Психологический барьер в общении, в отношениях, как преодолеть
Психологический барьер – это особое состояние психики, при котором индивид не может реализовать определенные действия. Такие состояния происходят из-за неадекватно острых отрицательных психологических переживаний относительно актуальных проблем или конкретных ситуаций. Субъективно, психологические барьеры переживаются человеком, как непреодолимые трудности в установлении взаимоотношений и коммуникативных связей и сопровождаются самонеудовлетворенностью, самонеприятием, заниженной самооценкой, низким уровнем притязаний.
Наличие подобных характеристик приводит к внутриличностным психологическим конфликтам, страху, чувству вины, тревоге, различным комплексам, в частности комплекса неполноценности.
Виды психологических барьеров: барьеры общения, индивидуальные психологические и социально психологические барьеры личности.
В общении выделяют психологические барьеры коммуникации и смысловые барьеры личности. Психологические барьеры коммуникации непосредственно связаны с трудностями, возникающими у человека при организации его коммуникативного взаимодействия.
Смысловой психологический барьер происходит из-за взаимонепонимания людей, которые наполняют одно событие различным смыслом. В каждой сфере взаимодействия людей существует возможность возникновения психологических смысловых барьеров. Можно выделить те взаимоотношения, в которых они чаще всего возникают – это смысловой психологический барьер в отношениях детей и родителей, жены и мужа, руководителя и подчиненного.
Индивидуальные психологические барьеры человека проявляются в его неуверенности в себе, чрезмерной застенчивости, зажатости, страхах, тревожности.
Преодоление психологических барьеров происходит с помощью психолога, прохождения специальных тренингов или саморазвития.
Социально психологические барьеры личности являются особенным состоянием, которое зависит от психологических особенностей самой личности, но в большей мере от конкретной ситуации ее жизни. Так, плохое настроение человека, вызвано негативным стечением обстоятельств, может стать психологическим барьером, которое деформирует внимание человека и его понимание в определенной ситуации общения с партнером.
Психологические барьеры общения
Психологический барьер – это состояние пассивности субъекта, которое препятствует выполнению им необходимых действий. Такое состояние усиливает отрицательные переживания и установки (чувство вины, страха, переживание тревоги, низкая самооценка, чувство стыда).
Барьер общения обозначается, как столкновение противоположных ориентированных тенденций в сознании одного индивида, в межличностных взаимоотношениях индивидов или целых групп, связанные с негативными эмоциональными переживаниями.
Психологический барьер в отношениях обуславливает неэффективное взаимодействие людей и сопутствующее ему конфликты. Психологические факторы возникновения подобных конфликтов кроются в индивидуальных характеристиках человека, таких, как темперамент, манера общения, различие эмоциональных состояний собеседников.
Барьер темперамента появляется при встрече двух личностей с совершенно противоположными типами нервной системы, разными способами реагирования на окружающую среду. Коммуникация людей с разными темпераментами может сформировать психологический барьер в отношениях или привести к конфликту.
Еще одна причина формирования психологических барьеров в отношениях – акцентуации личности. Акцентуации содержат в себе позитивные и отрицательные качества и определяют стиль поведения человека. Поскольку акцентуации – это крайние выражения черт характера человека, то каждый тип способен порождать конфликты.
Способ поведения и манера общения, сформированные на основе темперамента, характера и акцентуации могут создавать психологические барьеры общения между людьми с различными манерами общения. Поэтому, каждый человек должен знать о различных типах субъектов общения, и уметь себя правильно с ними вести.
Субъект доминантного типа всегда обращается к человеку, не задумываясь о целесообразности общения. Для него главным является то, что он стал инициатором общения, оказывает влияние на других и подавляет активность партнеров коммуникативного процесса. Это наблюдается в повышении голоса, перебивании, многократном повторении одной информации. В общении с таким человеком необходимо спокойно придерживаться независимой точки зрения.
Недоминантный тип субъекта общения в противоположность доминантному типу боится брать на себя инициативу разговора или даже высказать свое мнение, поделиться знаниями. Недоминантный тип чересчур уступчив, он никогда не перебьет партнера и будет чувствовать себя виноватым, если это произойдет. В общении с таким типом нужно быть внимательным, стимулировать его к открытости, предоставлять ему возможность самовыражаться.
Мобильный тип субъекта общения живо вступает в контакт, легко переключает внимание, его речь тороплива, он лично задает темп общения, перебывает собеседника. В ходе разговора такой человек активно выражает свое мнение насчет того, что говорит собеседник, вставляет свои реплики и высказывания. Общаясь с мобильным типом нужно помнить, что с ним очень тяжело обсуждать длительное время серьезные темы с анализом сути затрагиваемых вопросов.
Ригидный тип субъекта общения характеризуется тем, что он не сразу включается в общение. Сначала он изучает партнера, пытается понять его намерения. Он всегда очень внимателен, подробно излагает мысли, его речь неспешна, он тщательно подбирает выражения. Он не терпит, когда его перебивают или спешат. Нетерпеливым личностям очень трудно общаться с ригидным типом. В общении с ним необходимо избегать торопливости и невнимательности. Желательно придерживаться норм этикета, если общение с этим человеком действительно имеет значение.
Экстравертированный тип субъекта расположен к взаимодействию. Независимо от настроения, он всегда направлен на общение. Экстравертированный тип очень любознательный, он всегда заинтересован своим собеседником, проявляет к нему внимание и симпатию, и в свою очередь, ждет ответного отношения. Общение с экстравертированным типом организовывается очень легко, поскольку он сам задает положительной настрой коммуникации.
Интровертированный тип субъекта отношений характеризуется отсутствием инициативности внешнего диалога, он сосредоточен на аутообщении. Такой человек застенчив, он не любит говорить в больших компаниях. С ним лучше разговаривать тет-а-тет, тогда появляется возможность его немного разговорить, но для интенсивного общения лучше постепенно вводить такого человека в разговор.
Ориентируясь в характеристиках различных типов субъектов отношения и зная подход к каждому из них, человек обеспечивает себе тыл от возникновения возможных психологических барьеров в отношениях.
Эмоциональное состояние личности также имеет большое влияние на эффективность процесса общения, поскольку эмоции являются регулятором психической деятельности человека и его поведения. Эмоции могут быть, как положительными, так и отрицательными. Могут возникать различные виды психологических барьеров, вызванные отрицательными эмоциями.
Барьер страдания – вызывается трагическими событиями, болью, заниженной самооценкой или неудовлетворенностью самим собой. Из-за переживания страданий у человека снижается уровень общительности.
Барьер гнева возникает из-за переживания человеком эмоций гнева. Такой человек способен вести себя неадекватно, говорить оскорбительные слова или проявлять агрессивные действия. Естественно, агрессивного человека боятся или стараются избегать общения с ним, поскольку не знают чего от него можно ожидать.
Барьер отвращения появляется в результате нарушения человеком базовых норм этичного поведения или от не восприятия человеком внешности собеседника. Отвращение и брезгливость могут спровоцировать: грязная одежда, обувь, небрежные действия и жестикуляция партнера, отталкивающие акты (пальцы во рту, носу, ушах, сморкание), нарушение личностного пространства, запах алкоголя, неприятные запахи от тела собеседника и тому подобное. Если у человека есть определенные физические дефекты, изменить или скрыть которые он не может, то люди со временем к нему привыкают, но принять нарушение правил гигиены тела, люди так быстро не могут, поэтому они часто даже не вступают в общение с таким человеком.
Барьер презрения возникает в том случае, если собеседник своим поведением вызывает отрицательные эмоции. Такое поведение – это аморальные поступки, предрассудки, трусость, предательство, скупость и другие.
Барьер страха появляется в результате общения с человеком, вселяющим чувство страха. Такого человека избегают, особенно стараются не очутиться с ним наедине или не попасться ему на глаза.
Барьер стыда или вины образуется в результате понимания неуместности происходящего и, как реакция на неумеренную похвалу, критику, лесть, как страх показаться неловким от осознания своей вины. В таких случаях у человека краснеет лицо, меняется голос, он уходит от взгляда и от общения собеседника.
Барьер плохого настроения возникает в результате отсутствия настроя одного из собеседников. Отрицательный настрой человека влияет на его собеседника и отбивает охоту общаться с ним.
Барьер речи образуется вследствие допущения человеком речевых ошибок в разговоре. Постоянное искажение слов, допущение речевых ошибок в построении сообщения, неправильный подбор слов, слабая аргументация сказанного – эти факторы способны заглушить смысл слов говорящего, потому что собеседник будет ориентироваться только на «помехи».
Социально психологические барьеры личности – это состояния человека, при которых блокируются духовно-психические ресурсы и реализация их в процессе жизнедеятельности. В качестве личностного свойства социально-психологический барьер является постоянным признаком, сформировавшимся в результате особенностей характера человека. Повышенная настороженность, подозрительность, недоверие к другим являются социально-психологическим барьером в процессе общения.
Социально психологические барьеры личности исполняют функцию защиты от разрушительного воздействия. Впервые понятие защитных механизмов было введено Зигмундом Фрейдом, позже он описал их, как средства ослабления внутреннего психологического конфликта, порожденного столкновением инстинктивных импульсов и требований социальной среды.
Еще до описания Зигмундом Фрейдом механизмов, его дочь, Анна Фрейд попыталась создать целостную теоретическую систему защитных механизмов. В ее толковании эти механизмы направлены на ослабление психологических конфликтов личности, повышение ее адаптации к окружающей среде и саморегуляции, обеспечение психологической защиты личности от влияния стресогенных факторов, способных расстроить внутреннюю уравновешенность. Они также являются психологическими барьерами в адекватном восприятии и понимании личностью сущности травмирующих факторов.
Вытесняя или подавляя сигналы об угрозе, поддерживая тем самым внутреннюю стабильность, эти механизмы являются психологическими барьерами, поскольку они мешают формированию у человека адекватной оценки этих угрожающих сигналов и сопутствующей ситуации, которая требует перестройки поведения и психического состояния личности. Эти барьеры также являются средством контроля степени соответствия или несоответствия намерений индивида относительно социальных норм.
Система защиты психики понимается, как механизм поддержания психологической цельности и стабильности модели мира, которым блокируется информация, не соответствующая представлениям личности о мире. Иногда этот механизм мешает формированию новых решений, если они будут противоречить существующим представлениям.
Социально-психологические барьеры больше нужны тому индивиду, у которого слабая нервная система, повышенная впечатлительность и чувствительность.
Психологический барьер защищает мир человека от перепадов его внутреннего состояния и внешних условий жизни, от разрушительных стрессовых ситуаций и воздействия опасных соблазнов.
Действие психологического барьера имеет две стороны. С одной он защищает мир человека от внутренних конфликтов и негативных внешних влияний, но с другой тормозит, сдерживает эмоциональную реактивность, умедляет скорость интеллектуальных процессов и общую подвижность личности, что в свою очередь приводит к ограничению взаимодействия с социальным окружением.
Как преодолеть психологический барьер
Ориентируясь в теоретической основе характеристики психологического барьера, человеку становится легче придумывать и разрабатывать различные варианты выхождения из ситуации, создаваемой барьером. Существует также общая стратегия преодоления психологических барьеров и вызванных ими конфликтов.
Преодоление психологических барьеров имеет схему, в которой есть несколько шагов. Первым делом необходимо оценить сложившуюся ситуацию, определить ее направленность и всевозможные последствия. Далее нужно выявить ориентиры причин возникновения, рассматривать и изучать предполагаемые пути выхода из ситуации относительно ее причин. И напоследок определить необходимые аффективные действия для решения выхода из проблемной ситуации, вызванной психологическим барьером.
Действия, направленные на устранение психологических барьеров, налаживают процесс общения и приводят к аффективной совместной деятельности. Большую роль в преодолении психологических барьеров имеет мотивационная направленность человека.
Преодоление психологических барьеров в отношениях, в первую очередь нуждается в оценке ситуации, выяснении причин возникновения психологического барьера, а потом в действиях согласно намеченной стратегии. При этом должен использоваться главный принцип: сотрудничества и взаимопонимания, учитывая индивидуально-психологические особенности собеседников. Поскольку психологические барьеры способны порождать эмоциональное состояние, при котором тяжело мыслить, делать выводы, творчески решать проблемы, необходимо разрешать возникающие конфликтные ситуации.
Преодоление психологических барьеров не будет эффективным, если не придерживаться следующих правил. Необходимо помнить, что во время конфликта человек руководствуется не разумом, а эмоциями, что часто приводить к аффекту, а в состоянии аффекта сознание отключается, и человек становится не способным отвечать за свои действия.
Чтобы не возникали психологические барьеры общения, нужно придерживаться многоальтернативного подхода, настаивать на своем предложении, но не отвергать идею партнера, представить ему выгодные позиции своей идеи и понять его предложение.
Чтобы предотвратить психологический коммуникативный барьер нужно осознать насколько значимым является разрешение конфликта, и подумать, что может быть в случае, если решение так и не найдется. Таким образом, основной аспект перенесется с отношений между партнерами на возникший между ними проблемный вопрос.
Если собеседник раздражен или агрессивный, нужно снизить внутреннее напряжение. Если теряется контроль над ситуацией, нужно сделать то, что возможно в любой ситуации и не требует лишних затрат – замолчать.
В процессе общения нужно ориентироваться на положительные черты человека, на лучшее, что в нем есть. Если человек видит к себе внимательное отношение с признаками симпатии, тогда ему в ответ хочется также быть вежливым, и он настраивается на позитивную волну. Создавая благоприятную положительную атмосферу, личность тем самым минимизирует возможность возникновения психологического коммуникативного барьера.
Чтобы понимать намерения человека, необходимо пробовать ставить себя на его место. Не нужно обвинять другого субъекта в сложившейся проблемной ситуации, которая касается обеих личностей, необходимо признавать свою долю ответственности. Нежелательно преувеличивать свои заслуги или демонстрировать превосходство над собеседником, это лишь настроит его более агрессивно, тогда о результативной беседе можно забыть.
Если психологический барьер в общении невозможно преодолеть, тогда нужно, хотя бы постараться сберечь сносные отношения с собеседником.
В преодолении социально-личностных психологических барьеров лучше всего может помочь психолог. Он проведет индивидуальную консультацию и независимо от вида психологического барьера подберет грамотный подход.
Если в нужный момент нет возможности пообщаться с психологом, тогда необходимо заняться самоанализом. Нужно проанализировать свой режим дня, подумать, если ли в нем действия, направленные на решение давних проблем, воспоминания которые вызывают негативные ассоциации. Если действительно существуют подобные проблемы, тогда следует заняться отвлекающей деятельностью.
Очень хорошо помогают занятия йогой. Они приводят разум в спокойствие, очищают мышление. Научившись расслабляться и владеть собой, человек обеспечивает себя психологической защитой от стрессов.
В распорядок дня нужно включить действия, направленные на решение конфликтов, которые мешают жить дальше, расстаться с ними раз и навсегда, а не нести эту ношу с собой на протяжении всей жизни. Возможно, причина кроется в том, что человек боится встретиться с этими проблемами, особенно, если ранее у него был неприятный опыт, относительно этой ситуации. В таком случае необходимо вообразить себе насколько положительными могут быть результаты от решения этой проблемы. Следует научиться видеть ситуацию с разных сторон, не давать отрицательным эмоциям и помыслам овладеть своим сознанием.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Психологический барьер в общении и его виды: коммуникативный и физиологические
Содержание- В чем особенность коммуникационных барьеров?
- Психологические причины барьеров общения
- Коммуникационные причины барьеров
- Способы преодоления барьеров
Одной из ключевых задач психологии является преодоление барьеров — внутренних зажимов, мешающих нормальному развитию человека и его взаимодействию с другими людьми. Психологический барьер — результат травмирующего события, которое чаще всего происходит в детском возрасте. Взрослея человек не осознает влияния травмы, но испытывает проблемы в общении. К счастью, психика достаточно пластична, чтобы компенсировать последствия травмы.
В чем особенность коммуникационных барьеров?
Особое состояние психики, которое мешает человеку выполнить определенное действие, называется психологическим барьером. Попадая в ситуацию барьера, люди испытывают резко негативные эмоции. Барьер проживается человеком, как непреодолимое препятствие. В результате он не способен создавать и поддерживать коммуникативные связи, во время попыток испытывает сильные отрицательные переживания. Это приводит к заниженной самооценке, отсутствию амбиций, неудовлетворенностью собой и своей жизнью, тревожности, чувству вины и возникновению комплекса неполноценности.
Индивидуальные барьеры личности появляются в раннем детстве или в результате проживания им стрессовой ситуации. Они отражаются на развитии личности, проявляясь застенчивостью, неуверенностью в себе, сомнениях и зажатости. Человек может преодолеть психологический барьер самостоятельно, но для этого потребуется серьезная работа над собой. Большинству людей необходима помощь психотерапевта и прохождение тренингов личностного роста.
Социальный психологический барьер не зависит от внутреннего состояния человека или его психологических особенностей. Состояние барьера вызывает внешняя ситуация. Она виляет на его эмоциональное состояние, рассеивает внимание и искажает восприятие действительности. Человек теряет способность адекватно оценивать поступки других людей. Часто результатом социального барьера становится неспособность достичь взаимопонимания и невозможность совместной работы.
Барьеры общения бывают психологическими и смысловыми. Психологический возникает в момент коммуникации, когда человек испытывает затруднение с налаживанием коммуникативной связи. Для него сложно вступить в контакт и поддержать установку контакта по инициативе собеседника. Смысловой возникает в процессе общения. Поскольку у каждого человека видение конкретной ситуации индивидуальное, его субъективное мнение может не совпадать с мнением других людей. Разница в восприятии приводит к развитию конфликтов. В некоторых случаях конфликты полезны: они стимулируют поиск оптимального решения. Но часто результатом конфликта становится нарушение коммуникации. Оно может возникнуть в любой социальной ситуации. Чаще всего, это возникает при взаимодействии членов семьи или коллег.
Психологические причины барьеров общения
В психологии проблеме коммуникационных барьеров уделяется достаточно внимания. Специалисты полагают, что возникновению сложностей в общении способствует индивидуальный опыт. Он влияет на восприятие информации, поступающей от собеседника, и не позволяет взглянуть на ситуацию объективно. Для большинства людей этот процесс происходит бессознательно, поэтому коммуникация часто становится непродуктивной. Психологические причины — результат личностных аспектов. К ним относятся различия в видах темперамента, антипатия, скрытность, зажатость, недоверие.
Среди барьеров общения в психологии выделяют:
- Интеллектуальные. Они зависят от разницы типов мышления. У одних людей скорость выполнения мыслительных операций выше, у других — значительно ниже. Разница в уровне интеллектуального развития делает общение сложным для человека с низким интеллектом и скучным для человека с высоким. Препятствием для создания нормальной коммуникации становится некомпетентность. Когда специалист обсуждает профессиональные вопросы с человеком, который не разбирается в теме, он испытывает раздражение и огорчение.
- Эстетические. Этот вид преграды в общении возникает, когда человек испытывает неприятие внешности собеседника. Раздражать может любая деталь: неопрятная одежда, яркие аксессуары, особенности внешности. Человек может стараться не обращать внимания на раздражающий фактор, но его внимание все равно будет фокусироваться на ней. Разновидность эстетического барьера — раздражение от тембра голоса или манеры речи.
- Мотивационные. Люди, работающие над одной задачей, не могут достичь взаимопонимания из-за разницы во взглядах и целях. Их способы восприятия и обработки информации не позволяют эффективно выполнять командную работу.
- Ситуативный. Эти проблемы в общении возникают после внешней ситуации, которая влияет на настроение человека. Испытывая негативные эмоции, он воспринимает общение, как попытку вторжения в личное пространство.
- Моральный. Разница в моральных установках — самый сложнопреодолимый барьер. Он не позволяет достичь взаимопонимания между людьми даже при обоюдном желании, поскольку они не могут ни отказаться от своих взглядов, ни принять чужие.
- Барьер установки. Если человек изначально негативно настроен по отношению к собеседнику, он будет подсознательно искать возможность не вступать в контакт или прекратить его при первой возможности.
Возникновение психологических барьеров — сложный процесс. Большинство проблем в общении требует длительной терапии и не всегда осознаются людьми. В запущенных случаях человек абсолютно не способен устанавливать коммуникативные связи и остается в полной изоляции.
Коммуникационные причины барьеров
Коммуникационный барьер — следствие несоответствия словарного запаса собеседников. Он возникает из-за разницы в образовании, неправильном прочтении текста, отсутствии адекватного перевода и других ошибок трактовки отдельных терминов. Барьеры такого типа можно разделить на три вида, которые кардинально отличаются друг от друга.
Коммуникационные барьеры бывают:
- Логическими. Возникают в ситуации, когда один человек не умеет выразить свои мысли. Его высказывания хаотичны и лишены логики, окружающим сложно понять его мнение. Если все участники межличностного взаимодействия испытывают трудности с выражением своих мыслей, общение становится практически невозможным.
- Фонетическими. Появляются у людей, которые имеют нарушения дикции. Они не могут четко произносить звуки и смысл сказанного искажается. Также затруднить общение может неправильная расстановка смысловых ударений. Как правило, это затруднение не оказывает особого влияния на разговор между носителями языка, но при общении с иностранцем вызывает серьезное недопонимание.
- Семантическими. Они возникают, когда люди под одним и тем же термином понимают разные вещи. Эта разница восприятия зависит уровня образования, интересов и постоянного круга общения. В зависимости от типа личности, человек подбирает свою расшифровку тезиса, и она может не совпасть с мнением других участников дискуссии. При высоком уровне интеллекта собеседники выявляют несоответствие и выбирают другую терминологию.
Коммуникационные барьеры встречаются чаще психологических, но имеют меньшую степень воздействия. Так, человек, страдающий заиканием или неспособностью произносить отдельные звуки, но не встречавшийся с осуждением, будет свободно высказываться. А человек с нормальной дикцией, имеющий страх быть осужденным за свое мнение, даже не попытается его отстоять и в дискуссии займет пассивную роль.
Способы преодоления барьеров
Психологи помогают преодолевать психологические барьеры с помощью индивидуальной или групповой терапии. Основная задача терапии — устранить источник возникновения триггерящей ситуации и снизить общую тревожность. После беседы с психологом и нескольких тестов, специалист сможет определить какую именно терапию лучше выбрать для конкретного человека.
Методы работы при коррекции тревожности и страхов:
- Взаимодействие со страхом через игру. В качестве предмета выбирается наглядное пособие, напоминающее страх клиента. С помощью предметной игры человек проигрывает ситуацию, поворачивая сюжет в свою пользу.
- Усиление переживания эмоциональной реакции. Психолог с помощью средств арт-терапии обучает клиента переживанию положительных эмоций, которые становятся защитой клиента в травмирующей ситуации.
- Переключение эмоций. Клиент взаимодействует с объектом страха с помощью фраз и жестов, которые подчеркивают его незначительность. Это заряжает клиента уверенностью и спокойствием.
- Манипуляция страхом. Проводится параллельно разыгрыванию тревожащей ситуации или перед ней. Клиент некоторое время держит в руках пугающий предмет и формально обретает над ним власть.
- Подражание. Психолог проигрывает ситуацию, позволяя клиенту подражать его действиям и реакции. Поскольку человеку свойственно бессознательное подражание окружающим, из ближайшего круга общения следует исключить тревожных людей, склонных к драматизации. Постоянное общение с такими людьми препятствует нормальному воздействию терапии.
- Эмоциональные качели. Методика качелей позволяет перенести клиента из ситуации опасности в ситуацию безопасности. Переход проигрывается несколько раз подряд, пока клиент не научится переносить ощущение безопасности в опасную ситуацию.
- Эмоциональный конфликт. Страх — эмоциональное явление. Избавиться от него можно с помощью сильного эмоционального воздействия. Для этого психолог моделирует ситуацию, в которой клиент получает возможность преодолеть страх или сформировать новое эмоциональное отношение, устраняющее страх.
- Анатомирование страха. Психолог выступает в роли учителя, который объясняет клиенту устройство предмета страха. Он акцентирует внимание на объективной неспособности предмета нанести реальный вред. При успешном проведении терапии человек самостоятельно справляется со страхом без дополнительных мер.
- Привыкание или сенсибилизация. Клиенту демонстрируется объект страха и нейтральная эмоциональная реакция других людей на него. Это позволяет клиенту досконально изучить объект и привыкнуть к нему. Постепенно это приводит к снижению чувствительности к пугающему объекту или ситуации.
Для преодоления психологических блоков в психологии применяют активную терапию. Поскольку психологическое напряжение отражается на физическом состоянии, вначале нужно устранить именно телесный дискомфорт. Такая практика очень эффективна, она полезна не только для психологического здоровья, но и для физического. Для преодоления барьера в рамках индивидуального или группового тренинга используют:
- Танец. Повторение танцевальных движений помогает раскрепоститься, освободить чувства развить уверенность в себе.
- Движения. Человек повторяет комплекс движений, которые выражают положительные и отрицательные эмоции.
- Искусство. Художественное творчество отражает все подсознательные процессы, протекающие в психике человека. С помощью зрительных образов ему становится гораздо проще выразить страхи и сомнения, реализовать их в виде реально существующих объектов.
- Телесность. Физический контакт в виде легких поглаживающих движений снимает психологическую нагрузку и высвобождает примитивные чувства.
- Навыки. Цель занятия — обучить клиента приспособительным умениям, полезным при столкновении со сложной ситуацией. Отработка умений проводится вначале в кабинете психолога, а после первичного освоения — в реальной ситуации. Психолог дает задания, которые клиент должен выполнять: спросить дорогу, познакомиться и т.д.
В течение одного сеанса психолог использует один метод воздействия. Количество сеансов в одном терапевтическом курсе может варьироваться и зависит от вовлеченности клиента и глубины полученной психотравмы. Чтобы разобраться в видах психологических барьеров лучше — стоит посмотреть видео, где все излагается в легкой и понятной форме, а также показаны примеры ситуаций:
youtube.com/embed/2QMyKNV46ys» allowfullscreen=»allowfullscreen» frameborder=»0″>Понравилась статья?
Лайк авторуЗагрузка…
Рекомендуем по теме
Психологические барьеры и эмоциональные барьеры в общении: Pharmaguideline
Недостаток внимания, Плохое удержание, Недоверие и защита, Восприятие, точки зрения, отношения и мнения, Эмоции, Умственные ограничения.
Психологические барьеры в общении
Психологические состояния коммуникаторов (отправителей и получателей) влияют на их отношение к общению, тем самым ограничивая их способность эффективно общаться. Когда люди страдают от психических расстройств, на их общение сильно влияет психическое состояние, в котором они находятся. Поэтому люди, которые участвуют в общении, должны быть эмоционально стабильными, чтобы иметь возможность общаться эффективно.
Связь между машинами и цифрами не одинакова. У каждого человека уникальный ум. Чтобы общение было эффективным, все участники процесса должны доверять друг другу, например, если ваш начальник не доверяет вам, он будет предоставлять только выборочную информацию.
Ниже перечислены несколько причин психологических барьеров:
Недостаток внимания
Общение будет сталкиваться с трудностями и станет неэффективным, когда ум человека занят или отвлечен. Помимо того, что они не могут понять, что говорят другие, они не будут слушать, правильно понимать сообщение или реагировать соответствующим образом. Во время трагедии, например, человек может не захотеть услышать совет от других. Люди могут быть озабочены проблемами в своей профессиональной или личной жизни, что влияет на все аспекты их жизни
Плохое запоминание
Запоминание информации — это способность памяти мозга хранить информацию и то, как мозг удерживает информацию. В отличие от других органов, мозг хранит не всю получаемую информацию, а только ту, которую он считает полезной для использования в будущем. Другими словами, половина информации теряется.
Кроме того, мозг теряет информацию, которая со временем устаревает или не воспринимается так серьезно, как раньше. Затем, в процессе формирования сообщения, информация должна быть извлечена из мозга. На этом этапе мозг пытается вспомнить необходимую информацию из уже забытых фрагментов.
Скажем, например, вам сказали, что друг собирается встретиться с вами, прежде чем прошел месяц, и вы получили имя человека, адрес, номер телефона и т. д. Однако теперь вы должны сообщить об этом кому-то еще. Когда вы были молоды, вы помнили только имя и адрес человека, но не номер его телефона. Истина может быть искажена или изменена из-за плохой памяти, что является препятствием для общения.
Недоверие и оборона
Когда коммуникаторы доверяют друг другу, общение проходит успешно. Отсутствие доверия заставляет их негативно интерпретировать сообщение и игнорировать его. Когда человек отстаивает свою точку зрения, получатель не принимает информацию во внимание. Получатели не будут слушать, если предоставленное сообщение не соответствует им или если они думают, что это угроза. Связь также завершается сбоем, когда сообщение не доставляется получателю. В случае с другом я буду сообщать им только те подробности о том, что происходит в моей личной жизни, которые я считаю безобидными.
Восприятие, точки зрения, отношения и мнения
Восприятие — это образ мышления, который люди принимают, когда оценивают, понимают и интерпретируют все. Мы воспринимаем реальность по-разному в зависимости от наших точек зрения и опыта, которые формируются нашими мыслями и чувствами. Кроме того, точка зрения также может быть определена как способ смотреть на мир. Может существовать точка зрения отправителя, которую получатель не разделяет. Эта точка зрения не объясняется, но принимается отправителем как должное. Это приводит к барьеру для эффективного общения, поскольку получатель не понимает сообщение так, как оно должно быть понято. Наше отношение к вещам и идеям формирует наш мыслительный процесс и создает психологический барьер для общения. Восприятие человека может заключаться в том, что женщины слабы. Они говорят тому, кто так не думает о женщинах. Это вызывает недопонимание между ними. После этого все, что они сообщают, становится неэффективным, потому что точка зрения человека уже сформирована.
Эмоции
Если кому-то нехорошо, он, скорее всего, будет говорить меньше или говорить негативно. Люди, которые озабочены, не могут хорошо общаться. Например, когда кто-то злится, он может сказать то, о чем позже пожалеет. Злой человек может легко неверно истолковать то, что говорит другой, даже если он его слушает.
Помимо страха, нервозности, растерянности, недоверия и ревности существуют и другие эмоции, влияющие на общение. Если человек чувствует себя очень счастливым, например, он будет смеяться над всем, что вы говорите. И наоборот, тот, кому грустно, может плакать или сильно расстраиваться из-за тривиальных вещей.
Эмоциональные барьеры в общении
Создание эмоциональных барьеров связано с созданными умственными ограничениями. Среди многих барьеров, относящихся к категории внутриличностных барьеров, эмоциональные барьеры являются одними из наиболее распространенных.
Отправители и получатели могут кодировать и декодировать сообщения только в контексте индивидуальной психологической системы отсчета. Это включает в себя ценности, ожидания, восприятие, опыт и личности каждого человека. Существует также агент, известный как фильтрация, который играет здесь важную роль.
На протяжении всей жизни мы фильтруем информацию, исходя из собственных потребностей и интересов, которые влияют на то, как мы слушаем. Когда отправитель и получатель имеют разные системы отсчета, это может затруднить общение. На общение сильно влияет эмоциональное состояние человека.
Способ кодирования или передачи информации зависит от личного опыта, восприятия и ожиданий. Сообщения человека будут отражать состояние его ума на момент отправки сообщения.
На общение также могут влиять эмоции получателя. Расстроенному получателю будет трудно понять, что вы говорите, если его разум затуманен стрессом. Результаты исследований показывают, что люди с высоким эмоциональным интеллектом (ЭИ), как правило, гораздо более эмоционально стабильны и менее подвержены влиянию этих эмоциональных барьеров, чем люди с более низким эмоциональным интеллектом или с низкой эмоциональной стабильностью.
Работник с более устойчивым эмоциональным состоянием может иначе отреагировать на одно и то же предупреждение (например, за срыв дедлайна), чем сотрудник с неустойчивым эмоциональным состоянием. Напротив, последний может проигнорировать предупреждение или отреагировать на него неприятно, в то время как первый может воспринять предупреждение буквально и стремиться выполнить его.
Получить тематические документы в формате pdf. Посмотреть здесь
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ | by Dr Shoury Kuttappa
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ ОБЩЕНИЮ
Вспомните время, когда вы быстро освоили новый навык. А теперь подумайте, что происходило в вашей жизни в то время. Было ли у вас хорошее физическое, умственное и эмоциональное здоровье? Жизнь шла своим чередом? Ваше настроение, отношение и мотивация могут повлиять на то, насколько легко вы сможете освоить новый навык, например, выучить новый язык :
Определение: Психологические барьеры
Психологический барьер общения – это влияние психологического состояния коммуникаторов (отправителя и получателя), которое создает препятствие для эффективного общения.
Причины психологических барьеров
Недостаток внимания:
Когда человек ум отвлечен или занят другими вещами, не в состоянии правильно слушать других, 9 скажите ему/ей, интерпретируйте сообщение как требуется и дайте надлежащую обратную связь . Связь столкнется с проблемами и станет неэффективной. Примеры:
1) Человек в трагедии, например, не хочет слушать советы других людей.
2) Человек может быть озабочен проблемами своей профессиональной или личной жизни, что влияет и на то, и на другое.
Плохое запоминание:
Запоминание информации — это способность памяти мозга сохранять информацию . Мозг хранит не всю информацию, которую он встречает, а только ту, которую он считает полезной для будущего . Таким образом, половина информации теряется в процессе хранения.
Точно так же мозг теряет информацию, которая со временем устаревает и не считается полезной. Извлечение информации также является процессом формирования сообщения . Здесь мозг пытается вспомнить нужную информацию, фрагменты которой уже утеряны.
Например, за месяц до этого вам сообщили о том, что к вам приедет друг, и вам дали имя этого человека, адрес, номер телефона и т. д. Теперь вам нужно передать эту информацию кому-то еще. В то время вы помните только имя и адрес и забываете номер телефона. Истина может измениться или исказиться из-за плохой памяти, которая действует как барьер для общения.
Недоверие и защита:
Коммуникация успешна, когда коммуникаторы доверяют друг другу . Недостаток доверия заставляет их извлекать из сообщения негативное значение и игнорировать это сообщение. Когда человек пытается навязать свои идеи и мнения, получатель не слушает. Если получатель не согласен с предоставленным сообщением или считает его угрозой, он не станет его слушать. Точно так же, когда сообщение не передается получателю, связь прерывается. Я, например, другу не доверяю, сообщу только подробности того, что происходит в моей личной жизни, которые считаю безобидными.
Восприятие, точка зрения, отношения и мнения:
Восприятие — это образ мышления, с помощью которого люди судят, понимают и интерпретируют все. У каждого человека свое восприятие действительности, которое формируется на основе психических и сенсорных переживаний.
Точно так же точка зрения также является мышлением, чтобы смотреть на мир . Отправитель может иметь определенную точку зрения, не разделяемую получателем. Отправитель не объясняет точку зрения, а принимает ее как должное. Сообщение не понято получателем так, как должно было быть понято, что создает барьер для эффективного общения.
Отношение – это установленный способ, которым мы думаем и чувствуем о вещах и идеях , который также создает психологический барьер общения. Например, человек считает женщин слабыми, что является его восприятием. Он/она рассказывает это тому, кто так не думает. Это вызывает недопонимание между ними. Все, что они общаются после этого, становится неудачным, что мнение человека уже задано.
Эмоции:
Любой, кто не в хорошем настроении, скорее всего, будет меньше говорить или говорить негативно. Занятый ум не подходит для общения. Например, когда человек злится, он может сказать то, о чем позже пожалеет. Даже слушая чью-то речь, разгневанный человек может легко неправильно истолковать сообщение.
Различные другие эмоции, такие как страх, нервозность, замешательство, недоверие и ревность, влияют на процесс общения . Например, человек в крайнем настроении от счастья будет смеяться над всем, что ему скажут. Тот же человек, когда ему грустно, будет плакать или злиться из-за незначительных ситуаций.
Закрытый разум и фильтрация:
Человек по своей природе эгоистичен и ставит свои нужды и проблемы выше всего остального. Это иногда заставляет людей фильтровать информацию, которую кто-то пытается им донести. Это может быть связано с недоверием, конкуренцией, ревностью или мнением о том, что сообщение не имеет значения.
Например, старший в компании не хочет, чтобы младший работал лучше, этот человек фильтрует информацию и не предоставляет важной информации, которая могла бы помочь младшему. Таким образом, младший не сможет выполнить работу должным образом и продвинуться в звании. Точно так же, когда человек недалекий, у него будут фиксированные мнения по многим вещам, в которые он твердо верит. Любую информацию человек воспримет негативно.
Например, сексист не принимает предложений коллеги-женщины на собрании, которые влияют на ход общения на собрании. С такими недалекими людьми сложно спорить и давать нужную информацию.
Преждевременная оценка:
Некоторые люди всегда спешат по привычке. Такие люди, скорее всего, делают быстрые суждения и делают поспешные выводы. Они не учитывают все аспекты информации, такие как социальные, культурные, экономические и т. д. ., и часто в конечном итоге принимают быстрые и неправильные решения.
Важно услышать сообщение целиком, чтобы вынести правильное суждение, потому что его нелегко изменить после того, как оно однажды было сделано.
Например, человек, который спешит и разговаривает по телефону, не прослушает половину сообщения и примет неправильное в данной ситуации решение.
Психологические барьеры больше влияют на общение, так как информация формируется в мозгу и передается людьми с различным психологическим состоянием, которое отличается от момента к моменту. Информация настолько эффективна, насколько ее делают вовлеченные люди. Точно так же психологическое состояние получателя имеет такое же значение, как и состояние отправителя. Коммуникация неэффективна, если барьером для общения выступает психологический аспект общения.
Эффективная коммуникация – ключевой момент в кризис:
Общение является важным аспектом нашей жизни, будь то личной или профессиональной, и хотя принято считать, что общение – это просто обмен словами, это гораздо больше. .
Слова говорящего составляют лишь часть передаваемой информации, 7%, если быть точным. Ваши невербальные сигналы, такие как выражение лица, тон голоса и язык тела, имеют гораздо большее влияние на то, как будет воспринято сообщение.
Часто во время взаимодействия, когда вербальный и невербальный массаж не согласовываются, это может снизить ясность, взаимопонимание и, что наиболее важно, доверие. Таким образом, важность эффективных коммуникативных навыков нельзя упускать из виду.
В мире бизнеса общение считается важным навыком; тот, который всегда можно улучшить, и тот, который имеет решающее значение для успеха организационного процесса. Повышение производительности, снижение конфликтов и повышение удовлетворенности работой — это лишь некоторые из положительных результатов, связанных с эффективным общением на рабочем месте . Тем не менее, это по-прежнему остается ключевой проблемой для многих предприятий, и отсутствие связи внутри и между командами может привести к ухудшению качества обслуживания клиентов.
Каким бы сложным это ни было, очень важно, чтобы эффективная внутренняя и внешняя коммуникация была нормой в вашей организации. Это выходит за рамки создания процессов, это должно быть частью ДНК организации. Необходимо связаться с нужными людьми в нужное время, чтобы обеспечить эффективную помощь клиентам и выступить единым фронтом.
Из всех ключевых заинтересованных сторон, с которыми мы общаемся в нашей повседневной работе, мало кто отрицает, что клиент является королем. То, как мы общаемся с нашими клиентами, напрямую влияет на качество обслуживания клиентов, что, в свою очередь, влияет на удовлетворенность и вероятность повторных сделок. Но как именно мы можем повысить качество наших процессов коммуникации с клиентами?
Вот семь C, которые являются отличным инструментом для обеспечения эффективного делового общения:
Очистить
Убедитесь, что сообщение, которое вы доставляете, ясно , чтобы его можно было интерпретировать так, как вы задумали . У вас должно быть четкое представление о цели и цели сообщения, а также о том, чего вы надеетесь достичь в обмене.
Завершить
Сообщение должно содержать всю информацию и факты, необходимые аудитории , чтобы они могли принять обоснованное решение или действовать. Неполные сообщения могут значительно нарушить общение и открыть двери для неправильного толкования.
Краткий
Краткие, емкие сообщения, которые относятся к делу, имеют решающее значение, поскольку они показывают ясность ваших мыслей. Минимизируйте нерелевантную информацию и ненужные детали, чтобы избежать недопонимания, вместо этого сосредоточьтесь на ключевых моментах, которые вы хотите выделить.
Заслуживающий доверия
Это подразумевает открытость в общении и включение подтверждающих фактов из достоверных источников в поддержку вашего сообщения, поскольку это усилит сообщение и укрепит доверие.
Внимательный
Проявление сострадания и вежливости в словесном обмене способствует уважительному диалогу, в котором учитываются обе точки зрения. Покажите, что вы не просто слышите, а слушаете то, что вам говорят.