Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Приемы воображения в психологии: Способы, признаки и функции воображения

Содержание

37. Основные приемы воображения.

Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.

Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т.д.).

Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д.

Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов.

Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.

Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.

Типизация— прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).

Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).

Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.

Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.

Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его личностные качества.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующие им система письменных знаков.

Человеческая речь выполняет целый ряд функций

: выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, памяти и сознания; является средством мышления и общения; выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения; является средством управления поведением других людей. Но главная ее функция состоит в том, что она является инструментом мышления.

Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя, в свою очередь, включает:

Устную, которая представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимающихся на слух. Она подразделяется на диалогическую и монологическую.

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации.

Внутренняя речь: беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.

Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность.

7.3.4. Приемы создания образов воображения . Психология физической культуры. Учебник

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:

Комбинирование – это не простая сумма уже известных элементов, а творческий синтез, где элементы преобразуются, изменяются, выступают в новых соотношениях. Так, образ Наташи Ростовой был создан Л. Н. Толстым на основе глубокого анализа особенностей характеров двух близких ему людей – жены Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны.

Агглютинация (от лат. agglutinary – приклеивать) – «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Менее сложным, но тоже весьма продуктивным приемом формирования нового образа является агглютинация – соединение несоединимых в реальной жизни свойств, качеств, частей различных предметов. Примером может служить классический персонаж сказок – кентавр, Змей Горыныч, русалка, сфинкс, Пегас, избушка на курьих ножках. В технике при помощи этого приема созданы аккордеон, троллейбус, танк-амфибия, гидросамолет и т. п.

Акцентирование. Своеобразным способом создания образов воображения является акцентирование – заострение, подчеркивание, утрирование каких-либо признаков предмета; выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура). Этот прием часто используется в карикатурах, шаржах.

Гиперболизация – существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер. Одной из форм акцентирования является гиперболизация – прием уменьшения (увеличения) самого предмета (великан, богатыри, Дюймовочка, гномы, эльфы) или изменение количества и качества его частей (дракон о семи головах, Калимата – многорукая индийская богиня). Разновидностью гиперболизации является приуменьшение (литота): «И шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок!» (Н. Некрасов).

Типизация. Распространенным приемом создания творческих образов является типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. Например, Печорин – это «…портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Тип – это индивидуальный образ, в котором объединены в одно целое наиболее характерные признаки людей класса, нации или группы.

Схематизация и конкретизация. К приемам создания новых образов относятся также схематизация и конкретизация. Схематизация заключается в сглаживании различий предметов и выявлении черт сходства между ними. Примером может служить создание орнамента из элементов растительного мира.

Конкретизацию отвлеченных понятий можно наблюдать в различных аллегориях, метафорах и других символических образах (орел, лев – сила и гордость; черепаха – медлительность; лиса – хитрость; заяц – трусость). Любой художник, поэт, композитор реализует свои мысли и идеи не в общих отвлеченных понятиях, а в конкретных образах. Одной из наиболее очевидных форм проявления деятельности воображения в науке является мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент – это вид познавательной деятельности, строящийся по принципу реального эксперимента и принимающий структуру последнего, но развивающийся целиком в идеальном плане. Мысленный эксперимент, замещая в некотором роде материальный, служит его продолжением и развитием.

Он позволяет исследовать ситуации не реализуемые практически, хотя и принципиально возможные.

Активное воображение (4 совета, как его практиковать)

Рафаль Рейзер • 6 апреля 2023 г.

Активное воображение — это умственная практика, официально разработанная швейцарским психологом Карлом Юнгом между 1913 и 1916 годами. народов на протяжении сотен лет.

Авиценна и суфии считали его воротами в царство божественного. Это двоюродный брат «Божественного воображения» Блейка и «Время сновидений аборигенов». Но что именно? И может ли он иметь терапевтические возможности?

 

Начало активного воображения в психологии

 

В начале XX века Юнг написал свою основополагающую работу под названием «Активное воображение». Многие из его последователей сделали его более доступным для широкой публики. Среди них был Роберт А. Джонсон, написавший «Внутренняя работа: использование снов и активного воображения для личностного роста». Я настоятельно рекомендую его, если вы хотите узнать больше о предмете.

 

Что такое активное воображение?

 

Это умственная техника, которую вы можете использовать, чтобы войти в контакт со своим подсознанием, активно взаимодействуя с содержимым своего воображения.

Наблюдение образов и символов мысленным взором позволяет вам интерпретировать их, извлекать из них смысл и преобразовывать их в идеи, которые вы можете использовать в своей повседневной жизни. В этом метод похож на толкование снов.

Часто в психике возникает конфликт или смятение. Вы чувствуете грусть или тревогу, но не знаете, что вызывает эти чувства. Работа активного воображения состоит в том, чтобы связать вас с вашим более глубоким «я» и раскрыть ваши сокровенные чувства и желания. Когда вы ясно видите их, вам легче действовать или решать их.

 

 

Активное воображение и пассивное воображение

 

Обратите внимание, что существует разница между пассивным воображением и активным воображением. Из «Внутренней работы»:

«Пассивная фантазия также представляет образы из бессознательного. Но поскольку мы не можем войти в него сознательно, это в основном пустая трата времени и энергии. Вопросы или проблемы, возникающие в фантазии, не решаются. Большинство таких фантазий просто повторяются снова и снова на краю нашего разума, пока они не истощат себя или не истощат нас. Эволюции нет, потому что эго никогда не сталкивается с фантазийной ситуацией и не входит в нее как сознательная, независимая сила».

Я бы не сказал, что пассивное воображение — пустая трата времени и энергии, но в контексте активного воображения его можно рассматривать как таковое. Во время сеанса вы должны активно участвовать и сохранять понятие «я» — «я делаю это, я иду туда» — это не просто наблюдение.

 

Согласно Юнгу:

«Активное воображение отличается от фантазии тем, что образы, встречающиеся в активном воображении, живут собственной жизнью и что символические события развиваются согласно своей собственной логике. Техника активного воображения связана со сновидениями, и любопытен тот факт, что сновидения резко уменьшаются, когда человек занимается ими (или даже принимает галлюциногены). Техника как бы обеспечивает общение с бессознательным в часы бодрствования, чтобы ночью можно было крепче отдыхать».

 

 

 

Как развивать активное воображение?

 

По словам Роберта А. Джонсона, активное воображение состоит из четырех шагов.

 

1. Приглашение бессознательного

 

Первое, что вам нужно сделать, это «призвать» бессознательное, чтобы общаться с ним.

Как начать сеанс?

Вы можете начать с того, что лягте на спину в удобном положении и убедитесь, что вас никто не побеспокоит (если вы чувствуете, что это поможет, включите какую-нибудь глубокую фоновую музыку в стиле эмбиент). Сделайте несколько глубоких вдохов, чтобы еще больше расслабиться, а затем начните спрашивать:

«Где одержимость? Кто одержим? Откуда это чувство? Кто тот внутри меня, кто так себя чувствует? Каков его образ? Как он или она выглядит?»

Через некоторое время образы должны начать появляться перед вашим мысленным взором. Это не всегда работает и зависит от вашей индивидуальности, поэтому вам может потребоваться несколько сеансов для достижения желаемого эффекта.

 

2. Диалог с опытом

 

Теперь пришло время взять обычно неосязаемое содержание бессознательного и вывести его на поверхность в образной (символической) форме, чтобы с ним можно было вести диалог. Существует тонкий баланс между эго и вашим внутренним я:

«Главная цель этого искусства — обеспечить связь между эго и частями бессознательного, от которых мы обычно отрезаны. Когда вы занимаетесь активным воображением, в психике все меняется. Изменяются отношения между эго и бессознательным. Если существует невротический дисбаланс между установками эго и ценностями бессознательного, разрыв может быть сужен, комплементарные противоположности могут быть сведены вместе. Это направляет человека на путь к целостности, к осознанию своей большей тотальности просто потому, что он научился вступать в общение со своим внутренним «я».

Карл Юнг считал, что лучший способ практиковать — избегать влияния на образы бессознательного. Лучше смотреть на них осознанно и замечать любые изменения, которые могут появиться. Опять же, важно не впадать в пассивную фантазию.

По словам Юнга:

«Намерение должно состоять не в том, чтобы контролировать образ, а в том, чтобы наблюдать за изменениями, возникающими в результате спонтанных ассоциаций. Вы сами должны вступить в процесс со своими личными реакциями… как если бы драма, разыгрываемая на ваших глазах, была реальной».

 

 

3. Не пренебрегайте этикой и ценностями

 

Что бы ни происходило во время сеанса воображения, важно, чтобы вы не теряли чувство морали. Образы в вашем уме реальны, и, как мы уже отмечали ранее, они меняют вещи в психике.

Это накладывает на вас определенное обязательство:

  • Сохраняйте свои самые глубокие ценности и не соглашайтесь на то, на что вы не согласились бы в «реальной жизни».
  • Не жертвуйте другими частями своего характера и личности, движимые фантазией или сильным желанием.
  • Никогда не пренебрегайте человеческими отношениями и практичностью повседневной жизни. Оставайтесь в повседневной реальности.

 

4. Привить уроки активного воображения с помощью физического ритуала

 

Во время сеанса можно найти истинные озарения и великолепные образы. Но что ты собираешься с ними делать? Если вы просто продолжите жить своей жизнью, уроки скоро забудутся.

 

Запишите и расшифруйте символы

 

В первую очередь следует записать увиденное и попытаться его растолковать. Вы будете думать о разных возможностях, и вдруг что-то «щелкнет» в вашей душе, и вы поймете, что это правильный ответ.

Возможно, вы заметите, что увиденные вами образы символизируют забытую часть вашей личности. Может, в тебе и есть свободная душа, но все это время ты был чересчур серьезен. Может быть, вы замечали сильную потребность в импровизации, но в последнее время вы были таким жестким. Может быть, вы хотите наладить более глубокие связи с другими, но вы были холодны и расчетливы.

Что бы это ни было, вы должны идентифицировать сообщение.

 

 

Подтвердите прозрения активного воображения, выполнив физический ритуал

 

Теперь важно «запечатать» вновь обретенное знание каким-либо физическим ритуалом (то же самое касается толкования снов). Опять же, из «Внутренней работы»:

«Высшая форма ритуала имеет следующую характеристику: те, кто участвует, чувствуют, что совершают действие, имеющее символическое значение, и сознательно стремятся преобразовать это действие в активный, динамичный символ. Каждое их движение становится символом в движении, который переносит силу внутреннего мира в видимую и физическую форму».

Этот физический ритуал является символическим выражением прозрения, которое вы получили во время сеанса активного воображения. Если вы почувствовали глубокую связь с природой, вы могли бы углубиться в природную среду и символически прикоснуться к старому дереву. Если вы почувствовали потребность в энергии и движении, признайте это духовным танцем. Если вы встретили творческую часть себя, возможно, вы захотите создать небольшую скульптуру.

Делая это, вы говорите самому себе: «Я вас понимаю». Это не только наполнит вас чувством благоговения, но и разрешит некоторые конфликты, таящиеся глубоко внутри души. Используя юнгианскую терминологию, мы могли бы сказать, что противоположности объединятся, чтобы создать более интегрированное целое.

Джонсон был прав – в нашем светском мире нужно больше чувства благоговения:

«Весь мой опыт психолога приводит меня к выводу, что чувство благоговения необходимо для психологического здоровья. Если у человека нет чувства благоговения, нет чувства, что есть кто-то или что-то, что внушает благоговение, это обычно указывает на инфляцию эго, которая полностью отрезает сознательную личность от питающих источников бессознательного. Ирония в том, что большая часть нашей современной культуры направлена ​​на искоренение всякого благоговения и уважения к высокой истине и качествам, которые вызывают в человеке чувство благоговения и поклонения».

 

 

Мой собственный опыт активного воображения

 

Прошлой ночью я провел двадцатиминутный сеанс активного воображения. Я нашел полезным делать это, слушая расслабляющую музыку в стиле эмбиент. Я лежал на своей кровати с закрытыми глазами. Через несколько минут я заметил изменение в моем внутреннем восприятии. Больше не было только теплого коричневого цвета закрытых век. Скорее, начали появляться какие-то, казалось бы, случайные изображения.

Следуя методике, я пытался вести диалог с образами и как-то персонифицировать их. Я спросил – «Кто это?» И вдруг появился невысокий старик. Он был одет в зеленые одежды и был очень стар. В нем было что-то китайское, и он был смесью Йоды и Конфуция.

Но через некоторое время его лицо было спрятано под капюшоном, и я больше не могла видеть его глаз. Он был олицетворением тайны, и я не мог получить от него никаких ответов. Я спросил – «Что мне делать?» И получил какой-то банальный совет типа «иди своим путем».

Я переспросил, но потом понял, что устного ответа, скорее всего, не получу. Как и во время моего опыта с волшебными грибами, я получил сообщение в образах и символах.

Осознав это, я прекратил попытки контролировать происходящее и дал волю своему воображению. Эти образы были красивы, но не имели такого значения, как «Зеленый человек». Это означало, что активное участие необходимо для техники, но не всегда работает. Это требует практики, повторения и немного удачи.

В конце концов, я еще раз попытался задать вопросы, но в моей голове возникла глоссолалия. В очередной раз я воспринял это как символ неадекватности человеческого языка и сделал вывод, что речь идет о самом изображении.

Он олицетворял глубокое чувство тайны.

Я задумался об этой
любезнейшей даме, думая о которой меня настиг
приятный сон, в котором мне явилось
чудесное видение…»

– Данте Алигьери

Рафаль Рейзер
Привет, добро пожаловать в мой блог! Я блогер, педагог, специалист по цифровому маркетингу, писатель-фрилансер, редактор и контент-менеджер с более чем 10-летним опытом работы. Я создал RafalReyzer.com, чтобы предоставить вам отличные инструменты и стратегии, которые вы можете использовать для достижения свободы с 9 до 5 с помощью онлайн-творчества. Мой сайт — это универсальный магазин для внештатных писателей, блоггеров, издателей, энтузиастов контента, которые хотят быть независимыми, зарабатывать больше денег и создавать красивые вещи. Не стесняйтесь проверить мой архив, содержащий более 600 статей, и мой канал YouTube для писателей и создателей контента. Ах да, и оставайся крутым!

Как использовать технику активного воображения Карла Юнга для поиска ответов внутри себя

Любой, кто знаком с осознанными сновидениями, знает силу контроля во сне. Но что, если бы вы могли просто вытащить человека из сна и поговорить с ним, пока вы бодрствуете? Какие вопросы вы бы задали? Могут ли их ответы помочь нам стать лучше?

Это может показаться надуманным, но Карл Юнг разработал именно такую ​​технику. Он назвал это « активное воображение» .

Что такое активное воображение?

Активное воображение — это способ использования снов и творческого мышления для разблокировки бессознательного. Разработанный Карлом Юнгом между 1913 и 1916 годами, он использует образы из ярких снов, которые человек помнил после пробуждения.

Затем, пока человек расслаблен и находится в медитативном состоянии, он вспоминает эти образы, но пассивно. Позволить своим мыслям оставаться на образах, но позволить им измениться и проявиться во что бы то ни стало.

Эти новые образы могут быть выражены с помощью различных средств, включая письмо, живопись, рисование и даже лепку, музыку и танец. Цель состоит в том, чтобы позволить уму свободно ассоциировать. Это позволяет нашему бессознательному разуму проявить себя.

Техника активного воображения Юнга делает еще один шаг вперед в анализе сновидений. Вместо того, чтобы смотреть непосредственно на содержание сна человека, идея состоит в том, чтобы выбрать один образ из недавнего сна и просто позволить нашему разуму блуждать .

Делая это, Юнг предположил, что мы смотрим прямо в наше бессознательное. Таким образом, активное воображение похоже на мост от нашего сознательного к бессознательному. Но чем это полезно?

И Юнг, и Фрейд считали, что только заглянув в самые глубокие тайники нашего бессознательного, мы можем справиться со своими страхами и тревогами.

Итак, действительно ли активное воображение лучше, чем анализ сновидений или любой другой вид терапии? Что ж, психотерапия может быть довольно эффективной. Конечно, во-первых, нужно уметь им пользоваться.

Как работает активное воображение и как его практиковать

1. Начало работы

Активное воображение лучше всего развивать в одиночестве, в тихом месте, где вас никто не будет отвлекать. По сути, вы будете медитировать, поэтому найдите удобное и теплое место.

Большинство людей используют сны как отправную точку своего активного воображения. Тем не менее, смысл упражнения состоит в том, чтобы преодолеть разрыв между вашим сознательным и бессознательным умом . Таким образом, вы также можете использовать эмоции, такие как недавнее разочарование или грустное чувство, чтобы дать толчок сеансу.

Возможно, вы не визуал, но не волнуйтесь. Вы также можете использовать разговор или письмо, чтобы начать сеанс. Например, сядьте тихо и спросите человека, который, по вашему мнению, может помочь вам соединиться со своим внутренним «я». Или напишите вопрос на листе бумаги, а затем расслабьтесь и посмотрите, что произойдет.

2. Погрузитесь в свое воображение

Итак, для начала вспомните фигуру или предмет или ощущение из сна или ситуации, которая важна.

Для тех, кто визуализирует, образ вашего сна может начать меняться и принимать другую форму. Если вы задали вопрос, который вы можете услышать сами, ответьте на него. Если вы написали вопрос, вы можете найти ответ, пришедший к вам.

Например, вы могли видеть во сне своего соседа в каюте на лодке, уплывающей прочь. Вы можете спросить у соседки, почему она на лодке, уплывающей от вас. Или вы можете просто посмотреть, изменится ли изображение на что-то другое.

Пока происходят эти изменения, вы должны быть расслаблены, спокойны и восприимчивы к происходящему.

Что бы ни случилось, вы должны записать детали. Опять же, то, как вы записываете детали, зависит от вас. Вы можете писать, рисовать, рисовать, записывать свой голос, на самом деле, вы можете использовать любой носитель, который позволяет вам выразить то, что вы чувствуете.

На данном этапе важно отметить пару моментов. Юнг подчеркивал важность того, чтобы не попасть в ловушку наблюдения за пассивными фантазиями.

«Намерение должно состоять не в том, чтобы контролировать образ, а в том, чтобы наблюдать за изменениями, возникающими в результате спонтанных ассоциаций. Вы сами должны вступить в процесс со своими личными реакциями… как если бы драма, разыгрываемая на ваших глазах, была реальной». Карл Юнг

Вы также должны помнить о своих личных ценностях, этических кодексах и морали . Не позволяйте своему разуму блуждать в сфере того, что вы никогда бы не сделали в реальной жизни.

3. Анализ сеанса

Как только вы почувствуете, что больше нечего собирать, вы должны остановить сеанс и сделать небольшой перерыв. Это делается для того, чтобы вы могли вернуться в нормальное сознательное состояние. Вам понадобятся все ваши способности для следующей части, анализ сеанса активного воображения .

Теперь пришло время интерпретировать детали, взятые из вашего сеанса . Взгляните на то, что вы произвели, в новом свете. Что-то сразу кажется вам очевидным? Посмотрите, есть ли сообщение в письмах или рисунках.

Вам что-то напоминает слово или картинка? Что-нибудь имеет смысл или работает с вами? Какие чувства или эмоции вы испытываете? Попробуйте интерпретировать сообщение от вашего бессознательного разума.

Если и когда к вам придет сообщение или ответ, не менее важно подтвердить это. В конце концов, какой смысл во всем этом самоанализе, если вы сейчас не действуете в соответствии с ним?

Например, ваш сосед и сеанс активного воображения на лодке могли привести вас к осознанию того, что вы пренебрегаете своей семьей. В таком случае, почему бы не попытаться связаться с ними?

Или, может быть, образовалась фигура, которая казалась вам темной и пугающей. Это может быть отражением вашего теневого «я». Таким образом, ваш сеанс может указывать на что-то внутри вас, что вы не желаете принимать сознательно.

Заключительные мысли

Мне кажется, что мы находим ответы на наши внутренние смятения, заглядывая внутрь себя. Благодаря Юнгу мы можем использовать активное воображение, чтобы узнать о нашем бессознательном, позволяя ему говорить с нами и делая нас лучше.

Рекомендации :

  1. www.psychologytoday.com
  2. www.goodtherapy.org
  • Автор
  • (с отличием)

    Младший редактор и штатный сотрудник Learning Mind

    Джейни Дэвис публикуется в Интернете более 10 лет. Она страдала от панического расстройства более 30 лет, что побудило ее учиться и получить диплом с отличием по психологии в Открытом университете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *