Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Психические процессы и их закономерности: 4.Психические процесс, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности.

Содержание

Открытое образование — Психология

Select the required university:

———

Закрыть

Log in and enroll

Курс «Психология» ориентирован на обучающихся образовательных учреждений высшего образования по основным образовательным программам непсихологического профиля. А также на широкий круг слушателей, заинтересованных в получении знаний о психологии человека, психических процессах, свойствах и состояниях, психологических закономерностях его развития и деятельности.

  • About
  • Format
  • Course program
  • Education results
  • Formed competencies
  • Education directions

About

Курс ориентирован на обучающихся на обучающихся образовательных учреждений высшего образования по основным образовательным программам непсихологического профиля уровня бакалавриата и специалитета. А также на широкий круг слушателей, заинтересованных в получении знаний о психологии человека.

Курс позволяет составить целостное представление о психологии как науке и практике в историческом и современном контекстах. Авторы и ведущие курса – известные преподаватели СПбГУ, психологи с богатым опытом научной и практической профессиональной деятельности – раскрывают основные закономерности психологии человека, определяя понятия психических процессов, свойств и состояний; личности и деятельности; функции эмоций и чувств, а также ключевые подходы к психологической  профилактике и психологической помощи (консультированию, психокоррекции и психотерапии). Слушатели познакомятся также с возрастными особенностями развития психики, психологическими феноменами поведения человека в социальных группах, способами самоорганизации и саморегуляции. Научатся использовать психологические знания в решении задач саморазвития и эффективного взаимодействия с другими людьми. Актуализируют навыки рефлексии и управления своими психическими процессами и состояниями.   

Format

Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций,  изучение дополнительных материалов и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов, тестирование по пройденному материалу. Для получения сертификата необходимо выполнить все задания, тесты и написать финальный экзамен.

Course program

  1. Психология как наука.
  2. Психология как практика.
  3. Психические процессы и их свойства.
  4. Эмоции, чувства, психические состояния.
  5. Психология личности.
  6. Психология деятельности.
  7. Человек и общество.
  8. Социально-психологическая адаптация  личности.
  9. Психическое развитие человека и психология индивидуальных различий.
  10. Возрастные закономерности развития психики человека.

Education results

В результате изучения дисциплины обучающиеся будут


Знать:

  • определения основных понятий психологии;
  • место психологии в системе наук;
  • основные направления современной психологии;
  • основное содержание психических процессов, состояний и свойств личности человека;
  • функции эмоций и чувств в жизнедеятельности человека;
  • психологическую структуру личности;

Уметь:

  • анализировать внешние проявления психической активности человека и относить их к определённым сферам психики;
  • интерпретировать значение переживаемых человеком эмоций и чувств;
  • использовать психологические знания в решении задач саморазвития и эффективного социального взаимодействия;

Владеть:

  • навыками рефлексии и управления своими психическими процессами и состояниями;
  • представлениями об эффективной организации своей целенаправленной деятельности.

 

Formed competencies

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач 

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни 

Education directions

37.03.01 Психология
37.06.01 Психологические науки
Для обучающиеся образовательных учреждений высшего образования по основным образовательным программам непсихологического профиля уровня бакалавриата и специалитета. Курс рассчитан на широкий круг слушателей, заинтересованных в получении знаний о психологии человека.

Санкт-Петербургский государственный университет

Демьянчук Роман Викторович

Доктор психологических наук
Position: доцент кафедры психологии образования и педагогики

Василенко Виктория Евгеньевна

Кандидат психологических наук
Position: доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии

Гуриева Светлана Дзахотовна

Доктор психологических наук
Position: профессор кафедры социальной психологии

Зиновьева Елена Викторовна

Кандидат психологических наук
Position: доцент кафедры психологии личности

Костромина Светлана Николаевна

Доктор психологических наук
Position: профессор кафедры психологии личности

Петраш Марина Дмитриевна

Кандидат психологических наук
Position: доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии

Посохова Светлана Тимофеевна

Доктор психологических наук
Position: профессор кафедры психологии образования и педагогики

Савенышева Светлана Станиславовна

Кандидат психологических наук
Position: доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии

Стрижицкая Ольга Юрьевна

Доктор психологических наук
Position: профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии

Шаболтас Алла Вадимовна

Доктор психологических наук, профессор
Position: профессор кафедры психологии здоровья и отклоняющегося поведения

Щербакова Ольга Владимировна

Кандидат психологических наук
Position: доцент кафедры общей психологии

Certificate

It is possible to get a certificate for this course.

The cost of passing the procedures for assessing learning outcomes with personal identification — 1800 Р.

Similar courses

15 February 2021 — 31 December 2023 г.

Математические методы в психологии. Основы применения

СПбГУ

15 February 2021 — 31 December 2023 г.

Психотехнологии работы с персоналом

СПбГУ

1 October 2022 — 1 January 2030 г.

Социальная психология

НИУ ВШЭ

К сожалению, мы не гарантируем корректную работу сайта в вашем браузере. Рекомендуем заменить его на один из предложенных.

Также советуем ознакомиться с полным списком рекомендаций.

Google Chrome

Mozilla Firefox

Apple Safari

ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание››

Трудность раскрытия природы психических заболеваний обусловлена прежде всего чрезвычайной сложностью и опосредованностью связи между основными клиническими (психопатологическими) проявлениями болезней и их биологической сущностью. В этом отношении они, несомненно, «превосходят» все остальные заболевания человеческого организма. Психопатологические феномены в виде измененного поведения больных, их поступков, идей, высказываний и тому подобного представляют собой итоговое, результативное выражение нарушенного протекания сложной цепи мозговых процессов.

Опосредованность связи между клиническими проявлениями и биологической сущностью болезней диктует усиливающуюся во всем мире тенденцию к мультидисциплинарному изучению их, выражающую объективную необходимость «тащить» всю цепь, опосредующую эту связь. Поскольку клинические проявления представляют собой результативное выражение скрытых за ними нарушений сложных мозговых процессов, только на основании анализа этих проявлений нельзя раскрыть характер лежащих в их основе нарушений мозговой деятельности. Поэтому изучению подлежат процессы на всех уровнях сложности, исследуемые при помощи методов соответствующих наук: психологии, нейрофизиологии, биохимии, биофизики, генетики и т. д. Каждое звено изучения необходимо, но недостаточно для выяснения природы и механизмов развития психической патологии.

Наиболее ответственным в этой цепи является переход от клинических проявлений к их биологическим механизмам через изучение закономерностей нарушения психических процессов и свойств личности, что довольно долго с легкой руки эпигонов учения о высшей нервной деятельности у нас недооценивалось. Это нанесло серьезный урон отечественной психиатрии и медицине в целом.

Если психопатологические данные выявляют закономерности проявлений нарушенных психических процессов [136], то экспериментально-психологические исследования должны дать ответ на вопрос: как нарушены закономерности строения (протекания) самих психических процессов и свойств личности при той или иной патологии? Поэтому основная задача психологических исследований при изучении патологии психики — исследование психических процессов, психической деятельности и связанных с ними свойств личности.

Целесообразность, обоснованность исследования тех или иных конкретных видов психической деятельности определяются особенностями изучаемой болезни, известными психопатологическими данными о ней.

Рассматривая проблему нарушений психической деятельности при шизофрении, мы имеем в виду не все возможные и наблюдающиеся в течение болезни виды ее патологии, а те изменения, проявления которых отражаются в так называемых негативных изменениях, негативных симптомах болезни, относящихся к стойким, малообратимым изменениям личности, характерным для шизофрении. Сюда не относятся все те разнообразные нарушения мышления и восприятия, которые, развиваясь довольно быстро, характеризуясь динамичностью и, как правило, обратимостью (спонтанно или под влиянием терапии), возникают в связи с остротой состояния больных и наблюдаются в картине различных синдромов — кататонических, галлюцинаторно-параноидных, парафренных и т. д. Речь идет о тех изменениях психических процессов, психопатологические проявления которых, характеризуясь стойкостью (стабильностью или прогредиентностью) и входя в структуру различных синдромов, могут наблюдаться с самого начала болезни (даже до манифестных ее проявлений).

Наиболее отчетливо выступают вне острых состояний, при непрерывном вялом течении процесса или в ремиссиях.

Одной из наиболее старых (но не устаревающих) проблем, обусловливающих значимость экспериментально-психологического исследования закономерностей изменения познавательных процессов, является проблема своеобразия негативных психопатологических проявлений мышления и восприятия при шизофрении. Тем общим, что объединяет большинство клиницистов, независимо от их взглядов на природу, сущность и течение шизофрении, является подчеркивание необычности, причудливости расстройств мышления при шизофрении, невозможность приложить к ним известную «мерку» слабоумия, которое встречается при других психических заболеваниях, в частности при органических поражениях мозга.

По мнению многих авторов, в отличие от патологии мышления при органических поражениях центральной нервной системы, когда одновременно нарушаются способности и операции воспроизведения, внимания, синтеза, абстрагирования и т.  д., при шизофрении больные, иногда даже с грубым дефектом, могут неплохо выполнять некоторые виды довольно сложной мыслительной деятельности (счетные операции, решение конструктивно-пространственных задач, игра в шахматы и т. п.), демонстрируя при этом неплохую способность концентрации внимания и воспроизведения ранее усвоенного материала.

Эти клинические данные, «е давая сами по себе возможности понять характер нарушенного протекания процессов мышления, постоянно стимулировали и стимулируют исследователей к раскрытию сущности изменений познавательных процессов. И дело не только в субъективном желании и потребности понять этот странный. клубок особенностей, это парадоксальное сочетание, необъяснимое с точки зрения «нормальной психики» и не имеющее аналогий среди других известных видов ее патологии. Необходимость исследования закономерностей измененного протекания познавательных процессов, лежащих за этими проявлениями, диктуется более глубокими мотивами, связанными с положением о том, что эти изменения выражают то «особенное», то своеобразие патологии мозговой деятельности, которым, в частности, эта болезнь отличается от других психических заболеваний.

Другой мотив, определяющий интерес и объективную значимость изучения особенностей психической деятельности при шизофрении, связанных с негативными психопатологическими ее проявлениями, обусловлен значением самих этих проявлений (стойких, необратимых изменений личности) в общей клинической картине болезни. При всех успехах психиатрии «течения», при основополагающей роли критерия динамики (смены) синдромов, используемого для обнаружения стереотипов развития болезни (форм течения), психопатологическая характеристика негативных изменений психики три шизофрении остается на сегодня одним из клинических критериев, цементирующих понятие шизофрении и отграничивающих ее от других психических заболеваний.

Едва ли надо раскрывать значение выявления механизмов, углубления наших знаний о сути тех психопатологических проявлений, которые, являясь столь типичными, служат как объединению понятия шизофрении, так и отграничению его от других нозологических категорий.

Несмотря на то что еще со времен Е.  Блейлера [172] расстройства мышления рассматривались как основной, первичный симптом шизофрении, на основе которого формировались вторичные симптомы заболевания, многие авторы, в том числе и сам Е. Блейлер, при анализе этой патологии выходили за рамки изучения собственно познавательных процессов. Так, М. О. Гуревич и М. Я. Серейский [40] полагали, что у больных шизофренией нарушается мышление при сохранности «предпосылок интеллекта», страдают не столько интеллектуальные способности, сколько умение пользоваться ими. При этом они исходили из принятого в функциональной психологии противопоставления интеллекта как совокупности изолированных способностей и мышления, сущность которого заключаются в специальной «интерпсихической активности», интегрирующей и регулирующей интеллектуальные функции. И. Берце [170], X. Груле [189] говорили о потенциальной сохранности интеллекта при шизофрении и снижении активности мышления как следствии снижения общей психической активности.

Факты, свидетельствующие о сохранности памяти у больных шизофренией при своеобразном изменении мышления, послужили основой для предположения ряда авторов о разобщении, отсутствии согласованности актуального мышления у этих больных с опытом прошлого. Причина такого разобщения усматривалась каждый раз в соответствии с общепсихологической теорией, которую разделял тот или иной исследователь.

Так, Е. Блейлер [15] считал, что отрыв мышления от опыта у больных шизофренией является следствием разрыхления ассоциаций, и это ведет к установлению ложных, не соответствующих опыту связей. Результатом такого «отрыва» является также и то, что эти больные лучше, чем здоровые, воспринимают отклонения от обычного и могут проводить идеи, которые здоровым представляются немыслимыми. Е. Блейлер высказал предположение, что такие черты шизофренического мышления, как склонность к новому, необычный ход мышления, свобода от традиций при отсутствии грубого разрыва ассоциаций, должны благоприятствовать продуктивности в области искусства.

Другие авторы [169—171; 189] пытались объяснить разобщение мышления больных шизофренией с опытом прошлого, исходя из противопоставления продуктивного и репродуктивного мышления. Они говорили о нарушении продуктивного мышления у больных шизофренией при сохранной репродуктивной деятельности. «Разобщение мыслительного задания с опытом прошлого» является следствием «гипотонии сознания» [170]. Это снижение ведет в конце концов от «активной продукции к голой репродукции… Вместо мыслящей переработки содержания опыта выступает слепая игра форм мышления». По Берингеру, суждения больных шизофренией каждый раз строятся заново вне обычного материала мышления, задача не решается в плане имеющегося опыта и знаний. Причину такого разобщения автор видит в недостаточности «интенциональной дуги».

Основанный на противопоставлении продуктивного мышления репродуктивному вывод о неспособности больных шизофренией к продуктивной деятельности [169; 189; 94] противоречит известным фактам о сохранной способности этих больных к выполнению определенных видов мыслительной (а не чисто репродуктивной) деятельности: математического мышления, игры в шахматы, конструктивной деятельности и т. д. Эти же факты не дают основания для столь категорического вывода о разобщении актуального мышления с опытом прошлого. Такое разобщение сделало бы невозможной всякую продуктивную деятельность у больных шизофренией.

Практически все исследователи, разрабатывавшие проблемы шизофренического дефекта, и в дальнейшем опирались на эти данные, свидетельствующие о своеобразии нарушений психики у больных шизофренией. В качестве основных характеристик шизофренического дефекта выделялись прежде всего аутизм (отгороженность больного от других людей, погруженность в свой внутренний мир, потеря контакта с окружающими), эмоциональное обеднение, снижение психической активности. Большинство авторов особо подчеркивают наличие диссоциации на разных уровнях психической деятельности, как на уровне мышления, так и в более широком плане, парциальность отмечается и в эмоциональной жизни в распределении интересов и направленности личности. Указанные черты образуют то особое качество, которое проявляется при любом синдромальном «оформлении» клинической картины шизофрении. Это своеобразие на разных этапах изучения шизофрении обозначалось по-разному: как «схизис», «ослабление интенции», «дискордантность», «изменения личности». Это качество особенно явно выступает при ослаблении остроты состояния— в ремиссии, на этапах вялого, спокойного течения или в исходах болезни. Многие авторы связывают специфику проявлений шизофренического дефекта в первую очередь с личностными изменениями, нарушением структуры личности (дисгармония личностного склада [135], деформация структуры личности [196], дискордантность личности [183], а наличие псевдоорганических особенностей некоторые из них отмечают лишь при углублении дефекта.

Другой подход к рассмотрению шизофренического дефекта недоучитывает его специфику, поскольку к основным его проявлениям относится редукция энергетического потенциала [179], а также астенические и псевдоорганические расстройства. Изменения в сфере личности, эмоций, мышления вообще не рассматриваются в этом случае как признаки дефекта, поскольку они обратимы и включаются в дефект вторично.

В последние годы в систематике шизофренического дефекта наметилась тенденция рассматривать его как «политетический», имеющий сложную структуру, включающую как псевдоорганические нарушения, так и шизоидные изменения личности [167]. В. Ю. Воробьевым [26] была сформулирована гипотеза об «интеграционной» природе шизофренического дефекта, сочетающем как шизоидные, так и псевдоорганические изменения. Согласно этой концепции при медленном темпе течения заболевания на первый план выступают шизоидные изменения личности, которые завершаются формированием дефекта типа «фершробен». При прогредиентном течении шизофрении в структуре дефекта преобладают псевдоорганические расстройства, а личностные нарушения формируются по типу дефицитарных шизоидов. Интеграция двух тенденций в развитии единого дефекта позволила объединить две крайние точки зрения в трактовке шизофренического дефекта, по-разному оценивающие его специфику.

Для психологического анализа такого сложного и противоречивого явления, как патология психической деятельности при шизофрении, необходимо рассмотреть все имеющиеся клинические и экспериментальные данные с позиций современной психологической науки, используя ее новые теоретические и методологические подходы.

Наибольшее число экспериментальных работ было посвящено изучению познавательных процессов при шизофрении (мышлению, восприятию). Многие из них велись и ведутся до сих пор в русле традиционного анализа соотношения уровней когнитивных процессов — чувственно-конкретного и абстрактного [29; 190; 185; 222; 181; 210; 235]. На этом пути было получено большое число противоречивых фактов, одни из которых свидетельствовали о преимущественно «конкретном» характере мышления больных шизофренией, другие, напротив, о «сверхабстрактности» этих больных. Ряд исследований, проведенных в плане сопоставления двух уровней мышления, не подтвердили как вывода о конкретности мышления больных шизофренией, так и противоположного вывода об абстрактном характере мышления этих больных. Авторы этих исследований, используя различные тесты на классификацию предметов и формирование понятий, отмечают необычность обобщений больных шизофренией.

Таким образом, результаты исследований, ведущихся в плане анализа уровней мышления, свидетельствуют о неадекватности такого подхода для выявления патологии мышления, специфичной для больных шизофренией. Бесперспективность указанного направления все более осознается многими прежними ее сторонниками.

Другая линия исследований психических процессов была связана с выявлением фактов и механизмов так называемых «сверхвключений» при шизофрении. Этот термин был введен Н. Камероном [173; 174; 175], который в своих работах подчеркивал существенное отличие мышления больных шизофренией от детского мышления, с одной стороны, и от нарушений мышления, наблюдаемых при органических заболеваниях центральной нервной системы,— с другой. Автор характеризует мышление больных как «сверхвключающее», т. е. больные при решении различных задач привлекают избыточное количество категорий или, как это обозначалось впоследствии, информации. Это явление Камерон связывал с нарушением межличностных отношений, подчеркивая тем самым роль социальной детерминации этой патологии.

В дальнейшем исследования патологии психической деятельности велись главным образом в рамках когнитивного направления. Суть его состоит в фиксации постбихевиористских ориентации психологии, включающей в свой предмет совокупность познавательных процессов (восприятие, память, мышление, представление). В качестве ведущей детерминанты поведения здесь полагается не стимул, а знание окружающей человека действительности, конечной целью его является анализ закономерностей организации и функционирования внутренних репрезентаций среды.

Исследования когнитивной ориентации шли в двух направлениях. Первое основывалось на информационном подходе к анализу психических явлений и психической патологии; второе, не ограничиваясь анализом собственно когнитивных процессов, ставило вопрос о влиянии на эти процессы межличностных отношений.

Факты сверхвключений в познании при шизофрении были широко описаны и в разных исследованиях часто получали весьма неоднозначную интерпретацию. Так, в работах канадского исследователя Т. Вековича и его сотрудников [247] эти явления были интерпретированы с позиций известной и широко распространенной в настоящее время селективной теории американского психолога Дж. Брунера [22]. Наличие сверхвключений в мышлении больных шизофренией связывалось с их неспособностью к удержанию установки [234] или с невозможностью противостоять эмоциональным стимулам [242]. Дальнейшие исследования проблемы сверхвключающего познания связаны как с уточнением самого понятия, так и с усовершенствованием методов его изучения [177].

Направление исследований, связанных с изучением сверхвключений при шизофрении, представляется продуктивным прежде всего в отношении выявления фактов, отражающих своеобразие патологии мышления при шизофрении по сравнению с другими видами нарушений мышления. Эти факты свидетельствуют о расширении у больных шизофренией объема информации, круга свойств и отношений, включаемых в процесс мышления. Несмотря на многочисленные попытки дать разные интерпретации этих фактов, истинные психологические механизмы этой патологии остаются невыясненными. Полученные данные либо анализируются с позиций теории информации, либо предпринимаются попытки их интерпретации с позиций разных физиологических теорий. При этом собственно психологические закономерности патологии познавательной деятельности не являются предметом анализа.

Второе направление исследований, связанных с когнитивной ориентацией, ведется в русле психодинамической концепции, подчеркивающей ведущую роль средовых воздействий (в первую очередь внутрисемейных отношений) на формирование патологии психических процессов. Наиболее активно эти работы проводятся в США (Национальный институт психического здоровья, Йельский университет и др.). Эти исследования направлены на изучение семей, имеющих шизофренического потомка [206; 226; 248; 249].

Включение в исследование родителей и их потомков предполагало возможность поиска общих особенностей психики, с этой целью определялся познавательный стиль тех и других. В этих работах подчеркивалась ведущая роль средовых, внутрисемейных отношений в формировании как патологии психики, так и самой шизофрении.

Однако в настоящее время все более утверждается мнение о том, что нарушение семейных отношений является необходимым, но недостаточным условием для развития шизофрении и формирования особого познавательного стиля, который рассматривается в качестве «основной патологии» при шизофрении [186], т. е. в развитии данной патологии допускается влияние и других факторов, в частности генетического и конституционального. В этом плане ведутся работы с использованием близнецового материала [216].

Область изучения познавательных стилей лежит на стыке психологии познавательных процессов и психологии личности. Интерес к ней, явно обозначившийся в американской психологии в начале 50-х годов, свидетельствует об осознании того факта, что изучение только общих закономерностей, свойственных всем людям, не может удовлетворять психолога. Не менее важным является вопрос об индивидуальных особенностях познавательной деятельности. Таким образом, изучение познавательных стилей явилось необходимым дополнением к исследованию общих механизмов познавательной деятельности. Познавательный стиль рассматривается как особенность познавательных процессов (в первую очередь восприятия и мышления), которая устойчиво проявляется у человека в различных ситуациях, при решении разных задач. Следует подчеркнуть, что здесь речь идет о стилистических особенностях познавательной деятельности, изучаемых независимо от ее содержания.

Безусловным достоинством этого подхода являются выход за пределы исследования собственно когнитивных процессов, изучение их личностного аспекта. Однако само понятие «нарушение когнитивного стиля» основано на рассмотрении конгломерата различных видов патологических реакций и процессов без анализа их внутренних взаимосвязей как отражения единой системы.

Важное место в современных исследованиях занимают вопросы о роли социального опосредования психической деятельности. В них затрагивается широкий круг проблем, в частности, связанных со способностями больных шизофренией к генерированию идей и принятию решений в интерперсональных проблемных ситуациях, к решению межперсональных проблем [220]. Было показано, что больные шизофренией по сравнению со здоровыми людьми имеют менее сложные и дифференцирующие личностные конструкты. Рядом авторов исследовалось влияние социального подкрепления и социальных оценок на поведение больных шизофренией. Результаты исследований показали меньшую подверженность больных социальному подкреплению и снижение роли социальных оценок, что, безусловно, оказывает влияние и на качество межперсональных отношений и функционирования. Для его изучения создаются различные теоретические модели. Однако отдельные компоненты, входящие в структуру межперсонального функционирования, как правило, изучаются изолированно друг от друга, а не в единой системе [245].

Целостную картину особенностей социального поведения больных шизофренией, включающую и мотивационный, и регуляторный, и поведенческий компоненты, можно получить лишь при реализации деятельностного подхода в исследовании, предполагающего изучение больных в реальной деятельности, в процессе их «живого» взаимодействия с окружающими.

Деятельностный подход к анализу психических явлений разрабатывается в отечественной психологии, в его основе лежат труды С. Л. Рубинштейна [123], А. Н. Леонтьева [77]. Суть его составляет положение о том, что психическое формируется и реализуется в деятельности человека посредством сложного взаимодействия внешних и внутренних условий.

С. Л. Рубинштейн раскрыл принцип индивидуализации личности как избирательность внутреннего по отношению к внешнему, способность внутреннего преобразовывать внешнее, опосредовать его и объективировать. Развивая далее эти положения, К. А. Абульханова-Славская [2] подчеркивает принципиальное значение этого метода в построении теории личности и в разработке ее типологии. Особенность такого подхода состоит в том, что этот метод не предполагает набора черт личности, а выявляет движущие силы ее активности, соотносит их с социальными потребностями, с общественными движущими силами. Часто в социальной психологии разрываются внутренняя активность личности и ее социальные позиции, динамика усматривается только в смене ролевых позиций, в их исполнении, не затрагивающем внутренней активности личности. Диалектический принцип — внешние причины действуют через внутренние условия — фиксирует не факторное совпадение тех или иных особенностей личности с теми или иными общественными процессами, а причинные способы связей внешних и внутренних тенденций, реализуя принцип анализа личности через ее жизнедеятельность. Организация жизни личностью осуществляется при одновременном встречном процессе регуляции со стороны общества и на основе саморегуляции. Одной из форм активности, которая может по праву считаться движущей силой личности, является ее направленность.

Личностный подход помогает преодолеть разрыв между рассмотрением мышления как интеллекта, с одной стороны, и когнитивного отношения к миру — с другой. Предметом первого является решение проблем и задач, предметом второго — познание социального мира. Соответственно механизмы интеллекта как творчества и решения проблем—одни, механизмы когнитивного отношения к миру — другие. Как отмечает К. А. Абульханова-Славская [3], выявить единство и различие двух областей знаний, развивающихся сегодня обособленно, возможно только через анализ личности. Преобладание в когнитивном отношении проблемного аспекта, способность преодолеть установочность мышления и т. д. зависят не только от интеллектуального потенциала личности, ее креативности, но и от ее социально-психологической позиции, перехода к выделению универсального и общезначимого. Если личность стоит на общезначимых позициях, ее мышление не монологично, а диалогично, объект рассматривается одновременно с разных позиций; ее установки, когнитивные схемы носят более всеобщий характер по сравнению с личностью, занимающей эгоцентрическую позицию.

Основой, определяющей рассмотрение психики человека в целом, является личность в единстве ее исходных побуждений и мотивов, ее направленности и конечных целей. Задачей психологической. науки является выделение отдельных компонентов и раскрытие структурных взаимосвязей внутри этого единства. Этот подход развивался в целом ряде исследований советских психологов. В патопсихологии такой личностный подход осуществлялся прежде всего в трудах Б. В. Зейгарник [46—50].

Б. В. Зейгарник указывала на два возможных пути в исследовании патологии личности: более прямого — наблюдения за поведением и реакциями больного в ситуации эксперимента наряду с анализом данных историй болезни и опосредованного выявления изменений личности с помощью эксперимента, например при исследовании познавательных процессов, поскольку познавательные процессы не существуют изолированно от установок личности, ее потребностей, эмоций. Она явно отдавала предпочтение методам, реализующим деятельностный подход по сравнению с использованием анкет, опросников и т.  д. Такой деятельностный подход реализовался в экспериментальных исследованиях путем изучения системы мотивов у больных [49; 51].

Категория синдрома, синдромальный психологический анализ нарушений психической деятельности являются центральным моментом настоящей работы.

Вслед за А. Р. Лурия [82], исследовавшим больных с локальной (очаговой) патологией головного мозга, нами с конца 60-х годов разрабатывается и применяется синдромный психологический подход при изучении природы психических болезней [111; 112; 114; 115]. Онтологическую основу синдрома составляет всякое патологическое состояние организма, обусловливающее изменение комплекса (системы) взаимосвязанных функций и процессов.

Продолжая эту линию исследований применительно к анализу патологии психической деятельности у больных шизофренией, мы рассматриваем нарушение мотивации в структуре основного патопсихологического синдрома. Он представляет собой систему нарушенных психических процессов и свойств, составляющих психологическую основу негативных изменений психики при шизофрении (аутизм, снижение психической активности, эмоционального изменения и др. ). Задачей исследования являются выделение отдельных компонентов внутри этой единой системы и анализ их взаимосвязей. Определение ведущих компонентов в структуре психологического синдрома позволит рассмотреть его разновидности.

Гипотеза исследования: ведущим компонентом патопсихологического синдрома, определяющего специфику шизофренического дефекта (всех его разновидностей), является нарушение потребностно-мотивационных характеристик психической деятельности. Они включают систему потребностей, в первую очередь потребность в общении, характеристики психической активности, определяемые потребностями, и эмоционально-волевые процессы.

Нарушение исполнительского компонента регуляции — средств осуществления деятельности (способности, операции, способы действий, навыки, умения и т. д.) — вторично и зависит от уровня снижения потребностно-мотивационных характеристик психики.

Гипотеза и основные задачи определили методические приемы исследования, предполагающие включение испытуемых в виды деятельности, различающиеся по структуре, содержанию, сложности, по степени социального опосредования, выполнение которых связано с разными уровнями регуляции.

Согласно сформулированной гипотезе особое значение имело введение в ситуацию эксперимента разного рода мотивирующих стимулов. Это позволяло обнаружить скрытые, резервные возможности испытуемых, которые вследствие снижения мотивации оставались у них нереализованными. Вместе с тем сам факт возможности повышения уровня деятельности под влиянием мотивирующих стимулов мог бы стать наиболее прямым доказательством мотивационной природы снижения уровня социальной регуляции деятельности.

Существенной особенностью исследования явился принцип клинической определенности изучаемой группы больных. Недооценка значения четкой клинической дифференциации больных в рамках шизофрении является наиболее распространенной ошибкой большинства психологических исследований данной проблемы, как отечественных, так и зарубежных. Неоднородность обследуемых больных не позволяет выявить действительных закономерностей нарушения психических процессов, так как при разных вариантах болезни эти закономерности могут быть различны. Необходимость клинической дифференциации диктуется направленностью исследования на изучение изменений психических процессов, лежащих в основе негативных психопатологических проявлений болезни.

Нами исследовались различные возрастные группы больных непрерывной и приступообразной шизофренией в сопоставлении с соответствующими возрастными группами здоровых испытуемых. Общей клинической чертой исследованных больных являлось наличие в разной степени выраженных негативных симптомов при практическом отсутствии продуктивной симптоматики в период исследования: больные, как правило, исследовались в состоянии ремиссии.

Умственная обработка непрерывна, а не как компьютер

Теория о том, что разум работает как компьютер, в ряд отдельных этапов, была важным шагом в когнитивной науке, но она изжила себя, заключает новое исследование Корнельского университета. . Наоборот, разум следует рассматривать скорее как работающий так же, как и биологические организмы: как динамический континуум, переливающийся сквозь оттенки серого.

В новом исследовании, опубликованном на этой неделе в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (27 июня — 1 июля), Майкл Спайви, психолингвист и доцент психологии Корнеллского университета, отслеживал движения мыши студентов бакалавриата во время работы в компьютер. Полученные данные убедительно доказывают, что понимание языка является непрерывным процессом.

«В течение десятилетий когнитивные и нейрофизиологические науки рассматривали психические процессы так, как если бы они включали передачу дискретных пакетов информации в строго прямой связи от одного когнитивного модуля к другому или в виде цепочки отдельных двоичных символов — как цифровой компьютер, — сказал Спайви. «Однако в последнее время все больше исследований, таких как наше, поддерживают динамические системные подходы к разуму. В этой модели восприятие и познание математически описываются как непрерывная траектория через многомерное ментальное пространство; нейронная активация паттерны перетекают туда и обратно, создавая нелинейные, самоорганизующиеся, возникающие свойства — как в биологическом организме».

В своем исследовании 42 студента слушали инструкции, чтобы нажимать на изображения различных объектов на экране компьютера. Когда студенты слышали слово, такое как «свеча», и им предъявлялись две картинки, названия которых не были похожи друг на друга, например, свеча и куртка, траектории их движений мыши были совершенно прямыми и направлялись прямо к свече. Но когда ученики услышали слово «свеча» и им представили две картинки с похожими по звучанию названиями, например, свеча и конфета, они медленнее нажимали на правильный объект, а траектории движения их мыши были гораздо более искривленными. Спайви сказал, что слушатели начали обрабатывать услышанное еще до того, как было произнесено все слово.

«Когда возникала двусмысленность, участники ненадолго не знали, какая картинка правильная, и поэтому несколько десятков миллисекунд находились одновременно в нескольких состояниях. Они не доходили до одной картинки, а потом корректировали свое движение если они понимали, что были неправы, но вместо этого они путешествовали по промежуточной серой зоне», — объяснил Спайви. «Степень кривизны траектории показывает, насколько другой объект конкурирует за их интерпретацию; кривая показывает непрерывную конкуренцию. динамическая система».

Компьютерная метафора описывает познание как находящееся в определенном дискретном состоянии, например, «включено или выключено» или в значениях нуля или единицы, и в статическом состоянии до движения вперед. Если была двусмысленность, модель предполагала, что разум торопится перейти к тому или иному состоянию, и если он понимает, что ошибся, то вносит поправку.

«Думая о познании как о работе биологического организма, с другой стороны, вам не обязательно находиться в одном состоянии или  другом, подобно компьютеру, но вы можете иметь промежуточные значения — вы можете частично один штат и  другой, а затем, в конечном итоге, тяготеть к уникальной интерпретации, например, при окончательном распознавании произнесенного слова», — сказал Спайви. Модель предполагает, что сенсорный ввод обрабатывается непрерывно, так что даже частичный лингвистический ввод может начать «динамическую конкуренцию между одновременно активными представлениями».

7 основных аспектов психологии (упрощенно)

Содержание страницы

Перспективы психологии

Психология — это изучение человеческого разума и поведения. Многие психологи определили и представили различные взгляды на интересы и объяснения человеческого поведения. В связи с этим возникло много направлений в психологии.

Начиная с Аристотеля и заканчивая современным определением психологии, не возникло ни одного единого взгляда как правильного способа рассмотрения человеческого поведения и психических процессов. В настоящее время точки зрения основоположников психологии настолько смешались, что уже не существуют как отдельная школа мысли.

В психологии появились следующие основные направления: когнитивное, поведенческое, психодинамическое, гуманистическое, биологическое, социокультурное и эволюционное.

1. Когнитивная перспектива

Одной из важных психологических точек зрения является когнитивная перспектива психологии. Он фокусируется на обработке, организации, хранении и извлечении информации и связан с высшими психическими процессами, такими как мышление, память и т. д.60-е годы. Наибольший вклад в эту точку зрения внесли Джордж Миллер (1920), Джером Брунер (1915) и Ульрих Нейссер (1928).

Познание охватывает высшие интеллектуальные процессы, такие как восприятие, убеждение, мышление, запоминание, знание, решение и т.д. Слово «Когнито» означает «я думаю». Познание — это психический процесс, в ходе которого информация получается, обрабатывается, передается, сохраняется, извлекается и используется. Он исследует мышление, то, как мы знаем и понимаем слова, решаем проблемы, принимаем решения, используем язык, сообщаем свои мысли другим.

Например, если кто-то останавливает нас на шоссе, и если мы чувствуем, что ему нужна помощь (его машина сломана), мы можем перестать предлагать помощь и вспомнить, что кто-то однажды помог нам в подобной ситуации.

С другой стороны, если мы думаем, что он планирует грабить под дулом пистолета или вспоминать неприятную аварию с похожей ситуацией, мы не будем ему помогать. Это говорит о том, что познание помогает анализировать ситуацию. С этой точки зрения познание играет жизненно важную роль в управлении поведением.

2. Поведенческая перспектива

Еще одна важная психологическая перспектива – это поведенческая перспектива психологии. Он основан на наблюдаемом поведении без придания значения психическим процессам, таким как мышление, в котором подчеркивается, что обучение играет ключевую роль в контроле и влиянии на все поведение.

Поведенческая перспектива психологии предполагает, что наблюдаемым является только демонстрируемое поведение, а не психические процессы. Идею бихевиоризма ввел Дж. Б. Уэстон, работа Ивана Павлова, оказавшая на него влияние.

Уотсон, затем высказал мнение, что человеческое поведение можно измерить посредством наблюдаемого поведения, а не путем изучения разума или сознания. Он сформировал и практиковал эти принципы для животных, которые позже были открыты для людей.

Позднее этим взглядам на психологию следовал Б. Ф. Скиннер, один из величайших современных психологов. Скиннер использует поведение очень просто. Он использовал для лечения болезней и изменения поведения животных в различных условиях. Принципы Скиннера также используются для дрессировки дельфинов, тюленей и других животных, которых можно найти в цирке или дома.

3. Психодинамическая перспектива

Зигмунд Фрейд разработал психодинамическую технику, используемую для изучения ненормального поведения. Фрейд считал, что корнем психологических проблем являются мотивы сексуального и агрессивного характера, которые остаются на бессознательном уровне психики.

Термин «психодинамический» используется потому, что эти бессознательные мотивы и конфликты влияют на наше поведение, даже если мы не знаем об их существовании. Они проявляются замаскированными, символическими способами, такими как сны, оговорки, а иногда и психологические проблемы.

Фрейд также обращал внимание на раннее детство и подчеркивал, что ранние переживания оказывают большое влияние на развитие личности. Психодинамическая точка зрения широко известна тем, что лечит неадекватное поведение путем переноса бессознательных причин дистресса на сознательный уровень.

4. Гуманистическая перспектива

Особое внимание уделяется психологическому здоровью человека посредством психотерапии, уделяя особое внимание свободе воли человека, ценностям и доброте людей.

Гуманистическая перспектива психологии была разработана Абрахамом Маслоу, Карлом Роджерсом и Виктором Франклом в XIX веке.50-х и 1960-х годов. Эта точка зрения имеет совершенно иной взгляд на людей по сравнению с точками зрения психоанализа и психологии бихевиоризма.

Эта перспектива фокусируется на свободе контроля человеческого поведения. По их мнению, каждый человек уникален и воспринимает мир по-своему. Один из наиболее важных гуманистических принципов заключается в том, что все люди имеют мощную врожденную тенденцию к росту и совершенствованию в полной мере, а также желание взять под контроль свою собственную жизнь.

Психологи-гуманисты являются «наименее научными» из всех направлений психологии. Принцип, на который они ориентируются, очень трудно исследовать научно, поскольку он характеризует философские аспекты человеческой жизни.

5. Физиологическая или биологическая перспектива

Основное внимание уделяется физиологии, связанной со всеми формами поведения и психическими процессами. Использует исследовательские инструменты для изучения функционирования мозга и нервных импульсов и фокусируется главным образом на роли наследственности в нормальных и ненормальных моделях поведения.

Каждое поведение человека связано с физиологическими изменениями в организме. Рабочие отношения между телом, поведением и психическими процессами находятся в центре внимания биологической точки зрения. Физиологическая точка зрения описывает роль нервных клеток в различных аспектах поведения человека в эмоциях, рассуждениях, решении проблем, интеллекте, речи и т. д. способности. Они также концентрируются на генетике поведения, чтобы определить, насколько гены и окружающая среда влияют на индивидуальные различия.

Карл Лешли уделил особое внимание непрерывной деятельности мозга и его взаимодействию с окружающей средой, а также динамическому составу взаимодействующих систем. Лэшли выделял усталость, низкую мотивацию и плохую память как три фактора, которые особенно важны для забывания.

6. Эволюционная перспектива

Основное внимание уделяется тому, как естественный отбор благоприятствует признакам, способствующим продолжению генов. Как эволюция влияет на поведенческие тенденции и как это поведение или структура помогают адаптироваться к окружающей среде?

Эволюционная перспектива основана на работе, разработанной Чарльзом Дарвином (1859 г.), который популяризировал теорию эволюции почти 150 лет назад. Эволюционная точка зрения фокусируется на роли физической структуры и поведения в процессе адаптации организма к окружающей среде.

Дарвин в своей теории эволюции популяризировал три основных компонента: дисперсию, наследование и отбор.

  • Изменчивость относится к тому факту, что организмы, принадлежащие к данному виду, изменяются по-разному. Каждое человеческое существо имеет индивидуальные отличия, отличающиеся формой, размером, интеллектом, личностью, здоровьем и так далее.
  • Наследование относится к тому факту, что некоторые из этих вариаций могут передаваться из поколения в поколение
  • Отбор относится к определенному поведению, которое организмы адаптировали к окружающей среде.

7. Социально-культурная перспектива

Основное внимание в социокультурной перспективе уделяется тому, как поведение и мышление различаются в разных культурах.

То, как люди социализируются и развиваются с раннего возраста до старости, объясняется с точки зрения психологии, известной как социокультурная перспектива. Социокультурная психология объясняет, как наша личность, убеждения, отношение, навыки и ценности формируются нашей культурой, этнической принадлежностью, полом, религией и другими важными социокультурными факторами.

Социально-культурные аспекты касаются того, как люди взаимодействуют, взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом, чтобы влиять и подвергаться влиянию друг друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *