Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Пример логического барьера в общении: Публикация не была найдена — Студопедия

Содержание

КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ — Мегаобучалка

План

1. Что такое коммуникативные барьеры и почему они возникают.

2. Логический барьер.

3. Стилистический барьер.

4. Семантический барьер.

5. Фонетический барьер.

 

Что такое коммуникативные барьеры и почему они возникают

Люди говорят, чтобы быть понятыми. Однако далеко не всегда, даже говоря на одном языке, люди понимают друг друга. Почему это происходит? Почему люди иногда понимают друг друга с полуслова, а иногда не могут договориться, несмотря ни на какие объяснения? Что мешает нам понимать друг друга? В деловом общении между партнерами могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, препятствия, затрудняющие понимание другого человека. Причины их по­явления различные: особенности интеллекта общающихся, степень знания предмета разговора, личные психологические особенности. Кроме того, коммуникативные барьеры могут возникать из-за отсутствия у собеседников единого понимания ситуации общения. Причиной непонимания одного человека другим могут служить также социальные, политические, профессиональные, религиозные, образовательные и другие различия.

 

Логический барьер

Каждый человек видит мир, ситуацию, проблему со своей точки зрения. Поэтому при общении между партнерами может возникать логический барьер. Чтобы понять сказанное, необходимо, прежде всего, уловить намерения говорящего и правильно их интерпретировать. Сама мысль зарождается от различных потребностей человека, связанных с влечениями, побуждениями, эмоциями и пр. Поэтому за каждой мыслью стоит мотив, то есть то, ради чего мы говорим. Мотив и есть первая инстанция в порождении речи. Он же становится последней инстанцией в обратном процессе — процессе восприятия и понимания высказывания, так как партнер понимает не столько мысль и речь, сколько то, во имя чего это говорится.

Прежде чем высказать мысль вслух, человек как бы сначала «упаковывает» ее во внутреннюю речь, а уж затем выражает ее вслух. Процесс превращения мысли в слово называется вербализацией. Выделяя в речевом потоке слова, слушающий расшифровывает их значения, постигая, таким образом, смысл вербального сообщения. Понимание слов представляется наиболее элементарной операцией декодирования высказывания. Однако следует помнить, что трудности возникают потому, что на осмысление слов в реальном общении существенное влияние оказывает конкретная ситуация. Для понимания информации необходимо любое высказывание со­относить с действительностью, иначе в реальном общении здесь возможны коммуникативные недоразумения.

Основная проблема, заложенная в непонимании, связана с особенностями мышления общающихся. Логический барьер возникает чаще у партнеров с неодинаковым видом мышления.Мыслительная деятельность у людей различна, широта, гибкость, быстрота, критичность, оригинальность ума у всех проявляются по-разному. Операции мышления используются людьми с разной степенью глубины, и пока один углубляется в развернутый анализ проблемы, другой, собрав поверхностную информацию, уже имеет готовый ответ или решение, ценность которого, порой, оставляет желать лучшего. В зависимости от того, какие операции, виды и формы мышле­ния преобладают в интеллекте каждого из партнеров, они общаются на уровне или понимания или непонимания, то есть здесь возникает логический барьер. Преодолеть логический барьер в общении поможет понимание того, каков ваш собеседник, каковы его личные особенности.

Каждому деловому человеку нужна психологическая компетентность, которая позволит более адекватно воспринимать других людей, классифицировать их психотипы, прогнозировать действия. Психотип – это модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой. Знание психотипов партнеров по общению дает возможность определить не только стратегию коммуникативного процесса, но и тактику своего поведения в ходе взаимодействия. Весьма полезным для предпринимателей и бизнесменов, менеджеров и специалистов по ведению переговоров, юристов и релайтеров может быть психогеометрический подход к типологии, разработанный американским психологом Сьюзен Дел­лингер (США) и описанный в книге «Психогеометрия для менеджеров» А. А. Алексеевым и Л. А. Громовой. Авторы определяют психогеометрию как уникальную практическую систему анализа личности, позволяющую:

· мгновенно определить форму и тип личности — как своей, так и партнера по общению;

· дать подробную характеристику личных качеств и особенно­стей поведения человека на понятном каждому языке;

· составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

Психодиагностика на основе психогеометрического теста не требует глубоких психологических знаний, так как осуществляется, как правило, путем наблюдения или анализа превентивно собранной информации.

Таким образом, логический барьер в деловой коммуникации может возникнуть, когда деловые партнеры различаются по особенностям мыслительной деятельности и не считают нужным учитывать специфику партнера по общению. Преодолеть логический барьер можно лишь одним путем: учитывать особенности партнера, пытаясь понять, как он строил свои умозаключения и в чем состоят расхождения.

Кроме сказанного многое в понимании информации зависит и от того, насколько грамотно, ясно и лаконично мы излагаем свои мысли, осуществляя вербализацию. Запомните основные причины, затрудняющие передачу информации от одного партнера к другому:

· неточность высказывания;

· несовершенство перекодирования мыслей в слова;

· неуместное использование профессиональных терминов;

· неверное истолкование намерений собеседника;

· чрезмерное использование иностранных слов;

· неполное информирование партнера;

· быстрый темп изложения информации;

· наличие смысловых разрывов и скачков мысли;

· неполная концентрация внимания.

 

Стилистический барьер

Стиль — это отношение формы представления информации к ее содержанию, отсюда — преодоление данного барьера связано с соответствием формы содержанию. Действие этого барьера сводится к тому, что стилевые характеристики «упакованной» в словесную форму информации могут препятствовать ее восприятию. Стиль может быть неуместным, слишком тяжелым или легковес­ным, не соответствующим ситуации и намерениям партнера. Для того чтобы быть хорошо воспринимаемым, нужно четко изложить информацию, основные доводы, аргументы, их подтверждающие, структурировать информацию таким образом, чтобы она была взаи­мосвязана и одна мысль как бы вытекала из другой.

Существует два основных приема структурирования информации в деловом взаимодействии: правило рамки и правило цепи. Суть правила рамки состоит в том, что начало и конец любого делового разговора должны быть четко очерчены. В начале, как правило, сообщаются цели и намерения, перспективы и ожида­ния, возможные результаты, в конце должны быть подведены итоги, сделаны выводы по поводу реализованных или нереализованных надежд и ожиданий, показана ретроспектива. Это способствует не только лучшему пониманию и восприятию информации, но и запоминанию, так как существует психологический феномен, которым блестяще пользуются многие знаменитые ораторы: люди запоми­нают лучше всего начало и конец, причем начало способствует возникновению симпатии или неприязни и это, в свою очередь, влияет на слушание и доверие к партнеру. Конец, завершающий информацию, остается в памяти, следовательно, сформулированные выводы в конце выступления и есть то основное, что обычно запо­минается аудиторией. В повседневном общении правило рамки достаточно часто на­рушается. Как уже отмечалось, некоторые партнеры, начав разговор по поводу одного намерения, зачастую забывают о нем и завершают разговор уже совсем по другому поводу. Такие ситуации распро­странены и возникают на деловых совещаниях, встречах, собраниях, дискуссиях, беседах и пр. Именно с этой перестройкой внутри содержания разговора деловое общение становится для многих неудовлетворительным: неизвестно о чем договорились, к какому результату пришли, зачем начали этот разговор, а главное — надо возвращаться к этой проблеме снова и вновь затрачивать рабочее время.

Соблюдая правило рамки, участник делового взаимодействия может быть совершенно уверен, в том, что запомнится именно то, что необходимо, то есть самое главное: цели и намерения, результаты и выводы. Как показывает практика делового общения, для ее участников более важна степень достижения цели и ожидаемых результатов, чем способы этого достижения. Поэтому, когда коллеги интересуются судьбой каких-либо переговоров, деловой встречи, их, как правило, интересует не то, как они проходили, а то, чем они закончились. Удалось ли партнерам добиться намеченной цели: провести свою линию, добившись односторонних уступок; сформировать необходимое общественное мнение; продемонстрировать свой имидж или фирменный стиль и др. Деловая коммуникация тогда только и конструктивна, когда есть ожидаемый результат.

Правило цепи определяет «внутреннее» структурирование высказывания. Речь идет о том, что необходимая для анализа проблемы информация не должна представлять собой бесформенную груду разнообразных сведений, разношерстных по форме и содержанию. Необходимые сведения должны быть выстроены соответствующим образом, соединены в цепь по каким-либо признакам. Способы соединения информационных цепочек могут быть различными. Можно использовать для этого слова «во-первых, во-вторых, в-третьих». В других случаях ­информация может быть расположена следующим образом: сначала — сказать самое главное; затем — изложить основное, следующее по значимости; далее — привести менее значимую информацию. Предлагаемый сюжет деловой коммуникации может быть выстроен и в «логических цепочках», например: «если это так, то напрашивается следующий вывод», «раз мы согласны с этим, следовательно,это тоже верно». Используя при деловом взаимодействии правило цепи, мы не только упорядочиваем, связываем, организуем содержание, но и облегчаем партнеру восприятие и понимание информации, а также ее запоминание. Качество цепи должно соответ­ствовать представлениям партнера, а ее «вид» может быть избран в зависимости от его предпочтений и возможностей, то есть интеллектуальных возможностей и личностного потенциала.

Очень важна при взаимодействии и последовательность передачи всей информации в целом. Неправильная организация сообщения порождает стилистический барьер между общающимися. Сообщение воспринимается лучше, когда оно построено следующим образом:

· от внимания к интересу;

· от интереса к основным положениям;

· от основных положений к возражениям и вопросам;

· ответы, выводы, резюмирование.

Стилистический барьер возникает и тогда, когда форма коммуникации и ее содержание не соответствуют друг другу, например: пригласили на беседу, а вместо диалога был односторонний монолог, или на митинге, где предполагается живая агитационно­-пропагандистская речь, выступали с докладами по написанному тексту. Такие сюжеты, к сожалению, встречаются в реальной практике общения, они вызывают не только неудовлетворенность, но и непонимание самой информации, ибо отрицательные эмоции, сопутствующие такой коммуникации, не позволяют внимательно слушать, мешают сосредоточенности.

И, наконец, стилистический барьер возникает и тогда, когда при устном общении информация передается функционально-книжным языком. Научный и канцелярский стиль более понятен при чтении, восприятие же его на слух затруднено. К то­му же доказано, что лучше всего запоминается фраза, состоящая из 4-14 слов, 15-18 слов — уже хуже, 18-25 слов — весьма удовлетвориельно, а фраза, насчитывающая свыше 30 слов на слух практически не воспринимается. Поэтому для преодоления стилистического барьера необходимо не только хорошо структурировать информацию, использовать содержание, адекватное форме, но и говорить кратко, в том темпе и ритме, который наиболее уместен для данной ситуации и подходит деловому партнеру.

 

Семантический барьер

Семантические и лингвистические, то есть смысловые барьеры могут вызываться разнообразными причинами: во-первых, это не­совпадение тезаурусов, то есть лингвистического словаря языка с полной смысловой информацией, ограниченный лексикон у одного из партнеров и богатый — у другого, во-вторых, социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные и другие различия. Когда партнер понял совсем не то, что ему сказали, или то, но не в том смысле, тогда можно зафиксировать семантический барьер, который и приводит к неэффективной коммуникации.

Большинство деловых партнеров зачастую недооценивают разность тезаурусов, исходя из предположения «раз понятно мне, то понятно и другому». Чтобы свести непонимание к минимуму, необходимо либо говорить «на одном языке с партнером», либо заранее договариваться о ключевых моментах, либо постоянно расспрашивать партнера о том, понятно ли ему, о чем идет речь, но такая коммуникация требует большего времени.

Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности партнера и говорить с ним как бы «на одном языке», используя понятную для него лексику; слова, имеющие разные значения, необходимо объяснять: в каком смысле то или иное слово вы использовали.

Важно также помнить о том, что некоторые слова, например такие, как эксклюзивный, аттракция, альтернатива у людей в лексиконе есть, а понимания — нет, следовательно, целесообразно, используя иностранные слова или профессиональную лек­сику, объяснять смысл сказанного или заменять эти слова другими, более понятными.

И, наконец, следует помнить и о том, что языковые нормы, специфика нашей речи должны меняться в зависимости от того, к кому обращено высказывание. В реальном деловом общении нам приходится постоянно выступать в какой-либо профессиональной, межличностной или актуальной на данный момент роли. В чужом офисе — вы гость и в то же время деловой партнер, в своем — хозяин, в парикмахерской — клиент и т. п. Социальная роль — это нормативно одобренный обществом образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию. Социальная позиция, или статус — формально установленное или молчаливо признаваемое место индивида в иерархии социальной группы. Понятия «роль» и «статус» взаимосвязаны. Статус как бы отвечает на вопрос «кто есть личность?», а роль — «что она делает?». Речевое поведение в деловом взаимодействии непременно должно учитывать законы статусно-ролевого общения. Статусно-ролевое общение основано на неписаных нормах и на ожиданиях того, что каждый деловой партнер будет соблюдать речевые нормы, свойственные его положению в обществе, в мире бизнеса и определяемые характером взаимоотношений с собеседником. Такие представления типичны, поэтому на их основе складываются стереотипы ролевого поведения. Знание этих нюансов позволяет каждому человеку в общении с другими использовать разнообразные риторические умения, эффективные речевые стратегии и тактики.

Семантический барьер возникает также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур. С людьми нужно взаимодействовать дифференцированно, ибо язык не только одного народа, но и одной социальной группы отличается от языка другой группы, а на его употребление в речи влияет индивидуальный потенциал личности, в том числе характер.

 

Фонетический барьер

В процесс е общения зачастую возникает фонетический барьер, то есть препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего. Чтобы такого барьера не было, надо говорить внятно, достаточно громко. Известно, что выполнение этих условий улучшает понимание информации, оптимизирует деловую коммуникацию. Фонетические барьеры возникают каждый раз, когда темп и скорость речи, качество дикции и произношения не соответствуют ситуации общения.

Если человеку что-либо объяснять на повышенных тонах, то понимание почти сразу же будет заблокировано. Все внимание человека, на которого направлен поток возмущенных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а на отношении говорящего к партнеру. В результате (как защитная реакция) происходит сдвиг внима­ния. Он блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные слушающему партнеру, не осознаются им. Понимание заблокировано. В деловой коммуникации, чтобы она была эффективна, такое поведение недопустимо ни с одной, ни с другой стороны. Если ваш партнер повышает голос, в такой ситуации целесообразно использовать следующие средства, например, сказать: «Если вы будете говорить спокойно, я лучше вас пойму». Эта фраза, как правило, не вызывает ответную агрессивную реакцию партнера, а помогает ему перестроиться и корректно объяснить свою проблему.

Вообще тон голоса имеет большое значение для понимания контекста. Делая те или иные ударения, расставляя разные акценты, мы можем изменить содержание мысли. Например, фразе: «Эту проблему мы должны решать совместно», расставляя разные акценты, мы можем придать разное значение. Логическое ударение позволяет партнеру более точно понять услышанную мысль, если же оно отсутствует или сделано неправильно, смысл речевой конструкции может быть воспринят неадекватно.

Фонетический барьер у слушающего возникает всякий раз, когда у партнера неразборчивая дикция, плохая артикуляция. Отвлекают от содержания речи говорящего практ­ически все неречевые проявления голоса, которые нередко сопровождают процесс говорения: хихиканье, смешки, хныканье, и пр., а также околоречевые проявления «хм-м-м-м», «э-э-э-э» и пр.

Раздражает слух слушающего и ошибки, связанные с нарушением норм языка (постановка ударения, согласование слов, построение предложений).

Таким образом, чтобы преодолеть фонетический барьер у слушателя, деловым людям необходимо работать как можно больше над собой, не только осваивая способы эффективной вербализации, но и постоянно задумываясь над тем, как произносятся слова и фразы, как расставляются акценты.

Запомните несколько правил успешного общения:

1. Понимание вашего высказывания связано с конструкцией предложений. Длинные предложения затрудняют понимание речи на слух.

2. Используйте короткие предложения(8-15 слов). Союзы «и», «так как», «что», «но», «потому что» и др. старайтесь не использовать. Короткие предложения всегда более понятны.

3. Голос является самым сильным инструментом убеждения. Выразительность голоса воспринимается партнером не столько разумом, сколько чувством. Ваш голос вызывает симпатию или антипатию. Монотонность речи часто является причиной неудачи в деловой коммуникации.

4. Используйте паузы, они прерывают поток речи и выполняют психо­логические функции: усиливают внимание, успокаивают, подчерки­вают сказанное.

5. Качественная и количественная характеристики вашего словаря (словарного запаса) усиливают влияние высказыва­ния, повышают эффективность общения. Для справки: в среднем пассивный словарь взрослого человека (слова, которые может использовать па­мять) состоит в зависимости от уровня образования из 30000­ — 50000 слов. Активный словарь (слова, которыми пользуются при спонтанной речи) состоит из 3000-12 000 слов.

6. Рекомендуется чаще использовать в речи глаголы, а не су­ществительные. Глаголы придают высказыванию наглядность, а существительные большей частью — смысловое значение, к тому же оно обычно бывает абстрактным. Под словами «школа», «перо», «дом», «машина» каждый может себе представить соответствующий предмет с конкретными индивидуальными отличиями. Использование же глаголов помогает формировать из неясного представления конкретную картину. Обходитесь по возможности без прилагательных — они придают речи личное значение.

7. Глагол становится более живым, если вы в своем высказыва­нии используете его активную форму, а не пассивную. Например: «Я пригласил его», а не «Он был мною приглашен». Пассив воздействует безлично, создает дистанцию между партнерами и несет мини­мальную эмоциональную нагрузку.

8. Не следует употреблять в речи формулировки типа «согласно этому можно понять, что . ..», а также высказывания, со­держащие сослагательное наклонение: «я бы сказал», «я бы полагал … «, «я был бы… «, «я должен бы…», они не выражают решительного поступка, а скорее создают дистанцию между собеседниками.

9. Серьезная проблема возникает тогда, когда партнер не до конца понимает смысл высказы­вания или иначе истолковывает смысл слова или всего высказывания. Значение сказанного слова партнер либо расширяет, либо сужает. Чем абстрактнее понятие, тем более широко его можно интерпретировать. Поэтому необходимо уже в самом начале разговора разъяснить понятие, сообщив партнеру, что вы конкретно понимаете под ним.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Что такое коммуникативные барьеры, и каковы причины их возникновения?

2. Каковы основные характеристики логического барьера и пути его преодоления?

3. Назовите основные причины, затрудняющие передачу информации.

4. Каковы основные характеристики стилистического барьера и пути его преодоления.

5. «Правило рамки», «Правило цепи» — что означают эти понятия?

6. Каковы основные характеристики семантического барьера и пути его преодоления?

7. Назовите причины возникновения фонетического барьера и пути его преодоления.

8. Как сделать речевую коммуникацию успешной?

 

Лекция 4

Курсы делового общения | Обучение деловому общению

  • Стоимость
  • Учебный план
  • Отзывы
  • Описание курса

Общая информация

Стоимость

Оформить заявку на обучение

Учебный план курса

ТЕМА 1. Коммуникация: факторы эффективности

  • 1.1. Важное умение – умение говорить
  • 1.2. Самое главное – содержание должно достигнуть мозга
  • 1.3. Золотые правила коммуникации
  • 1.4. Голос – ваша визитная карточка
  • 1.5. Общение – это привычный способ установления отношений
  • 1.6. Основная функция коммуникации
  • 1. 7. Структура простейшей коммуникации
  • 1.8. Виды коммуникации
  • 1.9. Коммуникация в организации
  • 1.10. Коммуникация – основа обеспечения организации
  • 1.11. Общение – это триединый процесс
  • 1.12. Общение – основа успеха в отношениях с людьми
  • 1.13. Наиболее значимые компоненты процесса коммуникации
  • 1.14. Как правильно использовать эвфемизмы

ТЕМА 2. Коммуникативная компетентность

  • 2.1. Развитие коммуникативной компетенции
  • 2.2. Умение слушать – это основа коммуникации
  • 2.3. Социально-психологические роли участников коммуникативного процесса в организации
  • 2.4. Критерии коммуникативных сетей организации
  • 2.5. Информированность как средство манипуляции и воздействия на других людей
  • 2.6. Надежность коммуникативных структур
  • 2.7. Аспекты структуры коммуникации в организации
  • 2.8. Факторы потери и искажения информации

ТЕМА 3.

«Как преодолеть барьеры на пути к эффективной коммуникации»
  • 3.1. Что такое барьеры общения?
  • 3.2. Формы барьеров общения
  • 3.3. Установки, влияющие на возникновение барьеров общения
  • 3.4. Способы преодоления барьеров общения
  • 3.5. Основные приёмы структурирования информации в общении
  • 3.6. Преодоление логического барьера
  • 3.7. Психологические основы «шахматной партии»

ТЕМА 4. Власть произнесенного слова. Практические приемы убеждения

  • 4.1. Почему Казанову слушают всегда?
  • 4.2. 14 правил помогающих убедить собеседника
  • 4.2.1. Правило 1
  • 4.2.2. Правило 2
  • 4.2.3. Правило 3
  • 4.2.4. Правило 4
  • 4.2.5. Правило 5
  • 4.2.6. Правило 6
  • 4.2.7. Правило 7
  • 4.2.8. Правило 8
  • 4.2.9. Правило 9
  • 4.2.10. Правило 10
  • 4.2.11. Правило 11
  • 4. 2.12. Правило 12
  • 4.2.13. Правило 13
  • 4.2.14. Правило 14

ТЕМА 5. Приёмы убеждения собеседника

  • 5.1. «Активные» и «пассивные» приёмы убеждения собеседника
  • 5.2. Возможности применения приёмов
  • 5.3. Как проложить «путь» к убеждению собеседника
  • 5.4. Пример использования приёма убеждения
  • 5.5. Эффективное средство — «словесный динамит»
  • 5.6. «Каркас» убеждающей речи
  • 5.7. Как узнать главное возражение собеседника?
  • 5.8. Что делать, если Вас перестали слушать?
  • 5.9. Для чего необходимо быть кратким?
  • 5.10. Как найти подход к собеседнику?
  • 5.11. Что нужно сделать, чтобы речь была более выразительной?
  • 5.12. Молчание — это красноречие
  • 5.13. Что необходимо сделать, чтобы речь была убедительной?
  • 5.14. Для чего необходимо использовать тropoi (тропы)?
  • 5.15. Как «оживить» свою речь?
  • 5. 16. Приёмы создания образности речи
  • 5.17. Использование стилистических фигур для построения убедительной речи
  • 5.18. «Вы-подход» в эффективном общении
  • 5.19. Задание для самостоятельной работы

Итого: 72 акад./часа

Отзывы

Корчагина Анастасия Владиславовна

г. Москва, ассистент режиссера

Особо хочу отметить, что за время обучения мне удалось улучшить и развить уверенность в себе и свои коммуникативные способности, спокойствие и невозмутимость.

Читать отзыв »

Мамедова Елена Юрьевна

г. Барнаул, старший юрист

На самом деле при обучении на курсе «Психология делового общения и отношений» я поняла, что эта информация нужна во всех сферах жизни и отношений. И в отношениях с коллегами (с руководством, в том числе), и в отношениях с клиентами, и в отношениях с родными и друзьями. Программа дает как раз тот ключик к необходимым специальным знаниям, которые делают общение более комфортным для всех сторон.

Читать отзыв »

Севастьянова Людмила Евгеньевна

г. Альметьевск, преподаватель иностранного языка

Программа содержательная и легко усваивается. Информация подается четко и лаконично. Процесс и результаты обучения превзошли мои ожидания: удобный интерфейс, доступ к библиотеке и видео. Все эти инструменты позволили усвоить информацию наиболее полно. К тому же, сотрудничество с куратором сделало процесс обучения комфортнее и результативнее. Программа была мне весьма интересна, поэтому все темы, которые она содержала, были крайне полезны и ценны для меня.

Читать отзыв »

Все отзывы »

Описание курса

Общение между людьми может служить огромному количеству различных целей, как созидательных, так и разрушительных. В случаях, когда целью общения между людьми выступает решение вопросов, связанных с работой компании / организации, бизнесом (то есть – «с делом»), то такое общение называется деловым. Деловое общение и выстраивание деловых отношений позволяют людям создавать и развивать деловые, творческие идеи, бизнес – компании, осуществлять совместные интересные и взаимно выгодные проекты, успешно разрешать внутренние вопросы функционирования организации.

Единые правила делового поведения помогают деловым людям быстро находить общий язык, а потому знание этих правил и принципов более чем необходимо.

Психология делового общения и психология деловых отношений являются теми областями знаний и практических умений, профессиональное владение которыми обеспечивает успех практически любой бизнес – коммуникации, а, следовательно, позитивно отражается на карьерном росте и развитии делового человека и всей организации. Практическая психология общения – это умение владеть и правильно использовать как вербальные, так и невербальные способы, средства и методы общения, а также умение быстро и верно толковать вербальные и невербальные проявления собеседника и адекватно на них реагировать. К примеру, Вы можете вызвать у Вашего собеседника недоверие и некоторый дискомфорт, если то, что Вы говорите, расходится со значением Ваших невербальных проявлений (жестами, позой). Или же, например, напрасно приводить весомые аргументы в пользу чего-либо, если все невербальные проявления Вашего собеседника свидетельствуют о том, что он о чем-то глубоко задумался, так как в данном случае Ваши слова не будут восприняты.

Знание психологии делового общения позволит Вам не совершать многих распространенных ошибок и улучшить качество Вашей коммуникации.

Некоторые успешные переговорщики интуитивно применяют правила делового поведения и принципы делового общения в своей профессиональной деятельности. Но то, что не дается человеку от природы, поддается сознательному развитию с его стороны. Освоение правил делового поведения и практических приемов психологии делового общения возможно на представленном в нашем Институте психологии курсе повышения квалификации. Курс «Психология делового общения и отношений» насыщен качественным и полезным теоретическим материалом, а также содержит множество действенных приемов, которые помогут Вам убедить собеседника, успешно преодолеть барьеры в общении и мн. др. Поступайте на курс и откройте для себя мир новых возможностей общения!

Государственная лицензия

Лицензия на осуществление образовательной деятельности

Проверить в Рособрнадзоре

Лицензия № 039454 от 26. 06.2018 (БЕССРОЧНАЯ), выдана Департаментом образования г. Москвы. Проверить лицензию можно на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзоре). 

Срок: бессрочный
ОГРН: 1187700009804
Серия, номер бланка: 77Л01 0010327
ИНН: 7724442824

Заявка на обучение

Название программы обучения:

Психология делового общения и отношений

Отмеченные поля (*) обязательны к заполнению

Вы не заполнили поле «Имя»

Вы не заполнили поле «Фамилия»

Вы не заполнили поле «Город»

Вы не заполнили поле «Страна»

Вы не заполнили поле «E-mail»

Пример: +7 (926) 111-11-11

Вы не заполнили поле «Телефон»

Письмо:

С документом о Политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)

Вы не отметили галочку об ознакомлении с «Политикой обработки и защиты персональных данных»

Физиологические барьеры в общении — Businesstopia

Цитируйте эту статью как: Шраддха Баджрачарья, «Физиологические барьеры в общении», в Businesstopia , 6 января 2018 г. , https://www.businesstopia.net/communication/physiological-barriers- коммуникация.

Определение физиологических барьеров

Физиология – это состояние человеческого тела и разума. Физиологические барьеры общения возникают из-за физического состояния отправителя или получателя, которые могут быть даже физическими недостатками. Он включает сенсорную дисфункцию и другие физические дисфункции.

Эффективное общение требует правильной работы органов чувств как у отправителя, так и у получателя. Ограниченность человеческого тела и разума усугубляется физиологическим барьером, который мешает сообщению достичь места назначения или иметь смысл.

Например, Человек с кратковременной потерей памяти через некоторое время не может передать сообщение, так как он/она забывает сообщение и, следовательно, общение не удается.


Причины физиологических барьеров

Глухота и нарушение слуха

Приемник с нарушением слуха или потерей слуха не может принимать звуковые сообщения. Человек также не может легко разговаривать с людьми лицом к лицу. Если проблема со слухом не очень серьезная, он/она может слышать только некоторые слова и не может понять смысл сообщения.

Аналогичным образом, если отправитель с нарушением слуха отправляет сообщение, отправитель не сможет получить обратную связь. Общение ограничено и, следовательно, неэффективно, как у людей без проблем со слухом.

Проблемы со слухом могут быть наследственными, связанными с развитием или другими причинами. У человека могут быть проблемы с речью, если у него проблемы со слухом с рождения или в раннем возрасте.

Слепота и нарушение зрения

Использование глаз в общении так же важно, как и использование других частей тела, поскольку формирование сообщения в основном происходит посредством зрения. Потеря зрения, нарушение зрения, миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), нечеткость зрения, туннельное зрение и т. д. являются некоторыми типами нарушения зрения.

Когда люди плохо видят, их сообщение неясно и не содержит многих описаний. Кроме того, отправитель не может предсказать настроение получателя или язык тела, поэтому общение совершенно неэффективно.

Нарушения речи

Проблемы с речью являются препятствием для общения, поскольку речь является средством общения. Существует много видов речевых расстройств, таких как апраксия, беспорядок, заикание, дизартрия, немота и т. д. Некоторые расстройства влияют на беглость общения, тогда как некоторые расстройства полностью препятствуют общению.

Нарушения речи, такие как заикание и заикание, влияют только на разборчивость сообщения. Тогда как апраксия — это нарушение речи, при котором части мозга, контролирующие речь, не работают из-за повреждения. Многие другие расстройства речи, подобные упомянутым выше, нарушают процесс общения, поскольку они не могут использовать правильную речь для общения.

Память

Плохое запоминание является причиной физиологического коммуникативного барьера, так как человеческая память ограничена. Функция мозга состоит не в том, чтобы запоминать каждую информацию, а только ту, которая, по его мнению, понадобится в будущем.

И информация в памяти тоже не постоянная. Так что со временем теряется. Сохранение необходимо для хранения информации и отправки достоверной информации получателю. Плохое удержание и забывание информации приводит к нарушению коммуникации.

Избирательное восприятие, фильтрация и бдительность (внимание)

Коммуникацию диктуют физиологические условия. Эмоциональная травма, шок, отрицание и подобные психические ситуации мешают мозгу воспринимать многие вещи в это время. В таких физиологических условиях восприятие и бдительность к сообщениям становятся очень низкими.

Это также происходит во время любых физических проблем, таких как усталость и болезнь. Эффективная коммуникация невозможна, когда восприятие и интерпретация выборочны. Когда физиологическое состояние тела и ума не в порядке, люди не хотят ни о чем говорить.

Например, , когда человек потерял близкого друга в результате убийства, человек может не захотеть говорить об инциденте с полицией из-за травмы, которую он/она может пережить.

Цитируйте эту статью как: Шраддха Баджрачарья, «Физиологические барьеры в общении», в Businesstopia , 6 января 2018 г., https://www.businesstopia.net/коммуникация/физиологические-барьеры-коммуникации.

[ Связанное чтение: Языковые барьеры в общении]

Физическое состояние

Физическое состояние тела и ума, такое как боль, болезнь и недомогание, изменяет содержание общения и процесс, используемый для отправки любого сообщения. Точно так же болезни и инфекции могут поражать жизненно важные органы, необходимые для общения. Усталость и стресс также являются физиологическими состояниями, которые влияют на поток общения и действуют как барьер.

Например, , больной гриппом не может часами разговаривать, как человек без каких-либо физиологических заболеваний. Другим примером является человек с неврологическим состоянием паралича, при котором человек не может произнести даже слова, но может иметь некоторые физические способы выражения, такие как слезы, что не очень эффективно.

Другие физические недостатки также мешают общению, например, проблемы с руками не позволяют человеку писать и печатать. Физиологические барьеры нуждаются в медицинском лечении, терапии или корректирующих средствах, чтобы помочь сделать эффективную коммуникацию.

[ Связанное чтение: Физические барьеры для связи]

Преодоление эмоциональных барьеров в общении

В этой серии мы обсудим семь барьеров в общении. Этот пост посвящен эмоциональным барьерам. Оставайтесь с нами, пока мы обсуждаем каждую.

Мы все сталкивались с тем, что наши эмоции брали верх над нами. В то время как эмоции могут быть сильными мотиваторами, помогать направлять нас к нашим страстям и даже уберегать нас от опасности, необузданные эмоции также могут сбить нас с пути.

Эмоциональные барьеры для общения обычно возникают из-за отсутствия эмоционального осознания или контроля, что часто называют эмоциональным интеллектом. Лучше понимая наши внутренние эмоции, мы можем более продуктивно общаться на рабочем месте и в повседневной жизни.

Что такое эмоциональные барьеры и почему они важны?

Эмоциональный барьер — это ментальный блок, который влияет на то, как вы воспринимаете действия других, и мешает вам ясно выражать свои чувства . Эмоциональные барьеры могут вызвать неуместную или непродуктивную эмоциональную реакцию.

Кто вы и что вы пережили, играют большую роль в том, как вы воспринимаете информацию. Например, два человека, смотрящие на одну и ту же картину, могут иметь очень разные эмоциональные реакции. То же самое касается восприятия на рабочем месте. Столкновение, которое кажется агрессивным для одного человека, может показаться саркастическим для другого и осуждающим для третьего.

Наше искажение восприятия связано с тем, что мы никогда не начинаем общение с нуля. Наш прошлый опыт, личные убеждения и обусловленное поведение формируют наши ожидания от каждого взаимодействия . Так что, осознаем мы это или нет, наш разум настроен на обработку новой информации так, как она кажется знакомой.

Проблема в том, что наши ожидания не всегда оправдываются. И в результате мы часто делаем суждения, основываясь на том, что мы уже знаем или во что верим, не принимая во внимание точку зрения другого человека. Эмоциональные барьеры затрудняют общение, потому что вы с большей вероятностью усугубите проблему.

Примеры эмоциональных барьеров

Некоторые из наиболее распространенных примеров эмоциональных барьеров на рабочем месте включают следующее.

Гнев

Гнев вреден для общения во многих отношениях. Во-первых, это делает вас менее логичным. На самом деле гнев влияет на то, как ваш мозг обрабатывает информацию. У вас меньше шансов эффективно решать проблемы, и вы, скорее всего, отвергнете объяснения и решения других (даже если они верны).

Во-вторых, гнев обычно вызывает сильную реакцию окружающих. Если человек, на которого вы направляете свой гнев, в конечном итоге чувствует себя обиженным, напуганным или обороняющимся, скорее всего, разговор пойдет не так продуктивно, как мог бы.

Гордость

Люди, которые всегда должны быть правы или иметь за собой последнее слово, как правило, не умеют нормально общаться. Сосредоточение внимания исключительно на собственной точке зрения может привести к прекращению общения с другими. Если вы хотите участвовать в эффективном сотрудничестве и общении со своими коллегами, вы должны научиться слушать.

Слушать — значит больше, чем просто слышать чьи-то слова. Это означает серьезно относиться к мнению других людей и следовать их советам, когда у них больше знаний в предмете, чем у вас.

Позволяя другим высказываться в отношении конечного продукта, вы демонстрируете доверие и уважение — даже если это не именно то, как вы бы это сделали. Когда гордость мешает общению, вы не получаете лучших решений; вы получите ваших решений.

Тревога

Тревога проявляется во многих формах, включая социальную тревогу, генерализованные тревожные расстройства и панические расстройства. Это может заставить вас избегать определенных обстоятельств, например, говорить перед толпой или высказываться, когда это будет в ваших интересах. И когда это выходит за рамки, это может легко остановить вас в плане карьеры, если вы не сможете подойти к новым вызовам из-за страха.

Беспокойство также влияет на вашу способность мыслить ясно и творчески. Многие люди, страдающие от беспокойства, называют проблемы с концентрацией внимания главным следствием своего беспокойства. Тревожные люди также склонны к дихотомическому или «черно-белому» мышлению. Вместо того, чтобы видеть творческие решения посередине, они представляют себе самые экстремальные результаты.

Апатия

В отличие от других чувств, обсуждаемых здесь, апатия не связана с повышенной эмоциональной реакцией. Тем не менее, это может быть одинаково вредно на рабочем месте. Апатия – это отсутствие беспокойства или эмоций в вопросах, которые должен вас заинтересовать . Это становится эмоциональным барьером, когда вы регулярно даете вербальные, социальные и физические сигналы, которые задают негативный тон.

Апатия может проявляться как пессимизм или низкая мотивация. Это может спровоцировать сильную реакцию окружающих и сделать их нежелающими общаться с вами. Представьте, что ваши коллеги в восторге от командного проекта. Тем не менее, вы кажетесь незаинтересованным, прилагаете мало усилий и отвергаете каждую идею. Ваше плохое настроение может легко подорвать боевой дух и отбить у других охоту прилагать все усилия.

Во многих случаях апатичные люди не пытаются намеренно вызвать недопонимание. Они могут испытывать стресс из-за личных проблем или чувствовать себя недооцененными, перегруженными работой или безразличными на рабочем месте.

Преодоление эмоциональных барьеров

Мы все рождены с разной степенью эмоционального интеллекта, но каждый может тренировать и улучшать его. Вот несколько советов, которые помогут вам начать.

Когда вы злитесь

Удалите себя из эмоционально заряженной ситуации, чтобы «остыть». Помните, пока вы все еще злитесь, у вас, вероятно, будут проблемы с обработкой логических утверждений. Если вы удалите себя достаточно долго, чтобы успокоиться и переоценить, вы получите более четкое представление о том, что происходит. Когда вы вернетесь, вы сможете более четко общаться и принимать более взвешенные решения.

Когда мешает гордость

Практикуйтесь в принятии несовершенств, особенно в себе. Хотя гордые люди могут показаться «дерзкими» или «самовлюбленными», на самом деле гордость обычно проистекает из неуверенности в себе. Люди сверхкомпенсируют, пытаясь скрыть эмоциональную неуверенность чувством превосходства.

В следующий раз, когда вы поймете, что у кого-то есть идея получше или вы допустили ошибку, открыто примите это. Другим людям будет намного легче общаться с вами, если вы будете время от времени демонстрировать смирение.

Когда вы чувствуете тревогу

Иногда тревога невелика, как перед важной презентацией. Простых техник релаксации вполне достаточно, чтобы преодолеть это беспокойство и заставить вас чувствовать себя уверенно на сцене. Упражнения на релаксацию — самый простой способ справиться со своим беспокойством.

Но иногда тревога непреодолима. Вы когда-нибудь избегали праздничной вечеринки компании, потому что в окружении слишком большого количества людей вы чувствовали, что вам трудно дышать? Если тревога действительно мешает вам работать и в личной жизни, специалист в области психического здоровья может помочь вам решить эти проблемы с помощью более глубоких практик и упражнений по рефреймингу.

Примечание: тревожные расстройства являются наиболее распространенными из всех проблем психического здоровья, и до 30% взрослых испытывают их в течение жизни. Разговорная терапия может быть невероятно эффективной для управления тревогой в офисе и за его пределами.

Когда апатия отключает ваши эмоции

Изучите свои чувства и мотивы, чтобы понять, почему вы отстранены от того, что происходит вокруг вас. Ваше окружение эмоционально истощает? Вам кажется, что ваша работа не имеет смысла?

Апатия — это обычная реакция, когда какой-либо важный аспект вашей жизни или окружения становится слишком напряженным или утомительным. Подумайте о немедленных изменениях, которые вы можете внести, чтобы улучшить свое самочувствие в этом сценарии. Например, подумайте о том, чтобы перейти на другую должность, которая лучше соответствует вашим навыкам и личным качествам.

Однако, если вы в целом не проявляете интереса к повседневной жизни, может оказаться полезным поговорить с лицензированным терапевтом. Устойчивое чувство опустошенности или раздражительности часто является симптомом депрессии, и вам может помочь профессиональный совет.

Как повысить эмоциональный интеллект

  1. Познай себя . Постарайтесь получить объективную картину о себе, включая свои сильные и слабые стороны и черты характера, с помощью личного SWOT-анализа. Попросите людей, которым вы доверяете, оставить отзыв.
  2. Наблюдайте за собой и другими . Когда вы замедлитесь и уделите больше внимания тому, что происходит вокруг вас, вы заметите, что личные или окружающие обстоятельства часто усугубляют конфликт. Подумайте о том, как вы себя чувствуете в течение дня, и попытайтесь определить источник эмоций. Со временем вы научитесь отделять свои эмоции в данный момент от того, как вы себя чувствуете в целом.
  3. Определите свои эмоциональные триггеры . Ваши наблюдения должны помочь вам выявить конкретные условия, способствующие негативному поведению. Обратите внимание на обстоятельства, которые заставляют вас быть более раздражительным, тревожным или оборонительным. В следующий раз, когда вы столкнетесь с конфликтом, спросите себя, не искажает ли ваше восприятие ситуации эмоциональный барьер.
  4. Противостоять трудным эмоциям . Погребение своих чувств не поможет вам вырасти как личности. Когда у вас возникают сильные негативные чувства, найдите время, чтобы подумать, откуда они исходят. Признайте, почему вы расстроены. Затем сосредоточьтесь на фактах и ​​придумайте логическое решение, не интерпретируя ситуацию эмоционально.
  5. Ограничение реактивного поведения . Не позволяйте чужой энергии диктовать вам, как вы думаете или ведете себя. Потренируйтесь визуализировать здоровые реакции на конфликт, чтобы вы могли опираться на них при решении реальной проблемы. Вы с большей вероятностью будете держать ситуацию под контролем, а не позволите эмоциям взять верх.
  6. Рассмотреть другие точки зрения . Общаясь с другими, стремитесь понять их точку зрения, а не только свою. Научившись сопереживать, вы сможете оценить различные намерения, стоящие за тем, что люди говорят и делают, и с меньшей вероятностью будете делать опасные предположения.

Заключительные мысли

Чтобы преодолеть эмоциональные барьеры в общении на рабочем месте, вам, вероятно, потребуется больше узнать о том, как работают ваши эмоции и как ими управлять. Гнев, гордость, тревога и апатия служат своим целям в жизни. Устранение их никогда не должно быть целью ваших усилий.

Однако, когда они мешают вам уважительно общаться и эффективно сотрудничать, пора поработать над своим эмоциональным интеллектом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *