Нарушение психических процессов — Общие сведения, Причины возникновения. Томск
Общие сведенияПсихические процессы это отдельные проявления психической деятельности человека. Каждый психический процесс имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику. Психические процессы являются формами отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы, выступают в качестве первичных регуляторов поведения.
Нарушения психических процессов в организме человека может приобретать различный характер. Как правило, психологические, сугубо клинические исследования касаются изучения расстройств познавательных, мыслительных функций, некоторые работы посвящены анализу нарушений мышления, умственной работоспособности, под призмой особенностей формирования личностной сферы.
Отдельные психические процессы, выделяемые в психической деятельности, определяются как высшие психические процессы. К ним относят следующие процессы:
Высшие психические процессы имеют специфические признаки и формируются на основе биологических предпосылок. Они складываются в течении времени во взаимодействии ребенка со взрослым и окружающим миром в целом, а потому они социально обусловлены и несут в себе отпечаток той культурно-исторической среды, в которой развивается ребенок. Кроме того, такие функции по своей природе инструментальны: они осуществляются с использованием различных средств, способов, «психологических орудий», среди которых центральное место занимает речь. Используя эти орудия, человек овладевает возможностями регуляции своих отношений с предметным миром, другими людьми, овладевает собственным поведением. Например, при запоминании словесного ряда с помощью логических или образных ассоциаций человек вводит в память мышление или воображение.
Нарушение психических процессовДиапазон спектра доступных индивиду способов опосредования высших психических функций является важным критерием степени развития личности. В этом контексте одной из задач психокоррекционной и психотерапевтической работы является расширение опыта человека в отношении развития арсенала способов опосредования собственной деятельности. Высшие психические функции осознаваемы субъектом и доступны произвольной (волевой и целенаправленной) регуляции и самоконтролю.
Нарушение психических процессов может возникнуть при следующих заболеваниях:
Генезис высших психических функций идет по пути преобразования развернутых наглядно-действенных форм в сокращенные, автоматизированные, выполняемые во внутреннем плане в виде так называемых умственных действий.
Диагностика психических нарушенийВажно принимать во внимание умственные действия при клинико-психологическом обследовании больного ребенка, поскольку патология высших психических функций проявляется на фоне их неполной сформированности. Кроме того, при диагностике патологии у взрослых больных следует учитывать, что, если выполнение заданий осуществляется развернуто с применением наглядных способов решения, с участием проговаривания (наблюдается перенос умственных действий во внешний план), то это может указывать на дефицитарность, осознаваемую больным и преодолеваемую с помощью аутокомпенсации. Вместе с тем известно, что эта составляющая психики связана с работой теменно-височно-затылочной области левого и правого полушарий мозга. Поражение этой зоны (например, при болезни Альцгеймера) приводит к развитию комплекса симптомов, отражающих нарушения названных психических процессов, поскольку при этом становится дефицитарным общий для них фактор пространственной организации психических процессов. Другие составляющие психических процессов одновременно могут оставаться сохранными при условии нормального функционирования иных зон мозга.
При обследовании пациентов становятся значимыми не столько сами симптомы нарушений психических процессов, сколько психологическая квалификация симптомов, направленная на выявление патологического звена в целостном системном строении психики. В свою очередь установление этого звена позволяет сделать вывод об общей причине нарушений различных психических процессов, т.е. сделать заключение о механизмах образования клинико-психологических симптомов и их закономерном объединении в синдром. На этом основании строится синдромальный клинико-психологический метод изучения нарушения высших психических процессов.
Общая характеристика психических процессов. Ощущения и восприятие как познавательные психические процессы.
Природа одарила каждого человека способностью к познанию и осознанию мира: способностью ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру; способностью помнить, думать, соображать, говорить и понимать речь людей, способностью быть внимательным, способностью регулировать свое поведение и деятельность при помощи воли и эмоций.
Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной, познавательной деятельности человека.
Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.
Психические процессы при помощи, которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называются познавательными процессами. К таким процессам относятся ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Они формируют информационную базу психики, ориентировочную основу человека со средой.
Между этими психическими процессами есть нечто общее, но есть и существенные различия. Общее заключается в том, что оба они — первичные познавательные процессы, возникают только при непосредственном воздействии тех или иных раздражителей на органы чувств и являются продуктом деятельности нервной системы, ее периферических и центральных мозговых механизмов. Общим также является то, что вся человеческая деятельность базируется на ощущениях и восприятиях. Через ощущения и восприятия человек не только получает непосредственную информацию о том, что происходит вокруг него и в нем самом, но ощущения и восприятия являются существенными элементами механизмов, позволяющих человеку управлять действиями других людей. Все это свидетельствует о решающей роли ощущений и восприятий в жизни и деятельности людей.
Основное существенное различие между ощущениями и восприятиями связано с их отражательной сущностью. Ощущение — это психический процесс отражения отдельных качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Ощущения – начальный источник всех наших знаний: величина, форма, цвет, температура, плотность …
Ощущения – психический процесс непосредственного чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Деятельность человека базируется на ощущениях.
Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления, которые воздействуют на органы чувств называются раздражителями. Процесс воздействия – раздражением.
Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные обонятельные.
Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат расположенный на периферии тела или во внутренних органах, специализирован для приема определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каждый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной информации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами.
Анализаторы бывают внешними (глаз, ухо) и внутренними (имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях – это сложный нервный механизм, выделяющий отдельные стороны окружающего мира.
Расшифровка скрытых психических процессов: принятие решений
Принятие решений — это внутренний процесс, который не привязан во времени к наблюдаемым сенсорным входам или поведенческим выводам. Это затрудняет исследование нейронных процессов, лежащих в основе принятия решений. В своей статье Nature Neuroscience Эрин Рич и Джони Уоллис использовали подход декодирования для идентификации и отслеживания нейронных представлений двух вариантов, оцениваемых для принятия решения.
Нейронное декодирование — это вычислительный подход, который обычно используется для понимания сенсорного восприятия или моторного поведения и успешно применяется для управления нейронными протезами. Он редко использовался для изучения нейронных сигнатур скрытых когнитивных процессов, таких как память, внимание и принятие решений. Рич и Уоллис использовали декодирование для исследования процесса принятия решений, основанного на ценностях, в орбитофронтальной коре головного мозга — удивительной области мозга, которая объединяет сенсорные, эмоциональные данные и входные данные памяти для присвоения ценности вариантам выбора.
Декодирование выявляет скрытые когнитивные процессы, лежащие в основе принятия решений
Рич и Уоллис зафиксировали активность нейронов в орбитофронтальной коре обезьян, когда животные делали выбор, основанный на ценностях. Во время тренировок животным предлагался выбор между двумя картинками, каждая из которых была вероятностно связана с наградой в виде сока определенной суммы. В ходе обучения они узнали, какие изображения с большей вероятностью принесут большую награду. Во время сеансов записи животному предлагалось два типа испытаний, оба из которых приводили к вознаграждению: испытания с выбором, в которых предъявлялись два варианта изображения, и испытания с одним изображением, в которых предъявлялось только одно изображение.
Данные испытаний с одним изображением использовались для обучения алгоритма идентификации нейронных сигнатур, связанных с оценкой каждого изображения. Затем данные из испытаний выбора были переданы алгоритму для декодирования наличия и силы нейронных представлений каждого варианта.
Рассмотрение двух вариантов происходит быстро, 75% вариантов делается в течение полсекунды. Даже в течение этого короткого промежутка времени подход к декодированию успешно извлекал нейронные сигнатуры, связанные с оценкой каждого представленного варианта, и отслеживал их представление с течением времени.
Варианты выбора рассматриваются последовательно, а не одновременно
Предоставлено Эрин Рич
При рассмотрении двух вариантов зарегистрированный ансамбль нейронов орбитофронтальной коры чередовался между сигнатурами, связанными с каждым вариантом. Обычно это происходило несколько раз, прежде чем был сделан выбор, и эти чередования можно было наблюдать даже на уровне отдельных нейронов в виде быстрых колебаний частоты возбуждения. Однако ни один нейрон не доминировал в нейронном представлении вариантов или переходов между ними, поскольку систематическое исключение нейрона из данных ансамбля мало влияло на эти паттерны. В целом кажется, что один и тот же ансамбль нейронов в орбитофронтальной коре последовательно оценивает доступные варианты. Это противоречит предыдущим предположениям о том, что каждый вариант может быть представлен различным ансамблем нейронов, которые одновременно их оценивают.
Подход к декодированию позволил Ричу и Уоллису отслеживать представление вариантов в рамках испытания с одним выбором вместо усреднения между испытаниями. Это большое преимущество, так как чередование вариантов является стохастическим процессом, который различается в каждом испытании, а усреднение испытаний приведет к потере информации о представлении вариантов.
Об ученом
Эрин Рич
Эрин Рич получила степень доктора медицины и доктора философии в Медицинской школе Икана на горе Синай, прежде чем поступить в Калифорнийский университет в Беркли в 2010 году. Она защитила докторскую диссертацию в лаборатории Мэтта Шапиро, где она изучали, как префронтальная кора грызунов способствует координации стратегий памяти во время пространственной навигации. Для получения постдока она присоединилась к лаборатории Джони Уоллис, профессора психологии и члена Института неврологии Хелен Уиллс в Калифорнийском университете в Беркли, что было естественным переходом, учитывая ее интерес к когнитивным явлениям высокого уровня.
В мае 2017 года она вернется на гору Синай в качестве доцента кафедры неврологии и Института мозга Фридмана. Ее исследовательская программа будет сосредоточена на обработке вознаграждения в контексте обучения, ожидания и принятия решений. Она намерена расширить свои методы записи, чтобы она могла записывать данные с большего количества нейронов и нескольких областей мозга одновременно, чтобы связать то, что происходит в орбитофронтальной коре, с другими областями мозга. В настоящее время она набирает талантливых постдокторантов.
Berkeley Neuroscience задает пять вопросов
Джорджан Сак: Как вы думаете, какой результат этого исследования был самым интересным?
Эрин Рич: На уровне одного выбора вы можете видеть, как нейронная активность колеблется между этими многочисленными вариантами, между которыми выбирает субъект. И это то, чего мы не видели раньше, и в некотором смысле не обязательно предсказывали.
GS: Что было самым сложным в этом исследовании?
ER: Вероятно, сбор данных, который занимает очень много времени. Не было большого препятствия, но вы можете собирать только около 10-20 нейронов в день, поэтому, чтобы получить полный набор данных, вы возвращаетесь день за днем и заставляете все работать как надо, так что вы получаете нейронные сигналы, и вы получаете поведение животного и все такое. Поэтому я думаю, что это самая сложная часть. На самом деле это то, что мы пытаемся улучшить с точки зрения техники — идем по дорогам, где мы можем записывать больше сигналов одновременно, иногда в хроническом смысле.
GS: Какие предыдущие исследования вдохновили вас на собственные?
ЭР: Есть известная статья Камилло Падоа-Шиоппы в Nature 2006. По сути, именно там он впервые сформулировал идею, в каком-то аморфном смысле, что нейроны OFC кодируют то, что он назвал экономической ценностью, что по сути является субъективной ценностью. Это определенно стало отправной точкой для многих моих исследований.
«Теории выбора человека и животных имеют краеугольный камень в концепции ценности. Рассмотрим, например, обезьяну, которая предложила одну изюминку вместо одного кусочка яблока. Поведенческие данные свидетельствуют о том, что животное выбирает, присваивая значения двум вариантам. Но где и как ценности представлены в мозгу? Здесь мы показываем, что во время экономического выбора нейроны орбитофронтальной коры кодируют ценность предлагаемых и выбранных товаров».
Из статьи Nature «Нейроны в орбитофронтальной коре кодируют экономическую ценность», авторы Камилло Падоа-Шиоппа и Джон А. Асад.
GS: Как это исследование продвинет наши знания о том, как работает мозг, и почему это важно?
ЭР: Одна из причин, по которой я пошел по этому пути, и одна из причин, по которой я занимаюсь большей частью своих исследований, — это фундаментальные вопросы о том, как работает эта схема, как работают эти нейроны. Я думаю, что одним из вкладов этой статьи является рассмотрение набора данных с другой точки зрения, чтобы получить более высокое временное разрешение. Подход декодирования обычно используется в двигательном обучении или сенсорных задачах и гораздо реже применяется в когнитивной сфере, но я думаю, что на самом деле это идеальное приложение. При таком подходе вы можете просматривать скрытые переменные. По сути, вы пытаетесь декодировать информацию, которую нельзя наблюдать извне, и это почти определение когнитивной обработки.
GS: Есть ли в вашем исследовании какие-либо открытые вопросы, на которые вы хотели бы ответить со стороны специалиста с другим опытом?
ER: Да. Лаборатория заинтересована в том, чтобы попытаться посмотреть на эту динамику выбора в реальном времени и вмешаться, поэтому я думаю, что было бы очень интересно использовать другие методы, которые действительно могли бы проникнуть туда и манипулировать схемой, такие как оптогенетика. В настоящее время оптогенетические методы более доступны для грызунов. До сих пор остается открытым вопрос, наблюдается ли это у грызунов, реагирует ли эта область мозга или коррелят у грызунов одинаково при сходных обстоятельствах. Если это так, было бы здорово внедрить оптогенетический подход, чтобы посмотреть, сможете ли вы воздействовать на определенные клетки в популяции и посмотреть, какие из них имеют решающее значение для изменения остальной популяции или изменения выбора.
Дополнительная информация
- Прочтите исследовательскую статью в журнале Nature Neuroscience «Расшифровка субъективных решений из орбитофронтальной коры» Эрин Л. Рич и Джонатан Д. Уоллис.
- Прочтите соответствующую статью Nature Neuroscience News and Views «Динамическая природа решений, основанных на ценностях», написанную Кэтрин Э. Конен и Камилло Падоа-Шиоппа.
- Лаборатория Уоллис
- Эрин Рич
Джорджан Сак
словосочетание мыслительный процесс | значения и примеры использования
Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания со словом process.
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Кажется разумным, что человек психический процесс вынесения суждения руководствуется рядом эвристик, которые бессознательно «действуют за кулисами».
Из Кембриджского корпуса английского языка
Когда мы не можем определить ментальный процесс как сознательный, не может быть теории нейронной основы этого процесса.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Так как же могло сознание ментального процесса выполнять функции этого процесса?
Из Кембриджского корпуса английского языка
Но их умеренный экстернализм не предполагает приверженности какому-либо конкретному взгляду на внутренний ментальный процесс ; внутренние процессы заключены в скобки.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Является ли этот переключатель ментальным процессом , актом выбора, моделью свободной воли разума?
Из Кембриджского корпуса английского языка
Но как только мы попытаемся полнее проникнуть в
Из Кембриджского корпуса английского языка
В качестве альтернативы, если сознательный опыт является результатом ментального процесса , он приходит слишком поздно, чтобы выполнять функции этого процесса.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В качестве последнего примера того, что может сбить с толку начинающего читателя, рассмотрим обработку вещественных и ментальных процессов глаголов.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Другие корреляции плоскости изображения могут использоваться в других случаях для описания времени отклика и других данных, приведенных в качестве доказательства ментального процесса вращения.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В процессе создания таких музыкально «интеллектуальных» систем необходимо проводить некоторый анализ музыкального контекста и ментального процесса по исполнению и композиции.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Искал не столько выход, сколько ментальный процесс изменение.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Особенность этого сценария в том, что нельзя сказать, что рассуждения отражают умственный процесс , по которому было принято решение.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Для того чтобы программа выполняла объяснительную роль, теоретик должен сказать, как она отображается на ментальном процессе .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Возникающая в результате интериоризация звуковых качеств и их ориентация в общей концептуальной структуре является предпосылкой для интуитивного, творческого умственный процесс .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Винн потерял связь между окружающей средой и умственным процессом , поведением, которое обеспечивает когнитивный процесс.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Эти шаги характеризуют умственный процесс присвоения правдоподобного значения в контексте нового слова.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Мы думаем или чувствуем в основном одним параметром, хотя наш ментальный процесс , естественно, затем подразделяет эти разные времена.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Все трое подробно рассматривают восприятие как умственное процесс , и с эпистемологическими измерениями чувственной физиологии.