Психические состояния у детей: причины, примеры
10 Ноябрь 2014 admin Главная страница » Педагогика » Возрастные особенности Просмотров: 2441
Чтобы успешно воспитывать, надо знать, кого воспитываешь. Именно поэтому педагогика настаивает на индивидуальном подходе к ребенку, требует, чтобы воспитатель обязательно учитывал его особенности. Ученик получает посредственные отметки, но мы видим, что он старается, и не упрекаем его. Лентяй за те же отметки заслуживает строгого порицания. В данном случае мы принимаем во внимание более или менее устойчивые черты личности детей, например способности или характер. Но только ли это надо учитывать?,
Психические состояния детей: что это такое и от чего зависят
Наша повседневная жизнь представляет собой смену так называемых психических состояний. Они преходящи, вызываются различными причинами.
Все знают, что такое самочувствие, настроение. Часто оно зависит просто от того, насколько человек здоров (так, многие болезни начинаются с плохого самочувствия; еще не знаешь, где и что болит, но уже знаешь, что заболел). В течение дня у человека самочувствие может меняться. Сидел долго в закрытой, плохо проветренной комнате — появилось нехорошее самочувствие; вышел на воздух, погулял — самочувствие улучшилось. Каждому знакомо состояние повышенной работоспособности— подъема, вдохновения, энтузиазма — и состояние пониженной работоспособности — утомления, апатии, скуки. Все, что мы называем настроением, относится к психическим состояниям. Но многие психические состояния, например рассеянность, неряшливость, замешательство, нельзя назвать настроениями.
Психические состояния у детей имеют разную продолжительность: есть мимолетные настроения, есть и такие, которые длятся несколько часов, а иногда и суток. Но все равно они временны и своей временностью отличаются от индивидуальных особенностей личности, имеющих известную устойчивость. Раздражительность может быть временным состоянием у обычно нераздражительного человека.
Психические состояния часто определяют возможности человека: способен ли он в данное время выполнить работу, считает ли он себя готовым ее выполнить. В житейском обиходе употребляются выражения: «Я не в состоянии это выполнить», «В состоянии ли он продолжать работу?» и тому подобные.
Психические состояния у детей не возникают сами по себе; они вызываются определенными внешними или внутренними воздействиями (состояние здоровья, окружающая обстановка, приятные или неприятные обстоятельства, природа, люди).
Иногда человек не отдает себе отчета, почему у него такое психическое состояние: очень часто оно вызывается рядом ничтожных и незамеченных причин. Каждая из них в отдельности не могла бы повлиять на наше психическое состояние, однако, взятые вместе, эти причины оказывают известное воздействие на психику человека. Бывает, что человек стесняется признаться даже самому себе в причине, вызвавшей данное психическое состояние. Мальчик не понимает, почему у него плохое настроение, а дело в том, что его приятель пошел на каток не с ним, а с другим товарищем. Мальчику же стыдно признаться, что он находится в зависимости от своего приятеля.
Если мы обратимся к литературе, то увидим, что художественное, психологически достоверное повествование основано на проникновении писателя в психическое состояние героев. Вспомним, как правдиво описаны в рассказе Антона Павловича Чехова дети, занятые игрой в лото. У всех детей общее психическое состояние приятного возбуждения, заинтересованности, но оно выражается по-разному, в зависимости от индивидуальности ребенка. Такое возбужденное состояние, состояние своеобразного «азарта» сменяется безразличием, а потом приходит и сон. У Чехова же в рассказе «Тоска» обрисовано состояние отца, потерявшего единственного сына и имеющего острую потребность с кем-то поделиться своим горем, чтобы облегчить тяжесть переживания.
Обычно мы замечаем у себя только те психические состояния, которые чем-либо выделяются, подобно тому как мы обращаем внимание на свое здоровье только в тех случаях, когда или имеются в нем болезненные отклонения, или, напротив, у нас особенно хорошее физическое самочувствие. Иногда психические состояния бывают очень сложными, и мы стараемся лучше разобраться в них, чтобы правильнее действовать. Таково состояние человека, переживающего внутренний конфликт, когда, например, долг требует одного, а нас влечет к другому. Простой житейский пример: ученик знает, что сегодня ему необходимо много заниматься подготовкой уроков, чтобы исправить отметки, а друзья соблазняют идти в кино. Конечно, долг всегда на первом месте, но, признаемся, нередко следование долгу сопровождается огорчением, поскольку мы отказываемся от чего-то интересного.
Состояние повышенной возбудимости у ребенка
Как много ошибок в воспитании совершаем мы оттого, что не даем себе труда проникнуть в психическое состояние ребенка!
Примеры:
Между двумя мальчишками произошла ссора, перешедшая в драку. Они находятся в очень возбужденном состоянии. Отец, вместо того чтобы их успокоить, делает назидание, которого дети не понимают: оно просто не доходит до них и не может дойти, пока дети не успокоятся. Надо их сначала успокоить, а затем уж делать выговор.
В состоянии повышенного возбуждения дети нередко поступают необдуманно, например говорят дерзости старшим. Конечно, дерзости, как и все другие проявления неуважения к старшим, недопустимы. Но, к сожалению, бывает ведь и так, что сами старшие своим неумелым обращением с детьми приводят их в такое возбужденное состояние, при котором те теряют над собой контроль.
Мальчику хочется после обеда поиграть с друзьями в футбол. Приходят за ним друзья, а мать не пускает его: «Заиграешься и вовремя не придешь домой готовить уроки». Мальчик упрашивает мать, обещает не опаздывать, а мать в ответ на это начинает бранить футбол, которым, по ее словам, занимаются «бездельники». Мальчика это возмущает, он возбужден спором и говорит матери грубость. Матери следовало бы учесть, что интерес к футболу велик у ребят, и этот интерес, если его регулировать, ничего дурного собой не представляет. Если же у матери имелись серьезные основания не пускать сына играть, то, зная, как ему хочется пойти поиграть с друзьями, она должна была в чуткой форме, уважая интерес сына к футболу, сказать, что сейчас ему своим любимым спортом заниматься нельзя, пусть товарищи зайдут за ним в другое время.
Состояние повышенной возбудимости у детей, часто переходящее в то, что на житейском языке именуют «нервозностью», вызывается разными причинами.
Нередко это состояние возникает, когда ребенку предъявляются непосильные требования. В одной семье родители хотели, чтобы их дочь-шестиклассница была во что бы то ни стало «отличницей». Девочка эта очень старательная, требовательная к себе, но по разным причинам учение ей дается с большим трудом. Девочке хочется удовлетворить желание родителей, ей неприятно, что они делают ей замечание, когда она получает отметку не 5, а 4 и она начинает нервничать, перевозбуждается.
Другой случай. Отец в претензии на сына за то, что он не слушает его, а сын пришел из школы в возбужденном состоянии: в классе было бурное собрание, на котором он активно выступал. Он еще переживает это собрание и невосприимчив к словам отца.
Часто дети нервничают потому, что у них плохо организован режим дня, не хватает времени заниматься уроками или интересующими их развлечениями. Отсутствие должного порядка в домашних занятиях приводит к суетливости, неуверенности, раздражительности.
Когда ребенок очень возбужден — узнайте причину, постарайтесь, если можно, устранить ее. Воздержитесь от назидательных слов до тех пор, пока дети не успокоятся. Резкие слова, произносимые старшими в повышенном тоне, могут еще больше возбудить ребенка.
Есть и такое состояние возбуждения у детей, которое вполне допустимо и не требует устранения. Так, часто дети возбуждаются, ожидая какого-либо интересного, приятного для них дела, например готовясь к вечеру самодеятельности, соревнованию. Отличайте такого рода здоровое волнение ребенка от возбуждения, мешающего правильно думать и действовать.
Противоположное состояние — вялость и пассивность
Противоположны возбужденности психические состояния вялости, пассивности, скуки. Такие состояния у детей нередко бывают тогда, когда они утомлены. Ученица приходит из школы очень утомленная, так как после шести уроков пришлось еще заниматься с подругами. У нее даже аппетита нет, а лишь одно желание — спать. Мать недовольна дочерью, называет ее «соней», старается как-то ее растормошить, А девочка прежде всего нуждается в отдыхе.
Скучают дети, когда им неинтересно. Мать читает своей пятилетней дочке монотонным голосом не очень занимательный рассказ. Девочка закрывает глаза от скуки и стремится к своим куклам.
Чувство страха тоже относится к таким психическим состояниям, которые понижают активность. Страх демобилизует детей, вызывает у них неуверенность в себе, сковывает их действия, подавляет инициативу. Страх перед физическим наказанием может дисциплинировать, но эта дисциплинированность не сознательная, а рабская. Ни в коем случае не старайтесь добиваться от детей чего-либо, запугивая их!
Как и состояния повышенной возбудимости, состояния пассивности, вялости, так называемой «заторможенности» детей, имеют разные причины.
Иногда причина пассивности, вялости — нездоровье. Нередко именно дети физически слабо развитые, малокровные, страдающие частыми головными болями обнаруживают вялость.
Вся обстановка жизни может способствовать развитию пассивности. В романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» в главе «Сон Обломова» показано, как удручающая скука жизни в помещичьей усадьбе превращала живого и любознательного Илюшу в флегматичного, сонного, бездеятельного человека. В наше время такого барства не встретишь, но разве редки случаи, когда родители всеми силами стараются подавить активность детей, например отрицательно относясь к занятиям физической культурой и спортом, несправедливо ограничивая общественную деятельность детей, создавая дома такие «тепличные» условия, в которых дети в конце концов начинают скучать.
Как воздействовать на психические состояния детей?
Не следует смешивать временные психические состояния детей с чертами характера.
Примеры:
Первоклассница Оля упорно отказывается прочитать на домашней елке стихи, хотя хорошо знает их. Родители говорят ей: «Какая ты упрямая!» На самом деле девочка совсем не упрямая. Нежелание читать стихи — лишь временное психическое состояние упрямства. Оно вызвано тем, что девочка стесняется читать в присутствии взрослых, малознакомых ей людей.
Володя, шестиклассник, вообще не отличающийся упрямством, ведет себя упрямо только по отношению к старшему брату. Почему? Тот нечутко и слишком «начальственно» к нему относится.
«Какая воспитанная, вежливая девочка!» — говорят о маленькой Тане гости. Они не знают, что Таня вежлива только для вида. Ей хочется, чтобы гости пригласили ее поиграть с их детьми.
Надо быть крайне осторожным, приписывая ребенку ту или другую черту характера. Очень часто сказать ребенку, что он грубый или капризный, — значит внушить ему неверие в возможность исправления своего недостатка. «Что мне делать, если я уж такой грубый?» — оправдывается подросток Саша перед своими родителями, часто называвшими его грубияном. Даже в тех случаях, когда вы уверены, что у ребенка сложилась устойчивая отрицательная черта характера, лучше говорить с ним так, будто у него только временное отрицательное состояние.
— Сегодня ты рассеянная, Лида, — говорит мать своей дочери-пятикласснице. — Надо быть внимательной, какой ты можешь быть и часто бываешь.
Но и не перехваливайте ребенка, наделяя его положительными чертами, чтобы у него не развилось самомнение, мешающее быть самокритичным и работать над собой. Семикласснику Николаю родители часто говорили о его исключительных способностях, талантливости, и он так о себе возомнил, что стал меньше заниматься, рассчитывая на свои способности; у него появилось высокомерие.
Воздействие на психические состояния детей заключается в том, чтобы отрицательные состояния предупреждать, искоренять, а положительные — закреплять, делая их устойчивыми чертами личности.
Устраняя все поводы, которые могут вызвать у детей повышенную возбудимость, рассеянность, нетерпеливость или же, напротив, вялость, апатичность, леность, иногда сами родители подают детям дурной пример:
Мать говорят дочери-подростку: «Ты видишь, как я изнервничалась, — надо меня пожалеть». Впоследствии, выслушав упрек от матери за грубость, дочь говорит: «Я просто понервничала». Проявить при детях неуравновешенность, неумение владеть собой часто означает давать повод детям переживать такие же состояния, оправдывая их тем, что родители тоже от них не свободны. Конечно, родителям, как всем людям, свойственны разные настроения и состояния, в том числе и чувства гнева, печали, страха; но следите за собой, избегайте проявлять эти чувства при детях.
Отец делает выговор сыну, находясь в весьма возбужденном состоянии, кричит, бьет кулаком по столу. «Что же ты молчишь?» — спрашивает он сына, а тот отвечает: «Да я не понял, о чем ты говоришь». Сын слышал шум и крик, видел озлобленное лицо отца; смысл назидания до него просто не дошел.
Мать убеждает дочь быть более аккуратной и точной, но говорит так вяло, будто произносит какие-то казенные слова, значением которых она сама не проникается. Такого рода унылое назидание обычно не приводит к цели.
Учить детей правильно переживать удачи и неудачи, радостные и печальные факты.
Пусть дети знают, что удача не должна вызывать состояния успокоенности и любования собой. Переживание радости от удачи вполне законно и хорошо, когда оно ободряет, вносит в работу нужный подъем. Ученик радуется, что у него за четверть нет ни одной тройки, и тут же решает: буду стараться теперь, чтобы пятерок побольше было. Это — радость активная.
Неприятности — то, что Михаил Иванович Калинин называл жизненными уколами, — естественно, вызывают плохое настроение. Научите детей быстро изживать такое настроение и, если они сами виноваты в его причине, — устранять эту причину. Сравним переживания двух шестиклассниц, получивших неудовлетворительные отметки:
Вера, придя домой, с плачем заявляет:
— Я только на один вопрос не ответила, а получила двойку. Сколько ни учи — ничего у меня не получается, особенно по этой противной алгебре.
У нее после неудач, как говорят, руки опускаются.
Катя, получив плохую отметку, заявляет родителям:
— Я постараюсь, чтобы больше двоек у меня не было. Мне стыдно.
Катя не столько говорит о своей двойке, сколько стыдится ее. Значит, она готова работать, не подавлена.
Положительные психические состояния поддерживайте и закрепляйте.
Николай, ученик 5-го класса, отличался леностью, небрежным отношением к занятиям. Классный руководитель, желая воспитать у него интерес к учению, применил два приема: ставил ему поощрительные отметки, сопровождаемые похвалой, когда Николай изредка отвечал неплохо, а также давал ему ответственные поручения лаборанта на уроках ботаники. Учитель правильно рассчитал, что надо ученику пережить новые для него чувства удовлетворенности и радости от успеха, и тогда он войдет во вкус и будет более прилежным. Действительно, пережив радость от хороших отметок и от доверия учителя, Николай захотел хорошо работать в школе, у него зародилась потребность в учении.
Чтобы ликвидировать у детей упрямство и капризность, полезно создать такие условия, при которых дети хоть один раз почувствовали бы всю нелепость и непозволительность этих черт.
Расплакавшаяся без особого повода капризная шестилетняя девочка посмотрела на себя в зеркало и рассмеялась: каприз кончился, он ей показался смешным. Научив детей стыдиться своих капризов, своего упрямства, видеть в них что-то заслуживающее осмеяния, можно успешно бороться с этими весьма отрицательными чертами характера.
Чтобы учитывать при воспитании детей их временные психические состояния, своевременно их замечайте. Это не всегда легко. У некоторых детей их настроение ярко выражается во внешнем облике, в поведении, у других оно скрыто, замаскировано. По продолжительности и силе плача не судите о тяжести переживания ребенком горя: есть просто плаксивые дети, которые плачут по пустякам, а есть и такие, которые стыдятся своих слез, и если плачут, то стараются это делать незаметно.
Мы воспитываем детей бодрыми, активными, жизнерадостными. Успех в большой мере зависит от того, в какой обстановке живет ребенок дома, какой пример подают ему старшие, наполнена ли его жизнь интересной деятельностью и, наконец, найден ли по отношению к нему индивидуальный подход, при котором требовательность сочетается с чуткостью.
По материалам статей профессора Н. Д. Левитова
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
Психическое здоровье и позитивное отношение к жизни — СПб ГБУЗ Кожно-венерологический диспансер №11
Мероприятия по профилактике в СПб ГБУЗ КВД № 11
Психическое здоровье (ментальное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества.
Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:
- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
- критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
- соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
- способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
- способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Под нормальным психическим здоровьем понимается гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека. Благоприятное функциональное состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики — восприятие, внимание, память и др.
Высокая умственная работоспособность — один из основных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.
Освещение психологических проблем, возникающих у людей на рабочем месте и информирование о том, как с ними справиться, способствует повышению стрессоустойчивости и улучшению психического здоровья человека.
Мы предлагаем Вам познакомиться с рекомендациями врачей о том, как быть счастливым на своей работе.
- Просыпайтесь раньше– как минимум за час до выхода из дома на работу, насладитесь временем, уделённым только себе перед тем, как начнётся напряжённый день. Дайте себе время спокойно съесть завтрак, выйти на пробежку или сделать, то, что поможет вам начать ваш день позитивно. Ничто не поможет вам так улучшить свое настроение, как мысль о том, что вы сделали что-то приятное лично для себя.
- Хорошо одевайтесь.Когда вы покидаете дом в хорошем настроении и готовы к работе, тогда вы на пути к успешному дню. Хороший внешний вид доставит вам удовольствие. Даже если вы сильно устали от работы, посмотритесь в зеркало, соберитесь и зарядите себя энергией, начав день правильно.
3.Оставляйте ваши личные проблемы дома. Трудно чувствовать себя счастливым на работе, если вы переживаете ссоры, обеспокоены здоровьем, или озадачены домашними делами, поэтому важно научиться откладывать свои проблемы и стараться их решать в свободное от работы время. Не решайте свои личные проблемы в течение рабочего дня. Если вы будете пытаться решать свои проблемы и одновременно пытаться работать, у вас будет двойной стресс, так как вы будете переживать, как найти время, чтобы делать и то, и другое.
4.Приходите на работу раньше. Спешка и опоздания минимизируют ваши шансы на удачный рабочий день. Если вы придёте на работу поздно, вам все время будет не хватать времени. Поэтому рекомендуем выходить из дома пораньше.
- Здоровайтесь с коллегами, когда приходите на работу. Как только заходите в дверь поприветствуйте как можно больше коллег перед началом рабочего дня. Так вы почувствуете прилив энергии. Вы можете нервничать, спешить или просто быть раздраженным, но изоляция себя от коллег не принесёт удовольствия от работы. Вместо этого, будьте дружелюбны, даже если ваше настроение совсем не такое.
6.Организуйте своё рабочее место в своём вкусе. Работодатель обеспечивает минимальные условия труда, необходимые сотруднику, а ваша задача – обеспечить себе максимальные комфорт и удобство. При организации своего рабочего места имеет значение всё: цветовое решение, эргономика, детали и даже стул, на котором вам приходится сидеть по несколько часов в день. И здесь имеет смысл побороться за свои удобства. Окружите себя приятными мелочами: яркие детали, личные вещи, фото любимого человека, если, конечно, это не исключается правилами компании. Частичка домашнего уюта даёт человеку чувство защищённости и психологического комфорта.
7. Завершайте простые задачи как можно быстрее. Если это возможно, сразу выполняйте задания, которые от вас требуют. Помните, что любое законченное дело приносит чувство завершенности, и, как следствие, удовлетворение от работы.
8.Гордитесь своей работой. Какую бы работу вы не выполняли, гордитесь тем вкладом, который вы делаете. Даже если вы думаете, что большинство вашей работы монотонно, найдите что-то, чем можете гордиться.
9.Будьте физически активны на работе. Даже если вы постоянно сидите за рабочим столом или стоите в одном положении, есть множество упражнений, которые помогут вам повысить физическую активность во время рабочего дня. Это зарядит вас энергией и улучшит самочувствие. Вы можете ходить на работу пешком вместо транспорта, подниматься по лестнице вместо лифта, заходить в кабинет сотрудника, чтобы задать вопрос, вместо того, чтобы позвонить по телефону.
- Приведите в порядок своё рабочее место. Все вещи на вашем рабочем столе должны быть аккуратно сложены, так, чтобы вам не приходилось тратить своё время на поиск того или иного документа. Настольный ящик для документов поможет вам распределить ваши задачи на сегодня, на неделю, до конца месяца. Выделите всего 10 минут в день на организацию своего рабочего места, и вы почувствуете, насколько легче Вам будет получить удовольствие от работы.
- Делайте перерывы. Если хотите быть счастливее на своем рабочем месте, вам нужно периодически отвлекаться от работы. Исследования показывают, что очень важно делать небольшие перерывы каждый час: отойдите от своего компьютера или любой другой задачи, которой занимаетесь в данный момент, дайте отдых глазам, потянитесь, прогуляйтесь. Выход время от времени на свежий воздух поможет вам чувствовать себя счастливее на протяжении рабочего дня.
- Избегайте многозадачности. Если вы думаете, что выполняя несколько задач одновременно, вы сможете закончить свою работу быстрее, вы ошибаетесь. Это только замедлит вас. Если вы закончите свой рабочий день, бросив недоделанными все задания, у вас будет большее чувство незавершенности по сравнению с тем, как если бы вы закончили несколько заданий. Хорошо помогает составление списка дел в начале рабочего дня и дальнейшее вычеркивание завершенных дел из него.
- Держитесь подальше от группировок
- Не пренебрегайте временем, предназначенным для приёма пищи. Используйте время своего обеда для отдыха и приёма пищи, а не для работы. Это даст вам энергию для дальнейшей деятельности. В течение дня балуйте себя лёгкими и здоровыми перекусами: фрукты, орехи, несладкий йогурт и т.д. Они поднимут вам настроение и повысят эффективность труда.
- Улыбайтесь!Даже если вы чувствуете себя раздраженным и несостоявшимся на своём рабочем месте, постарайтесь улыбаться! Доказано – это улучшает настроение и помогает чувствовать себя счастливее. Если вы всем недовольны, постоянно жалуетесь или негативно высказываетесь своим коллегам, вы гарантированно станете чувствовать себя еще хуже.
- Найдите смысл в своей работе.Один из важных способов почувствовать себя счастливее на работе ― найти в ней смысл. Если вы с трудом находите смысл, то Ваша работа будет наполнена скукой и монотонностью, а это утомляет.
- Думайте о тех людях, которым вы нужны. Когда вы расстроены на работе, сделайте небольшой перерыв и вспомните о тех людях, которым Вы помогаете или которые зависят от вас. Подумайте, что произойдет, если вы не явитесь на работу. Кто-то может от этого пострадать или не будет знать, что ему делать. Напоминайте себе о том, насколько вы ценны каждый раз, когда вам в душу начнут закрадываться сомнения по поводу вшей работы.
- Вознаграждайте себя за хорошо выполненную работу. Важным является не только ваша продуктивность, но и ваше психологическое здоровье. Если вы хотите быть счастливыми на работе, делайте себе небольшие подарки за успешные рабочие дни. Найдите те моменты, которые вас мотивируют быстро и качественно окончить работу и пользуйтесь ими как подарками после завершения трудных задач. Вознаграждения также обеспечат вам ожидание чего-то необычного на протяжении трудного дня, и Вы сможете работать энергичнее и эффективнее.
- Уделяйте время своим друзьям и семье. Не зависимо от того, насколько вы заняты, очень важно уделять время самым близким для вас людям. Если вы будете тратить всю свою энергию на работу, вы не сможете остановиться и наслаждаться жизнью. Вы будете лучше чувствовать себя на работе, если ваша личная жизнь будет наполнена любовью, семейными ценностями и крепкой дружбой.
Главное — настойчиво идите к своей цели, и помните, что счастье на работе, дома или в любом другом месте зависит только от вас! Счастье ― это образ вашего мышления и осознанные решения. Берегите себя!
Главный врач СПб ГБУЗ КВД № 11 Д.Г. Борухович
10 психологических состояний, о которых вы никогда не слышали и когда вы их испытывали
Все знают, что вы имеете в виду, когда говорите, что вы счастливы или грустны. Но как насчет всех тех эмоциональных состояний, для которых у вас нет слов? Вот десять чувств, которые вы, возможно, испытывали, но никогда не знали, как объяснить.
1. Дисфория
Часто используется для описания депрессии при психологических расстройствах. Дисфория представляет собой общее состояние грусти, которое включает беспокойство, недостаток энергии, тревогу и неопределенное раздражение. Это противоположно эйфории и отличается от типичной грусти, потому что часто включает в себя своего рода нервозность и некоторый гнев. Вы, вероятно, испытывали это, когда отказывались от стимуляторов, таких как шоколад, кофе или что-то покрепче. Или вы, возможно, почувствовали это в ответ на неприятную ситуацию, крайнюю скуку или депрессию.
2. Порабощение
Профессор психологии В. Геррод Парротт разбил человеческие эмоции на подкатегории, которые сами по себе имеют свои подкатегории. Большинство эмоций, которые он идентифицирует, такие как радость и гнев, довольно узнаваемы. Но об одной разновидности радости, «порабощении», вы, возможно, не слышали раньше. В отличие от более веселых подкатегорий радости, таких как бодрость, воодушевление и облегчение, увлечение — это состояние сильного восторга. Это не то же самое, что любовь или похоть. Вы можете испытать это, когда увидите невероятное зрелище — концерт, фильм, взлет ракеты, — которое захватывает все ваше внимание и поднимает ваше настроение до невероятных высот.
3. Нормопатия
Психиатр-теоретик Кристофер Боллас изобрел идею нормопатии для описания людей, которые настолько сосредоточены на том, чтобы слиться с социальными нормами и соответствовать им, что это становится своего рода манией. Нормотический человек часто нездорово зациклен на том, чтобы вообще не иметь личности и делать только то, чего от него ожидает общество. Экстремальная нормопатия перемежается отклонениями от нормы, когда нормотик ломается под давлением конформизма и становится агрессивным или делает что-то очень опасное. Многие люди испытывают легкую нормопатию в разное время своей жизни, особенно когда пытаются вписаться в новую социальную ситуацию или пытаются скрыть поведение, которое, по их мнению, осудят другие люди.
4. Отвращение
Есть несколько способов определить отвращение, но французская философ Джулия Кристева (буквально) написала книгу о том, что значит испытывать отвращение. Она предполагает, что каждый человек проходит через период отвращения в детстве, когда мы впервые осознаем, что наши тела отделены от тел наших родителей — это чувство разделения вызывает чувство крайнего ужаса, которое мы несем с собой на протяжении всей нашей жизни. Это чувство отвращения вновь активируется, когда мы переживаем события, которые, пусть и кратковременно, заставляют нас усомниться в границах нашего самоощущения. Часто отвращение — это то, что вы чувствуете, когда видите или переживаете что-то настолько ужасное, что вас тошнит. Классический пример — вид трупа, но отвращение может вызвать и вид дерьма или открытых ран. Все эти видения на каком-то уровне напоминают нам, что наша самость заключена в том, что инопланетяне из «Звездного пути» назвали бы «уродливыми мешками, состоящими в основном из воды». Единственное, что отделяет вас от мертвого тела, это… . . почти ничего. Когда вы чувствуете всю тяжесть этого предложения или сталкиваетесь с его реальностью в образе трупа, ваша тошнота вызывает отвращение.
5. Сублимация
Если вы когда-нибудь посещали занятия, посвященные теории Зигмунда Фрейда о сексе, вы, вероятно, слышали о сублимации. Фрейд считал, что человеческие эмоции подобны паровой машине, а сексуальное желание — паром. Если вы заблокируете выход пара из одного клапана, давление возрастет и вытолкнет его из другого. Сублимация — это процесс перенаправления ваших страстных желаний от развратного секса к чему-то социально полезному, например, к написанию статьи о психологии, починке газонокосилки или разработке программного обеспечения. Если вы когда-нибудь избавлялись от разочарования, создавая что-то, или получали странное сильное удовольствие от создания художественного проекта, вы сублимируете. Однако другие психиатры усовершенствовали идею сублимации. Вслед за французским теоретиком Жаком Лаканом они говорят, что сублимация не обязательно означает преобразование сексуального желания в другую деятельность, например, в строительство дома. Это может означать просто перенос сексуального влечения с одного объекта на другой — например, перенос вашей привязанности с вашего парня на соседа.
6. Навязчивое повторение
Ах, Фрейд. Вы подарили нам столько новых чувств и психологических состояний для исследования! Навязчивое повторение немного сложнее, чем знаменитое определение Фрейда — «желание вернуться к более раннему положению вещей». На первый взгляд, навязчивое повторение — это то, что вы испытываете довольно часто. Это желание делать что-то снова и снова. Может быть, вы чувствуете необходимость всегда заказывать одно и то же в своем любимом ресторане или всегда идти домой одним и тем же маршрутом, даже если есть другие вкусные блюда и другие простые способы добраться домой. Может быть, ваше навязчивое повторение немного более зловещее, и вы всегда испытываете желание встречаться с людьми, которые обращаются с вами как с дерьмом, снова и снова, даже если вы заранее знаете, что это обернется плохо (как и в последние десять раз). Фрейд был очарован этой зловещей стороной навязчивого повторения, поэтому он в конце концов решил, что причина нашего побуждения к повторению напрямую связана с тем, что он называл «влечением к смерти», или побуждением прекратить существование. В конце концов, рассуждал он, предельное «раннее состояние вещей» — это состояние небытия до нашего рождения. С каждым повторением мы воплощаем в жизнь наше желание вернуться в доживое состояние. Может быть, поэтому так много людей испытывают желание повторять действия, которые являются деструктивными или непродуктивными.
7. Репрессивная десублимация
Политический теоретик Герберт Маркузе был большим поклонником Фрейда и пережил социальные потрясения 1960-х годов. Он хотел объяснить, как общества могут проходить через периоды социального освобождения, такие как контркультуры и революции середины двадцатого века, и все же оставаться под (часто строгим) контролем правительств и корпораций. Как США могли пройти через все эти протесты в 60-х, но так и не свергнуть правительство? Ответом, как он решил, было своеобразное эмоциональное состояние, известное как «репрессивная десублимация». Помните, Фрейд сказал, что сублимация — это когда вы направляете свою сексуальную энергию во что-то несексуальное. Но Маркузе жил во времена, когда люди очень сильно направляли свою сексуальную энергию на секс — это была эпоха сексуального раскрепощения, когда царила свободная любовь. Люди десублимировались. И все же они продолжали подвергаться репрессиям со стороны многих других социальных ограничений, исходящих от корпоративной жизни, вооруженных сил и правительства. Маркузе предположил, что десублимация действительно может помочь закрепить репрессии. Он действует как выпускной клапан для наших желаний, чтобы мы не пытались освободиться от других социальных ограничений. Хорошим примером репрессивной десублимации являются бурные вечеринки в колледже. Часто люди в колледже много пьют, употребляют наркотики и занимаются сексом, в то же время очень усердно учась и пытаясь подготовиться к работе. Вместо того, чтобы задаваться вопросом, почему мы должны платить кучу денег, чтобы заниматься зубрежкой и получать корпоративную работу, мы просто соблюдаем правила и каждые выходные занимаемся сумасшедшим пьяным сексом. Репрессивная десублимация!
8. Апория
Вам знакомо чувство безумной пустоты, которое возникает, когда вы понимаете, что то, во что вы верили, на самом деле неправда? И тогда все становится еще более странным, когда вы понимаете, что на самом деле то, во что вы верили, может быть правдой, а может и нет — и вы никогда не узнаете об этом на самом деле? Это апория. Термин происходит из древнегреческого языка, но его также любят постструктуралистские теоретики, такие как Жак Деррида и Гаятри Спивак. Причина, по которой современным теоретикам нравится идея апории, заключается в том, что она помогает описать чувства, которые люди испытывают в мире информационной перегрузки, когда вас часто бомбардируют противоречивыми сообщениями, которые кажутся одинаково верными.
9. Compersion
Мы зашли на довольно философскую территорию, так что теперь пришло время вернуться к старым добрым интернет-мемам. Слово «комперсия» было популяризировано людьми в онлайн-сообществах, посвященных полиамории и открытым отношениям, чтобы описать чувство, противоположное чувству ревности, когда ваш партнер встречается с кем-то еще. Хотя моногамный человек будет ревновать, видя, как его партнер целует другого человека, немоногамный человек может чувствовать комперсию, чувство радости, видя, что его партнер счастлив с другим человеком. Но моногамные люди тоже могут чувствовать комперсию, если мы расширим определение, чтобы обозначить любую ситуацию, в которой вы чувствуете противоположность ревности. Если друг получает награду, на которую вы надеялись, вы все равно можете чувствовать комперсию (хотя вы тоже можете немного завидовать).
10. Групповые чувства
Некоторые психологи утверждают, что есть некоторые чувства, которые мы можем испытывать только как члены группы — они называются межгрупповыми и внутригрупповыми чувствами. Часто вы замечаете их, когда они противоречат вашим личным ощущениям. Например, многие люди испытывают межгрупповую гордость и чувство вины за то, что сделали их страны, даже если они не родились, когда их страны сделали это. Хотя вы не участвовали в войне и поэтому не несете личной ответственности за то, что произошло, вы разделяете межгрупповое чувство гордости или вины. Групповые чувства часто вызывают болезненные противоречия. У человека может возникнуть внутригрупповое ощущение (от одной группы к другой), что гомосексуальность аморален. Но этот человек может лично испытывать гомосексуальные чувства. Точно так же у человека может быть внутригрупповое ощущение, что определенные расы или религии уступают представителям его группы. И все же они могут лично знать очень уважаемых, хороших людей из тех рас и религий, которых они считают друзьями. Групповое чувство может возникнуть только благодаря членству в группе, и это не то, что вы когда-либо испытали бы в одиночку. Но это не значит, что групповые чувства менее сильны, чем личные.
Изображение Тома Ванга/Shutterstock
Философия и когнитивные науки
Философия и когнитивные науки Джо Лау Университет Гонконга 1-й семестр 2005-06 03 апреля 2023 г. |
Примеры психических состояний
Психические состояния — это состояния ума, такие как:- убеждения и желания: вера в то, что будет дождь, желание темного шоколада
- знание и мысли: зная, что 1+1=2, думая, что 3>2.
- ментальные образы : воображать себя на небесах
- эмоции и настроения : надежда на то, что сдаст экзамен, страх неудачи, чувство покоя, раздражительность, многословие
- восприятия и ощущения: видеть кошку, чувствовать боль, слышать голоса, испытывать приступы голода, испытывать жажду и усталость
Преднамеренность
Одно значение « Интенциональность «является преднамеренностью или направленностью . Психическое состояние является преднамеренным психическим состоянием (обладает интенциональностью), когда оно касается или направлено на какой-либо объект. Убеждения обязательно являются преднамеренными психическими состояниями. Невозможно иметь убеждение без убеждение связано с чем-то. Если вы верите, что земля круглая, ваше убеждение связано с землей. Если вы смотрите на птицу, ваш перцептивный опыт направлен на птицу. Итак, это примеры намеренных ментальных состояний. желание также является намеренным психическим состоянием: невозможно иметь желание, если желание не является желанием чего-либо.Обратите внимание, что намеренное ментальное состояние может относиться к чему-то, чего на самом деле не существует. Маленькая девочка может поверить, что Санта-Клаус живет в Финляндии. Ее вера связана с Санта-Клаусом, хотя Санта-Клауса не существует.
Все ли психические состояния являются преднамеренными психическими состояниями?
На самом деле это достаточно спорная тема. Не все философы считают, что все ментальные состояния интенциональны. Некоторые философы думают, что психические состояния, такие как боль или зуд, вообще ни о чем не говорят, и поэтому они являются непреднамеренными психическими состояниями. Конечно, кажется странным говорить о боли как о чем-то «о чем-то».С другой стороны, не кажется странным сказать, что боли и зуд являются состояниями, несущими информацию. Можно сказать, например, что боль несет информацию о том, что происходит с нашим телом. В случае фантомных конечностей пациенты с ампутированными конечностями могут продолжать чувствовать боль, локализованную в частях тела, которых больше не существует. Один из способов понять это — сказать, что их боли — это искажение фактов, поскольку они несут ложную информацию об их телах. Это чем-то похоже на наличие ложных убеждений. Итак, если мы понимаем интенциональность как передачу информации, то, возможно, боль и зуд также можно рассматривать как интенциональные.
Однако, если это определение интенциональности, мы не можем сказать, что желания являются интенциональными состояниями. Обычно мы не говорим, что желания несут информацию. Если я желаю сахара, мое желание связано с сахаром, но желание не несет никакой информации о сахаре. Возможно, мы можем определить намеренное ментальное состояние как любое ментальное состояние, в котором или относится к чему-то, что или несет информацию. Тогда убеждения, желания и боли можно рассматривать как интенциональные ментальные состояния.
Этот вопрос касается вопроса о том, существует ли «метка ментальная». Это как раз вопрос о том, существует ли какая-либо отличительная черта, уникальная для всех ментальных состояний, черта, которой обладают все и только ментальные состояния. Возможно, интенциональность является признаком ментального. С другой стороны, возможно, понятие ментального расплывчато и нет точного определения ментальности.