Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Пресуппозиция нлп: Модель НЛП:: Базовые пресуппозиции НЛП

Содержание

Модель НЛП:: Базовые пресуппозиции НЛП

Оглавление

Карта — это не территория

Мы способны перенять любой навык

Намерение любого поведения позитивно

Смысл коммуникации в реакции, которую она вызывает

Любое поведение – это лучший выбор из имеющихся вариантов

У нас есть все нужные ресурсы

Мир полон ресурсов

Структура важнее содержания

Подсознательный выбор лучше сознательного

Разум и тело – части одной системы

Не бывает поражений – бывает обратная связь

Самый слабый элемент системы определяет её устойчивость

Базовые пресуппозиции НЛП в виде кругов Эйлера

Другие списки и формулировки Базовых Пресуппозиций НЛП

По Ричарду Бендлеру

По Роберту Дилтсу

По Стиву Андреасу

По Майклу Холлу

По Фрэнку Пьюслику

По Андрею Плигину и Александру Герасимову

По Джозефу О’Коннору

Базовые пресуппозиции НЛП – основные допущения, аксиомы, на которых строится всё направление.

То есть это всего лишь полезные идеи, и если вы будете думать в соответствии с ними, то НЛП будет работать намного лучше.

Пресуппозиция — основное глyбинное допyщение, необходимое, чтобы высказывание пpиобpело смысл.   

Карта — это не территория

Мужчины ошибаются думая, что все женщины разные, а женщины ошибаются думая, что все мужчины одинаковые.
Шутка.

В НЛП есть понятие Территории и Карты. Территория – это мир вокруг нас, то, что мы воспринимаем через органы чувств. Но весь этот большой мир в нашу голову не помещается, и мозг начинает создавать карты – модели окружающего мира.

Собственно, мозг большей частью именно этим и занимается – создаёт различные описания реальности.

Эти карты нам нужны чтобы более эффективно действовать в мире. Если вы при помощи определённой карты получаете нужный результат в данной ситуации – это хорошая карта. Если не очень хороший – чуть похуже. Но при этом карта не может быть правильной или неправильной – это всего лишь описание.

Карты бывают только более или менее полезными.

Например, схема метро города Москвы весьма полезна при передвижении на подземке, но малополезна для автомобилиста. К тому же полезность связана с конкретной ситуацией. Например, та же максимально подробная карта Москвы будет совершенно бесполезна в Лондоне.

Мы все знаем, что Земля круглая. Почти. Но в жизни мы таким описанием почти не пользуемся – в большинстве случаев удобнее думать, что Земля плоская. Ну, холмистая. Если только вы не занимаетесь радиолокацией, полётами в космос или ходите по морю – вот там во многих случаях удобнее думать, что Земля круглая. Это не значит, что модель «плоской» Земли становится неправильной при полёте в космос – просто там идея «круглой» Земли полезнее.

И самое главное:

Карта – это не территория.

Наше представление о мире никогда самими миром стать не сможет. Вы можете представить себе яблоко (или апельсин, или котлету, короче, что вам нравится)? Увидеть его в своей руке, почувствовать его запах, ощутить вес, вкус… Потренировавшись, можно создать очень чёткую галлюцинацию яблока, но реального яблока в вашей руке от этого не появится. Наша представление о мире никогда самим миром не станет.

Точно так же, если при помощи какой-то карты мы получили результат, если мы возьмём другую, более «точную» карту – результат никуда не денется. Например, куча ранее синтезированных химиками веществ, не распалась после появления таблицы Менделеева. А Америка никуда не делась, после того, как выяснилось, что это совсем не Индия.

Наука как раз и пытается создавать всё более и более точные карты окружающего мира. А не «открывать истину», как думают некоторые.

И ещё.

У каждого человека своя карта мира.

Действительно — у каждого из нас свой личный жизненный опыт, свой взгляд на мир. Этот взгляд на мир уникален. И, как уже было сказано, личные карты тоже не могут быть правильными или неправильными – только более или менее успешными. В смысле, лучше или хуже помогающими достигать нужного результата. Очень многие приёмы изменения в НЛП связаны с «расширением» карты — поиском более широкого взгляда на ситуацию. Ну действительно, если у нас есть проблема, то решение находится где-то вне нашей карты мира. И для того, чтобы проблеме разрешить, надо карту расширить так, чтобы это самое решение в неё попало.

Мы способны перенять любой навык

Классная идея — мы можем научиться умениям других людей. Я уже писал, что НЛП по сути — это система моделирования успешности. Вот как раз для того, чтобы выяснить как работает чужое умение и обучать этому других. И это может касаться практически чего угодно: слепой печати, хождению по углям, игре на бирже, продажам, умению знакомиться или управлять собственным состоянием.

Кстати, однажды один из студентов Джона Гриндера для сдачи зачёта по мастерскому курсу НЛП, смоделировал хождение по углям. После этого начал проводить семинары по обучению этому самому углехождению, которые внезапно оказались весьма популярны.

Ричард Бендлер, когда к нему попался человек с фобией, отправился — как завещал великий Милтон Эриксон — искать людей, которые сами справились со своими фобиями. Нашёл пару таких, выяснил как они это сделали и создал технику «Быстрое Лечение Фобий». Которая позволяет расправиться с фобией минут за 15 (правда-правда — мы проходим эту технику на тренинге Успешное Мышление 2 и вполне быстро разные фобии убираем).
Лично я, когда сертифицировался на мастера НЛП, моделировал слепую печать на компьютере. И сам научился, и других обучил. Вот прямо сейчас этой моделью пользуюсь.

Намерение любого поведения позитивно

Намерение — внутренняя цель, которая стоит за любым нашим поведением. И оно позитивно для «обладателя». Мы чистим зубы для здоровья, покупаем новую обувь для удобства, а новую машину для престижа, читаем статьи для знаний, занимаемся сексом для удовольствия, пьём кофе по утрам для бодрости. Даже у вроде бы «негативного действия»: истерики, депрессия, аллергии, опоздания на работу, курения — практически всегда есть позитивное намерение. Когда спрашивали людей, которых спасли после попытки самоубийства, «зачем они это делали», они отвечали что-то вроде: «Я хотел наконец обрести спокойствие».

По крайней мере, так удобно думать (напоминаю, что в НЛП нет «истинных знаний», а есть только «полезные модели»). Потому что тогда это поведение можно научиться контролировать и изменять.
Всё, что мы делаем, мы делаем для реализации собственных намерений.

Либо по-другому:

Каждое поведение служит для достижения какой-то положительной цели.

Смысл коммуникации в реакции, которую она вызывает

У вас могут быть самые замечательные цели в общении и самые позитивные намерения по отношению к другому человеку. И самые интересные галлюцинации о том, как должен поступить собеседник. Но результатом будет только реальная реакция человека на ваши действия.

Любое поведение – это лучший выбор из имеющихся вариантов

Что бы ни делал человек, насколько бы ни казалось его поведение неэффективным или разрушительным — это лучший выбор для этого человека. Из имеющихся у него вариантов. В его представлении. Из того, что он видит или разрешает себе.

Из этого следует довольно интересный способ решения проблем – вы просто добавляете новые более эффективные и приемлемые способы поведения в контекст, не разрушая старого поведения. А человек уже сам выбирает, что ему лучше подходит в какой ситуации. На этом принципе построена замечательная техника «Шестишаговый рефрейминг».

У нас есть все нужные ресурсы

Для того, чтобы из Москвы доехать до Саратова автомобилю требуется бензин (а поезду — электричество). И автомобиль, и бензин — это необходимые ресурсы для достижения цели в виде приезда в Саратов. Так вот, в НЛП предполагается что у нас либо уже есть нужные ресурсы для достижения цели: стать более успешным, прекратить курить, общаться лучше или наконец написать этот доклад, — либо мы их можем легко найти. Мир большой, нужно просто поискать. 

По крайней мере думая так вы скорее добьетесь результата, чем медитируя на тему «почему я такой несчастный» и «у меня всё равно ничего не получится, я не создан для счастья (успеха, замужества, достатка и обладания автомобилем BMW X5)».

Мир полон ресурсов

Мир вокруг нас изобилен и полон ресурсами. И каждый сможет найти в нём то, что ему нужно. Если вам нужна любовь — вы сможете найти любовь. Если нужен успех — найдёте успех. Если нужны неудачи — найдёте неудачи. Если нужна ненависть — вы найдёте и ненависть. Но лучше поискать любовь, успех и счастье.

Структура важнее содержания

Понимание структуры (формы) позволяет нам обобщать опыт и переносить его в другие контексты. Например, если у проблем общая структура, мы можем использовать для их решения аналогичные подходы. А зная структуру техник изменения, мы можем сами конструировать эти техники.

Подсознательный выбор лучше сознательного

Подсознание в среднем более мудро и умнее сознания. И потому предлагает более оптимальные решения.

Это не означает, что подсознание «мудрое» и «умное» — оно может быть весьма тупым. Но у большинства людей оно действительно мудрее и умнее сознания. Просто если подсознание несколько туповато, сознание этого человека еще тупее.

Разум и тело – части одной системы

Изменения в мышлении проявляются в теле, изменения в теле влияют на разум. Мы думаем о приятном, и на лице появляется улыбка. Мы успокаиваем дыхание, и мышление становится более ясным. Именно на этом эффекте основаны многие приёмы в НЛП: калибровка, внушение, шкалирование и т.д.

Не бывает поражений – бывает обратная связь

Если у вас что-то не получилось, можно к этому отнестись как к неудаче. А можно отнестись как к обратной связи и поводу что-то изменить. Гораздо полезнее учиться (даже на ошибках), чем переживать о неудачах.

То есть это «право на ошибку». Многие люди настолько бояться ошибиться, что даже не пробуют что-то изменить. Думая, что всё что происходит – это обратная связь, обучение, — мы сможем действительно изменить свою жизнь. Но

если ничего не делать, то скорее всего ничего и не изменится.

Самый слабый элемент системы определяет её устойчивость

Это принцип слабого звена: если натянуть цепь, она порвётся в месте самого слабого звена. Скорость группы определяется скоростью самого медленного участника. Поэтому нет смысла улучшать то, что у вас и так хорошо работает — надо в первую очередь улучшать то, что пока работает хуже.  

Базовые пресуппозиции НЛП в виде кругов Эйлера

Базовые пресуппозиции НЛП можно условно связать с тремя функциями: эффективность, экология, разрешение/возможность.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ — наиболее успешное достижение цели.
ЭКОЛОГИЯ — приемлемость последствий.
РАЗРЕШЕНИЕ — возможность/право на действие.

 

 

Другие списки и формулировки Базовых Пресуппозиций НЛП

По Ричарду Бендлеру

  1. Карта — не территория.
  2. Любое поведение мотивировано позитивным намерением; для любого поведения существует контекст, в котором оно ценно.
  3. Позитивная ценность человека абсолютна, а вот ценность и пригодность внутренних и/или внешних поведений может быть подвергнута сомнению.
  4. Способность изменять процесс восприятия реальности часто полезнее изменения содержания воспринимаемой реальности.
  5. Все различения, касающиеся окружающей среды и собственного поведения, на которые способны человеческие существа, можно и полезно представить в терминах визуального, аудиального, кинестетического, обонятельного и вкусового восприятия.
  6. Все ресурсы, нужные людям для изменения, у них уже есть.
  7. Обратная связь вместо неудачи — все результаты и поведения являются достижениями, позволяют они достигнуть желаемого результата в данном контексте или нет.
  8. Смысл коммуникации в ответе, который вы получаете

По Роберту Дилтсу

Карта не есть территория.

  1. Люди реагируют на своё собственное восприятие реальности.
  2. Каждый человек обладает своей собственной индивидуальной картой мира. Никакая отдельная карта — отражение мира — не является более «подлинной» или «настоящей», чем любая другая.
  3. Смысл коммуникации заключается в реакции, которую оно вызывает, независимо от намерений коммуникатора.
  4. Наиболее «мудрые» и «дружественные» карты — те, которые предоставляют наиболее широкий и богатый выбор возможностей, а не те, что являются наиболее «подлинными» или «точными».
  5. Люди уже обладают (по крайней мере, потенциально) всеми ресурсами, необходимыми для эффективных действий.
  6. Любое поведение — даже самое жестокое, сумасшедшее и невообразимое — представляет собой выбор лучшего варианта из имеющихся в данный момент, исходя из возможностей и способностей человека, определяемых его моделью мира.
  7. Изменения происходят при высвобождении или приведении в действие подходящих ресурсов в рамках конкретного контекста, благодаря обогащению карты мира данного человека.

Жизнь и «разум» являются системными процессами.

  1. Процессы, происходящие в человеке и при взаимодействии человека с окружающей средой, являются системными. Наши тела, сообщества и Вселенная образуют экологию сложных систем и подсистем, которые постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга.
  2. Невозможно полностью изолировать какую-либо часть системы от всей остальной системы. Люди не могут не оказывать влияния друг на друга. Взаимодействия между людьми образуют такие цепи обратной связи, что человек на самом себе испытывает результаты воздействия его поступков на других людей.
  3. Системы являются «самоорганизующимися» и стремятся к естественному состоянию уравновешенности и стабильности. Нет поражений — есть только обратная связь.
  4. Никакая реакция, опыт или поступок не имеют смысла вне своего контекста или вне отклика, который они за собой влекут. Любое поведение, опыт или реакция могут служить ресурсом или ограничивающим фактором, в зависимости от того, насколько они согласуются с остальной системой.
  5. Не все взаимодействия в системе происходят на одном и том же уровне. То, что является позитивным на одном уровне, может оказаться негативным на другом. Весьма полезно отделять свой поступок от собственного «я», то есть положительные намерения, функцию, убеждения и т.  п., вызывающие данный поступок, — от самого поступка.
  6. Любое поведение (на определённых уровнях) имеет «позитивное намерение». Оно воспринимается или воспринималось как положительные и приемлемые в том контексте, где они получили развитие, и с точки зрения человека, совершившего действие. Гораздо легче и продуктивней реагировать на намерение, чем на проблемное поведение.
  7. Окружающая обстановка и контексты меняются. Одно и то же действие не всегда будет приводить к одному и тому же результату. Для успешной адаптации и выживания необходима определённая гибкость. Уровень гибкости пропорционален вариативности остальной части системы. По мере усложнения системы требуется всё большая степень гибкости.
  8. Если ваши действия не находят ожидаемого отклика, необходимо варьировать своё поведение, пока не достигнете желаемого.

По Стиву Андреасу

1. Карта  —  это не территория.

Наши мысленные карты, в которых мы отражаем окружающий нас мир, вовсе не совпадают с самим этим миром. Наши действия определяются именно этими картами, а не миром непосредственно. Гораздо легче поправить и усовершенствовать наши карты, а в особенности чувства и интерпретации, нежели изменить сам мир.

2. У субъективного опыта есть определенная структура.

Наши мысли и воспоминания вписываются в определенную схему. Если эту схему или структуру изменить, то и наш субъективный опыт автоматически изменится. Тем самым мы можем неприятные воспоминания сделать нейтральными, а полезные воспоминания, наоборот, сделать активными.

3. Тому, что способен делать один человек, может научиться любой другой.

Мы можем изучить мысленные карты преуспевающих людей и умельцев и научиться этими картами пользоваться. Слишком многие считают некоторые вещи недоступными,  даже не сделав попытку приблизиться к ним. Лучше исходить из того, что возможно все. Если существуют физические ограничения или препятствия, связанные с нашим ближайшим окружением, то вы узнаете об этом, когда начнете действовать практически.

4. Мозг и тело являются частями одной системы.

Наши мысли непосредственно проявляются в напряжения мышц, характере дыхания,  изменении самочувствия и т. п., и все это в свою очередь оказывает обратное влияние на наши мысли. Научившись изменять одно, мы научимся управлять другим.

5. Люди уже обладают всеми необходимыми им ресурсами.

Мысленные образы, внутренний голос, впечатления и ощущения  —  все это составляет основу наших умственных и физических ресурсов. С их помощью, как из кирпичиков,  мы можем построить любую необходимую нам мысль, ощущение или привычку, а затем использовать их в то время и в том месте, где и когда мы больше всего в них нуждаемся.

6. Вы не можете НЕ передавать сообщения.

Мы постоянно передаем какие-нибудь сообщения, по крайней мере невербальные, и слова чаще всего оказываются менее существенной частью того сообщения, которое мы передаем. Жест, улыбка или взгляд  —  все это то, что содержит в себе элементы сообщения. Даже наши собственные мысли являются сообщениями, которые мы передаем самим себе, и они находят свое проявление для других людей в наших глазах, тоне голоса, позе и жестах.

7. Смысл наших сообщений заключается в том ответе, который мы получаем.

Окружающие нас люди воспринимают то, что мы говорим и делаем, при помощи своих мысленных карт этого мира. Если кто-то услышал совсем не то, что мы хотели ему передать, то это может служить для нас сигналом о том, в чем заключается смысл нашего сообщения, а именно в том, что воспринял наш собеседник. Разобравшись в том, каким образом воспринимаются передаваемые нами сообщения, мы получаем возможность настроить их так, чтобы в следующий раз они оказались более понятными нашему собеседнику.

8. В основе любого поведения лежат положительные намерения.

За каждым опасным, вредным или даже совершенно бессмысленным поступком была своя положительная цель в той ситуации, в которой он совершался. Закричать, чтобы быть услышанным, толкнуть, чтобы спасти, спрятаться, чтобы оказаться в безопасности. Вместо того чтобы осуждать и клеймить эти поступки, мы могли бы выделить в них положительные намерения совершившего их человека с тем, чтобы найти новые более подходящие в данной ситуации варианты поведения, преследующие ту же самую цель.

9. Люди всегда делают наилучший выбор из всех доступных им в данный момент возможностей.

У каждого из нас свой неповторимый жизненный опыт, своя жизненная история. На протяжении всей своей жизни мы учились тому, что и как делать, чего хотеть или не хотеть, что ценно и чему учиться. Мы делаем свой выбор, опираясь на этот опыт, но так продолжается лишь до тех пор, пока мы не освоим новые, более подходящие в тех или иных ситуациях варианты поведения.

10. Если то, что вы делаете, не приносит желаемых результатов, сделайте что-нибудь новое.

Сделайте все что угодно, но обязательно что-то новое. Если вы всегда делаете только то, что делали прежде, то и получать в результате будете только то, что получали всегда. Если же вам хочется получить что-то новое, то и ваши действия должны быть новыми, тем более что у вас такой богатый выбор возможностей.

По Майклу Холлу

  1. Карта — не территория
  2. Реакции людей соответствуют их внутренним картам
  3. Значение зависит от контекста
  4. Сознание и тело неизбежно влияют друг на друга
  5. Индивидуальные навыки — это результат совершенствования и установления последовательности использования репрезентативных систем
  6. Мы подстраиваемся к ощущению реальности других людей, признавая их модели мира и присоединяясь к ним для установления рапорта
  7. Личность человека и его поведение это разные явления; мы представляем собой нечто большее чем наше поведение
  8. В определенном контексте каждая форма поведения полезна и имеет ценность; любая форма поведения движима некоторым позитивным намерением
  9. Мы оцениваем поведение и изменение в терминах контекста и экологии
  10. Мы не можем не общаться; даже пытаясь избегать коммуникации, мы тем самым сообщаем что-то другим
  11. Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает
  12. Человек задающий фрейм коммуникации, контролирует её
  13. «Не бывает поражений, есть только обратная связь»
  14. Человек, обладающий наибольшей гибкостью, имеет наибольшее влияние в системе
  15. Нет сопротивления, есть только отсутствие рапорта
  16. У людей нет никаких нарушений, их психика работает прекрасно
  17. Люди способны обучаться очень быстро, иногда им достаточно одной попытки
  18. Лучше иметь выбор, чем не иметь выбора, и чем больше возможностей выбора, тем более гибко мы можем решать жизненные проблемы
  19. Люди выбирают наилучший из имеющихся вариантов действия
  20. Мы несем ответственность за то, как мы «управляем собственным мозгом», и тем самым своими состояниями

По Фрэнку Пьюслику

  1. Карта не территория
  2. Различие=красота
  3. Сопротивление=сила
  4. Доверяй бессознательному
  5. Вы самый важный клиент
  6. 50\50 (демонстрируй то, чему учишь\ о чём говоришь)
  7. уважение
  8. право на ошибку
  9. коммуникация=манипуляция

По Андрею Плигину и Александру Герасимову

  1. Карта не территория. У каждой личности своя собственная карта мира.
  2. Жизнь и мышление — системные процессы.
  3. Разум и тело — части одной и той же кибернетической системы.
  4. Системой управляет тот, кто проявляет наибольшую гибкость.
  5. Самый тонкий элемент системы определяет ее стабильность.
  6. Чтобы описать систему, необходимо выйти за ее пределы.
  7. Изменения могут быть моментальными.
  8. Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе.
  9. Субъективный опыт состоит из образов, звуков, чувств, вкусовых ощущений и запахов.
  10. Люди стремятся во всем найти смысл.
  11. Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает.

По Джозефу О’Коннору

1. Люди реагируют на собственный опыт, а не на саму реальность.

Мы не знаем, какова эта реальность. Карту мира, по которой мы действуем, рисуют нам наши чувства, убеждения и жизненный опыт. Но эта карта никогда не может быть абсолютно точной, в противном случае она была бы одинаковой у каждого человека. Мы не знаем «территории», по которой движемся, поэтому для нас наша карта и есть эта территория. Некоторые карты лучше, другие хуже. Мы движемся по жизни, как корабль по опасному и бурному морю. Если наша карта указывает нам рифы и мели, мы продвигаемся успешно. Если же карта неверна, наша жизнь подвергается опасности. НПЛ — это умение изменять карты, чтобы иметь большую свободу действий.

2. Иметь выбор лучше, чем не иметь его.

Всегда пытайтесь построить свою карту так, чтобы иметь как можно больше возможностей выбора. Всегда старайтесь увеличить число возможных вариантов. Чем больше у вас выбора, как поступить, тем свободнее вы в своих действиях и тем большее влияние можете оказать.

3. Люди всегда делают наилучший выбор.

Человек всегда делает наилучший выбор, руководствуясь собственной картой мира. Выбор может быть сделан в целях самозащиты, он может показаться странным или злонамеренным, но именно он является для человека наилучшим способом продвигаться вперед. Предоставьте ему лучший выбор, и он его сделает. А еще лучше будет дать человеку отличную карту с огромным количеством вариантов.

4. Люди работают идеально.

Никто не совершает ошибок и промахов. Все мы идеально воплощаем в жизнь собственные стратегии поведения, но эти стратегии могут оказаться неэффективными или неправильно построенными. Поймите то, как действуете сами и как действуют окружающие вас люди, — и тогда вы сможете изменить свою стратегию, сделать ее более эффективной и действенной.

5. Все поступки имеют цель.

Наши поступки не случайны. Мы всегда пытаемся достичь чего-либо, хотя и не всегда осознаем, чего именно.

6. Каждое поведение продиктовано позитивным намерением.

Все наши поступки имеют по крайней мере одну цель — достичь чего-то, что кажется нам важным и принесет нам пользу. НЛП отделяет намерение, стоящее за поступком, от самого поступка. Человек — это не его поведение. Когда у человека есть возможность выбора образа поведения, основанная на позитивном намерении, он обязательно ею воспользуется.

7. Бессознательный разум уравновешивает сознание, он не несет в себе зла.

Бессознательное — это все то, что в настоящий момент не находится в сознании. В бессознательном хранятся все ресурсы, которые необходимы человеку для того, чтобы жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

8. Значение общения заключается не только в ваших намерениях, но и в реакции, которую вы получаете.

Эта реакция может оказаться не такой, на какую вы рассчитывали, но никакое общение не может считаться безуспешным, поскольку вы все равно получили обратную связь. Если вы не добились желаемого результата, измените свой образ действий. Примите на себя ответственность за результаты общения.

9. Мы уже имеем все ресурсы, которые нам необходимы, или можем их создать.

Не существует людей, не имеющих необходимых ресурсов, существует только безнадежное состояние разума.

10. Разум и тело — единая система. Они являются различными проявлениями одной и той же личности.

Разум и тело взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга значительное влияние. Невозможно изменить одно, не затронув другого. Изменяя образ мыслей, мы меняем и свое тело. Влияя на тело, мы изменяем свои мысли и чувства.

11. Мы обрабатываем всю информацию с помощью своих органов чувств.

Развитие чувств, стремление сделать их острее позволяет человеку получить более достоверную информацию, которая позволит ему мыслить более четко и ясно.

12. Моделирование успеха ведет к совершенству.

Если один человек может что-то сделать, следовательно, его действия можно смоделировать и научить этому других людей. Значит, каждый человек может добиться наилучших результатов собственным способом. Вы не станете клоном человека, поведение которого моделируете, вы просто научитесь у него тому, что вам нужно.

13. Если вы хотите понять, действуйте.

Обучение — это действие.

Модель НЛП:: Пресуппозиции — trEnings.ru: всё о НЛП

Оглавление

Зачем нужны пресуппозиции

Как это работает

Примеры пресуппозиций

Схема

Типы пресуппозиций

Допущения

Противопоставления

Ложные выборы

Вопросы

Предикаты осознания

Последовательность

Оценка

Изменения во времени

Сводная таблица

Проверочные тесты

По теме

Пресуппозиции – это аксиомы реальности, создаваемой речью. Например, в реальности передаваемой фразой: «Сын Иванова снова принёс двойку», — существует Иванов, у которого есть сын (судя по всему – школьник) и этот сын получил как минимум вторую двойку (потому что «снова»). Это вроде как базовые утверждения этой реальности. Вот эти самые «аксиомы внутренней реальности» в речи проявляются при помощи так называемых пресуппозиций.
Пресуппозиции – один из самых используемых способов речевого воздействия. Они обращены к бессознательному и создают «реальность, в которой существуют только нужные варианты поведения». Например, в фразе: «Когда мы встречаемся завтра?» — нет выбора встречаемся мы или нет, вопрос только «когда». Если собеседник принимает эту реальность, он обязательно приходит на встречу.

Зачем нужны пресуппозиции

При помощи пресуппозиций мы можем как узнать об истинах внутреннего мира человека, так и  изменить этот самый внутренний мир. Калибруя пресуппозиции в речи другого человека, мы можем легко понять его представления как о нынешней ситуации, так и общие его «правила жизни». Это даёт нам возможность как подстроиться на очень высоком уровне, так и понять, на что оказывать влияние. При помощи использования пресуппозиций в собственной речи мы можем как подстроиться под другого человека, так и очень эффективно и достаточно незаметно повлиять на него.
— Мне опять повезло, — пресуппозиция, что «мне везло раньше».
— Вы зайдете завтра или послезавтра? – пресуппозиция, что «зайдете».
В первой фразе человек сообщает о своём внутреннем мире, во второй фразе попытка создать реальность, в которой человек просто вынужден зайти.
— А почему просто прямо не сказать: зайдите завтра?
Прямые команды идут через сознание. А оно может весьма критично относиться к таким вещам и, как результат, отфильтровывать. Или человек может просто из принципа сопротивляться команде. Пресуппозиции же обращены к бессознательному – а оно с речью работает принципиально иначе. При этом бессознательное гораздо более могущественно и способно на кучу разных вещей, которые сознанию не доступны. Например, прямая команда «пора худеть» в большинстве случаев не даст результата, но та же самая команда обращённая к бессознательному может быть весьма эффективна.

Как это работает

Пресуппозиции создают реальность, в которой существуют только нужные выборы.
— Ты понимаешь, что можешь справиться с ситуацией? – в этой реальности человек способен справиться с ситуацией, чем бы она не была.
— Вы зайдёте к нам завтра утром или после обеда? – а в этой реальности человек «заходит к нам» в любом случае. Правда у него есть выбор – утром или после обеда.

Пресуппозиции характерны тем, что отвлекают сознание, которое достаточно процедурно и прямолинейно – при помощи вопросов, выборов, последовательных инструкций.

— Насколько сильно вам интересно читать эту статью?
— Вы можете сначала прочитать статью, а потом потренироваться в пресуппозициях, или тренироваться прямо по ходу чтения.

Примеры пресуппозиций

Что является пресуппозицией выяснить очень легко: поставьте перед фразой отрицание и то, что не изменится – это как раз и есть пресуппозиция.
— Королева Великобритании сегодня ездила на электричке
— Королева Великобритании сегодня не ездила на электричке, — королева, Великобритания и электричка остались.
— Скажи, как ты меня сильно любишь.
Не говори, как ты сильно меня любишь, — сильная любовь осталась.
— Выходя из комнаты ты вспомнишь обо мне
Не выходя из комнаты, ты вспомнишь обо мне, — «вспомнишь обо мне» осталось. Впрочем, как и наличие комнаты, тебя и меня.
— Он вновь пришел!
Пресуппозиция, что «он» приходил до этого.
— Придя завтра вовремя, вы узнаете много нового.
Пресуппозиция «приходите завтра вовремя». Хорошая такая, чёткая команда.
— После того, как вы еще лучше разберетесь в этой теме…
Предполагается, что вы уже разбираетесь, и разбираетесь хорошо.

Вообще, слово «еще» предполагает, что уже что-то есть, но можно это «что-то» усилить: ещё лучше, ещё быстрее, ещё вкуснее…

— Когда вспомнишь, как сильно ты меня любишь, позвони мне.


Пресуппозиция: «сильно меня любишь».
— Вовочка, какую пакость ты собираешься сделать в этот раз?
Пресуппозиция: Вовочка собирается сделать «пакость» и делал «пакости» до этого.
— Иванов снова сделал все отлично!
Предполагается, что до этого некий «Иванов» уже что-то делал, и делал отлично.
— Осознаёте ли вы собственную успешность?
Пресуппозиция: вы успешны.
— В следующий раз это будет еще интересней!
Здесь целых две пресуппозиции: первая, что «будет следующий раз», и вторая, что «это» сегодня было интересно.
— Вы уже чувствуете себя лучше?
Пресуппозиция: улучшение состояние есть или скоро наступит.
— В следующий раз, когда ты опоздаешь, получишь выговор.
Пресуппозиция: обязательно опоздаешь в будущем.
— Прочитав этот текст до конца, вы всё поймёте.
Пресуппозиция: вы всё поймёте.
— Меня радует ваша непосредственность!
Пресуппозиция: вы непосредственны.
И замечательная фраза из старого фильма с Адриано Челентано «Укрощение строптивого»:
— Каков будет твой положительный ответ?

Фраза

Пресуппозиция

Кто из вас больше других хочет начать раньше?

все хотят начать раньше

У этой жевательной резинки ещё больше вкуса!

вкус уже есть

Вы продолжаете чувствовать себя уверенно.

чувство уверенности есть

Обратите внимание на красоту этих мест.

эти места красивые

Мне нравится, что вы всё запоминаете.

вы всё запоминаете

Меня раздражает ваша непоследовательность!

вы непоследовательны

Когда вы решитесь, перезвоните мне.

вы решитесь

Не смотря на то, что вы и так хорошо выглядите, позвольте предложить вам эту губную помаду.

вы хорошо выглядите

Сегодня ты выглядишь лучше, чем обычно.

обычно выглядишь хуже

Так как вам лучше, вы можете сегодня прогуляться.

вам лучше

Расскажи, как тебе удается быть таким обаятельным?

ты обаятельный

Почему ты так хорошо выглядишь?

ты хорошо выглядишь

Зачем вам так много книг?

у вас слишком много книг

Вам нужно следить за здоровьем.

со здоровьем что-то не в порядке

Схема

 

 

Типы пресуппозиций

Допущения

Как только вы сядете на стул, вы почувствуете себя лучше.
Здесь вы предполагаете, что если произойдет одно событие (сядете на стул), то после него произойдет и другое (почувствуете лучше).
Ваша задача – связать между собой может быть и не связанные вещи: событие, которое скорее всего произойдет (или мотивацию) и то, что вы хотите получить.
Сразу после того как вы выйдете за дверь, вы почувствуете себя намного лучше.
Для бессознательного эти две вещи становятся единым целым. И если происходит одно событий – автоматом происходит и второе.

Наиболее часто употребляемые конструкции в допущениях:

  • как только
  • после того, как
  • сразу, как
  • если, то
  • когда
  • прежде, чем
  • не смотря на то, что

В то время, как вы будете чистить зубы, вы вспомните что-то важное.
Если вы все сядете, то мы быстрее начнем занятие.
Прежде чем купить эту вещь, внимательно её рассмотрите.
Если человек будет рассматривать эту вещь, то просто автоматом следует, что он ее все-таки захочет купить.
Если пойдешь в комнату, закрой окно.

Допущения можно сделать вообще без связующих слов, только за счёт интонации: «Пойдёшь в комнату, закрой окно».

Проснувшись утром вы вспомните, что сегодня нужно принести отчёт.
Здесь действие которое обязательно произойдет – «проснётся утром», и то, что вы хотите получить – «принести отчёт».
После того, как прочитаете контракт, поставьте подпись в нижнем правом углу.
Вот такая совершенно процедурная команда: прочитал – подписал. О том, что поставив подпись вы соглашаетесь с договором, как бы и не вспоминается.
— Прежде чем согласиться, ещё раз подумай.
Связывается между собой «думание» в любом количестве более одного и согласие. То есть подумал второй раз и согласился.
Когда наступит утро, ты вспомнишь обо мне…
Стихи… Так как утро наступает каждый день, то и вспоминать придётся ежедневно.
Не смотря на то, что вы прочитали меньше половины этой статьи, вы уже многое понимаете.

Противопоставления

Если в допущениях вы связывали между собой два события, то есть две статичные вещи, то здесь вы уже связываете между собой два процесса (может быть даже ведущие в разные стороны – потому и противопоставления):
Чем больше сомнений, тем легче выбор!
И хотя вроде бы сомнения облегчению выбора не особо должны способствовать, здесь эти вещи связаны одной веревочкой, и усиление одного приводит к усилению другого.
В противопоставлениях используются союзы:

  • чем… тем
  • насколько… настолько

Чем больше вы отвлекаетесь, тем внимательнее слушаете.
Чем внимательнее вы прочтёте договор, тем быстрее вы примете решение.
Чем сильнее болит голова, тем быстрее боль проходит.
Насколько больше ты потратишь времени на изучение, настолько лучше ты будешь знать этот предмет.
— Скидки! Чем больше вы тратите, тем больше экономите.
Чем цена выше, тем товар лучше.
В противопоставлениях, как и в допущениях, тоже можно использовать мотивацию:
Чем быстрее вы подпишите договор, тем раньше мы начнём поставки.
Чем сильнее вы боитесь попасть в армию, тем усерднее вам придётся заниматься.
Чем сложнее задача, тем больше удовольствие от решения.
Насколько дольше путь к цели, настолько слаще победа.

Ложные выборы

— Вы хотите купить стиральную машину или холодильник?
— Вы предпочитаете погрузиться в транс быстро или медленно?
— Вам арбуз вырезать или возьмете так?
И уже всем надоевшая конструкция, которую так любят продавцы на рынке: «Что вам взвесить?»
Здесь вы предлагаете человеку выбор, который не важен… Важно то, что стоит за этим выбором. Вам не важно, хочет человек, чтобы арбуз был вырезан, или нет – вам важно, чтобы его у вас купили. Но язык великая вещь – вы взяли и сместили акценты, вы сконцентрировали человека на выборе: вырезать или нет. А вопрос «покупать или нет» отпал сам собой.
— Ты сходишь в магазин до или после фильма?
Пресуппозиция: сходишь в магазин. Ложный выбор: до или после фильма? Вам же здесь нужно создать не выбор, а иллюзию выбора. Вы смещаете фокус внимания с действия, на обстоятельства его совершения.
— Ты подтвердишь своё участие сегодня или завтра?
— Куда бы ты хотел поехать в отпуск: в Испанию или на Кипр?
— Ложные выборы – это только вопросы?
Не обязательно, хотя при разговоре удобнее всего представлять их именно в виде вопросов. Человеку кажется, что раз он активен, раз он отвечает на вопрос, он сам совершает выбор. Но это можно сделать и в утвердительной форме: «Теперь вы можете купить наше средство как в большой, так и в маленькой упаковке».
Это работает менее жестко, но принцип тот же.

Вопросы

«Быть может, теперь, выступая перед народом в качестве кандидата в губернаторы, мистер Марк Твен соизволит разъяснить, при каких обстоятельствах он был уличен в нарушении присяги тридцатью четырьмя свидетелями в городе Вакаваке (Кохинхина) в 1863 году?»
Марк Твен. «Как меня выбирали в губернаторы»

Здесь мы выясняем обстоятельства действия, а то, что действие будет получается само собой разумеющимся.
Когда ты зайдёшь ко мне?
Здесь пресуппозируется, что человек зайдёт, а фокус его сознательного внимания смещается на выяснения точного времени.
За что вы любите наш ресторан?
Нет классического вопроса «любит – не любит», есть вопрос «за что»?
Зачем вы так много времени уделяете обучению подчинённых?
Почему вы так хорошо выглядите?
Где вы научились так хорошо высказывать свои мысли?
Используются вопросительные слова

  • зачем
  • почему
  • за что
  • как
  • когда
  • где

Предикаты осознания

Выяснение осознания чего-либо подразумевает, что это «что-то» есть, а вот находится оно в сознании или нет?
Осознаете ли вы, что уже лучше начали понимать, что такое пресуппозиции?
Здесь предполагается что вы уже понимаете что такое пресуппозиции, просто не осознаете. Сознание будет искать ответ на вопрос, а для бессознательного «понимание пресуппозиций» становится истиной.
Здесь используются глаголы «осознания»:

  • осознаете
  • понимаете
  • знаете
  • замечаете
  • обратили внимание
  • вспоминаете

– Вы понимаете, что делаете все с каждым разом лучше и лучше?
Лично я не знаю, что конкретно вы там делаете, но вне зависимости от ответа, вы делает это лучше, даже не знаю по сравнению с чем.
Замечаете ли вы наступающие изменения?
Все уже заметили, что с вами что-то не так – как то вы изменились, что-то наверное с вами произошло. Вопрос только в том, заметили ли это вы сами. Изменений то может еще и не быть, но если человек начинает их искать, он их обязательно найдет – а это означает, что они появятся.
– А вы знаете, что у Васи перхоть?
Нет вопроса в том, есть ли перхоть у Васи, вопрос только в том, дошла ли эта «страшная» новость до вас.
Осознали ли вы всю мощь этих стратегий?

Последовательность

Последовательность подразумевает наличие процесса. При этом слушатель фокусируется на определении порядка шагов, а то, что он будет это делать становится само собой разумеющимся.
— Каков будет твой первый шаг?
Ты это уже решил делать, но с чего начнёшь?
— Ты сначала позвонишь мне или ему?
Ты точно позвонишь и мне, и ему – просто реши, кто будет раньше.

Понятно, что здесь ещё и «ложные выборы», но и последовательность тоже.

— Кому ты сообщишь об это первому?
Ты примешь это решение и расскажешь, но кто будет первым?
— Кто хочет выступить следующим?
— Что ты сделаешь после того, как сменишь работу?

Соответственно, используются слова:

  • первый
  • второй
  • следующий
  • предыдущий
  • сначала
  • потом
  • после того

Оценка

— Мне нравится, как вы сегодня хорошо выглядите.
Здесь способ маскировки очень простой: внимание слушателя смещается на оценку ситуации говорящим (пишущим), а сама ситуация становится вроде как истинной.
В этой стратегии чаще всего используются оценочные слова:

  • важно
  • нужно
  • странно
  • замечательно
  • нравится
  • любопытно
  • раздражает
  • удивляет
  • сомневаюсь
  • уверен
  • хотел бы

— Всех удивляет качество этого фотоаппарата.
Качество этого фотоаппарата – это истина. И она такая поразительная для всех.
— Я уверен, что вы придёте завтра вовремя.
Придёшь вовремя, никуда не денешься.
Хотел бы я принимать решения так же быстро, как ты.
Вы принимаете решения быстро. Особенно, когда это нужно мне.
Замечательно, что вы обратили на это внимание.
— Меня бесит твоё упорство.
— Как человек отреагирует на такую отрицательную оценку?
Скорее всего бурно. И совершенно не обратит внимание на встроенную команду — как оценивать его поведение. При чём не обязательно, чтобы оценка была отрицательной – скорее она должна быть просто неожиданной.
— Меня восхищает, как эта фирма может всё испортить.

Изменения во времени

— Господин прокурор, вы действительно считаете, что на любой вопрос можно ответить только словами «Да» или «Нет»?
— Да!
— Вы продолжаете избивать свою жену?
Анекдот.

Здесь фокус внимания смещается на то, как процесс развивается во времени (начинается, продолжается, заканчивается). А наличие самого процесса пресуппозируется.
— Вы продолжаете выздоравливать.
Наиболее часто используются слова:

  • начать
  • продолжать
  • заканчивать
  • до сих пор
  • уже
  • еще
  • всё еще

— Вы начали подготавливать документы?
Нет вопроса — подготавливать документы или нет, есть вопрос — начали или ещё нет.
— Продолжайте внимательно читать этот текст.
Пресуппозиция: вы внимательно читаете этот текст.
— Вы все еще хотите купить эту вещь?
Пресуппозиция: вы хотите купить эту вещь.
— Вы уже готовы?
Пресуппозиция: вы готовы.
До сих пор мы успевали.
Пресуппозиция: мы успевали.
— А ещё мы можем предложить дополнительные скидки.
Пресуппозиция: мы уже что-то предложили.

Сводная таблица

Стратегия

 

Принцип действия

 

Конструкции

 

Примеры

Допущения

 

Связывание желаемого результата с тем, что происходит или должно произойти.

 

как только,
после того, как;
сразу, как;
если, то;
когда;
прежде, чем;

 

Как только вы сядете на стул, вы почувствуете себя лучше.
Прежде чем выйти из дома, позвони мне..

Противо-
поставления

 

Связывание желаемого действия с процессом, который происходит или обязательно будет происходить.

 

чем… тем
насколько… настолько

 

Чем быстрее ты заснешь, тем лучше выспишься.
Насколько больше ты потратишь времени на изучение, настолько лучше ты будешь знать этот предмет.

Вопросы

 

Смещение внимания на обстоятельства действия

 

зачем
почему
за что
как
когда
где

 

Где мы сегодня пообедаем?
За что ты меня любишь?
Когда ты отдашь долг?

Предикаты осознания

 

Смещение фокуса внимания на осознание.

 

осознаете
замечаете
обратили внимание
зачем
каким образом
где

 

— Вы уже понимаете, что делаете все с каждым разом лучше и лучше?
Каким образом вы стали столь успешным?

Последовательность

 

Смещение фокуса внимания на порядок шагов

 

первый
второй
следующий
предыдущий
сначала
потом
после того

 

— Каков будет твой первый шаг?
— Куда ты пойдёшь потом?
— Кто хочет выступить следующим?

Оценка

 

Смещение фокуса внимания на внешнюю оценку ситуации.

 

нравится
любопытно
раздражает
важно
сомневаюсь
поражены
восхищены
ненавидят

 

Важно, что вы всё поняли.
— Мне любопытно: как вы все успеваете.
— Всех раздражает ваше умение хорошо одеваться.
— Военные поражены внезапным нашествием инопланетян!

Изменения во времени

 

Смещение фокуса внимания на развитие процесса во времени.

 

начать
продолжать
заканчивать
до сих пор
уже
ещё
всё еще

 

— Вы начали обращать внимание на пресуппозиции?
Продолжайте так же хорошо работать.
— Вы уже всё выучили?
— Эта тема ещё интереснее.

Ложные выборы

 

Смещение фокуса внимания на обстоятельства совершения действия.

 

или
как… так и

 

— Вы хотите купить стиральную машину или холодильник?
— Вы можете позвонить мне как сегодня, так и завтра утром. 

Проверочные тесты

Тест:: Пресуппозиции

Тест:: Определите тип пресуппозиции

По теме

Вебинар:: Пресуппозиции и другие внушения

Схема:: Пресуппозиции

Видео:: Раскрутка пресуппозиций

Предпосылки нейролингвистического программирования | Кейн Рамзи | Ахология

Нейро-лингвистическое программирование изучает взаимосвязь между языком человека, его складом ума и тем, как эти вещи могут влиять на наши действия и поведение.

Основанное на таких дисциплинах, как лингвистика и психиатрия, НЛП в первую очередь занимается тем, как люди воспринимают информацию и осмысливают ее. НЛП — это способ понять, как вы работаете, почему вы делаете то, что делаете, и дает представление о том, как вы можете изменить любое нежелательное поведение, которое хотите изменить в себе.

Хотя на первый взгляд концепция НЛП может показаться абстрактной, разбивка и разделение термина на части позволяет получить дополнительные разъяснения и понять, как работает этот подход. «Нейро» относится к сосредоточению практики на мозге; поскольку подход НЛП направлен на изучение того, как люди получают доступ к информации и обрабатывают ее.

Неврологические исследования необходимы для определения того, насколько эффективно люди получают доступ к информации и обрабатывают ее, поскольку это варьируется от человека к человеку из-за того, что люди по-разному реагируют на различные сенсорные модальности [1].

Люди учатся визуально, аудиально или кинестетически, и у каждого есть первичная ведущая система, с помощью которой они учатся. «Лингвистика» — это изучение как вербального, так и невербального языка, и его воздействия на человека, а «программирование» фокусируется на том, как все это в сочетании влияет на поведение человека.

В принципе, НЛП — это перепрограммирование вашей неврологической нервной системы посредством использования языка, позволяющее вам читать людей и общаться с ними более эффективно, говоря на том же «языке», что и они, независимо от того, какая первичная неврологическая система обучения у вас обоих имеют.

НЛП — это метод моделирования совершенства, а предпосылки НЛП — это не убеждения, законы, руководящие правила или предписания, а установки, ведущие к совершенству. Предпосылки НЛП — это беспристрастный и убедительный набор убеждений, которые можно внедрить в свою жизнь как лично, так и в качестве профессионала НЛП, помогающего клиенту.

Предпосылки НЛП придают форму лежащим в их основе убеждениям и установкам, с которыми работают компетентные специалисты НЛП и которыми они обычно живут. Работа с одной или несколькими из этих предпосылок при взаимодействии с другими людьми, друзьями, коллегами или при работе с клиентами может стать мощной основой для облегчения изменений бесконечным числом способов. Когда практикующий что-то предполагает, он делает предположение, что что-то верно, а затем основывается на этой идее. Но важно помнить, что основной задачей НЛП является не о том, истинно ли конкретное убеждение или нет, а скорее о том, насколько оно эффективно для достижения или достижения определенного желания или цели.

«Большинство людей заражаются своими предубеждениями от семьи и общества, подобно тому, как ребенок заражается гриппом. Но мудрые люди понимают, что предпосылки следует «выбирать» после тщательного рассмотрения того, что является истинным». — Фрэнсис А. Шеффер [2]

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ НЛП

Следующий список предположений (в произвольном порядке) дает нам основные идеи (или предполагаемые истины), которыми являются все другие практики и модели, основанные на НЛП. построено на:

Предпосылка 1: Принимать людей безоговорочно

Люди — это не их поведение. Хотя мы можем отвергать отношение или привычки человека, мы никогда не должны отвергать человека. Как развивающаяся наука, НЛП стремится помочь людям понять и лучше оценить то, что их привычки и пагубное поведение не высечены в камне, а представляют собой выбор, который можно изменить со временем.

Предпосылка 2: Оценка поведения с точки зрения контекста и экологии

Все значения зависят от контекста. Легко вырвать сказанное из контекста и интерпретировать его не так, как его первоначальный смысл. В НЛП очень важно, чтобы мы оценивали поведение и изменения с точки зрения контекста, в котором они находятся. Нам нужно задавать такие вопросы, как «Как это поведение влияет на эту ситуацию? Будет ли такое поведение приемлемым в другом наборе обстоятельств/ситуации?» Эта оценка жизненно важна, чтобы помочь нам понять, кем наши клиенты могут стать, и как это поведение влияет на их жизнь.

Предпосылка 3: Сопротивление клиента означает недоверие

Если специалисты НЛП испытывают сопротивление клиента, это часто происходит из-за отсутствия взаимопонимания или непонимания. Нет клиентов, стойких по своей природе, но есть жесткие коммуникаторы, не желающие меняться. Мудрые коммуникаторы принимают и принимают все формы общения, которые им представлены, и поэтому, если они обнаруживают какое-либо сопротивление, они должны быть достаточно уверенными, чтобы признать это и сделать все возможное для установления взаимопонимания и межличностных отношений.

Установление и поддержание взаимопонимания с людьми имеет первостепенное значение. Если мы не будем активно управлять взаимопониманием, у нас будет меньше шансов добиться положительных результатов, к которым мы стремимся. Чтобы получить лучшие результаты от нашего общения, практикующие НЛП должны быть открыты для адаптации и корректировки своего подхода. Одни и те же действия всегда будут приводить к одним и тем же результатам. Если мы всегда будем делать то, что мы всегда делали, у нас всегда будет то, что у нас всегда было!

Предпосылка 4: ценить интерпретацию мира другими людьми

Хорошее общение требует обоснованного понимания чужой уникальной модели мира. У всех людей есть альтернативные способы интерпретации и переживания жизни (разные убеждения, ценности, фильтры и т. д.). Понимая и уважая эти различия, а не делая поспешные предположения или суждения, мы устанавливаем естественные и более прочные коммуникации, основанные на доверии.

Предпосылка 5: Никто намеренно не «облажается»

За каждым поведением стоит позитивное намерение. Никто не саботирует себя намеренно: каждый всегда стремится сделать все возможное с имеющимися у него ресурсами.

Хотя мы никогда не сможем полностью понять мотивы других, важно предполагать позитивные намерения, лежащие в основе их поведения и влияющие на них. Хотя позитивное намерение поведения, особенно плохое, редко бывает очевидным и обычно его трудно расшифровать, очень важно помнить, что оно существует. Ни один курильщик не курит, чтобы навредить своему здоровью: он курит, потому что эта привычка дает ему некоторое положительное отношение к себе. Вместо того, чтобы предполагать худшее в людях, основываясь на их поведении, будьте добры и понимающи и применяйте такое же сочувствие к себе.

Предпосылка 6: Калибровка по поведению, а не по предположениям.

Единственная видимая информация, которой мы располагаем о другом человеке, — это его поведение. Человеческое поведение — это единственное, что могут наблюдать помогающие профессионалы; все остальное было бы самонадеянным чтением мыслей. Поскольку мы не можем читать психику другого человека, очень важно, чтобы мы научились калибровать поведение, то есть замечать повторяющиеся модели поведения.

Один из создателей нейролингвистического программирования Ричард Бэндлер предположил, что одним из основных препятствий на пути к пониманию людей является самоуверенность. Когда мы думаем, что правы в чем-то, мы перестаем искать новую информацию по этому вопросу. Поэтому важно не просто слушать слова, которыми вас кормит клиент, а документировать модели поведения, которые вы наблюдаете объективно.

«Наш самый большой предел не в том, что мы хотим и не можем делать; это то, что мы никогда не считали возможным». — Ричард Бэндлер [3]

Предпосылка 7: Карта — это не территория

Фердинанд де Соссюр, швейцарский лингвист, один из двух основателей семиотики, был первым человеком, который провел разделение между словами и объектами, которые они представляли. Лингвистическая теория Соссюра учила нас, что означающее (слово) не является той же сущностью, что и означаемое (понятие). Он утверждал, что когда означающее и означаемое объединяются, они образуют «знак», на который люди реагируют психологически. [4]

Точно так же, как люди реагируют на знаки, а не на вещи, люди реагируют на свой опыт, а не на саму реальность. Два человека могут видеть одно и то же событие, но оба по-разному на него реагируют. Это потому, что у нас нет доступа к реальности, как она есть, мы не знаем реальность. Мы воспринимаем реальность через наши чувства, наши системы фильтров, наши убеждения — нашу собственную личную «карту» реальности, на которой записана повестка дня. НЛП работает, превращая «карты», которые не работают для клиента, во что-то гораздо более полезное: вы можете добавить больше данных, попробовать использовать разные значения или обогатить свою внутреннюю библиотеку, составляя новые сравнения.

Предпосылка 8: Владейте своим разумом и своими результатами

Мысль предшествует каждому нашему действию, поведению, реакции и отклику. Легко обвинять других в том, что они вас злят или даже заставляют что-то делать, но важно признать, что все действия и эмоции в первую очередь фильтруются вашей нервной системой, и никто, кроме вас самих, не диктует ваши действия.

Поведение людей или определенные ситуации не «заставляют» вас что-либо делать, только вы контролируете свою реакцию. Вместо этого вы должны признать, что никто не злил вас, но вы позволяли кому-то злить вас, и никто не заставлял вас что-либо делать, вы решили сделать то, о чем вас попросили. Только осознав, что никто не контролирует ваше тело и разум, кроме вас самих, вы можете начать брать на себя ответственность за свои действия.

Если мы сможем лучше осознавать наши модели мышления и внутренние процессы, мы, следовательно, сможем более эффективно управлять своими реакциями и поведением. Только взяв на себя ответственность за себя и свои действия, мы обретаем силу.

Предпосылка 9: У людей всегда есть необходимые им ресурсы

Целью практиков НЛП является помочь своим клиентам лучше осознать свой потенциал и помочь им работать для достижения желаемых результатов в жизни. У всех нас есть ресурсы и возможности для достижения всего, чего мы хотим в личной жизни. Если это возможно для других людей, то это возможно и для нас на 100%.

«Самое большое личное ограничение заключается не в том, что вы хотите и не можете делать, а в том, что вы никогда не думали делать». — Ричард Бэндлер

Нет такого понятия, как ненаходчивый человек, есть только способы быть ненаходчивым, и вы можете исправить это, изменив свое мышление и используя свой собственный опыт и знания. Другой метод, который мы можем применить здесь, — это процесс моделирования, когда мы выявляем стратегии, которые другой человек использовал для достижения желаемых жизненных результатов. Это то, что мы изучим позже в ходе курса.

Предпосылка 10: Нет неудач, есть только обратная связь

Взгляд на мир в черно-белых тонах, как на систему неудач и успехов, является самоограничивающейся парадигмой. Мы всегда будем совершать ошибки на протяжении всей жизни, но рассматривать их как неудачи — значит определять свой опыт суждениями и окончательными решениями.

Однако вместо этого, рассматривая наши ошибки как обратную связь, мы можем использовать более любопытный и мощный механизм обучения в жизни. Когда мы определяем нашу самооценку в том, что мы делаем и чего мы достигаем, мы препятствуем нашему обучению и значительно усложняем процесс обучения.

Самоуважение не должно зависеть от категоричных суждений, ярлыков и заявлений. Нам не нужно маркировать наши результаты; наши результаты — это либо возможность получить обратную связь, либо признать наши достижения.

Таким образом, предпосылки — это центральные убеждения, которые обеспечивают основу для системы. Предпосылки НЛП являются центральными допущениями, которые направляли постоянное развитие НЛП с момента его первоначального создания Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером еще в 1970-х годах.

Вы, возможно, поняли из вышеприведенной информации, что многие предпосылки перекрывают друг друга, и есть еще другие, которые можно применять в зависимости от того, как вы изучаете НЛП. Какие бы предпосылки вы ни выбрали в жизни, лучше считать их удобными убеждениями, а не универсальными истинами, чтобы их можно было легко скорректировать, чтобы они были полезны вам и вашим клиентам.

Ссылки и полезные ресурсы:

  1. Брокопп, Д. (1983). Что такое НЛП? Американский журнал медсестер, 83 (7), 1012–1014. doi: 10.2307/3463336
  2. Шеффер, Фрэнсис А. (1983). Как нам тогда жить? Взлет и упадок западной мысли и культуры .
  3. Бэндлер, Р. (2014). Как взять на себя ответственность за свою жизнь: Руководство пользователя по НЛП.
  4. Соссюр, Ф. . (1959). Курс общего языкознания . Нью-Йорк: Философская библиотека.
  5. Ноулз, Р. (1983). Построение взаимопонимания с помощью нейролингвистического программирования. Американский журнал медсестер, 83 (7), 1010–1014. doi:10.2307/3463335

The Achologist — официальное онлайн-издание Achology, Академии современной прикладной психологии для профессиональных практиков и лайф-коучей.

14 предпосылок практики НЛП

Холст, на котором мы рисуем

Нейролингвистическое программирование (НЛП) представляет собой набор практических техник, навыков и стратегий, которые могут привести к глубокому пониманию и пониманию себя и других. Несмотря на то, что это не философия и не религия, НЛП опирается на множество различных учений. В частности, в области психологии он опирается на область когнитивной и поведенческой психологии. Более того, когда мы занимаемся НЛП либо на коучинге, либо когда учимся становиться практиками НЛП, нас просят принять набор предположений или идей, поддерживающих практику. 14 предпосылок НЛП обобщают эти концепции. Придерживаясь этих идей, мы можем предоставить наилучший возможный коучинг НЛП, и они помогают нам жить полноправной и обширной жизнью.

В этой статье рассказывается о 14 предпосылках НЛП и о том, как с ними работать. Если вы изучаете НЛП и хотите запомнить их, «УВАЖЕНИЕ-СВ-МИР» — полезный мнемонический прием, который поможет вам их запомнить.

Объяснение 14 предпосылок НЛП

1. Уважайте все модели мира.

У каждого свое представление или «модель» мира. На основе нашего опыта, который связан с географией, семьей, обществом, экономикой, образованием, религией, опытом и мышлением.

Нам не обязательно соглашаться в ценностях и убеждениях. На самом деле, мы просто заинтересованы в том, чтобы наша собственная система ценностей и убеждений предлагала нам наибольший уровень выбора и возможностей.

Если мы работаем с коучинговым клиентом, мы поддерживаем его в расширении его взглядов и зоны комфорта, чтобы расширить его возможности и возможности выбора. В частности, нет желания или требования изменить свою систему убеждений или ценностей, просто снять ограничения в своей модели, чтобы позволить им чувствовать больше свободы.

2. Экология имеет решающее значение.

Мы оцениваем, является ли поведение или изменение уместным, ВМЕСТЕ с клиентом, исходя из контекста, окружающей среды и экологии. Например, поведение на рабочем месте может быть уместным, однако такое же поведение в личных отношениях может быть неприемлемым.

 

3. Сигналы сопротивления указывают на отсутствие взаимопонимания.

Часто мы предполагаем, что взаимопонимание существует только между людьми. Однако часто нам не хватает взаимопонимания с идеей, ценностью или концепцией. Итак, если мы сопротивляемся изменению своего поведения (и чаще всего это бессознательный конфликт с нашими желаниями), мы хотим смотреть дальше.

В частности, либо у нас нет взаимопонимания с человеком, с которым мы работаем, либо в нашем сознании действует негативная эмоция или защитный механизм, препятствующий взаимопониманию с идеей. Какова бы ни была причина, есть решения для восстановления взаимопонимания с человеком или идеей.

4. Люди — это не их поведение.

Для достижения успеха в нашей собственной жизни или в работе тренером или практиком НЛП мы хотим действовать на основе принятия. Откровенно говоря, если мы не можем принять себя такими, какие мы есть, или клиента такими, какие они есть, мы ограничиваем свои возможности и выбор. Более того, каким бы поведение ни представлялось внешнему миру, всегда присутствует позитивное намерение. Часто позитивное намерение, стоящее за бесполезным поведением, заключается в самозащите.

Мы не та история, которую мы рассказываем словами или действиями. На самом деле мы являемся цельными существами с бесконечным потенциалом, то есть наше поведение — это не то, кто мы есть. Если мы сможем смотреть на каждого таким образом, мы сможем выбирать, хотим ли мы принять или отвергнуть конкретное поведение. Более того, мы утверждаем в своем сознании, что поведение можно изменить.

5. Каждый делает все возможное.

Как и все в природе, мы эволюционируем, развиваемся и растем. Это означает, что внутренние ресурсы, которые у нас есть, также расширяются с течением времени. В результате бессмысленно ругать себя за то, что произошло в прошлом, потому что наша точка зрения, опыт или поведение были менее развиты, чем сейчас. Мы всегда делаем все возможное с теми ресурсами, которые у нас есть.

Подумайте об этом в контексте маленького ребенка, который учится ходить. Мы ругаем их в первый раз, когда они падают после того, как встали? Нет. Мы поощряем их, потому что знаем, что они укрепляют свои мышцы и способность балансировать с помощью практики. Все, что мы делаем в жизни, и то, как мы воспринимаем мир, действует одинаково.

6. Калибровка по поведению.

Самая важная информация о человеке — это его поведение. У всех нас есть свои маски, и у всех нас есть свои истории. Более того, иногда наше реальное поведение находится за пределами нашего сознательного понимания.

Таким образом, мы всегда оцениваем готовность к изменениям и фактическое изменение, основываясь на поведении, а не на том, что говорит клиент или мы.

7. Территория не обозначена картой.

Мы знаем, что слова символичны и, как следствие, двусмысленны. Следовательно, слова, которые мы используем, не обязательно представляют ситуацию, которую мы описываем, когда мы их используем. Более того, если мы работаем в качестве коуча, мы можем признать, что, хотя слова могут не отражать само событие, они указывают на направление внимания и расширение или ограничение ума.

8. ВЫ отвечаете за свое поведение

Когда мы существуем в настоящий момент, мы осознаем свои мысли и чувства. Более того, когда мы сознательно признаем их, мы можем направлять свои мысли так, как пожелаем. Этот выбор дает нам власть над своим поведением. В частности, когда мы выбираем определенные мысли, мы выбираем свое поведение. С бессознательным поведением (действующим за пределами нашего сознания) можно справиться, высвобождая негативные эмоции и ограничивая убеждения. Другими словами, мы объединяем части себя, которые кажутся разделенными.

9. Ресурсы есть всегда

Общество учит нас искать силы, руководства и знаний вовне. На самом деле, у нас внутри есть все ресурсы, которые мы могли бы захотеть, чтобы достичь всего, чего пожелаем. Все, что нам нужно сделать, это заглянуть внутрь себя, чтобы получить к ним доступ. Нет нересурсных людей, есть нересурсные состояния.

10. Целостность — конечная цель

Все работает как единое целое, в потоке. Наши эмоции связаны с нашими мыслями и поведением. Следовательно, наш разум связан с нашим телом и нашим здоровьем. Чем больше цельности мы можем ощутить внутри себя, тем больше мы способны прожить долгую, счастливую и здоровую жизнь.

Более того, чем меньше разделения мы ощущаем в себе, особенно в своем поведении, тем более подлинными мы можем быть. Мы можем снять любые маски, которые мы носим, ​​и действовать из нашего подлинного места бытия. Мы можем действовать из целостности. Чем выше уровень целостности в нас самих, тем легче увидеть, что мы являемся частью вселенной и всего, что в ней есть. Мы часть потока.

11. Существует только концепция обратной связи

Проще говоря, нет провала, есть только обратная связь или универсальная реакция на тест. Мы всегда работаем в цикле тестирования и обратной связи во всех сферах нашей жизни. На самом деле то, что кажется неудачей, можно рассматривать как успешный результат, которого мы не добивались. В частности, сколько неработающих лампочек было изобретено до создания работающей лампочки?

С этим пониманием и перспективой мы можем перестать обвинять себя и других, найти решения и улучшить результаты наших усилий. Кроме того, мы учимся быть цепкими и гибкими.

12. Ответ – это смысл общения

Мы постоянно общаемся. На самом деле, даже когда мы молчим, мы общаемся. Следовательно, невербальное общение может составлять большую часть нашего общения. Более того, хотя ваше намерение может быть вам ясно, именно интерпретация и ответ другого человека отражают эффективность вашего общения. НЛП учит вас навыкам и гибкости, чтобы свести к минимуму недопонимание и повысить ясность. Всегда полезно помнить, что мы получаем информацию через собственные фильтры восприятия. В результате мы не можем УПРАВЛЯТЬ тем, как принимается сообщение.

13. Закон необходимого разнообразия.

Проще говоря, человек с наибольшей гибкостью имеет больший уровень контроля или потенциал для контроля над окружающей средой. Если что-то не работает, остановитесь и займитесь чем-нибудь другим. Чем более мы гибки, тем больше шансов на успех мы даем себе. Гибкость и креативность – ключ к успеху.

14. Процедуры разработки для увеличения выбора

Работаем ли мы сами с собой или с коучинговым клиентом. Мы хотим иметь несколько идей в нашем сознании. Во-первых, всегда есть выбор. Даже если все варианты непривлекательны, всегда есть выбор.

Во-вторых, все обсуждения, направления мыслей и вмешательства направлены на расширение выбора. Чем больше у нас выбора, тем больше свободы мы чувствуем. Когда мы чувствуем себя свободными, мы обретаем силу.

Расширение прав и возможностей — это выбор

Выше я объяснил 14 предпосылок НЛП и то, как мы можем их применять. Надеюсь, вам понравится их изучать.

Даже если вы не занимаетесь коучингом по НЛП или не собираетесь изучать НЛП, эти предположения могут оказаться полезным способом расширить ваше мышление и предоставить вам больше выбора в повседневной жизни.

Самое главное, все можно сделать, если есть желание и разумный план. В частности, когда мы разбиваем намерения или цели на достаточно мелкие задачи, мы можем выполнять эти шаги по одному.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *