Проблема проявления сострадания (По Д.Н. Мамину-Сибиряку) :: ЕГЭ-2020 по русскому языку
Д.Н. Мамин-Сибиряк поднимает проблему проявления сострадания.
Раскрывается она через рассказ об охоте. Емеля, обещавший своему больному внуку Гришутке привести домой желтенького теленка, отправился на охоту, где безрезультатно провел целых три дня. Лишь на четвертый день Емеля увидел следы олененка и его матери. Д.Н. Мамин-Сибиряк не зря подробно описывает то, как долго и упорно охотник выслеживал свою цель. Автор обращает внимание читателя на то, что для Емели было важно поймать олененка, чтобы обрадовать своего маленького внука. И уже в тот момент, когда Емеле оставалось только выстрелить в маленького оленя, он понял, что убивать этого «прехорошенького олененка», этого «беззащитного животного» будет несправедливо. Емеля восхищался самкой, которая все это время «смело следила за его движениями» и «десять раз рисковала жизнью». Смелость матери теленка напомнила Емеле героический поступок матери Гришутки, которая «спасла сына от волков своей жизнью».
Рассуждая над проблемой сострадания, Д.Н. Мамин-Сибиряк приходит к мысли о том, что человек всегда должен проявлять сострадание к другим живым существам.
С данной позицией можно только согласиться. Сострадание – это то, что делает окружающих мир лучше и добрее, поэтому каждый человек должен стремиться как можно чаще сострадать людям и другим живым существам.
Такое мнение можно наблюдать во многих произведениях отечественных и зарубежных авторов.
Необходимость сострадания подчеркивал В.А. Закруткин в повести «Матерь человеческая». Автор демонстрирует тяжелую и трагичную судьбу Марии, семью которой уничтожили немцы. Враги стали причиной полного одиночества Марии и ее разочаровании в жизни. Поэтому, когда она увидела немецкого солдата, то в ее голове возникла единственная мысль: убить его, отомстив тем самым за свою семью и весь русский народ.
Мария бросилась на своего врага с вилами, однако произнесенное немцем слово «мама» остановило героиню. В немецком солдате Марии удалось увидеть чьего-то сына, мать которой не смогла бы вынести его смерти. В.А. Закруткин показывает, что главная героиня, несмотря на то что это было очень трудно, решилась не мстить, а проявить сострадание.Поднятая Д.Н. Маминым-Сибиряком проблема затрагивается и в романе Э.М. Ремарка «Три товарища». Когда друзья Роберта Локампа узнают о том, что его любимая женщина больна туберкулезом, они всячески помогают ему. Отто Кестер доставляет Роберта в санаторий к Патриции, помогает ему в материальном плане, а когда Пат становится хуже, он продает свой автомобиль «Карл», который был для Кестера чуть ли не лучшим другом. Э.М. Ремарк демонстрирует сострадание Отто Кестера и его самопожертвование.
Подводя итоги, стоит сказать о том, что сострадание – важное внутреннее качество человека, которое делает общество лучше.
С полным текстом Д. Н. Мамина-Сибиряка можно ознакомиться по ссылке.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Проблемы и аргументы к ЕГЭ по русскому на тему: Сострадание (таблица)
Автор: Guru ·
Здесь собраны наиболее актуальные проблемы, связанные с состраданием, которые затрагиваются в текстах из вариантов ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, соответствующие этим проблемам, вы найдете под заголовками, расположенными в содержании. Также вы можете скачать таблицу со всеми этими примерами.
Содержание:
- 1 Сострадание к животным
- 2 Действенное и пассивное сострадание
- 3 Отсутствие сострадания и его последствия
- 4 Самопожертвование из милосердия
- 5 Последствия сострадания и равнодушия
Сострадание к животным
- Пример милосердия к животным наглядно демонстрирует произведение Юрия Яковлева «Он убил мою собаку». Мальчик Саша (по прозвищу Табор) в разговоре со школьным директором рассказывает о брошенной прошлыми хозяевами собаке, которую он подобрал. В диалоге выясняется, что Саша был единственным, кому была небезразлична жизнь бездомного животного. Однако никто не обошелся с собакой жестче, чем отец мальчика. Он – так называет Саша своего отца – убил собаку, пока его не было дома. Для сострадательного ребенка этот жестокий и несправедливый поступок стал психологическим ударом, рана от которого не затянется никогда. Однако мы можем задуматься, как велика сила его сочувствия, если даже такие отношения в семье не искоренили в нем способность подать руку помощи.
- Истинное милосердие к животному проявил Герасим — герой повести И.С. Тургенева «Муму». Он спас маленькую собачонку, застрявшую в речной тине. С большим трепетом герой выхаживает маленькое беззащитное существо, и благодаря Герасиму Муму превращается в «ладную собачку». Глухонемой дворник сильно полюбил спасенное им животное, и Муму отвечала ему тем же: всюду бегала за ним, ласкалась и будила его по утрам. Смерть Муму оставила в душе героя неизгладимый след. Он так мучительно переживал это событие, что больше никогда не смог полюбить кого-либо.
Действенное и пассивное сострадание
- Авторы многих произведений, вошедших в мировую и отечественную классику, наделяют своих героев ценностями, которым соответствует умение сострадать. Лев Толстой в романе «Война и мир» наделяет свою любимую героиню, Наташу Ростову, не только состраданием, но и добротой, желанием помочь нуждающимся. В этом плане показательна сцена, в которой Наташа просит своего отца пожертвовать имуществом их семьи, чтобы вывезти на подводах раненых из осажденной Москвы. Пока губернатор города бросался пафосными речами, юная дворянка помогла согражданам не словом, а делом. (Вот еще аргументы о сострадании из «Войны и мира»)
- Соня Мармеладова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» именно из чувства сострадания жертвует собственной честью и страдает за нищих детей Катерины Ивановны. Молодая девушка наделена даром сочувствия к боли и нужде других. Она помогает не только своей семье, пьянице-отцу, но и главному герою произведения – Родиону Раскольникову, показав ему путь к раскаянию и искуплению. Таким образом, герои русской литературы, наделенные способностью к сочувствию и милосердию, демонстрируют вместе с тем готовность жертвовать собой.
Отсутствие сострадания и его последствия
- Очерк Даниила Гранина «О милосердии» раскрывает данную проблему. Герой рассказывает о том, что упал недалеко от своего дома в центре города, и ни один человек не помог ему. Автор, рассчитывая лишь на себя, поднимается и идет в ближайший подъезд, а потом – домой. История, приключившаяся с рассказчиком, наталкивает его на размышления о причинах бесчувственности прохожих, ведь даже ни один человек не спросил его, что с ним случилось. Даниил Гранин рассуждает не только о своем случае, но и о врачах, о бездомных собаках, о бедных. Автор говорит о том, что чувство сострадания было сильно в военные и послевоенные годы, когда дух единства народа был особенно силен, но постепенно пропал.
- В одном из писем Д.С. Лихачева молодым читателям автор рассуждает о сострадании, как о заботе, вырастающей вместе с нами из детства и являющейся силой, которая объединяет людей. Дмитрий Сергеевич считает, что забота человека, направленная лишь на себя самого, делает из него эгоиста. Так же филолог утверждает, что сострадание присуще нравственным людям, которые осознают свое единство с человечеством и миром. Автор говорит, что человечество нельзя исправить, но изменить себя возможно. Поэтому Д.С. Лихачев выступает на стороне деятельного добра. (Вот еще подходящие аргументы о равнодушии и сострадании).
Самопожертвование из милосердия
- В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя А.И. Солженицына в образе Матрены воплощается понятие жертвенности и альтруизма. Всю свою жизнь Матрена жила для других: помогала соседям, работала в колхозе, выполняла тяжелую работу. Эпизод с горницей раскрывает высшую степень её готовности жертвовать своим ради блага других.
- Авдотья Романовна Раскольника, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», входит в число героев-жертвенников в этом произведении. Дуня готова на любые жертвы ради любимых людей. Чтобы избавить старшего брата и мать от бедности, девушка сначала идет работать гувернанткой в дом Свидригайлова, где терпит обиды и позор. Затем решает «продать себя» — выйти замуж за господина Лужина. Однако Раскольников убеждает сестру не делать этого, потому что не готов принять такую жертву.
Последствия сострадания и равнодушия
- Способность сочувствовать и активное, деятельное добро делает человека счастливым. Герасим из повести И.С. Тургенева «Муму», спасая маленькую собачонку, не только делает добро, но и обретает верного друга. Собака, в свою очередь, так же привязывается к дворнику. Несомненно, финал этой повести трагичен. Но сама ситуация спасения животного, побужденная чутким сердцем Герасима, наглядно показывает, как человек может стать счастливым, единожды проявив милосердие и отдав другому свою любовь.
- В повести Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» маленькому мальчику Пете из всей цирковой труппы сочувствовал лишь клоун Эдвардс. Он учил мальчика акробатическим трюкам, подарил собаку. Петя тянулся к нему, но клоун не мог избавить его от тяжелой жизни под руководством жестокого акробата Беккера. И Петя, и Эдвардс – два глубоко несчастных человека. В произведении нет речи о помощи мальчику. Эдвард не мог обеспечить счастливую жизнь ребенку, потому что страдал от алкогольной зависимости. И все же, его душа не лишена чуткости. В конце, когда Петя умирает, клоун впадает в еще большее отчаяние и не может контролировать свою зависимость.
Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ
Автор: Лилия Васкецова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!Читайте также:
Adblock
detector
Проблема сострадания | Psychology Today
Источник: Richardr/Flickr
Учения таких религиозных лидеров, как Иисус и Будда, установили высокую планку человеческого поведения, которую их последователи часто с трудом пытаются выполнить. Нелегко любить своего врага; нелегко подставить другую щеку, когда кто-то оскорбляет или ранит тебя. Нелегко воздерживаться от лжи или причинения вреда другим живым существам (как советовал Будда).
Тем не менее, вызывает недоумение тот факт, что многие люди, называющие себя религиозными, действуют способами, противоречащими основным учениям их веры.
Суть учений Иисуса и Будды заключается в сочувствии и сострадании. В то время, когда римляне угнетали и убивали его народ, Иисус призывал своих последователей «делать добро ненавидящим вас» и «если враг ваш голоден, накормите его».
В то время, когда человеческая жизнь была полна жестокости и войн, Иисус сказал, что «Блаженны миротворцы», и посоветовал солдатам «вернуть свой меч на место; ибо те, кто живет мечом, от меча и умрут».
Подобным образом в Вималакирти-сутре Будда говорит, что во время войны следует «пробудить в себе ум сострадания, помогая живым существам. Откажись от желания сражаться. В одном из самых прекрасных буддийских текстов, «Метта-сутте», Будда советует: «Как мать своей жизнью защищает своего ребенка, своего единственного ребенка, так и с безграничным сердцем следует лелеять все живые существа».
И все же действия многих современных религиозных людей трудно понять в свете этих учений. Почему некоторые христиане и буддисты (например, в Мьянме) подозрительно и враждебно относятся к маргинализированным группам, а не занимаются благотворительностью? Почему некоторые христиане выступают за конфликты и агрессию по отношению к другим странам, а не за мир? Почему они поддерживают президента, который кажется неспособным к сочувствию и состраданию и чья политика ведет к усилению ксенофобии и конфликтов?
Религия и война
Конечно, всегда существовала огромная пропасть между религиозными учениями и действиями религиозных людей. Сотни миллионов людей были убиты во имя христианства. От крестовых походов до испанской инквизиции и нацистов жестокие психопаты использовали христианскую религию в качестве предлога для массовых убийств или, по крайней мере, не видели противоречия в совершении злодеяний, заявляя, что они христиане.
Возможно, в буддизме даже больше внимания уделяется состраданию, чем в христианстве, но он также ассоциируется с жестокостью и убийствами, о чем свидетельствуют недавние преследования народа рохинджа в Мьянме.
Во время Второй мировой войны — вопреки первой заповеди буддизма «обязаться воздерживаться от причинения вреда и лишения жизни» — японские мастера дзэн заявили, что убийство может быть актом сострадания, поскольку оно ведет к большему благу. Они заявили, что солдаты свободны убивать, поскольку, если человек живет осознанно, будущего и прошлого не существует, и поэтому не может быть никаких последствий для действий в настоящем.
В 1942 году дзен-мастер Кодо Саваки утверждал, что военная агрессия соответствует буддийскому принципу непричинения вреда, причудливо аргументируя это тем, что «независимо от того, убивает человек или не убивает, правило, запрещающее убийство, [сохраняется]. запрещающий убийство тем, кто владеет мечом. Это заповедь, которая бросает бомбу».0003
Аналогичным образом, в Коране есть ряд отрывков, которые, кажется, призывают к миру и состраданию ко всем людям, и тем не менее террористы обычно взывают к имени Аллаха, убивая невинных людей.
Функция религии
Так почему же существует трагическое несоответствие между религиозными учениями и действиями религиозных людей? Я думаю, слишком упрощенно обвинять религиозных людей в лицемерии, в том, что они не являются настоящими христианами, буддистами или мусульманами, или в том, что они искажают учения своих религий в своих целях.
Во всех этих обвинениях есть доля правды, но я считаю, что есть и более фундаментальная причина: в то время как религии могут учить состраданию и сочувствию, на самом деле религиозность часто приводит к уменьшению способности к сочувствию и состраданию .
Для многих людей функция религии состоит в укреплении личности, привнесении чувства уверенности, превосходства и принадлежности к группе. Чувство, что вы обладаете «правдой» и что все остальные, кто имеет другие убеждения, неправы, дает очень сильное чувство идентичности, которое подкрепляется чувством принадлежности к группе.
А сильное чувство эго или себя часто приравнивается к низкому уровню эмпатии и сострадания. По мере того, как наши убеждения становятся сильнее, границы нашего «я» становятся сильнее, и нам становится все труднее общаться с другими людьми. Мы становимся «замурованными» сильными структурами нашей идентичности.
Как показали многие исследования, религиозным людям легко сочувствовать членам своей группы и быть альтруистичными по отношению к ним, но они гораздо менее эмпатичны и альтруистичны по отношению к членам других групп.
Другими словами, для большинства людей настоящие учения религий не так важны. Первостепенное значение имеет психологическая функция религий, т. е. чувство уверенности и идентичности, которые они обеспечивают.
Психологическая польза религии настолько велика, что некоторые верующие способны игнорировать и противоречить основным учениям своей религии, не испытывая когнитивного дисбаланса. Их потребность в вере перевешивает их потребность в самоподлинности.
Духовная религия
Проще говоря, сострадание зависит от способности к эмоциональной и духовной связи с другими людьми, а религиозная вера (особенно в ее фундаменталистской форме) снижает эту способность. Функция религий состоит в том, чтобы укреплять эго, а сильное эго обособлено и разъединено и поэтому не может испытывать сочувствия и сострадания.
Конечно, я осознаю, что рисую здесь очень широкой кистью. Например, очевидно, что многие христиане пытаются — и даже ухитряются — следовать учению Иисуса. Как было сказано выше, я обсуждаю религию в ее догматической, фундаменталистской форме.
Как описано в моей книге «Назад к здравомыслию » (и в предыдущем блоге), важно различать два основных типа религии: догматическую и духовную. В то время как догматическая религия привела к некоторым из самых гнусных деяний в истории человечества, духовная религия привела к некоторым из самых благородных и альтруистических деяний, таких как действия Ганди, Мартина Лютера Кинга и Флоренс Найтингейл.
Парадоксально, что истинная функция религии в ее духовной форме противоположна ее функции для фундаменталистов: смягчить границы эго-самости и выйти за пределы разделенности, чтобы мы могли ощутить сущностное единство всего человеческого. существ и работать вместе, чтобы облегчить страдания друг друга и сделать мир более гармоничным.
Пределы эмпатии
Краткая идея
Ситуация
Все мы знаем, что эмпатия необходима для эффективного лидерства, управления, разработки продуктов, маркетинга — практически для любого аспекта бизнеса, связанного с людьми. Но у него есть свои пределы.
Проблемы
Эмпатия истощает нас умственно и эмоционально, это не бесконечный ресурс, и он может даже ухудшить наши этические суждения. Вот почему, если мы требуем от сотрудников слишком много, производительность пострадает.
Решения
Вы можете предпринять шаги, чтобы предотвратить плохие последствия и способствовать хорошему. Например, попросите людей сосредоточиться на определенных группах заинтересованных сторон, помогите им удовлетворить потребности других таким образом, чтобы они также учитывали их собственные, и дайте им перерывы в сочувствии, чтобы они могли пополнить свои резервы.
Несколько лет назад Ford Motor Company начала просить своих инженеров (в основном мужчин) надеть Empathy Belly, симулятор, который позволяет им на собственном опыте испытать симптомы беременности — боль в спине, давление в мочевом пузыре, лишние 30 фунтов или около того. масса. Они даже могут чувствовать «движения», которые имитируют движения плода. Идея состоит в том, чтобы заставить их понять эргономические проблемы, с которыми беременные женщины сталкиваются при вождении, такие как ограниченный радиус действия, смещение позы и центра тяжести, а также общая неловкость.
Неясно, улучшило ли это автомобили Ford или повысило удовлетворенность клиентов, но инженеры утверждают, что этот опыт принес пользу. Они все еще используют живот; они также имитируют затуманенное зрение и тугоподвижность суставов пожилых водителей в «возрастном костюме». По крайней мере, эти упражнения, безусловно, являются попыткой «узнать точку зрения другого человека», что, как однажды сказал Генри Форд, является ключом к успеху.
Эмпатия в моде практически везде — не только в Ford, не только в командах инженеров и разработчиков продуктов. Это лежит в основе дизайнерского мышления и инноваций в более широком смысле. Его также рекламируют как важнейший лидерский навык, который помогает вам влиять на других в вашей организации, предвидеть опасения заинтересованных сторон, реагировать на подписчиков в социальных сетях и даже лучше проводить встречи.
Но недавние исследования (проведенные мной и многими другими) показывают, что все это тепло и свет могут быть слишком интенсивными. Хотя эмпатия необходима для лидерства и управления другими — без нее вы будете принимать катастрофические решения и лишитесь только что описанных преимуществ — неспособность распознать ее пределы может ухудшить индивидуальную и организационную эффективность.
Вот некоторые из самых серьезных проблем, с которыми вы можете столкнуться, и рекомендации по их решению.
Проблема №1: Это утомительно.
Подобно тяжелым когнитивным задачам, таким как одновременное удержание в памяти нескольких фрагментов информации или избегание отвлекающих факторов в оживленной среде, эмпатия истощает наши умственные ресурсы. Таким образом, работа, требующая постоянной эмпатии, может привести к «усталости от сострадания», острой неспособности к эмпатии, вызванной стрессом, и выгоранию, более постепенной и хронической версии этого явления.
Работники здравоохранения и социальных служб (врачи, медсестры, социальные работники, сотрудники исправительных учреждений) особенно подвержены риску, поскольку эмпатия занимает центральное место в их повседневной работе. В исследовании медсестер хосписа, например, ключевыми предикторами усталости от сострадания были психологические: тревога, чувство травмы, жизненные требования и то, что исследователи называют чрезмерной эмпатией, означающей тенденцию жертвовать своими потребностями ради других (а не просто «чувство» к людям). Такие переменные, как долгий рабочий день и большая загруженность, также оказали влияние, но меньше, чем ожидалось. А в ходе опроса корейских медсестер их самооценка усталости от сострадания предсказывала их намерения уйти с работы в ближайшем будущем. Другие исследования медицинских сестер показывают дополнительные последствия усталости от сострадания, такие как прогулы и частые ошибки при назначении лекарств.
Неспособность распознать пределы эмпатии может ухудшить производительность.
Люди, работающие в благотворительных и других некоммерческих организациях (например, в приютах для животных), также подвержены риску. Добровольная текучка чрезвычайно высока, отчасти из-за эмпатически требовательного характера работы; низкая заработная плата усугубляет элемент самопожертвования. Более того, строгие взгляды общества на то, как должны работать некоммерческие организации, означают, что они сталкиваются с негативной реакцией, когда ведут себя как бизнес (например, инвестируют в «накладные расходы», чтобы обеспечить бесперебойную работу организации). Ожидается, что они будут процветать благодаря бескорыстному излиянию сострадания со стороны рабочих.
Спрос на эмпатию неумолим и в других секторах. День за днем менеджеры должны мотивировать работников умственного труда, понимая их опыт и точки зрения и помогая им найти личный смысл в своей работе. Профессионалы обслуживания клиентов должны постоянно подавлять опасения вызывающих беспокойство абонентов. Эмпатия утомительна в любой обстановке или роли, в которой она является основным аспектом работы.
Проблема №2: нулевая сумма.
Эмпатия не только истощает энергию и когнитивные ресурсы, но и сама себя истощает. Чем больше сочувствия я посвящаю своему супругу, тем меньше у меня остается матери; чем больше я даю своей матери, тем меньше я могу дать своему сыну. И наше желание быть эмпатичным, и усилия, которые для этого требуются, ограничены, независимо от того, имеем ли мы дело с семьей и друзьями, клиентами и коллегами.
Взгляните на это исследование: исследователи изучили компромиссы, связанные с эмпатическим поведением на работе и дома, опросив 844 работника из различных секторов, включая парикмахеров, пожарных и специалистов по телекоммуникациям. Люди, которые сообщали о поведении на рабочем месте, таком как «нахождение времени, чтобы выслушать проблемы и заботы коллег» и помощь «другим, у которых большая рабочая нагрузка», чувствовали себя менее способными общаться со своими семьями. Они чувствовали себя эмоционально истощенными и обремененными требованиями, связанными с работой.
Иногда проблема с нулевой суммой приводит к другому типу компромисса: сопереживание по отношению к инсайдерам — скажем, к людям в нашей команде или в нашей организации — может ограничить нашу способность сопереживать людям за пределами нашего непосредственного круга. Естественно, мы тратим больше времени и усилий на то, чтобы понять потребности наших близких друзей и коллег. Нам просто легче это сделать, потому что мы больше заботимся о них с самого начала. Эти неравномерные инвестиции создают разрыв, который увеличивается из-за ограниченного запаса эмпатии: по мере того, как мы используем большую часть того, что доступно для инсайдеров, наши связи с ними становятся крепче, а наше желание общаться с посторонними ослабевает.
Загрузка…
Предпочтительная эмпатия может вызвать отвращение у тех, кто считает нас защищающими своих собственных (подумайте о том, как люди отреагировали, когда Папа Римский похвалил католическую церковь в отношении сексуального насилия). Это также может, что немного более удивительно, привести к агрессии инсайдеров по отношению к аутсайдерам. Например, в исследовании, которое я проводил с профессором Чикагского университета Николасом Эпли, мы изучали, как две группы участников — те, кто сидит с другом (чтобы установить эмпатическую связь), и те, кто сидит с незнакомцем, — будут относиться к группе террористов. внешняя группа с особенно негативными ассоциациями. После описания террористов мы спросили, насколько участники одобряют заявления, изображающие их недочеловеками, насколько приемлемым будет их забивание водой и какое напряжение электрического тока они готовы применить к ним. Простое сидение в комнате с другом значительно повышало готовность людей мучить и дегуманизировать.
Хотя это исследование представляет собой крайний случай, тот же принцип справедлив и для организаций. Сострадание к своим сотрудникам и коллегам иногда приводит к агрессивным реакциям по отношению к другим. Чаще инсайдеры просто не заинтересованы в том, чтобы сопереживать аутсайдерам, но даже это может привести к тому, что люди будут пренебрегать возможностями для конструктивного сотрудничества между подразделениями или организациями.
Проблема №3: это может подорвать этику.
Наконец, эмпатия может привести к ошибкам в этических суждениях. Кое-что из этого мы видели в исследовании о террористах. Однако во многих случаях проблема связана не с агрессией по отношению к чужакам, а, скорее, с чрезмерной лояльностью по отношению к своим. Прилагая целенаправленные усилия, чтобы видеть и чувствовать вещи так, как это делают близкие нам люди, мы можем воспринимать их интересы как свои собственные. Это может сделать нас более склонными не замечать проступков или даже вести себя плохо.
Многочисленные исследования в области науки о поведении и принятия решений показывают, что люди более склонны к обману, когда это служит другому человеку. В различных условиях, с преимуществами, варьирующимися от финансовых до репутационных, люди используют этот мнимый альтруизм, чтобы оправдать свою нечестность. Все становится только хуже, когда они сопереживают чужому положению или чувствуют боль того, с кем обошлись несправедливо: в этих случаях они еще более склонны лгать, обманывать или воровать, чтобы принести пользу этому человеку.
Эта статья также появляется в:
На рабочем месте сочувствие к коллегам по работе может помешать разоблачению, и когда это происходит, кажется, что за этим часто следуют скандалы. Просто спросите у полиции, военных, Университета штата Пенсильвания, Citigroup, JPMorgan и WorldCom. Проблемы, от которых страдают эти организации — жестокость, сексуальное насилие, мошенничество, — как правило, выявляются посторонними, которые не очень хорошо отождествляют себя с преступниками.
В моем исследовании с Лианой Янг и Джеймсом Данганом из Бостонского колледжа мы изучали влияние лояльности на людей, использующих Amazon Mechanical Turk, онлайн-рынок, где пользователи зарабатывают деньги за выполнение заданий. В начале исследования мы попросили некоторых участников написать эссе о лояльности, а других — о справедливости. Позже в ходе исследования каждый из них подвергался плохой работе кого-то другого. Те, кто получил поощрение за лояльность, были менее склонны ругать другого пользователя за более низкую производительность. Этот вывод дополняет исследование, показывающее, что взяточничество более распространено в странах, где ценится коллективизм. Чувство групповой принадлежности и взаимозависимости между членами часто заставляет людей терпеть обиду. Это заставляет их чувствовать себя менее ответственными за это, распределяя ответственность на коллективное целое вместо того, чтобы возлагать ее на человека.
Короче говоря, сочувствие к тем, кто находится в ближайшем окружении, может противоречить справедливости для всех.
Как обуздать чрезмерную эмпатию
Эти три проблемы могут показаться неразрешимыми, но как менеджер вы можете сделать ряд вещей, чтобы смягчить их в своей организации.
Разделить работу.
Вы можете начать с того, что попросите каждого сотрудника сосредоточиться на определенном наборе заинтересованных сторон, а не сопереживать всем и каждому. Например, некоторые люди могут сосредоточиться в первую очередь на клиентах, а другие — на коллегах — подумайте об этом, как о создании целевых групп для удовлетворения потребностей различных заинтересованных сторон. Это делает работу по развитию отношений и сбору точек зрения менее трудоемкой для людей. Вы также добьетесь большего в совокупности, распределив «заботливые» обязанности между своей командой или компанией. Хотя эмпатия конечна для любого человека, она менее ограничена, когда ею управляют сотрудники.
Сделать жертву меньше.
Наше мышление может либо усиливать, либо уменьшать нашу восприимчивость к перегрузке эмпатии. Например, мы усугубляем проблему с нулевой суммой, когда предполагаем, что наши собственные интересы и чужие интересы принципиально противоположны. (Это часто происходит при заключении сделок, когда стороны с разными позициями по проблеме застревают, потому что они одержимы разрывом между ними.) Враждебное мышление не только мешает нам понять и ответить другой стороне, но также заставляет нас чувствовать себя как будто мы «проиграли», когда не добьемся своего. Мы можем избежать выгорания, ища комплексные решения, отвечающие интересам обеих сторон.
Возьмем такой пример: переговоры о зарплате между менеджером по найму и многообещающим кандидатом превратятся в соревнование по перетягиванию каната, если они будут иметь в виду разные цифры и сосредоточатся только на деньгах. Но давайте предположим, что кандидат на самом деле больше заботится о гарантии занятости, а руководитель заинтересован в том, чтобы избежать текучести кадров. Включение безопасности в контракт было бы беспроигрышным вариантом: эмпатический акт менеджера, который не истощит его резервы эмпатии, как уступка по зарплате, потому что удержание новых сотрудников соответствует его собственным желаниям.
Дайте людям передышку, позволив им сосредоточиться на своих интересах.
Эмпатии не так много, но можно добиться своего рода экономии. Задавая вопросы вместо того, чтобы оставлять предположения без проверки, вы можете вывести такие решения на поверхность.
Дайте людям передышку.
Как профессор менеджмента и организации, я съеживаюсь, когда студенты называют курсовые работы моего факультета — по лидерству, командам и ведению переговоров — «мягкими навыками». Понимание потребностей, интересов и желаний других людей и реагирование на них включает в себя некоторые из самая трудная работа из всех. Несмотря на заявления о том, что эмпатия естественна, требуется немало умственных усилий, чтобы проникнуть в мысли другого человека, а затем отреагировать с сочувствием, а не безразличием.
Все мы знаем, что люди нуждаются в периодической разгрузке от технической и аналитической работы, а также от рутинной работы, такой как ввод данных. То же самое относится и к эмпатии. Ищите способы давать сотрудникам перерывы. Недостаточно поощрять самостоятельные проекты, которые также приносят пользу компании (и часто приводят к увеличению объема работы), как это сделал Google со своей политикой 20% времени. Поощряйте людей находить время, чтобы сосредоточиться только на своих интересах. Недавние исследования показывают, что люди, которые часто делают перерывы, чтобы сосредоточиться на себе, впоследствии сообщают о том, что чувствуют больше сочувствия к другим. Это может показаться нелогичным, но когда люди чувствуют себя восстановленными, они лучше способны выполнять сложные задачи по выяснению потребностей других и реагированию на них.
Как вы даете людям передышку от мыслей и забот о других? Некоторые компании покупают изоляторы, такие как оздоровительные и обучающие модули Orrb Technologies, чтобы люди могли буквально погрузиться в пузырь, чтобы расслабиться, помедитировать или сделать что-то еще, что поможет им перезарядиться. McLaren, например, использует капсулы для обучения водителей суперкаров F1 концентрации внимания. Другие компании, такие как дистрибьютор электрических деталей Van Meter, полагаются на гораздо более простые меры, такие как отключение учетных записей электронной почты сотрудников, когда они уходят в отпуск, чтобы они могли сосредоточиться на себе, не отвлекаясь.
Несмотря на свои ограничения, эмпатия необходима на работе. Поэтому менеджеры должны убедиться, что сотрудники инвестируют его с умом.
Когда вы пытаетесь сопереживать, обычно лучше поговорить с людьми об их опыте, чем представлять, что они могут чувствовать, как предлагает Николас Эпли в своей книге Mindwise. Недавнее исследование подтверждает это. Участников спросили, насколько слепые, по их мнению, способны работать и жить самостоятельно. Но прежде чем ответить на вопрос, некоторых попросили выполнить сложные физические задания с завязанными глазами. Те, кто выполнял симуляцию слепоты, считали слепых гораздо менее способными. Это потому, что упражнение заставило их задаться вопросом: «Что было бы, если бы Я был слеп?» (ответ: очень сложно!) Вместо «Каково это для слепого человека быть слепым?» Это открытие говорит о том, почему использование Ford Empathy Belly, хотя и из лучших побуждений, может быть ошибочным: надев его, инженеры могут переоценить или неправильно определить трудности, с которыми сталкиваются водители, которые на самом деле беременны.
Говорить с людьми — спрашивать их, что они чувствуют, чего хотят и что думают — может показаться упрощением, но это более точно. Это также менее обременительно для сотрудников и их организаций, поскольку предполагает сбор реальной информации, а не бесконечные предположения.