Психологическая устойчивость: что дает нам силы переживать трудности?
Познать себя
«Просьба занять свои места и пристегнуть ремни. Наш самолет вошел в зону турбулентности», — объявляет стюардесса, и сразу становится заметна разница в поведении пассажиров. Кто-то бледнеет и вцепляется в подлокотники, кто-то беззвучно шевелит губами: то ли молится, то ли мысленно разговаривает с кем-то близким, третий требует воды, таблеток или громко возмущается непрофессионализмом экипажа, а кто-то продолжает читать книжку как ни в чем не бывало.
Так же по-разному мы реагируем и на другие стрессовые ситуации. А их становится все больше. Зарплату задержали, на дороге неожиданная пробка, врач отправляет на обследование, неизвестно, будет ли следующий карантин… Что помогает нам справляться?
Как упругий мяч
Понятие психологической устойчивости появилось в психологии в ХХ веке. А пришло оно из физики. Брошенный об землю каучуковый мячик на мгновение изменит форму, но быстро восстановится: это называется «упругая деформация». А ваза разобьется безвозвратно — у нее запас прочности гораздо меньше, и практически любая деформация для нее перестает быть упругой.
«Основной показатель устойчивости системы — способность этой системы испытывать внешние воздействия без разрушения, то есть без перехода не в просто иное состояние, а в такое, когда система перестает быть сама собой,– поясняет доктор психологических наук Татьяна Рогачева1. — В этом случае противоположность устойчивости — неустойчивость, которая проявляется в беспорядочном и непредсказуемом поведении, необъяснимых перепадах настроения; в невротических, психотических и просто опасных для других моделях поведения».
Устойчивость можно описывать другим способом: как способность эффективно работать в экстремальных условиях. Это качество можно также назвать профессиональной надежностью, а ее противоположностью будет, соответственно, ненадежность.
Одним из первых на этот вопрос обратил внимание авиационный психолог Федор Горбов, который входил в команду специалистов, готовивших к полету первого космонавта Юрия Гагарина. Исследуя феномен пароксизма (внезапного временного расстройства) у летного состава, он сформулировал понятие о нервно-психической устойчивости летчика.
Некоторые испытуемые, проявившие при исследовании сильные эмоциональные реакции при эмоциогенных воздействиях, но сохранившие при этом работоспособность и способность к концентрации внимания, оперативную память и другие характеристики и продуктивность деятельности, через несколько лет были дисквалифицированы врачебными комиссиями из-за неврологических заболеваний.
Так выяснилось, что надежность как способность к выполнению задания в трудных условиях не всегда сопровождается способностью к восстановлению.
Врожденное свойство?
Кажется естественным предположить, что многое зависит от нервной системы, которую мы получили в наследство от родителей. Может быть, молчаливый флегматик лучше переносит стресс, чем возбудимый холерик?
Однако специалистам, исследовавшим спортсменов с разными типами нервной системы, не удалось обнаружить прямого соответствия между неврологическими данными и высокими результатами.
Поэтому психолог Лев Аболин предложил рассматривать не столько качества нервной системы, сколько качества личности, включая тревожность, мотивацию достижения успеха и избегания неудач, мировоззренческие качества. Но и ему не удалось установить прямой зависимости.
После серии экспериментов Лев Аболин пришел к выводу, что ни возраст, ни трудовой стаж, ни психологические особенности не дают возможности точно предсказать, кто и как поведет себя в трудный момент.
Это напоминает нам, что дать определение устойчивости не всегда просто. Тем не менее термин стал настолько популярным, что сейчас появился рынок психологической устойчивости — институты коучинга предлагают техники менеджмента, которые помогут трудовым коллективам пережить трудные этапы (увольнения, переводы в другое место или на другую должность), или семинары для повышения психологической устойчивости в любви, на которых культивируется оптимизм и стойкость.
Однако запас прочности не следует понимать как спортивное достижение, как личный результат.
Как проверить свою устойчивость?
Можно ли предвидеть, как мы поведем себя в тревожной ситуации?
Врач и космобиолог Федор Космолинский описывает два способа, которые использовались для определения устойчивости летчиков.
Задание 1. Из позы на коленях со скрещенными за спиной руками упасть на подостланный под ним мягкий матрац головой в подушки, не сгибая корпус, не производя никаких лишних движений. Перед этим проводился практический показ, демонстрирующий безопасность и безвредность падения.
Это задание трудно выполнить тем, кто эмоционально неустойчив, а также тем, у кого есть функциональные расстройства (например, в прошлом были черепно-мозговые травмы, потери сознания…).
Задание 2. Пройти по буму (известному также как спортивный снаряд «бревно») под метроном. В случае страха учащается сердцебиение, происходит задержка дыхания, изменение скорости ходьбы, ухудшается координация движений. Эти реакции проявляются тем заметнее, чем больше высота бревна.
Проведя эти испытания, вы сможете с высокой вероятностью предсказать, насколько вам удастся сохранить присутствие духа в стрессовой обстановке. Однако если решите испытать себя, соблюдайте осторожность, проверьте безопасность снарядов и усложняйте задание постепенно.
Спасенный в крушении
Психологическую устойчивость можно представить себе только как гобелен, в который нити вплетаются день за днем. К тому же никто не может проявлять устойчивость в одиночестве.
«Психологическая взаимопомощь имеет большое значение для предупреждения психической травматизации и для повышения устойчивости к стрессовым воздействиям и готовности быстро реагировать в чрезвычайных ситуациях», — подчеркивает Татьяна Рогачева.
За каждым психологически устойчивым человеком стоит другой, который протянул ему руку в подходящий момент. Человек, обладающий психологической устойчивостью, — скорее спасенный в кораблекрушении, чем торжествующий герой.
Но когда мы развиваем психологическую устойчивость, значит ли это, что мы возвращаемся к тому состоянию, в котором были? После гриппа больной принимает свой обычный вид. После драмы, шока или травмы человек никогда не будет прежним. И не станет тем, кем был бы, если бы не пережил это испытание.
Человек с душевной раной снова начинает жить, мыслить, любить и постепенно освобождается. Но в его душе, а также в его мозгу всегда останутся следы раны. Эти следы могут заставить его и дальше занимать позицию жертвы. Но они же могут и, напротив, побудить его проявлять больше терпимости и мудрости.
«Мне удалось снова сесть за руль»
33-летняя Лариса вспоминает, как восстановилась после аварии с помощью подруги
«Я ехала на встречу, которая обещала быть неприятной: заказчица, которой я делала дизайн дома, разругалась с прорабом, мне предстояло разруливать их конфликт. Дорога шла в горы, но я ездила по ней сто раз, так что вела на автопилоте, погрузившись в свои мысли. И вдруг машина сзади обогнала меня, и в окно мне ухмыльнулся самодовольный тип, а я разозлилась и газанула, чтоб обогнать его.
Но машина заскользила, вильнула, и меня вынесло на обочину. Лысые шины, их давно следовало поменять! Я об этом помнила и ездила крайне осторожно… но не в тот раз. Тут же стали останавливаться другие машины. Я была совершенно цела, ни царапины. Мне помогли выбраться, я даже не опоздала на встречу…
Испугалась только на следующий день: дошло, что если бы все то же самое произошло на 100 метров дальше, я бы угодила не на обочину, а в обрыв. Мне во всех подробностях представилась падающая машина, вместе со мной внутри… Мой водительский стаж на тот момент составлял полтора года, и впервые со мной что-то случилось. Может, поэтому меня это так потрясло. И еще я знала, что мой дедушка погиб в аварии, перевернувшись в гололед.
Нечего было и мечтать сесть за руль. Меня мутило от одной мысли об этом. Я отказалась от всех заказов, машину продала и уехала в отпуск. Думала, развеюсь. Но не помогло. А работать без машины было невозможно: кто бы возил меня на объекты? Личный шофер мне не по карману.
Я рассказала обо всем своей школьной подруге — мы живем в разных концах страны, но поддерживаем связь. Она скоро приехала ко мне в гости. Взяла машину в прокате. «Ты ведь можешь просто сидеть рядом? Я здесь ничего не знаю, показывай, куда ехать, и все». Я не могла отказать.
Пару дней спустя: «Я весь день за рулем, клюю носом, давай ты поведешь немножко». Дом был уже рядом, и я согласилась. История повторилась, я сказала: «Ты же хитришь!» Она не отпиралась: «Если бы я стала тебя убеждать, ты бы не поверила, а так ты видишь, что ничего страшного не происходит. Но обещай мне ездить спокойно». И вот шесть лет, как я выполняю ее условие: если расстроена или рассержена, беру такси или сижу дома».
1. Татьяна Рогачева — преподаватель психологии, соавтор учебника (Г. В. Залевский, Т. В. Рогачева, Т. Е. Левицкая Психология экстремальных ситуаций и состояний. Томск ТГУ, 2015), откуда взяты все приведенные примеры и материалы.
Текст:Эльза ЛествицкаяИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Невестка недостойна моего сына»
Мэрилин Монро и пограничное расстройство личности. Что мы знаем о «звездном» диагнозе
Прокачать новые навыки и стать хорошим специалистом: чем «настолки» полезны в работе и жизни
8 полезных зимних завтраков для хорошего настроения — приготовьте дома
«Смотрю на жизнь либо через розовые очки, либо через черные»
«Как сохранить отношения, если у меня тревожный тип привязанности?»
Переезжаете из-за стресса или стрессуете из-за переездов? Ученые дали ответ
Шаолиньская философия изменений: как двигаться вперед — мнение воина-монаха
Психологическая устойчивость как механизм адаптации в жизненных кризисах
Статья рассматривает актуальные для нашей действительности вопросы о том, что такое психологическая устойчивость личности. Проведен анализ существующих подходов к изучению проблемы психологической устойчивости в отечественной и зарубежной научной литературе. На основании анализа сделан вывод о том, что важным механизмом психологической устойчивости в условиях постоянно меняющихся обстоятельств жизнедеятельности является механизм адаптации как способность психики быстро реагировать в жизненных кризисах.
Ключевые слова: психологическая устойчивость, адаптация, жизненный кризис, социальная изоляция, личность, COVID-19.
Нынешняя ситуация пандемии COVID-19 затронула разные сферы жизни, включая социально-психологические сферы жизни человека.
Как справедливо отмечают в своей работе Н. А. Беляков, В. В. Рассохин и Е. Б. Ястребова [2], в эту тревожную ситуацию вовлечено население всей страны, независимо от пола, возраста, принадлежности к различным социальным группам. По сути, пишут авторы, жители всей планеты стали не только свидетелями, но и участниками пандемии COVID-19, исходы которой, пока не ясны.
В сложившихся обстоятельствах психологическая наука, наряду с медициной, также активно включилась в процесс исследования сложившейся ситуации, имеющей, по мнению С. Н. Ениколопова, О. М. Бойко, Т. И. Медведевой, О. Ю. Воронцовой и О. Ю. Кузьминой [5], высокий стрессогенный фактор за счет угрозы жизни и здоровью.
В ситуации с COVID-19 человек столкнулся с огромным количеством изменений и постоянно меняющимися жизненными условиями. Кроме этого, обозначился реальный страх за собственную жизнь и за жизнь близких людей. Привычная среда перестала быть предсказуемой и безопасной. Адаптироваться к изменившимся условиям среды стало необходимостью и потребностью, это, в свою очередь, требует больших внутренних психологических ресурсов.
Данная ситуация потребовала от профессиональной психологической среды незамедлительного профессионального реагирования и поиска различных вариативных решений и способов психологической помощи, направленной на обретение ресурсного состояния и выход из вынужденного стрессового переживания.
В стрессогенной ситуации актуализируется потребность в психологической устойчивости, чтобы не поддаваться стрессу, не уходить в отчаяние, не впадать в депрессию, а выстроить правильный ориентир на будущее и найти новые адаптационные схемы взаимодействия с окружающей средой в это трудное время.
По словам Ю. П. Зинченко, ключевым показателем ресурсного состояния личности во всех ее проявлениях является способность психики приспосабливаться, адаптироваться к любым воздействиям изменяющейся среды, умение выдерживать стрессогенный фактор, эффективно управлять своим эмоциональным состоянием, мыслями, поступками и действиями, обладать психологической устойчивостью. [11].
По мнению Л. М. Аболина, само понятие «психологическая устойчивость» понимается как сложное и емкое качество личности. В этом понятии объединен целый спектр способностей, широкий круг различностных явлений. Личность сама по себе разнопланова, обладает емкостным потенциалом, и этот факт находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости. [1]
На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что важной особенностью психики человека, важным ресурсом, формирующим готовность к встрече с жизненными трудностями является его психологическая устойчивость, т. е. способность психики к быстрой адаптации в условиях постоянно меняющихся обстоятельств жизнедеятельности.
Данная статья имеет под собой цель рассмотреть процесс адаптации как важный и необходимый механизм для психологической устойчивости в жизненных кризисах.
По словам Кисельниковой Н. В. и Сергоманова П.А, в сегодняшней ситуации с COVID-19 на психологическую устойчивость оказало большое влияние социальная изоляция. Когда в режиме жестких ограничений, одномоментно, много что из привычной жизни перестало быть доступным и предсказуемым. В таких условиях внутренняя система защит человека приходит в боевую готовность, актуализируются стратегии выживания, становятся актуальными базовые потребности в безопасности, защите и стабильности. Это серьезный физиологический и психологический стресс, который больше всего оказал влияние на тех людей, у которых по той или иной причине, уже наличествует дефицит ресурсов в психологической устойчивости к повседневной жизни. [8]
В социальной изоляции повышается роль и ценность межличностной коммуникации, в такие моменты человеку, как никогда, важна поддержка близких, ощущение надежного плеча рядом, переживание, что он не один в этот трудный момент жизни, что кто-то разделяет его и признает его трудности, опасения и тревогу. Люди, у которых есть психологические трудности в межличностной коммуникации, попадают в зону риска развития таких психологических проблем, как фобии, панические атаки, различные проявления психосоматического спектра. Наблюдается интересный феномен, когда социальная изоляция, как внешний карантин, обостряет «внутренний карантин» человека, тем самым еще больше фрустрируя психологическую устойчивость.
Кроме социальной изоляции, в период пандемии человек столкнулся с директивно усиленными требованиями в осуществлении привычной жизнедеятельности, которые связаны с необходимостью предусматривать дополнительные меры собственной безопасности. Простые прежде действия, как поход в магазин, перемещение в общественном транспорте, посещение образовательных учреждений, стали не только трудно осуществляемыми, но их выполнение способствовало усилению тревоги и ощущению небезопасности.
Также, сегодняшний кризис потребовал профессиональной устойчивости во многих профессиональных сферах. Зачастую человеку приходится выполнять профессиональную деятельность не только при дефиците времени, а даже порой в опасных условиях, преодолевая страх и другие негативные эмоции.
Стрессовые ситуации невозможно исключить из жизни, это естественный процесс. Поэтому, чтобы сохранять ресурсное состояние, важно исследовать, что оказывает влияние на формирование психологической устойчивости.
Несмотря на большую практическую значимость, на сегодняшний день понятие психологической устойчивости остается недостаточно исследованным и не имеет единого определения.
Неразработанность данной проблемы проявляется в том, что понятие психологической устойчивости достаточно многогранно и неконкретно. Авторы подчеркивают, что, на первый взгляд, ясное понятие психологической устойчивости при более глубоком анализе наполняется множеством различных смысловых оттенков и уточняющих терминов.
Отмечается явное отличие в понимании этого феномена в отечественных и зарубежных подходах. В отечественной психологии психологическая устойчивость рассматривается как свойство личности, как ее неотъемлемая характеристика, которая в той или иной мере позволяет психике находить продуктивный выход из затруднительных моментов ее существования, выражается в ее мобильности и приспосабливаемости к определенным условиям жизнедеятельности [4, c. 95]. В зарубежной науке само понятие психологической устойчивости (psychic or mental stability) понимается как совокупность нескольких свойств личности. Таким образом, мы видим, что нет четкого определения самого понятия как такового. Можно лишь отметить, что в большинстве случаев, психологическая устойчивость идентифицируется с такими основными понятиями, как устойчивость (stability) и сопротивляемость (resistance), и что к ней также относят уравновешенность и соразмерность.
Во многих европейских языках слово «устойчивость» переводится как стабильность, а термин «mental stability» или «psychic stability» — как психическая устойчивость. Таким образом, само понятие «психологическая устойчивость» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов рассматривается как емкое качество личности, как характеристика индивида, поведение которого надежно и последовательно [4, с. 425]
В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов В. И. делают вывод о том, что психологическая устойчивость в отечественной психологии в общем смысле определяется как целостная характеристика личности, обеспечивающая устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций, и проявляющаяся в сохранении структуры деятельности [9].
Впервые проблема психологической устойчивости получила свою известность в трудах Л. И. Божович (1966), она была выделена им как отражение процесса становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Далее изучению феномена устойчивости личности посвятил свои исследования В. Э. Чудновский, понимая это как способность человека, сохранять в различных условиях социальной нестабильности личностные позиции.
А также оперировать определенными механизмами защиты по отношению к явлениям, являющихся чуждыми его убеждениям, личным взглядам и мировоззрению [14].К авторам, которые также проводили анализ разработки этой проблемы, можно отнести В. С. Бердникова и Е. С. Каузурову [3]. В частности, они говорят о наличии разнообразных видов устойчивости, выделенных в психологической литературе: стрессоустойчивость, устойчивость к неопределенности, устойчивость к травмирующим ситуациям, помехоустойчивость, устойчивость к нарушению норм и границ, устойчивость к конфликтному поведению и т. д.
В теоретических подходах зарубежных авторов в исследовании феномена психологической устойчивости также можно выделить теорию психотравмы Р. Яноф-Бульмана [6], где автор выделяет ключевыми условиями способствующими возникновению состояния дезинтеграции личности, при воздействии психотравмы, наличие непродуктивных базисных убеждений, касающихся позитивного «Я-образа», доброжелательности окружающего мира и формирования иллюзии собственной неуязвимости.
В общем смысле психологическая устойчивость связана с отсутствием дезорганизующего поведения, сохранением мотивационной деятельности, сохранением рационального мышления, способности к реализации целей и рациональным и адекватным проведением в жизнь необходимых схем [15], отражается в активности личности и интенсивности потребности в перестройке или адаптации организма [9].
Таким образом, мы видим, что психологическая устойчивость объединяет в себя целый комплекс способностей и широкий круг разноуровневых явлений.
Однако, несмотря на изучение проблемы психологической устойчивости в рамках основных направлений психологической науки, до сих пор остается нерешенным вопрос о ее механизмах.
Некоторые авторы выделяют адаптацию как механизм психологической устойчивости [11], процесс приспособления психики человека к условиям жизни, в которых он находится. Для психологической устойчивости человеку важно сохранять наиболее оптимальный режим работы психики в постоянно изменяющихся обстоятельствах и стрессовых воздействиях.
А. А. Налчаджан в своей классификации выделяет адаптацию человека как процесс активного взаимодействия человека со средой, который оптимально способствует как самой жизнедеятельности, так и дальнейшему естественному биологическому, психологическому и социальному его развитию. Вследствие этого он выделяет три уровня адаптации, которые взаимосвязаны между собой и оказывают друг на друга непосредственное влияние: биологический, психологический и социальный [10].
Биологическая адаптация человека является элементарным, базовым и одновременно фундаментальным уровнем, который оказывает существенное влияние на все вышележащие и более сложные уровни и виды адаптации человека к среде и к себе самому.
Адаптация на социальном уровне выражает приспособление к окружающей среде посредством умения анализировать социальную обстановку, возникающие социальные ситуации, осознания собственных возможностей в сложившихся обстоятельствах, а также умении приспосабливаться к основным целям и задачам деятельности.
Под психологической адаптацией понимается «принятие социально-полезных стандартов поведения, ролевых моделей, ценностных ориентаций, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды». Социальная и психологическая адаптация находятся в неразрывном единстве, хотя иногда могут не совпадать [10].
Л. М. Аболин рассматривает адаптацию как механизм психологической устойчивости посредством качеств личности, включая тревожность, мотивацию достижения успеха и избегания неудач, а также мировоззренческие качества. Однако в его исследованиях ему не удалось установить прямой зависимости [1]. После серии экспериментов Л. М. Аболин пришел к выводу, что ни возраст, ни профессиональный опыт, трудовой стаж, ни психологические особенности не дают возможности точно предсказать, кто и как поведет себя в трудный момент. Это дает нам право предполагать, что дать точное определение психологической устойчивости и ее механизмам не всегда просто.
И. А. Красильников и В. В. Константинов считают, что адаптация — это целостный, системный процесс, который характеризуют взаимодействие человека с природной и социальной средой. Особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности. Критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социальной структуре, но и общий уровень психологического здоровья, способность развиваться в соответствии со своим жизненным потенциалом, субъективное чувство самоуважения и осмысленность жизни. [8].
Один из крупнейших интернет-журналов psytheater.com считает адаптацию очень важным качеством человека для проявления его психологической устойчивости. Каждый человек склонен к адаптивности, то есть приспособлению к жизни в новом для себя мире, однако не у всех людей получается сделать это по-своему. Каждый приспосабливается, как может, выбирая для себя наиболее подходящую стратегию. [12]
Таким образом, анализ российских и зарубежных исследований позволяет сделать вывод, что устойчивость присуще человеку изначально, как индивидуальная особенность. Важным механизмом психологической устойчивости является адаптация человека к постоянно изменяющимся условиям среды его жизнедеятельности, что позволяет ему продуктивно и самостоятельно преодолевать кризисные ситуации.
Именно психологическая устойчивость личности поддерживает внутренние и внешние личностные ресурсы, которые помогают оперативно находить правильное решение в кризисной ситуации, сохранять устойчивые и поддерживающие межличностные отношения, а также укреплять близкие отношения, формировать ролевые модели, предполагающие готовность помочь и дать поддержку в трудных обстоятельствах себе и близкому человеку.
Литература:
- Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л. М. Аболин. — Казань: Казанский государственный университет, 1987. — 261 с.
- Беляков Н. А., Рассохин В. В., Ястребова Е. Б. Коронавирусная инфекция COVID-19 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.1spbgmu.ru (дата обращения: 03.05.2020).
- Бердников В. С., Казурова Е. С. Первичный отбор кандидатов на службу в ОСН.// 1. Психологическое обеспечение деятельности сотрудников отделов специального назначения: сборник методических рекомендаций и статей пенитенциарных психологов. Раздел 1. психологический отбор сотрудников в ОСН УИС Минюста России. — М.: ГУИН МЮ РФ, НИИ УИС МЮ РФ, 2004.- С. 5–50.
- Большой толковый психологический словарь / АртурРебер; пер. с англ. — Москва, 2003. — 592 с.
- Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] / С. Н. Ениколопов, О. М. Бойко, Т. И. Медведева и др. — URL: https://psy.su/feed/8182 (дата обращения: 05.05.2020).
- Калмыкова Е. С., Падун М. А. Качество привязанности как фактор устойчивости к 2. психической травме // Журнал практической психологии и психоанализа, 2002, № 1. — http://psyjornal.ru/j3p/pap.php?id=200020106.
- Кисельникова Н. В., Сергоманов П. А. Индивидуальные психологические рекомендации в условиях эпидемии COVID-19 [Электронный ресурс]. — URL: https://minobrnauki.gov.ru (дата обращения: 14.05.2020).
- Красильников И. А., Константинов В. В. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии разрешения внутренних конфликтов //Известия Самарского научного центра РАН. — 2009. — № 4–4. — С. 937.)
- Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса — СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001–260 с.
- Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / МН Арм. ССР. Ин-т филос. и права. — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. С. 33.
- Павлов С. Е. Адаптация. — М., «Паруса», 2000. — 282 с.
- Пандемия COVID-19: психологические и этические последствия [Электронный ресурс]. — URL: https://interaffairs. ru/news/show/26248 (дата обращения: 07.05.2020).
- Рекомендации психологов МГУ в условиях пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Научная Россия. — URL: https://scientificrussia.ru/articles/rekomendatsii-psihologov-mgu-v-usloviyahpandemii-covid-19 (дата обращения: 02.05.2020).
- Чудновский, В. Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование [Текст] / В. Э. Чудновский. — М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
- Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 808 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая устойчивость, социальная изоляция, ситуация, способность психики, межличностная коммуникация, общий смысл, отечественная психология, психологическая адаптация, психологическая наука, ресурсное состояние.
Что понимается под психологической устойчивостью?
Ханан Парвез
В этой статье будет рассмотрена концепция психологической стабильности и объяснено, как можно понять некоторые виды нашего поведения в свете психологической стабильности.
Почти каждая система в мире взаимодействует с какой-либо другой системой для достижения стабильности. Каждое явление, происходящее в природе, является результатом обмена энергией между двумя или более системами.
Будь то физическая динамика движения или химическая комбинация двух веществ, целью компонентов системы всегда является снижение их энергии и повышение стабильности.
Во всех системах вселенной происходит постоянное возбуждение и девозбуждение. То же самое и с психологическими явлениями – все сводится к энергии.
Наше поведение в большинстве случаев является прямым результатом обмена энергией между нами и окружающей средой. Эта «окружающая среда» включает в себя не только вещи вне нашего тела, но и вещи, которые составляют само тело (органы, ткани, клетки и т. д.).
Ваш разум наблюдает за функциями вашего тела так же, как и за внешней средой. Даже мысли, о которых вы думаете, рассматриваются умом как «окружающая среда», потому что он реагирует на них так же, как и на внешнюю среду.
Мы получаем энергию из внешней среды через пять органов чувств. Эта энергия (информация) обрабатывается нашим разумом и определенным образом интерпретируется.
Эта интерпретация часто происходит подсознательно, если только человек не повысил уровень своего сознания. То, как мы интерпретируем эту информацию, определяет, какие эмоции мы испытываем и какие действия предпринимаем.
Как я уже говорил, наш разум также получает информацию из нашей внутренней среды, то есть из нашего тела, и из наших мыслей. Это объясняет, почему мы испытываем эмоцию голода и почему даже мысли (а не только обстоятельства) способны вызывать эмоции.
В первом случае наш разум предупреждает нас, что наши калории исчерпаны, а во втором случае он пытается осмыслить образы, которые мы держим в уме.
Дополнительная энергия и психологическая устойчивость
Все эмоции мотивируют нас на действия. Как они это делают? Давая нам дополнительную энергию. Как только мы предпринимаем действия, мы избавляемся от этой лишней энергии и достигаем психологической стабильности.
Наш разум — это генератор энергии, который вырабатывает энергию в форме эмоций. Всегда ли мы предпринимаем действия, когда возникает определенная эмоция?
Ответ очевиден: нет. Существует определенный порог, до которого мы можем терпеть дополнительную энергию, которую генерирует наш разум.
Этот порог варьируется от человека к человеку и от эмоции к эмоции. Как только этот порог достигнут, дополнительная энергия эмоций становится невыносимой, и мы вынуждены действовать.
Если из-за какого-то косвенного давления мы не можем действовать, мы все равно можем направить энергию другими способами, такими как разговор, пение, письмо и так далее. Или мы можем в конечном итоге подавить свои эмоции, но в конечном итоге они должны просочиться наружу, даже если это произойдет через сны, которые мы видим ночью.
Когда мы избавляемся от лишней энергии, которой нас заряжают наши эмоции, мы становимся психологически стабильными. Это то, к чему мы стремимся. Это цель, которой служит большинство действий, которые мы предпринимаем в течение дня.
Хотя мы все всегда пытаемся достичь психологической стабильности, правда в том, что мы не можем достичь ее полностью, пока взаимодействуем с окружающей средой. Другими словами, пока мы живы.
Да, иногда мы можем быть более устойчивыми, чем в другое время, но 100% психологической стабильности не может быть достигнуто, пока мы получаем информацию из окружающей среды.
Примеры того, как мы пытаемся достичь психологической стабильности
Ниже приведены некоторые примеры поведения, иллюстрирующие, как мы пытаемся достичь некоторой степени психологической стабильности:
Когда мы чувствуем голод, мы едим пищу. Голод дает нам энергию и мотивацию, чтобы отправиться на поиски еды. Как только мы это делаем, мы снова становимся стабильными. Биологи называют эту склонность организмов к достижению стабильности гомеостазом.
Когда человек с низкой самооценкой ненавидит вас или завидует вам, его ненависть делает его нестабильным. Они чувствуют, что унижают тебя. Критикуя вас или сплетничая о вас, они немного ослабляют свои эмоции и становятся психологически устойчивыми.
Если кто-то нарушает ваши права или поступает с вами несправедливо, вы злитесь. Гнев заряжает вас энергией, чтобы побудить вас вернуть свои права и добиваться справедливого обращения, чтобы вы могли стать стабильным.
Когда у нас есть мечты и цели, мысли об их достижении сильно мотивируют нас. Эта мотивация — просто наш разум, снабжающий нас энергией, чтобы мы могли предпринять действия для их достижения.
Как только мы их достигаем, мы становимся стабильными, если, конечно, мы не находим новые цели для погони. И цикл нестабильности, затем стабильности, а затем нестабильности продолжается.
Ханан Парвез (автор)
Привет, я Ханан Парвез (MBA, MA Psychology), основатель и автор PsychMechanics. PsychMechanics была отмечена в Forbes , Business Insider , Reader’s Digest и Entrepreneur . Не стесняйтесь обращаться ко мне, если у вас есть вопрос.
Эмоциональная устойчивость | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Личность: Я-концепция · Тестирование личности · Теории · Проблема разума и тела
Эмоции |
Артикул |
|
Списки |
Это ящик: просмотреть • говорить • редактировать |
Эмоциональная стабильность — это способность сохранять эмоциональное равновесие в стрессовых ситуациях. Это противоположность эмоциональной нестабильности и невротизму.
Люди с низким уровнем невротизма более эмоционально стабильны и менее реагируют на стресс. Они, как правило, спокойны, уравновешены и с меньшей вероятностью будут чувствовать себя напряженными или взволнованными. Хотя у них низкий уровень негативных эмоций, они не обязательно обладают высоким уровнем положительных эмоций. Высокий уровень положительных эмоций является элементом независимой черты экстраверсии. Невротические экстраверты, например, будут испытывать высокие уровни как положительных, так и отрицательных эмоциональных состояний, своего рода «эмоциональные американские горки». Люди с низким уровнем невротизма (особенно те, у кого также высокий уровень экстраверсии) обычно сообщают о большем счастье и удовлетворенности своей жизнью. [1]
Содержание
- 1 См. также
- 2 Каталожные номера
- 3 Дополнительная литература
- 3.1 Книги
- 3. 2 Бумаги
- 3.3 Диссертации
См. также
- Эмоциональная безопасность
- Эмоциональность (личность)
- Устойчивость
- Устойчивость
- Темперамент
Список литературы
- ↑ (2009) Психология: наука о разуме и поведении , Высшее образование McGraw-Hill.
Дополнительная литература
Книги
- Англейтнер А., Конштамм Г. А., Слотбум А.-М. и Бесевегис Э. (1998). Эмоциональная стабильность: перспективы развития от детства до взрослой жизни. Махва, Нью-Джерси: Издательство Lawrence Erlbaum Associates.
- Бек, CJA, & Sales, BD (2001). Снижение агрессивности и эмоциональной устойчивости родителей. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
- Лоуман, Р.Л. (2006). Кейс 6. Проверка персонала на эмоциональную устойчивость. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Papers
- Аболин Л. М. (1974). Взаимосвязь между психологическими и физиологическими коррелятами эмоциональной устойчивости спортсменов: Вопросы психологии, том 20(1), янв. 1974, 104-115.
- Аболин Л.М. (1989). Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения: Вопросы психологии № 4 июль-август 1989 г., 141-149.
- Адлер, Л., Ведекинд, Д., Пильц, Дж., Венигер, Г., и Хьютер, Г. (1997). Эндокринные корреляты личностных черт: сравнение эмоционально стабильных и эмоционально лабильных здоровых молодых мужчин: нейропсихобиология, том 35 (4), май 1997 г., стр. 205–210.
- Алим, С. (2005). Эмоциональная стабильность среди молодежи колледжей: Журнал Индийской академии прикладной психологии, том 31 (1-2), январь-июль 2005 г., стр. 99-102.
- Ардельт, М. (2000). Все еще стабильно после всех этих лет? Новый взгляд на теорию стабильности личности: Ежеквартальный выпуск социальной психологии, том 63 (4), декабрь 2000 г., стр. 39.2-405.
- Бермудес, М.П., Альварес, И.Т., и Санчес, А. (2003). Анализ взаимосвязи между эмоциональным интеллектом, эмоциональной стабильностью и психологическим благополучием: Universitas Psychologica Vol 2(1) Jan-Jun 2003, 27-32.
- Бермудес, член парламента, Альварес, И.Т., и Санчес, А.И. (2002). Связь между иррациональными убеждениями, психологическим благополучием и эмоциональной стабильностью: Revista Argentina de Clinica Psicologica, том 11 (3), ноябрь 2002 г., стр. 277–281.
- Берриен, Ф. К. (1933). Статистическое исследование сновидений в связи с эмоциональной стабильностью: Журнал ненормальной и социальной психологии, том 28 (2), июль 1933 г., стр. 194–197.
- Борелла П., Барджеллини А., Ровести С., Пинелли М., Виволи Р., Солфрини В. и соавт. (1999). Эмоциональная стабильность, тревожность и естественные киллеры в условиях экзаменационного стресса: Психонейроэндокринология, том 24(6), август 1999 г., стр. 613-627.
- Брандстаттер, Х. (1989). Стабильность и изменчивость черт личности: Zeitschrift fur Arbeits- und Organizationspsychologie Vol 33(1) 1989, 12-20.
- Брентлингер, WH (1936). Эмоциональная стабильность переходного периода: Журнал прикладной психологии, том 20 (2), апрель 1936 г., стр. 193–207.
- Чоата, Э. (1977). Связь между когнитивной сложностью и интегративными константами личности: эмоциональная устойчивость и аффективное значение стимуляции: Revista de Psihologie Vol 23 (3) Jul-Sep 1977, 331-348.
- Косби, С. (2001). Интерес к одежде, удовлетворенность одеждой и самооценка общительности, эмоциональной стабильности и доминирования: социальное поведение и личность, том 29(2) 2001, 145-152.
- Керли, доктор медицины, и др. (1979). Эмоциональная стабильность во время погружения с насыщением камеры до 49,5 атмосфер абсолютного давления: Journal of Applied Psychology Vol 64(5) Oct 1979, 548-557.
- Эбрахим, С.Г. (2001). Позднее усыновление: альтруизм, зрелость и эмоциональная стабильность: Psicologia: Reflexao e Critica Vol 14 (1) 2001, 73-80.
- Элерс, Т., Калверам, К.-Т., и Риттер, М. (1974). Влияние эмоциональной стабильности на активацию и решительность: Zeitschrift fur Psychologie mit Zeitschrift fur angewandte Psychologie Vol 182(4) 1974, 400-413.
- Джордж, Э.И., и Наир, Н.В. (1965). Эмоциональная стабильность и успех в практическом обучении: Журнал Индийской академии прикладной психологии 2 (1) 1965, 35–37.
- Гупта, А.С., и Сингх, А.К. (1985). Тест на эмоциональную устойчивость: Психологические исследования, том 30 (2), июль 1985 г., стр. 121–123.
- Хэй, И., и Эшман, А.Ф. (2003). Развитие эмоциональной стабильности и общей самооценки подростков: взаимодействие родителей, сверстников и пола: Международный журнал инвалидности, развития и образования, том 50 (1), март 2003 г., стр. 77–9.1.
- Хентшель, У. (1999). Эмоциональная стабильность и лицевая активность как предикторы переносимости боли: Перцептивные и моторные навыки, том 89 (3, часть 1), декабрь 1999 г., стр. 783–790.
- Хепберн, Л., и Айзенк, М.В. (1989). Личность, среднее настроение и изменчивость настроения: личность и индивидуальные различия, том 10 (9) 1989, 975–983.
- Хиллз, П., и Аргайл, М. (2001). Эмоциональная стабильность как основное измерение счастья: личность и индивидуальные различия, том 31 (8), декабрь 2001 г., стр. 1357–1364.
- Судья Т.А. и Эрез А. (2007 г.). Взаимодействие и пересечение: сочетание эмоциональной стабильности и экстраверсии в прогнозировании производительности: психология персонала, том 60 (3), август 2007 г., стр. 573–596.
- Кайзер Р. Т. и Озер Д. Дж. (1997). Эмоциональная стабильность и стресс, связанный с целью: личность и индивидуальные различия, том 22 (3), март 1997 г., стр. 371–379.
- Киз, Н., и Уайтсайд, Г. Х. (1930). Связь нервно-эмоциональной устойчивости с успеваемостью: Журнал педагогической психологии, том 21 (6), 19 сентября.30, 429-441.
- Ковача Д. и Халмиова О. (1973). Существует ли прямая связь между эмоциональной устойчивостью и силой нервных процессов? : Studia Psychologica Vol 15 (4) 1973, 314-320.
- Козени, Дж., Кадлец, Дж., и Неволова, Д. (1992). Взаимосвязь между воспринимаемой семейной атмосферой и эмоциональным балансом подростков: Ceskolovenska Psychologie Vol 36(6) 1992, 544-552.
- Лопезо, С.С. (2001). Программа вмешательства для улучшения эмоциональной стабильности: Clinica y Salud Vol 12(3) 2001, 367-390.
- Мейер, А., Маду, С. Н., и Мако, М. Дж. (2002). Самоуважение и эмоциональная стабильность уличных детей в некоторых поселках Южной Африки: Ирландский журнал психологии, том 23 (1-2) 2002 г., стр. 109-119.
- Митрано, А. Дж. (1939). Предварительное построение графика эмоциональной устойчивости для детей: Американский журнал ортопсихиатрии 9 1939, 360-368.
- Носенко Е.Л., Ельчанинов П.Е., Крылова Н.В., Петрухин Е.В. (1977). О возможности оценки эмоциональной устойчивости по речевым характеристикам: Вопросы психологии №3 19 мая-июня.77, 46-56.
- Парк, К.М., и Ву, Н.Х. (1997). Связь между способностью решать проблемы и эмоциональной стабильностью у детей дошкольного возраста: Корейский журнал детских исследований, том 18 (2), ноябрь 1997 г. , стр. 267–282.
- Перетти, П.О., Белл, Р., и Джордан, Дж. (1976). Образ самого себя и эмоциональная стабильность «эдипальных» и «неэдипальных» гомосексуалистов: Revista Latinoamericana de Psicologia Vol 8 (3) 1976, 467–476.
- Перетти, П.О., и О’Коннор, П. (1980). Саморасхождение между воспринимаемым я и идеальным я и эмоциональная стабильность стриптизеров: Acta Psychiatrica Belgica Vol 80(1) Jan-Fev 1980, 79-90.
- Перетти, П.О., и О’Коннор, П. (1989). Влияние несоответствия между воспринимаемым «я» и идеальным «я» на эмоциональную стабильность стриптизерш: Социальное поведение и личность, том 17 (1) 1989, 81–92.
- Перетти, П.О., и Уилсон, К. (1975). Добровольный и недобровольный выход на пенсию пожилых мужчин и их влияние на эмоциональное удовлетворение, полезность, самооценку, эмоциональную стабильность и межличностные отношения: Международный журнал старения и развития человека, том 6 (2) 1975, 131-138.
- Пинтнер Р. и Форлано Г. (1939). Заметка о связи между разными интересами и эмоциональной стабильностью: Журнал ненормальной и социальной психологии, том 34 (4), октябрь 1939 г., стр. 539–541.
- Писаренко В.М. (1986). Роль психических процессов в эмоциональной устойчивости человека: Психологический журнал, том 7(1), январь-февраль 1986, 62-72.
- Порвал, Н.К., и Шарма, С.К. (1985). Удовлетворенность работой и эмоциональная стабильность: Indian Psychological Review, том 28 (2), 19 марта.85, 1-4.
- Пракаш, Г. П., и Лахири, С. (2000). Психография как показатель эмоциональной зрелости: Psycho-Lingua Vol 30 (1) Jan 2000, 25-30.
- Решетюк А.Л. и Бакалейникова В.Л. (1991). Экспресс-диагностика психоэмоциональной устойчивости человека: Физиология человека, том 17(3), май-июнь 1991, 185-190.
- Рейнольдс, Ч.Р. и Брэдли, М. (1983). Эмоциональная стабильность интеллектуально превосходящих детей по сравнению с неодаренными сверстниками, оцениваемая по уровню хронической тревожности: School Psychology Review Vol 12(2) Spr 1983, 190-194.
- Руис, В. М. (2005). Эмоциональная стабильность, позитивное мышление и принятие желаемого за действительное, а также последствия совладания в испанской выборке: Psychological Reports Vol 97(2) Oct 2005, 545-546.
- Шарма, С. (2006). Эмоциональная устойчивость слабовидящих в связи с их учебными привычками: Журнал Индийской академии прикладной психологии, том 32 (1), январь 2006 г., стр. 30–32.
- Шарма В.М., Баскаран А.С. и Малхотра М.С. (1974). Эмоциональное самообладание при высотном стрессе: Психология: Международный журнал психологии Востока, том 17 (2), 19 июня.74, 103-107.
- Саймон, А. (1987). Эмоциональная стабильность в отношении игры Dungeons & Dragons: Psychology in the Schools, том 24 (4), октябрь 1987 г., стр. 329–332.
- Саймон, А. (1998). Эмоциональная стабильность в отношении игры Vampire: The Masquerade: Psychological Reports Vol 83(2) Oct 1998, 732-734.
- Сиротин О.А. (1973). Психофизиологическая природа эмоциональной устойчивости спортсменов: Вопросы психологии, том 19(1), янв. 1973, 129-133.
- Штеффенхаген, Р. А., Шмидт, Ф. Е., и МакАри, К. П. (1971). Эмоциональная стабильность и злоупотребление наркотиками среди студентов: Журнал наркологического образования, том 1 (4), декабрь 1971 г., стр. 347–357.
- Steinhausen, HC, Bosiger, R., & Metzke, CW (2006). Стабильность, корреляты и исход подросткового суицидального риска: Журнал детской психологии и психиатрии, том 47 (7), июль 2006 г., стр. 713–722.
- Вермулст, А. А., и Дубас, Дж. С. (1999). Стресс на работе и функционирование семьи: опосредующая роль в родительской депрессии и объясняющая роль эмоциональной стабильности: Gedrag & Gezondheid: Tijdschrift voor Psychologie en Gezondheid, том 27 (1-2), 19 апреля.99, 96-102.
- Виттерсо, Дж. (2001). Черты личности и субъективное благополучие: эмоциональная стабильность, а не экстраверсия, вероятно, является важным предиктором: Personality and Individual Differences Vol 31(6) Oct 2001, 903-914.
- Williams, L.M., Brown, K. J., Palmer, D., Liddell, B.J., Kemp, A.H., Olivieri, G., et al. (2006). Благородные годы ?: Нейронная основа улучшения эмоциональной стабильности с возрастом: Журнал неврологии, том 26 (24) июня 2006 г., 6422-6430.
- Ву, Л.-к. (1986). Влияние рационально-эмоционального образования на рациональное мышление, эмоциональную стабильность и самооценку учащихся младших классов средней школы: Бюллетень педагогической психологии, том 19 мая 1986 г., стр. 177–218.
Dissertations
- Atteberry, MG (1977). Взаимосвязь между эмоциональной стабильностью и удовлетворенностью работой директоров начальных школ: Dissertation Abstracts International.
- Белкин, Дж. Э. (1977). Сравнение подростков из кибуцев и мошавов с точки зрения личностной адаптации и эмоциональной стабильности: Dissertation Abstracts International.
- Бут, WS (1983). Разработка и проверка интерактивной меры эмоциональной стабильности: Dissertation Abstracts International.
- Брост, Л.