Основные подходы к изучению личности человека в зарубежной психологии:
Понимание природы индивидуальности тесно связано с выяснением роли биологического и социального в личности человека. В понимании сущности вопроса имеются разные подходы.
Биологизаторы считают, что ведущая роль принадлежит биологическим процессам созревания организма, что основные психические свойства как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу. Так, американский психолог начала XX в. С. Холл главным законом развития считал «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие повторяет стадии развития человеческого общества, охота и т.д. Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой «конституционной психологии». Так, Э. Кречмер, разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь.
Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности З. Фрейдом. Согласно его учению, все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами, и в первую очередь сексуальными.
В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения. Согласно ей, жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого учения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.).
Более популярной на Западе является теория ролей. Она исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми.
Одним из направлений в разработке психологии личности является теория поля, предложенная американским психологом немецкого происхождения К. Левиным: поведение индивида управляется психологическими силами (стремления, намерения и т.п.), имеющими направленность, точку приложения в поле «жизненного пространства».
Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения. Концепции, объясняющие поведение главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют
С овременная психология считает, что личность бисоциальна. Вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга. Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности и т.п.) безусловно определяют некоторую предрасположенность к чему-либо. Огромное влияние на личность оказывает социальная среда. Важное значение имеет передача от поколения к поколению опыта. Поэтому биологическое в структуре личности необходимо рассматривать как социально обусловленное.
Структура личности по к.К. Платонову [7]
ПОДСТРУКТУРА НАПРАВЛЕННОСТИ Объединяет отношения и моральные черты личности. В ней следует различать уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность. В формах направленности личности проявляются как отношения, так и моральные качества. ПОДСТРУКТУРА ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) Охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни. | ПОДСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА Включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения ПОДСТРУКТУРА БИОЛОГИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННАЯ Объединяет типологические свойства личности, половые, возрастные особенности и ее патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга. |
НАПРАВЛЕННОСТЬ Определяет отношение человека к действительности. Включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. ХАРАКТЕР Определяет стиль поведения личности в социальной среде. В нем проявляется содержание и форма духовной жизни человека. В системе характера выделяются моральные и волевые качества. | ВОЗМОЖНОСТИ Включают систему способностей, которая обеспечивает успешное осуществление деятельности. Различные способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ Обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и коррекцию действий и поступков жизни и деятельности. |
В качестве ведущего компонента структуры личности все авторы рассматривают направленность как важнейший компонент структуры. Психологи сходятся на том, что направленность является сложным личностным образованием, определяющим вес поведение личности, ее отношение к себе и окружающим.
Направленность личности проявляется:
в особенностях интересов — выявлении ведущих, степени их устойчивости, широте проявления;
— в особенностях целей, которые ставит перед собой личность;
— в потребностях;
— в установках личности и пр.
Направленность сказывается в разнообразии мотивов, в степени их осознанности и может быть стойким личностным образованием, а может носить временный, ситуативный характер.
Формирование личности происходит в процессе деятельности и общения как одного из важнейших условий овладения социальным опытом. В результате накопления знаний и опыта у личности складывается определенный взгляд на окружающее, вырабатываются конкретные способы выполнения действий и поведения, складываются определенные типы отношений к окружающему. В результате у нее формируется способность к самостоятельному сознательному отражению действительности, носящему индивидуальный, неповторимый характер. Индивидуальность каждой личности проявляется в специфических особенностях интеллекта, чувств, воли и других психических свойств личности.
Понимание ее природы тесно связано с выяснением роли биологического и социального в личности человека. В понимании сущности этого вопроса о соотношении биологического и социального имеются разные подходы. Так, сторонники биогенетического подхода считают, что ведущую роль в развитии личности играют биологические процессы созревания организма, что основные психические ее свойства как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу.
Таким образом, американский психолог начала XX в. С. Холл основополагающим законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции»; согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза, повторяя в свернутом виде такие стадии развития человеческого общества, как собирательство, охота и т.д. Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой конституционной психологии. Так, Э. Кречмер, разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь.
Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности З. Фрейдом. Согласно его учению, все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами, и в первую очередь сексуальными влечениями.В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. Другой концепцией этого ряда служит теория научения. Согласно ей жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.).
Согласно теории ролей общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми.
Одним из направлений в разработке психологии личности является «Теория поля», предложенная американским психологом немецкого происхождения К. Левиным. Согласно его концепции, поведение индивида управляется психологическими силами (стремления, намерения и т.п.), имеющими направленность, величину и точку приложения в поле,«жизненного пространства». В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия его жизни.
Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения. Концепции, объясняющие поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональныс компоненты психики, называют психодинамическими (амер. психолог Э. Эриксон и др.).
Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.).
Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологическими (Э. Шпрангер, К. Бюлер, А. Маслоу и др.).
По существу, и биологизаторские и социологизаторские теории не могли ответить на вопрос: как соотносится биологическое и социальное в структуре личности? Предпринимались попытки объяснить место биологического и социального с позиции «двух факторов», сущность которых заключалась в попытке механического соединения влияния биологических и социальных факторов, параллельного, не пересекающегося их воздействия на формирующуюся личность.
Современная психология считает, что личность биосоциальна. Вся ее психическая деятельность определяется единством обоих факторов, взаимодополняющих и опосредующих друг друга.
Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности и пр.), безусловно, устанавливают некоторую предрасположенность к чему-либо. Но, конечно, они не определяют потолка развития личности. Известно, что при наличии одного и того же врожденного свойства нервной системы в разных условиях могут быть сформированы различные личностные свойства. Огромное влияние на личность оказывает социальная среда. Важное значение имеет передача от поколения к поколению социального опыта. Поэтому биологическое в структуре личности надо рассматривать как социально обусловленное. Наряду с биологическими и социальными факторами чрезвычайно принципиальное значение имеет активность самой личности. Именно активность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни и ее деятельность.
История психологии – Введение в психологию I
1. Введение в психологию
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Понимать важность Вундта и Джеймса в развитии психологии
- Оцените влияние Фрейда на психологию
- Понять основные принципы гештальт-психологии
- Оцените важную роль бихевиоризма в истории психологии
- Понимать основные принципы гуманизма
- Поймите, как когнитивная революция сместила фокус психологии обратно на разум
Психология — относительно молодая наука, уходящая своими экспериментальными корнями в 19 век, по сравнению, например, с физиологией человека, возникшей гораздо раньше. Как уже упоминалось, любой, кто интересовался изучением вопросов, связанных с разумом, обычно делал это в философском контексте до XIX века. Двое мужчин, работающих в 19века, как правило, считаются основоположниками психологии как науки и академической дисциплины, отличной от философии. Их звали Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс. В этом разделе будет представлен обзор изменений в парадигмах, которые повлияли на психологию от Вундта и Джеймса до наших дней.
Упражнение: просмотр видео
Вильгельм Вундт (1832–1920) — немецкий ученый, первый человек, которого назвали психологом. Его знаменитая книга под названием Принципы физиологической психологии были опубликованы в 1873 году. Вундт рассматривал психологию как научное исследование сознательного опыта и считал, что цель психологии состоит в том, чтобы идентифицировать компоненты сознания и то, как эти компоненты объединяются, чтобы привести к нашему сознательному опыту. Вундт использовал интроспекцию (он называл ее «внутренним восприятием») — процесс, посредством которого кто-то максимально объективно исследует свой собственный сознательный опыт, делая человеческий разум похожим на любой другой аспект природы, который наблюдал ученый. Версия интроспекции Вундта использовала только очень специфические экспериментальные условия, в которых внешний стимул был предназначен для получения научно наблюдаемого (повторяемого) психического опыта (Danziger, 19).80). Первым строгим требованием было использование «обученных» или опытных наблюдателей, которые могли немедленно наблюдать и сообщать о реакции. Вторым требованием было использование повторяющихся стимулов, которые всегда вызывали у испытуемого одно и то же переживание и позволяли испытуемому ожидать и, таким образом, быть полностью внимательным к внутренней реакции. Эти экспериментальные требования были введены, чтобы устранить «интерпретацию» в сообщении о внутренних переживаниях и опровергнуть аргумент о том, что нет никакого способа узнать, что человек точно наблюдает за своим умом или сознанием, поскольку это не может быть замечено другим человеком. . Эта попытка понять структуру или характеристики разума была известна как структурализм. Вундт основал свою психологическую лабораторию в Лейпцигском университете в 1879 году. (см. рис. 2). В этой лаборатории Вундт и его ученики проводили эксперименты, например, со временем реакции. Субъект, иногда в комнате, изолированной от ученого, получал стимул, такой как свет, изображение или звук. Реакцией испытуемого на раздражитель будет нажатие кнопки, и аппарат зафиксирует время до реакции. Вундт мог измерять время реакции с точностью до одной тысячной секунды (Nicolas & Ferrand, 1999).
Рисунок 2. (a) Вильгельма Вундта считают одним из основателей психологии. Он создал первую лабораторию для психологических исследований. (b) На этой фотографии он изображен сидящим в окружении коллег-исследователей и оборудования в своей лаборатории в Германии.Однако, несмотря на его усилия по обучению людей процессу самонаблюдения, этот процесс оставался в высшей степени субъективным, и между людьми было очень мало согласия. В результате структурализм потерял популярность после смерти ученика Вундта Эдварда Титченера в 1927 году (Гордон, 1995).
Уильям Джеймс (1842–1910) был первым североамериканским психологом, поддержавшим другую точку зрения на то, как должна действовать психология (см. рис. 3). Джеймс познакомился с дарвиновской теорией эволюции путем естественного отбора и принял ее как объяснение характеристик организма. Ключом к этой теории является идея о том, что естественный отбор приводит к появлению организмов, адаптированных к окружающей среде, включая их поведение. Адаптация означает, что черта организма имеет функцию выживания и воспроизводства особи, потому что она была отобрана естественным путем. По мнению Джеймса, целью психологии было изучение функции поведения в мире, и поэтому его точка зрения была известна как функционализм. Функционализм сосредоточился на том, как умственная деятельность помогает организму вписаться в окружающую среду. Функционализм имеет второй, более тонкий смысл в том, что функционалистов больше интересовала работа всего разума, а не отдельных его частей, которые были в центре внимания структурализма. Подобно Вундту, Джеймс считал, что самоанализ может служить одним из средств изучения умственной деятельности, но Джеймс также полагался на более объективные измерения, включая использование различных записывающих устройств, исследование конкретных продуктов умственной деятельности, анатомию и физиологию. (Гордон, 19 лет95).
Рисунок 3. Уильям Джеймс, изображенный здесь в виде автопортрета, был первым американским психологом.Возможно, одной из самых влиятельных и известных фигур в истории психологии был Зигмунд Фрейд (см. рис. 4). Фрейд (1856–1939) был австрийским неврологом, который был очарован пациентами, страдающими «истерией» и неврозами. Истерия была древним диагнозом расстройств, в первую очередь у женщин с широким спектром симптомов, включая физические симптомы и эмоциональные расстройства, ни одно из которых не имело очевидной физической причины. Фрейд предположил, что многие проблемы его пациентов возникают из-за бессознательного. С точки зрения Фрейда, бессознательный разум был хранилищем чувств и побуждений, о которых мы не догадываемся. Таким образом, получение доступа к бессознательному имело решающее значение для успешного решения проблем пациента. Согласно Фрейду, доступ к бессознательному можно получить с помощью анализа сновидений, исследования первых слов, пришедших в голову людям, и посредством, казалось бы, невинных оговорок. Психоаналитическая теория фокусируется на роли бессознательного человека, а также на опыте раннего детства, и именно эта точка зрения доминировала в клинической психологии на протяжении нескольких десятилетий (Thorne & Henley, 2005).
Рисунок 4. (а) Зигмунд Фрейд был очень влиятельной фигурой в истории психологии. (б) Одна из его многочисленных книг, «Общее введение в психоанализ», поделилась его идеями о психоаналитической терапии; она была опубликована в 1922 году.Идеи Фрейда оказали влияние, и вы узнаете о них больше, когда будете изучать развитие на протяжении всей жизни, личность и терапию. Например, многие терапевты твердо верят в бессознательное и влияние переживаний раннего детства на всю оставшуюся жизнь человека. Метод психоанализа, в котором пациент рассказывает о своем опыте и себе, хотя и не был изобретен Фрейдом, безусловно, был популяризирован им и используется до сих пор. Однако многие другие идеи Фрейда противоречивы. Дрю Вестен (1998) утверждает, что многие критические замечания в адрес идей Фрейда неуместны, поскольку они нападают на его старые идеи, не принимая во внимание более поздние работы. Вестен также утверждает, что критики не учитывают успех общих идей, которые Фрейд ввел или развил, таких как важность детского опыта во взрослой мотивации, роль бессознательных и сознательных мотивов в управлении нашим поведением, тот факт, что мотивации могут вызывать конфликты. которые влияют на поведение, влияние ментальных репрезентаций нас самих и других на наши взаимодействия и развитие личности с течением времени. Вестен определяет последующую исследовательскую поддержку всех этих идей.
Эмпирически продемонстрирована эффективность более современных итераций клинического подхода Фрейда (Knekt et al., 2008; Shedler, 2010). Некоторые современные методы психотерапии включают изучение бессознательных аспектов себя и отношений, часто через отношения между терапевтом и клиентом. Историческое значение Фрейда и его вклад в клиническую практику заслуживают его включения в обсуждение исторических движений в психологии.
Макс Вертхаймер (1880–1919 гг.)43), Курт Коффка (1886–1941) и Вольфганг Келер (1887–1967) были тремя немецкими психологами, иммигрировавшими в США в начале 20 века, спасаясь от нацистской Германии. Этим людям приписывают знакомство психологов в Соединенных Штатах с различными принципами гештальта. Слово «гештальт» примерно переводится как «целостное». основной акцент гештальт-психологии касается того факта, что, хотя сенсорный опыт можно разбить на отдельные части, то, как эти части соотносятся друг с другом в целом, часто является тем, на что человек реагирует в восприятии. Например, песня может состоять из отдельных нот, сыгранных на разных инструментах, но подлинный характер песни воспринимается в сочетаниях этих нот, образующих мелодию, ритм и гармонию. Во многих отношениях эта конкретная точка зрения прямо противоречила бы идеям структурализма Вундта (Thorne & Henley, 2005).
Упражнение: просмотр видео
К сожалению, переехав в Соединенные Штаты, эти люди были вынуждены отказаться от большей части своей работы и не смогли продолжать проводить исследования в больших масштабах. Эти факторы, наряду с ростом бихевиоризма (описанного далее) в Соединенных Штатах, помешали принципам гештальт-психологии быть столь же влиятельными в Северной Америке, как они были в их родной Германии (Thorne & Henley, 2005). Несмотря на эти проблемы, некоторые принципы гештальта по-прежнему очень влиятельны сегодня. Рассмотрение человеческой личности как целого, а не как суммы индивидуально измеренных частей, стало важной основой гуманистической теории в конце века. Идеи гештальта продолжали влиять на исследования ощущений и восприятия.
Структурализм, Фрейд и гештальт-психологи так или иначе занимались описанием и пониманием внутреннего опыта. Но другие исследователи были обеспокоены тем, что внутренний опыт может быть законным предметом научного исследования, и вместо этого предпочли изучать исключительно поведение, объективно наблюдаемый результат психических процессов.
Первые работы в области поведения проводились русским физиологом Иваном Павловым (1849–1936). Павлов изучал форму обучающего поведения, называемую условным рефлексом, при которой животное или человек вырабатывали рефлекторный (бессознательный) ответ на стимул и со временем приучались производить реакцию на другой стимул, который экспериментатор связывал с исходным. стимул. Рефлексом, с которым работал Павлов, было слюноотделение в ответ на присутствие пищи. Рефлекс слюноотделения можно было вызвать с помощью второго стимула, такого как специфический звук, который предъявлялся несколько раз в сочетании с первоначальным пищевым стимулом. Как только реакция на второй стимул была «выучена», пищевой стимул можно было исключить. «Классическая обусловленность» Павлова — это лишь одна из форм обучения поведению, изучаемая бихевиористами.
Джон Б. Уотсон (1878–1958) был влиятельным американским психологом, чья самая известная работа была сделана в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса (см. рис. 5). В то время как Вундт и Джеймс были озабочены пониманием сознательного опыта, Уотсон считал, что изучение сознания ошибочно. Поскольку он считал, что объективный анализ разума невозможен, Уотсон предпочел сосредоточиться непосредственно на наблюдаемом поведении и попытаться взять это поведение под контроль. Уотсон был главным сторонником смещения фокуса психологии с разума на поведение, и этот подход к наблюдению за поведением и контролю за ним стал известен как бихевиоризм. Основным объектом изучения бихевиористов было усвоенное поведение и его взаимодействие с врожденными качествами организма. Бихевиоризм обычно использовал животных в экспериментах, предполагая, что то, что было изучено с использованием моделей животных, может быть в некоторой степени применено к поведению человека. Действительно, Толмен (1938) заявил: «Я полагаю, что все важное в психологии (кроме… таких вопросов, как общение и слова) может быть исследовано, по существу, посредством непрерывного экспериментального и теоретического анализа детерминантов поведения крысы в точке выбора в лабиринте. ”
Рисунок 5. Джон Б. Уотсон известен как отец бихевиоризма в психологии.Бихевиоризм доминировал в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, и его влияние ощущается до сих пор (Thorne & Henley, 2005). Бихевиоризм в значительной степени ответственен за становление психологии как научной дисциплины благодаря своим объективным методам и особенно экспериментам. Кроме того, он используется в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. Модификация поведения обычно используется в классе. Бихевиоризм также привел к исследованиям влияния окружающей среды на поведение человека.
Б. Ф. Скиннер (1904–1990) был американским психологом (см. рис. 6). Как и Уотсон, Скиннер был бихевиористом и сосредоточился на том, как последствия влияют на поведение. Поэтому Скиннер говорил о поощрении и наказании как о главных факторах поведения за рулем. В рамках своего исследования Скиннер разработал камеру, которая позволила тщательно изучить принципы изменения поведения посредством подкрепления и наказания. Это устройство, известное как камера оперантного обусловливания (или, более привычно, ящик Скиннера), остается важным ресурсом для исследователей, изучающих поведение (Thorne & Henley, 2005).
Рис. 6. (a) Б. Ф. Скиннер известен своими исследованиями оперантного обусловливания. (b) Модифицированные версии камеры оперантного кондиционирования, или ящика Скиннера, до сих пор широко используются в исследовательских учреждениях. (кредит: модификация работы «Глупый кролик»/Wikimedia Commons)Ящик Скиннера — это камера, которая изолирует субъекта от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка. Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка способна обеспечить положительное подкрепление поведения (например, еда), наказание (например, шум) или символический кондиционер (например, свет), который коррелирует либо с положительное подкрепление или наказание.
Упражнение: просмотр видео
Акцент Скиннера на положительном и отрицательном подкреплении выученного поведения оказал длительное влияние на психологию, которое несколько ослабло с ростом исследований в области когнитивной психологии. Несмотря на это, условное обучение по-прежнему используется для модификации поведения человека. Две широко читаемые и противоречивые научно-популярные книги Скиннера о ценности оперантного обусловливания для создания более счастливой жизни остаются аргументами в пользу его подхода (Greengrass, 2004).
В начале 20 века в американской психологии доминировали бихевиоризм и психоанализ. Однако некоторых психологов не устраивало то, что они считали ограниченными взглядами, столь влиятельными в этой области. Они возражали против пессимизма и детерминизма (все действия, обусловленные бессознательным) Фрейда. Им также не нравился редукционизм или упрощающий характер бихевиоризма. Бихевиоризм также детерминирован по своей сути, потому что он рассматривает человеческое поведение как полностью определяемое комбинацией генетики и окружающей среды. Некоторые психологи начали формировать свои собственные идеи, которые подчеркивали важность личного контроля, интенциональности и подлинной предрасположенности к «хорошему» для нашей самооценки и нашего поведения. Таким образом, появился гуманизм. Гуманизм — это перспектива в психологии, которая подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс (О’Хара, nd).
Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения (см. рис. 7). Хотя эта концепция будет обсуждаться более подробно в следующей главе, здесь будет представлен краткий обзор. Маслоу утверждал, что до тех пор, пока удовлетворяются основные потребности, необходимые для выживания (например, в еде, воде, крове), потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начинают мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности самого высокого уровня связаны с самореализацией — процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал. Очевидно, налицо направленность на положительные стороны человеческой натуры, характерные для гуманистической точки зрения (Thorne & Henley, 2005). Психологи-гуманисты в принципе отвергли исследовательский подход, основанный на редукционистском экспериментировании в традициях физических и биологических наук, потому что он упускал из виду «всего» человека. Начиная с Маслоу и Роджерса, существовала настойчивость в гуманистической исследовательской программе. Эта программа была в основном качественной (не основанной на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд количественных направлений исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии (Friedman, 2008).
Рисунок 7. Иерархия потребностей Маслоу.Карл Роджерс (1902–1987) также был американским психологом, который, как и Маслоу, подчеркивал потенциал добра, который существует во всех людях (рис. 8). Роджерс использовал терапевтическую технику, известную как клиентоцентрированная терапия, помогая своим клиентам решать проблемные вопросы, которые привели к их обращению за психотерапией. В отличие от психоаналитического подхода, при котором терапевт играет важную роль в интерпретации того, что сознательное поведение говорит о бессознательном, клиент-центрированная терапия предполагает, что пациент играет ведущую роль в терапевтическом сеансе. Роджерс считал, что терапевт должен демонстрировать три качества, чтобы максимизировать эффективность этого конкретного подхода: безусловное положительное отношение, искренность и сочувствие. Безусловное положительное отношение относится к тому факту, что терапевт принимает своего клиента таким, какой он есть, независимо от того, что он или она может сказать. Роджерс считал, что при наличии этих факторов люди более чем способны справляться со своими проблемами и решать их (Thorne & Henley, 2005).
Рисунок 8. Карл Роджерс, изображенный на этом портрете, разработал клиентоцентрированный метод терапии, оказавший большое влияние в клинических условиях. (кредит: «Didius»/Wikimedia Commons)Гуманизм оказал влияние на психологию в целом. И Маслоу, и Роджерс хорошо известны среди студентов-психологов (подробнее об обоих мужчинах вы прочтете далее в этом тексте), и их идеи оказали влияние на многих ученых. Более того, подход Роджерса к терапии, ориентированный на клиента, до сих пор широко используется в психотерапевтических учреждениях (O’hara, n.d.)
Акцент бихевиоризма на объективность и сосредоточенность на внешнем поведении отвлек внимание психологов от разума на длительный период времени. Ранние работы психологов-гуманистов перенаправили внимание на отдельного человека в целом и как на сознательное и самосознающее существо. К 1950-м годам появились новые дисциплинарные подходы в лингвистике, неврологии и компьютерных науках, и эти области возродили интерес к разуму как к предмету научных исследований. Эта конкретная точка зрения стала известна как когнитивная революция (Miller, 2003). К 1967 года Ульрик Нейссер опубликовал первый учебник под названием Когнитивная психология , который послужил основным текстом курсов по когнитивной психологии по всей стране (Thorne & Henley, 2005). Хотя ни один человек не несет полной ответственности за начало когнитивной революции, Ноам Хомский был очень влиятельным в первые дни этого движения. Хомский (1928–), американский лингвист, был недоволен влиянием бихевиоризма на психологию. Он считал, что акцент психологии на поведении был недальновидным и что эта область должна вновь включить психическое функционирование в сферу своей компетенции, если она должна внести какой-либо значимый вклад в понимание поведения (Miller, 2003).
Европейская психология никогда не находилась под таким влиянием бихевиоризма, как американская психология; таким образом, когнитивная революция помогла восстановить связи между европейскими психологами и их американскими коллегами. Кроме того, психологи начали сотрудничать с учеными в других областях, таких как антропология, лингвистика, компьютерные науки и нейробиология. Этот междисциплинарный подход часто называют когнитивными науками, и влияние и известность этой конкретной точки зрения находят отклик в современной психологии (Miller, 2003).
Феминистская психология
Психологическая наука оказала влияние на благополучие человека, как положительное, так и отрицательное. Доминирующее влияние западных, белых и ученых-мужчин в ранней истории психологии означало, что психология развивалась с предубеждениями, присущими этим людям, что часто имело негативные последствия для членов общества, которые не были белыми или мужчинами. Женщинам, представителям этнических меньшинств как в Соединенных Штатах, так и в других странах, а также лицам с сексуальной ориентацией, отличной от гетеросексуальной, было трудно войти в область психологии и, следовательно, повлиять на ее развитие. Они также страдали от отношения белых психологов-мужчин, которые не были застрахованы от ненаучных взглядов, преобладающих в обществе, в котором они развивались и работали. До 19В 60-х годах наука о психологии была в значительной степени «безженской» психологией (Crawford & Marecek, 1989), а это означало, что немногие женщины могли заниматься психологией, поэтому они мало влияли на то, что изучалось. Кроме того, экспериментальными субъектами психологии были в основном мужчины, что явилось результатом исходных предположений о том, что пол не влияет на психологию и что женщины не представляют достаточного интереса для изучения.
Статья Наоми Вайсштейн, впервые опубликованная в 1968 году (Вайсштейн, 19 лет).93), стимулировала феминистскую революцию в психологии, представив критику психологии как науки. Она также особо критиковала психологов-мужчин за построение психологии женщин исключительно на основе их собственных культурных предубеждений и без тщательных экспериментальных тестов для проверки любой из их характеристик женщин. Вайсштейн использовал в качестве примера утверждения выдающихся психологов 1960-х годов, такие как эта цитата Бруно Беттлхейма: «. . . мы должны начать с осознания того, что, как бы женщины ни хотели быть хорошими учеными или инженерами, они в первую очередь хотят быть женственными спутницами мужчин и быть матерями». Критика Вайсштейна легла в основу последующего развития феминистской психологии, пытавшейся освободиться от влияния мужских культурных предубеждений на наши знания о психологии женщин и, по сути, обоих полов.
Кроуфорд и Маречек (1989) выделяют несколько феминистских подходов к психологии, которые можно охарактеризовать как феминистскую психологию. К ним относятся переоценка и обнаружение вклада женщин в историю психологии, изучение психологических гендерных различий и сомнение в предвзятости мужчин, присутствующих в практике научного подхода к знаниям.
Культура оказывает важное влияние на людей и социальную психологию, однако влияние культуры на психологию изучено недостаточно. Существует риск того, что психологические теории и данные, полученные в среде белого населения Северной Америки, можно будет предположить, что они применимы к отдельным лицам и социальным группам из других культур, и это маловероятно (Betancourt & López, 19).93). Одним из недостатков кросс-культурной психологии является то, что при поиске различий в психологических характеристиках между культурами по-прежнему необходимо выходить за рамки простой описательной статистики (Betancourt & López, 1993). В этом смысле она осталась описательной наукой, а не наукой, стремящейся определить причину и следствие. Например, исследование характеристик лиц, обращающихся за лечением от компульсивного переедания, у латиноамериканцев, афроамериканцев и американцев европейского происхождения выявило значительные различия между группами (Franko et al., 2012). Исследование пришло к выводу, что результаты изучения любой из групп нельзя распространить на другие группы, и все же потенциальные причины различий не были измерены.
Упражнение: просмотр интерактивной хронологии
Щелкните эту ссылку, чтобы получить доступ к интерактивной хронологии истории психологии: http://www.learner.org/series/discoveringpsychology/history/history_flash.html
Источник
OpenStax, Психология. OpenStax CNX. Загрузите бесплатно по адресу http://cnx.org/contents/[email protected].
Теория Адлера: понимание личности
Теория Адлера основана на психологе Адлере. Прочтите о его концепциях.
Узнайте больше о психологии в онлайн-терапии.
Теория Адлера относится к психологической практике, основанной на вере в то, что люди как уникальные личности должны быть признаны, связаны и должны чувствовать себя значимыми. Адлерианская терапия сосредотачивается на человеке в целом, а не только на тех частях, которые нуждаются в улучшении, и считает, что на личность сильно влияет роль, которую он играл в своей семье, что частично отражается в порядке рождения.
Эта теория также основана на важности чувства общности. Согласно Адлеру, люди, которые чувствуют, что они принадлежат, будут действовать сообща и формировать здоровые, любящие связи с другими. Но те, кто чувствуют себя изгоями, будут действовать, чтобы выразить это чувство неадекватности. Таким образом, основная цель состоит в том, чтобы помочь тем, кто чувствует себя аутсайдерами, создать сообщество. В данной статье пойдет речь о том, как формировалась эта теория и как она реализуется в психологии сегодня.
Кем был Альфред Адлер?
Альфред Адлер был живой легендой и психологом в начале 20-го века, который сначала изучал медицину, но в конечном итоге оставил свой след в области психологии. Он когда-то был коллегой Зигмунда Фрейда, но порвал с ним из-за его клинических убеждений, которые развились в теорию Адлера. В отличие от Фрейда и многих других выдающихся психологов своего времени, Адлер считал, что люди состоят как из внутренних, так и из внешних факторов, с которыми они сталкивались на протяжении всей жизни. Многое в человеческом поведении можно отнести к индивидууму в целом, а не только к его отдельным частям. Другие психологи в то время сосредоточивались только на внутренних факторах и поэтому не рассматривали людей в целом. Адлер считал, что индивидуумы неделимы и должны рассматриваться как таковые, поэтому его терапевтический подход называется 9.0033 индивидуальная психология . Современная психология по-прежнему находится под сильным влиянием Альфреда Адлера и его проницательности.
Работа Альфреда Адлера оказала глубокое влияние на мир психологии. Многие институты и школы сформировались на основе его идей и практики. Например, Североамериканское общество адлерианской психологии и Университет Адлера были основаны на принципах Адлера и продолжают оказывать положительное влияние на психологию и сегодня.
За столетие многие психологи стали основными сторонниками идей Адлера и произвели революцию в том, как область психологии и терапевты воспринимают своих пациентов. Одним из них был Джон Карлсон, выдающийся профессор, преподававший в Университете Говернорс в Юниверсити-Парк, штат Иллинойс, и в Адлерском университете. Он был уважаемым членом Американской ассоциации консультирования и практиковал адлерианскую психологию в велнес-клинике в Женевском озере, штат Висконсин. Он также получил награду за пожизненный вклад от Североамериканского общества адлерианской психологии. Для дальнейшего чтения о принципах и терапии Адлера вы можете ознакомиться с книгами, которые он написал на эту тему.
Теория Адлера — чувство принадлежности
Как обсуждалось выше, одним из основных убеждений Адлера было то, что люди должны чувствовать свою принадлежность. Люди проявляют себя с лучшей стороны, когда чувствуют связь с окружающими и любят их. Это особенно важно в семьях, которые являются первым сообществом, к которому принадлежит большинство людей. Когда член семьи чувствует, что его не ценят, он будет вести себя нездоровым образом. Это может включать отказ от участия, конкуренцию или полный отказ от участия. Чувство разочарования усилит это поведение и может привести к тому, что человек изолируется от своей семьи.
Часто родители наказывают детей за плохое поведение. Эта дисциплина может устранить такое поведение, но Адлер считал, что она также может привести к другим формам отыгрывания. Он утверждал, что «ребенок, который плохо себя ведет, — это обескураженный ребенок» и что люди действуют, когда чувствуют себя нелюбимыми, обесцененными или лишенными поддержки. Таким образом, полностью обняв ребенка и применяя соответствующую дисциплину, родитель с большей вероятностью увидит улучшение.
Понимание уникальных убеждений
Адлер считал, что если мы уделим время анализу того, откуда берутся наши личные убеждения и как они влияют на наши модели поведения, мы можем начать делать шаги к росту и исцелению. В частности, рассмотрение того, как мы ищем признания и принятия, является ключом к пониманию нашего поведения. Способы, которыми мы ищем чувство принадлежности от окружающих, не статичны. Их можно изменить со временем, самоотверженностью и терапией. Но, по мнению Адлера, сначала необходимо понять, откуда берутся наши убеждения, основанные на нашем детском опыте.
Как обсуждалось выше, поведение детей отражает их потребность в признании и принятии. Когда ребенку не уделяют внимания за позитивное поведение, он, скорее всего, будет искать внимания за негативное поведение. Они могут что-то сломать или подраться со своим братом или сестрой, чтобы получить родительское внимание, которого они жаждут, даже если оно негативное. Затем их система убеждений усваивается, и ребенок переносит этот тип поведения во взрослую жизнь.
Принятие лица
Подход Адлера рассматривает каждого человека как целостную личность, а не просто набор поведений, убеждений и влияний. Адлер подчеркивал, что мы должны изучать индивидуума в целом, поскольку именно это даст нам ключ к пониманию того, с чего может начаться рост. Если бы мы сосредоточились, например, только на негативном поведении, тогда человек, о котором идет речь, мог бы почувствовать, что его другие качества не имеют ценности. Но когда мы подчеркиваем хорошие качества и показываем человеку, что они ценны, негативное поведение и убеждения можно постепенно заменить.
Как взрослые улучшают свое поведение, когда им дают почувствовать, что их ценят и ценят, так и дети. Когда мы отмечаем достижения наших детей и подчеркиваем их таланты, им меньше нужно привлекать внимание плохим поведением.
Теория Адлера в терапии
В терапии подход Адлера приносит пользу клиентам, помогая им понять корень своего поведения, то, как они могут изменить свое представление о себе и то, как они могут изменить свое отношение к своему детству. Это происходит в четыре этапа, известные как четыре этапа терапии Адлера.
В начале терапии терапевт вовлекает клиента в развитие близких отношений. Они устанавливают цели и границы, прежде чем погрузиться в настоящую работу: создание фундамента доверия.
Затем терапевт предлагает клиенту рассказать о своем опыте, эмоциях, поведении, семье, воспитании и стремлениях. Эта информация помогает установить, как возникло текущее поведение человека. В этом психообразовательном подходе эта информация необходима для лечения, поскольку терапевт должен понимать клиента в целом. Было ли какое-то значимое событие в жизни, которое заставило их почувствовать стыд или вину? Оттолкнуло ли это событие их в тень или заставило замолчать, чтобы не чувствовать себя глупо? это оценка помогает терапевту понять текущее поведение и убеждения клиента.
На третьем этапе терапевт должен предложить свое понимание того, как прошлый опыт мог сформировать нынешние убеждения и поведение клиента. Обретение понимания может помочь клиенту изменить свое поведение и взгляды на свою жизнь. Однако, в конечном счете, клиент должен согласиться или не согласиться с интерпретацией терапевта.
Наконец-то клиент переориентирован . Вместе терапевт и клиент придумывают новую интерпретацию прошлого клиента и стратегии, которые они могут использовать, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону. Эта новая, позитивная перспектива может дать клиентам уверенность, необходимую им для достижения своих целей. Сбросив груз стыда, вины или отсутствия самооценки, клиенту легче двигаться к росту и самореализации.
Теория Адлера основана на психологе Адлере. Прочтите о его концепциях.
Узнайте больше о психологии в онлайн-терапии.
Конечная цель терапии Адлера — показать клиенту, что он может контролировать свои мысли, убеждения и поведение. Ранние убеждения о неадекватности или отсутствии контроля могут трансформироваться в новые убеждения о том, что клиент имеет ценность и что его мнение имеет значение. Как только клиентам будет показано, что старые убеждения не должны определять их текущую жизнь, они смогут более уверенно двигаться вперед.
Чем может помочь адлерианская терапия?
Терапия Адлера может помочь людям обрести уверенность и принимать более правильные решения. Это может помочь клиентам быть независимыми, не опасаясь неудачи. Хотя неудачи являются частью жизни, постоянное ощущение неудачи из-за внутреннего убеждения может мешать повседневной жизни. Как только этот страх устранен и преодолен, можно жить лучшей жизнью и строить более здоровые отношения с другими.
В конечном счете, цель адлерианской терапии состоит в том, чтобы заменить давние негативные убеждения, что приводит к тому, что человек становится более самостоятельным, уверенным в себе и социально активным. Эти достижения, в свою очередь, ведут к более здоровым решениям и отношениям. Хотя этот тип терапии требует времени, замена этих убеждений может открыть для этого человека множество возможностей, которые он не считал возможными.
Как это не помогает. Этот вид терапии не для людей, которые ожидают быстрых результатов. Это также не обслуживает тех, кто хочет пройти терапию только в течение короткого промежутка времени. Адлерианская терапия требует усилий, самоотверженности и приверженности. Хотя это может помочь человеку превратиться в здорового и счастливого взрослого, это не происходит в одночасье. (И по правде говоря, большая часть терапии требует таких же усилий.)
Еще одно ограничение состоит в том, что адлерианская терапия включает в себя глубокое погружение в ранние события жизни. Это исследование может оттолкнуть тех, кто не хочет столкнуться с болезненными, расстраивающими или тревожными детскими воспоминаниями. Поскольку важно установить причины текущего поведения и мыслей, адлерианские психотерапевты настаивают на установлении временной шкалы детства. Это может не сработать для некоторых людей.
Людям, не желающим бросить вызов существующим убеждениям, этот вид терапии также покажется трудным.
Где получить помощь. Чтобы воспользоваться помощью, которую могут предложить адлерианские терапевты, вы можете обратиться к лицензированному терапевту, который использует теорию Адлера. Для развития ребенка существует множество общедоступных детских учреждений, которые следуют теории Адлера.
Для получения справки, которая начинается одним нажатием кнопки, перейдите по этой ссылке: https://www.betterhelp.com/start/
Узнайте больше об Альфреде Адлере и его теории в следующих статьях:
Хорошая Терапия. https://www.goodtherapy.org/learn-about-therapy/types/adlerian-psychology
Высшая школа Альфреда Адлера. http://alfredadler.edu/about/alfred-adler-theory-application
Кому может помочь адлерианская терапия?
Исследования показывают, что Адлерианская терапия может успешно лечить любое психическое расстройство. Его можно использовать отдельно или в сочетании с другими формами терапии, включая игровую терапию и арт-терапию. Адлерианская терапия с лицензированным терапевтом может помочь детям, подросткам или взрослым, а также отдельным лицам, парам, семьям и другим группам.
Преимущества онлайн-терапии
Как обсуждалось выше, Адлерианская терапия с лицензированным терапевтом может помочь людям всех возрастов с психическими расстройствами. Но симптомы расстройств, таких как депрессия и тревога, могут затруднить посещение очных сессий. Вот тут-то и появляется онлайн-терапия. Онлайн-терапия предлагает более низкие цены, чем терапия с личным присутствием, потому что онлайн-терапевтам не нужно платить за такие расходы, как аренда офиса. Лицензированные терапевты BetterHelp помогли людям с различными психическими расстройствами. Ниже приведены некоторые отзывы о терапевтах BetterHelp от людей, столкнувшихся с похожими проблемами.
Отзывы консультантов
«Тони великолепна! Она отвечает ежедневно и читает каждое слово, которое я печатаю. Я знаю это, потому что она дает мне обратную связь абсолютно по всем вопросам.