Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Принципы целеполагания: Принципы целеполагания | upgradeway.highcat.org

что это такое, основные этапы целеполагания в менеджменте

Без правильных целей невозможно движение вперёд. Живя одним днём, не задумываясь о будущем, человек просто плывёт по течению, целиком полагаясь на волю судьбы. При хорошем стечении обстоятельств и достойном окружении с этим можно мириться некоторое время. Но, если ничего не делать и ждать, что всё «как-то само собой устроится», это рано или поздно приведёт к хроническому стрессу и разочарованию в жизни.

В project-менеджменте существует отдельный термин, обозначающий постановку целей, осознанное определение личных потребностей и мотивов. Он носит название «целеполагания».

Постановка целей и задач в ЛидерТаск

Ставьте цели и задачи себе или вашим сотрудникам прямо в планировщике ЛидерТаск.

Создавайте проекты и добавляйте в них ваших коллег для совместной работы и более эффективного выполнения. Предоставляйте доступы к задачам разным сотрудникам для совместного контроля процесса. Достигайте своих целей и добивайтесь успеха.

Скачать ЛидерТаск

Что подразумевается под целеполаганием

Данное явление присутствует в жизни каждого человека. Каждый из нас осознанно или неосознанно ставит цели себе или другим. Выбор целей, методы их достижения определяются, исходя из потребностей человека. Они помогают определить, в каком направлении двигаться по жизни, какие шаги сделать, чтобы достичь заветной мечты.

Процесс целеполагания строится на потребностях. В первую очередь человек нуждается в том, что ему действительно необходимо. Далее следуют мотивы, подталкивающие к действию. Мотивация – один из решающих факторов, помогающих добиться поставленной цели. Третьей составляющей целеполагания является осознанность. Понимание, для чего это нужно. Осознанное целеполагание помогает стать успешным в жизни и бизнесе.

Многие замечали, что задачи по работе всегда приходится выполнять вовремя, а личные дела мы часто откладываем «на потом», до лучших времен. Это связано с тем, что рабочие задачи всегда ограничены сроками, контролируются руководителем, требуют рабочей связи по результатам выполнения. Без чёткой системы невозможно добиться результативности. От выбранных приоритетов напрямую зависит успешность и удовлетворённость жизнью. Это в полной мере относится к бизнесу. Из-за отсутствия иерархии целей она будет развиваться хаотично. Это снизит шансы на успешное развитие и уменьшит конкурентоспособность компании.

Грамотное целеполагание помогает достичь следующих результатов:

  • Улучшить результативность в работе и личной жизни. Правильные цели, совпадающие с ценностями, потребностями, мотивами человека, помогут достигнуть больших результатов с меньшими усилиями.
  • Внедрить в жизнь человека, компании понятий приоритетности, важности. Действия, ведущие к достижению поставленных целей, — обладают большим приоритетом.
  • Получить навыки рационального распределения времени. Для достижения поставленных целей нужно тщательно планировать свои действия.
  • Сделать работу в компании систематизированной и гармоничной. В зависимости от выбранной цели определяется способ взаимодействия между сотрудниками и подразделениями компании, организуются её рабочие процессы.

Правильно сформулированные цели наполняют жизнь смыслом. Ведь, если у человека нет собственных целей в жизни, ему придётся работать на тех, у кого они есть.

Как использовать принципы целеполагания

Цели важны в жизни и работе. С этим сложно не согласиться. Но, как научиться ставить правильные, корректные цели?

Для этого разработаны принципы целеполагания:

  1. Деятельность любого человека базируется на неосознанной и объективной потребности. Иногда потребность в чём-то навязывается ему извне. Это относится к физиологическим, базовым потребностям. Например, человек не может жить без еды или сна. Эти факторы представлены в пирамиде потребностей Маслоу.
  2. Осознанные потребности человека определяются его мотивацией. В течение жизни появляются новые мотивы, конкурирующие между собой. Самые важные оказываются на верхних ступенях лестницы потребностей. Из них формируются цели. Для подтверждения важности, значимости каждого побуждения в мотивационном процессе присутствуют особые части – мотивировки.
  3. Цель формируется из мечты или желания, когда приходит осознание, чего хочет достичь человек. На первых этапах целеполагания это эталон или идеальный образ. Со временем приобретает более чёткие очертания при помощи планов и задач.
  4. Цель определяется на основании прогнозируемого события.
  5. Между первоначальной целью, прогнозом её достижения и конечным результатом всегда есть расхождения.
  6. Образ цели формируется из процесса её достижения и представления о требующихся для этого средствах. Для этого составляется план, состоящий из шагов, которые нужно совершить для получения нужного результата.
  7. Даже самый хороший и чёткий план корректируется по мере движения к цели из-за воздействия различных внешних факторов. То есть прогноз ресурсов, процессов, требующихся для её достижения, всегда будет отличаться от конечного результата.
  8. Чёткость, конкретность цели влияет на мотивацию, желание её достичь.
  9. Доминирующие личные мотивы на начальных этапах целеполагания искажают потенциал цели.
  10. Мотивация к достижению цели усиливается с приближением к ней.

Целеполагание – длительный и сложный процесс, не заканчивающийся на выборе целей. В ходе их реализации неизбежно возникают проблемы, из-за которых движение приходится корректировать. Минимизировать возможные погрешности помогают специальные технологии и приемы целеполагания.

Правила целеполагания

Для грамотной постановки целей можно руководствоваться следующими правилами.

  • Позитивная формулировка. Цель должна касаться того, чего вы хотите достичь. Например, вы хотите бросить курить. Данная формулировка цели будет некорректной. Правильная цель: «Я хочу быть здоровым». От частицы «не» в описании цели лучше совсем отказаться.
  • Контроль над исполнением. Ставя перед собой определённую цель, важно иметь на неё влияние. Например, повышение зарплаты. Если ждать исполнения этой мечты инертно, ничего не предпринимая, она рискует остаться неисполненной. Но, если сформулировать её, как: «Что я должен сделать, чтобы…» — она перейдёт под ваш контроль, и вы сможете ей управлять.
  • Сенсорная осязаемость. Достигнутая цель – это свершившийся акт, который можно осязать, видеть, измерить. Например, вы поставили цель прилететь в Сочи. О её достижении вы узнаете в аэропорту прилёта. А, если выбрали в качестве цели изучение английского языка, но не знаете признаков достижения нужного результата, то этому процессу можно посвятить всю жизнь. Но, ничего не добиться в итоге. Поэтому на этапе постановки цели необходимо задаться вопросами: «Как узнать, что цель достигнута?» и «Что я увижу, почувствую, услышу, когда достигну нужного результата?».
  • Доступ к ресурсам. Для достижения нужного результата необходимы соответствующие средства. В их выборе, определении помогут вопросы: «Что мне необходимо?», «Откуда я могу взять ресурсы на реализацию задуманного?», «Кто в этом поможет?», «Как убедить этих людей помочь?».
  • Первый шаг. Ставя перед собой цель, нужно двигаться к ней, не останавливаясь. Шаги могут быть крохотными, но регулярными и систематичными. Ваша цель: купить новое авто? Тогда хотя бы зайдите на соответствующий сайт и ознакомьтесь с предложениями по рынку.

Чтобы стать успешным в жизни и бизнесе, нужно ставить перед собой собственные цели. Копируя соседа или известного миллионера, вы никогда не добьётесь нужного результата. Только разобравшись в себе, честно ответив на вопросы, можно прийти к осознанному целеполаганию.

Реально работающие методы целеполагания

Для целеполагания в менеджменте применяется более 30 методик с разными подходами к выбору и постановке целей. Рассмотрим самые популярные методы целеполагания, которые можно использовать для планирования личной жизни и развития бизнеса.

Дерево целей

Авторами данного метода являются американские учёные Чарльз Черчмен и Рассел Акофф, разработавшие его в рамках системного анализа в 1957 году. В основе подхода используется определение ключевой цели, от которой исходят цели первого, второго порядка, соответствующие им подцели, задачи и проблемы, связанные друг с другом.

Цели записываются на листе бумаги следующим образом:

  • В верхней части – главная, генеральная цель.
  • Под ней – цели первого, второго плана, помогающие в её достижении.
  • И так далее, до нижнего уровня.

Возле каждого пункта указывается список ресурсов, необходимых для решения задачи. Дерево целей должно соответствовать принципам последовательности, упорядоченности и наглядности.

SMART методика

Данная технология целеполагания чётко описывает ресурсы и инструменты, необходимые для получения нужного результата в указанный срок. В её аббревиатуре заложены 5 критериев качества цели:

  • Specific (конкретность). Она должна быть описана предельно ясно и иметь конкретный результат.
  • Measurable (измеримость). В её формулировке должна содержаться цифра или эталон, которого необходимо достичь.
  • Achievable (реальность, достижимость). Она должна быть досягаемой. Иметь конкретные, измеряемые в численном или количественном выражении, результаты.
  • Relevant (актуальность, сопоставимость с другими целями). Особенно это касается долгосрочных, стратегических целей. При необходимости их нужно своевременно корректировать.
  • Time-bound (ограниченность во времени). У цели должен быть конечный срок исполнения.

На практике это выглядит следующим образом:

  • Уточняются, описываются конечные результаты(S).
  • Обосновывается их важность, необходимость для компании (R).
  • Даётся оценка возможности достижения цели (A).
  • Подбираются критерии, по которым её исполнение будет оцениваться (M).
  • Ставятся сроки реализации (T).

Неправильная цель по СМАРТ: Стать лучшим отделом в компании.

Правильная: до 31 декабря 2022 года увеличить объём продаж продукции на 40%.

Методика Брайана Трейси

Алгоритм расстановки приоритетов, предложенный бизнес тренером Брайаном Трейси, напоминает метод СМАРТ. Автор способа предлагает написать на листе десять целей на год. Они должны звучать так, как будто уже были выполнены. Например: « Я купил новый автомобиль за 10 000 долларов». Формулировки должны быть максимально прозрачными и конкретными.

Когда все 10 целей будут составлены, их нужно внимательно перечитать. Те из них, которые вызывают более яркие эмоции и впечатления, ставятся наверх – они будут приоритетными. Дублируются на втором листе и тщательно прорабатываются по технологии SMART.

Колесо баланса

Данный метод, разработанный Полом Майером, основывается на визуализации. Его идея заключается в выделении главных сфер жизни, понимания правильности целей. Данная техника эффективна в восстановлении гармонии между личной жизнью и карьерным ростом.

Рисуется круг. Делится на 8 секторов. В каждом из них записывается область жизни, где вы хотите достичь определённых высот: Семья, Здоровье, Работа, Хобби и т.д. На линии секторов наносится 10-балльная шкала. Оценивая свои достижения в каждом секторе, им нужно поставить оценку от 1 до 10, отметив её на шкале точкой. Когда все точки расставлены, их соединяют и заштриховывают. Не закрашенные места – это возможные зоны роста и постановки целей. Данный метод подходит для личной жизни и бизнеса.

Основные этапы целеполагания

Вне зависимости от выбранной методики, процесс постановки целей включает следующие этапы:

  • Уточнение мотивов и потребностей. Уточняется значимость, полезность цели.
  • Определение подходящей технологии целеполагания.
  • Составление пошагового плана движения к цели и его дальнейшую реализацию.

Каким бы точным и скрупулёзным не был план, всегда нужно оставлять место для возможных «маневров». Планировать ресурсы, время исполнения необходимо с запасом, чтобы иметь возможность внести коррективы по ходу его исполнения. Тогда движение к цели будет уверенным и успешным.

ЛидерТаск – эффективный инструмент для успешного целеполагания

Чтобы быстро достичь поставленных целей нужно правильно их формулировать. В этом поможет современный и функциональный таск-менеджер ЛидерТаск. Приложение идеально подходит для планирования, управления проектами и задачами. С его помощью можно создавать поручения, ставить сроки их исполнения. Программа проследит за точностью их исполнения. Напомнит о приближающемся дедлайне. Не позволит упустить из виду ни одну из важных задач.

В функционал программы входит:

  • Планирование на день, неделю, месяц, год.
  • Совместная работа над проектами.
  • Поручение задач сотрудникам.
  • Присвоение им статусов, цветовых меток, распределение по приоритетности выполнения.
  • Визуализация работы над проектом при помощи технологии Kanban.
  • Уведомления о предстоящих событиях, новых поручениях.
  • Чек-листы для записи поручений и дел.

Приложение ЛидерТаск обладает возможностями эффективного таск-менеджера, ежедневника, планировщика, электронного секретаря, который возьмёт под контроль выполнение всех задач на пути к достижению цели.

Скачать ЛидерТаск

Заключение

Целеполагание играет важную роль в деятельности любой компании. Оно помогает выработать правильные установки, выбрать наиболее удобный путь, движение по которому даст нужный результат. Цели должны быть измеримыми, реальными и осуществимыми. Учитывать специфику и потенциал предприятия. Для их успешного достижения необходимо регулярное планирование с учётом возможных изменений.

От конкретности, ясности цели зависит успешность её достижения. Если она нечёткая, это даёт повод для сомнений в её реальности. Часто это случается с завышенными или слишком глобальными задачами. С одной стороны именно они формируют смысл жизни. Людям свойственно мечтать о чём-то своём, личном. Но, более эффективным будет человек, заинтересованный в общих целях помимо персональных.

Пройдите тест и получите гарантированный бонус!

Вопрос 1 из 4

Я имею четкое представление о своих будущих целях или целях компании?

Вопрос 2 из 4

Я подробно планирую шаги, этапы достижения своих целей?

Вопрос 3 из 4

Я регулярно работаю с органайзером, записной книжкой и т. п. средствами, помогающими мне лучше управлять своим временем?

Вопрос 4 из 4

У меня есть собственная система управления личным временем?

Поздравляем, вы прошли тест!

Вы в курсе как правильно управлять и планировать, но совершенству нет предела. Именно поэтому мы дарим вам скидку 15% на нашу программу, с которой вы будете на самой вершине эффективного управления.

Ваш купон для покупки:

Fromtest

Купить со скидкой

Поздравляем, вы прошли тест!

Вы на начальном пути к эффективному управлению, но чтобы стать Гуру на 100%. Вам предстоит идти дальше, учиться и нарабатывать навык. Мы дарим вам книгу «Секреты управления временем» и верим, что в ближайшее время вы постигнете азы эффективного управления.

Скачать книгу

Цели организации и основные принципы целеполагания

Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде целей. Другими словами, цель ‑ это предполагаемый результат деятельности организации, к достижению которого направлены усилия ее членов. Для них характерны следующие черты и свойства: четкая ориентация на определенный отрезок времени, конкретность и измеримость, непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами, адресность и контролируемость.

Поскольку организация создается для выполнения какой — либо функции, то эта функция должна быть переведена на язык конкретных целей. Подобным образом организация формирует себе цели-задания. Организация с ее структурой создается под эти цели. Они включают в себя требования рынка, планы, поручения вышестоящих организаций.

Общие и индивидуальные интересы работников, реализуемые через организацию, образуют цели-ориентиры. Их конкретное содержание — получение того или иного вознаграждения, место на рынках сбыта и т. д.

Существуют также цели-системы. К ним относятся: обеспечение стабильности, равновесия, целостности организации; сюда же относятся цели, обеспечивающие выживание организации в меняющихся условиях конкуренции. иногда цели системы могут противоречить целям‑заданиям и целям‑ориентирам.

Группы целей организации представлены на рис. 1.

Существует также два типа целей по времени их достижения: долгосрочные и краткосрочные. В основе такого разделения лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла или миссией организации. На практике краткосрочными обычно считают цели, которые достигаются в течение года, и соответственно долгосрочные цели достигаются через два — три года.

Разделение на долгосрочные и краткосрочные цели имеет принципиальное значение, так как они существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Если возникает необходимость, можно устанавливать промежуточные цели.

Рис. 1. Группы целей организации

Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:

  • прибыльность — величина прибыли, рентабельность, доход на акцию;
  • положение на рынке — доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкурентам доля рынка, доля отдельных продуктов или услуг в общем объеме продаж и   т. д.;
  • производительность — издержки на единицу продукции, материалоемкость, отдача с единицы производственных мощностей и т. д.;
  • финансовые ресурсы — структура капитала, движение денег в организации, величина оборотного капитала, внешние и внутренние инвестиции и т. д.;
  • мощности организации — размеры занимаемых площадей, количество единиц техники и      т. д.;
  • человеческие ресурсы — степень заполненности рабочих мест, совмещение должностей, текучесть кадров, повышение квалификации работников;
  • корпоративная социальная ответственность — объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т. д.

Существует несколько ключевых требований к самому процессу постановки целей, или SMART‑подход.

Во‑первых, цели должны быть конкретными (Specific). Это означает, что с помощью этих целей можно определить, в каком направлении функционирует и развивается организация. цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки этого надо достичь и кто чем должен заниматься в процессе достижения цели. Чем более конкретна цель, тем легче определить стратегию ее достижения. Кроме того, конкретность
цели позволяет большинству сотрудников понимать ее и знать, что их ожидает впереди.

Во‑вторых, цели должны быть измеримыми (Measurable). Это означает, что необходимо так формулировать цели, чтобы можно было найти количественные или качественные критерии их выполнения. Если цели неизмеримы, то они порождают разночтения, затрудняют процесс оценки результатов и вызывают конфликты.

В‑третьих, цели должны быть достижимыми (Achievable). Они не должны выходить за пределы возможностей исполнителей. Не реальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что отрицательно сказывается на работе
организации.

В‑четвертых, цели должны быть актуальными (Relevant). Стоит удостовериться, что выполнение данной задачи действительно необходимо и не приведет к снижению общей эффективности деятельности организации.

В‑пятых, цели должны быть ограниченными во времени (Time-
bound). Крайне важно определить временной промежуток, по окончании которого должна быть достигнута цель, иначе ее достижение (выполнение задачи) может значительно растянуться во времени и в конечном итоге стать неактуальным.

Цель — это предполагаемый результат деятельности организации, к достижению которого направлены усилия ее членов. Для них характерны следующие черты и свойства: четкая ориентация на определенный отрезок времени, конкретность и измеримость, непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами, адресность и контролируемость.

Процесс установления целей в разных организациях происходит по‑разному. В одних организациях установление целей полностью централизованно, в других может присутствовать децентрализация. Каждый из данных подходов имеет свои достоинства и недостатки. В случае полной централизации все цели определяются верхним уровнем руководства и подчинены единой ориентации. С одной стороны, это является преимуществом организации, но, с другой стороны, на нижних уровнях может возникнуть неприятие этих целей и даже сопротивление.

В случае децентрализации существуют две схемы установления целей. Либо установление идет сверху вниз — каждый из нижестоящих уровней определяет свои цели, исходя из целей высокого уровня; либо снизу вверх — в этом случае нижестоящие звенья устанавливают себе цели, которые служат основой для целей высокого уровня.

В любом случае решающая роль в установлении целей принадлежит высшему руководству.

Процесс целеполагания в организации состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление анализа внешней и внутренней среды, на второй — выработка соответствующей миссии и на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации.

Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:

  1. Выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении. Влияние среды сказывается не только на определении миссии организации. цели также сильно зависят от состояния среды. Необходимо предвидеть то, в каком состоянии со временем окажется среда, и устанавливать цели с учетом этих предполагаемых изменений. Для этого важно выявить тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сферы. Кроме того, иногда происходят изменения, которые никак не вытекают из обнаруженных тенденций. Поэтому менеджеры должны быть готовы к корректировке ранее установленных целей.
  2. Установление целей для организации в целом. На этой фазе важно определить основную сферу деятельности организации из максимально возможных. затем выбирается система критериев успешности и эффективности организации. обычно эти критерии выводятся из миссии организации, а также из результатов анализа внешней среды — развития отрасли, конкуренции и положения организации в среде. Необходимо также учитывать те ресурсы, которыми располагает или предполагает располагать организация.
  3. Построение иерархии целей. На данной фазе определяются такие цели для всех уровней организации, чтобы их выполнение приводило к реализации главной цели. иерархия выстраивается как для краткосрочных, так и для долгосрочных целей.
  4. Установление индивидуальных целей. Для того чтобы иерархия целей внутри организации имела свою логическую завершенность, каждый член организации включает свои персональные цели в процесс совместного труда (реализация принципа синергии). Сотрудники организации представляют, что им предстоит достичь, и как результаты их труда скажутся на работе организации, в какой мере их труд будет способствовать достижению общих целей.

Установленные цели должны иметь статус закона для всех членов организации. Однако из требования обязательности целей не следует их вечность и неизменность. Уже ранее говорилось, что в силу динамизма окружающей среды цели могут меняться. Но эти изменения должны носить стратегический характер и установка может приобрести характер целевой ориентации.

Количество и разнообразие целей и задач организации настолько велики, что без комплексного и системного подхода не может обойтись ни одна из них, независимо от принадлежности, характера и видов деятельности.

В качестве удобного и апробированного на практике способа можно использовать построение целевой модели в виде дерева целей. Дерево целей можно разрабатывать по подразделениям (функционально), либо включить стимулирующие моменты (цели — ориентиры).

Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по определенным правилам:

  • общая цель или миссия организации должна содержать описание конечного результата;
  • при развертывании общей цели в иерархическую структуру надо учитывать, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего;
  • при формулировании целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;
  • подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимы друг из друга;
  • фундамент целей должны составлять конкретные задачи с определенными сроками.

Иерархия целей организации (дерево целей) представлена на рис. 2.

Количество уровней декомпозиции зависит от масштаба и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, иерархичности системы ее организации и управления.

Рис. 2. Иерархия целей организации (дерево целей)

Установление целей в организации может идти двумя путями — централизованными и децентрализованными. При установлении целей необходимо применять комплексный и системный подход, что выражается в построении «дерева целей».

5 принципов эффективной постановки целей

Будь то ваши личные новогодние обещания, ваше профессиональное развитие или новый бизнес-план, эффективная постановка целей имеет решающее значение для успеха. Эффективные цели дают вам ясность, сосредоточенность и мотивацию.

Возможно, вы уже знакомы с концепцией целей SMART; идея о том, что цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и своевременными. Но есть ли что-то большее, чем это?

По словам докторов Локк и Латам, есть еще 5 элементов, которые также необходимо учитывать при постановке целей.

5 принципов теории постановки целей  
1. Ясность

Ваша цель должна быть ясной и четко определенной. Здесь может пригодиться теория целей SMART.
Как вы думаете, какая из этих целей является более четкой и эффективной?

Цель 1: Сокращение времени, затрачиваемого на обработку счетов.

Цель 2: Изучить доступное программное обеспечение, которое могло бы сократить время, затрачиваемое на еженедельную обработку счетов, с 3 до 2 часов.

Цель 2 обеспечивает четкую меру успеха (точное время, необходимое для обработки счетов) и четкую отправную точку (исследование нового программного обеспечения).

Как узнать, что цель 1 достигнута? Вы могли бы сократить время обработки счетов на 5 минут, что соответствовало бы его требованиям, но действительно ли это то, к чему вы стремились?

2. Чувство вызова

Ваша цель должна быть достижимой, но она также должна вас напрягать.

Когда цель реалистична, но сложна, она имеет тенденцию быть более мотивирующей, и чувство достижения, когда вы ее достигли, более значимо. Выйдя из своей зоны комфорта, вы также можете в конечном итоге изучить или открыть для себя новые навыки и сильные стороны, что само по себе полезно.

Когда что-то слишком простое, оно кажется менее важным, и вы, скорее всего, потеряете концентрацию и мотивацию.

3. Приверженность

Это кажется очевидным, но для успешного достижения своих целей вы должны быть полностью преданы им. Именно это обязательство будет поддерживать вас, когда вы столкнетесь с препятствиями на своем пути.

Хороший способ переориентировать свои обязательства, особенно если дела идут плохо, — использовать распространенную в позитивной психологии технику, называемую визуализацией; создание мысленного образа того, какими вы и ваша жизнь будете, когда достигнете своей цели.

Подумайте о том, что вы чувствуете в этом воображаемом будущем. Что изменилось для вас? Что вы замечаете в себе?

Визуализация результатов вашей тяжелой работы и усилий — эффективный способ укрепить приверженность цели.

4. Получение обратной связи

Регулярное отражение вашего прогресса поможет вам не сбиться с пути, сохранить мотивацию и убедиться, что ваши цели по-прежнему актуальны.

Обзор лучше всего начинать с любых изменений, которые вы заметили. Это могут быть изменения в ваших собственных привычках или поведении, образе мыслей или наборе навыков. Это также могут быть изменения в ваших отношениях, в том, как вы общаетесь или как люди реагируют на вас. Что эти изменения говорят вам о вашем продвижении к цели?

Если вам кажется странным планировать обзор с самим собой, почему бы не попросить коллегу, друга или наставника сесть с вами и обсудить ваши достижения, любые трудности, то, как вы с ними справились, и каковы ваши следующие шаги.

Хороший совет — включить этапы в свой план действий. Всякий раз, когда вы достигаете одной из этих вех, сделайте паузу и пересмотрите.

5. Управление сложностью

Хотя сложная задача может мотивировать и помочь вам сосредоточиться, важно уделять себе время и пространство, необходимые для работы над сложными задачами.

Вам не нужно делать все сразу. Например, вы могли выделить себе всего один день на выполнение задачи. Но если в этот день вы почувствуете упадок сил, вы можете в конечном итоге отказаться от него. Вместо этого попробуйте заниматься только одним элементом за раз, возможно, посвящая всего 1 часу каждый день. Это позволяет вам максимизировать свою энергию и сохранять концентрацию при решении сложных или непосильных задач.

Опять же, использование вех может помочь в этом. Например, если вам нужно освоить новую технику, навык или часть программного обеспечения, сделайте это своей первой целью, прежде чем сразу переходить к ее использованию.

Также полезно регулярно проверять, как вы себя чувствуете. Если вы чувствуете стресс или тревогу, нужно ли вам скорректировать цель или временные рамки? Не могли бы вы разбить задачу на более мелкие подзадачи, которыми легче управлять?

Внимание к этим 5 элементам поможет вам ставить и достигать эффективных целей.

Вы ставите эффективные цели для себя или своей организации? Свяжитесь с нами, чтобы узнать, как коучинг по позитивной психологии может помочь.

 

Пять принципов теории постановки целей

Тепинг Крокер Категории: Профессиональное развитие Теги: Теория постановки целей

Большинство жителей Запада верят, что можно добиться большего, поставив цели. Но почему это такая общепринятая практика?

Психологу Эдвину А. Локку и его коллеге доктору Гэри Лэтэму приписывают популяризацию современной концепции постановки стратегических целей. Их работа, исследование, которое длилось 25 лет, подтвердила древнее представление о том, что люди добиваются большего успеха, когда ставят перед собой цели. Они также определили методы постановки целей, которые являются наиболее эффективными.

Теория постановки целей Lock & Latham в пяти принципах

Кульминационная публикация Locke & Latham 1990 года «Теория постановки целей и выполнения задач» подтверждает их предпосылку и определяет пять принципов успешной постановки целей.[1]

  1. Ясность
    Вот где цели SMART больше всего зависят от концепции постановки четких, «конкретных» целей для достижения наилучших результатов. Те, кто ставит перед собой цель «увеличить продажи», менее успешны, чем те, кто поставил перед собой цель «увеличить продажи на 5% по сравнению с прошлым годом». Ясную цель легче измерить и легче оценить, когда вы достигнете этой цели. Это делает весь процесс более вдохновляющим.
  1. Вызов
    Теория постановки целей показывает, что люди добиваются большего успеха, когда ставят сложные задачи. Любая инициатива требует усилий и дисциплины. Когда вы ставите цель слишком низко, вы с меньшей вероятностью почувствуете, что отдача стоит затраченных усилий, что подрывает мотивацию. Напротив, постановка сложной цели уравновешивает усилия с вознаграждением, а порождает мотивацию. Только будьте осторожны, чтобы не спутать «сложный» с «нереалистичным».
  1. Приверженность
    Этот принцип особенно применим в организационных условиях, когда рассматриваемые цели достигаются группой. Личное участие имеет решающее значение для успеха. Менеджеры должны обеспечить надлежащую подготовку и заручиться поддержкой каждого члена команды, прежде чем задача будет принята или «принадлежит» группе. Члены команды, не чувствующие внутренней ответственности, могут не работать с требуемым усердием даже при внешней мотивации (или угрозах).
  1. Обратная связь
    Обратная связь или вопросы позволяют уточнить и исправить курс. Это особенно важно, если первый принцип четко определен. Цель может быть либо слишком сложной, либо слишком легкой. Лидер группы может обнаружить, что есть члены, которые не приняли должного участия, и им нужно будет проделать работу, чтобы создать чувство собственности. Если все идет хорошо, единственная необходимая обратная связь может заключаться в измерении прогресса и подтверждении того, что цель находится в задаче, которую необходимо выполнить.
  1. Сложность задачи
    Этот принцип учитывает наблюдение, что некоторые цели требуют большей сложности для достижения. «Тренироваться 3 раза в неделю» — это цель, которая требует только определения предпочтительного места или формы упражнений. «Увеличение объема продаж на 5 %» может включать в себя гораздо больше задач, которые необходимо решить — маркетинговые планы и обеспечение, планы поощрения продавцов, исследования, взращивание потенциальных клиентов и т. д.

Теория Локка показывает, что люди наименее эффективны в достижении своей цели, когда они неопытны в выполнении требуемой сложной задачи и чувствуют необходимость немедленного выполнения ее хорошо. Если вы выполняете сложную задачу, выделите время для обучения. Определите и установите цели обучения вместо того, чтобы сосредотачиваться на показателях производительности. Определите области, в которых вам необходимо дополнительное обучение.[2] Как менеджеры, принимайте во внимание сложность и устанавливайте цели и сроки соответственно.

Сводка

Многие книги по самопомощи, бизнес-тренеры и ресурсы по менеджменту утверждают, что их методы дают «удивительные» результаты, и многие так и делают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *