Безусловные рефлексы: понятие, примеры, виды, значение
Рефлекс является ответной реакцией живого организма на любые раздражители, затрагивающие нервную систему. Между собой они подразделяются на две большие группы: условные и безусловные. В этой статье разберемся с тем, что такое безусловный рефлекс, как он формируется и чем отличается от условного.
Что такое безусловный рефлекс?
Безусловный рефлекс – это реакция живого организма на определенный раздражитель, заложенная на генетическом уровне и проявляющаяся у каждой особи внутри популяции, независимо от того, где и в каких условиях она выросла. Ими управляет нервная система, и для их проявления не требуется специальных условий. И всё же при разных обстоятельствах интенсивность реакции может меняться (например, пищевой рефлекс зависит от степени сытости).
Поскольку безусловные рефлексы заложены на генетическом уровне и проявляются у всех особей одного вида, независимо от жизненного опыта, их также называют «врождёнными».
Едва появившись на свет, детёныш любого животного уже обладает набором безусловных рефлексов, которые помогают ему выжить. У каждого вида есть специфические рефлексы. К примеру, детёныши сумчатых (коала, кенгуру) имеют очень цепкие лапки и сразу же после рождения добираются по шерсти матери к сумке. Если котенка поднять за шкуру на шее, он скручивается и спокойно позволяет себя держать – это тоже рефлекс, позволяющий кошке переносить котят в зубах (он частично сохраняется даже у взрослых котов).
Безусловные рефлексы не зависят от больших полушарий мозга. Мы можем осознанно оказывать незначительное влияние на некоторые из них, но контролировать их невозможно.
Автором термина «рефлекс» считается французский исследователь Рене Декарт (1586-1650). Он достаточно точно описал суть явления, но не смог правильно истолковать его природу из-за ограничений науки того времени. Он предположил, что сигнал от рецептора отражается так же, как луч света (слово «reflexus» переводится с латыни как «отражённый»).
Пониманием того, как действуют рефлексы, современная наука обязана троим российским учёным: Ивану Сеченову, Владимиру Бехтереву и Ивану Павлову. Дальше всех продвинулся Павлов, который смог понять разницу между условными и безусловными рефлексами, впервые разделив данные понятия. Также он высказал предположение, что безусловные рефлексы закрепляются в генах эволюционным отбором в течение тысячелетий.
Отличительные признаки безусловных рефлексов
Безусловный рефлекс – это постоянная (стереотипная) реакция на определенный раздражитель, свойственная всем особям определенного вида. Такие реакции возникают и закрепляются в генах в ходе эволюционного развития. В связи с этим они называются также «видовыми» рефлексами.
Ключевые особенности безусловных рефлексов:
- Неподконтрольность сознанию и воле. Мы, конечно, можем осознанно заставить сработать определенный рефлекс (представьте, например, как откусываете кусочек лимона). Однако подавить его гораздо сложнее, и при наличии раздражителя он сработает независимо от вашего желания (если в действительности откусить кусочек лимона, сдержать обильное слюноотделение не получится, как ни старайся).
- Специфичность. Безусловные рефлексы проявляются при воздействии на конкретные рецепторы. Так на ярком свету зрачки мгновенно сужаются, а запах и вкус пищи активируют пищеварительную систему.
- Полное покрытие популяции. Врожденные рефлексы присутствуют у всех представителей вида. При этом они могут быть специфичными для одного вида, а могут распространяться и на более крупные таксономии (например, сосательный рефлекс, присутствующий у всех млекопитающих).
- Гибкость. В зависимости от некоторых условий, интенсивность рефлекторной реакции может существенно отличаться. К примеру, состав слюны и желудочного сока зависит от вкуса еды. Это связано с тем, что для переваривания белков, жиров и углеводов нужны разные ферменты.
Безусловные рефлексы – это естественные реакции, необходимые, чтобы обеспечить выживание отдельной особи и всего вида, поэтому они надёжно закреплены в генах. Условные рефлексы обычно формируются на основе безусловных.
К примеру, в известном опыте Павлова пищеварительная система собаки реагировала на звонок или зажёгшуюся лампочку. Это срабатывал обычный пищевой рефлекс, который посредством обучения был привязан к раздражителю, изначально не имеющему ничего общего с пищей.Примеры и виды безусловных рефлексов
Павлов предложил использовать для классификации биологический смысл реакций и специфические особенности провоцирующих их раздражителей. Данный подход позволяет отнести любой рефлекс к одному из четырёх основных типов:
- Пищевой. Данный рефлекс возникает при возбуждении вкусовых и обонятельных рецепторов химическими веществами, обладающими необходимым вкусом и запахом. Нервный импульс, возникающий в рецепторах, передаётся в нервные структуры пищевого центра. Там формируются ответные реакции, приводящие к активизации пищеварительной системы. Начинается интенсивное слюноотделение, а в желудке вырабатывается желудочный сок – так пищеварительная система готовится к перевариванию пищи.
- Половой. Это рефлекс, обеспечивающий размножение. Важно не путать его с соответствующим инстинктом. Половой инстинкт – это сложная модель поведения, включающая брачные игры, образование пары и спаривание. Рефлекс же необходим только для приведения половых органов в готовность и обеспечения полового акта.
- Защитный. По сути, это обширная группа безусловных рефлексов, призванных защищать живое существо от множества разных опасностей. Сюда относится и отдергивание руки от обжигающей поверхности, и прищуривание на ярком свету, и даже учащение дыхания при недостатке кислорода в крови.
- Ориентировочный. Любое животное, в том числе и человек, услышав неожиданный шум, рефлекторно настораживается и поворачивает голову в сторону его источника. Это происходит неосознанно и практически мгновенно, благодаря чему животное получает больше времени на выбор реакции (бежать, нападать, обороняться, игнорировать и т.п.).
Все безусловные рефлексы могут участвовать в формировании условных. Это происходит, когда раздражитель, провоцирующий безусловный рефлекс, сочетается с каким-то другим воздействием. При регулярном подкреплении взаимосвязи возникает условный рефлекс, аналогичный безусловному и действующий так же быстро.
Появление и развитие безусловных рефлексов
Современные исследования показывают, что безусловные рефлексы начинают проявляться уже на стадии внутриутробного развития. При этом на разных этапах развития плода можно наблюдать различные стадии формирования безусловного рефлекса. И к моменту рождения все жизненно необходимые рефлексы оказываются полностью сформированными. Некоторые рефлексы требуют согласованной работы нескольких систем организма, но при этом даже у новорожденного они уже достаточно консолидированы для этого.
Наблюдая, как ведёт себя плод человека в период внутриутробного развития, ученые обнаружили, что некоторые рефлексы проявляются уже на 4 месяце беременности. В частности, у 3-месячного плода появляется хватательный рефлекс. Если к его ладони приложить какой-то предмет, он пытается схватить его. При этом исследователи уже достаточно подробно изучили, как формирование рефлексов связано с дифференциацией и миелинизацией (покрытие изолирующим белком «миелином») нейронов нервной системы плода.
Взаимосвязь условных и безусловных рефлексов
Безусловные рефлексы необходимы, чтобы обеспечить выживание особи сразу после появления на свет. Как было отмечено выше, они формируются под влиянием естественного отбора на протяжении многих тысячелетий. Но условия окружающей среды меняются гораздо чаще, поэтому живым организмам необходим механизм, обеспечивающий более быструю адаптацию.
Таким механизмом являются условные рефлексы. Они не являются врожденными, а формируются под влиянием внешних факторов на базе безусловных рефлексов. К примеру, в известном эксперименте Ивана Павлова (широко известен по названию «Собака Павлова») на основе безусловного пищевого рефлекса у животного формируется условная реакция на звуковой или световой сигнал.
Если у вас есть аквариумные рыбки, вы наверняка приучили их реагировать на постукивание по стеклу. Стоит легонько постучать, и они выплывают в предвкушении кормления. Это не потому, что они «запомнили и знают», а потому что на основе пищевого (безусловного) рефлекса у них выработался условный.
Некоторые безусловные рефлексы проявляются лишь в определенные периоды жизни (при половом созревании или после появления потомства), но необходимые для них нейронные структуры закладываются ещё на ранних этапах развития плода. В то же время условные рефлексы обычно формируются довольно быстро – в результате непродолжительной предварительной выработки. При этом им не нужны специализированные структуры в нервной системе.
Условные рефлексы нуждаются в регулярном закреплении, иначе со временем заметно ослабевают вплоть до полного исчезновения. Безусловные рефлексы являются естественными, поэтому большинство из них сохраняется на протяжении всей жизни (за исключением тех, которые нужны только новорождённым). Им не требуется регулярное закрепление, они не исчезают, но в некоторых случаях они могут подавляться условными рефлексами.
Заключение
Безусловный рефлекс – это врожденная реакция на определенный раздражитель, свойственная всем представителям одного вида (или большей таксономии). Такие рефлексы вырабатываются на протяжении тысячелетий в процессе эволюции, из чего можно заключить, что они важны (или были важны) для выживания отдельных особей и популяции в целом. Но поскольку внешние условия постоянно меняются, они дополняются также условными рефлексами, которые вырабатываются у каждой особи индивидуально, помогая ей приспосабливаться к обстоятельствам.
Условные рефлексы: понятие, примеры, виды, значение
Рефлекс является ответной реакцией живого организма на любые раздражители, затрагивающие нервную систему. Между собой они подразделяются на две большие группы: условные и безусловные. В этой статье разберемся с тем, что такое условный рефлекс, как он формируется и чем отличается от безусловного.
Что такое условный рефлекс?
Условный рефлекс — это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду, и не закрепляющийся генетически (т.е. не передающийся по наследству). Формирование подобных рефлексов зависит от условий их возникновения, что и послужило причиной для появления названия группы. Фундаментом их появления выступает наличие связи между возникшим раздражителем и безусловнорефлекторным актом, выступающим для него в качестве подкрепления. При этом связь имеет определенные временные рамки. Отвечают за генерацию и проявление рефлексов головной мозг, как его кора, так и расположенные под ней образования.
Одним из первых ученых, всерьез занявшихся изучением данной темы, и предложившим определение «условного рефлекса» в 1903-м году, стал русский физиолог И.П.Павлов.
Биологически условий рефлекс предназначен для трансформации внешних раздражителей, имеющих нейтральный характер, в набор значимых сигналов, адаптирующих поведенческие особенности организма под текущие условия. Фактически они обеспечивают приспособление организма к возникающим явлениям с целью генерации полезного поведения и исключения негативного воздействия на организм. Условные рефлексы обеспечивают адаптацию, как к природному воздействию, так и действиям социальной среды нахождения индивида.
Примеры условных рефлексов
Наиболее ярким примером условного рефлекса является выделение слюны у домашних питомцев при звуках миски для еды. Аналогичные процессы могут вырабатываться и у человека. Условием для их возникновения является высокая повторяемость ситуаций с совпадением двух процессов, например, ударов по миске и выкладкой в нее корма.
Аналогичным образом у животных реакцией на звонок станет сгибание лапы, если ранее многократно повторялась процедура, при которой работа звонка совпадала с воздействием на животное электрическим током, стимулирующим сгибательный рефлекс лапы.
Для ребенка распространен условный рефлекс в виде одергивания рук от огня, но разовьется он только в случае, если ранее ребенок получил ожог, и организм защищается от повторного возникновения негативного воздействия на него.
Отличительные признаки условных рефлексов
- Отсутствие у новорожденных. Безусловный рефлекс заложен природой, а условный является приобретаемым и индивидуальным.
- Выработка подобных рефлексов является прерогативой высшего отдела центральной нервной системы.
- Могут носить временный характер в случаях, когда раздражитель не имеет безусловного подкрепления.
- Условные рефлексы не закрепляется генетически, т.е. не передаются по наследству;
Все условные рефлексы подразделяются на две составные категории: натуральные и искусственные. К первым относятся естественные свойства раздражителя, например, вид огня. Ко вторым относятся рефлексы на раздражители, не имеющие прямой связи с действием, например, работа лампочки для «собаки Павлова».
Принципы генерации условных рефлексов
Фундаментом приобретаемых навыков выступают условно-рефлекторные механизмы. Они в свою очередь обеспечивают возникновение связей ассоциативных нейронов мозговой коры и расположенных под ней в полушариях головного мозга ядер.
В основе появления условных рефлексов лежит трансформация незначимых сигналов в значимые через многократное повторение при наличии важного безусловного стимула, например, предоставления пищи или физического воздействия. В результате условные рефлексы выступают одним из критериев оценки организма, человеческого или животного.
Физиологически процесс возникновения условного рефлекса на примере опытов Павлова предполагает прохождение следующих стадий:
- Возникновение очага возбуждения в коре мозга в результате воздействия условного стимула, например, включение лампочки.
- Возникновение очага возбуждения, вызванного безусловным стимулом, например, предоставлением еды.
- При определенной периодичности и частоте возникновения стимулом, формируется временная взаимосвязь между двумя очагами возбуждения.
- В дальнейшем появление условного стимула (свет лампочки) ведет к возникновению рефлексов, первоначально испытываемых предоставлением безусловных стимулов (еда)
Основные критерии появления условного рефлекса
Выработка условного рефлекса требует наличия определенных условий:
- Условный раздражитель должен обладать определенной силой.
- Появление условного раздражителя должно предвещать появление безусловного стимула.
- Безусловный раздражитель должен обладать большей силой.
- Отсутствие иных раздражителей.
- Отсутствие патологий в организме исследуемого субъекта.
В случае, если указанные условия соблюдены, возможно формирование практически любого условного стимула.
Классификация условных рефлексов
Существует большое число условных рефлексов, поэтому для них разработана система классификации на основе различных критериев.
- Отталкиваясь от безусловных рефлексов, они подразделяются на: пищевые, половые, защитные и так далее.
- В зависимости от задействованных рецепторов принято разделять условные рефлексы на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные.
- По структуре условного стимула рефлексы встречаются простые и сложные. При этом фактически большинство раздражителей имеет комплексный характер, сочетающий в себе различные, взаимосвязанные раздражители.
- Условные рефлексы могут быть одного из трех порядков. К первому относятся стимулы, имеющие дополнительно безусловное подкрепление. Ко второму порядку относят стимулы, имеющие подкрепление со стороны условного раздражителя, уже обеспечившего ранее появление условного рефлекса. Продолжительность цепей рефлексов определяется возможностями нервной системы живого существа. Если у рыб она составляет не более двух элементов, то для приматов цепи могут формироваться двадцатью порядками.
- В зависимости от источника происхождения раздражителя рефлексы встречаются естественные и искусственные. В первом случае раздражители имеют естественное, природного происхождение. На фоне искусственных раздражителей они более просты и понятны для исследуемого субъекта.
Торможение условных рефлексов
Для адекватности поведения организма и его максимальной адаптации к внешнему воздействию, только появления условных рефлексов мало. Требуется ответное действие, имеющее противоположную направленность возникающему раздражителю. Данный процесс носит название торможение, и призван отсечь возникающие реакции, потребность в которых фактически отсутствует. Проведенные И.П.Павловым исследования привели к выделению автором нескольких вариантов коркового торможения. Безусловное торможение является ответом на различные раздражители внешнего характера. Условное торможение определяется внутренними процессами.
При безусловном торможении происходит появление нового очага возбуждения, генерация которого связана с внешним раздражителем, например, появлением резкого и громкого шума. При его воздействии условный рефлекс становится существенно слабее или полностью исчезает.
Условное торможение по месту возникновения полностью соответствует точке, в которой располагается центр условного рефлекса. Развитие данного вида торможения предусматривает последовательность. Это можно проследить на примере «собаки Павлова». Если в первое время при включении лампочки без предоставления еды будет наблюдаться стабильное слюновыделение, то со временем оно будет последовательно угасать, то есть проявляется условное торможение.
Заключение
Условные рефлексы в контексте биологии играют огромную роль, как в жизнедеятельности человека, так и любых видов животных. Именно они обеспечивают возможность приспособления к условиям внешней среды, ориентироваться в пространстве, искать пищу, избегать опасностей и так далее. По мере накопления жизненного опыта общее количество условных рефлексов индивидуума только увеличивается. В результате взрослый человек имеет значительно большую приспосабливаемость, чем ребенок. Именно условные рефлексы выступают фундаментом дрессировочной работы с животными, когда за выполнение определенного действия происходит вознаграждение лакомством.
30 примеров безусловной реакции в классическом обусловливании
Автор: Автор Памела Ли Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше
Опубликовано Последнее обновление: Основано на доказательствах
| Классическое кондиционирование | Безусловный ответ против условного ответа | Примеры безусловного ответа |
Что такое безусловная реакция?
В классической парадигме обусловливания безусловная реакция (БКР) представляет собой естественную автоматическую реакцию на стимул, не требующую предварительного обучения. Безусловные реакции — это рефлекторные реакции, возникающие непроизвольно. Эти естественные реакции могут быть эмоциональными реакциями или физическими реакциями 1 .
Классическое обусловливание
Классическое обусловливание — это тип обучения, впервые введенный русским физиологом Иваном Павловым во время его экспериментов над пищеварительной системой собак.
Он заметил, что у его собак выделяется слюна при подаче еды. Слюноотделение в ответ на вид пищи было безусловной реакцией. Эту естественную реакцию не нужно заучивать или обусловливать.
Затем он провел серию экспериментов, в которых звонил в колокольчик всякий раз, когда приносил еду. В конце концов, у собак началось слюноотделение, когда они услышали звонок в одиночестве, не видя еды.
Этот классический обусловливающий процесс связывания стимула (звона) с реакцией (слюноотделением) поэтому также называется павловским обусловливанием.
Пища представляла собой безусловный раздражитель (UCS), который мог вызвать слюноотделение, безусловную реакцию (UCR). Звон, который первоначально был нервным стимулом, стал условным раздражителем (УС), который также мог вызвать слюноотделение, теперь называемым условным ответом (УР) 2 .
Безусловная реакция и условная реакция
Безусловная реакция часто противопоставляется условной реакции.
Ключевое различие между ними состоит в том, что безусловная реакция — это незаученная реакция, вызванная безусловным стимулом, тогда как условная реакция — это заученная реакция.
Безусловные реакции — это врожденные реакции, которые организмы имеют с рождения, а не приобретенные после рождения. Это непроизвольные рефлексы.
Связывание нейтрального стимула с безусловной реакцией приводит к получению условного стимула, который может вызывать условную реакцию, аналогичную безусловной реакции.
Следовательно, безусловные реакции и условные реакции могут выглядеть одинаково, но они вызываются разными типами стимулов 3 .
Примеры безусловной реакции
Вот несколько распространенных примеров безусловных реакций в повседневной жизни.
- Чувство голода в ответ на запах пищи.
- Рефлекторно закрывайте глаза, когда объект приближается к ним слишком близко.
- Кричит от боли после неожиданного удара.
- Задыхаясь в ответ на удивление или шок.
- Подергивание ноги в ответ на постукивание по коленной чашечке.
- Испугался внезапного громкого шума.
- Отступить назад, когда кто-то внезапно появляется перед вами.
- Брызги, закрытие глаз или сокращение лицевых мышц при употреблении кислой пищи.
- Поперхнуться от запаха испорченной еды.
- Чихание при раздражении пылью или другими раздражителями.
- Зевота при сонливости или скуке.
- Рвота в ответ на пищевое отравление.
- Потливость в ответ на тревогу.
- Учащенное дыхание при выполнении напряженной физической работы.
- Реакция плача у младенцев, когда они голодны.
- Расширение зрачка при слабом освещении.
- Мигание при попадании в глаза струи воздуха.
- Мурашки по коже при низких температурах.
- Дрожь при ознобе.
- Кашель при вдыхании респираторных раздражителей.
- Краснеет, когда смущается.
- Хмурится, когда недоволен.
- Напряжение мышц при страхе.
- Тошнота от укачивания.
- Плачет, когда режет лук кубиками.
- Уклонение от летящего мяча.
- Смеяться над смешной шуткой.
- Вздрагивает в ответ на неожиданное прикосновение.
- Расслабление мышц при прослушивании тихой музыки.
- Сжимание кулаков в гневе.
- Урчание в животе при голодании.
См. также: Operant Conditioning
Ссылки
1.
Clark RE, Manns JR, Squire LR. Классическая обусловленность, осознание и системы мозга. Тенденции в когнитивных науках . Опубликовано в Интернете в декабре 2002 г .: 524–531. doi: 10.1016/s1364-6613(02)02041-7
2.
Кларк Р.Э. Классические истоки условности Павлова. Интегральное психологическое поведение . Опубликовано в Интернете в октябре 2004 г .: 279–294. дои: 10.1007/bf02734167
3.
Linnman C, Rougemont-Bücking A, Beucke JC, Zeffiro TA, Milad MR. Безусловные реакции и функциональные сети страха в классической обусловленности человека. Поведенческие исследования мозга . Опубликовано в Интернете в августе 2011 г .: 237–245. doi:10.1016/j. bbr.2011.02.045
О Памеле Ли
Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше
Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт
10 Примеры условного ответа (2023)
В поведенческой психологии условная реакция — это выученная реакция на условный раздражитель. Проще говоря, это ответ, который мы выбираем в той или иной ситуации, потому что считаем его правильным.
Примеры условных реакций включают бег кота за едой, когда звенит звонок, ученик, выкрикивающий правильный ответ, когда учитель задает вопрос о таблице умножения, и даже выученный ответ «пожалуйста!» когда кто-то говорит «спасибо».
Условная реакция часто противопоставляется безусловной реакции, когда наша реакция не заученная, а просто естественная или физиологическая реакция на раздражитель (например, подпрыгивание при звуке грома).
Определение условной реакции
Условная реакция не является естественной реакцией на что-либо. Это реакция, которой мы научились через повторение, положительное подкрепление, отрицательное подкрепление или наказания.
Концепция исходит из школы бихевиоризма в психологии. Он был разработан как часть теорий классического обусловливания и оперантного обусловливания Ивана Павлова, Б. Ф. Скиннера, Эдварда Торндайка и Джона Ватсона.
и регулярно используется в дрессировке животных, а также в классах для людей. В дрессировке животных мы учим собаку переворачиваться, когда она слышит фразу «катись!». Естественно, собака бы так не отреагировала. Тем не менее, такая реакция обусловлена положительным подкреплением, например, угощением всякий раз, когда собака выполняет трюк.
Условные реакции в образовании связаны с зубрежкой. Например, когда школьный учитель говорит «четыре раза четыре», а ученики отвечают «шестнадцать!» Здесь студенты на самом деле не делают суммы каждый раз. Вместо них научил (или был приучен) давать такую реакцию всякий раз, когда они слышат фразу «четыре раза четыре». Это условный, заученный ответ.
Примеры условной реакции
- Бег за едой, когда звонит звонок, является условной реакцией.
- Привычка говорить «добро пожаловать», когда кто-то говорит «спасибо».
- Приучение к горшку.
- Бегите к двери, когда прозвенит звонок в перерыве.
- Изучайте таблицу умножения, повторяя ответы.
- Волнуюсь, когда играет вступительная музыка к комедийному сериалу.
- Рефлекторно откликается на собственное имя.
- Вы тянетесь к телефону, когда слышите звонок.
- Постоянное использование солнцезащитного крема после слишком большого количества солнечных ожогов.
- Собака учится переворачиваться по команде.
Пояснения
1. Бег за едой при звонке в колокольчик (для кошек и собак)
Стимул: Звонок
Реакция: Слюноотделение
Животное легче всего научить тому, что колокольчик означает еду. Для этого просто звоните в колокольчик каждый раз, когда даете питомцу немного еды. Благодаря повторению животное начнет ассоциировать колокольчик с едой.
Через некоторое время можно позвонить в колокольчик и животное прибежит за кормом.
В этой ситуации еда является безусловным раздражителем (что-то естественное, что нравится животным). Звонок – это условный раздражитель (раздражитель, который дополняется естественным – пищей). Наконец, бег животного за звонком — это условная реакция. Это реакция, которой животное научилось.
2. Перерывной звонок (Бег за дверью)
Стимул: Звонок
Реакция: Бег за дверью
Хотя нам нравится думать, что мы немного умнее животных, стимул и реакция обусловлены ассоциацией так же сильна для людей, как и для собак и кошек.
В школе мы все знаем, что звон колокольчика означает конец урока. Часто это означает, что нам разрешают пойти и взять что-нибудь поесть.
Здесь создается та же ассоциация стимула и реакции колокольчика, но для людей! Звонок является нейтральным раздражителем. Естественно, это не означает «еда». Но мы пришли к выводу, что это признак того, что пора есть. Условная реакция состоит в том, что ученики упаковывают свои книги и канцелярские принадлежности, взволнованно мчась к двери, чтобы сбежать из класса.
3. Заучивание таблиц умножения (проговаривание ответа)
Стимул: 4×4
Ответ: 16
Зубрежка — ключевая теория обучения, которая была доминирующей в 20 веке. Он заключался в том, чтобы заставить учеников выучить правильный ответ на вопрос наизусть, что позволило им дать ответ во время быстрого опроса учителем.
Этот стиль обучения требовал, чтобы учащиеся давали условный ответ на заданный вопрос. Например, учитель говорил «четыре раза четыре», а ученик быстро отвечал «шестнадцать».
Хотя в этом примере нет «естественного раздражителя», который заменяется условным раздражителем, он все еще имеет признаки механизма условной реакции. Это требует повторения, поощрений и наказаний, чтобы выработался заученный ответ.
Сегодня критики этого метода подчеркивают, что учащиеся не обязательно узнают , почему четырежды четыре равно шестнадцати. Процесс обучения не является приоритетным, вместо этого важен только правильный ответ.
4. Музыкальная тема комедии положений
Стимул: Музыка
Ответ: Увеличьте громкость
Комедии положений играют одну и ту же музыкальную тему в начале каждого эпизода. Примером из того времени, когда я рос, является телешоу Friends . Когда на заднем плане заиграла музыка, я сразу понял, что это важно.
То же самое и с выпуском новостей: каждый вечер в 18:00 звучит царственная вступительная музыка, прежде чем ведущий новостей начинает читать с телесуфлера.
В каждой из этих ситуаций музыка не имеет внутреннего смысла. Однако в культурном отношении мы привыкли знать, что каждая песня означает, что на телевидении вот-вот выйдет определенное шоу, и наша реакция обусловлена этим культурным значением, придаваемым стимулу. Это может быть просто сесть и послушать или даже переключить канал, если вам не нравится шоу.
5. Добро пожаловать (когда кто-то говорит спасибо)
Стимул: «Спасибо»
Ответ: «Добро пожаловать»
Вы когда-нибудь ловили себя на том, что заикаетесь в ответ на обычный рефрен? Как правило, у нас есть речевые модели, которые мы изучаем, погружаясь в язык. Обычно люди отвечают на «спасибо» «пожалуйста», на чихание «будьте здоровы», а кто-то спотыкается на «с вами все в порядке?»
На других языках то же самое. Например, в испанском языке «спасибо» (gracias) получает в ответ обычное «de nada» (буквально: «это ничего»).
Здесь мы воспроизводим условный ответ на обычный раздражитель. Мы научились этому ответу, подвергаясь многократному использованию этих фраз в ассоциации друг с другом в обычном дискурсе.
6. Приучение к горшку
Стимул: Потребность в туалет
Реакция: Поход в туалет
Приучение к горшку также требует от ребенка выработки условной реакции на естественное желание. У младенцев не вырабатывается условный рефлекс идти в туалет, когда у нас возникает желание помочиться. Им нужно этому научиться.
Родители часто используют поощрения в виде угощений и наклеек, чтобы облегчить этот процесс. Когда ребенок говорит родителю, что ему нужно пописать, а затем идет в ванную, его вознаграждают наклейкой.
Со временем у ребенка вырабатывается условный рефлекс: позыв к мочеиспусканию приводит к автоматической реакции отправиться в туалет. Даже после удаления награды (наклейка каждый раз) поведение остается.
7. Реакция на свое имя
Стимул: Кто-то зовет вас по имени
Ответ: Вы поворачиваетесь к ним лицом
Не у всех естественно есть имя. Скорее всего, наши предки-обезьяны не давали друг другу имен. Но со временем общество решило, что имена — это полезная вещь, помогающая нам разговаривать друг с другом (и о) друг с другом.
Таким образом, когда кто-то кричит «Крис!», естественная несоциализированная версия меня не отвечает. В конце концов, это всего лишь звук. Но общество согласилось с тем, что меня зовут Крис, и я узнал, что когда кто-то произносит мое имя, он, вероятно, ищет моего внимания.
Здесь реакция на мое имя является глубоко укоренившейся, но тем не менее обусловленной реакцией. Звук «Крис!», нейтральный раздражитель, стал условным раздражителем из-за приписываемого ему культурного значения. Моя реакция на мое имя, в свою очередь, является условной реакцией.
8. Тянемся к нашим телефонам
Стимул: Телефонный шум
Ответ: Вы тянетесь к своему телефону
В 21 веке у большинства людей есть смартфоны, которые звонят и вибрируют всякий раз, когда вы получаете сообщение или уведомление. Вы можете обнаружить, что этот шум заставляет вас почти инстинктивно тянуться к телефону.
Если это вы, то у вас выработалась условная реакция на нейтральный раздражитель. Этот стимул — звон или вибрация — не имеет никакого внутреннего значения. Однако ваша телефонная компания заставила вас ассоциировать шум с социальным удовлетворением от получения сообщения от друзей или семьи.
Вы также можете обнаружить, что чей-то телефон , который издает звон или подобный шум, заставляет вас инстинктивно тянуться к вашему телефону . В этих ситуациях у вас развилась генерализация стимулов. Это означает, что все подобные звуки вызывают у вас одну и ту же реакцию: потянуться к телефону!
9. Нанесение солнцезащитного крема
Стимул: Солнечный ожог
Реакция: Учимся пользоваться солнцезащитным кремом
Если вы были на солнце слишком много раз, возможно, у вас выработалась условная реакция на солнце. Эта условная реакция, вероятно, заключается в том, чтобы нанести солнцезащитный крем перед выходом на улицу.
Стимулом в этой ситуации является солнечный ожог.
Часто люди забывают наносить солнцезащитный крем в начале лета и могут получить ранний летний ожог. Это происходит потому, что за зиму вы недостаточно повторили это действие, чтобы выработать связь между раздражителем (солнце) и условной реакцией (солнцезащитный крем).
Этот пример условной реакции, возможно, не самый чистый из примеров, потому что солнце является безусловным раздражителем, а не условным раздражителем. Тем не менее, вы развиваете условный, а не безусловный ответ на эту ситуацию.
10. Собака учится перекатываться по команде
Стимул: Команда «Перекатываться»
Ответ: Собаки перекатываются
Мы не ограничиваемся звоном в колокольчики как способом общения с собаками. Мы также используем такие команды, как «кататься», «сидеть» и «ко мне», чтобы дрессировать наших собак.
В каждой ситуации собака буквально не знает, что означает «кувырок». Это просто шум для собаки. Однако путем повторения собака развивает навык различения стимулов. Он узнает, что «катиться» звучит иначе, чем «сидеть», и что «кувырок» требует другой условной реакции на «сидеть».
В этой ситуации фраза является нейтральным стимулом, но в сочетании с желаемыми действиями и наградами, такими как угощение, мы можем превратить ее в условный стимул, который имеет значение для собаки и может вызвать условный ответ.
Читать далее: Кондиционирование высшего порядка
Заключение
Условные реакции окружают нас повсюду, хотя мы не всегда осознаем их. В некоторых случаях наша реакция непроизвольна и бессознательна (например, подпрыгивание при звуке грома), что делает ее безусловным ответом. В других случаях, например, когда мы тянемся к телефону, реакция — это то, что мы научились делать сознательно, что делает ее условной реакцией.
Иногда условные реакции, которые мы вырабатываем, полезны, например, когда мы наносим солнцезащитный крем перед выходом на улицу. В других случаях они могут быть менее чем полезными, например, когда мы тянемся к нашим телефонам каждый раз, когда слышим звон или вибрацию.