Проективные тесты в психологии | Как это работает — Психология эффективной жизни
Интерес к психологии растет, особенно к такому ее инструменту, как психологический тест. Особенно привлекательны и интересны для нас проективные тесты. Например, многие слышали про «пятнистый» тест Роршаха или «цветной» тест Люшера.
Так на чем же основаны проективные методики?Наши эмоции и чувства рождаются под действием внешних обстоятельств, определяют наши действия и включают психические процессы. А значит, и наши мысли, возникающие чувства и желания начинают проявляться во внешнем мире, влияя на наше поведение, на взаимоотношения с людьми и деятельность, которую мы ведем. Мы наделяем своим внутренним состоянием, мыслями, чувствами и даже чертами характера внешние объекты — в психологии это явление называется проекцией.
У проекции есть важная функция — оберегать нас от собственных негативных чувств, желаний, эмоций. Как? Мы перестаем воспринимать эти проявления как собственные и приписываем их нашему окружению, а значит, у нас пропадает необходимость нести за весь этот негатив ответственность.
Думаю, что многим знакомо выражение «в чужом глазу соринку видишь, а в своем бревна не замечаешь». Здесь как раз разговор о проекции. Мы видим в других лишь то, что в нас уже есть, причем в избытке.
Окружающий мир удивительный и многогранный, так же как и люди, в нем живущие. Один человек в очертании кустарника в сумерках увидит собаку, другому покажется, что это непроходимое препятствие, а третий разглядит многолетнее деревянистое растение. Так проявляет себя ассоциативное мышление.
Что такое ассоциации?Это неожиданная связка между действительными объектами, явлениями и воспоминаниями и воображаемыми образами, возникающая в мозгу человека спонтанно, неосознанно, незапланированно.
Вспомните, было ли у вас такое, что вы услышали мелодию, и тут же в памяти появился один образ или несколько картинок из прошлого? Это и была та самая незапланированная связь. Так рождается ассоциация. Ее корни всегда в прошлом. У каждого из нас оно свое, а значит, и ассоциации даже на один и тот же раздражитель будут разные.
В психологии ассоциации и мысли человека ценны тем, что это настоящий кладезь информации о его психическом состоянии. Внутренние переживания, душевные травмы, страхи, тревожность — все это можно выявить с их помощью.
Первые проективные методики были основаны на изучении возникающих спонтанных связей — ассоциаций у людей, когда они видели различные изображения. Их автором стал Карл Юнг. Позже, в 1921 году, Герман Роршах создает свой знаменитый тест — цветные и монохромные карточки с чернильными пятнами. И до настоящего времени этот тест считается одним из самых эффективных проективных тестов.
Плюсы и минусы проективных тестовПроективные тесты достаточно достоверны, ведь они практически исключают сознательное вмешательство в результаты. Иногда человек даже не знает о том, что его тестируют. Но даже если и знает, то не понимает, какой результат «правильный», а значит, не может включить психологическую защиту, чтобы исказить его.
Самый серьезный минус — грамотная расшифровка напрямую зависит от уровня знаний специалиста, который тест проводит. Хотя в настоящее время многие тесты стандартизированы и их достаточно легко проводить даже самостоятельно. Конечно, в результаты заранее лучше не заглядывать.
Метод самодиагностики. Расшифровываем рисунки на поляхВспомните, когда вы сидели на встрече или во время телефонного разговора, что в тот момент вы рисовали на бумаге — линии, цветочки, фигуры? Через такие неконтролируемые рисунки могут проявиться спрятанные подсознанием проблемы, страхи, а также истинные чувства человека и даже внутренние качества.
Сердце
Тут все понятно — чувства уже есть либо вы в одном шаге от них.
Голова и лицо
Вы оптимист, любите посмеяться, в том числе и над собой. Легко заводите новые знакомства. Обладатель острого ума. Есть небольшая проблема — иногда ваша ирония и сарказм могут больно ранить других людей.
Глаза
Вы склонны к самонаблюдению. Если глаз много и они нарисованы как бы с разных ракурсов — склонность к самокритике, внутреннее беспокойство.
Человечки
Вам противна любая мелочность, любите свободу и живете для людей. Есть вероятность, что именно сейчас нуждаетесь в поддержке.
Небо с облаками и солнышком
Вы позитивный и легкий в общении человек. Но, возможно, именно сейчас нуждаетесь в друзьях.
Дома, коробки
Вам свойственны порядок, планирование и расчет во всем, у вас четкие цели. Всегда отстаиваете свое мнение.
Камушки на камушках
Показатель того, что день за днем, планомерно, но настойчиво вы идете к своей мечте.
Спирали
Вы ищете гармонию, нуждаетесь в стабильности. Вокруг много суеты, и сами вы немного в ней закрутились, возможно, вам не хватает времени на раздумья. Спирали часто рисуют женщины.
Геометрия
Вы человек с ясной головой, вам важно, чтобы все было по полочкам. Имейте в виду, что в этом случае места для чувств может не хватить. Геометрические фигуры обычно рисуют мужчины.
Шахматное поле
Вам свойственна бескомпромиссность, возможно наличие скрытых комплексов.
Конечно, для серьезной диагностики стоит обратиться к специалисту.
От редакции
Еще одна методика, завязанная на ассоциациях, — метафорические карты. Инна Бардина объясняет принцип их работы: https://psy.systems/post/netaforicheskie-associativnye-karty.
Через метафоры раскрываются переживания человека в арт-терапии. Видов ее существует огромное количество. О том, как работает это направление психологии, говорит Жанна Сафиуллина: https://psy.systems/post/kak-rabotaet-art-terapia.
Ассоциации — важный компонент техники коллажа «Карта желаний». Как создать свой коллаж и зачем это нужно, читайте в статье психолога Алены Горожанкиной: https://psy.systems/post/karta-zhelanij.
Что такое проективные психологические тесты? | Психология
Наука, конечно, движется вперед, и всяко может быть. Нет, точные тесты есть. Те, что исследуют когнитивную сферу: память, внимание, особенности восприятия и пр. Но о личности они ничего не скажут. А именно с личностными проблемами чаще всего обращаются к психологам взрослые.
Тестов для исследования личности много и разных. Но увы, они даже не приближаются к точности когнитивных тестов. Да ведь и последние далеко не абсолютны. «Меряем-то» человека! У которого внимательность, работоспособность и прочее зависят от ситуации, обстановки, внутреннего состояния. И качественное исследование когнитивной сферы требует перепроверок, применения разных тестов, сравнения результатов и т. д. Что говорить о личности?
А в личностном консультировании многие психологи вообще не используют тестов. Незачем. Больше информации даст их личное впечатление. Тем более, интерпретация личностных тестов непроста. Здесь ведь нет точных измерений и критериев. Личность не измеришь и всего в ней не учтешь!
Есть комплексные многофакторные тесты, изучающие разные стороны личности. Но при всех достоинствах они не учтут всего. К тому же в серьезных текстах (а речь только о них!), даже опросниках с ответами «да» и «нет», не просто «меряется» ряд личностных параметров. Различные факторы интерпретируются во взаимозависимости, взаимодействии друг с другом.
На подробную интерпретацию нужно время. Хорошо, если впереди курс консультаций. А если встреча разовая? Попросить клиента прийти завтра?
И все-таки проективные тесты в консультировании используются. К примеру, психолог может предложить вам разложить разноцветные карточки по предпочтению цветов. Проще говоря, как нравится. Называется это тест Люшера; назначение — снять «срез» эмоционального состояния на данный момент.
Для его интерпретации существуют подробные инструкции — но в консультировании достаточно приблизительной оценки, навскидку. При некотором опыте это делается быстро и «на глаз». Иногда тест Люшера, показывающий актуальное эмоциональное состояние, проводят в начале и в конце встречи, оценивая эффективность сеанса. То есть — стало ли клиенту лучше.
В принципе, вам могут предложить и тест-опросник, но его наскоро не обработать. Другое дело «тесты-картинки». Наверное, все «знают» по фильмам тест Роршаха — «чернильные пятна». Скажу честно, мне им пользоваться не приходилось и активно ли он используется в консультировании — не знаю. Идея в том, что человек «вкладывает» в не-пойми-какие-пятна-фигуры образы, соответствующие своему мировосприятию.
Этот принцип применим ко всем проективным тестам. Все равно: заканчиваем ли мы незавершенные фразы, описываем ли происходящее на предложенных психологом рисунках или сами рисуем. Особенно наглядны рисуночные тесты. Рисуем-то мы сами, с начала до конца. Рисунок, как трафарет, отражает массу личностных особенностей, актуальных проблем.Но тест — не только средство психодиагностики. Проективный тест (особенно рисуночный!) — это отличный повод для беседы, дающий направление для работы. Такие тесты весьма точно демонстрируют особенности личности, социальных отношений, восприятия себя и других. После некоторых минимальных объяснений многое видно и не психологу.
Проблемы возникают не «вообще», а у конкретной личности со всеми ее особенностями. И работать — не с проблемой, а с личностью.
К тому же мы знаем (точнее, полу-осознанно подозреваем) о себе много больше, чем готовы открыть перед другими. И перед психологом. Мы и сами не готовы прямо «взглянуть» на это знание. И если даже психологу что-то о клиенте очевидно — не факт, что психолог об этом скажет. Нет смысла, если клиент не готов воспринять эту информацию.
А рисунок сделал сам клиент, это куда убедительней. Через обсуждение рисунка проще бывает подойти к обсуждению.
— Это же вы рисовали! Смотрите, какие у фигуры интересные пропорции! Кто это? И что делает? А подскажите, на что она опирается? А вот эта часть специально так выделена?
И так далее.
К тому же проективные тесты — инструмент универсальный, не привязанный к какой-то конкретной школе психотерапии. Ведь речь о консультировании, возможно, краткосрочном или даже разовом. Нет времени на обработку теста; при этом клиент незнаком, а помочь ему желательно прямо сейчас. Тут проективные тесты могут стать одновременно средством и диагностики, и терапии. Естественно, можно использовать их и вне консультирования.
В завершение — очень краткий экскурс по проективным методикам.
Итак, все они «меряют» личность: ее главные черты; особенности восприятия мира и других людей; типичные внешние проявления; эмоциональные реакции; мотивацию и пр.
Их особенности:
— неопределенность, расплывчатость предлагаемых стимулов;
— нет заданных вариантов ответов;
— нет ответов правильных/ошибочных.
Виды проективных методик:
Ассоциативные: предлагается дать ассоциацию на предъявляемый визуальный или словесный стимул, структурировать аморфный материал (пример — тест Роршаха).
Похожи на предыдущие интерпретативные методики — изображения с неопределенными ситуациями. Где очевидны, например, только фигуры разговаривающих людей. Ситуацию, сюжет и нужно интерпретировать (пример — Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ)).
С незавершенными стимулами: нужно закончить предлагаемые фразы, рисунки и пр. (метод «незавершенных предложений»).
Конструктивные: клиенту предлагается сконструировать что-либо по заданию, из предложенного материала — коллаж из картинок; сцену, сюжет из фигурок…
Рисуночные — рисуем всегда себя; отображая актуальные проблемы, вплоть до телесных.
Ролевые игры, психодрама.
Ранжирование: предложенный набор стимулов нужно распределить, проранжировать по предпочтениям, важности и пр. признакам (тест Люшера).
Главное — не пытаться заниматься анализированием предложенных на встрече с психологом тестов. Дело это столь же неблагодарное, как выискивание огрех в работе психолога. Всегда нужно помнить, зачем именно вы пришли к психологу. И вместе работать!
Теги: психодиагностика, тесты, психологическая помощь
Френология | История, теория и лженаука
френология
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Лидия Фолгер Фаулер Франц Йозеф Галл
- Похожие темы:
- оценка личности соматомантия
См. весь связанный контент →
френология , изучение строения черепа как показателя умственных способностей и черт характера, особенно согласно гипотезам Франца Йозефа Галля (1758–1828), немецкого врача, и т.п. 19приверженцами го века, такими как Иоганн Каспар Спурцхейм (1776–1832) и Джордж Комб (1788–1858). Френология пользовалась большой популярностью и в 20 веке, но была полностью дискредитирована научными исследованиями.
Принципов, на которых основывалась френология, было пять: (1) мозг — орган разума; (2) умственные способности человека можно разложить на определенное число независимых способностей; (3) эти способности являются врожденными, и каждая имеет свое место в определенной области поверхности мозга; (4) размер каждой такой области является мерой того, в какой степени заложенная в ней способность образует составной элемент в характере индивидуума; и (5) соответствие между внешней поверхностью черепа и контуром мозговой поверхности под ним достаточно близко, чтобы позволить наблюдателю распознать относительные размеры этих нескольких органов при осмотре внешней поверхности головы.
Система Галла была построена методом чистого эмпиризма, и его так называемые органы были идентифицированы на вполне благовидных основаниях. Произвольно избрав место факультета, он исследовал головы своих друзей и слепки лиц, имеющих эту общую особенность, и искал в них отличительную черту их характерной черты. Некоторые из его ранних исследований были проведены среди заключенных тюрем и сумасшедших домов, и некоторые черты, которые он предполагал обнаружить, были «преступными». Их он назвал в честь их чрезмерных проявлений, картирования органов убийства, кражи и так далее. Однако имена были изменены Спурцхеймом, чтобы соответствовать более моральным и религиозным соображениям. Галл выделил на своей модели головы места 26 органов в виде круглых вложений с пустыми промежутками. Спурцхейм и Комб разделили весь скальп на продолговатые и совпадающие участки, идентифицированные различными обозначениями, такими как любвеобильность, филопорождаемость, сосредоточенность, прилипчивость, воинственность, деструктивность, скрытность, стяжательство, конструктивность, самоуважение, любовь к одобрению, осторожность, доброжелательность, благоговение. , добросовестность, твердость, надежда, удивление, идеальность, остроумие, подражательность, индивидуальность, восприятие формы, восприятие размера, восприятие веса, восприятие цвета, восприятие местности, восприятие числа, восприятие порядка, память вещей, восприятие времени, восприятие мелодии, языковое восприятие , сравнительное понимание и метафизический дух.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Карой Роджерс.
Психология, личность, оценка личности | OpenEd CUNY
Еще одним методом оценки личности является проективное тестирование . Этот вид теста опирается на один из защитных механизмов, предложенных Фрейдом, — проекцию — как способ оценки бессознательных процессов. Во время этого типа тестирования испытуемому показывают серию неоднозначных карточек, которых затем побуждают проецировать свои чувства, импульсы и желания на карточки — рассказывая историю, интерпретируя изображение или заканчивая предложение. Многие проективные тесты прошли процедуры стандартизации (например, Exner, 2002) и могут использоваться для определения наличия у кого-либо необычных мыслей, высокого уровня тревожности или склонности к нестабильности. Некоторыми примерами проективных тестов являются тест чернильных пятен Роршаха, тест тематической апперцепции (TAT), тест современных тем, касающихся чернокожих, TEMAS (расскажи мне историю) и бланк неполного предложения Роттера (RISB).
Тест на чернильные пятна Роршаха был разработан в 1921 году швейцарским психологом Германом Роршахом (произносится как «РЕВ-шок»). Это серия симметричных карточек с чернильными пятнами, которые психолог вручает клиенту. При предъявлении каждой карточки психолог спрашивает клиента: «Что это может быть?» То, что видит испытуемый, раскрывает бессознательные чувства и борьбу (Piotrowski, 1987; Weiner, 2003). Тест Роршаха был стандартизирован с использованием системы Экснера и эффективен при измерении депрессии, психоза и тревоги.
Вторым проективным тестом является Тематический апперцептивный тест (ТАТ) , созданный в 1930-х годах Генри Мюрреем, американским психологом, и психоаналитиком по имени Кристиана Морган. Испытуемому, проводящему ТАТ, показывают 8–12 неоднозначных картинок и просят рассказать историю о каждой картинке. Истории дают представление об их социальном мире, раскрывая надежды, страхи, интересы и цели. Формат повествования помогает снизить сопротивление человека разглашению бессознательных личных подробностей (Cramer, 2004). ТАТ использовался в клинических условиях для оценки психологических расстройств; в последнее время его стали использовать в консультациях, чтобы помочь клиентам лучше понять себя и добиться личностного роста. Стандартизация проведения тестов среди клиницистов практически отсутствует, и тест имеет тенденцию быть скромным или низким по валидности и надежности (Aronow, Weiss, & Rezinkoff, 2001; Lilienfeld, Wood, & Garb, 2000). Несмотря на эти недостатки, ТАТ был одним из наиболее широко используемых проективных тестов.
Третьим проективным тестом является тест Rotter Incomplete Sentence Blank (RISB) , разработанный Джулианом Роттером в 1950 году (вспомните его теорию локуса контроля, рассмотренную ранее в этой главе). Существует три формы этого теста для разных возрастных групп: школьная форма, форма колледжа и форма для взрослых. Тесты включают 40 неполных предложений, которые людей просят закончить как можно быстрее (рисунок). Среднее время прохождения теста составляет примерно 20 минут, так как ответы состоят всего из 1–2 слов. Этот тест похож на тест словесных ассоциаций, и, как и в других типах проективных тестов, предполагается, что ответы выявят желания, страхи и трудности. RISB используется для скрининга студентов колледжей на наличие проблем с адаптацией и при консультировании по вопросам карьеры (Holaday, Smith, & Sherry, 2010; Rotter & Rafferty 19).50).
Эти неполные предложения напоминают типы вопросов в RISB. Как бы вы закончили эти предложения?В течение многих десятилетий эти традиционные проективные тесты использовались для межкультурной оценки личности. Однако было обнаружено, что погрешность тестов ограничивает их полезность (Hoy-Watkins & Jenkins-Moore, 2008). Трудно оценить личности и образ жизни членов широко расходящихся этнических/культурных групп, используя личностные инструменты, основанные на данных одной культуры или расы (Hoy-Watkins & Jenkins-Moore, 2008). Например, когда ТАТ применяли к афроамериканцам, испытуемым часто удавалось сократить длину рассказа и снизить уровень культурной идентификации (Duzant, 2005). Поэтому было жизненно важно разработать другие методы оценки личности, в которых изучались бы такие факторы, как раса, язык и уровень аккультурации (Hoy-Watkins & Jenkins-Moore, 2008). Чтобы удовлетворить эту потребность, Роберт Уильямс разработал первый культурно специфичный проективный тест, отражающий повседневный жизненный опыт афроамериканцев (Hoy-Watkins & Jenkins-Moore, 2008). Обновленная версия прибора — Современные темы, касающиеся чернокожих, тест (C-TCB) (Williams, 1972). C-TCB содержит 20 цветных изображений, на которых показаны сцены из жизни афроамериканцев. Когда C-TCB сравнили с TAT для афроамериканцев, было обнаружено, что использование C-TCB привело к увеличению длины рассказа, более высокой степени положительных чувств и более сильной идентификации с C-TCB (Hoy, 1997; Hoy). -Уоткинс и Дженкинс-Мур, 2008 г.).
Мультикультурный тематический апперцептивный тест TEMAS — это еще один инструмент, разработанный с учетом культурных особенностей групп меньшинств, особенно латиноамериканской молодежи.