Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Психические явления регулирующие действия и поступки: Психические явления регулирующие действия и поступки. Психические явления. Основные виды психических явлений

Основы психологии

  1. Психология как наука, ее объект и предмет исследования.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает «psyche» – душа, «logos» – наука, учение, т.е. – «наука о душе». Современная трактовка этого определения следующая:

  • Психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека

  • Психология – это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Условно можно выделить 4 этапа исторического развития психологии.

I этап – психология наука о душе. Такое определение было дано более 2 тысяч лет назад. Все непонятные явления в жизни человека объяснялись наличием души.

II этап – психология как наука осознании, зародившаяся в 17 веке, в связи с развитием естественных наук.

Под сознанием подразумевалось способность мыслить, чувствовать, желать.

III этап – психология как наука о поведении. Получает развитие в ХХ веке. Предметом изучения являются поведение, поступки реакции человека на внешнее воздействия.

IV этап – психология как наука, изучающая психику. Психика – особое свойство высокоорганизованной материи, являющееся формой отражения субъектом объективной реальности. Таким образом, предметом психологии на современном этапе являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики.

Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин: общая психология, возрастная психология, педагогическая психология, медицинская психология, психология аномального развития и т.д.

  1. Классификация психических явлений.

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс —это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психическое отражение —это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы —это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) , эмоциональные и волевые.

Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние —это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.

Психическое состояние —это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния —стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния —инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

  1. Понятие деятельности и ее психологическая структура

Человек существует, развивается и формируется как личность благодаря взаимодействию со средой, осуществляемому посредством его деятельности. Бездеятельная личность немыслима, потому что у нее есть потребности, которые надо удовлетворять.

Потребность — это психическое явление отражения нужды организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью и обществом (социальные потребности). Потребность проявляется в определенном состоянии психики (у человека — сознания, называемого переживанием). Чтобы восполнить отражаемые психикой недостатки, нужны затраты соответствующих сил путем проявления активности.

Активность — это энергия, используемая в специфической реакции, выражающаяся у человека в стремлении и осуществлении деятельности, с целью удовлетворения данной потребности.

Следовательно, деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленную цель, возникшую в результате появления у него определенной потребности.

Цели, которые в своей деятельности ставит человек, могут быть отдаленными и близкими. Поэтому и понятие «деятельность» весьма широкое и иногда сливается с понятием «жизненный путь». Цель всей деятельности учащегося профессионально-технического училища — приобрести профессию, чтобы обеспечить себя материально и стать вполне самостоятельным человеком. Но цель деятельности этого же учащегося при выполнении конкретного учебного задания более узкая — например, научиться разметке деталей. Однако для того чтобы достичь и этой цели, ему надо осуществить ряд частных действий (окраску, расчерчивание, накернивание), у каждого из которых — своя цель.

Под целью понимается предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намеревается удовлетворить ту или иную потребность. Поэтому надо различать цель как объективное (объективный результат) и как субъективное психическое (предполагаемое) явление.

Возникновение стремления само по себе является процессом. Вначале появляется потребность. Это такой уровень неопределенности, когда человеку уже ясно, что ему что-то необходимо делать, но что именно — осознается недостаточно.

При такой неопределенности возникают различные варианты возможностей удовлетворения потребности. На таком уровне неопределенности еще нет ясного осознания средств, путей достижения цели. Каждая из осознанных возможностей подкрепляется или опровергается разными мотивами.

Мотивы — это психические явления, ставшие побуждениями выполнению того или иного действия, поступка. В обиходе часто не различают слова «мотив» и «стимул», но это разные понятия. Мотив — это любое психическое явление, ставшее побуждением к действию, поступку или деятельности.

Стимул — это объективное явление, действующее на человекa, (или животное) и вызывающее ответную реакцию. У человека стимул, отражаясь сознанием, становится мотивом, причем им может стать и стимул, давно воспринятый и сохраненный памятью. Но самое существенное то, что мотив — отражение стимула, переработанное личностью. Один и тот же стимул у разных личностей может быть отражен как неодинаковые мотивы.

Обычно действие, поступок и тем более поведение вызывается не одним, а совокупностью различных мотивов, сопутствующих какому-то доминирующему мотиву. Мотивы бывают как быстропроходящие, так и очень стойкие. У человека могут быть немотивированные, так называемые импульсивные, подчас даже неосознанные действия, но деятельность и поступки его всегда мотивированы.

Хотя деятельность — это функции человека в целом: и как личности, и как организма, — ее целенаправленность и мотивация определяются личностью. Поэтому у животных, у новорожденных и у «невменяемых», психически больных, деятельности нет, а есть только поведение — как объективизация их психики. Деятельность же — это объективизация сознания.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каждая конкретная деятельность имеет свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия и в том числе навыки, (как способы достижения общей цели), и психические акты, в них включенные, и результаты деятельности.

Любая деятельность, будь то опиливание плоской поверхности слесарем или монтаж сложной технологической установки бригадой монтажников, начиная с подготовки к ней и кончая достижением цели, осуществляется множеством взаимосвязанных действий.

Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель.

Каждое действие также имеет свою психологическую структуру: цель действия, мотивы, операции и психические акты, конечный результат. По доминирующему в их структуре психическому акту различают эмоциональные, мыслительные, психомоторные, мнестические и волевые действия. Об импульсивных действиях уже было, а о поступках будет сказано. Рабочие действия по своим целям делятся на ориентировочные, исполнительские, корректировочные и завершающие.

Ориентировочные действия — это определение цели деятельности, условий, средств и путей ее достижения. Ориентировочные действия бывают двух видов: теоретические и практические.

Теоретические ориентировочные действия имеют целью получение необходимых для деятельности сведений, отвечающих на вопросы: что делать? Как делать? Какие условия необходимы и как их создать? Какие средства потребуются и где их взять? В какой последовательности целесообразно действовать в процессе деятельности. На основе ответов вырабатывается рабочая гипотеза, определяющая цель, процесс и результат деятельности.

Практические ориентировочные действия включаются в исполнительные действия с целью оценки процесса деятельности, его соответствия общей цели. При этом на каждом этапе деятельности изыскиваются ответы на вопросы: как получается? Соответствует ли замыслу? Что не получается? Почему не получается? Что надо сделать, чтобы получалось лучше?

Исполнительские действия всегда начинаются после теоретической ориентировки и заключаются в последовательном выполнении намеченных (спроектированных или определенных технологией) действий по осуществлению общей цели деятельности. Для успешной исполнительской деятельности нужны знания, навыки, умения, привычки и способности. Однако и при этом они не могут быть вполне успешными без корректировочных действий.

Корректировочные действия — это внесение поправок, уточнении и изменений в ориентировочные и исполнительские действия на основе обратной информации о неточностях, ошибках, отклонениях и неудачах.

Чем сложнее и ответственнее деятельность, тем лучше должна быть обратная связь и тем больше требуется корректировочных действий в процессе исполнительской деятельности. Только при этом условии могут быть успешными завершающие действия.

Завершающие действия сводятся к проверке качества выполнения всех действий на заключительном этапе деятельности по их результатам. Это уже оценка достижения цели деятельности: достигнуто ли то, что намечалось? Какими средствами и издержками? Какие уроки извлечь из этой деятельности? Как целесообразнее осуществлять ее в будущем?

Любой вид деятельности — весьма сложный информационный процесс, в который включаются и как-то используются все психические процессы и свойства личности. И от того, насколько закономерно осуществляется информация сообщений, сколь тщательно вырабатывается командная информация и как функционирует обратная связь, зависит успех деятельности.

Если с позиций теории информации проанализировать деятельность учащихся, то может оказаться, что для решения какой-либо технологической задачи у них нет достаточной ориентировочной основы, они не знают правил исполнительских действий при решении этих задач, не контролируют правильность действий, а поэтому допускают ошибки, не вносят коррективы в свои действия и тем самым усугубляют оплошности.

А бывает и так: что-то сделано по правилам, но при завершающей проверке результат не совпадает с заданным, возможно, потому, что неверно была определена задача.

Возможны и более грубые нарушения структуры учебной или трудовой деятельности, когда, например, приступают к исполнительским действиям, не выполнив необходимые ориентировочные действия, а поэтому не осуществляется корректировка исполнительских действий, и при завершающей проверке оказывается, что такая деятельность совсем бесполезна.

Из рассмотренной структуры деятельности видно, что в любом деле, даже в самой простой физической работе, большое место непременно занимают умственные (мыслительная и мистическая), ориентировочные, корректировочные и завершающие действия. Поэтому чему бы ни пришлось преподавателю обучать учащихся, надо прежде всего развивать их мышление, сообразительность, находчивость и сноровку. Тем быстрее будет «свертываться» фактически осуществляемая ими структура деятельности за счет сокращения и быстрого снятия неопределенности, выражающейся в вопросах: что делать? Как делать? Как получается? и т. д., а это будет упрощать, облегчать и ускорять процесс деятельности и достижение ее целей.

  1. Личность как основная категория в психологии.

В различных связях и отношениях личность изучается в социологии, философии, истории, искусствоведении, эстетике, педагогике, медицине, юридических и других науках. Психология рассматривает сущность психических свойств личности, закономерности ее формирования.

В древнерусском языке синонимом «личности» было слово «чекан». Чеканка и ныне понимается как отделочная операция, придание рельефности поверхности какого-либо предмета. Отсюда вполне допустимо утверждение, что личность – не просто индивид, а человек, сформированный в обществе.

Сегодня психология трактует личность как социально-психологичес-кое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает личностные качества, когда вступает в отношения с другими людьми, и эти отношения становятся «личностно-образующими». У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

К числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению Р. С. Немова, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих1.

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволят более полно раскрыть последнее (рис. 6).

Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное – законам развития общества.

Индивид – это единичный представитель вида. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, телесная конституция, цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт и т. п.).

При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Несовпадение понятий индивидуальности и личности проявляется в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах, связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из общества, оформление ее уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.

. Потенциалы личности

Личностьэто активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек. С этих позиций ее можно характеризовать пятью потенциалами: 1) гносеологическим, 2) аксиологическим, 3) творческим, 4) коммуникативным, 5) художественным.

  1. Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Данный потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

  2. Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет о единстве психологических и идеологических моментов, сознании личности и ее самосознании, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в мироощущении и мировоззрении.

  3. Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию, созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда.

  4. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

  5. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.

Художественная активность личности проявляется в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства. Таким образом, личность определяется тем, что и как она знает, что и как она ценит, что и как она созидает, с кем и как она общается, каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.

  1. Психологическая структура личности.

Личность является своеобразным сочетанием природных (биологических) и общественных (социальных) свойств и качеств, которые и определяют психические в человеке. Существует несколько подходов к определению структуры личности, Наиболее общая и распространенная структура личности определяется ее четырьмя сторонами:

Первая сторона личностиее социально обусловленные свойства: потребности, интересы, склонности, стремления, идеалы, мировоззрение, убеждения, которые определяют и формируют качества личности. Эту сторону называют направленностью личности. Она формируется путем воспитания и самовоспитания.

Вторая сторона личности – запас имеющихся у человека знаний, навыков, умений и привычек. Она определяет подготовленность личности к деятельности, уровень ее развития, ее опыт. Эта сторона формируется путем обучения и научения (самостоятельный процесс формирования знаний, умений и навыков).

Третью сторону личности составляют свойственные данному человеку и типичные для него устойчивые особенности отдельных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, эмоций, воли. Эта сторона формируется путем упражнений.

Четвертая сторона личности – ее биологически обусловленные особенности, задатки, особенности высшей нервной деятельности, проявляющиеся в темпераменте, возрастных и половых свойствах.

  1. Характеристика ощущения как психического процесса.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Виды ощущений по расположению рецептора

Внешние – рецепторы расположены на поверхности тела человека, в органах чувств и с их помощью он познаёт свойства предметов, которые находятся вне его – это есть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные ощущения.

Внутренние – ощущения возникают от рецептаров тех органов чувств, которые расположены внутри организма – это голод, жажда, тошнота, изжога.

Двигательные – это ощущения движения и положения тела в пространстве, рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах и связках и обеспечивают управление движением на подсознательном уровне.

Ощущения всех видов зависят от чувствительности анализаторов. Основные характеристики чувствительности:

Нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Верхний порог ощущений – максимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно. Диапазон чувствительности – интервал между нижним и верхним порогом ощущений. Чувствительность анализаторов непостоянна и изменяется под воздействием физиологических и психологических условий. Органы чувств обладают свойством приспособления, или адаптации. Адаптация может проявляться и как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного воздействия раздражителя, и как понижение или повышение чувствительности под влиянием воздействия раздражителя.

  1. Характеристика восприятия как психического процесса.

Восприятие – отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих предметов. Другими словами восприятие есть не что иное, как процесс приёма и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, оно объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов.

Виды восприятия:

  1. Простые: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные.

  2. Сложные: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.

Свойства восприятия:

    • Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе.

    • Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

    • Константность – относительное постоянство восприятия окружающих предметов как относительно постоянных по форме, цвету и т.п.

    • Структурность – восприятие не является просто суммой ощущений, мы воспринимаем абстрагированную из этих ощущений структуру.

    • Осмысленность – связь с мышлением, пониманием сущности предметов.

    • Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

  1. Характеристика внимания как психического процесса.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость.

Психические явления, их сущность и классификация

Все психические явления делятся на три группы:

  1. Психические процессы.

  2. Психические состояния.

  3. Психические свойства личности.

Психические процессы — это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регулятивную функцию. Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.

Психические состояния — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

  1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

  2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация).

  3. Волевые состояния — инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

  4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Психические свойства личности. В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности.

Направленность — это сложное психическое свойство, представляющее собой относительно устойчивое единство потребностей, мотивов и целей личности, определяющих характер ее деятельности.

Ее содержание формируется на основе взаимосвязанных внутренних побуждений человека, которые показывают, к чему он стремится в жизни, какие цели ставит перед собой и зачем он выполняет то или иное действие (совершает поступок).

Темперамент (лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) — закономерное соотношение устойчивых особенностей функционирования психики, формирующее определенную динамику протекания психических процессов и проявляющееся в поведении и деятельности человека.

Существуют четыре вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

На основе проявления темперамента личности в конкретных социальных условиях формируется следующее психическое свойство – характер и в психологии рассматривается как совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие.

Считается, что индивидуальные особенности человека, образующие его характер, в первую очередь зависят от личностной направленности, типа нервной системы и обусловливаются его волей, эмоциями и интеллектом (умом). Среди черт характера одни выступают в качестве основных, задающих общую направленность его проявления, другие – как второстепенные, проявляющиеся лишь в определенных ситуациях. Их соответствие друг другу рассматривается как цельность характера (цельный характер), а противопоставление как его противоречивость (противоречивый характер).

Способности — соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности. То есть, это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно выполнять различные виды деятельности.

На данном понимании базируется разработка большинства прикладных проблем психологии личности, включая методик профессионального отбора.

Психическое заболевание и благополучие: перспектива регуляции аффекта

1. Всемирная организация здравоохранения . Усиление пропаганды психического здоровья. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2001. [Google Scholar]

2. Гросс Дж. Дж., Джазайери Х. Эмоции, регулирование эмоций и психопатология: точка зрения аффективной науки. Clin Psychol Sci 2014;2:387-401. [Google Scholar]

3. Гросс Дж. Дж., Муньос РФ. Регуляция эмоций и психическое здоровье. Clin Psychol Sci Pract 1995;2:151-164. [Академия Google]

4. Джазайери Х., Урри Х.Л., Гросс Дж.Дж. Аффективное расстройство и психопатология: перспектива регуляции эмоций. J Exp психопат 2013;4:584-99. [Google Scholar]

5. Кринг А.М., Слоан Д.М. (ред.). Регуляция эмоций и психопатология: трансдиагностический подход к этиологии и лечению. Нью-Йорк: Гилфорд, 2010. [Google Scholar]

6. Фрейд С. Запреты, симптомы и тревога. В: Стрейчи Дж., Фрейд А. (ред.). Стандартное издание полного собрания психологических сочинений Зигмунда Фрейда. Лондон: Hogarth Press, 19.26:77-175. [Google Scholar]

7. Godoy LD, Rossignoli MT, Delfino-Pereira P et al. Всесторонний обзор нейробиологии стресса: основные понятия и клинические последствия. Front Behav Neurosci 2018;12:127. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

8. Лазарус Р.С., Фолкман С. Стресс, оценка и преодоление. Нью-Йорк: Springer, 1984. [Google Scholar]

9. Эткин А., Бюхель С., Гросс Дж. Нейронные основы регуляции эмоций. Нат Рев Нейроски 2015;16:693-700. [PubMed] [Академия Google]

10. Харрисон Н.А., Кричли Х.Д. Аффективная неврология и психиатрия. Бр Дж Психиатрия 2007;191:192-4. [PubMed] [Google Scholar]

11. Панксепп Дж. Аффективная нейробиология: основы эмоций человека и животных. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1998. [Google Scholar]

12. Кринг АМ. Эмоциональные нарушения как трансдиагностические процессы в психопатологии В: Льюис М., Хэвиленд-Джонс Дж. М., Фельдман Барретт Л. (ред.). Справочник эмоций, Vol. 3, 3-е изд. Нью-Йорк: Гилфорд, 2008: 69.1-705. [Google Scholar]

13. Дональдсон С.И., Доллвет М., Рао М.А. Новый взгляд на счастье, совершенство и оптимальное функционирование человека: изучение рецензируемой литературы, связанной с позитивной психологией. Джей Позитив Психолог 2015;10:185-95. [Google Scholar]

14. Крюгер Р.Ф., Котов Р., Уотсон Д. и др. Прогресс в достижении количественной классификации психопатологии. Мировая психиатрия 2018, 17:282-93. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

15. Гросс Джей Джей. Регуляция эмоций: текущее состояние и перспективы на будущее. Психологический запрос 2015;26:1-26. [Академия Google]

16. Куле СЛ. Психология регулирования эмоций: интегративный обзор. Знать Эмо 2009;23:4-41. [Google Scholar]

17. Котабе Х.П., Хофманн В. Об интеграции компонентов самоконтроля. Перспектива психологической науки 2015;10:618-38. [PubMed] [Google Scholar]

18. Ларсен Р.Дж. К науке о регуляции настроения. Психологический запрос 2000;11:129-41. [Google Scholar]

19. Паркинсон Б., Тоттерделл П. Классификация стратегий регуляции аффекта. Знать Эмо 1999;13:277-303. [Академия Google]

20. Webb TL, Schweiger Gallo I, Miles E et al. Эффективная регуляция аффекта: точка зрения контроля действий на регуляцию эмоций. Eur Rev Soc Psychol 2012;23:143-86. [Google Scholar]

21. Вестен Д. К интегративной модели регуляции аффекта: приложения к социально-психологическим исследованиям. Дж Перс 1994;62:641-67. [Google Scholar]

22. О’Лири Д., Сури Дж., Гросс Дж. Уменьшение поведенческих факторов риска развития рака: перспектива регуляции аффекта. Психологическое здоровье 2018;33:17‐39. [PubMed] [Google Scholar]

23. Шеппес Г., Сури Г., Гросс Дж. Регуляция эмоций и психопатология. Анну Рев Клин Психол 2015;11:379-405. [PubMed] [Google Scholar]

24. Каррутерс П. Валентность и ценность. Филос Феноменол Рез 2018;97:658-80. [Google Scholar]

25. Ланг П.Дж. Эмоции и мотивация: к согласованным определениям и общей цели исследования. Эмот Рев 2010;2:229-33. [Google Scholar]

26. Рассел Дж. Ядро аффекта и психологическая конструкция эмоции. Психологический преподобный 2003;110:145-72. [PubMed] [Академия Google]

27. Шерер КР. Что такое эмоции? И как их можно измерить? Социальная научная информация 2005;44:695-729. [Google Scholar]

28. Карвер КС. Процессы контроля, управление приоритетами и аффективная динамика. Эмот Рев 2015;7:301-7. [Google Scholar]

29. Пеццуло Г., Цисек П. Навигация по ландшафту возможностей: контроль обратной связи как модель процесса поведения и познания. Тенденции Cogn Sci 2016;20:414-24. [PubMed] [Google Scholar]

30. Уусберг А., Сури Г., Двек С.С. и др. Мотивация: перспектива систем оценки. Небр Симп Мотив (в печати). [Академия Google]

31. Фрида Н.Х. Эмоциональное переживание и его разновидности. Эмот Рев 2009;1:264-71. [Google Scholar]

32. Зимер М. Опыт настроения: последствия диспозиционной теории настроения. Эмот Рев 2009;1:256-63. [Google Scholar]

33. Trimmer PC, Paul ES, Mendl MT et al. Об эволюции и оптимальности состояний настроения. Бихав Наука 2013;3:501-21. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

34. Кемени МЭ. Психобиология стресса. Curr Dir Psychol Sci 2003;12:124-9. [Google Scholar]

35. Цислер Дж.М., Костер Э.Х.В. Механизмы смещения внимания к угрозе при тревожных расстройствах: интегративный обзор. Клин Психол Рев 2010;30:203-16. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

36. Леппянен Дж. М. Обработка эмоциональной информации при расстройствах настроения: обзор поведенческих и нейровизуализационных данных. Карр Опин Психиатрия 2006;19:34-9. [PubMed] [Google Scholar]

37. Everaert J, Podina IR, Koster EHW. Комплексный метаанализ предвзятости интерпретации при депрессии. Клин Психол Рев 2017;58:33-48. [PubMed] [Академия Google]

38. Лорбер МФ. Психофизиология агрессии, психопатии и проблем с поведением: метаанализ. Психол Бык 2004;130:531-52. [PubMed] [Google Scholar]

39. Гросс Дж.Дж., Шеппс Г., Урри Х.Л. Генерация эмоций и регулирование эмоций: различие, которое мы должны провести (осторожно). Знать Эмо 2011;25:765-81. [PubMed] [Google Scholar]

40. Реек С., Эймс Д.Р., Окснер К.Н. Социальная регуляция эмоций: интегративная междисциплинарная модель. Тенденции Cogn Sci 2016;20:47‐63. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

41. Заки Дж., Уильямс В.К. Регуляция межличностных эмоций. Эмоция 2013;13:803-10. [PubMed] [Google Scholar]

42. Гросс Джей Джей. Возникающая область регулирования эмоций: интегративный обзор. Преподобный генерал Психол 1998;2:271-99. [Google Scholar]

43. Бонанно Г.А., Бертон CL. Регуляторная гибкость: взгляд индивидуальных различий на преодоление трудностей и регулирование эмоций. Перспектива психологической науки 2013;8:591-612. [PubMed] [Google Scholar]

44. Дакворт А.Л., Гендлер Т.С., Гросс Дж.Дж. Ситуационные стратегии самоконтроля. Перспектива психологической науки 2016;11:35-55. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

45. Дэвидсон Р.Дж., Льюис Д.А., Эллой Л.Б. и др. Нервные и поведенческие субстраты настроения и регуляции настроения. биопсихиатрия 2002;52:478-502. [PubMed] [Google Scholar]

46. Охснер К.Н., Гросс Дж.Дж. Когнитивный контроль эмоций. Тенденции Cogn Sci 2005;9:242-9. [PubMed] [Google Scholar]

47. Уусберг А., Таксер Дж.Л., Йих Дж. и др. Переоценка переоценки. Эмот Рев (в печати). [Google Scholar]

48. О’Лири Д., Уусберг А., Гросс Дж.Дж. Идентичность и самоконтроль: связывание ценности идентичности и модели процесса самоконтроля. Психологический запрос 2017;28:132-8. [Академия Google]

49. Моравец С., Боде С., Дернтл Б. и соавт. Влияние стратегий, целей и стимулирующего материала на нейронные механизмы регуляции эмоций: метаанализ исследований фМРТ. Neurosci Biobehav Rev 2017;72:111-28. [PubMed] [Google Scholar]

50. Уэбб Т.Л., Майлз Э., Ширан П. Работа с чувствами: метаанализ эффективности стратегий, основанных на модели процесса регуляции эмоций. Психол Бык 2012;138:775-808. [PubMed] [Google Scholar]

51. Шеппес Г., Гросс Дж. Время все? Временные соображения в регуляции эмоций. Личный социальный психолог, преподобный 2011;15:319-31. [PubMed] [Google Scholar]

52. Пол С., Катманн Н., Ризель А. Стоимость отвлечения внимания: эффект отвлечения внимания при повторной обработке изображений на LPP. Биол Психол 2016;117:225-34. [PubMed] [Google Scholar]

53. Уусберг Х., Уусберг А., Талпсеп Т. и др. Механизмы внимательности: динамика аффективной адаптации при открытом наблюдении. Биол Психол 2016;118:94-106. [PubMed] [Google Scholar]

54. Алдао А. Будущее исследований регуляции эмоций: улавливание контекста. Перспектива психологической науки 2013;8:155-72. [PubMed] [Академия Google]

55. Алдао А., Шеппес Г., Гросс Дж. Гибкость регуляции эмоций. Cogn Ther Res 2015;39:263-78. [Google Scholar]

56. Доре Б.П., Сильверс Дж.А., Окснер К.Н. На пути к персонализированной науке о регуляции эмоций. Soc Personal Psychol Compass 2016;10:171-87. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

57. Форд Б.К., Фейнберг М., Лам П. и др. Использование переоценки для регулирования негативных эмоций после президентских выборов в США в 2016 г.: имеет ли регулирование эмоций превосходство над политическими действиями? J Pers Soc Psychol (в печати). [ПубМед]

58. Haines SJ, Gleeson J, Kuppens P et al. Мудрость, чтобы понять разницу: стратегия-ситуация, подходящая для регулирования эмоций в повседневной жизни, связана с благополучием. Психология 2016;27:1651-9. [PubMed] [Google Scholar]

59. Трой А.С., Шаллкросс А.Дж., Мосс И.Б. Индивидуальный подход к регуляции эмоций: когнитивная переоценка может либо помочь, либо навредить, в зависимости от контекста. Психология 2013;24:2505-14. [PubMed] [Google Scholar]

60. Браунштейн Л.М., Гросс Дж.Дж., Окснер К.Н. Явная и неявная регуляция эмоций: многоуровневая структура. Soc Cogn влияет на нейроны 2017;12:1545-57. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

61. Гюрак А., Гросс Дж. Дж., Эткин А. Явная и неявная регуляция эмоций: двухпроцессная структура. Знать Эмо 2011;25:400-12. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

62. Füstös J, Gramann K, Herbert BM et al. О воплощении регуляции эмоций: интероцептивное осознание облегчает переоценку. Soc Cogn влияет на нейроны 2013;8:911-7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

63. Барретт Л.Ф., Гросс Дж., Кристенсен Т.С. и др. Знание того, что вы чувствуете, и знание того, что с этим делать: отображение связи между дифференциацией эмоций и их регулированием. Знать Эмо 2001;15:713-24. [Академия Google]

64. Тамир М. Почему люди регулируют свои эмоции? Таксономия мотивов в регуляции эмоций. Личный социальный психолог, преподобный 2015;20:199-222. [PubMed] [Google Scholar]

65. Сури Г., Шеппс Г., Янг Г. и др. Выбор регулирования эмоций: роль возможностей окружающей среды. Знать Эмо 2018;32:963-71. [PubMed] [Google Scholar]

66. Кобаяши Р., Миятани М. , Накао Т. Большой объем рабочей памяти способствует отвлечению внимания как стратегии регуляции эмоций. Curr Psychol (в печати). [Академия Google]

67. Шеппес Г., Шейбе С., Сури Г. и др. Выбор регулирования эмоций: концептуальная основа и подтверждающие доказательства. J Exp Psychol Gen 2014;143:163-81. [PubMed] [Google Scholar]

68. Шеппес Г., Мейран Н. Различные когнитивные затраты на онлайн-формы переоценки и отвлечения внимания. Эмоция 2008;8:870-4. [PubMed] [Google Scholar]

69. Нарагон-Гейни К., МакМахон Т.П., Чакко Т.П. Структура общих стратегий регуляции эмоций: метааналитическое исследование. Психол Бык 2017;143:384-427. [PubMed] [Академия Google]

70. van der Velde J, van Tol M-J, Goerlich-Dobre KS et al. Диссоциативные морфометрические профили аффективных и когнитивных аспектов алекситимии. кора 2014;54:190-9. [PubMed] [Google Scholar]

71. Сварт М., Кортекаас Р., Алеман А. Работа с чувствами: характеристика алекситимии в отношении стратегий регулирования эмоций и когнитивно-эмоциональной обработки. PLoS один 2009;4:e5751. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

72. Бертоз С., Хилл Э.Л. Обоснованность использования самоотчетов для оценки способности к регуляции эмоций у взрослых с расстройствами аутистического спектра. Европейская психиатрия 2005;20:291-8. [PubMed] [Google Scholar]

73. Nowakowski ME, McFarlane T, Cassin S. Alexithymia и расстройства пищевого поведения: критический обзор литературы. J есть расстройство 2013;1:1–14. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

74. Кларк Дм. Когнитивный подход к панике. Behav Res Ther 1986; 24:461-70. [PubMed] [Google Scholar]

75. Грубер Дж. Может ли слишком хорошее самочувствие быть плохим? Устойчивость положительных эмоций (PEP) при биполярном расстройстве. Curr Dir Psychol Sci 2011;20:217-21. [Академия Google]

76. Мейер Б., Джонсон С.Л., Уинтерс Р. Реакция на угрозу и стимул при биполярном расстройстве: взаимосвязь шкал BIS/BAS с симптомами. J Оценка поведения психопата 2001;23:133-43. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

77. Бриттон ПК. Связь стратегий выживания с потреблением алкоголя и последствиями, связанными с алкоголем, в выборке из колледжа. Теория наркозависимости 2004;12:103-14. [Google Scholar]

78. Leehr EJ, Krohmer K, Schag K et al. Модель регуляции эмоций при компульсивном переедании и ожирении — систематический обзор. Neurosci Biobehav Rev 2015;49: 125–34. [PubMed] [Google Scholar]

79. Маккензи KC, Гросс JJ. Несуицидальное самоповреждение: перспектива регулирования эмоций. Психопатология 2014;47:207-19. [PubMed] [Google Scholar]

80. Нок МК. Почему люди причиняют себе боль? Новое понимание природы и функций членовредительства. Curr Dir Psychol Sci 2009;18:78-83. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

81. Роббинс Т.В., Гиллан С.М., Смит Д.Г. и соавт. Нейрокогнитивные эндофенотипы импульсивности и компульсивности: к дименсиональной психиатрии. Тенденции Cogn Sci 2012;16:81-91. [PubMed] [Google Scholar]

82. Хофман СГ. Когнитивные факторы, поддерживающие социальное тревожное расстройство: комплексная модель и последствия ее лечения. Cogn Behav Ther 2007;36:193-209. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

83. Борковец ТД, Хазлетт-Стивенс Х, Диаз МЛ. Роль позитивных убеждений о беспокойстве в генерализованном тревожном расстройстве и его лечении. Клин Психол Психотер 1999;6:126-38. [Google Scholar]

84. Коэн Дж. Д. Когнитивный контроль: основные конструкции и текущие соображения В: Эгнер Т. (ред.). Справочник Wiley по когнитивному контролю. Чичестер: Wiley, 2017: 1–28. [Академия Google]

85. Мактиг Л.М., Гудкайнд М.С., Эткин А. Трансдиагностическое нарушение когнитивного контроля при психических заболеваниях. J Psychiatr Res 2016;83:37-46. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

86. Баркли Р.А. Поведенческое торможение, устойчивое внимание и исполнительные функции: построение объединяющей теории СДВГ. Психол Бык 1997;121:65-94. [PubMed] [Google Scholar]

87. Мартель ММ. Новый взгляд на синдром дефицита внимания/гиперактивности: дисрегуляция эмоций и модели черт. J Детская психологическая психиатрия 2009 г.;50:1042-51. [PubMed] [Google Scholar]

88. Чен С., Такахаши Т., Накагава С. и др. Обучение с подкреплением при депрессии: обзор компьютерных исследований. Neurosci Biobehav Rev 2015;55:247-67. [PubMed] [Google Scholar]

89. Данлоп БВ, Немерофф КБ. Роль дофамина в патофизиологии депрессии. Arch Gen Психиатрия 2007;64:327-37. [PubMed] [Google Scholar]

90. Алдао А., Нолен-Хоксема С., Швейцер С. Стратегии регуляции эмоций при психопатологии: метааналитический обзор. Клин Психол Рев 2010;30:217-37. [PubMed] [Академия Google]

91. Меннин Д.С., Хеймберг Р.Г., Турк С.Л. и соавт. Применение структуры регуляции эмоций к интегративным подходам к генерализованному тревожному расстройству. Clin Psychol Sci Pract 2002;9:85-90. [Google Scholar]

92. Уэллс А. Метакогнитивная модель ГТР: оценка метабеспокойства и связи с генерализованным тревожным расстройством DSM-IV. Cogn Ther Res 2005;29:107-21. [Google Scholar]

93. Нолен-Хоксема С. Роль размышлений при депрессивных расстройствах и смешанных тревожно-депрессивных симптомах. J Abnorm Psychol 2000;109: 504-11. [PubMed] [Google Scholar]

94. Розенталь М.З., Грац К.Л., Коссон Д.С. и соавт. Пограничное расстройство личности и эмоциональная реакция: обзор исследовательской литературы. Клин Психол Рев 2008;28:75-91. [PubMed] [Google Scholar]

95. Ссылки PS, Heslegrave R, van Reekum R. Импульсивность: основной аспект пограничного расстройства личности. J Личное расстройство 1999;13:1–9. [PubMed] [Google Scholar]

96. Бек АТ. Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства. Оксфорд: издательство международных университетов, 19.76. [Google Scholar]

97. Линехан ММ. Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности. Нью-Йорк: Гилфорд, 1993. [Google Scholar]

98. Фарб Н.А., Андерсон А.К., Ирвинг Дж.А. и соавт. Вмешательства на осознанность и регулирование эмоций В: Gross JJ. (ред.). Справочник по регулированию эмоций, 2-е изд. Нью-Йорк: Гилфорд, 2014: 548-67. [Google Академия]

99. Хейс С.К., Стросал К.Д., Уилсон К.Г. Терапия принятия и приверженности. Процесс и практика осознанных изменений, 2-е изд. Нью-Йорк: Гилфорд, 2012. [Google Scholar] 9.0003

100. Кабат-Зинн Дж. Жизнь полной катастрофы: как справиться со стрессом, болью и болезнью с помощью медитации осознанности. Hachette: Piatkus, 2013. [Google Scholar]

101. Сигал З.В., Уильямс М., Тисдейл Дж. Когнитивная терапия депрессии, основанная на осознанности, 2-е изд. Нью-Йорк: Гилфорд, 2013. [Google Scholar]

102. Гринберг ЛС. Эмоционально-ориентированная терапия: обучение клиентов работе со своими чувствами. Вашингтон: Американская психологическая ассоциация, 2015. [Google Scholar] 9.0003

103. Беркинг М., Уитли Б. Влиять на регулирование обучения. Нью-Йорк: Springer, 2014. [Google Scholar]

104. Меннин Д.С., Фреско Д.М. Терапия регуляции эмоций В: Gross JJ. (ред. ). Справочник по регулированию эмоций, 2-е изд. Нью-Йорк: Гилфорд, 2014: 469-90. [Google Академия]

105. Уэллс А. Метапознание и беспокойство: когнитивная модель генерализованного тревожного расстройства. Behav Cogn Psychother 1995;23:301-20. [Google Академия]

106. Стоун А.А., Нил Дж.М. Новая мера ежедневного совладания: развитие и предварительные результаты. J Pers Soc Psychol 1984;46:892-906. [Google Академия]

107. Вольпе Дж. Психотерапия реципрокным торможением. Cond Reflex Pavlov J Res Ther 1968;3:234-40. [PubMed] [Google Scholar]

108. Де Рубейс Р.Дж., Сигле Г.Дж., Холлон С.Д. Когнитивная терапия против лекарств от депрессии: результаты лечения и нейронные механизмы. Нат Рев Нейроски 2008;9:788-96. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

109. Бэгби Р.М., Паркер Дж.Д.А., Тейлор Г.Дж. Шкала Alexithymia Торонто из двадцати пунктов – I. Выбор пунктов и перекрестная проверка факторной структуры. J Психосом Рез 1994;38:23-32. [PubMed] [Google Scholar]

110. Гросс Джей Джей, Джон ОП. Индивидуальные различия в двух процессах регуляции эмоций: последствия для аффекта, отношений и благополучия. J Pers Soc Psychol 2003;85:348-62. [PubMed] [Google Scholar]

111. Гарнефски Н., Краай В. Опросник регуляции когнитивных эмоций – разработка короткой версии из 18 пунктов (короткая CERQ). Индивидуальные отличия 2006;41:1045-53. [Google Академия]

112. Грац К.Л., Ремер Л. Многомерная оценка регуляции и дисрегуляции эмоций: развитие, факторная структура и первоначальная проверка шкалы трудностей в регуляции эмоций. J Оценка поведения психопата 2004;26:41-54. [Академия Google]

113. Като Т. Разработка шкалы гибкости совладания: доказательства гипотезы гибкости совладания. Джей Каунс Психол 2012;59:262-73. [PubMed] [Google Scholar]

114. Хайчак Г., Макнамара А., Олвет Д.М. Потенциалы, связанные с событиями, эмоции и регуляция эмоций: интегративный обзор. Дев нейропсихология 2010;35:129-55. [PubMed] [Google Scholar]

115. Куойдбах Дж., Миколайчак М., Гросс Дж.Дж. Позитивные вмешательства: перспектива регулирования эмоций. Психол Бык 2015;141:655-93. [PubMed] [Google Scholar]

116. Хендерсон Л.В., Найт Т. Объединение гедонистической и эвдемонической точек зрения для более полного понимания благополучия и путей к нему. Международный благополучие J 2012;2:196-221. [Google Академия]

117. Братман Г.Н., Гамильтон Дж.П., Daily GC. Воздействие природного опыта на когнитивные функции и психическое здоровье человека. Энн NY Acad Sci 2012;1249:118-36. [PubMed] [Google Scholar]

118. Вуд А.М., Фро Дж.Дж., Герати АВА. Благодарность и благополучие: обзор и теоретическая интеграция. Клин Психол Рев 2010;30:890-905. [PubMed] [Google Scholar]

119. Оттинген Г. Будущие мысли и поведение меняются. Eur Rev Soc Psychol 2012;23:1-63. [Google Академия]

120. Пенедо Ф.Дж., Дан Дж.Р. Упражнения и благополучие: обзор пользы для психического и физического здоровья, связанной с физической активностью. Карр Опин Психиатрия 2005;18:189-93. [PubMed] [Google Scholar]

121. Катберт БН. Структура RDoC: содействие переходу от ICD/DSM к дименсиональным подходам, объединяющим неврологию и психопатологию. Мировая психиатрия 2014;13:28-35. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

122. Голд Дж.И., Шадлен М.Н. Нейронная основа принятия решений. Анну Рев Нейроски 2007;30:535-74. [PubMed] [Google Scholar]

123. Рэтклифф Р., Смит П.Л., Браун С.Д. и др. Диффузионная модель принятия решений: текущие проблемы и история. Тенденции Cogn Sci 2016;20:260-81. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Нелинейные методы понимания сложных динамических явлений в психологии

Майкл Дж. Ричардсон — адъюнкт-профессор психологии в Центре познания, действия и восприятия Университета Цинциннати. Его исследования направлены на понимание закономерной динамики человеческого восприятия, действия и познания. У него есть опыт в экспериментальной и прикладной психологии, когнитивистике, науке о движении человека, экологической психологии и восприятии-действии, совместном действии и социальной координации, виртуальной реальности, сложных системах, анализе данных и динамическом моделировании.

Александра Пакстон, доктор философии, научный сотрудник с докторской степенью в Институте когнитивных наук и наук о мозге и научный сотрудник Мура-Слоана по науке о данных в Институте науки о данных Беркли, оба в Калифорнийском университете в Беркли. Она получила докторскую степень в области когнитивных и информационных наук в Калифорнийском университете в Мерседе. Ее работа дает количественную оценку человеческого взаимодействия как сложной системы, используя анализ временных рядов, чтобы зафиксировать динамику общения в реальных и экспериментальных наборах данных. Она также работает с профессором Томасом Л. Гриффитсом, чтобы продвигать основанное на теории использование больших данных в когнитивной науке и психологии в рамках инициативы, ориентированной на сообщество, под названием Data on the Mind.

Никита А. Кузнецов, доктор философии, научный сотрудник Университета Северной Каролины в Гринсборо. Он получил докторскую степень в области экспериментальной психологии в Университете Цинциннати. Кузнецов является экспертом в области применения нелинейных динамических систем и фрактального анализа для описания сложных многомасштабных закономерностей изменчивости движений человека. Его исследовательская программа состоит из двух областей: 1) использование новых методов анализа для оценки двигательной изменчивости в постуральном контроле и походке, 2) разработка методов реабилитации для улучшения равновесия и походки у людей с нервно-мышечными патологиями и пожилых людей.



Нелинейные методы для психологических наук

Этот институт повышения квалификации APA занимается методами анализа нелинейной динамики и теории сложности и предоставляет каждому участнику непосредственный опыт анализа данных для нелинейной структуры.

Университет Цинциннати
Цинциннати, Огайо
19-23 июня 2017 г.



Возможно, самоочевидно сказать, что человеческое поведение сложно. Это справедливо независимо от того, рассматривает ли кто-либо деятельность и структуру нервной системы человека, процессы восприятия и действия или способности, определяющие человеческое мышление, принятие решений, языковую коммуникацию, социальное взаимодействие и самопознание, не говоря уже о том, как эти и многие другие физиологические и психологические процессы человека развиваются с течением времени. Термин сложность относится к тому факту, что наблюдаемая (макроскопическая) организация человеческого поведения возникает из разнонаправленных взаимодействий, существующих между различными воплощенными и включенными в окружающую среду уровнями человеческой деятельности. Особое значение здесь имеет тот факт, что сложность и нелинейность идут рука об руку. Таким образом, чтобы по-настоящему признать и научно охватить сложность человеческого поведения, нужно также признать, что динамика или причинно-следственные процессы, лежащие в основе человеческого поведения, принципиально нелинейны.

Что такое нелинейная система?

Проще говоря, нелинейная система — это система, в которой выход системы не пропорционален входу. Это, конечно, в отличие от линейных систем, в которых выход всегда пропорционален входу. Для сложных нелинейных систем это означает, что результат (поведение) системы не является взвешенной суммой независимых переменных или параметров. Это справедливо как для человеческого поведения, так и для любой природной или биологической системы. Например, самооценка, самооценка или отношение человека к другой группе не соответствуют простой сумме положительных и отрицательных качеств или переживаний. Скорее, эти психологические состояния равны чему-то большему, чем сумма их частей, отражая мультипликативную комбинацию атрибутов, переживаний и ситуационных факторов.

Нелинейные мультипликативные процессы также предполагают неразложимость человеческого поведения. То есть макроскопическое поведение сложной нелинейной динамической системы (системы, состояние которой меняется или эволюционирует во времени) одновременно возникает из сложных взаимодействий микромасштабных компонентов и — посредством процессов круговой причинности — также модифицирует взаимодействия между микромасштабными компонентами, а также как поведение самих компонентов. Например, поведение индивидуумов (микроуровень) в рамках культурной системы (макроуровень) модулирует и ограничивает поведенческую организацию культурной системы, одновременно модулируясь и ограничиваясь динамической организацией самой культурной системы.

Наконец, для сложных нелинейных систем отношения между зависимыми (выходными) и независимыми (входными) переменными обычно характеризуются отображением «многие ко многим». Это затрудняет или даже делает невозможным прогнозирование эффектов нелинейных процессов. Это не означает, что поведение нелинейных систем является случайным. Напротив, значение нелинейности для понимания человеческого поведения заключается в том, что нелинейные системы могут создавать крайне непредсказуемые и хаотические модели поведения из полностью детерминированных, неслучайных процессов.

Действительно, хотя слово «случайный» часто используется в разговорной речи для обозначения кажущейся непредсказуемой природы человеческого поведения, большинство современных психологов не верят в это, в целом принимая научное убеждение, что человеческое поведение является результатом неслучайного, сложные или хаотичные процессы.

Методы и приложения в психологии

Во многих случаях вероятностный детерминизм сложного человеческого поведения можно понять и объяснить только с помощью нелинейных методов анализа и моделирования. Эти методы также жизненно важны для выявления склонности человеческого поведения к мультистабильности (т. е. одновременно возможны два или более стабильных поведенческих состояния при одних и тех же ситуационных факторах или параметрических ограничениях) и мультиреализуемости или эквифинальному (т. е. одни и те же поведенческие состояния могут результатом различных ситуационных, связанных с развитием или информационных факторов или параметрических ограничений).

Исторически сложилось так, что использование этих методов было затруднено из-за того, что они требовали огромных числовых вычислений. К счастью, постоянно растущая мощь и распространенность современных вычислений устранили эту трудность. Соответственно, использование и развитие методов нелинейного моделирования и анализа временных рядов в психологических науках неуклонно росло в течение последних нескольких десятилетий. Эти методы позволили исследователям приступить к изучению того, как физиологическое, перцептивно-моторное, когнитивное и социальное поведение человека возникают из сложных, взаимосвязанных процессов развития и повседневной деятельности, процессов, которые невероятно трудно понять и предсказать (или даже обнаружить) с помощью традиционных методов. линейные методы статистического анализа и моделирования.

Моделирование : Существует четыре основных метода моделирования сложной нелинейной динамики человеческого поведения: моделирование динамических систем, вычислительное моделирование, агентное моделирование и сетевое моделирование. Хотя эти методы имеют разные преимущества (и недостатки), они ни в коем случае не отличаются друг от друга и во многом пересекаются.

  • Моделирование динамических систем (DSM)  — DSM фиксирует дискретные и непрерывные процессы, развивающиеся во времени, с использованием формальных (математических) разностных и дифференциальных уравнений соответственно. Эти модели часто требуют хорошего эмпирически или теоретически обоснованного понимания ключевых переменных и параметров, определяющих исследуемое явление. DSM может аналитически фиксировать макроскопическую стабильность индивидуального и группового поведения и моделировать динамические траектории одномерных или многомерных нейронных, сенсомоторных, когнитивных и социальных процессов.
  • Вычислительное моделирование (КМ) — Хотя до некоторой степени все современное моделирование можно определить как вычислительное, в психологии КМ обычно относится к методам, основанным на моделировании. Эти модели могут включать как детерминированные, так и вероятностные правила, но динамические правила, управляющие взаимосвязями между ключевыми переменными и параметрами, определяются с помощью итерационных циклов в компьютерных алгоритмах или сценариях. Свободные от математических формализмов DSM, CM особенно эффективны при моделировании репрезентативных механизмов и процессов, таких как те, которые участвуют в человеческом познании и рассуждении, мотивации, эмоциях, принятии решений и социальном восприятии.
  • Моделирование на основе агентов (ABM) — Современное расширение классических клеточных автоматов, этот подход сочетает в себе методы CM и DSM для изучения того, как сложное человеческое и социальное поведение может возникнуть в результате взаимодействия между различными агентами, которые имеют диспозиционные характеристики и предпочтения и могут (при необходимости) перемещаться по смоделированному миру (обычно по двумерной плоскости или трехмерному пространству). ABM особенно эффективен для исследования коллективного поведения больших групп людей, включая динамику экономических решений на крупных рынках, динамику движения и пешеходов, стайное и школьное поведение, распространение информации и болезней, социальную миграцию, сотрудничество и языковую эволюцию.
  • Сетевое моделирование (NM)  — Сеть представляет собой граф узлов-компонентов, соединенных ребрами (т. е. ссылками). Узлы могут представлять что угодно — нейроны, процессы, агенты или даже другие сети — с ребрами, отражающими соответствующие однонаправленные или двунаправленные связи или тормозящие или возбуждающие влияния. Сосредоточенный на том, как динамика поведения человека функционально связана с организацией сетевых компонентов, комплексный ЯМ может моделировать широкий спектр процессов обучения и развития, включая моторное развитие, перцептивное обнаружение и обучение по категориям, изучение языка, кодирование памяти и динамику поиска, концептуальные развитие и изменение знаний, а также развитие клинических и психических расстройств.

Анализ временных рядов : Временной ряд представляет собой упорядоченную последовательность непрерывных или дискретных измерений, записанных с течением времени. Например, ежедневные измерения частоты сердечных сокращений, движений, настроения или высказываний, записанные в течение нескольких минут, часов или дней, будут представлять собой данные временного ряда. Поведенческие записи необходимы для раскрытия сложной динамики человеческого поведения. Хотя линейный анализ может раскрыть некоторые аспекты этой динамики, сложности изменяющегося во времени поведения более точно улавливаются нелинейным анализом.

Вместо того, чтобы сводить поведение, зависящее от времени, к сводной статистике (т. е. среднее значение, дисперсия, линейные ковариационные отношения, частотные компоненты) и допускать гауссову нормальность, эти методы включают сложные изменения и различия как индикаторы лежащих в основе нелинейных процессов человеческого поведения. Кроме того, многие нелинейные методы не требуют от исследователей априорных предположений о структуре, стационарности или размерности исследуемой поведенческой динамики и дополняют описанные выше подходы к моделированию раскрытием ключевых переменных и параметров, лежащих в основе данного поведенческого процесса.

Ниже мы выделяем три важных и хорошо зарекомендовавших себя метода нелинейного анализа временных рядов: реконструкция фазового пространства, рекуррентный количественный анализ и фрактальный и мультифрактальный анализ. Мы также кратко отметим ряд новых или менее известных методов в психологических науках.

  • Реконструкция фазового пространства (PSR)  — Большинство поведенческих систем включают несколько взаимодействующих переменных, которые опосредуют и модерируют друг друга. На языке динамических систем такие взаимодействующие переменные называются связанными. Таким образом, для связанных сложных многомерных систем динамическая структура одной системной переменной будет содержать информацию о других системных переменных. Что касается человеческого поведения, например, информация об изменяющемся эмоциональном или аффективном состоянии человека часто содержится в записи временных рядов постуральной активности или движений глаз этого человека. PSR использует эту взаимозависимость для восстановления многомерной структуры сложной поведенческой системы из одного поведенческого временного ряда. Здесь фраза «фазовое пространство» относится к пространству всех возможных состояний, которые может принять динамическая система, с размерностью пространства, соответствующей количеству системных переменных, необходимых для описания рассматриваемого поведения (например, три требуемые переменные обеспечивают 3 -мерное фазовое пространство). Помимо определения размерности системы или процесса, PSR также может разворачивать измеренный поведенческий временной ряд как многомерную траекторию в реконструированном фазовом пространстве. Соответственно, PSR не только предоставляет исследователям способ раскрыть «истинную» динамику поведения, но также может помочь в разработке динамической модели рассматриваемого поведенческого процесса или феномена.
  • Повторяющийся количественный анализ (RQA)  — Зародившись в физических и биологических науках, RQA превратился в мощный метод для понимания нелинейных паттернов в когнитивной, поведенческой и социальной динамике. По сути, RQA количественно определяет степень, в которой один или несколько поведенческих временных рядов (или траекторий в многомерном фазовом пространстве, восстановленных с помощью PSR) демонстрируют сходные состояния во времени. RQA можно применять как к дискретным, так и к непрерывным данным временных рядов, что делает его универсальным инструментом для анализа различных методов и явлений сбора данных (от нейронных, физиологических и айтрекинговых записей до последовательного измерения перцептивно-моторных процессов и т. д.). когнитивное, социально-когнитивное и языковое поведение). Автоповторение (или просто RQA) — это повторение, применяемое только к одному временному ряду или траектории многомерного фазового пространства и количественно определяющее структуру в рамках одного поведения или явления. Перекрестно-рекуррентный количественный анализ или CRQA применяет рекуррентные методы к двум временным рядам или траекториям многомерного фазового пространства. CRQA количественно определяет сходство или взаимозависимость динамики двух поведенческих сигналов или траекторий, что делает CRQA бесценным инструментом для изучения сложного межличностного поведения и процессов языковой координации.
  • Фрактальные и мультифрактальные методы — Методы фрактальных временных рядов были первоначально разработаны Бенуа Мандельбротом для характеристики колебаний цен на акции. Он заметил, что ежедневные изменения цен не случайны, а следуют сложной фрактальной и самоподобной схеме: наблюдения формировали кластеры, которые повторялись в различных временных масштабах, например, с одинаковыми моделями колебаний цен в течение одного дня и в течение всего дня. год. Для количественной оценки этих закономерностей было разработано несколько различных методов фрактального анализа. Двумя наиболее часто используемыми методами являются анализ флуктуаций без тренда и анализ спектральной плотности мощности, оба из которых количественно определяют степень, в которой изменчивость временного ряда поведения коррелирует во времени. Эти методы подтвердили, что изменчивость многочисленных физиологических и психологических моделей поведения человека характеризуется неслучайной фрактальной динамикой (иногда называемой розовым или 1/f-шумом), от нейронной активности и движений глаз до времени реакции и самооценки. В более поздних работах также задокументированы мультифрактальные свойства во многих из тех же поведений. Мультифрактальные паттерны соответствуют более сложным многомасштабным паттернам изменчивости измеренных временных рядов. Фрактальная и мультифрактальная динамика являются синонимами сложных нелинейных систем и характерны для здоровых и устойчивых метастабильных процессов (то есть систем с несколькими состояниями, которые очень гибки и адаптивны).
  • Другие методы  — Растущий интерес к нелинейным методам за последние несколько десятилетий привел к быстрому увеличению создания и применения различных других нелинейных методов. К ним относятся (но не ограничиваются ими):
  • Выборочная энтропия — количественная оценка регулярности и/или сложности поведенческих временных рядов с точки зрения информационной метрики, подобной энтропии Шеннона. Низкая энтропия выборки характеризует поведенческие процессы, которые очень регулярны и предсказуемы, тогда как высокая энтропия выборки связана с нерегулярными, хаотическими или вероятностными поведенческими процессами.
  • Вейвлет-преобразование и кросс-вейвлет-преобразование (CWT) анализ — мгновенный частотно-временной анализ, не зависящий от стационарной динамики. CWT можно использовать для вычисления непрерывной меры когерентности и относительной фазы между двумя сложными нестационарными временными рядами в диапазоне различных временных масштабов.
  • Кросс-конвергентное отображение — Расширение PSR, которое пытается идентифицировать направленные влияния между сложными траекториями многомерного фазового пространства.

Эти меры представляют собой лишь некоторые из инструментов, доступных ученым-бихевиористам для изучения сложных физиологических и психологических процессов человеческого поведения. Выбор того, какой метод использовать, иногда зависит от данных или явлений (например, категориальный или непрерывный). Однако, поскольку большинство нелинейных методов анализа не требуют, чтобы исследователи делали какие-либо априорные предположения о динамике, лежащей в основе измеряемого сигнала, их можно использовать для исследования невероятно широкого спектра поведенческих явлений. Более того, поскольку большинство поведенческих процессов или записей временных рядов могут быть проанализированы с использованием нескольких методов, описанных выше, исследователи могут подтвердить свои выводы, используя мультиметодический подход.

Как узнать больше

Растет число учебных пособий и обзорных статей, отредактированных томов и справочных текстов по различным методам моделирования и анализа, описанным выше (дополнительную литературу см. ниже). Многочисленные сценарии и приложения MATLAB (или Octave), R и Python с открытым исходным кодом можно найти в Интернете, и они часто включают наборы примеров данных и сопутствующую документацию. Американская психологическая ассоциация также спонсирует ряд институтов повышения квалификации (ATI) по этим и другим современным методам моделирования и анализа в психологии. Особый интерес для читателей настоящей статьи может представлять ATI по ​​нелинейным методам психологической науки, которая проводится в Университете Цинциннати в течение последних 10 лет (следующая предлагается 19 июня). -23, 2017). Для получения дополнительной информации об этом и других соответствующих ATI APA посетите веб-страницу ATI.

Дополнительная литература

Эбни, Д., Пакстон, А., Дейл, Р., и Келло, К. (2015). Динамика движений отражает функциональную роль слабой связи и ролевой структуры в решении диадных задач. Когнитивная обработка, 16 (4), 325-332.

Аксельрод, Р., и Дион, Д. (1988). Дальнейшая эволюция сотрудничества. Наука, 242 , 1385–90.

Аксельрод, Р., Риоло, Р.Л., и Коэн, доктор медицины (2002). Вне географии: сотрудничество с постоянными ссылками при отсутствии кластерных. Обзор личности и социальной психологии, 6 , 341-346.

Буллмор, Э., и Спорнс, О. (2009). Сложные сети мозга: Теоретический анализ графов структурных и функциональных систем. Nature Reviews Neuroscience, 10 (3), 186–198.

Коко, М.И. и Дейл, Р. (2014). Перекрестно-рекуррентный количественный анализ категориальных и непрерывных временных рядов: пакет R. Границы количественной психологии и измерений, 5 .

Коуи, К.А., Валлот, С., Ричардсон, М.Дж., и Ван Орден, Г. (2012). О структуре измерительного шума при айтрекинге. Журнал исследований движений глаз, 5 (4).

Дейл, Р., и Спайви, М.Дж. (2006). Разгадка диады: использование рекуррентного анализа для изучения моделей синтаксической координации между детьми и опекунами в разговоре. Изучение языков, 56 , 391-430.

Дейл, Р., Варломонт, А.С., и Ричардсон, округ Колумбия (2011). Номинальное перекрестное повторение как обобщенный последовательный анализ запаздывания для поведенческих потоков. Международный журнал раздвоения и хаоса, 21 , 1153–1161.

Делиньер, Д., Фортес, М., и Нино, Г. (2004) Фрактальная динамика самооценки и физической самости. Нелинейная динамика в психологии и науках о жизни, 8 , 479-510.

Делиньер Д., Рамдани С., Лемуан Л., Торре К., Фортес М. и Нино Г. (2006) Фрактальный анализ коротких временных рядов: переоценка классических методов. Журнал математической психологии, 50 , 525-544.

Диксон, Дж. А., Холден, Дж. Г., Мирман, Д., и Стивен, Д. Г. (2012). Мультифрактальная динамика в возникновении когнитивной структуры. Topics in Cognitive Science, 4 (1), 51-62.

Фузароли Р., Перлман М., Мислов А., Пакстон А., Мэтлок Т. и Дейл Р. (2015). Временные рамки массового вовлечения человека. ПЛОС ОДИН, 10 , e0122742.

Гилберт, Г.Н. (2008). Агентные модели . Мудрец.

Гилден, Д.Л. (2001). Когнитивные выбросы 1 ⁄ ƒ шума. Психологический обзор, 108 , 33–56.

Готтман Дж., Мюррей Дж., Суонсон К., Тайсон Р. и Суонсон К. (2003). Математика брака: Динамические нелинейные модели . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Гуастелло, С.Дж., и Грегсон, Р.А. (Ред.). (2016). Анализ нелинейных динамических систем для поведенческих наук с использованием реальных данных . КПР Пресс.

Хит, Р.А. (2000). Нелинейная динамика: методы и приложения в психологии . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

Ихлен, Э.А. (2012). Введение в мультифрактальный анализ колебаний без тренда в Matlab. Фрактальный анализ: статистические и методологические инновации и лучшие практики, 97 .

Иссартель, Дж., Барден, Т., Гайо, П., и Марин, Л. (2015). Актуальность перекрестного вейвлет-преобразования в анализе человеческого взаимодействия – учебное пособие. Frontiers in Psychology, 5 , 1566.

Келсо, Дж.А.С. (1995). Динамические шаблоны . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Келти-Стивен, Д.Г., Палатинус, К., Зальцман, Э., и Диксон, Дж.А. (2013). Учебное пособие по мультифрактальности, каскадам и интерактивности для эмпирических временных рядов в экологической науке. Экологическая психология, 25 (1), 1-62.

Кузнецов, Н., Боннетт, С., и Райли, М.А. (2014). Нелинейные методы временных рядов для анализа поведенческих последовательностей. Комплексные системы в спорте , 346.

Кузнецов Н. и Валлот С. (2011). Влияние обратной связи по точности на фрактальные характеристики оценки времени. Frontiers in Integrative Neuroscience, 5 , 62.

Марван, Н. (2008). Исторический обзор повторяющихся сюжетов. Европейский физический журнал, 164 , 3-12.

Мейн, А., Пакстон, А., и Дейл, Р. (2016). Исследовательский анализ динамической регуляции эмоций между матерями и подростками во время конфликтных дискуссий. Эмоции, 16 (6), 913-928.

Новак, А., и Валлахер, Р.Р. (1998). Динамическая социальная психология . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

Рамдани, С., Сейгл, Б., Лагард, Дж., Бушара, Ф., и Бернар, П.Л. (2009). Об использовании выборочной энтропии для анализа данных о постуральном влиянии человека. Медицинская инженерия и физика, 31 (8), 1023-1031.

Рид, С.Дж., Миллер, Л.К. (2002). Виртуальные личности: нейросетевая модель личности. Обзор личности и социальной психологии, 6 , 357-369.

Ричардсон, Д. К. и Дейл, Р. (2005) В поисках понимания: связь между движениями глаз говорящего и слушателя и ее связь с пониманием дискурса. Когнитивные науки, 29 (6), 1045-1060.

Ричардсон, М. Дж. Дейл Р. и Марш, К. Л., (2014). Сложные динамические системы в социальной психологии и психологии личности: Теория, моделирование и анализ. В Х.Т. Рейс и К.М. Джадд. (Ред.). Справочник по методам исследования в социальной психологии и психологии личности, 2-е издание . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Ричардсон М.Дж., Шмидт Р.К. и Кей Б.А. (2007) Различение шума и силы аттрактора скоординированных движений конечностей с использованием рекуррентного анализа. Биологическая кибернетика, 96, 59-78.

Райли, М. и Ван Орден, Г. (2005). Учебники по современным нелинейным методам для поведенческих наук . Получено 8 апреля 2005 г., http://www.nsf.gov/sbe/bcs/pac/nmbs/nmbs.jsp.

Саяма, Х. (2015). Введение в моделирование и анализ сложных систем . Открытые учебники SUNY, библиотека Милна.

Смит, Э.Р., и Конри, Ф.Р. (2007). Агентное моделирование: новый подход к построению теории в социальной психологии. Обзор личности и социальной психологии, 11 , 87-104.

Стам, Си Джей (2005). Нелинейный динамический анализ ЭЭГ и МЭГ: обзор новой области. Клиническая нейрофизиология 116 , 2266-2301.

Стивен, Д.Г., и Мирман, Д. (2010). Взаимодействия доминируют в динамике визуального познания. Познание, 115 , 154-165.

Сугихара, Джордж, Роберт Мэй, Хао Е, Чжи-хао Се, Итан Дейл, Майкл Фогарти и Стефан Мунк. (2012). Обнаружение причинно-следственной связи в сложных экосистемах. Наука 338 , нет. 6106: 496-500.

Тессер, А., и Ачи, Дж. (1994). Агрессия, любовь, конформизм и другие социально-психологические катастрофы. В RR Vallacher & A. Nowak (Eds.), Динамические системы в социальной психологии (стр. 96-109). Сан-Диего: академический.

Ван Орден, Г.К.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *