Тренировка эрудиции — MOZGOTREN
Эрудиция по праву считается древним понятием, однако ее значение актуально и по сегодняшний день. Определение эрудированного человека многогранно, однако, оно в обязательном порядке включает образование, или еще чаще – самообразование.
Eruditio – латинское слово, означающее просвещенность или ученость, а само понятие эрудита несет в себе процесс сглаживания своей грубости невежества путем поиска и осмысления новых знаний. Отличие данного понятия от простой образованности в том, что человек самостоятельно ищет новые знания и пополняет свой багаж разносторонне, а не довольствуется одним пройденным курсом или одним направлением.
Осведомленность во многих сферах дает ощущение полноценности образованному человеку и непременно вызывает желание эти знания использовать или, как минимум, посостязаться с похожими людьми и провести самоанализ.
Разностороннее развитие, скорее всего, не принесет практической пользы в материальном измеримом эквиваленте, оно лишь
Где искать знания
Самообразование всегда подразумевает индивидуальный поиск информации, ее обработку и получение определенных знаний. Благо, источников информации огромное множество:
- Книги
- Научные передачи
- Публикации в журналах
- Специализированные форумы
- Интеллектуальные викторины
- Онлайн игры на эрудицию
Последние не только дают новые разносторонние знания, но и позволяют сделать процесс обучения увлекательным и не утомительным. Это, своего рода, тренажерный зал для мозга, где информация максимально сжата и подается в короткие сроки. Такой способ пополнения знаний эффективен, однако не как основной, ведь наш мозг не может длительное время работать с высокой степенью нагрузи.
Платформа Mozgotren.ru представляет отдельный раздел тренажеров для развития эрудиции, благодаря специальным заданиям, можно не только проверить свои знания в различных областях, но и пополнить их новыми. Также не сложно устроить онлайн состязание с друзьями, пригласив и в режим мульти-игры.
Поиск поверхностных знаний для общей эрудированности
Совершенно невозможно иметь глубокие познания во всех известных областях науки, да это и не нужно, ведь для поддержания разговора в любой отрасли, достаточно начально ориентироваться в предмете обсуждения и лишь отдельные случаи требуют глубокого понимания специфики.
Для получения подобных базовых знаний подойдут средства массовой информации, научные телепередачи, некоторые социальные сети, хранящие обширный запас видеоматериалов на различную тематику и разноплановые игры для тренировки эрудиции.
Такие источники в большинстве случаев не предоставляют результатов фундаментальных исследований или все разнообразие теорий, наоборот, дают пользователю знания, представленные тезисно и без доказательств. К таким суждениям всегда стоит подходить осторожно и предпочтительно остановиться на нескольких источниках, не скомпрометировавших себя ложными данными.
Тем не менее, самым быстрым и не тяжелым для мозга вариантом массового потребления информации остаются разного рода викторины и интеллектуальные игры. Они способны «выплеснуть» на участника массу информации в минуту, при этом совершенно разной направленности. Такое времяпровождение не только не утомляет, но и придает энтузиазма и азарта.
Углубленные знания в отдельных темах
Для получения глубоких и фундаментальных знаний, необходимо читать специализированную литературу в виде книг, научных публикаций или обсуждений увлеченных людей на специализированных форумах. Успеть «объять необъятное» во всех направлениях не представляется возможным, поэтому, следует сконцентрировать свое внимание на тех вопросах, которые интересны вам или особо актуальны в конкретных условиях.
Для подачи узконаправленной информации, зачастую используется специфическая терминология и лексика, с которой необходимо ознакомиться изначально. Много бесценных книг вы найдете в местной библиотеке, если же нужной книги не нашлось, поищите ее в онлайн-библиотеке, благо это бесплатно или стоит символически.
Печатные массовые издания также помогут повысить ваш уровень эрудиции, однако к их выбору стоит подходить осторожно и ознакомиться с мнением других увлеченных людей об их достоверности.
Общение на тематических форумах дает не только знания, но и позволяет уловить современные тенденции и взгляды на ту или иную проблему.
Что дает эрудиция современному человеку?
Размышления о тренировке ума и саморазвитии посещают все большее количество людей, и это неспроста. Эту тенденцию диктует современный рынок труда, который все более изменчив с каждым годом. Если в далеком прошлом человек, получив навыки ремесла, мог не беспокоиться о своем будущем, то современный востребованный обществом человек должен быть готов поменять свою профессию несколько раз за жизнь, при том очень в короткие сроки.
Поверхностное понимание многих процессов не делает из человека универсального специалиста, однако, это дает базу для быстрой смены рода деятельности и расширяет спектр возможных вариантов дальнейшей деятельности.
Кроме практических бонусов, эрудиция позволяет расширять свой круг общения. Будучи вовлеченным и интересным собеседником в различных отраслях, возможно завести широкий круг знакомств, что несомненно полезно и с практической точки зрения и в плане пополнения собственных знаний.
Эрудиция имеет влияние на ваш показатель IQ, так как этот тест подразумевает не столько знания, сколько способ нестандартно решить предложенные задачи, разноплановый опыт в разносторонних сферах как нельзя лучше сможет упростить эту задачу. Накопленный поколениями опыт поможет вам предложить свой собственный вариант решения проблемы, однако он будет обоснован фактическими знаниями и реальными примерами.
Эрудированность. Как повысить эрудицию?
Содержание
- Зачем нужна эрудиция?
- Эрудированность — критичный взгляд
- Взгляд на одну проблему со всех сторон
- Какими способами повысить эрудицию?
- Больше пишите
- Уделяйте чтению много времени
Чтобы повысить эрудированность, необходимо применить титанические старания и потратить время.
Как повысить эрудицию и как это проявляется в жизни человека? Термин в переводе с латинского означает «широкие познания, всесторонняя осведомлённость». Часто её путают с образованностью.
Эти слова — синонимы, но эрудированный хорошо образован, а образованный не всегда эрудированный.
Для развития эрудиции следует постоянно пополнять собственные познания, черпая информацию в источниках.
Зачем нужна эрудиция?
Этот вопрос возбуждает обсуждение, вокруг него происходят дискуссии и споры. Одни утверждают, что эрудиты — чудаковатые люди, которые тратят время на ненужное хобби. Желающие все узнать поглощают книги, попадающие на пути, и увлекаются ненужными знаниями.
Они подобны коллекционерам, которые увлеченно гоняются за старыми марками, значками или произведениями искусства. Так же и эрудиты повышают знания, ища новые дороги для этого.
Рассуждая так, представители первой группы отрицательно отвечают на вопрос: нужно ли повышать эрудицию? В представлениях эрудированность — нагромождение знаний, а не способность совершать открытия и гарантировать прорывы в области технологии.
Вторая часть людей отвечает на подобные суждения фразой: кто не образован, тот невежда. В подтверждение этого высказывания они приводят примеры, когда невежество обходится дорого для окружающих:
юрист, который не разбирается законодательных терминах и правилах;
врач, который ставит диагноз по телефону или пропускает признаки и не выявляет вовремя проблемы;
психолог, имеющий поверхностные знания и дающий советы, не вникая в вопрос;
учитель русского, истории, другого предмета, имеющий знания, которые почерпаны только из школьной литературы.
Каждый из подобных случаев имеет в основе недостаток профессиональных знаний и низкий уровень образованности. Эти проблемы в комплексе приводят к неспособности специалиста оценивать ситуацию в критическом спектре. Вследствие этого невозможно найти правильные решения.
Эрудированность — способность мыслить за пределами примитивных объяснений бытия мира. Она ведёт к развитию особого умственного склада.
Эрудированность — критичный взгляд
Зная как повысить эрудированность, вы развивайте собственные способности, что полезно для каждого человека. Увеличение эрудированности одновременно влечет расширение познаний в разных областях.
Но это не главное. Коллекционируя познания из первоисточников, человек может сравнивать, проводить аналогии и оценивать с критической точки зрения. В современной реальности подобный подход очень полезен, так как извне поступает большое количество информации. Важно понимать, что из нее ложь, а что правда. Эрудированные личности сопоставляют сведения, оценивают, проверяют на противоречия и отбрасывают то, что не имеет научного или исторического обоснования.
Взгляд на одну проблему со всех сторон
Символ научного центра Бонна — скульптура, представляющая слона и четырёх слепцов, которые ощупывают с четырех сторон. Один ощупывает ногу, второй хвост, третий — туловище, четвёртый — хобот. И каждый представляет только то, к чему прикасался.
Только собирательный образ позволяет определить, что это слон. Это подтверждает полезность разностороннего развития эрудита. Он умеет смотреть на проблему в целом и оценивать с разных сторон, применяя знания.
Какими способами повысить эрудицию?
Чтобы повысить интеллект, следует интересоваться вопросами в разных сферах и разными способами.
Узнавайте новые слова и их значение.
В школьные годы, в колледже, университете приходится учить новые термины, узнавать понятия, оценивать их в определённой технологии. После выхода и получения диплома этот поток прекращается.
Если вы не ищите нового окружения, новых источников информации, ваш мозг впадает в семиотическое состояние. В мозгу прекращается создание новых связей нейронов, а вместе с этим останавливается развитие интеллекта.
Следует понимать, что узнавая новые слова, нельзя стать эрудированным. Но, рассматривая значение, узнавая цепочку следующих связей, представления о мире претерпевают изменения. Чем больше выявляется связей, тем шире становится кругозор. Поэтому соблюдайте несложные правила.
Запоминайте каждые семь дней 3 новых слова. Простого зазубривания — мало. Следует применять их в разговоре, использовать в письме.
Узнавайте новые синонимы, которые обозначают действия в разных сферах. Например, восстановление здания, восстановление событий. Увидели незнакомое слово? включите интуицию, попробуйте самостоятельно определить значение. Выстройте концепцию слова и только после этого проверьте себя по словарю.
Увеличивайте тезаурус.
Увеличить собственный словарный запас, используя в разговорной речи синонимы. Это разные по звучанию слова, обозначающие одинаковый термин. Причем для «непосвящённого человека» разницы между обозначением синонимами нет.
Только подготовленный человек способен распознать и доходчиво объяснить, чем отличаются тайфуны и цунами, скалы и горы. Для него понятно, что такое смысл, а что такое значение.
В помощь критические и аналитические обзоры.
Изучение мнения компетентных журналистов, политиков и других специалистов позволяет сравнивать собственное суждение и делать выводы о правильности.
Если изначально вы изучите вопрос самостоятельно, то станут доступными сразу 3 мнения:
первоисточника;
компетентного специалиста;
собственное.
Ищите в Сети сайты
в Интернете имеются ресурсы, созданные для профессионалов. Они позволяют:
расширить кругозор;
выстроить объективную картину мироздания;
критически мыслить;
проводить сравнение.
Больше пишите
Уделяйте время письму, причём берите только определённые темы: философские, художественные, научные.
Выражая мысли на бумаге человек структурирует предложения, выстраивает логические цепочки. Через письмо вы определите, в чем ваши сильные стороны и в чём следует подтянуть знания.
Уделяйте чтению много времени
Выбирайте книги с увлекательными сюжетами, чтобы проснулся интерес. Выбирайте книги, где описаны научные эксперименты, где изложены мысли философов на злободневные темы. Для поднятия эрудированности подходит художественные произведения. Выбирайте развивающие издания с логическими заданиями. Зубрите стихи и цитаты из прозы.
Степень эрудированности напрямую связана со степенью интеллектуального развития. Учитесь воспринимать информацию, надолго её запоминать и использовать в собственной жизни.
Как повысить эрудицию, повысить общую эрудицию :: Блог Викиум
Нужна ли нам эрудиция? Сегодня споры и дискуссии вокруг ответа на этот вопрос не утихают.
Одна сторона участников уверена, что эрудиция — это что-то вроде эксцентричного хобби, которое можно назвать «Хочу все знать!». Те, кто попадает в объятия этого увлечения, хотят постоянно расширять горизонты своих знаний и, как истинные книголюбы, без разбора «пожирают» все книги, которые им попадаются. Кто-то коллекционирует значки или штампы, а эрудиты охотятся за новыми знаниями и бесконечно ищут новые способы повысить свою эрудицию.
Итак, ответ первой группы на вопрос, нужна ли эрудиция, скорее отрицательный. Они считают эрудитов всего лишь носителями избыточных знаний, а вовсе не умными людьми, способными генерировать новое, совершать научные открытия, обеспечивать технологические прорывы.
Вторая группа отвечает своим оппонентам известной фразой «Не любишь образование, попробуй невежество!». И приводят массу примеров, когда невежество действительно дорого обходится людям:
• врач, не поставивший своевременный диагноз,
• учитель истории или литературы, чьи знания ограничиваются школьным учебником,
• юрист со слабыми знаниями в правовой сфере
• психолог, проводящий диагностику» по телефону»…
В каждом таком случае часто имеет место не только непрофессионализм, но и низкий уровень общей образованности, приводящий к неумению критически оценивать ситуацию и выбирать соответствующие инструменты для анализа и коррекция.
Собственно, эрудиция в первоначальном значении этого слова означала «за пределами невежества или грубости» (ex-ruide). Другими словами, обладание таким огромным объемом знаний, который не позволяет примитивно и наивно объяснять устройство мира. Значит, это приводит к развитию особого мышления!
У эрудита критический взгляд на мир
Повышение эрудиции ведет к расширению знаний в различных областях и научных дисциплинах, что само по себе уже полезно для любого человека, ориентированного на умственное развитие и личностный рост. Но есть еще одно уникальное следствие развитой эрудиции: сбор знаний из разных источников позволяет сопоставлять их друг с другом, сопоставлять и критически оценивать.
Сегодня такой критический взгляд на мир полезен как никогда. Шквал информации, который обрушивается на нас ежедневно, постепенно делает нас терпимее к своему обману. Мы не успеваем его проверить и «проглотить», подавляя свои сомнения в его подлинности.
Эрудированные личности совершенно иначе оценивают информацию. Например, сравнивая, как описывается один и тот же факт (например, историческое событие) в разных источниках, легко выявляют нестыковки и противоречия. Так что их «обильное» знание истории помогает им своевременно отбрасывать информацию, написанную с недостаточной научной достоверностью.
Эрудиты смотрят на слона с разных сторон
В Боннском научном центре, внутри парковой зоны, находится скульптура, символизирующая научную объективность — слон, которого с четырех сторон трогают четверо слепых. Один касается ноги слона, второй — хобота, третий — хвоста, а четвертый держит руку над телом слона. Эта скульптура является иллюстрацией к известной притче о споре четырех слепых о том, как выглядит слон, где каждый из них повторял то, к чему прикасался:
«Слон — широкая колонна!»
«Слон — это толстый гибкий шланг!»
«Слон — это маленькая веревка!»
«Слон — грубая стена!»
И только если собрать вместе все четыре изображения, можно понять, что такое слон. И эрудиты, как правило, лучшие в этом.
Или другой пример. Как вы ответите на вопрос о сознании. Если вы не используете этот термин как профессионал, то, скорее всего, просто скажете, что этот человек отличается от животного. Возможно, вы используете в своем ответе такие слова, как «мышление», «понимание» и «осознание», как близкие по смыслу или даже синонимы.
Но профессионалы ответят на этот вопрос по-разному. Философ отмечает, что сознание может быть общественным и личным. Врач скажет, что вы можете потерять сознание или остаться в бессознательном состоянии. Адвокат укажет, что важно учитывать, достиг ли подозреваемый сознательного возраста. Психолог соединит сознательное и бессознательное.
Эрудит обычно способен рассматривать категорию сознания со всех этих точек зрения.
Как повысить общую эрудицию
Итак, если вы поставили такую цель, то возьмите на вооружение следующие рекомендации.
1. Учить новые слова
В школе и институте вы почти каждый день учили новые термины, знакомились с научными понятиями и категориями, рассматривали их в контексте конкретной теории или технологии. Вместе с окончанием обучения прекратился и поток новых слов-символов в ваше сознание. Вы всегда находитесь в одном и том же семиотическом пространстве, не давая своему мозгу повода для образования новых нейронных связей, а значит, и для развития своего интеллекта.
Выученные новые слова не делают человека эрудированным автоматически, но ведь целая цепь их родственных связей после нового понятия. Эти ссылки реструктурируют ваш взгляд на мир. Чем больше таких связей, тем активнее когнитивная простота мышления сменяется когнитивной сложностью.
Какие конкретные действия стоят за этим советом:
• Ставьте задачу каждую неделю учить и запоминать 3 новых слова. И не просто запоминать, а использовать их в устной и письменной речи.
• Ищите и учите слова, обозначающие разные действия в разных областях знаний, например, ремонт зданий и реконструкция событий. Встречая незнакомое слово, не спешите искать его значение в словаре. Постарайтесь сами понять, что оно означает, и только потом проверяйте правильность своих рассуждений или догадок.
• Читайте техническую и научную литературу и стремитесь понять не только значение нового термина, но и то, с какими другими понятиями и категориями он связан.
2. Расширьте свой тезаурус
Тезаурус — это ваш индивидуальный словарь. Его можно увеличить за счет практики использования синонимов в своей речи. Синонимы относятся к разным по звучанию, но одинаковым по значению словам (примеры: открывать и находить, исследовать и изучать). Используя синонимы, вы можете разнообразить свою речь.
Более того, синонимы часто означают одно и то же только для неподготовленного человека, а эрудированный легко объяснит вам разницу, например, между:
3. Читать аналитические статьи и критические обзоры
Такое чтение позволит вам сравнить свое представление о вопросе с комментариями компетентных специалистов.
В результате вы получаете три точки зрения:
Критические рецензии особенно полезны, чтобы помочь вам увидеть уязвимые места в логике автора анализируемого произведения, и самостоятельно сравнить две точки зрения. Такая деятельность превращает чтение из пассивного потребления информации в умственную работу, которая называется сравнительным анализом.
4. Посещайте специальные сайты для улучшения своих знаний
Разумеется, речь идет о сайтах, предназначенных для профессионалов. Там вы сможете не только расширить свои знания, но и потренироваться, чтобы развить умственные способности эрудита:
5. Пишите больше, чем обычные люди
Начните писать тексты на определенную тему. Но не отечественный и не популярный. Напишите что-нибудь научное или философско-художественное! Письмо позволяет структурировать мысли, укладывает их в определенную логику.
Написанный текст является отражением вашего сознания, поэтому вам будет легче определить, что у вас хорошо получается, а что еще является зоной вашего ближайшего развития.
6. Подробнее!
И пусть это будут не просто книги с интересными историями. Читайте описания научных экспериментов, философских рассуждений и серьезной фантастики.
Пожалуй, это будет главная рекомендация каждому стать настоящим эрудитом.
Сколько бы ни шутили про эрудитов, и как бы пафосно ни говорили о них снобы, эрудиты всегда остаются востребованными в рабочей среде и в минуты отдыха.
Недаром одна из важнейших ролей в управленческой или проектной команде называется «эксперт» — носитель разноплановых знаний, хорошо ориентирующийся в различных областях и потому способный точно подсказать, где искать ответы на сложные вопросы, стоящие на пути к командной цели.
Эрудиция и интеллект: почему они работают только вместе
В жизни можно найти массу примеров людей, которые читают много книг, пополняют свой словарный запас новыми словами, интересуются разными вещами, знают много любопытной информации . Но, начиная общаться с этими людьми, в глаза бросается волнующий факт: уровень познавательных способностей этих людей оставляет желать лучшего.
Да, несложно найти какую-то информацию, запомнить ее, а потом рассказать кому-нибудь в разговоре. Но делать собственные выводы на основе полученных данных, предварительно их критически оценив и проанализировав, это принципиально другой уровень.
То же самое относится к самостоятельному поиску ответов на всевозможные вопросы, которые не могут быть получены из имеющихся знаний, таких как прочитанные статьи и книги, просмотренные документальные фильмы и передачи, посещенные лекции и семинары. Некоторые люди совершенно не способны использовать имеющуюся у них информацию с практической пользой для себя.
Между тем может быть и другая ситуация: перед нами вполне интеллигентный человек с высоким интеллектом, но, несмотря на это, из его уст мы слышим какую-то возмутительную чушь, а выводы он делает неверные или даже абсурдные. Мы могли бы списать это на «некомпетентность» человека, но мы понимаем (и даже знаем наверняка), что он не дурак. У него острый ум и масса ценных навыков и умений.
Сталкиваясь с такими вещами, можно только поднять руки, ведь как это бывает: либо эрудированный, начитанный и знающий человек плохо соображает, либо умный и остроумный человек говорит какую-то ерунду? Но если подумать, то нетрудно увидеть, что противоречия нет. В этой статье газета помогает компании подробно рассказать о том, почему эрудиция и интеллект работают только вместе.
Причины «противостояния» эрудиции и интеллекта
Не ошибемся, если скажем, что человеческий разум представляет собой очень сложную структуру, которая состоит из целого комплекса компонентов, одним из которых является как раз интеллект и эрудиция (и они относятся к категории первичных). Кратко их можно охарактеризовать следующим образом:
• интеллект – способность человека обрабатывать информацию;
• эрудиция – способность человека усваивать и воспроизводить данные (продукт памяти).
В идеале обе эти способности должны быть развиты в одинаковой степени. Но есть ли хоть один совершенный человек среди людей? Мы думаем, что нет. Помимо всего прочего, у каждого человека есть уникальная личность, формирующаяся и развивающаяся в определенных условиях. Поэтому бывают ситуации, когда у одного человека более развит интеллект, а у другого – эрудиция.
Стоит отметить, что это происходит как с умственными способностями, так и с физическими. Например, некоторые люди могут пробежать стометровку за несколько секунд, но не могут поднимать тяжелые веса, а некоторые могут поднять 120-килограммовую штангу, но им лучше не совершать спринты.
Человек будет постоянно активно развивать только те способности, на которые он обращает внимание. Тренируя мышцы, можно добиться огромной силы, а бег и развитие дыхательной системы позволяют развить завидную выносливость. Здесь нет ничего сложного.
У каждого есть предрасположенность к развитию определенной характеристики физического тела или ума. Но все же самое главное в любом начинании – это регулярные и систематические тренировки. Лежа на диване и смотря телевизор, глупо мечтать о чемпионском титуле по боксу или о покорении горных вершин. И с умственными способностями ситуация такая же.
Люди, обладающие прекрасной эрудицией и широким кругозором, но отличающиеся слабо развитыми мыслительными способностями, часто обладают прекрасной памятью, но низким уровнем интеллекта. Как правило, это происходит потому, что у них нет высокого IQ или каких-либо других способностей, и они даже не пытаются их развивать, а используют то, что есть: воспринимают информацию и усваивают ее в готовом виде. Получается, что они тренируют память, но забывают об интеллекте.
Ситуация прямо противоположная для тех, кто обладает природным умом и хорошим мышлением, но с очень небольшими знаниями. Эти люди прекрасно мыслят и могут делать выводы, но при ограниченной информации они не могут объективно проанализировать правильность своих доводов и выводов. Их выводы соответствуют тому, что они знают.
После всего сказанного некоторые могут подумать: «Что в этом такого: люди разные, у всех разные способности, у всех ведь разные потребности и желания. Так почему бы не позволить людям быть теми, кто они есть? Мы никого не призываем сразу меняться в ту или иную сторону (каждый волен делать свой выбор). Однако все же хотим отметить, что эрудиция без интеллекта и ум без эрудиции могут сыграть человеку на руку.
Что плохого в эрудиции без интеллекта
Если компоненты разума развиты неравномерно, это может негативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях. Первое, что нужно отметить здесь, это переоценка способностей. Когда человек своей эрудицией производит впечатление уверенного в себе, мудрого человека, он подвергает себя риску не справиться с поставленными перед ним задачами, если они требуют от него развитого интеллекта и способности к синтезу информацию, а не просто повторять то, что известно.
Если все хорошо, то ситуация стандартная. Он не требует использования каких-либо новых инструментов. Человек с развитой эрудицией и неразвитым интеллектом качественно выполнит стоящую перед ним работу. Но в случае необходимости использования нестандартного подхода или неизвестных такому человеку инструментов возникают серьезные трудности.
С другой стороны, эрудиция без интеллекта нередко приводит к отсутствию критического подхода. Когда человек усваивает информацию без тщательного ее анализа, он проявляет чрезмерное доверие к ее источнику и легко поддается влиянию экспертов и авторитетов.
Действительно, что-то в этом роде свойственно всем нам (например, ни один ученый не может разбираться во всех науках, а столкнувшись с чем-то, выходящим за рамки его компетенции, он будет доверять другим авторитетным ученым). Тем не менее, полное отсутствие критического мышления может порождать слепую веру. А последнее, как показывает практика, зачастую далеко от действительного положения дел.
Что плохого в интеллекте без эрудиции?
Люди с высоким интеллектом, но небольшими знаниями и слабой эрудицией склонны к заблуждениям. Да, такие личности могут быстро найти решение практически любой нестандартной проблемы, чтобы выйти из сложной ситуации. Тем не менее их выводы во многих случаях оказываются ошибочными.
Когда человек оперирует недостаточной информацией по какому-либо вопросу, он создает препятствия для объективной оценки. Отсутствие в его картине мира некоторых вещей приводит к заведомо необъективным выводам, и во многих ситуациях именно они могут сыграть решающую роль.
Неверные или неверные выводы заводят в тупик и самого человека и тех, с кем он взаимодействует, что может быть опасно. За примерами далеко ходить не надо: можно вспомнить представления людей о плоской Земле, средневековые поверья в то, что люди, умеющие лечить травами, являются приспешниками дьявола, или флогистонную теорию горения, утверждающую, что все вещества содержат флогистон, чувство который улетучивается при горении.
Знающие, но необразованные люди (кстати, советуем прочитать нашу статью «Проблемы высокого IQ») дают старт провальным проектам, открывают обреченные на провал дела, развивают идеи, не выдерживающие никакой критики. А все из-за недостатка имеющихся у них знаний, не учитывающих тонкости и нюансы. При этом такие люди предпочитают не пользоваться чужой помощью, потому что уверены, что все знают.
Несложно сделать вывод, что две рассмотренные выше крайности могут вызывать различные нежелательные изменения во всех сферах жизни человека, начиная с домашнего хозяйства и отношений с партнерами, заканчивая карьерой и бизнесом. Оглянитесь вокруг: жизнь полна примеров, когда «перекос» в развитии эрудиции и интеллекта привносит в жизнь людей массу проблем и неприятностей.
Есть ли выход?
Не будем преувеличивать цвета — эрудиция без ума и интеллигентность без эрудиции — это не приговор, а выход из ситуации есть. Для начала нужно понять, что эти составляющие ума должны быть в равновесии друг с другом. Нужно стараться не допустить, чтобы одно начало доминировать над другим. Как этого добиться?
Когда вы получаете новые знания, усваиваете и обрабатываете их, то сравниваете с уже известными, делаете соответствующие выводы и синтезируете в голове дальнейшую информацию. Проще говоря, думать в прямом смысле этого слова – думать, думать, обдумывать.
Также стремитесь не просто получать знания и «хранить» их в кладовой своего ума, не обдумывать в десятый раз то, что вы уже обдумали и что уже знаете. Комбинируйте формы интеллектуальной деятельности.
Вы узнали что-то новое – ваша задача не запомнить – критически оценить, сделать свой анализ, задать несколько вопросов, чтобы что-то уточнить, глубже понять смысл и понять причины.
Каждый, кто узнает себя в чем-то, упомянутом в статье, должен сформировать привычку рассуждать о чем-то. Это значит находить уточняющие факты, расширять свои знания и тренировать память. Плюс по возможности желательно применять то, что знаешь, хотя бы изредка, на практике. Это позволит вам углубить свои знания и сделать новые выводы, чтобы получить реальную пользу.
Гении есть, но их очень мало. Однако каждый человек может значительно расширить свои знания, активировать новые способности, приобрести интересные умения и навыки, необходимые в жизни. Это позволит гармоничному развитию эрудиции и интеллекта, в результате чего возникает и сбалансированная жизнь, успех, достижение целей и хорошие отношения с окружающими.
И, конечно же, никогда нельзя забывать о развитии мышления (напомним, что об этом мы подробно говорили в статье «Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее»), заботиться о сохранении ясного ума и интеллекта, вести образ жизни, позволяющий предотвратить деградацию ума.