Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Путь формирования мировоззрения: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

79. Основные пути и средства формирования мировоззрения личности.

Сознание, на каком бы уровне оно ни находилось, всегда имеет своим результатом определенную оценку, понимание и, следовательно, некое знание действительности. Это знание может относиться к сфере житейского, обыденного сознания, которое складывается под влиянием традиций, настроений, привычек, носящих порой весьма консервативный характер. Оно, это знание, может также функционировать в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, отражающих наиболее существенные, закономерные связи и отношения объективной действительности. Речь, таким образом, идет о том, что в реальной жизни существует как стихийное, так и научное мировоззрение.

Мощный рост науки обуславливает не только развитие ее теоретического аппарата. Он наложил отпечаток на формы и стиль современного мышления, одной из черт которого является стремление к строгой фактической достоверности.

Факты действительности становятся одной из исходных основ научного мировоззрения, если они поднимаются до уровня теоретических обобщений.

Отражая общие и наиболее существенные стороны множества явлений, обобщения служат средством их объяснения и предвидения, дают принципы решения не только тех задач, на основе которых они были выведены, но и всех других, относящихся к данной целостности.

Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль принадлежит методологическим идеям, в которых с наибольшей полнотой и глубиной раскрываются внутренние законы действительности. Отражая не только сущее, но и должное, такого рода идеи выступают одним из механизмов организации и получения научного знания.

Формирование научного мировоззрения как педагогический процесс объективно требует сделать достоянием учащихся упорядоченную совокупность методологических идей. Школьники должны усвоить такие законы и категории материалистической диалектики, как материальность и познаваемость мира; движение как форма существования материи; первичность материи и вторичность сознания; единство и борьба противоположностей; причинная связь — всеобщий закон действительности; выход количественных изменений за пределы меры и их переход в качественные; непрерывность и прерывность в развитии; диалектика причины и следствия; явление как выражение сущности; практика как основа познания и критерий- истины.

На базе диалектико-материалистических представлений у учащихся формируются такие основополагающие понятия и идеи, как материальное производство — основа общественного развития; закономерный характер смены социально-экономических формаций; классовая борьба — движущая сила развития классового общества; неизбежность гибели капитализма и победы коммунизма; решающая роль народных масс в истории; социальная революция и ее движущие силы; победа Великой Октябрьской социалистической революции — начало новой эпохи всемирной истории; мировая система социализма — решающий фактор современного развития человечества; империализм — главный враг народов, борющихся за мир, национальную независимость; преимущества социализма перед капитализмом; развитие социалистических общественных отношений и постепенное перерастание их в коммунистические; руководящая и направляющая роль Коммунистической партии в революционном преобразовании общества и др.

Глубина анализа и степень мировоззренческих обобщений не могут быть одинаковыми на разных этапах обучения. «Когда речь заходила о школе,— вспоминала Н. К. Крупская,— Владимир Ильич говорил, что одна из самых важных задач, которые стоят перед Наркомпросом,— это создать программу, в которой, может быть, и не упоминалось слово «марксизм», но которая по существу дела показывала связь явлений в их настоящем виде, которая показывала бы, как связаны различные отношения в природе — хозяйственные, общественные,— которая показывала бы эту увязку; дать такое ясное представление о связи явлений, о развитии этих явлений — это значит дать основу марксизма».

Существует взгляд, согласно которому на начальном этапе обучения будто бы можно ограничиться простым накоплением фактов. Между тем уже в начальных классах существует принципиальная возможность раскрывать то, что дает знание общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие. Пониманию младших школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер. К ним относятся начальные представления о сезонных изменениях в жизни природы, материальном единстве мира и его постоянном развитии, социальных противоречиях и классовой борьбе, роли пролетариата и Коммунистической партии в социалистической революции, несовместимости науки и религии и др.

Интенсивное формирование личности в подростковом возрасте делает этот процесс достаточно благоприятным для овладения диалектико-материалистической концепцией мира. Изучая систематические курсы основ наук, подростки совершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерности и движущие силы общественно-исторического процесса, приходят к самостоятельным мировоззренческим выводам. Актуальная потребность подросткового возраста — стремление к самоутверждению. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, дает толчок формированию общественно-политических, нравственных и эстетических идеалов. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов и установок, неадекватная самооценка, склонность к подражанию. В этих условиях важно научить учащихся противостоять антинаучным идеологическим влияниям, побуждать к самостоятельной и обоснованной оценке явлений.

В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философская направленность мышления, познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в систему «вещей и знаний» создают у старшеклассников прочную основу для формирования фундаментальных методологических идей высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений, обеспечивающих широту ориентировки в мире, принципы поведения и деятельности.

В этом активно участвует одно из ценнейших новообразований ранней юности — самосознание личности, непосредственно обусловленное ее самооценкой и уровнем притязаний, идеалами и ценностными ориентациями, представлениями о себе, о своих ожиданиях и жизненных планах.

С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение, включающее в себя организацию активной пробы сил, первоначальное принятие и усвоение личностью системы ценностей, целей, эталонов, норм и стандартов, характеризующих ту или иную профессиональную группу, формирование морально-психологической и трудовой готовности следовать своему общественному и государственному долгу в той или иной сфере народного хозяйства, прежде всего в сфере материального производства. Нельзя, однако, забывать, что социальное и идейно-нравственное созревание юношей и девушек порой отстает от их интеллектуального и физического развития. Это порождает у некоторых из них неуверенность, обывательские настроения, пассивность, политическую наивность. Задача учителя — вооружать учащихся знанием диалектики общественного развития, его классового анализа и принципиальной оценки, аргументированно разоблачать происки буржуазной пропаганды.

Формирование мировоззрения носит многоуровневый характер, на что обращает внимание ряд исследований (И. Я. Лернер, Г. Е. Залесский, И. В. Сысоенко, В. М. Щуревич и др.). По мнению Э. И. Моносзона, оценка уровня сформированности мировоззрения должна включать следующие основные характеристики: 1) оптимальное усвоение важнейших понятий, законов, теорий науки, имеющих определяющее значение для понимания сущности процессов развития природы, общества и мышления; 2) устойчивое, осознанное личностное отношение к изучаемому материалу, его мировоззренческому содержанию; партийный, классовый подход к явлениям современной международной и внутренней общественно-политической жизни; 3) готовность школьников к борьбе за идеалы коммунизма; общественно-политические, нравственные и эстетические ценности советского общества; стремление отстаивать взгляды и убеждения; 4) проявление коммунистической убежденности в повседневной деятельности и поведении; 5) учет и анализ случаев неадекватных коммунистическому мировоззрению высказываний.

Процесс формирования мировоззрения детерминирован реализацией ряда специально организованных педагогических условий. Есть педагоги, которые склонны считать, что, раскрывая фактическую сторону материалистического по своему содержанию учебного материала, они тем самым уже достигают искомого воспитательного эффекта. В то же время иногда учащимся сообщают абстрактные обобщения, не опирающиеся на знание конкретных фактов и явлений. В формировании научного мировоззрения одинаково опасны как объективистский, так и социологизаторский подход. Как подлинно научная методология, коммунистическое мировоззрение закономерно воплощает в себе объективные результаты длительного процесса общественно-исторического познания. Важно не просто излагать положения марксистско-ленинской науки как неоспоримые истины, а аргументировать их истинность и непреходящее значение, опровергая лживые, извращенные факты объективными, достоверными фактами.

Фактам и обобщениям мировоззренческого характера необходимо придавать строго научную убедительность и безупречную доказательность.

Раскрывая научное превосходство марксистско-ленинского мировоззрения перед буржуазным, передовые учителя подвергают научно обоснованной критике буржуазные теоретические концепции и пропагандистские схемы, паразитирующие на открытия отдельных отраслей знания, интерпретирующие добытые той или иной наукой результаты в духе идеалистического мировоззрения. К таким концепциям относятся различные версии «народного капитализма», «планового капитализма», «смешанной экономики», «государства благоденствия», «постиндустриального общества» и др. При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что все эти буржуазные теории и концепции тонко маскируются под истинно научную, «объективную» трактовку общественного развития, но по своей классовой и методологической сути остаются субъективным произволом.

Реализация идейно-теоретической направленности требует привести в движение идеологические функции основ наук, давать решительный и своевременный отпор антикоммунизму.

Формирование мировоззрения учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях



Нет, и не может быть личности, не имеющей каких-либо представлений о мире и месте человека в нем. Представления эти могут быть примитивными, малообоснованными, ненаучными, научными, но они есть у каждого человека. Эти представления существуют в виде определенной системы взглядов и убеждений, сложившейся в результате индивидуального опыта. В соответствии со своей системой взглядов и убеждений человек ищет ответ на любой вопрос, поставленный жизнью. Нравственность человека, его экологическая культура, эстетические идеалы и т. п. есть не что иное, как проявление личного отношения человека к окружающей действительности, т. е. его мировоззрения. В конечном счете, мировоззрение обусловливает линию поведения людей и составляет основу решения всех остальных задач воспитания. Именно поэтому формирование личности — это, прежде всего формирование ее мировоззрения.

Мировоззрение относится к числу важнейших характеристик личности, направляющих жизнь и деятельность человека через систему целей и ценностей. Начиная с первого класса, активно развиваются мировосприятие и миропонимание детей, их познавательные интересы. Школьники учатся наблюдать за явлениями природы, событиями общественной жизни. В этот период накапливаются знания, развивается мышление, формируется эмоциональный и моральный опыт учеников. Поэтому необходимо использовать основные элементы деятельности школьников на уроке, направленные на положительное отношение и принятие поставленной учителем задачи, активное восприятие и осмысление научных фактов, выяснение спорных вопросов, положений, новой информации, которые способствуют выработке уверенности в истинности получаемых знаний, закрепление и выявление связей и зависимостей между новыми и усвоенными идеями для систематизации, построение всех видов деятельности школьника.

В формировании элементов мировоззрения у младших школьников наблюдаются два встречных процесса. С одной стороны, на основе сложившегося уровня воспитанности формируется отношение к миру. С другой стороны, усвоение мировоззренческих знаний постепенно не только углубляет это отношение, но и расширяет круг явлений, вызывающих такое отношение, делает его осознанным.

Мировоззрение это целостная система взглядов на окружающий мир, представляющая собой совокупность философских, научных, политических, экономических, правовых, этических, эстетических и других понятий о месте человека в природе и обществе, характере его отношений к окружающей среде и к самому себе. Мировоззрение включает в свою сферу также убеждения, идеалы, жизненную и научно-теоретическую ориентацию, систему взглядов и ценностей, определяющих направление деятельности и отношение к окружающему миру, способы осознания действительности. Каждая учебная дисциплина в школе, давая учащимся, определенный круг знаний, способствует воспитанию мировоззрения. Оно складывается из элементов всех форм общественного сознания: философских, научных, политических, этических, эстетических и др. В мировоззрении обобщен опыт духовного и практического освоения мира. Ядром любого мировоззрения выступают философские взгляды, опирающиеся на обобщение знаний о природе, обществе и объясняющие закономерности природы.

Мировоззрение — система философских, научных, социальных, политических, этических, эстетических и других взглядов и убеждений, отражающих в сознании человека общую картину мира и определяющих направленность его деятельности. Оно является результатом воспитания. Взгляды и убеждения как основные компоненты мировоззрения — это принятые человеком достоверные и эмоционально переживаемые представления о мире. Усвоение мировоззренческих аспектов сознания обеспечивается отбором содержания учебного материала, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой сфере деятельности, а также межпредметными связями. Взгляды и убеждения, как утверждают педагоги и методисты, формируются в коммуникативной, трудовой, общественной, художественной, технической, учебно-познавательной, исследовательской и других видах деятельности.

Формирование мировоззрения — сложный процесс, осуществляющийся в течение всей жизни человека (особенно интенсивно в школьные годы, в период систематического овладения основами наук и опытом общественной жизни). При этом становление мировоззрения определяется, в первую очередь, содержанием учебных дисциплин в школе.

В формировании мировоззрения предметы эстетического цикла занимают центральное место. Во-первых, искусство, развивая эмоционально-чувственную сферу ребенка, облагораживает, очеловечивает его знания, формирует эстетическое отношение к жизни. Во-вторых, целостное постижение произведения искусства через развернутый художественный образ, задействует все стороны психики ребенка: интеллектуальную (анализ), эмоциональную (проживание), деятельность (творческую). В-третьих, искусство, как и наука, может создавать целостную картину мира, рассматривать модели миропонимания и форм знаний, но делает это в единстве мысли и чувства, раскрывая возможности для получения универсальных знаний. К сожалению, истинное значение эстетического воспитания осознается до сих пор недостаточно.

В современной школе эстетическое воспитание должно стать приоритетным направлением развития личности человека. Возрастает роль способности человека к синтезу и обобщению. Важным становиться развитие воображения, умение соотносить разнородный материал, способность человека гармонизировать мир, воспринимать его картину целостно. Эти способности развиваются у человека, прежде всего, за счет предметов эстетического цикла.

Реальная картина педагогического процесса в школе характеризуется преобладанием рационально-логических способов познания, в которых доминирующим является анализ, членение, классификация, опора на понятийное мышление. Художественно-образные методы познания, лежащие в основе искусства и опирающиеся преимущественно на синтез, представлены в школе недостаточно. Постоянная апелляция к разуму и недогрузка эмоционально-образной сферы человека притупляет остроту чувственного восприятия и формирует природный ум ребенка. Именно искусство учит ребенка главному — умению сопереживать, сочувствовать, сострадать, смотреть на мир глазами другого человека — художника, композитора, писателя, поэта. Искусство учить и знать, и переживать. Знание, пропущенное через чувство, более многомерное, целостное.

Задача формирования мировоззренияучащихся средствами изобразительного искусства требует раскрытия критериев, показателей, которые определяют собой качественный уровень формирования мировоззрения на определённых этапах обучения и воспитания школьников. Одним из основных критериев является сознательное усвоение конкретной системы знаний, умений и навыков по курсу изобразительного искусства (в каждом классе и в конце обучения изобразительному искусству в школе) и творческое использование этих знаний, умений и навыков в практической деятельности (в процессе рисования и в процессе анализа произведений изобразительного искусства на уроке, в музее, на выставке и т. д.). Успешное выполнение рисунка, широкое привлечение на различных уроках (истории, литературы, географии и др.) знаний и умений по предмету изобразительного искусства, глубокий, содержательный анализ произведений, свободное оперирование знаниями в области изобразительного искусства в самых различных ситуациях — все это может служить определенной характеристикой указанного критерия уровня формирования мировоззрения, диалектико-материалистического подхода к действительности.

В выдающихся произведениях художников как в фокусе собраны типичные явления жизни. Эти произведения заставляют по-новому смотреть на мир, подмечать его красоту. Умения и навыки в области восприятия и оценки художественных произведений повышают культурный уровень учащихся. Знания и навыки постепенно развиваются — начиная с элементарного умения рассматривать картину и разбираться в ее содержании до понимания художественных средств выражения, с помощью которых художник смог передать свой замысел.

Беседы об изобразительном искусстве являются важным средством не только эстетического, но и, нравственного и патриотического воспитания учащихся. Во время бесед учитель показывает детям картины, в которых отражена природа нашей Родины, запечатлены события из истории страны, портреты людей, которые прославили Отчизну. Чем в более яркой и эмоциональной форме будет рассказано учителем о картине из жизни нашей страны, тем больше чувств вызовет она в ребенке, тем более рельефно отпечатается в его сознании.

В беседах об изобразительном искусстве учащиеся получают начальные знания по истории русского и зарубежного искусства. Рассматривая произведения изобразительного искусства, школьники получают понятие о его мировом значении, национальном многообразии, богатстве творческих индивидуальностей их авторов, жизнеутверждающей силе. Причем школьников необходимо учить, не только раскрывать повествовательную сторону художественного произведения, но и анализировать его эстетическое содержание. Умея определить эстетические достоинства, изобразительно-выразительные средства произведения, ученик сможет объективно оценить его художественное значение.

Изображение в художественном произведении людей с их делами и переживаниями всегда выражает определенное отношение к ним автора. Отсюда понятно, что произведения изобразительного искусства не только раскрывают человеку определенные чувства с неизвестной ему доселе глубиной, но и формируют его отношение к объектам и явлениям действительности, помогают выработать их моральную оценку. При этом следует указать на возможность активного проявления эстетического отношения у зрителя, воспринимающего произведения художника, поскольку эстетические чувства тесно связаны с нравственными оценками и убеждениями. То обстоятельство, что в эстетическое отношение включаются наши нравственные оценки и чувства, объясняет тот факт, что произведение искусства может не только вызвать у человека эстетическое наслаждение, но и побудить к определенным действиям и поступкам.

Важным элементом формирования мировоззрения является развитие гуманистических взглядов. Гуманизм (от лат. humanus — человеческий) — это совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, безусловную ценность личности, а также отражающих заботу о благе людей, их всестороннем развитии. Понятие «гуманизм» отражает в концентрированном виде все оттенки ценностного отношения к человеку. Его основное ядро составляет признание человека как личности и утверждение блага человека в качестве критерия оценки деятельности всех социальных институтов, социоприродных и общественных отношений. Важнейшей стороной гуманизма является обращение к сущностным природным основам человека, к его внутреннему миру, духовному содержанию в целях достижения внутренней гармонии между социально детерминированными структурами личности и структурами, выражающими глубинную сущность каждого человека как личности. В то же время содержание традиционного понятия о гуманизме в настоящее время расширяется включением природной составляющей. Поэтому слово «гуманизм» используется не только в отношении «человек — человек», но и в отношении «человек — природа».

Осознание своего внутреннего мира, а вместе с этим и осознание непреходящей ценности человека как единства его социальной и биологической природы — важная сторона развития гуманистических взглядов у подрастающего поколения. Это имеет непосредственное отношение к духовности и культуре личности. С точки зрения материализма, духовное — особый, высший результат материальной, общественно-исторической практики людей.

Понятие духовности в настоящее время, как и гуманизм, рассматривается в тесной связи с природно-социальными отношениями.

Благодаря духовности человек может воспринимать и осознавать себя частью окружающей его природы и всего реального мира Это позволяет осмыслить весь прошлый опыт становления человечества, а также взаимосвязи человека и природы, осознать их будущее взаимодействие и развитие. Формирование таких взглядов связано с раскрытием учебного содержания предмета «Изобразительное искусство».

Опираясь на факты и реальность явлений живой природы, используя примеры ее движения и развития, раскрывая причинно следственные связи в природе, следует постепенно формировать у учеников научно-материалистическое мировоззрение.

Воспитание мировоззрения, самостоятельного мышления, культуры труда, эстетическое и нравственное воспитание связаны между собой и обусловлены содержанием учебного материла по изобразительному искусству.

Мировоззрение всегда формируется в деятельности. Учебный предмет поставляет ученику информацию (содержание), а философские взгляды формируются в процессе самостоятельной деятельности учащихся по усвоению и применению мировоззренческих идей. Учитель должен организовывать эту деятельность так, чтобы она способствовала проявлению и корректировке имеющихся убеждений.

Процесс формирования мировоззрения — это, прежде всего процесс формирования мышления. Осознанность восприятия, понимание изучаемого — первое важное условие формирования научных взглядов. Учащиеся должны научиться обобщать, систематизировать, экстраполировать, видеть проблему и намечать пути ее решения, устанавливать межпредметные связи. Последние играют особенно значимую роль в формировании мировоззрения. Главная задача установления межпредметных связей заключается, пожалуй, именно в этом. Они способствуют развитию широты взглядов, формированию сначала художественной, а затем и естественнонаучной картины мира, возникновению потребности объяснять явления с материалистических позиций. На этой базе появляется уверенность в безграничных воспитательных возможностях искусства и в том, что это зависит от успехов в его постижении.

Современная российская школа ориентирована в целом на формирование у учащихся научно-материалистических взглядов. Однако в новых учебниках и программах возможен отход от материализма к другим мировоззренческим концепциям.

Сейчас при формировании мировоззренческих убеждений, установок учащихся разумно соблюдать уважение и терпимость к их взглядам, необходимые для самоопределения личности при свободном выборе решений и проявлении ответственности за свои поступки.

Учителю изобразительного искусства важно руководствоваться основными положениями материалистического миропонимания при подборе и изложении материала художественного содержания, используя научное объяснение фактов, закономерностей, идей и приучая учащихся правильно осмысливать их. Такой подход обеспечивает формирование у учащихся убеждений в том, что явления происходящие в окружающей действительности объективны и протекают независимо от сознания человека.

Мировоззрение — это система взглядов и убеждений человека, которая определяет его поступки по отношению к окружающей его природной и социальной среде.

В каждом учебном предмете заложен большой потенциал формирования научного мировоззрения.

Важнейшими структурными элементами научного мировоззрения являются знания, взгляды и убеждения личности.

Основы научных знаний — фундамент мировоззрения. Процесс формирования мировоззрения, несомненно, начинается с усвоения основ научных знаний. Знания являются фундаментом, на котором базируется мировоззрение. Для того чтобы выражать свое отношение к чему-либо, быть в чем-то убежденным, надо это, прежде всего, знать.

Наиболее существенным недостатком в знаниях учащихся в настоящее время является не то, что их мало, а то, что они не организованы в четкую структуру и не систематизированы. Учащиеся подчас не понимают, что — главное, что — второстепенное; где основной тезис в тексте учебника и что является его основанием, а что его следствием; что относится к области фактов, а что — к их теоретическому объяснению; что является определением понятия, а что — законом. Они часто учат все подряд, в результате чего приобретают набор сведений, не приведенный в систему, не «разложенный по полочкам», не имеющий четко осознанной структуры. Учащиеся должны приобретать не совокупность, а систему знаний.

Однако наличие системы знаний не обеспечивает автоматически наличие убеждений. Нужны специальные педагогические усилия по переводу знаний в убеждения.

Определяющим условием формирования научного мировоззрения является перевод знаний во взгляды, а взглядов — в убеждения.

Чтобы знания превратились в личный взгляд, их надо каждому не только продумать, но и глубоко прочувствовать. Формирование взглядов обычно начинается с эмоциональной оценки фактов. Чаще всего она возникает в результате яркого образного показа событий, вызывающих сопереживание («оценка сердцем»). Сказанное позволяет сделать педагогически важный вывод: в процессе формирования мировоззрения надо искать такие способы, приемы воздействия, которые обогащают, перестраивают эмоциональный мир учащихся, развивают воображение, личностное отношение к действительности. Вот почему формирование познавательных интересов в процессе обучения изобразительному искусству имеет прямую связь с формированием мировоззрения школьников. Ни о каком формировании мировоззрения не может быть и речи, если ученик остается равнодушным к тому, что говорит учитель на уроке, если ему скучно.

Рецепты тут дать трудно. С определенностью можно сказать лишь то, что в пробуждении эмоций огромную роль играет манера, стиль и тон учителя. У всех учителей они разные, и их нельзя нивелировать. Что должно быть у каждого — так это неравнодушие к излагаемым проблемам, а вот форма его проявления может быть разной. Неравнодушие учителя, широкое использование исторического материала, лучших образцов учебной и популярной литературы будут создавать у учащихся определенное отношение к миру и его познанию.

Взгляды являются первой ступенью формирования мировоззрения. Они представляют собой оценочное суждение личности и оказывают определенное влияние на поведение человека. Но не всегда правильные взгляды подкрепляются соответствующими действиями и поступками. Взгляды — это только потенциальная готовность к действиям.

Следующей ступенью формирования мировоззрения являются убеждения, которые выступают в роли побудительных стимулов к деятельности и более тесно связаны с поведением.

Убежденность — это уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами. Убежденность формируется на основе синтеза научных знаний и жизненного опыта самих учащихся и проявляются в оценках, отношениях, поступках, поведении. Убеждения являются ядром и организующим началом мировоззрения. Мировоззрение, основанное на убеждениях, обусловливает активную жизненную позицию человека.

Сложность перевода знаний в убеждения состоит в том, что убеждения, хотя они и формируются на базе знаний, не идентичны им и не являются высшим уровнем усвоения научных понятий, закономерностей природы, явлений искусства. Можно все знать и не быть убежденным.

Переход научных знаний в убеждения можно представить в виде следующей схемы последовательных этапов: научные знания — личностное отношение к ним -потребность в отстаивании, использовании их — умение использовать, отстаивать, доказывать, опровергать, оценивать и т. д. Об убежденности можно говорить только тогда, когда знание человека прошло все этапы.

Можно вычленить несколько условий, которые способствуют переводу знаний в убеждения. Обязательным условием этой работы является развитие у учащихся диалектического мышления. Для этого нужно вырабатывать ряд специальных интеллектуальных умений: умение рассматривать изучаемое явление с разных точек зрения; умение рассматривать изучаемое явление во взаимосвязи с другими; умение рассматривать изучаемый объект в условиях влияния различных факторов, воздействующих на него; умение рассматривать явления и события в развитии, видеть перспективу изменений; умение рассматривать изучаемое событие в конкретных условиях места и времени.

Кроме диалектического мышления, переводу знаний в убеждения способствует:

– последовательное выделение главного (генерализация знаний),

– правильное толкование фактов,

– доказательность, логическая убедительность и непротиворечивость теоретических выводов и обобщений;

– использование всего фонда опыта и наблюдений;

– раскрытие способов получения знаний в науке, соблюдение принципа историзма,

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– пробуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу,

– связь обучения с жизнью;

– личность учителя.

Убеждениями становятся главным образом те мировоззренческие идеи, которые личность может применить в жизни. Нужно упражнять учащихся в применении этих идей в обсуждениях, упражнениях, дискуссиях, трудовой деятельности, изобразительном творчестве. Применение мировоззренческих идей в жизненном опыте самих учащихся — это еще одно важное условие формирования мировоззрения.

Нельзя на одном уроке сформировать мировоззрение, однако на каждом уроке нужно создавать тенденцию к его формированию. Процесс формирования мировоззрения длится на протяжении всей жизни. Поскольку этот процесс связан с постоянными и непрерывными изменениями в общем развитии учащихся, то и система представлений, понятий и идей об окружающем мире на разных этапах школьного обучения будет не одинакова.

Средствами проверки степени сформированности научного мировоззрения учащихся являются обобщающие уроки, где ставятся специальные вопросы, диспуты, сочинения на свободные темы, индивидуальные беседы, поступки учащихся в школе и за ее пределами.

Показателями проявления убежденности учащихся являются:

– неоднократная идентичная оценка учеником тех или иных фактов и положений;

– постоянство высказываемых мнений;

– уверенность и категоричность суждений;

– самостоятельное оценочное отношение к явлению;

– эмоциональность отстаивания своего мнения;

– соответствие высказываемых суждений и поступков.

Сложность процесса формирования научного мировоззрения заключается в том, что он протекает под воздействием многих факторов, в числе которых влияние социальной и домашней среды, обучения и воспитания в школе, средств массовой информации и др. Трудности связаны с тем, что эти факторы действуют на каждого по-разному, и в отдельных случаях — противоречиво.

Воспитание подрастающего поколения всегда являлось важнейшей функцией школы. Воспитание — это процесс формирования у учащихся моральных представлений и понятий, черт характера, стремлений и чувств, поведения, т. е. процесс формирования их личности.

Формирование личности подрастающего человека требует систематического и целеустремленного воздействия.

Как соотносятся между собой воспитание и обучение? Это — процессы неразрывно связанные. Общепринятым поэтому считается понятие «учебно-воспитательная работа». Основным в теории обучения является принцип воспитывающего обучения.

Однако обучение и воспитание имеют и свои специфические задачи, так как первое направлено на формирование знаний умений и навыков, а второе — на организацию жизненного опыта учащихся и выработку привычек поведения.

Объективно связь обучения и воспитания выражается в том, что всякое обучение неизбежно воспитывает учащихся в определенном направлении, независимо от того, хочет или не хочет этого учитель. Процесс обучения невозможен без воспитания. Плохое обучение также воспитывает, но в отрицательном направлении, так как учитель являет собой пример нерадивого отношения к своим обязанностям.

Воспитание у учащихся положительных качеств неразрывно связано с поведением и чертами характера учителя. Для того чтобы служить примером для своих учеников, учитель должен в первую очередь предъявлять самые высокие требования к себе самому. Эти требования состоят в образцовом выполнении своих обязанностей, хорошей подготовке всех уроков, в отличном выполнении педагогических рисунков на классной доске, в выполнении всех данных обещаний, в спокойном, ровном и благожелательном отношении к своим ученикам, в умении радоваться их успехам, поддерживать и помогать при затруднениях, в культуре речи и др.

Независимо от того, какой предмет учитель преподает, он обязан решать на каждом уроке те или иные задачи воспитания. Нельзя сегодня обучать, а завтра воспитывать. Творчески работающий учитель должен уметь осуществлять воспитательное воздействие на уроке в единстве с его содержанием и организацией. При этом важно не то, сколько воспитательных задач решалось учителем на уроке, а насколько эффективно они были решены.

Главным воспитывающим фактором урока остаётся личность учителя. Учитель, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, широкой эрудицией, постоянно следящий за развитием науки, культуры, искусства, политики и экономики, способен решать комплекс воспитательных задач на каждом уроке. Проследить, как выполняются воспитательные задачи, на одном уроке не всегда удается. По одному уроку вообще нельзя сделать объективных выводов. Материал для выводов о степени воспитательного воздействия может дать анализ 5–6 уроков у данного учителя в одном и том же классе.

Мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда. Каждый поворот жизни заставляет, побуждает снова и снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая свои прежние решения. В юности это делается наиболее категорично. Все изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:

  1. Формирование научного мировоззрения — это процесс самостоятельного прохождения каждым школьником всех этапов от овладения знаниями до выработки убеждений. Формирование мировоззренческих взглядов и убеждений носит глубоко личностный характер. Простое заимствование мировоззрения в «готовом виде» у учителя, других людей невозможно.
  2. Формирование мировоззрения происходит одновременно и в единстве с усвоением учебного материала. Вся учебно-воспитательная работа в процессе обучения изобразительному искусству направлена на формирование научного мировоззрения, поэтому на уроках обычно отсутствует специально поставленная деятельность по формированию мировоззрения.
  3. Формирование мировоззрения будет тем успешнее, чем чаще происходит актуализация мировоззренческих знаний и убеждений.
  4. Работа по формированию мировоззрения школьников направляется и контролируется учителем не только путем сообщения знаний мировоззренческого характера, но и организацией деятельности учащихся.
  5. Задача формирования мировоззрения решается через последовательное осуществление нравственного, экологического, эстетического, трудового и других видов воспитания. Следовательно, научное мировоззрение составляет основу решения всех задач воспитания.

Литература:

  1. Козлов В. И. Модель специалиста — учителя изобразительного искусства. Монография. — М.: «Прометей», 2001. — 207.
  2. Козлов В. И. Подготовка, проведение и анализ уроков изобразительного искусства в процессе педагогической практики. Учебное пособие — М.: МПГУ, 2006. — 113 с.
  3. Козлов В. И. Профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства в вузе. Монография. — Набережные Челны: НГПИ, 2010. — 431 с.
  4. Веретенникова Л. К. Подготовка студентов к развитию творческого потенциала школьников. Монография. М.: «Альфа», 2008. — 276 с.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, знание, научное мировоззрение, убеждение, взгляд, урок, формирование мировоззрения, умение, учащийся, учитель.

Три фактора, формирующие наше мировоззрение

Три фактора, которые формируют наше мировоззрение

То, как мы думаем, различаем и принимаем решения, оказывает большое влияние на наше мировоззрение.

По всей жизни
06 ноября 2015 г.

  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в Twitter
  • Поделиться в LinkedIn
  • Электронная почта
  • Дополнительные параметры

На нашем недавнем симпозиуме Whole Life Хосе Филип из Международного служения Рави Захариаса представил концепцию мировоззрения. У всех есть мировоззрение, признают они это или нет. Чаще всего они не говорят об этом просто потому, что не знают. Это потому, что спрашивать кого-то, каково его или ее мировоззрение, все равно, что пытаться попросить рыбу описать, насколько мокрая вода. Вы понятия не имеете, что это такое; ты просто в нем. Тем не менее, ваше мировоззрение определяет все в вас.

Что такое мировоззрение?
Прежде всего, давайте определим, чем оно не является. Дело не в физической реальности мира, в котором мы с вами живем; это наука. Вместо этого, вот что такое мировоззрение и что оно значит для нас:

  1. Это метафизическая, или философская, или идеологическая реальность мира, в котором мы с вами живем.
  2. Он управляет тем, как мы живем, а не где мы живем. Он определяет, почему мы живем, для чего мы живем, что мы ценим, что мы отвергаем, чем мы увлечены и что мы ненавидим.

Из чего состоит наше мировоззрение?
Помимо понимания того, что наше мировоззрение делает для нас, нам также необходимо знать, что есть несколько категорий, которые формируют наше мировоззрение:

  1. Когнитивные: Как мы думаем . Это центральное. Не позволяйте никому отнять это у вас или у следующего поколения, которым вы имеете честь воспитывать или служить. Как люди думают, так они и будут жить. Все остальное следует из этой первой категории.
  2. Мораль: Как мы различаем добро и зло . Мы не можем принять моральное решение, не имея четкого представления о том, что правильно и что неправильно. Наше познание и наша мораль — как две стороны одной медали. Как думаем, так и живем. Если мы думаем, что что-то в порядке, даже если это неправильно с моральной точки зрения, мы поступим неправильно.
  3. Прагматичный: Что мы делаем с правильным и неправильным . Слышали фразу «цель оправдывает средства»? Это убеждение гласит: «Неважно, что я делаю, лишь бы я выполнял свою работу». Подумай об этом. Действительно ли цель оправдывает средства? Не совсем. Но мы, кажется, думаем об этом именно так, не так ли? Мы делаем это все время. Каждый раз, когда мы попадаем в ситуацию, в которой это может повлиять на нас, первое, что у нас вызывает искушение пойти на компромисс, это не то, что мы делаем, а то, как мы это делаем.

Это три фундаментальные вещи, которые формируют наше мировоззрение. Понимание и определение этих способствующих факторов поможет нам укрепить наши ценности и направит нас к тому, как жить.

Осознаете ли вы, как вы думаете, как различаете правильное и неправильное и что вы делаете с правильным и неправильным? Почему бы сегодня не воспользоваться моментом и не изучить собственное мировоззрение? Если вы заметили несоответствия, предпримите активные шаги, чтобы укрепить основу своего мировоззрения, чтобы вы могли жить согласно библейским ценностям во всех аспектах своей жизни.

© 2015 Целая Жизнь. Все права защищены.

Развивайте сострадание в наших детях с раннего детства

Опубликовано 24.07.2014
Исчезновение самолета Mh470. Крушение корейского парома. Бои и кровопролитие на Ближнем Востоке…

читать дальше

Что такое христианское мировоззрение?

Опубликовано 15.07.2015
Знаете ли вы, каково ваше личное мировоззрение? Это библейское или небиблейское? Библейское мировоззрение основано на непогрешимом Слове Божьем…

подробнее

Три фактора, формирующие наше мировоззрение

Опубликовано 06.11.2015
На нашем недавнем симпозиуме Whole Life Хосе Филип из Международного служения Рави Захариаса представил концепцию мировоззрения…

читать дальше

Посмотреть все

Развитие и управление своим личным мировоззрением

Каково ваше личное мировоззрение? Это актуально?

У каждого свое мировоззрение. Слишком часто мы не думаем об этом, не говоря уже о том, чтобы культивировать это. В результате мы получаем мировоззрение, которое устарело и не поддерживает наш рост. Нам не мешало бы понять важность мировоззрения и научиться формировать здоровое.

Узнайте больше, чтобы узнать, почему личное мировоззрение имеет значение и как изменить свое собственное.

Осознаете вы это или нет, но у вас есть собственное мировоззрение. Чтобы расти духовно, вам необходимо мировоззрение, отражающее здоровый баланс между реальностью и вашим опытом. Чтобы развить здоровое мировоззрение, вам необходимо постоянно сомневаться и пересматривать свое понимание реальности. В этом разделе исследуется, почему развитие личного мировоззрения способствует духовному росту, как отказаться от него, когда оно устарело, и как развить здоровое.

Сила вашего мировоззрения

Ваш рост в области дисциплины, жизненного опыта и любви равен росту вашего понимания мира и того, как вы в него вписываетесь. Это ваше личное мировоззрение. Хотя он есть у всех, большинство людей не осознают этого. Часто люди даже считают себя преданными традиционной «религии», хотя на самом деле их система верований указывает на что-то совершенно иное, чем выбранное ими мировоззрение.

Например, на практике вы можете считать себя набожным католиком, но ваши личные убеждения указывают на неотъемлемое отклонение от убеждений, которое могло бы мотивировать настоящую преданность. Возможно, ваша «официальная» религия осуждает гомосексуальность как грех, призывая своих последователей держаться подальше от «практикующих» гомосексуалистов, но лично вы в это не верите, имеете много близких друзей-геев и не питаете к ним страха или осуждения.

Самым важным фактором в развитии вашего мировоззрения всегда является культура, в которой вы выросли. Мы склонны сопоставлять наши убеждения с убеждениями окружающих нас людей. Например, у вас больше шансов стать христианином в Америке, чем в Индии, где нормой является индуизм. Помимо вашей социальной культуры, на вас больше всего влияет мировоззрение ваших родителей. Вы наблюдаете за тем, как ведут себя ваши родители, вы переживаете, как они относятся к вам и другим, и именно это формирует ваше исходное мировоззрение.

Навигация по личному мировоззрению

Вы можете столкнуться с рядом проблем при навигации по личному мировоззрению.

Проблема №1: Узкое мировоззрение

У нас часто возникают трудности с формированием собственного мировоззрения частично из-за того, что наше представление о мировоззрении слишком ограничено. Существует распространенное мнение, что мировоззрение является теистическим (что оно требует Бога или веры в Бога). Этот ограниченный взгляд причиняет страдания, потому что понимание мира и своего места в нем у разных людей разное. На самом деле мировоззрение состоит из вашего определенного набора убеждений, как внутренних, так и внешних, о жизни, которые влияют на ваши мысли и поведение.

Проблема №2: Перенос

Первый опыт общения с «Богом» у вас происходит с вашими родителями, поэтому ваше мировоззрение во взрослом возрасте является результатом переноса. Этот ранний опыт часто заставляет вас формировать личное мировоззрение, не укорененное в вашей реальности. В детстве природа Бога и природа наших родителей неотличимы. Если наши родители любящие, прощающие и миролюбивые, мы будем верить, что Бог и мир тоже такие. Если наши родители властны, наказывают и ведут себя хаотично, именно так мы будем воспринимать Бога и мир. Если наши родители небрежны, мы можем считать Бога или мир безразличными и так далее.

Проблема №3: ​​Противоположные точки зрения

Мы живем в мире с огромными массами людей, которые имеют совершенно разные представления о природе мира и все же должны сосуществовать. Из-за микроопыта взросления каждого человека каждый считает свое мировоззрение универсальным, а не относительным. Это создает конфликт. Что еще более усложняет ситуацию, большинство людей не имеют реального представления о том, каково их мировоззрение. Они не осознают своих собственных предположений и слепых зон, и тем не менее считают, что полностью осознают.

Решение: пересмотреть и пересмотреть

Никакое устаревшее мировоззрение не подойдет растущему человеку. Принять чужое мировоззрение — значит принять их понимание реальности. Если вы сделаете это, вы будете выражать себя через это унаследованное понимание, а не через свое собственное. Это приводит к тому, что вы делаете, говорите, думаете и верите в то, что не отражает того, кто вы есть или как вы видите мир. Чтобы расти духовно, вам нужно активно подвергать сомнению все, во что вы верите. Он начинается с того, что больше не доверяет исходной системе убеждений и заставляет ее заслужить свое место, подвергая сомнению ее обоснованность.

Чтобы развить реалистичное личное мировоззрение, вы должны быть готовы пересмотреть свое понимание внешней и внутренней реальности, чтобы интегрировать новые знания. Вам необходимо постоянно расширять свое понимание большого мира и своего места в нем. Это практика пересмотра ваших карт реальности, как отмечалось в первом разделе книги. Вы начинаете этот процесс с того, что сначала отвергаете мировоззрение своих родителей (поскольку оно всегда более узкое, чем ваше) и заменяете его мировоззрением науки.

Например, возможно, вы всю жизнь верили, что, чтобы быть хорошим человеком, вы должны ставить потребности других выше своих собственных. Вы можете подумать, откуда взялось это убеждение, и обнаружить, что оно было привито вам вашими родителями, которые научили вас пренебрегать своими потребностями, чтобы сосредоточиться на других. Чтобы пересмотреть это убеждение, вы можете спросить себя, имеет ли оно рациональный смысл. Из тех, кого вы знаете в своей жизни, определите тех, кто ставит свои потребности выше других, тех, кто ставит потребности других выше своих собственных, и тех, кто занимает более золотую середину. Влияют ли их различные подходы на качество их характера? Они счастливы или несчастны? Что вы чувствуете, когда ставите потребности других выше своих собственных? Возможно, есть другой подход, который позволит вам позаботиться о себе и поддержать других?

Научный метод

Изначально ваш путь к личному мировоззрению должен основываться на знаниях, а не на вере. Вам нужно учиться, чтобы освободиться от мировоззрения, установленного годами вашего становления. Обучение способствует расширению себя и, следовательно, расширению вашего мировоззрения. Будьте готовы отпустить свое ограниченное видение, чтобы принять более широкое видение. Удобнее сохранить старую дорожную карту, но только в краткосрочной перспективе. В конечном счете, принятие дискомфорта пересмотра обогатит ваш рост.

Чтобы освободить свое унаследованное мировоззрение, вам необходимо тщательно оценить его обоснованность с использованием научных принципов. Разработав новое мировоззрение, вы можете использовать те же принципы для его пересмотра и поддержания: 

  • Вселенная осязаема, и ее следует изучать.
  • Вселенная подчиняется законам природы, что делает ее предсказуемой.
  • Чтобы точно работать с законами, нужно использовать научные методы для их проверки.
  • Это можно сделать только путем непосредственного наблюдения и опыта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *