Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Приведите общие правила преодоления коммуникативных барьеров: 13.Способы преодоления коммуникативных барьеров.

13.Способы преодоления коммуникативных барьеров.

Методы и средства преодоления коммуникационных барьеров

Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слушали и слышали. Поэтому, важно знать способы преодоления барьеров. Преодоление избегания. Борьба с этим видом барьеров включает в себя управление вниманием партнера, аудитории, собственным вниманием.

Привлечение внимания. Психологические исследования показывают, что внимание может привлекаться внешними и внутренними факторами. Внешние — это новизна (неожиданность), интенсивность и физические характеристики сигнала, внутренние — это те, которые определяются актуальностью, значимостью, важностью сигнала для человека в зависимости от его намерений и целей в данный момент.

Поддерживание внимания. Умение поддерживать внимание связано с осознанием тех же факторов, которые используются при привлечении внимания, но на этот раз — это борьба с тем, чтобы внимание другого отвлекалось какими-то «чужими», не от нас исходящими стимулами.

Внимание слушающего может быть отвлечено любым посторонним по отношению к данному взаимодействию стимулом — громким стуком в дверь, собственными размышлениями не по теме и т.д. Управление вниманием в общении — важная задача не только для говорящего, но и для слушающего.

Преодоление фонетического барьера. Вряд ли кого-нибудь удивит совет: для того чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко, избегать скороговорки и т.д. Для каждого вполне ясно, что выполнение такого рода условий улучшает «проходимость» информации, оптимизирует коммуникацию. Кроме того, для преодоления фонетического барьера необычайно важна обратная связь. В конкретном общении оптимальную скорость речи или дикцию можно установить по ходу дела, опираясь на реакцию слушателя.

Преодоление семантического барьера. Семантический барьер является следствием несовпадения тезаурусов людей. В силу того, что каждый человек имеет неповторимый индивидуальный опыт, он имеет и неповторимый тезаурус.

Что же позволяет преодолеть этот барьер? Это возможно при более полном представлении о тезаурусе партнера. В сущности, в этом нет ничего невозможного — мы постоянно учитываем тезаурус партнера в общении, хотя и делаем это непроизвольно. Многочисленные ошибки в коммуникации связаны именно с недооценкой разности тезаурусов. Мы постоянно недооцениваем разность тезаурусов, исходя из убеждения «все всё понимают как я». Между тем правильно как раз обратное «все всё понимают по-своему».

Преодоление стилистического барьера. Для преодоления стилистического барьера необходимо уметь правильно структурировать передаваемую информацию, которая будет легче пониматься, лучше запоминаться. Преодоление логического барьера. Логика, как известно, бывает разная, значит, при построении воздействия важно учесть и любимую логику партнера.

Преодоление логического барьера связано со знанием эффективности разных аргументов и способов аргументации. Выделяется два основных способа построения аргументации: восходящая и снисходящий. Восходящая аргументация — это такое построение последовательности аргументов, при котором их сила возрастает от начала к концу сообщения. При нисходящей аргументации, наоборот, сила аргументов убывает к концу сообщения. Необходимо подчеркнуть, что понятие «сила аргумента» — субъективное, определяющееся субъективной значимостью аргументов для данного человека или группы людей, что еще раз подтверждает роль именно непонимания — в данном случае логического. Вывод: для того, чтобы быть понятым собеседником, надо по возможности учитывать логику партнера. Для этого необходимо примерно представлять себе позиции, а также индивидуальные и социально — ролевые особенности, так как приемлемость или неприемлемость той или иной логики для партнера.

Пожалуй, наиболее важным индивидуальным коммуникативным навыком является умение слушать. Слушать активно — значит задавать вопросы, проявлять интерес и время от времени перефразировать то, что сказал собеседник, дабы убедиться, что вы правильно его поняли. Слушать активно — значит, обеспечивать обратную связь с отправителем сообщения.

Во-вторых, для передачи собственных сообщений необходимо выбирать подходящие каналы. Сложное сообщение требует использования емкого коммуникативного канала (телефон, личная беседа), рутинные послания и данные могут передаваться в виде записок, писем или по электронной почте.

В-третьих, и отправитель, и получатель должны стараться понять точку зрения другой стороны. При получении информации менеджеры должны проявлять особое внимание, что позволит им распознать наличие у собеседника каких-либо предубеждений, уточнить то, что было понято неправильно, скорректировать собственное сообщение. Когда мы правильно оцениваем взгляды собеседников, мы более точно истолковываем семантический смысл передаваемых слов, ощущений и вообще относимся к ним более объективно.

Атмосфера доверия и открытости в организации побуждает сотрудников к честному общению друг с другом, когда сотрудники безбоязненно передают наверх как хорошие, так и плохие новости. Для создания такой атмосферы необходимы усилия по развитию межличностных качеств работников.

Во-вторых, менеджеры обязаны разработать и использовать формальные каналы коммуникации, причем во всех направлениях.

В-третьих, менеджеры должны стимулировать одновременное использование нескольких каналов коммуникации, формальных и неформальных. К числу таких множественных каналов относятся письменные директивы, дискуссии лицом к лицу, «выходы в народ» и «виноградная лоза».

В-четвертых, структура организации должна соответствовать потребностям в коммуникациях. Если в организации существует дефицит горизонтальных каналов коммуникаций, в ней могут быть созданы подобные команды, другие группы «быстрого реагирования», введены должности менеджеров-интеграторов, матричные структуры. Организационная структура, помимо всего прочего, должна отражать и потребности в информации. Если отдел или команда выполняют сложные нестандартные задачи, необходима децентрализация структур, что позволяет интенсифицировать дискуссии и вовлечь сотрудников в процесс управления.

Преодоление барьеров коммуникации | психолог Оксана Королович

+38 (095) 647-01-07

 

Психология бизнеса и организаций

Блог практикующего психолога и психотерапевта с 20-летним опытом. Без «воды» и приукрашиваний. Необычный взгляд на привычные вещи. Интересные случаи из практики и эффективные рекомендации.

Преодоление барьеров коммуникации

Коммуникативные барьеры могут стать серьезным препятствием не только в личной жизни, но и в профессиональной деятельности. Как я уже писала, барьеры коммуникации возникают не просто так. Причиной их появления является подсознательное желание защитить себя от ненужной, чрезмерной, утомительной или опасной информации. Точнее, не от самой информации, а от ее возможного влияния.

Занимаясь фасилитацией в организациях, я постоянно наблюдаю, как сотрудники натыкаются на стену непонимания и, не осознавая ее существование, не могут ее преодолеть. Периодически в процессе работы мне попадаются и люди, которые закрывают глаза на барьеры, хотя понимают, что они существуют. И это всегда в итоге приводит к тем или иным проблемным ситуациям или конфликтам.

Игнорирование коммуникативных барьеров, конечно же, не поможет их преодолеть. Что же делать, чтобы «достучаться» до человека и найти с ним общий язык? Есть несколько общих рекомендаций:

  • Следите за собой. Прежде всего это значит – всегда будьте опрятными и аккуратными. Подбирайте одежду, которая вам действительно подходит, а не то, что сейчас модно, но для вас некомфортно.
  • Следите за своими манерами. В неформальном общении соблюдайте элементарные нормы поведения. А в деловом общении следите за тем, чтобы манера коммуникации соответствовала ситуации и людям.
  • Развивайте EQ. Опираясь на два десятилетия своего опыта, могу смело сказать, что эмпатия и самоэпатия всегда облегчают взаимопонимание. Осознание своих и чужих эмоций, умение держать их под контролем (вместо того, чтобы подавлять) и умение нести ответственность – универсальные ключи от эффективной коммуникации.
  • Проявляйте уважение. Даже если разница в ваших взглядах размерами с Большой каньон, это не повод не уважать право человека иметь свое мнение. Каждый смотрит на мир через призму личного опыта, эмоций и переживаний. Если игнорировать этот факт, в коммуникации неизбежно возникнут барьеры.

Преодолеваем барьеры

Вышеперечисленные способы преодоления коммуникативных барьеров универсальны в любой ситуации. Но иногда их недостаточно. В зависимости от типа барьера, существуют определенные методы, повышающие шансы преодолеть каждый из них.

Избегание

Сталкиваясь с таким барьером, ваша главная задача – привлечь и удержать внимание человека. Для этого:

  • Начните разговор с нейтральной фразы, которая не имеет прямого отношения к теме разговора, но имеет смысл и ценность для собеседника.
  • Не забывайте смотреть в глаза собеседнику, но так, чтобы у него не возникло ощущения, что вы пытаетесь доминировать или давить на него.
  • Отведите собеседника в сторону или отдельное помещение, чтобы у него не было соблазна отвлечься.
  • Меняйте ритм речи и интонации, этим вы будете удерживать и переключать внимание собеседника, выделяя те моменты, которые особенно важны.
  • Не пренебрегайте фразами вроде: «Обратите внимание», «Важно отметить» и т.д.

Авторитет

В данном случае необходимо поднять свою авторитетность в глазах собеседника и расположить его к себе. Для этого:

  • Будьте доброжелательны. Улыбайтесь, если это уместно, общайтесь приветливо, говорите просто и т.д.
  • Будьте искренни. Не пытайтесь обмануть собеседника, честно высказывайте свои мысли. Помните, что несогласие или критику нужно преподносить мягко, без оценки или осуждения.
  • Будьте компетентны. Один из наиболее верных способов добиться расположения и доверия человека, продемонстрировать ему свою компетентность, но без позерства или высокомерия.

Непонимание

Барьеров этого уровня прозрачности достаточно много. Разберем способы преодоления тех, о которых я писала в прошлый раз.

  • Фонетический. Выбирая темп речи, ориентируйтесь на то, насколько хорошо человек знаком с обсуждаемой темой. Периодически переспрашивайте, все ли понятно и не нужно ли что-то повторить или разъяснить.
  • Семантический. Всегда помните, что одни и те же слова и вещи каждый человек воспринимает по-своему. Старайтесь использовать максимально простые слова и формулировки. Если испытываете сомнения, лучше договоритесь в начале разговора, что значит то или иное слово или термин.
  • Стилистический. Грамотно структурируйте информацию, которую вам нужно донести до собеседника. Проговаривайте цель и перспективу общения, ранжируйте и составляйте логическую цепочку передаваемого сообщения и в конце обязательно подводите итоги.
  • Логический. Перед началом разговора проанализируйте все, что знаете о собеседнике, так вам будет проще понять логику его рассуждений. Не забывайте о том, что его позиция может сильно отличаться от вашей, и будьте к этому готовы. Обязательно подготовьте подходящую аргументацию, основанную на объективных фактах.

Психологические барьеры

Причины психологических барьеров нередко лежат глубоко, поэтому преодолеть их не всегда просто. Для этого вам могут пригодиться следующие способы:

  • Барьер отношений. Входите в коммуникацию, откинув свои предубеждения. Относитесь к особенностям собеседника нейтрально, будьте тактичны, сохраняйте дружелюбный тон и не забывайте поддерживать зрительный контакт.
  • Эмоциональный барьер. Если вы заметили, что человек проявляет в данный момент излишнюю эмоциональность, лучше отложить разговор. Если такой возможности нет, во время общения держитесь нейтрально и не идите на поводу у провокаций.

Развиваться или нет?

Развивать навыки эмоциональной и коммуникативной компетентности нужно каждому человеку. Неважно, в какой сфере он работает, и какая у него специальность. Если этого не делать, вы раз за разом будете становиться участниками конфликтов, натыкаться на непреодолимые коммуникативные барьеры, идти на поводу у своих эмоций и потом жалеть об этом.

Как сертифицированный тренер по системе DiSC, консультант-фасилитатор, advisor, и психотерапевт с 20-ти летним практическим опытом я приглашаю к сотрудничеству собственников, СЕО, ТОП-ов компаний, а также HR и PR специалистов.

Преодоление коммуникативных барьеров

  • Дом
  • Библиотека
  • Организационное поведение
  • Деловое общение
  • Преодоление коммуникативных барьеров

В наши дни все сталкиваются с множеством коммуникативных барьеров. Сообщение, предназначенное отправителем, не понимается получателем в том же смысле и в том же смысле, и, таким образом, происходит нарушение связи. Очень важно справиться с этими коммуникационными барьерами, чтобы обеспечить бесперебойную и эффективную коммуникацию.

 

Как и в предыдущем разделе, мы обсудили основные барьеры общения. Давайте поговорим о , как преодолеть эти барьеры общения .

  1. Устранение различий в восприятии: Организация должна гарантировать, что она набирает на работу нужных людей. Интервьюер несет ответственность за то, чтобы интервьюируемый владел письменной и устной речью. Должна быть надлежащая вводная программа, чтобы политика компании была понятна всем сотрудникам. Для необходимых сотрудников должны быть проведены надлежащие тренинги (например, обучение вокалу и акценту).
  2. Использование простого языка: Следует подчеркивать использование простых и понятных слов. Следует избегать использования двусмысленных слов и жаргонизмов.
  3. Снижение и устранение уровней шума: Шум является основным коммуникационным барьером, который необходимо преодолевать в приоритетном порядке. Очень важно определить источник шума, а затем устранить этот источник.
  4. Активное слушание: Слушайте внимательно и внимательно. Есть разница между «слушанием» и «слышанием». Активное слушание означает слушание с правильным пониманием услышанного сообщения. Задавая вопросы, говорящий может убедиться, что его/ее сообщение понято получателем в тех же терминах, что и задумал говорящий.
  5. Эмоциональное состояние: Во время общения следует эффективно использовать язык тела. Он / она не должен показывать свои эмоции во время общения, так как получатель может неправильно истолковать доставляемое сообщение. Например, если отправитель сообщения находится в плохом настроении, то получатель может подумать, что доставляемая информация нехороша.
  6. Простая организационная структура: Организационная структура не должна быть сложной. Количество иерархических уровней должно быть оптимальным. В организации должен быть идеальный диапазон контроля. Чем проще организационная структура, тем эффективнее будет общение.
  7. Избегайте информационной перегрузки: Менеджеры должны знать, как расставлять приоритеты в своей работе. Они не должны перегружать себя работой. Они должны качественно проводить время со своими подчиненными и должны активно выслушивать их проблемы и отзывы.
  8. Дайте конструктивный отзыв: Избегайте отрицательных отзывов. Содержание обратной связи может быть негативным, но оно должно быть конструктивным. Конструктивная обратная связь приведет к эффективному общению между начальником и подчиненным.
  9. Правильный выбор носителя: Менеджеры должны правильно выбрать средство связи. Простые сообщения следует передавать устно, например: общение лицом к лицу или встречи. Следует поощрять использование письменных средств коммуникации для передачи сложных сообщений. Для важных сообщений напоминания могут быть сделаны с использованием письменных средств связи, таких как: заметки, уведомления и т. д.
  10. Гибкость в достижении целей: Для эффективной коммуникации в организации менеджеры должны следить за тем, чтобы люди своевременно выполняли свои задачи, не пропуская формальные каналы коммуникации. Не следует сильно давить на сотрудников, чтобы они выполняли свои задачи.

❮❮   Предыдущий Следующий   ❯❯

Связанные статьи

  • Обратная связь
  • Коммуникационные барьеры
  • Влияние коммуникационных барьеров
  • Семь Cs связи
  • Корпоративные встречи

Просмотреть все статьи

Авторство/Ссылки — Об авторе(ах)

Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001:2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала бесплатно для целей обучения и образования. Укажите авторство используемого контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.


9 Важные меры по преодолению барьеров в общении

РЕКЛАМА:

Чтобы устранить препятствия на пути к общению, стоит рассмотреть следующие шаги:

(1) Уточнение идей перед коммуникацией:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Человек, отправляющий сообщение, должен очень четко представлять себе, что он хочет сказать. Он должен знать цель своего послания и, следовательно, должен расположить свои мысли в правильном порядке.

Изображение предоставлено: 2.bp.blogspot.com/-6LWrpXAM_DU/UIoQUtjFfHI/speaker.jpg

(2) Связь в соответствии с потребностями получателя:

Отправитель сообщения должен подготовить структуру сообщения не в соответствии со своим уровнем или способностями, а с учетом уровня, понимания или окружения получателя.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

(3) Перед общением проконсультируйтесь с другими:

Во время планирования коммуникации следует запросить предложения у всех заинтересованных лиц. Его главным преимуществом будет то, что все те люди, с которыми консультируются во время подготовки плана коммуникации, будут способствовать успеху системы коммуникации.

(4) Обратите внимание на язык, тон и содержание сообщения:

Отправитель должен позаботиться о том, чтобы сообщение было оформлено четким и красивым языком. Тон сообщения не должен оскорблять чувства получателя. Насколько это возможно, содержание сообщения должно быть кратким, и следует избегать чрезмерного использования технических слов.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

(5) Расскажите о помощи и ценности слушателю:

Тема сообщения должна быть полезной для получателя. Особо следует учитывать потребности и интересы получателя. Коммуникация в такой ситуации более эффективна.

(6) Обеспечение правильной обратной связи:

Цель обратной связи — выяснить, правильно ли получатель понял смысл полученной информации. При личном общении можно понять реакцию лица получателя.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Но в случае письменного сообщения или любого другого вида сообщения отправитель должен использовать какой-либо надлежащий метод обратной связи.

(7) Непротиворечивость сообщения:

Информация, отправляемая получателю, не должна быть противоречивой. Она должна соответствовать целям, политике, программам и методам организации. Когда новое сообщение должно быть отправлено вместо старого, оно всегда должно упоминать об изменении, иначе это может вызвать некоторые сомнения.

(8) Последующая связь:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Чтобы сделать общение эффективным, руководство должно регулярно пытаться узнать слабые места системы общения. В этом контексте можно попытаться выяснить, уместно ли делать больший акцент на формальном или неформальном общении.

Аналогичным образом могут быть предложены предложения в отношении средств коммуникации (устных, письменных и жестовых), чтобы узнать, какое средство будет более эффективным и подходящим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *