Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Примеры социальной фасилитации: Эффект социальной фасилитации — Ростовская Школа Логистики

Содержание

Социальная фасилитация в психологии — это… Эффект социальной фасилитации

Современная психологическая наука выделяет такой интересный феномен, как социальная фасилитация. Данный термин был введен в начале прошлого века учеными Н. Трипплетом и Ф. Оллпортом. Они в свое время разработали целую концепцию, позволяющую понять, почему человек, находясь в группе определенных людей, поступает тем или иным образом. Оказывается, очень многие особенности поведения зависят от таких вещей, как темперамент, склонность к общению, привычка к замкнутости.

Основными факторами социальной фасилитации являются ярко выраженные стремления создать о себе положительное впечатление, получить одобрение со стороны общества. Человек, чья жизнь проходит в рамках социальных норм и порядков, будет изо всех сил стремиться соответствовать возложенным на него обязанностям. Он постарается оправдать ожидания коллег и начальства даже тогда, когда это неудобно и не приносит радости его собственной личности.

Сущность понятия

Социальная фасилитация представляет собой механизм поведения личности, когда она обладает способностью довольно успешно действовать и принимать верные решения в окружении общества. Если человек остается наедине с собой, то некоторые задачи того же уровня сложности воспринимаются им как более трудные. То есть вступает в действие эффект социальной поддержки и одобрения. Нам всем в той или иной степени важно быть замеченными и услышанными обществом. Никто не стремится жить настолько независимо, чтобы его не касались никакие социальные установки и стереотипы. Мы больше склонны прислушиваться к мнению большинства и делать из этого собственные выводы.

Социальная фасилитация в психологии – это явление достаточно тонкое и индивидуальное. На каждого человека отсутствие или присутствие поддержки со стороны общества будет воздействовать по–разному. Кто–то предпочитает работать в одиночку, и ему мешают люди, постоянно снующие туда-сюда. Есть люди, которые не любят выслушивать наставления, они опираются только на собственные знания, умения и предпочтения. Другому важно на протяжении всего периода работы чувствовать взаимодействие с коллегами и сослуживцами. Пусть это и не будет значительно помогать в работе, однако главное — человек находится не один. Говоря иными словами, феномен социальной фасилитации заключается в том, что человек чувствует себя более уверенно тогда, когда его деятельностью кто–то интересуется и поддерживает ее.

Феномен положительного ожидания

Эффект социальной фасилитации тесно связан с тем, чего личность ждет от общества, насколько она ориентирована вообще на его мнение. Когда окружающие люди склонны подбадривать человека, поддерживать его во многих начинаниях, то сам индивид чувствует, что ему гораздо легче и проще выполнять свои повседневные задачи. Феномен положительного ожидания предполагает, что личность будет стараться произвести на окружающих людей положительное впечатление, чтобы получить всевозможные выгоды. Когда человек чувствует себя в обществе востребованным и принимаемым, ему становится гораздо проще воспринимать себя самого и стремиться к любым целям. Социальная фасилитация в психологии – это понятие, которое определяет степень успешности личности в конкретной ситуации. Каждый из нас на протяжении жизни стремится создать вокруг себя максимально комфортные условия.

Социальная ингибиция

Это обратный феномен, возникающий в ситуации, когда в момент взаимодействия с обществом при выполнении конкретной задачи личность чувствует себя потерянной и неуверенной в себе. Возрастает беспокойство, появляется страх сделать что–то неправильно, допустить ошибку. Такое явление на самом деле – не редкость. Людям, внутренний мир которых отличается особенной индивидуальностью, крайне важно подпитываться собственной энергией, чужая же может нанести вред и помешать.

Феномены социальной фасилитации и ингибиции – явления противоположные, но в то же время оказываются тесным образом связаны друг с другом. Если первое понятие предполагает включенность в общественную жизнь, то второе чаще всего демонстрирует некоторую свободу от социального взаимодействия вообще. Такой жизнью живут творческие люди: писатели, музыканты, художники. Социальная фасилитация и ингибиция представляют собой два противоположных полюса. Если для человека важно и значимо работать индивидуально, то всяческие вмешательства и подсказки со стороны других людей могут вызывать у него значительное раздражение и неудовлетворенность. Социальная ингибиция предполагает, что личности лучше ориентироваться на собственное мнение, установки и мотивы. Присутствие других людей в момент рабочей активности может только навредить. Производительность труда не только ухудшится, она не будет отражать степень одаренности личности.

Сила психологического давления

Все мы живем в обществе, которое не может не оказывать на нас существенного влияния. В большинстве своем люди поступают не так, как они хотят на самом деле, а как того требуют сложившиеся обстоятельства. Сила психологического воздействия общества на индивида настолько велика, что иногда ему не удается распознавать собственные желания и мотивы.

Феномен социальной фасилитации здесь имеет большое значение. Некоторым людям важно чувствовать поддержку со стороны своего ближайшего окружения. Именно заручившись такой моральной помощью, они могут выполнять свою работу более качественно и полноценно. Если такого человека оставить одного со сложной задачей, то он, конечно, с ней справится. Однако ему понадобится больше времени для того, чтобы разобраться в сути проблемы, решить все возникающие вопросы.

Феномен одиночества

Когда человек рассчитывает только на самого себя, он привыкает действовать в одиночку. Постепенно присутствие рядом коллег и ближайшего окружения может сильно сказываться на результатах деятельности. Такая личность привыкает максимально концентрироваться на работе и не отвлекается по пустякам. Возрастает требовательность к себе, вырабатываются строгая дисциплина и ответственность.

Феномен оценивания

Находясь в обществе, человек склонен в большинстве случаев подчиняться существующим в нем законам. В данном случае срабатывает эффект оценивания. Личность начинает задумываться над тем, как ее воспримут другие люди, какое мнение у них сложится в результате определенных действий, поступков. Социальная фасилитация в данном конкретном случае проявляется в качестве ожидаемой похвалы или порицания, в результате чего продуктивность выполняемой деятельности значительно возрастает.

Эффект публичности

Человек, который живет в обществе, всегда стремится произвести хорошее, положительное впечатление на окружающих. Мы иногда не можем самостоятельно принимать решения в том плане, что постоянно оглядываемся на мнение большинства. Эффект социальной фасилитации заставляет следовать общественным установкам и ориентироваться на его запросы. Вот и получается, что человек начинает жить требованиями социума, забывая о собственных потребностях. Так рождается внутреннее неудовлетворение, чувство потерянности и личностной нереализованности.

Эффект публичности находит выражение в том, что, находясь в обществе, личность начинает действовать согласно возложенным на нее ожиданиям. Она не делает ничего лишнего, но ведет себя достаточно адекватно для каждой конкретной ситуации.

Экстраверты и интроверты

Люди в разной степени нуждаются в обществе. Если экстраверты не могут жить без социального взаимодействия, то интроверты прекрасно обходятся без него довольно длительное время. Первые черпают вдохновение через общение с людьми, вторые же видят неиссякаемый источник благодати в самих себе. Взаимодействие с другими может их очень утомлять, лишать сил и новых возможностей.

Свойства темперамента

Известно, что сангвиники легче остальных приспосабливаются к изменяющимся условиям. Холерики склонны действовать импульсивно, совершать необдуманные шаги. Флегматики достаточно спокойны и рассудительны, а меланхолики отличаются эмоциональной неустойчивостью и чрезмерной впечатлительностью. Какое влияние на все четыре типа оказывает социальная фасилитация? Пример можно привести такой: при первых же трудностях меланхолик склонен тотчас же замыкаться в себе, флегматик пытается разложить все «по полочкам», сангвиник активно и продуктивно действует, а холерик громко возмущается.

Социальная леность

Что представляет собой это понятие, как оно связано с социальной фасилитацией? Леность проявляется в том случае, когда отсутствует положительная оценка со стороны других участников деятельности. Если личность никак не поощрять, она не захочет работать во всю полноту своих возможностей. Социальная леность заключается в том, что человек никогда не станет прилагать дополнительных усилий, если не видит в них смысла и цели. При отсутствии значимой оценки человек часто замыкается в себе или начинает трудиться ровно настолько, чтобы не вызывать подозрений со стороны сослуживцев и коллег. Леность нейтрализует действие такого понятия, как социальная фасилитация. Примеры из жизни показывают, что при отсутствии должного внимания и поддержки со стороны начальства люди вообще перестают стараться, проявлять себя на работе с лучшей стороны, потому что не видят в том смысла и необходимости.

Каждый из нас хочет ощущать, что его труд не напрасен. Если есть цель, ради которой человек совершает определенные шаги, то любые препятствия кажутся преодолимыми. Появляются даже дополнительные силы для реализации намеченных планов. В случае же серьезных конфликтов, непонимания со стороны общества, резкого, критического непринятия результатов труда индивида возникают противоречивые чувства, которые мешают полноценно действовать.

Социально–педагогическая фасилитация

Общественные институты, к которым относятся детские сады и школы, учат маленького человека с самого раннего возраста понимать, чего ждут от него другие люди. Каждому из нас знакома методика поощрения и наказания, успешно применяемая в обществе. Ребенок, попадая в определенную социальную среду, сразу учится жить по ее законам. С детства человеку предлагается (а вернее, навязывается) конкретная модель поведения, по которой ему предстоит жить в дальнейшем.

Социально–педагогическая фасилитация заключается в том, что человек с малых лет учится воспринимать себя как часть общества. Социум предъявляет к нему определенные требования, под которые ему невольно приходится подстраиваться. При таком подходе личность часто теряет собственную индивидуальность, не знает, как ее реализовать в дальнейшем.

Таким образом, социальная фасилитация выступает своеобразным связующим звеном между стремлениями самого человека и общественными установками. Очень важно суметь найти равновесие между этими двумя полюсами, тогда личность станет целостной и гармоничной.

Социальная фасилитация — VIKENT.RU на vc.ru

Автор: Сергей Александрович Резников

119 просмотров

Известно, что в присутствии других человек ведёт себя иначе, как если бы он был один. В том числе меняется скорость работы.

Если скорость увеличивается, то принято говорить о социальной фасилитации. Если уменьшается – то о социальной ингибиции (также неверно связываемой с понятием «социальной лени»).

В этой статье мы рассмотрим первое понятие.

Понятно, что эффект наблюдали давно, но описан он был всего чуть более ста лет назад.

…психолог Норман Триплетт, интересовавшийся велосипедными гонками, заметил, что спортсмены демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда «соревнуются с секундомером», а когда участвуют в коллективных заездах (Triplett, 1898).

Прежде чем предать гласности свою догадку (что в присутствии других людей человек работает более производительно), Триплетт провел лабораторный эксперимент — один из первых в истории социальной психологии.

Дети, которым было, велено наматывать леску на катушку удочки с максимально возможной скоростью, в присутствии соисполнителей справлялись с этим заданием быстрее, чем поодиночке.

В дальнейшем было экспериментально доказано, что в присутствии других людей испытуемые быстрее решают простые примеры на умножение и вычеркивают из текста определенные буквы. Присутствие других благотворно сказывается и на точности выполнения заданий на моторику, например удерживании в определенном положении с помощью металлического стержня десятицентовой монеты, помещенной на вращающийся диск проигрывателя (F. W. Allport, 1920; Dashiell, 1930; Travis, 1925). Этот эффект, названный социальной фасилитацией, наблюдается также и у животных. В присутствии других особей своего вида муравьи быстрее разрывают песок, а цыплята поедают больше зерен (Bayer, 1929; Chen, 1937). Спаривающиеся крысы более сексуально активны в присутствии других сексуально активных пар (Larsson, 1956).

Однако не спешите с выводами: имеются экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что в некоторых случаях соисполнители мешают. В присутствии других особей своего вида тараканы, длиннохвостые попугаи и зеленые зяблики медленнее осваивают прохождение лабиринтов (Allee & Masure, 1936; Gates & Allee, 1933; Knopfer, 1958). Аналогичное «отвлекающее» воздействие оказывают наблюдатели и на людей. Присутствие посторонних уменьшало скорость заучивания бессмысленных слогов, прохождения лабиринта и решения сложных примеров на умножение (Dashiell, 1930; Pessin, 1933; Pessin & Husband, 1933).

В утверждении, что в некоторых случаях присутствие соисполнителей облегчает выполнение задания, а в некоторых — затрудняет, определенности не больше, чем в типичном шотландском прогнозе погоды, предсказывающем солнце, но не исключающем возможность дождя. После 1940 г. ученые практически перестали заниматься этой проблемой; «спячка» продолжалась четверть века — до тех пор, пока новая идея не положила ей конец. [1]

Как и многие социальные эффекты, этот может показаться обманчиво простым. Почему так кажется и почему чаще всего на самом деле это не так, мы уже писали ранее. Заодно можете проверить себя и попробовать самостоятельно ответить, почему так происходит. Сравните свои варианты причин с теми, что описали мы. Совпалось?

Социальный психолог Роберт Зайенс (Зайонц — таково традиционное написание этой фамилии в русскоязычной литературе. — примеч. науч. ред.) заинтересовался возможностью «примирить» эти противоречащие друг другу экспериментальные данные. Для объяснения результатов, полученных в одной области науки, он использовал достижения другой ее области, что характерно для многих научных открытий.

В данном случае объяснение было получено благодаря одному общеизвестному принципу экспериментальной психологии: возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию (имеется ввиду принцип доминанты А. А. Ухтомского).

Усиление возбуждения благоприятствует решению простых задач, для которых наиболее вероятной, «доминирующей», реакцией является правильное решение. Люди быстрее разгадывают простые анаграммы, когда возбуждены. Когда же речь идет о выполнении сложных заданий, в которых правильный ответ не столь очевиден, а потому не является доминирующей тенденцией, чрезмерное возбуждение повышает вероятность неправильного решения. С решением более сложных анаграмм возбужденные люди справляются хуже, чем те, кто находится в спокойном состоянии.

Способен ли этот принцип раскрыть тайну социальной фасилитации?

Или разумнее согласиться с тем, что подтверждается многими данными, а именно: присутствие других возбуждает людей и делает их более энергичным (Mullen et al., 1997)? (Каждый из нас может припомнить, что перед аудиторией волнуется или чувствует себя более напряженно.)

Если социальное возбуждение усиливает доминирующие реакции, оно должно благоприятствовать выполнению легких заданий и мешать выполнению сложных. В таком случае известные экспериментальные данные уже не кажутся противоречащими друг другу. Наматывание лески, решение простых примеров на умножение, как и выполнение заданий, связанных с едой, — все это простые действия, реакции на которые или хорошо усвоены, или даны нам от рождения (т. е. доминируют).

Нет ничего удивительного в том, что присутствие посторонних «подстегивает» нас. Усвоение нового материала, прохождение лабиринта или решение сложных математических задач — более трудные задания, правильные реакции на которые с самого начала совсем не так очевидны. В подобных ситуациях присутствие посторонних приводит к увеличению числа неверных ответов. В обоих случаях «работает» одно и то же общее правило: возбуждение благоприятствует доминирующим реакциям. Иными словами, то, что прежде воспринималось как результаты, противоречащие друг другу, теперь уже так не воспринимается.

Объяснение Зайонца настолько простое и элегантное, что другие социальные психологи отреагировали на него так же, как Томас Гексли отреагировал на труд Чарльза Дарвина «Происхождение видов», когда впервые прочитал его: «Как можно было не додуматься до этого раньш? ! Ну и глупцы же мы все!» [2]

Причин возникновения подобной доминантной реакции может быть несколько:

1) Социальное возбуждение, т. е. возбуждение нервной системы от присутствия других людей (является врожденным и присуще большинству общественных животных).

2) Боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают другие люди (доминантная реакция усиливается, если человек думает, что его оценивают).

3) Отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. Это перегружает когнитивную систему и вызывает возбуждение. [3]

Можно ли обратить этот эффект во благо?

Как и в других случаях, эффект работает вне зависимости, направлен он на благо или наоборот. В контексте борьбы, эффекты, если они позволяют получить конкурентное преимущество, будут использованы именно для этого.

Но что, если есть задача – помочь другим? Были проведены социальные эксперименты, которые доказали, что это возможно.

Представьте себе, что вы слышите грохот, а следом за ним — стоны и всхлипывания. Если при этом кто-то из очевидцев скажет: «Случилась беда. Мы должны что-то предпринять», как отреагируют окружающие? Подтолкнут ли их эти слова к действиям?

Известные нам факты позволяют ответить утвердительно: примеры просоциального поведения стимулируют альтруизм. Вот несколько примеров.

1. В Лос-Анджелесе водители скорее окажут помощь женщине-водителю, у которой спустила шина, если за четверть мили до этого видели, как кто-то помогал женщине менять шину (Bryan & Test, 1967).

2. По данным тех же авторов, Джеймса Брайана и Мэри-Энн Тест, в штате Нью-Джерси в период рождественских покупок люди охотнее жертвовали деньги Армии Спасения, если перед этим видели, как это делал кто-то другой.

3. Взрослые британцы чаще соглашались стать донорами, если к ним обращались с этой просьбой после того, как у них на глазах помощник экспериментатора давал свое согласие сдать кровь (Rushton & Campbell, 1977).

4. Впечатление, которое производят люди, совершающие беспримерные по своей доброте и альтруизму поступки, в частности такие, как упомянутые в начале этой главы, нередко порождает то, что Джонатан Хейдт (in press) назвал элевацией — «эмоциональным потрясением», способным вызвать слезы, озноб и спазмы в горле. Подобное состояние нередко пробуждает у людей желание стать менее эгоистичными. [4]

Какие можно сделать выводы?

1. В присутствии других людей человек ведёт себя не так, как вел бы без их присутствия.

2. Скорость выполнения действий может меняться в обе стороны. Но в любом случае усиливается доминантная реакция. Если эта реакция совпадает в той работой, которую нужно выполнить, то работа будет сделана быстрее. Если нет – то медленнее.

3. Причин появления возбуждения, которые запускают доминантную реакцию, как минимум, три: присутствие других, боязнь оценки и вынужденное переключение с задачи и других (что, похоже, вызывает невроз).

4. Эффект может использоваться как во благ, так и нет. Это зависит от того, кто и зачем этот эффект использует.

+ Ваши дополнительные возможности

1) Видео: разработка НОВОЙ ТЕМЫ: социальные инновации

2) Воскресным вечером 23 января 2022 в 19:59 (мск) на видеоканале VIKENT. RU — бесплатная онлайн-консультация № 271:

Открытие XIII cезона онлайн-курса VIKENT.RU

Источники:

[0] Заглавное фото – Электронный ресурс.

[1] Д. Майерс. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – С. 335-336.

[2] Там же, с. 336-337.

[3] Ю. П. Платонов. Социальная психология поведения; учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – С. 221-222.

[4] Д. Майерс, с. 582-583.

Социальная фасилитация: примеры того, как аудитория повышает производительность

Социальная фасилитация — это вывод социальной психологии о том, что производительность людей может улучшиться при выполнении некоторых задач в присутствии других людей.

Социальная фасилитация — это социально-психологический вывод о том, что в некоторых обстоятельствах присутствие других людей может улучшить производительность.

В то время как люди склонны к социальной лени, когда они могут прятаться в группе, когда их индивидуально оценивают по производительности, это может заставить их работать усерднее.

Итак, публика или присутствие других людей не всегда улучшают работу — это зависит от конкретных обстоятельств.

Примеры социальной фасилитации

Повседневные примеры социальной фасилитации включают:

  • Велосипедист едет быстрее, когда находится в группе с другими.
  • Актер лучше выступает перед большой аудиторией, чем на репетициях.
  • Спортсмен, который показывает лучшие результаты на соревнованиях, чем в одиночку.

Но история исследований социальной фасилитации начинается не с этих примеров, а с муравьев.

История исследований социальной помощи

Когда муравей строит гнездо самостоятельно, он делает это без особого энтузиазма.

Она двигается так, как будто устала от жизни, ей надоело копать землю, возможно, она мечтает о лучшей жизни в другом месте.

Но дайте нашей муравьишке напарницу, и она превратится в динамо-машину, трудоголика, олимпийца среди насекомых.

Вскоре она копает в пять или более раз быстрее…

Муравьи не единственные, кто проявляет социальную помощь.

За четыре десятилетия до того, как в 1937 году С.Ч. Чен сообщил о своих открытиях в отношении муравьев, психолог Норман Триплетт уже заметил почти такое же социальное поведение у велосипедистов.

Велоспорт и социальная поддержка

Триплетт изучил записи «Лиги американских колесников» и обнаружил, что велосипедисты-гонщики ехали быстрее, когда они двигались в темпе или участвовали в соревнованиях.

Анализируя результаты многих гонок, он обнаружил, что в среднем велосипедисты с кардиостимулятором преодолевают каждую милю примерно на 5 секунд быстрее, чем те, у кого нет кардиостимулятора — опять же социальная помощь.

Он подозревал, что это был не только чисто физический эффект слипстрима за другим велосипедистом, но и психологический эффект — что-то связанное с простым присутствием других людей.

Является ли социальная помощь чем-то большим, чем просто соревнование?

Два десятилетия спустя Гордон Олпорт — один из основателей психологии личности — сделал именно это.

Он попросил участников написать как можно больше слов, связанных с заданным целевым словом.

Им дали три одноминутных периода и сказали, что они не соревнуются друг с другом.

Опять же, участники достоверно произносили больше слов в присутствии других, чем в одиночку, что свидетельствует об эффекте социальной фасилитации.

Чтобы проверить свою догадку, Триплетт (1898 г.) поставил детей наматывать нить на катушку, иногда самостоятельно, а иногда против других.

То, что он обнаружил, подтвердило его теорию социальной фасилитации: дети шли быстрее, когда участвовали в соревнованиях.

Хотя это и интересно, открытие, что люди работают быстрее в условиях конкуренции, вряд ли является новаторским, но что, если бы можно было убрать элемент конкуренции и измерить эффект простого присутствия?

Хотя экспериментальная процедура Олпорта, возможно, не полностью устранила последствия конкуренции, последующие исследования, а их было много, определенно это сделали.

Это повышение производительности людей, когда за ними наблюдают другие, стало известно как социальная фасилитация, и в течение нескольких десятилетий оно было в моде в психологии.

Социальное торможение

К сожалению, экспериментаторы по социальной фасилитации вскоре обнаружили, что человеческая психология немного сложнее психологии муравья.

Больше всего беспокоит то, что экспериментаторам не удалось найти ожидаемого социального облегчения в целом ряде других задач, например, когда людей просили выучить списки бессмысленных слогов или пройти сложный лабиринт.

Выяснилось, что при усложнении задач их производительность не улучшалась, а наоборот, ухудшалась.

Казалось, что люди испытывают не социальную стимуляцию, а социальное торможение.

Они задыхались, как и психологи, которые почти отказались от исследований в области социальной фасилитации, считая их неудачниками.

Социальная фасилитация и теория влечения

Только в 1960-х годах известный психолог профессор Роберт Зайонц возродил исследования социальной фасилитации.

Он считал, что противоречивые результаты экспериментов по социальной фасилитации можно объяснить новым подходом, называемым «теорией влечения».

Zajonc сказал, что когда другие люди наблюдают за нами, мы становимся более бдительными и возбужденными, и это возбуждение запускает то, что он назвал нашей «доминирующей реакцией».

Примерами доминирующих реакций являются хорошо отработанные навыки или определенные привычки.

Если эта доминирующая реакция соответствует ситуации, то происходит наша социальная помощь, но если доминирующая реакция неуместна, мы, как правило, плохо действуем.

Эта теория довольно хорошо объясняла факты, но критики сочли ее слишком упрощенной, утверждая, что дело не только в том, присутствует аудитория или нет, но и в том, как мы реагируем на это присутствие.

Чтобы объяснить этот когнитивный процесс, в 1980-х Роберт Барон выдвинул новую теорию.

Отвлеченность и конфликты

Теория конфликта-отвлечения утверждает, что когда другие люди наблюдают за нами, это создает конфликт внимания между задачей, которую мы выполняем, и тем, что наблюдают за другими.

Когда задача проста, мы можем успешно сосредоточить свое внимание на текущей задаче, и поэтому наша производительность улучшается, вероятно, из-за эффекта драйва, о котором говорит Зайонц.

Однако когда задача сложная, мы страдаем от перегрузки внимания, и наша производительность ухудшается.

Пессин (1933) уже отмечал именно этот эффект, когда люди выполняли задания с отвлекающими их мигающими огнями и громкими звуками вместо публики.

Наконец, через 100 лет после того, как у Триплетта были дети, наматывающие рыболовные катушки, появилась теория, которая в сочетании с теорией влечения Зайонца может объяснить эффект социальной фасилитации: когда и как аудитория либо улучшает нашу работу, либо ухудшает ее.

Теория конфликта-отвлечения, в частности, значительно облегчает понимание сложного воздействия аудитории, потому что фокусируется на том, как мы управляем своим вниманием.

Психология внимания, тем не менее, является странным зверем, на который влияют всевозможные факторы, которые, следовательно, также влияют на эффект социальной фасилитации:

  1. Оценка аудитории. То, как мы оцениваем аудиторию, определяет нашу реакцию, например, смотрят ли зрители внимательно или просто проходят мимо? Huguet и др., (1999) неудивительно обнаружил, что внимательная аудитория больше отвлекает, чем невнимательная аудитория.
  2. Аудитория противоположного пола . Люди обычно находят аудиторию противоположного пола более отвлекающей, поэтому мужчины более сдержаны при выполнении сложных задач (но лучше при выполнении хорошо отработанных задач), когда их смотрят женщины, и наоборот.
  3. Настроение . Хорошее настроение может при определенных обстоятельствах способствовать выполнению работы, а плохое — тормозить ее (Mash & Hedley, 1975).

И этот список можно продолжить. Если это влияет на внимание, то, скорее всего, повлияет на эффект социальной фасилитации/торможения.

Группы: хорошо или плохо для производительности?

Улучшают или ухудшают результаты другие люди, естественно, зависит от конкретных обстоятельств группы.

Исследование социальной лености показывает, что, когда люди вовлечены, например, в добавочную задачу, такую ​​как тянуть за веревку, они расслабляются, часто более чем на 50 процентов.

В этой ситуации группы плохо работают отчасти потому, что отдельные люди могут прятаться.

Напротив, эффекты социальной фасилитации/торможения выходят на первый план, когда индивидуумов можно выделить из группы, когда о них судят только по их действиям.

Подобно муравьям, присутствие других может подтолкнуть нас к большим достижениям, но поскольку мы люди, оно также может подтолкнуть нас к катастрофе.

Психологические исследования показывают, что все зависит от управления вниманием, направления физиологических реакций организма и того, насколько хорошо мы справляемся с самой задачей.

.

Социальная фасилитация (определение и примеры)

Практическая психология

Нет ничего лучше финиша в конце марафона, 10-мильного забега или 5 км. Вы уже давно бегаете, и, возможно, у вас болит голова, но все вас подбадривают. Это дополнительное поощрение дает даже самым истощенным бегунам стимул бежать немного быстрее и завершить гонку.

Социальные психологи еще в 1800-х годах обратили внимание на это явление. Люди на самом деле работают лучше, когда они были перед аудиторией или с другими? Сэкономите ли вы несколько минут своего времени, когда бежите с другими людьми? Ответы и последующие исследования создали теорию социальной фасилитации, одну из старейших теорий в мире социальной психологии.

Что такое социальная помощь?

Социальная фасилитация — это явление, которое предполагает, что люди работают лучше, когда они находятся в присутствии других. В одиночку они не смогут достичь того потенциала, которого могли бы достичь, если бы за ними наблюдали или участвовали с другими, выполняющими ту же задачу.

Ранние исследования социальной фасилитации 

В 1800-х годах социальный психолог по имени Норман Триплетт заметил, что велосипедисты работают лучше, когда они находятся в группе, а не в одиночку. Он решил проверить свою теорию социальной фасилитации в лаборатории. Эксперты считают, что это может стать первым экспериментом в области социальной психологии за всю историю исследования.

В исследовании детей просили намотать леску. Это была простая задача. Некоторые дети работали в одиночку, а другие выполняли задание перед другим ребенком. Триплетт заметил, что дети, которые находились в присутствии других, двигались быстрее.

В то время Триплетт не называл феномен социальным содействием. Этот лейбл появился более чем 30 лет спустя, в 1920-х годах.

По мере продолжения исследований психологи обнаружили, что это не просто помогает кому-то выполнить задачу, пока кто-то другой выполняет ту же задачу. Независимо от того, находится ли он в присутствии «соактера» или аудитории, человек, скорее всего, будет работать лучше.

Пример теории социальной фасилитации 

Вы уже изучили некоторые примеры социальной фасилитации, например, бег быстрее на многолюдном марафоне, чем если бы вы бежали в одиночку. Эта теория применима не только к легкой атлетике. Вы можете показать лучшее театральное представление, когда вас тронут аплодисменты толпы, или решить проблему быстрее, если вы знаете, что люди смотрят на вас.

Противоречивые исследования социальной фасилитации 

Было бы упущением привести пример из 1800-х годов и остановиться на этом. Способы, которыми мы проводили эксперименты два века назад, сильно отличаются от того, как мы проводим эксперименты сейчас. Поскольку психологи продолжают проверять и перепроверять свои теории, они часто находят противоречивые доказательства.

Это произошло на занятиях по социальной фасилитации. Потребовалось более 40 лет, чтобы исследование социальной фасилитации поставило под сомнение то, что мы знаем об этом явлении.

В 1933 году психолог по имени Джозеф Пессин дал участникам список слов для запоминания. Кто-то выполнял задание в группе, а кто-то в одиночку. Если бы заработала Теория социальной фасилитации, люди в группе смогли бы повторять больше слов, которые они запомнили, верно?

Но этого не произошло.

Люди, которые выполняли задание в группе, на самом деле справились значительно хуже , чем люди, которые выполняли задание в одиночку. Это исследование противоречило идее теории социальной фасилитации. Что это означало для той работы, которую Норман Триплетт и другие психологи вложили в эту идею?

Теория активации – Социальная помощь 

Эти две теории в конечном итоге были объединены такими психологами, как Джеймс Майклс и Роберт Зайонц. Эти два психолога работали по отдельности, но вместе они помогли сформировать теорию активации в рамках феномена социальной фасилитации.

В ходе своих экспериментов они обнаружили, что сложность задачи влияет на то, имеет ли место социальная помощь. Если задача была легкой или участники были опытны в выполнении задачи, они лучше справлялись в присутствии других. Это явление до сих пор известно как социальная фасилитация.

С другой стороны, если задача была сложной или люди были неквалифицированными, они с большей вероятностью выполняли ее в одиночку. Добавление других людей в микс заставляет их работать хуже. Теперь это известно как социальное торможение. И социальная фасилитация, и социальное торможение обсуждаются вместе под общим эгидой теории социальной фасилитации.

Другие факторы, влияющие на производительность 

Простого присутствия других людей может быть недостаточно, чтобы помочь вам значительно лучше выполнять задачу. У психологов есть и другие теории о том, что нас мотивирует, влияет на нас и помогает работать лучше.

Одна идея состоит в том, что давление хорошей работы для других влияет на нашу работу. Если вы когда-либо боялись выступать перед аудиторией, вы хорошо знаете это давление. Для других это давление может быть хорошей вещью.

Люди в зале также могут влиять на наше выступление. По статистике, команды выигрывают больше игр, когда играют дома. Одна из причин, по которой они могли бы выступать лучше, заключается в том, что они знают и ценят больше болельщиков на трибунах. Конечно, знакомство с раздевалкой и близость к семье также могут помочь игрокам расслабиться или сосредоточиться на игре.

Преимущества социальной фасилитации 

Единого рецепта успеха не существует, но теория социальной фасилитации помогает указать нам правильное направление. Если у вас есть цель, поэкспериментируйте с тем, как партнеры или зрители могут помочь вам в ее достижении. Вступите в беговой клуб. Запишитесь, чтобы играть на гитаре на вечере с открытым микрофоном. Используйте напарника по подотчетности, чтобы держать вас в курсе. Привлечение других людей к вашему путешествию может помочь вам работать лучше и быстрее достигать своих целей.

Если вы не склонны хорошо выступать перед другими, это может означать, что вам просто нужно потренироваться. Ты не плохо справляешься с задачей. Вам просто нужно наращивать свои навыки и чувствовать себя более комфортно. Затем вы можете начать выступать перед другими — и выступать хорошо.

Практическая психология

Практическая психология начиналась как сборник учебных материалов для студентов-психологов в 2016 году, созданный студентом в этой области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *