0079 Основы психологии , книга, которая произвела на него глубокое и неизгладимое впечатление. Функциональная психология Джеймса оказала одно из основных влияний на его психологическое мышление.

Оправившись от приступа полиомиелита, Халл поступил в Мичиганский университет в Анн-Арборе, где в 1913 году получил степень бакалавра. (1910), что, вероятно, пробудило ранний интерес Халла к высшим психическим процессам. Однако более важным было влияние Джона П. Шепарда, обучающегося психолога, который познакомил его со строгой методологией экспериментальных исследований и дал ему небольшой китайско-английский словарь, содержащий иероглифы и общие радикалы, которые Халл позже использовал в своей докторской диссертации. диссертационные эксперименты.

В октябре 1914 года, после одного года преподавания в небольшой обычной школе в Ричмонде, штат Кентукки, Халл поступил в аспирантуру Висконсинского университета в Мэдисоне. Он надеялся внести свой вклад в новую экспериментальную науку о высших психических процессах. Однако практическая атмосфера лаборатории, возглавляемой Джозефом Ястроу, психологом, глубоко приверженным клинической психологии, привела его в область прикладной психологии. На втором курсе Халл начал практиковать технику гипноза в качестве подготовки к преподаванию вводного курса медицинской психологии, который ему передал Джастроу. Примерно в то же время его попросили вести курс психологических тестов и измерений, и он стал заниматься психометрией.

Эволюция концепций . В 1918 году Халл получил докторскую степень по психологии, защитив диссертацию «Количественные аспекты эволюции понятий» (1920), которая была первым исследованием по этому вопросу, проведенным с использованием строгой экспериментальной методологии. Хотя акцент делался на измерении эффективности различных методов развития понятий, он включил заключительный «качественный эксперимент», предназначенный для наблюдения и определения природы обобщающей абстракции, опосредующей образование понятий.

Халл провел количественные эксперименты с помощью техники, вдохновленной экспериментами с памятью Германа Эббингауза. Материал состоял из ряда китайских иероглифов с общим корнем, которые нужно было выделить, а затем связать с бессмысленным слогом, играющим роль понятия. Руководящий принцип для этой экспериментальной установки исходил из представления Уильяма Джеймса о том, что восприятие сходства является сущностью рассуждений. На основании рисунков общего корня, сделанных испытуемыми на разных этапах качественного эксперимента, он пришел к выводу, что формирование понятия представляет собой процесс обучения методом проб и ошибок, регулируемый законами эффекта и упражнения Эдварда Л. Торндайка.

Формирование концепции было для Халла лишь первым шагом на пути к научному объяснению мышления и интеллекта. 5 марта 1916 года он записал в своем дневнике: «Теперь кажется почти уверенным, что я буду чистым психологом и что моя карьера будет проходить в свободной атмосфере большого университета… Я должен поставить перед собой ограниченную задачу и попытаться все, что в моих силах, чтобы стать высшим авторитетом в этой области науки.… Предметом должна быть психология абстракции и образования понятий и, возможно, в конечном счете рассуждений» (Hull, 1962, стр. 814).

После получения степени доктора философии Халл стал доцентом в Университете Висконсина и начал свою работу по тестированию способностей. Обеспокоенный хаотичным характером доступного материала, он работал над улучшением инструментов и пытался создать совокупность научных знаний с помощью статистики. Например, он разработал «универсальную» оценочную батарею, которая могла бы предсказать возможную профессиональную пригодность молодежи в каждой профессии. Поскольку это требовало вычисления большого количества корреляций, он изобрел корреляционную машину, которая автоматически выполняла почти всю арифметическую работу (Халл, 19).25), которая сейчас хранится в Смитсоновском институте в Вашингтоне, округ Колумбия. Он также написал книгу «Проверка способностей » (1928), которая, по словам его ученика Кеннета Спенса, «во многом способствовала созданию и проверке аккумуляторов способностей». тесты, чтобы дать максимальное предсказание в руководстве» (Спенс, 1952, стр. 641).

В 1922 году Халл получил звание доцента и был назначен директором лаборатории психологии. Затем он начал исследовательскую программу, которая в конечном итоге привела к многочисленным экспериментам, о которых сообщалось в Гипноз и внушаемость: экспериментальный подход , опубликовано в 1933 году. Неудовлетворенный существующим уровнем знаний в области, столь субъективной и склонной к обману, Халл спланировал исследовательскую программу, в которой методы условных рефлексов и записи физиологических реакций использовались для получения объективных результатов. показатели явлений гипнотического транса. Из полученных данных он сделал вывод, что гипноз представляет собой состояние гипервнушения или относительно повышенной восприимчивости к внушению престижа, и что внушение является явлением привычки. Его объяснение внушения было практически таким же, как у Ипполита Бернгейма и других психологов девятнадцатого века, которые считали его своего рода «идеомоторным действием», или действием, производимым мыслительными процессами. В гипнотическом трансе субъект очень легко реагирует на идеи, передаваемые ему гипнотизером. Как заключил Халл, «непрерывная стимуляция словами, связанными с конкретным действием, приведет к действию, независимо от того, принадлежат ли эти слова словам самого субъекта или какого-либо другого лица… Настоящая гипотеза очень полно признает роль, которую играет идеомоторное действие в области гипноза и внушаемости» (1933, с. 398).

От рассуждений к обучению . В феврале 1924 г., когда разработка корреляционной машины шла полным ходом, Халл учредил семинар по «рассуждению», чтобы выделить проблемы, которые можно было бы сделать объектом экспериментальной атаки. Годом позже, в 1925 г., он изучал бихевиоризм Джона Б. Уотсона на другом семинаре с целью определить определения «стимул-реакция» для понятий «старой» психологии сознания. К концу семинара он решил попытаться дать необихевиористское объяснение высших психических процессов, более сложное, чем у Уотсона.

Согласно собственному отчету Халла (1952), именно нападки гештальтиста Курта Коффки на недостатки классического бихевиоризма укрепили его в этом решении. Безуспешно пытаясь учиться в Германии у Коффки, ему удалось привезти его в Висконсин. В январе 1925 года в выступлении в Мэдисоне Коффка большую часть времени критиковал бихевиоризм; эта критика произвела на Халла плохое впечатление. Вместо того чтобы обратиться к гештальт-теории, он пришел к выводу, «что Уотсон не представил столь ясных доводов в пользу бихевиоризма, как того требовали факты» (Халл, 19).52, с. 154). Следовательно, он решил улучшить наивный ассоциативизм Уотсона с помощью теории мышления, которая была бы дедуктивной и в то же время вполне материалистической и полностью полагалась бы на принципы механики.

Возражения Коффки послужили катализатором, приведшим в движение подход Халла к теории поведения, но, вероятно, более важным было влияние книги Вольфганга Кёлера « Менталитет обезьян », которая была переведена на английский язык в 1925 году. инструментов показали, что шимпанзе научились не точечным связям между стимулом и реакцией, а скорее отношениям между различными объектами в поле их восприятия. Их поведение имело определенную направленность, согласованность и единство, что совершенно отличалось от слепых проб и ошибок крыс в лабиринте и указывало на некоторое понимание или понимание проблемы.

В последующие годы Халл обрисовал ассоциативные механизмы своей новой теории, такие как сохраняющийся стимул влечения, общий ответ на различные стимулы, фрактальную упреждающую целевую реакцию и иерархию привычек-семейства, которые он позже опубликует. в отдельных статьях. Сохраняющийся раздражитель объяснял цель тем, что, поскольку он присутствует во всех раздражительных комплексах привычного ряда, он становится обусловленным ко всем протекающим в нем реакциям и в дальнейшем способен вызывать заключительный акт исходного ряда даже при отсутствии внешних раздражителей (Халл, 1930).

Общая реакция на разные стимулы опосредовала понятийную абстракцию, когда не было одинаковых элементов. Предположим, например, что R — это реакция, обусловленная тремя раздражителями — а, b, с — совершенно различными с объективной точки зрения и не имеющими ничего общего. После обусловливания они будут равнозначны по вызыванию R, а кинестетический стимул, производимый этой реакцией, будет тем идентичным всем им элементом, который объясняет процесс генерализующей абстракции.

Халл спроектировал механизм дробной упреждающей целевой реакции после наблюдения феномена опережающего движения в обучающих экспериментах. Когда крыса приближается к ящику с едой в лабиринте, она имеет тенденцию делать движения ртом, прежде чем добраться до еды; эти крошечные части целевой реакции направляют животное к более конкретным целям, чем драйв-стимул, потому что одно и то же влечение может быть удовлетворено многими целевыми реакциями. Они были бихевиористским эквивалентом идеомоторного действия, а их пропиоцептивные стимулы играли роль направляющих идей.

Иерархии семейных привычек были ответом Халла на гештальт-нападки на атомистические теории обучения. В естественной среде обычно существует несколько путей между отправной точкой и целью, и поэтому организм усваивает альтернативные способы движения от общей отправной точки к общей цели-позиции, где находится подкрепляющий агент. Эти альтернативы составляют «семейство» эквивалентных ответов, так как их объединяет дробная предвосхищающая целевая реакция, одинаковая во всех них. Они также объясняют объездные эксперименты, в которых блокируется прямая линия между учеником и целью. В экспериментах Келера обезьяна выбирает альтернативный путь, например палку, чтобы схватить банан, который находится вне ее досягаемости, потому что эта манипулятивная привычка принадлежит к тому же семейству, что и привычка тянуться к еде руками.

К концу 1927 года Халл решил сделать эти механизмы известными в серии статей, которые он позже соберет в великий труд, возможные названия которого были: «Психология мыслительных процессов, механизмы мысли, механизмы разума, психические расстройства». Механизмы…» (Халл, 1962, стр. 824–825). Однако в январе 1928 г., прочитав книгу Ивана Павлова « условных рефлексов» , он изменил свои планы и сделал условный рефлекс предметом своей первой теоретической статьи (1929). Это положило начало процессу, который в конечном итоге привел его к теории обучения.

В сентябре 1929 года Халл перешел в Йельский университет в качестве профессора-исследователя в Институте человеческих отношений, где и оставался до самой смерти. Хотя предполагалось, что он будет заниматься проверкой способностей, его главной целью было создание системы, объединяющей теории обучения Торндайка и Павлова. В 1935 году, когда директор Марк Мэй придал новый импульс объединению социальных наук, Халл стал играть в институте все более заметную роль. При поддержке Мэя он организовал серию семинаров и установил контакты с логическими

позитивистов Венского кружка. Альянс с этой влиятельной группой придал престиж его формальным моделям и сыграл важную роль в его подъеме на передний план американской психологии. Таким образом, спроецированный выдающийся труд Халла о мышлении стал систематической теорией поведения.

Летом 1930 года, читая летний курс в Педагогической школе Гарвардского университета, Халл столкнулся со значительной общей оппозицией своей материалистической теории познания. Однако в то же время дискуссии с философами Кларенсом И. Льюисом и Альфредом Н. Уайтхедом усилили его интерес к построению теории. Он читал Исаака Ньютона Principia , найдя в этой книге мощную научную теорию, выраженную в форме евклидовой геометрии. С этого момента набор постулатов и теорем Ньютона станет моделью, которой Халл будет следовать в своем собственном теоретизировании.

Система поведения Халла . Халл разрабатывал свою систему поэтапно. В конце 1930-х годов он разработал ключевые концепции «миниатюрных систем», таких как Математико-дедуктивная теория механического обучения (1940). Чуть позже, в 1943 году, он предложил первый полный набор из шестнадцати постулатов в « Принципах поведения », своей самой широко известной книге. Этот том был предназначен для того, чтобы представить только основные теоретические основы, которые в конечном итоге будут использоваться для объяснения более сложных поведенческих явлений. Объяснение таких явлений затем должно было стать предметом двух следующих томов, посвященных индивидуальному и социальному поведению соответственно. Однако со временем Халл все больше увлекался количественной оценкой системы. коронарная атака в 19 лет48 убедил его, что он не проживет достаточно долго, чтобы завершить эту амбициозную программу. Тем не менее, он смог опубликовать окончательную редакцию в Essentials of Behavior (1951) и закончить рукопись о поведении отдельного организма, которая была опубликована после его смерти под названием A Behavior System (1952).

Теорию поведения Халла можно считать лучшим примером гипотетико-дедуктивного системообразования в психологии. Принимая за основу биологическую адаптацию организма к окружающей среде, он предполагает, что выживание зависит от оптимальных условий питания, воды и т. д., как это было продемонстрировано в физиологических исследованиях Уолтера Б. Кэннона. Когда одно из этих условий отклоняется от оптимального, организм входит в состояние потребности, которое будет устранено только посредством определенной последовательности движений, называемой адаптивным поведением.

Первостепенной задачей психологии было выделение основных закономерностей, по которым стимулы, возникающие из потребностей, с одной стороны, и из внешней среды, с другой, вызывают такое приспособительное поведение. Для выполнения этой задачи допустимо использование ненаблюдаемых логических конструкций или промежуточных переменных при условии, что такие конструкции функционально связаны с непосредственно наблюдаемыми событиями окружающей среды. Центральные постулаты системы Халла касались обучения или «привычки», как он это называл. Будучи высшим и наиболее значительным явлением органической эволюции, привычка заключалась в укреплении определенных рецепторно-эффекторных связей или в установлении новых связей по принципу подкрепления.

В Принципах поведения Халл отложил в сторону ассоциативные механизмы своих более ранних теоретических статей и объяснил подкрепление с точки зрения снижения влечения. Чтобы обучение имело место, смежность стимула и реакции должна быть тесно связана с уменьшением влечения, вызванного потребностью, силой привычки ( S H R ) в зависимости от того, сколько раз она подкреплялась. . Конструкция Стремление (D) указывает на общую склонность к действию, порожденную состоянием потребности. Например, при потребности в еде влечение к голоду приводит организмы в состояние общего беспокойства.

Конкретное направление поведения зависело от другой гипотетической сущности, Стимула влечения (S D ), или стимулов, производимых влечением, таких как, например, «голодные муки», сокращения желудка, вызванные голодом. Эти стойкие раздражители обуславливаются всеми реакциями привычки, ведущей к еде, и таким образом играют ведущую роль в поведении. Без их отличительных особенностей животное не могло бы научиться ходить в одно место за едой, когда голодно, и в другое место за водой, когда испытывает жажду.

Побуждение (Г) играло решающую роль не только в подкреплении, но и в Потенциале Реакции ( S E R ), конструкте, выражающем силу тенденций, определяющих силу и постоянство деятельности. Уравнение потенциала реакции основано на предположении, что влечение (D) взаимодействует с силой привычки ( S H R ) мультипликативным образом, чтобы получить значение потенциала реакции ( S E R = S H R x D).

Наследие Халла . В окончательной редакции «Основы поведения » (1951) Халл внес существенные изменения в систему до такой степени, что, по словам Зигмунда Коха, она «определяет набор допущений, столь радикально отличающихся от тех, что содержатся в «Принципах поведения ». составить существенно новую теорию» (1954, стр. 2).

Первое изменение касается концепции первичного подкрепления. Если в постулатах 1943 г. это зависело от снижения физиологических влечений, то в 1951, зависит главным образом от уменьшения стимулов, вызванных драйвом (S D ), или от уменьшения целевого стимула, вызванного частичной предвосхищающей целевой реакцией. Это изменение, отчасти вызванное тем, что непитательное вещество, такое как сахарин, действовало как мощный подкрепляющий агент, указывает на то, что Халл двигался в направлении позиции смежности, хотя он избегал каких-либо четких заявлений о критическом факторе подкрепления и оставил вопрос открыт до тех пор, пока не будут доступны новые эмпирические данные.

Второе важное изменение заключается в том, что количественные аспекты подкрепления не влияют на силу привычки; имеет значение только частота, с которой происходили усиленные испытания. В основном это была теория смежности образования ассоциаций, хотя он никогда не отказывался от принципа подкрепления.

Последняя крупная работа Халла, A Behavior System (1952), посвящена применению принципов к множеству более сложных моделей поведения, таких как обучение методом проб и ошибок, распознавание, обучение в лабиринте и решение проблем. Халл возвращается к старому механизму «частичной предвосхищающей целевой реакции», чтобы объяснить латентное обучение и когнитивные ожидания Эдварда С. Толмена. В главе о решении проблем Халл рассматривает инсайт в основном так же, как и в своей статье «Механизм сборки сегментов поведения в новых комбинациях, подходящих для решения проблемы» (19).35). Таким образом, в некотором смысле книга является продолжением задуманного magnum opus о мыслительных процессах. Но Халл ограничился изучением животных, оставив рассмотрение абстрактного мышления до третьего тома по социальному поведению, который он так и не завершил. В результате его преждевременной смерти, вызванной болезнью сердца, его система осталась незавершенной. Он женился на Берте Э. Юци; у них было двое детей: Рут Т. и Ричард Т. Халл.

Теория поведения Халла подвергалась резкой критике с начала XIX века.50-е годы. Некоторые из его теоретических формулировок были не такими точными, как рекламировались, и зависели от очень слабых эмпирических данных. Психология с 1950-х годов развивалась в направлении, противоречащем предпосылкам халлианского бихевиоризма. Падение логического позитивизма в философии науки и появление современной когнитивной психологии выявили слабость схемы стимул-реакция.

Влияние Халла нельзя свести к минимуму. Судя по количеству экспериментальных исследований, порожденных его теорией, он был самым влиятельным из американских необихевиористов между 1930 и 1950. Он также обучил группу психологов в Йельском университете. Член Национальной академии наук, он был удостоен звания президента Американской психологической ассоциации в 1936 году, а в 1945 году получил медаль Уоррена от Общества психологов-экспериментаторов. Он был сильным лидером в этой дисциплине, и точность его теоретизирования произвела глубокое впечатление на его учеников, включая Кеннета У. Спенса. Спенс, работая в Университете Айовы, развил систему Халла в то, что стало называться теорией Халла-Спенса, и обучил многих, которые впоследствии стали ведущими американскими психологами-экспериментаторами XIX века.50-х и 1960-х годов.

Главным образом для того, чтобы компенсировать свою плохую память, Халл записывал в блокнот свои идеи относительно всевозможных психологических тем в период с октября 1902 г. по апрель 1952 г. Блокноты, которые он называл своими «книгами идей», хранятся в архив Йельского университета. Вместе с отпечатанными на мимеографе заметками и «меморандумами» семинаров IHR они предлагают подробный отчет о развитии его теории. Обширные выдержки из «книг идей» были опубликованы Робертом Б.0080 . Ammons в монографии 1962 года Perceptual and Motor Skills , упомянутой ниже .

WORKS BY HULL

«Количественные аспекты эволюции концепций». Психологические монографии 28 (1920): 1–123.

«Автоматическая машина для вычисления корреляции». Журнал Американской статистической ассоциации 20 (1925): 522–531.

Проверка способностей . Yonkers-on-Hudson, NY: World Book, 1928.

«Функциональная интерпретация условного рефлекса». Psychological Review 36 (1929): 498–511.

«Знание и цель как механизмы привычки». Психологический обзор 37 (1930): 511–525.

«Привлечение к цели и направление идей, задуманных как явления привычки». Психологический обзор 38 (1931): 487–506.

Гипноз и внушаемость: экспериментальный подход . Нью-Йорк: Appleton, 1933.

«Концепция семейной иерархии привычек и обучения в лабиринте». Психологический обзор 41 (1934): 33–52, 134–152.

«Механизм сборки сегментов поведения в новых комбинациях, подходящих для решения проблемы». Психологический обзор 42 (1935): 219–245.

«Разум, механизм и адаптивное поведение». Психологический обзор 44 (1937): 1–32. Послание президента APA, произнесенное в Ганновере, штат Нью-Гэмпшир, 4 сентября 1937 года. Первая миниатюрная система Халла по адаптивному поведению.

С Карлом И. Ховландом, Робертом Т. Россом и др. Математико-дедуктивная теория зубрежки: исследование научной методологии . Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 1940.

Принципы поведения: введение в теорию поведения . Нью-Йорк: Appleton, 1943.

«Постулаты поведения и следствия: 1949». Психологический обзор 57 (1950): 173–180.

Основы поведения . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. 1951.

«Кларк Л. Халл». В г. История психологии в автобиографии . Том. 4, под редакцией Эдвина Г. Боринга и др., 143–162 Вустер, Массачусетс: Университет Кларка, 1952a.

Система поведения: введение в теорию поведения отдельного организма . Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 1952b.

«Психология ученого: IV. Отрывки из «Книг идей» Кларка Л. Халла». Перцептивные и моторные навыки 15 (1962): 807–882.

Механизмы адаптивного поведения: теоретические статьи Кларка Л. Халла с комментариями . Под редакцией Абрама Амселя и Майкла Э. Рашоти. New York: Columbia University Press, 1984. Сборник статей, опубликованных в Psychological Review с 1929 по 1950 год.

ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ

Beach, Frank. «Кларк Леонард Халл». В биографических мемуарах . об. 33, под редакцией Национальной академии наук, 125–141. Нью-Йорк: Колумбийский университет, 1959. С полной библиографией опубликованных работ Халла.

Гондра, Хосе М. «Познавательные статьи Кларка Халла: новый взгляд на его систему поведения». Revista de Historia de la Psicología 22 (2001): 113–134.

———. Mecanismos Asociativos del Pensamiento: La «Obra Magna» Inacabada de Clark L. Hull . Бильбао, Испания: Desclée de Brouwer, 2007.

Кимбл, Грегори А. «Психология с точки зрения механиста: оценка Кларка Л. Халла». В Портреты пионеров психологии . Том. 1, под редакцией Грегори А. Кимбла и др., 209–225. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, 19 лет.91.

Кох, Зигмунд. «Кларк Л. Халл». В Modern Learning Theory , под редакцией Уильяма К. Эстеса и др., 1–176. Нью-Йорк: Appleton, 1954.

Логан, Фрэнк А. «Подход Халла-Спенса». В Психология: исследование науки . Том. 1, под редакцией Зигмунда Коха, 293–358. Нью-Йорк: McGraw-Hill, 1959.

Смит, Лоуренс Д. Бихевиоризм и логический позитивизм . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1986.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *