ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Общая психиатрия››
Форма обратной связи
Вопрос по работе сайтаВопрос специалистуВопрос в администацию клиники
Адрес email
Имя
Текст сообщения
Тиганов А.С. (под. ред.) ‹‹Общая психиатрия››
Высшие психические функции в норме и при патологии
- Главная
- Библиотека
- Общая психиатрия
- Высшие психические функции в норме и при патологии
Отдельные психические процессы, выделяемые в психической деятельности, определяются как высшие психические функции. К ним относят мышление, речь, письмо, счет, память, произвольные движения, перцептивные процессы (процессы восприятия).
Высшие психические функции имеют специфические признаки и формируются на основе биологических предпосылок. Они складываются прижизненно во взаимодействии ребенка со взрослым и окружающим миром в целом, а потому они социально обусловлены и несут в себе отпечаток той культурно-исторической среды, в которой развивается ребенок. Кроме того, такие функции по своей природе инструментальны: они осуществляются с использованием различных средств, способов, «психологических орудий», среди которых особое место занимает речь. Используя эти орудия, человек овладевает возможностями регуляции своих отношений с предметным миром, другими людьми, овладевает собственным поведением. Например, при запоминании словесного ряда с помощью логических или образных ассоциаций человек вводит в память мышление или воображение. Таким образом, одна функция опосредует оптимальное осуществление другой; человек, по словам Л.С. Выготского, сотрудничает с самим собой. Диапазон спектра доступных индивиду способов опосредования высших психических функций является важным критерием степени развития личности. В этом контексте одной из задач психокоррекционной и психотерапевтической работы является расширение опыта человека в отношении развития арсенала способов опосредования собственной деятельности.
Развитию высших психических функций свойственна определенная динамика» более новые и сложные функции надстраиваются над более ранними и простыми, «вбирая» их в себя. Генезис высших психических функций идет по пути преобразования развернутых наглядно-действенных форм в сокращенные, автоматизированные, выполняемые во внутреннем плане в виде так называемых умственных действий. Этот аспект важно принимать во внимание при клинико-психологическом обследовании больного ребенка, поскольку патология высших психических функций проявляется на фоне их неполной сформированности. Кроме того, и при диагностике патологии у взрослых больных следует учитывать, что, если выполнение заданий осуществляется развернуто с применением наглядных способов решения, с участием проговаривания (т.е. наблюдается перенос умственных действий во внешний план), то это может указывать на дефицитарность, осознаваемую больным и преодолеваемую с помощью аутокомпенсации.
Высшие психические функции человека рассматриваются с позиции структурно-функционального подхода, в котором важным является анализ входящих в них звеньев (составляющих), с оценкой роли и места каждой из них в обеспечении психической деятельности. При этом следует отметить, что дифференцированные структурные составляющие высших психических функций обеспечиваются работой специфических (локальных) зон мозга, но различные функции имеют и общие звенья, пересекающиеся на уровне определенных мозговых структур. Примером является «сквозная» роль такой составляющей, как пространственный анализ и синтез. Так, переработка пространственных характеристик информации необходима для выполнения произвольных движении, понимания структуры многозначного числа и его разрядного строения, для выполнения счетных операций, зрительного восприятия, решения конструктивных задач, понимания логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения в виде предлогов, падежных окончаний и т.п.
Таким образом, на пространственном анализе и синтезе «сходятся» такие высшие психические функции, как произвольные движения, мышление, речь, письмо, счет и перцептивные процессы. Вместе с тем известно, что эта составляющая психики связана с работой теменно-височно-затылочной области левого и правого полушарий мозга. Поражение этой зоны (например, при болезни Альцгеймера) приводит к развитию комплекса симптомов, отражающих нарушения названных психических функций, поскольку при этом становится дефицитарным общий для них фактор пространственной организации психических процессов. Другие составляющие психических процессов одновременно могут оставаться сохранными при условии нормального функционирования иных зон мозга. Таким образом, при обследовании больных становятся значимыми не столько сами симптомы нарушений психических функций, сколько психологическая квалификация симптомов, направленная на выявление патологического звена в целостном системном строении психики. В свою очередь установление этого звена позволяет сделать вывод об общей причине нарушений различных психических процессов, т.е. сделать заключение о механизмах образования клинико-психологических симптомов и их закономерном объединении в синдром.
Высшие психические функции — Психологос
01 октября 2022 г., 21:54
Высшие психические функции (англ. higher mental functions) — психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по строению, произвольные по характеру регуляции и системно связанные друг с другом.
Высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и др.
Высшие психические функции — культурные, а не натуральные психические процессы, они детерминированы не генетикой, а обществом и человеческой культурой.
Еще раз основные пункты, характеризующие ВПФ. Это функции:
- Социальные по своему происхождению — говорит о том, что это не нечто врожденное, эти процессы формируются прижизненно при непосредственном влиянии культуры (семьи, школы и пр. ). Основной механизм — интериоризация, овнутрение внешнего во внутреннее.
- Опосредованные по строению — внутренним инструментом их осуществления являются культурные знаки. В первую очередь это речь, в целом — представления о том, что в культуре принято и понятно.
- Произвольные по характеру регуляции — человек может ими сознательно управлять.
Список ВПФ
К высшим психическим функциям уверенно относят память, мышление, речь и восприятие. Относить ли к высшим психическим функциям внимание, волю, мотивацию в целом, внутренние чувства и социальные эмоции — вопрос спорный.
Основная трудность здесь в том, что по определению ВПФ — функции произвольные, а произвольность второго списка под вопросом. Для развитого человека это вполне произвольные функции, для массовой личности эти функции непроизвольны.
- Высшие психические функции
Комментарии (7):
Н., 03 сентября 2015 г., 21:05
Н.П. Бехтерева относит к ним и внимание.
2
ответа
Гость, 18 октября 2017 г., 13:48
Относят. Но как-то не уверенно ;))
Гость, 21 сентября 2018 г., 15:29
Произвольное относят, непроизвольное нет 🙂
Гость, 22 мая 2019 г., 23:45
Для массовой личности и первый список непроизволен..
Гость, 13 октября 2019 г., 15:25
Почему восприятие и память определены культурой, а не генетикой?
1
ответ
Гость, 02 декабря 2019 г., 15:06
Восприятие мира навязывается средой. На счет памяти тоже думал, но ответа не нашел.
1
ответ
Гость, 14 марта 2020 г., 21:18
Узелок, на память!)
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Формирование высших психических функций
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Характеристики высших психических функций
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Интериоризация
Интериоризация (франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим. Термин был впервые введён Л. С. Выготским.
3Подробнее
01 окт. 2022 г.
Психофизиологическая основа высших психических функций
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Высшие психические функции в прикладных направления современной психологической науки
0Подробнее
Функция – Психологические функции Юнга
ФункцияФорма психической активности или проявления либидо , которая в принципе остается одной и той же при различных условиях. (См. также дифференциация , подчиненные, первичные и вспомогательные функции , и типология .)
Юнговская модель типологии различает четыре психологические функции: мышление, чувство, ощущение и интуицию.
Ощущение устанавливает то, что действительно присутствует, мышление позволяет нам распознать его значение, чувство сообщает нам его ценность, а интуиция указывает на возможности относительно того, откуда оно появилось и откуда оно пришло идти в той или иной ситуации. [«Психологическая теория типов», CW 6, пар. 958.]
Хотя все функции существуют в каждой психике, одна функция неизменно более сознательно развита, чем другие, порождая односторонность, которая часто приводит к неврозу.
Чем больше [человек] идентифицирует себя с одной функцией, тем больше он вкладывает в нее либидо и тем больше он забирает либидо из других функций. Они могут терпеть лишение либидо даже довольно долгое время, но в конце концов они будут реагировать. Истощенные либидо, они постепенно опускаются ниже порога сознания, теряют с ним ассоциативную связь и, наконец, уходят в бессознательное. Это регрессивное развитие, возвращение к инфантильному и, наконец, к архаическому уровню… [которое] приводит к диссоциации личности. [«Проблема типа в эстетике», там же, пар. 502ф.]
ДифференциацияОтделение частей от целого, необходимое для сознательного доступа к психологическим функциям .
До тех пор, пока функция все еще настолько слита с одной или несколькими другими функциями — мышление с чувством, чувство с ощущением и т. д. — что она не может действовать сама по себе, она находится в архаичном состоянии, т. е. не дифференцированный, не отделенный от целого как особая часть и существующий сам по себе. Недифференцированное мышление не способно мыслить отдельно от других функций; оно постоянно смешивается с ощущениями, чувствами, интуициями, подобно тому как недифференцированное чувство смешивается с ощущениями и фантазиями. [«Определения», CW 6, пар. 705.]
Недифференцированная функция характеризуется амбивалентностью (каждая позиция влечет за собой свой негатив), что приводит к характерным торможениям в ее использовании.
Дифференциация состоит в отделении функции от других функций и в отделении ее отдельных частей друг от друга. Без дифференциации направление невозможно, так как направление функции к цели зависит от устранения всего лишнего. Слияние с неуместным исключает направление; только дифференцированная функция способный быть направленным. [Там же, пар. 705.]
© из Дэрила Шарпа Jung Lexicon , воспроизведено с любезного разрешения автора.
Что такое высшие психологические функции?
Обзор
. 2016 март; 50(1):91-121.
doi: 10.1007/s12124-015-9328-0.
Ааро Тоомела 1
принадлежность
- 1 Факультет естественных наук и здоровья Таллиннского университета, Narva mnt. 29, 10120, Таллинн, Эстония. [email protected].
- PMID: 26403987
- DOI: 10.1007/с12124-015-9328-0
Обзор
Ааро Тоомела. Integr Psychol Behav Sci. 2016 март
. 2016 март; 50(1):91-121.
doi: 10.1007/s12124-015-9328-0.
Автор
Ааро Тоомела 1
принадлежность
- 1 Факультет естественных наук и здоровья Таллиннского университета, Нарвское шоссе.
- PMID: 26403987
- DOI: 10.1007/с12124-015-9328-0
Абстрактный
Может показаться, что сегодня в психологии хорошо известна концепция высших психологических функций (ВПФ). При более внимательном анализе выясняется, что ОФП либо вообще не определены, либо если и определены, то по набору характеристик, не обоснованных теоретически. Невозможно определить, существуют ли HPF, если они не определены. Чаще всего идея ФВЧ связана с теорией Выготского. По его мнению, ФПФ — это: (1) психологические системы, (2) развивающиеся из природных процессов, (3) опосредованные символами, (4) формы психологического сотрудничества, которые (5) интериоризуются в ходе развития, (6) ) продукты исторического развития, (7) сознательные и (8) добровольные (9) активные формы приспособления к окружающей среде, (10) динамично изменяющиеся в развитии и (11) онтогенез ОПО резюмирует культурную историю.
В данной статье эти характеристики обсуждаются вместе с отношениями между ними. Делается вывод о том, что ФПФ являются реальными психологическими феноменами.Ключевые слова: культурно-исторический; Высшие психологические функции; Структурно-системный подход; Выготский.
Похожие статьи
Ясницкий А. Ясницкий А. Integr Psychol Behav Sci. 2011 декабрь; 45 (4): 422-57. doi: 10.1007/s12124-011-9168-5. Integr Psychol Behav Sci. 2011. PMID: 21667127
До «бума»: Чтения и употребления Выготского в Аргентине (1935-1974).
Гарсия Л.Н. Гарсия ЛН. Историк психол. 2016 ноябрь;19(4):298-313. дои: 10.1037/hop0000046. Историк психол. 2016. PMID: 27808532
Кризис Выготского: Аргумент, контекст, актуальность.
Хайман Л. Хайман Л. Stud Hist Philos Biol Biomed Sci. 2012 июнь;43(2):473-82. doi: 10.1016/j.shpsc.2011.11.007. Epub 2011 23 ноября. Stud Hist Philos Biol Biomed Sci. 2012. PMID: 22520196
(Повторно) представляя мысль Выготского: от исторического обзора до современной психологии.
Васильева О, Балясникова Н. Васильева О и др. Фронт Псих. 2019 7 августа; 10:1515. doi: 10.3389/fpsyg.2019.01515. Электронная коллекция 2019. Фронт Псих. 2019. PMID: 31447717 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Примат социального и социогенез.
Рот ВМ. Рот ВМ. Integr Psychol Behav Sci. 2016 март; 50(1):122-41. doi: 10.1007/s12124-015-9331-5. Integr Psychol Behav Sci. 2016. PMID: 26428225 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Культурно-исторические (деятельностные) теории Выготского, Леонтьева и Энгестрема: обзор, разъяснения и выводы.
Конг-Лем Н. Конг-Лем Н. Integr Psychol Behav Sci. 10 июня 2022 г. doi: 10.1007/s12124-022-09703-6. Онлайн перед печатью. Integr Psychol Behav Sci. 2022. PMID: 35680721
Вспомним точность у детей: возраст против концептуального мышления.
Мурников В., Каск К. Мурников В, и др. Фронт Псих. 2021 10 авг;12:686904. doi: 10.3389/fpsyg.2021.686904. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 34447332 Бесплатная статья ЧВК.
За пределами чувств: как самостоятельная речь и структура значений слов влияют на исполнительное функционирование и теорию разума у людей с проблемами слуха и языка.
Camminga TF, Hermans D, Segers E, Vissers CTWM. Камминга ТФ и др. Фронт Псих. 2021 30 марта; 12:646181. doi: 10.3389/fpsyg.2021.646181. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 33868119 Бесплатная статья ЧВК.
Исследования менталитета грамотных: поиск великого культурного разрыва на индивидуальном уровне анализа.
Тоомела А. Тоомела А. Integr Psychol Behav Sci. 2020 март; 54(1):1-29. doi: 10.1007/s12124-019-09503-5. Integr Psychol Behav Sci. 2020. PMID: 31641930
Семиотическая регуляция в построении материнской связи: от телесного опыта к семиотическому полю.
Урико К. Урико К. Integr Psychol Behav Sci. 2018 декабрь; 52 (4): 672-685. doi: 10.1007/s12124-018-9453-7. Integr Psychol Behav Sci. 2018. PMID: 30054802
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
использованная литература
- Integr Psychol Behav Sci. 2011 март; 45 (1): 21-47 — пабмед
- Integr Psychol Behav Sci.