Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Психические явления регулирующие действия и поступки: Основы психологии

Основы психологии

  1. Психология как наука, ее объект и предмет исследования.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает «psyche» – душа, «logos» – наука, учение, т.е. – «наука о душе». Современная трактовка этого определения следующая:

  • Психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека

  • Психология – это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Условно можно выделить 4 этапа исторического развития психологии.

I этап – психология наука о душе. Такое определение было дано более 2 тысяч лет назад. Все непонятные явления в жизни человека объяснялись наличием души.

II этап – психология как наука осознании, зародившаяся в 17 веке, в связи с развитием естественных наук.

Под сознанием подразумевалось способность мыслить, чувствовать, желать.

III этап – психология как наука о поведении. Получает развитие в ХХ веке. Предметом изучения являются поведение, поступки реакции человека на внешнее воздействия.

IV этап – психология как наука, изучающая психику. Психика – особое свойство высокоорганизованной материи, являющееся формой отражения субъектом объективной реальности. Таким образом, предметом психологии на современном этапе являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики.

Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин: общая психология, возрастная психология, педагогическая психология, медицинская психология, психология аномального развития и т.д.

  1. Классификация психических явлений.

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс —это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психическое отражение —это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы —это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) , эмоциональные и волевые.

Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние —это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.

Психическое состояние —это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния —стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния —инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

  1. Понятие деятельности и ее психологическая структура

Человек существует, развивается и формируется как личность благодаря взаимодействию со средой, осуществляемому посредством его деятельности. Бездеятельная личность немыслима, потому что у нее есть потребности, которые надо удовлетворять.

Потребность — это психическое явление отражения нужды организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью и обществом (социальные потребности). Потребность проявляется в определенном состоянии психики (у человека — сознания, называемого переживанием). Чтобы восполнить отражаемые психикой недостатки, нужны затраты соответствующих сил путем проявления активности.

Активность — это энергия, используемая в специфической реакции, выражающаяся у человека в стремлении и осуществлении деятельности, с целью удовлетворения данной потребности.

Следовательно, деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленную цель, возникшую в результате появления у него определенной потребности.

Цели, которые в своей деятельности ставит человек, могут быть отдаленными и близкими. Поэтому и понятие «деятельность» весьма широкое и иногда сливается с понятием «жизненный путь». Цель всей деятельности учащегося профессионально-технического училища — приобрести профессию, чтобы обеспечить себя материально и стать вполне самостоятельным человеком. Но цель деятельности этого же учащегося при выполнении конкретного учебного задания более узкая — например, научиться разметке деталей. Однако для того чтобы достичь и этой цели, ему надо осуществить ряд частных действий (окраску, расчерчивание, накернивание), у каждого из которых — своя цель.

Под целью понимается предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намеревается удовлетворить ту или иную потребность. Поэтому надо различать цель как объективное (объективный результат) и как субъективное психическое (предполагаемое) явление.

Возникновение стремления само по себе является процессом. Вначале появляется потребность. Это такой уровень неопределенности, когда человеку уже ясно, что ему что-то необходимо делать, но что именно — осознается недостаточно.

При такой неопределенности возникают различные варианты возможностей удовлетворения потребности. На таком уровне неопределенности еще нет ясного осознания средств, путей достижения цели. Каждая из осознанных возможностей подкрепляется или опровергается разными мотивами.

Мотивы — это психические явления, ставшие побуждениями выполнению того или иного действия, поступка. В обиходе часто не различают слова «мотив» и «стимул», но это разные понятия. Мотив — это любое психическое явление, ставшее побуждением к действию, поступку или деятельности.

Стимул — это объективное явление, действующее на человекa, (или животное) и вызывающее ответную реакцию. У человека стимул, отражаясь сознанием, становится мотивом, причем им может стать и стимул, давно воспринятый и сохраненный памятью. Но самое существенное то, что мотив — отражение стимула, переработанное личностью. Один и тот же стимул у разных личностей может быть отражен как неодинаковые мотивы.

Обычно действие, поступок и тем более поведение вызывается не одним, а совокупностью различных мотивов, сопутствующих какому-то доминирующему мотиву. Мотивы бывают как быстропроходящие, так и очень стойкие. У человека могут быть немотивированные, так называемые импульсивные, подчас даже неосознанные действия, но деятельность и поступки его всегда мотивированы.

Хотя деятельность — это функции человека в целом: и как личности, и как организма, — ее целенаправленность и мотивация определяются личностью. Поэтому у животных, у новорожденных и у «невменяемых», психически больных, деятельности нет, а есть только поведение — как объективизация их психики. Деятельность же — это объективизация сознания.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каждая конкретная деятельность имеет свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия и в том числе навыки, (как способы достижения общей цели), и психические акты, в них включенные, и результаты деятельности.

Любая деятельность, будь то опиливание плоской поверхности слесарем или монтаж сложной технологической установки бригадой монтажников, начиная с подготовки к ней и кончая достижением цели, осуществляется множеством взаимосвязанных действий.

Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель.

Каждое действие также имеет свою психологическую структуру: цель действия, мотивы, операции и психические акты, конечный результат. По доминирующему в их структуре психическому акту различают эмоциональные, мыслительные, психомоторные, мнестические и волевые действия. Об импульсивных действиях уже было, а о поступках будет сказано. Рабочие действия по своим целям делятся на ориентировочные, исполнительские, корректировочные и завершающие.

Ориентировочные действия — это определение цели деятельности, условий, средств и путей ее достижения. Ориентировочные действия бывают двух видов: теоретические и практические.

Теоретические ориентировочные действия имеют целью получение необходимых для деятельности сведений, отвечающих на вопросы: что делать? Как делать? Какие условия необходимы и как их создать? Какие средства потребуются и где их взять? В какой последовательности целесообразно действовать в процессе деятельности. На основе ответов вырабатывается рабочая гипотеза, определяющая цель, процесс и результат деятельности.

Практические ориентировочные действия включаются в исполнительные действия с целью оценки процесса деятельности, его соответствия общей цели. При этом на каждом этапе деятельности изыскиваются ответы на вопросы: как получается? Соответствует ли замыслу? Что не получается? Почему не получается? Что надо сделать, чтобы получалось лучше?

Исполнительские действия всегда начинаются после теоретической ориентировки и заключаются в последовательном выполнении намеченных (спроектированных или определенных технологией) действий по осуществлению общей цели деятельности. Для успешной исполнительской деятельности нужны знания, навыки, умения, привычки и способности. Однако и при этом они не могут быть вполне успешными без корректировочных действий.

Корректировочные действия — это внесение поправок, уточнении и изменений в ориентировочные и исполнительские действия на основе обратной информации о неточностях, ошибках, отклонениях и неудачах.

Чем сложнее и ответственнее деятельность, тем лучше должна быть обратная связь и тем больше требуется корректировочных действий в процессе исполнительской деятельности. Только при этом условии могут быть успешными завершающие действия.

Завершающие действия сводятся к проверке качества выполнения всех действий на заключительном этапе деятельности по их результатам. Это уже оценка достижения цели деятельности: достигнуто ли то, что намечалось? Какими средствами и издержками? Какие уроки извлечь из этой деятельности? Как целесообразнее осуществлять ее в будущем?

Любой вид деятельности — весьма сложный информационный процесс, в который включаются и как-то используются все психические процессы и свойства личности. И от того, насколько закономерно осуществляется информация сообщений, сколь тщательно вырабатывается командная информация и как функционирует обратная связь, зависит успех деятельности.

Если с позиций теории информации проанализировать деятельность учащихся, то может оказаться, что для решения какой-либо технологической задачи у них нет достаточной ориентировочной основы, они не знают правил исполнительских действий при решении этих задач, не контролируют правильность действий, а поэтому допускают ошибки, не вносят коррективы в свои действия и тем самым усугубляют оплошности.

А бывает и так: что-то сделано по правилам, но при завершающей проверке результат не совпадает с заданным, возможно, потому, что неверно была определена задача.

Возможны и более грубые нарушения структуры учебной или трудовой деятельности, когда, например, приступают к исполнительским действиям, не выполнив необходимые ориентировочные действия, а поэтому не осуществляется корректировка исполнительских действий, и при завершающей проверке оказывается, что такая деятельность совсем бесполезна.

Из рассмотренной структуры деятельности видно, что в любом деле, даже в самой простой физической работе, большое место непременно занимают умственные (мыслительная и мистическая), ориентировочные, корректировочные и завершающие действия. Поэтому чему бы ни пришлось преподавателю обучать учащихся, надо прежде всего развивать их мышление, сообразительность, находчивость и сноровку. Тем быстрее будет «свертываться» фактически осуществляемая ими структура деятельности за счет сокращения и быстрого снятия неопределенности, выражающейся в вопросах: что делать? Как делать? Как получается? и т. д., а это будет упрощать, облегчать и ускорять процесс деятельности и достижение ее целей.

  1. Личность как основная категория в психологии.

В различных связях и отношениях личность изучается в социологии, философии, истории, искусствоведении, эстетике, педагогике, медицине, юридических и других науках. Психология рассматривает сущность психических свойств личности, закономерности ее формирования.

В древнерусском языке синонимом «личности» было слово «чекан». Чеканка и ныне понимается как отделочная операция, придание рельефности поверхности какого-либо предмета. Отсюда вполне допустимо утверждение, что личность – не просто индивид, а человек, сформированный в обществе.

Сегодня психология трактует личность как социально-психологичес-кое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает личностные качества, когда вступает в отношения с другими людьми, и эти отношения становятся «личностно-образующими». У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

К числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению Р. С. Немова, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих1.

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволят более полно раскрыть последнее (рис. 6).

Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное – законам развития общества.

Индивид – это единичный представитель вида. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, телесная конституция, цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт и т. п.).

При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Несовпадение понятий индивидуальности и личности проявляется в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах, связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из общества, оформление ее уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.

. Потенциалы личности

Личностьэто активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек. С этих позиций ее можно характеризовать пятью потенциалами: 1) гносеологическим, 2) аксиологическим, 3) творческим, 4) коммуникативным, 5) художественным.

  1. Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Данный потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

  2. Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет о единстве психологических и идеологических моментов, сознании личности и ее самосознании, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в мироощущении и мировоззрении.

  3. Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию, созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда.

  4. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

  5. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.

Художественная активность личности проявляется в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства. Таким образом, личность определяется тем, что и как она знает, что и как она ценит, что и как она созидает, с кем и как она общается, каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.

  1. Психологическая структура личности.

Личность является своеобразным сочетанием природных (биологических) и общественных (социальных) свойств и качеств, которые и определяют психические в человеке. Существует несколько подходов к определению структуры личности, Наиболее общая и распространенная структура личности определяется ее четырьмя сторонами:

Первая сторона личностиее социально обусловленные свойства: потребности, интересы, склонности, стремления, идеалы, мировоззрение, убеждения, которые определяют и формируют качества личности. Эту сторону называют направленностью личности. Она формируется путем воспитания и самовоспитания.

Вторая сторона личности – запас имеющихся у человека знаний, навыков, умений и привычек. Она определяет подготовленность личности к деятельности, уровень ее развития, ее опыт. Эта сторона формируется путем обучения и научения (самостоятельный процесс формирования знаний, умений и навыков).

Третью сторону личности составляют свойственные данному человеку и типичные для него устойчивые особенности отдельных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, эмоций, воли. Эта сторона формируется путем упражнений.

Четвертая сторона личности – ее биологически обусловленные особенности, задатки, особенности высшей нервной деятельности, проявляющиеся в темпераменте, возрастных и половых свойствах.

  1. Характеристика ощущения как психического процесса.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Виды ощущений по расположению рецептора

Внешние – рецепторы расположены на поверхности тела человека, в органах чувств и с их помощью он познаёт свойства предметов, которые находятся вне его – это есть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные ощущения.

Внутренние – ощущения возникают от рецептаров тех органов чувств, которые расположены внутри организма – это голод, жажда, тошнота, изжога.

Двигательные – это ощущения движения и положения тела в пространстве, рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах и связках и обеспечивают управление движением на подсознательном уровне.

Ощущения всех видов зависят от чувствительности анализаторов. Основные характеристики чувствительности:

Нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Верхний порог ощущений – максимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно. Диапазон чувствительности – интервал между нижним и верхним порогом ощущений. Чувствительность анализаторов непостоянна и изменяется под воздействием физиологических и психологических условий. Органы чувств обладают свойством приспособления, или адаптации. Адаптация может проявляться и как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного воздействия раздражителя, и как понижение или повышение чувствительности под влиянием воздействия раздражителя.

  1. Характеристика восприятия как психического процесса.

Восприятие – отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих предметов. Другими словами восприятие есть не что иное, как процесс приёма и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, оно объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов.

Виды восприятия:

  1. Простые: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные.

  2. Сложные: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.

Свойства восприятия:

    • Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе.

    • Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

    • Константность – относительное постоянство восприятия окружающих предметов как относительно постоянных по форме, цвету и т.п.

    • Структурность – восприятие не является просто суммой ощущений, мы воспринимаем абстрагированную из этих ощущений структуру.

    • Осмысленность – связь с мышлением, пониманием сущности предметов.

    • Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

  1. Характеристика внимания как психического процесса.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость.

Психические явления, их сущность и классификация

Все психические явления делятся на три группы:

  1. Психические процессы.

  2. Психические состояния.

  3. Психические свойства личности.

Психические процессы — это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регулятивную функцию. Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.

Психические состояния — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

  1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

  2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация).

  3. Волевые состояния — инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

  4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Психические свойства личности. В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности.

Направленность — это сложное психическое свойство, представляющее собой относительно устойчивое единство потребностей, мотивов и целей личности, определяющих характер ее деятельности.

Ее содержание формируется на основе взаимосвязанных внутренних побуждений человека, которые показывают, к чему он стремится в жизни, какие цели ставит перед собой и зачем он выполняет то или иное действие (совершает поступок).

Темперамент (лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) — закономерное соотношение устойчивых особенностей функционирования психики, формирующее определенную динамику протекания психических процессов и проявляющееся в поведении и деятельности человека.

Существуют четыре вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

На основе проявления темперамента личности в конкретных социальных условиях формируется следующее психическое свойство – характер и в психологии рассматривается как совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие.

Считается, что индивидуальные особенности человека, образующие его характер, в первую очередь зависят от личностной направленности, типа нервной системы и обусловливаются его волей, эмоциями и интеллектом (умом). Среди черт характера одни выступают в качестве основных, задающих общую направленность его проявления, другие – как второстепенные, проявляющиеся лишь в определенных ситуациях. Их соответствие друг другу рассматривается как цельность характера (цельный характер), а противопоставление как его противоречивость (противоречивый характер).

Способности — соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности. То есть, это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно выполнять различные виды деятельности.

На данном понимании базируется разработка большинства прикладных проблем психологии личности, включая методик профессионального отбора.

Психическое заболевание и благополучие: перспектива регуляции аффекта

1. Всемирная организация здравоохранения . Усиление пропаганды психического здоровья. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2001. [Google Scholar]

2. Гросс Дж. Дж., Джазайери Х. Эмоции, регулирование эмоций и психопатология: точка зрения аффективной науки. Clin Psychol Sci 2014;2:387-401. [Google Scholar]

3. Гросс Дж. Дж., Муньос РФ. Регуляция эмоций и психическое здоровье. Clin Psychol Sci Pract 1995;2:151-164. [Академия Google]

4. Джазайери Х., Урри Х.Л., Гросс Дж.Дж. Аффективное расстройство и психопатология: перспектива регуляции эмоций. J Exp психопат 2013;4:584-99. [Google Scholar]

5. Кринг А.М., Слоан Д.М. (ред.). Регуляция эмоций и психопатология: трансдиагностический подход к этиологии и лечению. Нью-Йорк: Гилфорд, 2010. [Google Scholar]

6. Фрейд С. Запреты, симптомы и тревога. В: Стрейчи Дж., Фрейд А. (ред.). Стандартное издание полного собрания психологических сочинений Зигмунда Фрейда. Лондон: Hogarth Press, 19.26:77-175. [Google Scholar]

7. Godoy LD, Rossignoli MT, Delfino-Pereira P et al. Всесторонний обзор нейробиологии стресса: основные понятия и клинические последствия. Front Behav Neurosci 2018;12:127. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

8. Лазарус Р.С., Фолкман С. Стресс, оценка и преодоление. Нью-Йорк: Springer, 1984. [Google Scholar]

9. Эткин А., Бюхель С., Гросс Дж. Нейронные основы регуляции эмоций. Нат Рев Нейроски 2015;16:693-700. [PubMed] [Академия Google]

10. Харрисон Н.А., Кричли Х.Д. Аффективная неврология и психиатрия. Бр Дж Психиатрия 2007;191:192-4. [PubMed] [Google Scholar]

11. Панксепп Дж. Аффективная нейробиология: основы эмоций человека и животных. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1998. [Google Scholar]

12. Кринг АМ. Эмоциональные нарушения как трансдиагностические процессы в психопатологии В: Льюис М., Хэвиленд-Джонс Дж. М., Фельдман Барретт Л. (ред.). Справочник эмоций, Vol. 3, 3-е изд. Нью-Йорк: Гилфорд, 2008: 69.1-705. [Google Scholar]

13. Дональдсон С.И., Доллвет М., Рао М.А. Новый взгляд на счастье, совершенство и оптимальное функционирование человека: изучение рецензируемой литературы, связанной с позитивной психологией. Джей Позитив Психолог 2015;10:185-95. [Google Scholar]

14. Крюгер Р.Ф., Котов Р., Уотсон Д. и др. Прогресс в достижении количественной классификации психопатологии. Мировая психиатрия 2018, 17:282-93. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

15. Гросс Джей Джей. Регуляция эмоций: текущее состояние и перспективы на будущее. Психологический запрос 2015;26:1-26. [Академия Google]

16. Куле СЛ. Психология регулирования эмоций: интегративный обзор. Знать Эмо 2009;23:4-41. [Google Scholar]

17. Котабе Х.П., Хофманн В. Об интеграции компонентов самоконтроля. Перспектива психологической науки 2015;10:618-38. [PubMed] [Google Scholar]

18. Ларсен Р.Дж. К науке о регуляции настроения. Психологический запрос 2000;11:129-41. [Google Scholar]

19. Паркинсон Б., Тоттерделл П. Классификация стратегий регуляции аффекта. Знать Эмо 1999;13:277-303. [Академия Google]

20. Webb TL, Schweiger Gallo I, Miles E et al. Эффективная регуляция аффекта: точка зрения контроля действий на регуляцию эмоций. Eur Rev Soc Psychol 2012;23:143-86. [Google Scholar]

21. Вестен Д. К интегративной модели регуляции аффекта: приложения к социально-психологическим исследованиям. Дж Перс 1994;62:641-67. [Google Scholar]

22. О’Лири Д., Сури Дж., Гросс Дж. Уменьшение поведенческих факторов риска развития рака: перспектива регуляции аффекта. Психологическое здоровье 2018;33:17‐39. [PubMed] [Google Scholar]

23. Шеппес Г., Сури Г., Гросс Дж. Регуляция эмоций и психопатология. Анну Рев Клин Психол 2015;11:379-405. [PubMed] [Google Scholar]

24. Каррутерс П. Валентность и ценность. Филос Феноменол Рез 2018;97:658-80. [Google Scholar]

25. Ланг П.Дж. Эмоции и мотивация: к согласованным определениям и общей цели исследования. Эмот Рев 2010;2:229-33. [Google Scholar]

26. Рассел Дж. Ядро аффекта и психологическая конструкция эмоции. Психологический преподобный 2003;110:145-72. [PubMed] [Академия Google]

27. Шерер КР. Что такое эмоции? И как их можно измерить? Социальная научная информация 2005;44:695-729. [Google Scholar]

28. Карвер КС. Процессы контроля, управление приоритетами и аффективная динамика. Эмот Рев 2015;7:301-7. [Google Scholar]

29. Пеццуло Г., Цисек П. Навигация по ландшафту возможностей: контроль обратной связи как модель процесса поведения и познания. Тенденции Cogn Sci 2016;20:414-24. [PubMed] [Google Scholar]

30. Уусберг А., Сури Г., Двек С.С. и др. Мотивация: перспектива систем оценки. Небр Симп Мотив (в печати). [Академия Google]

31. Фрида Н.Х. Эмоциональное переживание и его разновидности. Эмот Рев 2009;1:264-71. [Google Scholar]

32. Зимер М. Опыт настроения: последствия диспозиционной теории настроения. Эмот Рев 2009;1:256-63. [Google Scholar]

33. Trimmer PC, Paul ES, Mendl MT et al. Об эволюции и оптимальности состояний настроения. Бихав Наука 2013;3:501-21. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

34. Кемени МЭ. Психобиология стресса. Curr Dir Psychol Sci 2003;12:124-9. [Google Scholar]

35. Цислер Дж.М., Костер Э.Х.В. Механизмы смещения внимания к угрозе при тревожных расстройствах: интегративный обзор. Клин Психол Рев 2010;30:203-16. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

36. Леппянен Дж. М. Обработка эмоциональной информации при расстройствах настроения: обзор поведенческих и нейровизуализационных данных. Карр Опин Психиатрия 2006;19:34–9. [PubMed] [Google Scholar]

37. Everaert J, Podina IR, Koster EHW. Комплексный метаанализ предвзятости интерпретации при депрессии. Клин Психол Рев 2017;58:33-48. [PubMed] [Академия Google]

38. Лорбер МФ. Психофизиология агрессии, психопатии и проблем с поведением: метаанализ. Психол Бык 2004;130:531-52. [PubMed] [Google Scholar]

39. Гросс Дж.Дж., Шеппс Г., Урри Х.Л. Генерация эмоций и регулирование эмоций: различие, которое мы должны провести (осторожно). Знать Эмо 2011;25:765-81. [PubMed] [Google Scholar]

40. Реек С., Эймс Д.Р., Окснер К.Н. Социальная регуляция эмоций: интегративная междисциплинарная модель. Тенденции Cogn Sci 2016;20:47‐63. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

41. Заки Дж., Уильямс В.К. Регуляция межличностных эмоций. Эмоция 2013;13:803-10. [PubMed] [Google Scholar]

42. Гросс Джей Джей. Возникающая область регулирования эмоций: интегративный обзор. Преподобный генерал Психол 1998;2:271-99. [Google Scholar]

43. Бонанно Г.А., Бертон CL. Регуляторная гибкость: взгляд индивидуальных различий на преодоление трудностей и регулирование эмоций. Перспектива психологической науки 2013;8:591-612. [PubMed] [Google Scholar]

44. Дакворт А.Л., Гендлер Т.С., Гросс Дж.Дж. Ситуационные стратегии самоконтроля. Перспектива психологической науки 2016;11:35-55. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

45. Дэвидсон Р.Дж., Льюис Д.А., Эллой Л.Б. и др. Нервные и поведенческие субстраты настроения и регуляции настроения. биопсихиатрия 2002;52:478-502. [PubMed] [Google Scholar]

46. Охснер К.Н., Гросс Дж.Дж. Когнитивный контроль эмоций. Тенденции Cogn Sci 2005;9:242-9. [PubMed] [Google Scholar]

47. Уусберг А., Таксер Дж.Л., Йих Дж. и др. Переоценка переоценки. Эмот Рев (в печати). [Google Scholar]

48. О’Лири Д., Уусберг А., Гросс Дж.Дж. Идентичность и самоконтроль: связывание ценности идентичности и модели процесса самоконтроля. Психологический запрос 2017;28:132-8. [Академия Google]

49. Моравец С., Боде С., Дернтл Б. и соавт. Влияние стратегий, целей и стимулирующего материала на нейронные механизмы регуляции эмоций: метаанализ исследований фМРТ. Neurosci Biobehav Rev 2017;72:111-28. [PubMed] [Google Scholar]

50. Уэбб Т.Л., Майлз Э., Ширан П. Работа с чувствами: метаанализ эффективности стратегий, основанных на модели процесса регуляции эмоций. Психол Бык 2012;138:775-808. [PubMed] [Google Scholar]

51. Шеппес Г., Гросс Дж. Время все? Временные соображения в регуляции эмоций. Личный социальный психолог, преподобный 2011;15:319-31. [PubMed] [Google Scholar]

52. Пол С., Катманн Н., Ризель А. Стоимость отвлечения внимания: эффект отвлечения внимания при повторной обработке изображений на LPP. Биол Психол 2016;117:225-34. [PubMed] [Google Scholar]

53. Уусберг Х., Уусберг А., Талпсеп Т. и др. Механизмы внимательности: динамика аффективной адаптации при открытом наблюдении. Биол Психол 2016;118:94-106. [PubMed] [Google Scholar]

54. Алдао А. Будущее исследований регуляции эмоций: улавливание контекста. Перспектива психологической науки 2013;8:155-72. [PubMed] [Академия Google]

55. Алдао А., Шеппес Г., Гросс Дж. Гибкость регуляции эмоций. Cogn Ther Res 2015;39:263-78. [Google Scholar]

56. Доре Б.П., Сильверс Дж.А., Окснер К.Н. На пути к персонализированной науке о регуляции эмоций. Soc Personal Psychol Compass 2016;10:171-87. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

57. Форд Б.К., Фейнберг М., Лам П. и др. Использование переоценки для регулирования негативных эмоций после президентских выборов в США в 2016 г.: имеет ли регулирование эмоций превосходство над политическими действиями? J Pers Soc Psychol (в печати). [ПубМед]

58. Haines SJ, Gleeson J, Kuppens P et al. Мудрость, чтобы понять разницу: стратегия-ситуация, подходящая для регулирования эмоций в повседневной жизни, связана с благополучием. Психология 2016;27:1651-9. [PubMed] [Google Scholar]

59. Трой А.С., Шаллкросс А.Дж., Мосс И.Б. Индивидуальный подход к регуляции эмоций: когнитивная переоценка может либо помочь, либо навредить, в зависимости от контекста. Психология 2013;24:2505-14. [PubMed] [Google Scholar]

60. Браунштейн Л.М., Гросс Дж.Дж., Окснер К.Н. Явная и неявная регуляция эмоций: многоуровневая структура. Soc Cogn влияет на нейроны 2017;12:1545-57. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

61. Гюрак А., Гросс Дж. Дж., Эткин А. Явная и неявная регуляция эмоций: двухпроцессная структура. Знать Эмо 2011;25:400-12. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

62. Füstös J, Gramann K, Herbert BM et al. О воплощении регуляции эмоций: интероцептивное осознание облегчает переоценку. Soc Cogn влияет на нейроны 2013;8:911-7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

63. Барретт Л.Ф., Гросс Дж., Кристенсен Т.С. и др. Знание того, что вы чувствуете, и знание того, что с этим делать: отображение связи между дифференциацией эмоций и их регулированием. Знать Эмо 2001;15:713-24. [Академия Google]

64. Тамир М. Почему люди регулируют свои эмоции? Таксономия мотивов в регуляции эмоций. Личный социальный психолог, преподобный 2015;20:199-222. [PubMed] [Google Scholar]

65. Сури Г., Шеппс Г., Янг Г. и др. Выбор регулирования эмоций: роль возможностей окружающей среды. Знать Эмо 2018;32:963-71. [PubMed] [Google Scholar]

66. Кобаяши Р., Миятани М. , Накао Т. Большой объем рабочей памяти способствует отвлечению внимания как стратегии регуляции эмоций. Curr Psychol (в печати). [Академия Google]

67. Шеппес Г., Шейбе С., Сури Г. и др. Выбор регулирования эмоций: концептуальная основа и подтверждающие доказательства. J Exp Psychol Gen 2014;143:163-81. [PubMed] [Google Scholar]

68. Шеппес Г., Мейран Н. Различные когнитивные затраты на онлайн-формы переоценки и отвлечения внимания. Эмоция 2008;8:870-4. [PubMed] [Google Scholar]

69. Нарагон-Гейни К., МакМахон Т.П., Чакко Т.П. Структура общих стратегий регуляции эмоций: метааналитическое исследование. Психол Бык 2017;143:384-427. [PubMed] [Академия Google]

70. van der Velde J, van Tol M-J, Goerlich-Dobre KS et al. Диссоциативные морфометрические профили аффективных и когнитивных аспектов алекситимии. кора 2014;54:190-9. [PubMed] [Google Scholar]

71. Сварт М., Кортекаас Р., Алеман А. Работа с чувствами: характеристика алекситимии в отношении стратегий регулирования эмоций и когнитивно-эмоциональной обработки. PLoS один 2009;4:e5751. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

72. Бертоз С., Хилл Э.Л. Обоснованность использования самоотчетов для оценки способности к регуляции эмоций у взрослых с расстройствами аутистического спектра. Европейская психиатрия 2005;20:291-8. [PubMed] [Google Scholar]

73. Nowakowski ME, McFarlane T, Cassin S. Alexithymia и расстройства пищевого поведения: критический обзор литературы. J есть расстройство 2013;1:1–14. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

74. Кларк Дм. Когнитивный подход к панике. Behav Res Ther 1986; 24:461-70. [PubMed] [Google Scholar]

75. Грубер Дж. Может ли слишком хорошее самочувствие быть плохим? Устойчивость положительных эмоций (PEP) при биполярном расстройстве. Curr Dir Psychol Sci 2011;20:217-21. [Академия Google]

76. Мейер Б., Джонсон С.Л., Уинтерс Р. Реакция на угрозу и стимул при биполярном расстройстве: взаимосвязь шкал BIS/BAS с симптомами. J Оценка поведения психопата 2001;23:133-43. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

77. Бриттон ПК. Связь стратегий выживания с потреблением алкоголя и последствиями, связанными с алкоголем, в выборке из колледжа. Теория наркозависимости 2004;12:103-14. [Google Scholar]

78. Leehr EJ, Krohmer K, Schag K et al. Модель регуляции эмоций при компульсивном переедании и ожирении — систематический обзор. Neurosci Biobehav Rev 2015;49: 125–34. [PubMed] [Google Scholar]

79. Маккензи KC, Гросс JJ. Несуицидальное самоповреждение: перспектива регулирования эмоций. Психопатология 2014;47:207-19. [PubMed] [Google Scholar]

80. Нок МК. Почему люди причиняют себе боль? Новое понимание природы и функций членовредительства. Curr Dir Psychol Sci 2009;18:78-83. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

81. Роббинс Т.В., Гиллан С.М., Смит Д.Г. и соавт. Нейрокогнитивные эндофенотипы импульсивности и компульсивности: к дименсиональной психиатрии. Тенденции Cogn Sci 2012;16:81-91. [PubMed] [Google Scholar]

82. Хофман СГ. Когнитивные факторы, поддерживающие социальное тревожное расстройство: комплексная модель и последствия ее лечения. Cogn Behav Ther 2007;36:193-209. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

83. Борковец ТД, Хазлетт-Стивенс Х, Диаз МЛ. Роль позитивных убеждений о беспокойстве в генерализованном тревожном расстройстве и его лечении. Клин Психол Психотер 1999;6:126-38. [Google Scholar]

84. Коэн Дж. Д. Когнитивный контроль: основные конструкции и текущие соображения В: Эгнер Т. (ред.). Справочник Wiley по когнитивному контролю. Чичестер: Wiley, 2017: 1-28. [Академия Google]

85. Мактиг Л.М., Гудкайнд М.С., Эткин А. Трансдиагностическое нарушение когнитивного контроля при психических заболеваниях. J Psychiatr Res 2016;83:37-46. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

86. Баркли Р.А. Поведенческое торможение, устойчивое внимание и исполнительные функции: построение объединяющей теории СДВГ. Психол Бык 1997;121:65-94. [PubMed] [Google Scholar]

87. Мартель ММ. Новый взгляд на синдром дефицита внимания/гиперактивности: дисрегуляция эмоций и модели черт. J Детская психологическая психиатрия 2009 г.;50:1042-51. [PubMed] [Google Scholar]

88. Чен С., Такахаши Т., Накагава С. и др. Обучение с подкреплением при депрессии: обзор компьютерных исследований. Neurosci Biobehav Rev 2015;55:247-67. [PubMed] [Google Scholar]

89. Данлоп БВ, Немерофф КБ. Роль дофамина в патофизиологии депрессии. Arch Gen Психиатрия 2007;64:327-37. [PubMed] [Google Scholar]

90. Алдао А., Нолен-Хоксема С., Швейцер С. Стратегии регуляции эмоций при психопатологии: метааналитический обзор. Клин Психол Рев 2010;30:217-37. [PubMed] [Академия Google]

91. Меннин Д.С., Хеймберг Р.Г., Турк С.Л. и соавт. Применение структуры регуляции эмоций к интегративным подходам к генерализованному тревожному расстройству. Clin Psychol Sci Pract 2002;9:85-90. [Google Scholar]

92. Уэллс А. Метакогнитивная модель ГТР: оценка метабеспокойства и связи с генерализованным тревожным расстройством DSM-IV. Cogn Ther Res 2005;29:107-21. [Google Scholar]

93. Нолен-Хоксема С. Роль размышлений при депрессивных расстройствах и смешанных тревожно-депрессивных симптомах. J Abnorm Psychol 2000;109: 504-11. [PubMed] [Google Scholar]

94. Розенталь М.З., Грац К.Л., Коссон Д.С. и соавт. Пограничное расстройство личности и эмоциональная реакция: обзор исследовательской литературы. Клин Психол Рев 2008;28:75-91. [PubMed] [Google Scholar]

95. Ссылки PS, Heslegrave R, van Reekum R. Импульсивность: основной аспект пограничного расстройства личности. J Личное расстройство 1999;13:1–9. [PubMed] [Google Scholar]

96. Бек АТ. Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства. Оксфорд: издательство международных университетов, 19.76. [Google Scholar]

97. Линехан ММ. Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности. Нью-Йорк: Гилфорд, 1993. [Google Scholar]

98. Фарб Н.А., Андерсон А.К., Ирвинг Дж.А. и соавт. Вмешательства на осознанность и регулирование эмоций В: Gross JJ. (ред.). Справочник по регулированию эмоций, 2-е изд. Нью-Йорк: Гилфорд, 2014: 548-67. [Google Академия]

99. Хейс С.К., Стросал К.Д., Уилсон К.Г. Терапия принятия и приверженности. Процесс и практика осознанных изменений, 2-е изд. Нью-Йорк: Гилфорд, 2012. [Google Scholar] 9.0003

100. Кабат-Зинн Дж. Жизнь полной катастрофы: как справиться со стрессом, болью и болезнью с помощью медитации осознанности. Hachette: Piatkus, 2013. [Google Scholar]

101. Сигал З.В., Уильямс М., Тисдейл Дж. Когнитивная терапия депрессии, основанная на осознанности, 2-е изд. Нью-Йорк: Гилфорд, 2013. [Google Scholar]

102. Гринберг ЛС. Эмоционально-ориентированная терапия: обучение клиентов работе со своими чувствами. Вашингтон: Американская психологическая ассоциация, 2015. [Google Scholar] 9.0003

103. Беркинг М., Уитли Б. Влиять на регулирование обучения. Нью-Йорк: Springer, 2014. [Google Scholar]

104. Меннин Д.С., Фреско Д.М. Терапия регуляции эмоций В: Gross JJ. (ред. ). Справочник по регулированию эмоций, 2-е изд. Нью-Йорк: Гилфорд, 2014: 469-90. [Google Академия]

105. Уэллс А. Метапознание и беспокойство: когнитивная модель генерализованного тревожного расстройства. Behav Cogn Psychother 1995;23:301-20. [Google Академия]

106. Стоун А.А., Нил Дж.М. Новая мера ежедневного совладания: развитие и предварительные результаты. J Pers Soc Psychol 1984;46:892-906. [Google Академия]

107. Вольпе Дж. Психотерапия реципрокным торможением. Cond Reflex Pavlov J Res Ther 1968;3:234-40. [PubMed] [Google Scholar]

108. Де Рубейс Р.Дж., Сигле Г.Дж., Холлон С.Д. Когнитивная терапия против лекарств от депрессии: результаты лечения и нейронные механизмы. Нат Рев Нейроски 2008;9:788-96. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

109. Бэгби Р.М., Паркер Дж.Д.А., Тейлор Г.Дж. Шкала Alexithymia Торонто из двадцати пунктов – I. Выбор пунктов и перекрестная проверка факторной структуры. J Психосом Рез 1994;38:23-32. [PubMed] [Google Scholar]

110. Гросс Джей Джей, Джон ОП. Индивидуальные различия в двух процессах регуляции эмоций: последствия для аффекта, отношений и благополучия. J Pers Soc Psychol 2003;85:348-62. [PubMed] [Google Scholar]

111. Гарнефски Н., Краай В. Опросник регуляции когнитивных эмоций – разработка короткой версии из 18 пунктов (короткая CERQ). Индивидуальные отличия 2006;41:1045-53. [Google Академия]

112. Грац К.Л., Ремер Л. Многомерная оценка регуляции и дисрегуляции эмоций: развитие, факторная структура и первоначальная проверка шкалы трудностей в регуляции эмоций. J Оценка поведения психопата 2004;26:41-54. [Академия Google]

113. Като Т. Разработка шкалы гибкости совладания: доказательства гипотезы гибкости совладания. Джей Каунс Психол 2012;59:262-73. [PubMed] [Google Scholar]

114. Хайчак Г., Макнамара А., Олвет Д.М. Потенциалы, связанные с событиями, эмоции и регуляция эмоций: интегративный обзор. Дев нейропсихология 2010;35:129-55. [PubMed] [Google Scholar]

115. Куойдбах Дж., Миколайчак М., Гросс Дж.Дж. Позитивные вмешательства: перспектива регулирования эмоций. Психол Бык 2015;141:655-93. [PubMed] [Google Scholar]

116. Хендерсон Л.В., Найт Т. Объединение гедонистической и эвдемонической точек зрения для более полного понимания благополучия и путей к нему. Международный благополучие J 2012;2:196-221. [Google Академия]

117. Братман Г.Н., Гамильтон Дж.П., Daily GC. Воздействие природного опыта на когнитивные функции и психическое здоровье человека. Энн NY Acad Sci 2012;1249:118-36. [PubMed] [Google Scholar]

118. Вуд А.М., Фро Дж.Дж., Герати АВА. Благодарность и благополучие: обзор и теоретическая интеграция. Клин Психол Рев 2010;30:890-905. [PubMed] [Google Scholar]

119. Оттинген Г. Будущие мысли и поведение меняются. Eur Rev Soc Psychol 2012;23:1-63. [Google Академия]

120. Пенедо Ф.Дж., Дан Дж.Р. Упражнения и благополучие: обзор пользы для психического и физического здоровья, связанной с физической активностью. Карр Опин Психиатрия 2005;18:189-93. [PubMed] [Google Scholar]

121. Катберт БН. Структура RDoC: содействие переходу от ICD/DSM к дименсиональным подходам, объединяющим неврологию и психопатологию. Мировая психиатрия 2014;13:28-35. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

122. Голд Дж.И., Шадлен М.Н. Нейронная основа принятия решений. Анну Рев Нейроски 2007;30:535-74. [PubMed] [Google Scholar]

123. Рэтклифф Р., Смит П.Л., Браун С.Д. и др. Диффузионная модель принятия решений: текущие вопросы и история. Тенденции Cogn Sci 2016;20:260-81. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Когнитивный диссонанс: определение, последствия и примеры

Когнитивный диссонанс — это дискомфорт, который человек испытывает, когда его поведение не соответствует его ценностям или убеждениям. Это также может произойти, когда человек придерживается двух противоречивых убеждений одновременно.

Когнитивный диссонанс — это не болезнь. Это психологическое явление, которое может случиться с каждым. Американский психолог Леон Фестингер впервые разработал эту концепцию в 1950-х годах.

Читайте дальше, чтобы узнать больше о когнитивном диссонансе, включая примеры, признаки того, что человек может его испытывать, причины и способы его решения.

Заметка о сексе и гендере

Пол и гендер существуют в спектрах. В этой статье термины «мужской», «женский» или оба будут использоваться для обозначения пола, назначенного при рождении. Кликните сюда, чтобы узнать больше.

Когнитивный диссонанс возникает, когда у человека возникают два связанных, но противоречащих друг другу когниции или мысли. Психолог Леон Фестингер предложил эту концепцию в 1957 году. Согласные идеи логически вытекают одна из другой, а диссонирующие идеи противостоят друг другу.

Например, человек, который хочет защитить других людей и считает, что COVID-19Пандемия реальна, может носить маску на публике. Это созвучие.

Если бы этот же человек верил, что пандемия COVID-19 реальна, но отказывался носить маску, его ценности и поведение противоречили бы друг другу. Это диссонанс.

Диссонанс между двумя противоречивыми идеями или между идеей и поведением создает дискомфорт. Фестингер утверждал, что когнитивный диссонанс более выражен, когда человек придерживается множества несогласных взглядов, и эти взгляды важны для него.

Диссонанс наблюдать невозможно, так как это то, что человек чувствует внутренне. Таким образом, не существует набора внешних признаков, которые могли бы достоверно указать, что человек испытывает когнитивный диссонанс.

Однако Фестингер считал, что все люди мотивированы избегать или разрешать когнитивный диссонанс из-за дискомфорта, который он вызывает. Это может побудить людей принять определенные защитные механизмы, когда им придется противостоять этому.

Эти защитные механизмы делятся на три категории:

  • Избегание: Это включает в себя избегание или игнорирование диссонанса. Человек может избегать людей или ситуаций, которые напоминают ему об этом, препятствуют тому, чтобы люди говорили об этом, или отвлекают себя от этого поглощающими задачами.
  • Делегитимизация: Это включает подрыв доказательств диссонанса. Человек может сделать это, дискредитировав человека, группу или ситуацию, вызвавшую диссонанс. Например, они могут сказать, что это ненадежно или предвзято.
  • Ограничение воздействия: Это включает в себя ограничение дискомфорта когнитивного диссонанса за счет умаления его важности. Человек может сделать это, заявив, что такое поведение является редким или разовым событием, или приведя рациональные аргументы, чтобы убедить себя или других в том, что поведение нормальное.

В качестве альтернативы люди могут предпринять шаги, чтобы попытаться устранить несоответствие. Разрешить когнитивный диссонанс можно либо изменив свое поведение, либо изменив свои убеждения, чтобы они согласовывались друг с другом.

Некоторые примеры когнитивного диссонанса включают:

  • Курение: Многие люди курят, хотя и знают, что это вредно для их здоровья. Величина диссонанса будет выше у людей, высоко ценящих свое здоровье.
  • Поедание мяса: Некоторые люди, считающие себя любителями животных, едят мясо и могут испытывать дискомфорт, когда думают о том, откуда берется их мясо. Некоторые исследователи называют это «мясным парадоксом».
  • Выполнение работы по дому: Мужчина может верить в равенство полов, но затем сознательно или бессознательно ожидать, что его партнерша будет выполнять большую часть работы по дому или воспитывать детей.
  • Поддержка быстрой моды: Человек может быть осведомлен о влиянии быстрой моды на окружающую среду и рабочих, но все равно покупать дешевую одежду у компаний, практикующих вредные методы.

Любой может испытать когнитивный диссонанс, и иногда он неизбежен. Люди не всегда могут вести себя в соответствии со своими убеждениями.

Некоторые факторы, которые могут вызвать когнитивный диссонанс, включают:

  • Принудительное подчинение: Человек может быть вынужден делать вещи, с которыми он не согласен, в рамках работы, чтобы избежать издевательств или жестокого обращения или следовать закону.
  • Принятие решений: Выбор у каждого ограничен. Когда человек должен принять решение из нескольких вариантов, которые ему не нравятся или с которыми он не согласен, или у него есть только один приемлемый вариант, у него может возникнуть когнитивный диссонанс.
  • Усилие: Люди склонны высоко ценить то, ради чего упорно трудятся, даже если это противоречит ценностям человека. Это может быть связано с тем, что негативный взгляд на что-то после тяжелой работы вызовет больший диссонанс. Таким образом, люди с большей вероятностью положительно относятся к сложным задачам, даже если морально с ними не согласны.

Еще одним фактором, который может вызвать когнитивный диссонанс, является зависимость. Человек может не хотеть вести себя диссонансно, но из-за зависимости ему может быть физически и умственно трудно привести свое поведение в соответствие со своими ценностями.

Когнитивный диссонанс может влиять на людей по-разному. Эффекты могут быть связаны с дискомфортом самого диссонанса или с защитными механизмами, которые человек применяет для борьбы с ним.

Внутренний дискомфорт и напряжение когнитивного диссонанса могут способствовать стрессу или несчастью. Люди, которые испытывают диссонанс, но не могут его разрешить, также могут чувствовать себя бессильными или виноватыми.

Избегание, делегитимация и ограничение воздействия когнитивного диссонанса может привести к тому, что человек не признает свое поведение и, таким образом, не предпримет шагов для разрешения диссонанса. В некоторых случаях это может причинить вред себе или другим.

Однако когнитивный диссонанс также может быть инструментом личных и социальных изменений. Привлечение внимания человека к несоответствию между его поведением и его ценностями может повысить его осознание этого несоответствия и дать ему возможность действовать.

Например, в исследовании 2019 года отмечается, что вмешательства на основе диссонанса могут быть полезны людям с расстройствами пищевого поведения. Этот подход работает, поощряя пациентов говорить вещи или ролевые игры, которые противоречат их представлениям о еде и образе тела. Это создает диссонанс.

Теория, лежащая в основе этого подхода, заключается в том, что для устранения диссонанса скрытые представления человека о своем теле и худобе изменятся, уменьшая его желание ограничивать потребление пищи.

Исследование показало, что это вмешательство было эффективным для гетеросексуальных женщин, но менее эффективным для негетеросексуальных женщин по неясным причинам.

Самый эффективный способ разрешить когнитивный диссонанс для человека — убедиться, что его действия соответствуют его ценностям, или наоборот.

Человек может достичь этого следующим образом:

  • Изменив свои действия: Это включает в себя изменение поведения, чтобы оно соответствовало убеждениям человека. Там, где полное изменение невозможно, человек может пойти на компромисс. Например, человек, который заботится об окружающей среде, но работает в компании, которая загрязняет окружающую среду, может выступать за перемены на работе, если он не может уйти с работы.
  • Изменение своих мыслей: Если человек часто ведет себя так, что это противоречит его убеждениям, он может задаться вопросом, насколько важно это убеждение, или обнаружить, что больше не верит в него. В качестве альтернативы они могут добавить новые убеждения, которые приведут их действия в соответствие с их мышлением.
  • Изменение своего восприятия действия: Если человек не может или не хочет изменить поведение или убеждения, которые вызывают диссонанс, он может вместо этого взглянуть на поведение по-другому. Например, человек, который не может позволить себе покупать у устойчивых брендов, может простить себя за это и признать, что он делает все возможное.

Когнитивный диссонанс не является состоянием психического здоровья, и человеку не обязательно требуется его лечение. Однако, если человек обнаруживает, что ему трудно остановить поведение или модель мышления, которые вызывают у него дистресс, он может обратиться за помощью к врачу или терапевту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *