3.Психические явления, их сущность и классификация.
Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. В противоположность идеализму материалистическое понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи, а материя – как первичное, как субстрат (основа), носитель психики.
Все психические явления делятся на три группы:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.
Психический процесс-это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.
Психическое отражение-это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы-это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.
Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.
Вся психическая деятельность человека-это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.
Психическое состояние-это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.
Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.
Психическое состояние-это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.
Все психические состояния подразделяются на четыре вида:
1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).
2.Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния-стресс, аффект, фрустрация).
3.Волевые состояния—инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).
4.Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).
Предмет психологии менялся с течением времени. Во времена господства интроспекции он неразрывно связывался с ее методом и представлял собой сферу сознания человека. Во втором десятилетии XX в.,в связи с развенчанием метода интроспекции, произошла смена предмета психологии: им стало поведение человека. Так в психологию были введены совершенно новые факты — факты поведения. Но сознанию как предмету психологии можно противоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому — внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые процессы психические — как наблюдаемые лишь опосредованно, через «побочные эффекты» (процесс душевный бессознательный).
С позиций теории деятельности, предмет психологии — законы порождения и функционирования отражения психического индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Здесь деятельность принимается как исходная реальность, с коей имеет дело психология, а психика рассматривается как ее производная и как ее неотъемлемая сторона. Так что психика не может существовать вне деятельности, а деятельность — вне психики. Упрощая, можно сказать, что предмет психологии — психически управляемая деятельность. Более узкая точка зрения — выделение как предмета психологии деятельности ориентировочной — системы психического управления деятельностью. В практике исследований это реализовалось в русле двух стратегических линий: в одной из них деятельность выступает как предмет исследования, в другой — как объяснительный принцип.
Так, представления о строении деятельности, о ее динамике, формах, о процессе интериоризации и прочем — результат реализации первой линии. А применение понятий и положений теории деятельности к анализу процессов психических, сознания, личности — результат реализации второй линии. Обе линии тесно переплетаются, и успехи каждой из них составляют основу для развития другой.что это такое и как их усовершенствовать?
С момента рождения человек непрерывно развивается, становится сильнее и умнее, приспосабливается к внешним условиям. И на каждом этапе развития совершенствует психические процессы: речь, мышление, воображение, запоминание. Раскрыть объемную тему психических процессов в одной статье невозможно. Рассказываем о базовых понятиях, общей классификации, устройстве и проявлениях человеческой психики.
Что такое психические процессы?
Психические процессы — это все формы психической активности, которые дают человеку сведения об окружающем мире на разных уровнях, а также организуют полученные знания таким образом, чтобы их можно было сохранить и воспроизвести. Это все каналы общения человека с миром: ощущения, речь, память, эмоции. То, что всегда рядом с нами и внутри нас. У каждого психического процесса есть ряд характерных только для него черт и закономерностей, но все они тесно взаимосвязаны друг с другом, сливаясь в одну целостную архитектуру психики.
Психические процессы отражают действительность через разные формы нейропсихических явлений. Они предоставляют «материал» для образования структурных единиц внутреннего мира человека и противопоставляются всем телесным или физиологическим реакциям организма.
Психические процессы:
- Вызываются внутренними раздражителями нервной системы, а также воздействиями извне.
- Имеют свое начало, развитие и конец, которые проявляются разными реакциями психики.
- Завершение одного этапа связано с началом следующего. В этом заключается принцип непрерывности психики в моменты бодрствования.
- Не просто оставляют «отпечаток» от внешних раздражителей, но соотносит его с картиной личного опыта и стороннего наблюдения за окружающим миром.
- Не только «оживляют», но «одушевляют» организм.
Психические процессы вместе со свойствами и состояниями личности принимают участие в организации всех форм проявления психики. Но состояния психики статичны, а процессы – динамическая структура, которая не просто участвует в жизнедеятельности, но развивается в ней. То есть усовершенствуется всю жизнь человека. Психологические процессы вместе с врожденными особенностями и внешними условиями формируют психические особенности личности: темперамент, характер, мотивацию, способности.
Пройти тест на темперамент
Психологическая метафора для лучшего понимания психических процессов.
Психологию, даже прикладную, невозможно назвать точной наукой. Понять ее человеку без специальных знаний или технарю, который привык мыслить формулами, непросто. Чтобы привязать сложный научный язык к повседневному опыту, ученые используют метафоры. Для объяснения сути психических процессов психологи используют метафору «Автобус»:
- Представьте, что вы водитель автобуса, который едет по маршруту «длинною в жизнь».
- На каждой остановке вы подбираете разных пассажиров. Это личные воспоминания, телесные ощущения, привязанности, мысли, эмоции, знания, привычки, навыки.
- Некоторые пассажиры вам симпатичны. Такие милые, они вызывают только положительные ассоциации. Это воплощение ваших приятных воспоминаний, которые хочется сохранить подольше.
- Есть такие, что вам неприятны. Это злобные, агрессивные пассажиры. Вам хочется, чтобы они поскорее вышли или пересели в другой автобус. Они воплощают вашу боль, травмирующие воспоминания.
- Постепенно пассажиров набирается так много, что они хотят сами управлять автобусом или изменить маршрут.
- Вы как водитель должны принять решение: смириться с их требованиями, отдать управление, высадить прямо на ходу или попытаться с ними договориться. Но стоит помнить: если ваш маршрут будет зависеть только от воли пассажиров, жизнь станет невыносимой. А при неудачном стечении обстоятельств может случиться авария – личностное расстройство.
- Но есть другое решение: сделать остановку, познакомиться со всеми пассажирами, оценить их сильные или слабые стороны, принять их и перестать бороться. А после – следовать туда, куда нужно именно вам.
Феноменология проявлений человеческой психики.
Психические процессы – центральный предмет исследования науки психологии, внутри которого накапливаются знания о том, как взаимодействуют, формируются, развиваются, функционируют разные проявления психики. Но, несмотря на нарастающее обилие фактов, единой общепризнанной классификации психических процессов нет.
Базовая классификация.
К общепринятому пониманию психики привели труды многих ученых. Это работы П. К. Анохина, И. М. Сеченова, С. Л. Рубинштейна, Б. Ф. Ломова. Одним из самых первых считается деление на разум, чувство, волю. Но сегодня наиболее полной признана типология, советско-американского психолога Льва Веккера. Он предложил различать две группы процессов:
- Познавательные (ощущение, восприятие, мышление). С их помощью человек получает и обновляет необходимые знания. В свою очередь делятся на две ступени. Первая – это чувственное познание, которое человек получает при воздействии раздражителей на органы чувств. Вторая – это образы, возникающие после переработки первичной информации. Вторая ступень обеспечивает рациональное познание мира.
- Сквозные (память, внимание, воображение). Связаны с нервными проявлениями, которые организуются на нейронном уровне, «пронизывают» сознание и образовывают ось психологического времени. Поэтому они называются сквозными.
Классификация по Веккеру описывает две оси психических процессов, которые взаимодействуя друг с другом, помогают человеку участвовать в познании, регулировать деятельность, приобретать и практически применять знания, навыки, привычки.
Пройти тест на психику
В некоторых классификациях добавляют еще две группы:
- Регуляционно-волевые.
- Коммуникативные. Обеспечивают взаимодействие людей при выполнении конкретных задач или во время общения.
Классификация психологических процессов выстраивается по восходящей иерархии, отображающей стадии знакомства личности с миром. Сначала ребенок непосредственно контактирует с окружением, с помощью органов восприятия познает объекты, природу, людей. Постепенно развивается чувствительность, формируются ощущения. Ощущения дают базовый материал для представлений, сложных образов. Далее результаты общения с миром записываются в памяти, развивается интеллект, речь. Без них человек не может взаимодействовать с другими людьми, играть, трудиться или обучаться. Зрелая психика оперирует старыми образами, создает новые через воображение, познает свойства мира через мышление, включает сознательную саморегуляцию. Иногда восприятие искажается, создавая иллюзии, фантазии, галлюцинации.
Составные элементы психики.
Деление психики на психические процессы – это условное разделение на составные элементы:
- Ощущение. Психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды (зрение, слух, вкусовые, вестибулярные, двигательные и тактильные ощущения).
- Восприятие. Формирование целостного образа внешних предметов или явлений.
- Мышление. Высшая, наиболее сложная форма познания реального мира, построенная на двух принципиально различных механизмах: получение знаний и собственные умозаключения.
- Сознание. Высший уровень развития психики и внутренний мир человека.
- Речь. Инструмент вербального общения, который помогает передавать и усваивать информацию, общаться, думать, размышлять, фантазировать, развивать интеллект.
- Внимание. Избирательная направленность на предмет, сосредоточенность на объекте познания.
- Память. Способность запечатлеть, сохранить, воспроизводить опыт в нужный момент, умение накапливать впечатления, сведения, навыки, программы поведения.
- Запоминание. Умение закрепить в памяти новую информацию, соотнести ее с уже полученным знанием (сюда же относят механизмы забывания).
- Воображение. Способность преобразовывать полученные из прежнего опыта впечатления, создавать на их основе новые образы, представления, картины.
- Сенсорная абстракция. Способность психики порождать чувственные образы из звукового потока (в зависимости от тембра, ритма, громкости голоса, проставленных акцентов, ударений).
- Ассоциации. Умение формировать в сознании новые образы с учетом прошлого опыта, знаний, телесных ощущений.
- Творчество. Деятельность, в результате которой человек создает новые идеи, предметы, духовные или материальные ценности.
- Потребности. Ощущение физиологического или психологического недостатка в чем-либо, которое проявляется в зависимости от ситуации.
- Эмоции. Особые состояния, проявляющиеся переживанием значимых ситуаций, явлений или событий в течение жизни.
- Сила воли. Способность организовать свои психофизиологические ресурсы так, чтобы развить личность, аккумулировать энергию для достижения заметных результатов.
Пройти тест на тип личности
Как усовершенствовать свои психические процессы?
В организме все настолько тесно взаимосвязано, что «прокачка» одного психологического свойства автоматически улучшает другие. Например, невозможно усилить внимание без улучшения памяти, память – без запоминания, запоминание – без восприятия. Но есть одно качество, без которого развить другие очень сложно. Это сила воли. Можно точно сказать, что каждое решение, каждое действие, каждый поступок зависят от того, насколько развита у человека сила воли.
К счастью, недостаток силы воли не приговор. Ее можно укрепить и развить в любом возрасте. Вот несколько советов как развить силу воли.
- Поставить перед собой цель. Чтобы пробудить силу воли нужно понять, чего и почему мы хотим и как собираемся этого достигать.
- Планировать. Время без планирования куда-то девается, а жизнь превращается в хаос. Особенно, когда силы воли еще недостаточно крепка, чтобы круглосуточно контролировать ситуацию. Планирование поможет правильно распределить работу, время, силы, чтобы совершить намеченное, но не чувствовать себя опустошенным.
- Заключить пари или дать публичное обещание. Сказанное только себе легко нарушить. Зато публичное обещание не позволит просто так отступить от намеченного. Тем более, если завести привычку регулярно отчитываться перед друзьями о сделанном.
- Укреплять самоконтроль. Сила воли похожа на мышцу, которая слишком быстро истощается при таком обилии искушений. Самоконтроль помогает справляться с мелкими соблазнами, чтобы не навредить себе в будущем.
- Следить за распорядком дня. Как любая мышца в организме, сила воли потребляет много энергии. Чтобы пополнять энергию сопротивления соблазнам, нужно высыпаться, заниматься спортом, общаться с друзьями, придерживаться правильно питания.
- Не корить себя. Силу воли истощают не только соблазны, но и постоянное чувство вины. Нет смысла ждать от мышц беспредельной физической силы, а от психики – безлимитной силы воли. Нужно помнить, что ментальная волевая мышца требует не только тренировок, но и отдыха.
Психические процессы – научная тема, которая тесно связана с повседневной жизнью. Знания о том, как устроены психика, мозг, сила воли, интеллект дают ответы на многие, хоть и достаточно противоречивые вопросы: как устроен мир, как устроены люди и их отношения. Но главное – дают глубокое понимание себя, возможность получить контроль над своей жизнью и регулировать баланс.
Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ
Эссенциализм | Encyclopedia.
comЭссенциалисты верят, что истинные сущности существуют. В «Метафизике » Аристотель (384–322 гг. до н. э.) уточняет классическое определение: сущность вещи — это то, о чем говорят, что она есть сама по себе. Это то, что наиболее нередуцируемо, неизменно и, следовательно, конституирует вещь. Сущность вещи есть то свойство, без которого вещь перестала бы существовать как она сама. Каждая отдельная вещь есть одно и то же, что и ее сущность, необходимо и не случайно. Объекты получают свою согласованность и понятность из неизменности и однородности лежащих в их основе сущностей. Сущность принадлежит прежде всего и просто субстанции. Субстанция вещей есть их первопричина бытия. Сущности предшествуют идеям или практикам и являются их причиной. Все вещи, имеющие одну и ту же субстанцию или сущность, идентичны. Только вид или род могут иметь сущность. Сущность относится к вещи вообще, она не вытекает из многообразных частностей вещи. Определить сущность — значит объяснить первичную реальность, которая не предполагает утверждения чего-то о чем-то другом. Таким образом, эссенциализму присущ особый набор онтологических постулатов. Существует царство бытия вне времени и культуры или исторических изменений. Это царство является реальным, стабильным, структурированным и вечным, лежащим в основе потока и хаоса бесконечного разнообразия преходящих проявлений. Реальный мир создан состоит из однородных, ясных и отличных друг от друга сущностей. Врожденные или данные сущности естественным образом сортируют объекты по видам или видам (естественным видам). Полученные категории вечны, неизменны, стабильны и универсальны.
Сущности и Знания
Философы расходятся во мнениях относительно того, могут ли люди постигать такие составляющие сущности. В то время как Платон (ок. 428–348 или 347 г. до н. э.) и Аристотель утверждают, что могут, другие, такие как Иммануил Кант (1724–1804), отрицают возможность прямого постижения ноуменального мира (каковы вещи сами по себе). Таким образом, вера в постижимость сущностей требует дополнительных допущений относительно природы разума и языка. У самого разума должна быть сущность, некая существенная способность, дающая ему право прямо и точно регистрировать сущность вещей. Для Платона и Аристотеля эта способность есть разум. Постижимость сущностей также требует постулирования языка как нейтральной, прозрачной среды. Язык — это средство сообщения; оно не может ни войти в состав записанной сущности, ни исказить ее, ибо тогда наше знание сущностей никогда не достигло бы эйдетической точности.
Эссенциализм — это ответ на проблемы узнавания и смысла. Как среди всего многообразия эмпирического опыта и множественных форм, которые принимают объекты, мы распознаем множество по-разному выглядящих вещей как экземпляры одного и того же явления? Откуда берутся категории, в которых и посредством которых мы организуем эмпирический опыт? Как утверждают шотландский философ Дэвид Юм (1711–1776) и другие, у нас нет прямого эмпирического опыта абстрактных общих категорий. Непосредственный эмпирический опыт есть преходящий поток мимолетных чувственных впечатлений и ощущений. Стулья, например, бывают разных цветов, размеров и форм. Тем не менее, мы признаем многие вариации экземплярами одного вида. Как это возможно? Платон утверждает, что такое признание зависит от предшествующего существования формы или сущности, стула или идеи стула. Такая идея — чистая форма, и все эмпирические кафедры — просто приближения к этой идее. В то время как приближения изменчивы и все эмпирические объекты в конце концов разрушатся или исчезнут, идея или чистая форма стула вечна.
Сущности и этика
Как у Платона, так и у Аристотеля сущность переплетается с другим понятием, телосом. Телос означает цель, конец и добро. Его сущность заключается в том, чем должна быть вещь. Материя — это всего лишь полный потенциал, нереализованный. Только осознав свою сущность, вещь может полностью существовать. Однако Платон и Аристотель расходятся во мнениях относительно того, насколько полно сущность может быть реализована в эмпирическом мире. Для Платона чистая сущность может быть реализована в лучшем случае несовершенно, пока она смешивается с какой-либо эмпирической материей. Аристотель не считает, что все такие смеси изначально порочны. Тем не менее, для обоих эта необходимость имеет как этические, так и экзистенциальные коннотации. Понимание человеческой сущности одновременно и обязательно обусловливает то, что мы есть и чем (или как) нам хорошо быть. Люди должны актуализировать и соответствовать этой истинной сущности. Только тогда мы сможем жить полноценной человеческой жизнью. Однако для того, чтобы добро, действительное и истинное совпали, необходимы дополнительные метафизические допущения. Например, и Платон, и Аристотель постулируют, что вечный и универсальный закон природы управляет реальным миром. Естественный закон наделяет каждую вещь, человека и человеческую ассоциацию или практику своим особым телосом. Это гарантирует, что цель, цель и благо каждой вещи идентичны. Осуществляя свое назначение, вещь также обретает свое естественное завершение и свое благо. Естественный закон познаваем, но не создан человеческим разумом. Присущей разуму является обязанность и способность открывать этот закон и соответствующим образом приспосабливать наши души и социальные устройства.
Возражения эмпириков против эссенциализма
Многие философы возражают против эссенциализма. Эмпирики, такие как английский философ Джон Локк (1632–1704), отвергают его априорное постулирование врожденных идей или универсальных истин. Они утверждают, что единственная предсуществующая реальность — это человеческая способность к чувственному опыту и осмыслению его. В отличие от Аристотеля, Локк утверждает, что все знания происходят из чувственного опыта, а простые идеи, вытекающие из наших ощущений и непосредственных мыслей, представляют пределы познаваемого. Реальные сущности могут быть обнаружены только путем тщательного эмпирического наблюдения; все остальное — праздные и потенциально опасные спекуляции. Каждое утверждение об истине, включая эссенциалистское, должно подвергаться эмпирическому исследованию и проверке со стороны любого человека. В противном случае невозможна объективная оценка того, отражают ли такие утверждения на самом деле не что иное, как значимость традиции или власть авторитета, маскирующегося под истину.
Современные философы, в том числе Карл Поппер, расширяют локковское неприятие непроверяемых утверждений о сущностях. Рациональность требует скептицизма относительно самоочевидного существования чего бы то ни было. Чтобы утверждение имело истинностную ценность, должна быть возможность указать условия, при которых оно может быть фальсифицировано. Эти условия должны быть переведены в эмпирические тесты, которые хотя бы условно исключают ложность утверждения. Какие интерсубъективно проверяемые тесты мы могли бы разработать для таких утверждений, как «у людей есть душа», не говоря уже о том, что она является нашей сущностью?
Крипке: новая версия эссенциализма
Некоторые философы, такие как Саул Крипке, пытаются спасти эссенциализм, помещая его утверждения в рамки семантики. Крипке утверждает, что существуют «жесткие десигнаторы». Жесткое обозначение — это выражение, обозначающее один и тот же объект во всех возможных мирах, в которых оно вообще обозначается. Он определяется существенным свойством своего референта. Современная семантика может разработать осмысленные тесты для суждений о сущностях. Свойства должны быть физическими, а связанные с ними ментальные состояния должны быть непоправимо познаваемы. Например, Крипке утверждает термин боль является жестким обозначением. Боль обязательно является физическим состоянием. Оно идентично этому физическому состоянию. Если какое-либо явление выделяется точно так же, как мы выделяем боль, оно должно быть соотнесено с этим физическим состоянием, и, следовательно, явление должно быть болью.
Однако эта и другие формы эссенциализма уязвимы для возражений со стороны прагматиков и социальных конструкционистов. Прагматики утверждают, что согласованность, смысл и понятность возникают из нашего погружения в общий образ жизни, из практического соглашения или общего понимания какой-либо цели или деятельности. Значение возникает из использования; использование возможно благодаря совместному использованию общего набора практик. Со временем практика порождает неявную, обычно фоновую сеть значения, которые, по-видимому, существовали всегда, независимо от практик, создающих и поддерживающих их. Эти упорядоченные паттерны отражают не метафизическую реальность и не онтологическую необходимость, а скорее эффекты социальных ожиданий, случайностей, общих языковых игр, условностей или силы.
Прагматик и социальный конструктивист
Возражения против эссенциализма
Философы двадцатого века дополнили такую критику критикой эссенциалистских философий языка. Например, Ричард Рорти выступает за постоянный отказ от сущности. Эссенциализм обязательно требует словаря, свободного от значений, который может сообщать факты и делать наборы фактических утверждений соизмеримыми. Однако язык не является нейтральным средством, через которое сообщается истина или факт; это также не произвольная и не необходимая система знаков, связывающих слова и вещи. Язык нельзя понимать как составленный из слов или предложений каким-либо номиналистическим образом. Слова насыщены социальными значениями. Они включают отчеты об опыте и способы его признания в качестве случая x вместо лет. Даже то, что кажется эмпирическим опытом, уже лингвистически организовано. Язык лучше всего воспринимается с точки зрения языковых игр, сложных наборов практик, составляющих образ жизни. Более того, эти игры не основаны ни на чем вне их самих. Отношения референции, например, не являются объективно необходимыми, а являются просто дополнительными частями мира сегодняшнего дня.
Социальные конструкционисты обычно подчеркивают конституирующий эффект человеческих практик. Однако некоторые, например Мишель Фуко (1926–1984), расширяют область соответствующих практик и предлагают новые подходы к вопросам смысла и истины. В отличие от многих прагматиков и конструкционистов, Фуко уделяет пристальное внимание отношениям власти и тому, как они обеспечивают и ограничивают способы субъективности, значения, знания и истины. Фуко переносит проблемы идентичности, истины, знания, реальности и значения за пределы их традиционных областей онтологии, эпистемологии и метафизики в дискурсивный анализ. Дискурсы представляют собой сложные, динамичные системы практик, знаний и множественных видов власти. Такие дискурсы порождают дисциплинарные нормы, которые одновременно производят и ограничивают формирование субъектов и вопросов; они позволяют участникам распознавать и оценивать утверждения об истине. Фуко предлагает заменить «что/кто это?» как центральные вопросы по любой из этих тем с другим — «как дела?» Как это требует генеалогии, которая раскрывает несколько видов практики. Среди практик, которые, как ожидается, будут выполнять некоторые субъекты, — открытие или провозглашение сущности вещей, включая самих себя. Генеалогии исторически конкретных дискурсов показывают, что вопросы о сущностях могли возникать и оставаться важными или даже понятными только в определенных образах жизни.
Феминистские споры
Эссенциализм — спорная тема в феминистских дискурсах. Феминистские теоретики критикуют традиционные эссенциалистские представления о женщине. Можно утверждать, что современный западный феминизм начался с публикации Симоны де Бовуар (1908–1986) « Второй пол » (1949). Де Бовуар утверждает, что женщина создается, а не рождается, и переходит к описанию повторяющихся в западной культуре попыток свести женщину к ее предполагаемой биологической сущности. По крайней мере, со времен Аристотеля философы утверждали, что у женщины есть сущность, и что эта сущность материальна. Женщина есть материя; она определяется своим уникальным физическим свойством (воспроизведение). Личность каждой отдельной, реально существующей женщины в конечном счете и необходимо определяется этой сущностью.
Феминистский дискурс расширяет эту критику до исследования взаимозависимости гендерных механизмов, гендерной асимметрии, гетеросексизма и «существенных» или естественных, фактических значений тела, материи, природы и пола. Работа Джудит Батлер особенно влиятельна. Батлер утверждает, что «секс» является следствием пола и гетеросексизма. То, как мы понимаем тела и материю и что отнесено к категориям «природных» и «социальных» фактов, да и сами эти категории, должно быть деконструировано в социальные и языковые практики и властные отношения, которые их порождают. Адекватный ответ на эссенциалистские представления о женщине требует стратегии, отличной от разъединения социального (гендер) и биологического (пол) и заявления о том, что биологическое не определяет социальное. Утверждать, что женщина создана, значит все же предполагать, что «женщина» существует. Более того, секс остается нетронутым как естественный вид, недоступный генеалогическому исследованию.
Subaltern Возражения против эссенциализма
Феминистки также подвергают сомнению «феминистский» эссенциализм. Анджела Харрис определяет эссенциализм как веру в существование монолитного расового или гендерного опыта, который можно описать независимо от других социальных отношений. Быть антиэссенциалистом означает понимать, что жизнь цветных женщин и всех людей порождает и реализует множественные формы субъективности. Ошибочно считать гетеросексуальность нормой или считать опыт чернокожих мужчин образцом для чернокожих женщин и всех меньшинств. Авторы влиятельной коллекции Home Girls (1983) и Элизабет Спелман называют эссенциалистами любое утверждение о том, что существенная женщина существует за пределами различий между женщинами. Любое утверждение об универсальном свойстве или положении, разделяемом всеми женщинами, вызывает подозрение. Такие утверждения скрывают многие важные различия между женщинами. Вера в общую идентичность требует объединения одной группы женщин с целым и стирания различий, особенно расовых, классовых и сексуальных. Различия между женщинами можно смело игнорировать или относить к сноскам. Однако такой подход просто затушевывает влияние белизны и других доминирующих социальных отношений на и как на особые виды женственности. Это затемняет то, как раса конституируется в современных практиках, так что только цветные люди отмечены расой, а белые остаются немаркированными, нерасовыми. В рамках таких практик любая женщина, лишенная всех цветов, на самом деле белая. Удаление расы приводит только к удалению чернокожих женщин. Затем черные женщины становятся белыми женщинами только в большей степени. Тогда белые женщины могут представлять всех женщин. Парадоксально, но это в большей степени оправдывает утверждения об общем угнетении всех женщин, включая белых. Все женщины, от самой бедной «женщины третьего мира» до самой богатой белой, в равной степени являются примерами универсального положения женщин.
Пол Гилрой и другие специалисты по культурологии и второстепенным исследованиям также критикуют эссенциализм. По их мнению, она позволяет, выражает и воспроизводит глобальные системы господства. Колониалистские дискурсы постулируют основные человеческие черты, которыми другие незападные люди не обладают или могут обладать лишь несовершенно. Однородность таких сущностей существовала только благодаря контрасту с разнородными другими. Проецирование всей нечистоты, материальности и нестабильности на этих других позволило некоторым субъектам вообразить себя воплощениями чистого и вечного — разума, души, полностью человеческого и т. д. Затем такие идеи подкрепляли западные притязания на право управлять и цивилизовать ( насколько это возможно) эти уступают другим.
Феминистский эссенциализм
Эти антиэссенциалистские аргументы противоречивы. Некоторые настаивают на том, что социальные движения требуют глубокого понимания общей позиции и состояния. Такие писатели, как Дайана Фусс и Гаятри Спивак, утверждают, что сам по себе эссенциализм не имеет сущности; проблема в том, как его использовать. Угнетенные группы могут использовать эссенциализм стратегически. Эссенциалистские концепции позволяют угнетенным организовывать устойчивые формы идентичности и поддерживать сильное чувство солидарности.
Другие теоретики, такие как Люс Иригарей, Кэтрин Маккиннон и Марта Нуссбаум, также используют феминистский эссенциализм. Иригарей утверждает, что проблема не в том, что женщина была задумана в эссенциалистских терминах, а скорее в содержании этих терминов. Сущность женщины определяется мужчинами как не-мужчина или низший мужчина. Женщины никогда не артикулировали свое различие между собой и для себя. Для Иригарая эта сущность никогда не может быть единой; он не соответствует унитарной логике гомоцентрического дискурса. Иригарай использует метафору половых губ; две губы, всегда две, не делимые на одну; ни один, ни два. Две губы обеспечивают основу для говорящей (как) женщины, чтобы артикулировать женское воображаемое. Маккиннон настаивает на том, что гендерные различия — это социально сконструированная концепция, придуманная для поддержания мужского доминирования. При патриархате все женщины имеют общую сущность — сексуальность. Сексуальность — это социальный процесс, который создает и направляет желание. В ходе этого процесса женщина создается как объект, единственной целью которого является удовлетворение мужчин. Хотя Нуссбаум говорит о правах и человеческих способностях, она также настаивает на том, что мужское доминирование является универсальным и универсально ощущается всеми женщинами. Их освобождение требует установления универсальных норм. Справедливость не может существовать без обязывающего консенсуса по универсальному подходу к человеческому функционированию и его регулирующей силе. Те, кто больше всего лишен поддержки основных человеческих способностей (часто женщины за пределами Запада), больше всего нуждаются в таких нормах.
Несмотря на изобретательные попытки спасти его, современный эссенциализм все еще не дает удовлетворительных ответов на скептические вопросы относительно того, как мы узнаем, постигли ли мы истинную сущность. Хотя проблемы значения, репрезентации, понятности и идентичности остаются, эссенциалистам еще предстоит убедить скептиков отказаться от своих сомнений.
См. также Феминизм ; Форма метафизическая в древней и средневековой мысли ; Человечество ; Метафизика ; Естественное право .
библиография
Батлер, Джудит. Тела, которые имеют значение: о дискурсивных границах «секса». Нью-Йорк: Routledge, 1993.
Де Бовуар, Симона. Второй секс. Перевод Х. М. Паршли. Нью-Йорк: Bantam, 1961.
Фуко, Мишель. Этика: субъективность и правда. Под редакцией Пола Рабинова. Перевод Роберта Херли и других. Нью-Йорк: Нью Пресс, 19.97.
Фусс, Диана. Говоря по существу: феминизм, природа и отличие. Нью-Йорк: Routledge, 1989.
Гилрой, Пол. Против расы: представление политической культуры за пределами цветной линии. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2000.
Харрис, Анджела. «Раса и эссенциализм в феминистской правовой теории». В Critical Race Feminism: A Reader, под редакцией Адриана Кэтрин Винг. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 1997.
Иригарай, Люс. Этот секс, которого нет. Перевод Кэтрин Портер с Кэролайн Берк. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1985.
Крипке, Сол. «Идентичность и необходимость». В Философия как она есть, под редакцией Теда Хондериха и Майлза Бернита. Нью-Йорк: Пингвин, 1979.
Маккиннон, Кэтрин А. Немодифицированный феминизм: рассуждения о жизни и праве. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1987.
Нуссбаум, Марта. Секс и социальная справедливость. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1999.
Поппер, Карл Р. Предположения и опровержения: рост научных знаний. Нью-Йорк: Basic Books, 1962.
Рорти, Ричард. Философия и зеркало природы. Принстон, Нью-Джерси; Издательство Принстонского университета, 1979.
Смит, Барбара, изд. Домашние девушки: Антология черных феминисток. Нью-Йорк: Кухонный стол: Women of Color Press, 1983.
Спелман, Элизабет В. Несущественная женщина: проблемы исключения в феминистской мысли. Бостон: Beacon Press, 1988.
Спивак, Гаятри Чакраворти. Критика постколониального разума: к истории исчезающего настоящего. Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1999.
Джейн Лен
Что такое теория обработки информации? Этапы, модели и ограничения
- Образование
- 16 марта 2023 г.
Имед Бушрика, доктор философии
, главный специалист по данным и руководитель отдела контента
Технологии развивались десятилетиями, перенеся нас в сегодняшний информационный век. Теперь современные операции и решения стали определяться информационными и коммуникационными технологиями. Фактически, создание, использование, распространение и манипулирование данными стали критически важными в различных отраслях. Они считаются преобразующими элементами, которые влияют на результаты, стратегии, производительность и отдачу учреждений.
При этом важно знать, как обрабатывается и потребляется информация. Теория обработки информации описывает, как люди записывают, хранят и извлекают информацию в своем мозгу. Это влияет на мотивацию и поведение человека (Hann et al., 2007). Следовательно, действия и поведение отдельных людей влияют на общество в целом.
Эта статья определяет теорию обработки информации, ее элементы и происхождение на основе современной литературы. В нем также обсуждается подход к обработке информации в контексте интеллектуального развития, существующие модели, разъясняющие теорию, ее ограничения и некоторые организационные преимущества. После прочтения статьи читатель должен иметь представление о том, как люди обрабатывают информацию, о ее последствиях и о том, почему применение ее подходов является достойным вариантом карьеры психолога.
Теория обработки информации Содержание
- Что такое теория обработки информации?
- Модели теории обработки информации
- Ограничения теории обработки информации
- Организационные преимущества теории обработки информации
Что такое теория обработки информации?
Теория обработки информации — это подход к изучению когнитивного развития, целью которого является объяснение того, как информация кодируется в памяти. Он основан на идее, что люди не просто реагируют на раздражители из окружающей среды. Вместо этого люди обрабатывают информацию, которую они получают. В то время как эксперты считают, что механизмы и функции мозга относительно просты, размеры и масштабы нейронных сетей и их поведения в целом весьма сильны (Wang, Liu, & Wang, 2003).
Они включают в себя то, как мозг обрабатывает информацию. Теория обработки информации не только объясняет, как информация собирается, но и как она хранится и извлекается (Çeliköz, Erişen, & Şahin, 2019). Процесс начинается с получения информации, также называемой стимулом, из окружающей среды с использованием различных органов чувств. Затем ввод описывается и сохраняется в памяти, которая извлекается при необходимости. Разум или мозг сравнивают с компьютером, способным анализировать информацию из окружающей среды. Даже в юном возрасте человек может накапливать и хранить значительные объемы информации, что видно из теории обработки информации детского развития.
Следовательно, обработка информации влияет на поведение человека (Hann, Hui, Lee, & Png, 2007). В теории мотивации ожидания человек обрабатывает информацию об отношениях поведение-результат. Затем они могут формировать ожидания на основе информации и принимать решения, тем самым подчеркивая, что такое обработка информации в психологии и ее значение.
Истоки теории обработки информации
Джордж Армитаж Миллер был первым, кто выдвинул идею теории обработки информации. Он был одним из первых основоположников изучения познания в психологии и считается основоположником модели обработки информации в психологии. Его исследования основаны на теории знаков и латентного обучения Эдварда К. Толмана, которые предполагают, что обучение является внутренним и сложным процессом, включающим психические процессы (Çeliköz, Erişen, & Şahin, 2019).).
Миллер обнаружил емкость рабочей памяти, которая обычно может вмещать до семи плюс-минус два элемента. Кроме того, он ввел термин «дробление» при описании функций кратковременной памяти.
Помимо Миллера, Джон Уильям Аткинсон и Ричард Шиффрин также связаны с подходом к обработке информации в когнитивной психологии. Когнитивная теория обработки информации относится к предложенной многоэтапной теории памяти, которая является одной из ведущих моделей теории обработки информации (Сала, 2007).
Два других психолога, Алан Бэддели и Грэм Хитч, своими исследованиями внесли значительный вклад в теорию обработки информации в психологии. Они представили более глубокую модель обработки информации памяти с различными этапами, такими как зрительно-пространственный блокнот, фонологическая петля и центральный исполнительный механизм (Baddeley, 2006).
Элементы теории обработки информации
Хотя основные модели теории обработки информации различаются, они в основном состоят из трех основных элементов (Çeliköz, Erişen, & Şahin, 2019):
- Хранилища информации – Различные места в уме, где хранится информация, такие как сенсорная память, кратковременная память, долговременная память, семантическая память, эпизодическая память и многое другое.
- Когнитивные процессы – Различные процессы, передающие память между различными хранилищами памяти. Некоторые из процессов включают восприятие, кодирование, запись, фрагментацию и извлечение.
- Исполнительное познание – Осведомленность человека о том, как информация обрабатывается внутри него или нее. Это также относится к знанию их сильных и слабых сторон. Это очень похоже на метапознание.
Модели теории обработки информации
Существуют различные попытки разработать модели обработки информации. Двумя наиболее популярными являются модель с несколькими магазинами Аткинсона и Шиффрина и модель рабочей памяти Баддели и Хитча.
Модель Аткинсона и Шиффрина
Джон Уильям Аткинсон и Ричард Шиффрин предложили модель с несколькими магазинами в 1968 году, чтобы проиллюстрировать свой взгляд на человеческую память (Atkinson & Shiffrin, 1977). Модель показывает три подраздела человеческой памяти и то, как они работают вместе.
Итак, какие 3 этапа обработки информации? Они следующие:
- Сенсорная память – содержит информацию, которую разум воспринимает с помощью различных органов чувств, таких как зрительная, обонятельная или слуховая информация. Эти органы чувств часто постоянно получают шквал раздражителей. Тем не менее, большинство из них игнорируются и забываются разумом, чтобы не перегрузиться. Когда сенсорная информация привлекает внимание ума, она переносится в кратковременную память.
- Кратковременная память (рабочая память) – Информация в кратковременной памяти сохраняется всего около 30 секунд. Когнитивные способности влияют на то, как люди обрабатывают информацию в рабочей памяти. Кроме того, внимание и концентрация на самой важной информации также играют важную роль в ее кодировании в долговременную память. Кроме того, повторение значительно помогает способности запоминать детали в течение длительного времени.
- Долговременная память . Считается, что долговременная память имеет неограниченный объем памяти, так как в ней могут храниться давние воспоминания, которые можно извлечь позже. Для хранения информации в долговременной памяти используются различные методы, такие как повторение, связывание информации, соотнесение информации со значимым опытом или другой информацией, а также разбиение информации на более мелкие фрагменты.
Модель рабочей памяти Баддели и Хитча
Алан Баддели и Грэм Хитч предложили модель рабочей памяти еще в 1974 году. Они обеспечили глубокое понимание разума и того, как он обрабатывает информацию. Для дальнейшей иллюстрации теории обработки информации добавлены еще четыре элемента (Goldstein & Mackewn, 2005), а именно:
- Центральный исполнительный орган — считается центром управления разумом, где регулируются информационные процессы между различными хранилищами памяти. Он контролирует и реализует когнитивные процессы, которые кодируют и извлекают информацию. Кроме того, центральный исполнитель получает информацию из зрительно-пространственного блокнота, эпизодического буфера и фонологического цикла. Считается, что в лобной доле головного мозга находится центральный исполнительный орган, поскольку именно здесь обрабатываются все активные решения.
- Фонологическая петля . Она работает в тесном контакте с центральным исполнительным органом и хранит слуховую информацию. Кроме того, он состоит из двух подкомпонентов:
- Фонологическое хранилище – Хранит слуховую информацию в течение короткого периода времени.
- Артикуляционный репетиционный процесс . Он сохраняет информацию в течение более длительных периодов времени во время репетиции (Baddeley & Hitch, 2019).
- Визуально-пространственный блокнот для эскизов – считается еще одной частью центральной исполнительной системы, содержащей пространственную и визуальную информацию. Это помогает уму представлять объекты и маневрировать в окружающей среде.
- Эпизодический буфер — позже Баддели добавил четвертый элемент модели, который также содержит информацию. Это увеличивает способность ума хранить информацию. Он считал, что эпизодический буфер передает информацию между кратковременной памятью, восприятием и долговременной памятью. Поскольку это все еще относительно новое явление, все еще проводятся исследования его конкретных механизмов (Goldstein & Mackewn, 2005).
Ограничения теории обработки информации
Как и любая теория, теория обработки информации имеет свои ограничения. В то время как представленные модели адекватно описывают, как обрабатывается информация, возникает несколько вопросов: новая информация с сохраненной информацией раскрывает новую информацию, которая может обеспечить решения различных проблем.
Одним из очевидных ограничений этой аналогии является способность человеческого мозга хранить информацию размером порядка 108432 бит. Это означает, что объем человеческой памяти значительно выше, чем у компьютера (Wang, Liu, & Wang, 2003). Этот количественный разрыв между компьютером и человеческим мозгом означает, что последний может выполнять процессы, которые первый просто не может, формируя идею, лежащую в основе теории обработки информации в интеллекте. Кроме того, аналогия также не учитывает мотивационные и эмоциональные факторы, влияющие на познание человека.
Модели предполагают последовательную обработку
Существующие модели теории обработки информации предполагают последовательную обработку, что означает, что один процесс должен быть завершен до начала следующего процесса. Это очень похоже на то, как работает компьютер, отсюда и аналогия.
Однако мозг способен к параллельной обработке, что означает одновременную обработку различных входных данных с разным качеством (Laberge & Samuels, 1974). Такая способность человеческого мозга зависит от процессов, необходимых для выполнения задачи, и/или количества практики и способностей человека.
Например, слепая машинистка может читать отрывки, печатая их на клавиатуре. С другой стороны, начинающий машинист будет сосредотачиваться на букве или слове за раз.
Организационные преимущества теории обработки информации
Теория обработки информации может быть расширена за пределы отдельных лиц. Подобно человеческому разуму, организация также является сущностью, которая обрабатывает информацию как часть своих критических функций. Таким образом, концепции теории обработки информации могут быть применены к организациям.
Существует четыре основных этапа обработки информации в организациях, которые обычно, но не всегда, происходят по порядку (Kmetz, 2020):
- Сбор или поиск — Отдельные лица в организации получают или ищут информацию. Источником информации может быть внутри организации, например, база знаний, эксперты или даже комментарии сотрудников по результатам оценки эффективности. Информация также может поступать извне организации через другие организации, сторонних экспертов и т. д.
- Хранение — Первоначально это может происходить в памяти людей. Хранение может также происходить на других носителях, таких как компьютеры, базы данных или серверы. Хранение является важной частью всего рабочего процесса обработки информации, так что другие члены организации могут получить доступ к информации, когда это необходимо. Это также важно для обучения, поскольку организация может учиться на своем прошлом опыте с помощью хранимой информации.
- Преобразование — Это происходит, когда люди изменяют или преобразовывают полученную или хранимую информацию. Это может включать анализ, расширение или сжатие, которые помогут им в принятии решений. Преобразование может включать в себя извлечение или получение результата из новой информации.
- Передача – Информация с одного из первых трех этапов распространяется на другие. Это может включать отчетность или представление соответствующим заинтересованным сторонам.
Понимая, как информация обрабатывается в задаче, организации могут уменьшить неопределенность. Чем больше неопределенность, тем больше информации необходимо обработать лицам, принимающим решения, чтобы полностью выполнить задачу и понять ее последствия (Galbraith, 1974). С другой стороны, когда обрабатывается достаточно информации, относящейся к задаче, она становится хорошо понятной еще до ее выполнения. Таким образом, многие из его шагов могут быть запланированы заранее, что повышает эффективность, управление ресурсами и управление изменениями. Кроме того, можно сформулировать соответствующие стратегии, чтобы воспользоваться возможностями и свести к минимуму потенциальные проблемы.
Такими примерами являются наукоемкие виды деятельности в глобальных организациях. Глубокое понимание обработки информации позволяет организациям распространять такую деятельность на участников из разных мест. Затем они могут изучить различные этапы обработки информации и понять важность и влияние различных факторов, таких как потребности клиентов, коммодитизация задач и технологии совместной работы (Chen & Lin, 2016). Затем организация может спроектировать наиболее эффективное распределение деятельности, которое максимизирует человеческие и другие ресурсы.
Теория обработки информации и ее современные области исследований
Теория обработки информации в настоящее время используется в различных отраслях, областях обучения и технологических карьерах. Помимо отдельных лиц, концепции, модели и идеи в области обработки информации применяются к различным организациям, таким как:
- Бизнес — Теория обработки информации использовалась для описания организационного поведения (пример обсуждается в предыдущем разделе). . Например, различные модели используются для понимания того, как компании используют рыночную информацию, как они решают, какая информация актуальна или важна, и как она влияет на их долгосрочные стратегии (Rogers, Miller, & Judge, 19).99).
- Семейная единица — Теория используется для понимания семейных систем, которые включают внимание, восприятие и кодирование стимулов внутри семьи в целом или отдельных лиц. Затем семейная ячейка разрабатывает взаимные и индивидуальные схемы, которые влияют на то, как информация обрабатывается и принимается во внимание. Схемы можно использовать для описания семейной динамики, культуры и отношений (Ариэль, 1987).
- A искусственный интеллект (ИИ) — Теория обработки информации была разработана в когнитивной психологии и стремлении ученых и экспертов понять, как работает человеческий разум. Исследования ИИ направлены на то, чтобы понять человеческое познание и воспроизвести процессы в машинах, такие как обработка естественного языка, кодирование памяти, поиск информации, обучение и многое другое (Langley, 2016).
По мере роста интереса к тому, как работает человеческий разум, растет и применение теории обработки информации. Кроме того, это улучшает понимание того, как различные лица, от отдельных лиц до целых организаций, работают с информацией. Следовательно, новые модели, идеи и концепции разрабатываются в различных контекстах, ядром которых служит теория обработки информации. Учащиеся, которые хотят узнать больше об этом, могут получить степень в области психологии на местах или в Интернете.
Ссылки:
- Ариэль, С. (1987). Теория обработки информации о семейной дисфункции. Психотерапия: теория, исследования, практика, обучение , 24 (3S), 477-495. https://doi.org/10.1037/h0085745
- Аткинсон Р. и Шиффрин Р. (1977). Человеческая память: предлагаемая система и процессы управления ею. Память человека , 7-113. https://doi.org/10.1016/b978-0-12-121050-2.50006-5
- Баддели, А. (2006). Рабочая память. В С. Пикеринг (ред.), Рабочая память и образование , 1-31. https://doi.org/10.1016/b978-012554465-8/50003-x
- Баддели, А.Д., и Хитч, Г.Дж. (2019). Фонологическая петля как буферное хранилище: обновление. Кортекс, 112 , 91-106. https://doi.org10.1016/j.cortex.2018.05.015
- Чен С. и Лин Н. (2016). Глобальное рассредоточение оффшорных поставщиков услуг: перспектива обработки информации. Journal of Knowledge Management, 20 (5), 1065–1082. https://doi.org/10.1108/jkm-11-2015-0449
- Гэлбрейт, младший (1974). Организационный дизайн: представление обработки информации. Интерфейсы, 4 (3), 28–36. https://doi.org/10.1287/inte.4.3.28
- Гольдштейн, Э. Б., и Макьюн, А. (2005). Когнитивная психология, соединяющая разум, исследования и повседневный опыт . Белмонт, Калифорния: Томсон Уодсворт. Google Книги
- Ханн, И., Хуэй, К., Ли, С.Т., и Пнг, И.П. (2007). Преодоление проблем конфиденциальности информации в Интернете: подход теории обработки информации. Journal of Management Information Systems, 24 (2), 13–42. https://doi.org/10.2753/mis0742-1222240202
- Кметц, Дж. Л. (2020). Теория обработки информации в организации: управление присоединением технологий в сложных системах . Абингдон-на-Темзе, Англия: Рутледж. Google Книги
- Лаберж, Д., и Сэмюэлс, С. (1974). К теории автоматической обработки информации при чтении. Когнитивная психология, 6 (2), 293–323. https://doi.org/10.1016/0010-0285(74)-2
- Лэнгли, П. (2016). Центральная роль познания в обучении. Достижения в области когнитивных систем, 4 . Ученый-семантик
- Роджерс, П.Р., Миллер, А., и Джадж, В.К. (1999). Использование теории обработки информации для понимания взаимосвязей между планированием и исполнением в контексте стратегии. Журнал стратегического управления, 20 (6), 567–577. https://doi.org/10.1002/(sici)1097-0266(199906)20:63.0.co;2-k.
- Сала, Южная Дакота (2007). Небылицы о разуме и мозге: отделить факты от вымысла .