Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Проводить по составу разобрать: МОРФЕМА.РУС

Морфемный разбор слова – примеры (5 класс, русский язык)

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1899.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1899.

Лингвистические разборы необходимы для того, чтобы систематизировать информацию по конкретному разделу языкознания. Так, например, морфемный разбор позволяет вспомнить все изученное в разделе «Морфемика и словообразование» и применить часть знаний на практике.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Что такое морфемный разбор

Морфемный разбор слова – это разбор по составу. В ходе этого разбора школьник должен обозначить все значимые части слова.

Существуют части слова (буквы, слоги) и значимые части слова (приставка, корень и т.д.): последние имеют какое-либо собственное значение и способны влиять на смысл всего слова: дом-ик – это маленький дом.

Такой разбор ребята делают в 5 классе, а по ряду программ – и раньше. Во многих случаях поиск частей слова не вызывает затруднений, но требует внимания.

Как разобрать слово по составу

Существует устоявшийся порядок морфемного разбора. Не стоит его менять, даже если кажется, что можно сделать проще. Лучше следовать инструкции, тогда удастся избежать ошибок.

Итак, как сделать морфемный разбор?

Надо выделить окончание. Для этого следует изменить слово (имена или причастия – по падежам, глаголы – по лицам, родам (прошедшее время, условное наклонение) или числам (повелительное наклонение))

В сложных числительных бывает два окончания, в середине и на конце слова: сем-и-десят-и, семь-ю-десять-ю.

Обозначить основу (все слово без окончания; -ся входит в основу).

Затем надо найти корень. С этой целью мы подбираем однокоренные слова, то есть стараемся изменить приставки и суффиксы: можно подобрать слово другой части речи.

При этом мы помним, что

  • в корнях может быть чередование (снег – снеж-ок; люб-и-ть – любл-ю);
  • корни могут быть омонимичными (одинаково выглядеть, но обозначать разные смыслы (гор-е и гор-а).

Обозначить аффиксы: суффиксы и приставки. Надо помнить, что в слове может быть более одной приставки и более одного суффикса. Чтобы их различить, надо найти ближайшего предшественника этого слова в словообразовательной цепочке (от какого слова произошло).

Например, слово «кружочек» произошло не от слова «круг», а от слова «кружок» (а вот «кружок» – от «круг», но нам надо не «дедушку», а «папу» слова найти).

Примеры

Приведем примеры морфемного разбора слов.

Чашечка.

Окончание –а (чашечк-и, чашечк-ой…)

Чашечк- – основа.

-Чаш- – корень (чаш-ка, чаш-а, чаш-елистики)

Приставок нет.

Суффикс –к- (чашк-а + -к-) и –еч- (чередование к/ч и е с нулем звука).

Предзимний

Окончание –ий (предзимн-им, предзимн-его).

Основа – предзимн-.

Корень –зим- (зим-а, зим-ородок, зим-ушка).

Приставка пред- (зимний – пред-зимний).

Суффикс – -н- (зима – зим-н-ий).

Что мы узнали?

Чтобы выполнить морфемный разбор, необходимо действовать по плану. Сначала изменяем форму слова и находим окончание. Затем обозначаем основу. Следующий этап – поиск корня (с помощью подбора однокоренных слов). В конце ищем приставки и суффиксы.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Даяна Бесланеева

    5/5

  • Тимур Ахметов

    5/5

  • Марина Куликова

    4/5

  • Жибек Ордалы

    5/5

  • Женя Птушкин

    5/5

  • Елена Орлова

    5/5

  • Кристина Лобанова

    5/5

  • Нури Мамбетакунова

    5/5

  • Амир Рахматуллоева

    5/5

  • Сергей Дьяченко

    1/5

Оценка статьи

4. 4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1899.


А какая ваша оценка?

Страница не найдена — «Семья и Школа»

Содержание

Морфологический разбор слова «проводить»

Слово можно разобрать в 2 вариантах, в зависимости от того, в каком контексте оно используется.

1 вариант разбора

Часть речи: Инфинитив

ПРОВОДИТЬ — слово может быть как одушевленное так и неодушевленное, смотрите по предложению в котором оно используется.

Начальная форма слова: «ПРОВОДИТЬ»