Восприятие.
Восприятие – психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей, основанный на ощущениях, возникающих из них, но вместе с тем обладающих определенными особенностями, не сводимыми к отдельным ощущениям.
Если ощущение мономодально, то восприятие полимодально. Оно формируется на основе совместной деятельности ряда анализаторов, объединенных в функциональную систему. При этом какой-либо из анализаторов играет ведущую роль в формировании образа.
Предметность и целостность – свойство воспринимать целостный образ предмета. Восприятие предмета возможно лишь при условии выделения предмета из окружающей среды (фона, на котором он находится). При этом предмет и фон динамичны, особенно хорошо это видно в двойственных изображениях, содержание образа в которых меняется в зависимости от того, что принимается за фон (рис. 1).
Рис. 1.Восприятие предмета в зависимости от фона.
Фон обычно является неограниченным и неопределенным. Фигура ограничена, рельефна, она обладает предметностью. Способствуют выделению предмета из фона контрастность предмета и фона, необычность предмета. Например, на рентгенограмме легких круглая тень гораздо лучше выделяется на фоне нормального легочного рисунка, чем на фоне диссеминированного процесса. Как показали исследования Зинченко, Ярбуса и др., в процессе выделения предмета из фона совершаются микродвижения глаз, как бы «обводящие» его по контуру, что также способствует выделению предмета из фона.
2.Константность– обеспечение постоянства по форме, цвету, венличине и другим параметрам воспринимаемых нами предметов. Восприятие сохраняет за определенными предметами их размеры в не зависимости от того, с какого расстояния и под каким углом мы на них смотрим.
3. Избирательность– наглядно выделяется в феномене выделения фигуры из фона. То, что находится на переднем плане и воспринимается как конкретное – является фигурой, то, что все остальное – фоном. Воспринимаемая реальность всегда разделяется на два слоя: на фигуру – целостный образ предмета и фон – образ окружающего предмет пространства. То, что было фигурой, может слиться с фоном, что то из фона, может стать — фигурой восприятия.
4. Осмысленность– указывает на связь восприятия с мышлением, с пониманием сущности предметов. Образы воспринимаемых объектов всегда имеют определенные, смысловые значения и в этом проявляется не только тесная связь с мышлением, но и активность восприятия.
5. Апперцепция восприятия– указывает на связь восприятия с личностью, всем прошлым опытом человека с его «Я».
Влияние установки на восприятие человека проявляется также в феномене, продемонстрированном в огромном количестве экспериментов, когда одно и то же лицо воспринимается как злое и жестокое, если испытуемым заранее сказать, что человек, изображенный на фотографии — преступник; как доброе и мужественное, если заранее известно, что это человек гуманной профессии, совершивший мужественный поступок для спасения жизни людей.
Большое влияние на восприятие оказывает эмоциональное состояние человека. Известно, например, что в состоянии возбуждения время как бы ускоряет свой бег, в состоянии тоски и подавленности — замедляет. Больные в состоянии депрессии всегда пессимистичны и предчувствуют катастрофу, они склонны даже радостные события воспринимать в черных тонах.
Таким образом, восприятие — это активный процесс, на характер протекания которого влияет не только деятельность перцептивной системы, но и внутренние характеристики субъекта.
К сложным формам восприятия относятся восприятие пространства,восприятие времени, восприятие движения.
В восприятии времени различают восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности. Непосредственное переживание времени обусловлено органическими ощущениями и связано с ритмическими процессами в организме: частотой пульса, дыхания и т. п. Оценка длительности временных отрезков зависит от содержания деятельности: временной отрезок, заполненный интересной, содержательной деятельностью, субъективно оценивается, как короткий, то есть недооценивается; пустые, не заполненные интересной деятельностью, оцениваются как более длинные, то есть переоцениваются.
Важнейшей характеристикой времени является его необратимость. Восприятие необратимой последовательности событий во времени предполагает установление связей между разными отрезками и событиями жизни
На основе ощущения и восприятия возникает более сложная форма чувственного отражения — представление.
Представление— вторичный чувственный образ предмета, который в данный момент не действует на органы чувств, но действовал в прошлом (Ломов). Представления приобретают особую роль с развитием систем дистанционного управления, когда оператор должен с большой степенью точности представить себе процессы, происходящие в управляемой системе.
Представления можно рассматривать как переходное звено между чувственным образом (ощущением, восприятием) и абстрактным мышлением. В зависимости от уровня бодрствования и характеристик деятельности представления, с одной стороны, включаются в память, воображение, мышление (его образные формы), с другой стороны, создают образы сновидения. Представления сопровождают человека на протяжении всей его жизни: образ знакомого человека возникает в нашем сознании и тогда, когда этого человека уже нет; образ родных мест живо встает перед нашим умственным взором. Общим для всех представлений является то, что предмета или явления уже нет, а отражение их продолжает развиваться. Течение представлений развертывается во «внутреннем пространстве, никогда не выносится наружу. Этим отличается представление от галлюцинаций, «когда внутренний образ «выводится наружу».
Тестовое задание.
Ощущение восприятие.
1. Непосредственное воздействие предмета или явления на рецепторы — обязательная черта таких познавательных процессов, как:
ощущение
восприятие
мышление
воображение
внимание
2. Интегральный результат непосредственного воздействия на человека каких-либо раздражителей (цветовых, звуковых, химических и т.д.) называется:
восприятием;
перцепцией;
ощущением
3. Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, это:
восприятие;
эмоция;
ощущение;
внимание.
4. Основными свойствами ощущений являются указанные, кроме:
модальности;
константности;
интенсивности;
длительности.
5. Минимальная разница между стимулами, вызывающая различие в ощущениях, это:
абсолютный нижний порог ощущений;
дифференциальный порог;
абсолютный верхний порог;
пространственный порог.
6. Изменение чувствительности органов чувств под влиянием действующего раздражителя, это:
сенсибилизация;
адаптация;
синестезия;
апперцепция.
7. К свойствам восприятия относятся указанные, кроме:
целостности;
структурности;
реминисценции;
апперцепции.
8. Когда человек носит жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их замечать. Что является причиной этого?
адаптация;
- сенсибилизация;
реминисценция;
иллюзия.
9. Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется:
абсолютным верхним порогом ощущений
абсолютно нижним порогом ощущений (порогом чувствительности)
болевым порогом
дифференциальным порогом ощущений
оперативным порогом ощущений
10. Ощущения, связанные с сигналами, возникающими вследствие раздражения рецепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях, суставах, называются:
экстерорецептивные
интерорецептивные
проприорецептивные
эндоцептивными
11. Ощущения, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и отражающие состояние внутренней среды организма, называются:
интерорецептивные
проприорецептивные
контактные
дистантные
12. Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела, называются:
интерорецептивные
контактные
дистантные
проприорецептивные
13. Ощущения, рецепторы которых находятся в связках, суставах, и дают информацию о движении и положении тела в пространстве, называется:
экстерорецептивные
интерорецептивные
проприорецептивные
контактные
14. Психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей, называется:
эмоции
ощущение
восприятие
мышление
15. Психический процесс отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, это:
ощущение
восприятие
мышление
установка
16. Феномен выделения «фигуры из фона» характеризует какое свойство внимания?
целостности
избирательности
константности
осмысленности
17. Свойство восприятия, которое обеспечивает относительное постоянство по форме, цвету, величине и др. параметрам воспринимаемых нами предметов, это:
апперцепция
константность
предметность
осмысленность
Ответы:Ощущение восприятие.
№ вопр | Ответ | № вопр | Ответ | № вопр | Ответ | |
1 | 1,2 | 9 | 2 | 17 | 2 | |
2 | 1 | 10 | 3 | |||
3 | 3 | 11 | 1 | |||
4 | 2 | 12 | 2,3 | |||
5 | 2 | 13 | 3 | |||
6 | 2 | 14 | 3 | |||
7 | 3 | 15 | 1 | |||
8 | 1 | 16 | 2 |
Вопрос 1: сущность, свойства и виды ощущений Ощущения – это психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Свойства ощущений: 1) адаптация 2) контраст 3) пороги ощущений (нижний, верхний разностный) 4) сенсабилизация 5)последовательные образ Виды ощущений: 1) экстрорецептивные ощущения – отражают свойства предметов и явления внешнее среды. К ним относятся зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные. 2) интерорецептивные ощущения – отражают состояние внутренних органов. К ним относятся ощущения боли, равновесия, ускорения и др. 3) проприорецептивные (мышечно-двигательные) ощущения – это ощущения, отражающие движения нашего тела. Вопрос 2: сущность, свойства и виды восприятий. Восприятие – это психический познавательный процесс отражения в сознания человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при oощущении. Виды восприятий: 1) В зависимости от форм отражения ( пространства, времени, движения) 2) в зависимости от цели (преднамеренное, непреднамеренное) 3) в зависимости от степени организации ( организованное наблюдение, неорганизованное) Свойства восприятий: 1) Избирательность (способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес) 2) Предметность (способность человека отражать окружающую действительность как воздействие конкретных предметов и явлений) 3) апперцепция ( зависимость восприятия от прежнего опыта человека) 4) осмысленность (показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл) 5) константность (это постоянство в восприятии, которое обуславливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет воспринимается в кругу других известных человеку предметов. 6) целостность (выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если некоторые из этих качеств в данный момент не воспринимаются. Вопрос 3: сущность, функции и виды представлений человека. Представление – это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. 3 функции: 1) сигнальная – важнейшая функция(складывается по механизму условного рефлекса) 2) регулирующая (состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности) 3) Настроечная (проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира) Виды представлений: 1) по видам анализаторов (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, двигательные и др. ) 2) по степени обобщенности (единичные представления – основанные на восприятии одного определенного предмета; общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. 3) по степени проявления волевых усилий (непроизвольные –это представления, возникающие спонтанно, без активации воли и памяти человека; произвольные – возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. 4) по продолжительности ( оперативные — извлекаемых человеком из своего сознания, для обслуживания оперативных интересов его деятельности; кратковременные – очень непродолжительные по времени; долговременные – сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто.) Вопрос 4: сущность и особенности содержания мышления человека Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Самый сложный и важный процесс. Мышление имеет особенности протекания и развития. Протекание: 1) опосредованный характер – человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и на данные прошлого опыта, сохранившегося в его памяти 2) опора на знания об общих законах природы и общества 3) мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему 4) мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме 5) мышление человека органически связано с практической деятельностью Развитие: 1) наглядно-действенный характер 2) непосредственное оперирование вещами 3) обобщение вещей и их свойств 3) предметный характер 4) перестройка процесса мышления 5) целенаправленная мыслительная деятельность 6) способность к абстрактно-логическому мышлению Содержание мышления :
Вопрос 5: сущность, свойства, виды внимания.
Психический состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость и апатию, усталость и т.д. Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. Вопрос 8: Психологическая характеристика потребностей и мотивов личности Потребности – это испытываемая личностью нужда в чем-либо. Потребности делят на 1) материальные – потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др. 2) духовные — связанные с общественным существованием человека (общение друг с другом, труд, творчество и т.д.) Мотивы – это внутренние силы, связанные с осознанными, осмысленными и прочувствованными потребностями личности и побуждающие ее к определенной деятельности. Мотивы подразделяют на 1) биологические (это влечения, желания человека, обычно отображающие его физиологические потребности) 2) социальные — это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни. Вопрос 9: Направленность личности и ее особенностей Направленность личности – это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Потребности — это испытываемая личностью нужда в чем-либо. Мотивы – это внутренние силы, связанные с осознанными, осмысленными и прочувствованными потребностями личности и побуждающие ее к определенной деятельности. Мировоззрение – это сложившаяся у личности система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Установки – это внутренняя настроенность личности на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности. Цели – это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют сущность ее жизни и деятельности. Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности (волевых, эмоциональных, интеллектуальных), которые обуславливают особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми. Характер: 1) по отношению к окружающему миру – убежденный/беспринципный 2) по отношению к деятельности – деятельный/бездеятельный 3) по отношению к людям – общительный/замкнутый 4) по отношению к самому себе – альтрустический/эгоистический Черты характера: 1) волевые – решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность 2) эмоциональные – порывистость, впечатлительность, инертность, безразличие 3) интеллектуальные – глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность Вопрос 11: Способности личности Способность – это психическое свойство личности, отражающее такие ее особенности, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности. Способности бывают специальные и общие. Специальные (профессиональные) способности определяют возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности. Общие способности – это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляют одаренность. Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, н6азывается гениальностью. У каждого человека при рождении формируются определенные предпосылки его способностей – задатки. Задатками называются врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей. Каталог: images -> attach Скачать 99,42 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Понимание психологических измерений – Методы исследования в психологии – 2-е канадское издание
Глава 5: Психологическое измерение
- Дайте определение измерения и приведите несколько примеров измерения в психологии.
- Объясните, что такое психологический конструкт, и приведите несколько примеров.
- Отличать концептуальные определения от операционных, приводить примеры каждого из них и создавать простые рабочие определения.
- Определите четыре уровня измерения, приведите примеры каждого из них и объясните, почему это различие важно.
— это присвоение баллов отдельным лицам таким образом, чтобы баллы отражали некоторые характеристики отдельных лиц. Это очень общее определение согласуется со способами измерения, с которыми все знакомы, например, взвешиванием себя, встав на напольные весы, или проверкой внутренней температуры жареной индейки с помощью термометра для мяса. Это также согласуется с измерениями в других науках. В физике, например, можно измерить потенциальную энергию объекта в гравитационном поле Земли, найдя его массу и высоту (что, конечно, требует измерения эти переменных), а затем перемножить их вместе с ускорением свободного падения Земли (9,8 м/с2). Результатом этой процедуры является оценка, которая представляет потенциальную энергию объекта.
Это общее определение измерения согласуется и с измерением в психологии. (Психологическое измерение часто называют .) Представьте, например, что когнитивный психолог хочет измерить объем рабочей памяти человека — его или ее способность удерживать в уме и думать о нескольких фрагментах информации одновременно. Для этого она может использовать задание на диапазон цифр в обратном порядке, в котором она читает человеку список из двух цифр и просит его или ее повторить их в обратном порядке. Затем она повторяет это несколько раз, каждый раз увеличивая длину списка на одну цифру, пока человек не сделает ошибку. Длина самого длинного списка, на который человек отвечает правильно, является оценкой и представляет его или ее объем рабочей памяти. Или представьте себе клинического психолога, который интересуется, насколько депрессивен человек. Он проводит опросник депрессии Бека, который представляет собой анкету для самоотчетов из 21 пункта, в которой человек оценивает степень, в которой он или она чувствовал себя грустным, потерял энергию и испытывал другие симптомы депрессии за последние 2 недели. Сумма этих 21 оценок является оценкой и представляет его или ее текущий уровень депрессии.
Важным моментом здесь является то, что измерение не требует каких-либо специальных инструментов или процедур. Для этого не требуется помещать людей или предметы на весы в ванной, подносить к ним линейки или вставлять в них термометры. Что требуется, так это некоторая систематическая процедура присвоения баллов отдельным лицам или объектам, чтобы эти баллы представляли интересующую характеристику.
Многие переменные, изучаемые психологами, просты и легко поддаются измерению. К ним относятся пол, возраст, рост, вес и порядок рождения. Вы часто можете сказать, является ли кто-то мужчиной или женщиной, просто взглянув на него. Вы можете спросить людей, сколько им лет, и быть достаточно уверенными в том, что они знают и скажут вам. Хотя люди могут не знать или не захотеть сообщить вам, сколько они весят, вы можете попросить их встать на весы в ванной. Другие переменные, изучаемые психологами — возможно, большинство — не так просто измерить. Мы не можем точно оценить уровень интеллекта людей, глядя на них, и мы, конечно же, не можем оценить их самооценку на весах в ванной. Такие переменные называются (произносится CON-structs ) и включают черты личности (например, экстраверсию), эмоциональные состояния (например, страх), отношение (например, к налогам) и способности (например, атлетизм).
Психологические конструкции нельзя наблюдать напрямую. Одна из причин заключается в том, что они часто представляют тенденции думать, чувствовать или действовать определенным образом. Например, сказать, что какая-то студентка университета очень экстравертна, не обязательно означает, что прямо сейчас она ведет себя экстравертно. На самом деле, она могла бы спокойно сидеть одна и читать книгу. Наоборот, это означает, что у нее есть общая склонность вести себя экстравертно (говорить, смеяться и т. д.) в различных ситуациях. Другая причина, по которой психологические конструкты нельзя наблюдать напрямую, заключается в том, что они часто связаны с внутренними процессами. Страх, например, включает в себя активацию определенных структур центральной и периферической нервной системы, наряду с определенными видами мыслей, чувств и поведения, ни одно из которых не обязательно очевидно для стороннего наблюдателя. Заметьте также, что ни экстраверсия, ни страх не «сводятся» к какой-либо конкретной мысли, чувству, действию или физиологической структуре или процессу. Наоборот, каждый из них представляет собой своего рода резюме сложного набора моделей поведения и внутренних процессов.
«Большая пятерка» — это набор из пяти широких измерений, которые охватывают большую часть вариаций человеческой личности. Каждую из «Большой пятерки» можно даже определить с помощью шести более конкретных конструкций, называемых «гранями» (Costa & McCrae, 1992) [1] .
Открытость опыту | Фэнтези | Эстетика | Чувства | Действия | Идеи | Значения |
---|---|---|---|---|---|---|
Добросовестность | Компетентность | Заказать | Исполнение долга | Достижение/Стремление | Самодисциплина | Обсуждение |
Экстраверсия | Тепло | Общность | Напористость | Деятельность | Поиск волнения | Положительные эмоции |
Приятность | Траст | Прямолинейность | Альтруизм | Соответствие | Скромность | Нежный ум |
Нейротизм | Беспокойство | Гнев | Уныние | Самосознание | Импульсивность | Уязвимость |
Психологическая конструкция описывает поведение и внутренние процессы, составляющие эту конструкцию, а также то, как она соотносится с другими переменными. Например, концептуальное определение невротизма (еще одного из «Большой пятерки») состоит в том, что это склонность людей испытывать негативные эмоции, такие как тревога, гнев и печаль, в различных ситуациях. Это определение может также включать в себя то, что оно имеет сильный генетический компонент, остается довольно стабильным с течением времени и положительно коррелирует с тенденцией испытывать боль и другие физические симптомы.
Студенты иногда недоумевают, почему, когда исследователи хотят понять такой конструкт, как самооценка или невротизм, они просто не ищут его в словаре. Одна из причин заключается в том, что многие научные конструкции не имеют аналогов в повседневном языке (например, объем рабочей памяти). Что еще более важно, исследователи занимаются разработкой определений, которые являются более подробными и точными — и которые более точно описывают то, как устроен мир, — чем неформальные определения в словаре. Как мы увидим, они делают это, предлагая концептуальные определения, проверяя их эмпирически и пересматривая по мере необходимости. Иногда их вообще выбрасывают. Вот почему исследовательская литература часто включает разные концептуальные определения одного и того же конструкта. В некоторых случаях старое концептуальное определение было заменено более новым, которое подходит и работает лучше. В других исследователи все еще находятся в процессе принятия решения о том, какое из различных концептуальных определений является лучшим.
– это определение переменной с точки зрения того, как именно она должна быть измерена. Эти меры обычно относятся к одной из трех широких категорий. это те, в которых участники сообщают о своих мыслях, чувствах и действиях, как в случае со шкалой самооценки Розенберга. это те, в которых наблюдается и записывается какой-либо другой аспект поведения участников. Это чрезвычайно широкая категория, включающая наблюдение за поведением людей как в строго структурированных лабораторных задачах, так и в более естественных условиях. Хорошим примером первого может быть измерение объема рабочей памяти с помощью задачи обратного диапазона цифр. Хорошим примером последнего является известное операциональное определение физической агрессии, данное исследователем Альбертом Бандурой и его коллегами (Bandura, Ross, & Ross, 19).61) [2] . Они позволили каждому из нескольких детей поиграть в течение 20 минут в комнате, где была боксерская груша в форме клоуна, называемая куклой Бобо. Они снимали каждого ребенка на видео и подсчитывали количество совершенных им актов физической агрессии. К ним относятся удары по кукле молотком, удары руками и ногами. Таким образом, их операциональным определением было количество этих специально определенных действий, которые ребенок совершил в течение 20-минутного периода. Наконец, физиологических показателей – это те, которые включают регистрацию любого из широкого спектра физиологических процессов, включая частоту сердечных сокращений и артериальное давление, кожно-гальваническую реакцию, уровни гормонов, электрическую активность и кровоток в головном мозге.
Для любой заданной переменной или конструкции будет несколько рабочих определений. Стресс — хороший пример. Грубое концептуальное определение состоит в том, что стресс — это адаптивная реакция на воспринимаемую опасность или угрозу, которая включает физиологические, когнитивные, аффективные и поведенческие компоненты. Но исследователи оперативно определили его несколькими способами. Шкала оценки социальной адаптации представляет собой анкету для самоотчетов, в которой люди определяют стрессовые события, которые они испытали в прошлом году, и присваивают каждому из них баллы в зависимости от его серьезности. Например, мужчина, который развелся (73 балла), сменил работу (36 баллов) и изменил привычку спать (16 баллов) в прошлом году, получит в сумме 125 баллов. похож, но фокусируется на повседневных стрессовых факторах, таких как потеря вещей и беспокойство о своем весе. Шкала воспринимаемого стресса — это еще одна мера самоотчета, которая фокусируется на чувстве людей к стрессу (например, «Как часто вы нервничали и испытывали стресс?»). Исследователи также оперативно определили стресс с точки зрения нескольких физиологических переменных, включая артериальное давление и уровень гормона стресса кортизола.
Когда психологи используют несколько операционных определений одной и той же конструкции — либо в рамках исследования, либо между исследованиями — они используют . Идея состоит в том, что различные операциональные определения «сходятся» или объединяются в одну и ту же конструкцию. Когда баллы, основанные на нескольких различных операционных определениях, тесно связаны друг с другом и дают сходные модели результатов, это служит хорошим доказательством того, что конструкт измеряется эффективно и что он полезен. Различные показатели стресса, например, коррелируют друг с другом, и было показано, что все они коррелируют с другими переменными, такими как функционирование иммунной системы (также измеряемое различными способами) (Segerstrom & Miller, 2004) [3] . Именно это позволяет исследователям в конечном итоге делать полезные общие выводы, такие как «стресс отрицательно коррелирует с работой иммунной системы», в отличие от более конкретных и менее полезных выводов, таких как «баллы людей по шкале воспринимаемого стресса отрицательно коррелируют с их показатели белой крови».
Психолог С. С. Стивенс предположил, что баллы могут быть присвоены индивидуумам таким образом, который передает более или менее количественную информацию об интересующей нас переменной (Stevens, 19).46) [4] . Например, официальные лица на 100-метровом забеге могут просто ранжировать бегунов по мере их пересечения финишной черты (первым, вторым и т. д.) или могут измерять время каждого бегуна с точностью до ближайшей десятой доли секунды с помощью секундомера (11,5). с, 12,1 с и др.). В любом случае они будут измерять время бегунов, систематически присваивая баллы для представления этого времени. Но в то время как процедура ранжирования сообщает о том, что бегуну, занявшему второе место, потребовалось больше времени, чтобы финишировать, чем бегуну, занявшему первое место, процедура секундомера также сообщает о том, что сколько больше времени занял занявший второе место. На самом деле Стивенс предложил четыре различных (которые он назвал «шкалами измерения»), которые соответствуют четырем различным уровням количественной информации, которую можно передать с помощью набора баллов.
Измерение используется для категориальных переменных и включает в себя присвоение оценок, которые являются ярлыками категорий. Метки категорий сообщают, являются ли какие-либо два человека одинаковыми или разными с точки зрения измеряемой переменной. Например, если вы смотрите на участников исследования, когда они входят в комнату, решаете, кто из них мужчина или женщина, и вводите эту информацию в электронную таблицу, вы участвуете в измерении номинального уровня. Или, если вы попросите участников указать, к какой из нескольких этнических групп они себя относят, вы снова будете вовлечены в измерение номинального уровня. Существенным моментом в номинальных шкалах является то, что они не подразумевают никакого упорядочивания ответов. Например, при классификации людей по их любимому цвету нет смысла ставить зеленый «перед» синим. Ответы просто классифицируются. Таким образом, номинальные шкалы воплощают самый низкий уровень измерения [5] .
Остальные три уровня измерения используются для количественных переменных. Измерение включает в себя присвоение баллов, чтобы они представляли порядок ранжирования отдельных лиц. Ранги сообщают не только о том, являются ли какие-либо два человека одинаковыми или разными с точки зрения измеряемой переменной, но также и о том, находится ли один человек выше или ниже по этой переменной. Например, исследователь, желающий измерить степень удовлетворенности потребителей своими микроволновыми печами, может попросить их указать свои чувства как «очень неудовлетворенные», «отчасти неудовлетворенные», «отчасти довольные» или «очень довольные». Пункты в этой шкале упорядочены от наименее до наиболее удовлетворенных. Именно это отличает порядковые шкалы от номинальных. В отличие от номинальных шкал, порядковые шкалы позволяют сравнивать степень, в которой два человека оценивают переменную. Например, наше упорядочение степени удовлетворенности делает осмысленным утверждение о том, что один человек более удовлетворен своими микроволновыми печами, чем другой. Такое утверждение отражает использование первым человеком словесного ярлыка, который стоит в списке позже, чем ярлык, выбранный вторым человеком.
С другой стороны, порядковые шкалы не отражают важную информацию, которая будет присутствовать на других уровнях измерения, которые мы изучаем. В частности, нельзя считать разницу между двумя уровнями порядковой шкалы такой же, как разницу между двумя другими уровнями (точно так же, как нельзя считать, что разрыв между бегунами на первом и втором месте равен разрыву между бегунами на первом и втором месте). бегуны на втором и третьем месте). В нашей шкале удовлетворенности, например, разница между ответами «очень недоволен» и «отчасти недоволен», вероятно, не эквивалентна разнице между «отчасти неудовлетворен» и «отчасти удовлетворен». Ничто в нашей процедуре измерения не позволяет нам определить, отражают ли эти два различия одно и то же различие в психологическом удовлетворении. Статистики выражают эту точку зрения, говоря, что различия между соседними значениями шкалы не обязательно представляют собой равные интервалы на основной шкале, на которой основаны измерения. (В нашем случае основной шкалой является истинное чувство удовлетворения, которое мы пытаемся измерить. )
Измерение включает присвоение баллов с использованием числовых шкал, в которых интервалы имеют одинаковую интерпретацию на всем протяжении. В качестве примера рассмотрим температурные шкалы Фаренгейта или Цельсия. Разница между 30 и 40 градусами соответствует той же разнице температур, что и разница между 80 и 90 градусами. Это связано с тем, что каждый 10-градусный интервал имеет один и тот же физический смысл (с точки зрения кинетической энергии молекул).
ОднакоИнтервальные шкалы не идеальны. В частности, они не имеют истинной нулевой точки, даже если одно из масштабированных значений носит название «ноль». Шкала Фаренгейта иллюстрирует проблему. Ноль градусов по Фаренгейту не означает полного отсутствия температуры (отсутствия какой-либо молекулярной кинетической энергии). На самом деле ярлык «ноль» присвоен его температуре по совершенно случайным причинам, связанным с историей измерения температуры. Поскольку шкала интервалов не имеет истинной нулевой точки, нет смысла вычислять отношения температур. Например, нет никакого смысла в том, чтобы отношение 40 к 20 градусам по Фаренгейту было таким же, как отношение 100 к 50 градусам; никакие интересные физические свойства не сохраняются между двумя отношениями. В конце концов, если бы метка «ноль» применялась к температуре, которую по Фаренгейту обозначают как 10 градусов, вместо этого два отношения были бы 30:10 и 9.От 0 до 40, уже не то! По этой причине не имеет смысла говорить, что 80 градусов «в два раза горячее», чем 40 градусов. Такое утверждение будет зависеть от произвольного решения о том, где «начать» температурную шкалу, а именно, какую температуру назвать нулевой (тогда как утверждение предназначено для того, чтобы сделать более фундаментальное утверждение о лежащей в основе физической реальности). В психологии часто считается, что коэффициент интеллекта (IQ) измеряется на интервальном уровне.
Наконец, измерение включает в себя присвоение баллов таким образом, чтобы была истинная нулевая точка, которая представляет собой полное отсутствие количества. Хорошими примерами являются рост, измеряемый в метрах, и вес, измеряемый в килограммах. Так же как и подсчет отдельных объектов или событий, таких как количество братьев и сестер или количество вопросов, на которые учащийся правильно ответил на экзамене. Вы можете думать о шкале отношений как о трех предыдущих шкалах, объединенных в одну. Подобно номинальной шкале, она предоставляет имя или категорию для каждого объекта (числа служат метками). Как и в порядковой шкале, объекты упорядочены (с точки зрения порядка чисел). Как и в шкале интервалов, одна и та же разница в двух точках шкалы имеет одинаковое значение. Однако, кроме того, такое же значение имеет и одно и то же соотношение в двух местах шкалы (см. табл. 5.2).
Шкала Фаренгейта для температуры имеет произвольную нулевую точку и поэтому не является шкалой отношений. Однако ноль по шкале Кельвина — это абсолютный ноль. Это делает шкалу Кельвина шкалой отношений. Например, если одна температура в два раза выше другой по шкале Кельвина, то ее кинетическая энергия вдвое больше, чем у другой температуры.
Другим примером шкалы отношений является сумма денег, которая есть у вас в кармане прямо сейчас (25 центов, 50 центов и т. д.). Деньги измеряются по шкале отношений, потому что, помимо того, что они обладают свойствами шкалы интервалов, они имеют настоящую нулевую точку: если у вас ноль денег, это фактически означает отсутствие денег. Поскольку деньги имеют истинную нулевую точку, имеет смысл сказать, что у кого-то с 50 центами денег вдвое больше, чем у того, у кого 25 центов.
Уровни измерений Стивенса важны как минимум по двум причинам. Во-первых, они подчеркивают общность концепции измерения. Хотя люди обычно не думают о категоризации или ранжировании индивидуумов как об измерении, на самом деле они таковыми являются до тех пор, пока они представляют некоторые характеристики индивидуумов. Во-вторых, уровни измерения могут служить грубым ориентиром для статистических процедур, которые можно использовать с данными, и для выводов, которые можно на их основе сделать. Например, при измерении номинального уровня единственной доступной мерой центральной тенденции является мода. Кроме того, измерение на уровне отношений — это единственный уровень, на котором можно делать осмысленные утверждения о соотношении баллов. Нельзя сказать, что человек с IQ 140 в два раза умнее человека с IQ 70, потому что IQ измеряется на интервальном уровне, но можно сказать, что у кого-то с шестью братьями и сестрами их вдвое больше, чем у человека с тремя, потому что количество братьев и сестер измеряется на уровне отношения.
Уровень измерения | Этикетки категорий | Ранг ордена | Равные интервалы | Истинный ноль |
---|---|---|---|---|
НОМИНАЛ | х | |||
НОМЕР | х | х | ||
ИНТЕРВАЛ | х | х | х | |
ОТНОШЕНИЕ | х | х | х | х |
- Измерение – это присвоение баллов отдельным лицам таким образом, чтобы баллы отражали некоторые характеристики людей. Психологическое измерение может быть достигнуто самыми разными способами, включая самооценку, поведенческие и физиологические измерения.
- Психологические конструкты, такие как интеллект, самооценка и депрессия, являются переменными, которые нельзя непосредственно наблюдать, поскольку они отражают поведенческие тенденции или сложные модели поведения и внутренних процессов. Важной целью научных исследований является концептуальное определение психологических конструктов таким образом, чтобы они точно описывались.
- Для любого концептуального определения конструкции будет много различных операционных определений или способов ее измерения. Использование нескольких операционных определений или конвергентных операций является обычной стратегией в психологических исследованиях.
- Переменные можно измерять на четырех различных уровнях — номинальном, порядковом, интервальном и относительном, — которые сообщают возрастающий объем количественной информации. Уровень измерения влияет на виды статистических данных, которые вы можете использовать, и на выводы, которые вы можете сделать из своих данных.
- Практика: заполните шкалу самооценки Розенберга и подсчитайте свой общий балл.
- Практика: придумайте три рабочих определения сексуальной ревности, решительности и социальной тревожности. Рассмотрите возможность самоотчета, поведенческих и физиологических показателей. Будьте максимально точны.
- Практика: Для каждой из следующих переменных решите, какой уровень измерения используется.
- Преподаватель университета измеряет время, затрачиваемое ее студентами на сдачу экзамена, просматривая стопку экзаменов в конце. Она присваивает тому, что внизу, 1 балл, тому, что сверху, — 2 и так далее.
- Исследователь получает доступ к медицинским картам своих участников и подсчитывает, сколько раз они посещали врача за последний год.
- Участников исследования спрашивают, правши они или левши.
- Коста, П.Т., младший, и МакКрей, Р.Р. (1992). Нормальная оценка личности в клинической практике: Опросник личности NEO. Психологическая оценка, 4 , 5–13. ↵
- Бандура А., Росс Д. и Росс С. А. (1961). Передача агрессии через подражание агрессивным моделям. Journal of Abnormal and Social Psychology, 63 , 575–582. ↵
- Segerstrom, SE, & Miller, GE (2004). Психологический стресс и иммунная система человека: метааналитическое исследование 30-летнего исследования. Психологический бюллетень, 130 , 601–630. ↵
- Стивенс, С.С. (1946). К теории весов измерений. Наука, 103 , 677–680. ↵
- Уровни измерения. Получено с http://wikieducator.org/Introduction_to_Research_Methods_In_Psychology/Theories_and_Measurement/Levels_of_Measurement ↵
4 этапа и советы по каждому из них
Этапы развития Piaget — это теория о том, как дети учатся по мере взросления. Он включает в себя четыре отдельных этапа, каждый из которых имеет разные этапы и навыки.
Жан Пиаже был известным психологом и теоретиком познания в 20-м веке, который сосредоточился на развитии детей. Его теории возникли в результате наблюдения за детьми и регистрации их развития.
Он привлек внимание к идее, что дети — это не просто маленькие взрослые, и утверждал, что образ их мышления принципиально отличается.
Пиаже считал, что дети действуют как «маленькие ученые», исследуя окружающую среду, чтобы понять ее. Он считал, что дети делают это естественно, без вмешательства взрослых. Он выдвинул идею о различных стадиях развития, через которые дети учатся языку, памяти и рассуждениям.
В этой статье объясняются четыре стадии когнитивного развития Пиаже, ключевые концепции и то, как люди могут их использовать, чтобы помочь детям учиться и развиваться.
В следующей таблице показаны четыре стадии когнитивного развития Пиаже:
Младенцы от рождения до 2 лет используют свои чувства и движения тела, чтобы понять окружающий их мир, поэтому этот этап известен как сенсомоторный этап.
Первый способ общения новорожденного — это основные рефлекторные действия, такие как сосание, размахивание руками или качание головой. Они используют свои пять чувств: зрение, осязание, обоняние, вкус и слух, чтобы исследовать свое окружение и свое тело.
Младенцы собирают информацию об этом опыте, изучая, как разные вещи заставляют их чувствовать. Они также учатся различать людей, объекты, текстуры и достопримечательности.
На этом этапе дети также начинают понимать концепцию причины и следствия. Они начинают помнить, что определенные действия будут иметь конкретный результат, и используют это для планирования своих действий заранее.
Примерно в 6 месяцев они начинают понимать постоянство объектов. Это означает, что ребенок знает, что объекты продолжают существовать, даже если он больше не может их видеть, слышать или чувствовать.
Когда у ребенка есть постоянство объекта, это означает, что теперь он может формировать ментальный образ или представление об объекте, а не только реагировать на переживания в своем непосредственном окружении.
Примеры
Определенное поведение может указывать на то, что ребенок развил некоторые ключевые навыки на этом этапе. Например, ребенок, понимающий причину и следствие, может намеренно трясти погремушкой, чтобы издать звук, или плакать, чтобы привлечь внимание.
Ребенок, который понимает постоянство объекта, будет:
- знать, что его опекун все еще рядом, когда играет в такие игры, как прятки
- знать, что игрушка все еще существует, даже если она спрятана под одеялом
- понимают, что они или их окружение все еще здесь, даже если они закрывают глаза
На этом этапе дети опираются на постоянство объекта и продолжают развивать абстрактные мыслительные процессы. Это означает, что они могут думать о вещах за пределами физического мира, например, о том, что произошло в прошлом.
Они также воображают и мыслят символически, и они начинают демонстрировать эту способность через свой язык и поведение.
Пять основных моделей поведения детей в этот период:
- Имитация: Дети теперь могут имитировать действия другого человека, даже если тот, кого они моделируют, больше не находится перед ними.
- Символическая игра: Дети начинают присваивать свойства или символы объектам. Они могут проецировать свойства одного объекта на другой. Например, они могут притворяться, что палка — это меч.
- Рисунок: Имитация и символическая игра являются важными элементами рисования. Он начинается с бессмысленных каракулей и переходит к более точному изображению предметов и людей.
- Ментальные образы: Дети начинают визуализировать в уме самые разные вещи. Они могут часто спрашивать названия предметов, чтобы установить ассоциации между словами и предметами.
- Вербальное воспроизведение событий: Это означает, что дети могут использовать слова для описания и представления прошлых событий, людей или предметов.
Основной функцией речи в этом возрасте является экстернализация мышления, а не общение. Дети могут говорить в потоке сознания и развивать более сложные языковые навыки по мере прохождения этой стадии.
Пиаже считал, что дети остаются эгоцентричными на протяжении всей предоперационной стадии. Это означает, что они не могут понять, что другие люди думают иначе, чем они, или что происходящие события не всегда связаны с ними.
Примеры
Некоторые примеры, когда ребенок находится на предоперационной стадии, включают:
- подражание тому, как кто-то говорит или двигается, даже когда его нет в комнате
- рисование людей и предметов из своей собственной жизни, но понимание того, что это всего лишь изображения
- притворяться, что палка — это меч или что метла — это лошадь во время игры
- воображать себя супергероем или кем-то, кем он восхищается
- придумывать воображаемого друга
Пиаже предположил, что на этом этапе дети развиваются дальше абстрактное мышление и стать менее эгоцентричным. Теперь они могут понять, что события не всегда имеют к ним отношение и что у других есть другая точка зрения.
Дети также могут применять логические, конкретные правила к физическим объектам. Однако они еще не могут сделать то же самое для абстрактных понятий.
Конкретная рабочая фаза сосредоточена вокруг трех элементов:
- Сохранение и обратимость: Сохранение понимание того, что объекты могут изменяться по размеру, объему или внешнему виду, но по существу остаются неизменными. Обратимость означает, что некоторые вещи, которые изменились, могут вернуться в исходное состояние, а другие — нет.
- Классификация: Это означает, что дети могут классифицировать объекты по группам и подгруппам. Например, они могут группировать объекты по цвету, форме или сходству.
- Серийность: Серийность — это способность ребенка группировать объекты по росту, весу или важности. Это важная концепция для освоения, так как дети нуждаются в этом навыке во время обучения математике и естественным наукам.
Примеры
Некоторые признаки того, что ребенок усвоил навыки на этом этапе, включают:
- знание того, что вода имеет те же свойства (например, влажность), даже если она находится в разных сосудах или имеет разный цвет
- понимание того, что вода может замерзнуть, а затем снова растаять, но другие изменения необратимы
- умение группировать мелки по цвету
- умение сортировать игрушки по порядку в зависимости от их размера или важности
На этом заключительном этапе когнитивного развития дети изучают более сложные правила логики. Затем они используют эти правила, чтобы понять, как работают абстрактные концепции, и решить проблемы.
Ребенок может анализировать свое окружение и делать выводы. Они могут создавать теории о том, что возможно и что может произойти в будущем, на основе имеющихся у них знаний.
Это известно как гипотетико-дедуктивное рассуждение. Это неотъемлемая часть официальной операционной стадии. Это позволяет кому-то задуматься над вопросом «Что, если?» Человек с этим навыком может представить несколько решений и возможных результатов в данной ситуации.
Примеры
На этапе формальной работы ребенок может придумать множество способов решения одной задачи, а затем выбрать наилучший вариант, исходя из того, насколько он логичен или успешен.
Например, если ребенку нужно создать модель солнечной системы из материалов, которые есть у него дома, он может использовать их несколькими способами. Обдумывание нескольких возможностей и последующее использование наиболее логичной или эффективной показывает, что они обладают навыками гипотетико-дедуктивного мышления.
На этом этапе дети также могут анализировать и оценивать свои мысли и действия. Например, если они спорят с другом, они могут подумать, какой вклад могли внести их мнения или поведение. Затем они могут решить, как подойти к ситуации.
В следующих разделах объясняются несколько важных аспектов когнитивного развития, которые Пиаже предлагает в своей теории.
Схема
Пиаже включил идею схемы в свою теорию когнитивного развития.
Схема — это категория знаний или мысленный шаблон, который ребенок развивает для понимания мира. Это результат детских переживаний.
Например, ребенок может разработать схему собаки. Изначально слово «собака» относится только к первой встреченной собаке. Однако со временем это слово стало обозначать и включать всех собак. Когда ребенок составляет эту схему, он может называть каждое похожее животное собакой, прежде чем овладеет категорией.
Схемы постоянно растут и адаптируются по мере того, как дети приобретают новый опыт, давая им структуру для приобретения знаний. Пиаже предположил, что это происходит двумя путями: ассимиляцией и аккомодацией.
Ассимиляция означает, что ребенок использует ранее существовавшую схему для понимания новой ситуации. Например, если они встречают новую породу собак, они могут включить ее в свою схему «собака», даже если она выглядит иначе, чем собаки, с которыми они сталкивались ранее.
Приспособление означает, что ребенок адаптирует ранее существовавшую схему, чтобы она соответствовала новому опыту или объекту. Например, если ребенок встречает кошку, он может добавить ее к своей схеме «собака», пока кто-нибудь не объяснит, что собаки и кошки разные. Затем они адаптируют свою схему к этой новой информации.
Уравновешивание
Согласно теории, уравновешивание мотивирует детей продолжать проходить этапы когнитивного развития.
Когда ребенок усваивает новые знания, его мировоззрение неточное, поэтому он находится в состоянии неравновесия. Это состояние побуждает ребенка приспосабливаться к новой информации и достигать состояния равновесия.
Пиаже внес значительный вклад в теории детского развития, и многие из них до сих пор имеют влияние. Однако другие критикуют его идеи.
Во-первых, то, как Пиаже проводил свои исследования, не соответствовало бы стандартам научных исследований, которых придерживаются современные ученые. Он имел тенденцию наблюдать и брать интервью у небольшого числа детей в естественных условиях, а не в условиях обучения. Это означало, что небольшой размер выборки или окружающая среда могли создать систематическую ошибку.
Кроме того, он проводил свои исследования в Западной Европе и не принимал во внимание влияние различных социальных и культурных практик на развитие ребенка.
Хотя некоторые ученые согласны с тем, что стадии развития существуют, они могут быть не такими отчетливыми и конкретными, как в теории Пиаже.
Исследования показали, что некоторые навыки развиваются раньше, чем он предполагал. Например, в статье 2021 года отмечается, что эгоцентризм, по-видимому, проходит гораздо раньше, чем считал Пиаже, в возрасте от 4 до 5 лет, а не от 7 до 11 лет. получить информацию и понять их мир. Основываясь на этой идее, педагоги и опекуны могут помочь детям учиться, позволяя им:
- использовать свои органы чувств для исследования объектов и ощущений (например, посредством осязания, вкуса, зрения, обоняния или слуха)
- самостоятельно исследовать свое физическое окружение в безопасных пределах
- учиться на практике, даже если они делают ошибки
- взаимодействовать с другими детьми, которые находятся на той же стадии развития или чуть выше
- получают ответы на свои вопросы о мире
- сталкиваются с новыми ситуациями, объектами или проблемами, которые создают дисбаланс, поскольку это побуждает их расширять свои знания
На более поздних этапах словесные головоломки, задачи на решение проблем и логические головоломки помогают когнитивному развитию детей.
Если ребенок не демонстрирует поведение или навыки, изложенные в теории Пиаже, точно в возрасте, который он предсказывает, это не обязательно повод для беспокойства.