Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Процесс реализации человеком своих возможностей: Самоактуализация это

Содержание

Процесс реализации человеком своих целей, способностей и развития собственной _ называется самоактуализация (А. Маслоу)

Определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения — это
(*ответ*) жизненное самоопределение
 профессиональное самоопределение
 личностное самоопределение
Определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения — это
(*ответ*) жизненное самоопределение
Определение себя относительно социокультурных ценностей, и определение смысла своего существования называется _ самоопределением
(*ответ*) личностным
Основным видом помощи при коррекции личностного самоопределения является
(*ответ*) психотерапевтическая помощь
 педагогическая помощь
 практико-ориентированная помощь
Осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека, с одной стороны, и действительностью его существования, с другой является главной характеристикой
(*ответ*) «десятилетия роковой черты»
 «кризиса середины жизни»
 подросткового кризиса
Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей — это
(*ответ*) самооценка
По сравнению с профессиональным личностное самоопределение
(*ответ*) является более сложным и менее конкретным понятием
(*ответ*) больше зависит от самого человека, чем от внешних условий
 больше зависит от внешних условий, чем от самого человека
 представляет собой менее сложное и более конкретное понятие
Позиция по отношению к жизненному пути это
(*ответ*) соотношение целей жизненного пути с позицией дозволенности преступлений и аморализма
(*ответ*) принятие складывающихся обстоятельств социальных условий
 соотнесение целей жизненного пути с требованиями социума
Понимание личностного самоопределения как процесса осуществления выбора является направлением
(*ответ*) классического подхода
 доклассического подхода
 постклассического подхода
 неоклассического подхода
Представителем теории детерминизма является
(*ответ*) Р. Мей
 С.Л. Рубинштейн
 А. Маслоу
 Т.М. Буякас
Представителями теории «крайнего детерминизма» являются
(*ответ*) Б. Скиннер
(*ответ*) З. Фрейд
 К. Рождерс
 К. Гольдштейн
Принцип ответственности включает в себя
(*ответ*) ненанесение вреда
(*ответ*) решение этических дилемм
 честность
 прямота и открытость
Принятие складывающихся обстоятельств социальных условий — это
(*ответ*) позиция по отношению к жизненному пути
 конформизм
 социальная пассивность
Противоречия между «хочу» — «могу» — «есть» — «ты обязан» в процессе самоопределения являются
(*ответ*) движущей силой самоопределения
 признаком подросткового кризиса
 основой психологической готовности к самоопределению
Процесс переформулирования старых жизненных целей и обретение личностью новой осмысленной жизни — это личностное самоопределение в период _.
(*ответ*) взрослости
Процесс поиска личностью цели и смысла своего существования — это
(*ответ*) личностное самоопределение (классический подход)
 личностное самоопределение (М. Р.Гинзбург)
 личностное самоопределение в период взрослости
Процесс реализации человеком своих целей, способностей и развития собственной _ называется самоактуализация (А. Маслоу).
(*ответ*) личности

самоактуализация | это… Что такое самоактуализация?

   САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (с. 518)

   В наши дни психологическая терминология широко внедрилась в повседневную лексику. Даже не очень эрудированный обыватель вместо беспокойства говорит о стрессе, плохое настроение именует депрессией, а крайнюю степень обескураженности спешит выразить клинической формулой: «Я в шоке!» При этом он даже не отдает себе отчета, насколько неадекватно использует специальные термины.

   Увы, нечто подобное можно с сожалением наблюдать даже в среде профессионалов. Отчасти виной тому многозначность некоторых психологических понятий, отсутствие четких дефиниций и трактовок. Нередко разные специалисты не могут прийти к взаимопониманию, поскольку в одни и те же слова вкладывают разный смысл.

   Особенно в этом отношении «везет» популярным терминам, вошедшим в моду вместе с соответствующими теориями. Так, по мнению многих, эдиповым комплексом можно «страдать», забывание объясняется преимущественно вытеснением, да и вообще под психоанализом понимается едва ли не всякий анализ поведения, чужого и собственного (в результате «психоаналитиков» за несколько лет стало больше, чем сантехников).

   В последние годы одним из таких модных (как в профессиональном сообществе, так и за его пределами) словечек стало одно из центральных понятий гуманистической психологии — самоактуализация. Психологические словари трактуют этот термин весьма расплывчато (что, впрочем, вообще характерно для терминов гуманистической психологии). И индивидуальные трактовки, даже среди профессионалов, возникают неоднозначные. Одна из них, весьма популярная, подразумевает, что самоактуализироваться означает просто-напросто стать самим собой. Для этого, разумеется, необходимо понять, кто же ты есть на самом деле, освободиться от предрассудков, иллюзий и комплексов.

Потом остается только сказать: «Вот таков я! Принимайте меня таким, каков я есть. Кому не нравится, я не виноват». В итоге самоактуализирующейся личностью начинает считать себя любой безответственный Нарцисс с дурными манерами, который не только не стремится преодолеть свои очевидные недостатки, но и начинает гордиться ими, так как якобы получил этому научное обоснование. Автор сборника психотерапевтических анекдотов иронизирует по этому поводу: «На ближайшей сессии начните почесываться, рыгать и сплевывать на пол. Настоящий психолог-гуманист воспримет эти спонтанные проявления как явные свидетельства вашего личностного роста».

   Разумеется, настоящий психолог гуманистической ориентации воспримет нарисованную картину как пародию, в которой гиперболизация одних аспектов и недооценка других привели к грубому искажению самой идеи самоактуализации. Поэтому, дабы не впадать в такой карикатурный дилетантизм, необходимо разобраться, в чем же состоит суть этой идеи.

   Д.А.Леонтьев, которого по праву можно отнести к представителям гуманистического направления отечественной психологии, так определяет это понятие: «Самоактуализация — процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей». И далее он цитирует А.Маслоу, которому принадлежит наиболее подробная и популярная теория самоактуализации: «Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, — но все они согласны в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становление человека в полном смысле этого слова, становление тем, чем он может стать».

   Но тут возникает серьезный вопрос: если в некоем конкретном человеке заложены низменные влечения, порочные и даже преступные наклонности, то во что же, не приведи Господь, вышьется его самоактуализация?! Здесь мы сталкиваемся с принципиальным моментом гуманистической теории, согласно которой ничто порочное и низменное в человеке изначально не заложено, а потому естественным образом развернуто быть не может. Наоборот, природа человека изначально позитивна (в некоторых трактовках — по крайней мере нейтральна), и любые деструктивные тенденции возникают вследствие деформаций естественного развития.

Ответственность за такие деформации несет общество, которое искусственными условностями и ограничениями, а то и прямыми репрессиями подавляет и искажает подлинные проявления человеческого естества… В этом принципиальное отличие гуманистической теории от психоанализа. По Фрейду, если дать людям полную волю, они примутся насиловать друг друга, и только социальные ограничения сдерживают деструктивную человеческую природу.

   Проблема состоит в том, что ни одна из противоположных точек зрения не может быть обоснована научными методами. Неудивительно, что и упреки в адрес диаметрально разнящихся подходов во многом схожи: и фрейдистская, и гуманистическая доктрины многими исследователями объявляются ненаучными. Поскольку их постулаты невозможно исследовать и доказать, они могут выступать лишь предметом веры, а это уже иная духовная сфера, отнюдь не наука. Тут невольно вспоминается упрек, высказанный однажды в адрес теории Леопольда Сонди: «Это не наука, это идеология». На что ученый возразил: «Горе науке, которая не стремится стать идеологией!» Не вдаваясь в бесперспективную дискуссию по данному вопросу, хочется лишь добавить: горе идеологии, которая выдает себя за науку.

   Существует, правда, еще бихевиористский подход, вовсе отрицающий врожденные задатки: все личностные образования расцениваются как привнесенные извне. Соответственно воспитание сводится к поощрению позитивных реакций и подавлению негативных. И еще ни в какую доктрину не оформился родственный подход, который признавал бы наличие в человеке разнонаправленных тенденций: человек по природе своей не ангел и не животное, он изначально несет в себе и то и другое, и в зависимости от того, что будет подавляться, а что — поощряться, и возобладает соответствующая тенденция. Может быть, в оформлении такого подхода и сострит будущее психологической мысли? Время покажет. Ясно лишь, что, если такой подход возобладает, само понятие самоактуализации выйдет из моды. Но до этого пока далеко. Хотя гуманистическая психология в качестве «третьей силы» в мировой психологической науке реально сошла на нет, ее идеологический пафос продолжает окрашивать идеи многих современных психологов, а плодов ее практического применения (в частности, свободного воспитания, политкорректности и т.
п.) еще недостаточно, чтобы ее окончательно дискредитировать.

   Сама по себе идея самоактуализации высказывалась задолго до оформления гуманистической психологии в реальную «третью силу». Ее истоки можно найти в работах Адлера, Юнга, Хорни и даже Маркса. Идея реализации заложенного в человеке потенциала звучит и у С.Л. Рубинштейна. Впервые идея самоактуализации получила концептуальное оформление в работах Курта Гольдштейна (его имя у нас малоизвестно, хоть он и считается идейным предтечей сразу нескольких научных школ, в частности гештальтпсихологии). Гольдштейн выступал, с одной стороны, против господствовавшего в современной ему биологии и психологии принципа гомеостаза, редукции напряжения как основной движущей силы поведения, а с другой стороны, против элемента ристского подхода к целостному живому организму (этот принцип целостности и подхватили гештальтисты). Организмом, согласно Гольдштейну, движет тенденция максимально полно актуализировать заложенные в нем возможности, способности, свою «природу».

Гольдштейн противопоставлял идею самоактуализации как единственной потребности живого организма постулированию многих частных «так называемых потребностей». Он связывал осуществление заложенной в индивиде тенденции к актуализации с неизбежным конфликтом с силами внешнего окружения. Нормальный и здоровый организм, актуализируясь, преодолевает препятствия, порождаемые столкновением с миром. Позднее Гольдштейн переместил акценты с биологической актуализации на сущностную реализацию человека. Невозможность самореализации предстает одновременно как причина и как главное следствие душевных недугов.

   Много общего с идеями Гольдштейна содержится в концепции «стремления к актуализации» Карла Роджерса. Под стремлением к актуализации Роджерс понимает свойственную всем живым организмам направленность — «стремление к росту, развитию, созреванию, тенденцию проявлять и активизировать все способности организма в той мере, в какой эта активизация способствует развитию организма или личности (self)».

   Для Абрахама Маслоу идея самоактуализации выступила краеугольным камнем не только теории личности, но и целой философско-мировоззренческой системы. Теория Маслоу началась с эмпирического обобщения и выделения особого типа людей — самоактуализирующихся личностей, которые, по его оценке, составляют всего около 1 % населения и представляют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей. (Правда, поставив перед собой задачу привести конкретные примеры, Маслоу не смог насчитать свыше четырех дюжин персон, более или менее отвечающих его критериям.) Маслоу, однако, признавал наличие стремления к самоактуализации у большинства (а возможно, и у всех) людей, более того — наличие у большинства людей способности самоактуализироваться, хотя бы в принципе. Неутешительная реальность объясняется отчасти тем, что многие люди не осознают своего потенциала и не понимают пользы самоусовершенствования. К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения (примером могут служить культурные, а по сути своей искусственные стереотипы мужественности и женственности).

Исходя из этого, актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при «хороших условиях». Или, более того, людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. По мнению Маслоу, ни одно общество в истории человечества не предоставляло максимальной возможности для самоактуализации всех его членов. Соответственно, необходимы глобальные культурные и политические трансформации, а это, честно говоря, уже сильно напоминает очередную социальную утопию.

   Критика в адрес понятия и теории самоактуализации, прежде всего в ее наиболее развитой форме — в теории Маслоу, была постоянной и обильной. Основные критические замечания сводятся к следующим: 1) исследование самоактуализирующихся личностей, выполненное Маслоу, не отвечает критериям научной достоверности; 2) критерии выбора этих людей субъективны и связаны с системой ценностей самого автора; 3) самоактуализация в понимании Маслоу является не единственным механизмом развития и самоосуществления личности, что обнаруживается, в частности, в сравнительно-культурных исследованиях; 4) концепция самоактуализации в соответствии с выделенными Маслоу критериями рисует образ эгоцентричной личности, не учитывая моменты социальных взаимодействий; 5) самоактуализация не может выступать как конечная цель развития, она достигается как побочный продукт сознательной ориентации на что-то иное; 6) не все потенции, заложенные в человеке от рождения, могут и должны быть реализованы, развитие предполагает выбор, какие потенции реализовывать, а какие нет; 7) концепция самоактуализации не позволяет объяснить конфликты и кризисы в индивидуальном развитии. .. Впрочем, этот длинный список можно продолжать еще долго. Давайте просто отдавать себе отчет, что, воспевая самоактуализацию, мы солидаризируемся с отнюдь не однозначной и не бесспорной концепцией — не столько психологической, сколько мировоззренческой. Хотя о том, что позитивное мировоззрение лучше негативного, спору нет.


Самореализация | Encyclopedia.com

ИЕРАРХИЯ МОТИВОВ

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗАТОРОВ

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

БИБЛИОГРАФИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ ЛИЧНОСТЬ-реализовать свой потенциал организм, реализующий его потенциал. Эта концепция была впервые введена гештальт-психологом Куртом Гольдштейном в его книге 1939 года «Организм ». Вскоре она была принята и развита несколькими ранними сторонниками движения гуманистической психологии, такими как Карл Роджерс (1902–1987), основоположник клиент-центрированной терапии. Тем не менее, самоактуализация наиболее тесно связана с работами Абрахама Маслоу (1908–1970), другого раннего гуманистического психолога. Именно по этой причине в этой статье основное внимание будет уделено первоначальной формулировке Маслоу самоактуализации и последующим исследованиям этой формулировки.

Маслоу впервые обсудил самоактуализацию в контексте своего аргумента в пользу иерархии мотивов. Эта иерархия была изложена в его статье «Теория мотивации человека», опубликованной в 1919 г.43 выпуск Psychological Review . Согласно этой ранней формулировке, человеческие потребности можно было упорядочить в соответствии с их относительной препотенцией . То есть конкретная потребность не проявится до тех пор, пока не будет удовлетворена более основная, преобладающая потребность. Наиболее сильные мотивы являются физиологическими и относятся к самосохранению. К ним относятся потребности дышать, пить воду, принимать пищу, избавляться от шлаков, спать и регулировать температуру тела. Если эти потребности достаточно хорошо удовлетворены, возникает другой набор мотивов, а именно те, которые связаны с безопасностью. Это включает стремление к физической безопасности, например, потребность жить в безопасной, предсказуемой среде, свободной от насилия и угроз. Как только этот набор потребностей также удовлетворен, человек переходит к потребностям в любви, которые включают в себя стремление к привязанности, близости и принадлежности.

После того, как физиологические потребности, потребности в безопасности и любви удовлетворены, человек может перейти к потребностям в уважении. Они включают в себя повышение уверенности в себе и самоуважения. Только при удовлетворении потребности в уважении человек может перейти к потребности в самоактуализации. Согласно Маслоу, это «относится к стремлению к самореализации» или «желанию становиться все более и более тем, кто он есть, становиться всем, чем он способен стать» (1943, стр. 383). Поскольку каждый отдельный человек обладает особым внутренним потенциалом, самоактуализация является самой необычной из потребностей в иерархии. Каждый может оценить желание подышать свежим воздухом, потребность чувствовать себя в безопасности от опасности и стремление чувствовать себя хорошо. Но там, где один человек может самореализоваться, став ученым, другой может сделать это, став спортсменом или поваром. Существует столько же способов самореализации, сколько и отличимых друг от друга личностей. Однако, поскольку большое количество людей никогда не в состоянии удовлетворить более важные потребности, самоактуализирующиеся люди, как правило, относительно редки.

С 1943 г. до смерти Маслоу в 1970 г. эта формулировка претерпела несколько модификаций и усовершенствований. Одним из важных изменений стало более позднее различие между дефицитом и как потребностью . Первые «D-потребности» охватывают физиологические потребности, потребности в безопасности, любви и уважении. Испытывать эти потребности — значит поддаваться «Д-познанию», или осознанию недостатка — негативного состояния, которое необходимо устранить. Последние «Б-потребности», напротив, касаются «В-познания» или осознания чистого бытия — положительного состояния, которым активно наслаждаются. В эту вторую группу Маслоу помещал не только самоактуализацию, но и различные высшие мотивы, такие как потребность в знании, в эстетике и красоте, в самопревосхождении, духовная потребность. В отличие от дефицитных потребностей, концепция Маслоу о бытийных потребностях менялась в течение его карьеры. Эти изменения касались как их количества, так и их размещения в иерархии.

Поместив самоактуализацию на вершину иерархии мотивов или рядом с ней, Маслоу счел необходимым исследовать атрибуты тех личностей, в жизни которых преобладает Б-, а не Д-познание. Это представляло методологическую проблему, поскольку, согласно его теории, самоактуализирующиеся личности должны быть относительно редки. Фактически, он сообщил, что в студенческой популяции — наиболее распространенном источнике участников психологических исследований — только 1 из 3000 студентов смог выйти за рамки дефицитных потребностей. Как следствие, Маслоу принял нетрадиционную стратегию расследования. Вместо того, чтобы изучать самоактуализирующихся студентов, он изучал выдающихся личностей, чьи акты самореализации привели их к большим достижениям. В его выборку входили, среди прочих, первая леди и гуманист Элеонора Рузвельт, афроамериканский аболиционист Фредерик Дуглас, физик Альберт Эйнштейн, психолог и философ Уильям Джеймс, немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гёте, испанский виолончелист и дирижер Пабло Казальс и французского художника Пьера Огюста Ренуара.

Для каждого из выбранных самоактуализаторов Маслоу собрал биографическую информацию об их личных характеристиках. Из этой информации он сделал набросок типичной самоактуализирующейся личности. В частности, было обнаружено, что самоактуализирующиеся люди имеют более точное восприятие реальности, они больше принимают себя и других, проявляют свежесть понимания окружающего мира, они более спонтанны, больше концентрируются на проблемах, чем на себе. сосредоточены, проявлять сильную потребность в уединении, поддерживать глубокие личные отношения лишь с несколькими избранными людьми, питать мощное чувство родства с ближними, а также большое смирение и уважение к другим, иметь сильные, но несколько нетрадиционными этическими стандартами, концентрироваться на целях, а не на средствах, быть автономным и сопротивляться инкультурации, проявлять скорее интеллектуальное, чем агрессивное чувство юмора, быть более творческим и переживать особые когнитивно-эмоциональные моменты, которые Маслоу назвал пиковые переживания . Последние переживания были особенно важны как мотиваторы в процессе самоактуализации.

Поскольку Маслоу выступал против господствовавшего в его время бихевиоризма, его исследование самоактуализации не соответствовало современным стандартам научной строгости. Например, его мотивационная иерархия не была основана на серии лабораторных экспериментов относительно силы различных человеческих потребностей. Хотя можно сказать, что он собрал данные для своего глобального профиля самоактуализирующейся личности, его анализ был скорее качественным и субъективным, чем количественным и объективным. Более того, его критерии для идентификации определенных людей как самоактуализирующихся в ретроспективе кажутся несколько случайными или идиосинкразическими.

Тем не менее, последующие исследователи пытались тщательно изучить теорию Маслоу, используя более традиционные методы. Некоторые из этих исследований были сосредоточены именно на иерархии мотивов. В связи с этим вскоре стало ясно, что эмпирические данные не слишком подтверждают гипотезу о упорядочении потребностей, если вообще какую-либо поддерживают. Дело не только в том, что приоритет привода нестабилен или изменчив в наборе D-потребностей, но и в том, что B-потребности иногда могут иметь приоритет над D-потребностями. На эту возможность указывает пресловутый образ «бедного голодающего художника на чердаке», который ставит самоактуализацию выше якобы преобладающих потребностей в еде, общении и теплой постели. Хотя сам Маслоу признавал, что мотивационные приоритеты иногда могут нарушаться в определенных случаях, он часто рассматривал эти отклонения как патологические, а не здоровые. Более того, если допустить индивидуальные различия в иерархическом размещении мотивов, вся концепция серьезно ослабнет как научное объяснение. Иерархию, которая может принимать практически любую форму для отдельных личностей, вряд ли можно рассматривать как легитимную иерархию.

Гораздо большее количество эмпирических исследований было сосредоточено на описании Маслоу самоактуализирующейся личности. В отличие от собственной работы Маслоу, это исследование основывалось на разработке и применении психометрических инструментов, которые непосредственно оценивают самореализацию человека. Первым таким показателем был опросник личной ориентации, созданный исследователем Эвереттом Л. Шостромом в 1963 году. Хотя этот инструмент широко использовался на протяжении 1970-х и 1980-х годов, он также подвергался многочисленной критике в отношении достоверности и надежности. В конце 19Появились альтернативные меры 80-х и 1990-х годов, в том числе Краткий указатель самоактуализации Джонса и Крэндалла (1986) и Краткий указатель самоактуализации Сумерлина и Бандрика (1996). В совокупности исследования с использованием этих инструментов помогли подтвердить многое из того, что Маслоу сделал вывод о своих выдающихся создателях и лидерах. Например, самоактуализирующиеся люди, как правило, демонстрируют превосходное психическое здоровье, имеют более высокую самооценку, меньше беспокоятся, имеют больше целей в жизни и более творческие, полные надежд, оптимистичные и независимые. Кроме того, исследования выявили некоторые факторы, которые помогают повысить уровень самореализации, такие как специальные практики медитации и терапевтические вмешательства. Следовательно, нет никаких сомнений в том, что самоактуализация является наблюдаемым и значимым психологическим явлением.

К двадцать первому веку самоактуализация заняла несколько амбивалентную позицию в психологических науках. С одной стороны, концепция самоактуализации — включая формулировку Маслоу о ее размещении в иерархии мотивов — остается чрезвычайно хорошо известной. Это слово по-прежнему используется многими прикладными психологами, особенно теми, кто занимается клинической, консультационной, педагогической и промышленной психологией. Более того, многочисленные вводные учебники по психологии до сих пор включают почти обязательный раздел об иерархии мотивов Маслоу. С другой стороны, эмпирические исследования самоактуализации значительно пошли на убыль после XIX века.90-е. Действительно, статья на эту тему не публиковалась в ведущих журналах по психологии с 1980-х годов. Все эти тенденции могут свидетельствовать о том, что ее полезность как психологической концепции уменьшилась до такой степени, что ее статус стал скорее историческим, чем научным. Тем не менее, трудно представить, что эта идея исчезнет из популярной психологической мысли. Концепция самоактуализации вошла в массовую культуру способом, почти сравнимым с идеями австрийского невролога Зигмунда Фрейда, отца психоанализа. Поэтому маловероятно, что эта концепция когда-либо полностью уйдет в учебники истории. Кроме того, интерес к этой конструкции возродился в середине 2000-х с появлением движения позитивной психологии, которое занимается эмпирическим изучением человеческих добродетелей.

Джонс, Авин и Рик Крэндалл, ред. 1991. Справочник по самоактуализации . Корте-Мадера, Калифорния: выберите «Нажмите».

Маслоу, Абрахам Х. 1943. Теория мотивации человека. Психологический обзор 50: 370–396.

Маслоу, Абрахам Х. 1970. Мотивация и личность . 2-е изд. Нью-Йорк: Харпер и Роу.

Роджерс, Карл Р. 1961. О становлении личностью . Бостон: Хоутон Миффлин.

Ранко, Массачусетс, 1999. Самоактуализация. В Энциклопедия творчества , Том. 2, ред. Марк А. Ранко и Стивен Р. Притцкер, 533–536. Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.

Снайдер, К.Р., и Шейн Лопес, ред. 2002. Справочник по позитивной психологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Дин Кейт Саймонтон

15 примеров самоактуализации (Иерархия Маслоу) (2022)

Самоактуализация — это реализация или реализация всех своих талантов и потенциальных возможностей. Это процесс полного развития себя физически, умственно и духовно.

Понятие впервые было введено психологом Абрахамом Маслоу в его иерархии потребностей. Это высшая потребность человеческого роста, которая представляет собой полную реализацию человеческого потенциала.

Примеры самореализации включают реализацию ваших мечтаний, верность себе и достижение внутреннего покоя. Согласно Маслоу, одним человеком, достигшим самореализации, был Махатма Ганди.

Определение потребности в самоактуализации

Маслоу ссылался на уникальный потенциал каждого человека в своей иерархии потребностей. Если человек способен удовлетворить потребности каждого из первых четырех уровней, он в конечном итоге может достичь верхнего уровня, который он назвал 9-м.0088 Самореализация .

Когда человек полностью реализовал свой потенциал, он достиг состояния самореализации. Как сказал Маслоу, «чем человек может быть, тем он и должен быть».

Очень немногие люди могут обрести это состояние, но у тех, у кого есть несколько общих характеристик. Например, они обладают высоким уровнем нравственности и заботятся о благополучии других. Их не интересуют деньги или слава, и обычно они очень смелые и независимые.

Примеры самоактуализации

1. Достижение пикового опыта

Пиковый опыт — это момент сильной радости или глубокого восприятия. Оно может включать чувства благоговения и экстаза или глубокое чувство понимания. Хотя Маслоу сказал, что у самореализовавшихся людей, скорее всего, будут пиковые переживания, они могут быть и у других людей.

Некоторые примеры пиковых переживаний включают: рождение ребенка, творческий порыв или глубокое понимание сложной проблемы. Люди, пережившие пиковые переживания, описывают их как трансцендентные моменты великих перемен.

Другие характеристики пикового опыта включают невероятный момент понимания своего личного существования и цели в жизни. Это может стать событием, которое изменит жизнь. Это также может быть напряженный духовный момент, когда человек чувствует себя единым с миром, которому не хватает чувства времени.

Пиковое переживание — поистине уникальный компонент высшего уровня в исходной иерархии потребностей Маслоу.

2. Быть всем, чем ты можешь быть

В течение 20 лет, с 1980 по 2000 год, армия США проводила свою самую дорогостоящую рекламную кампанию в истории. Это была также одна из самых успешных вербовочных кампаний, когда-либо проводимых армией.

Слоганом рекламного ролика было простое утверждение: Будь всем, кем ты можешь быть . Эти 5 слов побудили тысячи молодых американских мужчин и женщин поступить на военную службу. В рекламном ролике были показаны солдаты, занятые тяжелыми и требовательными действиями, например, прыжками с самолетов.

Разработчики кампании пытались использовать стремление молодых людей достичь величия. Это может быть время в жизни, которое сбивает с толку неопределенным будущим. Однако сообщение в рекламе было ясным: если вы пойдете в армию, вы сможете полностью раскрыть свой потенциал.

3. Реализация ваших мечтаний и целей

Одним из аспектов самореализации является реализация ваших мечтаний и целей. Чтобы достичь этого, человек должен иметь четкое представление о том, чего он хочет достичь в жизни, и составить план для достижения этого.

Конечной целью для кого-то может быть успех в бизнесе, стать лучшей спортивной звездой или просто создать счастливую семью.

Согласно Маслоу, чтобы добраться до этой точки реализации, вам нужно подняться по ступеням иерархии Маслоу: вам нужно, чтобы ваши основные потребности и гарантии были удовлетворены, плюс вы должны иметь чувство собственного достоинства и быть положительно оцененным окружающими. другие.

4. Быть верным своим ценностям

Самореализовавшиеся люди верны своим ценностям. У них есть четкое представление о том, кто они такие, и они ведут себя в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Они не боятся отличаться от остального общества и не пытаются соответствовать тому, что другие думают, что они должны быть.

Эти люди принимают себя такими, какие они есть, со всеми недостатками.

Например, Алексей Навальный, активист по борьбе с коррупцией, предпочел сесть в тюрьму, чем молчать перед лицом деспотической диктатуры Владимира Путина. Он был приговорен к 13 годам тюремного заключения, но в процессе принял мученическую смерть как герой, верный своим ценностям и достигший самореализации как нравственная фигура.

5. Достижение внутреннего покоя

Люди, достигшие самореализации, часто сообщают об ощущении внутреннего покоя. Они умеют принимать себя и окружающий мир. Они чувствуют себя комфортно в собственной шкуре, и их не беспокоят негативные вещи, происходящие в жизни.

Это, пожалуй, самое главное в конце жизни человека. Если вы прожили нравственную жизнь и достигли великой мудрости, вы можете достичь точки, когда вы умиротворены мыслью о том, что ваша жизнь подходит к концу. Эти люди достигли самореализации к концу жизни.

6. Жить полноценной и осмысленной жизнью

В конце концов, люди, достигшие самореализации, часто чувствуют, что их жизнь была наполненной и значимой. У них есть ощущение, что они изменили мир и что их жизнь имеет значение.

Даже если они не добились большой славы или богатства, они считают, что прожили жизнь, наполненную смыслом.

Например, многие люди, работавшие в сфере здравоохранения или образования, где они проводили свои дни, заботясь о других людях и поддерживая их, в конце своей жизни будут испытывать чувство удовлетворения. Точно так же матери и отцы, которые всю жизнь заботились о своих детях, могут чувствовать себя удовлетворенными тем, что они сделали для своих детей все, что могли.

7. Изменить мир к лучшему

Люди, достигшие самореализации, часто хотят изменить мир к лучшему. Они чувствуют, что несут ответственность за то, чтобы каким-то образом внести свой вклад в общество. Это может проявляться в их работе, хобби или волонтерской деятельности.

Например, Билл Гейтс изменил мир к лучшему благодаря своей работе в Фонде Билла и Мелинды Гейтс. Он также изменил мир технологий благодаря своей работе с Microsoft.

Точно так же Мать Тереза ​​изменила мир к лучшему, работая с бедными и больными в Индии. Ей удалось изменить жизнь людей, которым она помогла.

8. Испытывать радость, счастье и любовь на регулярной основе

Люди, достигшие самореализации, часто сообщают, что регулярно испытывают радость, счастье и любовь. Это потому, что они живут жизнью, которая является подлинной и верной себе. Они не живут жизнью, притворяясь или пытаясь быть кем-то, кем они не являются.

Например, монахи и другие духовные люди часто говорят о своей радости от простых вещей в жизни. Эти люди достигли самореализации и живут жизнью радости и удовлетворения.

На более простом уровне бабушки и дедушки, которые вышли на пенсию и проводят свои последние десятилетия, проводя счастливые дни со своими внуками, могут чувствовать, что их сумерки — это годы, когда они могут наслаждаться каждым днем ​​и выжимать из своей жизни каждый последний момент счастья. .

9. Развитие сильного чувства самопринятия

Люди, достигшие самореализации, часто развивают сильное чувство самопринятия. Они способны принять себя такими, какие они есть, со всеми недостатками.

Это важное качество, потому что оно позволяет им жить настоящей жизнью. Они не пытаются быть кем-то, кем они не являются. Им комфортно в собственной шкуре и они не пытаются скрыть свои недостатки от мира.

Например, многие люди, достигшие самореализации, открыто говорят о своей борьбе с психическим здоровьем или зависимостью. Они не боятся делиться своей историей, потому что знают, что это часть их самих, и принимают себя за это.

Реальные примеры самореализации

1.

Махатама Ганди

Сам Маслоу признавал Ганди редким примером человека, достигшего самореализации.

Ганди был индийским юристом и общественным деятелем, который стал лидером национального движения против британского правления. Во время своего пребывания в Южной Африке он терпел оскорбления и физические нападения со стороны представителей белого правящего класса.

Когда он стал свидетелем того, как с его собратьями-индейцами обращаются таким же образом, он стал более настойчиво отстаивать свои права как человека. Он стал защищать свое достоинство и отказывался принимать несправедливый общественный порядок как норму. Остаток его жизни состоял из политической активности как в Южной Африке, так и в Индии. Он организовывал акции протеста и использовал акции гражданского неповиновения.

Современные ученые считают его катализатором трех революций против колониализма, расизма и насилия.

2. Монахи

Монах – мужчина или женщина, присоединившиеся к религиозной общине. Они выбрали жизнь, простую и свободную от многих дурных атрибутов современного общества. Например, они обычно живут в монастыре, не употребляют алкоголь, не курят и не занимаются сексом.

Многие характеристики образа жизни монаха совпадают с теми, которые Маслоу назвал частью самореализации. Например, монахи преданы религиозному делу, которое важнее их самих. Они не заинтересованы в славе или денежных наградах, и их взгляды на жизнь свободны от суждений.

Некоторые монахи проводят много времени в медитации. Во время медитации можно ощутить связь со вселенной, получить глубокие и содержательные озарения, а также могут испытать очень необычные и вызывающие благоговение эмоциональные состояния. Они очень похожи на пиковые переживания, описанные Маслоу.

3. Голодные художники

Одной из характеристик человека, достигшего состояния самореализации, является полное безразличие к деньгам. Они делают то, что делают, из-за своей любви и преданности этому делу. Они полностью поглощены своей погоней.

К сожалению, профессия художника не слишком прибыльна. Конечно, есть исключения, но подавляющий процент художников извлекает выгоду только из результатов своего творчества.

Их работы часто затрагивают широкие социальные проблемы, актуальные в современном обществе. В их мышлении преобладают сильные комментарии о несправедливостях мира, и они часто чувствуют себя обязанными высказываться по таким вопросам. Это некоторые из тех характеристик, которые Маслоу использовал для описания самоактуализирующихся людей.

4. Материнство

Некоторые из ключевых характеристик самореализовавшихся людей включают в себя: мужество, независимость, умение решать проблемы и огромное чувство личной ответственности. Они также посвящены делу, которое важнее их самих, и готовы идти на личные жертвы.

Все это звучит как точные характеристики материнства. Матери полностью посвящают себя воспитанию своих детей настолько хорошо, насколько это возможно. Они готовы пойти на крайние жертвы, если это необходимо. И, конечно же, матери должны уметь решать проблемы.

Матери также должны быть выносливыми, терпеливыми и способными к невероятной многозадачности. Хотя большинство ученых не считают материнство примером самореализации, тот факт, что оно содержит многие из тех же характеристик, делает его очень подходящим примером.

5. Звезды в рекламе Nike

Рекламные ролики Nike помогли компании добиться огромного успеха. Один известный предприниматель, Стив Джобс, был особенно впечатлен обувными кампаниями Nike. Он был поражен тем, насколько успешно рекламные дизайнеры смогли задействовать стремление людей к величию через обувь.

Как-то он заметил, что в большинстве рекламных роликов Nike обувь практически не появляется на экране. В рекламе практически нет информации о самой обуви. Никаких разработок по его структуре или материалам, используемым для того, чтобы сделать его превосходным.

Вся реклама о том, как достичь величия и преуспеть так, как никогда раньше. Это прекрасный пример того, как реклама пытается использовать пятый уровень Маслоу в его иерархии потребностей: потребность в самореализации.

6. Просветленная женщина в «Величайшем рекламном ролике всех времен»

Конечно, невозможно определить, что является «величайшей рекламой всех времен». Это сугубо личное мнение. Тем не менее, одна реклама, которую часто упоминают профессионалы рекламной индустрии, — это реклама Apple 1984 года.

Рекламный ролик, показанный во время Суперкубка XVIII в 1984 году. В рекламе был изображен зернистый монохромный серый зал с большим экраном спереди. Публика стояла перед экраном, почти бездыханная и лысая, вся в сером.

Пока персонаж типа старшего брата проповедовал об «объединении мысли», внезапно внутрь вбегает молодая женщина. С огромной кувалдой и преследуемой полицией, она бросает молот и разрушает экран.

Цель рекламы заключалась в том, чтобы задействовать желание людей не подчиняться, быть разными и уникальными. Сообщение было ясным: если вы хотите быть трансцендентным, используйте Mac.

Другие потребности в иерархии Маслоу

Иерархия потребностей Маслоу представляет собой пятиуровневую иерархию. Два основных уровня (или «базовые потребности») являются фундаментальными потребностями людей для выживания. По мере продвижения к трем верхним уровням (или «потребностям роста») человек начинает процветать:

  1. Физиологические потребности – это основные потребности людей для выживания, такие как воздух, вода, пища и кров.
  2. Потребности в безопасности – это потребности, позволяющие людям чувствовать себя в безопасности, такие как личная безопасность, финансовая безопасность и здоровье.
  3. Социальные потребности (потребность в принадлежности и любви) – это потребности людей в чувстве связи и принадлежности, такие как семья, друзья и близость.
  4. Потребности в уважении – это потребности людей в ощущении собственного достоинства и достижений, таких как уважение, признание и успех.
  5. Потребности в самореализации – это потребности людей для полного раскрытия своего потенциала, такие как творчество, самореализация и личностный рост.

Согласно Маслоу, лишь немногие люди когда-либо достигают уровня самоактуализации.

Заключение

Пятый уровень Маслоу в его иерархии потребностей — это самоактуализация. Это высший уровень оригинальной теории Маслоу. Человек может достичь этого уровня только в том случае, если потребности остальных четырех уровней были достаточно удовлетворены.

По мнению Маслоу, каждый человек обладает уникальным талантом, и самореализоваться означает, что вы максимально использовали этот талант. Он также говорил о пиковом переживании, которое было моментом трансцендентности, приведшим к глубоким прозрениям и вызывающим благоговейный трепет эмоциональным состояниям.

Хотя большинству людей никогда не удастся самореализоваться, Маслоу выделил многих известных исторических личностей, которые обладали несколькими ключевыми характеристиками. Это были люди, которые принесли огромные личные жертвы ради великой цели. Они были независимы и не стремились к славе, богатству или признанию.

Ссылки

Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор, 50(4) , 370-96.

Дингра, Н., Само, А., Шанингер, Б., и Шримпер, М. (2021, 5 апреля). Помогите сотрудникам найти цель или посмотрите, как они уходят. McKinsey & Company. https://www.mckinsey.com/business-functions/people-and-organizational-performance/our-insights/help-your-employees-find-purpose-or-watch-them-leave

Приветт, Г. Определение моменты самореализации: пиковая производительность и пиковый опыт, в К. Дж. Шнайдере, Дж. Ф. Т. Бугентале и Дж. Ф. Пирсоне (ред.). Справочник по гуманистической психологии , 161-180; 2001.

Шайлз, Л., и Хокинг, Дж. Э. (1990). Армейская кампания «Будь всем, кем можешь быть». Вооруженные силы и общество , 16 (3), 369–383.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *