Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Пути выхода из конфликта 6 класс обществознание: Способы разрешения конфликта — урок. Обществознание, 6 класс.

Конфликт. Пути выхода из конфликта

Цель: формировать умение избегать конфликтных ситуаций и умение их сглаживать.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «конфликт”, «компромисс», учить приемам сглаживания конфликтных ситуаций;
  • Развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, таких личностных качеств, как толерантность, уважение к личности;
  • Воспитательные: воспитание уважительного отношения к окружающим людям, формирование социально одобряемых форм поведения.

Ход занятия

Орг. момент

Покажите открытые ладони. Пожмите сами себе руки. При этом попробуйте разозлиться. Получается? Вы даете установку, все будет хорошо. Пожмите руку соседу по парте.

Задание 1 (На столах листочки бумаги).

Упражнения “Снежинки”.

Его последовательность:

1. Молча возьмите листок. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол.

2. Сложите ещё раз пополам. Ещё раз оторвите правый верхний угол.

3. Ещё раз сложите пополам. И ещё раз оторвите верхний правый угол.

4. Разверните листок и покажите своё «произведение искусства»!

Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя была дана чёткая  последовательность действий. Почему это произошло?

А если бы все снежинки получились одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным.

Введение в тему

Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

Почему? Как вы думаете?

Все люди разные. У нас не только  разный  возраст, пол, внешность, но и разное восприятие одних и тех же вещей, явлений. И если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, слабыми и сильными сторонами.

А вот как об этом писал Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее…

Эпиграф на доске:

  • «Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда».
  • «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу».
  • «Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой».
  • «Конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а дурак — вход».

Сообщение темы и целей занятия

Тема нашего занятия «Конфликт. Пути  выхода из конфликта». Данная тема выбрана не случайно. Наблюдая за ситуациями, которые часто происходят у вас между собой, я сделала вывод, что избегать конфликтов вы не умеете. От этого часто происходят споры, вы обижаетесь друг на друга. Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций. Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликт”, «компромисс”, причины возникновения конфликта, а так же основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях.

Очень часто нам приходится слышать такое выражение:

Эпиграф на доске: «Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу».

Как вы понимаете смысл этих слов?

Если коллектив не может жить и работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения и даже драки. Всё это способствует разжигание… а чего? Попробуйте догадаться сами, просмотрев мультфильм. (Спички. Конфликт.) Кто догадался, какую тему  поднял автор этого мультфильма?

Работа по теме
  • Что такое конфликт?
  • Почему он возникает?
  • Как его избежать?
  • Как прекратить «расхлёбывать» кашу, которую заварили во время таких столкновений?

Для начала давайте заглянем в словарь, с помощью которого попытаемся ответить на интересующие нас вопросы. (по мере беседы появляются понятия на слайде.)

1. Конфликт — столкновение, противоречие,которое рождает враждебность,страх, ненависть между людьми.

2. Конфликтный человек — человек, который чаще других создаёт и вовлекает других в конфликтные ситуации и конфликты.

3. Конфликтовать — столкнуться, противостоять.

4. Конфликтная ситуация — накопившиеся противоречия,содержащие причину конфликта.

5. Компромисс — разрешение некой конфликтной ситуации  путем взаимных уступок.

Рассмотрим структуру конфликта.

  • К С (конфликтная ситуация) + И (инцидент) = К (конфликт)
  • К С – это накопившиеся противоречия, содержащие причину конфликта
  • И – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта
  • К – конфликт,столкновение,противоречие

Вопросы:

1. Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово конфликт? Как вы думаете? Приведите примеры.

(Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)

2. Как видим, преобладают отрицательные эмоции.

3. В чём же вред конфликтов? Как вы думаете?

Конфликты могут возникать везде: между детьми, в семье, на работе, в природе и даже между мудрецами. Послушайте,пожалуйста, индийскую сказку «Мудрецы и слон»

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы узнаем, какой он – слон».

Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо, оно медленно двигалось вперед-назад.«Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он.«Вы оба не правы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.«Слон похож на копьё», — воскликнул четвертый.«Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона.Шестой мудрец подергал слоновий хобот. «Вы все не правы, — сказал он, — слон похож на змею».«Нет, на веревку!» — «Змею!» — «Стену!» — «Вы ошибаетесь!» — «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Вы смеялись, когда я рассказывала эту сказку? Почему?

— В чем же было дело?

Вы правы! Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Они так до сих пор и не знают, как выглядит слон.

Физминутка

Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз — наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен.
Руки подняты вверх.

Чтение надписей на доске, обсуждение

Разрешение конфликта (схема на доске)

  • Юмор
  • Уступка
  • Компромисс
  • Грубость
  • Сотрудничество
  • Угрозы
  • Уход от решения проблемы

Назовите слова, которые найдут пути выхода из конфликта. И что по вашему мнению, не поможет, а наоборот навредит и все усложнит?

Практическая работа

Общение — основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные вопросы. Давайте сейчас посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

Ситуации:

1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас . Как вы поступите? Будете плакать; ударите его; сделаете ему замечание; не скажете ничего; пожалуетесь учителю.

2. Один из одноклассников смеётся над вашим другом. Как вы поступите? Будете плакать; пожмёте плечами; будете смеяться над ним; будете защищать товарища кулаками.

3. Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите? Пожалуетесь воспитателю; будете кричать; попытаетесь отобрать её; побьёте  приятеля.

Расставить очередность событий при нарастании конфликта

(По степени остроты противоречий)

До выполнения задания

После выполнения задания

1.

 разногласие

1. недовольство

2. стычка

2. разногласие

3. ссора

3. перебранка

4. недовольство

4. стычка

5. вражда

5. ссора

6. перебранка

6. скандал

7. война

7. вражда

8. скандал

8. война

Обсуждение результатов.

Задание. Приведите в соответствие девиз и стиль поведения

Девиз

Стиль поведения

1. «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу из него»

Избегание

2. «Чтоб я победил, ты должен проиграть»

Конкуренция

3. «Чтоб ты выиграл, я должен проиграть»

Приспособление

4. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

Компромисс

5. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»

Сотрудничество

Задание. Какое образное выражение подходит к конфликтной ситуации.

  • Попусту собака лает – гостей незваных созывает.
  • Кто сильнее, тот и прав.
  • Сам не знает и у других не спросит.
  • Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

Итог

Наше занятие подошло к концу и настало время подвести итог нашего разговора.

У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, синий, зеленый. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.

Считаете ли вы, обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

  • «Да» – красный квадратик.
  • «Нет» – синий.
  • «Сомневаюсь» – зеленый.

Закончить наше занятие мне хочется следующими словами: «Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решения окажется верным».

Памятка «Как избежать конфликтных ситуаций»

1. Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него.

2. Проявляйте уважение к мнению собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

3. Если вы не правы, признайте это.

4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

5. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7. Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.

Наш классный час мне хочется закончить стихотворением.

В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.

Спасибо за внимание.

Интегрированный урок по обществознанию и литературе «Конфликт и пути выхода из конфликта» | План-конспект урока (6 класс) по теме:

Конфликт и пути выхода из конфликта.

(интегрированный урок по обществознанию и литературе)

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.

Русская пословица

Верю я: придет пора

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак

Ход урока:

Учитель обществознания: у нас сегодня урок обществознания и литературы. Мы рассмотрим тему: «Конфликт и пути выхода из конфликта» на материале произведения   Владимира Карповича Железникова «Чучело».

Цель нашего урока:

Учитель литературы:

Владимир  Карпович Железников – имя, широко известное в детской литературе. Большую часть жизни он писал  добрые книги о детях. 26 октября 2010 года — 85-летний юбилей писателя.

Большую часть жизни он писал  добрые книги о детях. «Разноцветные истории», Хорошим людям – доброе утро», «Путешественник с багажом», «Чудак  из 6б» — даже в названии мы ощущаем улыбку автора. Его жизненная позиция оптимистична: людям надо верить. Надо уметь мечтать. Надо желать людям только доброго утра и ясного счастливого дня!

А потом в жизни писателя случилась беда. Повесть, о которой мы будем сегодня говорить, автобиографична: у племянницы В.Железникова произошло подобное событие, на которое он тут же откликнулся и написал пьесу «Бойкот» — она и была позднее положена в основу содержания повести «Чучело». Разница состоит лишь в том, что в произведении события длятся несколько дней, а в реальной жизни травля девочки продолжалась полгода.

— Ваши первые впечатления о книге? (удивила, огорчила, заставила задуматься, по-новому посмотреть на отношения в нашем классе)

— Автор назвал свою повесть «Чучело», а как бы вы еще предложили назвать? (жестокость?)

— Познакомимся поближе с героями повести,

Главная героиня Лена Бессольцева приходит в 6 класс, создадим портрет 6-го класса. Из чьих отдельных портретов он сложился бы? (ответы детей по очереди с просмотром слайдов-портретов: Миронова (Железная кнопка), Шмакова, Попов, Валька, Рыжий, Васильев). На доске появляются портреты названных героев. Дети рассказывают по плану, используя домашние заготовки:

  1.  семья;
  2. отношения в коллективе одноклассников;
  3. отношения с Леной;
  4. высказывания подростков относительно других героев повести;
  5. их действия, поступки.

— Каким получился общий портрет 6б класса?

           Портрет 6б класса.
Шестиклассники не вызывают симпатии. Злы, агрессивны, ведомы, не уважительны. Унизительная злобная сцена издевки над учительницей, отменившей поездку в Москву. Наглядна сцена с разбитой копилкой и дележ денег. Золотой телец – деньги правят людьми, они как завороженные смотрят на них, берут, хватают, пересчитывают, думают, что это сделает их счастливыми.
Сцена прощания. Дед вглядывался в лица ребят «и увидел, что во многих из них бьется пытливая мысль, а у некоторых только безразличие, а у иных даже злость и непонимание. Но ведь есть такие, у которых бьется, бьется и пробивается пытливая мысль, и это будет всегда!»
Шестиклассники похожи на животных. На фабрике детской игрушки автор описывает схожесть ребят с масками животных. Шмакова – Лиса, Лохматый – Медведь, Валька – волк.
Слова Рыжего – емкая характеристика класса: «Мы детки из клетки… Нас надо в зверинце показывать. За деньги».

— Хотели бы вы учиться в этом классе? Почему?

Учитель обществознания: Каждый из нас живет, учится и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем какие-то общие дела. В любой ситуации мы независимо от нашего желания общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, коллегами.  Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим, с четвертыми вообще неизвестно зачем разговариваем. Но без общения человеку трудно прожить.  Писатель Антуан де Сент-Экзюпери считал, что общение – единственная настоящая роскошь.

Слайд

  1. Назовите качества, которые помогают людям общаться, договариваться друг с другом ?      

Доброта

Честность

Любовь

Уважение

Благородство

Учитель литературы:  На чем строится общение в 6 классе.

Ученики:

Жестокость

Ложь

Трусость

Предательство

Равнодушие подлость

Учитель обществознания:

  1.  Что происходит, когда люди утрачивают эти качества в процессе общения?  (конфликт)

Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

КОНФЛИКТ

Внутриличностные конфликты               Межличностные конфликты             Социальные конфликты

— Какие виды конфликтов мы видим в произведении Железникова «Чучело»?   (Внутриличностные конфликты,               межличностные конфликты)  

СЛАЙД

Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников ( от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников событий.

СЛАЙД

В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.

  1. Возникновение конфликтной ситуации
  2. Осознание конфликта
  3. Проявление конфликтного поведения
  4. Углубление конфликта
  5. Разрешение конфликта

Конфликт – процесс, он протяжен во времени, как он развивается, зависит от поведения участников. Давайте рассмотрим развитие конфликта по повести «Чучело»

Учитель литературы :

  1. Возникновение конфликтной ситуации. Ребята ушли с урока в кино, Димка рассказал об этом учительнице.
  2. Осознание конфликта. Ребят не взяли на экскурсию в Москву.  Они объявили бойкот Бессольцевой.

Учитель обществознания

  1. Конфликт из внутреннего состояния перешел во внешние действия.

Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. Основное различие между ними состоит в том, что при конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений.  Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений или грубости. При неконструктивном конфликте  стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Последствия неконструктивного конфликта в межличностных отношениях могут быть самыми драматическими.

— Какой вид  конфликта в произведении «Чучело»?  Свой ответ аргументируйте.  (неконструктивный)

Учитель литературы:

  1. Проявление конфликтного поведения:  мстят Бессольцевой за проступок, который она не совершала, гоняют по всему городу, объявляют бойкот.

Таким образом, мы видим проявление конфликтного поведения.

  1. Углубление конфликта.  Какая сцена в произведении говорит об углублении конфликта?

(сожжение чучела на костре)

Просмотр кадров из фильма.

— Какими увидели героев?

— Какие чувства испытывали вы, смотря этот фрагмент?

5) разрешение конфликта

Учитель обществознания:

   Разрешение конфликта:

Подчинение – одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной

Компромисс – обоюдные уступки смягчают причины конфликта

Прерывание конфликтных действий – возможно по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за разделения конфликтующих (один из конфликтующих уезжает в другой город)

Интеграция – обе стороны сделали для себя выводы для изменения позиции,  

Учитель обществознания :  какой эпизод можно считать началом развязки?

Ученики:  Дедушка Бессольцев приносит в класс портрет.

Учитель:  Как разрешился конфликт в повести Железникова «Чучело»?

Ученики:  прерывание конфликтной ситуации, т.к.

  1. ребята узнали, что Димка Сомов  рассказал Маргарите Ивановне, что  они сбежали в кино, а не Бессольцева,
  2. Бессольцевы покинули городок.

Учитель литературы: Как вы думаете, ребята осознали свое поведение?

Ученики: возможно в какой-то момент произошло осознание их поступков (ребята отказались от бойкота Сомову, кроме Мироновой; Рыжий говорит о том, что они «детки из клетки», последние слова, которые ребята написали на доске )

Слайд: Чучело прости нас!

Учитель литературы.  Чему же учит нас эта книга, какие нравственные уроки дает нам писатель?

(Ответы учащихся.)

Обобщение учителя

Я согласна с вами, дорогие друзья. И рада, что книга заставила вас подумать об очень важных и нужных уроках:

  1. Не быть жестокими к людям, далеким и близким, к животным, к цветам и травам – ко всему живому на земле.
  2. Защищать свое человеческое достоинство, не позволять его топтать никому и никогда, ибо это грозит гибелью личности.
  3. Наконец, книга учит разбираться в людях, в настоящих и мнимых друзьях, ибо разочарование в них больно ранит душу.)

Учитель обществознания: Важное условие нормальных межличностных отношений

  1. Ставить себя на место другого человека.

Конфликты существовали, и будут существовать. Они являются неотъемлемой частью нашей жизни, но, то как разрешится конфликт, зависит от нашего поведения. Желаю всем нам, чтобы в нашей жизни конфликты всегда заканчивались положительно.

Обратимся еще раз к эпиграфу. « Верю я: придет пора  Силу подлости и злобы  одолеет дух добра».  Б. Пастернак

 

Советы, которые помогут избежать конфликта (использовались предложения из текста):
• Будь внимательным к близким и дорогим нам людям.
• Никогда никого не трави.
• Нельзя мучить людей, издеваться, мучить и без того слабые души.
Это ожесточает человека.
• Надо быть милосердным.
• Возвышаться над слабым могут только слабые.
• Поступай так, чтобы твои поступки не навредили другим людям.
• Сила человека в его корнях и в нем самом.
• Все люди разные.
• Нельзя быть «толпой».
• Поддакивать – это плохо.
• Молчание – это тоже предательство.
• Надо быть милосердным.
• Внутреннее сильнее внешнего.
• Даже в падшем можно увидеть моменты величия.
• Человек силен духом.
• Важно быть на Земле ЧЕЛОВЕКОМ, а не животным.

методов разрешения конфликтов, которые вы можете использовать в классе

Конфликт: он отлично подходит для драмы и неизбежной части человеческого прогресса, но может привести к опасным ситуациям в классе.

Конфликт может возникнуть даже в самых поддерживающих, позитивных и открытых классах, нарушая способность ваших учеников к обучению. Если не остановить, это может даже привести к насилию.

Многие округа могут предложить какой-либо тренинг по разрешению конфликтов. Даже если у вас нет, хорошая новость для преподавателей, оказавшихся в эпицентре конфликта в классе, заключается в том, что существует множество вариантов разрешения конфликта.

В этой статье обсуждаются стратегии разрешения конфликтов между учащимися, а также с сердитым, агрессивным учеником. А поскольку разрешение конфликтов является частью социального и эмоционального развития ребенка, мы включили несколько упражнений, которые помогут научить этим навыкам в классе.

Шаги по разрешению конфликтов, которые помогут учащимся расти

Спросите 100 человек, что такое разрешение конфликтов, и вы, вероятно, получите 100 разных ответов. Но есть конкретные шаги, которые вы можете предпринять, чтобы решить проблемы в классе. Не каждый конфликт будет одинаковым, и поэтому не каждый конфликт можно разрешить одним и тем же способом. Но понимание основных стратегий может помочь в большинстве ситуаций.

В зависимости от ситуации существует несколько различных вариантов разрешения конфликта. Вот некоторые примеры.

Конфликты между учащимися

Иногда искра, разжигающая конфликт, кажется простой, например, прерывание другого учащегося или использование чужой собственности без разрешения. Хотя эти типы конфликтов могут быть небольшими, исследователи обнаружили, что насилие может быть связано с относительно небольшими конфликтами, поэтому быстрое урегулирование споров имеет первостепенное значение.[3]

Когда что-то случается, преподаватели должны выделить время на SOAR: Остановиться, Наблюдать, Оценивать и Реагировать.[6] Затем вы можете признать эмоции в комнате и использовать ситуацию как возможность для обучения.

В случае серьезного конфликта между двумя учащимися, вот шесть шагов, которые учителя могут использовать, чтобы помочь учащимся разрешить спор:[4]

ученикам нужно время, чтобы успокоиться. Для младших школьников попросите их сделать несколько глубоких вдохов.

2. Делитесь, слушайте, проверяйте
Учащиеся должны слушать друг друга, делиться своими проблемами, а затем проверять, понимают ли они их. Это может потребовать практики и коучинга от учителя. Делясь информацией, учащиеся должны использовать уважительные, но настойчивые «Я-утверждения», например: «Мне грустно, когда вы не позволяете мне играть, потому что я один». Студенты могут работать над рефлексивным слушанием и перефразированием, когда они проверяют понимание. Например, они могут начинать предложения со слов «Кажется, я слышал, как вы сказали, что чувствуете…» или «Итак, вы хотите, чтобы я попытался…».

3. Возьмите на себя ответственность
После того, как учащиеся поделились своим мнением, они должны взять на себя ответственность за свои действия. Вы можете подтолкнуть учащихся, задав им открытый вопрос, например: «Что вы могли бы сделать по-другому, чтобы изменить то, что произошло?»

4. Обдумайте решения
Теперь учащиеся могут работать вместе, чтобы найти решение, приемлемое для обоих. Это хорошее время для того, чтобы студенты научились идти на компромисс. Учителю может быть полезно начать обсуждение с некоторых предложений, но лучше, чтобы идеи исходили от учеников.

5. Выберите решение
Теперь учащиеся просматривают составленный ими список решений, чтобы исключить из них те, которые не подходят им обоим, и те, которые не решат будущие проблемы.

6. Подтвердить, простить или поблагодарить
Учащиеся могут завершить занятие, признав, что произошло, и простив другого учащегося (если требуется извинение или прощение). Затем они могут поблагодарить друг друга за совместную работу над решением.

Помощь разгневанному студенту

Иногда преподавателю приходится иметь дело с учеником, который злится и мешает работе в классе. Йоркский университет в Канаде предлагает на такой случай следующие рекомендации:[2]

Сохраняйте спокойствие и вежливость и держите свои эмоции под контролем. Поддерживайте зрительный контакт и говорите четко, не повышая голоса. (Обратите внимание, что в некоторых культурах зрительный контакт может восприниматься как конфронтация. Могут быть полезны и другие невербальные сигналы, показывающие, что вы уделяете внимание.)

Предложите поговорить наедине во время перерыва в классе или пойти в более тихое место, если это безопасно . Признайте гнев ученика и позвольте ему рассказать вам о том, что его расстраивает. Слушайте и старайтесь понять настоящие проблемы, волнующие студента. Во время беседы резюмируйте и уточняйте свое понимание того, что сказал студент. Не соглашайтесь со студентом, но опирайтесь на то, что он сказал.

Вы можете помочь ученику, предоставив ему выход, позволив ему изящно отступить из сложной ситуации. Это можно сделать снова с помощью открытых вопросов, которые помогут ребенку успокоиться и понять, что на самом деле его расстроило в первую очередь.

И, наконец, предложите вашему ученику найти решение рассматриваемой проблемы. Переформулируйте и успокойте ребенка, когда он представит разумное решение конфликта.

Разрешение конфликтов и игры для детей

Обучение тому, как справляться с разногласиями и конфликтами, является важной частью социально-эмоционального обучения (SEL). Социальные навыки, такие как сотрудничество, эмпатия и самоконтроль, являются неотъемлемой частью эмоционального развития и разрешения конфликтов.[1] Помощь учащимся в развитии сильных социально-эмоциональных навыков обучения и формировании компетенций, разработанных в рамках Программы сотрудничества по академическому, социальному и эмоциональному обучению (CASEL), может способствовать интеллектуальному развитию детей, что ведет к успеху на протяжении всей жизни.

Развлекательные занятия и игры в классе могут помочь научить детей основным навыкам разрешения конфликтов и социально-эмоциональным навыкам.

Можно начать с простого чтения. Чтение вслух может вызвать обсуждение в классе о сопереживании, различных точках зрения и достоинствах терпения. Регулярное чтение и обсуждение этих тем, а также того, как они связаны с разрешением конфликтов в реальном мире, могут помочь детям развить способность справляться с конфликтами.[5] Детям также может быть полезно придумать другие способы поведения персонажей в книжных ситуациях.

Групповые занятия, такие как ролевые игры, помогают детям понять разные точки зрения, а также являются развлечением для класса. Когда они попадают в ситуацию и изображают что-то отличное от того, к чему они привыкли, дети учатся сочувствию и учится учитывать точки зрения других людей. Для младших школьников может быть полезно провести обсуждение после ролевой игры, чтобы напомнить им, что они играли другого «персонажа», и убедиться, что учащиеся извлекли уроки из веселого занятия.[3]

Когда возникает конфликт, учащиеся могут написать или нарисовать картину о том, что произошло, по нескольким причинам.[6] Во-первых, он устанавливает период охлаждения. Это также побуждает их задуматься о том, что происходит и как они себя чувствуют. Учителя могут помочь учащимся обдумать свои действия, задавая им такие вопросы, как «Что бы вы сделали по-другому?» или «Что вы при этом почувствовали?»[3]

Не бывает двух одинаковых ситуаций, но в целом эти стратегии могут помочь создать мирную и конструктивную атмосферу в классе. Когда вы имеете дело с конфликтом любого уровня, помните, что цель состоит не только в том, чтобы положить конец спору, но и в том, чтобы использовать ситуацию, чтобы помочь учащимся расти и учиться решать свои собственные проблемы.

Источники:

  1. Адаптивный класс. «Протокол разрешения конфликтов для начальных классов». Март 2001 г. https://www.responsiveclassroom.org/a-conflict-resolution-protocol-for-elementary-classrooms/
  2. .
  3. Преподавательская община в Йорке. «Управление конфликтами в классе». Йоркский университет. https://teachingcommons.yorku.ca/resources/teaching-strategies/managing-conflict-in-the-classroom/
  4. Стойкий педагог. «4 эффективные стратегии разрешения конфликтов в классе». Апрель 2018 г.0086
  5. Дрисколл, Лора. «Обучение навыкам разрешения конфликтов за 6 простых шагов». Социально-эмоциональный семинар. Октябрь 2017 г. https://www.socialemotionalworkshop.com/2017/10/teaching-conflict-resolution-skills/
  6. Курлетто, Эми. «Быстрые и эффективные стратегии разрешения конфликтов в классе». Стэнфилд.com. https://stanfield.com/quick-efficient-conflict-resolution-strategies-for-the-classroom/
  7. Центр инноваций в обучении. «Начало работы с конфликтами в классе». Cornell University. https://teaching.cornell.edu/resource/getting-started-managing-classroom-conflict

Три основных вопроса, связанных с конфликтами, для вашего класса по общественным наукам

Если мы собираемся хорошо подготовить наших студентов к тому, чтобы они стали гражданами, то мы не можем позволить, чтобы социальные науки основывались на фактах и ​​хронологии. Вместо этого он должен сосредоточиться на важных темах и существенных вопросах.

Делая акцент на этих темах, мы превращаем факты в инструменты, с помощью которых мы можем понять мир. Мы учимся читать слово, чтобы читать мир.

Вот почему я являюсь активным сторонником использования тематического учебного плана в социальных науках. Мы не все можем позволить себе роскошь структурировать всю нашу учебную программу по темам, но вы можете, по крайней мере, переплести эти темы по всему курсу и по всему содержанию.

Итак, сегодня мы рассмотрим одну тему: Конфликт. Я поделюсь списком из трех основных вопросов, которые я использую в своем классе для изучения этой темы, а также слайд-шоу, которое вы можете использовать для облегчения обсуждения со своими учениками. Оставайтесь со мной до конца, и я поделюсь некоторыми ресурсами, которые вы можете использовать и для других тем.

Чтобы получить полный список основных вопросов по пяти темам, вернитесь к основному сообщению.

Три основных вопроса о конфликте

Каждый год я начинаю с набора из трех вопросов о конфликте. Эти вопросы заставляют моих детей задуматься о некоторых важных идеях, а затем мы возвращаемся к этим вопросам на протяжении всего курса.

Я создал презентацию в виде слайд-шоу, чтобы облегчить обсуждение. Он включает в себя каждый из трех основных вопросов, несколько дополнительных уточняющих вопросов и ряд соответствующих изображений, чтобы подтолкнуть к новым идеям. Ниже я рассмотрю каждый из вопросов, расскажу о том, почему это важно, и поделюсь некоторыми общими вещами, которые мои студенты говорят в обсуждениях.

Первый слайд презентации, посвященный тому, почему страны воюют.

Если вы хотите скачать копию PowerPoint, просто введите свой адрес электронной почты ниже. Я вышлю вам ссылку для загрузки этого Power Point, а также других ресурсов, которые вы можете использовать, чтобы включить эти важные вопросы в свой класс.

Почему страны идут на войну?

Казалось бы, простой вопрос — почему страны воюют? Студенты должны быть в состоянии опираться на некоторый уровень предшествующих знаний, чтобы ответить на этот вопрос.

Часто ответы начинаются с гипотетических ответов — страны идут на войну, чтобы получить вещи или получить больше земли. Немного сложно прибить учеников к конкретным примерам, и это требует некоторых дополнительных вопросов.

Студенты часто знают о Второй мировой войне, и легко привести аргумент, что США вступили в войну, чтобы защитить себя и отомстить за японское нападение на Перл-Харбор. Другие войны, о которых учащиеся могут знать, включают американскую революцию и гражданскую войну.

К сожалению, мои ученики часто мало что знают о нынешних войнах , в которые вовлечены США. Но стоит спросить их, что они знают о событиях 11 сентября и о том, как это связано с текущими конфликтами в Афганистане и Ираке.

В конечном счете цель состоит в том, чтобы а) подумать о различных причинах войны и б) подумать о том, что конфликты имеют несколько причин. Возвращаясь к примеру со Второй мировой войной, не все так просто. Вы также должны подумать о том, почему японцы бомбили Перл-Харбор и почему Соединенные Штаты сохраняли нейтралитет в начале войны.

Был ли прав Джон Браун, когда возглавил восстание рабов в Харперс-Ферри? А как насчет того, когда он сражался в Кровавом Канзасе?
Почему страны должны идти на войну?

Этот второй вопрос непосредственно вытекает из первого, и на него нелегко ответить, если вы не составили хороший список причин, по которым страны вступают в войну — чтобы защитить себя, завоевать новые территории, получить ресурсы, установить гегемонию, сохранить баланс сил и т. д.

Более сложный вопрос: является ли это веской причиной для войны?

Здесь проявятся идеологические различия ваших учеников. Некоторые могут подумать, что идти на войну, чтобы захватить больше земли или получить больше ресурсов, — это нормально. Кто-то может подумать, что воевать вообще нельзя.

Мне нравится перефразировать вопрос и спрашивать студентов: «По этой причине вы бы добровольно участвовали в войне?» Я думаю, что часто эти решения кажутся безличными и оторванными от реальности, но когда вы должны поставить себя на их место, это совсем другая история.

И это тоже очень актуальный вопрос. В свое время в Соединенных Штатах было несколько конфликтов, и многие люди решили присоединиться к вооруженным силам и служить в них, в то время как другие решили этого не делать. Некоторые студенты могут даже сами задумываться над этим вопросом, поскольку их преследуют военные вербовщики, которые пытаются убедить их присоединиться к вооруженным силам.

Это также простой вопрос, к которому вы можете с готовностью возвращаться в течение года. Каждый раз, когда вы изучаете конфликт, подумайте, был ли он велся по уважительной причине или нет?

Эти трое — представляющие США, Великобританию и СССР — маловероятные союзники. Как им удалось поладить?
Могут ли нации сотрудничать друг с другом?

Отсутствие конфликтов также важно, и последний вопрос как раз об этом. Нации не всегда находятся в состоянии войны, так как же они работают вместе и как они могут продолжать работать вместе?

В зависимости от предварительных знаний учащихся, может быть трудно ответить на этот вопрос на раннем этапе. Будем надеяться, что они слышали об Организации Объединенных Наций, так что кто-то может предложить что-нибудь на эту тему. Если они не следят за многими текущими событиями, я менее уверен, что они знают о таких вещах, как НАТО и НАФТА.

Но вы можете направить разговор на причины, по которым страны могут захотеть сотрудничать. В их интересах ли все время драться, или за это приходится платить? Выгодна ли торговля странам и какова связь между торговлей и конфликтами?

Это сложный вопрос, на который есть множество ответов, и политологи обсуждают его десятилетиями. От старой теории баланса сил до теории демократического мира существует множество теорий того, как и почему страны сотрудничают друг с другом. Но, так или иначе, это, пожалуй, самый актуальный вопрос на сегодняшний день.

Как эти основные вопросы о конфликте подходят для вашего класса?

Ну, это ваш выбор. Но вот некоторое понимание того, как я вплетаю эти вопросы в свой класс.

Во-первых, я начинаю год с дня обсуждения этих вопросов. В первые две недели — независимо от того, преподаю ли я World, US или AP Gov — я всегда провожу несколько дней, обсуждая важные вопросы из разных тем. Я хочу получить представление о том, что студенты уже знают и думают, и я хочу, чтобы они думали над этими вопросами до конца года.

Обычно я посвящаю весь урок этим трем важным вопросам. Мы начинаем с мозгового штурма или обмена мыслями в парах по первому вопросу — почему страны идут на войну? После того, как мы обсудим это в течение добрых пятнадцати или двадцати минут и составим хороший список, я перейду ко второму вопросу. Третий вопрос обычно не вызывает большой активности у моих студентов, поэтому я обычно упоминаю его в своем заключении, чтобы рассказать о нем и заставить их задуматься о нескольких вещах. Он появится позже в этом году.

Затем я заканчиваю письменным заданием в качестве домашнего задания. Как правило, я прошу их описать пример времени, когда две страны начали войну, объяснить, почему они начали войну, и аргументировать, была ли это уважительная причина или нет. Это по существу связывает первые два вопроса. Я не ищу обширное эссе — только абзац или два.

В течение года мы снова и снова возвращаемся к этим вопросам. В рамках итогового оценивания в конце каждого раздела я предлагаю учащимся написать один из этих основных вопросов и ответить  , используя информацию, которую они узнали в этом подразделении . Это заставляет их снова заняться вопросом, переоценить то, что они изначально думали, и усвоить новую информацию для своего понимания конфликта и сотрудничества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *